Значимость химии постоянно растет, именно поэтому 2011 был год объявлен Организацией Объединенных Наций «Международным годом химии» – настолько важно дальнейшее развитие химии для роста качества жизни и благосостояния людей, для борьбы с болезнями, для поддержания экологического здоровья планеты.
Однако, начиная изучение химии в 8 классе, учащиеся с интересом проводят первые практические работы, а вот как только дело доходит до теоретической части химии, здесь возникают проблемы. Первоначальная хемофилия – «любовь к химии», постепенно превращается в хемофобию – «боязнь химии». Кроме того, учебники перегружены большим количеством информационного материала, а время на его изучение и закрепление очень ограниченно. Как показали результаты анкетирования, учащиеся обычно считают, что то, что мы учим в школе, никому в жизни не пригодится; от химии один вред. Результат изучения школьной химии в школе – зачастую, стойкая неприязнь к этому предмету, страх перед самой наукой химией.
Я предлагаю последний урок химии в году провести в виде мастерской (для учащихся 8, 9 или 11 классов). Предмет химии – конкретный предмет. Материал, который изучается на каждом уроке, четко определен рабочей программой и поэтому урок – мастерская хорош для проведения в конце четверти или в конце года, когда оценки уже выставлены, домашних заданий нет, и есть возможность осмыслить материал.
Педагогическая мастерская даёт возможность заглянуть внутрь себя, свой внутренний мир и задуматься над вечным, над тем, что нас окружает, что мы должны заронить в души юного поколения. Творческие задания позволяют учащимся познакомиться с достижениями учёных в науке «химия», увидеть красивые, изящные и яркие примеры работы творческой мысли.
Работая в «мастерской», учащиеся активно взаимодействуют друг с другом выполняя задания, которые приводят к осмыслению и «выстраиванию» нового знания.
И очень приятно, как учителю химии, услышать в конце мастерской такие слова:
О, химия – ты такова,
И знаю, все твои пути
К успеху могут привести!
11 класс – 1-й вариант (работа с афоризмами знаменитых людей о химии); 8 и 9 класс – 2-й вариант (работа со стихотворением С. Щипачева «Читая Менделеева»)
Цели:
- формирование ценностных ориентаций (уважительного отношения учащихся к предмету химия);
- развитие творческого мышления, воображения;
- формирование коммуникативной компетенции у обучающихся.
- развитие учащихся, их мотивация к изучению химии, повышение интереса к предмету
Оборудование: мультимедийная презентация , видеоряд, посвященный высказываниям знаменитых людей о химии, карточки с высказываниями(11 класс), стихотворение С. Щипачева «Читая Менделеева»(8 класс).
Форма работы: групповая.
Тип урока: мастерская письма.
Ход мастерской
I. «Индуктор» (5-6 минут)
Учитель:
О, вы, счастливые науки!
Прилежно простирайте руки
И взор до самых дальних мест,
Пройдите землю и пучину,
И степи, и глубокий лес,
И саму высоту небес.
Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет…
В земные недра ты, химия,
Проникни взора остротой
И что содержит в нем Россия
Драги сокровища открой.
М.В. Ломоносов
«Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие! Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи ее прилежания.» – написал Михаил Васильевич Ломоносов в своем труде «Слово о пользе химии» в 1751 г.
Учитель: Сегодня мы поразмышляем о значении химии в нашей жизни. При выполнении заданий вам дается полная свобода выбора пути, поступайте так, как вы чувствуете.
II. Самоконструкция (5 минут)
Работа со словом «химия».
Учитель:
- Подберите однокоренные слова.
- Подберите ассоциации (опыты, вещества, пробирка, задача, реактив, мензурка и др.).
- Продолжите предложение: «Химия – это…».
- Напишите имя человека, рядом с которым можно смело написать слово «химия» (это могут быть великие ученые, знакомые, ребята, интересующиеся химией и т.д).
III. Работа с культурным аналогом.
Химия – это наука о веществах, превращениях веществ друг в друга и явлениях, сопровождающих эти превращения.
