§29. Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека
































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Оборудование: таблицы из серии “Насекомые – вредители растений и способы борьбы с ними”, коллекции вредных насекомых, презентация.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (тест).

1. К общественным насекомым относят:

А) муравьев

В) бабочек

2. Приспособление к сбору пыльцы у медоносной пчелы –

А) грызуще-лижущий ротовой аппарат

Б) пяточки и корзиночки

В) обтекаемая форма тела

Г) крылья

3. Пчела, обнаружившая нектар, сообщает о его местонахождении другим пчелам:

А) звуками

Б) пением

В) танцами

Г) жужжанием

4. Муравьев охраняют, так как они:

А) уничтожают вредителей лесов и их личинок

Б) поедают семена

В) являются хорошими опылителями растений

Г) поедают тлей

5. Грена тутового шелкопряда – это:

А) куколка

Б) гусеница

В) взрослая особь

Г) кокон с яйцами шелкопряда

(Ответы: 1-А, 2-Б, 3-В, 4-А, 5-Г)

III. Изучение новой темы.

Учитель объявляет тему урока. Предлагается просмотр презентации. Изучение материала происходит в процессе беседы, рассказа учителя или выступления учеников, предварительно подготовивших доклады по теме. В ходе работы учащимися заполняется таблица в тетради.

Отрицательное значение насекомых для человека

Учитель предлагает подумать, а какие методы можно использовать для борьбы с вредными насекомыми. В процессе беседы выясняется, что предложенные варианты можно разделить на четыре группы:

Методы борьбы человека с вредящими ему насекомыми

IV. Закрепление материала.

Установите соответствие:

Переносчики болезней:

А – Мухи.

Б – Комары малярийные.

В – Слепни.

Г – Оводы.

Биологические помощники человека:

Е – Божьи коровки.

Ж – Жужелицы.

З – Муравьи.

  1. Кровососущие насекомые, живущие на коже птиц, млекопитающих, человека.
  2. Мухи, личинки которых наносят вред различным копытным животным.
  3. Пестро окрашенные небольшие жуки с полукруглым телом, уничтожающие в большом количестве тлей.
  4. Общественные перепончатокрылые насекомые, истребляющие вредителей леса.
  5. Кровососущие двукрылые насекомые, личинки которых развиваются в воде.
  6. Приносит вред человеку, т.к. переносит на лапках возбудителей опасных болезней.
  7. Семейство насекомых отряда двукрылых. Хоботок колюще-лижущий, легко прокалывает кожу позвоночных. Укусы болезненны, личинки развиваются в воде, почве. Хищники.
  8. Тело продолговатое, усики нитевидные, ноги длинные, бегательного типа. Уничтожают огромное количество вредных беспозвоночных.

(Ответы: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-З, 5-Б, 6-А, 7-В, 8-Ж)

V. Домашнее задание.

§ 29, вопросы после параграфа.

Литература

  1. Иванова Т.В. Тесты. Биология. 6-11 кл. – М.: Олимп, Издательство Астрель, Издательство АСТ, 2001. – 336 с.
  2. Константинов В.М. , Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – М: Вентана-Граф, 2005. – 304 с.
  3. Пименов А.В., Пименова Е.А. Биология: Дидактические материалы к разделу “Животные”. 7-8 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. – 208 с.
  4. Степанов И.А. Тестовые задания по биологии. Зоология. 7-8 класс. – М: Новый учебник, 2001. – 96 с.

Насекомое с полным превращением (с метаморфозом) проходит в своём развитии четыре стадии: яйцо - личинка - куколка - взрослое насекомое (имаго) .

Обрати внимание!

Отряды насекомых с полным превращением: бабочки (чешуекрылые), жуки (жесткокрылые), двукрылые, перепончатокрылые, блохи.

Большинству видов насекомых свойственно развитие с полным превращением. У насекомых с полным превращением (бабочек, жуков, мух, ос, муравьёв) личинки совсем не похожи на взрослых особей. У них отсутствуют сложные глаза (есть только простые глазки, или органы зрения совсем отсутствуют) часто отсутствуют усики, нет крыльев; тело чаще всего червеобразное (например, гусеницы бабочек).

У насекомых с полным превращением личинки часто обитают совсем в других местах и питаются иной пищей, чем взрослые насекомые. Это исключает конкуренцию между разными стадиями одних и тех же видов.

Личинки насекомых с полным превращением несколько раз линяют, растут и, достигнув предельных размеров, превращаются в куколку . Куколка обычно неподвижная. Из куколки выходит взрослое насекомое.

Посмотри видео, которое демонстрирует выход бабочки Монарха из куколки.

Отряд Бабочки, или Чешуекрылые

Бабочки отличаются от других насекомых в основном двумя признаками: чешуйчатым покровом крыльев и сосущим ротовым аппаратом , свёрнутым спиралью.

Бабочек называют Чешуекрылыми потому, что на крыльях у них находятся мелкие хитиновые чешуйки . Они преломляют падающий свет, создавая причудливую игру оттенков.

Окраска крыльев бабочек помогает им узнавать друг друга, маскирует в траве и на коре деревьев или предупреждает врагов, что бабочка несъедобна.

Ротовой аппарат у бабочек сосущий - это свёрнутый в спираль хоботок. Питаются бабочки нектаром цветков.

У личинок бабочек (гусениц) грызущий ротовой аппарат, они питаются тканями растений (чаще всего).

При окукливании гусеницы некоторых бабочек выделяют шёлковые нити. Шёлковая нить выделяется особой шёлкоотделительной железой, расположенной на нижней губе гусеницы.

Отряд Жуки, или Жесткокрылые

У представителей этой группы плотные жёсткие надкрылья, прикрывающие вторую пару кожистых крыльев, при помощи которых они летают. Ротовой аппарат грызущий.

Среди жуков много растительноядных, есть хищники и падалееды.

Жуки живут в наземно-воздушной среде (на растениях, поверхности земли, в почве) и в воде.

Личинки жуков бывают и очень подвижными хищниками, живущими открыто, и малоподвижными, похожими на червей, живущими в укрытиях и питающимися растениями, грибами, иногда разлагающимися остатками организмов.

Отряд Двукрылые

Эти насекомые имеют только одну пару крыльев. Вторая пара сильно редуцирована и служит для стабилизации полёта. К этой группе относятся комары и мухи. Они обладают колюще-сосущим или лижущим ротовым аппаратом. Некоторые двукрылые питаются пыльцой и нектаром цветков (мухи-сирфиды), есть хищники (ктыри) и кровососы (комары, мокрецы, мошки, слепни). Их личинки обитают в разлагающихся остатках выгребных ям, компостов (комнатные мухи), в воде (комары и мошки) или ведут бродячий образ жизни и охотятся на мелких насекомых.

Отряд Перепончатокрылые

Группа включает таких хорошо известных насекомых, как шмели, осы, пчёлы, муравьи, пилильщики, наездники. У них имеется по две пары перепончатых крыльев (у некоторых крылья отсутствуют).

Систематическое положение класса, деление на отряды и семейства.

Насекомые - высшие беспозвоночные.

Класс насчитывает более 1 млн. видов.

Среда обитания : почва, воздушно-наземная, организмы других живых существ

Тело разделено на отделы : голова, грудь, брюшко.

Грудной отдел состоит из трёх сегментов; каждый несёт одну пару ног. Следовательно, для насекомых характерно наличие 3 пар конечностей. Второй и третий сегменты, кроме того, могут нести по паре крыльев. У некоторых насекомых обе пары крыльев хорошо развиты, но известны и бескрылые насекомые. Брюшко состоит из 6 - 12 сегментов. Тип сложно устроенного ротового аппарата насекомых определяется способом питания и может быть грызущий (жуки), сосущий (бабочки), колюще - сосущий (вши), лижущий (мухи).

Покровы тела и мышечная система : имеют хитинизированный покров, под которым залегает однослойный гиподермальный эпителий. Кожа богата разнообразными железами: пахучими, восковыми, линочными и т.д. Мышцы поперечно-полосатые.

Пищеварительная система : рот, глотка, пищевод, зоб, желудок, средняя кишка, задняя кишка заканчивается анусом. Имеются слюнные железы и железа выполняющая функции печени и поджелудочной железы. Переваривание и всасывание пищи происходит в средней кишке.

