Церковь после Pussy Riot. Участницы группы «Пусси Райот» получили реальные сроки в колонии общего режима Группа pussy riot в храме христа спасителя

Дело Pussy Riot – самое громкое уголовное дело 2012 года, оно привлекло к себе огромное внимание и стало поводом очень больших нападок на Церковь. Строгий приговор Pussy Riot дал возможность организаторам антицерковной кампании продолжить использование этой истории в своих целях.

Каковы же эти цели? Каким могло бы быть справедливое наказание за акцию Pussy Riot в храме Христа Спасителя?

Как относятся православные к участникам группы Pussy Riot? Какова официальная позиция Церкви по поводу происшедшего? Обо всем этом мы будем говорим в этом разделе нашего сайта.

Как переводится Pussy Riot? Точный английский перевод, по утверждениям носителей языка (равно англичан и американцев) – Бунт Вагины. Вроде бы выступление этой феминистской группы, да еще с таким названием, клипа с участием нескольких тщеславных женщин, имеет слабое отношение к жизни Церкви и к священникам, о которых мы говорим на нашем сайте. Но зато эта история имеет отношение к тому, как нецерковные люди относятся к Церкви. Поэтому мы будем об этом говорить.

Как православные относятся к участницам группы Pussy Riot (видео)

Кто финансирует и манипулирует Pussy Riot?

Мишель Гарротэ (Michel Garroté)

Законен ли приговор Pussy Riot?

Почему их нельзя простить

Заявление Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви в связи с судебным приговором по делу Pussy Riot

Богословие любви и богословие ненависти. Накануне вынесения приговора Pussy Riot

Свято место (мысли в связи с приговором Pussy Riot)

Печальный приговор (размышления по поводу приговора Pussy Riot)

«Pussy Riot - проект сообщества геев и лесбиянок, поэтому на их сторону и встали гей-активисты с мировыми именами»

Преодолеть скверну

Не ведомство Церкви быть прокуратурой

Четыре причины посадить Влагалищных Повстанцев в тюрьму

Фриц Морген (псевдоним)

Всем ненавидящим и хулящим Русскую Православную Церковь (в связи с шумом по поводу Pussy Riot)

Pussy Riot видео

Pussy Riot – феминизм или синдром Бобчинского?

Константин Кудряшов

Почему я против группы Pussy Riot

Как создаются «протесты» и «поддержки»

Государство должно разрядить ситуацию

Какой срок дали бы группе Pussy Riot в других странах

Какой срок дали бы группе Pussy Riot в других странах - выдержки из соответствующих законов.

Вчера, 21 февраля, феминистская панк-группа «Pussy Riot» провела кощунственную акцию у алтаря в храме Христа Спасителя в Москве, сообщают информагентства. В акции участвовали четыре девки, которые пели богохульную песню, плясали, глумились над православными святынями. Представители службы безопасности храма сообщили корреспонденту «Интерфакс-Религия », что «певиц» препроводили в ОВД «Хамовники».

В своем ЖЖ девки из этой группы сообщили, что они «отслужили в Храме Христа Спасителя панк-молебен "Богородица, Путина прогони"». «Панк-молебен» отслужили солистки группы Тюря, Шумахер, Серафима и Кот. «Раз мирные стотысячные демонстрации не дают немедленного результата, мы будем перед Пасхой просить Богородицу поскорее прогнать Путина», - сообщила Серафима, «самая набожная панк-феминистка». В прошлое воскресение Серафима вернулась из Храма и потребовала, чтобы все солистки «Pussy Riot» срочно обучились византийским знаменным распевам. «Сегодня во время заутрени я поняла о чем и как нужно просить Богородицу, чтобы что-то наконец сдвинулось в нашей бездуховной земле», - заявила «самая набожная панк-феминистка».