Хи́мия (от араб. کيمياء, произошедшего, предположительно, от египетского слова km.t (чёрный), откуда возникло также название Египта,чернозема», «влага», «вкус», др-греч. χυμα – «сплав (металлов)», «литье», «поток», др. – греч χυμευσις – «смешивание») – одна из важнейших и обширных областейестествознания, наука о веществах, их свойствах, строении и превращениях, происходящих в результате химических реакций, а также фундаментальных законах, которым эти превращения подчиняются
Химия – органическая, химия – неорганическая, физическая химия, аналитическая химия, биохимия, геохимия, стереохимия, квантовая химия, предмет в школе – химия .
Учитель: Такой подход к рассмотрению роли химии в жизни человека, является, на мой взгляд, упрощённым, и я предлагаю Вам его углубить и расширить, перейдя в совершенно новую плоскость оценки химии и её влияния на человеческое общество.
IV. Социоконструкция и социализация.
Работа с высказываниями о химии (ВАРИАНТ УРОКА 1) для 11 класса
Учитель: Вы получили лист с высказываниями известных людей о химии и значении химии в жизни человека. Ознакомьтесь с этими высказываниями.
- Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. (М.В. Ломоносов)
- Изучение химии имеет двоякую цель: одна – усовершенствование естественных наук, другая – умножение жизненных благ" (М.В. Ломоносов)
- Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции». (М.В. Ломоносов)
- Ближайший предмет химии составляет изучение однородных веществ, из сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения. (Д.И. Менделеев)
- «Посев научный взойдёт для жатвы народной» (Д.И. Менделеев)
- Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области. (М. Горький)
- Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и ее понимает недостаточно. (Георг Кристоф Лихтенберг)
- Всякий необходимо причиняет пользу, употребленный на своем месте. Напротив того: упражнения лучшего танцмейстера в химии неуместны; советы опытного астронома в танцах глупы. (Козьма Прутков)
- Химия озаряла меня величайшим наслаждением познания, ещё неразгаданных тайн природы… И я уверен, что он один из тех, кто заинтересуется химией, не пожалеет о том, что выберет эту науку в качестве своей специальности. (Н.Д. Зелинский)
- "Все мы связываем с химической наукой прогресс в познании окружающего мира, новые методы его перестройки и усовершенствования. И не может быть в наши дни специалиста, который мог бы обойтись без знания химии." (Н.Н. Семенов)
- Своими знаниями я обязан только самому себе. Я сам себя научил химии (Р. Вудворд, лауреат Нобелевской премии)
- Химия создала свой предмет. Эта творческая способность, подобная искусству, коренным образом отличает химию от остальных естественных наук. (Марселен Бертло)
- "...Мы уверенны, что химия не остановится в своём дальнейшем развитии" (А.М. Бутлеров )
- Даже если вы ни черта не понимаете в химии, лежа в ванне, вы обязательно ПОЛНОСТЬЮ прочитаете состав шампуня на оборотной стороне. (Алексей Калинин)
Работа с текстом (для 11 класса)
- Какие высказывания произвели на вас наибольшее впечатление?
- С какими высказываниями вы согласны в большей степени?
- С какими высказываниями вы не согласны?
Работа со стихотворением (ВАРИАНТ УРОКА 2) для 8 и 9 класса
Семен Щипачев. Читая Менделеева .
Другого ничего в природе нет
ни здесь, ни там, в космических глубинах:
все – от песчинок малых до планет –
из элементов состоит единых.Как формула, как график трудовой
строй Менделеевской системы строгой.
Вокруг тебя творится мир живой,
входи в него, вдыхай, руками трогай.Есть просто газ легчайший – водород,
есть просто кислород, а вместе это –
июньский дождь от всех своих щедрот,
сентябрьские туманы на рассветах.Кипит железо, серебро, сурьма
и темно-бурые растворы брома,
и кажется Вселенная сама
одной лабораторией огромной.Тут мало оптикой поможешь глазу,
тут мысль пытливая всего верней.
