Что такое икона? Икона «Божья Матерь Иерусалимская»: история образа и его значение.

Молятся об избавлении от любых болезней, в том числе и тех, перед которыми врачи бессильны. Известно множество случаев исцеления от слепоты и паралича, чумы и других массовых эпидемий. Молятся о защите своего дома и страны от наступления и захвата врагами, от грабежа и других неправомерных действий. Молятся перед Иерусалимским образом и ради спасения от стихийных бедствий. Нередко перед Иерусалимской иконой Богоматери можно услышать молитвы о сохранении домашнего очага, о благополучии семьи и хороших отношениях между её членами.

Еще за годы жизни Приснодевы, как говорится в церковной литературе, несколько чудотворных образов Божией Матери были написаны Лукой, известным среди христиан евангелистом, а также первым иконописцем. Одними из наиболее популярных творений святого апостола считаются Владимирская и Смоленская иконы.

Предполагается, что Лука написал и образ Иерусалимской иконы, сделал он это на 15-ый день после того, как вознесся Спаситель в небеса. Что касается места, то создана святыня была в Гефсимании, то есть на Земле Святой.
Во времена византийского императора Льва Великого (457-474 гг.) Иерусалимскую икону хранили в соборе Богоматери «Пигий» (в переводе – источник), который располагался в Константинополе. Когда беда грозила городу (скифы пришли), то не взяли его лишь благодаря всенародной молитве к иконе. В память о чуде таком было принято решение перенести ее в Влахернскую церковь, которая в те времена считалась одним из главных храмов Византии. Там икона около трех столетий и оставалась.

Путь иконы очень длинный. К примеру, в начале X столетия посетила она город Херсонес в Крыму, отсюда святой Владимир перевез ее в Киев. Когда после принятия киевлянами крещения такое же решение приняли новгородцы, то князь отправил образ в благословение им.
Пребывание иконы Богородицы в Софийском соборе в Великом Новгороде длилось более четырех столетий. Многие христиане возлагали большие надежды на Иерусалимскую икону, поэтому здесь она была особо почитаемой.
Когда царем стал Иван Грозный, а было это в середине XVI, иерусалимскую икону перенесли в Успенский собор в Москве. В память о чудесах, сотворенных после молитв перед чудотворной иконой, жители Бронниц приняли решение каждый год в 10-е воскресенье по Пасхе проводить крестную ходу вокруг города.

За годы царствования холеры (1848 г. и 1864 г.) множество исцелений произошло. В 1866 г. бедствие пришло и в Подольск. Жители селения, испуганные более чем сильно, обратились к Московскому митрополиту Филарету, прошения их был направлены на то, чтобы в город привезли Иверскую икону. Однако Московский владыка отказал жителям в просьбах их поскольку холера тогда уже и в Москве отбирала жизни ни в чем не повинных людей. Вместо Иверской иконы посоветовал митрополит взять Иерусалимскую святыню из Бронниц.
12 августа в Подольске появилась икона, обрамленная серебряно-вызолоченным окладом. Встречать святыню вышло очень много людей. И не пришлось долго ждать чуда. Мало того что в этот день никто не умер, так еще и не заболел. Потихоньку бедствие покинуло город. После того подольчане стали отмечать день памяти Иерусалимской спасительницы каждый год 12 августа. Одним из известных чудес святыни считается исцеление заболевших моровой язвой в 1771 г.

Апостолы Петр, Павел, Иаков и другие с псалмопением несли одр, на котором лежало тело Богородицы с горы Сион (из дома ап.Иоанна Богослова) в Гефсиманию (в гробницу в Кидронской долине у подножия Елеонской горы, где позднее был сооружен храм Успения).

Вход в храм Успения Божией Матери в Гефсимании

Вот сюда, в Кидронскую долину, в Гефсиманию, к западному подножию Елеонской горы, принесли апостолы тело Божией Матери и положили его во гробе. До Гефсиманского сада и знаменитых древних олив отсюда метров 70 (или немногим дальше). Подземный храм Успения Божией Матери (которому примерно полторы тысячи лет) принадлежит грекам и армянам, молиться и поклониться сюда приходят все христиане, кроме протестантов. На фотографии собственно вход в храм и площадка перед ним (она уже находится ниже уровня земли). Здесь часто много паломников и просто туристов, а также арабских детей которые "продают" веточки олив, растущих вокруг, то есть попросту говоря попрошайничают.

