Что такое клирос в храме. Исторический словарь

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова клирос

клирос в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

клирос

клироса, м. (греч. kleros) (церк.). Место для певчих в церкви на возвышении перед иконостасом, с правой и левой стороны от т. наз. царских врат. Правый клирос. Левый клирос.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

клирос

А, м. В церкви: место для певчих на возвышении по обеим сторонам перед алтарем.

прил. клиросный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

клирос

    Место для певчих в христианском храме (на возвышении перед алтарем по правую и по левую сторону царских врат).

    Сами певчие, поющие на таком месте; церковный хор.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

клирос

возвышение по обеим сторонам алтаря, место в христианской церкви для певчих во время богослужения.

Википедия

Клирос

Кли́рос - в православной церкви место, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы. Клиросы и поющие на них представляют хоры ангелов , воспевающие славу Божию.

Почти в каждом храме имеются два клироса - правый и левый, оба либо на возвышенной предалтарной части храма, по бокам солеи, либо в храмовой части церкви по углам. В некоторых храмах напротив алтаря устроен балкон, на котором находятся певчие. В «Церковном уставе» клиросом иногда называются и сами клирики или певцы с чтецами.

Также клиросом может называться и хор певчих.

Во многих православных служебниках употребляется слово «лик», что по церковно-славянски значит «хор».

На клиросе в юношестве пели такие люди, как А. В. Суворов, Ф. И. Шаляпин, А. Г. Разумовский, А. П. Чехов и М. В. Ломоносов.

Примеры употребления слова клирос в литературе.

С клироса под руки вели в больницу главного баса рябого штукатура Абрама Бухова.

Наставники Богоявленского братства позже покаянием искупали свою неосмотрительность, выразившуюся в том, что своих бурсаков, в том числе и старших возрастов, разместили на левом крыле собора, на женской половине, у клироса .

Лучших из них приглашали петь по праздникам на клиросе Богоявленской церкви и других храмов.

Палицын пишет, что дьякон и левого клироса головщик Гурий Шишкин выведал у Девочкина измену и донес главному воеводе.

Обойдя хозяйственные постройки, житницы и амбары, задержавшись в пекарне, где в четырех огромных квашнях поспевало для новой выпечки тесто, Авраамий с поспешающим за ним дьяконом и левого клироса головщиком Гурием Шишкиным вышли на подворье на колокольный звон.

Особенных художеств за Агашковым не водилось, а жил он как праведник, неукоснительно блюл не только посты, но даже среды и пятницы, был богомолен свыше всякой меры, иногда по дванадесятым праздникам становился на левый клирос и подпевал самым приятным стариковским тенорком, и больше всего любил побеседовать о божественном, особенно что-нибудь позабористее.

Или, правильнее, клирошанке, монастырской послушнице, поющей на клиросе или прислуживающей в церкви.

Мать Мехтильда, руководившая пением на клиросе , охотно привлекала в свой хор пансионерок.

Христиана и сестры Ориоль заняли почетные места, -- на стульях, поставленных для них на краю клироса , а напротив них сели три принарядившихся молодых человека: сын мэра, сын его помощника и сын муниципального советника, -- их избрали для сопровождения сборщиц, чтобы польстить местным властям.

Патриарший хор на левом клиросе и государевых жильцов - на правом попеременно оглашали темно-золотые своды то отроческим сладкогласием, то ревом крепких глоток.

На правом клиросе стояли ширмы, скрывавшие аналой с крестом и Евангелием и самого батюшку.

Когда мы вошли в церковь, недовольный путешествием архиерей жестоко шумел на кого-то в алтаре и покрикивал так интересно, что мы постарались подойти поближе и стали на левом клиросе .

Но вот толпа у дверей вдруг посунулась носами: пять теноров, две октавы и восемь басов таранами перли обратно на клирос .

Часы на клиросе - перед огромным, сверкающим золотом саркофагом раки - читает двенадцатилетний мальчик-послушник.

