Где петр 1 работал на верфях. Пётр I в Голландии

Дружеские связи и теплые отношения между Россией и Голландией возникли еще при отце Петра Ⅰ, Алексее Михайловиче. Во время правления Петра Ⅰ на русский язык было переведено множество трудов голландских ученых и сам русский государь приезжал в Амстердам, чтобы учиться и перенимать опыт.

Петр Ⅰ и Великое посольство

В 1697-1698 годах было организовано Великое посольство, то есть дипломатическая миссия России в страны Западной Европы, в которой участвовал и урядник Преображенского полка Петр Михайлов. Чтобы упростить дипломатические условности, под этим именем в Европу отправился сам Петр Ⅰ.

Объехав несколько стран, осенью 1697 года Великое посольство прибыло в Голландию. Некоторое время государь жил в Заандаме, а затем перехал в Амстердам, где инкогнито устроился работать на верфи Ост-Индской компании.

Вместе с простыми плотниками Петр Михайлов обучался искусству кораблестроения. При его участии на верфи был заложен и построен новый корабль - фрегат «Пётр и Павел», успешно спущенный на воду 16 ноября. В честь этого события был проведен показательный морской бой.

Увидеть историческое место, где трудился русский царь, Вы сможете, если выйдете на улицу Hoogtekadijk (Хогт-Кадайк) и у дома №119 свернете направо на улицу Overhaalsgang (Овер Халсганг). Перед Вами окажется три искусственных острова Oostelijke Eilanden (Остерлейк Эйланден, Восточные острова), созданные в 1658 году. Их насыпали в период роста Голландской Ост-Индской компании, которой потребовалось расширить свои судостроительные верфи, на которых в 1657-1658 годах вместе с голландскими плотниками работал русский правитель. Памятную доску о том, что русский царь Петр работал здесь находится на канале Oostenburgergracht [показать на карте ].

Во время дипломатической миссии российские послы не сумели добиться политических выгод для России да и денег на создание собственного флота они не получили. Вместе с тем, изучив голландский опыт судостроения, Петр Ⅰ стал иметь четкие представления о будущем российского флота.

Именно поездка в Голландию в составе Великого посольства имела судьбоносное значение для государя и для всей Российской империи. Именно тогда царь полюбил Голландию, которая в то время была сильной морской державой и стала первой буржуазной республикой.

Петр Ⅰ - пребывание в Амстердаме в 1716 году

Надо отметить, что голландские купцы и ремесленники еще при Алексее Михайловиче были частыми гостями в России. Именно у голландцев учился русский государь морскому делу.

Купец из Голландии Христоффел Брантс в молодости жил в России, где и подружился с русским царем. Когда же Петр в декабре 1716 года инкогнито отправился в турне по Европе, он без предупреждения заехал к своему старому приятелю.

Вспоминая прошлое, царь выпил столько, что заснул прямо на жестком полу в спальне.

Дом, располагающийся ныне на Херенграхт 527, построен в стиле одного из самых ярких периодов в истории Франции, в так называемом золотом стиле Людовика XVI.

Перед отъездом правителю пришлось заплатить кучу денег за ремонт здания, а также за реставрацию картин, испорченных во время его пьяных дебошей.

Выше приведено описание мест, связанных с пребыванием Петра I в Нидерландах так как оно излагается в путеводителях. Однако мои личные исследования во время поездки в Амстердам говорят, что все не так просто. На местности пришлось проводить практически детективное расследование. Во-первых выяснилось, что из трех упомянутых здесь зданий только на одном - бывшем Адмиралтействе есть почетная доска. На домах Herengracht 527 и Keizersgracht 317 вообще ничто не напоминает о Петре I. Сайт русского посольства в Нидерландах ничего не упоминает про существование посольства России в Амстердаме. История начинается со здания в Гааге.

Путеводитель The National Geographic Traveller говорит "Первое здание, дом № 527, в стиле Людовика XVI, с прекрасными ионическими колоннами с каннелюрами, украшает фронтон с имперским орлом. Это бывшее российское посольство, где царь Петр Великий жил во время своего пребывания в Амстердаме."

