Корабль мэри роуз в музее. Подъем четырехмачтовой каракки «Мэри Роуз

1545 год. Со стен замка Саутси английский король Генрих VIII, руководивший с суши сражением флота с французской армадой из 200 кораблей, блокировавшей Портсмут, наблюдал за действиями своего флагмана «Мэри Роуз». Построенный по его указанию в 1509 году, этот большой четырёхмачтовый корабль, водоизмещением около 700 тонн, потрясал воображение современников и прославлял правящую династию Тюдоров. И действительно, его появление совершило буквально революцию в судостроении.

Особенностью «Мэри Роуз», было то, что она предназначалась специально для ведения артиллерийского боя на море. Этой цели подчинялось и размещение орудий на нескольких палубах в корпусе и надстройках, более совершенное парусное вооружение, и особо мощный корпус, способный выдержать и отдачу собственных орудий, и попадание вражеских ядер. По сути, это была первая плавучая батарея английского флота. Корабль получил поэтичное название «Мэри Роуз» в честь любимой сестры короля принцессы Мэри.
Генриху было чем гордиться. В 1512 году, в морской битве с французами у берегов Бретани «Мэри Роуз» огнём своих пушек уничтожила французский флагман, на котором сражались около 300 вражеских моряков. Потом были другие битвы, обстрел французских городов, победоносная война с Шотландией. И вот теперь вновь наступил момент, когда «Мэри Роуз» могла блеснуть своей мощью.
Король, не скрывая восхищения, внимательно следил в подзорную трубу за кораблём. Вот он чуть накренился, совершая очередной манёвр, и вдруг… стал заваливаться на бок! Генриха обуял ужас. Он не верил своим глазам. Вопль тонущего экипажа корабля достиг его слуха.
Через несколько минут всё было кончено. Некогда грозный корабль камнем ушёл на дно пролива Солент, лежащего между Портсмутом и островом Уайт, увлекая за собой более 650 человек.
Причина гибели «Мэри Роуз» так и осталась загадкой для современников. Вероятно, его залило водой через открытые орудийные порты нижней батарейной палубы. Но почему они были открыты при маневрировании? Из-за небрежности или недисциплинированности команды, а, может быть, из-за самоуверенности её капитана – вице-адмирала сэра Джорджа Кэрью? Кто знает.
Так или иначе, но попытки поднять «Мэри Роуз» начались практически немедленно после её гибели, однако по горячим следам удалось достать только реи, паруса и часть орудий. Спустя два года, в 1547 году, Генрих VIII скончался, и про несчастный корабль забыли почти на 300 лет. Лишь в 1839 году водолазы наткнулись на «Мэри Роуз». Это были охотники за подводными сувенирами, два брата из Кента, Джон и Чарльз Дины. Местные рыбаки попросили их осмотреть дно, где их сети цеплялись за какое-то препятствие.
Братья с энтузиазмом взялись за добычу «сувениров». За два года работы Динам удалось поднять 4 бронзовых орудия, 11 железных пушек, 6 частей от казнозарядных орудий, много железных и каменных ядер, 8 боевых луков, якорь-«кошку», стеклянные бутылки и много «мелочёвки». Всё это было детально описано и зарисовано, а затем продано с аукциона. Некоторые «сувениры» братьев Динов удалось найти спустя века. Так, например, одно орудие долгие годы являлось украшением пригородной станции, а грубо сработанный орудийный станок «пылился» на складах военно-морской базы. Но главным сокровищем, оставшимся в наследие потомкам от братьев Дин, стала сохранившаяся в архивах переписка с адмиралтейством и подробная карта, где было отмечено место их погружений. Эти бесценные для исследователя документы и были обнаружены в 1960-х годах Александром Макки – военным историков, опытным ныряльщиком и подводным археологом-любителем.
Но иметь подлинные материалы с указанием относительно точного места гибели корабля это ещё полдела. Для проведения экспедиционных исследований необходимы поисковые приборы и деньги, и, как прекрасно понимал Макки, большие. Правда, первую проблему удалось решить относительно быстро. По счастливой случайности, в Портсмуте в это время работала американская научная экспедиция во главе с разработчиком гидроакустической поисковой аппаратуры Эджертоном. Его-то Макки и удалось заинтересовать проектом.
Первый же заход показал, что в предполагаемом месте гибели «Мэри Роуз» действительно есть аномалия, в грунте имеется инородное тело. Но искомый ли это корабль? И Макки, вооружившись длинным прутом с полым заострённым наконечником, ринулся в подводную глубину. Прощупывая таким образом грунт, он вскоре упёрся во что-то твёрдое. На поверхности из полого наконечника был извлечён кусочек дерева, возраст которого, как показал лабораторный анализ, насчитывал сотни лет. Но скептикам, которые обычно и являются главными спонсорами проектов, нужны были ещё более конкретные доказательства, и Макки обратился за помощью к общественности. За короткий срок ему удалось собрать около 20 тысяч фунтов стерлингов и организовать работоспособную группу спортсменов-подводников (ежегодно в исследованиях корабля принимали участие более 200 аквалангистов-добровольцев: англичане, канадцы, австралийцы, американцы). А вскоре выяснилось, что судно было занесено илом, благодаря чему хорошо сохранилось и является, по сообщению газеты «Интернэшнл Геральд Трибюн», «бесценным музеем эпохи Тюдоров, возможно, самым важным для английской истории из затонувших кораблей».
Так было положено начало Комитету по спасению «Мэри Роуз» и проекту стоимостью в 1 млн. фунтов стерлингов, предусматривавшему археологические раскопки, восстановление корабля и его экспонирование.
Добровольные жертвователи были удовлетворены. Количество и историческая ценность обнаруженных на корабле предметов превзошли все ожидания. На «Мэри Роуз» были обнаружены навигационные инструменты: самый древний из найденных до сих пор судовой компас, бронзовые циркули, масштабные линейки, транспортиры, а также обрывки карт. Всё это наглядно свидетельствовало, что искусство кораблевождения как таковое и, в частности, уровень составления навигационных карт были в те времена выше, чем предполагалось ранее.