Теперь же, когда на клиросе стоит писарь Дулеба, на лицах хористов, дьячка и даже батюшки чувствуется некоторая напряженность.

) - в православной церкви место, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы . Клиросы и поющие на них представляют хоры ангелов , воспевающие славу Божию.

Почти в каждом храме имеются два клироса - правый и левый, оба либо на возвышенной предалтарной части храма, по бокам солеи , либо в храмовой части церкви по углам. В некоторых храмах напротив алтаря устроен балкон, на котором находятся певчие. В «Церковном уставе» клиросом иногда называются и сами клирики или певцы с чтецами.

Также клиросом может называться и хор певчих.

Во многих православных служебниках употребляется слово «лик», что по церковно-славянски значит «хор».

На клиросе в юношестве пели такие люди, как А. В. Суворов , Ф. И. Шаляпин , А. Г. Разумовский , А. П. Чехов и М. В. Ломоносов .

Просторечное название

Слово «клирос» имеет русскую просторечную форму «кры́лос » (очевидно, в «народной этимологии» возводящуюся к слову крыло). При этом певчие-клирошане часто именуются крылоша́нами .

Устаревшее значение

Первоначально так называли главных помощников епископов при кафедральных храмах в городах, в которых не было резиденции правящего архиерея.

Кроме того, клиросом назывались городские организации духовенства в Северо-Восточной Руси до середины XIV в.

Внешний вид клироса

Клирос как правило отделен от прихожан. Певчие находятся либо на небольшом возвышение от пола, либо клирос огорожен небольшими декоративными оградами из дерева , мрамора , ковки. В центре клироса находится аналой для одного, двух, четырёх или шести певчих (чтецов).

См. также

  • Хо́ры - западный аналог клироса

Напишите отзыв о статье "Клирос"

Примечания

Ссылки

  • - материалы о церковном пении и духовной музыке.
  • - подборка статей о церковном пении.

Отрывок, характеризующий Клирос

В середине этого нового рассказа Пьера позвали к главнокомандующему.
Пьер вошел в кабинет графа Растопчина. Растопчин, сморщившись, потирал лоб и глаза рукой, в то время как вошел Пьер. Невысокий человек говорил что то и, как только вошел Пьер, замолчал и вышел.
– А! здравствуйте, воин великий, – сказал Растопчин, как только вышел этот человек. – Слышали про ваши prouesses [достославные подвиги]! Но не в том дело. Mon cher, entre nous, [Между нами, мой милый,] вы масон? – сказал граф Растопчин строгим тоном, как будто было что то дурное в этом, но что он намерен был простить. Пьер молчал. – Mon cher, je suis bien informe, [Мне, любезнейший, все хорошо известно,] но я знаю, что есть масоны и масоны, и надеюсь, что вы не принадлежите к тем, которые под видом спасенья рода человеческого хотят погубить Россию.
– Да, я масон, – отвечал Пьер.
– Ну вот видите ли, мой милый. Вам, я думаю, не безызвестно, что господа Сперанский и Магницкий отправлены куда следует; то же сделано с господином Ключаревым, то же и с другими, которые под видом сооружения храма Соломона старались разрушить храм своего отечества. Вы можете понимать, что на это есть причины и что я не мог бы сослать здешнего почт директора, ежели бы он не был вредный человек. Теперь мне известно, что вы послали ему свой. экипаж для подъема из города и даже что вы приняли от него бумаги для хранения. Я вас люблю и не желаю вам зла, и как вы в два раза моложе меня, то я, как отец, советую вам прекратить всякое сношение с такого рода людьми и самому уезжать отсюда как можно скорее.
– Но в чем же, граф, вина Ключарева? – спросил Пьер.
– Это мое дело знать и не ваше меня спрашивать, – вскрикнул Растопчин.
– Ежели его обвиняют в том, что он распространял прокламации Наполеона, то ведь это не доказано, – сказал Пьер (не глядя на Растопчина), – и Верещагина…
– Nous y voila, [Так и есть,] – вдруг нахмурившись, перебивая Пьера, еще громче прежнего вскрикнул Растопчин. – Верещагин изменник и предатель, который получит заслуженную казнь, – сказал Растопчин с тем жаром злобы, с которым говорят люди при воспоминании об оскорблении. – Но я не призвал вас для того, чтобы обсуждать мои дела, а для того, чтобы дать вам совет или приказание, ежели вы этого хотите. Прошу вас прекратить сношения с такими господами, как Ключарев, и ехать отсюда. А я дурь выбью, в ком бы она ни была. – И, вероятно, спохватившись, что он как будто кричал на Безухова, который еще ни в чем не был виноват, он прибавил, дружески взяв за руку Пьера: – Nous sommes a la veille d"un desastre publique, et je n"ai pas le temps de dire des gentillesses a tous ceux qui ont affaire a moi. Голова иногда кругом идет! Eh! bien, mon cher, qu"est ce que vous faites, vous personnellement? [Мы накануне общего бедствия, и мне некогда быть любезным со всеми, с кем у меня есть дело. Итак, любезнейший, что вы предпринимаете, вы лично?]

