Где найти чертеж брига меркурий. Бриг Меркурий — славная победа одного корабля российского флота

Бриг «Меркурий» - российский военный корабль, спущенный на воду в 1820 году, стал знаменитым благодаря насыщенной боевой истории, а также полотнам живописцев, среди которых выделяются работы Айвазовского. Закладка судна и последующий спуск на воду состоялись в Севастополе, что предопределило будущий театр военных действий, где он принял непосредственное участие и вписал свое имя в летопись русского флота. В первую очередь речь идет об эпизоде Русско-турецкой войны 1829 года, когда «Меркурий» в одиночку противостоял двум линейным кораблям противника: «Селимие» и «Реал-бей». Тогда остальная эскадра, столкнувшись с превосходящими силами, ушла в Севастополь, а «Меркурий» вследствие небольшой быстроходности не сумел оторваться и принял бой.


Несмотря на несопоставимые силы, экипаж сумел нанести турецким судам тяжелые повреждения, сделавшие невозможным дальнейшее преследование. Подвиг небольшого судна сразу же оказался в центре внимания мировой общественности, и в частности многие английские газеты писали, что русскому кораблю удалось сделать невозможное. На родине героические действия оценили по достоинству, наградив «Меркурий» кормовым георгиевским флагом. Кроме этого, в честь данного события изготовили медаль, а император повелел всегда иметь в составе Черноморского флота судно, изготовленное по чертежам «Меркурия». Во многом именно благодаря этому указу чертежи сохранились вплоть до настоящего момента и послужили основой модели, представленной вниманию конструкторов компанией Amati.

Описание набора для постройки брига «МЕРКУРИЙ»

Модель о которой я так долго мечтал. И наконец фирма Amati разработала прекрасный набор.

При производстве модели использовались лазерные технологии, что позволило создать детали из цельного материала, исключив фанеру и избавив судно от «пропеллерности». Помимо этого, лазер применялся для прорисовки палубного настила, позволившего четко обозначить ватервейс, врезки и люки. Столь же качественно проработаны ящики, решетки и шпили. Примечательно, что оформление при помощи лазера имеет место и на нижней палубе, создавая гармоничный облик. Корпусная обшивка включает два слоя, внутренний изготовлен из липы, а внешний из ореха, что создает благородный внешний вид. Фальшборта уже включают в себя прорезанные порты для пушек и весел, избавляя авторов от ненужных усилий, тем более что на этом этапе часто имеют место повреждения корпуса. Кормовые и бортовые декорации включают в себя ряд элементов, созданных с помощью фототравления, в том числе государственный герб. К числу оригинальных особенностей набора относится присутствие медных пластин, а также двигательного механизма, с помощью приложенной инструкции его можно создать так, что при повороте штурвала будет двигаться и руль.

Корабельную артиллерию составляют 18 карронад и две пушки, расположенные на деревянных станках, в оформлении которых присутствуют детали, созданные с помощью фототравления. В комплект входят сборные шлюпки, также включающие в себя двойную обшивку и настил. При необходимости автор может разместить одну из них сзади корабля или сбоку, для чего в набор входят киль–блоки. Система такелажной оснастки представлена ореховыми рангоутами, а также нитями двух цветов, хорошо вписывающимися в общую картину. Amati только к этой модели подготовила и прикладывает идеальные скругленные одно-, дву- и трехшкивные блоки из груши. Наконец в комплект входит набор Андреевских флагов и подробные чертежи на 17 листах. Они существенно упрощают сборку модели, тем более что компания Amati сделала все, чтобы справиться с ней могли даже начинающие авторы. Впрочем, вне зависимости от опыта, всех моделистов ожидают незабываемые минуты сборки и радость от удачно завершенной работы в виде первоклассного макета одного из самых славных русских кораблей.

НАБОР ИМЕЕТ ПЕРЕВЕДЕННУЮ НА РУССКИЙ ЯЗЫК ИНСТРУКЦИЮ.

Фото содержимого данного набора.

















Авианосец – крупнейший современный военный надводный корабль, на борту которого может размещаться несколько единиц авиационной техники. Палубная авиация (самолёты и вертолёты) является основным видом боевого воздействия авианосца, помимо этого он имеет зенитные ракетные установки и артиллерию калибром 76-127 мм.

Первые авианосцы появились ещё во время мировой войны 1914-1918 года. Тогда на их борту размещалось обычно не более 2-3 единиц техники. Во Второй мировой войне принимали участие уже настоящие плавучие аэродромы, на борту которых размещались десятки самолётов. В основном авианосцы использовались военными флотами США и Японии.

Современные авианосцы подразделяют на ударные и противолодочные; обычные и атомные. Целью ударных авианосцев является поражение наземных объектов и сухопутных войск, уничтожение кораблей и судов в море и на базах, авиации на аэродромах и в воздухе, обеспечение высадки морских десантов и защиты океанских коммуникаций. Противолодочные авианосцы предназначены для поиска и уничтожения подводных лодок.

Балкер (от английского «bulkcarrier» – перевозчик массы) – суда, обладающие большой грузоподъемностью. В отличие от танкеров, балкеры являются сухогрузными судами, а груз в них перевозится не в емкостях насыпью или навалом. В зависимости от вида перевозимого груза балкеры делят на углевозы, рудовозы, лесовозы и т.д.

Современные балкеры имеют большую грузоподъемность, часто превышающую 100-150 тыс. т. Палуба балкеров практически полностью открыта, что позволяет быстро загружать суда мощными кранами или конвейерными перегружателями без горизонтального перемещения груза на самом судне. Перевозимые балкерами грузы обычно не требуют высоких скоростей движения, поэтому балкеры обладают сравнительно медленным ходом, что позволяет снизить мощность двигателей таких судов и экономить топливо.

Брандер - судно, назначенное для сожжения неприятельского флота. Обыкновенно с этою целью употребляли старые транспорты или бриги, до 200 тонн водоизмещения. Брандер должен был быть так снаряжен, чтобы мог вдруг загореться внутри и снаружи. Для этого палубы покрывали брезентами и посыпали их мелкими кусками брандкугельного состава и порохом; на кубрике, в деке и у самых стен корабля ставили кадки с тем же составом.

Весь Брандер наполнялся зажигательными и разрывными бочками, ящиками, снаряженными гранатами, факелами, смолеными фашинами, стружками, кроме того, все поливалось скипидаром. Для зажигания Брандера употреблялись сосисы (длинные мешки с составом селитры и серы), которые укладывались в деке так, чтобы концы их приходились в кормовой части судна у самых отверстий, которые для этого прорубались. В конце сосисов вставлялась трубка, набитая медленно горящим составом, который давал возможность команде брандера, воспламенив ее, отвалить на шлюпке, привязанной за кормой.

Порты и люки закрывались, а чтоб они вовремя были открыты - против каждого ставили брандерную мортиру, т. е. кусок дерева с каналом и камерою, которую наполняли порохом, а в канал плотно вбивали шест, который при выстреле открывал порт или люк; запал мортиры соединялся стопином с другими зажигательными снарядами. На бушприте, концах рей и других удобных местах подвешивались дреки и железные крючья, которыми брандер мог бы сцепиться с неприятельским кораблем.

Когда брандер был заряжен, на нем ставили паруса и, подведя на приличное расстояние, закрепляли руль в должном положении, зажигали трубку и пускали его, большею частью по ветру, на неприятельский флот. Обыкновенно брандеры пускались ночью или во время тумана, чтобы неприятель, заметив брандер, не поспел бы его отвести или потопить. Вообще надо сказать, что брандеры пускались на суда, стоящие на якоре, иначе неприятельский корабль мог увернуться.

В истории морских сражений встречается очень мало случаев, когда брандеры принесли вред неприятелю. Один из них относится к 2 июня 1770 г., когда во время Чесменского боя, брандер, под командой лейтенанта Ильина, сцепился с турецким кораблем и тогда был зажжен, а затем пожар сделался общим. Турки потеряли 16 кораблей, 6 фрегатов и до 50 мелких судов.

В боевых и походных строях брандеры держались на ветре, в расстоянии не далее полумили, отчего они были в большей безопасности и скорее могли выполнять получаемые приказания; но при отступлении держались под ветром в расстоянии более полумили, вообще со стороны, противоположной положению неприятеля. Кроме того, брандеры подветренного флота держались несколько впереди тех судов, для которых они были назначены, чтобы тем легче могли к ним подойти, когда потребуется.

