Рост национально-освободительной борьбы народов Юго-Восточной Азии: причины и результаты. Национально-освободительное движение b странах азии и африки

B результате первой мировой войны, как никогда ранее, резко усилилось недовольство очень широких слоев населения колониальных и слаборазвитых стран национальной зависимостью. Это вызвало существенные изменения во внутреннем укладе, а также во внешнем экономическом и политическом положении этих стран.

Bo время войны европейские страны были вынуждены развивать в колониях и полуколониях некоторые отрасли промышленности, что объективно содействовало росту национального капитала. Укрепив свое положение, национальная буржуазия, вместе с наиболее образованной частью населения, стала более настойчиво, чем прежде, бороться за достижение национальной независимости своих стран. Война и обусловленный ею дефицит средств вызвали определенное ослабление влияния метрополий на свои колонии. Более того, метрополиям в ряде случаев приходилось привлекать население колоний к участию в военных действиях, вооружать их, обучать современной военной технике. Наконец, противоречия между европейскими держава-

10 Всемирная история, т. 20

ми, ставшие одним из главных факторов развязывания мировой войны, после ее окончания не были урегулированы, а в дальнейшем еще более усугубились.

Мир колоний в начале XX века был чрезвычайно пестр и разнороден. Так, в некоторых, наиболее европеизированных, тесно связанных с метрополиями странах существовали новые хозяйственные отношения, была более или менее развита промышленность, создавалась новая социальная прослойка наемного пролетариата, в других отсутствовала или почти совсем отсутствовала капиталистическая промышленность, а следовательно, и пролетариат, как социальное явление.

По-разному формировалась национальная буржуазия, различными были и политические (в том числе внешнеполитические) условия, в которых разворачивалась национально-освободительная борьба колоний и полуколоний.

Каждая из колониальных и зависимых стран проходила отдельный, свой собственный специфический путь развития. Так, например, в Китае уже в начале столетия на политическую арену пытался выйти пролетариат. B Турции роль малоимущего пролетариата была маргинальной, и руководителем в национально-освободительной борьбе выступала националистически настроенная аграрная и торговая буржуазия. B иных случаях освободительная борьба происходила под руководством феодальной знати и вождей племен и духовенства (Иран, Афганистан, Пакистан, Марокко и др.).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ B СТРАНАХ АЗИИ И АФРИКИ:

  1. POCT РЕВОЛЮЦИОННОГО И НАЦИОНАЛЬНО- ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ B НАЦИОНАЛЬНЫХ РАЙОНАХ РОССИИ. РЕФОРМЫ 1861 - 1874 гг. КРЕСТЬЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 1861 г.

Поражение Японии во Второй мировой войне открыло новые перспективы для борьбы колониальных и зависимых народов Юго-Восточной Азии за свое национальное освобождение и независимость. Однако в этой своей борьбе борцы с колониализмом столкнулись с попытками европейских колонизаторов восстановить довоенный статус-кво.

Индонезия. 17 августа 1945 г., уже после решения японского правительства капитулировать, группа индонезийских националистов во главе с Сукарно провозгласила образование Республики Индонезия. Между самопровозглашенным правительством и голландскими колониальными властями начались непростые переговоры, которые завершились в ноябре 1946 г. подписанием так называемых Лингаджатских соглашений между Индонезией и Нидерландами об образовании единого федеративного государства Соединенные Штаты Индонезии под верховенством нидерландской короны. Правительство Индонезии должно было вернуть имущество иностранцам.

Однако нидерландское правительство не доверяя индонезийским националистам, предъявило в мае 1947 г. индонезийскому правительству ультиматум с требованием немедленно выполнить Лингаджатские соглашения. Два месяца спустя, в июле 1947 г., началось вторжение в страну 100-тысячного голландского воинского контингента. 17 января 1948 г. на борту американского военного корабля "Ренвиль" представители Индонезии и Голландии подписали соглашение о прекращении огня. Ренвиль- ское соглашение, по сути дела, подтверждало Лингаджатское соглашение.

В декабре 1948 г. голландские войска возобновили наступление. Была захвачена столица страны, Джакарта, а индонезийское правительство во главе с Сукарно - арестовано. Москва и Вашингтон, однако, выступили с энергичным осуждением действий Гааги. Единодушная позиция сверхдержав позволила принять резолюцию СБ ООН с требованием освобождения правительства Индонезии и предоставления Индонезии полной независимости. Под нажимом со стороны великих держав голландским властям пришлось пойти на возобновление переговоров.

В результате конференции "круглого стола" в Гааге (август - ноябрь 1949 г.) были подтверждены Лингаджатские соглашения, а голландские войска были выведены из Индонезии. 15 августа 1950 г. в Джакарте, вопреки Лингаджагским соглашениям, была провозглашена унитарная

Республика Индонезия, а в апреле 1956 г. индонезийские власти официально расторгли все соглашения "круглого стола".

Вьетнам. По сходному сценарию развивались и события в Индокитае: 25 августа 1945 г. вьетнамский император Бао Дай, французский ставленник, отрекся от престола, а неделю спустя, 2 сентября, вьетнамскими коммунистами с Хо Ши Мином во главе была провозглашена Демократическая Республика Вьетнам. Решительная антиколониальная позиция коммунистической партии Вьетнама нашла поддержку не только широких вьетнамских патриотических кругов, но и внешних сил, включая Москву, Вашингтон и Нанкин.

Однако Париж стремился восстановить свой контроль над Вьетнамом и Индокитаем в целом. В сентябре 1945 г. французские войска оккупировали Сайгон; началась война в Индокитае.

В условиях партизанской войны в джунглях французам не удалось использовать свое военно-техническое превосходство для достижения победы. Французским властям пришлось вступить в переговоры с вьетнамскими коммунистами. 6 марта 1946 г. президент Хо Ши Мин и представитель французского правительства подписали предварительное соглашение, которое предусматривало признание французским правительством Демократической Республики Вьетнам. Последняя, в свою очередь, вступала в Индокитайскую федерацию и Французский союз. Однако это соглашение было сорвано, поскольку Париж взял курс на отделение юга страны - Кохинхины - от северного Вьетнама.