Была раскопана и исследована каюта судового врача. Среди обнаруженных в ней предметов находился ореховый сундучок с медицинскими инструментами: два бронзовых шприца для инъекций, бинты, всё необходимое для припарок, кувшинчик с притираниями, сохранивший отпечатки пальцев хирурга, пила для ампутаций – всего более полусотни предметов. В числе личных вещей членов экипажа нашли туалетный комплект, состоявший из трёх гребешков в кожаном футляре, карманные солнечные часы, деревянную игральную доску, кожаные обложки от книг, музыкальные инструменты и многое другое – более 20 тысяч находок.
Настоящим открытием для учёных стало обнаружение на корабле двух с половиной тысяч стрел (ранее по всей Англии насчитывались единицы стрел той эпохи) и 139 больших боевых луков в прекрасном состоянии. Напомним, что лучники были грозной силой в английском флоте. Стрелы с железными наконечниками без промаха поражали цели на расстоянии трёхсот ярдов и нередко пробивали латы. Умелый лучник производил до двенадцати выстрелов в минуту. Во время боя на врага обрушивался просто град стрел. Большие луки из тисового дерева – длиной почти два метра, обнаруженные на корабле, были снабжены роговыми наконечниками. Любопытно, что за четыре с половиной столетия древесина практически не пострадала от воды и морских организмов, а вот от наконечников мало что осталось. Тем не менее специалистам удалось выяснить, что большинство из них относились к так называемым лезвийным наконечникам. Этот тип наконечника в равной степени использовался как для охоты, так и для войны.
Что касается стрел, обнаруженных на «Мэри Роуз», то в подавляющем большинстве они были изготовлены из тополя, имели ширину (у наконечника) 1/2 дюйма и сужались к хвосту до 3/8 дюйма. Средняя длина найденных стрел составляла 30,5 дюймов с колебанием в 2 дюйма в ту или другую сторону. У всех стрел прорезь для тетивы была усилена роговой или костяной накладкой. Оперение делалось из перьев серого гуся. Перья связывали нитью, а потом приклеивались. На каждый дюйм оперения приходилось около пяти витков нити.
К началу 1981 года корабль был полностью раскопан. В соответствии с планом работ все внутренние элементы конструкции, палубы и переборки разобрали и подняли на поверхность. Затем начался заключительный этап работ – подъём корпуса корабля, который и был осуществлён в октябре 1982 года.
К этому времени уже велись активные работы по выбору архитекторов и проектировщиков для строительства здания музея «Мэри Роуз». Но, увы, дальше составления проекта дело не пошло – у государства и общественных организаций не оказалось «лишних» денег для строительства нового музея, и «Мэри Роуз» была поставлена в Исторической верфи Портсмута. Рядом создали «временный» музей, в котором выставили часть (6%) из более 19000 экспонатов.
Начало третьего тысячелетия стало поворотным в судьбе этого уникального исторического памятника. По счастливой «случайности», министерство обороны Великобритании решило углубить фарватер, ведущий к военно-морской базе Портсмута, для размещения там нового поколения авианосцев. На «пути» военных встало историческое место гибели «Мэри Роуз», где ещё покоились части корабля и не поднятые на поверхность предметы.
Группа археологов-водолазов под руководством известного специалиста в этой области Алекса Хилдрида решила использовать подходящий момент, чтобы попытаться найти оставшиеся под водой части корабля – его якорь и важнейший фрагмент конструкции, так называемый надводный таран, на котором в носовой части размещались орудия и лучники, поражавшие противника своими стрелами при абордажной схватке.
Искателям сопутствовал успех. По словам Хилдрида, обнаружение и подъём на поверхность тарана стало «самым большим археологическим открытием в Англии за последние двадцать лет».
У британской общественности словно открылись глаза. Она вдруг «неожиданно» осознала, какое историческое богатство лежит у её ног, и на «Мэри Роуз» буквально хлынул «золотой» дождь. В январе 2008 года Фонд Наследия при Национальной Лотерее Британии выделил «на выживание» корабля грант в размере 21 миллиона фунтов – на консервацию и реставрацию судна. Ещё 23 миллиона планировалось выделить на строительство нового здания музея.
Не успели стихнуть ликования по поводу солидного финансового вливания в проект «Мэри Роуз», как новый сюрприз преподнесли учёные. И какой!
Как известно, корабль затонул при спокойном море и умеренном ветре. После подъёма брамселей он внезапно начал крениться, потом лёг на правый борт, быстро набрал воды через незакрытые орудийные порты нижней палубы, через две минуты перевернулся и ушёл под воду. Многовековой загадкой оставался вопрос, почему орудийные порты были открыты. В преступной халатности обвиняли офицеров «Мэри Роуз» и лично вице-адмирала сэра Джорджа Кэрью.
Весьма убедительный ответ на этот вопрос высказал совсем недавно профессор университетского колледжа Лондона Монтгомери.
Проведя исследование 18 черепов (всего на корабле найдено около 10000 человеческих костей), обнаруженных в своё время на «Мэри Роуз», он пришёл к выводу, что больше половины из них принадлежала не британцам и даже не жителям стран Северной Европы, а южанам, вероятнее всего, испанцам.
Это было установлено благодаря анализу химического состава зубов. По мнению Монтгомери, большой процент иностранцев в команде «Мэри Роуз» и стал основной причиной трагедии. Моряки-испанцы, плохо владевшие английским языком, просто-напросто не смогли быстро понять отданную офицерами команду закрыть орудийные порты.

