Мир басен Крылова: персонажи и их характеристика. Крылов и герои его басен

Прославился необычным литературным стилем. Его басни, где вместо людей участниками являются представители животных и насекомых, символизирующих определенные человеческие качества и манеры поведения, всегда имеют смысл, посыл. «Мораль сей басни такова» - стало крылатым выражением баснописца.

Список басен Крылова

Почему мы любим басни Крылова

Басни Крылова знакомы каждому человеку,их учат в школе, читают на досуге, читаю взрослые и дети. Произведения этого автора подходят на любую категорию читателей. Сам смыл басен это показать и научить чему-то путем не скучных нравоучений, а интересных сказок.Главные герои Крылова это обычно животные, автор на их примере показывает различные ситуации и выход из них. Басни учат быть добрыми, честными, дружелюбными. На примере разговоров животных открывается суть человеческих качеств, показываются пороки.

Возьмем к примеру самые популярные басни. "Ворона и лисица " показывает самовлюбленность птицы, то как она показывает и ведет себя, и то,как лисица ей льстит. Это заставляет нас вспомнить ситуации из жизни, ведь сейчас очень много людей, которые способны на все ради того, что получить желанное, конечно идти к своей цели это похвально, но если это не вредит окружающим. Так и лиса в басне сделала все, чтобы получить свой заветный кусок сыра. Эта басня учит быть внимательным к тому, что тебе говорят, и к тому, кто тебе это говорит, не доверять и не отрываться малознакомым.

Басня «Квартет », показывает нам Осла, Козла, Медведя и Мартышку затеявших создать квартет, все они не владеют ни умениями, ни слухом.Все по разному воспринимали эту басню, некоторые думали, что в ней высмеиваются заседания литературных обществ, другие же видели в этом пример государственных советов. Но в итоге можно сказать, что это произведение учит элементарному понимаю того, что работа требует знаний и умений.

«Свинья под Дубом » В ней автор открывает читателю такие качества как невежество,лень,эгоизм и неблагодарность. Эти черты раскрываются благодаря образу Свиньи, для которой главное в жизни это поесть и поспать, а ведь ее даже не волнует откуда берутся желуди.

Главным плюсом басен Крылова можно выделить то, что их восприятие человеком очень легкое, строчки написаны простым языком,поэтому они легко запоминаются. Басни нравятся многим людям и являются актуальными до сих пор, потому что носят поучительный характер, учат честности, труду и помощи слабым.

Прелесть басен Крылова.

Иван Андреевич Крылов является самым известным баснописцем во всем мире. Дети знакомятся с его поучительными и мудрыми произведениями еще в раннем детстве. На баснях Крылова выросли и воспитались не мало поколений.

Немного из биографии Крылова .

Семья Крыловых проживала в Твери. Отец - не богатый человек, армейский капитан. В детстве юный поэт научился писать и читать от отца, затем обучался французскому языку. Крылов учился мало, но много читал и прислушивался к простонародным историям. И благодаря своему саморазвитию был одним из самых образованных людей своего века. После смерти отца, в подростковом возрасте с семьей отправился в Санкт-Петербург, где поступил на службу.
После армии активно начал свою литературную деятельность. Драматург сначала делал переводы, писал трагедии, но позже его душа пристрастилась к сатирическому жанру литературы.

В 1844 году писатель скончался от воспаления легких, в качестве последнего подарка своим друзьям и родным Крылов оставил по сборнику басен. На обложке каждого экземпляра было выгравировано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».

Про басни Крылова.

Как уже было сказано выше, Иван Андреевич Крылов пробовал себя в различных литературных жанрах, прежде, чем остановиться на баснях. Свои произведения он давал «на суд» друзьям, среди которых числились такие, как Дмитриев, Лобанов. Когда же Крылов принес Дмитриеву перевод с французского басен Лафонтена, он воскликнул: «это истинный ваш род; наконец вы нашли его».

За всю свою жизнь Иван Андреевич издал 236 басен. Также поэт писал сатирические журналы. Во всех своих юмористических произведениях Крылов обличал недостатки русского народа, высмеивал пороки человека и самое главное он учил людей нравственным и моральным качествам.