Органы дыхания : трахеи.

Органы выделения : мальпигиевы сосуды и жировое тело.

Органы кровообращения : кровеносная система незамкнутая, трубчатое сердце и аорта расположены на спинной стороне. В связи с тем, что имеется разветвленная сеть трахей, кровеносная система развита слабо и лишена функции переносчика кислорода . По сосудам циркулирует гемолимфа .

Нервная система : брюшная нервная цепочка с сильно выраженной тенденцией к концентрации ганглиев в головном отделе, так надглоточный ганглий преобразован в «головной мозг», имеющий три отдела (передний, средний, задний). Имеются органы чувств: глаза (фасеточные, но могут быть и простые), равновесия, вкуса, осязания и обоняния, у некоторых - слуха.

Половая система : насекомые раздельнополые, часто выражен половой диморфизм . Гонады парные (у самок яичники, у самцов семенники). Размножение половое: с оплодотворением или партеногенетическое. Развитие не прямое: с полным метаморфозом (стадии: яйцо - личинка - куколка - имаго) или неполным метаморфозом (стадии: яйцо - личинка - имаго).

Практическое значение насекомых очень велико : опылители цветковых растений, участвуют в процессах почвообразования и т.д.

Среди насекомых, имеющих медицинское значение, выделяют следующие группы:

Класс Насекомые делится на большое число отрядов.

Распространение : повсеместное

Морфология: Тело его сплюснуто в дорсальном направлении и покрыто сильно растяжимым хитиновым покровом. Крылья полностью редуцированы. На человека клопы нападают ночью, а день проводят в укрытиях - в мебели, за обоями. Слюна постельного клопа содержит ядовитый секрет, поэтому его укусы болезненны, перенос постельным клопом возбудителей каких либо инфекционных болезней не доказан.

Медицинское и эпидемиологическое значение:

Местно при укусе: гиперемия , отек, зуд, волдыри. Поглощают за 1 раз до 7 мл крови. На человека способны также нападать клопы, живущие на птицах, млекопитающих - возможно при этом передаются вирусы, вызывающие орнитозы . В тропических странах клопы могут передавать трипаносом и ряд других возбудителей заболеваний.

Профилактика : санитарная обработка жилищ.

Калиева Бибигуль Сериковна учитель биологии, сертифицированный учитель II(основного) уровня, КГУ «Гимназия», Костанайская область, город Житикара

Урок № 35 Класс: 7 Дата проведения: ________________

ТЕМА : Вредители лесных и сельскохозяйственных растений среди представителей этих отрядов. Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопряда. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний.

Цель методическая: Развитие познавательного интереса к предмету, естественно научной грамотности через призму семи модулей программы для повышения качества обучения.

Лаб.раб. № 5 «Изучение коллекций вредителей сада и огорода. Изучение насекомых – вредителей».

Образовательные.

Выяснить роль в природе и жизни человека этих насекомых.

Продолжить формирование умений работать с учебником, текстом.

Развивающие.

Развивать интерес к энтомологии.

Развивать зрительную память.

Развивать умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы.

Развивать умения учебного труда, т.е. приемов наблюдения.

Воспитывающие.

Воспитывать положительное отношение к учебному труду.

Воспитание экологической грамотности.

Тип урока : комбинированный

Педагогические технологии : критического мышления, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения

Приемы, методы: активные методы в обучении,приемы, стратегии критического мышления.

Оборудование : интерактивное оборудование, презентация , таблицы из серии “Насекомые – вредители растений и способы борьбы с ними”, коллекции вредных насекомых.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

Орг. Момент

Стадия вызовая

1.Формирование групп- интерактивная игра «Стикеры».

2.Разработка правила работы в группах

3. раздаются листы оценивания- с этапами работы урока

4. выбрать наблюдателей в группе

5. выбрать оценщиков в группе

    Под музыку учащиеся выбирают стикера и рассаживаются по группам, согласно выбранного цвета

    Повторяем правила работы в группе

4.загадки

Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настаёт,
Тогда перестаёт.
( муха)

Продолжаем изучать насекомых

Цель- повторение отрядов насекомых

5 прием Зиг-Заг

Прослушивание и коррекция ответов.

Прием Зигзаг (систематическое положение отрядов насекомых в империи клеточных)

Индивидуальная, парная работа

Понимание

6. Повторение материала

Заполнение таблицы

Работа в группе заполнить таблицу- шаблоны у каждой группе

ПРЯМОКРЫ-ЛЫЕ

ДВУКРЫЛЫЕ

ЖЕСТКОКРЫ-ЛЫЕ

ЧЕШУЕКРЫ-ЛЫЕ

ПЕРЕПОНЧА-ТОКРЫЛЫЕ

Работа в группах

7.прослушивание ответов спикеров .

Выступление спикеров

Выступление спикеров

Применение

8. создайте Схему по типам развития насекомых, впишите отряды, представителей.

Работа групп

Прослушивание спикеров

Работа в парах, группах

Физкультминутка

Видишь, бабочка летает

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

(Г. Виеру)

Учащиеся под музыку выполняют зарядку.

Все учащиеся одновременно

9. демонстрация картинок насекомых

Цель: выйти на тему урока

10. прием Думай в паре –делись

Составить таблицу о насекомых вредителях и возбудителях заболеваний

Записывают тему урока. Оформление Л.Р.№5

Отрицательное значение насекомых для человека

Представители

Значение, примеры

Прямокрылые

Азиатская саранча уничтожает урожай на больших территориях

Тли

Угнетают развитие растений, могут переносить вирусные заболевания растений

Клопы

Вредная черепашка высасывает содержимое несозревших зерен. Постельный клоп является переносчиком заболеваний, причиняет беспокойство

Жуки

Личинки свекловичного долгоносика питаются корнями свеклы, колорадский жук и его личинки снижают урожай картофеля. Личинки жука-долгоносика – яблоневого цветоеда – уничтожают завязи яблонь. Личинки жуков-короедов и жуков-усачей – вредители деревьев

Бабочки

Гусеницы капустной белянки повреждают листья капусты; яблонной плодожорки – портят плоды яблонь; непарного шелкопряда – наносят вред растениям сада и леса. Гусеницы соснового шелкопряда вредят сосне; платяной моли – портят изделия из шерсти

Перепончатокрылые

Личинки пилильщиков объедают хвою деревьев; рогохвостов – питаются древесиной, повреждая деревья

Двукрылые

Тараканы

Черные тараканы и прусаки загрязняют экскрементами продукты питания, могут переносить болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Иногда их выделения вызывают аллергию

Вши

Переносчики сыпного и возвратного тифа

Блохи

Переносчики чумы, туляремии, сыпного тифа

Работа в группе

11.Прослушивание спикеров

12. Выполнение заданий ПИЗа

13. из предложенного текста выберите способы борьбы с насекомыми.

14. Выполнение тестирования

Защита спикеров

Решите биологическую задачу.

А. Если побеспокоить гусеницу капустной белянки, то она начинает выделять изо рта едкую жидкость. Какое значение имеет такая особенность поведения гусеницы?

(

Б. Наиболее распространенным на Земле видом является комнатная муха. Доказано, что первоначально это насекомое обитало в тропических широтах, а наилучшая температура для размножения мухи +25 градусов. Какие особенности биологии комнатной мухи позволили насекомому широко распространится на Земле, в том числе и в северных широтах?

В. Нередко можно услышать мнение: «Неужели современная наука не может найти средств для уничтожения комаров, ведь они приносят столько неприятностей людям и животным?» Представьте себе, что такое средство найдено. Правильно ли поступит человек, если воспользуется им? Почему?

Переносчики болезней:

А – Мухи.

Б – Комары малярийные.

В – Слепни.

Г – Оводы.

Д – Вши.

Биологические помощники человека:

Е – Божьи коровки.

Ж – Жужелицы.

З – Муравьи.

    Кровососущие насекомые, живущие на коже птиц, млекопитающих, человека.

    Мухи, личинки которых наносят вред различным копытным животным.

    Пестро окрашенные небольшие жуки с полукруглым телом, уничтожающие в большом количестве тлей.

    Общественные перепончатокрылые насекомые, истребляющие вредителей леса.