Баржей называется плоскодонное судно, используемое для перевозки грузов по воде. Изначально баржи рассматривались как несамоходные суда, приводимые в движение буксиром, но некоторые современные баржи оснащаются собственным двигателем. Иногда несколько барж объединяют в так называемые караваны, объём груза, перевозимого таким караваном, составляет до 40 тысяч кубометров.

В зависимости от конструкции и назначения баржи подразделяются на рейдовые, системные и речные. Рейдовая баржа используется для коротких морских рейсов: например, для доставки нефтепродуктов на береговые нефтебазы с морских танкеров, которые из-за большой осадки не могут подходить близко к берегу или входить в устья мелководных рек. Рейдовые баржи имеют повышенные борта и усиленные корпуса, рассчитанные на возможность плавания в открытом море, а водоизмещение их составляет 5-16 тысяч тонн.

Речные баржи имеют мене прочные корпуса и меньшую осадку, чем рейдовые. Они предназначены исключительно для перевозки грузов (например, древесины) по судоходным рекам. Их водоизмещение обычно не превышает 3,5 тысячи тонн. Системные баржи используются для прохода через шлюзы плотин и каналов.

Несмотря на сходные названия, три этих типа судна значительно различаются по конструкции или имеют разное назначение.

Барк (от голландского bark) - трёх-пятимачтовое морское судно, предназначенное для перевозки грузов с прямыми парусами на всех мачтах, кроме бизань-мачты, с косым парусным вооружением.

Барка – общее название несамоходных сплавных, плоскодонных судов для перевозки грузов, применявшихся до XIX века. Барка – предшественница современной баржи. Длина барок обычно не превышала 20 метров. В России помимо общепринятого названия барки именовали также бархатами, белянами, гусянками, стругами, коломенками, байдаками и т.п. много еще названий судов, средних между барками, или сплавными, и ходовыми, но все эти суда вытесняются ныне пароходными баржами, подчалками. Некоторые барки имели руль, а другие даже паруса.

Баркасом называли небольшое самоходное рыболовецкое или грузовое судно, а также весельную лодку, применявшуюся для военных целей. В зависимости от назначения и типа баркас мог быть оборудован мачтой или двигателем

Бомбардирский корабль - мелкосидящее судно для бросания бомб из мортир при бомбардировании крепостей с моря. Первый бомбардирский корабль был построен во Франции при Людовике XIV и был двухмачтовым; мортиры помещались впереди фок-мачты, что давало возможность действовать по длине судна. Такие суда называли бомбардирскими галиотами. Но вследствие невыгодного расположения оснастки они не имели хороших морских качеств, почему англичане начали строить трехмачтовые бомбардирские корабли, и мортиры располагались между фок — и грот-мачтами, при чем действие становилось по ширине бомбардирского корабля. В российском флоте употреблялись бомбардирские корабли английского образца.

Бомбардирский корабль - военное судно, служившее для действий против крепостных и береговых укреплений. Бомбардирские корабли имели 2 или 3 мачты, среднее водоизмещение и осадку не более 3 м. Особое внимание обращалось на крепость судна, чтобы стрельба из тяжёлых и дальнобойных мортир не расшатывала корабельных креплений.

Для увеличения устойчивости и хода бомбардирские суда стали удлинять и приближать по обводам к типу линейного корабля. Позднее на них, кроме мортир, стали ставить пушки и единороги, что дало возможность им принимать участие и в морских боях. В русском флоте первые бомбардирские корабли появились в 1699 г. для действия против крепости Азов.

За время 1-й турецкой войны Петром Великим было выстроено на Воронежской и Донецких верфях таких кораблей (называвшихся также ших-бомбардами) семь. Это были широкие суда, осадкой около 3 м, вооруженные 2 мортирами и 12 пушками по образцу французских и венецианских бомбардирских кораблей. В Балтийское море первые бомбардирские суда начали строить в 1705 г., когда Петру понадобилось действовать против шведских приморских крепостей. Однако суда эти, как слишком громоздкие, вскоре были признаны неудобными для действий в шхерах и заменены прамами и др. За время царствования Петра I бомбардирских кораблей было выстроено на Балтийском море всего 6. Тип этот в русском флоте существовал до 1828 г.

Бриг - 2-мачтовое парусное судно с полным вооружением на обеих мачтах. Вес брига составлял 200-400 тонн, открытой батарея включала 10-24 орудия. Экипаж корабля составлял 60-120 человек. Размеры: длина около 30 м, ширина и 10-16 м.

Бриг представлял собой судно конструкцией подобное корвету, но шире его и имеющее две мачты. Бриги в военном флоте служили для посылок, конвоирования купеческих судов и других надобностей, для которых корветы были велики. Бриги, как и корветы, имели одну открытую батарею.

Команды на бриге было средним числом по 6 человек на пушку. Бриг мог в тихую погоду ходить под веслами, и тогда его скорость достигала до 3 миль в час. Передняя мачта называлась фок-, а задняя - грот-мачтой. На Бриге были два грота: один гафельный и с гиком, а другой - привязанный к грота рею.

Бригантина- бриг малого размера. Это название присвоено одному виду легких судов Средиземного моря, на которых две или три мачты однодеревки с латинским вооружением. Паруса с реями можно спустить и положить вдоль судна и, выкинув 20 или 30 весел, идти под веслами. Суда эти употреблялись преимущественно пиратами.

В XVI-XIX веках бригантины, как правило, использовались пиратами. Позднее они преобразовались в двухмачтовые парусные суда с фок-мачтой, имеющей вооружение, как у брига, и грот-мачтой с косыми парусами, как у шхуны - грота-триселем и топселем. В XVIII веке были введены в военных флотах как посыльные и разведывательные корабли.

Для защиты военных кораблей от неприятельских выстрелов предложено множество проектов. Самым удачным оказалось покрытие борта железными плитами (броней). Первые корабли, покрытые броней, были французские деревянные батареи Lave , Tonnante и Devastation , построенные инженером Guieysse`ом для участия в крымской кампании (1855).

Успех их вызвал постройку броненосных кораблей и в других европейских государствах. Первоначальные броненосцы были переделаны из деревянных кораблей, к которым приделывали пояс брони, срезав предварительно верхние палубы, чтобы оставить лишь одну закрытую батарею. По тому же образцу строились и новые железные броненосцы. В зависимости от успехов артиллерии возрастала и толщина брони, которой уже нельзя было покрывать сплошь весь борт, почему ограничились лишь средней частью, или же ставили лишь узкий пояс брони по всей грузовой ватерлинии.

Посредине корабля устраивали каземат - броневое прикрытие, в котором и помещалась главная артиллерия. Все броненосцы снабжались паровым (винтовым) двигателем; рангоут постепенно уменьшался и видоизменялся, и стал служить для помещения мелкой скорострельной артиллерии, боевого электрического фонаря, для сигналов и проч.

Для защиты от навесных выстрелов и для воспрепятствования осколкам снарядов проникнуть в трюм броненосца стали применять броневые палубы, покрывающие пояс бортовой брони, в местах же, небронированных по борту, палуба эта располагалась ниже уровня воды. С 1877 г. броневые палубы стали делать выпуклыми, защищающими борт и по высоте.

До середины 80-х годов XIX, в построенных кораблях с башнями, последние располагались самым разнообразным образом. Внимание обращали главным образом лишь на увеличение угла обстрела башенных орудий. На одних броненосцах башни ставились посередине, вдоль диаметральной плоскости, так что можно стрелять лишь в поперечном направлении; на других не было препятствия для продольных выстрелов; башни ставились в шахматном порядке; поперек судна, одни вдоль корабля, другие поперек; по одной с каждой оконечности и с каждого борта и т. д.

Буксир (от голландского boegseren — тянуть) – судно, предназначенное для буксировки и кантовки других (обычно несамоходных) судов и плавучих сооружений. По своему назначению буксиры делят на: буксировщики, для приведения в движение при помощи буксировочного троса несамоходных судов, кантовщики, оказывающие помощь крупным судам при их швартовке к причалам; толкачи, предназначенные для буксировки судов путём толкания, спасатели — для оказания помощи аварийным судам.