Пылинку и увидишь-то не сразу –
глубины мирозданья скрыты в ней.Будь то вода, что поле оросила,
будь то железо, медь или гранит –
все страшную космическую силу,
закованную в атомы, хранит.Мы не отступим, мы пробьем дорогу
туда, где замкнут мирозданья круг,–
и что приписывалось раньше богу,
все будет делом наших грешных рук!
1948
Работа с текстом (для 8-9 класса)
- Каково впечатление от прочитанного?
- Что вы поняли?
- Как вы поняли выражение «Вселенная – огромная лаборатория»
- Как вы понимаете значимость предмета «химия»?
- Выпишите химические элементы и вещества, которые упоминаются в стихотворении (можно химическими знаками или формулами)
Стихотворение зачитывается еще один раз, чтобы учащиеся смогли выписать «химические термины»
V. Творческая работа (Химия – наука о прекрасном…)(8-10 минут)
Учитель: Объединитесь в группы по 4- 6 человек.
Напишите текст в любом жанре (письмо, рассказ, стихотворение и др.), посвящённый науке «химия» и предмету «химия», по возможности используя слова из тех слов, что вы выписали в течение урока.
Очень красиво и интересно, когда группы учащихся пишут «Оду химии».
Постарайтесь отразить своё настроение, ощущения в ходе проживания сегодняшней мастерской.
Учащиеся: зачитывают то, что они написали на уроке.
VI. Этап «рефлексии».
- Как вы чувствовали себя на уроке?
- Как вы думаете, зачем нужны такие занятия?
- Скажем друг другу «спасибо» за общение.
VII. Фрагменты работ учащихся:
Стихотворения учащихся 8-х и 9-x классов:
Да здравствует химия школьная!
Да здравствует опыта свет!
Ты все же такая прикольная,
Мы пламенный шлем наш привет!
Она нас всюду окружает
И несомненно помогает:
Всю нашу жизнь сопровождает,
Здоровье наше укрепляет!
С нами она везде и всегда –
Мы не забудем ее никогда!О, химия – ты такова,
Что без тебя нам – грош цена!
И знаю, все твои пути
К успеху могут привести!
Великая, могучая, красивая,
Всегда ты будешь справедливая!
И бром, и иод, и водород,
И осмий, радий, кислород,
Сульфат, хлорид, бромид, фосфат –
Ты самый лучший химикат!
О, Менделеев, как ты мог
Так поздно показать нам всем,
Что химию – не заменить ничем!
Тут серебро и водород,
Тут натрий, ртуть и кислород,
Вы человека исцелите,
А, если надо, и казните!
Варианты работ учащихся 11 класса:
«Химия – наука о прекрасном – об окружающем нас мире! Мы здесь сидим, а в нас происходят миллионы химических реакций, и такое же множество реакций происходит вокруг нас. Таков и человек. Он тоже вступает в «химическое взаимодействие» со многими людьми, и иногда результат этой химической реакции непредсказуем!»
«Химия – наука о прекрасном – о жизни! Жизнь современного человека невозможна без химии. Есть даже мнение, что самое возвышенное чувство человека, любовь, это набор определённых химических реакций в организме. Это – удивительно, иногда – грустно, но химия нам необходима!»
Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте
"Наука - это интересно, а если вы не согласны, то идите на х..." - Ричард Докинз, английский биолог.
Наверное, никто не будет спорить с тем, что наука - это не только двигатель прогресса, но и один из самых прекрасных и полезных для человечества видов творчества. Каждое научное исследование - это процесс творения, каждый ученый - создатель, по-своему переосмысливающий и меняющий реальность. Как и все творческие люди, ученые знают, что такое вдохновение, как трудно его порой бывает найти и сохранить. Зато если находят, то потом с удовольствием делятся своей мудростью со всеми желающими - и это по-настоящему радует.