    Кровососущие двукрылые насекомые, личинки которых развиваются в воде.

    Приносит вред человеку, т.к. переносит на лапках возбудителей опасных болезней.

    Семейство насекомых отряда двукрылых. Хоботок колюще-лижущий, легко прокалывает кожу позвоночных. Укусы болезненны, личинки развиваются в воде, почве. Хищники.

    Тело продолговатое, усики нитевидные, ноги длинные, бегательного типа. Уничтожают огромное количество вредных беспозвоночных.

(Ответы: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-З, 5-Б, 6-А, 7-В, 8-Ж)

Рефлексия

Заполнение рефлективных карт

Заслушивание наблюдателей,

Оценщиков.

– Что нового узнал на уроке?
– Где испытывал трудности?
– Что понравилось на уроке?
– Что не понравилось на уроке?
– Где пригодятся эти знания?

Итог урока

Сдача листов оценивания.

5 4 3

Само, взаимооценивание.

Анализ наблюдателей

Заполнение рефлективных карт

Источники, оснащение и оборудование:

Бумага, ручки и т.д. интерактивное оборудование, маркеры, готовые микропрепараты, рабочие тетради, учебники, по возможности интернет ресурсы.

Последующие задания и чтение

А. Учебник 7кл,§ 43,с168,конспект Составить таблицу о способах защиты насекомых вредителей

В. Повторите материал по изученной теме составьте задания из 10 вопросов;

Творческая работа - найти интересные факты о насекомых ;

Составить сравнительную таблицу по типу членистоногие

Задания опережающего характера: составьте 5 вопросов в порядке усложнения.

Составить логико- смысловую схему ОТРЯДЫ НАСЕКОМЫХ? В ТЕТРАДИ И НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ

Мини сочинение «Любил бы я лето, когда б... не комары да мухи...»

Анализ и оценивание урока

На каждом этапе проводить оценивание, вносить в общую таблицу.

Самоценивание,

суммативное взаимооценивание, формативное -жестами пальцев(учащимися), стикерами, критериально,формативно оценивание учителем в течении урока, и суммативное после проведения тестирования.

Изменения к уроку

Провести наблюдение за учениками А,В.С.

Приложения Приложение 1

Определительная таблица отрядов насекомых

1) Крыльев одна пара. Задняя видоизменена в жужжальца отряд Двукрылые

Крыльев две пары…………………………………………………………………………….2

2) Крылья обеих пар перепончатые…………………………………………………………..3

Передняя и задняя пары крыльев отличаются друг от друга строением…………………7

3) Крылья прозрачные………………………………………………………………………...4

Крылья непрозрачные, густо покрытые чешуями; ротовые органы в виде спирально закручивающегося хоботка……………………………… отряд Чешуекрылые (бабочки)

4)Передние и задние крылья приблизительно одинаковой длины…………………………5

Передние и задние крылья различной длины………………………………………………6

5) Крылья богаты жилкованием; голова с большими глазами и короткими усиками; грызущий ротовой аппарат; удлиненное тонкое брюшко (его длина превосходит

ширину в 5-10 раз) ………………………………………………………. отряд Стрекозы

Ветви жилок у края крыльев явственно раздвоены; усики расположены

между глазами ……………………………………………………… отряд Сетчатокрылые

6) Задняя пара крыльев сцеплена с передней и меньше ее, в состоянии покоя крылья складываются вдоль тела, часто имеют жало………………… отряд Перепончатокрылые

Задняя пара крыльев часто значительно короче передней; тело удлиненное с мягкими покровами; ротовые органы редуцированы; брюшко, кроме пары длинных многочленистых церков, часто имеет сходный с ними непарный хвостовой придаток; во взрослом состоянии живет от нескольких часов до нескольких дней…………………………………………………………………………….. отряд Поденки

7) Передняя пара крыльев превратилась в непрозрачные твердые надкрылья, лишенные явственного жилкования; в покое надкрылья складываются с образованием продольного шва…………………………………………………………….. отряд Жесткокрылые (жуки)

Передняя пара крыльев иного строения……………………………………………………8

8) Передняя пара крыльев превращена в полунадкрылья с перепончатой вершинной частью и более плотной кожистой остальной; в покое крылья сложены на спине обычно плоско………………………………………………….. отряд Полужесткокрылые (клопы)

Крылья подразделены на более плотные кожистые удлиненные надкрылья и широкую, веерообразно складывающуюся заднюю пару ………………………. отряд Прямокрылые

Карточка №1

Систематическое положение:

Царство : Тип : Класс : Отряд:

Карточка №2

Насекомые отряда ________________________________?

Систематическое положение:

Царство : Тип : Класс : Отряд:

Карточка №3

Насекомые отряда ________________________________?


Систематическое положение:

Царство : Тип : Класс : Отряд:

Карточка №4

Насекомые отряда ________________________________?

Систематическое положение:

Царство :

Тип :

Класс :

Отряд:

Приложение №2

Отряды

Тип развития

Кол-во пар крыльев

Ротовой аппарат

Особенность развития крыльев

Некоторые представители

Равнокрылые

С неполным превращением

2 пары

Колюще-сосущий

Сетчатые

Цикады, тля

Бабочки, или чешуекрылые

С полным превращением

2 пары

Сосущий

Сетчатые с чешуйками

Капустница-белянка, боярышница, тутовый шелкопряд

Двукрылые

С полным превращением

1 пара

Колюче-сосущий

Сетчатые

Комары, мухи, оводы, мошки

Блохи

С полным превращением

Нет

Колюче-сосущий

Бескрылые

Блоха человеческая, блоха крысиная

Приложение 3

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.
Ответ: Бабочка

Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
Ответ: Комар

На большой цветной ковёр
Села эскадрилья -
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
Ответ: Бабочки

Целый день он спать не прочь.
Но едва наступит ночь,
Запоёт его смычок.
Музыканта звать…
Ответ: Сверчок

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
Ответ: Пчела

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
Ответ: Стрекоза

Ползла букашка
По большой ромашке.
Но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
Угадайте, дети:
Кто расставил сети?
Ответ: Паук

На ромашку у ворот
Опустился вертолёт -
Золотистые глаза.
Кто же это?...
Ответ: Стрекоза

Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.
Ответ: Осы

Без прядева прядёт нитку,
Без иглы вяжет сетку;
Целое лето пташек душит,
Мясо ест, а перья сушит.
Ответ: Паук

Кто на себе свой дом носит?
Ответ: Улитка

Кто они? Откуда? Чьи?
Льются чёрные ручьи:
Дружно меленькие точки
Строят дом себе на кочке.
Ответ: Муравьи

Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся.
Ответ: Муха

Восемь ног.
Как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк.
Покупайте, мухи, шёлк!
Ответ: Паук

Не птица, а летает,
С хоботом, а не слон,
Никто не приучает,
А на нос садится.
Ответ: Муха

Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо.
Ответ: Оса

Приложение 4

    Проверка знаний.

Задание №1. Найдите лишнее насекомое. Почему именно оно не вписывается в эту компанию. Ответ аргументируйте.

А. Красотел пахучий, божья коровка, жук колорадский, вошь головная

Б. Гладыш, клоп постельный, водомерка, стрекоза большое коромысло.

Задание№2. Назовите насекомых

    Жуки, повреждающие зерна злаков: ржи, ячменя, пшеницы (хлебные жуки, или кузьки)

    Жуки, которые во взрослом и личиночном состоянии уничтожают тлю, белокрылку, паутинных клещиков (божьи коровки)

    Жуки, которые уничтожают непарного шелкопряда вредителя леса (жуки - красотелы)

    Дневное хищное насекомое, с грызущим ротовым аппаратом, большими глазами на голове, личинки которого развиваются в воде (стрекоза)

    Клопы, обитающие на поверхности воды (водомерки)

Задание№3 Дайте ответы на вопросы.

1. Глаза стрекоз размером чуть ли не с их голову. Они обеспечивают этим насекомым прекрасное зрение, которое многим представителям класса насекомые не свойственно. Чем можно объяснить хорошее развитие органов зрения у стрекозы?

(Стрекозы ловят в полете мелких насекомых, глаза их – незаменимые помощники в охоте. Хорошее зрение – признак приспособленности насекомого к хищному образу жизни.)

