Принято считать их деление на слабые и сильные типы, основные различия между которыми результируются в особенностях их спряжения, а именно, в образовании имперфектных форм (Präteritum), Partizip II и неопределенной инфинитивной формы, составляющих три основные доминанты немецких глаголов. При этом, основным классификационным критерием здесь выступает формообразующий фактор, а главным показателем при спряжении представляется глагольная аффиксация.
Наиболее многочисленную по своему составу и, одновременно, продуктивную глагольную группу в современном немецком языке демонстрируют слабые глаголы, спрягающиеся по одним общим правилам. Так, слабые немецкие глаголы, прежде всего, отличаются отсутствием каких-либо изменений в отношении своих корневых гласных (lernen — lernte — gelernt; arbeiten — arbeitete — gearbeitet и т.д.), использованием коэффициентного суффикса -(e)te-, характерного для форм Imperfekt (frag-en — frag+te), а также прибавлением суффикса -(e)t и приставки ge- к глагольным основам в формах Partizip II (frag-en — ge+frag+t).
В этой связи следует отметить существование в немецком языке особой группы слабых глаголов, которую формируют единицы, демонстрирующие отличия применительно к корневым гласным в инфинитиве и в формах Partizip II и Imperfekt. В состав данной группы входит целый ряд глаголов (brennen — brannte — gebrannt; senden — sandte — gesandt; denken — dachte — gedacht и др.), спряжение которых лингвисты советуют учить наизусть.
В свою очередь, правила формообразования по отношению к сильным глаголам носят особый характер и практически всегда сопровождаются изменениями гласной в корне. Иногда с учетом данного признака сильные немецкие глаголы делят на ряд подгрупп — Ablautreihen, которых всего насчитывается восемь (рядов варьирования гласной в корне — 1. spring-en — sprang — ge-sprung-en. 2. — befehl-en — befahl — befohl-en. 3. — mitlauf-en —
lief mit — mitgelauf-en и др.). Кроме чередования корневых гласных, особенностью глаголов сильного типа в немецком языке можно считать аннулирование суффикса -t/-te в форме Imperfekt (ringen — rang; geh-en — ging), а также способность принимать суффикс -(еn) в формах Partizip II (geben — gegeben; rann — geronn-en). При этом, данная группа немецких глаголов является весьма немногочисленной и ее лучше заучивать.
Общей особенностью, как слабых, так и сильных немецких глагольных форм с наличием, так называемой, не отделяемой приставки (besuchen), а также прерогативой слабых глаголов, у которых наличествует суффикс -ieren (studieren) можно считать отсутствие префикса ge- в Partizip II (beginn-en — begonn-en (сильный глагол); besuch-en — besuch-t (слабый глагол)). Применительно же к единицам, в которых приставка может отделяться, формообразующий префикс ge- вносится на место между нею и корнем (abfrag-en — ab+ge+frag+t), в Präteritum же данная отделяемая приставка переносится в конец слова, отрезаясь от корня (abfrag-en — frag+te ab; mitlauf-en — lief mit).
В целом, выявление основных отличий между слабыми и сильными глаголами немецкого языка, включая умение ориентироваться в системе чередования корневых гласных, представляется крайне важным для правильного определения основных глагольных форм и для беспроблемного постижения основ спряжения.
Изучая грамматику немецкого языка, не стоит пренебрегать подробным изучением этого раздела, т.к. эта информация поможет грамотно писать. Наряду с устной речью, где нужно скачать аудио с переводом, постоянно слушать его и проговаривать вслед за диктором, – в грамматике важно систематически выполнять упражнения. Списки тестов и заданий на закрепление той или иной темы можно найти в каждом учебнике по грамматике немецкого языка. Как узнать, какая книга подходит именно Вам? Для этого проконсультируйтесь с педагогом или посетите форум.
Неправильные (слабые) и сильные глаголы в немецком языке
Все глаголы в немецком языке в зависимости от их спряжения делятся на две основные группы:
- слабые глаголы (die schwachen Verben);
- сильные глаголы (die starken Verben) или неправильные (die unregelmäßigen Verben).