Назначение буксиров определяет величину тяги и мощность главных двигателей: мелкие портовые буксирные катера имеют мощность до 200 л. с., а морские буксиры-спасатели — 8-9 тыс. л. с. и более. Буксировочное устройство подобных судов состоит из буксирного гака, который закрепляется на шарнире и перемещается по буксирной дуге, буксирных арок и намётки. Иногда вместо гака используется буксирная лебёдка.

Основной характеристикой буксира является не скорость, а тяга – сила, с которой он может воздействовать на передвигаемое судно. Обычно буксиры обладают сравнительно небольшими размерами, но очень мощным двигателем.

Галера - большое гребное судно с одним рядом весел, бывшее в употреблении для военных целей в древности и в средние века. Для богатых людей и государей галеры служили и яхтами; венецианские дожи ежегодно совершали обряд обручения с морем на богато отделанной галере Буцентавр. Кроме весел, галеры имели и паруса (латинские - треугольные), но пользовались ими лишь при попутных ветрах, а в сражениях галеры всегда вступали под весла.

Длина обыкновенных галер в средние века была немного более 50 метров, а их ширина - 6 метров; это отношение было выбрано для сообщения судам быстроходности. При тихой погоде галер могли достигать скорости до 8 узлов (14 верст), которая была очень велика для того времени. На больших галерах на одном весле сидело 5 и 6 человек. Экипаж галер состоял из матросов для управления судном, солдат и гребцов и доходил до 450 человек. На галер ставилось до 5 орудий. Kpоме галер с одним рядом весел в древности употреблялись гребные суда с веслами в два, три, четыре и пять рядов, или ярусов (биремы, триремы, кватриремы и квинквиремы).

В средние века и позже, пока галеры были в употреблении (до XVIII века), команда гребцов на галере состояла из волонтеров (les ben?voglies), пленных или купленных мавров, турок и негров (на турецких галерах в XV - XVII веке было много южнорусов, уведенных татарами; горькая доля их отразилась в песнях), а главным образом из осужденных преступников.

В России галеры появились при Петр I. В 1695 г. доставлена была в Москву 32-х-весельная галера, заказанная в Голландии и послужившая образцом для постройки судов этого типа в Москве и Воронеже (галеры назывались в России первоначально галеями и каторгами). В 1699 г. галеры, вместе со всем флотом, впервые вышли в море. 269 молодых стрельцов, участвовавших в бунте 1698 г., первые начали отбывать это тяжелое наказание; участь их разделяли 131 человек пленных турок и татар. Вскоре и на другие работы, к которым применялся труд преступников, было распространено название каторжных работ, а работа преступников на галеры прекратилась сама собою, с заменой гребных судов парусными.

Галиот (гальот) - голландское двухмачтовое судно XVI-XIX века с весьма полным образованием и неглубоко сидящее в воде, что дает ему преимущество ходить по неглубоким каналам и водам Голландии. Хорошими морскими качествами галиот не отличается.

Этот тип постройки судов был занесен в Россию голландцами в начале XVIII столетия. В конце XIX века галиоты строились длиной 10- 20 метров и шириной 3 - 5 метров. Грузоподъемность галиота составляла от 8000 до 37000 пудов. Большинство последних российских галиотов построено в Финляндии.

Галиот имел сферическую корму, обладал водоизмещением 200-300 тонн. Парусное вооружение: грот-мачта с прямыми парусами и короткая бизань-мачта с косыми. Галиоты имели значительный дрейф, для уменьшения которого употреблялись шверцы, то есть спускающиеся вдоль бортов крылья. Галиоты, схожие с голландскими, строились в XV и ХVІ вв. и испанцами, причем ввиду прочности они посылались в океанические плавания. В морской исторической литературе галиоты нередко смешиваются с галионами - судами испанского происхождения.

Десантный корабль – боевой корабль, предназначенные для транспортировки и высадки десанта на побережье противника при проведении военных операций. В зависимости от конструкции, десантные корабли могут обеспечить высадку десанта и выгрузку военной техники непосредственно на берег или с перегрузкой на десантно-высадочные средства.

На десантных кораблях имеются специально оборудованные помещения для десанта и военной техники. Некоторые десантные корабли имеют также палубные взлетно-посадочные площадки для вертолетов, док-камеры для приема небольших десантных катеров.

В качестве средств самообороны и огневой поддержки десанта, десантные корабли обеспечиваются ракетным, артиллерийским и реактивным вооружением. Размеры и водоизмещение десантных кораблей зависят от конструкции судна и выполняемых им задач.

КАРАВЕЛЛА

Каравелла - название особых морских судов XV и XVI веков, наиболее известных по путешествиям португальцев для открытия новых земель. Христофор Колумб с 3 такими судами предпринял первое свое путешествие. Это - легкие, круглые суда, легко маневрирующие при помощи парусов.

Как предполагают, каравеллы Колумба имели около 20 м в длину. От 1583 г. сохранились рисунки дьеппского моряка Жака Дево (Devault), дающие некоторое понятие о внешнем виде каравелл. Они имели угловатую корму, башенки на носу и на корме, высокий борт, бушприт и 4 прямых мачты: фок, грот и две бизани. Три задних мачты были с латинскими парусами; на передней были 2 реи. Упоминаемые в XIII и XIV вв. каравеллы, вероятно, были меньше судов Васко да Гамы и Колумба.

Корветы - суда с одной открытой батареей, о 20-30 орудиях. Парусность фрегатская; иногда на бизань-мачте отсутствовали прямые паруса (легкое корветское вооружение). Последний вид корвета, при более слабой артиллерии, носил название шлюпа.

В XVII столетии корвет имел одну мачту и бушприт и мог ходить под парусами и под веслами. Уже тогда Корвет сопровождали эскадры и служили разведчиками или посыльными судами. В начале XVIII столетия корветы преобразовались: на них стали ставить 2 мачты с прямыми нижними парусами и марселями, a на бушприте блинд.

В середине XVIII столетия размеры корвета еще увеличились, и он стал похожим на фрегат, с тою лишь разницей, что все у него было меньшого размера. Вооружение корвета с открытою батареей доходило до 20-32 opудий. Kорвет же с закрытой батареей имели 14-24 орудий. С введением в военных флотах паровых двигателей стали строить деревянные колесные корветы.

Парусные корвет в 1845-55 годы стали перестраивать в паровые винтовые. Но колёса их, не рассчитанные на вредное действие машины, оказались слишком слабыми, поэтому, a также вследствие перехода к паровым двигателям большой мощности. В таком виде корветы дожили до начала последнего 10-летия XIX столетия, при чем водоизмещение их дошло до 2-3 тонн, a скорость до 13-14 узлов.

Крейсер - общее название судов, большей частью быстроходных, способных долгое время пробыть на море, вооруженных легкой артиллерией (большей частью скорострельной) и сравнительно слабозащищенных. Под таким названием существуют суда самых разнообразных видов и размеров (водоизмещение от 300 тонн до 14000 тонн).

Назначение крейсера - охранять отечественную морскую торговлю, вредить неприятельской торговле, служить сторожевыми, рассыльными судами, разведчиками и т. д. О специальных крейсерах минных. В прежнее время назначение крейсера выполнялось отчасти фрегатами, затем корветами, бригами, шхунами. К концу XIX в России были крейсера двух разрядов (рангов) – броненосные и бронепалубные. Крейсеров I ранга в балтийском флоте было 12, в черноморском - 1.

Главное оружие современного крейсера — нарезная артиллерия и ракетные комплексы. Также корабли могут быть вооружены зенитной артиллерией, торпедами и минами. На вооружении большинства современных кораблей имеются 1-2 лёгких самолёта. Взлёт самолётов осуществляется при помощи специальных устройств — катапульт, или 1-2 вертолёта, которые используются для разведки и корректирования огня.

Размеры современного крейсера: длина до 200-220 м, ширина 20 — 23 м, осадка до 8 м. Водоизмещение лёгких крейсеров 7-9 тыс. т, тяжёлых до 20-30 тыс. т. Экипаж от 600 до 1300 человек, скорость хода 55-65 км/ч.

