Юлия Скорик
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Звук [К]. Буква К»
Фронтальное логопедическое занятие. (Старшая группа)
Тема: «Звук [К] Буква К»
Цель: Закрепление знаний о звуке К -, знакомство с буквой К.
Коррекционно-образовательные:
Закрепить знания о звуке К
Познакомить со способом характеристики звука по акустическим и артикуляционным признакам;
Познакомить с новой буквой;
Закрепить умение соотносить звук с буквой;
Закрепить зрительный образ буквы;
Коррекционно-развивающие:
Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
Развивать фонематические процессы;
Повышать работоспособность и выносливость;
Коррекционно-воспитательная:
Воспитывать у детей умение доводить до конца начатое дело, усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.
Оборудование: предметные картинки, индивидуальные зеркала, игрушка кот, пиналы для обозначения твердого и мягкого звука, индивидуальные картинки с изображением кота и кита, изображение поезда с 2-мя вагонами, цветные полоски (картон) для выкладывания буквы
Ход занятия:
Сегодня к нам на занятие пришел кот Кузя и он приглашает нас с вами в путешествие в удивительный город Звукоград, в котором живут звуки и буквы. Кузя отправляется в гости к своим любимым звуку и букве.
Ну, что ребята отправимся с ним.
1, 2, 3, 4, 5 – Путешествие пора нам начинать.
Сейчас мы пройдем по зеркальной тропинке. Возьмите зеркала и поставьте их перед собой. Слушаем внимательно и повторяем движения.
Артикуляционная гимнастика:
1 упр. «Массаж»
2 упр. «Горка»
3 упр. «Строим - ломаем»
4упр. «Лопатка»
Дыхательная гимнастика:
Упр. «Ветер дует с горки»
Ветерок, ветерок
Полетел за бугорок,
Поигрался с лепестками,
Покружился завитками.
Зеркальная тропинка закончилась и мы пришли в Звукоград
Но какой же звук любит наш гость? У Кузи имя начинается с этого звука - Кот Кузя! Ребята! Догадались, какой это звук? («К»).
Правильно. Сегодня мы будем говорить о жителях Звукограда звуках «К и К*», и букве «К», познакомимся поближе и запомним их.
Где же мы будем искать звук «К»?
Ребята! Давайте вспомним! В Звукограде живут звуки!
Чем буквы отличаются от звуков?
(звуки слышим, произносим; буквы мы видим, пишем, читаем).
В Звукограде есть улица Гласных и улица Согласных звуков. Подумайте, на какой улице живет звук «К», (на улице гласных или согласных звуков).
Артикуляция и характеристика звука [к]
Произнесите звук К. При произнесении звука [к] губы приоткрыты, зубы приоткрыты, кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка опущена.
Скажите, легко ли вам произносить этот звук? (трудно).
Верно. Какой же это звук? Согласный.
Посмотрите какие у Кузи есть картинки. Коже изображен на этой картинке?
Правильно, кот. Давайте произнесем слово «кот» Какой первый звук в этом слове? Как слышится звук [ к ] в слове кот? (твердо). Твёрдый звук [К] обозначим – одной палочкой.
Этот звук слышится и в других словах. Теперь посмотрим на эту картинку. Кто изображен на ней? Давайте произнесем слово «кит» Какой первый звук в этом слове? Как слышится звук в слове кит? Мягкий согласный [КЬ] мы произнесём мягко, по-доброму и обозначим - двумя палочками.
Посмотрите на схему слова «кот». Какой здесь звук к - твердый
А теперь посмотрим на схему слова «кит». Какой здесь звук к - мягкий.
Так вот ребята, звук к может быть твердым и мягким.
Ребята давайте мы с вами определим, какой звук [ к ] звонкий или глухой?
(Приложите ладонь к горлышку. Оно дрожит? Нет - значит звук К глухой)
Звук согласный, бывает твердым и мягким, он всегда глухой.
А теперь давайте с вами поиграем в игру
Игра «Кто больше».