    - (греч. kleros часть земли, доставшаяся по жребию). 1) место в храме для клириков 2) хор певчих. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КЛИРОС [гр. kleros] в христианском храме: место для хора. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    Солея, клырос Словарь русских синонимов. клирос сущ., кол во синонимов: 2 клырос (1) солея … Словарь синонимов

    - (греческое kleros), в русской православной церкви место на возвышении перед иконостасом для певчих, чтецов и причетников … Современная энциклопедия

    Возвышение по обеим сторонам алтаря, место в христианской церкви для певчих во время богослужения … Большой Энциклопедический словарь

    КЛИРОС, а, муж. В церкви: место для певчих на возвышении по обеим сторонам перед алтарём. | прил. клиросный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Место в православном храме, где помещается во времябогослужения клир, т. е. причетники чтецы, певцы (певчие), атакже лицасвященного сана, напр., дьяконы, если они не принимают участия вбогослужении по своему сану, а лишь вспомоществуют в чтении и … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Клирос - боковая часть солеи, предназначенная для церковного клира (певчих хора и чтецов)... Источник: СП 31 103 99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов (принят Постановлением Госстроя РФ от 27.12.1999 N 92) … Официальная терминология

Клирос

Земная музыка - лишь подражание небесной, а ее гармония - результат благоволения Творца и Троицы, а попала музыка на землю только в результате сошествия Христа.

Святой Иоанн Златоуст

В нашем храме начинает складываться традиция совместного пения на литургии. Здесь вы можете познакомиться с основными песнопениями, в которых вы можете присоединиться к нашему клиросу.

НАШИ ПЕВЧИЕ

Ксения Каширцева
Сергей Чернов
Ольга Пиксаева
Анна Григорьева
Данил Аракелян

С возобновлением в 1996 году регулярных богослужений в нашем храме начал действовать

Православный хор. Начало положено благодаря братской помощи Свято-Владимирского учебного центра и духовников: прот. Алексея (Уминского) и прот. Сергия (Романова).

Не все с самого начала было гладко: не было опытного регента, не хватало певчих. Между тем совершение регулярных богослужений в храме требовало более серьезной профессиональной подготовки. Сложность и многоплановость музыкального материала богослужений требовали умелого организационного руководства всеми певчими. С 1999 года у нашего хора постоянный и опытный регент - Галина Безрук. Она прекрасно знает службу и церковный Устав. С ее появлением хор начал быстро прогрессировать в профессиональном отношении. В состав хора входят опытные певцы, студенты консерватории и института Ипполитова-Иванова, учащиеся церковно-певческой школы. Все певчие не только свободно владеют музыкальным материалом (гласовое пение, обиход), но также читают за богослужениями.

