Правописание о ё после шипящих в суффиксах. Буквы о — е после шипящих в суффиксах существительных

  1. о , в соответствии с произношением:

    а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом, монтажом, муляжом, пажом, стеллажом, мячом, параличом, кишмишом, шалашом, клещом, плющом, межой, свечой, левшой, пращой (ср. безударные окончания: вирáжем – в фотографии, пейзáжем, престúжем, типáжем, тоннáжем, хронометрáжем; плáчем; апáшем, плю́шем; óвощем; дáчей, нóшей, пúщей );

    б) в окончаниях имен прилагательных, например: чужóго, большóго (ср. безударные окончания: ры́жего, хорóшего );

    в) в суффиксах имен существительных: -ок (должок, крючок, пастушок, борщок ), -онок (медвежонок, волчонок, лягушонок ), -онк-а (книжонка, клячонка, душонка );

    г) в суффиксах имен прилагательных: -ов- (ежовый, чесучовый, грошовый, хвощовый ), -он (с беглым о : смешон );

    д) на конце (в суффиксах) наречий, например: свежо, ужо (в значении «потом», «после»), горячо, вечор (в значении «вчера вечером»), общо .

  2. После шипящих п о д у д а р е н и е м пишется е(ё) , хотя произносится о :

    а) в окончаниях глаголов, например: лжёт, течёт ;

    б) в глагольном суффиксе -ёвыва- , например: размежёвывать, выкорчёвывать, затушёвывать ;

    в) в суффиксе -ёвк- отглагольных существительных, например: размежёвка, корчёвка (но: ножовка – от прилагательного ножовый );

    г) в суффиксе -ёр- существительных, например: стажёр, ретушёр ;

    д) в суффиксе -ённ-(-ён-) страдательных причастий, например: сражённый, орошённый, прекращённый; сражён, орошён, прекращён; в суффиксе -ён- отглагольных прилагательных, например: жжёный, копчёный; в словах, производных от слов данного типа, например: жжёнка, копчёности, тушёнка, упрощённость ;

    е) в предложном падеже местоимения что : о чём, на чём; в словах причём , нипочём .

§ 36. Гласные после ц

  1. После ц в окончаниях и суффиксах под ударением пишется о , без ударения – е . Например: концóм – пáльцем, купцóв – торгóвцев, пальтецó – плáтьице, берцóвый – сúтцевый, окольцóвывать – окольцевáть .
  2. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы (в отличие от написания в корнях, ), например: бойцы, улицы, краснолицый, сестрицын .

    Примечание. В фамилиях гласные после шипящих и ц пишутся независимо от приведенных в § 35 и 36 правил, в соответствии с написаниями в официальных документах. Ср.: Пугачёв – Ткачов, Шишов – Чернышев, Лисицын – Цицин .

Цель: дать понятие о правописании гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных; содействовать формированию умения писать гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных; обосновывать выбор гласной О и Е после шипящих в суффиксах существительных; обобщить правописание О и Е после шипящих в корне, окончании, суффиксах существительных; воспитание интереса к русскому языку.

Оборудование: карточки, учебник для 6 класса(Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, О.М.Александрова, Л.Т.Григорян, И. И. Кулибаба)

Ход урока: 1 Проверка Д) з упр.251 (повтор. Орф. 14, 18)

2. Актуализация.

1) Беседа

Когда пишутся Ё –О после шипящих в корне слова?(орф.14) примеры

Когда пишутся О - Е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных?(орф.18)примеры

2) Орфографическая разминка.

Как называется плод дуба?(жёлудь)

Цвет одуванчика?(жёлтый)

Предмет для чистки зубов?(щётка)

Профессиональный наездник на скачках?(жокей)

Водитель автомобиля?(шофёр)

В саду слышен шум и …(шорох)

Все дети любят сладкий?(шоколад)

3) Индивидуальная работа по карточкам (о –е после шипящих в корне и окончаниях существительных и прилагательных)

Вариант №1

Вариант №2

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Вариант №3

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Вариант №4

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Вариант №5

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Вариант №6

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

3. Объяснение нового материала.

А) запись предложений под диктовку

Душистый горошек ползёт по прутику, цепляется за него усиками.