В конце ноября 1946 г. французские войска внезапно захватили Хайфон - главный порт Северного Вьетнама. Военные действия возобновились. Хотя французам удалось захватить крупнейшие города Северного Вьетнама, ушедшие в джунгли коммунисты продолжали партизанскую борьбу.

Как Вашингтон, так и Москва на первых порах воздерживались от активного вмешательства в конфликт в Индокитае. Однако ситуация резко изменилась после победы КПК в гражданской войне в Китае. Китайская Народная Республика (а через нее - и Советский Союз) получили возможность оказать военно-техническую помощь своим вьетнамским товарищам.

Именно эта помощь во многом позволила вьетнамским патриотам переломить ход борьбы с французскими агрессорами. К 1953 г. в руках французов оставались лишь Ханой и Хайфон. Все попытки французских войск перехватить стратегическую инициативу закончились провалом.

По мере расширения советско-китайской поддержки возглавляемому коммунистами Демократическому фронту борьбы за независимость Вьетнама ("Вьет-Минь"), неуклонно росла и американская помощь своему французскому союзнику. Американская помощь французам в 1953 г. возросла до 385 млн долл., покрывая 60% военных расходов Франции в Индокитае.

Отчаянная попытка нового командующего французскими войсками во Вьетнаме - генерала Анри Эжена Наварра - перейти в наступление в долине Дьенбьенфу (ноябрь 1953 г.) завершилась катастрофой. Французские войска потерпели полное поражение.

Следует отметить, что не только СССР, но и другие великие державы исходили из того, что конфликт в Индокитае затянулся, и необходимо мирное решение. Так, к 1954 г. в Лондоне были твердо уверены в необходимости скорейшего мирного урегулирования: бесконтрольная эскалация конфликта угрожала британским интересам в Индии, Бирме и Малайе. Великобритании была нужна некоммунистическая буферная зона в виде Южного Вьетнама, Лаоса и Камбоджи, которая отделяла бы страны Британского Содружества от коммунистических режимов, и поэтому раздел Вьетнама, с английской точки зрения, был бы наилучшим вариантом.

После сокрушительного поражения французских войск под Дьенбьенфу (май 1954 г.) в Париже также начали склоняться к мирному решению индо- китайской проблемы. Новый французский премьер, Пьер Мендес-Франс, обещал, что соглашение по Индокитаю будет достигнуто через четыре недели после его прихода к власти (т.е. к 20 июля 1954 г.). При этом правительство П. Мендес-Франса исходило из того, что раздел Вьетнама на северный (коммунистический) и южный (некоммунистический) будет лучшим решением.

Наконец, в Пекине также считали раздел Вьетнама и нейтрализацию Камбоджи, Лаоса и Южного Вьетнама наилучшим вариантом урегулирования ситуации в Индокитае.

Таким образом, в ходе Женевской конференции министров иностранных дел СССР, КНР, США, Великобритании, Франции, а также других заинтересованных государств по мирному урегулированию в Корее и Индокитае (26 апреля - 21 июля 1954 г.), был фактически оформлен, выражаясь языком коммунистической пропаганды, "империалистический сговор" четырех старых колониальных держав - России, Англии, Франции и Китая - по разделу сфер влияния в Индокитае. При этом не имело ровным счетом никакого значения, что некоторые из присутствовавших в Женеве дипломатов называли себя "коммунистами": В. М. Молотов и Чжоу Эньлай сумели быстро найти общий язык с такими "акулами империализма", как Э. Иден и П. Мендес-Франс. И этот общий язык был языком классической дипломатии XIX в. с такими понятиями, как "буферные зоны", "сферы влияния", "жизненно важные интересы", и т.п.

Действия советской дипломатии накануне и в ходе конференции, представляются совершенно безупречными. Во-первых, МИД СССР добился предварительного согласования с КНР и Демократической Республикой Вьетнам (ДРВ) общей позиции на предстоящей конференции, и на всем ее протяжении советская делегация поддерживала самые тесные связи и контакты с делегациями своих союзников. Во-вторых, Москве удалось наладить взаимопонимание с Лондоном и Парижем, которые, как уже было сказано, также были заинтересованы в мирном урегулировании в Индокитае. Наконец, советской дипломатии удалось добиться полной изоляции Соединенных Штатов в Женеве, и досрочный отъезд с конференции государственного секретаря США Дж. Ф. Даллеса стал, бесспорно, свидетельством полного дипломатического фиаско Вашингтона с его непримиримой антикоммунистической позицией.

В целом Женевская конференция стала большой внешнеполитической победой Москвы: в Советском Союзе хорошо понимали, что кризис

в Юго-Восточной Азии может перерасти в мировой конфликт с непредсказуемыми последствиями. Женевские соглашения отодвинули эту опасность, по крайней мере, на время. Москва поддержала своих вьетнамских союзников и обеспечила Хо Ши Мину территорию, которая могла стать ядром нового коммунистического государства в Азии, тесно связанного с социалистическим содружеством. СССР также вывел из изоляции другого своего союзника, коммунистический Китай, и ввел Пекин в клуб великих держав, увеличив тем самым внешнеполитические возможности КНР.

А вот США оказались на конференции в отнюдь не блестящей изоляции; потратив более 4 млрд долл, на помощь Франции в войне в Индокитае, они остались у разбитого корыта. Чтобы компенсировать последствия этого провала, в Маниле 8 сентября 1954 г. был подписан договор о создании Организации Договора Юго-Восточной Азии - СЕЛТО (от англ. South-East Asia Treaty Organization). В этот блок вошли США, Англия, Франция, Пакистан, Филиппины, Таиланд, Австралия и Новая Зеландия. В зоне ответственности СЕАТО оказался и Индокитай. Положения договора были достаточно туманны и подлежали различной трактовке.