«Панк-молебен» с восторгом поддержал протодиакон Андрей Кураев, известный своими нетрадиционными «ноу-хау» в деле миссии. Отец Андрей в своем блоге признался: «...Будь я ключарем этого Храма, я бы их накормил блинами, выдал по чаше медовухи и пригласил бы зайти вновь на Чин Прощения. А если бы я был мирянином-старостой, то на прощанье еще бы и ущипнул их малость... По-отечески. Для вразумления. Ибо учиненное ими, конечно, безобразие, но - законное безобразие. Масленица на дворе. Время скоморошества и перевертышей. Социальный космос рушится (в надежде его весеннего обновления вместе с природой), социальные роли меняются местами. Во времена Петра Великого такого рода выходки в такие дни были в порядке вещей (точнее - в масленичном беспорядке). Читать то про древние традиции в умных книжках нам нравится. А вот как дошло до дела... Это очень непростой вопрос о культурной норме. Не все таковые нормы мне нравятся, но это не повод забыть о том, что они именно - нормы. Ну такая вот НОРМАльная выходка. Эти юные хулиганки могли об этом и не знать (о традициях масленицы). Но нам-то, продумывая нашу реакцию, забывать про них негоже».

В отличие от отца Андрея Кураева, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в ответ на акцию панков в Храме Христа Спасителя призвал ужесточить законодательную норму об оскорблении религиозных чувств, сообщает «Интерфакс ». «Норма (существующая - ред. ), конечно, крайне мягкая, потому что речь идет о действиях, способных взорвать ситуацию в стране. Убежден: эту норму нужно перенести в Уголовный кодекс. И вот теперь давайте спросим политиков, готовы ли они это сделать. А также - осуждают ли совершенную акцию», - пишет отец Всеволод в своем интернет-блоге. По его словам, те, кто не осудит участниц перфоманса у главного алтаря страны, «могут перестать рассчитывать на поддержку православных».

Священник напомнил, что статья 5.26 Кодекса об административных правонарушениях гласит: «Оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей». Он полагает, что действиями панков нарушено и антиэкстремистское законодательство, «хотя на эту тему, как говорится, некоторые могут поспорить». «Друзья, вчерашняя выходка в храме Христа Спасителя ставит перед всеми нами серьезную проблему. Мы не можем и не будем жить в государстве, где такие выходки возможны. Значит, государство после этой выходки должно измениться», - отмечает отец Всеволод.

По справедливому замечанию известного публициста Максима Шевченко, «осквернение Храма Христа Спасителя девками из группы "Pussy Riot" и почти поголовная (судя по твиттеру) поддержка этой акции болотными активистами - это открытое объявление войны всем народам нашей страны, их вере и отношению к жизни и смерти».

«По большому счету, это вторжение передовых отрядов либерально-западной цивилизации в пространство внутренней жизни миллионов русских, украинцев, белоруссов, грузин, армян - в общем, всех тех, для кого христианский храм и алтарь в нем остаются местом молитвы. А не площадкой для выкрикивания "срань господня" и призывов "богородица, стань феминисткой". В пространство жизни нормальных людей - не педерастов, не лесбиянок (одна из них, журналист "Новой газеты" Елена Костюченко, открыто рассказывавшая миру о своих сексуальных пристрастиях, выступает главным промоутером похабной, акции в Храме Христа Спасителя), не свингеров, не садомазоактвистов, не прочих извращенцев, сообщающих публично о своих постыдных тайнах», - пишет публицист в своем блоге .

«Уверен, - продолжает он, - что ни один мусульманин не только не поддержит осквернение христианского храма, но и присоединится к горю христиан. Ведь первая реакция верующего человека на подобные действия - это именно глубокое чувство горя, ножом вонзающееся в душу. Почему? Думаю, дело в том, что религия, даже для не очень погруженного в нее человека, становится частью души, сокровенной тайной личности, не доступной чужому и раскрывающейся только в молитве, один на один с пустотой вечности».

«Это то, что готовят нашей стране после реванша либералов. Растление и разврат, осквернение святынь и дикий прессинг всех, кто хочет жить свободно, с именем Божиим в сердце и в душе. И недаром эти девки ушли их Храма беспрепятственно. Я всегда подозревал, что развратные либералы с жестокими ментами - друзья братья. Евсюков, женатый на поп-певичке. На Кавказе наблюдал неоднократно - самое разнузданное развратное поведение, с выжиранием водяры и саунами с проститутками - там, где менты и прочие силовики. И дикая ненависть к верующим, бросающим пить и бл***ть - до пыток, до расстрелов. Это и есть ненависть сатанинско-либерального Запада к миру веры и человеческого достоинства. Православные полагают, что это где-то там, в "ваххабитских" регионах? Вот и в наши храмы вторгся кошмар - пока только пляшущими на аналое бл***. Поверьте, за ними не замедлят и Евсюковы, которым с развратом спокойнее править страной, нежели с верой и строгостью», - отмечает Максим Шевченко.