10 ноября во всем мире отмечается День науки. К этой дате сайт собрал знаменитые цитаты великих ученых, которые мы почерпнули из их трудов, писем, нобелевских выступлений и других источников.
Альберт Эйнштейн,
один из наиболее значительных физиков XX века, создатель специальной и общей теории относительности, лауреат Нобелевской премии по физике (1921).
- Теория - это когда все известно, но ничего не работает. Практика - это когда все работает, но никто не знает почему. Мы же объединяем теорию и практику: ничего не работает… и никто не знает почему!
- Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по ее способности взбираться на дерево, она проживет всю жизнь, считая себя дурой.
- Если вы что-то не можете объяснить шестилетнему ребенку, вы сами этого не понимаете.
- Только дурак нуждается в порядке - гений господствует над хаосом.
- Есть только два способа прожить жизнь. Первый - будто чудес не существует. Второй - будто кругом одни чудеса.
- Единственное, что мешает мне учиться, - это полученное мной образование.
Леонардо да Винчи,
итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер эпохи Возрождения.
- Кто хочет разбогатеть в течение дня, будет повешен в течение года.
- Работа над произведением искусства никогда не может быть закончена, а может быть только заброшена.
- Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, желающий их скрыть.
- Испытай один раз полет, и твои глаза навечно будут устремлены в небо. Однажды там побывав, на всю жизнь ты обречен тосковать о нем.
- Где умирает надежда, там возникает пустота.
Лев Ландау,
советский физик-теоретик, основатель научной школы, академик АН СССР, лауреат Нобелевской премии по физике (1962).
- Величайшим достижением человеческого гения является то, что человек может понять вещи, которые он уже не в силах вообразить.
- Английский надо знать! Даже самые тупые англичане знают его неплохо.
- Самый страшный грех – это скучать! … Вот придет Страшный суд, Господь Бог призовет и спросит: «Почему не пользовался всеми благами жизни? Почему скучал?»
- Каждый имеет достаточно сил, чтобы достойно прожить жизнь. А все эти разговоры о том, какое сейчас трудное время, - это хитроумный способ оправдать свое бездействие, лень и разные унылости. Работать надо, а там, глядишь, и времена изменятся.
Никола Тесла,
изобретатель в области электротехники и радиотехники, инженер, физик.
- Вам знакомо выражение «Выше головы не прыгнешь»? Это заблуждение. Человек может все.
- Действие даже самого крохотного существа приводит к изменениям во всей Вселенной.
- Современные ученые мыслят глубоко, вместо того чтобы мыслить ясно. Чтобы мыслить ясно, нужно обладать здравым рассудком, а мыслить глубоко можно и будучи совершенно сумасшедшим.
Нильс Бор,
датский физик и философ, лауреат Нобелевской премии по физике (1922).
- На свете есть столь серьезные вещи, что говорить о них можно только шутя.
- Эксперт - это человек, который совершил все возможные ошибки в очень узкой специальности.
- Ваша идея, конечно, безумна. Весь вопрос в том, достаточно ли она безумна, чтобы оказаться верной.
Зигмунд Фрейд,
австрийский психолог, психиатр и невролог, автор теории психоанализа.
- Все, что вы делаете в постели, - прекрасно и абсолютно правильно. Лишь бы это нравилось обоим. Если есть эта гармония – то вы и только вы правы, а все осуждающие вас – извращенцы.
- Мы выбираем не случайно друг друга… Мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем подсознании.
- В основе всех наших поступков лежат два мотива: желание стать великим и сексуальное влечение.
- Каждый нормальный человек на самом деле нормален лишь отчасти.