Однако Людовик XVI родился только в 1754 году, так что это здание никак не могло быть построено в его стиле, а орел изображенный на фронтоне имеет одну главу, что как-бы для герба России не характерно. Ну и в завершении стоит упомянуть, что вся поездка Петра и называлась "Великое посольство", поэтому никакого посольства в Амстердаме тогда существовать не могло. Более точно говорит путеводитель Афиши, который упоминает про "дом российского посланника", расположенный по этому же адресу.

В связи с этим можно предположить что реальная история выглядела несколько иначе. Петр I вспомнив, что в Амстердаме проживает его старый друг Христоффел Брантс наведался к нему в гости. Как обычно бывает у русских, визит перерос в многодневную пьянку с дебошами и уничтожением попавшейся под руку посуды, картин, мебели. Христоффел понял, что надо это как-то прекращать и вежливо спровадить царя. Но сделать это крайне деликатно. Для этого и собрался городской совет, который естественно направил царя в дом российского посланника, где тот продолжил веселье.

Поэтому стоит писать как-то так: "по адресу Herengracht 527 находился дом российского посланника, где царь провел несколько дней". Также можно понять голландцев, которые отметили интерес Петра Великого к судостроению почетной доской на адмиралтействе, а другие дома решили никак не отмечать.

Следует отметить, что во времена Петра Ⅰ в Россию приехало 700 человек, это были военные и судостроители, архитекторы и ремесленники, врачи и даже садовники. Петр Ⅰ и сам освоил не только профессию плотника, но обучился живописи и зубоврачебному делу, после чего он благополучно удалил десятки зубов, правда не всегда больных. Он научился вскрывать и бальзамировать трупы, а в результате общения с профессором Рюйшем в Петербурге была открыта Кунсткамера.

На утро Петр отправился прямиком в Остенбург на верфь Ост-Индской компании. Его сопровождали десять русских волонтеров, в том числе и Меншиков, а остальных волонтеров Петр разослал по всему порту, учиться парусному и канатному ремеслу, выделке мачт, такелажному делу и кораблевождению. Сам Петр записался в плотники к корабельному мастеру Герриту Клаасу Поолю.
Голландцы, желая наглядно показать царю, что предстоит делать, собрали и разложили для обозрения все части корабля, прежде чем приступить к закладке киля. Затем, по мере того, как эти части одна за другой становились на место, судно быстро росло, как огромная модель из современного детского конструктора. Стофутовый фрегат получил имя «Апостолы Петр и Павел», и Петр с воодушевлением трудился на каждом этапе его сборки.
Он явился на верфь с рассветом, неся на плечах топор и инструменты, как и все остальные рабочие. Он не допускал никаких различий между ними и собой и строго-настрого запретил, чтобы его в глаза или за глаза величали каким-нибудь титулом. В часы послеполуденного отдыха он любил присесть на бревнышко и поговорить с моряками или корабельщиками - с любым, кто называл его «плотник Питер» или «баас (мастер) Питер».
Тех же, кто обращался к нему со словами «ваше величество» или «сир», он попросту не замечал или даже отворачивался и смотрел в другую сторону. Когда двое английских вельмож пришли своими глазами взглянуть на русского царя, который работает простым плотником, мастер, чтобы указать им, кто тут царь, крикнул: «Плотник Питер, ты почему не помогаешь своим товарищам?» - и Петр, не говоря ни слова, подошел, подставил плечо под бревно, которое несколько рабочих не могли поднять, и помог водрузить его на место. Петр очень радовался дому, который ему предоставили. С ним вместе жили несколько его товарищей - эдакая артель ремесленников. Поначалу кушанья для царя готовили в гостинице, где стояло посольство, но такой порядок ему не нравился. Он хотел жить совершенно независимым хозяйством. У него не было определенных часов для трапез: он предпочитал есть, когда проголодается. Поэтому было решено, что его станут снабжать дровами и продуктами, а дальше пусть поступает, как хочет. С тех пор Петр сам разводил огонь и что-то стряпал для себя, как обыкновенный плотник.
Но хотя он жил за границей, одевался и работал, как ремесленник, ни сам Петр, ни его соотечественники никогда не забывали, кем он был на самом деле и какой огромной властью обладал. Царские наместники в Москве никак не хотели действовать без ведома и согласия государя, так что каждая почта доставляла толстые связки писем с просьбами распорядиться или оказать милость, просто с новостями. На этой верфи, за тысячи миль от своей столицы, Петр стал интересоваться делами российского управления гораздо больше, чем прежде.
За пределами верфи все возбуждало ненасытное любопытство Петра. Он все хотел видеть собственными глазами. Он посещал фабрики, лесопилки, прядильные и бумажные мануфактуры, мастерские, музеи, ботанические сады и лаборатории. Везде он спрашивал: «А это для чего? А это как устроено?» И, выслушав объяснения, кивал: «Хорошо. Очень хорошо».

