Основные типы резьб и область их применения. Рельефная резьба: от базовых навыков к уверенной технике Элементы деревянной резьбы

В зависимости от того, какой мастер, какая у него техника, какой замысел резьба может быть выполнена в разных видах. Она может быть как простой, так и сложной. Существует различные виды резьбы по дереву: рельефная резьба, плоскорельефная, объёмная, а также плосковыемочная и прорезная резьба. Теперь охарактеризуем эти виды резьбы по отдельности.

Плосковыемочная делится на два вида, первый вид - геометрический орнамент , второй вид - плосковыемочный контурный , который ещё иногда называют растительным орнаментом. По названию этого вида можно догадаться в какой технике будет исполнена работа. Эта резьба будет состоять из выемок, которые вместе составят контурные линии, вырезанные на определённую глубину.

Геометрический резьба или геометрический орнамент , он так называется, потому что выполнен из окружностей, треугольников, миндалевидных углублений, розеток, звёздочек, так называемых геометрических элементов. Смотря сколько выемочных элементов возьмёте, такой и получиться орнамент.

Существует ещё один орнамент - контурный . Ещё его называю в нашей литературе как растительный. Но, по-моему, нужно углубиться в это понятие, так как контурный рисунок часто выполняется в технике с контурной резьбой. Эта техника резьбы немного похожа на гравировку металла, отличие в том, что сделанные выемки, составляющие на древесине контурные линии, имеют больше ширину и глубину и инструменты имеют иную заточку. Контурная резьба в исполнении очень проста. Выполнить данную резьбу можно на любой древесине и на фанере полукруглой стамеской или обыкновенным ножом косяком.

Плоскорельефная резьба

Одним из самых отличительных признаков данного вида это то, что фон здесь выбираем вокруг орнамента на одинаковую глубину. Края этого орнамента можно заовалить. Есть ещё и другой вид, в котором орнамент можно углубить в древесину, а фон на поверхности останется нетронутым. Выполнить такой вид резьбы не сложно, но вы замучаетесь самостоятельно зачистить и выбрать плоскость или фон углублённого орнамента. Этот процесс можно облегчить ручной фрезерной машиной. Фон вашего орнамента можно зачеканить. При помощи чеканки можно сгладить неровности, которые образуются во время ручной обработки, и улучшит вашему творению зрительный эффект. Так же можно нанести на фон различные по углублению: клеточки, канавки, желобки, при помощи мелких резцов.

Прорезная резьба

Эта резьба по дереву без фона. Если в плоскорельефном орнаменте удалить фон, то у нас получится прорезная резьба. В издельях как шкатулка, для выразительности и ажурности подкладывают снизу цветную бумагу или ткань.

Рельефная резьба

Главной целью нашего учебного пособия - это поделится опытом с мастерами, и помочь начинающим резчикам освоить данную резьбу. Не принимая в значение другие виды резьбы, мы детально остановимся на рельефной резьбе , так как она осложнена в исполнении и разработке. Если мы выполним орнаментные изделья в технике именно рельефной резьбы, то они будут очень декоративны и выразительны.

Рельефная резьба по дереву издавна применялась русским народом в православных храмах. И в наше время сохранились некоторые памятники русской архитектуры и искусства, к примеру: Киево-Печерская лавра. Рельефная резьба с росписью и позолотой необыкновенно и торжественно красива.

Теперь расшифруем рельеф. Рельеф это выпуклость или выпуклый орнамент на плоскости, или совокупность самых различных неровностей на поверхности нашей земной коры.

Барельеф (низкий рельеф) - скульптурный орнамент или изображение, выпуклое над плоской поверхностью древесины менее, чем на одну вторую своей толщены.

Горельеф это скульптурный орнамент или изображение, которое может выступать над какой-то плоскостью не менее, чем на половину толщины всей скульптуры. Из этих определений явно видно, что рельефная резьба подразделяется на два вида: 1) горельефную - с высоким рельефом, 2) барельефную — с низким рельефом.

Объёмная резьба , ещё её называют скульптурной. В отличие от предыдущих видов, этой резьбой отделывают объёмные предметы с нескольких сторон или даже со всех. В архитектуре - это столбики балконов, деревянные колоны, вырезные балясины и др. Ещё объёмной резьбой часто отделывают ножки мебели. Данные детали вполне могут считаться скульптурными изображениями.

Из всех видов резьбы рельефная техника является одной из наиболее выразительных. Реалистичные деревянные барельефы, с аккуратной деталировкой, эффектной игрой теней и правильно построенной композицией, способны по-настоящему завораживать. Рельефную технику можно рассматривать как переходную ступень к скульптурной резьбе, по праву считающуюся венцом резного искусства.

В этом материале мы расскажем о базовых принципах рельефной резьбы по дереву. Наши советы будут полезны не только для начинающих резчиков, но и для мастеров уже попробовавших свои силы в этой технике. На примере предложенного проекта вы познакомитесь с основными принципами чистой и аккуратной резки, научитесь правильно моделировать объем, освоите профессиональные секреты, которые помогут подчеркнуть трехмерные качества резной композиции.

В чем отличие рельефной резьбы от других техник?

От плоскорельефной, контурной, геометрической и других видов необъемной резьбы рельефную технику отличает, прежде всего, ее подчеркнутый трехмерный характер. Основная композиция здесь выступает на передний план за счет обрезанного фона, благодаря чему изображение становится более выразительным, с характерным обилием светотеней.

Если основной рисунок композиции возвышается лишь слегка, не более чем на половину от толщины всего изделия, то такую резьбу называют барельефной (а само изделие барельефом). При более высоком и выступающем рельефе резьбу именуют горельефной.

Набор инструментов для новичка

Чтобы научиться резьбе по дереву, вовсе не обязательно обзаводиться арсеналом стамесок, ножей и других резцов, как многие склонны думать. Для освоения базовых навыков рельефной техники будет достаточно нескольких уголковых стамесок (геймусов), например, 10 мм и 6 мм , прямой стамески 12 мм , радиусной (полукруглой) 10 мм , подрезного ножа и небольшого штихеля. Остальные виды стамесок для резьбы по дереву уместно приобретать по мере роста резчицкого мастерства.

Всегда следите за остротой инструмента. Если резец оставляет грубый след и скалывает древесину небольшими щепками, вместо того чтобы легко снимать аккуратные слои – это верный признак того, что стамеска нуждается в заточке. Тупой инструмент портит качество работы, требует больших усилий при резьбе и не дает возможности правильно «почувствовать» стамеску начинающему резчику.

Какое дерево выбрать для рельефной резьбы?

Правильный выбор древесины – залог успеха для мастера, осваивающего тонкости этой техники. Для нужд резчиков оптимально подходят почти все мягкие лиственные породы: осина, ольха, береза, орех и т.д. Но главной древесиной для большинства мастеров, занимающихся не только объемной, но и плоской, плосковыемчатой, геометрической и другими видами резьбы по дереву, является липа.

