Родственники арсения митрополит истринский первый викарий. © краевед Николай Чулков

Епископ Ладожский ,
викарий Ленинградской епархии
5 октября 1989 года - 20 июля 1990 года Предшественник: Марк (Шавыкин) Имя при рождении: Юрий Александрович Епифанов Рождение: 3 марта (1955-03-03 ) (64 года)
посёлок Востряково , Московская область Принятие священного сана: 28 августа 1984 года Принятие монашества: 30 сентября 1989 года Епископская хиротония: 5 октября 1989 года Награды:

Митрополит Арсе́ний (в миру Ю́рий Алекса́ндрович Епифа́нов ; 3 марта , посёлок Востряково , Домодедовский район , Московская область) - епископ Русской православной церкви , с 20 июля 1990 года епископ Истринский (в 1997 году возведён в сан архиепископа , 01.02.2014 возведен в сан митрополита), первый (с 1 апреля 2009 года) викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси .

Биография

Родился в 1955 году в посёлке Востряково Московской области.

По окончании средней школы работал оператором на почтамте при Казанском вокзале в Москве, в 1973-1975 гг. проходил срочную службу в Вооружённых силах СССР.

Архиерейство

Постановлением Священного Синода от 13 сентября 1989 года назначен быть (по епископской хиротонии) епископом Ладожским , викарием Ленинградской епархии .

30 сентября того же года принял монашеский постриг с именем Арсений - в честь преподобного Арсения Коневского и возведён в сан архимандрита .

5 октября 1989 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа; хиротонию возглавил митрополит Алексий (Ридигер) в сослужении архиепископа Горьковского и Арзамасского Николая (Кутепова) , архиепископа Никона (Фомичёва) , епископа Алма-Атинского и Казахстанского Евсевия (Саввина) , епископа Тамбовского и Мичуринского Евгения (Ждана) , епископа Ульяновского и Мелекесского Прокла (Хазова) , епископа Ташкентского и Среднеазиатского Льва (Церпицкого) .

20 июля 1990 года, на первом заседании Священного Синода под председательством новоизбранного Патриарха Алексия II, назначен епископом Истринским, викарием Московской епархии.

18 февраля 1997 года в первый день Архиерейского Собора Русской православной церкви 18-23 февраля 1997 года был избран в секретариат Собора .

25 февраля 1997 года возведён в сан архиепископа .

1 апреля 2009 года распоряжением Патриарха Кирилла утверждён первым викарием Московской епархии по городу Москве.

Во исполнение решения Священного Синода от 27 декабря 2011 года распоряжением Патриарха от 31 декабря 2011 года ему поручено окормлять приходские храмы на территории Центрального (Центральное , Сретенское, Богоявленское, Покровское, Москворецкое благочиния) и Южного (Даниловское благочиние) административных округов г. Москвы; был включён в состав Епархиального совета по должности.

24 декабря 2015 года решением Священного Синода включён в состав Высшего Церковного Совета .

Служебные обязанности и деятельность

Митрополит Арсений курирует приходы, духовенство и приходские советы Москвы. Участвовал в работе комиссий по освидетельствованию возвращаемых Церкви и вновь обретаемых святых мощей : святого благоверного князя Александра Невского (1988); преподобных Зосимы , Савватия и Германа Соловецких (1990); преподобного Серафима Саровского (1991); святителя Иоасафа Белгородского (1991); святителя Тихона , Патриарха Московского и всея России (1992); блаженной Матроны Никоновой (1998).

В 1994-1997 годах являлся председателем Научно-редакционного совета по изданию «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова) .

С 1998 года, со дня основания, возглавляет Научно-редакционный совет по изданию «Православной энциклопедии ».

Награды

Церковные:

Государственные:

  • Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени

Напишите отзыв о статье "Арсений (Епифанов)"

Примечания

Ссылки

  • // Патриархия.Ru

Отрывок, характеризующий Арсений (Епифанов)