«И последнее - о позиции "дьякона" Кураева. (...) Этот "православный миссионер" просто показал себя мерзким язычником, утверждая, что алтарь православного храма - место "скоморошества и перевертышей". "Перевертыш", трикстер, джокер, г-н Кураев - это одно из прозвищ черта, кстати. Впрочем, г-н Кураев, похоже, в черта не верит, полагая, что осквернение Храма и хула на Богородицу - "законное безобразие". Он ставит нам в пример "всешутейный собор во имя Бахуса" петровской эпохи, когда миллионы русских людей с ужасом увидели мерзость и гнусность правящей верхушки, глумившейся открыто на Церковью и ее тайнами в компании ликующих иностранцев… Ущипнуть девок захотелось похотливому дьякону, рассуждавшему глубокомысленно о сектантах и "набеговой природе кавказцев"... Неужели Патриарх не обратит внимание на этого либерального "перевертыша", так вознесшегося в ельцинское мутное время и ждущего с нетерпением возвращения тех же "культурных норм"? Итак, нам объявлена война - объявлена бля*** и сопровождающими их растленными журналистами, циничными галеристами, добродушными ментами и блудливыми попами. Каков будет наш ответ?» - вопрошает Максим Шевченко.

Со своей стороны, о.Кураев заявил, что у него возникли вопросы по поводу реакции церковных людей на эту выходку. «Первый: сколько еще мы будем вести себя как дрессированные собачки, послушно начинающие смешно и беззубо лаять в ответ на команду? Ясно, что агрессивные выкрики церковников вослед акции входят в замысел самой акции и являются ее главной целью. Технология проста: вывести человека до каления, заснять эту его несимпатичную реакцию и потом демонстрировать ее всему миру, поясняя: «мы то просто песенку (картину, фильм...). А в ответ нам вы видите что!!». (...) Второй: отчего у христиан вдруг стало хорошим тоном мечтательно ссылаться на мстительность мусульман? Почему даже в этом блоге не один десяток голосов, мечтающих, чтобы христиане сделали с этими феминистками то, что в аналогичной ситуации с ними сделали бы посетители мечети? Мораль ислама вполне ветхозаветна. Неужели христиане хотят вернуться в те времена и отменить Евангелие?» - возмущенно пишет протодиакон, передергивая аргументы борцов с кощунством.

«Мне очень ясно - как может и должен реагировать обычный человек при виде такого происшествия в его обычном храме. Но столь же ясно, что христиане не должны мерить себя обычной меркой. Для этого у нас есть Евангелие, которое учит не-человеческим, сверх-человеческим реакциям. Отсутствие таких реакций в нас должно беспокоить нас гораздо сильнее, чем та или иная частушка, пропетая нашими недругами. (...) И не надо мне тут говорить, что вы готовы прощать личные обиды, но не можете простить обиды вере. Тот, кто не смог этим незнакомым дурочкам простить их этот далекий этот фо-па, уж точно вскипит, если нарвется на личное оскорбление», - полагает панк-миссионер.

21 февраля пятеро участниц панк-группы Pussy Riot пришли в храм Христа Спасителя, взошли на амвон и провели там панк-молебен. Спустя несколько дней три предполагаемые активистки Pussy Riot оказались за решеткой по обвинению в хулиганстве. Ситуация породила раскол в обществе. Комментарии некоторых священников, которые были восприняты как «официальная позиция церкви», оказались крайне жесткими, гражданские активисты, в свою очередь, ругают «православных хоругвеносцев». Сыграли Pussy Riot ключевую роль в обострении отношений церкви и общества или стали поводом к высказыванию скопившихся претензий? Это попытался выяснить корреспондент «Газеты.Ru».

Церковь о Pussy Riot

Священники, с которыми удалось побеседовать, в один голос говорят, что церковь не заявляла официальной позиции по тому, должны ли активистки понести наказание. (Официальной в РПЦ считается позиция патриарха Кирилла, а он пока не высказывался по этому вопросу). С другой стороны, среди них нет и тех, кто не сочувствовал бы трем заключенным.