Липа – мягкая и легкая древесина, с равномерной плотностью, за счет чего особенно хорошо поддается обработке: легко режется, точится и строгается во всех направлениях. Липа почти не коробится и не усыхает, не выделяет дубильных веществ, поэтому считается идеальным сырьем, в том числе, для изготовления посуды. Недостатком липы является ее плохая окрашиваемость в другие цвета.

Отработка навыков рельефной резьбы на примере проекта «Лис»

Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.

Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).

Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм /угол 60° ). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).

Техника выполнения реза уголковой стамеской:

  • Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
  • Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм ). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
  • Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
  • Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
  • Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
  • Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.

В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.

Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).

В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм /угол 45° ) или #16 (ширина лезвия 6 мм /угол 35° ).

Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.

Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм . Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).

Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).

Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.

Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.

По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).

С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).

Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).

Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).

Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.

Чем зачистить резьбу по дереву?

При аккуратной работе самыми остро заточенными резцами почти всегда остаются грубые места и незначительные дефекты, требующие устранения. Для зачистки углубленных мест и подрезки небольших сколов используйте мелкий штихель. Объемные поверхности зачищают наждачной бумагой P150 . Чтобы окончательно убедиться в отсутствии незамеченных мелких дефектов, протрите картину тряпкой, смоченной в уайт-спирите, и еще раз внимательно рассмотрите ее под разными углами. Когда все недостатки зачищены, можно приступать к отделке.

Чем покрыть резьбу по дереву?

Для однотонной отделки используют следующие составы:

Морилка . В плоскорельефной резьбе используют не только для того, чтобы придать древесине более благородный внешний вид. С помощью морилки усиливают контраст определенных участков, они в свою очередь подчеркивают рельеф и объемность композиции. Для достижения такого эффекта достаточно нанести морилку на глубокие участки резьбы, которые должны казаться затененными.

Если вы решили полностью тонировать свою работу, использовать морилку нужно аккуратно, принимая во внимание породу дерева и особенности заготовки на которой вырезана композиция. Под воздействием влаги мелкорельефная резьба может разбухнуть, покоробиться, на ней может образоваться поднятый ворс и прочие дефекты, которые непоправимо испортят внешний вид работы. Распространенным изъяном при морении резьбы является неоднородность тона, особенно часто проявляющаяся в местах склейки брусков.

Виды и характеристики резьб.

Классификация и основные признаки резьб:

  • единица измерения диаметра (метрическая, дюймовая, модульная, питчевая резьба)
  • расположение на поверхности (наружная и внутренняя резьба)
  • направление движения винтовой поверхности (правая, левая);
  • число заходов (одно- и многозаходная), например двузаходная, трёхзаходная и т. д.;
  • профиль (треугольный, трапецеидальный, прямоугольный, круглый и др.);
  • образующая поверхность на которой расположена резьба (цилиндрическая резьба и коническая резьба);
  • назначение (крепёжная, крепёжно-уплотнительная, ходовая и др.).

Основные параметры резьбы и единицы измерения

Профиль резьбы - это контур сечения резьбы в плоскости, проходящей через ось резьбовой детали. ГОСТ 9150-81 и ГОСТ 8724-81 устанавливают единый номинальный профиль для цилиндрических метрических резьб диаметром до 600 мм, включая резьбы диаметром менее 1 мм. Номинальный профиль резьбы и его элементы показаны на рис. 1. Впадина наружной резьбы (рис. 2) может быть плоскосрезанной или закругленной: R max = 0,144Р , R min = 0,108Р , где R - радиус впадины; Р - шаг резьбы.

Рис. 2. Впадины резьбы болта и гайки.

Резьбы определяются следующими основными параметрами: наружным, средним и внутренним диаметрами; шагом; углом профиля; углом наклона сторон профиля.

Наружный диаметр резьбы d (см. рис. 1) -диаметр цилиндра, описанного относительно вершин наружной резьбы (или впадин внутренней резьбы).

Внутренний диаметр d 1 - диаметр цилиндра, вписанного в вершины внутренней резьбы (или впадины наружной резьбы).

Номинальные значения d и dx для наружной и внутренней резьбы одинаковые.

Средний диаметр d 2 - диаметр воображаемого цилиндра, поверхность которого пересекает витки резьбы таким образом, что ширина витков и ширина впадин равны.

Шаг резьбы Р - расстояние между параллельными сторонами двух рядом лежащих витков резьбы крепежа, измеренное вдоль оси. ГОСТ 8724-81 устанавливает диаметры в диапазоне 0,25...600 мм и шаги 0,075...6 мм. Метрические резьбы могут иметь крупный шаг (при диаметрах 0,25...68 мм) и мелкий шаг (при диаметрах 1...600 мм).

Угол профиля α - угол между боковыми сторонами профиля, измеренный в осевой плоскости. Угол наклона сторон профиля β - угол между стороной профиля и перпендикуляром к оси резьбы. Для резьб с симметричным профилем β = 0,5α . Для резьб с асимметричным профилем, например для упорной или конической, угол наклона каждой стороны определяется независимо.

Высота исходного треугольника Н - высота остроугольного профиля, полученного при продолжении боковых сторон профиля до их пересечения. Рабочая высота профиля Н 1 - высота плоскосрезанного теоретического профиля, равная полуразности наружного и внутреннего диаметров. Для метрических резьб Н = 0,866025×Р , Н 1 = 0,54126×Р .

Ход P h - величина относительного перемещения исходной средней точки по винтовой линии резьбы на угол 360°; P h =P ×n , где n - число заходов.

В действительности высота соприкосновения меньше, так как система допусков предусматривает определенные зазоры, например, по внутренним диаметрам резьбы гайки и болта.

Рабочая высота витка Н 1 - наибольшая высота соприкосновения; наименьшая выcота соприкосновения обозначается Н 1 min . Для резьбы с плоскосрезанным профилем Н 1 и Н 1 min определяют наибольшее и наименьшее перекрытие витков резьбы болта и гайки.

Угол подъёма резьбы (винтовой линии)

Для многозаходных резьб в числителе этой формулы следует подставлять вместо Р произведение n 0 P , где n 0 - число заходов. Длина свинчивания (высота гайки Н ) - длина (высота) соприкосновения поверхностей болта и гайки, измеренная вдоль оси.

Обозначается метрическая резьба буквой M (от англ. metric system, метрическая система мер). Резьба с номинальным диаметром 32 мм с крупным шагом обозначается как М32; резьба с номинальным диаметром 16 мм с мелким шагом – М16x1,5; для обозначения левой резьбы в конце добавляются буквы LH.

Виды резьб:

- с шагом и основными параметрами резьбы в долях метра .

Имеет широкое применение с номинальным диаметром от 1 до 600 мм и шагом от 0,25 до 6 мм. Профиль - равносторонний треугольник (угол при вершине 60°) с теоретической высотой профиля Н=0,866025404Р. Все параметры профиля измеряются в долях метра (миллиметрах).

