Девять мифов о том, каким должен быть христианин. Каким должен быть истинный христианин


- Мир христианский многолик и многообразен. И человеку несведущему трудно найти в нем истину. Как-то раз я спросила у одного американского христианского миссионера, к какой конфессии он принадлежит, на что он мне ответил: "Я просто христианин". Для многих понятие "христианин" сводится лишь к исполнению десяти ветхозаветных заповедей, но интуитивно мы понимаем, что "христианин" - это нечто большее. Что же значит: быть христианином? Об этом мы размышляем сегодня вместе со священником Аркадием Штейнбергом.

Прежде, чем ответить на вопрос: "Что значит: быть христианином?", - нужно понять, кому будет адресован ответ. Христианам? Для них этот ответ ясен. Людям, которые считают себя не христианами? Скорее всего, для них наши объяснения ничего значить не будут. Таким образом, мы приходим к выводу, что ответ на этот вопрос будет интересен, в первую очередь, тем, кто только идет к пониманию христианской жизни, кто только начинает к ней приобщаться. Человек этот, как минимум, крещен, иногда ходит в церковь, но чувствует все-таки какую-то недостаточность в своей жизни, ощущает и знает, что для звания христианина ему чего-то не достает. Откуда знает? Эти представления берутся из какого-то идеала или даже нормы, которую себе человек представляет. Вопрос - что же это за норма? На этот вопрос мы и попробуем ответить.

Итак, первое. Очевидно, что для того, чтобы быть христианином, надо быть крещеным. Потому что если человек не крещен, то трудно его и называть христианином. Ясно, что крещение необходимо, но недостаточно. Крещеных полно, а христиан почти нет. Второе. Человек должен ходить в церковь и молиться, то есть иметь какое-то непосредственное общение, соприкосновение с Богом, естественно, веруя в Него по-христиански. Достаточно ли этого? Ясно, что недостаточно. Потому что и молиться можно по-разному. Некоторые говорят: "У меня Бог в душе, я дома молюсь, зачем мне ходить в церковь?", - то есть, люди создают себе альтернативы. Обобщая сказанное, приходим к выводу: конечно, нужно ходить в церковь, нужно молиться, нужно, чтобы Бог был в душе, но этого все равно мало.

Обратимся теперь к такому понятию, как вера. Это "сильное" понятие. Нужно веровать во Христа. Причем не просто абстрактно веровать - и бесы веруют и трепещут, зная, что их ждет суд Божий. Вера нужна конкретная, вера спасающая. И к этому понятию уже труднее подойти. Вот, допустим, я верую. Верую во Христа, верую, что Он - Спаситель, верую, что Он - действительно Сын Божий. Во все верую, и в церковь хожу, и молюсь, и все, что от меня требуется, я делаю, но изнутри-то у меня все равно какой-то "червяк" сидит. Внешне я, вроде бы, христианин. Но внутренне я не уверен, что угоден Богу. Значит, только верить тоже недостаточно, хотя это и необходимо.

Что же мы имеем в итоге? Человек в церковь ходит, молится, верует, исповедуется, причащается, посты соблюдает - в общем, старается жить по-христиански. Достаточно ли этого? У католиков этого было бы достаточно. У православных - нет. Потому что внутрь себя трудно заглянуть. Вроде бы каешься, а грехи совершаешь одни и те же, и не из раза в раз, а из года в год. Видишь грех, а ничего с ним поделать не можешь. В таком случае - христианин ли я? В общем, ситуация - караул!

Так почему же, если все эти внешние действия мы выполним и соблюдем, мы еще не чувствуем, что мы христиане? Нашу жизнь можно сравнить со стрельбой по мишеням. Мы - как солдат, который видит впереди мишень, стреляет - и все мимо. Вроде бы правильно все делает: целится, курок нажимает, а пуля - когда попадет, а когда и в "молоко". Так же и человек. Он мечется по жизни в поисках счастья и все равно находится в неудовлетворенном состоянии. Почему? Мне кажется, это происходит потому, что цель у нас потеряна, цель христианской жизни. И действительно, ведь какая-то цель должна нами преследоваться, и мы не должны эту цель из виду упускать.

