Классный час о нравственности моя личность. Классный час для старшеклассников "Ценность нравственности и нравственные ценности"

Классный час

«Нравственные ценности»

6 класс

Подготовила: Воронкова Е.В.

Нравственные ценности

Цели

  • Формирование учащихся ценностного отношения к семье, школе, друзьям, окружающим людям;
  • Облагораживание души и сердца подростка; обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселение в нём светлых образов и мыслей.
  1. Введение в проблему. Диагностика «Кто я? Какой я?».
  2. Что такое нравственность (беседа с обсуждением).

3. Заключение. Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Всё, что прекрасно – нравственно.

Г. Флобер

I. Введение в проблему. Диагностика.

Кто я? Какой я?

Задание 1 Ответьте письменно, продолжив следующие строки:

  • Неповторимый человек…
  • Во мне меня радует то, что…
  • Когда я думаю о себе, то всегда…
  • Я чувствую, что в жизни я смогу…

(Ответ может быть анонимным.)

Задание 2 Определите главные для вас ценности.

Инструкция. Вам предложен список ценностей, расположенных произвольно. Пожалуйста, прочитайте их внимательно и отметьте ценности, наиболее важные для вас лично, выпишите 6 ценностей на лист.

Список ценностей (целей):

  1. Активная жизнь, полная деятельности, эмоций.
  2. Друзья.
  3. Деньги (обеспеченность, отсутствие затруднений).
  4. Жизненная мудрость (зрелость, жизненный опыт).
  5. Здоровье (физическое и душевное)
  6. Интересная работа.
  7. Красота (умение видеть прекрасное в природе и искусстве).
  8. Любовь.
  9. Образование (возможность учиться, быть культурным, развитым).
  10. Свобода (самостоятельность, независимость).
  11. Счастливая семейная жизнь.
  12. Счастье других.
  13. Развитие (работа над собой, самосовершенствование).
  14. Развлечения.
  15. Реализация (полное использование возможностей, сил и способностей).
  16. Творчество (возможность творческой деятельности).
  17. Уважение других людей.
  18. Уверенность в себе.

А теперь представьте, что в ваш дом постучалась страшная неотвратимая сила и потребовала отдать ей 2 ценности. Страшная сила ушла, но через некоторое время вернулась и потребовала еще 2 ценности. (данный метод выявляет ценности наиболее важные для человека)

II. Что такое нравственность

Беседа:

Скажите пожалуйста, свободен ли каждый человек поступать как ему вздумается? (нет)

А почему? (в общем ответы сводятся на том чем может закончится ситуация если каждый будет делать то, что ему вздумается и права и свободы одного человека заканчиваются там где начинаются права и свободы другого)

Но как тогда уживаться вместе разным людям? (придумать нормы и правила совместного проживания)

(слайд) Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать? (обсуждение)

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.

(П.Гольдбах)

Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей.

(Гельвеций)

нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле - в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида

(Википедия)

А, по вашему что такое Нравственность?

Существует ли нравственный кодекс?

Кто следит за его соблюдением?

Каким образом нормы морали распространяются в обществе? (обсуждение).

В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения к младшему. Их можно встретить в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах.

Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.

А что значит безнравственные поступки?(записать на листах, наклеить на доску, обсуждение)

Испытывать негодование к этим мерзким вещам, не поступать подобным образом – «хорошо», это нравственная доблесть. Быть в какой-то мере сопричастным к ним – «плохо», это подлость, измена, предательство, грех, по мнению верующих людей. Хорошее считать обязательным – вот одно из самых мудрых правил воспитания нравственности.

Весь (нравственный) закон в одном слове заключается: люби ближнего своего, как самого себя.

(Апостол Павел)

В 1887 году Л.Н.Толстой в письме Р.Роллану так писал о нравственных правилах:

«Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения».

(Цицерон)

А Вы считаете себя нравственным человеком? Подумайте, способны ли вы, если никто не узнает:

  • Украсть пучок редиски у соседа на даче.
  • Съесть конфеты, которые мама отложила к празднику.
  • Сделать благотворительный взнос.
  • Написать анонимное письмо.

На основании этого сделайте выводы относительно своего морального облика.

Как отличить нравственный поступок от безнравственного?

(Если вы хотите, чтобы все люди всегда поступали так же, значит, этот поступок – нравственный. А если не хотите – значит, безнравственный.)

Притча старого индейца.

Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.

Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло, зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.

Маленький индеец, тронутый словами деда до глубины души задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце победит?