Стандарты:

  • ГОСТ 24705-2004 (ИСО 724:1993) - Резьба метрическая. Основные размеры.
  • ГОСТ 9150-2002 - Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Профиль.
  • ГОСТ 8724-2002 - Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Диаметры и шаги.
  • ISO 965-1:1998 - Резьбы метрические ISO общего назначения. Допуски. Часть 1. Принципы и основные характеристики.
  • ISO 965-2:1998 - Резьбы метрические ISO общего назначения. Допуски. Часть 2. Предельные размеры резьб для болтов и гаек общего назначения. Средний класс точности.
  • ISO 965-3:1998 - Резьбы метрические ISO общего назначения. Допуски. Часть 3. Отклонения для конструкционной резьбы.
  • ISO 965-4:1998 - Резьбы метрические ISO общего назначения. Допуски. Часть 4. Предельные размеры для наружных винтовых резьб, гальваницированных горячим погружением, для сборки с внутренними винтовыми резьбами, нарезанными метчиком с позиции допуска H или G после гальванизации.
  • ISO 965-5:1998 - Резьбы метрические ISO общего назначения. Допуски. Часть 5. Предельные размеры для внутренних винтовых резьб винтов для сборки с наружными винтовыми резьбами, гальванизированными горячим погружением, с максимальным размером позиции допуска h до гальванизации.
  • ISO 68-1 - Резьбы винтовые ISO общего назначения. Основной профиль. Метрическая резьба.
  • ISO 261:1998 - Резьбы метрические ИСО общего назначения. Общий вид.
  • ISO 262:1998 - Резьбы ISO метрические общего назначения. Выбранные размеры для винтов, болтов и гаек.
  • BS 3643 - ISO metric screw threads.
  • DIN 13-12-1988 - Резьбы метрические ИСО основные и прецизионные диаметром от 1 до 300 мм. Выбор диаметров и шагов.
  • ANSI B1.13M , ANSI B1.18M - Метрическая резьба М с профилем базирующимся на стандарте ISO 68.

Условное обозначение: буква M (metric), числовое значение номинального диаметра резьбы (d, D на схеме, оно же внешний диаметр резьбы на болте) в миллиметрах, числовое значение шага (для резьбы с мелким шагом) (P на схеме) и буквы LH для левой резьбы. Например, резьба с номинальным диаметром 16 мм с крупным шагом обозначается как M16; резьба с номинальным диаметром 36 с мелким шагом 1,5 мм - М36х1,5; такая же по диаметру и шагу но левая резьба М36х1,5LH.

Таблица стандартного шага метрических резьб

- все параметры резьбы выражены в дюймах (чаще всего обозначается двойным штрихом, ставящимся сразу за числовым значением, например, 3" = 3 дюйма), шаг резьбы в долях дюйма (дюйм = 2,54 см). Для трубной дюймовой резьбы размер в дюймах характеризует условно просвет в трубе, а наружный диаметр, на самом деле, существенно больше.

Метрическая и дюймовая резьба применяется в резьбовых соединениях и винтовых передачах.

Шаг резьбы измеряется модулем (m). Чтобы получить размер в миллиметрах достаточно модуль умножить на число пи (π).

Питчевая резьба - шаг резьбы измеряется в питчах (p"). Для получения числового значения (в дюймах) достаточно число пи (π) разделить на питч.

Модульная и питчевая резьба применяется при нарезании червяка червячной передачи. Профиль витка модульного червяка может иметь вид архимедовой спирали , эвольвенты окружности , удлинённой или укороченной эвольвенты и трапеции .

  • шаг (P) - расстояние между одноимёнными боковыми сторонами профиля, измеряется в долях метра , в долях дюйма или числом ниток на дюйм - это знаменатель обыкновенной дроби, числитель которой является дюймом. Выражается натуральным числом (например; 28, 19, 14, 11);
  • наружный диаметр (D, d), диаметр цилиндра, описанного вокруг вершин наружной (d) или впадин внутренней резьбы (D);
  • средний диаметр (D 2 , d 2), диаметр цилиндра, образующая которого пересекает профиль резьбы таким образом, что её отрезки, образованные при пересечении с канавкой, равны половине номинального шага резьбы;
  • внутренний диаметр (D 1 , d 1), диаметр цилиндра, вписанного во впадины наружной (d 1) или вершины внутренней резьбы (D 1);
  • ход (P h) величина относительного перемещения исходной средней точки по винтовой линии резьбы на угол 360°

где n - число заходов;

  • высота исходного треугольника резьбы (H);
  • срез резьбы (с);
  • угол конуса конической резьбы (φ);
  • угол подъёма резьбы (ψ):


Конусность 1:16 (угол конуса φ=3°34’48"). Предназначена для обеспечения герметичности и стопорения резьбы без применения дополнительных средств. Существует два варианта резьбового конического соединения: коническая наружная резьба с конической внутренней резьбой и коническая наружная резьба с цилиндрической внутренней резьбой.

Стандарт: ГОСТ 25229-82 - Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая коническая.

Условное обозначение: буквы MK, числовое значение номинального диаметра резьбы в миллиметрах, числовое значение шага, буквы LH для левой резьбы. Например, резьба с номинальным диаметром 24 мм с шагом 1,5 мм обозначается как MK 24x1,5 .

Цилиндрическая, MJ

Цилиндрическая резьба основана на метрической резьбе (М ) с номинальным диаметром от 1,6 до 200 мм и углом профиля при вершине 60°, предназначена для аэрокосмической техники и других применений требующих высокую усталостную прочность и жаропрочность. Для обеспечения этих свойств впадина резьбы на наружной резьбе имеет увеличенный радиус от 0,15011P до 0,180424P. Внутренняя резьба MJ совместима с внешней резьбой M при совпадении номинального диаметра и шага.

Стандарты:

  • ГОСТ 30892-2002 (ИСО 5855-1-99, ИСО 5855-2-99, ИСО 5855-3-99) - Резьба метрическая с профилем MJ. Профиль, диаметры и шаги, допуски
  • ISO 5855-1:1999 - Aerospace - MJ threads - Part 1: General requirements
  • ISO 5855-2:1999 - Aerospace - MJ threads - Part 2: Limit dimensions for bolts and nuts
  • ISO 5855-3:1999 - Aerospace - MJ threads - Part 3: Limit dimensions for fittings for fluid systems
  • ANSI/ASME B1.21M-1997 (R2003) - Метрическая резьба. MJ профиль. (англ. Metric Screw Threads - MJ Profile ).

Условное обозначение: буквы MJ, числовое значение номинального диаметра резьбы в миллиметрах, числовое значение шага, поле допуска среднего диаметра и поле допуска диаметра выступов. Например, наружная резьба с номинальным диаметром 6 мм, шагом 1 мм, полем допуска среднего диаметра 4h и полем допуска диаметра выступов 6h обозначается как MJ6x1-4h6h на поверхности вала.

Основная статья: Резьба трубная цилиндрическая, G

Дюймовая резьба основанная на резьбе BSW (British Standard Whitworth) и соответствует резьбе BSP (British standard pipe thread) , имеет четыре значения шагов 28,19,14,11 ниток на дюйм. Угол профиля при вершине 55°, теоретическая высота профиля Н=0,960491Р.