Кот принёс любимую картинку, назовите слова в которых есть звук [ к, кь]
(капуста, кактус, колокольчик, карандаши, котята, кит, кепка, кисточка, кирпич)
Игра: «Поймай звук»
Когда услышите звук к: среди других звуков, в слоге, в слове хлопните в ладоши
М, н, к, т, п, к
Та, ко, му, ип, ку, ут, ки, ак
Стол, ком, зима, кот, мак, комар.
Пальчиковая гимнастика
«Звуков, мы немало знаем… (сжимание-разжимание пальцев)
Добрались до звука «К». (соединение ладошек)
Есть слова, где К - в начале, (поочередные прикасания пальцев, начиная с большого)
Есть слова, где К – в конце» (поочередные прикасания пальцев, начиная с мизинца)
Что бы поезд начал движение, поможем рассадить пассажиров по вагонам.
Игра «Звуковой поезд».
В первый вагон – поместим животных и птиц, в названиях которых звук «К» стоит в начале слова, во второй - в конце слова.
(Определи место звука К в слове, где он слышится в начале или в конце слова.)
коза, кот, курица, корова, индюк, цыплёнок, бык, поросенок.
Кто поедет в 1 вагоне?
(коза, кот, курица, корова)
Во 2 вагоне едут?
(индюк, цыплёнок, бык, поросенок.)
Игра «Кого не стало?»
Пассажиры во время пути будут сходить на станциях, а мы должны узнать, ко же вышел из поезда.
(Убираю, поочередно: кого не стало: быка, цыплёнка, индюка и т. д)
Игра «Назови детеныша»
Давайте теперь скажем, как же называются детеныши этих животных:
коза - козленок,
кот - котенок,
курица - цыпленок,
корова - теленок,
индюк - индюшонок.
Физминутка
АК- АК-АК. Вот какой гамак. (3 хлопка, руки в стороны)
ОК-ОК-ОК. Вот какой комок. (3 хлопка, присесть, лепить «снежок»)
УК-УК-УК. Обломился сук. (3 хлопка, руки вверх, вниз).
ИК-ИК-ИК. Вот какой котик. (3 хлопка, показать ушки кота)
Знакомство с буквой.
На прямую палочку справа села галочка.
Там поныне и сидит,
Буквой «К» на нас глядит.
Звуки [ к ] на письме обозначается буквой К.
Буква К: состоит из трех палочек, одну большую прямую палочку поставим вертикально, две под наклоном приставляем к середине.
Игра для развития мелкой моторики «Выложи букву»
Перед вами лежат цветные полосочки. Попробуйте из них выложить букву К
Игра «Придумай слово»
Кузя предлагает придумать слова со слогом:
ка (капуста, капля,
ко (кот, ком,
ку (курица, кукушка,
ки (кит, кино).
Вот спасибо, помогли,
Звук и букву «К» нашли.
Кот нам очень благодарен,
Вы, ребята, молодцы!
Кот Кузя останется в гостях у звука «К», а нам пора возвращаться в детский сад.
1,2,3,4,5-путешествие пора нам завершать,
1,2,3,4,5- возвратились в детский сад.
Вам понравилось путешествие в Звукоград. Что понравилось?
Итог занятия
С какой буквой мы с вами познакомились?
Какие звуки она обозначает?
Расскажите о звуках к и кь (согласные, глухие)
Чем отличаются эти звуки? (согласный твёрдый, согласный мягкий)
Молодцы! Мне тоже понравилось, все потрудились хорошо наше занимательное путешествие окончено.
Публикации по теме:
Цель: закрепить звуки [л], [ль]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения;.
Курбанова Вера Маликовна Тема: Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Овощи» в старшей группе. Цели: -уточнение и расширение.
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) «Звук и буква Ч»
«Мебель». Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе Тема «Мебель» Коррекционно-образовательные цели. Расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она.
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Перелётные птицы. Буква п и звук [П]» Тема: «Перелетные птицы», «Буква и звук П» Учитель-логопед Нефедова О. Н. Цели: Познакомить со звуком и буквой «П». Продолжать, закреплять.
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну Абвгдейка. Звук [щ], буква Щ» Конспект подгруппового логопедического занятия, проведенного в подготовительной к школе группе для детей с ОНР учителем-логопедом Мясниковой.
Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.