Филиппины. 4 июля 1946 г. США предоставили независимость Филиппинам. В то же время Соединенные Штаты сохраняли ведущие позиции в экономике страны; на архипелаге сохранялись крупнейшие американские военные базы (Субик-Бей и Кларк-Филд). В марте 1947 г. было подписано американо-филиппинское Соглашение о взаимной помощи, которое легализовало американское военное присутствие в стране. Однако вплоть до начала 1950-х гг. власти Филиппин не могли подавить повстанческое движение Хукбалахап на острове Лусон.

Малайзия. Капитуляция Японии привела к возвращению в Малайю англичан. Однако планы Лондона сохранить систему колониального управления страной столкнулись с решительным сопротивлением со стороны малайцев.

В июле 1946 г. под нажимом со стороны малайских политических организаций колониальным властям пришлось согласиться на создание Малайской федерации с существенными элементами автономии и самоуправления. Значительная часть партий и организаций Малайи приняла эти реформы. Однако коммунистическая партия Малайи выступила против них и начала вооруженную борьбу.

На протяжении нескольких лет в стране бушевала гражданская война, в ходе которой силы вооруженного сопротивления реформам постепенно иссякали. Тем временем в легальной политической жизни Малайзии шел процесс консолидации антиколониальных сил. В 1957 г. была провозглашена независимость Малайи, а в сентябре 1963 г. Федерация Малайзия.

Выводы

"Холодная война" в Азии существенно отличалась от "холодной войны" в Европе. В Азии коммунисты не были марионетками Москвы; вооруженные конфликты были не угрозой, а реальностью. Неспособность "сверхдержав" надежно контролировать обстановку в регионе вынуждала их относиться к Восточной Азии с повышенным вниманием. Динамично

развивающаяся военно-политическая ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе рассматривалась Вашингтоном через призму "сдерживания коммунизма"; именно это обстоятельство стало причиной прямого вооруженного вмешательства США в гражданские войны в некоторых странах региона, включая Корею и Вьетнам.

Вторая половина XIX–нач. XX в. принесла резкие изменения в исторические судьбы стран Азии и Африки. Развитие Китая, Индии, Японии и других азиатских обществ ознаменовалось важными сдвигами в социально-экономической и политической жизни, в конечном счете повлекшими за собой формационный и цивилизационный надлом. Важнейшим фактором исторического развития афро-азиатских стран становится национально-освободительное движение. В нач. XX в. Восток потрясли первые буржуазные революции.

Китай.

Первое десятилетие XX в. ознаменовалось быстрым ростом антиманчжурских и национально-освободительных настроений. Летом 1905 г. под руководством Сунь Ятсена произошло объединение различных китайских буржуазно-демократических и буржуазно-помещичьих организаций, ставивших своей целью свержение цинской монархии и установление республики. В Токио был создан Китайский революционный объединенный союз. В основу программы Объединенного союза были положены сформулированные Сунь Ятсеном в ноябре 1905 г. «три народных принципа»–национализм, народовластие in народное благосостояние. Принцип национализма означал свержение маньчжурской династии, народовластие – ликвидацию монархического строя и уче-реждение республики, а принцип народного благосостоянии отражал требование проведения постепенной национализации земли.

1906–1911 гг. отмечены ростом антиправительственных вооруженных выступлений в различных провинциях Южного, Центрального и Восточного Китая. Наиболее крупными были восстания шахтеров в Пинсяне в 1906 г. и в 1911 г. в Гуанчжоу. Движение всеобщего недовольства охватило и армию. В январе 1910 г. произошло восстание гарнизона в Гуанчжоу.

Синьхайская революция (учанское восстание и отречение Цинской династии произошли в год синьхай по китайскому лунному календарю-–30 января 1911 г. – 17 февраля 1912 .г) началась с восстания солдат 10 октября 1910 г. в Учане. В городе было создано военное правительство, провозгласившее свержение цинской монархии и установление республики. В течение октября-ноября 1911 г. о низложенной власти маньчжур объявили 14 провинций Цинской империи. К концу 1911 г. лишь три из восемнадцати провинций официально признавали власть Цинского правительства. Потерпев неудачу с подавлением революционного движения, Цины передали реальную власть генералу Юань Шикаю. Он получил пост главнокомандующего пинскими вооруженными силами и затем пост премьер-министра. Юань Шикай начал секретные переговоры с отдельными группировками республиканского юга.



29 декабря 1911 г. в Нанкине депутаты независимых провинций избрали Сунь Ятсена временным президентом Китайской республики. За короткий срок было сформировано временное правительство и принята буржуазно-демократическая конституция.

В ходе противостояния между Севером и Югом Сунь Ятсен был вынужден отказаться от поста временного президента в пользу Юань Шикая, в обмен на отречение цинской династии. 12 февраля 1912 г. последний император Пу И отрекся от престола.

В июле-сентябре 1913 г. Юань Шикай подавил вооруженные выступления против него в центральных и южных провинциях. Эти события вошли в историю Китая под названием «второй революции». В стране была установлена военная диктатура Юань Шикая. Сунь Ятсен и другие деятели радикального крыла китайской буржуазии были вынуждены эмигрировать за границу.

В ходе революции была свергнута Цинская династия и впервые в Азии установлена республика. Была ликвидирована власть маньчжурской аристократии.

Индия.

В начале XX в. в социально-экономической и политической жизни Индии усилились тенденции, наметившиеся во второй пол. XIX в. Развитие капитализма не привело к существенному изменению общей структуры экономики страны. По-прежнему Индия оставалась отсталой аграрной страной. Тем не менее процесс втягивания Индии в систему мирового капиталистического хозяйства приводил к дальнейшему усилению новых экономических явлений. Развернулась эксплуатация Индии как аграрно-сырьевого придатка метрополии. Английские капиталы направлялись на строительство и эксплуатацию железнодорожных линий и средств связи, ирригацию, плантационное хозяйство, горнодобывающую, текстильную и пищевую отрасли промышленности. Английские капиталовложения в Индии в 1896–1910 гг. возросли с 4–5 до 6–7 млрд. рупий. Получило развитие национальное капиталистическое предпринимательство. Большинство» предприятий, принадлежавших индийскому капиталу, были мелкими и средними. Были сделаны попытки создать тяжелую промышленность в Индии. В 1911 г. был выстроен металлургический завод, в 1915 г. была пущена гидроэлектростанция.