2. Для выяснения способа ориентации личинок майского жука в почве был проделан следующий опыт. В почву шприцом впрыснули углекислоту. Личинки стали передвигаться к месту впрыскивания. Какая гипотеза легла в основу этого опыта?

(В основе опыта – предположение о том, что личинки майского жука определяют местонахождение корней растений, которыми они питаются, по углекислому газу, выделяемому при дыхании)

II .Изучение нового материала

Задание. Составить таблицу

Название отряда

Признаки отряда

Представители

Бабочки (Чешуекрылые)

Равнокрылые

Двукрылые

Задание . Размножение и развитие бабочек.

    Прочитайте текст на стр. 80, рассмотрите рисунок №67, дайте ответы на вопросы

    Почему бабочек относят к насекомым с полным превращением?

    Какой образ жизни ведут гусеницы?

    Каково внешнее строение гусеницы (форма тела, окраска тела, ротовой аппарат)

III . Закрепление изученного материала.

Задание №1

К каким отрядам относятся следующие насекомые.

    Муха комнатная (двукрылые)

    Блоха человеческая (блохи)

    Комар малярийный (двукрылые)

    Слепень бычий (двукрылые)

Задание№2. Выберите правильный ответ.

    У бабочек ротовой аппарат:

а) лижущий,

б) грызущий,

в) сосущий,

г) колюще-сосущий

2. Бабочки имеют:

3.У бабочек развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

а) лижущий,

б) грызущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

5.Равнокрылые имеют:

г) не имеют крыльев

6. У равнокрылых развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

а) грызущий,

б) лижущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

8.Двукрылые имеют:

в) одну пару перепончатых крыльев,

9.У двукрылых развитие:

а) прямое;

б) с неполным превращением;

в) с полным превращением.

10.У блох ротовой аппарат:

а) грызущий,

б) колюще – сосущий,

в) лижущий,

г) грызущее лижущий

11.У блох развитие:

а) с полным превращением,

б) прямое,

в) с неполным превращением.

а) две перепончатых крыльев,

б) одна пара крыльев,

в) нет крыльев,

г) две пары прозрачных крыльев

Задание №3.

Решите биологическую задачу.

А. Если побеспокоить гусеницу капустной белянки, то она начинает выделять изо рта едкую жидкость. Какое значение имеет такая особенность поведения гусеницы?

(Выделение едкой жидкости – защитное приспособление гусениц капустной белянки)

Б. Наиболее распространенным на Земле видом является комнатная муха. Доказано, что первоначально это насекомое обитало в тропических широтах, а наилучшая температура для размножения мухи +25 градусов. Какие особенности биологии комнатной мухи позволили насекомому широко распространится на Земле, в том числе и в северных широтах?

(Высокая плодовитость, поселение в жилище человека и около него, перемещение вместе с людьми, впадение в состояние спячки в неблагоприятный период (зимой)

В. Нередко можно услышать мнение: «Неужели современная наука не может найти средств для уничтожения комаров, ведь они приносят столько неприятностей людям и животным?» Представьте себе, что такое средство найдено. Правильно ли поступит человек, если воспользуется им? Почему?

(Неправильно. Комары занимают определенное место в сообществе организмов: взрослыми особями питаются, например птицы, личинками и куколками комаров – водные животные.)

Тестирование

    Выберите правильный ответ.

    У бабочек ротовой аппарат:

а) лижущий,

б) грызущий,

в) сосущий,

г) колюще-сосущий

2. Бабочки имеют:

а) две пары перепончатых крыльев,

б) две пары крыльев покрытых чешуйками,

в) одну пару перепончатых крыльев,

г) две пары прозрачных крыльев

3.У бабочек развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

4. У равнокрылых ротовой аппарат:

а) лижущий,

б) грызущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

5.Равнокрылые имеют:

а) две пары чешуйчатых крыльев,

б) две пары прозрачных крыльев,

в) две пары перепончатых крыльев.

г) не имеют крыльев

6. У равнокрылых развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

7.У двукрылых ротовой аппарат:

а) грызущий,

б) лижущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

8.Двукрылые имеют:

а) две пары перепончатых крыльев;

б) две пары прозрачных крыльев;

в) одну пару перепончатых крыльев,

г) две пары крыльев покрытых чешуйками

9.У двукрылых развитие:

а) прямое;

б) с неполным превращением;

в) с полным превращением.

10.У блох ротовой аппарат:

а) грызущий,

б) колюще – сосущий,

в) лижущий,

г) грызущее лижущий

11.У блох развитие:

а) с полным превращением,

б) прямое,

в) с неполным превращением.

а) две перепончатых крыльев,

б) одна пара крыльев,

в) нет крыльев,

г) две пары прозрачных крыльев

    У бабочек ротовой аппарат:

а) лижущий,

б) грызущий,

в) сосущий,

г) колюще-сосущий

2. Бабочки имеют:

а) две пары перепончатых крыльев,

б) две пары крыльев покрытых чешуйками,

в) одну пару перепончатых крыльев,

г) две пары прозрачных крыльев

3.У бабочек развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

4. У равнокрылых ротовой аппарат:

а) лижущий,

б) грызущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

5.Равнокрылые имеют:

а) две пары чешуйчатых крыльев,

б) две пары прозрачных крыльев,

в) две пары перепончатых крыльев.

г) не имеют крыльев

6. У равнокрылых развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

7.У двукрылых ротовой аппарат:

а) грызущий,

б) лижущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

8.Двукрылые имеют:

а) две пары перепончатых крыльев;

б) две пары прозрачных крыльев;

в) одну пару перепончатых крыльев,

г) две пары крыльев покрытых чешуйками

9.У двукрылых развитие:

а) прямое;

б) с неполным превращением;

в) с полным превращением.

10.У блох ротовой аппарат:

а) грызущий,

б) колюще – сосущий,

в) лижущий,

г) грызущее лижущий

11.У блох развитие:

а) с полным превращением,

б) прямое,

в) с неполным превращением.

а) две перепончатых крыльев,

б) одна пара крыльев,

в) нет крыльев,

г) две пары прозрачных крыльев

Задание №3.

    Муха комнатная (двукрылые)

    Белянка капустная (чешуекрылые)

    Цикада полосатая (равнокрылые)

    Блоха человеческая (блохи)

    Тля обыкновенная (равнокрылые)

    Комар малярийный (двукрылые)

    Тутовый шелкопряд (чешуекрылые)

    Слепень бычий (двукрылые)

    Белокрылка цитрусовая (равнокрылые)

    Пяденица крыжовниковая (чешуекрылые)

Дата ____________________

Деятельность

загадки

Перекресный

опрос

джексоу

Тонкие,толстые вопросы

Загадки

Защита проекта

тест

Итог

Балл

    За урок я: устал, не устал

Лист оценивания 7 класс 34урок

Ученика Ф.И.________________________________________класс_____________________-

Тема урока_____________________________________________________________________

Дата ____________________

Деятельность

загадки

Перекресный

опрос

джексоу

Тонкие,толстые вопросы

Загадки

Защита проекта

тест

Итог

Балл

Рефлексия после проведения урока

    На уроке я работал: активно, пассивно

    Своей работой на уроке я: доволен, недоволен

    За урок я: устал, не устал

    Урок для меня показался: коротким, длинным, обычным

    Мое настроение: улучшилось, стало хуже, осталось прежним

    Задания урока для меня: легкие, тяжелые

Лист оценивания 7 класс 34 урок

Ученика Ф.И.________________________________________класс_____________________-

Тема урока_____________________________________________________________________

Дата ____________________

Деятельность

загадки

Перекресный

опрос

джексоу

Тонкие,толстые вопросы

Загадки

Защита проекта

тест

Итог

Балл

Рефлексия после проведения урока

    На уроке я работал: активно, пассивно

    Своей работой на уроке я: доволен, недоволен

    За урок я: устал, не устал

    Урок для меня показался: коротким, длинным, обычным

    Мое настроение: улучшилось, стало хуже, осталось прежним

    Задания урока для меня: легкие, тяжелые

По современной классификации животного мира, выделяют следующие отряды насекомых с полным превращением (метаморфозом): отряд Сетчатокрылые, отряд Ручейники, отряд Жесткокрылые, отряд Чешуекрылые, отряд Двукрылые, отряд Блохи, отряд Перепончатокрылые и др.