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

III. Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция :

"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний :

  1. Быть человеком, которого любят
  2. Иметь много денег
  3. Иметь самый современный компьютер
  4. Иметь верного друга
  5. Мне важно здоровье родителей
  6. Иметь возможность многими командовать
  7. Иметь много слуг и ими распоряжаться
  8. Иметь доброе сердце
  9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям
  10. Иметь то, чего у других никогда не будет

Интерпретация :

  • Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
  • 5 - высокий уровень.
  • 4, 3 - средний уровень.
  • 2 - ниже среднего уровня.
  • 0-1 - низкий уровень.

Задачи :

  • формировать систему знаний, умений, определяющих эстетическое отношение к действительности;
  • формировать нравственные идеалы на положительных примерах;
  • умение самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, умение налаживать отношения с людьми;
  • формировать способности воспитывающего влияния на других людей.

Форма : пресс-конференция.

Организационная подготовка : класс разбивается на микроколлективы, столы по кругу.

Оформление : “Цветок счастья счастья”; музыкальные композиции.

Плакаты :

  • “Чем человек умнее и добрее, тем больше добра он замечает в людях” (Б.Паскаль);
  • “Возвышай себя миром души и красотой чувств!” (А.П.Чехов) и другие.

Ход мероприятия

Всё, что прекрасно - нравственно. (Г.Флобер)

Учитель: Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать?

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.(П.Гольдбах).

Нравственность - наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей (Гольвеций).

Учитель: Мораль и нравственность – понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает “нравственность”.

Мораль – система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и многое другое.

Учитель: Существует ли моральный кодекс? Кто следит за его соблюдением? Каким образом нормы морали распространяются в обществе?

В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения младшему. Их можно встретить в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах.

Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.

Учитель: Как называется наука о нравственности?

Наука о нравственности называется этикой. Она говорит о том, как жить, какие поступки совершать, как относиться к людям.

Учитель: Все вы, конечно, помните строчки из стихотворения В.Маяковского: “Крошка сын к отцу пришёл и спросила кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?” Как бы вы объяснили это мальчику?

Каждый человек должен знать, что в мире есть вещи мерзкие, гнусные, и испытывать к ним отвращение, негодование. Поступать плохо – это значит:

Мозговой штурм:

  • наедине с самим собой поступать не так, как поступал бы на глазах людей;
  • лениться и бездельничать;
  • быть жадным, корыстолюбивым, негостеприимным;
  • требовать у отца и матери того, что не заслужил трудом;
  • лицемерить, говорить не то, что думаешь и чувствуешь;
  • давать пустые обещания, нарушать слово;
  • заискивать перед тем. Кто сильнее тебя;
  • наушничать, доносить на товарища;
  • малодушничать, уходить от ответственности за свой поступок;
  • проходить равнодушно мимо человеческой беды, горя;
  • употреблять свою силу, физическое превосходство во зло;
  • отступать перед опасностью из стремления сохранить покой, благополучие;
  • молчать, когда надо говорить, и говорит, когда надо молчать;
  • пустословить, произносить всуе святые имена;
  • смеяться над увечными;
  • не любить и обижать животных;
  • не считаться с мнением родителей, не заботиться о них.

Испытывать негодование к этим мерзким вещам, не поступать подобным образом – “хорошо”, это нравственная доблесть. Быть в какой-то мере сопричастным к ним – “плохо”, это подлость, измена, предательство, грех, по мнению верующих людей. Хорошее считать обязательным – вот одно из самых мудрых правил воспитания нравственности.

Учитель: Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему?

Весь нравственный закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя (Апостол Павел)

В 1887 году Л.Н.Толстой в письме Р.Ролану так писал о нравственных правилах: “Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения”.

Учитель: Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чём он, по-вашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять:

Размышление:

  • в озлоблении людей;
  • в разобщении по политическим и идейным мотивам;
  • в эгоизме (каждый сам по себе);
  • в росте преступности;
  • в исчезновении элементарной культуры поведения;
  • в утрате идеологической и ценностной ориентации;
  • в том, что порвалась связь поколений и мн. др.

Наша моральная проблема – это безразличие человека к самому себе (Э.Фромм).

Учитель: Припомните человека, который вызвал у вас сильное нравственное отвращение. За какие проступки и общие свойства личности вы его осуждали? Страдают ли окружающие от безнравственности такого человека?

Каждый человек – отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, таков он и есть (Цицерон).

Учитель: Можно ли страдать от собственной безнравственности? Подумайте, способны ли вы, если никто не узнает:

  • украсть что-то у соседа по парте;
  • съесть конфеты, которые мама отложила к празднику;
  • подать нищему, нуждающемуся в лечении, сделать благотворительный взнос;
  • написать анонимное письмо.

Учитель: На основании этого сделайте выводы относительно своего морального облика. Как отличить нравственный поступок от безнравственного?

Отличить поступок нравственный от безнравственного очень просто: если вы хотите, чтобы все люди поступали так же, значит, этот поступок – нравственный. А если не хотите, значит, безнравственный.