– Я одного не понимаю, – продолжал старик – кто будет землю пахать, коли им волю дать? Легко законы писать, а управлять трудно. Всё равно как теперь, я вас спрашиваю, граф, кто будет начальником палат, когда всем экзамены держать?
– Те, кто выдержат экзамены, я думаю, – отвечал Кочубей, закидывая ногу на ногу и оглядываясь.
– Вот у меня служит Пряничников, славный человек, золото человек, а ему 60 лет, разве он пойдет на экзамены?…
– Да, это затруднительно, понеже образование весьма мало распространено, но… – Граф Кочубей не договорил, он поднялся и, взяв за руку князя Андрея, пошел навстречу входящему высокому, лысому, белокурому человеку, лет сорока, с большим открытым лбом и необычайной, странной белизной продолговатого лица. На вошедшем был синий фрак, крест на шее и звезда на левой стороне груди. Это был Сперанский. Князь Андрей тотчас узнал его и в душе его что то дрогнуло, как это бывает в важные минуты жизни. Было ли это уважение, зависть, ожидание – он не знал. Вся фигура Сперанского имела особенный тип, по которому сейчас можно было узнать его. Ни у кого из того общества, в котором жил князь Андрей, он не видал этого спокойствия и самоуверенности неловких и тупых движений, ни у кого он не видал такого твердого и вместе мягкого взгляда полузакрытых и несколько влажных глаз, не видал такой твердости ничего незначащей улыбки, такого тонкого, ровного, тихого голоса, и, главное, такой нежной белизны лица и особенно рук, несколько широких, но необыкновенно пухлых, нежных и белых. Такую белизну и нежность лица князь Андрей видал только у солдат, долго пробывших в госпитале. Это был Сперанский, государственный секретарь, докладчик государя и спутник его в Эрфурте, где он не раз виделся и говорил с Наполеоном.
Сперанский не перебегал глазами с одного лица на другое, как это невольно делается при входе в большое общество, и не торопился говорить. Он говорил тихо, с уверенностью, что будут слушать его, и смотрел только на то лицо, с которым говорил.
Князь Андрей особенно внимательно следил за каждым словом и движением Сперанского. Как это бывает с людьми, особенно с теми, которые строго судят своих ближних, князь Андрей, встречаясь с новым лицом, особенно с таким, как Сперанский, которого он знал по репутации, всегда ждал найти в нем полное совершенство человеческих достоинств.
Сперанский сказал Кочубею, что жалеет о том, что не мог приехать раньше, потому что его задержали во дворце. Он не сказал, что его задержал государь. И эту аффектацию скромности заметил князь Андрей. Когда Кочубей назвал ему князя Андрея, Сперанский медленно перевел свои глаза на Болконского с той же улыбкой и молча стал смотреть на него.
– Я очень рад с вами познакомиться, я слышал о вас, как и все, – сказал он.
Кочубей сказал несколько слов о приеме, сделанном Болконскому Аракчеевым. Сперанский больше улыбнулся.
– Директором комиссии военных уставов мой хороший приятель – господин Магницкий, – сказал он, договаривая каждый слог и каждое слово, – и ежели вы того пожелаете, я могу свести вас с ним. (Он помолчал на точке.) Я надеюсь, что вы найдете в нем сочувствие и желание содействовать всему разумному.
Около Сперанского тотчас же составился кружок и тот старик, который говорил о своем чиновнике, Пряничникове, тоже с вопросом обратился к Сперанскому.
Князь Андрей, не вступая в разговор, наблюдал все движения Сперанского, этого человека, недавно ничтожного семинариста и теперь в руках своих, – этих белых, пухлых руках, имевшего судьбу России, как думал Болконский. Князя Андрея поразило необычайное, презрительное спокойствие, с которым Сперанский отвечал старику. Он, казалось, с неизмеримой высоты обращал к нему свое снисходительное слово. Когда старик стал говорить слишком громко, Сперанский улыбнулся и сказал, что он не может судить о выгоде или невыгоде того, что угодно было государю.
Поговорив несколько времени в общем кругу, Сперанский встал и, подойдя к князю Андрею, отозвал его с собой на другой конец комнаты. Видно было, что он считал нужным заняться Болконским.
– Я не успел поговорить с вами, князь, среди того одушевленного разговора, в который был вовлечен этим почтенным старцем, – сказал он, кротко презрительно улыбаясь и этой улыбкой как бы признавая, что он вместе с князем Андреем понимает ничтожность тех людей, с которыми он только что говорил. Это обращение польстило князю Андрею. – Я вас знаю давно: во первых, по делу вашему о ваших крестьянах, это наш первый пример, которому так желательно бы было больше последователей; а во вторых, потому что вы один из тех камергеров, которые не сочли себя обиженными новым указом о придворных чинах, вызывающим такие толки и пересуды.
– Да, – сказал князь Андрей, – отец не хотел, чтобы я пользовался этим правом; я начал службу с нижних чинов.
– Ваш батюшка, человек старого века, очевидно стоит выше наших современников, которые так осуждают эту меру, восстановляющую только естественную справедливость.
– Я думаю однако, что есть основание и в этих осуждениях… – сказал князь Андрей, стараясь бороться с влиянием Сперанского, которое он начинал чувствовать. Ему неприятно было во всем соглашаться с ним: он хотел противоречить. Князь Андрей, обыкновенно говоривший легко и хорошо, чувствовал теперь затруднение выражаться, говоря с Сперанским. Его слишком занимали наблюдения над личностью знаменитого человека.
– Основание для личного честолюбия может быть, – тихо вставил свое слово Сперанский.
– Отчасти и для государства, – сказал князь Андрей.
– Как вы разумеете?… – сказал Сперанский, тихо опустив глаза.
– Я почитатель Montesquieu, – сказал князь Андрей. – И его мысль о том, что le рrincipe des monarchies est l"honneur, me parait incontestable. Certains droits еt privileges de la noblesse me paraissent etre des moyens de soutenir ce sentiment. [основа монархий есть честь, мне кажется несомненной. Некоторые права и привилегии дворянства мне кажутся средствами для поддержания этого чувства.]
Улыбка исчезла на белом лице Сперанского и физиономия его много выиграла от этого. Вероятно мысль князя Андрея показалась ему занимательною.
– Si vous envisagez la question sous ce point de vue, [Если вы так смотрите на предмет,] – начал он, с очевидным затруднением выговаривая по французски и говоря еще медленнее, чем по русски, но совершенно спокойно. Он сказал, что честь, l"honneur, не может поддерживаться преимуществами вредными для хода службы, что честь, l"honneur, есть или: отрицательное понятие неделанья предосудительных поступков, или известный источник соревнования для получения одобрения и наград, выражающих его.
Доводы его были сжаты, просты и ясны.
Институт, поддерживающий эту честь, источник соревнования, есть институт, подобный Legion d"honneur [Ордену почетного легиона] великого императора Наполеона, не вредящий, а содействующий успеху службы, а не сословное или придворное преимущество.
– Я не спорю, но нельзя отрицать, что придворное преимущество достигло той же цели, – сказал князь Андрей: – всякий придворный считает себя обязанным достойно нести свое положение.
– Но вы им не хотели воспользоваться, князь, – сказал Сперанский, улыбкой показывая, что он, неловкий для своего собеседника спор, желает прекратить любезностью. – Ежели вы мне сделаете честь пожаловать ко мне в среду, – прибавил он, – то я, переговорив с Магницким, сообщу вам то, что может вас интересовать, и кроме того буду иметь удовольствие подробнее побеседовать с вами. – Он, закрыв глаза, поклонился, и a la francaise, [на французский манер,] не прощаясь, стараясь быть незамеченным, вышел из залы.