Сильные и неправильные глаголы в некоторых учебниках разделяются на две отдельные группы. В таких книгах к неправильным относят еще модальные, вспомогательные глаголы и глагол wissen.
Сколько основных форм у глаголов в предложениях?
Все глагольные формы в немецком языке образуются от трех основных форм:
- неопределенной (исходной, указанной в словаре) – INFINITIV : lachen – смеяться, tragen - носить;
- формы прошедшего времени – PRÄTERITUM (претеритум): lachte, trug;
- причастия – PARTIZIP II: gelacht, getragen.
Изменение глаголов по основным формам
Все три формы глагола обычно записываются в таком виде: lachen – lachte – gelacht; tragen – trug – getragen. Если мы посмотрим на первый глагол, то увидим, что его корневая гласная не изменяется ни в какой форме. В претериуме здесь к основанию присоединяется суффикс - te, а в партицип II добавляется приставка ge- и окончание –t. Все это относится к признакам слабых глаголов. Можно сделать вывод – слабые глаголы в немецком языке не изменяют своей формы при употреблении в речи.
Второй глагол в форме претериума изменяет свою корневую гласную, суффиксы отсутствуют. В партиципе к основе присоединяется приставка ge- и окончание -en. Это относится к признакам сильных глаголов. Значит, у сильных глаголов могут меняться гласные и согласные. Пример: sehen – sah – gesehen. Все сильные, или неправильные глаголы лучше заучивать наизусть или смотреть в словаре, как они изменяются.
Примеры основных форм глаголов немецкого языка
В таблице легко можно показать, как изменяются по формам основные немецкие глаголы:
Infinitiv | Präteritum | Partizip II |
wollen (хотеть) | wollte | gewollt |
müssen (быть должным) | musste | gemusst |
sollen (быть объязаным) | sollte | gesollt |
können (мочь) | konnte | gekonnt |
dürfen (иметь разрешение) | durfte | gedurft |
mögen (желать) | mochte | gemocht |
sein (быть) | war | gewesen |
habmen (иметь) | hatte | gehabt |
werden (становиться) | wurde | geworden |
wissen (знать) | wußte | gewußt |
Таблица сильных глаголов немецкого языка
Все 20 основных сильных глаголов немецкого языка и те, которые используются реже, можно классифицировать на основе того, как у них чередуются гласные в корне при образовании трех основных форм. Сгруппированные в таблице глаголы выучить намного проще. Первые 5 и остальные глаголы здесь размещены в алфавитном порядке. Они разбиты на небольшие группы – лучше учить не все сразу, а по частям. Здесь указаны также служебные глаголы – они используются для образования сложных временных форм.
Употребление
НАСТОЯЩЕЕ ПРОСТОЕ ВРЕМЯ
УРОК №2
Настоящее простое время (The Present Simple Tense) употребляется:
1. Для выражения факта или неоспоримой истины:
Water boils at 100 degrees C. Вода закипает при температуре 100 градусов по Цельсию.
2. Для обозначения обычного, регулярно повторяющегося действия, свойственного лицу или предмету, выступающего в предложении в роли подлежащего:
The postman calls every day . Почтальон приходит каждый день .
Classes begin at 9 . Занятия начинаются в 9.
Действие, выраженное сказуемым в Present Simple, может уточняться наречиямиusually обычно ,often часто, seldom ,rarely редко , always всегда , а также выражениями every day (week, month, year ) каждый день (неделю, месяц, год и т.п).
3. Для выражения действия или состояния, которое характеризует подлежащее постоянно или в настоящий период времени:
She plays the piano well . Она хорошо играет на пианино.
They live in the house of their own. Они живут в собственном доме.
4. Для выражения действия, происходящего в данный момент, вместо the Present Continuous Tense c глаголами, которые не могут употребляться в форме Continuous :
I don’t understand this . Я этого не понимаю.
Don’t be too loud, I hear you well. Не говори слишком громко, я тебя слышу.
Примечание. The Present Simple Tense также употребляется:
1. Для выражения будущего действия, (как и в русском языке) для обозначения действий, которые произойдут в недалеком будущем согласно официальной договоренности, принятой программе, плану, а также по расписанию:
The lecture starts at 10 . Лекция начинается (начнется) в 10.