Индивидуальные задания микроколлективам.

1. Разделите лист на две колонки. Заполните их примерами нравственных и безнравственных поступков. Сопоставьте их с мнением товарищей.

2. Рассмотрите утверждения. Обоснуйте собственную точку зрения.

1) Между человеком и животным нет различия. Душевные явления человека совершаются так же, как у животного.

2) Между душой и телом нет различия. Душа есть некоторая деятельность тела.

3) Между мужчиной и женщиной нет различия. Женщина есть как бы безбородый мужчина меньшего роста.

4) Между нравственностью и стремлением к счастью нет различия.

5) Нравственно то, что ведёт к благополучию.

6) Между прекрасным и полезным нет различия. Прекрасно только то, что ведёт к некоторой пользе.

7) Всё новое считается прекрасным. Всё старое считается никуда не годным, отжившим.

3. Ребята, давайте создадим “Цветок счастья”, на лепестках которой вы напишите главные ценности, необходимые вам для удовлетворения жизнью. В сердцевине цветка поместим главную ценность. Но прежде мы послушаем стихотворение М.Андронова, в котором говорится о главной жизненной ценности. Какая она? (Главная жизненная ценность – сама жизнь).

По тропинке той, что шла к реке, под поникшей веткой тополиной,
Бился голубь в детском кулаке на виду у стаи голубиной.
Бился голубь, голубь был живой, а его кормилец восьмилетний
В пыль уткнулся мёртвой головой и закат в селе не видел летний.
А закат был от пожаров рыж. Бился голубь, как в тиски зажатый,
Как хотел он взвиться выше крыш, как хотел взлететь к семье крылатой!
Жизнь и смерть! Сплелись в один клубок. Мальчик был убит фашистской миной.
Он лежал в пыли, а голубок сердцем рвался к стае голубиной.

“Цветок счастья”: любовь, вера, надежда, мечта, патриотизм, верность, доверие, добро, духовность, память, терпение, правда, свобода, совесть, счастье, честь, достоинство, воспитание, самовоспитание, самоконтроль, общественная активность, ответственность, инициативность, организованность, милосердие.

По мнению И.Канта, есть две основополагающие ценности – “звёздное небо над головой и моральный закон во мне”.

А.П.Чехов говорил: “Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически”. Давайте, ребята, жить по законам нравственности, помнить о жизненных ценностях и тогда мы сохраним цельность души, её чистоту и незапятнанность, обретём право жить, не опуская глаз.

Тема: «ЦЕННОСТЬ НРАВСТВЕННОСТИ И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ».

Цель: формирование у школьников нравственного миропонимания.

I. Вводная часть:

1. Сообщение темы классного часа.

  • Добрый день, ребята!

Добрый день, уважаемые гости!

Тема разговора в классе сегодня – «Нравственность и ее ценности». Эпиграфом к теме я взяла слова А. Эйнштейна , который утверждал, что «важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни».

Примут участие в беседе гости класса (представление гостей).

2.Вступительное слово учителя.

  • Тема для разговора выбрана не случайно. Мы живем в трудное время, страшное бездуховностью, ожесточением, цинизмом. В стране, раздираемой противоречиями, в государстве с новыми рыночно-экономическими отношениями происходит переоценка ценностей. И все чаще и чаще ученые, педагоги, психологи высказывают мысль о необходимости духовно-нравственного возрождения.

«Как мир меняется!

И как я сам меняюсь!» - восклицает поэт Н. Заболоцкий.

И действительно, ничто неподвластно времени. Оно меняет все и всех, непрестанно вносит коррективы в жизнь общества и в представления людей. И часто мы слышим: «Времена уж не те, взгляды не те, вкусы не те». И все же есть то, что существовало во все времена – понятие о нравственном и безнравственном.

  • Так что же такое нравственность?

По определению толкового словаря Ожегова , «Нравственность – внутренние духовные качества человека, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами».

II. БЕСЕДА.

Вопрос классу:

  • Существует выражение «человек безупречной нравственности». Скажите, какими на ваш взгляд, духовными качествами должен обладать такой человек?

Вопросы гостям:

  • Как вы считаете, в наши дни каких людей больше: нравственных или безнравственных? Каких вы лично встречали больше (на примере людей разного поколения: ровесников, людей старше, младше вас)?
  • Скажите, какой недостаток в нравственном поведении людей вы считаете самым непростительным?
  • Уважение к людям – одна из важнейших нравственных черт человека. По существу, она определяет все остальные моральные свойства личности и является стержнем ее нравственного мира. Известный туркменский поэт 18 века Мактумкули писал: «Лучшая мораль – уважение людей».