Первое время своего пребыванья в Петербурге, князь Андрей почувствовал весь свой склад мыслей, выработавшийся в его уединенной жизни, совершенно затемненным теми мелкими заботами, которые охватили его в Петербурге.
С вечера, возвращаясь домой, он в памятной книжке записывал 4 или 5 необходимых визитов или rendez vous [свиданий] в назначенные часы. Механизм жизни, распоряжение дня такое, чтобы везде поспеть во время, отнимали большую долю самой энергии жизни. Он ничего не делал, ни о чем даже не думал и не успевал думать, а только говорил и с успехом говорил то, что он успел прежде обдумать в деревне.
Он иногда замечал с неудовольствием, что ему случалось в один и тот же день, в разных обществах, повторять одно и то же. Но он был так занят целые дни, что не успевал подумать о том, что он ничего не думал.
Сперанский, как в первое свидание с ним у Кочубея, так и потом в середу дома, где Сперанский с глазу на глаз, приняв Болконского, долго и доверчиво говорил с ним, сделал сильное впечатление на князя Андрея.
Князь Андрей такое огромное количество людей считал презренными и ничтожными существами, так ему хотелось найти в другом живой идеал того совершенства, к которому он стремился, что он легко поверил, что в Сперанском он нашел этот идеал вполне разумного и добродетельного человека. Ежели бы Сперанский был из того же общества, из которого был князь Андрей, того же воспитания и нравственных привычек, то Болконский скоро бы нашел его слабые, человеческие, не геройские стороны, но теперь этот странный для него логический склад ума тем более внушал ему уважения, что он не вполне понимал его. Кроме того, Сперанский, потому ли что он оценил способности князя Андрея, или потому что нашел нужным приобресть его себе, Сперанский кокетничал перед князем Андреем своим беспристрастным, спокойным разумом и льстил князю Андрею той тонкой лестью, соединенной с самонадеянностью, которая состоит в молчаливом признавании своего собеседника с собою вместе единственным человеком, способным понимать всю глупость всех остальных, и разумность и глубину своих мыслей.

