Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Сложение и вычитание чисел

Тема: Сложение.

Цель:

  1. сформировать представление о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака +;
  2. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
  3. тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по свойствам;
  4. тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.

Материалы к занятию

Демонстрационный:

  1. 3 прозрачных полиэтиленовых пакета.
  2. Муляжи яблока и груши.
  3. Лист для работы воспитателя к заданию 3.1.
  4. Карточки для обозначения вагонов к заданию 5.1.
  5. Образец выполнения задания 5.2(а).
  6. Образец выполнения задания 5.2(б).

Раздаточный:

  1. Игра «Разбитая ваза» (по 1 вазе на каждого ребенка). Все вазы одинаковы, разрезаны по-разному.
  2. Лист к заданию 3.1.
  3. Карточки-билеты для посадки в трамвай к заданию 5.1.

Ход занятия

1.Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире, развивать речь.

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что мама попросила Таню и Ваню сходить с ней в магазин. Пока мама собиралась, Таня и Ваня затеяли игру в салочки.

Как вы думаете, правильно ли поступили дети?

В какие игры нельзя играть дома?

Почему?

Воспитатель рассказывает, что во время игры Таня и Ваня уронили любимую мамину вазу и разбили ее.

Воспитатель предлагает детям исправить положение.

Как это можно сделать? (Можно вазу склеить.)

Хотите помочь Тане и Ване склеить вазу?

Сможете это сделать?

2. Актуализация знаний

2.1. Игра «Разбитая ваза».

Дидактические задачи:

  1. Актуализировать представление о целом и его частях, взаимосвязи между ними, умение составлять целое из частей;
  2. Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, речь, коммуникативные качества.

Дети по 4-6 человек подходят к столу, на котором находятся разрезанные на две части изображения ваз (на каждого). Все части перемешаны.

Воспитатель рассказывает, что ваза разбилась на 2 части, и предлагает помочь Тане и Ване сложить вазу из двух частей. Каждый ребенок должен сложить одну вазу.

После того как все дети выполнят задание, воспитатель задает вопрос:

На сколько частей была разбита ваза? (На 2 части.)

Покажите одну часть, другую часть.

Что вы сделали для того, чтобы ваза стала целой? (Мы сложили части.)

Что больше – целая ваза или любая ее часть? (Целая ваза больше любой ее части.)

2.2.Игра «В магазине».

Дидактические задачи:

  1. Актуализировать представления о действии сложения групп предметов;
  2. Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать память, речь, воображение.

Дети садятся на стульчике на ковер. Воспитатель предлагает кому-либо из девочек на время стать Таней, а кому-либо из мальчиков – Ваней. Этим детям воспитатель дает по прозрачному полиэтиленовому пакету. Воспитатель будет мамой, у которой тоже будет пакет.

Воспитатель рассказывает, что после того, как дети склеили вазу, они вместе с мамой пошли в магазин. Мама купила Тане грушу (воспитатель кладет в Танин пакет грушу). Ване мама купила яблоко (воспитатель кладет в Ванин пакет яблоко). Себе мама ничего не купила.

Из каких частей состояла вся покупка? (Одна часть – яблоко, другая часть – груша.)

Возле дома дети встретили папу, который пришел с работы пораньше, чтобы сходить с детьми в зоопарк.

Как вы думаете, стоит ли детям брать с собой только что купленные фрукты?

Если дети ответят утвердительно, надо спросить их, можно ли есть грязными руками, можно ли есть немытые фрукты?

Дети могут предложить накормить этими фруктами зверей в зоопарке.

Что написано на клетках в зоопарке? (Кормить зверей запрещается.)

Как вы думаете почему этого нельзя делать?

Таня и Ваня решили сложить фрукты в мамин пакет, а со своими пакетами ехать в зоопарк.

Воспитатель складывает плоды в третий пакет и подводит итог: части (показывает на маленькие мешки) сложили , соединили, объединили в целое (показывает на большой мешок).

3.Затруднение в игровой ситуации.

  1. Игра «Письмо бабушке».

Дидактические задачи:

  1. Уточнить представления детей о действии сложения и создать мотивационную ситуацию для записи сложения с помощью знака +;
  2. Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
  3. Развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь.

Дети садятся за столы и работают на листке к заданию 3.1.

Воспитатель говорит, что брат и сестра хотят написать бабушке и рассказать, что они купили в магазине и как потом все сложили к маме в сумку.

Что мама купила Тане? (Грушу.)

Нарисуйте в одном маленьком мешке желтое яблоко.

Что мама купила Ване? (Яблоко.)

Нарисуйте зеленый треугольник в другом маленьком мешочке.

Что дети сделали потом? (Сложили все в мамин пакет.)

Воспитатель уточняет: части покупки сложили , объединили в одно целое.

Воспитатель рассказывает, что для того, чтобы показать сложение, не обязательно ссыпать части вместе – можно между частями поставить значок, который рассказывает о том, что части складывают.

Какой знак мы можем записать?

Надо подвести их к тому, что мы не знаем как записывается знак сложения.