Вопрос гостям:

  • Какова сущность уважения к людям?
  • В чем проявляется уважение?

Вопрос классу:

  • Скажите, какие законы вежливости вы знаете?
  • Что значит «проявить такт, деликатность»?
  • Что такое терпимость в отношениях с людьми?
  • Поднимите руку, кто из вас всегда, в любых обстоятельствах, соблюдает правила вежливости?
  • Выводы сделайте сами. А насколько бы проще и радостней стала наша жизнь, если бы мы соблюдали известную заповедь: «Относись к другим так…» Продолжите выражение.
  • Человек, не уважающий других, не вызовет уважения и к себе. Не случайно народная мудрость гласит: «Как аукнется…» или «Что посеешь…» Продолжите.
  • Так давайте же сеять всегда и везде ростки уважения, простого человеческого уважения к друг к другу.

(Ученики задают вопросы к гостям.)

  • Другим мерилом нравственности является совесть . Многие выдающиеся люди указывают, что без чувства совести трудно стать нравственным человеком.

Вопросы гостям:

  • Объясните, пожалуйста, что такое совесть?
  • В чем проявляется совесть?

Вопросы классу:

  • Что означают выражения «спокойная совесть», «нечистая совесть»?
  • У А.С. Пушкина есть выражение: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста» . Почему человек с нечистой совестью действительно жалок?
  • Какого человека называют совестливым и потерявшим совесть? Как могут складываться отношения таких людей с окружающими, с коллективом?
  • Совесть служит регулятором поведения и деятельности человека, его внутренним моральным контролером. Насколько важно это нравственное чувство, показывает стихотворение Н. Рыленкова «Совесть».

Мы делаем для памяти зарубки,

Не доверяя собственным следам.

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет вопреки годам.

Она скромна. Не говорит ни слова,

Пока не взвесит помыслов и дел,

И вдруг напомнит прямо и сурово,

Как раз о том, что ты забыть хотел.

Многие психологи считают, что совесть рождается и складывается примерно к 10-11 годам, когда у человека появляется способность к соотнесению своего «Я» и других людей, возникает способность оценивать себя, свои возможности и поведение.

Вопрос гостям:

  • Вы согласны с этим утверждением, что совесть складывается к 10-11 годам?
  • Вопрос о том, что такое совесть, задавался детям в возрасте от 5 до 9 лет одним из зарубежных журналов. Девочка 6 лет сказала, что совесть – это место внутри тебя, где жжет, если ты поступаешь нехорошо. Мальчик 6 лет сказал, что он думает, будто это как-то связано с плохим ощущением, когда обижаешь девочек или маленьких собак. А девочка 9 лет объяснила, что это голос внутри, который говорит ей «нет», когда она хочет сделать что-нибудь плохое, например, побить младшего брата. Девочка сказала, что «совесть спасала ее много раз».

Вопросы классу:

  • Ребята, кто из вас помнит, когда и по какому поводу вы впервые испытали чувство стыда?
  • У кого были случаи, когда вас, как и ту 9-летнюю девочку, спасала совесть?
  • Хочется верить, что и в дальнейшем совесть убережет вас от плохих поступков
  • Задавайте вопросы нашим гостям.

(Вопросы ребят гостям класса.)

  • С категорией совести напрямую связаны понятия о добре и зле, а в конечном итоге, и счастье человека. Ведь именно совесть сдерживает наши злые помыслы и заставляет делать добрые дела, а добрые дела, как известно, ведут человека к счастью.

Говорят, что если есть в человеке доброта, то он как человек состоялся.

Вопросы классу:

  • А что такое доброта? Какого человека мы называем добрым?
  • Сколько теплых, нежных, дорогих сердцу понятий скрывается за одним лишь словом!

Скажите, а уместно ли в столь трудное время говорить о сострадании, милосердии, гуманности? Может быть, проще подстроиться под это «злое» (по определению журналистики) время?

  • Итак, доброта все же необходима человечеству, ибо от нее лежит путь к счастью. Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, готовый протянуть руку помощи в рудную минуту, чувствует себя счастливым и делает счастливым других.

О необходимости доброты в любое время очень ярко сказал И. Машбаш :

В этот век и потерь и открытий,

Век стремительный, злой, непростой,

Доброту мою, люди, примите

И согрейте меня добротой.

  • Ребята, какие у вас есть вопросы к гостям класса?

(Вопросы ребят гостям.)

III. ОБОБЩЕНИЕ.

  • Только доброта, милосердие, уважение и любовь к ближнему способны изменить нашу жизнь к лучшему и привести человечество к счастью. Все же остальное, как говорили мудрые, от лукавого. И если каждый поверит в это, будет жить по законам нравственности и помнить о ее ценности, то непременно сбудутся слова Ф.М. Достоевского , о том, что «красота спасет мир» , красота человеческих отношений, красота человеческой души. Он всю жизнь верил в это. Давайте верить и мы.