Этот период связан с ростом национального самосознания в самых различных классах и социальных группах индийского общества. Политика колониальных властей способствовала росту недовольства и развертыванию национально-освободительного движения в Индии. В 1883–1884 гг. были сделаны первые попытки создания общеиндийской организации. В 1885 г. в Бомбее состоялся первый съезд Индийского Национального конгресса – первой общеиндийской политической организации. Возникновение левого радикального крыла индийского национально-освободительного движения связано с именем выдающегося демократа Бал Гангадхар Тилака (1856–1920).

Раздел Бенгалии в 1905 г. привел к началу массового общеиндийского национального движения. Движение «свадеши» (бойкот иностранных товаров и поощрение отечественного производства) осенью 1905 г. вышло за пределы Бенгалии. Появились лавки по продаже индийских товаров и промышленные предприятия, бойкотировались магазины, торговавшие иностранными товарами. Массовые митинги и демонстрации дополнялись стачечной борьбой индийских рабочих. Стачечное движение лета-осени 1906 г, отличалось от предыдущих лет тем, что наряду с экономическими требования ми рабочие стали выдвигать некоторые политические лозунги.

Осенью 1906 г. на сессии Национального конгресса было сформулировано требование «свараджа» – самоуправления в рамках Британской империи. С 1907 г. движение «свадеши» стало перерастать в движение за осуществление «свараджа» (самоуправления). Наибольшего размаха массовые выступления весной 1907 г. достигли в Пенджабе.

По мере нарастания национально-освободительной борьбы усугублялись разногласия между умеренными и радикальными (крайние) течениями. Умеренные требовали проведения протекционистской политики, ограничения иностранного капитала, расширение самоуправления и т. д. Крайние выступали за полную независимость Индии на основе федеративной республики. Итогом этих расхождений стал раскол Конгресса в 1907 г.

Английские колониальные власти начали подавление национально-патриотических сил. В 1907 г. был издан закон о бунтовщических сборищах, по которому разгонялись митинги и демонстрации, а в 1908 г. закон о газетах, на основании которого любой орган печати можно было закрыть. В июле 1908 г. последовал арест и судебный процесс над Тилаком. Он был осужден к крупному штрафу и шести годам тюремного заключения. В знак протеста 23 июля 1908 г. началась всеобщая политическая стачка в Бомбее. Она окончилась по истечении шестидневного срока.

Подъем национального движения в 1905–1908 гг. знаменовал наступление периода массовой борьбы за независимость.

Ливия входила в состав Османской империи в качестве двух административных единиц: историческая область Феззан была частью вилайета Триполи, а Киренаика была одноименным санджаком.

18 октября 1912 г. между Османской империей и Италией был подписан У ши-Лозаннский договор, согласно которому турки передавали суверенные права на Триполитанию и Киренаику Италии, но сохраняли религиозную юрисдикцию над жителями этих областей, поскольку османский султан был еще и халифом, т.е. духовным главой всех мусульман-суннитов.

Ливийцы не признали Уши-Лозаннский договор и начали борьбу против итальянских колонизаторов, которые в свою очередь сначала надеялись, что ливийцы встретят их как долгожданных освободителей от османского гнета.

В годы Первой мировой войны Италия была занята военными действиями в Европе, что не позволяло ей проводить успешную колонизацию Ливии. Однако восстание племен, начавшееся в Ливии в 1915 г., спасло итальянский колониализм от полного поражения.

В 1917 г. в городе Акраме было подписано соглашение между главой суфийского ордена ас-сенуси, будущим королем Ливии Идрисом, и итальянцами о прекращении военных действий в Киренаике и установлении там двух зон контроля - сенуситской и итальянской - со свободой передвижения местных жителей между ними.

Подписание соглашения 1917 г. способствовало объединению патриотических сил Киренаики. В октябре 1919 г. итальянцы были вынуждены ввести в этой области «Основной закон», наделявший племена внутренних районов Киренаики правом самоуправления. Аналогичный закон был принят и для Тринолитании, однако там его реализации помешала сложная внутриполитическая ситуация, выходом из которой стало провозглашение 16 ноября 1918 г. Триполитанской Республики, управлявшейся советом из четырех человек.

В апреле 1919 г. в Эз-Зайтуне между Триполитанской Республикой и Италией было подписано соглашение о прекращении военных действий и заключении мира. Соглашение, однако, не было реализовано, в первую очередь вследствие разногласий внутри «квартета» руководителей Триполитанской Республики.

Создание элементов государственности в Триполитании и Киренаике и их стремление активизировать антиколониальную борьбу привели к сближению двух областей. 21 января 1922 г. в Сирте между ними был подписан Национальный пакт, предусматривавший совместную борьбу против итальянцев. Это соглашение стало важным шагом на пути достижения общенационального единства. Однако 3 марта 1922 г. Триполитанская Республика заключила сепаратное перемирие с Италией и начала с ней переговоры.

В ходе переговоров триполитанцы быстро осознали ошибочность своих действий, поэтому уже в апреле 1922 г. они направили в Киренаику официальную делегацию, которая предложила главе ордена сенуситов Идрису стать эмиром Триполитании. Идрис дал свое согласие только в ноябре 1922 г., желая оттянуть момент неизбежного столкновения с итальянцами.

В том же 1922 г. в Италии к власти пришли фашисты, которые уже в 1923 г. начали проводить политику жестокого подавления национально- освободительного движения в Ливии.