«Лично у меня сожаление вызывают две вещи, – говорит настоятель подмосковного храма св. апостолов Петра и Павла в деревне Павловское священник Дмитрий Свердлов. – Во-первых, сам инцидент, который не должен был произойти, потому что девушки ошиблись дверью, и, во-вторых, то, что они сидят. И я буду сожалеть об их заключении ровно столько, сколько это будет продолжаться».

Настоятель московского храма Святой Троицы в Хохлах священник Алексей Уминский полагает, что акция Pussy Riot стала точкой, в которой столкнулись взгляды церкви и либерального общества. «Провокационная акция этих заблудших девушек действительно поставила всех по разные стороны баррикад», – сожалеет он.

Священник считает, что резкость противостояния объясняется взаимным непониманием ситуации: «С одной стороны, церковное сообщество после этого акта напугано тем, что, возможно, участницы панк-группы являются визитной карточкой всего гражданского общества. А с другой стороны, шквал ненависти, последовавший за этой акцией, показал, что в глазах общества церковь представлена агрессивно настроенными «православными хоругвеносцами».

«И вот это самая большая ложь, которая сегодня циркулирует в обществе, как мнение друг о друге», – добавляет Уминский. По его мнению, общество требует от церкви невозможного – просить власть о том, чтобы она отпустила активисток, не задумываясь о том, что не церковь инициировала их арест.

Агрессию церкви в ответ на требования либералов священник объясняет ее сложной историей в советский период: «За сто лет постоянных гонений на церковь мы привыкли, что нам надо все время защищать себя, свою веру и свои святыни. Эта подсознательная настороженность, что, не дай Бог, кто-то захочет опять нас оскорбить, заставляет нас так относиться к происходящему».

Председатель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда (он священником не является) считает поступок Pussy Riot однозначным грехом. «Церковь не может оправдать грех перфомансом, искусством», – настаивает Легойда.

Несмотря на такую оценку, отношение к самой акции отделяется от отношения к виновницам происшествия и определяется фундаментальным христианским положением жизни. «Мы отличаем грех от грешника. И если отношение к греху непримиримо, то сам человек заслуживает сожаления, жалости и молитвы о нем», – поясняет Владимир Легойда.

Церковь vs интеллигенция

На первый взгляд все просто: Pussy Riot поступили плохо, заслуживают порицания (но не столь сурового, как радеют следователи), церковь ни при чем, общество не понимает, чего и от кого просит. С другой стороны, если ситуация и впрямь проста, почему она внезапно противопоставила интеллигенцию и церковь?

На эти вопросы священники отвечают неохотно и исключительно на условиях анонимности. В противном случае, как признаются они сами, патриарх может быть недоволен и при благоприятном раскладе просто потребует, чтобы они больше публично не высказывались. О наименее благоприятном лучше не думать.

Впрочем, на такое отношение предстоятеля церковные люди не жалуются. Наличие вертикали власти в РПЦ воспринимается не как отсутствие демократии и свободы слова, а как нормальная структура церкви, существующая уже много веков.

Собеседники «Газеты.Ru» считают, что реакция «говорящих голов» РПЦ на панк-молебен, протестные акции либеральной интеллигенции и новый-старый президент страны Владимир Путин –звенья одной сложной цепи. По их мнению, события развивались так: в конце декабря патриарх Кирилл прочитал проповедь, где просил власти прислушаться к протестам. В январе церковь почему-то свою позицию переменила и начала критиковать демонстрации. Председатель Синодального отдела Владимир Легойда объяснил, что это реакция церкви на сложную общественно-политическую ситуацию: «Церковь говорила, что ее тревожит опасность революционных волнений». Священники смотрят глубже.

«Весной церковное руководство определило для церкви стратегическую нишу в обществе. Она должна состоять из обывателей и таким образом полностью совпадать с путинским большинством. Несколько жестких выпадов церковников против интеллигенции и рассуждения о ее вине перед отечеством в 1917 году – это попытка вытолкнуть интеллигенцию на периферию церковной жизни, т.к. интеллигенция составляет костяк протестного движения», – заявил настоятель одного из провинциальных храмов на условиях анонимности.