Жили – были кот, дрозд да петушок - золотой гребешок.

Сравните слова ГОРОШЕК, ПЕТУШОК, ГРЕБЕШОК .(сингл раунд робин) – уч-ся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз

Чем они похожи и чем отличаются?(Корень каждого из этих слов оканчивается на шипящий звук, но в суффиксе слова горошек после шипящего пишется Е, а в суффиксе слов петушок, гребешок – О)

От чего зависит выбор гласных после шипящих (от ударения)

Какую цель мы ставим на уроке? Что вы должны знать?

Что должны уметь? (научиться правильно писать гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных)

4. Выработка умений и навыков.

А) Распределительный диктант (распределить слова с гласными о и е после шипящих в суффиксе существительных на 2 столбика) О – Е(выписываем только существительные)

Мягкий снежок, густой ельничек, клетчатая рубашонка, симпатичная собачонка, детский утюжок, теплый дождичек.

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни: (подумай – запиши –обсуди в команде- финк райт –раунд робин)

1)Маленький – маленький мужич..к, а острый топорок (пчела)

2) Сеюсь как из сита, но не порош..к.заползаю в жито, но не червяч..к(дождь)

3) Красный колпач..к надет на суч..к (малина)

4) На полянке девч..нки в белых рубаш..нках, в зелёных полушалках (берёзы)

5) В синем меш..чке белых пуговок полно.(небо, звёзды)

6) По горной поляне невидимый пастуш..к белых барашков гоняет(ветер, облака)

7)Маленькая собач..нка не лает, не бает, а больно кусает(пчела)

Н А ДОСКЕ:

В) Задание по группам. Образовать однокоренные слова с гласными О и Е после шипящих в суффиксах существительных, выделить суффикс. Обсудить в группах: какое значение суффикс придаёт образованным существительным(уч-ся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу 1 раз - сингл раунд робин)

1-2-3 группы:

Башмак – башмачок, друг – дружок, пятак – пятачок, сапог - сапожок

(суффикс придаёт уменьшительное значение)

4 – 5 группы:

Медведь – медвежонок, кукушка – кукушонок, галка – галчонок, лягушка – лягушонок.

(суффикс обозначает детёнышей животных)

6- 7 группы:

Одежда – одежонка, книга – книжонка, шапка – шапчонка, бумажка – бумажонка.

(суффикс придаёт пренебрежительное значение)

Итог урока

Д)Запись под диктовку. Работа в группах: обсуди и сделай вывод, когда в корне, суффиксе и окончании после шипящих пишется О - Е, Ё (каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение определённого количества времени – таймд раунд робин)

Пирож..к лишь разломила да кусоч..к прикусила.

Ш..рстка ч..рна соболя, очи ясна сокола.

Герасим толкнул дверь плеч..м и ввалился в дом со своей нош..й.

(В корне после шипящих под ударением пишется Ё. Слова – исключения: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон)

(В суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется О, без ударения – Е)

(В окончании существительных после шипящих и Ц под ударением пишется О, без ударения – Е)

5. Домашнее задание . Упр.253; или записать, используя словосочетания, сочинение – миниатюру «В зимнем лесу».

Пушистый снеж..к, кусоч..к зимнего неба, храбрый зайч..нок, удивительная девч..нка, застывшая реч..нка, великолепный овраж..к, молодой сосняч..к.

3 Какие значения суффиксов вы узнали?

2 Когда в суффиксах существительных после шипящих пишется о - е?

1 От чего зависит правописание суффиксов существительных после шипящих? (от ударения)

Вариант №1

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Ш..фёр, капюш..н, ч..рный, встреч..й, чертеж..м, плеч..м, ш..в, ш..потом, ч..рточка, кож..й, плащ..м, улиц..й.

Вариант №2

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Крыж..вник, ш..рох, ж..рдочка, ч..рный, медрец..в, солнц..м, сто..рож..м, огурц..в, щ..тка, деш..вый, ключ..м, пч..лка.

Вариант №3

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Уч..ба, ш..рстка, ш..колад, ч..рточка, ж..нглёр, ш..рты, пш..нка, рощ..й, крыш..й, туч..й, румянц..м, свеч..й.