Лестница ведущая в храм Успения Божией Матери в Гефсимании

Когда Вы входите в двери, то сразу попадаете на лестницу из древних ступеней (их около пятидесяти и они разных эпох), которые довольно круто ведут вниз. Примерно на середине этой лестницы устроены два придела в честь св.Иосифа Обручника (левый) и в честь свв.Иоакима и Анны (правый). Входы в них хорошо видны на этом снимке. По преданию эта гробница была семейной, соответственно и эти святые когда-то были похоронены именно здесь. Внизу, в конце лестницы, постоянно дежурит как минимум один греческий монах. Спустившись ниже уровня упомянутых приделов как правило увидим немалое количество молящихся паломников, их лица обращены направо от входа, на восток, именно там находится гробница Божией Матери.

Часовня над Гробницей Божией Матери

Повернув направо мы увидим небольшую часовню с двумя входами, точнее с одним входом (он на снимке справа и туда стоит очередь паломников) и одним низеньким выходом. Часовня вся увешана иконами и лампадами. Многие входят сюда поклониться не иначе как на коленях, что мы и видим. В прежние времена рядом с этой часовней (если не ошибаюсь справа от нее) было отведено специальное место где могди помолиться мусульмане, почитающие Пресвятую Деву, сейчас вроде бы этого уже нет...
Престол внутри часовни

Внутри часовни очень тесно, древние низенькие округлые своды. Одновременно здесь могут молиться человека три, едва ли больше. Вошедший видит несколько икон и свечи, горящие на каменной плите-престоле, которая прикрывает сверху ложе Божией Матери.
Ложе Пресвятой Богородицы

Теперь самое время преклонить колени. Поступивший так увидит своими глазами (за стеклом) каменное ложе, на котором апостолами было положено тело Божией Матери (усопшей по преданию в возрасте 72 лет) и с которого оно было перенесено Христом на небеса. Как видим некоторые кидают сюда записки и даже деньги (пожертвования). Плиту престола мы теперь видим на этом снимке снизу, между ней и собственно ложем значительное пространство (не так как в Кувуклии на Гробе Господнем).

Иерусалимская Икона Божией Матери

Теперь выйдем из часовни и повернем вслед за другими паломниками направо и пройдем за часовню, вглубь храма. Здесь в каменном киоте находится очень почитаемая Иерусалимская икона Божией Матери. Насколько мне известно она была написана относительно недавно (я полагаю что лет 100-120 назад, не знаю этого достоверно) русской монахиней-иконописицей одного из монастырей Иерусалима, которой явилась Пресвятая Дева и повелела написать Ее образ. Образ и был написан и Богородица изображена на нем такой, как предстала в видении. Старец Паисий Святогорец именно про эту икону говорил что она более всего имеет портретное сходство с Богородицей. Очередь чтобы помолиться здесь и приложиться к иконе такая же как и в гробнице. Многие паломники (особенно приезжающие в группах) красиво поют хором, прославляя Божию Матерь (я слышал греков, французов-католиков и некоторых других). По обе стороны от киота (по стенам храма) расположены небольшие диванчики-сиденья, когда народу мало здесь очень хорошо передохнуть в полной тишине подземелья. Здесь же у стены (слева от киота) находится еще один греческий православный престол, ничем не огражденный.

Иерусалимская икона Божией Матери

От этой иконы и в самом деле трудно отвести глаза (по крайней мере для меня это так). Репродукции с этого образа встречаются в Иерусалиме повсеместно и очень часто.

Лестница

Ну а теперь можно и наверх, к солнцу.

Греческий храм

Непосредственно рядом с входом в храм Успения, на той же небольшой площади, находится маленькая греческая церковь, со звонницей на которой развиваются два флага - греческий государственный и флаг Святогробского Братства. Эти флаги являются непременным атрибутом всех храмов и монастырей Православного Иерусалимского Патриархата на Святой Земле.

Торговля веточками олив

Вот она, упомянутая выше "торговля" веточками олив (но это уже у самого входа в Гефсиманский сад).