Ладья - морское и речное судно, употреблявшееся в начале эры варягами и древними славянами для военных походов, позднее перешло в разряд торговых грузовых судов. Считается, что проект конструкции ладьи принадлежит викингам, которые были знатными мореплавателями.

То, что на этих довольно скромных по своей конструкции кораблях варяги достигали берегов Европы, известно давно, а по последним данным некоторые ладьи добирались даже до берегов Гренландии и Северной Америки. Ладьи были универсальными судами: на них ходили и по океану, и по морю, по реке.

Поначалу ладьи изготавливали из выдолбленных крупных стволов дуба или липы, а борта наращивали при помощи досок. Такие ладьи назывались «набойными». В последствии уже всё судно строилось из отдельных досок. Длина ладьи достигала 20 метров, ширина – 5 метров. Обычно ладья имела лишь одну мачту с прямым парусом. В зависимости от конструкции и величины имелось несколько пар весёл. В те времена, когда ладья использовалась как военное судно, для защиты гребцов по бортам закреплялись щиты.

Обычная ладья могла принять на борт до 60 человек. Ладью часто использовали и на Руси. На ладьях варяги-дружинники совершали военные походы. Сравнительно небольшие размеры и масса ладьи позволяли экипажу волоком перетаскивать её через небольшие перешейки.

Лайнерами (от английского line – линия) называется категория транспортных судов, в которую включается большинство лучших кораблей, действующих на определенных линиях. Рейсы между портами по маршрутам совершаются обычно через регулярные интервалы времени.

Лайнеры являются самым емким современным транспортным средством. Они способны принять на борт несколько тысяч пассажиров. Обычно маршруты океанских лайнеров стремятся пролагать по дугам большого круга земного шара, которые проходят через точки отправления и прибытия. На данный момент в мире существует более 200 океанических лайнеров.

Лайнеры поражают своими размерами. В этих «плавучих городах» помимо кают для пассажиров находится место бассейнам, ресторанам, магазинам, спортивным комплексам и т.п. Самый большой современный лайнер («Свобода морей») может принять на борт 4375 пассажиров и имеет водоизмещение 160 тысяч тонн. Длина лайнера 339 м, ширина 56 м, скорость 21,6 узлов (около 40 км/ч).

Ледоколом называется судно, благодаря своей конструкции способное свободно продвигаться во льдах.

Первый ледоколом России стал «Саратов», построенный в 1896 году английской фирмой Армстронг для обеспечения действия переправы через Волгу у Саратова. Этой же фирмой были построены ещё несколько ледоколов для России: «Байкал» (1900) и «Ангара» (1903), «Ермак» (1898), «Святогор» (1917).

С 1921 по 1941 год в Ленинграде было построено 8 ледоколов, в период 1956-1958 завод строит 10 речных ледоколов. В 1959 году в СССР был построен первый атомный ледокол «Ленин», в 1974 году были завершены ходовые испытания второго атомного ледокола - «Арктика».

Корпус ледокола обычно делается «бочкообразным», а в районе ватерлинии корпус имеет повышенную прочность. Нос судна позволяет ему ломать расположенный впереди лёд своим весом. С другой стороны, такая конструкция не слишком хорошо подходит для плавания в свободной воде: на волне ледокол существенно покачивает. Современные ледоколы строятся обычно с тремя гребными винтами.

Ледоколы применяются для доставки грузов в труднодоступные районы Арктики и Антарктики, эвакуации и доставки экспедиций на научные станции, а также для прокладки судоходного пути судам, следующим за ледоколом.

Линейный корабль (линкор) - военное судно XVII-XIX веков, предназначенное для боя в линии, т. е. в строю. Так как судьба войны на море решалась обыкновенно эскадренными сражениями, то линкор был главным типом военного корабля.

Тип линкора определяется состоянием техники кораблестроения, типом того оружия, которое наиболее применимо и действительно в эскадренном бою, и тем строем, который является удобнейшим для применения этого оружия. Во все времена существования военного флота было одно общее стремление - увеличить размеры (водоизмещение) линейных кораблей. Это стремление вполне естественно, так как прогресс всякого типа корабля неизменно связан с увеличением его водоизмещения, и всякое качество достигается тем экономичнее, чем корабль больше.

Однако это стремление постоянно ограничивалось, с одной стороны, несовершенством техники кораблестроения, не дававшей возможности снабдить корабль больше известных размеров достаточными укреплениями, с другой - несовершенством движителя, из-за чего большой корабль являлся неудобоуправляемым, неповоротливым и тяжелым на ходу, и с третьей - особыми условиями морской войны, которые вызывались условиями кораблевождения.

В начале прошлого века появились паровые линкоры, которые называли также дредноутами. Водоизмещение линкоров, употреблявшихся в боевых действиях во время Второй мировой войны составляло 20-64 тонн, а скорость хода 20-35 узлов. Численность экипажа линкора составляла 1500-2800 человек. После окончания Второй мировой практически все уцелевшие линкоры были сданы на слом.

Люгер - небольшое палубное парусное судно длиной 20-23 м, с косыми рейковыми парусами на трех мачтах, с топселями на фок — и грот-мачте и кливером на вдвижном бушприте. Во время парусного флота люгеры имелись в числе военных судов, вооруженные 6-10 орудиями малого калибра, причем употреблялись для рассылок в портах.

Люгерная оснастка принята для шлюпок военного флота как наиболее простая и легко разбирающаяся в случае надобности. Для большей поворотливости передней мачты люгеры имели легко брасопящиеся реи, a бизань-мачта с косым парусом ставилась на самой корме, около гакоборта.

Первое упоминание о подводной лодке встречается в российских источниках в 1718 г. Надо признать, что «потаенное судно» Ефима Никонова сильно отличалась даже от первых субмарин. Первая серийная лодка была создана по проекту инженера Стефана Карловича Джевецкого в конце XIX века. Эти подводные суда обладали малой скоростью, неустойчивостью движения по курсу и глубине, невозможность ориентирования в подводном положении, что не позволило им стать этим подводным лодкам боевым оружием.

Первые российские подводные лодки принимали участие уже в русско-японской войны 1904-1905 годов. В 1906 г. подводные были внесены изменения в официальную классификацию кораблей Императорского Российского флота. Дата 19 марта 1906 года считается датой рождения подводного флота России. В первой мировой войне 1914-1918 годов участвовало уже несколько десятков российских подводных лодок, 7 из них затонуло.

Первые подводные лодки имели дизельные двигатели. Современные подводные лодки имеют атомные двигатели. В настоящее время существует два основных типа подводных лодок. Многоцелевые подводные лодки предназначены для поиска и уничтожения кораблей и подводных лодок противника. Ракетные подводные лодки держатся в отдалении от основного театра военных действий. Их задача – нанесение ракетного (в том числе ядерного) удара по обозначенным стратегическим целям (военным базам, населённым пунктам).

Сейнер (от английского seine – кошельковый невод) – современное моторное рыбопромышленное, обычно однопалубное судно с надстройкой, смещенной к носовой части. На корме сейнера оборудуется место для хранения и обработки невода и поворотная площадка, откуда он вымётывается при облове. Один конец невода закрепляется на вспомогательной моторной лодке.

Для повышения манёвренности на крупных сейнерах предусмотрены активные рули, поворотные выдвижные колонки, бортовые винты. Также некоторые сейнеры могут оборудоваться установками для охлаждения и обработки рыбы. На современных сейнерах обычно устанавливают специальное поисковое оборудование для обнаружения больших скоплений рыбы.

Сейнеры распространены в странах, ведущих активный лов рыбы в море и океане: России, Японии, США и др. Длина крупных сейнеров может достигать 70 метров, а скорость 17 узлов.

Танкер (от английского tank — цистерна, бак) – судно, предназначенное для транспортировки жидких грузов, которые заливаются в специальные резервуары большого объёма. Основными материалами, перевозимыми при помощи танкеров, являются: нефть и продукты её переработки, сжиженные газы, пищевые продукты и вода, химические продукты.

Изначально жидкие вещества перевозили на грузовых судах исключительно в бочках. Лишь в конце XIX века распространился способ перевозки, подобный современному танкерному. Впервые перевозка наливом была проведена в России в 1873 на Каспийском море братьями Артемьевыми на деревянной парусной шхуне Александр. Ощутив преимущества нового способа перевозки, на подобный способ перевозки начали переходить повсеместно. Довольно быстро грузоподъемность танкеров перевалила за 1000 тонн.