The steamer sails tomorrow . Пароход отплывает завтра.
2. Для обозначения действия в будущем (вместо Future Simple ) в обстоятельственных придаточных времени и условия, вводимых союзами when когда ,until, till до тех пор пока..., as soon as как только , before до того , if если , unless если не ,provided that при условии если :
She will wait till he comes . Она дождется его прихода.
В английском языке глаголы обладают неравными грамматическими возможностями и делятся по этому признаку на две группы - сильные и слабые.
Сильных глаголов всего 10: to be (формы am, is, are, was/were) , must , can , could, should , may, will , would , shoul, may + to have (британский вариант). Из них широко употребляются всего семь (to be, can, must, may, shall, will + to have). Все остальные глаголы (их много тысяч) - слабые. В русском языке такого деления нет, с точки зрения грамматики глаголы в нем равноправны. В английском языке в простых утвердительных фразах все глаголы ведут себя одинаково:
Не is a boy. I can read. We must go. - (Это сильные глаголы.)
I see you. We read books. They like him. - (Это слабые глаголы.)
√ При построении вопросов надо поменять местами подлежащее и сказуемое (т.е. установить обратный порядок слов). Иначе говоря, глагол должен выйти вперед.
Не is happy. - Is he happy?
You can run. - Can you run?
Слабые глаголы не могут перейти в предложении на другое место. Но ведь правило требует, чтобы впереди подлежащего появился глагол. И тогда появился вспомогательный глагол, задача которого в том, чтобы встать впереди подлежащего и этим показать, что предложение является вопросом.
You smoke. - Do you smoke?
He sleeps. - Does he sleep?
√ Обычно в роли вспомогательных выступают сильные глаголы, но to do к ним не относится. Поэтому в предложении он может фигурировать дважды - в грамматической и в смысловой роли:
What do you do on Sunday?
√ Сильный глагол остается таковым в любой своей форме (shall - should, will - would, а у to be таких форм несколько: was/were ):
Was he in London last week? - Был ли он в Лондоне на прошлой неделе?
√ Глагол to have. В британском варианте языка он всегда был сильным, поэтому он используется как вспомогательный для времен группы Perfect. Но в американском варианте он слабый:
Have you any time? - У вас есть время? (British variant)
Do you have any time? - У вас есть время? (American variant)
√ Отрицания. Если в предложении есть сильный глагол, то для построения отрицания нужна только частица not после него.
Глагол играет в немецком языке ключевую роль – как и в русском. Существительное и глагол – две части речи, которые считаются основными: без них невозможно построить ни одну фразу. В предложении глагол стоит, как правило, на втором месте и сообщает нам о действии, состоянии или процессе.
Таблица слабых глаголов с переводом
Все глаголы в немецком языке делятся на две основные группы – сложные (сильные) и слабые. Если Вам встретился глагол в инфинитиве, достоверно определить, к какой группе он относится, бывает сложно. Для этого нужно использовать определенные признаки. Основное свойство слабого глагола – это окончание. Примерный список можно показать в таблице:
Сколько признаков слабых глаголов в немецком ? Их можно быстро перечислить:
- Большинство глаголов с умлаутами в инфинитиве , например, (kämmen – расчесывать).
К исключениям относятся: erlöschen – гаснуть, gebären – рожать, lügen – врать, schwören – клясться, betrügen – обманывать, verlöschen – угаснуть, (er)wägen – взвешивать.
- Глаголы, которые образованы от других частей речи , например, begegnen – встречать, gegen – против.
- Глаголы, появившиеся в немецком языке недавно и образованные от иностранных слов , например, surfen – заниматься серфингом.
Если Вам встретился глагол, который не обладает ни одним из этих признаков, то нужно будет просто выучить, к какой группе он относится.
Образование слабых глаголов в предложениях
Слабых глаголов в немецком языке намного больше, чем сильных. Последние представлены в количестве трех сотен, причем, широко употребляется из них около ста глаголов. Поэтому выучить их совсем несложно. Образование слабых глаголов очень простое – все свои основные формы они получают по общей схеме:
- tapezieren – оклеивать обоями – tapezierte, tapeziert (слаб. глаг.);
- googeln – искать данные в Интернете с помощью поисковика Google – googelte, gegoogelt (заимствованный слаб. глаг.);
- betreten – заходить, ступать, вступать – betrat, betreten (сил. глаг.);
- zerbrechen – расколоть, разбить – zerbrach, zerbrochen (сил. глаг.).