Храм Марии Магдалины

В непосредственной близости от церкви Успения (метров 200, немного выше по склону Елеонской горы) находится храм Марии Магдалины (и небольшой русский женский монастырь РПЦЗ при нем), сад в котором он стоит трудами монахинь поистине райский.

Храм Марии Магдалины

Если смотреть сверху, то хорошо видно что сразу под ним, у подножия Елеонской горы и рядом с гробницей Божией Матери находится Гефсиманский сад, а рядом с садом (можно сказать в нем) католическая церковь Всех Наций (двенадцать небольших куполов хорошо видны), построенная в 20-х годах двадцатого века, ее алтарь стоит на скале, на которой по преданию молился Христос непосредственно перед тем как стража пришла за ним. Аминь и слава Богу.

Пресвятая Богородица спаси нас!

Иерусалимская икона Богородицы - прародительница всех ныне известных икон. По образу и подобию ее были написаны все христианские святыни, изображающие Богородицу во всей Ее красоте и величии.

Иерусалимская икона — это одна из самых известных и почитаемых образов Божией Матери, перед которой молят о помощи христиане со всего мира. Это первая из святынь Богоматери, написанная при Ее жизни апостолом Лукой. Данный образ связан со многими чудесами и явлениями, произошедшими на земле. Иерусалимскую икону превозносят всем миром, и каждый верующий должен знать историю Богородичного лика.

История Иерусалимской иконы

Иерусалимская икона Божией Матери была написана святым Лукой еще в древности. На протяжении двух тысяч лет она сопровождает христианство, оберегая и поддерживая всех верующих людей.

Как известно, Богородица является главной помощницей и заступницей православного народа. Иерусалимская икона играет очень важную роль в жизни христиан, ведь она заключает в себе не только образ Богоматери, но также является первой святыней, созданной еще при жизни Пречистой Девы.

За всю историю христианства Иерусалимская икона совершила много чудес. Она защищала и оберегала людей, исцеляла целые города, избавляла от различных эпидемий. Поначалу святой образ Божией Матери считался покровителем города Иерусалим и его народа. Но сила и могущество данной иконы настолько велики, что она дарит свою защиту и поддержку каждому истинно верующему. Чудотворной иконой святыню начали считать после того, как она исцелила святую мученицу Марию Египетскую от дьявольских сетей и сильнейшего сглаза .

Где хранится чудотворный образ Богородицы

С XIX века Иерусалимская икона Богородицы хранилась в московском Кремле, но в 1812 году она исчезла. Никто не знает, где в настоящее время находится святыня.
Списки данного образа можно найти в нескольких храмах нашей страны:

  • В Москве, в Алтаре Успенского Собора;
  • В Подмосковье, в Новом Иерусалиме;
  • В Вешняках, в церкви Живоначальной Троицы;
  • В Храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке.

Описание Иерусалимской иконы

Образ Богоматери на Иерусалимской иконе схож со многими Ее иконами. Богородица изображена по пояс, в своем привычном одеянии багрового цвета, с покрытой головой. На руках Она держит Спасителя.

Младенец в левой руке держит свернутый список, а пальцы правой руки сложены в двуперстном жесте, символизирующем благословение . Лик Христа обращен к Богоматери, что выражает высокое духовное значение: любовь к Матери, уважение и благоговение.

В чем помогает чудотворный образ Божией Матери

Иерусалимская икона Божией Матери на протяжении веков исцеляла людей от различных заболеваний и несчастий. Главным образом святыня помогает излечить болезни, связанные с параличом различных конечностей, глазами, и даже слепоту. К ее чудотворным деяниям относятся также избавления от эпидемий и чумы целых городов и стран.

Христиане молятся перед святым образом Иерусалимской Богоматери с просьбами об избавлении от грусти, печали и скорби . Икона способна предотвратить нападки со стороны недругов, она становится заступницей и покровительницей людей, истинно верующих в Господа.

Дни празднования

Православные верующие возносят почести Иерусалимской иконе Богородицы 25 октября (12 по старому стилю). Этот день является официально утвержденным праздником в Русской Православной Церкви.