Каждая басня Крылова имеет свою структуру, чаще всего выделяют две части: мораль (в начале или в конце произведения) и сама басня. Иван Андреевич в основном показывал и высмеивал проблемы общества через призму на примере животного мира. Главными героями басен являются всевозможные зверюшки, птицы и насекомые. Баснописец описывал жизненные ситуации, в которых персонажи вели себя неподобающим образом, затем в морали Крылов поучал своих читателей, показывая, как нужно выходить из данных ситуаций.

В этом и заключается прелесть басен Крылова, он учил людей жизни, он объяснял нормы морали и этикета на примере сказок.

На вершине иерархической лестницы этого мира были, как и положено, цари, но только в масках Льва и Орла. Когда персонаж комедии «Горе от ума», доносчик и подхалим Загорецкий со злобой заявляет:

А если б, между нами

Был ценсором назначен я,

На басни бы налёг; ох! басни смерть моя!

Насмешки вечные над львами! над орлами!

Кто что ни говори:

Хотя животные, а всё-таки цари.

то он, конечно же, адресует свое раздражение прежде всего Крылову.

Именно у него Львы и Орлы получили политический статус царей. Самые острые, сатирические басни дедушки Крылова обращены именно к ним. И если Орёл, символ всеобщего страха, редко спускается на землю и далек от земных проблем, то Лев становится воплощением мирской власти. Львиный рык прямо звучит в баснях «Лев на ловле», «Мор зверей», «Лев и Волк», «Рыбья пляска», «Пёстрые овцы», «Лев и Комар», «Лев», «Лев и Мышь», «Воспитание Льва», «Лев и Барс», «Лев и Человек», но и даже там, где он лицо страдательное («Лев состаревшийся», «Лев, Серна и Лиса») слышатся отзвуки все той же темы — власти и судьбы правителя. Так, в басне с символическим заглавием «Мирская сходка» Лев, на первый взгляд, — почти второстепенное лицо. Он и упомянут лишь дважды: «В овечьи старосты у льва просился волк», «И не сказали бы, что смотрит лев на лицы», но вся басня — история лицемерия и ханжества правителя, его игры в демократию, бессердечия к подданным.

Одна из самых острых басен Крылова «Пёстрые Овцы». Расправа с «пёстрыми», их уничтожение Волком, назначенным пастухом по совету Лисы, которая цинично сообщает правителю: «И что бы ни сделалось, ты будешь в стороне» — история борьбы власти с инакомыслием, имевшая вполне реальную основу, связанную с вольнодумством в Петербургском университете в 1821 г. Но басня, не напечатанная при жизни Крылова, не прошла через цензуру и тогда, когда эта история уже, казалось, была забыта, в николаевское царствование. В седьмой книге басен Крылова издания 1844 г. вместо объявленных 27 басен оказалось 26. Инакомыслие и вольнодумство по-прежнему не поощрялись, тем более после событий 1825 г.

В крыловском царстве-государстве нашли свое пространство и заняли определенное иерархическое место старосты Волки, нередко превращающиеся в пастухов, секретари-советчики Лисы, ценители искусства Ослы, неуклюжие Медведи. Безропотные овцы и рыбы — жертвы этого мироустройства. Пляска рыб на раскаленной сковороде («Пляска рыб»), которая преподносится Льву старостой как выражение радости в честь владыки, уничтожение не только пёстрых, но и уменьшение гладких овец в басне «Пёстрые овцы» — отражение вполне сознательной политики по истреблению не только инакомыслящих, но и уменьшению народонаселения вообще.

Уже в «Рыбьей пляске» в зверином царстве старостою «над водяным народом» становится Мужик, которого Лев за рыбью пляску «милостиво лизнул в грудь». Народ-рыбы, царь Лев, староста Мужик на равных участвуют в басенном маскараде. В басне «Волки и Овцы», само заглавие которой фиксирует социальную проблему верхов и низов, сильных и бессильных, крыловский бестиарий очевидно ополитизирован: «правительство зверей», «учрежден Совет», «заседание», «придумали закон», «суд», «ответчик иль истец». И то, что Овец от Волков в Совете защищают Волки, которых там «большая часть», придает звериной политике вполне человечье лицо. Нельзя не вспомнить, что позднее великий русский драматург А.Н. Островский свою вполне человеческую комедию назвал «Волки и овцы».