Тема: «Звук и буква О» Цель: познакомить детей со звуком и буквой О Задачи: - вспомнить артикуляцию [о], его характеристику - развивать.
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе
- Закрепление правильного произношения звука С.
- Определение места звука в слове.
- Упражнение в звуко-слоговом анализе слов типа сок .
- Употребление существительных в Т.п.
- Развитие внимания, памяти.
Оборудование: индивидуальные зеркала, картинки с изображением смешариков, предметные картинка на звук С, карточки с изображением различных поз, наборы для составления схем.
Ход занятия
Доброе утро, глазки,
Доброе утро, ушки,
Доброе утро, ручки,
Доброе утро, ножки.
– Высокое, стройное хвойное дерево (сосна)
– Ночная птица (сова)
– Регулирует движение на перекрестке (светофор)
– Усатая рыба (сом)
– Какая птица не летает, а быстро бегает? (страус)
– Что видим, когда спим? (сон)
– Насекомое, напоминающее вертолет (стрекоза)
Вспомните все слова, которые вы назвали. Какой первый звук в этих словах?
– Самовар закипел и засвистел: с-с-с-с…
– Покажите, как свистит самовар.
(Дети наблюдают за артикуляцией, используя зеркала).
– Расскажите о произношении звука С.
Губы в улыбке, зубки сближены, кончик языка за нижними зубами, струя холодного воздуха идет по середине языка; голос не включается.
– Дайте характеристику звуку С. (Согласный, твердый; обозначается синим цветом).
– Кто у нас сегодня в гостях? (Смешарики.)
– Давайте вспомним их имена. (Нюша, Бараш, Совунья, Копатыч, Крош, Лосяш, Ежик, Кар-Карыч.)
– Какое имя начинается со звука С? (Совунья.)
– У Совуньи сегодня день рождения. А в день рождения именинника принято поздравлять, говорить приятные слова, пожелания. Смешарики всегда что-то выдумывают. Они даже придумали свой язык и только на нем поздравляют друг друга с днем рождения. Давайте поздравим Совунью на их языке.
са-со-су-сы
со-су-сы-са
су-сы-са-со
сы-са-со-су
ас-ос-ус-ыс
ос-ус-ыс-ас
ус-ыс-ас-ос
ыс-ас-ос-ус
ста-сто-сту-сты
сто-сту-сты-ста
сту-сты-ста-сто
сты-ста-сто-сту
аст-ост-уст-ыст
ост-уст-ыст-аст
уст-ыст-аст-ост
ыст-аст-ост-уст
– Все друзья приготовили Совунье подарки, в названии которых есть звук С. Назовите, кто что подарил, и определите место звука С в каждом слове.
Нюша подарила бусы. В слове “бусы” звук С находится в середине. И т.д.
(Бараш – сумку, Копатыч – капусту, Крош – букет гладиолусов, Лосяш – самокат, Ежик – поднос, Кар-Карыч – самовар).
– Совунья приготовила для всех угощение.
– Чем тебя угостила Совунья?
(У каждого на столе картинка, ребенок переворачивает картинку и составляет предложение.)
Меня Совунья угостила салатом.
(Сыром, сушками, сгущенкой, смородиной, ананасом, …, кокосом .)
На кокосы, на кокосы
Налетели мы, как осы.
А кокосы высоко,
А кокосы далеко.
– Совунья для вас приготовила развлечение. Она будет показывать различные позы, а вы должны их повторить.
– Самым вкусным напитком на столе был сок, который Совунья приготовила сама. Давайте составим схему слова “сок”.
– Совунья еще хочет с вами поиграть. Отгадайте слова, которые она задумала.
Добавить звук С в конце слова: ле_, поя_, фику_, анана_, компа_, ква_, кла_, уку_, насо_, но_, автобу_, поко_, уксу_.
Добавить звук С в начале слова: _ам, _ом, _он, _уп, _ад, _ани, _умка, _ова, _апоги, _амолет, _оня, _обака, _камейка.
– Вам понравилось на дне рождения Совуньи? Что именно, какие игры, угощения?
– C каким звуком мы познакомились? Какой он?