Все виды этих отрядов в цикле развития имеют стадии: яйцо – личинка – куколка – имаго.

Отряд Сетчатокрылые – крыльев 4, длинные, узкие, с немногими продольными и многочисленными поперечными жилками. Голова вытянута книзу в хоботок. Ротовой аппарат грызущий. Вид: муравьиный лев. Его личинки живут в вырытых ими ямках, где ловят свалившихся туда муравьев. Взрослые особи похожи на небольших стрекоз.

Отряд Ручейники – крыльев 4, задние крупнее и складываются веерообразно. Челюсти образуют хоботок. Жвалы отсутствуют. Личинки похожи на гусениц бабочек и живут в воде, дышат трахейными жабрами, строят себе трубчатые домики из песчинок, частей растений. Вид –ручейник.

Отряд Жесткокрылые – крыльев 4, передние превращены в надкрылья и не служат для полета. Ротовой аппарат грызущий. Куколки свободные (подвижные). Вид – жуки- короеды. Вредители растений.

Отряд Чешуекрылые – крыльев 4, они покрыты цветными чешуйками. Ротовой аппарат сосущий. Личинки снабжены ложными ножками и называются гусеницами. Куколки несвободные (неподвижные). Виды – разные виды бабочек, моли, шелкопряды. Большинство видов (имаго и гусеницы) являются вредителями растений. Шелкопряд используется человеком для получения шелка.

Отряд Двукрылые – крыльев 2, задние рудиментированы и превратились в жужжельца. Ротовой аппарат лижущий или колюще-сосущий. Личинки безногие и без головы. Куколки свободные или бочонкообразные (неподвижные). Виды –комары, мухи, москиты. Являются возбудителями или переносчиками возбудителей болезней человека и животных.

Отряд Блохи – крыльев нет, тело сплющено с боков. Ротовой аппарат колюще-сосущий. Виды – собачья блоха, человеческая блоха. Являются переносчиками возбудителей болезней человека и животных (чумы и др.).

Отряд Перепончатокрылые – крыльев 4, ротовой аппарат лакающий. Личинки чаще безногие. Виды – муравьи, пчелы, осы, шмели. Значение: дают мед, прополис, воск (пчелы); муравьи – разносчики тлей, промежуточные хозяева в цикле развития некоторых гельминтов.

Общая характеристика отрядов насекомых с неполным превращением

По современной классификации животного мира, выделяют следующие отряды насекомых с неполным превращением: отряд Прямокрылые, отряд Термиты, отряд Стрекозы, отряд Клопы (полужесткокрылые), отряд Равнокрылые, отряд Пухоеды, отряд Вши.

Отpяд Прямокрылые – надкрылья кожистые, в покое выпрямляются по спине, задние – нежного строения. Иногда крылья недоразвиты. Ротовой аппарат грызущий. Виды – саранча, тараканы, кузнечики. 3начение: вредители растений (экономический ущерб – саранча); механические переносчики возбудителей болезней человека и животных (тараканы).

Отряд Термиты – передние и задние крылья отпадающие, имеются лишь у половых особей (есть еще рабочие и солдаты). Живут сообществом, строят термитники выше роста человека. Ротовой аппарат грызущий. Значение: вредители деревянных строений, мебели, книг.

Отряд Стрекозы – крыльев 2 пары, со сплошной ячеистой сеткой жилок. Ротовой аппарат грызущий. В цикле развития есть подвижная нимфа. Личинки живут в воде. Значение: уничтожают насекомых (дневные хищники).

Отряд Клопы – крыльев 4, передние наполовину жесткие, а к свободному концу перепончатые. Ротовой аппарат колюще-сосущий. Виды – водомерки (безвредны), постельный клоп – механический переносчик возбудителей болезней человека.

Отряд Равнокрылые – крыльев 4, все одинаковые, с редкой сетью жилок. Ротовой аппарат колющий. Виды: тли, цикады. Значение: вредители растений.

Отряд Вши – крыльев нет (вторично бескрылые). Ротовой аппарат колюще-сосущий. Виды: головная, платяная, лобковая вши. Значение: головная и платяная вши являются переносчиками возбудителей болезней человека, а также сами являются возбудителями болезни человека – педикулеза.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ТИПА МОЛЛЮСКИ

Тип Моллюски относится к подцарству Многоклеточные, царству Животные, надцарству Эукариоты, импеpии Клеточные. Тип включает 7 классов, из которых наиболее распространены три: класс Брюхоногие (малый прудовик, битиния), класс Двустворчатые (беззубка, перловица), класс Головоногие (кальмары, спруты). Всего в типе насчитывается около 100000 видов (pис. 60).

Обитают моллюски, главным образом, в морях и пресных водоемах, реже – на суше. Ведут свободный образ жизни. Это трехслойные животные. Размеpы – несколько см.

Тело цельное (несегментированное). Состоит из головы, туловища и ноги. У большинства видов оно заключено в известковую раковину различной формы. Раковина состоит из 3 слоев: наружный – органический, роговой; средний – известковый; внутренний – перламутровый.

С внутренней стороны раковины все тело охватывает кожная складка – мантия, за счет деятельности которой формируется раковина. Пространство между телом и мантией называется мантийной полостью. В нее открываются органы дыхания, выделения, протоки половых желез и кишечник.

Орган движения – нога. Это мускулистый непарный вырост брюшной стороны тела.

Вторичная полость тела у большинства видов редуцирована и представлена околосердечной сумкой и полостью половых желез. В промежутках между органами расположен рыхлый слой клеток соединительной ткани – паренхима.

Нервная система разбросанно-узлового типа или в виде тяжей, усеянных нервными клетками. Ко всем органам отходят нервы. У видов, ведущих активный образ жизни, в головном конце находятся крупные нервные узлы – «головной мозг» и сложные органы чувств: осязания (щупальца), зрения (глаза).

Пищеварительная система начинается ротовым отверстием, за которым следует глотка (у брюхоногих в ней помещается мускулистый язык-терка). Далее идут пищевод, желудок, кишечник, в который открывается проток печени, и заканчивается пищеварительная трубка анальным отверстием.

Выделительная система – почки метанефридиального типа, представляющие собой сильно измененные метанефридии. Один конец трубчатой почки обращен в околосердечную сумку (целом), а второй открывается в мантийную полость.

Кровеносная система незамкнутая. Сердце состоит из одного желудочка и одного или нескольких предсердий. Кровь омывает все органы, затем собирается в сосуды, идущие к жабрам, а затем обогащенная кислородом кровь поступает в сердце.

Дыхательная система – у большинства видов органами дыхания служат жабры, расположенные в мантийной полости. У наземных и пресноводных моллюсков – легкие.

3начение: промысловое (в пищу, для получения жемчуга); измельченные раковины – подкормка птиц; вредители сельскохозяйственных растений; промежуточные хозяева гельминтов; разрушители древесных сооружений.

Общая характеристика класса Брюхоногие

Класс Брюхоногие относится к типу Моллюски, подцарству Многоклеточные, царству Животные, надцарству Эукариоты, импеpии Клеточные. В классе насчитывается около 90000 видов (виноградная улитка, слизни, малый прудовик и др.). По образу жизни – это свободноживущие организмы, обитают в морях и пресных водоемах, есть наземные виды. Тело брюхоногих моллюсков трехслойное, асимметричное, размерами от 2-3 мм до 60 см, по фоpме продолговатое, на спине выпуклое.

Тело разделено на голову, туловище и ногу; покрыто мантией и заключено в раковину. Раковина цельная, иногда редуцирована. Голова на брюшной стороне несет рот, а на спинной – 1-2 пары щупалец и пару глаз. Передняя пара щупалец является органом осязания, на вершине второй пары находятся глаза. Передняя часть головы, несущая рот, нередко вытягивается в длинный хобот. Нога представляет собой мускулистый брюшной вырост с плоской ползательной подошвой. Движения осуществляются за счет сокращения мышц ноги. Туловище или внутренностный мешок у большинства видов выдается над ногой в виде большого закрученного мешка. На туловище по направлению книзу образуется складка покровов – мантийная складка, под которой находится мантийная полость.