Молитва Богородице перед иконой

«О, Пречистая Дева, Царица Небесная, услышь молитвы наши и приди на помощь нам. Не оставь нас без внимания святого. Исцели души наши от мыслей коварных, от злобы и уныния. Придай нам сил, подари счастье и покой на грешной земле. Лишь ты одна Заступница наша, лишь на тебя надежда наша. Помолись за нас перед Господом, попроси об отпущении грехов наших и о благословении Его. Ибо ты в Царствии Божием рядом с Господом и Сыном Его Иисусом Христом. Стань опорой нашей и поддержкой. Да восхвалим мы имя Твое и прославим Тебя, Богородица Пречистая! И за все деяния Твои чудодейственные благодарим Тебя! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь».

До Иерусалимской иконы люди были лишены главного чуда — незримой и вездесущей помощи и заступничества Богородицы. Ведь совершенно неважно, где вы находитесь, если с вами есть лик Пречистой Девы, который, подобно самому сильному оберегу , защищает вас, отворачивая несчастья и беды от вашей жизни. Мы желаем вам мира в душе. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

25.10.2017 05:14

Среди множества чудотворных икон можно выделить лик Богоматери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». К...

Едва ли где можно встретить тех торжественных встреч и проводов чудотворных икон, как это наблюдается при чудотворной иконе Иерусалимской Божией Матери. Какая бы ни была погода - или самая жаркая, в летнее время, или холодная, осенью, - народ тысячами идет встречать Бронницкую Иерусалимскую Божию Матерь. Множество хоругвей, тысячи богомольцев, звон колоколов, а во главе крестного хода, как бы в воздухе, идет на плечах богомольцев величественная икона Богоматери.

Свидетельство очевидца

По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древних чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К их числу относят Владимирскую, Смоленскую и другие иконы. Считается, что образ Иерусалимской иконы был написан тоже апостолом Лукой, причем произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо.

При византийском императоре Льве Великом (457-474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник». При императоре Ираклии (575-641) город осадили скифы, он не был взят лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии - Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий.

В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда князь Владимир Святой взял икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница».

Более четырехсот лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера.

Композиционные особенности иконы таковы. Богоматерь с Младенцем на правой руке изображена по пояс и смотрит на обращенного к Ней Сына. Мафорий, свободно спадая с головы Богородицы, являет собой яркую, чаще красную, изнанку в отворотах. Зеркальное отражение этого иконографического типа именуется Богоматерь Грузинская - эта икона также особо почиталось в древних новгородских землях.

В середине XVI века, в правление царя Иоанна Грозного, Иерусалимская икона была взята в московский Успенский собор и помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года, когда была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день.

На утешение москвичам осталось два точных списка с Иерусалимской иконы Богородицы. Первый был принесен в Кремль из церкви Рождества Богородицы на Сенях, что располагалась в жилых палатах московских царей. В Успенском соборе она помещалась за патриаршим местом. На полях этого списка были изображения святых апостолов Павла, Петра, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фомы и Варфоломея, а также святых мучеников Прокопия, Димитрия, Георгия и Меркурия.

Второй список Иерусалимского образа пребывает в никогда не закрывавшемся храме Рождества Христова в Измайлове. Его принесли сюда из соседнего Покровского собора царской усадьбы на Серебряно-Виноградском острове. Словно предчуствуя, что столица лишится первого образа чудотворной иконы, московские государи в свое время велели писать с нее списки и ставить в своих домашних храмах.

Иерусалимская икона велика в своих размерах и потому тяжела. Во время крестных ходов ее с трудом могут нести восемь человек. По бокам ее ковчега также изображены апостолы и трое мучеников. В отличие от прочих списков, на измайловском персты благославляющей десницы Спасителя сложены именословно.

Особенной любовью москвичей Иерусалимская икона из Измайлова была окружена с 1866 года, когда крестный ход с ней избавил от холеры жителей сел Нагатино, Новинки и Дьяково близ Коломенского. В прежние годы от Пасхи до 12 октября эту икону носили крестным ходом по всей московской округе. 12 октября совершался праздник Иерусалимской иконе. Ныне в измайловском храме ежевоскресно читается акафист Иерусалимской иконе Богородицы.