Стандарты: ГОСТ 6357-81 - Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба трубная цилиндрическая. ISO R228 , EN 10226 , DIN 259 , BS 2779 , JIS B 0202 .

Условное обозначение: буква G, числовое значение условного прохода трубы в дюймах (inch), класс точности среднего диаметра (А, В), и буквы LH для левой резьбы. Например, резьба с номинальным диаметром 1 1/8", класс точности А - обозначается как G1 1/8-A. Следует иметь в виду, что номинальный размер резьбы соответствует просвету трубы в дюймах. Наружный диаметр трубы находится в некоторой пропорции с этим размером.

Дюймовая резьба с конусностью 1:16 (угол конуса φ=3°34’48"). Угол профиля при вершине 55°, теоретическая высота профиля Н=0,960491Р.

Стандарты: ГОСТ 6211-81 - Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба трубная коническая. ISO R7 , DIN 2999 , BS 21 , JIS B 0203 .

Условное обозначение: буква R для наружной резьбы и Rc для внутренней, числовое значение номинального диаметра резьбы в дюймах (inch), буквы LH для левой резьбы. Например, резьба с номинальным диаметром 1 1/4" - обозначается как: R1 1/4".

Круглая для санитарно-технической арматуры, Кр

Профиль круглой резьбы образован окружностями, на вершинах и впадинах, соединёнными прямыми с углом профиля при вершине 30°. Резьба применяется для шпинделей, вентилей, смесителей, туалетных и водопроводных кранов.

Стандарт: ГОСТ 13536-68 Резьба круглая для санитарно-технической арматуры. Профиль, основные размеры, допуски.

Условное обозначение круглой резьбы: буквы Кр, номинальный диаметр резьбы, шаг и обозначение стандарта.

Трапецеидальная, Tr

Метрическая резьба с углом профиля при вершине 30°, теоретическая высота профиля Н=0,866Р.

Стандарт: ГОСТ 9484-81 - Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба трапецеидальная. Профили. ГОСТ 24737-81 - Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба трапецеидальная однозаходная. Основные размеры. ГОСТ 24738-81 - Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба трапецеидальная однозаходная. Диаметры и шаги. 24739-81 - Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба трапецеидальная многозаходная.

Условное обозначение однозаходной резьбы: буква Tr (trapezoidal), числовое значение номинального диаметра резьбы в миллиметрах, числовое значение шага, буквы LH для левой резьбы и обозначение поля допуска. Например, однозаходная наружная резьба с номинальным диаметром 50 мм с шагом 8 мм обозначается как Tr50х8-7е; такая же по диаметру и шагу, но левая резьба Tr50х8LH-7е.

Упорная, S

Метрическая резьба с углом наклона боковых сторон профиля 30° и 3°.

Стандарт: ГОСТ 10177-82 - Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба упорная. Профиль и основные размеры. Условное обозначение резьбы: буква S, числовое значение номинального диаметра резьбы в миллиметрах, числовое значение шага, буквы LH для левой резьбы и обозначение поля допуска.

Условное обозначение многозаходной резьбы: буква S, числовое значение номинального диаметра резьбы в миллиметрах, числовое значение хода, в скобках Р с числовым значением шага, буквы LH для левой резьбы и обозначение поля допуска.

Упорная усиленная, S45°

Резьба с углом наклона боковых сторон профиля 45° и 3°, с номинальным диаметром от 80 до 2000 мм.

Условное обозначение резьбы: буква S, значение угла 45°, числовое значение номинального диаметра резьбы в миллиметрах, числовое значение шага, буквы LH для левой резьбы и обозначение Тт.

Эдисона круглая, E

Применяется для электротехнических изделий, например цоколь ламп накаливания, см. также цоколь Эдисона.

Стандарт: ГОСТ 6042-83 Резьба Эдисона круглая. Профили, размеры и предельные размеры.

Условное обозначение резьбы: Буква E, номер резьбы, если резьба для неметаллических элементов буква N через наклонную черту (/) и номер ГОСТа, например E 27 ГОСТ 6042-83 или E 27/N ГОСТ 6042-83.

18.04.2011 А. Ф. Афанасьев Обновлено 11.08.12

Характеристика видов резьбы по дереву. Элементы резьбы. Терминология

Резьбу по дереву по ее виду и технике исполнения трудно разделить на строгие, отличающиеся друг от друга группы и дать им точное название или определение. Поэтому количество видов и подвидов резьбы по дереву в литературе еще не устоялось, также и названия имеют иногда синонимы, а иногда и противоречия. Для резчика по дереву это большого значения не имеет, он применяет тот или иной вид или прием резьбы в зависимости от своего художественного замысла. Наша задача здесь заключается в том, чтобы познакомить самодеятельного резчика с наиболее распространенными названиями видов резьбы и с их характеристикой.

Чаще всего резьбу подразделяют на пять-шесть видов: плосковыемчатая, плоскорельефная, рельефная, прорезная, скульптурная, комбинированная.

1. Плосковыемчатая резьба по названию происходит от двух характеристик: плоскость и выемки, сделанные на ней. Основной ее признак - контуры в виде выемок, которыми обрисовываются фигуры изображения, или иные, четко ограниченные выемки на поверхности. Она подразделяется на два подвида: геометрическую и контурную.

В ней изображаемые фигуры имеют геометрическую форму и выполняются, как правило, в виде прямолинейных и дугообразных элементов. К геометрической также относится резьба, где признак контурности может отсутствовать, но элементы резьбы носят явно выраженный геометрический характер: кубики, крестики, ромбики в виде выемок, ноготки, треугольники и т. д. (рис. 138).

(по рис. 138).

1. Треугольники - треугольные углубления. Сначала прорезается сквозная линия всех оснований треугольников с наклоном резака, затем делаются боковые срезы.

2. Треугольники с зубчиками . Средняя линия зубчика (линия надколки) делит угол между основанием треугольника и боковой стороной пополам.

3. Ромбы . Два ряда треугольников с сомкнутыми вершинами.

4. Цепочка . Два ряда треугольников с сомкнутыми основаниями.

5. Витейка . Мелкие треугольники в два ряда, как в ромбах, но со смещением одного ряда на полшага.

6. Змейка . Два ряда треугольников, как в витейке, но один ряд вдвинут в другой.

7. Елочка . Два ряда разных по размеру треугольников.

8. Елочка . Ряд маленьких треугольников п. 7 заменен на ноготки - полукруглые вырезы.

9. Куличики . Контуры ромбов - канавки; куличики - спаренные треугольники (бусы) долевого и поперечного расположения.

10. Сколышки . Комбинация треугольников, вписанных рядами в большой треугольник или ромб. Сначала прорезаются с наклоном резака сквозные линии контура, а затем - параллельные им линии.

11. Чешуйка прямая . Сначала прорезаются сквозные линии сетки без наклона резака, затем делаются вырезы сторон каждой чешуйки.