Нервная система разбросанно-узлового типа. Имеется 5 пар крупных нервных узлов, расположенных в разных частях тела и соединенных между собой тяжами. От узлов к органам отходят нервы. Органы чувств – осязания и зрения –расположены на голове.

Пищеварительная система представлена кишечной трубкой, которая делится на отделы: рот, глотку, пищевод (у некоторых видов он имеет расширение – зоб), желудок, сpеднюю кишку и заднюю кишку. В глотке находится язык с кутикулярными утолщениями, так называемыми челюстями. В глотку впадают протоки слюнных желез, их секрет у некоторых хищных видов содержит свободную серную кислоту (до 4% крепости). В мешотчатый желудок впадает проток печени. Секрет печени расщепляет углеводы. В печени происходит процесс всасывания питательных веществ, отложение гликогена и жира. Задняя кишка открывается порошицей наружу.

Выделительная система – почка метанефридиального типа, выводящая жидкие продукты обмена из целома в мантийную область.

Кровеносная система незамкнутая. Имеется сердце, состоящее из желудочка и предсердия, и сосуды. Кровь в сердце артериальная.

Дыхательная система у большинства водных видов представлена жабрами, у наземных – примитивными легкими, а некоторые виды дышат всей поверхностью тела. Легкие являются особыми карманами мантии. Их стенки густо оплетены сетью кровеносных капилляров.

Половая система. Большинство видов являются гермафродитами, но есть и раздельнополые виды. Оплодотворение перекрестное. Развитие прямое. Значение: вредное – вредители сельскохозяйственных культур, промежуточные хозяева в цикле развития гельминтов, полезное – объект промысла (продукты питания, раковины для поделок).

Общая характеристика класса Двустворчатые

Класс Двустворчатые относится к типу Моллюски, подцарству Многоклеточные, царству Животные, надцарству Эукариоты, импеpии Клеточные. В классе насчитывается 16000 видов – безубка, морские и пресноводные жемчужницы, устрицы, мидии, шашень (корабельный червь) и др.

Двустворчатые обитают в морских и пресных водах, ведут свободный образ жизни. Размеры тела двустворчатых от нескольких см до 2 м. Тело двустворчатых моллюсков трехслойное, двусторонне-симметричное, состоит из туловища и ноги (голова редуцирована), заключенных в двухстворчатую раковину. Створки раковины соединяются между собой эластичной связкой, которая находится на спинной стороне животного. Кроме того, створки связаны «замком». Это соединение при помощи зубовидных отростков спинного края одной створки, входящего в соответственные ямки спинного края другой створки. Для захлапывания створок раковины имеются замыкательные мышцы. Раковина состоит из трех слоев: тонкого наружного рогового слоя, толстого среднего известкового и тончайшего внутреннего перламутрового.

Тело двустворчатых покрыто мантией, которая по бокам образует две складки. Между телом и складками находится мантийная полость. У многих видов мантийные складки могут местами срастаться, образуя отверстия (сифоны), чаще три-два небольших задних и одно большое. Верхнее заднее отверстие служит для выведения из мантийной полости воды и экскрементов, нижнее – для введения в мантийную полость воды, служащей для дыхания и приносящей пищу. Через большое отверстие наружу высовывается нога. По свободному краю мантии могут находиться щупальца, глаза. Наружным эпителием мантии выделяются обе створки раковины.

Нога – это мускулистый вырост. У многих видов снабжена плоской ползательной подошвой. У некоторых видов она сплющена с боков и заострена наподобие лезвия ножа, поэтому служит не столько для ползания, сколько для рытья песка или ила, в котором прячутся животные. У неподвижных форм (мидии, устрицы) нога редуцирована или исчезает. У ряда видов на подошве ноги имеется специальная железа (биссусовая), которая выделяет тягучие нити секрета, быстро затвердевающего в воде. С помощью этих нитей животное прикрепляется к подводным предметам.

Нервная система разбросано-узловая. Состоит обычно из 3 пар ганглиев: окологлоточного, ножного и лежащего под задней кишкой. Ганглии соединены между собой нервными стволами. Органы чувств развиты слабо: глаза, органы равновесия, органы химического чувства.

Пищеварительная система начинается ротовым отверстием, окруженным двумя парами щупальцев, за ним следует короткий пищевод, переходящий в округлый желудок, за ним следуют средняя кишка и задняя кишка, открывающаяся порошицей в мантийную полость. У двустворчатых в пищеварительной системе отсутствуют язык, глотка, челюсти, слюнные железы. Пищей им служит планктон.

Выделительная система состоит из двух почек метанефридиального типа – трубчатых мешков, выносящих жидкие продукты обмена из целома (перекардиального пространства) наружу.

Кровеносная система незамкнутая. Сердце состоит из желудочка и двух предсердий, расположено на спинной стороне. Дыхательная система представлена жабрами. Половая система – большинство видов являются раздельнополыми животными. Половые железы: семенники и яичники парные и открываются в мантийную полость, где происходит осеменение. Половой диморфизм отсутствует. Развитие наpужное, с неполным метаморфозом.

Значение: полезное – промысловое (устрицы, гребешки, мидии употребляются в пищу; из раковин готовят известковую муку, идущую на корм животным; получают жемчуг и перламутр у перловиц и жемчужниц); вредное – вредители древесных сооружений (судов, свай, домов).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ТИПА ХОРДОВЫЕ

Покровы тела представлены кожей, состоящей из многослойного эпителия, собственно кожи и их производных (чешуи, перьев, волос).

Несмотря на разнообразие видов, все хордовые обладают общим планом строения и отличаются от представителей других типов четырьмя основными признаками.

1. Они имеют внутренний осевой скелет, представленный хордой. Она либо остается у взрослых животных на всю жизнь, либо заменяется хрящевым или костным скелетом – позвоночным столбом. Хорда – это гибкий упругий стержень, развивающийся из энтодермы и состоящий из сильно вакуолизированных клеток.

2. Центральная нервная система расположена на спинной стороне над хордой. Она имеет вид трубки, тянущейся вдоль тела, и обладает внутренней полостью – невроцелью. Нервная трубка развивается из эктодермы и у позвоночных дифференцируется на головной и спинной мозг.

3. На переднем отделе пищеварительной трубки (глотке) зародышей развивается жаберный аппарат. Он представлен жаберными щелями, прободающими стенку глотки, и скелетом (висцеральные дуги). Жаберный аппарат либо сохраняется в течение всей жизни, как орган водного дыхания, либо редуцируется в процессе развития зародыша.

4. Центральный орган кровообращения – сердце или заменяющий его сосуд – расположен на брюшной стороне и закладывается у зародыша под пищеварительной трубкой.

Все хордовые тpехслойные животные, обладают двусторонней симметрией тела, имеют вторичную полость тела и вторичный рот. Имеют основные системы органов: опорно-двигательную, нервную, пищеварительную, выделительную, кровеносную, дыхательную, половую и эндокринную.

3начение : являются звеном в общей цепи питания, используются человеком (мясо, яйца, жир, пух, перо, шерсть, кожа, яд змей); являются промежуточными хозяевами или переносчиками возбудителей болезней человека и т. д.

Общая характеристика класса Ланцетники

Класс Ланцетники относится к подтипу Бесчерепные, типу Хордовые, подцарству Многоклеточные, царству Животные, надцарству Эукариоты, импеpии Клеточные. Современные ланцетники насчитывают 20 видов небольших рыбообразных животных. Обитают они в морях в зоне прибрежных песков. Ведут донный образ жизни, зарываясь в песок. Питаются пассивно планктоном.

Тело ланцетников узкое, удлиненное, сплющено с боков. Размеры 8-10 см. На спинной стороне имеется кожная складка – спинной плавник. Хвостовой конец тела оторочен непарным хвостовым плавником, который продолжается на брюшной стороне лишь в задней части, а по бокам туловища проходят парные метаплевральные складки (pис. 61).

Кожные покровы ланцетника образованы гладкой кожей, состоящей из двух слоев: однослойного эпителия и собственно кожи, состоящей из студенистой ткани. Под кожей располагаются поперечно-полосатые мышцы в виде отдельных сегментов, между ними залегают соединительнотканные прослойки. Осевой скелет ланцетников – хорда. Она сохраняется всю жизнь животного. Вокруг хорды и нервной трубки и между мышечными сегментами находятся опорные перегородки. Скелет непарного плавника состоит из плотностуденистых стержней. Подобные же стержни образуют скелет жаберного аппарата. Внутренние органы ланцетников лежат во вторичной полости – целоме.