Что мы будем делать, если чего-то не знаем? (Можно спросить у того кто знает.)

4.Открытие нового знания.

4.1.Игра «Письмо бабушке» (продолжение).

Дидактические задачи:

  1. Уточнить смысл сложения и познакомить с записью сложения с помощью знака +;
  2. Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь, мелкую моторику рук.

Кто знает такой знак?

После ответов детей воспитатель пишет на доске между маленькими мешками знак + и говорит, что действие сложения обозначается таким знаком. Дети пишут знак + в своих тетрадях.

Что оказалось в большом мамином пакете после того, как дети сложили туда части покупки? (Яблоко и груша.)

Нарисуйте яблоко и грушу в большом пакете.

Дети рисуют в своих тетрадях, воспитатель – на доске.

Воспитатель обращает внимание детей на два маленьких мешка со знаком между ними и на большой мешок.

В первом случае мы сложили части и получили целое с помощью знака, а во втором случае – части положили в один пакет и тоже получили целое.

Мы получили два целых.

Как вы думаете, равны ли эти целые? (Равны.)

Почему вы так думаете? (Потому что в двух маленьких мешках яблоко и груша и в одном большом мешке те же самые яблоко и груша.)

Как это можно проверить? (Провести волшебные ниточки.)

Какой знак можно поставить между маленькими мешками и большим? (Знак =.)

Воспитатель пишет знак равенства на доске, дети – в тетрадях.

Покажите части покупки.

Покажите целую покупку.

Воспитатель делает вывод :

  1. Знак плюс говорит о том, что части (показывает на маленькие мешки) сложили, соединили, объединили в целое (показывает на большой мешок);
  2. Знак равенства говорит о том, что две части, сложенные вместе, равны целому.

5.Включение нового знания в систему знаний ребенка.

5.1.Игра «Трамвай».

Дидактические задачи:

  1. Закрепить представления о действии сложения и его записи с помощью знака +;
  2. Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, воображение.

Воспитатель предлагает детям вместе с Таней и Ваней поехать в другие магазины.

На чем можно ездить по городу?

Дети перечисляют городской транспорт. Выбираем, например, трамвай.

Для того чтобы сесть в нужный трамвай, каждый ребенок получает карточку, на которой нарисованы два мешка с лежащими в них геометрическими фигурами и стоящим между ними знаком +. В каждом мешке должно быть по одной фигуре.

Воспитатель раздает детям билеты.

На стульях, стоящих в разных местах группы, размещены карточки с нарисованными на них большими мешками с геометрическими фигурами. Каждый ребенок должен выполнить сложение и подойти к тому «трамваю», на которых находится соответствующий номер, то есть результат сложения.

Задание проверяется индивидуально у каждого ребенка. Карточки-билеты у детей забираются.

Приехали. Наша остановка.

5.2.Работа в тетради.

Дидактические задачи:

  1. Закрепить представления о действии сложения и его записи, тренировать умение складывать группы предметов и записывать это с помощью знака +;
  2. Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук.

№1.Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает рассмотреть задание.

В какой магазин заехали брат и сестра? (В булочную.)

Что несла из булочной Таня? (3 баранки.)

Это целая покупка или ее часть? (Часть.)

Что нес Ваня? (Батон – это другая часть.)

Воспитатель предлагает детям выполнить сложение.

Какой знак поставили между мешками для того, чтобы было понятно, что надо сложить бублики и батон? (Знак +.)

Как вы будете выполнять сложение?

Дети вместе с воспитателем проговаривают: сначала в большом мешке нарисую первую часть, то есть 3 круга, потом – вторую часть, то есть 1 овал.

Как проверить, правильно ли выполнили сложение? (Надо провести волшебные ниточки.)

Какой знак нужно поставить между маленькими мешками и большим мешком? (Знак =.)

Правильность выполнения задания дети проверяют по образцу, который выставляет воспитатель.

№2.

Иногда козлики хотели одинаковый обед, иногда, как, например, в этот раз, каждый мечтал о своем обеде.

Что хочет получить на обед козлик, находящийся слева? (Арбуз и желтое яблоко.)

Что хочет получить на обед козлик, находящийся справа? (Дыню и красное яблоко.)

Как надо поступить, чтобы узнать, что нужно принести братьям – козликам на обед? (Надо сложить обе части обеда.)

Дети самостоятельно выполняют сложение.

6.Итог занятия.

Дидактические задачи : провести рефлексию деятельности на занятии .

Воспитатель собирает детей около себя.

Где вы сегодня побывали?

Что полезного сделали?

Какие новые знания дали вам возможность написать письмо бабушке, сесть в нужный трамвай, накормить козликов?

Воспитатель помогает детям сформулировать ответ: потому что мы научились складывать группы предметов.


Цель: Сформировать представление о сложении.

Задачи:

· дать представление как объединяются группы предметов при сложении;

· познакомить со знаком «+»;

· закрепить знание свойств предметов;

· уточнить пространственные отношения: на, над, под.