12. Глазки . С наклоном на обе стороны от средней линии делаются резаком сквозные прорезы, образующие грани выступающего ребра глазков. Потом делаются вырезы полукруглой стамеской.

13. Фонарики . Режутся канавки сетки, затем - одиночные глазки долевого и поперечного направлений. От глазков отходят прорезные поперечные канавки лучей.

14. Лесенка плоская . Треугольники, соединенные прорезными линиями поперек ленты.

Лесенка простая . Сначала делаются все надрезы с одной стороны.

Лесенка обрезная . Лента надрезается с обеих сторон, и сверху прорезается глубокая линия. Режется лесенка, затем она обрезается снизу.

15. Лесенка с зубчиками прямая . Сначала надкалываются зубчики, после чего режется лесенка.

Лесенка с зубчиками наклонная. Образует вид двухзаходной винтовой линии.

16. Кустики . Полуглазки в сочетании с бусами (спаренными треугольниками).

17. Соты . Сочетание рядов углублений в виде четырехугольной пирамиды вершиной вниз. Сначала прорезаются сквозные линии, параллельные сторонам ромба с наклоном резака в 50°. Потом вырезается каждый ромбик отдельно носком резака или ножа.

18. Кубики . Пересекающиеся лесенки. Резаком, с наклоном в 30°, режутся стороны ромба, затем, с наклоном в 50°, прорезаются более глубокие канавки одного и второго рядов попеременным приемом пяткой или носком вперед.

19. Сияние с зубчиками .

20. Сияние обрезное (по контуру).

Включает в себя виды резьбы, где контурная обрисовка изображаемых фигур линией-выемкой резко выражена (рис. 139). Чаще всего это бывают изобразительные мотивы: анималистические (фигуры животных) и растительные, но могут быть мотивы и геометрической формы (иногда нет резкой разницы между геометрической и контурной резьбой). Сюда же относится и контурная резьба в виде тонких, часто очень узорных линий, называемая гравировкой (см. рис. 141).

Плосковыемчатая резьба вследствие своей четкости и жесткости контуров применяется для декорирования слабо освещенных мест. В некоторых случаях геометрическая резьба при многократном повторении одинаковых элементов имеет интересную игру граней, создает кружевной узор.

Рис. 141. Фрагменты скульптуры юноши (см. рис. 22) . Разновидность резьбы с подобранным фоном:
а - мелкий, четкий рисунок резьбы выполнен контурной линией и усилен очень неглубокой выборкой и чеканкой фона (орнамент на груди скульптуры); б - рисунок резьбы выявлен неглубокой подборкой и чеканкой фона, на розетке выполнена разживка - тонкие канавки гравировки (подставка к скульптуре)
Рис. 139. Контурная резьба:
а - дверей, б - фриза на карнизе мебели (фон тонирован)

2. . Название получила оттого, что фигуры изображения, оставаясь в основном плоскими, не только обрисованы выемкой по контуру, но и обработаны по краям, что создает иллюзию рельефа. Является развитием контурной резьбы. Подвиды этой резьбы следующие.

а) Резьба с заоваленными контурами (иногда ее называют резьбой с завальными контурами от слов «завалить», «закруглить»). Со стороны орнамента контурная линия (канавка) закругляется более круто, а со стороны фона - более полого. Это дает интересную игру светотени (рис. 140, б).

б) Заоваленная резьба с подушечным фоном - то же самое, что и заоваленная резьба, но фон ее нигде не остается плоским, иногда он несколько ниже уровня плоскости орнамента.

в) Заоваленная резьба с подобранным фоном . Контуры орнамента такой резьбы заовалены, а фон выбран (углублен) до плоскости так, что орнамент кажется наложенным на плоскость.

Иногда фон для контраста чеканится (см. рис. 140, г и 141).

г) Рельефно-заоваленная резьба . Фон резьбы заовален, но орнамент не плоский, а обработан рельефно (см. рис. 140).

3. Рельефная резьба . Рельефной называется резьба, где изображение является выпуклым по отношению к фону и полностью художественно обработано в пределах глубины фона. Рельеф называется вогнутым, если изображение углублено по отношению к фону. Рельефная резьба подразделяется на барельеф и горельеф.

а) Барельеф - низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над поверхностью фона не более чем на половину своего объема (см. рис. 1, 35).

б) Горельеф - высокий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над поверхностью фона более чем на половину своего объема (рис. 142).


- это резьба на деревянном слое любой формы, где элементы изображения взаимно связаны и вместо фона окружены прорезами. В зависимости от формы и обработки поверхности сквозную резьбу можно представить как плоскорельефную или рельефную, где удален фон.

Рельефную прорезную резьбу принято называть ажурной, особенно если она искусно и тонко сделана, как кружево («ажурная» в переводе с французского означает «сквозная») (см. рис. 86).

Если прорезная резьба наклеена или смонтирована каким-либо другим способом на поверхности основы (изделия), она называется накладной или наклейной
(см. рис. 88 и 13.

Это художественно обработанная со всех сторон объемная фигура, полностью или в основной массе оторванная от фона (см. рис. 38).

(рис. 143) - это резьба, включающая в себя детали или элементы основных видов резьбы, изложенных выше, а также иные формы, в том числе и перечисленные далее (см. также рис. 13, 21, 24). Резчик работает в основном в технике комбинированной резьбы.

К перечисленным видам резьбы добавим еще некоторые понятия и названия, встречающиеся в практике резьбы.

Рис. 143. Комбинированная резьба:
а - резьба барельефная и плоскорельефная с подобранным фоном, с чеканкой и гравировкой на груди скульптуры юноши (см. рис. 22) ; б- сочетание барельефной резьбы с гравировкой и разживкой, а также с плоскорельефной резьбой на спинке стула

Применяется для украшения деревянных построек. Крупные формы и обозрение такой резьбы с расстояния оправдывают применение в качестве инструмента для ее выполнения топора, пилы, долот, стамесок, сверл, а также накладок из реек, дощечек и т. д. По исполнению может быть прорезной, рельефной, объемной (рис. 144).

Рис. 144. Орнаменты домовой резьбы: сверху - глухая домовая резьба, снизу - накладная резьба из реек (решетка) и досок, выполненных по профилю (показан поперечный разрез)


Чередование винтовых выступов и впадин, вырезаемых на поверхности вращения детали: цилиндрической, конической, сферической, купольной. Витье может выполняться в одну нитку, в две, три и более ниток (см. колонну на рис. 13, а также рис. 195 и 196).

Кривье - кривые, изогнутые детали, обработанные со всех сторон: ножки мебели, опоры, бра, консоли и др.

Профильные работы - вырезанные по контуру поделки или только снаружи, или и снаружи, и внутри: стенки и кронштейны полочек, спинки прялок и т. д. (рис. 145).

Глухая резьба - рельефная домовая резьба, выполненная не в виде накладной прорезной резьбы, а на целиковом материале (см. рис. 144) (по типу: отверстие не сквозное, а глухое).