Вариант №4

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Овц..й, лапш..й, удач..й, бойц..м, ж..сткий, ч..рствый, прич..ска, щ..лкнуть, храбрец..м, тысяч..й, пальц..м, расч..ска.

Вариант №5

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Товарищ..м, душ..й, задач..й, ч..лка, отч..т, ш..лк, поч..т, передач..й, ж..кей, карандаш..м, рубеж..м, ш..ссе.

Вариант №6

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Щ..ки, расч..т, ш..тландец, ж..рдочка, оч..ртания, приш..л, уч..ный, гараж..м, этаж..м, ландыш..м, ерш..м, душ..м.

1)Маленький – маленький мужич..к, а острый топорок.

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни: 2)Сеюсь как из сита, но не порош..к, заползаю в жито, но не червяч..к.

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни:

3) Красный колпач..к надет на суч..к.

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни:

4) На полянке девч..нки в белых рубаш..нках, в зелёных полушалках.

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни:

5) В синем меш..чке белых пуговок полно.

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни:

6) По горной поляне невидимый пастуш..к белых барашков гоняет.

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни: 7)Маленькая собач..нка не лает, не бает, а больно кусает.

: берег Бережок

Башмак, друг, пятак, сапог.

Образовать однокоренные слова с гласными О и Е после шипящих в суффиксах существительных, выделить суффикс, по образцу : волк волчонок . Обсуди в группах: какое значение суффикс придаёт образованным существительным

Медведь, кукушка, галка, лягушка

Образовать однокоренные слова с гласными О и Е после шипящих в суффиксах существительных, выделить суффикс, по образцу собака собачонка . Обсуди в группах: какое значение суффикс придаёт образованным существительным

Одежда, книга, шапка, бумажка.

Самоанализ урока

Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных

Урок проведён в русском классе, шестиклассники отличаются любознательностью. Желанием учиться и познавать новое, но есть в классе учащиеся со слабо развитыми познавательными интересами и повышенной утомляемостью.(4 чел.)

Цель : дать понятие о правописании гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных; содействовать формированию умения писать гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных; обосновывать выбор гласной О и Е после шипящих в суффиксах существительных; обобщить правописание О и Е после шипящих в корне, окончании, суффиксах существительных; воспитание интереса к русскому языку.

Тип данного урока: сообщение новых знаний

Этапы урока направлены на совершенствование знаний, умений и навыков, а также использование их в нестандартной ситуации.

В ходе урока были использованы обучающие структуры:

Сингл раунд робин (учащиеся проговаривали ответы на данный вопрос по кругу 1 раз)

Финк райт –раунд робин (учащиеся обдумывали высказывание на вопрос, записывали и по очереди обсуждали свои ответы в команде)

Раунд тейбл (учащиеся по очереди выполняли письменную работу по кругу на одном листе бумаги)

Таймд раунд робин (каждый ученик проговаривал ответ в команде по кругу в течение определённого количества времени)

3 – 2 - 1

На данном уроке помимо предметных навыков формировала такие общепредметные навыки:

1. Учебно – организационные: (подвели итог урока)

2. Учебно – информационные: (работа с учебником)

3. Учебно – интеллектуальные (перечислены выше)

4.Учебно – коммуникативные умения и навыки формировались за счёт устной монологической речи, умения управлять собственным вниманием, умением слушать.

Выбранные методы и формы работы, использованные приёмы способствовали совершенствованию знаний, умений и навыков по обозначенной теме и работали на цель урока.

Считаю, что урок проходил в оптимальном режиме, достиг цели.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Урахчинская основная общеобразовательная школа»

Рыбно-Слободского муниципального района

Республики Татарстан

«Написание О и Е после шипящих

в окончаниях и суффиксах

существительных и прилагательных»

(урок русского языка в 4 классе)

Подготовила и провела

учитель начальных классов Чугунова Любовь Николаевна

2016 год

Тема: Написание О и Е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных

Цель: формирование правописания о, е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных

Задачи: - выявить степень усвоения учащимися знаний о частях речи (существительные, прилагательные), морфем слова;

Создавать условия для развития навыков правильного написания букв О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных у младших школьников.