Материалы к занятию: мимио проект, комплекты геометрических фигур на каждого ребенка (по 2 комплекта:2 прямоугольника, 3 круга), нарисованы пакеты, рабочие тетради.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о таком математическом действии – сложение. А что бы нам стало более понятно, поиграем с вами в игру, которая называется « В овощном магазине» (в ходе этой игры у детей формируется представление о сложении как объединении групп предметов).

Маша и Миша пошли с мамой в овощной магазин. Маша попросила купить ей 2 огурца, а Миша попросил купить ему 3 помидора. Мама купила Маше 2 огурца, затем купила Мише 3 помидора (на мимио доске воспитатель раскладывает овощи детям по пакетам). Сделав покупки, мама и дети отправились домой. Во дворе ребята встретили друзей и попросили у мамы разрешения с ними поиграть, а купленные овощи сложили в мамину сумку. Каким словом можно заменить слово «сложили»? (положили вместе, объединили и т.д.).

Действия, которые выполнили Маша и Миша, в математике называют сложением. Посмотрите, какие овощи лежат в общей большой сумке? Что поучилось в результате сложения?(2 огурца и 3 помидора – всего 5 овощей).

Ребята, перед вами модели «мешков» и геометрические фигуры, карточки со знаком «+» и «=». Положите в первый мешок 2 прямоугольника, а во второй – 3 кружка (все действия дублируются на мимио доске). И так, проверяем:

Что лежит в первом мешке? (два прямоугольника)

Что лежит во втором мешке?(три кружка).

Сложите все эти фигуры в общий большой мешок. Что получилось? (2 прямоугольника и 3 круга).

Что мы сделали с фигурами? (собрали, сложили, объединили в общий большой мешок). Совершенно верно, обе части – первый и второй мешок – мы объединили в одно целое(сумму).

Ребята, но чтобы показать сложение, не обязательно ссыпать все фигуры вместе – можно поставить между частями (слагаемыми) знак «+». (дети выкладывают знак + и фигуры). Мы получили две суммы, равны ли они? Какой знак мы можем поставить между ними? (знак «=»).

Молодцы ребята, давайте немного отдохнем, а потом продолжим наше занятие.

Физминутка «Овощи»

Дружно мы вскопаем грядку.
Все посадим по порядку:
Здесь – морковь,
А здесь – капуста.
Как созреют, будет вкусно!

Здесь – растут картофель, лук,
Лечит от семи недуг!
Огород польем из лейки
И присядем на скамейке.

Давайте продолжим, посмотрите, семья ежей готовилась к зиме. Еж с ежихой отправились по грибы. Встретились на лесной полянке и смотрят, кто, сколько грибов нашел.

Еж нашел два подосиновика, а ежиха 3 подберезовика. И сложили их в своей кладовочке, чтоб зимой не голодать.

Сосчитайте сколько всего грибов у наших ежей (пять).

Назовите по картинке первую часть, вторую часть, целое (скммк).

Решили ежи снова сходить в лес за грибами. Кто что нашел на этот раз? (еж нашел три подберезовика, а ежиха 2 подосиновика) и опять они сложили грибы в общую кладовочку. Назовите первую часть, вторую часть, целое (сумму). Нарисуйте грибы в мешках.

Что интересного вы заметили? (части поменялись местами, а целое не изменилось).

Ребята, а чем еще могли бы запасались ежи? (они собирают лесные яблоки). Давайте представим себе, что наши ежи, на следующий день отправились на поиски лесных яблок. Сколько раз им пришлось сходить за яблоками? (два раза).

Посмотрите сколько и каких яблок принес еж в первый раз? А ежиха?

А сколько и каких яблок принес еж во второй раз? А ежиха?

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные в тетрадях).

Посмотрите, что вы заметили? (части поменялись местами, целое не изменилось).

Молодцы. Давайте рассмотрим картинки. На лесной полянке живут не только ежи, там можно встретить и других зверей, и разных насекомых, а какие красивые цветы и деревья! Кто из вас летом был в лесу?

Рассмотрим первую картинку, мне кажется здесь кто-то лишний. Как вы думаете, кто? (в зависимости от выбора признака, по которому исключается лишний предмет, дается обобщенное название)

Рассмотрим вторую картинку, что на ней лишнее? (в зависимости от выбора признака, по которому исключается лишний предмет, дается обобщенное название. Важно чтобы дети аргументировали свой выбор).

Ребята давайте посмотрим, в низ странички, кто там плачет? Муравей заблудился. В лесу так много тропинок, давайте поможем ему найти дорогу домой.

Молодцы ребята, а дома с мамой или папой, дорисуйте фонарики для нашего муравьишки, чтоб он больше не терялся, и раскрасте их, а внизу сделайте геометрические дорожки.

Мы почти закончили наше занятия, и мне бы хотелось проверить, как хорошо вы ориентируетесь в пространстве, что быть уверенной что вы не заблудитесь как муравей.

Выполнение задания на ориентировку в пространстве (под, на, над).

Молодцы, ребята. Задания в низу странички, тоже возьмите надом.