Теперь познакомимся с некоторыми терминами, которые встречаются и в практике резьбы по дереву, и в специальной литературе.

Травянистое растение с фигурными листьями. В стилизованном виде акант применялся для декорирования в архитектуре и резьбе по дереву во все времена и в различных стилях (см. рис. 103).

1) древнеримский бог любви (соответствует греческому Эроту), изображавшийся в виде крылатого мальчика с луком и стрелами; 2) ангел; 3) изображение обнаженного ребенка в искусстве (рис. 146).

1) строительное искусство; 2) художественное выражение закономерностей строения или соединения деталей предмета (рис. 147, 148), например, соединение деревянных деталей шурупами и гвоздями будет нетектоническим, а на шипах или цапфах - тектоническим.

Атлант (аналогия: см. Кариатида):

1) в греческой мифологии титан Атлас, поддерживающий небесный свод;

2) мужская статуя в роли колонны в мебели или зданиях.

Элемент балюстрады (ограждения лестниц, террас, балконов) в виде резного столбика (рис. 149).

Рис. 146. Скульптура ребенка. Ракурс модели, варианты резьбы подставки и волос.
Компактность и упрощенная форма скульптуры
облегчает ее выполнение в дереве

Рис. 147. Принципиальный пример тектонически правильного (а) выбора направления волокон древесины при изготовлении или фанеровке вытянутых предметов и тектонически неправильное (б)
решение
Рис. 148. Примеры тектонических соединений и облицовки деталей в резьбе:
менее удачное (1) и более удачное (2) наращивание поля за счет облицовки шпоном. Долевое склеивание фанерок (3) оправдано, когда они берутся из одной пачки (кноля). Соединение полос шпона (4) через контрастные прожилки. Правильный (5) и неправильный (6) подбор древесины при вставке пробок или заплаток на месте сучков. Облицовка фанеркой скругленных углов (7). Облицовка прямых углов и цилиндрических поверхностей (8)

Рис. 149. Примеры резных и точеных балясин


1) кант, тонкая полоска из шаров и продолговатых элементов (рис. 150);

2) набор одинаковых элементов в резной полосе геометрической резьбы (см. рис. 138).

Круглый или прямолинейный растительный орнамент, иногда обвитый лентой, включающий фрукты, иные элементы (рис. 151).

Винтовая: линия, поверхность, резьба -
см. с 223 .

Выразительные искусства -
см. Пластические искусства.

Галтель (от нем. «выемка», «желобок»):
1) скругление внутренних или внешних углов;
2) профиль в форме желобка - см. Профиль;
3) столярный фигурный рубанок для выстругивания профиля галтели.

Столик на одной ножке (рис. 152).

Герма - четырехугольная колонна, завершающаяся скульптурой головы, первоначально - головой Гермеса.

Грифон - фантастическое животное: крылатый лев с головой орла (иногда льва), ушами лошади и спинным плавником рыбы. В декоративном искусстве встречается в видоизменениях.

Орнамент, в котором декоративные и изобразительные мотивы (растения, животные, маски, формы человека) представлены в причудливой форме (рис. 153, 154).

Профиль, состоящий из вогнутой и выгнутой дуги (см. рис. 161).

Рис. 153. Гротеск в плоскорельефной резьбе: справа - рисунок по римскому орнаменту, слева - домовая резьба Рис. 154. «Сплетницы» - гротеск, сюжет для маркетри, плоскорельефной или барельефной резьбы

Рис. 161. Профили окантовочных реек, карнизов, гладких багетных кантов и других линейно вытянутых обрамлений:
1 - полувалик; 2 - четвертной валик; 3 - обратный полувалик (канавка); 4 - полочки; 5 - выкружка; б - гусек; 7 - каблучок

Стилизованное изображение рыбы в орнаменте, фризе и т. д. (рис. 155).

Фантастический образ крылатого, иногда многоголового огнедышащего змея (рис. 156).

Изобразительные искусства

Кабриоль - изогнутые мебельные ножки.

Калевка: 1) фигурный профиль; 2) фигурный рубанок для получения калевки.

(рис. 157 и рис. 36 вклейки) - небольшое овальное или круглое изображение с выпуклым рельефом, обычно из камня (с вогнутым рельефом - инталия, камеи и инталии называют геммами).

Рис. 155. Примеры стилизованного изображения дельфина в прикладном искусстве

Рис. 156. Примеры стилизованного изображения дракона:
а - изображение дракона в эпоху Ренессанса; (б, в - драконы в парке Петродворца; г - один из парных драконов над дверью зала в большом дворце Петродворца
Рис. 157. Камея (увеличено). Слоновая кость, перламутр, золоченая бронза


Рис. 36. Барельеф с камеями

Каннелюры - вертикальные желобки на колонне или пилястре, примыкающие друг к другу.

Капитель колонны - верхняя выступающая часть колонны.

Кариатида (аналогия: см. Атлант) - колонна в форме женской статуи.

Горизонтальная выступающая полоса, часто фигурная или резная, защищающая сверху стену или окно от дождя, или полоса, делящая стену на пропорции. В мебели карниз делается на границе крышки и боковых стенок (рис. 158).

Кима (набегающая волна) - украшение в виде каймы на карнизе.

Выступ в стене; кронштейн, служащий опорой, а также для размещения на нем украшений. Примыкающий к стенке столик (рис. 41 вклейки).

(готика) - деталь в виде стилизованных листьев или цветов, образующих зубчатообразный вертикальный или наклонный фриз (рис. 159).

Рис. 158. Резьба карниза и гуська восьмиугольного цоколя на подставке для скульптуры юноши (см. рис. 22) Рис. 41. Морской конек - консоль для полки (махагони) Рис. 159. Примеры резного ступенчатого фриза, называемого
краббом

Луковичная глава - также см. с. 221.

Маска: 1) в рисунке и живописи - лицо человека; 2) в архитектуре и резьбе - стилизованное или гротескное лицо или голова человека.

Маскарон - маска, декоративный рельеф в виде лица человека.

Геометрический орнамент, имеющий вид непрерывной кривой ломаной линии. Получил название от извилистой реки в Малой Азии (в настоящее время - река Б. Мендерес в Турции) (рис. 160).

Медальон: 1) изображение в круглом или овальном обрамлении; 2) круглая или овальная ювелирная коробочка для хранения портрета, реликвии.

Напильники - подразделяются по числу насечек на 1 см:

драчевые (4,5-12), личны?е (13-26), бархатные и надфили (42-80).

Неизобразительные искусства - см. Пластические искусства.

Овал, Овоид, Орнамент - см. с. 221 и с. 241 .

Патина: 1) пленка на поверхности изделия, образующаяся под действием атмосферы и времени или специальной обработкой; 2) налет на поверхности произведения искусства, говорящий о его благородной старине.

Пилястра - плоский вертикальный выступ стены.

Пластика: 1) то же, что скульптура; 2) лепка скульптуры из пластичного материала.