Совместно с хором Храма Св.Владимира (в Старых садех) в октябре 2001 года несколько певчих совершили успешную зарубежную поездку в Германию. Во время поездки в было реализовано множество дисков и кассет с записью хора. На Богослужениях в нашем храме используется обиходное пение с гармоничным встраиванием знаменного распева (особенно на вечерних богослужениях) Постоянно хор обогащается новыми осмогласными распевами: киевским, греческим и болгарским, сербским, соловецким и др.

В мае 2018 года наш хор совершил поездку в Черногорию >>.

Воспойте Богу, пойте имени Его, путесотворите возшедшему на запады, Господь имя Ему, и радуйтеся пред Ним (63 псалом)

Воскликнете Господеви, вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. (65 псалом)

Для клироса и для регента существует три правила: не мешать молиться верующим в храме, регенту не мешать молиться певчим, и, в свою очередь, молиться самому. Не нам судить, насколько они исполняют, но, наверное, это в основном так, потому что наш клирос дает нам возможность молиться. Это особенно чувствуешь, когда попадаешь в некоторые другие московские храмы и мучаешься от оперного исполнения и "бесчинных воплей", то есть звуков, превышающих нормальный человеческий голос, что было запрещено на одном из вселенских соборов. Тогда понимаешь, как это важно, и с благодарностью вспоминаешь родной храм и свой клирос.

К счастью у клироса нет претензий к прихожанам, кроме одной просьбы: не лазить в тумбочку, где лежат ноты и молитвословы, потому что иногда нужно что-то срочно найти, например, молитвослов, а его нет, кто-то взял, а не его месте лежит что-то совершенно постороннее. Но в остальном, как сказал один певчий: "мы действительно, немножко отдельно от прихода существуем, не обращаем внимание на других людей, стоим отдельно и никого не видим, потому что ко все стоим спиной". Поэтому поговорим не только о нашем клиросе, но и о месте клиросного пения в богослужении.

Раз мы ведем разговор о послушании, надо сказать, что клирос - это также послушание, которое требует постоянства, труда, ответственного подхода и поддержки друг друга, и у которого есть много невидимых искушений.

Певчий должен приходить всегда, в этом его послушание, а не в том, чтобы придти, когда нашлось время, и он решил попеть. Так каждый может понадеяться на других, и в один "прекрасный" день на клиросе могут остаться два человека.

Но даже, если певчих много, важно, чтобы был комплект, чтобы присутствовали все голоса. А обычно певчий приходит и видит, что не хватает 1-ого или 2-ого голоса, надо быстро ориентироваться - кто есть, кого нет, то тенором споет, то басом. Если певчие не будут опаздывать на службу, а что еще лучше, будут приходить на 10-15 минут раньше, каждый будет заранее знать, каким голосом он поет, и какого голоса не хватает.

Это касается не только клириков, но и всех прихожан, потому что такое собирание - тоже есть важный момент самой службы. Обычно на первый возглас священника мы договариваем наши разговоры и разбегаемся по храму. А как было бы хорошо, чтобы в этот момент все стояли на своих привычных местах уже готовые к службе. Это ожидание в молчании, когда служба еще не началась, очень хорошо настраивает на ее духовное восприятие.

Пение на клиросе - это служение не нотам, но слову. Клирос произносит основную часть доступных народу служебных молитв, является как бы вторым голосом священника, поэтому слова любого песнопения должны быть понятными и узнаваемыми. Чем качественнее клирос будет их произносить, с сознанием присутствия Бога, с глубоким пониманием того, что он говорит, тем лучше настроение клироса и содержание молитв будет передаваться верующим, стоящим в храме. Слишком быстрый темп или нечеткое произнесение слов, заставляет напрягаться, вслушиваться, мешает молитве. Особенно это чувствуется, когда поют неизвестные тропари или другие песнопения, а также при чтении кафизм. Мы просим помнить, что придя на службу, мы никуда не торопимся, а готовы внимать медленному молитвенному пению и чтению.