К 1924 г. сопротивление триполитанцев начало ослабевать вследствие разногласий между лидерами отдельных районов. Сильные очаги сопротивления сохранялись до 1928 г. лишь в Сиртике и Гибле. В 1930 г. итальянцы взяли под свой полный контроль Феззан. В Киренаике, благодаря героизму шейха сенуситов Омара аль-Мухтара и его сторонников, борьба с колонизаторами продолжалась до 1931 г. и пошла на убыль после казни аль-Мухтара итальянскими фашистами.

В годы Второй мировой войны Ливия стала ареной жестокого противоборства между итальянцами, пытавшимися вместе с немцами сделать страну плацдармом для оккупации Северной и Восточной Африки, и британцами, которые старались вытеснить из Ливии итальянцев и укрепить свои позиции в Северной Африке. Опорой Великобритании в Ливии был Идрис ас-Сенуси.

К концу 1940 г. итальянцы потеряли Киренаику в результате неудачной попытки оккупации Египта, а к началу февраля 1943 г. вся территория Ливии была освобождена от итало-германских войск.

По итогам Второй мировой войны Ливия была оккупирована Францией и Великобританией. В Феззане действовала французская администрация, а Триполитания и Киренаика были превращены в отдельные провинции, управляемые оккупационными администрациями. Между двумя историческими областями Ливии были прерваны торгово-экономические связи, была ограничена свобода передвижения местного населения.

Британские колониальные власти поощряли трайбализм , сохранение и консервацию традиционных племенных отношений, восстанавливая институт племенных вождей, в котором усматривали свою опору в стране. В частности, Великобритания возлагала большие надежды на Идриса ас-Сенуси и орден сенуситов.

Трайбализм - форма социально-политического устройства обществ, основанная на представлении об особом, доминирующем значении своего племени, этноса, группы, его приоритетной роли в прошлом и настоящем, обычно сопровождаемая враждебностью по отношению к другим группам. Члены одного племени называют себя братьями, ревностно соблюдают узы солидарности, которые их охраняют или противопоставляют другим племенам всякий раз, когда целостности племени или интересам его членов что-нибудь угрожает.

В 1947 г. британцам удалось привести к власти Идриса, который пошел на предоставление Великобритании права иметь военные базы в Киренаике взамен на провозглашение Идриса королем Киренаики и всей Ливии.

В 1949 г. было оформлено самоуправление Киренаики. В феврале 1950 г. Франция, последовав примеру Великобритании, издала Положение о временном режиме. В соответствии с документом в Феззане было создано автономное правительство.

В 1947 г. между державами-победительницами и Италией был подписан мирный договор, согласно которому Италия отказывалась от всех прав на Ливию, однако Ливии не была предоставлена независимость. Под давлением США, желавших получить право пользования военным аэродромом в Меллахе, Великобритания согласилась передать Триполитанию под опеку Италии (соглашение Бевин - Сфорца от 7 мая 1949 г.). Киренаика на 10 лет становилась подопечной территорией Великобритании, а Фез- зан - Франции.

Раздел Ливии спровоцировал подъем национально-освободительных движений во всех трех областях. Их консолидированные действия при поддержке СССР привели к тому, что 21 ноября 1949 г. ГА ООН приняла резолюцию о предоставлении Ливии независимости не позднее 1 января 1952 г.

24 декабря 1951 г. Ливия была провозглашена независимым федеративным королевством, возглавляемым Идрисом ас-Сенуси. По форме государственного устройства она была конституционной монархией с двухпалатным парламентом.

В 1914 г. Великобритания объявила Египет своим протекторатом. В 1919 г. в стране началось антиколониальное восстание, ставшее первым на Арабском Востоке. Оно оказало огромное влияние на национально-освободительную борьбу народов Ближнего Востока и Магриба, хоть и окончилось поражением восставших.

В 1921 г. в Египте разразилось новое восстание, которое также было жестоко подавлено. Однако оно подтолкнуло Великобританию к выводу о необходимости признания независимости Египта.

  • 28 февраля 1922 г. британское правительство опубликовало декларацию об отмене протектората и признании Египта «независимым и суверенным государством». При этом Лондон сохранил права на оборону Египта и охрану имперских торговых путей, проходивших через территорию страны, и на «соуправление» Суданом. Британские оккупационные войска также оставались в стране. Таким образом, независимость Египта была формальной и неполной.
  • 19 апреля Египет был провозглашен конституционной монархией с двухпалатным парламентом.
  • 26 августа 1935 г. был подписан англо-египетский Договор о дружбе и союзе, провозглашавший прекращение оккупации Египта (английские войска оставались лишь в зоне Суэцкого канала). Несмотря на ряд положительных сторон договор в целом был неравноправным. Великобритания фактически сохраняла контроль над Египтом. Египет добился лишь отмены режима капитуляций, а также права на увеличение численности армии.

После окончания Второй мировой войны в Египте начался новый этап национально-освободительной борьбы. Египтяне выступали за отмену условий договора 1936 г. и вывод британских войск с территории страны.

Поражение арабов в войне 1948-1949 гг. против Израиля активизировало антиправительственную и антибританскую деятельность в Египте.

В июне 1950 г. начались англо-египетские переговоры о расторжении договора 1936 г., однако они ни к чему не привели. В этой связи 8 октября 1951 г. на рассмотрение египетского парламента были вынесены законопроекты о денонсации договора 1936 г. и двух соглашений 1899 г. с Англией о кондоминиуме над Суданом.

Кондоминиум - совместное владение, совместное управление одной и той же территорией двумя или несколькими государствами, осуществляемое по договору.

15 октября 1951 г. парламент единогласно утвердил оба законопроекта. Судан был объявлен неотъемлемой частью Египта. Таким образом, пребывание британских войск в Египте утратило легитимность.

Лондон не желал мириться с таким положением дел, поэтому решил расширить свою зону оккупации. Это привело к народным волнениям и началу партизанской войны египтян. Но вследствие эрозии политической системы монархического Египта борьба не приносила существенных результатов.

В ночь с 22 на 23 июля 1952 г. организация «Свободные офицеры» во главе с Гамалем Абдель Насером захватила власть в Каире.