Великое посольство — путешествие русского царя Петра 1 в Западную Европу, осуществленное в 1697-1698 гг. для установления дипломатических отношений.

В составе дипломатической миссии было более 250 человек. Среди них были представители различных профессий от переводчиков до священников, во главе с дипломатами П.Б. Возницыным, Ф.А. Головиным, Ф. Лефортом. Ехал в Европу и сам царь Петр 1, представлявшийся Петром Михайловым, урядником Преображенского полка.

Цели посольства

Считается, что основной целью путешествия было получение поддержки стран Европы в борьбе с Османской империей.

Однако есть версия, что это не так. Еще до поездки посол К. Нефимонов подписал договор на 3 года с Австрией и Венецией о союзе против турок. Другие европейские страны на тот момент не были готовы к такому союзу: Франция была сторонницей Турции, Англия и Нидерланды готовились делить “испанское наследство”, а Польша уже год не могла выбрать нового короля, потому принимать решение там просто было некому.

Таким образом, дипломатическая цель была второстепенной, а основными были:

  • знакомство с Европой, ее политической жизнью;
  • внесение изменений в государственный и военный строй России по примеру европейских стран;
  • поиск иностранных специалистов для работы в России;
  • отправка в Европу на обучение русских дворян;
  • закупка материалов и оружия.

Путешествие

Из Москвы обоз великого посольства Петра 1 выехал в марте 1697 г.

Первая длительная остановка была сделана в Курляндии.

Между курфюрстом Фридрихом III и Петром I был заключен торговый договор о возможности провоза товаров.

В августе Петр прибывает в Голландию. Он устраивается на работу плотником на верфи Линста Рогге (город Саардам), а потом и в Ост-Индскую компанию в Амстердаме.

Но в Голландии российский царь не только плотничал, он посещал различные учреждения, фабрики, мастерские, присутствовал на лекциях по анатомии, изучил, как устроена ветряная мельница.

Голландское кораблестроение не устроило Петра, поскольку голландцы не делали чертежей строящихся кораблей.

В начале 1698 г. царь добирается до Англии, где в Дептфорде на королевской верфи дополняет свои знания о строительстве кораблей. Здесь же он осматривал военные корабли, видел, как изготавливают артиллерийские снаряды и даже побывал на заседании парламента Англии.

Последним пунктом пребывания для Петра Первого стала Вена, откуда в июле 1698 г. он направился обратно в Москву, узнав о бунте стрельцов.

Итоги посольства

  • осознание Петром 1 того, что России нужен выход к морю, решение о развязывании за выход к побережью Балтийского моря, вместо войны с Османской империей;
  • возникновение личной (и политической) дружбы с королем Речи Посполитой (он же саксонский курфюрст) Августом 2, впоследствии вылившейся в военный союз;
  • преобразования в государственном аппарате России, с учетом опыта западных стран;
  • внедрение европейского уклада жизни (новое летоисчисление, новые одежды, праздники, школы, книги и др.);
  • найм более 1000 специалистов в различных областях для службы в России;
  • закупка вооружения, приборов, снаряжения;
  • открытие новых предприятий, мануфактур, производств в России.

Петр Первый отправился в Европу в 1697 году в составе так называемого "Великого посольства" - официальной делегации, посланной к европейским дворам с дипломатическими целями. Возглавлял ее Франц Лефорт. Себя Петр зачислил в свиту посольства под именем Петра Михайлова. Инкогнито было секретом Полишинеля, но, тем не менее, оставляло 25-летнему императору много свободы. Как подчеркивал выдающийся русский историк Василий Ключевский, Петр ехал за границу не как "досужий путешественник", а как "рабочий".