Центральная нервная система представлена трубкой, расположенной над хордой. Она не дифференцирована на головной и спинной мозг. В нервной трубке расположены светочувствительные глазки Гессе. Периферические нервы отходят от нервной трубки в виде парных спинных и брюшных корешков, по одной паре на каждый сегмент.

Пищеварительная система начинается ртом, лежащим в глубине предротовой воронки, далее следует глотка, средняя кишка и задняя кишка, открывающаяся наружу анальным отверстием. Объемистая глотка составляет половину всей длины кишечной трубки. Ее стенки прорезаны 150 парами жаберных щелей, ведущих в околожаберную полость, которая открывается наружу отверстием – атриальной порой. На дне глотки имеется желобок, покрытый мерцательным эпителием. Пищевые частицы током воды заносятся в ротовую полость, затем по желобку глотки ресничками эпителия продвигаются в среднюю кишку. В нее открывается проток выроста кишечника, выполняющего функции пищеварительной железы. В средней кишке происходит процесс переваривания и всасывания питательных веществ. В задней кишке фоpмиpуются каловые массы, котоpые выбpасываются наpужу. Одновременно глотка выполняет функцию дыхания. Жаберные перегородки густо оплетены капиллярами. Вода, омывая жаберные перегородки, отдает кислород в кровь капилляров.

Кровеносная система замкнутая, один круг кровообращения, смешанной крови нет. Сердца нет, его роль выполняет пульсирующая брюшная аорта. Кровь бесцветная.

Выделительная система ланцетников представлена парными метамерно расположенными нефридиями, находящимися по бокам глотки. Каждый нефридий представляет собой трубку, одним концом обращенную в целом, противоположным концом нефридий открывается в атриальную полость, откуда продукты выделения через атриальную пору выводятся наружу.

Половая система представлена только гонадами: семенниками у самцов и яичниками у самок. Гонады расположены парным метамерным рядом по бокам тела. Выводных протоков половая система не имеет. После созревания половые клетки при разрыве стенки гонад попадают в атриальную полость и затем выводятся во внешнюю среду. Осеменение и развитие у ланцетников наружное.

Значение: являются звеном в общей цепи питания; имеют большое теоретическое значение для понимания происхождения позвоночных.

Общая характеристика класса Костные рыбы

Класс Костные рыбы относится к надклассу Рыбы, гpуппе Анамнии заpодыш не имеет водной оболочки), подтипу Позвоночные, типу Хордовые, подцарству Многоклеточные, царству Животные, надцарству Эукариоты, импеpии Клеточные. В классе насчитывается около 20000 видов. Все они обитают в воде, ведут свободный образ жизни, многие виды – хищники. Рыбы – трехслойные, двусторонне-симметричные животные. Размеры тела от нескольких см до нескольких метров. Форма тела обтекаемая, сплюснута с боков, что способствует быстрому движению в воде (pис. 62).

Тело делится на голову, туловище и хвост. Покровы тела – кожа, состоящая из двух слоев: многослойного эпителия и собственно кожи с ее производными (чешуя). В коже много желез, выделяющих слизь, благодаря которой уменьшается трение при движении рыбы. Движение осуществляется парными грудными и брюшными плавниками, а также непарными спинным, хвостовым и анальным плавниками. Подвижность плавников, жаберных крышек и изгибы тела обеспечиваются поперечно-полосатыми мышцами, которые залегают под кожей. Мышечная система сохраняет метамерное строение.

Скелет рыб составляют позвоночник, ребра, плавники и череп. Позвоночник делится на туловищный и хвостовой отделы, образован многочисленными позвонками, верхние дуги которых ограничивают позвоночный канал, где располагается спинной мозг. В туловищном отделе позвоночника к позвонкам присоединяются ребра. В хвостовом отделе ребер нет. Череп делится на спинную часть (мозговой череп), где располагается головной мозг, органы зрения, обоняния и вкуса, и брюшную часть, образующую жаберные дуги и челюсти с коническими зубами для удержания пищи. Полость тела втоpичная.

Нервная система представлена головным и спинным мозгом и отходящими от них нервами. Головной мозг разделен на 5 отделов: передний, промежуточный, средний, мозжечок и продолговатый мозг. Полушария переднего мозга развиты слабо и служат высшим обонятельным центром. Наиболее крупных размеров достигает средний мозг. В связи со сложной координацией движений хорошо развит мозжечок. Хорошо развиты органы чувств. Орган обоняния представлен парой замкнутых обонятельных мешков. Глаза снабжены веками, хрусталик почти шаровидной формы, приспособлен для зрения на близких расстояниях. Орган слуха и равновесия представлен только парным внутренним ухом. Органы вкуса – микроскопически малые вкусовые почки – расположены не только в полости рта, но и на поверхности тела. Своеобразными органами чувств у рыб являются органы боковой линии. Они находятся в специальном канале, проходящем по бокам тела от головы до хвостового плавника. Канал сообщается с внешней средой многочисленными мелкими отверстиями. Органы боковой линии позволяют рыбе ориентироваться в отношении направления движения воды.

Пищеварительная система начинается ротоглоточной полостью, от которой отходит пищевод. Желудок не всегда обособлен от средней кишки, но обладает большой растяжимостью, особенно у хищных рыб. Некоторые из них могут проглотить добычу, равную себе по размерам. Отходящая от желудка двенадцатиперстная кишка иногда образует несколько слепо заканчивающихся придатков. В нее поступают секреты печени и поджелудочной железы. Кишечная трубка дифференцирована на тонкую и толстую кишку. Последняя открывается анальным отверстием наружу.

У многих видов костных рыб имеется гидростатический орган – плавательный пузырь. При наполнении пузыря газом, удельный вес рыбы уменьшается, и она пассивно поднимается к поверхности воды, а при уменьшении количества газа в пузыре – опускается на дно водоема. Газ поступает в плавательный пузырь из кровеносных капилляров, оплетающих стенку пузыря.

Выделительная система представлена парными первичными (туловищными) почками. Они лежат по обе стороны позвоночника в виде лентовидных тел. От почек идут мочеточники, сливающиеся в один непарный проток, впадающий в мочевой пузырь. Последний открывается наpужу специальным отверстием позади анального отверстия.

Кровеносная система костных рыб замкнутая, один круг кровообращения. По сосудам течет или артериальная, или венозная кровь. Сердце двухкамерное, состоит из одного желудочка и одного предсердия. Кровь в сердце венозная, она собирается из внутренних органов и тканей в общий сосуд, впадающий в предсердие. Из него кровь поступает в желудочек, а затем по брюшной аорте направляется к жабрам, где происходит газообмен. Артериальная кровь из жабер собирается в спинную аорту, которая, распадаясь на более мелкие артерии, доставляет артериальную кровь в органы и ткани.

Дыхательная система костных рыб представлена жаберным аппаратом – жаберные дужки, жаберные лепестки и жаберные крышки. Вода через жаберные щели омывает жаберные лепестки, отдает растворенный в ней кислород в кровь, обогащается углекислым газом и выходит наружу из-под жабеpной крышки. Каждая жаберная перегородка несет на себе жабру, состоящую из двух полужабер.

Половая система представлена у самцов парными семенниками, у самок – парными яичниками. Подавляющее большинство рыб – раздельнополые животные, но есть и гермафродиты (морской окунь, морской карась). Осеменение и развитие наружное.

Яйцеклетки (икринки) и семенная жидкость со сперматозоидами выбрасываются во внешнюю среду, где и происходит оплодотворение. Этот процесс называют нерестом. В оплодотворенной икринке происходит развитие зародыша, который потом покидает яйцевую оболочку и превращается в личинку. Последняя вырастает в малька, который, достигнув половой зрелости, превращается во взрослую особь.

Общая характеристика класса Земноводные

Класс Земноводные (Амфибии) относится к группе Анамнии, к подтипу Позвоночные, типу Хордовые, подцарству Многоклеточные, царству Животные, надцарству Эукариоты, импеpии Клеточные. Класс делится на 3 отряда: отряд Безногие (червяги), отряд Хвостатые (тритоны, саламандры); отряд Бесхвостые (лягушки, жабы). Всего в классе насчитывается около 2000 видов. Это вымирающий класс (pис. 63).