Развивать связную речь, творческое мышление, умение сопоставлять, анализировать и обобщать.

Тип урока : урок изучения нового материала.

УУД: предметные : применяют знания по изучаемой теме; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; выделяют характерные признаки и закономерности.

Личностные : освоение личностного смысла учения; широкая мотивация учения, принятие чужого мнения; восприятие образования как личностной ценности; дают адекватную самооценку.

Метапредметные

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, карточки, таблицы).

Регулятивные: регулируют собственную деятельность, направленную на изучение нового; планируют свою деятельность; работают по плану.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Планируемые результаты : обучающийся научится объяснять изучаемую орфограмму; пользоваться правилом написания о, е после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных)

Основные понятия: написание о, е после шипящих, имя существительное, имя прилагательное, суффикс, окончание

Ресурсы : Чуракова Н.А. Русский язык. 4 класс: Учебник 1 ч.;

Байкова Т.А. Русский язык. 4класс: Тетрадь для самостоятельных работ №1; карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, таблицы с выводами и алгоритмом работы над написанием О и Ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, план урока, презентация.

Формы работы : фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Ход урока:

I . Организационный момент

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!

Начнем урок русского языка.

Ребята, откройте, пожалуйста, свои тетради, проверьте свою посадку, запишите число 12 декабря, классная работа.

Исследование языкового материала .

У: ребята. Обратите внимание на доску. На доске написаны словосочетания. Почему после шипящих поставлены разные гласные в следующих словах?

В дремуч е м лесу вышитый платоч е к

сторож е вой катер пушистый снеж о к

в больш о м доме теплым луч о м

еж о вые рукавицы огромной чаш е й

Вы можете воспользоваться подсказкой. (разобрать слова по составу)

Учитель: Запишите в тетрадь слова с орфограммами после шипящих, выделите морфему. (Гриша работает на листочке)

В какой морфеме встречаются орфограммы правописания гласных после шипящих? Одинаково ли они пишутся?

Предполагаемый ответ : гласные суффиксе, окончании и пишутся по-разному.

У: о чем будем говорить на уроке?

ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ УРОКА

Правописание О и Е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных

(Тему урока на доску)

ПОСТАНОВКА целей урока учениками с помощью приёма домысливания

(продолжить предложения) :

1. Познакомимся ………..

2. Закрепим правописание …………

3. Проверим свои ………….

II . Актуализация знаний учащихся о правописании О и Е после шипящих в суффиксах существительных

У: Сейчас мы проведём ФИНК - РАЙТ – РАУНД РОБИН

Ваша задача подумать. Вставить нужные буквы на листочках. Потом по очереди зачитать свой ответ с листочка. (работаем в группах)

Д: вставляют нужные буквы

У: Ребята , возникли трудности при написании слов.

Д: да

У: какие трудности?

Д: написание букв о-е после шипящих

Что же получается? Проблемная ситуация

Д: Возникает проблема: какую букву надо написать после шипящих в суффиксе О или Ё.

У: как же решить проблему? Посмотрим в какой части слова находится данная орфограмма?

Для этого необходимо узнать, от основы какого слова образованы данные слова.

Д: Слово бочок образовано от основы слова бок при помощи суффикса -ок. Значит эта орфограмма находится в суффиксе.

Запись в тетради столбиком слов: бок-, баран-, т.д.

Чтение плаката Летучей Мыши на с 135

В СУФФИКСАХ существительных под ударением пишется О, без ударения - Е, если эти существительные образованы от других существительных:

мужич о к – (от мужик);/

скворчонок – (скворец);/

овражек – (от овраг);/

У: Расставляем ударения в словах на листочках. Проверяем, правильно ли вставили пропущенные буквы после шипящих, используя правило. Записываем данные слова. Какое чередование видим? (к/ч, н/ш, т.д.)

III . Упражнения на закрепления написания О и Ё (е) после шипящих в суффиксах существительных

    Упражнение 103, с 103

У: Прочитайте стихотворные строки.

Д: Нарезал горький луч(ё\о)к старич(ё\о)к

Поужинал им и залёг боч (ё\о)к.