Плотник Петр Михайлов

Царь-реформатор провел за границей 15 месяцев. Он объездил пол-Европы, но именно Голландию - одну из самых развитых и богатых европейских держав того времени, мечту его юности - Петр избрал главной целью своего путешествия. Его первыми учителями в морском деле и ремеслах были голландцы, голландский - единственный иностранный язык, который Петр хорошо знал. Именно в Голландию он посылал из России "многое число людей благородных", чтобы они научились строить корабли и дома, отливать пушки и лечить людей, производить сложные математические вычисления и писать законы. Царь не хотел отставать от них в "оных искусствах", и поэтому, как он писал позднее, "сам воспринял марш в Голландию".

Поначалу Петр поселился в Заандаме (в российской традиции - Саардаме), маленьком городке недалеко от Амстердама, где стал работать плотником на небольшой верфи. Прожил он там недолго: не стало проходу от любопытных, желавших поглазеть на царя-работника. Поэтому вскоре Петр перебрался на верфь Ост-Индской компании. Здесь специально для него заложили фрегат "Петр и Павел", в строительстве которого царь сам принимал участие.

Петровский фрегат - не единственный памятник пребывания первого российского императора в Голландии. Главным остается, конечно, домик в Заандаме, в котором он жил. Это не просто музей. Это - место паломничества. Здесь даже Наполеон побывал. А поэт Василий Жуковский, посетивший домик Петра вместе с будущим императором Александром Вторым (тогда еще великим князем), оставил такие строки:

"Над бедной хижиною сей
Летают ангелы святые.
Великий князь! Благоговей:
Здесь колыбель империи твоей,
Здесь родилась великая Россия".

Контекст

Французский посол докладывал в 1697 году в Париж: "Поездка русского царя очень странна и совершенно противна здравому смыслу". Но Петр отлично знал, зачем он приехал в Голландию. Он не только работал на верфи. Он встречался с учеными и государственными деятелями, посещал музеи, обсерватории и анатомический театр, присутствовал при операциях, осматривал фабрики, больницы, кунсткамеры.

Картины голландских, итальянских, фламандских и французских художников, скульптуры, украшения и "куриозы", которые собирал первый российский император, стали позднее основой богатейшего собрания санкт-петербургского Эрмитажа. Особо следует сказать о скульптуре. Православная церковь относилась к скульптуре исключительно отрицательно, и поэтому в России ее до Петра практически не знали. Царь сломал этот "предрассудок прошлого". Глядя на античную красоту Аполлона или Афродиты, приобретенных им лично или по его указанию, благодаришь Петра еще и за это.

Но скульптуры, картины, знания и навыки ремесленника - не единственное, что взял с собой в Россию из Западной Европы неутомимый труженик. Петр привез в Россию из Голландии почти 900 специалистов самого разного профиля: от вице-адмирала до корабельного повара. А главное: он привез идеи преобразования России в такую же сильную, богатую, развитую страну, как те, в которых он побывал.

На смену старому Московскому государству должна была прийти держава, ориентированная на западноевропейскую модель. Столицей этой державы предстояло стать городу на Неве, прорезанному каналами так же, как любимый Петром Амстердам...

Несколько лет назад имено здесь прошла выставка "Петр Великий. Царь-провидец". Выставка впечатляла не только размахом (почти 700 экспонатов на двух этажах), но и разнообразием, уникальностью этих экспонатов, неожиданными открытиями. Посмертная маска первого российского императора соседствовала с золотыми украшениями сибирских кочевников из его коллекции, шахматы и дорожная аптечка - с чучелом любимого терьера царя по кличке Лиза, огромный кафтан - с неожиданно маленькими ботинками (при росте больше двух метров размер ноги был у царя 39-40), домашний халат из японского шелка - с личным оружием Петра, его походный нужник - с плотницким топором... Наверное, тем самым, которым Петр и прорубил окно в Европу...

Смотрите также:

  • Прогулка по тюльпановому раю

    Кёкенхоф - тюльпановый рай

    Кёкенхоф - королевский парк цветов в Нидерландах. История парка Кёкенхоф ("кухонный парк") ведет свой отсчет с XV века. Но как развлекательный парк цветов он впервые был открыт для публики в 1950 году.

  • Прогулка по тюльпановому раю

    Рай на два месяца

    Парк работает два месяца в году: с 20-х чисел марта до 20-х чисел мая. За этот период его ежегодно посещают более миллиона туристов. Больше всего гостей приезжает из Германии, Соединенных Штатов, Франции, Великобритании и Китая.

