Ставропольский край. Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова

Новинский бульвар. Внешняя сторона Садового кольца. Часть 2.

Продолжим путешествие по Новинскому бульвару. Во дворе современного дома №7 стоял усадебный дом.

Дом № 7с4 (не сохранился). Образец деревянного классицизма, главный усадебный дом с мезонином стоял в глубине участка.
Открытый двор перед ним обрамляли два одинаковых жилых, также деревянных флигеля, поставленные по линии проезда.

Усадьба на Новинском бульваре принадлежала семье Офросимовых. Этот дом был знаменит на всю Москву. Сначала как дом Офросимовой Настасьи Дмитриевны (1723-1826 гг.), бывшую "в старые годы воеводою на Москве, чем-то вроде Марфы Посадницы, но без малейших оттенков республиканизма. В московском обществе имела она силу и власть. Силу захватила, власть приобрела она с помощью общего к ней уважения" - как писал о ней Вяземский П.А. Муж её, Офросимов (1752-1817 гг), "которого она, как сама признавалась, тайно похитила из отцовского дома к венцу", боевой генерал времен Потёмкина, был у нее в полном подчинении.
Предполагаемый портрет Офросимовой Н.Д. кисти Ф.С. Рокотова


В своих воспоминаниях ее упоминает Свербеев, Пыляев, Вигель и многие другие.
Эта легендарная московская барыня была выведена Толстым в "Войне и мире" под именем Ахросимовой Марьи Дмитриевны и Грибоедовым в "Горе от ума" под именем Хлестовой Анфисы Ниловны.
Один из ее сыновей - Андрей Павлович (1788-1839гг.) , гвардейский полковник, женился на Екатерине Александровне Римской-Корсаковой (1803-1854 гг.), девушке из не менее известной в Москве семьи. После свадьбы усадьба стала домом молодой семьи.
А в 1840-х годах, успевшая овдоветь, Екатерина Александровна обосновалась здесь уже с новым мужем, композитором А. А. Алябьевым.
Александр Александрович Алябьев (1787 - 1851 гг.) - русский композитор, автор знаменитых романсов "Соловей", "Зимняя дорога", «Вечерний звон», "Нищая" -
Бывало, нищий не боится
Прийти за милостыней к ней,
Она ж у вас просить стыдится…
Подайте ж, Христа ради, ей
...
и многих других.

Родился Алябьев в дворянской семье, в Тобольске. В 1804 г. приехал в Москву. С юных лет проявил творческую одарённость (первые сочинения изданы в 1810 г.). В 1812 г. вступил добровольцем в гусарский полк, участвовал во многих сражениях и действиях партизанских отрядов, был ранен и награждён орденами за боевые заслуги.
Через друзей-офицеров Александр Александрович познакомился с очень многими поэтами и драматургами, с 1815 года бравый подполковник начинает активно сочинять музыку. Хорошую, талантливую музыку - для дилетанта, коим он являлся, немыслимую.
В 1823 г. Алябьев, в чине подполковника, вышел в отставку с мундиром и полным пенсионом и поселился в Москве, он сочиняет музыку, проводит репетиции, а в остальном ведет жизнь обычного московского повесы, балы, карты, дружеские попойки.
В 1825 году в жизни Алябьева произошел нелепый, но трагический случай, который полностью изменил судьбу композитора. Однажды он устроил у себя дома званый ужин для друзей. Все изрядно выпили, потом стали играть в карты. Один из гостей, воронежский помещик Времев, который сначала выигрывал, а потом крупно проиграл, отказался уплатить крупный проигрыш, намекая при этом, что игра была мошенической. Алябьев, который сам не участвовал в игре, возмутился, что его дом сравнили с шулерским притоном и надавал Времеву пощечин. Завязалась потасовка, у Времева из сапога выпала монета. Участники приказали ему разуться, в сапогах обнаружили припрятанные монеты, заставили расплатиться и выпроводили из дома. А через несколько Времев скоропостижно скончался. Врачи констатировали смерть от апоплексического удара
Однако, Алябьев был арестован по подозрению в убийстве помещика Т. М. Времева и несмотря на недоказанность обвинения, приговорён к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Основной причиной сурового приговора послужила, по-видимому, близость Алябьева к декабристским кругам. Интересно, что его дело вел И.И. Пущин, сам будущий декабрист и участник тайного общества!!!
В общей сложности, с момента ареста, в ссылке Алябьев провел 10 лет.
Удивительна история любви Екатерины Александровны и Александра Александровича Алябьева. они были знакомы еще до ее замужества. Екатерина Александровна происходила из семьи Римских-Корсаковых. Их дом у Тверских ворот в Москве был одним из самых хлебосольных и гостеприимных.