Пластические искусства - виды искусства, воспринимаемые зрением, называемые также пространственные искусства . Они делятся на изобразительные искусства (живопись, скульптура, графика, фотография), воспроизводящие реальный мир, и неизобразительные или выразительные искусства (архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование). Резкой разницы между этими частями пластического искусства нет. Такая область, как орнамент или плакат, пользуется как изобразительными, так и неизобразительными мотивами. В живописи и рисунке также встречаются элементы неизобразительного творчества. Резьба по дереву, маркетри, интарсия, относящиеся к пластическому искусству, могут примыкать как к одной, так и к другой его ветви, в зависимости от характера изображения и включаемых мотивов.

Пластичность - выразительность объемной формы; гармония, изящество.

1) вид лица или предмета сбоку; 2) то же, что силуэт, например профиль окна, ниши; 3) поперечное сечение длинной детали типа рейки, балки, карниза и т. д. (рис. 161).

Разживка - нанесение на резьбу, обычно плоскорельефную, дополнительных украшений в виде гравировки, канавок, сетки и др. Разживка всегда делается более мелко, чем линии контура (см. рис. 141 и 143).

Ленточный орнамент в виде узкой полоски (см. рис. 17).

Рис. 17. Резной ремешок - деталь рамы Рис. 162. Рог изобилия в резьбе по дереву
Рис. 225. Стеки (а), кольца и петли (б) для работы с глиной и пластилином

1) в греческой мифологии рог козы Амалфеи, вскормившей своим молоком Зевса; обладал волшебным свойством давать все, что пожелает его владелец; 2) источник изобилия, богатства; 3) декоративный элемент всех стилей, начиная с древних римлян (рис. 162).

Сирена: 1) в греческой мифологии полуптица-полуженщина; сирены завлекали моряков своим пением и губили их.

Станковое искусство - род изобразительных искусств, произведения которых носят самостоятельный характер и не имеют прямого декоративного или утилитарного назначения (в живописи - картины, в скульптуре - статуи, бюсты, группы, станковые рельефы, в графике - эстампы, станковые рисунки). Название происходит от станка, на котором создаются произведения искусства: мольберт, скульптурный станок.

См. рис. 225.

Стела - вертикально стоящая каменная плита с надписью или изображением.

Стилизация: 1) свободное, с вольным трактованием, подражание какому-либо стилю; 2) обобщенное изображение реальных предметов, например с целью получения узоров (в орнаментах) или читаемых символов (в плакатах).

Стиль - общие черты художественного решения, а также творческого подхода в отдельном произведении искусства, или в произведениях отдельного автора, или целых эпох, художественных направлений и т. д.

См. рис. 104.

Текстура дерева, древесины - естественный рисунок породы дерева, обусловленный его анатомическим строением.

Тектоническая конструкция - см. Архитектоника.

Соединение двух реек рамы или каркаса под прямым углом со спиливанием каждого конца из них под углом 45° (рис. 163 и 164).

Рис. 104. Стусло для распиливания реек под прямым углом и под углом 45°

Рис. 163. Вязка брусков рамы на ус

Рис. 164. Вязка брусков рамы на ус примыканием

Фальц - прямоугольная выборка с тыльной стороны рамы, каркаса, доски щита. Квадратная выемка на половину толщины доски называется четверть (обычно служит для соединения досок друг с другом: сплачивание, настил).

Фестон - провисающая гирлянда из листьев, цветов, фруктов.

Наконечник колонны, сосуда, стойки в форме заостренной башенки (рис. 165 и 166).

1) тонкая доска или фанеpa, вставленная в паз дверной рамы, спинки стула и т. д.; 2) часть двери, пилястры, какого-либо поля, обведенная рамкой или углубленная. Филенки иногда бывают резными (рис. 167).

Рис. 165. Венчающая часть резного изделия (фиала)

Рис. 166. Ручка крышки в виде трех сплетенных хвостами дельфинов (сложная форма фиалы)

Рис. 167. Пример резной филенки, которая может быть использована как рама

Фриз - орнаментальная полоса, идущая по кромке мебели или стены.

Вспомогательные, подсобные материалы. В резьбе по дереву в фурнитуру могут входить: накладные металлические элементы декора, петли и накладки на замочные скважины дверей, ключи, застежки крышек альбомов и т. д. (рис. 168). Стиль и характер фурнитуры увязываются в композиции с резьбой.

Химера: 1) в греческой мифологии чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом дракона; порождение стоглавого огнедышащего чудовища Тифона и полуженщины-полузмеи Эхидны; 2) фантастическое чудовище.

Цезура - пропуск, интервал, пустота.

Цоколь - нижняя, выступающая опорная часть здания или массивная опора, заменяющая ножки в мебели (может быть и углубленной).

Рис. 168. Фурнитура как декор резных изделий и как вспомогательные детали: 1 - дверца на задней стороне миниатюрной рамки (см. рис. 30) ; 2- шарнирные петли из полоски бронзовой фольги (впрессовываются при склеивании на столярном клею двух заготовок дверцы из шпона); 3 - петля для подвески - бронзовая проволочка; 4 - запор - деталь из бронзовой пластинки. 5 - шарнирная петля во всю длину крышки шкатулки; материал: бронзовая фольга, спица. Изготовление: изгиб полоски фольги вдвое вокруг спицы-оси, пропил напильником в тисках пазов на одной половинке петли, разметка пазов второй половинки и их пропил, сборка с осью и обжим, засверливание отверстий, шлифовка и полировка; 6 - ушко для подвески картины с расширенным отверстием для прохода головки гвоздя и щелью для ее запора; ушко может быть повернуто относительно крепящего его шурупа для возможности поиска центра тяжести картины; 7 - скоба из проволоки с подвеской на крючок; имеется свобода маневрирования влево и вправо в поисках точки подвески; 8 - отверстие для подвески в самом изделии, выбранное резцом; наклон отверстия фиксирует шляпку гвоздя, протяженность в горизонтальном направлении позволяет правильно найти точку подвески; 9 - ушко со сквозным пазом для надевания на гвоздь со шляпкой; 10 - подвеска на один гвоздь наклонной рамы: длина верхнего шнура регулирует угол наклона рамы

В настоящее время резьба по дереву достаточно востребована в отделке интерьера, декорирования мебели, дверей или лестниц. Особенно оригинально и самобытно элементы резьбы выглядят на . Резное искусство по дереву, несмотря на многовековую историю, не теряет своей актуальности, а благодаря современным и более функциональным инструментам – это старинное искусство стало белее совершенным и доступным.

Резной элемент для фасада дома

– способ декорирования экстерьера дома с помощью вырезания на внешних элементах фасада различных узоров, орнаментов и скульптурных изображений. Резными деталями оформлялись практически все выступающие и накладные элементы дома.

Домовую резьбу нередко называли корабельной, так как считалось, что традиция украшать дом деревянной резьбой пришла с кораблестроения. С незапамятных времен кроме декоративного назначения у домовой резьбы была важная функция – защитная. На элементы дома наносились оберегающие знаки и символы, чтобы уберечь жилище от нечистой силы, природных стихий, сглаза и других несчастий.