– Совунья тоже очень довольна, благодарна вам за поздравление. Она приготовила для вас еще угощение.
(Угощение для детей: сушки, пастила, чупа-чупс или др.)
(Логопед приглашает детей подойти к столу и организует приветствие).
Логопед: Посмотрите на предметные картинки, которые лежат перед вами. Что на них изображено?
Логопед: Пусть сядут те дети у кого на картинках мебель, название которой начинается со звука [к].
Логопед: Теперь сядут те дети, у которых звук [к] находится в середине названия мебели.
Логопед: Молодцы!
(Логопед отодвигает картинки на середину стола и добавляет к ним еще несколько картинок с изображением мебели: дивана, буфета, тахты, стула, стола, пуфа, кушетки, качалки, табурета. Логопед предлагает детям назвать мебель, изображенную на картинках, а потом раздает игровые поля для игры в лото).
Логопед: Выберите картинки с мебелью, в названии которой по столько слогов, сколько точек нарисовано в каждом квадрате вашего игрового поля. Закройте квадраты соответствующими картинками. Победит тот, кто первым выполнит задание.
(Логопед следит за тем, как дети выполняют задание, и останавливает игру, если допущена ошибка. Логопед определяет победителя и награждает его наклейкой).
(Логопед убирает лото и помещает на магнитную доску картинку).
Логопед: Катя пригласила нас в гости. Расскажите, какая мебель стоит в Катиной комнате. Обязательно отметьте, что где стоит.
Логопед : Все верно. Это было трудное задание, но вы справились.
Логопед: Давайте поиграем! Встаньте и приготовьте ваши ручки:
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку,
А буфет поставим чашку.
Чтобы ноги отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
Логопед: Молодцы! Садитесь.
(Логопед раздает детям ксерокопии картинки «В гостях у Кати», простые и цветные карандаши).
Логопед: А теперь возьмите простой карандаш и обведите на картинке любой из предметов мебели, а потом раскрасьте его.
Логопед: Расскажите, какая мебель у вас получилась. Сначала подберите для ее характеристики слова, отвечающие на вопрос «Какой?»
(Логопед предлагает определить лучшего рассказчика и награждает его наклейкой).
(Логопед приглашает детей пройти на ковер и сесть в кружок. Он помещает на коврограф плоскостные изображения шкафа для игрушек, полки и буфета, а на ковре рассыпает картинки с изображениями игрушечных гантелей, погремушки, гармошки, кувшина, стакана, чашки, хлеба и халвы.
Логопед: А теперь разложите вещи таким образом: в шкаф – все предметы, в названиях которых есть звук [г], на полку – все предметы, в названиях которых есть звук [к], к буфет – в названиях которых есть звук [х].
(Логопед оценивает работу детей).
(Логопед приглашает детей за стол, раздает тетради)
Логопед : Откройте тетрадь. Какую мебель вы видите на картинке слева?
Логопед: Послушайте стихотворение про стол и подскажите мне слово:
Под столом уселись кошки,
А над ними стол без…
Логопед . Что мы сейчас дорисуем у стола?
Логопед : Возьмите простые карандаши и дорисуйте ножку. Постарайтесь, чтобы она была прямой и такой же длинной, как ножка с левой стороны.
Логопед : Молодцы! А теперь подумайте, каким карандашом можно раскрасить стол, если он деревянный?
Логопед : Закрасьте стол.
Молодцы! Закройте тетради.
Логопед:
Догадайтесь и скажите, о какой мебели говорится в стихотворении:
Если ты захочешь спать,
В спальне ждет тебя…
Чтобы ноги отдохнули,
Посиди-ка ты на...
С пирогами чай попьём
За обеденным...
Вам сидеть не тесно, детки,
Вчетвером на…?
Как приятно нашей Тане
Поваляться на...
Простоял он много лет –
Старый бабушкин….
Не страшны морозы, если
Ты сидишь в уютном….
У чистюли Любочки
Всегда порядок в.
…
Свитер, кофту, тёплый шарф
Аккуратно сложим в...
Смастерил вчера Николка
Для своих игрушек….
(Логопед предлагает детям рассказать о том, что им интересно было делать на занятии и положительно оценивает работу детей).