Главной заботой ее матери, Марьи Ивановны было получше устроить своих пятерых красавиц-дочерей, да еще не обездолить их приданым трех сыновей-гусаров. Потому и держала открытый дом, устраивала по нескольку раз в месяц танцевальные вечера с богатым ужином. Навешали дом Пушкин, Мицкевич, Грибоедов, Вяземский, Кюхельбекер, Денис Давыдов. В качестве приятеля сыновей хозяйки бывал здесь и Александр Алябьев.
Историк Н.Молева пишет "А началось все с третьей мазурки. Третьей за один вечер. Тогда Катя не поверила самой себе. У Москвы были свои правила и свои приметы. Даже второй танец на балу с одной и той же барышней вызывал любопытствующие взгляды, а третий... Это было открытым признанием в увлечении, а то и вовсе в серьезных намерениях...
Репетиции — оркестровые, вокальные. Спектакли. Веселая, порой бестолковая суета премьер. Не потому ли такой неожиданной показалась та самая, третья, кадриль? Гусар-холостяк на вершине творческих успехов, и его подчеркнутый интерес к девушке, которую он сызмальства знал и к которой ранее, казалось бы, не проявлял никаких чувств. Друзья и родные были вправе удивляться...". А через несколько дней произошла эта история помещиком Времевым. Алябьева отправили в ссылку, а Екатерину Александровну, чтобы замять скандал, уговорили выйти замуж за нелюбимого Офросимова.
В начале 1830-х годах, Алябьеву удается добиться выезда из ссылки на Кавказ для лечения, где в это время отдыхает Марья Ивановна со своей замужней дочерью. Здесь, после долгой разлуки происходит встреча влюбленных и рождаются первые романсы, посвященные Кате - "Я вижу образ твой", "Печально на кольцо заветное гляжу", "Я не скажу, я не признаюсь" и другие, но между влюбленными лежит пропасть.
В следующий раз Алябьев встретится с Екатериной Александровной (уже вдовой), только после ссылки и чувства вспыхнули вновь,
Молева пишет " Все решилось неожиданно. Скончался супруг Кати. Она выдержала положенный срок траура и решилась на немыслимый шаг: сама нашла способ увидеться с Алябьевым, сама заговорила об их счастье. Запоздалом, но единственном, которое могло вернуть жизни ее краски и смысл". В августе 1840 г. произошло венчание в в селе Рязанцы Богородского уезда в церкви Святой Троицы.
Молева продолжает "Конечно, все сложилось совсем не безоблачно. Детей не было. Запрет на пребывание в Москве оставался в силе. Алябьев вынужден скрываться среди дворовых в собственном доме. Любое посещение повергало супругов в страх. Имя Алябьева было снято с афиш: он мог писать музыку, театры - ее использовать, но вместо фамилии композитора ставились звездочки. Ему нельзя было бывать на репетициях и премьерах. И все же, все же счастье пришло. Недолгое счастье, осветившее неустроенную жизнь, придавшее ей смысл".
После венчания супруги и поселились в этом доме на Новинском бульваре. Алябьев скончался в 1851 г., Екатерина Александровна пережила его всего на три года.
Вот так выглядел дом в 1992 г. Его собирались восстанавливать.

Простоял он до 1997 г., пока не был подожжен (такова версия большинства), сгорел, в результате, до цокольного этажа. После пожара опять существовали разные планы реконструкции и восстановления дома. А вот так выглядит участок, где стоял дом сейчас.