Обычно, когда говорят о цели христианской жизни, сразу вспоминают преподобного Серафима Саровского, его беседу с Мотовиловым. Стяжание Духа Святого - вот она, цель, а все посты, молитвы наши, коленопреклонения, чтение Священного Писания и добрые дела, которые мы творим, являются только средством. Но должен сказать, что мы совершенно другие, мы не понимаем, что это такое - стяжание Духа Святого - и как этого добиться. Должен сказать, что преподобному Серафиму принадлежит одно замечательное высказывание. Один из монахов Саровской обители спросил его: "Как мне спасти других людей? Вот у меня родственник погибает, как мне молиться за него?" Преподобный ответил: "Радость моя, стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся". Надо стяжать мир в своей душе. Для нас это понятие кажется уже более близким. Но даже такого объяснения нам недостаточно. Какова все-таки цель? Спасение. Наверное, с этим все согласятся. Все, что мы делаем, мы делаем для того, чтобы спастись. Конечно, не в утилитарном смысле спастись, не в католическом, то есть избежать наказания Божия. Спасение надо понимать в более широком смысле. Это перерождение, которое начинается при крещении и продолжается на протяжении всей жизни человека во Святом Духе. Мы как-то должны избавиться от греха. Вспомним проповедь Христа: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное (Мф. 4, 17). Вот цель - войти в Царствие Божие, войти в реальное соприкосновение с Богом, жить по воле Божией, быть в единении с Богом, минимум - в нравственном, максимум - в духовном. Когда Святой Дух сошел на апостолов, они Его передавали другим людям, и Господь… ежедневно прилагал спасаемых к церкви (Деян. 2, 47). Так написано в Деяниях святых апостолов. Спасение давалось через Церковь; значит, чтобы стяжать Святого Духа, нужна Церковь. Кто-то из святых отцов сказал: "Отворяющие врата Царствия впустят нас туда не по тому, сколько мы постились, а по тому, найдут ли в нас черты, делающие нас похожими на Христа". Итак, похож ли ты на Христа? То есть, христианин ли ты? Выполняешь ли ты евангельские заповеди? А исполнить их ты можешь только посредством труда. Если ты хотя бы внешне пытаешься приобрести христианские добродетели, то действием Духа Святого они действительно становятся твоими, ты действительно становишься похожим на Христа.

Теперь вспомним о тех учениках Христовых в Антиохии, о которых написал евангелист Лука в книге Деяний святых апостолов: целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами (Деян. 11, 26). То есть, христианами стали называться те, кто учился у Христа. Чему? Жизни, тому, чтобы быть таким, как Он. Чему же все-таки надо учиться у Христа? Ответ, опять же, в Евангелии: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас, - говорит Христос, - возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня (Мф. 11, 28). Прямо говорит: Возьмите иго Мое . Что это за иго? Мы знаем, что каждый должен нести свой крест, но иго Христово - это не только свой крест. Он нес крест за весь род человеческий. Поэтому апостол потом и добавляет: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Возьмите иго Его на себя. И еще Он говорит: Научитесь от Меня, потому что Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Тот покой, которого не имеет душа, не чувствующая, что она - христианка. Важнейшие свойства христианина - кротость и смирение. Смирение - это не слабость, не пассивность, а сила духа в преданности воле Божией и любви к людям. Как у Серафима Саровского - "стяжи дух мирен". Вот это главное.

- Батюшка, а существует ли конкретный рецепт того, как человек может избавиться от грехов, от своей внутренней испорченности, или душа сама, методом проб и ошибок должна искать путь ко спасению?

Мы учимся. Например, какой прок, если человек учится в школе, а в результате ничему не научится? Получит он аттестат? Нет. Нужно прилагать усилия, Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Другими словами, с самим грехом нужно бороться и верить, что Бог, если ты искренне и честно это делаешь, поможет тебе, и ты победишь эти грехи.

- Но покаяться ведь трудно, легче просто осознавать свой грех .