Библеист Андрей Десницкий подтверждает, что в церкви и раньше существовали люди, которым интеллигенция просто не нужна, хотя было и есть и противоположное мнение. Он считает, что разбирательства с Pussy Riot в нравственном и правовом поле фактически являются вершиной айсберга неразрешенных вопросов между церковью и интеллигенцией, и играют на руку власти.

«Я считаю, что власть разыграла со скандалом Pussy Riot очень выгодный ход: значительную часть негодования она перевела на церковь – получилось, что это церковь виновата, что активисток держат в тюрьме. И власть сделала достаточно много, чтобы мы противопоставляли интеллигенцию и церковь», – объяснил Десницкий. «В свое время в Польше и других странах Восточной Европы коммунизм рухнул, когда объединились костел, национальная интеллигенция, патриоты и демократы. Для нашей власти очень хорошо сделать так, чтобы наша интеллигенция и наша церковь относились друг к другу с подозрением и враждебностью, потому что если они объединятся, вместе они смогут сделать очень много», – добавил библеист.

Церковь и государство

Однако все произошедшее не говорит о «тандеме» РПЦ и власти.

«Мы живем в свободном обществе, где церковь имеет свои права и защищена законодательно как всякая другая общественная организация. Она отделена от государства и поэтому имеет возможность жить по своим внутренним законам, не отчитываясь в своем вероучении, в своих планах и в своих действиях», – напоминает Алексей Уминский. Впрочем, добавляет священник,

«иногда церкви необходимо похвалить власть, даже тогда, когда, может быть, этого не стоило бы делать, поблагодарить за то, что нам вернули храм, монастырь, какую-то святыню для церкви».

Священник Дмитрий Свердлов считает, что отношения между церковью и властью существуют хотя бы потому, что они пересекаются в общественном поле. При этом наличие отношений само по себе не подразумевает взаимную корысть. «В отношениях может присутствовать бескорыстная христианская мотивация, – сказал Свердлов и в качестве примера привел пример своих коллег. – У многих моих соседей священников достаточно добрые отношения с местной районной администрацией, но цель этих отношений не в том, чтобы пользоваться этими связями для достижения каких-то благ для прихода. Хотя бывает и по-другому…».

Председатель Синодального отдела РПЦ Владимир Легойда также полагает, что отношения между церковью и государством нельзя назвать взаимозависимостью. «У церкви и власти – рабочие отношения. При этом за тысячу лет истории Русской церкви, у нее не было такой свободы от государства, как сейчас – это очевидно для всех, кто знаком с историей Церкви. Сегодня мы самостоятельно принимаем решения, и в администрации президента и правительстве о решениях Синода узнают наравне со всеми остальными – из официальных сообщений после окончания синодальных заседаний. В том числе и в этом проявляется независимость», – добавил Легойда. Кроме этого, он объяснил, что

у РПЦ нет и не может быть оппозиционного отношения к власти. «Целью любой оппозиции является получение политической власти. Но поскольку церкви политическая власть не нужна, она с любой властью будет взаимодействовать», – говорит Легойда, добавляя, что РПЦ оставляет за собой право критиковать любую власть.

«У нас есть фундаментальный конституирующий жизнь церкви документ «Основы социальной концепции РПЦ». В них написано, что если власть требует от церкви того, что противоречит христианской совести и принципам христианской жизни, мы оставляем за собой право гражданского неповиновения».

Однако многие считают, что отношения власти и церкви иногда переходят границы «мирного сосуществования». В разговорах с «Газетой.Ru» священники на условиях анонимности вспоминали о печально известном «табачном скандале» середины 90-х, а также о скандале 2010-го года в Калининграде. Тогда региональное правительство спешно передало РПЦ несколько зданий бывших лютеранских и католических храмов, которые с 1 января 2011 года по закону о реституции церковного имущества должны были бы перейти соответственно протестантам и католикам.

Церковь и общество

Общество периодически критикует РПЦ как за действие, так и за бездействие, однако люди все еще ждут от церкви физического подтверждения ее готовности помогать.