Методическая разработка внеклассного мероприятия для старшеклассников.

Сценарий классного часа: Разум ума и сердца

Цель классного часа: воспитание нравственности.

Задачи классного часа: побудить учащихся к самостоятельной работе ума и сердца в вопросах морали; способствовать формированию нравственных качеств личности, духовному и нравственному росту; развивать умения выступления перед аудиторией; развивать творческие способности.

Подготовительная работа:

Консультации для выступающих;

Подготовка и распечатка анкеты, карточек с заданиями по решению нравственных ситуаций;

Приглашение гостей (учащиеся, учителя, родители);

Оформление помещения;

Участники : учащиеся класса, учителя, родители учащихся, старшеклассники.

Форма работы: ток-шоу.

Ход мероприятия

Нравственность - это разум сердца.

Г. Гейне

Ведущая . Основная проблема нравственности заключается в обретении личностью целостности, единства мотивов и поступков, воли и действия, слова и дела, мысли и поведения, рассудка и чувства. Генрих Гейне утверждал, что если бы мир раскололся, то трещина прошла бы через сердце поэта. Если говорить о расколе нравственности, то здесь трещина пролегает между сердцем и разумом.

В жизни человека, а значит и в нем самом, борется множество противоречий. Поэтому духовная целостность его мира распадается. В человеке постоянно ведут свою борьбу разум и сердце. Именно нравственность связывает и примиряет их, снабжая разум сердцем, а сердце разумом.

Еще легендарный мудрец царь Соломон говорил, что желал бы иметь превыше всего «сердце, чтобы различать, что добро и что зло». Как вы представляете себе это сочетание разума и сердца?

Учащиеся:

Разум - это всегда что-то расчетливое и холодное. А от слова «сердце» веет теплом.

Мне кажется, что сердце обладает каким-то особенным, своим собственным разумом, который часто уму неподвластен.

Человек осознает пределы своего ума, а вот пределы человеческого сердца, по-моему, безграничны. Где-то в глубине человеческого сердца может храниться такое, о чем ты и сам не подозреваешь.

Когда человек совершает безнравственные поступки, когда он жесток, никто не говорит, что у него злой ум. Говорят, что у него «злое сердце». Думаю, что у такого человека ум и сердце находятся в завидном единении, к сожалению, безнравственном.

Русский мыслитель и публицист П.Я. Чаадаев писал, что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств.

Все то, что нам говорится, все то, что направлено на наш ум, не так действенно как то, что сказано (важно еще, как сказано) с целью затронуть наше сердце. Это воздействие и становится двигателем нравственных поступков человека.

Если разум сердца не участвует в твоих мыслях, то результат твоего поступка может не устроить не только тех, на кого он направлен, но даже и тебя самого. Потому что даже человеку невысокого уровня нравственности свойственно анализировать свои поступки, хотя бы изредка подключая к этому процессу сердце. Именно сердце помогает стать близким, понятным и приятным для других людей. То, что рождается в сердце, обретает затем мысли в вашем уме и помогает превратиться в соответствующий поступок.

Ведущая. Значит, нравственность проходит через наше сердце. Что же такое нравственность?

Учащиеся:

Употребляя термин «нравственность», мы обычно говорим об определенных характерных чертах морали. Уже упоминалось о том, что в жизни человека и его поведении много противоречивого. Эту противоречивость мы видим, прежде всего, в борьбе личного и общественного, желаемого и должного, чувственного и рационального.

Стремление к нравственности, к выполнению морального долга должно стать одним из самых важных человеческих усилий. Именно этим сильна личность. От уровня стремлений и усилий личности зависит, если можно так сказать, качество ее жизненного существования.

Ведущая. Конфуций, китайский мудрец, утверждал, что человеку все остальное становится ясным тогда, когда он поймет, в чем заключается истинная нравственность.

Учащийся. Думаю, что ясным все может стать. Но не всегда такая ясность ведет нас к тем поступкам, которые могут быть названы поистине нравственными. Ясность - это еще не подлинное осознание. К тому же в любом человеке происходит постоянная борьба нравственных и безнравственных сил. В ней сталкиваются добро и зло, честь и бесчестие, жалость и беспощадность, жестокость, справедливость и несправедливость.

Ведущая. Да, нравственные и безнравственные силы проникают во все сферы нашей жизни. И именно разум сердца стоит на страже того, чтобы победу одержало нравственное начало.

Учащиеся:

Наши личные жизненные потребности часто спорят с сердцем, заставляя нравственность отойти на задний план. Происходит конфликт желаний в тебе самом или в отношениях с другими людьми.