Да и сам Крылов всё чаще и настойчивее очеловечивает свой бестиарий. Около трети его басен (примерно 70 из 198) не только с человеческим лицом, но и с человеческим персонажем. Заглавия лишь некоторых из них: «Разборчивая невеста», «Троеженец», «Безбожники», «Лжец», «Крестьянин и Работник», «Откупщик и Сапожник», «Крестьянин в беде», «Огородник и Философ», «Старик и трое молодых», «Механик», «Крестьянин и Смерть», «Рыцарь», «Крестьянин и Топор», «Мельник», «Богач и Поэт», «Два Мужика», «Вельможа», «Госпожа и две служанки» — указывают на обилие человеческих типов и сословий. Характерно, что человек вписан в животный мир, диалог с его представителями («Крестьянин и Лисица», «Пустынник и Медведь», «Крестьянин и Змея», «Комар и Пастух», «Скупой и Курица», «Осёл и Мужик», «Крестьянин и Овца», «Крестьянин и Лошадь», «Крестьянин и Собака») — органическая часть басенного космоса, где человеческим языком говорят не только животные, но и вещи, реки и ручейки, растения.

Нет необходимости подробно говорить, что дедушка Крылов способствовал демократизации русской басни. И дело не только в том, что в его баснях право голоса получил просто Мужик и просто Крестьянин. Важнее было другое: вместе с ними в литературу вошел мир обыкновенной жизни, реального быта и именно голос, речь, мышление народа. Крылов нередко выступал в своих баснях против подражательства, и многочисленные мартышки-обезьяны воплощали эту сферу сознания. Но сам он настойчиво перелагал уже известные басенные сюжеты на язык русского национального сознания.

Крылов вовсе не идеализирует крестьянско-мужицкий мир. Его крестьянин может быть жаден («Крестьянин и Работник», «Крестьянин и Собака»), бестолков («Крестьянин и Лисица»), несправедлив («Крестьянин и Топор»). Не отличаются умом Повар из басни «Кот и Повар», портной Тришка («Тришкин кафтан»), «хлебосольный» Демьян из «Демьяновой ухи», кумовья Фаддей и Егор — жертвы пьянства («Два мужика». Но вместе с тем и разумный Огородник («Огородник и Филсоф»), и рассудительный Крестьянин, не пригревший Змею («Крестьянин и Змея»), и Крестьянин, победивший саму Смерть («Крестьянин и Смерть»), и коллективный образ крестьян, понявших причину своего разорения («Крестьяне и Река») — всё это тоже часть того мира народной жизни, который открыл баснописец. Его человеческая комедия смешна и горька одновременно. Но это живой мир, полный страстей, и дедушка Крылов смотрит на него не со стороны, а глазами национальной стихии. Этот мир многокрасочен и полифоничен: в нем есть место сатире и иронии, шутке и размышлению, смеху и грусти.

Образовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30 им. Федора Ефимовича Федорова города Тюмени

Предмет: литература

Тема: Иван Андреевич Крылов и герои его басен

Класс: 5 класс

Учебно-методическое обеспечение:

1) Программа «Литература» 5-11 классы. Под ред. Курдюмовой Т.Ф. М.: Дрофа, 2013

2) Литература. 5 кл. В 2 ч. Ч. 1: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. М.: Дрофа, 2013

Время реализации занятия: 40 минут

Цель урока: обобщить знания по теме «Басня как жанр. Басни И.А.Крылова»

Задачи урока:

Образовательные:

    проверить знания фактов биографии И.А. Крылова,

    проверить освоение учащимися знаний о басне как жанре литературы,

    проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Развивающие:

    развитие речи и творческого мышления учащихся;

    формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Воспитательные:

    воспитание культуры работы в группе;

    воспитание интереса к классической литературе.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Форма урока: урок-игра.

Оборудование: компьютер, мультипроектор.

Предварительная подготовка: ч тение басен И.А. Крылова, в том числе, не предусмотренных программой; знакомство с отдельными моментами жизни баснописца; конкурс рисунков - иллюстраций к басням Крылова.

Басни, предложенные для чтения:

«Ворона и лисица», «Волк и ягненок», «Лебедь, щука и рак», «Лев и лисица», «Лисица и виноград», «Слон и Моська», «Кот и повар», «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Прохожие и собаки», «Крестьянин и лошадь», «Цветы», «Свинья под дубом», «Крестьянин в беде», «Кукушка и петух», «Ларчик», «Гуси», «Обоз», «Раздел», «Щука и кот», «Чиж и еж», «Листы и корни», «Парнас», «Рыбья пляска», «Волк на псарне», «Ворона и курица», «Любопытный», «Осел», «Соловей», «Троеженец», «Синица», «Волки и овцы», «Василек», «Щука», «Демьянова уха», «Тришкин кафтан», «Две собаки», «Дуб и трость», «Разборчивая невеста».