В итоге от восстановления отказались, на месте дома Алябьева в 2013 г. будет построена творческая мастерская художника Василия Нестеренко.
Дальше Новинский бульвар прерывается Новым Арбатом. На этом перекрестке раньше
располагался участок № 9 . История участка такова. Недалеко от Новинского бульвара в доме №27 (о нем позже) жил приятель Пушкина Жихарев Степан Петрович , чиновник Коллегии иностранных дел, в 1823 - 1827 гг - московский губернский прокурор.
Возможно, Пушкин часто посещавший Жихарева, бывал и в доме его жены Феодосии Дмитриевны (урожденной Нечаевой). Ей принадлежал небольшой 2-х этажный каменный дом с огромным садом (Новинский бульвар, 9).
Затем участком владеют купцы Куманины , на средства которых была возведена Скорбященская церковь на Б. Ордынке, сохранившаяся до наших дней.
Последними владельцами участка были купцы Лямины. Купеческий род Ляминых известен в Москве с XVII века. Именно такими людьми, как основатель купеческой династии Иван Петрович Лямин , закладывались традиции и профессиональный кодекс чести российского купечества. Внук Ивана Петровича Лямина — Иван Артемьевич — относился к семейным заповедям свято. Разностороне знания и высокая порядочность быстро сделали Ивана Петровича одной из заметных фигур в мире московского купечества. В 1871 году Иван Петрович избирается московским городским головой. По инициативе Лямина в Москве создается конная железная дорога — прообраз всей нынешней системы общественного транспорта от трамвая до монорельсового метро. Именно он закладывает и основы нынешнего коммунального хозяйства города, устанавливает в городе первые дуговые электрические фонари, основывает Политехнический музей. Был Иван Артемьевич и известным меценатом. Именно Лямину обязана Москва открытием городской детской больницы Святого Владимира. После него владельцем становится его сын - Семен Иванович , п.п.гр., директор-распорядитель Товарищества Покровской бумаго-прядильной и ткацкой мануфактуры, гласный Московской городской думы. В 1918 году Лямины покидают Россию. Потомки их теперь живут в Париже.
Многие помнят фамилию Лямина, по его сохранившейся даче в Сокольниках. Помните детскую книжку "Елка в Сокольниках", на которой был Ленин, так вот это происходило на бывшей даче Лямина.
На фото слева виден дом Лямина, часть дома, выходящая на Новинский бульвар возможно и есть дом жены Жихарева - Феодосии Дмитриевны, где бывал Пушкин (учитывая то, что раньше дома не сносились, а встраивались в уже существующие).
Ранее я писала, что у Жихаревой был огромный сад, за счет которого Лямины и расширили дом, но уже не по бульвару, а по Новинскому переулку.

Часть сада сохранялась и при Ляминых. Я нашла фото из журнала Искра за 1913 г., где в саду Ляминой проходит базар-ярмарка при лечебнице грудных детей, учр. Т.Н.Сперанской. Здесь ссылка,где можно рассмотреть фото крупнее .

После революции в доме Ляминых одно время располагался Дом архитекторов, а затем институт переливания крови.
Дом был снесен в начале 1960-х годов при прокладке Нового Арбата. Сохранилось несколько снимков дома перед сносом. Вот он со стороны Новинского бульвара уже ближе.

А вот он со стороны Новинского переулка (сейчас это часть Нового Арбата). За фонарем в центре виднеется кусок дома №7 (тот, что без лесов), о нем я писала в 1-й части.

За перекрестком торцом к бульвару стоит сталинский дом №9\30 , построенный совместно Минвнешторгом и Минобороны (первый - деньги, второй - рабсилу). Правая часть дома (по Новому Арбату) - жили военные, левая - сотрудники Внешторга.

Построен дом в 1950-х годах, архитекторы В. И. Курочкина и П. А. Хохрякова . Строили его пленные немцы. Вид дома со стороны Новинского бульвара.

Детали.

Продолжение.

Московские дома: от дерева к камню

До этого здания никому не было никому дела, пока не установили его связь с именем великого композитора. Но памятник архитектуры сгорел в 1997 году. По иронии судьбы незадолго до этого некая коммерческая организация обещала отреставрировать дом и открыть музей Алябьева.

Говорят, что... ...однажды за картами Алябьев уличил одного из игроков в нечестной игре и ударил его. Через несколько дней тот умер от разрыва селезенки. Алябьева обвинили в убийстве. Его оправдали, но за побои и азартную карточную игру сослали в Сибирь.
В тюрьме, в ожидании приговора, Алябьев сочинил массу музыкальных произведений, в том числе и знаменитого «Соловья».
- Русскому таланту и тюрьма - на пользу! - отреагировал на это композитор Верстовский.
- Передайте ему, что рядом со мной полно пустых камер, - ответил Алябьев.
В Москву композитор вернулся полулегально в 1840 году. Он остановился в доме совей жены. А в 1843 Алябьев получил разрешение жить в городе.