У слабых глаголов всего 3 основные формы, это: Infinitiv – Imperfekt (Präteritum) – Partizip II. Никаких корневых изменений гласных при переходе из одной формы в другую не возникает – чередования, приобретения гласными умлаутов отсутствуют. Для сравнения:
- scheiden – отделять, разделять - schied, geschieden (сил. глаг.: происходит чередование корневых гласных ei – ie);
- schneiden – резать, раскраивать, кроить – schnitt – geschnitten (сил. глаг.: происходит чередование гласных корня ei – i);
- schreiten – шагать, вышагивать – schreitete, geschreitet (слаб. глаг.: изменения в корне отсутствуют);
- schmeissen – швырять, кидать, бросать – schmeisste, geschmeisst (слаб. глаг.: никаких корневых изменений нет).
Схема образования основных форм слабых глаголов
На заметку каждый начинающий должен взять для себя схему образования основных форм слабых глаголов:
Основа Infinitiv + | |||
Imperfekt | Partizip II | ||
-ete | -te | ge- + -et | ge- + -t |
baden – badete
(купаться) |
füttern – fütterte
(кормить) |
baden - ge badet | füttern – ge füttert |
munden – mundete (приходиться по вкусу) | färben – färbte
(красить) |
munden – ge mundet | färben – ge färbt |
leiten – leitete
(руководить) |
prasseln – prasselte (трещать) | leiten – ge leitet | prasseln – ge prasselt |
streiten – streitete
(спорить) |
Blättern – blätterte
(листать) |
streiten – ge streitet | blättern – ge blättert |
Особенности образования основных форм слабых глаголов в немецком языке
Особенности образования слабых глаголов в немецком языке можно представить небольшим списком:
- Суффиксы –ete, -et добавляются к основе Infinitiv в тех случаях, когда основа имеет на конце несколько согласных подряд или конечные согласные –t, -d. Во всех остальных случаях добавляются суффиксы –te, -t.
- Приставка ge- при образовании Partizip II не добавляется у заимствованных глаголов, оканчивающихся на –ieren, например: аннулировать – stornieren – storniert, декларировать – deklarieren – deklariert, подписываться, выписывать, абонировать – abonnieren - abonniert.
- Приставка ge- при образовании Partizip II также не добавляется у глаголов с неотделяемыми приставками, например: доверять – vertrauen – vertraut; измельчать, размельчать – zerkleinern – zerkleinert; образовывать, оформлять, придавать вид, форму – gestalten – gestaltet.
- Если в составе глагола присутствует отделяемая приставка, то в форме Imperfekt она отделяется, а в Partizip II помещается перед приставкой ge- и пишется слитно, например: zusammenbauen - монтировать, собирать – baute zusammen, zusammengebaut; abfertigen – подготавливать, обрабатывать – fertigte ab, abgefertigt.
Перфект , Партицип II – помощь к упражнениям
Для того, чтобы правильно выполнять упражнения, связанные с формообразованием глаголов, необходимо разобраться с тем, что такое перфект и партицип II. Перфект – это форма прошедшего времени и образуется она через спрягаемую форму вспомогательного глагола: Perfekt = haben / sein + … + Partizip Perfekt.
Партицип II может образовываться разными способами:
- присоединение к корню глагола приставки ge- и суффикса –t или -еt;
- в глаголе с отделяемой приставкой ge- ставится между глагольной приставкой и корнем слова;
- в глаголах с неотделяемой приставкой эта приставка вообще не используется; Глаголы с окончанием -ieren всегда правильные и не имеют ge-.
Для многих изучающих английский язык наиболее сложной категорией остаются глаголы и их использование. Всегда ли нужен вспомогательный глагол и что это такое, почему окончание -s- не всегда ставят в 3-ем лице единственного числа и почему некоторые глаголы то могут, то не могут самостоятельно образовать вопрос?
Однако у страха глаза велики. Давайте вместе разберемся в некоторых особенностях английских глаголов.