У: Выпиши слова с суффиксом -ок- столбиком. Рядом с каждым из этих слов запиши слова, от основы которых они образованы. Покажи видимое на письме чередование согласных [к ] \ [ ч ].

Д: лу ч ок – лу к

стари ч ок- стари к

бо ч ок – бо к

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали!

Ножками потопали.

Ручками похлопали.

Наклонились вправо, влево

Покрутились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

IV . МИКС ПЭА ШЭА (РЕЛЛИ РОБИН)

У: Что такое существительное?

Д: Имя существительное это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

У: Какая буква в суффиксах существительного пишется под ударением?

Д: в суффиксах существительного под ударением пишется О.

У: Какая буква в суффиксах существительного пишется в безударном положении?

Д: В безударном положении в суффиксах существительного пишется буква Е

У: Что такое имя прилагательное?

Д: Имя прилагательное это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? КАКОЕ?

У: А какие буквы пишутся в суффиксах прилагательных после шипящих?

V . Формирование знаний учащихся правописания О и Е после шипящих в суффиксах прилагательных

Правило летучей мыши стр.136.

У пражнение 105, с 137

А) У: Прочитайте задание про себя. Стол №… Участник №… , скажите, что нужно делать.

Д: От основ существительных нужно образовать прилагательные с помощью суффикса -ов- или -ев- и записать их. В получившихся словах нужно поставить ударение и выделить суффикс.

(взаимопроверка)

У: У вас на столах есть карточки со словами. У меня тоже есть карточки со словами. Я поднимаю карточку, а вы составляете словосочетание, выбрав из списка подходящие по смыслу существительные и поставив их в нужную форму.

1 группа слова прилагательные: ключ…, камыш…, морж…, ёж… .

2 группа слова существительные: вода, заросли, ус, семейка.

У: Составьте два предложения, в которых будут использованы все четыре словосочетания.

Д: например: Ежовая семейка пошла за ключевой водой. Вдруг из камышовых зарослей появился моржовый ус.

VI . Формирование знаний учащихся правописания О и Е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных

Правило летучей мыши, стр.137

Выполнение упражнения 106, стр.137

VII . Итог урока Рефлексия. ( Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

Наш урок подошёл к концу.

Предлагаю оценить то, как вы справлялись с заданием.

Возьмите тот смайлик, который скажет о вашем настроении на уроке.

    Какую цель мы перед собой сегодня ставили в начале урока?

    Приложение

    В дремуч е м лесу вышитый платоч е к

    сторож е вой катер пушистый снеж о к

    в больш о м доме теплым луч о м

    еж о вые рукавицы огромной чаш е й

    Боч..к, бараш..к, снеж..к, барсуч..нок, веноч..к, платоч..ек, пастуш..к.

    ключ…

    камыш…

    морж…

    ёж…

    вода

    заросли

    ус

    семейка

>>Русский язык: Буквы е, и в суффиксах. Буквы е, о в суффиксах и окончаниях после шипящих и ц

БУКВЫ Е, И В СУФФИКСАХ. БУКВЫ Е, О В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ ПОСЛЕ ШИПЯЧИХ И Ц

Теория А

Написание суффиксов -ек и-ик в существительных следует различать.

Если гласный суффиксов при склонении существительного выпадает (становится беглым), пишут е (-ек), если не выпадает, пишути (ик): замочек - замочк а, ключик -ключик а .

В существительных мужского рода с основой нац с беглым е употребляется только суффикс -ец: молодец - молодц а, братец - братц а, хлебец - хлебц а.

Имена существительные женского рода с основой на ц имеют суффикс-иц- : книжиц а, сестриц а, красавиц а .

В существительных среднего рода с ударным окончанием пишется суффикс -ец- : ружьец о, письмец о ; с безударным - -иц-: платьиц е, креслиц е.

Практика А

1. Выпишите, вставляя пропущенные буквы, сначала слова с суффиксом -ек , а затем - с суффиксом -ик .

Внуч..к, дом..к, платоч..к, ключ..к, звоноч..к, ореш..к, свисточ..к, цветоч..к, шалаш..к, карандаш..к, кусоч..к.

2. Образуйте от указанных слов новые с помощью суффиксов -ек и -ик . Какое значение приобрели новые слова?