Иногда нравственность называют наукой о соглашениях. Для чего людям такая наука? Чтобы избежать того, что может сделать их несчастными.

Познание добра - вот нравственность моя.

Уметь его творить, желать творить и делать.

Живи и радуйся, не причиняя зла,

Ты - человек, и докажи все это делом.

Способность мыслить - вот достоинство твое.

Мысли - существенны, а не пространство, время.

Достойно мыслить постарайся, чтоб житье

Не превратилось бы в безнравственное бремя.

Ведущая. Нравственность в вопросах личного и общественного, а отсюда и проявлений добра и зла действительно сохраняет свою актуальность многие века. Вопрос нравственности актуален и для такой сферы человеческой жизни, как политика. Французский мыслитель и писатель Ж.Ж. Руссо писал: «Общество нужно изучать по людям и людей по обществу: кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой».

Учащиеся:

Отделение политической науки от нравственной действительно ошибочно, потому что «все, что является нравственным злом, является злом и в политике». Хорошая политика не может отличаться от здравой нравственности.

Мне нравится мысль о том, что человек может брать в свои руки власть только после того, когда он сам научился повиноваться. А древнегреческий мудрец и ученый Пифагор сравнивал власть в руках бесчестного человека с мечом в руках безумного.

Чтобы повелевать людьми, надо научиться повелевать собой. А это и означает прислушиваться к разуму своего сердца. Иначе что можно принести тем, кем ты управляешь? Ведь управление предусматривает усовершенствование людей и условий их жизни. Если ты не сумел сделать это по отношению к себе, то как ты сможешь сделать это в отношении других людей? Настоящие люди служат государству и людям своей совестью, которая находится в ладу с разумом сердца.

Ведущая . Коль скоро мы заговорили о совести, то следует заметить, что и в этом случае уместно говорить о ее нравственном начале. Как вы считаете, что больше способствует исправлению мира: законы или совесть?

Учащиеся:

Законы, наказание... Общество не может обойтись без этих средств самозащиты против нарушений и нарушителей. Иначе будут подвергнуты опасности сами условия его существования. Другое дело, что все то, что отражено в законах, не может воссоздать моральную силу. Поэтому закон и жестокость используются обществом в тех случаях, когда другие меры не воспринимаются или не помогают.

Тот, кого от безнравственного поступка удерживает закон, способен все-таки совершить что-то противоречащее морали хотя бы втайне от всех. Тот же, кому свойственна сила убеждения, будет выполнять свой долг с чувством незапятнанной совести. Такому человеку не свойственны даже тайные преступные деяния.

А я подумала о том, что фактически в законах отражены человеческие пороки. И насколько было бы лучше жить если бы люди жили по законам добрых нравов. Ведь для справедливого человека его нравственные качества вполне заменяют все законы.

И однако же законы защищают нас не только от других людей, но зачастую и от самих себя. Потому что у каждого свой уровень совести. У одних она просыпается от малейшего шороха, у других спит достаточно крепко даже в ненастную погоду. Поэтому разумное сочетание того и другого (закона и совести) не помешает каждому из нас.

Ведущая. Художник, как говорил Лев Толстой, не столько сострадает людям, сколько наблюдает их страдания, чтобы потом воспроизвести их в своем произведении. А его цель - то воздействие, которое произведет художественное произведение. Говорят, что искусство смягчает нравы. Как вы считаете, так ли это? I

Учащиеся:

Я бы сказал, что нравы тех, кто воспринимает это искусство. Некоторые же из нас могут плакать над тем шедевром-вымыслом, который так талантливо изобразил художник, писатель, поэт и т. д., а на подлинные человеческие страдания будут смотреть достаточно равнодушно. Говорят, что в годы Великой Отечественной войны фашисты-каратели спасали кошек и с умилением слушали сентиментальные музыкальные произведения. А после всего этого отправлялись совершать карательные операции.

И все-таки чувства человеческие очищаются, когда они соприкасаются с красотою высшей, красотою идеала. Настоящая поэзия и искусство необходимы людям особенно в те времена, когда наблюдается быстрый рост материальных благ. И он опережает человеческие способности воспринимать эти блага согласно законам души, т. е. законам нравственности. М. Пришвин (русский писатель-эссеист) писал, что поэзия обращает красоту в добро.

Ведущая. Нравственные начала пронизывают и все формы общественной и природной жизни на земле. В том числе и труд. Труд, который является не только источником нашего богатства, но и условием человеческой жизни вообще. К.Д. Ушинский (русский педагог) писал: «только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья».

Учащиеся:

Важен не просто труд, а еще и то, как этот труд выполняется.