27.07.2006, Несытое око владыки Арсения. Столичную обитель разорили епископы

Сергей Бычков

Есть персонажи, в том числе и среди епископата Русской церкви, которые готовы на все, только бы о них не забыли. Даже редкое упоминание о них на страницах столичных газет или мимолетное мелькание на экране телевизора приносит им чувство огромного удовлетворения. Архиепископ Истринский Арсений не исключение. Его похождения сравнимы только с подвигами его старшего собрата - митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева). Но он умудрился перещеголять Гундяева - недавно на сайте российских геев, которые признали Арсения за своего, появились описания его художеств.

Если бы он славился только “голубыми” подвигами - флаг ему в руки! Но владыка Арсений еще и правая рука Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и великий хозяйственник. Он викарный епископ Москвы, то есть помощник патриарха в деле управления всеми московскими приходами. Это благодаря его усилиям в Московском городском суде появилась часовня, в которой богобоязненные судьи всегда могут исповедаться в вольных и невольных грехах самому Арсению.

Никого не удивляет, что тяжкой данью обложены все 600 московских приходов. Что при назначении на должность настоятеля священник должен отстегнуть не менее 30 тысяч “зеленых”. Это, как заметил мне один московский чиновник, “по-божески”. Поскольку на хорошем приходе священник отбивает отданные деньги за год. А в чем-то Арсений довольно скромен - в Москве владеет всего-навсего тремя квартирами. Одной - на Олимпийском проспекте, другой - на Таганке, а третью, самую шикарную - 150 квадратных метров, отделывает на Старом Арбате. Для монаха, который при пострижении давал обет добровольной бедности, это не так уж и много.

Дело в том, что когда монах начинает копить деньгу, ему трудно остановиться. Вокруг столько соблазнов, что устоять невозможно. Особенно, когда любимые люди из ближайшего окружения бедствуют. К примеру, решил жениться сын одной из сподвижниц владыки Арсения - Андрей Королев. Владыка молодоженам подарил на Сивцевом Вражке скромную квартирку всего-навсего в 100 квадратных метров. БТИ оценила ее в полмиллиона рублей, но мы-то знаем ее подлинную стоимость. А накануне владыка приобрел для себя в Староконюшенном переулке квартирку пошикарнее - 150 квадратных метров, которую БТИ оценила так же скромно, как и на Сивцевом Вражке. А ведь один ремонт сколько стоит! Туда миллион “зеленых”, сюда миллион “зеленых”... Столько московские священники собрать не в силах. Необходимо искать побочные источники дохода. Близкий друг владыки, процветающий бизнесмен и церковный издатель Сергей Кравец, подсказал хорошую идею. Надо выстроить добротную гостиницу звезд на 5 в центре Москвы, но на церковной земле, чтобы не делиться с московскими чиновниками. И даже предложил свои услуги.

Поиски шли долго. Сначала хотели строить ее на церковной земле на Таганке. Но духовенство Болгарского подворья воспротивилось этой затее, поскольку их же землю грубо отнимали у них. Тогда несытое око владыки Арсения пало на Марфо-Мариинскую обитель. Еще бы - Ордынка, Замоскворечье, рядом Третьяковская галерея и все красоты столицы. Да сюда иностранный турист валом попрет! 15 лет назад Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие Марфо-Мариинской обители и назначил настоятельницей монахиню Елизавету (Крючкову). В свое время она получила гуманитарное и психологическое образование в МГУ, работала журналистом. На новом поприще открылись новые таланты. Она сумела собрать общину, которая продолжила дело основательницы обители - великой княгини Елизаветы Федоровны, старшей сестры императрицы. После гибели мужа, великого князя Сергея Александровича, убитого террористом Каляевым, она основала обитель, которая жила не по монашескому уставу, а по уставу, который составила она сама. Синод упорно сопротивлялся, но благодаря помощи императора Николая II необычный устав все же был утвержден. Сестры не давали монашеских обетов, носили не черные одежды, а белые апостольники. Целью их жизни стала помощь обездоленным и бедным. Благо Хитровский рынок был рядом. Настоятельница выстроила больницу для бедных. Сестры обители ухаживали за ними. Возник и приют для детей-сирот. Все это постепенно восстанавливала новая настоятельница.

Центром обители стал детский приют. Сюда собирались не только дети-сироты, но и дети из неблагополучных семей. Кроме общеобразовательных дисциплин дети занимались хоровым и сольным пением, были созданы музыкальные ансамбли. Дети пели в храме. Занимались бальными танцами, поскольку многие из них страдали сколиозом. Слава о необычной обители переросла границы России. Дважды воспитанницы выезжали в Англию, где их принимал принц Чарльз. Валаамский монастырь подарил детям путевки в Святую землю. Нашлись московские спонсоры, которые регулярно помогали обители и даже купили для детей здравницу неподалеку от Севастополя. Было воссоздано училище сестер милосердия, в которое девочек подбирала сама матушка Елизавета. Младшие дети занимались домоводством, художественной лепкой, рисованием, вышиванием и даже верховой ездой. Все это не мешало заниматься и духовным воспитанием детей. В обители жила большая дружная семья. Дети относились к 70-летней матушке Елизавете как к матери.