2. Изучение химии имеет двоякую цель: одна – усовершенствование естественных наук, другая – умножение жизненных благ. (М.В.Ломоносов)
3. Химии ни коим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции. (М.В.Ломоносов)
4. Ближайший предмет химии составляет изучение однородных веществ, из сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения. (Д.И.Менделеев)
5. Посев научный взойдет для жатвы народной. (Д.И.Менделеев)
6. Химия - это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области. (М. Горький)
7. Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и её понимает недостаточно. (Георг Кристоф Лихтенберг)
8. Всякий необходимо причиняет пользу, употребленный на своем месте. Напротив того: упражнения лучшего танцмейстера в химии не уместны; советы опытного астронома в танцах глупы. (Козьма Прутков)
9. Все мы связаны с химической наукой, прогресс в познании окружающего мира, новые методы его перестройки и усовершенствования. И не может быть в наши дни специалиста, который мог бы обойтись в наши дни без знания химии. (Н.Н.Семенов)
10. Своими знаниями я обязан только самому себе. Я сам себя научил химии. (Р. Вудворд , лауреат Нобелевской премии)
11. Химия создала свой предмет. Эта творческая способность, подобная искусству, коренным образом отличает химию от остальных естественных наук. (Марселен Бертло)
12. Мы уверенны, что химия не остановится в своём дальнейшем развитии. (А.М.Бутлеров)
13. Даже если вы ни черта не понимаете в химии, лежа в ванне, вы обязательно полностью прочитаете состав шампуня на оборотной стороне. (Алексей Калинин)
14. Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука не мыслима без меры. (Д.И.Менделеев)
15. Химия – жизнь, а жизнь- химия! (М.И. Бармин)
16. Все науки настолько связаны между собой, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих. (Рене Декарт).
17. Химия озаряла меня величайшим наслаждением познания, ещё неразгаданных тайн природы…. И я уверен, что он один из тех, кто заинтересуется химией, не пожалеет о том, что выберет эту науку в качестве своей специальности. (Н.Д.Зелинский).
18. О, химия – ты такова,
Что без тебя нам – грош цена!
И знаю, все твои пути
К успеху могут привести! (С.Щипачёв)
19. Какой только области механических искусств не нужны знания химии! Могут ли обойтись без нее земледелец, металлург, фармацевт, врач, золотых дел мастер, чеканщик монет и т. п. Если бы человечеству пришлось избрать из числа всех наук только три и притом применительно к нашим потребностям, следовало бы предпочесть всем другим наукам механику, естественную историю и химию. (Д. Дидро)
20. Процветание и совершенство химии тесно связаны с благосостоянием государства. (
Афоризмы о химии
Химия не кругом нас, а внутри нас. Вот это страшно...
***
Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие. (М.В. Ломоносов)
***
Химия-это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области. (М. Горький)
***
Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и ее понимает недостаточно. (Г. Лихтенберг)
***
Химик - это лицо физическое. (Георгий Александров)
***
Химия разума: мудрость конденсирует, а глупость растворяет. (Болеслав Вольтер)
***
Жизнь - прекрасная штука. Надо только научиться ей пользоваться. (В.В. Шелепов)
***
Всякий необходимо причиняет пользу, употребленный на своем месте. Напротив того: упражнения лучшего танцмейстера в химии неуместны; советы опытного астронома в танцах глупы. (Прутков Козьма)
***
Ближайший предмет химии составляет изучение однородных веществ, из сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения. (Д.И. Менделеев)
***
Какой я химик, я политэконом. Что там «Основы химии», вот «Толковый тариф» – это другое дело. (Д.И. Менделеев)
***
« Как химик, я убежден в возможности получения питательных веществ из сочетания элементов воздуха, воды и земли, помимо обычной культуры, т.е. на особых фабриках и заводах. Но надобность в этом ещё далека от современности. Потому что пустой земли ещё везде много… (Д.И.Менделеев)
***
***
Пища, которую организм не переваривает, съедает того, кто ее съел. Поэтому ешь в меру. (Абу-аль-Фарадж)
***
Нет токсичных веществ, а есть токсичные дозы. (Парацельс)
***
Химия дает в руки человеку огромные возможности и силы, но при этом требует грамотного, ответственного их использования.
***
Человек – единственное существо на Земле, которое практически всю свою пищу подвергает химической или термической обработке, а так же заботится о ее сохранности, аромате и нужной окраске.