И так, ребята где мы сегодня вместе с ежами побывали? (в лесу).Какие действия мы выполняли с овощами, грибами, яблоками, геометрическими фигурами?(мы их складывали. Какой знак показывает, что мы разные части объединяли в целое?(«+») Покажите пальчиками. На этом наше занятие заканчивается, спасибо за работу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД составлен в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Форма проведения - путешествие помогает реализовать образовательные, развивающие, коррекционные и воспитательные задачи. Непос...

Цель: - Познакомить детей с праздником Днём матери.Подвести детей к тому, что мы всей группой будем готовиться к этому замечательному празднику, что для того чтобы порадовать маму мы должны выучить ст...

Конспект НОД по ОО Познавательное развитие, включающий в себя познавательно-исследовательскую деятельность...

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ОБЪЕДИНЕНИЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ КЛУБОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА»

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕВПАТОРИИ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

План-конспект открытого занятия

Для детей группы №1

ТЕМА : ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ НА НАГЛЯДНОЙ ОСНОВЕ. РЕШЕНИЕ ПРОСТЫХ ЗАДАЧ НА СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ. ВОССОЗДАНИЕ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР ПЛОСКОСТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПРЕДМЕТОВ ПО ОБРАЗЦАМ КОНТУРНОГО ХАРАКТЕРА.

Педагог: Максимович Светлана Николаевна

Дата: 29.03.2017г.

Возраст детей: 6 лет

г. Евпатория, 2017г.

Цель: сформировать понятие и представления о сложении и вычитании; продолжать знакомить со знаком «+», «-»; ввести понятие «задача» на элементарном уровне; познакомить с составными частями задачи; решать задачи на сложение и вычитание; работать с геометрическим материалом.

Задачи :

    Обучающая : продолжать знакомить дошкольников с числами первого десятка, их образованием, составом, записью и операциями над ними; учить решать примеры и задачи на сложение и вычитание; продолжать формироватьпредставления о геометрических фигурах; читать выражение с использованием знаков +, -, =.

    Развивающая : способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти, познавательного интереса, творческих способностей, вычислительной деятельности; развиватьинтереск математике.

    Воспитательная : воспитывать стремление к знаниям, усидчивость, умение слушать, способность выражать свои мысли, умение работать в коллективе и самостоятельно.

Тип занятия: применение знаний, умений и навыков.

Вид занятия: комбинированное занятие.

Форма организации обучения: групповая, индивидуальная.

Методы обучения : игровой, наглядный, объяснительно - иллюстративный метод, частично-поисковый метод.

Материал к занятию:

Раздаточный материал: числовой ряд (для каждого ребёнка); счётный материал (камни, счётные палочки, пирамидки), карточки с математическими знаками (+,=).

Демонстрационный материал: числовой ряд; изображение воробья; карточки с цифрами 0 и 1; иллюстрации к задачам.

Ход занятия:

    Организационный момент (1 мин.)

Приветствие. Организация рабочего места. Повторение правил поведения на занятии.

    Вводная часть (7 мин.)

    Сообщение темы и целей занятия (1 мин.)

    Дидактическая игра «Где обедал воробей?» (4 мин.)

Ребята, к нам на занятие пришёл гость. Отгадайте загадку.

«Маленький мальчишка

в сером армячишке

По дворам шныряет,

крохи собирает,

По полям кочует –

Пшеницу ворует» (воробей )

(На доску вешаю карточку с изображением воробья)

Часто в старину люди говорили : «Бей вора! Вора бей!» , - и называли маленькую серую птичку воришкой.

И вот однажды залетел маленький воришка в зоопарк, и попал на обед к его обитателям. А у кого он побывал, послушайте внимательно стихотворение и запомните.

«- Где обедал воробей?

В зоопарке у зверей!

Пообедал я сперва

за решеткою у льва .

Подкрепился у лисицы ,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона ,

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога ,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру .

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя .

А зубастый крокодил.

Чуть меня не проглотил». (С. Маршак)

Сколько же животных было? Кто из вас, ребята, хорошо слушал, запомнил, сможет назвать и посчитать их? Давайте сделаем это при помощи цифрового отрезка.

(Отмечаю на доске при каждом правильном ответе детей одно деление под цифрами).

Сколько мы с вами насчитали животных, у кого обедал воробей? (9)

А самого воробья мы посчитали? Воробей и будет у нас 10-м.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Кто может сказать, как мы получили число 10? Правильно, путем сложения 9 и 1.

«Цифра вроде буквы О –

Это ноль, иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

Если ж слева рядом с ним

Единицу примостим,

Он побольше станет весить,

Потому что это – десять». (С. Маршак)

    Устный счёт. Дидактическая игра «Найди соседей числа» (2 мин.)

    Основная часть (20 мин.)

    Работа в тетради (2 мин.)

Теперь запишем цифру 10 на доске. Запомните ребята, цифра 10 – это двузначное число, т. е. цифра состоит из двух знаков : 0 и 1. А теперь запишите эту цифру в ваши тетради.