Священник Дмитрий Свердлов утверждает, что отчасти ожидания напрасны. «Обществу церковь не должна, церковь должна Христу», – заявляет Дмитрий Свердлов. Впрочем, допускается и приветствуется служение Богу через взаимодействие с обществом, тем более призыв к социальному служению неоднократно звучал от патриарха Кирилла.

Священник Алексей Уминский напротив считает, что в последнее время «церковь по большому счету только и занимается социальным служением»: священники посещают больницы, воинские части, тюрьмы, во многих храмах кормят бездомных, собирают для них одежду.

Глава Синодального информационного отдела Владимир Легойда настаивает, что церковь в первую очередь служит «нравственным камертоном» в обществе, но признает важность дела благотворительности и милосердия. «Самый активный отдел в РПЦ – это отдел по церковной благотворительности и синодальному служению. Недавно мы собрали больше 17 млн рублей в помощь греческим верующим. Мы помогали Японии после Фукусимы, у нас есть подшефные супермногодетные семьи, детские дома», – сообщает Легойда.

Но, несмотря на кажущуюся очевидность понятия «социальное служение», есть момент, который «несколько останавливает церковь», говорит священник Дмитрий Свердлов. «Надо понимать, что церковь останавливает инерция советского времени, когда благотворительностью и социальной деятельностью заниматься было невозможно», – рассказывает он, поясняя, что у священников, воспитанных в СССР не было привычки и опыта социального служения.

Настоятель одного из московских храмов, не пожелавший называть свое имя, считает, что потребность в социальном контракте между церковью и обществом в России обусловлена не столько спросом общества и предложением РПЦ, сколько недостаточной благоустроенностью жизни.

«Раньше человек заболевал и шел в церковь, молился и соборовался. Сейчас человек идет к врачу и необходимость в церкви здесь отпадает. Кормить бомжей – это хорошо, но в правильно устроенном государстве для этого есть социальные службы», – заявил настоятель на условиях анонимности.

«Поэтому в благоустроенных государствах, как, например, в Европе, в церковь ходят по религиозной мотивации, а у нас масса народу хочет, чтобы все было хорошо за счет Бога, потому что государство не справляется», – добавил настоятель.

РПЦ ищет себя

Вопрос, как и чем живет церковь, неоднозначен даже для людей церкви. Для одних РПЦ – это собрание свободных личностей, за спиной у которых нет-нет да и промелькнет ужасный призрак советской власти, для других это общество фактически обычных людей со своими грехами, слабостями, ошибками и тщеславием, для третьих – организация из консерваторов с недальновидным руководителем во главе. По-своему все они правы.

«Церковное сообщество – это, прежде всего, сообщество свободных людей и свободных личностей, – размышляет священник Алексей Уминский. – У нас есть общее незыблемое понятие нравственности и догматов нашей веры, а во всем остальном мы – те, кто мы есть. И все мы равны перед Христом, потому что главное для нас не наши политические различия, а наше единство в понимании Евангелия».

Дмитрий Свердлов поясняет, что, хотя «церковь призвана быть идеальной, она ни в коем случае не идеальна, потому что ее составляют люди, в которых живет грех – как, собственно, в каждом человеке». Также Свердлов заметил, что иногда недостижимые, но правильные цели, церковные люди заменяют на достижимые, но неверные. «Это печальная ошибка. Может быть, тяжело себя чувствовать вечно несовершенным и тогда происходит подмена – это психологический механизм. Может быть, появляется усталость, может, искажается этика», – сказал священник.

Священники, пожелавшие сохранить анонимность, занимают более жесткую позицию. По их мнению, церковь «сама себе роет могилу»: во главе организации стоит «человек, оторванный от реальной жизни», под влиянием патриарха РПЦ исповедует не христианские, а мирские ценности – власть, богатство и авторитет.

При этом о некоторых вещах, которые могут показаться людям светским возмутительными, церковники говорят спокойно и буднично – для них это существующий факт, сожалеть о котором нет смысла, потому что нельзя ничего изменить.

«В церкви происходит выдавливание всякого разномыслия, вариативности, что, в свою очередь, отвечает желаниям одного единственного человека – патриарха. Он по-своему радеет о церкви, но у него совершенно не христианские понятия о церкви. По его мнению, церковь должна быть сильной, властной, престижной и т.д.», – поясняет собеседник «Газеты.Ru». «Кроме этого, его святейшество проповедует некую Святую Русь вместо христианства, которое существует, как нечто прикладное, что позволяет этой святой Руси быть святой».