Портрет, пёс, песок, нос, носок, чулок, звонок, кошелёк, пистолет, коробок, рост, порог, рисунок, сад, паровоз, полушубок, магнит.

3. С помощью суффиксов -ец, -иц от данных существительных образуйте новые.

Украина, Сирия, Китай, Вьетнам, Иран, Албания; счастливый, упрямый; мороз, пальто, письмо; платье, лужа, метель, каша.

4. Спишите, раскрывая скобки и выбирая уместные по смыслу слова.

1. На имя директора поступило важное (письмо, письмецо). 2. Настя, напиши мне хоть коротенькое (письмо, письмецо). 3. Ирина Петровна, вам очень идёт это (платье, платьице). 4. Мама взяла на руки дочку и ласково сказала: «Какое у тебя красивое (платье, платьице)».

Теория Б

Суффиксы -чик и -щик в произношении не всегда ясно различаются. Суффикс -чик пишется после букв д, т, з, с, ж: укладчик , газетчик , грузчик , подносчик , перебеж чик . В остальных случаях пишется -щик : банщик , кровельщик , пиль щик .

Мягкий знак перед суффиксом-щик пишется только послел : рисовальщик, угольщик .

Практика Б

5. Спишите слова, обозначьте суффиксы и объясните их правописание. Какое значение они придают словам?

Разведчик, бетонщик, копировальщик, разносчик, перевозчик, кровельщик, закройщик, переплётчик.

6. 0бразуйте из данных слов новые с помощью суффиксов -чик или -щик и запишите их, вставляя где нужно, ь.

Барабан.., бакен.., бурил.., газет.., извоз.., зачин.., кровел.., перепис.., разнос.., рассказ.., смаз.., угол.., трал.. .

7. Переведите слова на русский язык и запишите их. Каким украинским суффиксам соответствуют русские суффиксы -чик и -щик ?

Покрівельник, закрійник, бетонник, візник, бурильник, зварник, котювальник, перевізник.

Теория В

В именах прилагательных под ударением пишется суффикс -ив- , без ударения - -ев- : правдив ый, ленив ый, соев ый, краев ой .

В суффиксах-чив-, -лив- пишется и : придирчив ый, совестлив ый .

В прилагательных после ж, ч, ш, щ и ц под ударением пишется суффикс -ов- , без ударения -ев-: ежов ый, холщов ый, свинцов ый, носитцев ый, лицев ой.

Практика В

8. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

А . Глянц..вая бумага, гречн..вая каша, кварц..вая лампа, ландыш..вый запах, марганц..вая руда, плюш..вый мишка, поршн..вой насос, ситц..вое платье, правд..вый рассказ.
Б . Вдумч..вый исследователь, выносл..вый спортсмен, доверч..вое отношение, доходч..вое объяснение, заботл..вая мать, забывч..вый человек, завистл..вые взгляды, заманч..вое предложение, заносч..вый вид, застенч..вый мальчик.

9. Спишите, вставляя пропущенные буквы и указывая ударение.

Мех..вый, кольц..вой, камыш..вый, кумач..вый, алыч..вый, нож..вой, свинц..вый, парч..вый, плеч..вой.

Н.Ф. Баландина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 6 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Онлайн уроки, учебники скачать , электронные издания по русскому языку бесплатно, русский язык тесты ответы , домашняя работа вопросы и ответы, необходимые материалы для подготовки к урокам по русскому языку
Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

В древнерусском языке все шипящие звуки были мягкими. В дальнейшем в литературном языке [ж] и [ш] отвердели, а [ч’] и [щ’] остались мягкими. Поэтому независимо от того, какая гласная буква следует за буквами ж, ш, ч, щ, звуки [ж] и [ш] произносятся твёрдо, а звуки [ч’] и [щ’] - мягко.

Ср.: жил [жы́л], шёл [шо́л] - лучом [луч’о́м], Щорс [Щ’о́рс].

Разнообразие написаний гласных после шипящих объясняется историческими причинами.

1.12.1. Гласные И, Ы, А, Я, У, Ю после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ

После шипящих ж, ш, ч, щ не пишутся гласные ы, я, ю , а пишутся и, а, у :

жи л, ши на, чи ж, щи пать, жа ть, ша г, ча с, ща вель, жу рчит, шу ршит, чу до, щу пальца.