(Дети работают в тетради)

    Состав числа 4, 5 (3 мин.)

    Дети самостоятельно заполняют домики. Два ребёнка у доски.

    Пальчиковая гимнастика «Воробей». (1 мин.)

    Ты малыш, воробей, (соединяем и раскрываем несколько раз большой и указательный пальцы, остальные сжаты)

    На улице не робей. (потереть ладони)

    По кормушке клювом бей, (стучим пальцами рук по столу)

    Наедайся поскорей! (ладони сжаты крепко в кулаки)

    Закрепление понятий «сложение», «вычитание», «плюс», «минус». (4 мин.)

    Дети в тетрадях самостоятельно решают примеры на сложение и вычитание. Потом по-очереди читают записи.

    Решение простых задач на сложение и вычитание. (7 мин.)

    Детям предоставляется серия картинок, по которым они составляют условие задачи и её решение, которое впоследствии записывается в виде примера на доске (см. Приложение 1).

    Решение задач в тетради с печатной основой (стр.). Запись решения.

    Работа с геометрическим материалом . (3 мин.)

    Дети (по группам) воссоздают из геометрических фигур плоскостные изображения предметов по образцам контурного характера (см. Приложение №2).

    Итог занятия. Рефлексия (2 мин.)

    Беседа

    Что делали на занятии? (ответы детей)

    Что больше всего понравилось? Запомнилось? (ответы детей)

    Состав каких чисел разбирали на занятии? (чисел 4 и 5)

    Что мы составляли на занятии по картинкам? (текст задачи)

    Вербальная оценка достижений дошкольников на занятии.

Конспект занятия по математике в старшей группы «Сложение»

Цель : Формировать представление о сложении , как объединении групп предметов . Познакомить со знаком «+» ; Закрепить знание свойств предметов.

Задачи :

  1. сформировать представление о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака +;

Совершенствовать умение решать задачи на сложение ;

  1. тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по свойствам;

Совершенствовать знания о геометрических фигурах, форме, цвете предметов;

  1. тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.;

Интеграция образовательных областей : познавательная, речевая, художественно – эстетическая, физическая, социально – коммуникативная.

Материалы к занятию

  1. Игра «Разбитая ваза» (по 1 вазе на каждого ребенка). Все вазы одинаковы, разрезаны по-разному
  2. Набор картинок, карточки со знаком «+ и =» , геометрические фигуры: круги и треугольники

3. Модели трёх «мешков» , изготавливаются из альбомного листа.

4Карточки-билеты для посадки в трамвай к заданию

Ход занятия:

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире, развивать речь.

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель : Ребята, когда я шла в садик встретила зайчика. Он был очень грустными. Он узнал, что я работаю в детском саду и он попросил меня забрать его к нам в группу. Вы знаете, он очень любознательный? Ребята а давите познакомимся с ним.

Дети знакомятся и узнают, что его зовут Степашка

Его друзья загадали ему загадку, но он не знает ответа и просить у вас помощи. Ну что поможем Степашке?

Дети : Поможем.

Воспитатель : читает загадку:

Числа плюсом прибавляем

И ответ потом считаем.

Если «плюс» , то, без сомнения,

Это действие … ( «сложение » )

Воспитатель : Ребята, Степашка хочет узнать, что такое сложение . Я вам сейчас расскажу одну историю: «Мама попросила Степашку сходить с ней в магазин. Пока мама собиралась, Степашка со своими братьями затеяли игру в салочки.

Как вы думаете, правильно они поступили затеяв игру дома в салочки?

Вовремя игры они уронили любимую мамину вазу и разбили ее.

Воспитатель предлагает детям исправить положение.

Как это можно сделать? (Можно вазу склеить.)

2. Актуализация знаний

Игра «Разбитая ваза».

Дидактические задачи:

  1. Актуализировать представление о целом и его частях, взаимосвязи между ними, умение составлять целое из частей;
  2. Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, речь, коммуникативные качества.

Дети на столах находят разрезанные на две части изображения ваз (на каждого). Все части перемешаны.

Воспитатель рассказывает, что ваза разбилась на 2 части, и предлагает помочь Тане и Ване сложить вазу из двух частей. Каждый ребенок должен сложить одну вазу.

Воспитатель задаёт вопрос:

На сколько частей была разбита ваза? (На 2 части.)

Покажите одну часть, другую часть.

Что вы сделали для того, чтобы ваза стала целой? (Мы сложили части.)

Что больше – целая ваза или любая ее часть? (Целая ваза больше любой ее части.)

Работа с раздаточным материалом .

Воспитатель : У вас на столах модели мешков и геометрические фигуры (2 набора в каждом по 1 круг и по 3 треугольника карточки со знаками «+» и «=» . Положите в 1-ый мешок 1 круг, а во второй 3 треугольника. На доске все действия дублируются.

Проверьте, что лежит в 1-ом мешке? (1 круг)

Что лежит во втором мешке? (3 треугольника)

- Сложите все эти фигуры в общий большой мешок. Что получилось? (1 круг и 3 треугольника)

Воспитатель: Что мы сделали с фигурками?