Современный танкер представляет собой однопалубное самоходное судно с машинным отделением, жилыми и служебными помещениями в корме. Чтобы уменьшить вероятность разлива содержимого танкеры, как правило, делают с двойным дном. Грузовые помещения разделяются несколькими поперечными и продольными переборками.

Залив груза ведётся береговыми средствами через специальные палубные горловины, разгрузку — судовыми насосами. Некоторые виды груза нуждаются в поддержании определённой температуры, поэтому в танках расположены специальные змеевики, по которым пропускается охладитель или нагреватель.

Современные танкеры делят на несколько категорий, в зависимости от дедвейта (разности водоизмещения с полным грузом и без груза):

GP — малотоннажные танкеры (6000-16499 т)

GP — танкеры общего назначения (16500-24999 т)

MR — среднетоннажные танкеры (25000-44999 dwt)

LR1 — крупнотоннажные танкеры 1 класса (45000-79999 т)

LR2 — крупнотоннажные танкеры 2 класса (80000-159999 т)

VLCC — крупнотоннажные танкеры 3 класса (160000-320000 т)

ULCC — супертанкеры (более 320000 т).

Тендер - одномачтовое парусное судно длиной около 20 м и водоизмещением 200 тонн. Мачта не имеет уклона, а с носу выдается длинный горизонтальный бушприт, который может быть вдвигаем внутрь судна при свежем ветре. Парусность: косой грот, брифок, топсель и несколько кливеров .

В Великой Отечественной войны тендеры использовали для перевозки войск, грузов на небольшие расстояния и высадки десантов на необорудованное побережье. Эти суда имели малую осадку, грузоподъемность до 30 т и экипаж из 2-3 человек. Теперь тендер в военных флотах не употребляются.

Тральщик - судно специального назначения, которое осуществляет поиск, обнаружение и уничтожение морских мин, а также проводку кораблей через минные заграждения. По водоизмещению, мореходности и вооружению различают несколько видов тральщиков: морские (водоизмещение 660 — 1300 тонн), базовые (водоизмещение до 600 тонн), рейдовые (водоизмещение до 250 тонн) и речные (до 100 тонн) тральщики.

По принципу действия различают контактные, акустические и электромагнитные тральщики. Контактные действуют следующим образом: специальными ножами подрезают минрепы (тросы) мин, а всплывающие мины расстреливают. Акустические тральщики при помощи специальных акустических средств имитируют прохождение крупного корабля, в результате чего мины взрываются. На похожем принципе основано действие электромагнитных тральщиков, имитирующих электромагнитное излучение цели.

В настоящее время наблюдается развитие тральщиков электромагнитного типа. Процесс уничтожения включает несколько операций: поиск, обнаружение, классификацию и нейтрализацию мин. Современные противоминные корабли оснащаются гидроакустическими станциями, комплексом точной навигации и системами обработки и отображения информации.

Триера — трехгребное судно древних греков, на котором гребцы располагались в три яруса (чем и объясняется название). Гребцы размещались у обоих бортов триеры; сидевшие в первом, верхнем ярусе назывались франитами. Немного ниже сидели зевгиты, еще ниже - фаламиты.

В первом ярусе с каждой стороны сидели 31 гребец, в остальных двух - по 27. Сверху прикрытием для гребцов служили тенты, крыши из холста, брезенты. Работа происходила под командой особого начальника, у которого был помощник, так называемый триеравл (триерный флейтист), дававший, в случае надобности, сигналы трубою и исполнявший обязанности корабельного эконома.

Экипаж триеры во время греко-персидских войн состоял из 200 человек,. На корме помещалась будка - рубка капитана; перед нею сидел рулевой. Украшениями кормы на триере служили: голова лебедя, шток с флагом, изображения богов и прочее. Нос триеры представлял собою как бы остроконечный клюв и заканчивался или тремя зубцами, или фигурами головы крокодила, кабана и других животных. Якорей было 4, позднее 2; они поднимались и опускались с помощью ворота. Палубы сперва были неполные: надстилки устраивались на корме, на носу и по бортам, над сиденьями зевгитов и фаламитов.

Позднее (после греко-персидских войн) были введены корабли со сплошной палубой, под которой бывала еще нижняя палуба или пол. Посреди триеры возвышалась большая мачта с реей и четырехугольным парусом; на носу устраивалась так называемая фок-мачта. Наибольшая длина триеры составляла 36,5 м, наибольшая ширина - 4,26 м, глубина - 0,925 м; водоизмещение судна без снастей и рангоута было равно 42 тоннам, водоизмещение с экипажем и всем вооружением - 82 тонны; средняя скорость движения - 5,4

Фелука - небольшое палубное судно; прежде встречалась в военных и торговых флотах Средиземного моря и Архипелага и предпочиталась греческими пиратами за быстроходность. Военная Фелука вооружалась 6-8 небольшими пушками на верхней палубе.

Фелука также употреблялась для торговли прибрежными жителями Средиземного моря. Корма ее несколько возвышена, нос остроконечный, 3 мачты; парусностью она походит на галеру. Обычно фелука могла перевозить около десяти пассажиров и обслуживалась командой в два-три человека.

Флейт - грузовое судно в XVIII в. при военных флотах, преимущественно для перевозки военных тяжестей; имело 3 мачты и 2-12 пушек. Первый флейт был построен в 1595 году в городе Хорне (Голландия), в заливе Зсйдер-Зе.

Парусами фок — и грот-мачт были фок и грот и соответствующих марсели, а позже на больших судах и брамселей. На бизань-мачте выше обычного косого паруса располагался прямой парус крюйсель. На бушприте ставился прямоугольный парус блинд, иногда бом-блинд. На флейтах впервые появился штурвал, что облегчило перекладку руля.

Флейты начала XVII века имели длину около 40 м, ширину около 6,5 м, осадку 3 - 3,5 м, грузоподъемность 350-400 т. На них размещали 10 - 20 пушек. Экипаж состоял из 60 - 65 человек. Флейты отличались хорошими мореходными качествами, высокой скоростью, большой вместимостью и использовались, главным образом, в качестве военно-транспортных.

Парусное судно, имеющее прямые паруса на всех трех мачтах. В военном флоте фрегатом называлось судно с одной закрытой батареей, также трехмачтовое с прямыми парусами.

Название это сохранялось в России и до 90-х годов XIX столетия, после чего перешли к названиям - крейсер или броненосец, в зависимости от типа судна. Пароход-фрегат - называются фрегат, имевшие паровой колесный двигатель; таковыми были в России Камчатка и Олаф.

Во время Второй Мировой войны фрегатами называли противолодочные эскортные корабли более легкие, чем эскадренные миноносцы, но более тяжелые, чем корвет. Подобные корабли строились для несения исключительно конвойной службы. В американском флоте этот класс кораблей называли эскортными эсминцами и океанскими эскортами.

В советском и российском флоте корабли подобного типа называли противолодочными и сторожевыми в зависимости от предназначения, дальности хода и вооружения. Термин «фрегат» практически не применялся.

Шебека - длинное, узкое, остроконечное судно XVIII века для легкой военной службы и крейсирования, пришедшее на смену галерам. Имеет 3 мачты (передняя наклонена вперед). Длина шебеки составляла до 35 м.

Шебека впервые была применена в русском флоте во время Архипелажской экспедиции 1769–1774 гг. В конце XVIII в. судно вошло в состав Балтийского гребного флота и, достигнув значительных размеров, имело три мачты с косыми парусами, до 20 пар весел и от 30 до 50 пушек.

Узкий длинный корпус с развалом бортов и сильно выдвинутым форштевнем обеспечивал кораблю хорошую мореходность. Шебека по конструкции корпуса была близка к каравеллам и галерам, но превосходила их по скорости, мореходности и вооружению. В задней части корабля строилась палуба, сильно выступающая на корму. Наибольшая ширина верхней палубы составляла около трети ее длины, форма подводной части была исключительно острой.