Зато как бревно в глазу обитель была для владыки Арсения. Переворот был совершен в начале этого года. Причем чужими руками. Приехал в обитель один из сподвижников владыки Арсения епископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), который инспектирует российские монастыри. Он с ходу объявил об указе патриарха. Мол, прежняя настоятельница смещается, а на ее место назначается новая. Матушка Елизавета была в это время в больнице. Указа ей никто не показал (как, впрочем, и другим сестрам). А на ее место назначили 47-летнюю замужнюю женщину Наталью Молибога из окружения епископа Алексия. «Новая» метла сразу принялась мести по-новому. Строптивых детей начали укрощать. Детей, перенесших побои родителей, многочисленные издевательства, опять начали воспитывать при помощи брани и криков. Малолетнюю Ксению Шашкову Молибога начала выгонять из обители. Кончилось это истерическим припадком девочки, который перешел в приступ бронхиальной астмы. Пришлось вызывать “скорую”. Собак и кошек, которых прикормили дети, Молибога 27 мая велела усыпить. Для детей насильственная смерть их питомцев стала настоящей трагедией.

Учительская была превращена в офис. Теперь здесь трудятся бывший работник ДЕЗа и юрист. Арсению важно провести ревизию четырех кирпичных зданий. На втором этаже сердобольная Молибога выделила своей 27-летней дочери отдельную комнату. Помещение, где располагалась швейная мастерская, Молибога сдала студии аудиозаписи. А мастерскую перевела в здание бывшей поликлиники, в кабинет, где раньше находился рентгеновский аппарат. Я пытался выяснить, какими же важными достоинствами обладает Наталья Молибога, что ей оказали двое владык такую высокую честь, назначив ее и.о. настоятельницы. Человек без высшего образования, агрессивный, не имеющий представления, как следует работать с детьми-сиротами. Пустует здравница для детей в Севастополе. Зато, видимо, Арсений и Алексий высоко оценили ее волевую способность расчистить Марфо-Мариинскую обитель и превратить ее в строительную площадку, на которой наконец-то вырастет 5-звездочная церковная гостиница.

Это не первая моя статья о перипетиях Марфо-Мариинской обители. Читатели задают один и тот же вопрос: “Неужели патриарх ничего не знает о безобразиях, которые творятся за его спиной? Почему ничего не предпринимает управляющий делами, митрополит Калужский и Боровский Климент?” Думаю, что вряд ли патриарх знает о трагедии Марфо-Мариинской обители. Под предлогом охранения его здоровья ближайшее окружение оберегает его от новостей, которые могут уложить его в постель. Владыка Климент вынужден сам обороняться от подкопов владыки Арсения. Сегодня архиепископ Арсений, в отличие от владыки Климента, не только церковный, но и политический “тяжеловес”, сосредоточивший в своих руках необъятную власть. Должно произойти нечто необычайное, чтобы Арсений лишился своего места.

Недавно Президент России Владимир Путин вручил в Кремле Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II государственную премию. Патриарх стал вторым человеком в Русской церкви, который удостоился такой высокой награды. Первым лауреатом Госпремии в середине 90-х годов стал известный иконописец архимандрит Зинон (Теодор). В ответной речи патриарх заявил, что свою премию он передаст детским приютам. Если эти деньги получит Наталья Молибога, то церковная гостиница вырастет на месте Марфо-Мариинской обители в мгновение ока.

Первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Центральным и Южным викариатствами города Москвы, Председатель Комиссии по церковному имуществу и землевладениям при Епархиальном совете города Москвы возглавил Попечительский Совет Фонда имени преподобного Андрея Рублева.

Митрополит Истринский Арсений (в миру Епифанов Юрий Александрович)

Место рождения:
поселок Востряково Домодедовского района Московской области

Образование:
1976-1979 - Московская духовная семинария;
1979-1983- Московская духовная академия.