В июле 1545 г. войска французского короля Франциска I высадились на о.Уайт, а флот заблокировал пролив Солент. Юг Англии был поставлен под удар, и король Генрих VIII срочно выдвинул навстречу противникам свой флот из 80-ти кораблей во главе с трехпалубной караккой " ". 19 июля началась битва. 700-тонный флагманский корабль оказался перегружен артиллерией. Неожиданно резкий порыв ветра накренил каракку, вода полилась внутрь через орудийные порты, и скоро корабль затонул. Из 400 человек экипажа выжили только 35. Погиб и вице-адмирал Джордж Кэрью, командовавший флотом.
На долгое время утонувшая каракка была забыта, но в XIX веке водолазы неожиданно проявили интерес к кораблю, останки которого постепенно начали появляться из-под воды. Однако лишь в конце 1960-х гг. морские археологи всерьез заинтересовались тюдоровским кораблем, а в 1982 г. останки " " были подняты из воды и помещены в специально созданный музей в Портсмуте. Увидеть их можно там и теперь, что я сделал в ноябре прошлого года.
Для своего времени каракка " ", построенная в 1510 году, была огромным кораблем. Это хорошо видно на картине (1778 г.) Джеймса Бэйзира (основанной на гравюре XVI века), изображающей сражение в проливе Солент. " " в центре.

Вот и " " еще до гибели. Каракка выделяется размерами.

" " не была единственной караккой в составе тюдоровского флота. На картине "Погрузка Генриха VIII в Довере " (1540 г.) изображены несколько каракк, подобных " ".