Это, в некоторой степени, можно сопоставить с покаянием. Главное, что здесь нужно - это надежда и вера. Мы никогда не сможем сказать о себе, что покаялись абсолютно. Так только католики говорят. Франциск Ассизкий, например, говорил: "Я не знаю за собой никакого греха, которого бы я не искупил покаянием". А истинное покаяние - внутри человека. Когда человек только головой думает, что будет смиренным и кротким, а в сердце у него царит духовный разлад, то, конечно, ему трудно чего-то добиться.

- К такой жизни стремились первые христиане, когда мир еще не был расколот на христианские конфессии. Кстати, можем ли мы католиков или протестантов называть христианами?

Мы их называем христианами, потому что они исповедуют какие-то христианские нормы жизни. Но дерево по плодам познается. Вот мы православными называемся, но и нам трудно сказать о себе, что мы христиане. Однако, у нас есть та самая малая закваска, которая квасит все тесто. У католиков она другая. Там подсчет идет, производятся расчеты с Богом. Если не хватает тебе добрых дел для покрытия грехов, можешь купить индульгенцию, она существует у католиков до сих пор. То есть тебе трудиться над собой не надо, у тебя нет цели стать истинным христианином. Для католичества важны совершаемые действия: надо делать добрые дела. Для Православия важно не столько сами действия, сколько результат или цель, к какой они ведут: быть и стать по-настоящему добрым, чтобы добрые дела стали органическими и естественными для доброго человека.

- Если быть христианином так непросто, то имеем ли мы право сказать, что мы христиане, если нас спросят - кто мы?

Если ты ученик Христа - да. Ученики стали называться христианами . Вот критерий. Ты ученик? Учишься ты у Христа или ты живешь в мирской суете? Когда миряне пришли к преподобному Иоанну Лествичнику и сказали: "Мы, миряне, не можем жить такой аскетической жизнью, как вы, монахи. Как же нам спастись?" Он же им ответил: "Всякое добро, которое можете делать, делайте и будете недалеко от Царствия Божиего". То есть, надо бороться со злом и понуждать себя на добро.


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Молитва

Фарисей молился пространно, а мытарь произнес лишь несколько слов: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» - но из храма более оправданным вышел именно он. Это значит, что истинное моление не в многословии, коленопреклонениях, воздеваниях рук и многочисленных поклонах. Истинная молитва, прежде всего, предполагает исследование самого себя и своего душевного состояния, когда мысли и разум молящегося направлены в его душу, и он, чувствуя свою недостойность и греховность и глубоко переживая это, обращается за помощью к Богу.

Во-вторых, истинная молитва - это движение души человека к Небесному Отцу, когда душа почти выходит из тела и устремляется к Царству Божию. В эти мгновения человек ощущает не просто близость с Богом, но и единение с Ним. Когда в сердце пробуждается горячее желание и благодать истинной молитвы, оно жадно тянется к Господу, словно голодный к еде и питью. Во время истинной молитвы человек глух ко всему и тело его ничего не ощущает. Он стоит перед Божиим троном и, чувствуя свое убожество, чувствует при этом и безграничную милость Божию.

В-третьих, истинная молитва делает горячим человеческое сердце и направляет его к добрым делам. В сердце человека она пробуждает добрые намерения и устремления и уничтожает низменные желания и мысли. Молитва заставляет человека делами своими, всей своей жизнью прославлять Господа. Если внешняя жизнь человека выражается в мыслях и действиях, то его духовная жизнь состоит из молитвы и дела. Молитва, которая не претворяется в конкретное дело, не является истинной молитвой. Также и каждое доброе дело, совершенное нами, - это та же молитва, поскольку является плодом последней. В молитве душа человека должна быть смиренна; человек сам должен обличать и обвинять себя, сожалеть о своих грехах и каяться в них, молить Бога о миловании.