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

1. Вступительное слово учителя.

2. Литературная игра.

3. Подведение итогов.

4. Ознакомление с выставкой.

5. Домашнее задание.

6. Заключительное слово учителя.

2 мин

25 мин

3 мин

7 мин

2 мин

1 мин

Ход урока:

    Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры, а также принимаются правила работы в группах во время игры.

    Игра-проверка уровня освоения учебного материала по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова». Игра проводится с использованием презентации Power Point.

Для проведения игры класс делится на команды. Самый оптимальный вариант – три команды (по рядам). Игра начинается со слайда № 2. Это игровое поле (наподобие игры «Своя игра», состоящее из 7 рубрик, по 4 вопроса в каждой (всего 28 заданий).

    Урок у нас был творческий, а значит и домашнее задание будет необычным. Знаете ли вы, что такое «буриме»?
    Это род литературной игры, заключающейся в написании стихотворения, обычно шуточного, на заданные рифмы.
    Я подобрала для вас рифмы из басен Крылова. Вам надо написать на них стихи.
    1. …............................ соловей
    …………………… у ней
    ……………………. кошка
    …………………… немножко.

    2…………………….. сестрица
    …………………….. мастерица
    …………………….. голова
    ……………………. слова.

    3…………………….. день
    …………………….. тень
    …………………….шептали
    …………………… толковали.
    Вы, конечно, узнали басни «Кошка и соловей»,
    «Ворона и лисица»,

    «Листы и корни».

    Заключительное слово учителя.
    А завершить наш урок мне хотелось бы тоже словами М.Исаковского:

    « Всё знал и видел ум певца пытливый,

    Всего сильней желая одного,

    Чтоб жили жизнью вольной и счастливой,

    Народ его и Родина его!»

Задания литературной игры

    Как, с легкой руки П.Вяземского, называли И.Крылова его современники? (Здравствуй с детками своими,
    Здравствуй, дедушка Крылов)

    И.А.Крылов был неплохим художником и музыкантом. В Петербурге он выступал в квартетах с известными виртуозами. А на каком инструменте он играл? (На скрипке)

    Каким образом маленькому Крылову удалось избежать смерти, во время Пугачевского восстания? (Мать тайком вывезла Крылова в глиняном горшке (так как отец его руководил обороной Яицкой крепости, и Пугачев поклялся повесить его и его семью).

    Сколько басен написал И.А. Крылов за всю свою жизнь? (205)

    Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие. («Свинья под дубом»)

    «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте. («Лебедь, рак да щука»)

    Это тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат не меняется. Да и каждому делу учиться надо! («Квартет»)

    Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах. («Ворона и Лисица»)

    Голубушка, как хороша!
    Ну что за шейка, что за глазки! (Ворона – Лисице)

    Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать… (Волк – Ягненку)

    Кумушка, мне странно это:
    Да работала ль ты в лето?.. (Муравей – Стрекозе)

    Что за уха! Да как жирна:
    Как будто янтарем подернулась она.
    Потешь же, миленький дружочек!
    Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
    Еще хоть ложечку!.. (Демьян – соседу)

    «Ларчик»

    «Кот и Повар»

    «Слон и Моська»

    «Кукушка и Петух»

    А вы, друзья, как ни садитесь… (всё в музыканты не годитесь).

    Кукушка хвалит петуха… (…за то, что хвалит он кукушку).

    Ты все пела? Это дело… (…так поди же попляши).

    Очки ( «Мартышка и очки»).

    Виноград ( «Лисица и виноград»).

    Зеркало ( «Зеркало и Обезьяна»).

    Сыр (« Ворона и Лисица »).

    Аллегория – это … (иносказание, изображение какого-либо качества, понятия посредством образа).

    Мораль – это … (поучение, нравоучительный вывод, нравственное наставление)

    Порок – это … (нравственный, духовный недостаток, отрицательное моральное качество человека).