Современное изображение " "

Гибель каракки в проливе Солент

Макет " " в музее в Портсмуте

Корабль был трехпалубным

Надо сказать, что даже современному человеку корабль кажется крупным. Оценить размеры каракки и увидеть её останки можно через стекло. Дерево XVI века, после столетий пребывания под морской водой, требует специального температурного режима.

Довольно много в музее (и возле него) оружия тюдоровской эпохи. Собственно, эти пушки и погубили " ".

Кроме пушек в музее представлено и много другого оружия, поднятого с " ".

Кроме оружия огромный интерес для исследователей представляют и вещи, принадлежавшие экипажу корабля, и также поднятые из моря.

В британских музеях меня всегда удивляли медицинские шприцы Раннего Нового времени. Посмотрите на толщину иглы. Кажется, после этого бояться уколов современному человеку совсем нет смысла. Современная медицина гораздо гуманнее.

Кухня. На корабле была устроена кирпичная печь, обеспечивавшая экипаж горячей пищей. К сожалению, фото печи не получилось.

Музыка и развлечения

Линейка XVI века выглядит как современная

А это вещи из кают-компании, где собирались офицеры-аристократы

Кроме неплохо сохранившихся вещей, которые дают историкам представление о быте тюдоровского флота и эпохи в целом, важную роль имеют скелеты. Кости людей и животных дают возможность не только воссоздать облик людей, но и узнать, например, о болезнях или питании моряков XVI века.
Вот останки еды с кухни:

А это уже останки членов экипажа:

"Что скрывает ил? "

Экспонат музея, вызывающий наибольшую жалость у посетителей - скелет корабельной собаки, погибшей вместе с людьми. Установлено, что это была помесь терьера с борзой. Собаке было около 2-х лет, и её задачей была ловля крыс. Исследователи дали животному прозвище "Хэтч ".

Наибольший интерес у посетителей и гордость у исследователей вызывают воссозданные образы погибших членов экипажа " ".
Вот так выглядел корабельный плотник (или один из них):

Оружейник

Повар (кок)

Квартирмейстер

Об этих людях, как и об исследованиях их останков, можно почитать в постах

Роза Mary Rose имеет розовый цвет. Высота куста как правило составляет около 100-120 см. Ширина порядка 100 см., бывает больше но довольно редко. Устойчивость к болезням розы Mary Rose: болеет в неблагоприятные годы.

Описание: розы Mary Rose

Mary Rose – сорт выдающихся качеств. Хотя эта роза и не такая изысканная, как другие сорта, но имеет много других достоинств. Цветение очень продолжительное, рано начинается, и поздно заканчивается, перерыв между волнами очень небольшой. Форма роста близка к идеальной – куст ветвистый и сильный, но при этом не становится неопрятным, сорт очень устойчив к заболеваниям. Цветки ярко-розовые, хотя и немного бесформенные, но имеют очарование старинных роз. В целом куст в бордереотрится очень привлекательно. Аромат легкий. Mary Rose широко используется нами при выведении новых сортов, которым передает свои превосходные качества. Также от этого сорта появилось множество спортов, включая белый Winchester Cathedral и нежно-розовый Redoute. Подобные изменения цвета довольно часто встречаются в розах, и если такой спорт встречается на наших опытных полях, его немедленно прививают, чтобы размножить новый сорт. (DAER)Большинство любителей роз согласится, что это одна из лучших роз Остина. Mary Rose выглядит и пахнет как настоящая английская роза. Цветки около 7,5 в диаметре, розовые, чашевидные. По мере роспуска внешние лепестки бледнеют и немного отгибаются вниз. Куст средних размеров, раскидистый, хорошо подходит для центра клумбы. К сожалению, подвержена черной пятнистости. (Oliver)Mary Rose остается одной из самых популярных сортов Остина. Цветки ярко-розовые, со слегка более бледной изнанкой, чашевидные. У полностью раскрывшихся цветков видна серединка, лепестки волнистые. Внешние лепестки со временем отгибаются и выгорают до бледно-розовых, а внутренние остаются загнутыми к центру. Цветки появляются в кистях по 3-7 шт, на длинных колючих побегах, хороши в срезке, хотя лепестки быстро осыпаются. Куст довольно раскидистый, в теплом климате достигает 1,5 м, и цветет почти без перерыва – сорт зацветает одним из первых и отцветает последним. Листва довольно невзрачная, подвержена черной пятнистости. (ARE)

«Мэри Роуз» (Mary Rose , англ.) – трехпалубная четырехмачтовая каракка, флагманский парусник британского военного флота, трагически затонувший в 1545 году в проливе Солент.