Перед молитвой необходимо подготовить к ней душу и сердце. Приступая непосредственно к первой молитве, хорошо настройся на нее и не уподобляйся испытывающим Господа. Прояви скромность, кротость, думай о том, что ты жалкое, лишенные всех духовных достоинств, слабое и греховное создание. Помни, что во время молитвы стоишь перед Господом, пред Которым трепещут ангелы и все небесные силы, но в то же время и перед Всемилостивейшим Отцом, Который насквозь видит наше сердце и ждет, какой духовный дар преподнесем мы ему. В ходе молитвы необходимо, чтобы наши чувства, намерения и душа согласовывались с произносимыми нами словами. После молитвы необходимо, чтобы мы искали возможность осуществления и воплощения в конкретные дела всего того, о чем просили Господа в молитве. Мы плохо живем тогда, когда плохо молимся, и плохо молимся тогда, когда живем плохо. Истинно молится тот, кто в ходе молитвы невольно прослезится.

Быть христианином

Если внимательно понаблюдать за нынешними христианами и представить их душевное состояние, то можно заметить, что они вовсе не задумываются о том, насколько это значительно и сложно - быть христианином, сколько труда и внимания требует исполнение духовных обязанностей. С утра до вечера они предаются земной суете и ни разу не обратят своего сердца к Господу. Даже самая малая опасность и препятствие могут поколебать их стремление к Господу и любовь к Нему, поколебать их веру. Апостол Павел свидетельствует, как трудна и важна христианская жизнь. Для внутреннего укрепления, твердости и стойкости, то есть для полноценной духовной жизни, требуется большая жизненная сила и энергия, причем нельзя полагаться только на свои силы, но нужна и помощь Спасителя.

Быть христианином - это значит вести неустанную борьбу против господствующих в мире злых сил и духов. Потому христианин всегда должен быть вооружен духовным оружием, ибо его духовные враги ежесекундно готовы поглотить его. Прибавим к этому необходимость борьбы с врагами видимыми - злыми людьми, с собственными страстями и порочными наклонностями, которые вечно соблазняют и отдаляют от Господа. Но если мы всегда и везде блюдем нашу великую христианскую веру и укреплены Божией благодатью, то легко воспрепятствуем всякой опасности и с успехом продолжим свое духовное восхождение, преодолевая врагов и соблазны. Апостол Павел учит и тому, каким образом христианин сможет укрепиться. Поскольку этот мир - море лжи и несправедливости, то неминуемо утонешь в нем, если не облачишься правдой и истиной. В своей земной жизни христианин должен хранить в сердце тот мир и покой, что дарованы нам евангельской благодатью. Вера должна быть щитом христианина, а слово Божие - копьем в его руке. Лишь вооруженный подобным образом христианин сумеет победить духовных и телесных врагов, невредимым пройдет сквозь многочисленные опасности и утвердиться в Царствии Божием.

Грех

Спаситель излечил человека, который в течение 38 лет был тяжело болен, и сказал ему, чтобы не грешил более, иначе навлечет на себя бо льшую беду. Из этих слов следует, что причиной длительной болезни того человека был грех. И каждый грех наносит человеку телесный или душевный вред. Большой грех вызовет большую беду, малый - меньшую. Первым и самым страшным плодом греха станет то, что через грех человек лишится Божией благодати и тем самым погубит свою душу. Грех является и источником многих телесных мучений человека. Например, чревоугодие, то есть принятие чересчур обильной пищи, становится причиной многих заболеваний; человек, сердце и душа которого полны зависти, становится беспокойным, вянет, чахнет телесно - одним словом, впадает в жалкое состояние. И конечно же, наносят вред организму и порождают болезни лень и безделье, так как человеческий организм по своему строению предназначен для труда и движения. Человек, который грешит, не только себя ввергает в болезни и несчастья, но заранее готовит хвори и испытания своему потомству, ибо его телесные или душевные свойства переходят к детям его и на все его потомство. Об этом свидетельствует вопрос, заданный Спасителю Его учениками по поводу слепого от рождения: «Равви! Кто согрешил - он или родители его, что родился слепым?» Каждый грех является таким семенем, которое в свое время обязательно даст горький плод. Кроме того, кто грешит, тот подает очень плохой пример членам своей семьи и окружающим. Такой человек передает тяжелое наследство потомкам, становящимся невольными наследниками его грехов. Господь намеренно увязал какое-либо несчастье с конкретным грехом, чтобы человек, который по природе своей имеет большую предрасположенность к совершению греха, испугался и остерегся. Противоположностью греха являются благодать и добродетель, которые в этой земной жизни становятся источником утешения и счастья для человека.