Еще один местночтимый список Иерусалимской иконы находился в Иерусалимском приделе московского храма Троицы в Вишняках, однако следы его утеряны. Такова же судьба и чудотворного списка Иерусалимской иконы из Троицкой Кривоозерской пустыни, что располагась прямо напротив города Юрьевца, близ устья реки Унжи (ныне Ивановская область). Эта обитель давно уже скрыта под водами Горьковского водохранилища. Кривоозерский список был написан в 1709 году иноком Корнилием, до пострижения известным под именем царского иконописца Кирилла Уланова. Список этот прославлен многими чудесами. Чудотворные списки Иерусалимской иконы имелись также на Волыни (село Онышковцы близ города Дубно), над царскими вратами Покровского собора русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, в Гамалеевом Рождественно-Богородском монастыре близ города Шостка, в подмосковных Бронницах.

В центре Бронниц находится храм, построенный в 1840 году и посвященный Иерусалимской иконе Божией Матери. В этом храме до сих пор хранится точный список с московской чудотворной из Успенского собора.

Полагают, что бронницкий список был сделан еще в XVI веке и до 1771 года находился не в храме, а в кладбищенской часовне. В 1771 году икона прославилась исцелением больных моровой язвой и была перенесена в храм. В память чудес жители Бронниц решили ежегодно в 10-е воскресенье по Пасхе совершать крестный ход вокруг города. Множество чудесных исцелений произошло в холерные 1848 и 1864 годы. В 1866 году холера появилась и в Подольске. Тогда объятые страхом жители Подольска обратились к митрополиту Московскому Филарету с просьбой отпустить к ним знаменитую чудотворную московскую Иверскую икону. Однако в то время холера свирепствовала и в Москве, перед Иверской почти непрерывно служили молебны и образ возили по городу. Московский владыка благословил вместо Иверской взять известную своими чудесами Иерусалимскую икону из Бронниц. 12 августа огромная икона в двухпудовом серебряно-вызолоченном окладе была принесена в Подольск. Встречать ее вышли тысячи людей. И чудо произошло! В этот день в городе не только не было умерших, но никто даже не заболел. Холера резко пошла на спад и вскоре прекратилась. В память об этом благодарные подольчане стали ежегодно 12 августа с великим торжеством приносить из Бронниц в Подольск чудотворную икону. С нее сделали точный список и новый образ поместили в Троицкий собор Подольска.

Ежегодный сорокаверстный крестный ход с Иерусалимской иконой стал, пожалуй, одним из наиболее замечательных событий в церковной жизни Подольска.

Наиболее прославлен список Иерусалимской иконы Богородицы, дарованный святителем Московским Филаретом через посредство известного Христа ради юродивого Ивана Степановича в 1855 году Крестовоздвиженской женской обители Подольского уезда Московской губернии. В 1873 году там состоялось освящение храма во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. Глубоко чтилась в обители и знаменитая икона Иерусалимская (Бронницкая), не раз бывавшая в этом монастыре. В 1892 году жители Бронниц в дар строящемуся в монастыре Воскресенскому собору подарили точную копию чудотворной Иерусалимской Бронницкой. Два монастырских праздника были связаны с Иерусалимской иконой: 8 августа - день перенесения образа из Бронниц и 12 октября - главный праздник чудотворной Иерусалимской.

В 1911 году обитель посетила великая княгиня Елисавета Феодоровна. Монастырь быстро приобрел в Подольском крае славу духовного, благотворительного и образовательного центра. После переворота 1917 года власти запретили крестный ход с Иерусалимской Бронницкой иконой. Недалеко от Крестовоздвиженского монастыря располагалось имение Горки, в котором поселился Ленин. Не удивительно, что обитель вскоре закрыли, а всякое упоминание о ней исчезло из печати. Но промыслительно, что она одной из первых будет вновь открыта в начале 1990-х годов. Ныне это ставропигиальный монастырь, пребывающий под прямым управлением Патриарха Московского и всея Руси. Вновь звучит здесь молитвенное пение, обращенное к Иерусалимской иконе - Наставнице, Путеводительнице всех православных христиан.

Тропарь, глас 4

Богорадованная Владычице, препрославленная Мати щедрот и человеколюбия, всемилостивая о всем мире Ходатаице! Прилежно раби Твои ко Твоему предстательству прибегаем и ко пречудному образу Твоему со умилением, припадающе, молимся: молитву теплую Сыну Твоему и Богу нашему сотвори, о Всепетая Царице Богородице, да от всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит, и от грехов всяких свободив, Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет: велие бо и неизреченное яко Мати к Нему дерзновение имаши и вся от Него испросити можеши, едина во веки Преблагословенная.