Ответы к школьным учебникам

К стр. 67

1.Кто главные герои басни? В каких строчках заключена мораль басни? В чём смысл морали?

Главные герои басни - Ворона и Лисица.

Мораль басни заключена в первых 3-х строчках:

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Смысл морали в том, чтоб дать урок нравственности: льстить плохо, вредоносно, но люди обожают лесть. Но лесть никогда не употребляют люди с незапятнанным сердечком.

2.Какая ситуация подтверждает эту мораль? Как относится автор к Вороне и Лисице? Как он называет Лисицу? Какие хитрости пускает в ход Лисица, чтобы отобрать у Вороны сыр? Как передаёт баснописец состояние Вороны, услышавшей слова лести? Кого осуждает Крылов? Кого высмеивает? Могло ли что-то подобное произойти с людьми? Были ли у вас похожие ситуации?

Ситуация, когда Лисица околпачивает Ворону, подтверждает эту мораль. Создатель относится к Вороне с издевкой и легким сочувствием, а к Лисице с осуждением.

Крылов именует Лисицу «плутовкой». Чтоб отобрать у Вороны сыр, Лисица пускается на хитрости: она льстит Вороне, хвалит ее надуманную красоту, глас и провоцирует ее на то, чтоб она зрела.

У Вороны, услышавшей похвалы Лисицы, кружится голова от счастья, «От радости в зобу дыханье сперло», другими словами Ворона надулась от значимости.

Крылов осуждает Лисицу и высмеивает глуповатую Ворону. Подобные ситуации нередко происходят с людьми.

3.Прочитайте самостоятельно басни «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Две бочки». Подготовьте анализ одной из них, определите мораль, аллегорический смысл басен, подготовьте вопросы для викторины, например:
а)Из какой басни взяты слова?
А ларчик просто открывался...
б)Из каких басен извлечена мораль?
-Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
-Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт...

«Квартет».
Мораль (выражена в словах Соловья):
«...А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».
Аллегорический смысл этой басни в том, что никакие внеш-ние изменения не помогут человеку, если у него нет способно-стей, таланта и умения.
«Лебедь, Щука и Рак».
Мораль:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Аллегорический смысл: общее дело можно сделать, только объединив совместные усилия.
«Две бочки».
Мораль:
Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку;
Кто дёлов истинно, - тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепко думу Без шуму.

Аллегорический смысл басни в том, чтобы показать различие между трудолюбивым человеком, который молча делает свое дело, и пустым, бесполезным человеком, который громко шумит о. своих якобы делах.

Вопросы для викторины.

1) Из каких басен слова?

а) «...Так поди же, попляши!»

б) Избави бог и нас от таких арбитров.

в) «...Слона-то я и не приметил».

г) «...Посильнее кошки зверька нет!»

2) Из каких басен мораль?

а) Случается часто нам

И труд и мудрость созидать там,

Где стоит только додуматься,

За дело просто взяться.

б) Примолвить к речи тут годится,

Но ничьего не трогая лица,

Что делом, не сведя конца,

Не нужно хвалиться.

в) Свет полон дружбою такою.

Про сегодняшних друзей льзя молвить, не греша,

Что в дружбе они все чуть ль не одиноки:

Слушать - кажется, одна у их душа, -

А только кинь им кость, так что твои собаки!

г) Невежи судят точно так:

В чем толку не усвоют, то все у их пустяк.

3) Из каких басен эти герои?

а) Слон, овцы, волки.

б) Крестьянин, Дерево, Змея.

в) Мужчина, гуси, прохожий.

г) Собака, Лев, Волк, Лиса.

Сейчас наша страна переживает страшный кризис. В стране наблюдается падение нравственности. Порой бывает, что правда на стороне тех, у кого власть и деньги; все еще встречаются люди- «звери». Страдают от этого, прежде всего, дети.

Мир материальных предметов, отражаясь в сознании ребёнка, рождает определённое к ним отношение, создаёт потребность в них, критерии их оценки. Это обуславливает объективное включение его в социальную жизнь помимо своих желаний и устремлений. Казалось бы, данная особенность человеческого существования не даёт оснований говорить о возможности формирования духовного мира по заданной модели. Однако люди в процессе создания материальных благ опредмечивают в них свои цели и волю, вступают в отношения с другими людьми, т. е. действуют в соответствии с установившимися нормами социальной коммуникации. Учёт этого является одним из важных условий разработки концепции формирования личности, её духовного мира.