Соблазны диавола

Не давайте диаволу, то есть искусителю, такого случая или возможности, используя которые, он смог бы приблизиться к вам и погубить вашу душу. Наш лютый духовный враг - диавол - соблазняет и искушает нас ровно в той степени, в какой мы сами предоставляем повод для этого. Причиной и поводом же всегда являются наши злые наклонности, порочные страсти и небрежность. Некоторые люди, по глупости или из-за фарисейства, все свои грехи приписывают диаволу: «Диавол искусил, враг соблазнил…» Но вспомним слова апостола Павла: «И не давайте места диаволу» (Еф. 4: 27), из которых явствует, что мы сами предоставляем диаволу возможность нас соблазнить. Помни, диавол постоянно наблюдает и испытывает тебя: чем ты плох, какие слабые места, плохие черты характера и наклонности живут в тебе? Если обнаружит, что являешься алчным и корыстным, то именно этим ввергнет тебя во множество грехов; если заметит твою горячность и вспыльчивость, то использует их для твоей погибели. Но чаще всего человек тогда предоставляет диаволу место в своем сердце, когда ленится, бездельничает и праздно проводит свои дни.

Добродетель

Недостаточно христианину избегать греха, он должен также взращивать добродетели. Для спасения души мало не быть хищником - должно быть милосердным; мало не любить ложь - должно быть самоотверженным защитником правды; не только не быть прелюбодеем - но и помыслов нечистых не допускать.

Свеча

Зажженная свеча учит тому, как душа наша и сердце должны гореть ярким пламенем пред Господом - молитвы, верности и любви.

Порядочность

Одна из основных задач Церкви - заботиться о порядочности человека. Господь Иисус Христос требует от нас такой порядочности, уверенности в себе и своей правоте, чтобы мы естественным образом вызывали доверие и уважение окружающих, чтобы для подтверждения нашей правоты нам не требовалось много клятв, а чтобы слово наше было твердым, как и дела: да - да, а нет - нет - и никаких клятв. Но так ведут себя только такие люди, и другие верят только тем, чья порядочность и честность всем известны. Некоторые в подтверждение своих слов и доводов постоянно клянутся разными клятвами, но, тем не менее, им не верят, ибо окружающим хорошо известно, что этим людям недостает порядочности и честности.

Что же такое порядочность? Порядочность - это то, когда человек всегда говорит правду и искренен, обязательно в точности исполняет все обещания и заповеди, боится и стыдится лжи, неправедного и хитрого поступка; не будет настаивать на том, в чем твердо не убежден, и не станет обещать того, исполнение чего не в его силах. Короче говоря, порядочность - это то, когда слово и дело человека едины. Что должно пробудить и укрепить в сердце человека порядочность? Сознание того, что честь его дана ему Господом, и он обязан все время помнить об этом, беречь и блюсти свою честь, а также высоту и славу человеческой природы вообще. Природа человека обладает такой честью, которую невозможно переоценить, ибо Сам Творец для ее спасения и просвещения не пощадил даже Сына Своего.

Ничто так не приуменьшает и не принижает высоту человеческой природы, как ложь и хитрость. Необходимо помнить, что без порядочности человек не сможет быть ни хорошим христианином, ни хорошим гражданином. Христианство - это исполнение того обещания, которое мы дали Господу при святом крещении, в частности о том, что будем чистыми, правдивыми, любящими Бога и близких. Кто лишен порядочности, тот не сможет исполнить этот обет. Плохим и небрежным христианином является тот, кто не помнит об этом обещании.

В этом земном мире наша жизнь, частная и гражданская, полностью зависит от порядочности. Нет человека, который не был бы связан с кем-нибудь каким-либо условием и обязательством. Наша обязанность - соблюдать эти обязательства, а именно: быть любящими родителями, хранить чувство братства, уважать родственников, быть верными в дружбе, правильно строить взаимоотношения между старшими и младшими, быть честными в торговле… Все эти многочисленные и многогранные отношения базируются на определенных условии, обязательствах и их исполнении. В обществе, где царит порядочность, чтят и уважаются честь и достоинство друг друга, всех членов общества, каждое дело успешно, а где этого нет, там жизнь человека тяжела.

