У равных треугольников сумма углов равна. Сумма углов треугольника

Предварительные сведения

Вначале рассмотрим непосредственно понятие треугольника.

Определение 1

Треугольником будем называть геометрическую фигуру, которая составлена из трех точек, соединенных между собой отрезками (рис. 1).

Определение 2

Точки в рамках определения 1 будем называть вершинами треугольника.

Определение 3

Отрезки в рамках определения 1 будем называть сторонами треугольника.

Очевидно, что любой треугольник будет иметь 3 вершин, а также три стороны.

Теорема о сумме углов в треугольнике

Введем и докажем одну из основных теорем, связанную с треугольников, а именно теорему о сумме углов в треугольнике.

Теорема 1

Сумма углов в любом произвольном треугольнике равняется $180^\circ$.

Доказательство.

Рассмотрим треугольник $EGF$. Докажем, что сумма углов в этом треугольнике равняется $180^\circ$. Сделаем дополнительное построение: проведем прямую $XY||EG$ (рис. 2)

Так как прямые $XY$ и $EG$ параллельны, то $∠E=∠XFE$ как накрест лежащие при секущей $FE$, а $∠G=∠YFG$ как накрест лежащие при секущей $FG$

Угол $XFY$ будет развернутым, следовательно, равняется $180^\circ$.

$∠XFY=∠XFE+∠F+∠YFG=180^\circ$

Следовательно

$∠E+∠F+∠G=180^\circ$

Теорема доказана.

Теорема о внешнем угле треугольника

Еще одной теоремой о сумме углов для треугольника можно считать теорему о внешнем угле. Для начала введем это понятие.

Определение 4

Внешним углом треугольника будем называть такой угол, который будет смежным с каким-либо углом треугольника (рис. 3).

Рассмотрим теперь непосредственно теорему.

Теорема 2

Внешний угол треугольника равняется сумме двух углов треугольника, которые не являются смежным для него.

Доказательство.

Рассмотрим произвольный треугольник $EFG$. Пусть он имеет внешний угол треугольника $FGQ$ (рис. 3).

По теореме 1 ,будем иметь, что $∠E+∠F+∠G=180^\circ$, следовательно,

$∠G=180^\circ-(∠E+∠F)$

Так как угол $FGQ$ внешний, то он смежен с углом $∠G$, тогда

$∠FGQ=180^\circ-∠G=180^\circ-180^\circ+(∠E+∠F)=∠E+∠F$

Теорема доказана.

Пример задач

Пример 1

Найти все углы треугольника, если он является равносторонним.

Так как у равностороннего треугольника все стороны равны, то будем иметь, что и все углы в нем также равны между собой. Обозначим их градусные меры через $α$.

Тогда, по теореме 1 будем получать

$α+α+α=180^\circ$

Ответ: все углы равняются по $60^\circ$.

Пример 2

Найти все углы равнобедренного треугольника, если один его угол равняется $100^\circ$.

Введем следующие обозначения углов в равнобедренном треугольнике:

Так как нам не дано в условии, какой именно угол равняется $100^\circ$, то возможны два случая:

    Угол, равный $100^\circ$ - угол при основании треугольника.

    По теореме об углах при основании равнобедренного треугольника получим

    $∠2=∠3=100^\circ$

    Но тогда только их сумма будет больше, чем $180^\circ$, что противоречит условию теоремы 1. Значит, этот случай не имеет места.

    Угол, равный $100^\circ$ - угол между равными сторонами, то есть

    Предварительные сведения

    Вначале рассмотрим непосредственно понятие треугольника.

    Определение 1

    Треугольником будем называть геометрическую фигуру, которая составлена из трех точек, соединенных между собой отрезками (рис. 1).

    Определение 2

    Точки в рамках определения 1 будем называть вершинами треугольника.

    Определение 3

    Отрезки в рамках определения 1 будем называть сторонами треугольника.

    Очевидно, что любой треугольник будет иметь 3 вершин, а также три стороны.

    Теорема о сумме углов в треугольнике

    Введем и докажем одну из основных теорем, связанную с треугольников, а именно теорему о сумме углов в треугольнике.

    Теорема 1

    Сумма углов в любом произвольном треугольнике равняется $180^\circ$.