Краткая справка основной деятельности:

По окончании средней школы служил в Советской Армии, затем нёс послушание алтарника в Никольском храме в Бирюлеве (уже с начала 70-х был прихожанином этого храма);

В 1983-1989 годах являлся референтом и личным секретарём митрополита Таллинского и Эстонского а затем Ленинградского и Новгородского Алексия;

28 августа 1984 года рукоположен во диакона, 28 августа 1986 года - во иерея, с 1988 года служил в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры;

30 сентября того же года пострижен в монашество с именем в честь преподобного Арсения Коневского. 1 октября возведён в сан архимандрита;

5 октября 1989 года был хиротонисан во епископа Ладожского, викария Ленинградской епархии. Хиротонию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры совершали: митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер); архиепископы Горьковский и Арзамасский Николай (Кутепов), Никон (Фомичев); епископы Алма-Атинский и Казахстанский Евсевий (Саввин), Тамбовский и Мичуринский Евгений (Ждан), Ульяновский и Мелекесский Прокл (Хазов), Ташкентский и Среднеазиатский Лев (Церпицкий);

20 июля 1990 года на первом заседании Священного Синода под председательством новоизбранного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен епископом Истринским, викарием Московской епархии;

Архиепископ Арсений (Епифанов)

Курировал приходы, духовенство и приходские советы Москвы. Участвовал в работе комиссий по освидетельствованию возвращаемых Церкви и вновь обретаемых святых мощей: св. блгв. кн. Александра Невского (1988), преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1990), прп. Серафима Саровского (1991), свт. Иоасафа Белгородского (1991), свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России (1991), блж. Матроны Никоновой (1998);

В 1994-1997 годах являлся Председателем Научно-редакционного совета по изданию «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова);

С 1998 года, со дня основания, возглавляет Научно-редакционный совет по изданию «Православной энциклопедии»;

В декабре 2010 года поручено окормление приходских храмов на территории Центрального (Центральное, Сретенское, Богоявленское, Покровское, Москворецкое благочиния) и Южного (Даниловское благочиние) административных округов города Москвы;

31 декабря 2011 года назначен управляющим Центральным и Южным викариатствами города Москвы и был включён в состав Епархиального совета города Москвы по должности;

1 февраля 2014 года возведён в сан митрополита в Московском Храме Христа Спасителя Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Церковные:

  • медаль прп. Сергия Радонежского II степени (1979)
  • орден св. равноап. кн. Владимира III степени (1989)
  • орден св. блгв. кн. Даниила Московского II степени (1995)
  • ордена и медали Поместных Православных Церквей
  • памятная панагия (2014)
  • орден преподобного Серафима Саровского II степени (2015)

Светские:

  • орден Дружбы
  • медаль «За заслуги перед Отечеством» II степени
  • медаль «В память 850-летия Москвы»

Есть персонажи, в том числе и среди епископата Русской церкви, которые готовы на все, только бы о них не забыли. Даже редкое упоминание о них на страницах столичных газет или мимолетное мелькание на экране телевизора приносит им чувство огромного удовлетворения. Архиепископ Истринский Арсений не исключение. Его похождения сравнимы только с подвигами его старшего собрата - митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева). Но он умудрился перещеголять Гундяева - недавно на сайте российских геев, которые признали Арсения за своего, появились описания его художеств.

Если бы он славился только “голубыми” подвигами - флаг ему в руки! Но владыка Арсений еще и правая рука Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и великий хозяйственник. Он викарный епископ Москвы, то есть помощник патриарха в деле управления всеми московскими приходами. Это благодаря его усилиям в Московском городском суде появилась часовня, в которой богобоязненные судьи всегда могут исповедаться в вольных и невольных грехах самому Арсению.

Никого не удивляет, что тяжкой данью обложены все 600 московских приходов. Что при назначении на должность настоятеля священник должен отстегнуть не менее 30 тысяч “зеленых”. Это, как заметил мне один московский чиновник, “по-божески”. Поскольку на хорошем приходе священник отбивает отданные деньги за год. А в чем-то Арсений довольно скромен - в Москве владеет всего-навсего тремя квартирами. Одной - на Олимпийском проспекте, другой - на Таганке, а третью, самую шикарную - 150 квадратных метров, отделывает на Старом Арбате. Для монаха, который при пострижении давал обет добровольной бедности, это не так уж и много.

Дело в том, что когда монах начинает копить деньгу, ему трудно остановиться. Вокруг столько соблазнов, что устоять невозможно. Особенно, когда любимые люди из ближайшего окружения бедствуют. К примеру, решил жениться сын одной из сподвижниц владыки Арсения - Андрей Королев. Владыка молодоженам подарил на Сивцевом Вражке скромную квартирку всего-навсего в 100 квадратных метров. БТИ оценила ее в полмиллиона рублей, но мы-то знаем ее подлинную стоимость. А накануне владыка приобрел для себя в Староконюшенном переулке квартирку пошикарнее - 150 квадратных метров, которую БТИ оценила так же скромно, как и на Сивцевом Вражке. А ведь один ремонт сколько стоит! Туда миллион “зеленых”, сюда миллион “зеленых”... Столько московские священники собрать не в силах. Необходимо искать побочные источники дохода. Близкий друг владыки, процветающий бизнесмен и церковный издатель Сергей Кравец , подсказал хорошую идею. Надо выстроить добротную гостиницу звезд на 5 в центре Москвы, но на церковной земле, чтобы не делиться с московскими чиновниками. И даже предложил свои услуги.