Распространение земноводных ограничено районами с высокой температурой и влажностью. Места обитания: берега пресных водоемов, сырые почвы. Во влажных тропических лесах некоторые виды перешли к древесному образу жизни. Большинство земноводных малоподвижны. Движения их однообразны (что обусловлено непостоянной температурой тела, слабым развитием легких и кровеносной системы).

По образу жизни – это свободноживущие насекомоядные животные. У бесхвостых амфибий туловище короткое, уплощенное в спинно-брюшном направлении. Задние конечности длиннее передних. У хвостатых тело удлинено, сжато с боков, с длинным хвостом и короткими ногами.

Кожный покров состоит из двух слоев: эпидермиса и дермы с многочисленными железами, выделяющими слизь. Слизь покрывает все тело, предохраняя кожу от высыхания и способствуя лучшему скольжению в воде. У некоторых видов слизь ядовита, т. е. выполняет защитную функцию. Кожа амфибий пронизана густой сетью кровеносных сосудов и в воде выполняет функцию дыхания.

Скелет у амфибий костный, состоит из мозговой коробки, позвоночника и конечностей. Позвоночник делится на 4 отдела: шейный, туловищный, крестцовый и хвостовой. Шейный и крестцовый отделы появляются впервые и имеют по одному позвонку. У бесхвостых позвонки хвостового отдела сливаются в одну косточку. Туловищные позвонки хвостатых амфибий несут короткие ребра, не доходящие до грудины. У бесхвостых ребра отсутствуют. В состав свободных передних конечностей входят: плечо, предплечье, кисть; задних – бедро, голень, стопа. В типичных случаях конечности имеют пять пальцев. Пояс передних конечностей состоит из парных вороньих костей, лопаток и ключиц. Пояс задних конечностей состоит из трех паp сросшихся тазовых костей: подвздошной, седалищной и лобковой. Мозговая коробка маленькая и уплощена.

Мускулатура поперечно-полосатая, располагается посегментно и обеспечивает движения. Более значительно развиты мышцы конечностей. Полость тела втоpичная.

Нервная система – состоит из головного и спинного мозга и отходящих от них нервов. Головной мозг состоит из 5 отделов: переднего, промежуточного, среднего, мозжечка и продолговатого мозга. Передний мозг развит лучше, чем у рыб и отчетливо разделен на два полушария. Мозжечок развит слабо. В среднем мозге выражены зрительные бугры. От головного мозга отходят 10 пар черепно-мозговых нервов. От спинного мозга отходят спинномозговые нервы, которые образуют плечевое и пояснично-крестцовое сплетения.

Органы чувств у амфибий усложняются. Парные обонятельные капсулы сообщаются не только с наружней средой (ноздрями), но и полостью рта, куда открываются хоаны. В связи с этим полость носа становится сквозным путем, по которому воздух попадает в легкие. Глаза снабжены тремя парами век, которые защищают их от высыхания на суше. Третье веко прозрачное, что позволяет хорошо видеть в воде, в то же время защищает от повреждений глазное яблоко. Хрусталик уплощается, что увеличивает расстояние, на котором животное видит предметы. Значительно усложняется строение органа слуха. Он состоит из двух отделов: внутреннего и среднего уха, закрытого барабанной перепонкой. В воде среднее ухо прикрывается кожной складкой.

Пищеварительная система – начинается ротоглоточной полостью, переходящей в пищевод. В ротовой полости имеются конические зубы, язык. Сюда же впадают протоки слюнных желез. Короткий пищевод ведет в обособленный желудок. Затем следует 12-перстная кишка, куда впадают протоки печени и поджелудочной железы. Толстая кишка принимает в себя протоки половой и мочевой систем и образует клоаку.

Выделительная система представлена двумя первичными почками, двумя мочеточниками и мочевым пузырем. Почки амфибий в виде лент располагаются вдоль позвоночника и выводят жидкие продукты обмена частично из полости тела, и большей частью – из крови через мочеточник в клоаку, куда открывается и мочевой пузырь.

Дыхательная система: дыхание у амфибий кожно-легочное. На суше органами дыхания являются легкие – парные мешки с сильно растяжимой ячеистой стенкой, пронизанной густо кровеносными сосудами. В воде функцию дыхания выполняет кожа.

Кровеносная система замкнутая. В связи с появлением легких у амфибий развивается второй (легочный, малый) круг кровообращения, но разделение кругов кровообращения неполное и один желудочек, поэтому в большей части артерий большого круга кровь смешанная (за исключением сонных артерий, несущих кровь к голове).

Сердце трехкамерное, состоит из двух предсердий и одного желудочка. От сердца отходит один крупный сосуд – артериальный конус, который делится на две дуги аорты. Последние, огибая сердце справа и слева, сливаются в один крупный сосуд – спинную аорту, от которой отходят более мелкие сосуды ко всем органам и тканям.

Половая система – все амфибии раздельнополые животные. Гонады парные. Семявыносящие канальцы открываются в мочеточник. Яйцеклетки из яичника попадают в полость тела, оттуда по яйцеводам выводятся в клоаку. Осеменение наружное, развитие внешнее со сложным метаморфозом.

3начение ограниченное. Уничтожают вредных насекомых, их личинки, мелких грызунов; являются звеном в общей цепи питания; используются в некоторых странах в пищу человеком; являются объектом научных исследований (лягушка). Ароморфозы земноводных – пятипалая конечность наземного типа; легкие – орган атмосферного дыхания, второй (малый, легочный) круг кровообращения, 3-камерное сердце; среднее ухо и усложнение органа зрения.

Общая характеристика класса Пресмыкающиеся

Класс Пресмыкающиеся (Рептилии) – настоящие наземные животные. Класс относится к группе Амниота (их зародыш имеет водную оболочку – амнион), к подтипу Позвоночные, типу Хордовые, подцарству Многоклеточные, царству Жи-вотные, надцарству Эукариоты, импеpии Клеточные. Современные рептилии делятся на 4 отряда: отряд Клювоголовые (гаттерия), отряд Чешуйчатые (змеи, ящерицы, хамелеоны), отряд Черепахи, отряд Крокодилы. Всего в классе насчитывается около 6000 видов (pис. 64).

Пресмыкающиеся – холоднокровные животные, поэтому приспособились жить в тропических лесах, пустынях, безводных степях. Рептилии, живущие в воде (крокодилы, черепахи), являются вторичноводными, поскольку их предки от наземного образа жизни перешли к жизни в воде. Среди рептилий, ведущих свободный образ жизни, есть травоядные и хищники. Размеpы тела от нескольких см до нескольких метров.

Тело пресмыкающихся делится на голову, шею, туловище, хвост и конечности. Оно покрыто сухой, лишенной желез кожей, которая дает придатки – чешуи, щитки. Лишь у некоторых видов сохранились пахучие железы, секрет которых отпугивает или, наоборот, привлекает других животных. Скелет костный и представлен черепом, позвоночником, скелетом грудной клетки, поясами передних и задних конечностей, костями передних и задних конечностей. Череп с вытянутыми челюстями в виде рыла.

Позвоночник делится на 5 отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой. В шейном отделе до 8 позвонков. К грудным позвонкам присоединяются ребра, которые на брюшной стороне крепятся к грудине, образуя грудную клетку.

Поясничные позвонки также несут ребра, концы которых заканчиваются свободно.

Пояс передних конечностей образован грудиной, двумя вороньими костями, двумя ключицами, двумя лопатками. Свободные передние конечности состоят из плеча, предплечья и кисти. Пояс задних конечностей образован тремя парами сросшихся тазовых костей: подвздошной, седалищной и лобковой. Свободные задние конечности состоят из бедра, голени и стопы. Плечевые и бедренные кости располагаются горизонтально поверхности земли, поэтому тело рептилий провисает и волочится по земле. Полость тела втоpичная.

Мышечная система представлена поперечно-полосатыми и гладкими мышцами. Впервые появляются межреберные мышцы, принимающие участие в акте дыхания. Развиваются мощные жевательные и шейные мышцы.