    Прогулка по тюльпановому раю

    Концептуально

    Тема нынешнего сезона в Кёкенхофе - голландский дизайн. В этом году в парке можно увидеть различные композиции из цветов, выполненные в стиле неопластицизма: в память о "Де Стейл" - творческом объединении художников, образованном в 1917 году.

    Прогулка по тюльпановому раю

    Хиппи

    В 1960-е годы Амстердам со своими демократическими законами стал местом паломничества американских и британских хиппи, а свободная любовь и конопля и по сей день остаются такими же "символами" Голландии, как сыры и тюльпаны. Этот автомобиль напоминает о тех временах.

    Прогулка по тюльпановому раю

    Традиция

    Представить себе Голландию без ветряных мельниц невозможно. Этой, установленной в Кёкенхофе, в 2017 году исполнилось 125 лет. Вот уже 60 лет она остается любимицей посетителей парка, позволяя не только посмотреть на цветочные композиции сверху, но и узнать, как устроена классическая мельница изнутри.

    Прогулка по тюльпановому раю

    Статья бюджета

    На Нидерланды приходится половина мирового рынка цветов. Тюльпаны вот уже добрых четыре столетия остаются одной из самых прибыльных статей голландского экспорта. Страна экспортирует цветов в среднем на шесть миллиардов евро в год.

    Прогулка по тюльпановому раю

    Не отходя от... парка

    Основными потребителями голландских цветов являются США, Германия и Япония. В Кёкенхофе можно заказать любой сорт тюльпанов из обширнейшего каталога. Луковицы доставят в любую страну мира.

    Прогулка по тюльпановому раю

    Особенный цветок

    Тюльпаны занимают особое место в системе ценностей голландцев. Именем человека, имеющего особые заслуги перед страной, часто называют новые сорта. В парке есть своя "аллея звезд", где можно встретить тюльпаны, названные в честь художника Ван Гога, астронавта Андре Кёйперса, футболиста и тренера Данни Блинда, политика Яна Петера Балкененде.

    Прогулка по тюльпановому раю

    Если погода подводит

    Голландцы говорят, что в их стране слишком много пасмурных дней. Тюльпаны компенсируют им недостаток ярких красок. Действительно, по данным синоптиков, в Нидерландах - 35 солнечных дней в году. И тюльпаны, символизирующие приход весны, приносят ощущение радости.


О постройке судов для России петровской эпохи на голландских верфях опубликованы, к сожалению, только отрывочные, немногочисленные, а порой и противоречивые сведения . В некоторых трудах указаны всего 14 судов пяти классов (пять линейных кораблей, столько же фрегатов, две яхты, торншхоут и галера), построенных в Голландии (кроме английской яхты «Св. Екатерина»). Однако архивные материалы свидетельствуют, что многие суда не только строились вдали от русских берегов, но и проходили там различного рода ремонты.
Впервые о строительстве в Голландии судов для России упоминается в документах 1693 г., когда юный Петр во время первого визита в Архангельск приказал «выдать заказ на постройку 44-пушечного фрегата и военной галеры голландскому кораблестроителю, владельцу верфи Николаю Витсену» (Витзену) . Этот заказ имел большое значение для отечественного флота , так как собственное морское судостроение делало лишь первые шаги на только что созданной Соломбальской верфи в Архангельске . Об этом свидетельствует оживленная переписка Петра I с думным дьяком А. А. Виниусом. 44-пушечный фрегат «Святое Пророчество» нельзя считать мощным боевым кораблем: его орудия небольшого калибра размещались только на верхней палубе, под которой располагались каюты и грузовой трюм . Как дальновидный политик Петр I прекрасно понимал, что пытаться сразу строить крупные боевые суда, не располагая достаточным количеством отечественных кадров, бессмысленно, поэтому он уделял внимание постройке небольших, маневренных судов - галер, галиотов и яхт . 32-весельная «галея» или галера (длина 38,1, ширина 9,2, высота бортов 3,8 м), которую на особых дровнях в разобранном виде доставили «вместе с мастером» в 1695 г. из Амстердама в подмосковное село Преображенское, послужила образцом для постройки под руководством Петра I и архангельского губернатора Ф. М. Апраксина 22 галер; они сыграли, как известно, решающую роль в повторной осаде Азова и составили ударную силу русского флота при взятии этой турецкой крепости 18 июля 1696 г. . Таким образом, удалось уточнить год доставки первой голландской галеры в Россию, ошибочно считавшийся 1694-м .
Начиная с 1697 г., в Голландию, а затем Англию и Венецию Петр направил на учебу несколько групп русских молодых людей. Сам он отбыл за рубеж вместе с преображенцами А. Д. и Г. А. Меншиковыми, Ф. М. Скляевым, Ф. С. Салтыковым и другими. Голландское правительство вначале снисходительно относилось к увлечению царя и даже подарило ему 60-пушечный корабль «Св. Петр и Павел» и буер, в постройке которых принимали участие русские волонтеры. Когда же он обратился с официальным предложением строить суда для русского флота, Голландия ответила вежливым отказом - она не желала вдобавок к Англии и Швеции иметь на Балтийском море еще одного конкурента .
Длительный поиск позволил найти упоминание лишь об одном буере длиной 9,8 м голландской постройки 1702 г., благополучно дошедшем в том же году до Архангельска. О нем упоминается в одном из финансовых документов капитана Христофора Бранта сановнику Г. И. Головкину «на дело трех яхт 1717 г.» . Другое упоминание относится к 1710 г., когда правительству России удалось приобрести «вызолоченный транспорт» специальной постройки . Благодаря русской дипломатии негативная позиция Голландии в отношении судостроения сменилась доброжелательной, так как более грозным соперником для обоих государств являлась Швеция, каперы которой захватывали много купеческих судов.