Проблема нравственности в трудах известных педагогов прошлого

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я. А. Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.

Однако из педагогов – классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал преобразующую роль нравственного воспитания в развитии личности К. Д. Ушинский. Он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания могли сделать гоголевского городничего честным человеком, и совершенно убеждён, что будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же весьма вредным для общества пронырой.

Нет одного ума и одних познаний ещё не достаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречие с ним, связывает людей в честное, дружное общество» (Ушинский К. Д. О нравственном элементе в воспитании).

На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и формирования личности указывал В. Г. Белинский. Он отмечал, что образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую или меньшую пользу в зависимости от того, какую нравственность он усвоит.

Ребёнок находится в состоянии тихой, скрытой от посторонних глаз душевной работы – работы роста и развития. Под дождём, градом так же, как под палящими лучами солнца, плохо растёт молодое деревце. Так и ребёнку вредны для нормального развития постоянные эмоциональные встряски, в том числе разносы и неумеренные похвалы.

Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности, а не путём обучения нравственным истинам. Разговоры о долге, поучения, если они предшествуют нравственным поступкам, - как тени, появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей, утверждал Песталоцци.

Непримиримость Крылова к недостаткам человеческой жизни

Своими баснями и Крылов, и якутские поэты предостерегают нас от всего недоброго, нездорового.

Крылов сумел дать басне высокий смысл и сатирическую остроту, актуальность и многозначность. Он умел создать целую картину или охарактеризовать своего героя всего несколькими словами.

Басни Крылова- основа морали, тот нравственный кодекс, на котором выросли поколения российских людей. Тот камертон добра и зла, который носит с собой каждый русский.

Незатейливые крыловские басни во многом заменили в России нравственные установления и институты.

Цель исследования:

– сопоставление и характеристика аллегорических персонажей- животных басен Крылова и якутских поэтов Р. Багатайского и Кун Дьирибинэ;

– составление картотеки персонажей;

– выявление положительных и отрицательных персонажей басен

Гипотеза: раскрытие индивидуальности каждого персонажа басен.

Задачи исследования:

– Раскрытие сущности аллегорических персонажей басен;

– Составление сопоставительной классификационной таблицы персонажей басен;

– Раскрытие морально-этических тем басен;

– Сравнительный анализ басен Крылова и якутских писателей.

Предмет исследования: аллегорические персонажи басен.

Объект исследования: басни И. А. Крылова, Рафаэля Багатайского, Кун Дьирибинэ.

Новизна работы заключается в сравнительном анализе аллегорических персонажей басен русского и якутских писателей XIX и ХХ веков.

Практическая значимость: можно использовать на уроках русской и якутской литератур как дополнительный материал.

Актуальность темы диктуется реалиями нашей жизни, ибо XXI век- век интенсивного развития науки и техники, выдвигает на первый план проблему развития нравственности у молодого поколения, когда молодежь оказалась в ситуации предельной нестабильности общественного сознания, смятения и неуверенности в завтрашнем дне, когда нет приемлемых идеалов в прошлом, но ещё не найдены новые ориентиры для предстоящего развития. И именно в это время я рекомендую вновь и вновь зачитываться басен русских и якутских писателей, где в иносказательной форме писатели предостерегают людей от падения нравственности.

Народность басен Крылова

В своей работе в основном буду опираться на басни И. А. Крылова, потому что в наших библиотеках не нашлось полных сборников басен Р. Багатайского и Кун Дьирибинэ, хотя, по моим сведениям, у них создано более 20 басен.

Неслыханный успех басен Крылова объясняется тем, что он вдохнул в этот жанр философско-историческое, социальное и нравственное содержание. В баснях поэт представил всю русскую жизнь в ее самых существенных противоречиях и оценил ее с точки зрения народной нравственности. Он прояснил национальные моральные нормы, выкованные в опыте трудовой истории народа, и тем способствовал самосознанию нации.

Крылова интересовал человек не в его индивидуальной психологии, а в его общественно-социальных связях и отношениях.

Крылов заимствует свои образы из фольклора. Благодаря этому писателю не нужны развернутые характеристики героев- стереотипы уже сложились на протяжении веков. Этим он добивается лаконичности и точности характеристик, безошибочного попадания в истину.