Шлюп - трёхмачтовое военное парусное судно второй половины XVIII – начала XIX века; оснастку имело вроде корветной. Артиллерийское вооружение состояло из одной открытой батареи с пушками небольшого калибра. Шлюпами также называли деревянные суда, строившиеся на севере - в Архангельском, Кемском уездах и около Кольского полуострова.

Водоизмещение шлюпов достигало 900 тонн, вооружение 10-28 пушек. Использовались эти суда для дозорной и посыльной служб и как транспортное и экспедиционное судно. В некоторых странах шлюпами до сих пор называют тихоходные сторожевые корабли, предназначенные для охраны караванов транспортов. Длина одного из первых шлюпов, построенного в Англии, составляла 64 фута, ширина 21 фут. Осадка судна была 8 футов, а грузоподъёмность 113 тонн.

Шнява - военное судно прежнего парусного флота, несколько похожее на бриг. В XVIII веке имело бизань латинскую (с рейком вместо гафеля, продолжающимся мимо мачты вниз до палубы); вооружение артиллерийское состояло из 6-20 небольших пушек.

Шнява была одним из наиболее крупных двухмачтовых парусных судов XVI-XIX веков. Водоизмещение её составляло до 1000 тонн. На обеих мачтах шнявы располагались прямые паруса. Шнява могла иметь третью мачту, располагавшуюся непосредственно за гротмачтой с небольшим зазором. Иногда эта мачта заменялась специальным тросом, к которому кольцами присоединялась шкаторина паруса. Шнява была распространена главным образом в Англии, Швеции и Франции.

Шхуна (шкуна) - парусное судно с 2-мя или 3-мя мачтами, имеющими косые паруса. Рангоут шхуны отличался сравнительной высотой нижних мачт, к которым прикрепляются короткие стеньги. Уклон мачт на шхуне несколько больший, чем у судов с прямой парусностью.

По числу мачт и типу парусов шхуны различались следующим образом:

Шхуна обыкновенная имеет 2 или 3 мачты; на фок-мачте ставятся 1-2 прямых паруса (марсель и брамсель); на остальных мачтах - одни косые паруса.

Шхуна бермудская, или гафель-шхуна (иногда называется гоелеттой или гулетой), имеет исключительно косые паруса на всех (2-х или 3-х) мачтах.

Шхуна-бриг (бригантина) имеет фок-мачту, оснащенную как у брига, т. е. с короткой нижней мачтой и полной прямой парусностью; грот-мачта имеет косую парусность, как у шхуны обыкновенной.

Шхуна-барк (баркентина) имеет фок-мачту такую же, как у шхуны-брига, и 2 задних мачты с шхунской парусностью.

В России термин шхуна был очень распространен на Каспийском море, где так называли морские грузовые пароходы, заменившие прежние парусные шхуны в перевозке грузов.

Миноносцы появились впервые в 1863 г., во время междоусобной войны в соединённых штатах. Прототипом миноносцев является обыкновенный паровой катер, снабженный шестовой миной. В 70-х годах прошлого столетия, когда боевые суда были вооружены крупными, но малочисленными и медленно стреляющими орудиями с плохой меткостью, развитие миноносцев пошло особенно быстро и успешно.

Первые русские миноносцы имели водоизмещение около 75 тонн и скорость хода, не превышавшую 16 узлов; попытки увеличить скорость были тщетны благодаря, главным образом, громоздким огнетрубным котлам и несовершенству судостроения. С усовершенствованием последнего, при значительном улучшении и облегчении механизмов, явилась возможность придавать миноносцу и большие скорости. Как и в других типах военных кораблей, эволюция миноносцев шла неизменно в сторону его увеличения.

В этой эволюции можно отметить след. главнейшие этапы. Подъемные минные катера были впервые применены во время Typецкой войны 1877 г. на пароходе Вел. Князь Константин, по мысли его командира, С. О. Макарова. Прибрежные миноносцы - мелкие паровые суда в 15-40 тонн водоизмещением - появились тогда же; благодаря дешевизне, они могли быть построены в большом количестве. Главное их назначение было участвовать в защите рейдов, устьев рек и шхерных фарватеров. Мореходные миноносцы выработались благодаря стремлению достигнуть большей самостоятельности плавания и возможности делать большие переходы.

Бронированные миноносцы появились в итальянском флоте в конце XIX столетия, но были вскоре оставлены, так как на броню в них мог быть уделен лишь незначительный процент водоизмещения, a при этом условии броня не защищала корабль. Минный крейсер должен был обеспечивать осуществление минных операций при бурной погоде. Это был переходный тип к миноносцам крупного водоизмещения, в 1000 тонн и более.

После первой мировой войны миноносцы были заменены на более совершенный тип кораблей – эскадренные миноносцы или эсминцы. Основное назначение эсминцев: ведение разведки, оборона линейных кораблей и крейсеров, торпедные атак против крупных кораблей. Водоизмещение эсминцев составляло 1-1,5 тыс. т, скорость хода 35-36 узлов. Во время Второй мировой войны эсминцы использовались для защиты соединений крупных кораблей и конвоев транспортов от нападения лёгких лёгких кораблей, самолётов, подводных лодок. Современные эсминцы имеют водоизмещение до 6000 т, скорость хода около 34 узлов.

Ял (от голландского jol) – небольшая, короткая и широкая гребно-парусная судовая шлюпка с транцевой кормой . В зависимости от числа вёсел, которых может быть 2 до 8, ялы называют «двойками», «четверками», «шестёрками» и «восьмёрками» и т. д.

Конструкция яла складывалась с конца XVI в. В то время это было малое парусно-гребное судно для сообщения между кораблями и берегом, для спасательных нужд, для небольших погрузочных и буксировочных работ. Подобного типа был знаменитый бот «Фортуна» Петра I.. Окончательно образ яла сложился в XIX веке.

Парусное вооружение ялов одномачтовое, рейковое. Ялы-двойки парусного вооружения не имеют. На судах различного типа ялы применяют для работ и учебных целей. Ялы также используются в гребном спорте.

Яхта (от голландского jagen — гнать, преследовать) , парусное, моторное или парусно-моторное судно водоизмещением до 3000 т, использующееся для спорт, или туристских целей. Прогулки на воде составляли уже издавна развлечение народов, у которых процветало мореходство. Правители и богатые люди Рима строили себе большие галеры, с роскошной отделкой, для увеселительных поездок. Во времена могущества Венецианской республики водяной спорт был в очень большом ходу; тут же упоминаются в истории первые состязания в скорости хода увеселительных судов (гонки, так называемая regatta), с присуждением призов скорейшему из судов.

Яхты можно разделить на 3 категории: парусные, с двигателями и гребные гоночные суда. Морские парусные яхты первоначально представляли собой небольшие мореходные суда, с косым парусным вооружением, как позволяющим управляться небольшим количеством экипажа. С течением времени образование корпуса этих яхт стали изменять: с одной стороны обводы судна делались острее для уменьшения сопротивления воды; с другой стороны мидель шпангоут стали делать полнее у ватерлинии и острее у киля, для большей остойчивости и возможности нести большую парусность; для этих же целей стали делать постоянный балласт, а впоследствии устраивали кили из чугуна или свинца.

В конце XIX и начале XX вв. американская и английская системы сошлись между собою, образовав новый тип яхт, с так называемым бульбовым килем: этот тип имеет корпус снизу яйцевидный, но с заостренным концом; киль представляет собою лист железа с свинцовым балластом по нижней его кромке в виде сигары. Руль делается висячим, железным, иногда балансирным. В этом типе имеется и наибольшая остойчивость, наименьшее сопротивление поворотам, вместе с достаточной остротой для скорости хода. Крепость рангоута и такелажа рассчитывается таким образом, чтобы при шквале сломался рангоут, но яхта не перевернулась бы. Парусность, при большой остойчивости, допускается, конечно, огромная, причем для легкости, паруса часто изготовляются из шелковой парусины.

В настоящее время существует несколько типов яхт. Практически все они помимо парусного вооружения имеют двигатели. Лишь в некоторых типах спортивных яхт они отсутствуют.

АЙВАЗОВСКАЙ Иван Константинович (1817-1900)
«Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями». 1892 г.
Холст, масло. 221 х 339 см.
Национальная картинная галерея им. И.К. Айвазовского, Феодосия.
«Бриг "Меркурий" после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой». 1848 г.
Холст, масло. 123 x 190 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«Бриг "Меркурий" лунной ночью». 1874 г.
Дерево, масло. 15 x 21 см.
Частное собрание.