Другие собеседники «Газеты.Ru» разделяют эту версию и добавляют, что действия патриарха Кирилла во многом продиктованы его советским прошлым. «Это называется сергианство, идеология митрополита Сергия, который в 30-е годы ради сохранения структуры церкви шел на любые компромиссы с властью. В условиях советских гонений это было единственным возможным способом поведения. Но сохранившаяся идеология пышным цветом расцвела в нынешний понтификат без особой на то надобности», – рассказывает один из священников. «Это и есть наша традиция – исконная, холопская традиция – обожествление государства: государство – все, личность – ничто», – добавляет он.

Другой собеседник «Газеты.Ru» пояснил, что тщеславие патриарха не заботит основную часть священников. «Церковь в основном именно такая и это показывает, что в церкви не осталось сил ни интеллектуальных, ни пасторских. И вместо того, чтобы всю церковную энергию посвятить именно выращиванию этих сил, церковь борется с внешним врагом и с «предателями в рясах», собирает себе имущество и выстраивает отношения с государством», – переживает он. Но при том, что «предатели в рясах» обсуждают на кухнях дальнейший путь церкви, диссидентского движения среди священников нет: «Они разобщены. Это самый трусливый на свете народ. Их можно понять, потому что если епископ запретит священнику служить, он просто не выживет без иного образования кроме семинарии и с огромной семьей, которую надо кормить», – сказал один из священников.

Впрочем, по мнению библеиста Андрея Десницкого, то, что сейчас происходит в церкви, это не статичная ситуация, а гибкий процесс, обусловленный многими обстоятельствами. Во-первых, общество нуждается в нравственных ориентирах и одновременно несколько опасается церкви, которая могла бы их задавать. «Церковь может играть такую роль в обществе, но здесь возникает очень много разных вопросов: а что это будет? Не будет ли это экспансия? Не получится ли, что церковь начнет пропихивать свои интересы, усиливать политическое влияние, забирать побольше имущества», – объясняет общественные опасения Десницкий. «Если есть какая-то институция, которая обладает влиянием, кого-то это влияние раздражает. Но если она им не обладает, она ни для чего вообще не нужна», – добавил он. Во-вторых, проблема существует внутри самой церкви.

«Нынешняя церковь это тяжелая и непрозрачная структура с очень плохой обратной связью и засильем официоза, который мешает эту связь наладить. А без адекватной обратной связи невозможно принимать грамотные решения и прослеживать их выполнение», – заявил Андрей Десницкий.

Наконец, поиски собственной идентичности пока что не позволяют занять церковным структурам стабильное место в обществе. «Церковь пока не понимает, какое место она занимает в современном городском обществе, мобильном и хорошо информированном, и идет на ощупь путем проб и ошибок. А общество в свою очередь реагирует на эти пробы и ошибки по-разному», – сообщил Десницкий.