Обобщив народные моральные нормы и нравственные представления, Крылов возвращал их в народную среду, принявшую их как свои собственные. Благодаря этому в басню хлынул широким потоком народный, разговорный язык. Каждый персонаж заговорил языком, соответствующим его положению, психологии, характеру.

Прошло более 230 лет со дня рождения Крылова. А темы его басен актуальны и в наши дни. Мы читаем и будем читать их. Потому что его басни помогают нам узнать жизнь, учат любить свое отечество, помогают бороться с недостатками.

Басне достаточно того, что она по сути своей- и так аллегория. Первая метафора в человеческом сознании. Когда человек задумался, как ему вести себя в окружающем мире, он проиллюстрировал свое мнение примером. А обобщенный пример- и есть басня. Только на помощь пришла младенческая идея антропоморфизма: так появились говорящие лисы, львы, орлы. Зоологические герои басен не только олицетворяют пороки и добродетели. «Зоопарк» Крылова, все эти волки, львы, зайцы, ведут и свою нормальную, не условную жизнь. Так, хищники у него индивидуальны, штучны. А жертвы- все на одно лицо.

В терминологическом словаре говорится, что басня - это «краткий рассказ, более всего в стихах или прозе, в котором заключен иной, скрытый аллегорический смысл. Цель басни- осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В иносказательном сюжете басни действующими лицами чаще всего являются условные басенные звери». В басне в начале или в конце есть нравоучительный вывод, главная мысль басни - мораль.

Первые басни

Впервые басню мы находим в древнейших памятниках письменности Египта, Индии, Древней Греции. За шесть веков до нашей эры был создан прозаический сборник басен древнегреческого баснописца Эзопа. Этот сборник обошел весь мир. В 17 веке блестяще разработал басню как жанр выдающийся французский поэт-баснописец Лафонтен.

На русской земле басню мы встречаем в древнейших памятниках письменности, начиная с летописей. “Притча Эзопова” - первая нецерковная печатная книга (при Петре I в 1700 г.) Далее, в XYIII веке, жизнь басни продолжили А. Кантемир, А. Сумароков, М. Ломоносов, В. Тредиаковский и многие другие. Она сделалась в это время самой распространенной, не уступая даже оде. Но наибольшим мастерством отличаются басни Ивана Крылова. Позже продолжил традиции баснописцев Дмитриев. Это он, прочитав в 1806 г. переводы басен Крылова, скажет: “Это ваш род, вы нашли его”.

В ХХ веке заслужили известность басни Д. Бедного, С. В. Михалкова.

Оценка творчества Крылова В. Г. Белинским и А. С. Пушкиным

Примечательно, что и сам Крылов, и его современники полагали, что он растет как раз как раз от моралистики к высокой поэзии, и не ценили утилитарную пользу басен. «Многие в Крылове хотят видеть непременно баснописца, мы видим в нем нечто большее»,- писал В. Г. Белинский. Высоко оценил и А. С. Пушкин, назвав Крылова “Самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев”. Заслуга Крылова в достижении прописных истин.

Сопоставление персонажей басен

Я прочитала все девять томов книги Крылова, куда вошли почти все 200 его басен; прочитала басни Р. Багатайского и Кґн Дьирибинэ, составила картотеку и таблицу басен.

На основании сопоставления басен рейтинг персонажей выглядит следующим образом: в 24 баснях Крылова встречается Лиса, в 22-ти- Волк. В 19- Лев, в 18 - Собака, в 9 - Змея, в 4 - Кот, Мышь- в 9 баснях, а Осел- в 13. Они олицетворяют собой определенные качества: Волк - жестокость, жадность, грубость. Лиса - хитрость, лицемерие. Осел - тупость, невежество. И обозначают эти звери: департаменты законов, военных дел, гражданских и духовных дел, государственной экономики.

В баснях якутских поэтов встречаются почти те же животные: вороны, куры, лягушки, мыши, кукушка, рысь, заяц, крысы, медведь и многие другие. В 3 баснях встречаются ворона и заяц, в 2-х - мышь и медведь. Где Ворона олицетворяет хвастовство («Сарып-ирип кіппґт, сахсайбыт тґґлээх, Хаа±ыр±аан саІарбыт хара Турах»; «ДьиІ кыа±а кыракый да буоллар Тураах улуутук сананар»); Заяц- трусость («Култугур кутурук Кутта±ас куобах»; «Быµый атахтаах Быыра куобах»); Медведь- власть («Сґґрэр атахтаах Сґдґ баµылыгынан Тыытылба тыІырах Тыатаа±ы обургу»)

И у Крылова, и у якутских писателей персонажи басен олицетворяют те пороки, которые присущи их современникам. Жестокость, лицемерие, невежество- вот те пороки, которым повержены наши современники и в XXI веке. И которые нам следует искоренить насовсем.