Цель: знакомство со звуком [У].
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Познакомить детей со звуком [У]; актуализировать и закрепить имеющиеся знания.
2. Учить детей определять позицию звука в слове.
3. Учить детей делить слова на слоги.
4. Учить детей образовывать существительные в Р.п. мн. числе.
5. Расширять и активизировать словарный запас по теме “Деревья. Лес”.
6. Закреплять обобщающее понятие “деревья” в самостоятельной речи детей.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
2. Развивать мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Формирование положительного эмоционального настроя на логопедические занятия.
Оборудование: предметные картинки по теме “Деревья. Лес”, логопедические зеркала, красный домик, картинки, в названии которых есть звук [У], массажные мячики.
Ход занятия
I. Орг. момент. Дидактическая игра “Скажи со словом МНОГО”.
Первым сядет тот, кто назовёт деревья со словом много: дерево - много деревьев (берёза, клён, дуб, рябина, осина, ива, сосна, ёлка, тополь, лист, ветка, иголка, шишка, лес).
II. Знакомство с темой занятия:
Что вы называли со словом МНОГО?
Где растёт много деревьев?
Как будет называться лес, в котором растут лиственные деревья (хвойные, и лиственные и хвойные)?
Какие деревья вы запомнили?
Как можно назвать одним словом иву, рябину, тополь?
Дидактическая игра "Назови ласково":
Утюг - утюжок; утка, улитка, и т.д.
Чем похожи все эти слова?
Сегодня мы совершим путешествие в страну звуков, в красный домик.
Какие звуки живут в этом домике? Сегодня мы познакомимся с гласным звуком [У].
III. Уточнение артикуляции, знакомство с характеристикой звука [У].
Учитель-логопед раздаёт логопедические зеркала.
Давайте произнесём звук [У]. Что происходит с нашими губками?
Что делает язычок? Он мешает?
Звук [У] называется гласным, он живёт в Гласном домике, он красного цвета.
Каким цветом мы будем обозначать гласные звуки?
IV. Развитие просодической стороны речи.
Пропевают, тянут громко, тянут тихо, тянут высоко, тянут низко, тянут высоко и громко, тянут высоко и тихо и т.д.
V. Дидактическая игра “Поймай звук [У]”.
Как только услышите звук [У] хлопните в ладоши: У, А, У, О, А, У, У, А, И, У, А, У, О, И, А, У.
VI. Игра с массажными мячиками. Развитие мелкой моторики.
VII. Дидактическая игра “Прятки” (определение позиции звука в слове).
На доску вывешиваются иллюстрации: утка, улитка, утюг, удочка, груша, дуб и т.д.
Ребята, звук [У] от нас спрятался, давайте найдём его. Утка – звук [У] спрятался в начале слова.
VIII. Деление слов на слоги.
Груша – гру-ша – 2 слога; дуб, улей, удочка, утка, утюг, улитка и т.д.
Что мы сегодня делали на занятии?
С каким звуком мы познакомились?
Что происходит с нашими губками (ротиком)?
Какой это звук?
В каком домике живут гласные звуки?
В каком домике живёт звук [У]?
Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
Какие слова со звуком [У] вы запомнили?
Какие деревья вы знаете?
Где растёт много деревьев?
Подготовила: Колпащикова Татьяна Владимировна, учитель-логопед первой квалификационной категории МБДОУ №11 г. Салавата.
a). Коррекционно-образовательные: уточнить и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные» , их внешнем виде, образе жизни, повадках. Совершенствование грамматического строя речи (образование сущ. в ед. и мн. ч.; образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами; употребление сущ. в форме тв. п. и р. падежах) .
б). Коррекционно-развивающие: развитие диалогической речи, слухового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
в). Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к живой природе.
Оборудование: магнитофон, диск с записью голосов домашних животных, предметные картинки с изображениями домашних животных и их детёнышей, конверты с пазлами «Домашние животные» , мяч, корм для животных: бутылка молока, сено, овёс, косточка, морковка, капуста; картина «Скотный двор» .