Дети : Собрали и сложили в общий большой мешок. Объединили их

Воспитатель : Верно, обе части первый и второй мешок мы объединили в одно целое, то есть сложили .

Воспитатель: Давайте еще раз вспомним что мы сделали.

В первом мешке сложили один круг– это первая часть.

Во втором мешке 3 треугольника (– это вторая часть.

Что было потом? (все фигуры объединили, сложили ) . Мы сложили две части и получили целое. Чтобы показать сложение , не обязательно ссыпать все фигуры вместе, можно поставить между частями знак «+» .

Мы получили две суммы.Как вы думаете равны левая и правая часть суммы?. (слева 1 круг и 3 треугольника, и справа 1 круг и 3 треугольника Суммы равны).

Какой знак мы можем поставить между ними? (знак «=» ).

А теперь ребята вы устали давайте сделаем физкультминутку :

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем,

А потом гулять пойдем.

Игра «Трамвай».

Дидактические задачи:

  1. Закрепить представления о действии сложения и его записи с помощью знака +;
  2. Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, воображение.

Ребята наверно родители Степашки волнуются, что его так долго нет. А давайте мы его отвезём домой.

На чем можно ездить по городу?

Дети перечисляют городской транспорт. Выбираем, например, трамвай.

Для того чтобы сесть в нужный трамвай, каждый ребенок получает карточку, на которой нарисованы два мешка с лежащими в них геометрическими фигурами и стоящим между ними знаком +. В каждом мешке должно быть по одной фигуре.

Воспитатель раздает детям билеты.

На стульях, стоящих в разных местах группы, размещены карточки с нарисованными на них большими мешками с геометрическими фигурами. Каждый ребенок должен выполнить сложение и подойти к тому «трамваю», на которых находится соответствующий номер, то есть результат сложения.

Задание проверяется индивидуально у каждого ребенка. Карточки-билеты у детей забираются.

Приехали. Наша остановка. Вернулись в детский сад

Сели за столы

Работа в тетради.

Дидактические задачи:

  1. Закрепить представления о действии сложения и его записи, тренировать умение складывать группы предметов и записывать это с помощью знака +;
  2. Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук.

№1.Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает рассмотреть задание.

В какой магазин заехали брат и сестра? (В булочную.)

Что несла из булочной Таня? (3 баранки.)

Это целая покупка или ее часть? (Часть.)

Что нес Ваня? (Батон – это другая часть.)

Воспитатель предлагает детям выполнить сложение.

Какой знак поставили между мешками для того, чтобы было понятно, что надо сложить бублики и батон? (Знак +.)

Как вы будете выполнять сложение?

Дети вместе с воспитателем проговаривают: сначала в большом мешке нарисую первую часть, то есть 3 круга, потом – вторую часть, то есть 1 овал.

Как проверить, правильно ли выполнили сложение? (Надо провести волшебные ниточки.)

Какой знак нужно поставить между маленькими мешками и большим мешком? (Знак =.)

Правильность выполнения задания дети проверяют по образцу, который выставляет воспитатель.

Итог занятия.

Дидактические задачи : провести рефлексию деятельности на занятии.

Воспитатель собирает детей около себя.

Вам понравилось занятие? (да)

Кому мы сегодня помогли?

Какое действие мы выполнили с геометрическими фигурами? (сложение

Какой знак показывает, что мы разные части объединили в целое? (знак +)

Спасибо, ребята, вы все молодцы!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математике в старшей группы «Сложение»

Цель : Формировать представление о сложении , как объединении групп предметов . Познакомить со знаком «+» ; Закрепить знание свойств предметов.

Задачи :

  1. сформировать представление о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака +;

Совершенствовать умение решать задачи на сложение ;

  1. тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по свойствам;

Совершенствовать знания о геометрических фигурах, форме, цвете предметов;

  1. тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук. ;

Интеграция образовательных областей : познавательная, речевая, художественно – эстетическая, физическая, социально – коммуникативная.

Материалы к занятию

  1. Игра «Разбитая ваза» (по 1 вазе на каждого ребенка). Все вазы одинаковы, разрезаны по-разному
  2. Набор картинок, карточки со знаком «+ и =» , геометрические фигуры: круги и треугольники

3. Модели трёх «мешков» , изготавливаются из альбомного листа.

4 Карточки-билеты для посадки в трамвай к заданию

Ход занятия:

1.Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире, развивать речь.

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель : Ребята, когда я шла в садик встретила зайчика. Он был очень грустными. Он узнал, что я работаю в детском саду и он попросил меня забрать его к нам в группу. Вы знаете, он очень любознательный? Ребята а давите познакомимся с ним.

Дети знакомятся и узнают, что его зовут Степашка

Его друзья загадали ему загадку, но он не знает ответа и просить у вас помощи. Ну что поможем Степашке?

Дети : Поможем.

Воспитатель : читает загадку:

Числа плюсом прибавляем

И ответ потом считаем.