«Мэри Роуз» стал первым парусником, построенным специально для военных целей. Он был спущен на воду в 1510 году в Портсмуте. Тогдашний король Англии Генрих VIII Тюдор назвал парусник в честь своей сестры Мэри (Марии Тюдор ) и геральдического знака династии Тюдоров – розы.

Длина «Мэри Роуз» составляла 37,3 метра, ширина - 11,4 метра, водоизмещение 600 тонн. Парусник был вооружен семью бронзовыми и тридцатью четырьмя железными пушками разного калибра, по другим данным, вооружение корабля было представлено 78-ю различными пушками. Парусное вооружение «Мэри Роуз» состояло из прямых парусов на грот и фок-мачтах, бизань и второй грот (бонавентур-мачта) несли косые (латинские) паруса. Первым капитаном корабля был адмирал Эдвард Говард . На боту корабля находилось в среднем до 400 моряков и солдат.

В 1512 году «Мэри Роуз» принимала участие в качестве флагманского судна в нападении на Брест, где нанесла поражение адмиральскому кораблю Франции «Гран Луи» .

Дважды «Мэри Роуз» подвергали тимберовке: в 1527-28 гг и в 1535-1536 годах. Судно было полностью модернизировано, водоизмещение увеличилось до 700 тонн, количество орудий было увеличено до 91.

Трагедия «Мэри Роуз» по своему сценарию очень напоминает катастрофу , затонувшего в 1628 году.

19 июля 1545 года и «Мэри Роуз» должен был выйти из Портсмута в пролив Солент для защиты острова Уайт от французских судов. Но этого не случилось. Перегруженная орудиями и людьми каракка «Мэри Роуз» затонула совсем недалеко от берега. Корабль и до перестройки не отличался остойчивостью, а после модернизации и увеличения численности экипажа и артиллерии и вовсе был неустойчив. Небольшого порыва ветра хватило для того, чтобы парусник наклонился на столько, что вода начала заливать открытие пушечные порты. Из почти семисот человек, находившихся на борту, спаслись только около 35 - это те, кто находился на верхней палубе и не был облачен в тяжелые доспехи. Вместе с парусником погиб и адмирал Джордж Кэрью . Примечательно то, что после столь нелепой гибели флагманского корабля английской эскадры, сражение с французами так и не состоялось. Французские корабли добровольно покинули пролив Солент.

А «Мэри Роуз» осталась лежать на дне пролива. В первые годы после трагедии неоднократно предпринимались попытки поднять корабль, но технологии XVI века не позволяли этого сделать. С корабля только смогли снять часть вооружения. И постепенно о затонувшем паруснике забыли.

В XIX веке рыбаки случайно наткнулись на часть корпуса корабля «Мэри Роуз» , зацепившись за оголившийся шпангоут сетями. Этим открытием заинтересовались братья Чарльз и Джон Дины , зарабатывавшие на жизнь тем, что крюками-кошками доставали с затонувших кораблей различные вещи (в основном оружие). С 1840 по 1848 гг. братья доставали с «Мэри Роуз» остатки корабельных пушек, луки, посуду и человеческие останки. В результате их работы корпус корабля был сильно поврежден, но к счастью, большая часть парусника была занесена илом и Дины до нее не добрались.

В 60-х годах XX века началась новая операция по подъему корабля. Водолазы, ученые и археологи готовили корабль к подъему до 1982 года. Со дна пролива было поднято около 17 тысяч предметов, характеризующих жизнь в Англии XVI века: оружие, одежда, посуда, навигационные приборы, личные вещи экипажа. 11 октября 1982 года остов корпуса «Мэри Роуз» был поднят на поверхность. Специально для парусника был построен сухой док на Портсмутской верфи. Сейчас вещи с корабля и сам корпус можно увидеть в построенном для этих целей музее «Мэри Роуз» , который находится в Портсмуте рядом с кораблями-музеями , «Жанетт»,«Фудроайдн», «Уорриор».

Этот созданный по последнему слову техники парусник являл собой гордость королевского флота. Он затонул в спокойный летний день 1545 года. Эта катастрофа унесла жизни более 400 человек. Причины гибели боевого парусного корабля Генриха VIII остались загадкой.