Предварительная работа: просмотр картинок с домашними животными и их детёнышей. Беседа о том, какую пользу приносят домашние животные. Выполнение на индивидуальных занятиях с логопедом упражнения артикуляционной гимнастики.
Словарная работа:
а). Обогащение словаря: щенок, телёнок, крольчонок, козлёнок, жеребёнок, поросёнок.
б). Активизация словаря: скотный двор, пастух, овёс.
Список используемой литературы.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СПб., Детство-пресс, 2007г.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб, Детство-пресс, 2013г.
- Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. СПб., Детство-пресс, 2010г.
- Игровой дидактический материал для ознакомления детей с окружающим миром. Выпуск 3. «Домашние животные» .
Ожидаемый результат: определение домашних животных и их детёнышей, уметь правильно образовывать существительные во множественном числе, определять «Кто лишний» , образовывать притяжательные прилагательные, знать жилища домашних животных.
Форма работы.
I Организационный момент.
Логопед: Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте вкруг.
А теперь соседу справа
Руку тоже дай быстрей.
С утра мы будем заниматься
Всем доброго утра желай.
Дети стоят в кругу.
Логопед: Назовите их.
1-й ребёнок: Собака лает.
2-й ребёнок: Корова мычит.
3-й ребёнок: Лошадь ржёт.
4-й ребёнок: Кошка мяукает.
5-й ребёнок: Коза блеет.
6-й ребёнок: Свинья хрюкает.
Логопед: Я думаю, что вы уже догадались, о ком будем сегодня говорить.
Дети: О домашних животных.
Логопед: Почему их называют домашними животными?
Дети: Потому что они живут рядом с человеком, он их кормит, поит, заботится о них.
Логопед: Да, будем продолжать говорить о домашних животных. А чтобы наш язычок нам в этом помог, сделаем артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика «Домашние животные» .
Логопед: Эта история о том, как однажды язычок познакомился с котёнком.
- Рано утром язычок вышел посидеть на крылечко (Лопаточка) .
- Разминаясь язычок потянулся к солнышку, затем к травке. (Кончик языка тянут к носу, затем к подбородку) .
- Свежий ветер взбодрил язычок (Дуют на широкий кончик языка) .
- Вдруг из-под крылечка наш язычок услышал мяуканье (мяукают) , увидел котёнка и ласково его погладил (имитируют кистью руки поглаживание) .
- Котёнок испугался и выгнул спину (Горка) . Язычок принёс ему чашку с молоком (Чашечка) .
- Котёнок стал жадно лакать молоко, облизнулся (Вкусное варенье) .
- Котёнок снова выгнул спину, но от удовольствия (Горка) и замурлыкал (Мурлыкают) .
- Потом они вместе катались на качелях (Качели) и играли в футбол (Футбол) .
II. Основная часть.
1. Работа с пазлами.
(У детей на столах пазлы) .
Логопед: Посмотрите, я вижу перед вами лежат какие-то картинки, соберите их и посмотрите, кто там спрятался?
1 ребёнок: У меня корова.
Логопед: Какую пользу приносит корова? (Корова даёт молоко) .
2 ребёнок: У меня собака.
Логопед: Какую пользу приносит собака? (Собака охраняет дом) .
3-й ребёнок: У меня кошка.
Логопед: Какую пользу приносит кошка? (Кошка ловит мышей) .
4-й ребёнок: У меня свинья.
Логопед: Какую пользу приносит свинья? (Свинья даёт мясо) .
5-й ребёнок: У меня коза.
Логопед: Какую пользу приносит коза? (Коза даёт молоко, шерсть) .
6-й ребёнок: У меня лошадь.
Логопед: Какую пользу приносит лошадь? (Лошадь даёт кумыс. А ещё она перевозит разные грузы) .
2. Игра «У кого кто?»
Стук в дверь. Заходит грустный пастух, здоровается.
Логопед: Пастух, а почему ты такой грустный?
Пастух: Я пас животных и их детёнышей. Все были около своих мам, но детёныши перепутались. Помогите найти маму своим детёнышам.
Логопед: Ребята, поможем?
(Картинки взрослых животных на доске, картинки с детёнышами на столе. Дети по очереди подходят, берут картинку с детёнышем и прикрепляют на магнитную доску к взрослому животному) .