Если «плюс» , то, без сомнения,

Это действие … ( « сложение » )

Воспитатель : Ребята, Степашка хочет узнать, что такое сложение . Я вам сейчас расскажу одну историю: « Мама попросила Степашку сходить с ней в магазин. Пока мама собиралась, Степашка со своими братьями затеяли игру в салочки.

Как вы думаете, правильно они поступили затеяв игру дома в салочки?

Почему?

Вовремя игры они уронили любимую мамину вазу и разбили ее.

Воспитатель предлагает детям исправить положение.

Как это можно сделать? (Можно вазу склеить.)

2. Актуализация знаний

Игра «Разбитая ваза».

Дидактические задачи:

  1. Актуализировать представление о целом и его частях, взаимосвязи между ними, умение составлять целое из частей;
  2. Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, речь, коммуникативные качества.

Дети на столах находят разрезанные на две части изображения ваз (на каждого). Все части перемешаны.

Воспитатель рассказывает, что ваза разбилась на 2 части, и предлагает помочь Тане и Ване сложить вазу из двух частей. Каждый ребенок должен сложить одну вазу.

Воспитатель задаёт вопрос:

На сколько частей была разбита ваза? (На 2 части.)

Покажите одну часть, другую часть.

Что вы сделали для того, чтобы ваза стала целой? (Мы сложили части.)

Что больше – целая ваза или любая ее часть? (Целая ваза больше любой ее части.)

Работа с раздаточным материалом .

Воспитатель : У вас на столах модели мешков и геометрические фигуры (2 набора в каждом по 1 круг и по 3 треугольника карточки со знаками «+» и «=» . Положите в 1-ый мешок 1 круг, а во второй 3 треугольника. На доске все действия дублируются.

Проверьте, что лежит в 1-ом мешке? (1 круг)

Что лежит во втором мешке? (3 треугольника)

Сложите все эти фигуры в общий большой мешок. Что получилось? (1 круг и 3 треугольника)

Воспитатель: Что мы сделали с фигурками?

Дети : Собрали и сложили в общий большой мешок. Объединили их

Воспитатель : Верно, обе части первый и второй мешок мы объединили в одно целое, то есть сложили .

Воспитатель: Давайте еще раз вспомним что мы сделали.

В первом мешке сложили один круг– это первая часть.

Во втором мешке 3 треугольника (– это вторая часть.

Что было потом? (все фигуры объединили, сложили ) . Мы сложили две части и получили целое. Чтобы показать сложение , не обязательно ссыпать все фигуры вместе, можно поставить между частями знак «+» .

Мы получили две суммы.Как вы думаете равны левая и правая часть суммы?. (слева 1 круг и 3 треугольника, и справа 1 круг и 3 треугольника Суммы равны).

Какой знак мы можем поставить между ними? (знак «=» ).

А теперь ребята вы устали давайте сделаем физкультминутку :

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем,

А потом гулять пойдем.

Игра «Трамвай».

Дидактические задачи:

  1. Закрепить представления о действии сложения и его записи с помощью знака +;
  2. Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, воображение.

Ребята наверно родители Степашки волнуются, что его так долго нет. А давайте мы его отвезём домой.

На чем можно ездить по городу?

Дети перечисляют городской транспорт. Выбираем, например, трамвай.

Для того чтобы сесть в нужный трамвай, каждый ребенок получает карточку, на которой нарисованы два мешка с лежащими в них геометрическими фигурами и стоящим между ними знаком +. В каждом мешке должно быть по одной фигуре.

Воспитатель раздает детям билеты.

На стульях, стоящих в разных местах группы, размещены карточки с нарисованными на них большими мешками с геометрическими фигурами. Каждый ребенок должен выполнить сложение и подойти к тому «трамваю», на которых находится соответствующий номер, то есть результат сложения.

Задание проверяется индивидуально у каждого ребенка. Карточки-билеты у детей забираются.

Приехали. Наша остановка. Вернулись в детский сад

Сели за столы

Работа в тетради.

Дидактические задачи:

  1. Закрепить представления о действии сложения и его записи, тренировать умение складывать группы предметов и записывать это с помощью знака +;
  2. Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук.

№1.Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает рассмотреть задание.

В какой магазин заехали брат и сестра? (В булочную.)

Что несла из булочной Таня? (3 баранки.)

Это целая покупка или ее часть? (Часть.)

Что нес Ваня? (Батон – это другая часть.)

Воспитатель предлагает детям выполнить сложение.

Какой знак поставили между мешками для того, чтобы было понятно, что надо сложить бублики и батон? (Знак +.)

Как вы будете выполнять сложение?

Дети вместе с воспитателем проговаривают: сначала в большом мешке нарисую первую часть, то есть 3 круга, потом – вторую часть, то есть 1 овал.

Как проверить, правильно ли выполнили сложение? (Надо провести волшебные ниточки.)

Какой знак нужно поставить между маленькими мешками и большим мешком? (Знак =.)

Правильность выполнения задания дети проверяют по образцу, который выставляет воспитатель.

Итог занятия.