Порядочность - это украшение священнослужителя. Первейшим его качеством должна быть порядочность. Если пастырь лишен этого качества, то это несказанная беда для паствы. Его лживость и неправедность, словно яд, отравляют паству.

Порядочность необходима людям любой профессии, будь то государственный чиновник, купец или домохозяйка. К сожалению, сегодня многие думают, что порядочностью ничего не добьешься и не выгадаешь и что порядочность приводит человека ко многим неприятностям и скорбям. Такие взгляды распространены и преобладают там, где царят невежество и безнравственность. Представим на минуту, что все это так и что человек может разбогатеть ценой потери порядочности и чести! Человек ни при каких обстоятельствах не вправе идти на такой компромисс со своей совестью, он не должен продавать честь и достоинство за деньги. В такой ситуации человек, если он христианин, должен вспомнить евангельские слова: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мк. 8: 36-37).

Мы часто забываем, каким образом должен человек оберегать и защищать свои честь и достоинство. Мы должны знать, что каждая ложь, каждая подлость, каждая хитрость, каждый низменный поступок лишают нас чести и достоинства. Если уважаешь себя и желаешь заслужить уважение других, то, прежде всего, должен блюсти свою порядочность. Для христианина наиболее ценным сокровищем являются его честь и достоинство, потому лишиться их смерти подобно. Если желаешь называться человеком, храни честь и достоинство, поступая порядочно.

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Нередко мы можем услышать как в храме, так и в светском обществе адресованную верующему человеку (в том числе и нам) крылатую присказку: «Не подобает вести себя так православному христианину».

Так какой же должен быть истинных христианин? В чем его отличие от обыкновенного человека?

Протоиерей Валентин Мордасов в своем поучительном слове дал главные определения истинно верующему человеку. Давайте, с ними и ознакомимся:

Должно нам душу свою очищать, омывать слезами раскаяния о прежней греховной жизни.

Делать дела милосердные, украшать свою жизнь постом, молитвами, бдением, богомыслием.

Должно нам не завидовать, не враждовать, плотские похоти обуздывать, воздерживаться от всякого излишества как в пище, питье, так и сне.

Быть неленостными на молитву.

Дела начинать краткой молитвой, всем желать добра.

Чтобы нам не замечать чужих грехов, упрекать за них ближних, презирать их, нам должно прежде зреть свои грехи и оплакивать себя, как духовных мертвецов.

Чтобы найти покой, внутренний мир, нам надо ходить в Церковь. Она все это даст с избытком. Она все доставит через богослужение, Святые Таинства. Она учит всему истинному. Не напрасно мы читаем молитвы в Церкви и дома. Через них мы очищаемся от наших скверных грехов. Избавляемся от искушений, бед, обстояний.

Для чего нам нужно дома молиться и ходить в Церковь к богослужению? Для того, чтобы поддерживать, возбуждать жизнь души, очищать ее. В Церкви мы отделяемся от мирского обаяния и похотей житейских. Просветляемся, освящаемся, с Богом соединяемся.

Ходите чаще в храм Божий и питайте душу благодатью. От храма, через молитву церковную, получают утешение, помилование и усопшие наши.

Следует нам любить обличение правильное, чтобы исправиться здесь и не быть обличенным на Страшном Суде перед всем миром, ангелами и людьми.

Жалеть надо всякого злого человека, а не злиться на него, угождая тем сатане. Отходить от него надо.

Нам надо быть всегда кроткими, незлобными, милосердными, терпеливыми.

Надо злых побеждать благим.

Не нужно обременять себя заботами житейскими, приобщаться к земным благам, богатствам, сластям,отличиям, чтобы эти заботы, пристрастия, не погубили нас в час кончины.