Для того чтобы человек ощутил в себе чувство человеческого достоинства, ему необходим труд свободный, творческий, избранный им не только для того, чтобы прокормиться, но и для удовольствия, ощущения значимости своего труда для себя и других. Плодотворность труда приносит человеку огромное удовольствие.

Труд для многих становится не только средством наслаждения, но и сохранения здоровья.

Труд помогает человеку избавиться от многих бед, в том числе от нужды, от скуки и праздности, которые в свою очередь порождают множество пороков.

Мне кажется, что по отношению к труду можно оценивать отношение одного человека к другому.

Ведущая . И по отношению людей к вопросам мира и войны, тоже можно сказать многое об отношении к другим людям, т. е. насколько это отношение нравственно. Мы говорили с вами о пороках человеческих. Хочу отметить некоторые из них. Это жажда славы, которой добиваются любыми путями, это чувство недоверия и соперничества. Все эти пороки служат причиной для развязывания войны.

Учащиеся:

Нравственно и разумно искать не могущества, а безопасности. Потому что война - это самое страшное и неразумное в жизни человека. Тот, кто ей содействует так или иначе, должен рассматриваться человечеством как преступник. Не победить, а убедить, вот что должно стать достойным славы. Правда, одно дело война ради могущества и порабощения других людей, и совсем другое - война освободительная, отстаивающая право на жизнь и свободу своего народа.

Однако заботиться о военной мощи государства и быть готовыми к военным действиям совершенно необходимо. И не для того, чтобы завоевать, поработить кого-то, а для того, чтобы не потерять свою свободу, не попасть в рабство, зависимость от других.

Ведущая . Есть еще одна сфера человеческой жизнедеятельности, успех и благополучие которой во многом зависит от моральных отношений. Это семейная жизнь. Семейные отношения, конечно, имеют и правовую основу, но они больше подчинены моральным чувствам, таким как любовь и доверие друг к другу.

Учащиеся:

Семья - это, помимо прочего, союз моральный, а его основа - любовь и доверие, которые превращают двоих людей в единое целое, единую моральную личность.

Та зависимость и ответственность, которые появляются у людей после вступления в брак, делают их более нравственными. Это происходит уже хотя бы потому, что каждый из супругов добровольно уменьшает свои права, увеличивая при этом свои обязанности. И каждый из них должен теперь не мешать, а помогать другому жить человеческой жизнью.

Семья учит человека человечности. В основе этого лежит забота о близких и чувство ответственности за их здоровье и благополучие. Именно в семье человек, которому в холостой жизни творить добро было не совсем свойственно, учится этому чуду - творить добро.

Ведущая. Нравственное отношение к человеку - только часть тех отношений, которые мы должны проявлять к природе вообще (человек - это тоже часть природы). Ведь именно природа является тем звеном, которое связывает человека с человеком.

Учащиеся:

Человечество одержало немало побед над природой. Это во многом улучшило его жизнь. Но в то же время мы можем сказать, что за такие победы человечество почти всегда расплачивается.

Нравственное отношение к природе - это не простое любо-; вание ею, а что-то гораздо большее. Важно понять и принять ее всем сердцем, только тогда ты почувствуешь в ней свои корни и свою душу. А то, что проходит через нашу душу, через разум нашего сердца, не сможет быть обиженным.

Жить сообразно с природой, быть с ней в полной гармонии - вот что поможет человеку стать чище и нравственнее. Говорят, что человеку надо во многом брать пример со зверей. Вот, например, звери, живущие рядом с людьми, становятся ручными. Почему же люди, живущие рядом друг с другом и общаясь, иногда становятся дикими?

Нравственен тот человек, который живет по зову сердца, кто может удержать себя от причинения зла всему живому, кто помогает любой жизни на земле, в том числе и природной.

Ведущая . Кроме своего внутреннего мира сердца, человек приходит еще и в великий мир общественной деятельности. В этом мире его мысли становятся конкретными делами. И он не может оставаться праздным созерцателем. В этом мире ему необходим разум положительный и творящий.

Учащиеся:

Жить и творить в свое время, и на своем месте - вот в чем призвание человека, гражданина, патриота. А ценность тебя и твоих деяний будет зависеть от той пользы, которую ты принесешь себе и другим.

Человек может, конечно, жить интересной и богатой внутренней жизнью. Но для него этого недостаточно. Человек - существо социальное. На фоне общего благополучия не должна страдать личность. Но и отдельные гении не должны витать в облаках, когда толпа, как сказал В.Г. Белинский, валяется в грязи. Потому что и то, и другое безнравственно.

Забота о своем благополучии и благополучии своих близких дело немаловажное и достойное. Но оставаться наедине со своими личными заботами и забавами человек не должен. Гражданские мотивы обязаны занимать достойное место в сфере его действий. Иначе он просто выпадет из той всесторонней жизни, которая называется общественной.