Петр на обучении корабельному делу в Голландии (с гравюры Вейбурга)

После длительных переговоров в Амстердаме построили для России второй фрегат, прибывший в С.-Петербург 27 июня 1711 г. в день Святого Самсона и потому названный «Самсоном». Губернатор Ингерманландии А. Д. Меншиков, осуществлявший этот заказ через гамбургского купца Франца Поппа, подарил корабль Петру I. Привел фрегат в новую русскую столицу капитан Клинк, сумевший уйти от преследования шведов . Приход «Самсона» в С.-Петербург зафиксирован архивными источниками .


В Саардаме на верфи (с гравюры XVIII в.)

В сохранившейся выписке за 1712 г. «Об обычных договорах, какие чинятся в Амстердаме, Сардаме, Альтоне и Гамбурге о строении кораблей» приводятся точные размерения судов и сведения об их готовности. Небезынтересны условия расчетов за постройку. Так, последняя треть суммы выплачивалась лишь после того, как корабль спущен на воду и приготовлено все необходимое для его отправки. Кроме того, в соответствии с этими договорами два-три судна строились и готовились к отплытию в течение шести месяцев. На основании таблицы потребностей в материалах на постройку русских судов можно сделать вывод, что в 1712 - 1714 гг. на голландских верфях строилось три линейных корабля (60-пушечный «Марльбург», 54-пушечный «Портсмут», 52-пушечный «Девоншир»), а также 36-пушечный фрегат, 26-пушечный прам, 18-пушечная шнява, 6-пушечный бомбардирский корабль и ластовое судно .
Согласно присланным русскому послу в Гааге князю Б. И. Куракину чертежам, в Голландии и Англии предполагалось построить шесть-семь линейных кораблей (длина 38 - 40 м), способных нести на нижнем деке 18-фунтовые пушки. Однако англичане отказались помогать России, и корабли пришлось строить в Голландии, причем в меньшем количестве и через посредников Робинсона, Троя, Поппа и других во главе с уполномоченным Петра I по зарубежным судостроительным делам Христофором Брантом . Сохранилось письмо П. А. Романова, адресованное Б. И. Куракину и датированное 1 ноября 1713 г.: «Подрядите делать корабля три или четыре по данному чертежу, сыскав доброго английского мастера, и надо делать не в одном месте, для прилику на исподней нижней палубе только по 2 окна из констапельской камеры сделать, а на фордеке ни одного не надобно. Галерей также не делать и гальюн не украшать, а подрядить один гол; мачт и такелажу не делать. ..» . Последовали длительные переговоры с подрядчиками по доставке корабельного леса и других материалов. 9 марта 1714 г. Б. И. Куракин заверял Петра I, что все шесть кораблей будут готовы к зиме , однако через посредничество купца Троя ему удалось договориться о постройке только одного 60-пушечного, позднее получившего название «Марльбург». Лишь впоследствии усилиями русского корабельного мастера Осипа Соловьева, фамилия которого как судостроителя ранее не упоминалась, началась постройка еще двух кораблей - 54-пушечного («Портсмут») и 52-пушечного («Девоншир»).
Отправился за границу в июне 1711 г. и другой русский судостроитель Ф. С. Салтыков, который сумел закупить большое количество кораблей и, кроме того, помочь О. Соловьеву и Б. И. Куракину в их делах . На основании первоисточников установлено также, что спуск на воду «Портсмута» состоялся 11 ноября, «Марльбурга» - в конце ноября, а «Девоншира» - 6 декабря 1714 г., тогда как у Ф. Ф. Веселаго для всех трех кораблей значится одна дата - ноябрь 1714 г. . Осип Соловьев строил в Амстердаме третий линейный корабль «Валтеноу» , однако пока неизвестно, удалось ли ему довести дело до конца. Документы говорят о том, что в 1715 г. Куракин направил Соловьева в Альтону (Пруссия); после возвращения он приступил к оснастке трех спущенных на воду кораблей, которые решили отправить до Копенгагена под видом торговых судов под защитой английской и голландской эскадр . 26 апреля 1715 г. Соловьев доносил из Амстердама, что все три корабля «выведены на глубину» . Однако прошло еще около двух месяцев, прежде чем они благополучно прибыли в Россию .