    Доказательство.

    Рассмотрим треугольник $EGF$. Докажем, что сумма углов в этом треугольнике равняется $180^\circ$. Сделаем дополнительное построение: проведем прямую $XY||EG$ (рис. 2)

    Так как прямые $XY$ и $EG$ параллельны, то $∠E=∠XFE$ как накрест лежащие при секущей $FE$, а $∠G=∠YFG$ как накрест лежащие при секущей $FG$

    Угол $XFY$ будет развернутым, следовательно, равняется $180^\circ$.

    $∠XFY=∠XFE+∠F+∠YFG=180^\circ$

    Следовательно

    $∠E+∠F+∠G=180^\circ$

    Теорема доказана.

    Теорема о внешнем угле треугольника

    Еще одной теоремой о сумме углов для треугольника можно считать теорему о внешнем угле. Для начала введем это понятие.

    Определение 4

    Внешним углом треугольника будем называть такой угол, который будет смежным с каким-либо углом треугольника (рис. 3).

    Рассмотрим теперь непосредственно теорему.

    Теорема 2

    Внешний угол треугольника равняется сумме двух углов треугольника, которые не являются смежным для него.

    Доказательство.

    Рассмотрим произвольный треугольник $EFG$. Пусть он имеет внешний угол треугольника $FGQ$ (рис. 3).

    По теореме 1 ,будем иметь, что $∠E+∠F+∠G=180^\circ$, следовательно,

    $∠G=180^\circ-(∠E+∠F)$

    Так как угол $FGQ$ внешний, то он смежен с углом $∠G$, тогда

    $∠FGQ=180^\circ-∠G=180^\circ-180^\circ+(∠E+∠F)=∠E+∠F$

    Теорема доказана.

    Пример задач

    Пример 1

    Найти все углы треугольника, если он является равносторонним.

    Так как у равностороннего треугольника все стороны равны, то будем иметь, что и все углы в нем также равны между собой. Обозначим их градусные меры через $α$.

    Тогда, по теореме 1 будем получать

    $α+α+α=180^\circ$

    Ответ: все углы равняются по $60^\circ$.

    Пример 2

    Найти все углы равнобедренного треугольника, если один его угол равняется $100^\circ$.

    Введем следующие обозначения углов в равнобедренном треугольнике:

    Так как нам не дано в условии, какой именно угол равняется $100^\circ$, то возможны два случая:

      Угол, равный $100^\circ$ - угол при основании треугольника.

      По теореме об углах при основании равнобедренного треугольника получим

      $∠2=∠3=100^\circ$

      Но тогда только их сумма будет больше, чем $180^\circ$, что противоречит условию теоремы 1. Значит, этот случай не имеет места.

      Угол, равный $100^\circ$ - угол между равными сторонами, то есть

      Цели и задачи:

      Образовательные:

      • повторить и обобщить знания о треугольнике;
      • доказать теорему о сумме углов треугольника;
      • практически убедиться в правильности формулировки теоремы;
      • научиться применять полученные знания при решении задач.

      Развивающие:

      • развивать геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания.

      Воспитательные:

      • развивать личностные качества учащихся, таких как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, умение работать в коллективе.

      Оборудование: мультимедийный проектор, треугольники из цветной бумаги, УМК «Живая математика», компьютер, экран.

      Подготовительный этап: учитель дает задание ученику подготовить историческую справку о теореме «Сумма углов треугольника».

      Тип урока : изучение нового материала.

      Ход урока

      I. Организационный момент

      Приветствие. Психологический настрой учащихся на работу.

      II. Разминка

      С геометрической фигурой “треугольник” мы познакомились на предыдущих уроках. Давайте повторим, что нам известно о треугольнике?

      Учащиеся работают по группам. Им предоставлена возможность общаться друг с другом, каждому самостоятельно строить процесс познания.

      Что получилось? Каждая группа высказывает свои предложения, учитель записывает их на доске. Проводится обсуждение результатов:

      Рисунок 1

      III. Формулируем задачу урока

      Итак, о треугольнике мы знаем уже достаточно много. Но не все. У каждого из вас на парте есть треугольники и транспортиры. Как вы думаете, какую задачу мы можем сформулировать?