А вот та мера, которой можно измерить его служение улучшению общественной жизни, исчисляется теми требованиями, которые человек предъявляет своей совести.

Ведущая. Значит, чтобы стать гражданином, надо, прежде всего, стать человеком. Основа человечности и гражданственности закладывается еще в детстве на основе правильного видения добра и зла. Став взрослым, человек получает все больше возможностей на проявление своих прав гражданина и на исполнение своих обязанностей.

Учащиеся:

Быть гражданином - значит служить Родине. Ведь именно Родина защищает тебя и способствует твоему благополучию в жизни.

Жизнь становится целостной, единой тогда, когда каждый гражданин общества будет соотносить свою деятельность со своим общественным назначением.

Ведущая . Воспитание и знания дополняют друг друга. Они неразделимы. Воспитывая, мы передаем друг другу знания, а знания, в свою очередь, оказывают воспитательное воздействие.

Учащиеся:

Если знания несут нам идеи, которые проходят не только через наш ум, но и сердце, то с уверенностью можно сказать, что они приобретают ту нравственную силу, которая впоследствии воплощается в достойные гражданина дела и поступки.

Можно знать все о здоровье, о том, как надо его укреплять и поддерживать, но не осуществлять все на практике. Можно знать все правила нравственности и весь мир добродетели, но остаться человеком не способным воплотить все это в жизнь. Поэтому нельзя не согласиться с великим Львом Толстым и его словами: «Настоящее познание дается сердцем. Мы знаем только то, что любим».

Ведущая . А это означает, что помимо образования ума необходимо еще и образование сердца?

Учащиеся:

Да, это так. Если в сердце человека царит смятение и хаос, если он завистлив и корыстолюбив, если все это лишает его покоя и сна - значит он действительно нуждается в образовании сердца, т. е. в нравственном воспитании.

Воспитывая волю и характер, занимаясь самовоспитанием и преобразованием образа своих мыслей, человек так и начинает образование и моральное воспитание своего сердца.

Говорят, наше сердце

Размером с кулак.

Ты поверь, я - не недруг,

Не заклятый твой враг.

Возразишь, что терзаю

В обидах, сомненьях,

Что изведало меру

Ты страданий, терпенья.

То, что совесть свою

Прячу я в твой тайник,

Что ссылаться на сердце

Я в обидах привык.

Не даю что покоя

Я тебе день и ночь,

Что прошу постоянно

Поддержать и помочь.

Да, все так, но по жизни

Нам с тобою идти.

Без обид поддержи,

Подскажи и прости.

Ведущая предлагает ребятам высказать свое мнение по нескольким нравственным ситуациям.

Ситуация 1 . Ваш друг сообщает вам, что у него большие финансовые затруднения. От положительного решения финансового вопроса именно в данный момент зависит его будущее благополучие и душевный комфорт (например, возможность сделать взнос на строительство квартиры, потому что ему уступают очередь, сделать необходимую операцию, потому что в противном случае придется еще долгое время ждать своей очереди и т. д.). Ваш друг не знает, есть ли у вас необходимая сумма (а она у вас есть!). Мало того, он не спрашивает вас об этом. Какова ваша реакция?

Ситуация 2 . Вам сообщили, что ваш друг в незнакомой вам компании отозвался о вас довольно нелестно. Вы не хотите этому верить, потому что ваши отношения уже много лет ничем не омрачены. Но определенное беспокойство вы все же испытываете.

А) Вы уточнили у друга, и он признался, что все так и было.

Ваша реакция.

Б) Вы уточнили у друга, и он не признался. Ваша реакция.

B) Станете ли вы вообще поднимать этот щекотливый вопрос? -

1. В современной жизни нравственность в прежнем ее понимании - понятие устаревшее.

2. Нравственность - одно из условий продолжения жизни на Земле.

Участникам ток-шоу и зрителям предлагается принять участие в опросе по анкете:

1. Происходит ли в настоящее время переоценка жизненных ценностей? (Да, нет.)

2. Если да, то как вы к этому относитесь? (Положительно, отрицательно, с пониманием необходимости такого процесса.)

3. Существуют ли, на ваш взгляд, вечные нравственные ценности? (Да, нет.)

4. Что вы считаете вечной ценностью?

В заключение делаются выводы:

1. Нравственные начала и ценности проникают во все сферы жизни человека.

2. Правильное сочетание разума ума и сердца приводят человека к нравственным поступкам.

3. Умение любить, сострадать и делать добро - вот главные нравственные ценности нашей жизни.

4. Сила жизни - вот что останется вечной ценностью на Земле.

Память можно и нужно тренировать.

Результаты человеческой деятельности зависят от богатства внутреннего мира человека, гармонии души и мыслей.