В дальнейшем постройку крупных судов в Голландии пришлось временно приостановить по различным причинам, в основном из-за трудности доставки в условиях Северной войны . А мелкие суда для России продолжали строиться. Сохранилось письмо Петра I вице-адмиралу К. И. Крюйсу из С.-Петербурга от 22 ноября 1715 г.: «Получа сие определение, делать, по меньшей мере, ежели больше невозможно, в год 7 баржей, 15 вереек, 9 буеров, дабы мастера даром не гуляли...» .

Присвоение Петру звания корабельного мастера в 1697 г. (с гравюры XVIII в.)

Постройку этих судов удалось организовать Куракину. Из Амстердама в 1719 г. в С.-Петербург в разобранном виде доставили яхту «Наталья» 1715 г. постройки, которую собрали на Адмиралтейской верфи . В конце 1715 - начале 1716 гг. в Амстердаме построили два буера, отправившихся в Россию весной 1716 г. Один из них (длина 11,6 м) отличался богатой отделкой ореховым деревом и позолотой. За него пришлось заплатить свинцом, вес которого равнялся весу судна. Другой голландский буер, конструктивно схожий с построенным в 1702 г. (длина 9,8 м), доставил в С.-Петербург на фрегате «Святая Мария» корабельщик Карлимус Некеман . Линейный корабль «Страфорд», на котором доставлялись мелкие голландские суда, в конце января 1716 г. сел на мель; с большим трудом его доставили в Амстердам, где «валяли до киля», чтобы устранить течь, законопатить и окрасить. В середине февраля того же года в столице Голландии ремонтировался другой русский линейный корабль - «Ягудиил» .
В 1717 г. в Голландию прибыл корабельный подмастерье Филипп Пальчиков, которому поручалось организовать постройку шпигель-яхт, шлюпботов и торншхоутов. Через некоторое время он отправил к русским берегам шпигель-яхту и шлюпбот. Для расширения судостроения Пальчиков привлек корабельных мастеров Питерса и Грифа, а также одного из опытных кузнецов с Ост-Индской верфи. К маю того же года построили еще две шпигель-яхты, а с помощью дополнительно нанятого мастера Рена - второй шлюпбот . 13 мая Петр I приказал капитану П. П. Бредалю отправиться из Англии в Голландию, чтобы взять новый торншхоут, названный именем столицы - «Амстердам» . 3 декабря 1717 г. Россия заключила договор о постройке по более низкой цене еще трех шпигель-яхт в Амстердаме и ботдубеля в Дарте . О том, что под ботдубелем подразумевался шлюпбот, видно из письма Б. И. Куракина из Гааги от 7 февраля 1718 г. к царю . Фамилии ранее неизвестных строителей и размерения судов стали известны из донесения от 1 февраля 1719 г.: «Яхту (длина 17,5, ширина 5,6, высота 2 м) заказано было построить в октябре 1717 г. мастерам Якову и Яну Клосовым, детям Швановым под ведением баса [корабельного мастера] Фанрена по образцу яхты экипажмейстера Фан Горна, которая полностью построена и разобрана, а затем послана на фрегате «Святая Мария» («Юфау Мария») из Амстердама в С.-Петербург» .
Летом 1719 г. Куракин получил указание Петра о постройке в Голландии трех гекботов . Много времени ушло на поиск подрядчиков и места строительства. В конце концов, заключили контракт с Фанреном; к лету следующего года суда построили, но первый гекбот захватили шведы, а два остальных благополучно прибыли в Россию лишь в конце лета 1721 г. .