Дидактические задачи : провести рефлексию деятельности на занятии .

Воспитатель собирает детей около себя.

Вам понравилось занятие? (да)

Кому мы сегодня помогли?

Какое действие мы выполнили с геометрическими фигурами? (сложение

Какой знак показывает, что мы разные части объединили в целое? (знак +)

На каком транспорте мы поехали?

Спасибо, ребята, вы все молодцы!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Улыбка»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию математических представлений в старшей группе №4 «Одуванчики»

на тему: «Вычитание. Знак минус»

Воспиатель:

Елховенкова Олеся Викторовна

  1. Организационный момент

Познакомиться с действием вычитание, со знаком «-».

Педагогическая цель: Познакомить со знаком вычитания. Научить составлять и записывать истории, в которых происходит уменьшение. Упражнять в отсчёте заданного числа камешков и счёте любого числа.

Описание форм и методов:

Ребята, сегодня к нам в группу принесли письмо. Давайте посмотрим от кого это письмо и о чем в нем говорится. (читаю письмо) «Здравствуйте, ребята старшей группы «Одуванчики». Пишет вам Буратино. Дорогие ребята, обращаюсь к вам с просьбой. Я в книжке прочитал о том, что существует знак «минус». А что это означает этот знак и как он записывается я не знаю. Помогите пожалуйста мне разобраться что же это за такой интересный знак.» Ребята, поможем Буратино?

  1. Опрос учащихся по пройденному материалу:

Цель, которую должны достигнуть дети: Вспомнить счёт в пределах 10; состав числа 10.

Педагогическая цель: Активизировать личный опыт детей. Закрепить навыки счёта. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Описание форм и методов:

Я приглашаю вас пройти на ковер и поиграть в игру «Продолжи счёт». Я бросаю мяч и называю число, а вы должны продолжить счёт. (Бросаю мяч всем детям по очереди)

А сейчас следующее задание «Рассели жильцов». Для этого вам нужно разделиться на две команды: команда мальчиков и команда девочек. Посмотрите на домики и скажите какая цифра живёт в ваших домах (10). Подумайте, из каких чисел она состоит и расселите карточки с точками в окошечки домов. А теперь поменяйтесь домиками и проверьте друг у друга по образцу.

  1. Изучение нового учебного материала.

: Познакомиться с действием вычитание, со знаком «-». Научится придумывать истории на уменьшение. Научиться отсчитывать заданное число камешков.

Педагогическая цель : Познакомить с действием вычитание, со знаком «-». Упражнять в умении придумывать истории на уменьшение количества. Упражнять в отсчёте заданного числа камешков и счёте любого числа. Заинтересовать детей в решении проблемной задачи, настроить на интеллектуальную деятельность.

Описание форм и методов:

Ребята, послушайте истории и скажите, что в них происходит. Чтобы легче вам было сделать вывод по историям, предлагаю воспользоваться камушками.

  1. У дома сидело 5 кошек, потом 1 кошка ушла. Больше или меньше стало кошек? (Дети рассуждают)
  2. У Сережи было 8 конфет. 3 конфеты он отдал Кате. Увеличилось или уменьшилось количество конфет у Сережи? (Дети рассуждают)
  3. У Оли 7 шариков, 4 шарика Оля подарила Свете. Увеличилось или уменьшилось количество шариков у Оли? (дети рассуждают)

Ребята, давайте с вами подумаем, что же происходило во всех историях? (ответы детей) Во всех историях происходило уменьшение количества. Ребята, в математике такое действие называется вычитанием. Вычитание обозначается знаком «-». Давайте мы с вами нарисуем знак минус в тетрадях.

Ребята, а теперь попробуйте вы сами придумать истории, в которых работал бы знак «-». (дети рассказывают истории, воспитатель на языке математики записывает их).

ФИЗМИНУТКА

Ребята, а сейчас я буду рассказывать вам истории, а вы внимательно послушайте и решите, какой знак работает в каждой из историй.

  1. На цветке сидело 3 бабочки, к ним прилетели еще 5. Увеличилось или уменьшилось количество бабочек на цветке? (Ответы детей)
  2. У Вани было 6 машин, 2 машины Ваня подарил Коле. Больше или меньше стало машин у Вани? (ответы детей)
  3. У Даши было 9 шоколадок. 3 шоколадки она дала маме? Увеличилось или уменьшилось количество шоколадок у Даши? (ответы детей)

Молодцы, ребята! Вы все внимательные, все правильно показывали карточки.

  1. Закрепление учебного материала

Цель, которую должны достигнуть дети : Вспомнить и проговорить полученную информацию о знаке минус, о вычитании.

Педагогическая цель : Создать условия для закрепления полученной информации.

Описание форм и методов:

Работа в пособии «Моя математика», стр. 28.

Ребята, с каким знаком мы сегодня познакомились, что он обозначает?

Что вам было трудно?

Что легче было сделать?

Что вам больше всего понравилось?

Ребята, предлагаю вам дома с родителями придумать истории, в которых работал бы знак «-».