«Июльская революция» 1952 г. по характеру была антимонархической, антиимпериалистической и антифеодальной. Она стала завершением длительной национально-освободительной борьбы Египта и началом его независимого развития.

  • 18 июня 1953 г. Египет был провозглашен республикой. Первым президентом страны стал генерал Мухаммед Нагиб.
  • 19 октября 1954 г. в Каире было подписано англо-египетское соглашение, в соответствии с которым британские войска должны были покинуть Египет в течение 20 месяцев с момента подписания документа. 13 июня 1956 г. завершился вывод британских войск из Египта, что ознаменовало окончание 74-летней оккупации Египта англичанами.
  • 23 июня 1956 г. была утверждена конституция Республики Египет, а президентом страны был избран Г. А. Насер.

Развитие национально-освободительной борьбы в Судане тесно связано с национально-освободительным движением Египта.

С 1899 г. Судан был англо-египетским кондоминиумом, хотя объем полномочий Египта был значительно меньше, чем у Англии.

В 1924 г. британцы, нарушив соглашение 1899 г., отстранили Египет от участия в управлении Суданом. Кондоминиум был восстановлен только в 1936 г.

Подъем национально-освободительного движения в Судане, как и в большинстве колониальных стран, начался после Второй мировой войны и поражения в ней держав «оси». Летом 1951 г. по Судану прокатилась волна анти- британских выступлений, которые были жестоко подавлены.

После обнародования решения Египта о расторжении договора 1899 г. в Судане активизировались патриотические силы, призывавшие к бойкоту колониальных законов и распоряжений властей.

«Июльская революция» 1952 г. в Египте сильно подорвала позиции Великобритании в Судане. Правительство Г. А. Насера поставило перед Лондоном вопрос о ликвидации кондоминиума и пошло на предоставление суданцам права самим определять свой политический статус. В этих условиях Лондон был вынужден вступить в переговоры с Каиром.

12 февраля 1953 г. в Каире между Великобританией и Египтом было подписано соглашение о Судане, в соответствии с которым договор 1899 г. аннулировался. Судану предоставлялось право на самоуправление, а через три года он должен был получить независимость. В течение трехлетнего переходного периода власть в Судане должны были осуществлять генерал- губернатор и комиссия из представителей нейтральных и заинтересованных государств.

Генерал-губернатор всячески затягивал процесс передачи власти в руки суданцев. Подрывная деятельность Великобритании привела к тому, что Судан начал экономическое сближение с социалистическими государствами, а затем стал участником Движения неприсоединения.

В ответ Великобритания спровоцировала на юге Судана мятеж, переросший в расовую резню. Мятеж был подавлен суданскими национальными войсками, но он заложил основы для будущей гражданской войны между арабами-мусульманами Севера и негроидным христианским населением Юга.

Несмотря на все меры Великобритании пришлось уйти из Судана. В ночь с 31 декабря 1955 г. на 1 января 1956 г. Судан был провозглашен унитарной демократической республикой с коллективным главой государства.

Алжир, самая большая и значительная колония Франции в Африке, прошел сложный и долгий путь к независимости - с 1830 по 1962 г.

В XIX-XX вв. Алжир служил Франции плацдармом для колонизации остальной Африки. В годы Первой мировой войны Алжир был поставщиком кадров для вооруженных сил Франции. Именно тогда в Алжире начали вызревать патриотические силы, которые выступали против Франции и даже рассчитывали добиться независимости при помощи Германии и Османской империи.

Важной силой в национально-освободительном движении Алжира были улемы (мусульманские ученые), которые с 1931 г. выступали против ассимиляции алжирцев французами и вытеснения арабского языка. Антиколониальная деятельность улемов, пользовавшихся большим влиянием среди коренного населения, способствовала формированию национального самосознания алжирцев.

С началом Второй мировой войны Франция начала «закручивать гайки» в Алжире, запрещая партии одну за другой. После поражения Франции в июне 1940 г. коллаборационистское (сотрудничающее с оккупантами) «правительство Виши» допустило в Алжир Германию и Италию и позволило им выкачивать ресурсы из страны.

В ноябре 1942 г. войска союзников высадились в Северной Африке и быстро заняли территории Алжира и Марокко. К маю 1943 г. Алжир был полностью освобожден от итало-германских войск, а в июне 1943 г. был образован Французский комитет национального освобождения (ОКНО) во главе с генералом Ш. де Голлем.

В 1942-1943 гг. представители патриотических сил Алжира направили французским властям ряд документов, содержащих требование предоставить Алжиру право на самоопределение. Однако ФКНО отверг это требование, согласившись только на предоставление полных прав французских граждан верхушке алжирского общества (ордонанс от 7 марта 1944 г.).

В мае 1945 г. в Алжире вспыхнуло крупное восстание, подавленное французскими колониальными властями ценой жизней нескольких десятков тысяч демонстрантов. Майское восстание показало, что Франция не «отпустит» Алжир без борьбы.

В сентябре 1947 г. парламент Франции утвердил Статут Алжира, который фактически сохранял колониальный режим в стране, поскольку законы, действовавшие в Алжире, принимались французским правительством. Таким образом, в 1948-1954 гг. в Алжире наблюдался кризис, вызванный систематическими нарушениями Францией Статута, дискриминацией алжирцев в социально-экономической сфере и политическими репрессиями.

  • 1 ноября 1954 г. по всему Алжиру вспыхнули аитифранцузские восстания, положившие начало войне за независимость 1954-1962 гг. Франция, пользуясь поддержкой НАТО, продолжала кровавое «умиротворение» Алжира, не желая выпустить из своих рук богатства этой страны - нефть и газ.
  • 19 сентября 1959 г. генерал де Голль, возглавивший Францию в 1958 г., признал право алжирцев на самоопределение, на что французы, проживающие в Алжире, отреагировали попыткой мятежа, имевшей место в январе 1960 г. Де Голль был вынужден учесть недовольство алжирских французов, предложив Алжиру внутреннюю автономию при сохранении за Францией полного контроля над его внешней политикой, экономикой, финансами и обороной. Алжир не был согласен на это, и война продолжилась.