Один из ярчайших эпизодов русско-турецкой войны 1828-1829 годов, демонстрирующий силу духа, отвагу и мастерство русских моряков. Каждому, кто узнавал об этой победе, с трудом верилось, что небольшой бриг способен одержать победу в бою с двумя линейными кораблями противника.

Военный бриг «Меркурий» был заложен на Севастопольской верфи 28 января (9 февраля) 1819 года и спущен на воду 7 (19) мая 1820 года. В отличие от других бригов русского флота, он имел малую осадку и был оснащён 14 веслами (гребли большими вёслами стоя). Также бриг «Меркурий» стал одним из первых русских бригов, при постройке которого применялась система набора по методу Сепингса - с диагональными креплениями, что существенно повышало прочность корпуса. На носу брига находилась фигура бога Меркурия. Строительство велось под руководством корабельного мастера Ивана Яковлевича ОСМИНИНА (?-1838).

Бриг был вооружён восемнадцатью 24-х фунтовыми карронадами для ближнего боя, установленными на верхней палубе, и двумя переносными трёхфунтовыми пушкам для дальнего боя. Последние можно было использовать как кормовые орудия, так и носовые.

Командиру брига капитан-лейтенанту Александру Ивановичу КАЗАРСКОМУ (1797-1833) удалось организовать сплочённую команду из людей разных по убеждениям, положению, происхождению и темпераменту. Так, флота лейтенант Фёдор НОВОСИЛЬСКИЙ происходил из аристократической среды, был либералом, но при этом - очень требовательным офицером. Флота лейтенант Сергей СКАРЯТИН был потомственным моряком и старался воспитать в подчинённых умелость, расторопность и исполнительность. Мичман Дмитрий ПРИТУПОВ происходил из барской семьи и имел соответствующее воспитание. Он специально выписал себе из деревни крепостного, плававшего с ним в качестве денщика, поскольку иметь казённого денщика мичману не полагалось. Поручик корпуса штурманов Иван ПРОКОФЬЕВ вышел из народа, поэтому нижние чины считали его своим покровителем. Ивану Петровичу удалось получить образование и звание офицера лишь благодаря упорству и таланту.

14 (26) мая 1829 года бриг под командованием капитан-лейтенанта Александра КАЗАРСКОГО одержал победу в неравном бою с двумя турецкими линейными кораблями - 110-пушечным «Селимие» и 74-пушечным «Реал-беем», чем увековечил своё имя и был награждён кормовым Георгиевским флагом. Слова Казарского: «Что вы, ребята? Ничего, пускай пугают - они везут нам Георгия…»

Во время патрулирования турецкого пролива Босфор в Чёрном море из-за слабого ветра «Меркурий» не смог уйти от погони и был настигнут двумя самыми крупными и быстроходными кораблями в турецкой эскадре. На одном из кораблей находился адмирал (капудан-паша) флота Османской империи. Российский бриг был вынужден вступить в бой, имея на борту 20 орудий против 184 орудий противника.

Решение вступить в бой было принято на офицерском совете и было поддержано матросами брига. По традиции сначала высказался самый младший по званию - поручик Корпуса флотских штурманов И.П. ПРОКОФЬЕВ: «Боя не избежать, и бриг не должен достаться врагу не при каких обстоятельствах». После военного совета командир обратился к команде с речью, призывая не посрамить свою честь и честь Андреевского флага. Команда единогласно предпочла смерть капитуляции и плену. Было принято решение, что последний из оставшихся в живых взорвёт судно. Для этого положили заряженный пистолет перед входом в пороховой склад.

«Меркурий» был крепок, но тяжеловат на ходу; прекрасно держал высокую волну, зато в штиль совершенно грузнел. Спасти его могли только искусство манёвра и меткость канониров. Во время противостояния, продолжавшегося два часа, «Меркурию» удалось своим огнём повредить мачты «Реал-бея» и «Селимие», турецкие суда один за другим потеряли ход, возможность маневрировать и вести бой. «Меркурий» получил очень тяжёлые повреждения (22 пробоины в корпусе, 133 в парусах, 16 повреждений в рангоуте, 148 в такелаже), но при этом потерял всего 4 человека из экипажа. Потери с турецкой стороны неизвестны. Во время боя на борту «Реал-бея» находился пленённый капитан 2 ранга СТРОЙНИКОВ, который без боя несколькими днями ранее сдал свой корабль - фрегат «Рафаил».

Бриг благополучно вернулся в Севастополь. «Меркурий» прослужил на Чёрном море до 9 ноября 1857 года, когда поступило распоряжение «о разборке его по совершенной ветхости». Однако имя его было приказано сохранить в русском флоте с передачей соответствующему кораблю кормового Георгиевского флага. Три корабля Черноморского флота поочередно носили название «Память Меркурия»: в 1865 г. - корвет, а в 1883 и 1907 - крейсера. Ходили под Андреевским флагом балтийский бриг «Казарский» и одноименный черноморский минный крейсер.

АЙВАЗОВСКИЙ знал о морских сражениях не понаслышке - он принимал непосредственное участие в военных операциях на Чёрном море у берегов Кавказа в 1839 году. Исключительная храбрость и мужество русских моряков всегда привлекали художника. Отсюда - яркость образов и выраженный патриотический пафос его произведений.

Полотно очень лаконично по своему композиционному решению. Художник расположил корабли по диагонали полотна, что даёт возможность целиком охватить взглядом поле сражения.

Бриг зажат между двумя турецкими кораблями, и корабли идут курсом фордевинд, что является несомненным плюсом для линейных кораблей с их преимущественно прямыми парусами. Такой расклад вряд ли оставляет «Меркурию» какие-либо шансы на выживание, поэтому, согласно ряду мнений, не может быть исторически достоверным. Однако, возможно, что такое положение было выбрано художником для придания трагизма ситуации, для акцента именно на безнадёжности положения брига. На картинах других художников эти же корабли изображены идущими в бакштаг, что даёт бригу с бо́льшим процентом косых парусов выигрыш в манёвренности.

Колористическое решение картины отличается сдержанностью. Сине-голубые оттенки моря великолепно гармонируют с серебристо-серыми тонами, которые использованы для написания облаков. Красиво выделяются на этом фоне жемчужные паруса боевых кораблей. Включения красного цвета (изображение полумесяцев на турецких флагах) оживляют картину, имеющую достаточно холодный колорит.

ТКАЧЕНКО Михаил Степанович (1860-1916) «Бой брига "Меркурий" с турецкими кораблями 14 мая 1829 года». 1907 г.
Холст, масло. 120 x 174 см.
Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.

КОЖИН Семён Леонидович (р. 1979) «Бой брига "Меркурий" с двумя турецкими кораблями». 2004 г.
Холст, масло. 40 х 50 см.
Собрание автора.