«Бывший подполковник Алябьев, лишённый чинов и дворянства и сосланный на жительство в Тобольск, прибыл для пользования глазной болезни на Минеральные воды, а 19 августа сего года выбыл из Пятигорска на Кислые воды. Квартировал в Пятигорске в доме умершей майорши Карабутовой». Так записано в документах Пятигорской городской управы о пребывании здесь автора знаменитого романса «Соловей». Алябьев был осуждён по ложному обвинению в убийстве - так власти рассчитались с ним за дружбу с декабристами. Лечение ему не помогло, зато результатом поездки стали новые произведения, вдохновлённые Кавказом.

Более верно второе название этого здания, входящего в мемориальный лермонтовский квартал, - «Дом Котырева - Карабутовой». В 1822-1923 годах его построил комендант Моздокской крепости подполковник А.Котырев, однополчанин генерала Д.О. Бебутова и знакомый А.С. Грибоедова. Часть комнат предполагалось сдавать внаём: популярность целебных «вод» росла не по дням, а по часам, и сюда ехало все больше народу. Архитектор точно неизвестен: возможно, это был тогдашний кавказский губернский архитектор С.Д. Мясников; возможно также, что за основу был взят один из «Образцовых проектов» Российского строительного комитета для жилой застройки. В любом случае это была одна из самых больших и добротных усадеб курорта «Горячие воды», который ещё не имел ни статуса города, ни названия Пятигорск. Но пожить там Котыреву почти не пришлось - в августе 1823 года он умер. Дом перешёл его жене, которая вскоре вышла замуж за майора А.Карабутова. После того, как умерла и она, началась тяжба между наследниками Котырева и семьей Карабутова - как раз, видимо, при Алябьеве. В результате победили последние, но все владельцы исправно сдавали часть дома внаём. Первым знаменитым жильцом этого дома стал летом 1823 года профессор А.П. Нелюбин, врач и фармаколог, изучавший лекарственные свойства кавказских минеральных вод. Он снимал пять целых комнат, в которых разместилась и химическая лаборатория, и кабинеты физических и химических инструментов. Алябьева же здесь посетило необычайное вдохновение: он успел за короткое время написать несколько сочинений, в том числе известный романс «Тайна». Очередному сборнику романсов (1834), на обложке которого изображён вид Пятигорска, автор дал название «Кавказский певец». Пятигорск вдохновлял композитора по особой причине: здесь он вновь встретил Е.А. Офросимову (урождённую Римскую-Корсакову), в которую был влюблён и которую после его ареста спешно выдали замуж. В 1840 году она овдовеет и станет наконец женой Алябьева. Именно ей и посвящены все эти сочинения.

А лександр Алябьев с детства увлекался музыкой, брал уроки фортепиано и изучал композицию. Он писал романсы на стихи известных поэтов и вокальные миниатюры, произведения для оркестра и оперы для столичных театров. Алябьев пережил сибирскую ссылку, однако и там не оставлял свои занятия музыкой.

Офицер-композитор

Алябьев родился 15 августа 1787 года в Тобольске в семье гражданского губернатора. Дом Алябьевых был музыкальным, здесь играли и родители, и гости - ссыльные, которым покровительствовал отец будущего композитора. В 1796 году семья переехала в Петербург , где отец получил должность в Берг-коллегии - Горном ведомстве, а Александр Алябьев брал уроки музыки у Иоганна Генриха Миллера. Спустя несколько лет он переехал в Москву , где поступил в пансион при Московском университете и стал изучать основы композиции.

После номинальной службы, на которую он как «недоросль из дворян» был зачислен еще в 14 лет, Александр Алябьев приступил к службе действительной. Работу в московской Берг-конторе он совмещал с музыкальными занятиями. В 1810 году были изданы первые сочинения Алябьева - романс и вальсы.

Когда началась Отечественная война, Александра Алябьева зачислили в казачий полк и отправили на Украину. Он познакомился с Денисом Давыдовым и поступил в его партизанский отряд, а после был направлен в Иркутский гусарский полк, который стоял тогда в белорусском Кобрине. Там он подружился с Александром Грибоедовым и Николаем Толстым - отцом Льва Толстого .

На военной службе Александр Алябьев получил два ордена Святой Анны третьей степени, орден святого Владимира четвертой степени, медаль «В память Отечественной войны 1812 года». Родные отмечали, что он - «преисправный и храбрый офицер» . Служба продолжилась и после победы над Наполеоном. В свободное время Алябьев сочинил струнный квартет, фортепианное трио и квинтет, множество романсов, среди которых - элегия на стихи Пушкина «Погасло дневное светило».