Нашему храму повезло, наш клирос поет очень стройно, сдержанно и профессионально. Это заслуга не одного хора, но, прежде всего, регента, который им управляет. Певчие, могут совершенно по-разному петь одну и ту же службу при двух разных регентах. Один умеет настроить на теплое молитвенное настроение, передать ощущение близости Бога, а другой не может вложить это в певчих, не имеет дара раскрывать теплоту сердец, ту благодать, которую святые отцы вкладывали в свои тексты, потому что сам не имеет подобного опыта. А клирос - это показатель уже определенного духовного опыта. Клирос незримо, незаметно передает разные молитвенные состояния и настроения, которые сопутствуют разным церковным праздникам.

Опыт духовной жизни важен не только для регента, но и для певчих. Послушание на клиросе очень приятное, говорят, что человек, который попробовал петь, и у него получилось, уже никогда от этого не откажется. Тем более, это очень привлекательное место для людей, которые недавно пришли в храм. Одна наша певчая сказала, что осталась в храме только благодаря клиросу, именно он ее удержал.


Но может быть, понимая ответственность этого послушания и зная его искушения, не стоит торопиться попасть на клирос, если есть такое желание. Лучше сначала научиться молиться дома, стоять в храме, а потом через два-три года, маленькими шажками идти на клирос с благословения духовника. И только тогда, когда певчий сам молиться, он может помочь людям молиться в храме. Клирос - это очередная ступенька лестницы, показатель культуры молитвы, сопровождаемой пением.

Это не всегда получается, и ради этого трудного послушания певчие иногда жертвуют своей молитвой. По словам одного певчего: "особо о молитве не приходится думать, нам бы спеть хорошо. Да, эта проблема есть, когда человек проводит службу, грубо говоря, в роли певца. Редко получается спеть от сердца, может быть только иногда, какое-то любимое песнопение…"

А какое настроение может передать человек, который недавно пришел в храм и еще не научился молиться? Более того, человек, который был подвержен ярким переживаниям страстей, передает свои страсти через пение всему храму, переносит на молящихся, затмевая благодать, службу и слово Божие: все приходит во внутреннее расстройство, хотя внешне может казаться, что клирос очень стройно поет. Это очень важно и в равной степени относиться и к церковному чтению.

Мы благодарим наш клирос, и просим никогда не забывать, что мы стоим рядом с ними, мы молимся вместе с ним, и что клирос - это не собрание певчих, но собрание молящихся, которые совмещают с пением собственную молитву, и свое молитвенное настроение передают людям стоящим в храме.

Возвышение по обеим сторонам алтаря, место в христианской церкви для певчих во время богослужения.


Смотреть значение Клирос в других словарях

Клирос — клироса, м. (греч. kleros) (церк.). Место для певчих в церкви на возвышении перед иконостасом, с правой и левой стороны от т. наз. царских врат. Правый клирос. Левый клирос.
Толковый словарь Ушакова

Клирос М. — 1. Место для певчих в христианском храме (на возвышении перед алтарем по правую и по левую сторону царских врат). 2. Сами певчие, поющие на таком месте; церковный хор.
Толковый словарь Ефремовой

Клирос — -а; м. [от греч. klēros - жребий, удел] Место для певчих в церкви на возвышении перед алтарём по правую и по левую сторону царских врат. Петь на клиросе. // собир. Певчие, поющие........
Толковый словарь Кузнецова

Клирос — Этот церковный термин, называющий место для певчих в церкви, был заимствован из старославянского языка, в котором восходит к греческому kliros – "надел, часть".
Этимологический словарь Крылова

Клирос — возвышение по обеим сторонам алтаря, место в христианской церквидля певчих во время богослужения.
Большой энциклопедический словарь

Клирос — (от греч. kleros - часть) - возвышение перед иконостасом в Рус. правосл. церкви, на к-ром находятся певчие и чтецы.
Философский словарь

КЛИРОС — КЛИРОС, -а, м. В церкви: место для певчих на возвышении по обеим сторонам перед алтарем. || прил. клиросный, -ая, -ое.
Толковый словарь Ожегова