Тропарь, глас 3

Твоего предстательства уверение и милосердия Твоего явление икона Иерусалимская нам, Владычице, показася. Пред нею же души наша в молитве изливаем и верою Тебе вопием: воззри, Милосердая, на люди Твоя, вся скорби наша и печали утоли, утешение благое в сердца наша низпосли и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

Молитва

Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, упование всех уповающих на Тя, Заступнице печальных, Прибежище отчаянных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословена и препрославлена еси во веки веков. Аминь.



24 / 10 / 2005

По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древних чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К их числу относят Владимирскую, Смоленскую и другие иконы. Считается, что образ Иерусалимской иконы был написан тоже апостолом Лукой, причем произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо.

При византийском императоре Льве Великом (457—474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник». При императоре Ираклии (575—641) город осадили скифы, он не был взят лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии — Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий.

В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда князь Владимир Святой взял икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница».

Более четырехсот лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера.

Композиционные особенности иконы таковы. Богоматерь с Младенцем на правой руке изображена по пояс и смотрит на обращенного к Ней Сына. Мафорий, свободно спадая с головы Богородицы, являет собой яркую, чаще красную, изнанку в отворотах. Зеркальное отражение этого иконографического типа именуется Богоматерь Грузинская — эта икона также особо почиталось в древних новгородских землях.

В середине XVI века, в правление царя Иоанна Грозного, Иерусалимская икона была взята в московский Успенский собор и помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года, когда была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день.

На утешение москвичам осталось два точных списка с Иерусалимской иконы Богородицы. Первый был принесен в Кремль из церкви Рождества Богородицы на Сенях, что располагалась в жилых палатах московских царей. В Успенском соборе она помещалась за патриаршим местом. На полях этого списка были изображения святых апостолов Павла, Петра, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фомы и Варфоломея, а также святых мучеников Прокопия, Димитрия, Георгия и Меркурия.

Второй список Иерусалимского образа пребывает в никогда не закрывавшемся храме Рождества Христова в Измайлове. Его принесли сюда из соседнего Покровского собора царской усадьбы на Серебряно-Виноградском острове. Словно предчуствуя, что столица лишится первого образа чудотворной иконы, московские государи в свое время велели писать с нее списки и ставить в своих домашних храмах.

Иерусалимская икона велика в своих размерах и потому тяжела. Во время крестных ходов ее с трудом могут нести восемь человек. По бокам ее ковчега также изображены апостолы и трое мучеников. В отличие от прочих списков, на измайловском персты благославляющей десницы Спасителя сложены именословно.

Особенной любовью москвичей Иерусалимская икона из Измайлова была окружена с 1866 года, когда крестный ход с ней избавил от холеры жителей сел Нагатино, Новинки и Дьяково близ Коломенского. В прежние годы от Пасхи до 12 октября эту икону носили крестным ходом по всей московской округе. 12 октября совершался праздник Иерусалимской иконе. Ныне в измайловском храме ежевоскресно читается акафист Иерусалимской иконе Богородицы.

Еще один местночтимый список Иерусалимской иконы находился в Иерусалимском приделе московского храма Троицы в Вишняках, однако следы его утеряны. Такова же судьба и чудотворного списка Иерусалимской иконы из Троицкой Кривоозерской пустыни, что располагась прямо напротив города Юрьевца, близ устья реки Унжи (ныне Ивановская область). Эта обитель давно уже скрыта под водами Горьковского водохранилища. Кривоозерский список был написан в 1709 году иноком Корнилием, до пострижения известным под именем царского иконописца Кирилла Уланова. Список этот прославлен многими чудесами. Чудотворные списки Иерусалимской иконы имелись также на Волыни (село Онышковцы близ города Дубно), над царскими вратами Покровского собора русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, в Гамалеевом Рождественно-Богородском монастыре близ города Шостка, в подмосковных Бронницах.