Пример орнамента домовой резьбы по дереву

Древние , символизирующие солнце, землю, воду, растения и животных можно увидеть в резных изделиях до сих пор, хотя теперь эти изображения носят только декоративно-художественный характер.

Виды домовой резьбы

В домовой резьбе нашли применение практически все ее разновидности — от прорезной до скульптурной. По характеру и технике создания резных изделий выделяют следующие направления:

Рельефная

Для профиля характерен сплошной фон и высокий рельеф узора. Рисунок на дереве создается стамесками различного профиля. Глухая техника чаще всего используется для декорирования наличников, створок окон, полотен дверей, торцевых досок.

В более ранних видах данной техники использовались геометрические орнаменты с различной степенью сложности профиля резьбы. Не остались без внимания и другие разновидности орнаментов – растительные, животные и антропоморфные.


Пример узора рельефной резьбы по дереву

Красиво извивающаяся виноградная лоза, стилизованные изображения птиц, животных, листвы частые мотивы глухой рельефной техники.

Прорезная или ажурная

Самый распространенный вид домовой резьбы. Отличается полной выборкой фона, который выпиливается ножовкой или лобзиком. Свое второе название данная резьба получила из-за кружевного профиля сквозных элементов. Прорезными деталями оформлялись наличники, фронтоны домов, входные двери, карнизы, перила.

Такие декоративные элементы сказочно красивы, воздушны и совершенно не утяжеляют фасад. Кружевной узор с помощью лобзика сможет создать даже человек без опыта в сложном резном деле.

Несколько вариантов узоров для прорезной резьбы элементов декора

Ажурных орнаментов для резьбы по дереву много, но в основном выделяют два основных профиля – с геометрическими и растительными деталями.

Накладная

— это разновидность ажурной техники, в которой элементы рисунка накладываются на сплошную доску. Таким образом, возникает имитация резьбы с глухим фоном. Для большего эффекта и четкости ажурный узор накладывается на фон контрастного цвета. Также резных элементов в конструкции может быть несколько: от двух и больше – такая техника называется многослойной прорезной.

Скульптурная

По аналогии с традицией украшения носа корабля различными скульптурными изображениями богов или тотемных животных в домовой резьбе похожим образом декорировался конек крыши. Самыми распространенными являются изображения голов лошадей, оленей или птиц.


самая сложная и требует безусловного мастерства и опыта от резчика по дереву. Скульптурными элементами часто украшаются перила крылечка, конек кровли, опорные столбы навеса.

Хотя существует разделение техники резьбы по дереву, в домовой резьбе редко можно встретить только один вариант. Для декорирования фасада используются все возможные приемы. Рисунок может плавно переходить из глухих рельефов в роскошное убранство ажурного орнамента или резную скульптуру. Переплетение техник и изображений типично для домовой резьбы.

Элементы дома, украшаемые домовой резьбой

Резными деталями оформляются основные конструктивные элементы дома:


Это далеко не полный перечень элементов дома, которые можно оформить деревянной резьбой. Основные элементы резьбы для украшения фасада используются следующие:

Дом, декорированный элементами резьбы, выгодно отличается от обычных строений оригинальностью и самобытной красотой. При оформлении экстерьера здания следует помнить о поддержании общего стиля и позаботиться о соответственном внутреннем убранстве жилища. Мебель, предметы интерьера и обихода должны соответствовать традициям домовой резьбы.

Элементы резьбы в интерьере

Декорирование внутреннего пространства помещения деревянной резьбой один из самых популярных способов украсить интерьер. Резной декор очень естественно смотрится в деревенских стилях: , или кантри. Элитные сорта древесины с богатой резной отделкой добавляют роскоши в такие изысканные стили как барокко, классика, ампир или дворцовый.

Деревянной отделкой можно с успехом декорировать даже такие ультрасовременные стили как модерн.

Гармонично вписываются элементы интерьера из резного дерева в этнические стили: африканский, марокканский, восточный и, конечно же, традиционный русский.

Виды резьбы в оформлении интерьера

В декорировании современного интерьера нет строгой классификации, и одновременно может использоваться несколько техник резьбы по дереву.


Пример резных элементов в интерьере

Из основных направлений выделяют следующие виды резьбы.

Прорезная

Сквозная и ажурная резьба в интерьере используются для оформления рам, накладок и перегородок и многого другого. Одна из разновидностей прорезной техники – накладная резьба широко используется для декорирования мебели.

Изделия могут иметь как простой пропильный узор, так и обработанные края. Во втором варианте у профиля резьбы будет разная высота, а рисунок дополнительно обрабатывается плосковыемчатой техникой с заоваливанием краев.
Современным альтернативным вариантом изготовления прорезных элементов является лазерная резка.

Вариант ажурной резьбы в интерьере

С ее помощью обеспечивается качественный ровный пропил, а вырезанные детали можно после дополнительной обработки использовать как декоративные элементы (обеспечивается безотходное производство).

Плосковыемчатая

Вид резьбы, характеризующийся выступающим плоским фоном, в который углубляются элементы рисунка. Существуют следующие подвиды данной техники:


Плоскорельефная

Для плоскорельефной техники характерно выбирание или углубление фона вокруг узора. При этом рисунок приобретает объем при одинаковой глубине фона и большинства выступающих элементов.

Фон в плоскорельефной резьбе по дереву бывают следующий:

Рельефная

Глухая рельефная резьба характеризуется высоким рельефом орнамента, значительно выступающим над фоном. Рельефную резьбу разделяют на следующие виды:

Рельефная резьба по дереву очень декоративна и выразительна и требует большого мастерства и наличия профессионального инвентаря. С помощью рельефной техники создаются великолепные украшения интерьера – орнаменты, выпуклые изображения животных, людей, растительных и цветочных мотивов.

Скульптурная

Изделие, выполненное в технике скульптурной резьбы, является объемным и просматривается со всех сторон.

Данный вид резьбы является самым сложным, для создания резных скульптур из дерева нужно обладать художественным талантом и мастерским владением всех предыдущих техник.

Скульптурные элементы используются для декоративно-архитектурных деталей – несущих конструкций и столбов, опорных стоек под перила лестниц.

Перила лестницы выполненные скульптурной резьбой

Виды декоративных резных элементов

И элементы интерьера, отделанные резьбой по дереву, прекрасно впишутся в любое помещение. Деревянной отделкой можно смело декорировать спальни, и даже детские – древесина абсолютно безопасный натуральный материал.

Для украшения интерьера используются следующие элементы резного декора:

Выбор древесины для резных элементов

Древесина для резьбы может использоваться разная, у каждой породы есть свои особенности, плюсы и минусы:


Резные элементы для интерьера или экстерьера дома носят исключительно эксклюзивный характер. Дерево само по себе эстетичный и притягательный материал в сочетании с искусством резьбы обладает необыкновенной красотой, энергетикой и яркой индивидуальностью.