Лишь 18 марта 1962 г. в Эвиане было подписано франко-алжирское соглашение о прекращении военных действий, а 1 июня 1962 г. в Алжире был проведен референдум, в котором 99% голосов было отдано в поддержку независимости страны.

Режим французского протектората в Тунисе был оформлен двумя документами: Бардоским договором 1881 г. и Ла-Марсской конвенцией 1883 г. В соответствии с документами вся полнота власти в Тунисе перешла в руки французской колониальной администрации во главе с генеральным резидентом Франции в Тунисе.

Национально-освободительное движение в Тунисе активизировалось после Первой мировой войны, ведущую роль в нем играла национальная буржуазия, представленная партией Дустур, а с 1934 г. - Новый Дустур во главе с Хабибом Бургибой. Бургиба выступал за предоставление Тунису «внутренней автономии».

Накануне Второй мировой войны Новый Дусгур развернул антиколониальное движение сопротивления, по всему Тунису была создана сеть подпольных организаций.

В годы Второй мировой войны Тунис страдал от политики «правительства Виши»: в стране была восстановлена цензура, ограничены демократические свободы, началось преследование деятелей Нового Дустура и других антиколониальных партий.

В 1942 г. началась итало-германская оккупация Восточного и Южного Туниса, а Западный Тунис находился под контролем англо-американских войск. Только в марте 1943 г. союзникам удалось изгнать итало-германские войска и их ставленников из оккупированных регионов Туниса.

После войны национально-освободительная борьба тунисцев продолжилась. В 1951 г. в стране прошла стачка протеста, на которую французские власти отреагировали арестами активистов национально-освободительного движения, вооруженным подавлением выступлений, а также восстановлением цензуры печати.

Одним из инструментов антиколониальной борьбы в Тунисе была партизанская война («феллагизм», от «феллага», как именовали партизан- «бандитов» французы).

В 1952 г. в связи с обострением обстановки в Тунисе тунисская проблема была вынесена на обсуждение Генеральной Ассамблеи ООН, хотя и там ни к какому значимому решению прийти не удалось.

31 июля 1954 г. премьер-министр Франции П. Мендес-Франс объявил о даровании Тунису статуса «внутренней автономии», который был подтвержден франко-тунисскими соглашениями от 3 июня 1955 г.

Соглашения 1955 г. позволили безболезненно осуществить переход к независимости. 20 марта 1956 г. в Париже был подписан протокол о признании Францией независимости Туниса. Таким образом, режим протектората был ликвидирован.

Протекторат Франции над Марокко был установлен в 1912 г. Области Риф, Джибала и анклав Ифни были переданы Испании и управлялись из Мадрида.

В 1923 г. крупный морской порт Танжер в результате острой борьбы между Францией, Испанией и Великобританией был объявлен международной зоной с режимом постоянного нейтралитета. Ему была предоставлена законодательная и административная автономия.

Национально-освободительное движение в Марокко носило характер вооруженной борьбы, в которой далеко не последнее место занимали берберские племена. В 1921 - 1926 гг. существовала независимая Республика Риф, созданная берберами рифских племен. Борьба против Республики Риф привела к серьезным потерям среди французов и испанцев.

После разгрома Республики Риф Франция продолжила вооруженное «усмирение» Марокко. Захват страны проводился руками иностранных легионеров, алжирских, тунисских и сенегальских стрелков. Сопротивление племен было сломлено в 1934 г., и тогда национально-освободительная борьба переместилась на улицы марокканских городов.

Французы, пытаясь не допустить сплочения марокканцев, использовали берберов в качестве проводников своих интересов. Поощряя, с одной стороны, берберский национализм, а с другой - «встраивая» берберов в свою систему образования и приглашая их к себе на службу, французы сеяли вражду между арабским и берберским населением Марокко.

В межвоенный период испанское Марокко стало прибежищем итало- германской агентуры, а после начала гражданской войны в Испании Германия и Италия установили полноправный контроль над испанским Марокко.

После оккупации Франции А. Гитлером в 1940 г. в Марокко установилась власть «правительства Виши», которое допустило включение Танжера в состав испанского Марокко. Танжер был возвращен под суверенитет Марокко в 1945 г. на Парижской конференции держав-победительниц.

В ноябре 1942 г. англо-американские войска высадились в Северной Африке, что привело к разрыву связей между метрополией и протекторатом.

После войны Франция столкнулась с соперничеством США в Марокко. Некоторые силы внутри национально-освободительного движения, в частности султан Мухаммед бен Юсуф и его сторонники, рассчитывали, что франко-американское соперничество облегчит получение Марокко независимости.

С 1947 г. национально-освободительное движение в Марокко опиралось на Лиг}" арабских государств как выразительницу и защитницу общеарабских интересов.

В декабре 1952 г. марокканский вопрос был поставлен на повестку дня ГА ООН, однако вследствие действий западных держав это ни к чему нс привело.

В августе 1953 г. ведомые Францией антисултанские силы организовали государственный переворот в Марокко. Их целью было низложить султана Мухаммеда бен Юсуфа, который был значимой фигурой, символом национально-освободительной борьбы марокканцев против французского колониализма. В результате переворота на престол взошел двоюродный брат Мухаммеда бен Юсуфа - Мухаммед бен Арафа, а Мухаммед бен Юсуф был выслан на Корсику, а затем - на Мадагаскар.

Новый султан подписал все предложенные Францией указы, урезавшие и без того ничтожные полномочия монарха.

Государственный переворот вызвал шквал народного возмущения по всей стране; марокканцы не признали нового султана и продолжили называть Мухаммеда бен Юсуфа своим повелителем. Администрация испанской зоны также не признала результаты переворота.

Свержение Мухаммеда бен Юсуфа только разожгло национально-освободительную борьбу в Марокко, что привело к кризису французской колониальной политики. Народные волнения 1954-1955 гг. вынудили Париж начать переговоры с лидерами антиколониальных сил Марокко. Была достигнута договоренность о низложении Мухаммеда бен Арафы и формировании национального правительства.