Дарья Загвоздина

Танцы в храме, осквернение святыни… :противно слушать поповскую лож!
С каких это пор,сотворённое руками человека (здание или икона), ДЛЯ ИСТИННОГО ХРИСТИАНИНА(который в слове и деле своём подражает Христу -изначальному 1ИОАНН 2: 6) , СТАЛИ СВЯТЫНЕЙ?
Разве не нам, христианам в назидание (через истинного пророка) сказано: ” Всевышний в нерукотворных храмах живёт”(ДЕЯНИЯ 7: 48 – 52).
“Но там где, двое или трое собраны во имя Моё , там Я посреди них” ..,говорит ИСТИННЫЙ глава Церкви Божией, Господь Иисус Христос.
Для истинного христианина, истинной святыней является,сам Святой БОГ, ибо сказано: “Будьте святы, ибо Я свят ” говорит Господь..,также сказано: “Закон свят, и заповедь свята и праведна и добра ” (РИМ 7: 12).
И Господь, предупреждает истинных христиан: ” Берегитесь лжепророков.., по плодам их узнаите их “говорит Господь (МАТФЕЙ 7: 15 – 20).
Шумиха поднятая “Кремлёвской братвой” и попами (религией извратившей учение Христово), по поводу событий произошедших в храме Христа Спасителя (протест панк – группы) , не что иное как желание (воровской власти и воровской религии) , скрыть свои чудовищные преступления, против Бога и народа России.
Судите сами.В то время когда Путины и Гундяевы поучают россиян тому, что не гуманно и не милосердно, лешать жизни насильников и убийц (проливших невинную кровь) .Насильники и убийцы, отпущенные на свободу (вопреки Господу ВТОР 22: 25 – 27) и воли народа) Путиным и Гундяевым (Кирилл) , продолжают убивать и насиловать законопослушных россиян.
Таким образом, Путинско-Гундяевский гуманизм и милосердие касается исключительно насильников и убийц,а законопослушные россияне СТАНОВЯТСЯ ЖЕРТВОЙ Путинско – Гундяевского лжегуманизма и лжемилосердия.
Из чего следует, что самыми кровожадными убийцами и насильниками в России,являются:В. Путин – воровская власть (Кремлёвская братва) и Гундяев (РПЦ МП – языческая секта идолопоклонников, незаконно пред Богом именующая себя “Церковь Божия ”) .
А потому слова В. Путина о том, что: “только Бог в праве забрать у человека жизнь” ни болие чем красивые слова, на которые Путин мастер…
О Путине, известный сатирик сказал:” много, красиво говорит, но мало делает”…
Разве Путин и Гундяев-(Кирилл) не знают о том, что подавляющие большинство отпущенных ими (вопреки Господу ВТОР 22: 25 – 27 и воли большинства россиян) , насильников и убийц, продолжают убивать и насиловать …?
ЗНАЮТ! ! !
Ведь они (за государственный счёт) позаботились не только о своей безопасности, но и о безопасности своих родственников.
А нам россиянам, ПОЛИТ-бюро “Кремлёвской братвы” – РПЦ МП, предлагают (в качестве защитника) ИКОНЫ, за поклонение которым Бог поразил: царизм, попов и всех (кто по слову попов вопреки Господу) поклонялся иконам.
Ибо сказано:” ПРОКЛЯТ,КТО НЕ ИСПОЛНЯЕТ СЛОВ ЗАКОНА..”,говорит Господь..(ВТОР 5: 17 – 21 , 27: 26) .
В связи с вышеизложенным возникает вопрос к воровской власти и воровской религии: ЗА ЧТО ВЫ ТАК НЕ ЛЮБИТЕ РОССИЯН?
Нет, говорит лукавый: “мы всего лиш безропотные исполнители воли народа”.
Но волею Божией, народ свершит суд(Божий) над насильниками и убийцами -(проливающими кровь невинную) и над Богу противной властью (и Богу противной религией) которая руками насильников и убийц, убивает и насилует россиян.
Так говорит Господь..,” хранящий законопреступника на день суда”.. (ПРИТЧИ 16: 4) .

Так что, (в сравнении с тем) что творят на Руси воровская власть и попы, содеянное девицами – (панк – молебен), детская шалость и не болие…
Когда Господа нашего Иисуса Христа (истинного главу Церкви Божией) , после истязаний, распяли, Господь (Бог явленный во плоти) не молил Отца Небесного карать убийц, но молил:”Отче! прости им, ибо не знают, что делают “, тем самым показав, пример истинного милосердия … (ЛУКА 23: 34) .
А СЕКТАНТЫ -(РПЦ МП – незаконно пред Богом именующие себя “Церковь Божия”)ТРЕБУЮТ, КАРАТЬ! Свидетельствуя тем самым (пред Богом и миром) , что они самозванцы, но не Церковь Божия.
Даже собираются “Чёрные списки “составлять, это уже было, последний раз в 1915 году…С начала попы и царизм составляли “Чёрные списки “. Пришли большевики, стали составлять свои “Чёрные списки ” на царизм и попов…
Свершилось пророчество: “КАКИМ СУДОМ СУДИТЕ, ТАКИМ БУДИТЕ СУДИМЫ, “..,(МАТФ 7: 2) .23 – 24 – 25 – 26 – 27 – 28 – 91- 49 – 2 – 24… .
ТАК ГОВОРИТ ГОСПОДЬ! ! !