Модель двухдечного корабля, изготовленная Петром I

1720 г. ознаменовался возобновлением постройки крупных кораблей для Балтийского флота. В середине января Петр I направил в Амстердам корабельного мастера Девенпорта для постройки трех линейных кораблей, повелев Куракину оказывать ему всяческую поддержку . Пушки, якоря, паруса и смолу везли из России, а мачты - из Риги. В марте 1720 г. Девенпорт обнаружил в чертеже первого линейного корабля существенное отклонение от пропорций английского типа - ватерлиния на корме оказалась на полметра выше положенного, что потребовало переделки. По этой же причине задержалась закладка двух других кораблей. Лишь 25 августа Куракин смог заверить царя, что 50-пушечный амстердамский корабль будет готов в декабре 1720 г., а роттердамский - в апреле 1721 г. Второй амстердамский корабль заложить не удалось из-за протеста шведов амстердамскому магистрату . Подробности закладки в 1719 г., постройки и спуска на воду в 1720 г. трех амстердамских фрегатов («Амстердам-Галей», «Декронделивде» и «Эндрахт») пока не найдены.
Из письма К. И. Крюйса в Адмиралтейств-Коллегию от 29 декабря 1721 г. видно, что в 1720 г. голландцы построили галет «Танаем», который Петр I решил «никуда не употреблять и держать в сохранности в Риге для примера или экстраординарной экспедиции» , что свидетельствовало о высоких конструктивных качествах этого судна. Несколько необычный контракт в 1720 г. был заключен с голландским купцом Иваном Любсом в отместку за самовольный, вопреки договоренности, отъезд его жены из Москвы в Архангельск с целью покинуть Россию. На предложение Петра I построить для Балтийского флота два 52-пушечных корабля купец предложил одно из своих новых судов, а другое согласился построить не в Гамбурге, а в Амстердаме . По-видимому, именно эти корабли ранее значились как неизвестной постройки, причем по классу их относили к фрегатам . В 1721 г. через купца Троя велась достройка линейных кораблей «Принц Евгений» и «Ништадт». Доставить их в Россию удалось с помощью двух присланных из Ревеля русских линейных кораблей архангельской постройки .
Всего на голландских верфях по заказам русского правительства было построено шесть линейных кораблей, столько же фрегатов, бомбардирский галиот, прам, галера, шнява, яхта, транспорт, ластовое судно, четыре буера, торншхоут, девять шпигель-яхт, пять шлюпботов, три гекбота и галет, а всего 42 судна пятнадцати классов и типов. Лично царю голландцы подарили корабль и буер. Кроме того, России удалось приобрести линейный корабль, два фрегата и гукор, а также отремонтировать три линейных корабля. Все это говорит о достаточно большом вкладе голландского судостроения в становление Российского флота на Балтике.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бестужев Н. А. Опыт истории Российского флота. Л., 1961, с 64.

  2. Елагин С. История русского флота. Азовский период. СПб, 1864, с. 20, 21, 45, 31, 19, 247.

  3. Веселаго Ф. Ф. Очерк русской морской истории. Ч. 1., СПб, 1875, с. 244, 279, 355, 108, 112.

  4. Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. СПб, 1872, с. 692, 693, 76, 77, 12, 13, 76, 77, 280, 281, 192, 193.

  5. Яковлев И. И. Корабли и верфи. 2-е изд., Л., 1973, с. 50.