12 февраля 1822 года в Большом театре Петербурга прошла премьера водевиля Николая Хмельницкого с музыкой Алябьева, Людвига Вильгельма Маурера и Алексея Верстовского «Новая шалость, или Театральное сражение». Алябьев дебютировал как театральный композитор.

В январе 1823 года в театре на Моховой поставили оперу-водевиль «Деревенский философ», а в июне - с разницей в неделю - в Петербурге и Москве прошла премьера оперы Алябьева «Лунная ночь, или Домовые», которая имела большой успех. Владимир Одоевский позже писал: «Оперы Алябьева ничем не хуже французских комических опер» .

Музыкальный успех и сибирская ссылка

Композитора тем временем стала все больше тяготить военная служба. Он подал прошение об отставке, и в конце 1823 года вышел приказ о его увольнении. Алябьев обосновался в Москве. Он участвовал в музыкальных вечерах, которые проходили в доме Марии Ивановны Римской-Корсаковой. Позже ее младшая дочь Екатерина стала супругой композитора.

В 1825 году музыка Алябьева прозвучала в московском Большом театре. Для открытия нового здания театра Михаил Дмитриев написал поэтический пролог «Торжество муз». Музыку к нему создали Фридрих (Федор) Шольц, Алексей Верстовский и Александр Алябьев.

Однако в жизни Алябьева были не только музыкальные вечера и театральные премьеры, но и азартные игры.

В феврале 1825 года композитора арестовали: в его доме играли в карты, случилась ссора. Один из участников конфликта через три дня умер от апоплексического удара. А один из свидетелей рассказал в полиции, что погибшего ударил Александр Алябьев. Других доказательств и подобных показаний не было, однако композитор оказался в тюремной камере. Даже там он продолжал писать музыку, которая звучала на театральных сценах.

Пока тянулся судебный процесс, Алябьев сочинил несколько опер-водевилей, романс «Соловей», вокальную миниатюру на стихи Антона Дельвига.

1 декабря 1827 года Государственный совет вынес обвинительный приговор: Александра Алябьева лишили дворянского звания, наград и сослали в Сибирь.

Таинственный А. А.

В феврале он прибыл в Тобольск и поступил под надзор губернатора Западной Сибири Ивана Вельяминова. Вельяминов позволил композитору заниматься музыкой. В тот же год в Тобольск из Омска перевели оркестр «казачьей музыки». Алябьев взял его под свою опеку. Они много репетировали, и коллектив стал полноценным симфоническим оркестром, который играл на балах и давал концерты.

Благодаря хлопотам Вельяминова и родных в 1832 году Алябьеву удалось выехать на Кавказ - лечить глаза. Конечно, там он тоже находился под «строгим наблюдением». Алябьев увлекся кавказским фольклором. Композитор сочинил романсы, вдохновленные кабардинскими, черкесскими, грузинскими мелодиями. Они вошли в сборник «Кавказский певец». Тогда же Алябьев начал работать над музыкой к кавказской повести Бестужева-Марлинского «Аммалат-бек». Позже это произведение стало основой для одноименной оперы.

В 1833 году композитору позволили поселиться в Оренбурге , где он попал под крыло генерал-губернатора Василия Перовского - участника Отечественной войны, ценителя искусств. Рискуя собственной карьерой, Перовский добивался для ссыльного разрешения жить в Московской губернии, в имении родных.

Александр Алябьев по-прежнему много сочинял. В 1838 году он написал музыку к пушкинской «Русалке» - эта работа была навеяна впечатлениями от гибели поэта. Спектакль представили на сцене московского Большого театра. Вместо имени композитора на афише спектакля были указаны только инициалы - «А. А.».

В 1843 году после бесчисленных прошений Алябьеву наконец разрешили жить в Москве. Дворянское звание ему не вернули.

В Москве композитор стал постоянным участником «четвергов» в доме Александра Вельтмана - лингвиста, поэта, археолога. На этих вечерах собирались известные писатели, музыканты и ученые. Много времени Алябьев уделил хоровому творчеству: он написал и подготовил к изданию «Собрание разных русских песен» для хора. В него вошли миниатюры, на стихи Александра Пушкина, Антона Дельвига, Василия Жуковского , Николая Карамзина и других поэтов. Однако сборник был издан только в 1952 году.

Александра Алябьева не стало в 1851 году. Его похоронили в родовой усыпальнице в Симоновом монастыре. Однако в годы советской власти монастырь был разрушен - и вместе с ним уничтожены могилы композитора и его родственников.