Исключения: брошю ра, жю ри, парашю т (и производные от них: парашю тный, брошю ровать и т.д.), а также некоторые иноязычные имена собственные, например: Жю ль, Сент-Жю ст, Чю рлёнис, Мкртчя н, Лонжю мо, Шя уляй и др.

1.12.2. Гласные Е, Ё, О после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ

Пишется Е (Ё ) Пишется О
А) В корнях слов под ударением
1. Можно подобрать однокоренное слово с е , например: шё рстка - ше рсть, чё рт - че рти, шё пот - ше пчет; жё лтый - же лтеть . 1. Нельзя подобрать однокоренное слово с е , например: крыжо вник, трущо ба, шо рох, шо ры, шо рник, шо ркать, чо каться, чо порный, чо хом; Шо лохов, Що рс, Печо ра, Печо рин, Ижо ра .
2. При изменении слова или в однокоренных словах есть беглость гласных (например: шо в - шв а, обжо ра - жр ать, жо м - жм у, жм ых ).
3. Во многих заимствованных словах (причем как в ударных, так и в безударных слогах), например: шо к, шо мпол, шо рты, артишо к, капюшо н, крюшо н, шо у, шо колад, Шо тландия, шо ссе, шо фёр, шо винист, боржо м, джо нка, пижо н, мажо р, мажо рдом, креп-жо ржет, жо нглёр, анчо ус и др.
Б) Слова, образованные от глагола жечь
Глаголы и отглагольные прилагательные, причастия, например: ожё г руку, поджё г крышу, сожжё нный, жжё нный . Существительные, например: ожо г руки, поджо г дома, изжо га .
В) В окончаниях и суффиксах
1. В безударном положении в окончаниях имён существительных и прилагательных, например: с пейза́же м, с да́че й, ры́же го (котёнка), хоро́ше го (друга). 1. Под ударением в окончаниях имён существительных и прилагательных, например: под лучо́ м, со свечо́ й, большо́ го (успеха), с чужо́ го (плеча).
2. В безударном положении в суффиксах имён существительных и прилагательных, не образованных от глаголов, например: до́че нька, горо́ше к, плече во́й, плю́ше вый . 2. Под ударением в суффиксах имён существительных и прилагательных, не образованных от глаголов, например: казачо́ к, девчо́ нка, чащо́ ба, моржо́ вый, грошо́ вый .
3. Без ударения на конце наречий, например: неуклю́же , бога́че . 3. Под ударением на конце наречий, например: свежо́ , общо́ .
4. Без ударения в существительных и прилагательных с беглым гласным, например: гре́ше н - грешна, стра́ше н - страшна . 4. Под ударением в существительных и прилагательных с беглым гласным, например: княжо́ н - княжн а, смешо́ н - смешн а .
5. Под ударением в суффиксе существительных -ёр , например: дирижёр , стажёр .
6. Под ударением в окончаниях глаголов, например: печёт , жжёт .
7. Под ударением в глагольном суффиксе -ёвыва- , например: разжёвыва ть, выкорчёвыва ть .
8. Под ударением в отглагольных существительных с сочетанием суффиксов -ёвк-а , например: корчёвк а (от корчевать), ночёвк а (от ночевать ).
9. Под ударением в суффиксе страдательных причастий -ённ- (-ён- ), а также в производных от них существительных, например: копчён ый - копчён ости, тушён ый - тушён ка, сгущённ ый - сгущён ка.
10. В предложном падеже местоимения что : о чём , а также в словах нипочём, причём, ни при чём .

Обратите внимание!

1) Слово ше роховатый не воспринимается как однокоренное со словом шо рох .

2) Слово трещо тка , хотя и образовано от глагола, но не имеется сочетания суффиксов -ёвк-а , поэтому пишется с гласным о .

3) В наречии ещё нет суффикса, поэтому на конце пишется ё .

4) В фамилиях и географических названиях под ударением после шипящих в суффиксах может писаться как -ов , так и -ёв (зависит от традиции).

Ср.: Лихачёв, Пугачёв, Сычёвка, но: Ромашов, Балашов, Межовск.