Поиски шли долго. Сначала хотели строить ее на церковной земле на Таганке. Но духовенство Болгарского подворья воспротивилось этой затее, поскольку их же землю грубо отнимали у них. Тогда несытое око владыки Арсения пало на Марфо-Мариинскую обитель. Еще бы - Ордынка, Замоскворечье, рядом Третьяковская галерея и все красоты столицы. Да сюда иностранный турист валом попрет! 15 лет назад Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие Марфо-Мариинской обители и назначил настоятельницей монахиню Елизавету (Крючкову). В свое время она получила гуманитарное и психологическое образование в МГУ, работала журналистом. На новом поприще открылись новые таланты. Она сумела собрать общину, которая продолжила дело основательницы обители - великой княгини Елизаветы Федоровны, старшей сестры императрицы. После гибели мужа, великого князя Сергея Александровича, убитого террористом Каляевым, она основала обитель, которая жила не по монашескому уставу, а по уставу, который составила она сама. Синод упорно сопротивлялся, но благодаря помощи императора Николая II необычный устав все же был утвержден. Сестры не давали монашеских обетов, носили не черные одежды, а белые апостольники. Целью их жизни стала помощь обездоленным и бедным. Благо Хитровский рынок был рядом. Настоятельница выстроила больницу для бедных. Сестры обители ухаживали за ними. Возник и приют для детей-сирот. Все это постепенно восстанавливала новая настоятельница.

Центром обители стал детский приют. Сюда собирались не только дети-сироты, но и дети из неблагополучных семей. Кроме общеобразовательных дисциплин дети занимались хоровым и сольным пением, были созданы музыкальные ансамбли. Дети пели в храме. Занимались бальными танцами, поскольку многие из них страдали сколиозом. Слава о необычной обители переросла границы России. Дважды воспитанницы выезжали в Англию, где их принимал принц Чарльз. Валаамский монастырь подарил детям путевки в Святую землю. Нашлись московские спонсоры, которые регулярно помогали обители и даже купили для детей здравницу неподалеку от Севастополя. Было воссоздано училище сестер милосердия, в которое девочек подбирала сама матушка Елизавета. Младшие дети занимались домоводством, художественной лепкой, рисованием, вышиванием и даже верховой ездой. Все это не мешало заниматься и духовным воспитанием детей. В обители жила большая дружная семья. Дети относились к 70-летней матушке Елизавете как к матери.

Зато как бревно в глазу обитель была для владыки Арсения. Переворот был совершен в начале этого года. Причем чужими руками. Приехал в обитель один из сподвижников владыки Арсения епископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов) , который инспектирует российские монастыри. Он с ходу объявил об указе патриарха. Мол, прежняя настоятельница смещается, а на ее место назначается новая. Матушка Елизавета была в это время в больнице. Указа ей никто не показал (как, впрочем, и другим сестрам). А на ее место назначили 47-летнюю замужнюю женщину Наталью Молибога из окружения епископа Алексия. «Новая» метла сразу принялась мести по-новому. Строптивых детей начали укрощать. Детей, перенесших побои родителей, многочисленные издевательства, опять начали воспитывать при помощи брани и криков. Малолетнюю Ксению Шашкову Молибога начала выгонять из обители. Кончилось это истерическим припадком девочки, который перешел в приступ бронхиальной астмы. Пришлось вызывать “скорую”. Собак и кошек, которых прикормили дети, Молибога 27 мая велела усыпить. Для детей насильственная смерть их питомцев стала настоящей трагедией.

Учительская была превращена в офис. Теперь здесь трудятся бывший работник ДЕЗа и юрист. Арсению важно провести ревизию четырех кирпичных зданий. На втором этаже сердобольная Молибога выделила своей 27-летней дочери отдельную комнату. Помещение, где располагалась швейная мастерская, Молибога сдала студии аудиозаписи. А мастерскую перевела в здание бывшей поликлиники, в кабинет, где раньше находился рентгеновский аппарат. Я пытался выяснить, какими же важными достоинствами обладает Наталья Молибога, что ей оказали двое владык такую высокую честь, назначив ее и.о. настоятельницы. Человек без высшего образования, агрессивный, не имеющий представления, как следует работать с детьми-сиротами. Пустует здравница для детей в Севастополе. Зато, видимо, Арсений и Алексий высоко оценили ее волевую способность расчистить Марфо-Мариинскую обитель и превратить ее в строительную площадку, на которой наконец-то вырастет 5-звездочная церковная гостиница.