Всегда нужно думать о Боге, о Его делах и всегда удаляться от дел лукавых и злых. Эти искушения диавольские состоят в том, что он прельщает нас любить мирское, все земное: богатство, славу, пищу, одежду, знатность, сладости земные и не думать о Боге и вечном блаженстве. В наших мыслях, в нашем сердце, есть сила злая, которая ежеминутно будет удалять нас от Бога, внушая суетные мысли, желания, заботы, славу, дела, возбуждая к злобе, зависти, гордости, безделью, непослушанию, упрямству, невоздержанию. Ей-то надо идти наперекор нам.

Не должно отвергать посты, ибо грехопадение первых людей произошло от невоздержания. Воздержание — орудие против греха, им мы угождаем Богу. Должно нам знать, что человек отпадает через невоздержание от Бога, ибо от него происходит всякий грех.

Пост послан людям орудием против диавола. Должно нам расставаться с худыми привычками, греховными желаниями, спасать себя постом, бдением, молитвами, трудами и душу упражнять чтением духовных книг, богомыслием. Не должно нам нарушать посты, как только по причине величайшей болезни.

Христиане должны непременно поучаться в законе Божием, читать чаще Евангелие, вникать в богослужение, исполнять заповеди,уставы церковные, читать писания святых Отцов, чтобы жить по-христиански.

Читаете ли божественное — дома начинайте это делать с молитвой, с кротостью сердечной, чтобы Бог вразумил, укрепил вас в вере, благочестии, помог найти и вспомнить нужное, полезное.

Бываете с грешниками — говорите разумно, осмотрительно, поучительно, назидательно.

Придя домой со службы, читайте Святое Евангелие. Разумно проводите жизнь,живите чисто, кайтесь, молитесь при жизни, чтобы не постигла вас внезапная смерть.

Не уклоняйтесь от молитвенного правила, живите ниже травы, тише воды — и спасетесь.

Будьте послушными отцам духовным, кроткими, молчаливыми.

Будь довольны любой, даже самой скромной, трапезой.

Смиряйтесь до конца жизни.

«…и ученики в Антиохии
в первый раз стали
называться Христианами». ()

Христиани́н – человек старающийся уподобиться Христу, член созданной Им Церкви. У христианина существует чёткая иерархия ценностей, высшая из которых – Богочеловек Иисус Христос, а всё остальное имеет значение лишь в той мере, в какой соотносится с Ним и приближает к Нему.
В священном Писании наименование христианин встречается три раза (), (), ().

Фраза невоцерковлённый христианин — оксюморон, наподобие женатый холостяк. Готовящийся стать христианином именуется катехуменом или , после крещения он попадает в разряд . Не причащающий более 3-х седмиц подряд без веских причин, переходит в разряд (от Бога, Его Церкви и спасения). Отлучённые — несущие в виде запрета причащаться на определённый срок.

О причинах появления термина христианин пишет : «Пока приверженцы казненного в Иерусалиме около 30 г. галилейского Проповедника Иисуса не покидали пределов Палестины, у них не было ни малейшей нужды в каком-то особом самообозначении. Ведь они, вспомним это, вовсе не собирались «основывать» новую религию, а себя самих считали наиболее верными из иудеев, сумевшими узнать и признать Мессию, когда Он наконец явился. В своем кругу, среди своих все было просто: друг для друга они «братья», в общем отношении к Учителю – «ученики», для враждебно настроенных раввинских авторитетов – «отщепенцы» (евр. «миним» ). Но вот когда ареал их проповеди, распространяясь на север, дошел до столицы на Оронте, тут-то для них понадобилось какое-то более общезначимое, более похожее на термин наименование, которое выражало бы их место среди чужих, в широком мире, фиксировало статус движения наряду с другими движениями, религиозными или еще какими-то».


Святитель Василий Великий (330-379) – один из трех Вселенских учителей. Получив блестящее образование в лучших школах Афин (вместе со святителем Григорием Богословом), он удалился в пустыню, где основал общежительный монастырь и составил для него «Правила монашеские», которые стали основой всего последующего монашества, даже в России. С 364 года - пресвитер, а с 370 года - архиепископ Кесари Каппадокийской, объединившей против ариан 50 епархий. Святитель Василий составил чин Божественной литургии и «Правила монашеские». Он умер 1 января 379 года.