В центре Бронниц находится храм, построенный в 1840 году и посвященный Иерусалимской иконе Божией Матери. В этом храме до сих пор хранится точный список с московской чудотворной из Успенского собора.

Полагают, что бронницкий список был сделан еще в XVI веке и до 1771 года находился не в храме, а в кладбищенской часовне. В 1771 году икона прославилась исцелением больных моровой язвой и была перенесена в храм. В память чудес жители Бронниц решили ежегодно в 10-е воскресенье по Пасхе совершать крестный ход вокруг города. Множество чудесных исцелений произошло в холерные 1848 и 1864 годы. В 1866 году холера появилась и в Подольске. Тогда объятые страхом жители Подольска обратились к митрополиту Московскому Филарету с просьбой отпустить к ним знаменитую чудотворную московскую Иверскую икону. Однако в то время холера свирепствовала и в Москве, перед Иверской почти непрерывно служили молебны и образ возили по городу. Московский владыка благословил вместо Иверской взять известную своими чудесами Иерусалимскую икону из Бронниц. 12 августа огромная икона в двухпудовом серебряно-вызолоченном окладе была принесена в Подольск. Встречать ее вышли тысячи людей. И чудо произошло! В этот день в городе не только не было умерших, но никто даже не заболел. Холера резко пошла на спад и вскоре прекратилась. В память об этом благодарные подольчане стали ежегодно 12 августа с великим торжеством приносить из Бронниц в Подольск чудотворную икону. С нее сделали точный список и новый образ поместили в Троицкий собор Подольска.

Ежегодный сорокаверстный крестный ход с Иерусалимской иконой стал, пожалуй, одним из наиболее замечательных событий в церковной жизни Подольска.

Наиболее прославлен список Иерусалимской иконы Богородицы, дарованный святителем Московским Филаретом через посредство известного Христа ради юродивого Ивана Степановича в 1855 году Крестовоздвиженской женской обители Подольского уезда Московской губернии. В 1873 году там состоялось освящение храма во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. Глубоко чтилась в обители и знаменитая икона Иерусалимская (Бронницкая), не раз бывавшая в этом монастыре. В 1892 году жители Бронниц в дар строящемуся в монастыре Воскресенскому собору подарили точную копию чудотворной Иерусалимской Бронницкой. Два монастырских праздника были связаны с Иерусалимской иконой: 8 августа — день перенесения образа из Бронниц и 12 октября — главный праздник чудотворной Иерусалимской.

В 1911 году обитель посетила великая княгиня Елисавета Феодоровна. Монастырь быстро приобрел в Подольском крае славу духовного, благотворительного и образовательного центра. После переворота 1917 года власти запретили крестный ход с Иерусалимской Бронницкой иконой. Недалеко от Крестовоздвиженского монастыря располагалось имение Горки, в котором поселился Ленин. Не удивительно, что обитель вскоре закрыли, а всякое упоминание о ней исчезло из печати. Но промыслительно, что она одной из первых будет вновь открыта в начале 1990-х годов. Ныне это ставропигиальный монастырь, пребывающий под прямым управлением Патриарха Московского и всея Руси. Вновь звучит здесь молитвенное пение, обращенное к Иерусалимской иконе — Наставнице, Путеводительнице всех православных христиан.

Тропарь, глас 4

Богорадованная Владычице, препрославленная Мати щедрот и человеколюбия, всемилостивая о всем мире Ходатаице! Прилежно раби Твои ко Твоему предстательству прибегаем и ко пречудному образу Твоему со умилением, припадающе, молимся: молитву теплую Сыну Твоему и Богу нашему сотвори, о Всепетая Царице Богородице, да от всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит, и от грехов всяких свободив, Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет: велие бо и неизреченное яко Мати к Нему дерзновение имаши и вся от Него испросити можеши, едина во веки Преблагословенная.

Тропарь, глас 3

Твоего предстательства уверение и милосердия Твоего явление икона Иерусалимская нам, Владычице, показася. Пред нею же души наша в молитве изливаем и верою Тебе вопием: воззри, Милосердая, на люди Твоя, вся скорби наша и печали утоли, утешение благое в сердца наша низпосли и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

Молитва

Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, упование всех уповающих на Тя, Заступнице печальных, Прибежище отчаянных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословена и препрославлена еси во веки веков. Аминь.