Т. о. можно сделать вывод, что в баснях и Крылова, и якутских поэтов высмеивается нравственное падение человека, которое нам нужно избежать.

Мораль басен Крылова

Например, в басне Крылова «Мартышка и очки» бичуется невежество. Пословица вторит: «Умный смиряется, дурак надувается».

Хвастаться и врать нехорошо- поучает Крылов в басне про синицу, которая грозила поджечь море.

В басне “Кукушка и Петух” разыгрывается целое представление, в котором речь идет как бы о музыкальных способностях, но на самом деле автор едко высмеивает тех, кто льстит, преследуя свои цели. Высмеивается невежество. Кукушка - это серая невзрачная птичка. Петух называет ее красавицей. Однообразное “ку-ку” сравнивает с песнями соловья. Петуха кукушка называет “мой милый петушок”, “мой куманек”. Она утверждает, что он поет “лучше райской птички”, хотя райская птичка отличается красивым опереньем, но не пеньем.

В нашей жизни все еще встречаются такие «петухи» и «кукушки». Чтобы преуспеть в жизни, некоторые льстят, подхалимничают. Своей басней Крылов предостерегает нас от таких людей.

“Волк и Ягненок”. Волк - злой, грубый, наглый, лицемерный. Он ведет себя так потому, что чувствует силу перед беззащитным Ягненком. Он заранее знает, что Ягненок ни в чем не виноват. Ягненок возражает Волку, а он все больше злится, старается найти причину, чтобы съесть его. Ягненок - испуганный, робкий. Но к концу басни он пытается доказать Волку свою правоту. Вначале он наивно верит, что Волку можно что-то доказать. Потом он понял, что напрасно тратил слова. Правда на стороне Ягненка, но он беззащитен. У Волка нет правды, но он силен. “Волк и Ягненок” - это горькая правда о несправедливых порядках царской России, где богатые люди безнаказанно расправлялись с беззащитными, бесправными людьми.

Эта басня созвучна нашему времени. Сейчас наша страна переживает страшный кризис. И порой бывает, что правда на стороне тех, у кого власть и деньги.

Басня «Волк на псарне» написана на события 1812 года, когда Наполеон вошел в Москву и стал искать путей заключения мира с Россией. Но русские отказались: ни о каком договоре не могло быть и речи, пока враг оставался на русской земле.

Перспективы дальнейшей работы

В перспективе думаю работать более углубленно над текстом басен, потому что в процессе изучения данной работы возник ряд других тем: в 2007 году исполняется 195 лет Отечественной войне 1812 года, и у И. А. Крылова много басен посвящено именно этой исторической теме; затем в языке басен встречается много фразеологических оборотов, которые интересуют меня, ряд выражений из басен стали крылатыми, и это тоже представляет огромный интерес. Можно проследить связь некоторых басен с народными пословицами Как видно, тем много для дальнейшей исследовательской работы.

Заключение

В заключение еще раз скажу, что прошло более 200 лет, как басни И. А. Крылова полюбились русскому сердцу. В наши дни слава Крылова вышла далеко за национальные пределы. Крылов звучит не только на русском языке, но и почти на всех языках мира. У Крылова были великие последователи в мировой басенной литературе. Это Л. Н. Толстой, А. Толстой, Д. Бедный, С. Михалков.

Крылов был непримирим к недостаткам человеческой жизни. Басня помогала ему высмеивать скупость, лживость, лицемерие и хвастовство. Басни учат нас человечности, непримиримости к недостаткам.

Детское сознание охотно усваивало и несло по жизни нравственные нормы, гладко изложенные в рифму при помощи интересных лисичек и петушков. На это накладывались обстоятельства российской истории. А главное, усвоенные нравственные нормы в детстве, усваиваются надежнее и долговечнее, играют важную роль в формировании ценностных ориентаций молодого поколения.