Это не первая моя статья о перипетиях Марфо-Мариинской обители. Читатели задают один и тот же вопрос: “Неужели патриарх ничего не знает о безобразиях, которые творятся за его спиной? Почему ничего не предпринимает управляющий делами, митрополит Калужский и Боровский Климент?” Думаю, что вряд ли патриарх знает о трагедии Марфо-Мариинской обители. Под предлогом охранения его здоровья ближайшее окружение оберегает его от новостей, которые могут уложить его в постель. Владыка Климент вынужден сам обороняться от подкопов владыки Арсения. Сегодня архиепископ Арсений, в отличие от владыки Климента, не только церковный, но и политический “тяжеловес”, сосредоточивший в своих руках необъятную власть. Должно произойти нечто необычайное, чтобы Арсений лишился своего места.

Недавно Президент России Владимир Путин вручил в Кремле Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II государственную премию. Патриарх стал вторым человеком в Русской церкви, который удостоился такой высокой награды. Первым лауреатом Госпремии в середине 90-х годов стал известный иконописец архимандрит Зинон (Теодор). В ответной речи патриарх заявил, что свою премию он передаст детским приютам. Если эти деньги получит Наталья Молибога, то церковная гостиница вырастет на месте Марфо-Мариинской обители в мгновение ока.

Викарий Патриарха Московского и всея Руси архиепископ Истринский Арсений выразил озабоченность небрежным отношением отдельных столичных клириков в несении священнической службы и призвал усилить по отношению к ним дисциплинарные меры, передает ИНТЕРФАКС.

"Некоторые молодые священники пренебрежительно обращаются с уставом, считая, что они сами себе устав. Они часто сокращают устав, забывая о его высоких целях", - сказал архиепископ Истринский Арсений в понедельник на ежегодном епархиальном собрании московского духовенства.

По словам владыки, торопливость при богослужении неблагоприятно воздействует на верующих и в целом негативно отражается на ходе приходской жизни.

"Церковь считает нынешний устав действующим, нельзя отдавать его на волю отдельных священников", - подчеркнул архиепископ Арсений.

Иерарх с сожалением отметил характерные для некоторых священников "искажения при совершении треб". Так, некоторые священники сегодня совершают таинство крещения простым обливанием водой вместо полного погружения, не читают во время крещения "Символ веры" и даже не освящают воду перед таинством.

"Отвечая на иногда раздающиеся упреки в наш адрес в "латинстве", скажем, что это не "латинство", а простая косность и лень священников", - отметил владыка.

Крещение богатых лиц, по его словам, зачастую недопустимым образом превращается в "шоу, театрализованное представление, сопровождающееся всеобщим смехом и фотовспышками, а священник при этом, к сожалению, не пытается призвать присутствующих к молитве".

Столь же недопустима, по его словам, практика поспешного отпевания (за 15 минут), а также внушение верующим некоторыми священниками, что таинство соборования может заменить исповедь и смывает с человека все грехи.

"Необходимо выявить лиц, пренебрегающих уставом, и ходатайствовать перед Святейшим Патриархом об освобождении их от непосильных обязанностей священнослужения", - считает архиепископ Арсений.

Он также сообщил, что в Московскую Патриархию по-прежнему поступают жалобы от простых верующих на очень высокие цены на таинства и свечи. Некоторые священники практикуют даже, по словам владыки Арсения, "платное покаяние за аборт". Такие действия, подчеркнул представитель Московской Патриархии, отталкивают верующих от Церкви.

Владыка Арсений также упрекнул ряд московских клириков в регулярных опозданиях к началу Литургии и призвал их "дорожить временем людей, приходящих на богослужение".

"У таких клириков присутствует общая отговорка: автомобильные заторы на дорогах. Но о них как правило всем известно, поэтому необходимо планировать собственное расписание", - заявил владыка Арсений.

Клириков, систематически пренебрегающих обязательными для всего духовенства исповедью, архиепископ призвал временно отстранять от совершения Божественной литургии. Отдельного порицания с его стороны удостоились священники, позволяющие себе громко разговаривать в алтаре во время богослужения, а также сидеть во время службы.

Владыка Арсений также попросил присутствующих московских клириков непременно установить в каждом храме факс для возможности оперативной связи, поскольку сегодня, по его словам, часто при звонках на приходы на другом конце провода оказываются люди, которые "не в состоянии принять информацию".