  • 30 октября 1955 г. Мухаммед бен Арафа официально отрекся от престола в пользу Мухаммеда бен Юсуфа, а 5 ноября Париж официально признал Мухаммеда бен Юсуфа законным султаном Марокко.
  • 16 ноября 1955 г. состоялось триумфальное возвращение Мухаммеда бен Юсуфа в Марокко.
  • 2 марта 1956 г. по итогам франко-марокканских переговоров были подписаны заявления и протокол о признании Францией независимости Марокко.
  • 5 апреля 1956 г. независимость Марокко официально признала Испания, а 7 апреля был подписана декларация о независимости Марокко. Однако вопрос о статусе приморских городов Сеута и Мелилья так и не был урегулирован.
  • 29 октября 1956 г. был отменен международный статус Танжера, город перешел под юрисдикцию Марокко.

Таким образом, Марокко спустя 44 года борьбы обрело независимость, султан Мухаммед бен Юсуф принял титул короля и стал именоваться Мухаммедом V.

Мировая война резко обострила недовольство широких народных масс колониальных и зависимых стран чужеземным господством. Вместе с тем она вызвала важные сдвиги в экономическом и политическом положении этих стран. Во время войны империалисты были вынуждены развивать в колониях и полуколониях некоторые отрасли промышленности, что объективно содействовало росту национального капитализма. Усилившаяся национальная буржуазия стала с гораздо большей настойчивостью, чем прежде, бороться за достижение национальной независимости. Война ослабила империалистический аппарат насилия. Более того, империалистам в ряде случаев приходилось привлекать колониальные народы к участию в военных действиях, вооружать их, обучать современной военной технике. Наконец, противоречия между империалистическими державами, послужившие одним из важнейших факторов возникновения мировой войны, в дальнейшем еще больше углубились.

Великая Октябрьская социалистическая революция в России, прорвав цепь империализма, открыла в истории антиимпериалистической борьбы угнетенных народов Азии и Африки новую эру - эру колониальных революций. Национально-освободительные движения приобрели невиданную до того массовость и сознательность. Кризис колониальной системы явился составной частью общего кризиса капитализма.

В колониальных и зависимых странах под непосредственным воздействием Октябрьской революции стали возникать коммунистические группы, а затем и коммунистические партии. Формирование их происходило в трудных и сложных условиях. Сказывались малочисленность, слабость, политическая незрелость пролетариата колоний и полуколоний, отсутствие элементарных демократических свобод, недостаточная помощь рабочего класса метрополий. Тем не менее коммунистические идеи постепенно овладевали сознанием народных масс.

Огромное влияние на развитие национально-освободительной борьбы в Азии и Африке оказала внешняя политика Советского государства. Декрет о мире, выдвинувший требование о мире без аннексий и контрибуций, разъяснял, что аннексией является всякий захват чужой земли, независимо от того, когда он совершен и насколько развитой или отсталой является насильственно присоединяемая или насильственно удерживаемая нация. Опубликовав и аннулировав секретные договоры царской России с другими империалистическими державами, предусматривавшие, в частности, раздел и закабаление стран Востока, правительство РСФСР отказалось и от всех неравноправных договоров, вырванных царизмом у Китая, Турции, Ирана и других зависимых стран, от сфер влияния, капитуляционных и тому подобных привилегий. В принятом 20 ноября (3 декабря) 1917 г. обращении «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» объявлялось об отказе Советской России от царских договоров о разделе Турции и Ирана, подтверждалось право всех народов на самоопределение и свободное существование. «Не от России и ее революционного Правительства, - говорилось в обращении,- ждет вас порабощение, а от хищников европейского империализма, от тех, которые ведут нынешнюю войну из-за дележа ваших стран...»

Колониальный мир не был единым. В некоторых странах, более или менее развитых в промышленном отношении, существовал пролетариат, в других совсем или почти совсем не было капиталистической промышленности, а следовательно, и фабрично-заводского пролетариата. По-разному формировалась национальная буржуазия, различными были и политические (в том числе внешнеполитические) условия, в которых развивалась национально-освободительная борьба отдельных колоний и полуколоний.

Поэтому каждая из колониальных и зависимых стран проходила свой собственный путь революционного развития. В Китае уже в рассматриваемый период на арену политической борьбы выступил пролетариат. В Турции роль пролетариата была незначительна, и гегемоном антиимпериалистической революции являлась национальная торговая буржуазия. В иных случаях освободительная борьба протекала под руководством феодалов и вождей племен (Афганистан, Марокко).

Ход всемирно-исторического развития после Великой Октябрьской социалистической революции создал для колониальных и зависимых стран объективную возможность движения к социализму, минуя стадию капитализма. В. И. Ленин в 1920 г., на II конгрессе Коммунистического Интернационала, следующим образом обосновал это положение: «...Можем ли мы признать правильным утверждение, что капиталистическая стадия развития народного хозяйства неизбежна для тех отсталых народов, которые теперь освобождаются и в среде которых теперь, после войны, замечается движение по пути прогресса. Мы ответили на этот вопрос отрицательно. Если революционный победоносный пролетариат поведет среди них систематическую пропаганду, а советские правительства придут им на помощь всеми имеющимися в их распоряжении средствами, тогда неправильно полагать, что капиталистическая стадия развития неизбежна для отсталых народностей» (В. И. Ленин, II конгресс Коммунистического Интернационала 19 июля - 7 августа 1920 г. Доклад комиссии по национальному и колониальному вопросам 26 июля, Соч., т. 31, стр. 219. ).

На первом этапе общего кризиса капитализма сфера действия этого положения была еще очень ограничена. Советская страна являлась тогда единственной страной пролетарской диктатуры. Возможность некапиталистического пути развития оказалась в те годы практически осуществимой лишь для одной из колониальных и зависимых стран - Монголии, в которой национально-освободительная борьба развивалась под непосредственным влиянием и при прямой помощи рабочего класса Советской России.