Генрих VIII стал королем Англии в 1509 году. Уже тогда молодой правитель представлял свою державу в роли одной из ведущих государств Европы. Особое место в его амбициозных планах занимал «Mary Rose» . Генрих считал, что это , названное в честь младшей сестры, станет его тайным оружием.

король Генрих VIII с сестрой

Быстрый, маневренный флагманский корабль «Mary Rose» с мощным вооружением на борту выходил победителем из каждого сражения. За него он заплатил по тем временам колоссальную сумму 3000 фунтов.

Парусник «Mary Rose » был построен в Портсмуте, Англия между 1510 и 1511 годами. По своей конструкции он на 70 лет опережал свое время. Его техническим прорывом было то, что парусник уже изначально был спланирован как боевой корабль, тогда как ранние постройки подобных кораблей осуществлялись, как правило, из торговых судов. При его строительстве использовались около 600 огромных дубовых бревен, что составило площадь 16 гектаров. Прочность конструкции подтверждала, что ни одно оружие не может уничтожить парусный корабль.

«Mary Rose » был одним из первых , у которых обшивные доски крепились край к краю, а не внакрой, что облегчало постройку бойниц. Это же позволило оборудовать парусник различными видами орудий и успешно их задействовать в битве. В дополнении ко всему благодаря острым обводам корпуса, корабль развивал высокую скорость для того времени. Во время одного из сражений с французами парусник «Mary Rose» преследовал неприятельское судно, благодаря невероятной скорости он сравнял дистанцию на расстояние пушечного выстрела. Одно ядро орудийного выстрела срубило мачту французского корабля, убив при этом более сотни человек. После этого случая моряки прозвали «Mary Rose» корабль-убийца .

парусник «Mary Rose»

орудие корабля

Обладая мощным боевым кораблем , который справно служил ему 34 года, король Генрих VIII совершал на нем дерзкие нападения на французские суда и на владения Франциска I. Вскоре королю Франции это надоело, он собрал армаду кораблей и отправился в Англию.

Летом 1545 года огромный французский флот прибыл к берегам Англии. Король Генрих VIII располагал всего 63 кораблями во главе с флагманом «Mary Rose». Корабль-убийца возглавлял английскую эскадру, расположившуюся в гавани Портсмута в Спидхеде в 3 милях от вражеской армады, которая к тому времени выдвинулась из Solent по направлению к восточному побережью острова Wight.

19 июля 1545 года началось морское сражение, а парусник «Mary Rose» внезапно исчез под водой. Вместе с кораблем погибло более 400 моряков.

Английский флот уступал в количественном соотношении один к четырем. Потеря уникального боевого корабля грозила поражением в битве.

Основную мощь французской армады составляли . Эти корабли могли маневрировать независимо от ветра, а в штиль, за счет гребцов они развивали скорость до 5 узлов, что было гораздо выше скорости хода британских парусных кораблей . Также галеры считались легко управляемыми и могли беспрепятственно пересекать мелководье. Еще одним новшеством этих кораблей было наличие орудий в носовой части, что представляло серьезную угрозу англичанам.

гравюра «Битва в гавани Портсмута»

19 июля 1545 года стоял солнечный летний день. На море был полный штиль. Парусники англичан находились в невыгодном положении. Они не могли маневрировать и наводить свои орудия на французские корабли . В первой половине дня двигаться могли только галеры. Они атаковали беспомощный британский флот , пока тот дрейфовал.

Позднее ход событий изменился. Поднялся ветер, течение поменяло свое направление, и английские , наконец, двинулись навстречу галерам.

Французская армада выжидала удобного момента для атаки. Разведчики, побывавшие в гавани Портсмута, выяснили, что канал слишком узок, и попасть в гавань не удастся. Стало ясно, что причалить к берегу не представляется возможным. Французский флот стал открытой мишенью. На кораблях заканчивались запасы воды и провизии. В результате, Франциск I принял решение вернуться обратно во Францию.

крен парусника «Mary Rose»

Что именно стало причиной крушения парусного судна остается не выясненным. Не удивительно, что ни одна из версий не рассматривала попадания французского ядра в качестве причины затопления корабля. Один из выживших сообщил Послу Великой Римской империи, что парусник внезапно накренился и наполнился водой. В других летописях винят плохую устойчивость судна из-за перегрузки артиллерией.