Христианин должен иметь образ мыслей, достойный небесного звания, и жить достойно Евангелия Христова.

Христианину не должно рассеиваться и чем-либо отвлекаться от памятования о Боге, о воле и судах Его. Христианин, став во всем выше оправданий по закону, не должен ни клясться, ни лгать.

Он не должен хулить; не должен обижать; не должен ссориться; не должен мстить сам за себя; не должен воздавать злом за зло; не должен гневаться.

Он должен быть долготерпеливым, переносить все, что бы то ни было, а кто делает неправду, того обличать благовременно, не со страстным движением, чтобы отомстить за себя, но с желанием исправить брата, по заповеди Господней.

Об отсутствующем брате не должен он ничего говорить с намерением очернить; это есть клевета, хотя бы сказанное было и справедливо. Надобно отвращаться от человека, который наговаривает на брата. Не должно говорить шуточного.

Не должно смеяться и терпеть смехотворцев. Не должно празднословить и говорить что-нибудь такое, что не служит ни к пользе слушающих, ни к необходимому и дозволенному нам Богом употреблению; почему занимающиеся работою должны, сколько можно, стараться, чтоб работа производилась в безмолвии, и чтобы даже самые добрые речи вели у них те, кому по испытании поручено устроять слово к созиданию веры, да не будет оскорбляем Дух Святой Божий.

Не должно порабощаться вину… и вообще быть сластолюбивым в рассуждении яств и пития; потому что подвизающийся воздерживается во всем.

Не должно дозволять себе ни крика, ни другого какого вида или движения, которыми показываются раздражительность или уклонение от несомненной уверенности в Божием присутствии. Голос должно соразмерять с потребностью.

Не должно отвечать кому-либо или делать что-нибудь дерзко или презрительно, но надобно показывать во всем скромность и ко всем почтительность.

Не должно с умыслом мигать глазом или употреблять другой какой знак или движение члена, которые оскорбляют брата или выказывают презрение.

Не должно стараться о нарядности в одежде или в обуви, это – суетность. К удовлетворению телесных потребностей должно пользоваться недорогим. Ничего не должно издерживать сверх потребности и для пышности: это – злоупотребление.

Не должно искать чести и домогаться первенства. Каждый должен предпочитать себе всех. Не должно быть непокорным.

Не должно в праздности есть хлеб тому, кто способен работать, а занявшийся исполнением чего-либо во славу Христову должен принуждать себя к ревности в деле по мере сил.

Не должно завидовать доброй славе другого и радоваться чьему-либо недостатку. В любви Христовой надобно скорбеть и сокрушаться о недостатках брата, радоваться же его преспеянию…

Кто говорит, что покаялся в грехе, тот должен не только сокрушаться о том, в чем согрешил, но и принести достойные плоды покаяния…

Не должно допускать, чтобы солнце заходило в гневе брата; иначе ночь может разлучить обоих и оставить им неизбежное осуждение в день суда. Не должно отлагать времени своего исправления, потому что утренний день не верен для нас: многие, замыслив многое, не дожили до утреннего дня.

Не должно даваться в обман пресыщенному чреву, от которого бывают ночные мечтания…

Не должно развлекаться непомерною работою и преступать пределы умеренности, по сказанному апостолом: имеющие же пищу и одеяние, сим довольни будем (1 Тим. 6: 8); потому что обилие сверх потребности выказывает любостяжательность; а любостяжательность осуждается как идолопоклонство (см.: Кол. 3:5).

Не должно быть сребролюбивым и на ненужное собирать сокровища, каких не надобно. Приходящий к Богу должен возлюбить нищету во всем и быть пригвожден страхом Божиим, подобно сказавшему: пригвозди страху Твоему плоти моя; от судеб бо Твоих убояхся (Пс. 118: 120).

Да дарует же нам Господь, со всем убеждением приняв сказанное, во славу Божию явить плоды, достойные Духа, по благоволению Бога и содействием Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.