20-пушечный бриг "Меркурий" заложили в Севастополе 28 января (9 февраля) 1819 года. Его построили из крымского дуба и спустили на воду 7(19) мая 1820 года. Корабельный мастер полковник И. Я. Осминин задумал "Меркурий" как специальный корабль для охраны Кавказского побережья и несения дозорной службы. В отличие от других бригов русского флота, он имел малую осадку и был оснащен веслами. Малая осадка "Меркурия" обусловливала меньшую, чем у других бригов, глубину интрюма и ухудшал его ходовые качества.
В конце русско-турецкой войны 1828-1829 г.г. три русских корабля: 44-пушечный фрегат "Штандарт" (командир капитан- лейтенант П. Я. Сахновский), 20-пушечный бриг "Орфей" (командир капитан-лейтенант Е. И. Колтовский), и 20-пушечный бриг "Меркурий" (командир капитан-лейтенант А. И. Казарский получили приказ крейсеровать у выхода из пролива Босфор. Общее командование отрядом было возложено на капитан-лейтенанта Сахновского. 12(24) мая 1829 года корабли снялись с якоря и взяли курс к Босфору.
На рассвете 14(26) мая, в 13 милях от пролива, отряд заметил турецкую эскадру, в числе 14 судов шедшую от берегов Анатолии. Сахновскому очень хотелось поближе разглядеть противника, чтобы определить, с какими силами на этот раз вышел капудан-паша. На фалах "Штандарта" затрепетал сигнал: "Меркурию" - лечь в дрейф". Сахновский берег самый тихоходный корабль своего отряда. Сосчитав турецкие вымпелы, "Штандарт" и "Орфей" повернули назад. Неприятельская эскадра устремилась в погоню за русскими кораблями. Увидев возвращающихся разведчиков, Казарский самостоятельно приказал сниматься с дрейфа и поднимать паруса. Очень скоро быстроходный "Штандарт" поравнялся с "Меркурием". На его мачте взвился новый сигнал: "Избрать каждому курс, каким судно имеет преимущественный ход". Казарский избрал NNW, "Штандарт" и "Орфей", взяв курс NW, резко вырвались вперед и быстро превратились в два пушистых облачка на горизонте. А за кормой "Меркурия", который нес все возможные паруса, неумолимо вырастал лес мачт турецких кораблей. Ветер был WSW; неприятель шел строго на север. Лучшие турецкие ходоки - 110-пушечный "Селимие" под флагом капудан-саши и 74-пушечный "Реал-бей" под флагом младшего флагмана - постепенно настигали "Меркурий". Вся остальная турецкая эскадра легла в дрейф, ожидая, когда адмиралы захватят, либо утопят строптивый русский бриг. Шансы на спасение у "Меркурия" были ничтожны (184 пушки против 20, даже не принимая во внимание калибры орудий), почти не оставляли надежды на благополучный исход боя, в неизбежности которого уже никто не сомневался.
Около двух часов дня ветер стих, и ход преследующих кораблей уменьшился. Пользуясь этим обстоятельством, Казарский, используя весла брига, хотел увеличить расстояние, отделявшее его от противника, но не прошло и получаса, как ветер снова посвежел и турецкие корабли начали сокращать дистанцию. В исходе третьего часа дня турки открыли огонь из погонных пушек.
После первых же турецких выстрелов на бриге состоялся военный совет. По давней воинской традиции первым имел привелегию высказать свое мнение младший по чину. "Нам не уйти от неприятеля, - сказал поручик Корпуса флотских штурманов И. П. Прокофьев - Будем драться. Русский бриг не должен достаться врагу. Последний из оставшихся в живых взорвет его на воздух". Командир брига "Меркурий" 28-летний капитан-лейтенант Александр Иванович Казарский за бои под Варной, в 1828 году, награжденный золотой саблей и считавшийся одним из храбрейших офицеров Черноморского флота, в своем донесении адмиралу А. С. Грейгу писал: "...Мы единодушно решили драться до последней крайности, и если будет сбит рангоут или в трюме вода прибудет до невозможности откачиваться, то, свалившись с каким-нибудь кораблем, тот, кто еще в живых из офицеров, выстрелом из пистолета должен зажечь крюйт-камеру". Закончив офицерский совет, командир брига обратился к матросам и канонирам с призывом не посрамить чести Андреевского флага. Все единогласно объявили, что будут до конца верны своему долгу и присяге. Перед турками был противник, предпочитавший смерть капитуляции и бой спуску флага.
Прекратив действия веслами, команда быстро изготовила бриг к бою: заняли свои места у орудий канониры; заступил на пост у флаг-фала часовой с категорическим приказом Казарского стрелять в любого, кто попытается спустить флаг; висевший за кормой ял был сброшен в море и из двух 3-фунтовых пушек, перетащенных в ретирадные порты, открыт ответный огонь по неприятелю.
Казарский прекрасно знал слабые и сильные стороны своего брига. Несмотря на девятилетний возраст (не преклонный, но почтенный) "Меркурий" был крепок, правда тяжеловат на ходу. Прекрасно держал высокую волну, зато в штиль совершенно грузнел. Спасти его могли только искусство маневра и меткость канониров.
Настоящий бой начался, когда "Селимие" попытался обойти бриг справа и дал залп своим левым бортом, от которого Казарскому удалось удачно уклониться. Далее.в течение получаса "Меркурий", используя весла и искусстно маневрируя, заставлял противника действовать только погонными орудиями. Но потом был поставлен между обоими кораблями.
Густой рой ядер, книпелей и брандскугелей полетел в "Меркурий". На требования "сдаваться и убирать паруса" Казарский отвечал залпами карронад и дружным ружейным огнем. Такелаж и рангоут - вот "ахиллесова" пята даже таких гигантов как эти многопушечные великаны. Наконец, метко пущенные 24-фунтовые ядра "Меркурия" перебили ватер-штаг и повредили грот-брам-стеньгу "Селимие", что совершенно нарушило гротовый рангоут корабля и заставило его лечь в дрейф. Но перед этим он послал в бриг прощальный залп со всего борта. "Реалбей" настойчиво продолжал бой. В течение часа, меняя галсы, он бил бриг жестокими продольными залпами. "Меркурии" упорно отбивался, пока еще один удачный выстрел не перебил левый нок фюр-марса-рея турецкого корабля, который, падая, увлек за собой лисели. Эти повреждения лишили "Реал-бей" возможности продолжать преследование и в половине шестого он прекратил бой.

Поскольку артиллерийская канонада, доносившаяся с юга, смолкла, "Штандарт" и "Орфей", посчитав "Меркурий" погибшим, приcпустили, в знак траура по нему свои флаги.
Пока израненный бриг приближался к Сизополю (Созопол, Болгария), где базировались основные силы Черноморского флота, контуженный, с перевязанной головой А. И. Казарский подсчитывал потери: четверо убитых, шесть раненых, 22 пробоины в корпусе, 133 - в парусах, 16 повреждений в рангоуте, 148 - в такелаже, разбиты все гребные суда.
На следующий день, 15 мая "Меркурий" присоединился к флоту, который, извещенный "Штандартом" в 14 часов 30 минут вышел в море в полнсм составе.
Подвиг брига получил высокую оценку противника. После боя один из штурманов турецкого корабля "Реал-бей" отметил: "Если в великих деяниях древних и наших времен находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все прочие затмить, и имя героя достойно быть начертано золотыми буквами в храме славы: капитан был сей Казарский, а имя брига "Меркурий".
Экипаж "Меркурия", вписавший новую страницу в книгу русской морской славы, был щедро награжден и обласкан. А. И. Казарский и И. П. Прокофьев получили по Георгию IV степени, остальные офицеры - ордена Владимира IV степени с бантом, все матросы - знаки отличия военного ордена. Офицеров произвели в следующие чины, а Казарский еще получил и звание флигель-адъютанта. Всем офицерам и матросам была назначена пожизненная пенсия в размере двойного жалования. В офицерские гербы Департамент Геральдии Сената внес изображение тульского пистолета, того самого, что лежал на шпиле брига перед люком крюйт-камеры, а матросские штрафы были исключены из формулярских списков. Бриг получил вторым из русских судов памятный Георгиевский флаг и вымлпел.
"Меркурий" прослужил на Черном море до 9 ноября 1857 года, когда поступило распоряжение "о разборке его по совершенной ветхости". Однако, имя его было приказано сохранить в русском флоте с передачей соответствующему кораблю кормового Георгиевского флага. Три корабля Черноморского флота поочередно носили название "Память Меркурия": в 1865 г - корвет, а в 1883 и 1907 - крейсера. Ходили под Андреевским флагом балтийский бриг "Казарский" и одноименный черноморский минный крейсер.
В 1834 году в Севастополе по инициативе Командующего Черноморской эскадрой М.П. Лазарева, на средства собранные моряками, установили памятник, созданный по проекту архитектора А. П. Брюллова. Высокий постамент, на котором выбита надпись: "Казарскому. Потомству в пример", венчает бронзовая триера.
Основные характеристики
Длина по палубе 30,9 м (101"4")
Длина по ватерлинии 23,6 м (77"6")
Ширина с обшивкой 9,7 м (31"10")
Углубление форштевнем 2,74 м (9"0")
Углубление ахтерштевнем 3,96 м (13"0")
Глубина интрюма 2,94 м (9"8")
Водоизмещение 390 т
Артиллерийское вооружение:

24 - фунтовые карронады 18 шт
3 - фунтовые пушки 2 шт
Экипаж 110 чел.