Глагол является самостоятельной частью речи и обозначает действие.
Начать следует с того, что в английском языке выделяют две крупные категории: сильные и слабые глаголы.
В группу сильных глаголов входят:
* to be и его формы (am/ is/ are/ was/ were/ will be
)
* модальные глаголы (can/ could, must, may/ might, have to, ought to,
should, would
)
* глагольные формы будущего времени (will/ shall
)
* have got
(важно запомнить, что "have
" является сильным лишь в сочетании с
"got
", так как по большому счету представляет из себя перфектную форму).
* вспомогательные глаголы do/ does/ did
В группу слабых глаголов входит большинство известных английских глаголов, например to begin, to love, to have, to do, etc .
Поставьте себе цель - выучить и запомнить сильные глаголы, и у вас не возникнет трудностей в следующих ситуациях:
3 лицо, единственное число (он/ она/ оно) в Present Simple
У слабых глаголов в этих условиях появляется окончание -s/ -es Сильные глаголы не меняют свою форму. Исключение составляют глаголы have/ have got (которые меняет словоформу на has/ has got ) и to be (в каждом лице имеет свои особые формы).
e.g.
He loves me.
- Он любит меня.
This woman understands everything.
- Эта женщина все понимает.
My boyfriend can dance well.
- Мой парень здорово танцует.
She must take the pills.
- Она должна выпить таблетки.
It will be great!
- Все будет отлично!
Jack has/ has got a family.
- У Джека есть семья.
Julia is my little sister.
- Джулия моя младшая сестра.
Вопрос/ отрицание
Сильные глаголы могут самостоятельно образовывать вопросительные и отрицательные формы, занимая первое место в предложении.
Can your boyfriend dance well?
- Твой парень хорошо танцует?
He can"t dance at all.
- Он вообще не умеет танцевать.
Must she take the pills?
- Ей обязательно нужно принять лекарство?
She mustn"t, actually.
- Она не должна этого делать.
Will it be fine?
- Все будет хорошо?
It won"t be, sorry.
- Не будет, прости.
Has she got a cell phone?
- У нее есть мобильный телефон?
She hasn"t one any more.
- Больше нет.
Is Amanda your wife?
- Аманда твоя жена?
She isn"t.
- Нет, не моя.
Слабые глаголы самостоятельно не способны построить вопросительные или отрицательные формы. В этом случае в английском языке используют вспомогательный глагол do/ does/ did (don"t/ doesn"t/ didn"t в отрицательной форме). При этом вспомогательные глаголы берут на себя все грамматические функции (время, число, лицо), а слабый глагол используется в начальной форме без частицы -to- .
e.g.
Does he love you?
- Он тебя любит?
He doesn"t love you.
- Он тебя не любит.
Did the woman understand everything?
- Женщина все поняла?
She didn"t understand a word, sorry.
- Она не поняла ни слова, извините.
Did you do it? - Это ты сделал? (Глаголу to do также требуется присутствие вспомогательного. How do you do? - Как дела? Дословно означает "как вы делаете дела в жизни").
I don"t like coffee at all. - Я совсем не люблю кофе.
Будущее время
Формы будущего времени образуются одинаково для обеих категорий посредством глаголов will/ shall или их отрицательных форм will not/ shall not (won"t/ shan"t) .
e.g.
He will come tomorrow.
- Он приедет завтра.
I shan"t call him./ I won"t call him.
- Я не буду ему звонить.
They will be able to have some rest next week.
- На следующей неделе у них будет возможность отдохнуть.
Глагол can меняет форму в будущем времени на will be able .
Отдельно хотим рассказать вам о двух глаголах: to need (нуждаться) и to have got (иметь). Будучи сильными, они все же не являются полноценными модальными глаголами и могут быть достаточными (с формами вспомогательного глагола) и недостаточными (имитируя инфинитив).
Достаточные формы:
You don"t need to go there alone.
- Тебе не обязательно идти туда одному.
She didn"t have the second chance.
- У нее не было второго шанса.
Недостаточные формы:
You needn"t go there alone.
She hasn"t got the second chance.
Желаем вам интересной практики и успехов!
Виктория Теткина