3. Подвижная игра «На лугу» .
Пастух: Спасибо, что помогли мне. Я очень счастлив, и хочу с вами поиграть.
Играет с детьми под песню «На лугу пасутся» .
Пастух прощается и уходит.
4. Пальчиковая гимнастика «Домашние животные» .
Логопед: А теперь приготовьте пальчики, мы с ними поиграем.
У коровы есть рога (указательные пальцы приставить ко лбу) .
И копыта на ногах (стучат кулачками по коленкам) .
Травушку она жуёт (кулачки сжимают и разжимают) .
Деткам молочко даёт (ладони трут друг об друга) .
Кто в деревне живёт? (из ладоней сделать крышу) .
Лежебока – рыжий кот (загибают пальцы по очереди) .
Маленький телёнок,
Быстрый жеребёнок,
Верная собачка,
Белая овечка,
Раз, два, три, четыре, пять
(разгибать пальцы обратно) .
5. Игра с мячом «Чья. Чьё. Чьи?» .
Логопед: С пальчиками поиграли, они стали ловкими. И сейчас поиграем с мячиком в игру: «Чья. Чьё. Чьи?» .
Грива лошади (Чья?)
… (Лошадиная)
.
Голова собаки (Чья?)
… (Собачья)
.
Хвост кошки (Чей?)
… (Кошачий)
Рога козы (Чьи?)
… (Козьи)
.
Молоко коровы (Чьё?)
… (Коровье)
.
Пятачок свиньи (Чей?)
… (Свинячий)
.
6. Игра «Кто лишний» .
Логопед: Ребята, посмотрите, животных каких вы называли пришли к вам в гости. Назовите их.
Логопед держит поднос, на котором стоят животные.
Дети: Корова, свинья, собака, кошка, медведь, коза.
Логопед: А кто здесь лишний?
Дети: Лишний медведь, потому что медведь-это дикое животное, а все остальные домашние животные.
7. Игра «Кого не стало» .
Логопед: А сейчас поиграем в прятки с домашними животными. Назовите их, запомните, закройте глаза.
Логопед: Кого не стало?
Дети: Нет кошки и т.д. 3-4 раза.
8. Игра «Кого чем угостим» .
Логопед: Ребята, кто ухаживает за домашними животными.
Дети: За домашними животными ухаживает человек.
Логопед: А вы знаете, чем нужно кормить домашних животных? Выберите угощение для домашнего животного и поставьте рядом с ним.
1-й ребёнок: Я угощу кота молоком.
2-й ребёнок: Я угощу корову сеном.
3-й ребёнок: Я угощу лошадь овсом.
4-й ребёнок: Я угощу собаку косточкой.
5-й ребёнок: Я угощу кролика морковкой.
6-й ребёнок: Я угощу свинью овощами.
Логопед: Молодцы.
9. Игра «Кто, где живёт» .
(Используется презентация на компьютере «Чей дом?» )
Логопед: Ребята, вы покормили животных, а теперь им пора идти в свой дом. Посмотрите на картинку и назовите, кто, где живёт.
1 ребёнок: Это лошадь. Лошадь живёт в конюшне.
2 ребёнок: Это собака. Собака живёт в конуре.
3 ребёнок: Это корова. Корова живёт в коровнике.
4 ребёнок: Это овца. Овца живёт в овчарне.
5 ребёнок: Это свинья. Свинья живёт в свинарнике.
6 ребёнок: Это кошка. Кошка живёт в доме.
III. Итог занятия. Сюрпризный момент.
Логопед: Молодцы, вы всё верно выполнили. Скажите, что мы делали на занятии? (Дети перечисляют) .
Стук в дверь. Входит пастух.
Пастух: Ребята, я слышал, что вы говорили о домашних животных, какую пользу они приносят людям. Корова какую пользу приносит?
Дети: Молоко.
Пастух: А что делают из молока?
Дети: Кефир, сметану, творог, мороженое, коктейль.
Пастух: Правильно, молодцы, и я принёс вам вкусный, полезный, детский, полезный коктейль.
(Пастух угощает детей) .