Родился в семье тобольского вице-губернатора Александра Васильевича Алябьева. Получил хорошее домашнее образование.

В 1796 году семья переехала в Санкт-Петербург.

В 1801 году начал службу унтер-шихтмейстером 3 класса в Берг-коллегии в Санкт-Петербурге.

В 1804 году семья Алябьевых переехала в Москву, где в Московском пансионе Александр завершил образование.

В 1803 году он был зачислен шихтмейстером 14 класса в Москве.

В 1812 году поступил добровольцем на военную службу и во время Отечественной войны 1812 года служил в 3-м Украинском казачьем полке.

В 1813 – 1814 годах воевал под Лейпцигом и в боях на Рейне, участвовал во взятии Дрездена под командованием Дениса Давыдова, где был ранен, взятии русской армией Парижа. Александр Алябьев был награжден двумя орденами св. Анны 3-й степени, орденом св. Владимира 4-й степени и медалью в память войны 1812 г. После Отечественной войны 1812 года продолжил службу в Санкт-Петербурге в чине ротмистра.

В 1815 году он сочинил гусарскую песню «Один еще денек».

В 1822 году Александр Алябьев совместно с композитором А.Н.Верстовским написал музыку к опере-водевилю «Новая шалость, или Театральное сражение», оперу «Лунная ночь, или Домовые», поставленные в Большом театре в Санкт-Петербурге.

В 1823 году Александр Алябьев вышел в отставку в чине подполковника с полным пансионом и проживал в Москве и Санкт-Петербурге. В это время он написал оперу-водевиль «Деревенский философ», поставленную в Театре на Моховой в Москве.

В 1824 году им были написаны оперы-водевили «Хлопотун, или Дело мастера боится» и «Проситель» совместно с А.Н. Верстовским, поставленные в театрах Москвы.

В 1825 году написал хоры к прологу «Торжество муз» и оперы-водевили «Встреча дилижансов», «Забавы калифа, или Шутки на одни сутки» совместно с А.Н. Верстовским, которые были поставлены в Большом театре в Москве.

В этот год разразилась катастрофа: Алябьев был обвинен в убийстве, которого не совершал. Во время азартной партии в карты в своем доме Алябьев обнаружил, что помещик Времев шулерствует. За что тот был жестоко избит и через три дня умер. Хозяин дома был арестован и помещен в крепость в одиночную камеру на три года, где от безделья стал писать музыку.

Композитор А.Н.Верстовский сказал о нем: «Русскому таланту и тюрьма – на пользу! Алябьев отозвался с усмешкой: Передайте ему, что рядом со мной полно пустых камер».

В 1826 году в заключении Александр Алябьев написал самый известный свой романс «Соловей» на слова поэта А.А. Дельвига.

В 1827 году он написал балет «Волшебный барабан, или следствие Волшебной флейты»

1 декабря 1827 года Александр Алябьев был лишен чинов, орденов, дворянства и сослан в Тобольск по Высочайшему повелению.

Что вас изволило так развеселить, сударь? - с недоумением поинтересовался чиновник. - В Сибири-то вас научат серьезности!

Это вряд ли, - отозвался Александр Алябьев. - В Тобольске я провел лучшие годы моей жизни - детство и юность. Ведь мой батюшка был губернатором Тобольска».

В Тобольске Александр Алябьев организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал как дирижёр и пианист. Во время этой ссылки он написал самые известные свои романсы «Зимняя дорога», «Вечерний звон», «Два ворона».

В 1832 -1833 годах Александр Алябьев получил разрешение выехать на Кавказ для лечения, где записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни и составил совместно с украинским историком-фольклористом М.А. Максимовичем сборник «Голоса украинских песен», изданный в 1834 году.

В 1835 году Александру Алябьеву дозволяется жить в Московской губернии у родных с запрещением въезда в обе столицы.

В этот период он написал музыку к драмам «Отступник, или Осада Коринфа» (1837), «Русалка» А.С. Пушкина, Винзорские проказницы» У. Шекспира (1838).

В 1840 году Александр Алябьев женился на Е.А. Римской-Корсаковой.

В 1843 году он получил императорское разрешение проживать под надзором полиции в Москве «с тем, чтобы не показываться в публике».

Александр Алябьев скончался 22 февраля 1851 года и был похоронен в Симоновом монастыре в родовой усыпальнице Алябьевых.