      Ученики формулируют задачу урока - найти сумму углов треугольника.

      IV. Объяснение нового материала

      Практическая часть (способствует актуализации знаний и навыков самопознания).Проведите измерения углов с помощью транспортира и найдите их сумму. Результаты запишите в тетрадь (заслушать полученные ответы). Выясняем, что сумма углов у всех получилась разная (так может получиться, потому что неточно приложили транспортир, небрежно выполнили подсчет и т.д.).

      Выполните перегибания по пунктирным линиям и узнайте, чему еще равна сумма углов треугольника:

      а)
      Рисунок 2

      б)
      Рисунок 3

      в)
      Рисунок 4

      г)
      Рисунок 5

      д)
      Рисунок 6

      После выполнения практической работы ученики формулируют ответ: Сумма углов треугольника равна градусной мере развернутого угла, т. е. 180°.

      Учитель: В математике практическая работа дает возможность лишь сделать какое-то утверждение, но его нужно доказать. Утверждение, справедливость которого устанавливается путем доказательства, называется теоремой. Какую теорему мы можем сформулировать и доказать?

      Ученики: Сумма углов треугольника равна 180 градусов.

      Историческая справка: Свойство суммы углов треугольника было установлено еще в Древнем Египте. Доказательство, изложенное в современных учебниках, содержится в комментариях Прокла к «Началам» Евклида. Прокл утверждает, что это доказательство (рис. 8) было открыто еще пифагорейцами (5 в. до н. э.). В первой книге «Начал» Евклид излагает другое доказательство теоремы о сумме углов треугольника, которое легко понять при помощи чертежа (рис. 7):


      Рисунок 7


      Рисунок 8

      Чертежи высвечиваются на экране через проектор.

      Учитель предлагает с помощью чертежей доказать теорему.

      Затем доказательство проводится с применением УМК «Живая математика» . Учитель на компьютере проецирует доказательство теоремы.

      Теорема о сумме углов треугольника: «Сумма углов треугольника равна 180°»


      Рисунок 9

      Доказательство:

      а)

      Рисунок 10

      б)

      Рисунок 11

      в)

      Рисунок 12

      Учащиеся в тетради делает краткую запись доказательства теоремы:

      Теорема: Сумма углов треугольника равна 180°.


      Рисунок 13

      Дано: Δ АВС

      Доказать: А + В + С = 180°.

      Доказательство:

      Что требовалось доказать.

      V. Физ. минутка.

      VI. Объяснение нового материала (продолжение)

      Следствие из теоремы о сумме углов треугольника выводится учащимися самостоятельно, это способствует развитию умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее:

      В любом треугольнике либо все углы острые, либо два острых угла, а третий тупой или прямой .

      Если в треугольнике все углы острые, то он называется остроугольным .

      Если один из углов треугольника тупой, то он называется тупоугольным .

      Если один из углов треугольника прямой, то он называется прямоугольным .

      Теорема о сумме углов треугольника позволяет классифицировать треугольники не только по сторонам, но и по углам. (По ходу введения видов треугольников учащимися заполняется таблица)

      Таблица 1

      Вид треугольника Равнобедренный Равносторонний Разносторонний
      Прямоугольный
      Тупоугольный
      Остроугольный

      VII. Закрепление изученного материала.

      1. Решить задачи устно:

      (Чертежи высвечиваются на экране через проектор)

      Задача 1. Найдите угол С.


      Рисунок 14

      Задача 2. Найдите угол F.


      Рисунок 15

      Задача 3. Найдите углы К и N.

      Рисунок 16

      Задача 4. Найдите углы P и T.


      Рисунок 17

      1. Решить задачу самостоятельно № 223 (б, г).
      2. Решить задачу на доске и в тетрадях уч-ся №224.
      3. Вопросы: Может ли треугольник иметь: а) два прямых угла; б) два тупых угла; в) один прямой и один тупой угол.
      4. (выполняется устно) На карточках, имеющихся на каждом столе, изображены различные треугольники. Определите на глаз вид каждого треугольника.


      Рисунок 18

      1. Найдите сумму углов 1, 2 и 3.


      Рисунок 19

      VIII. Итог урока.

      Учитель: Что мы узнали? Для любого ли треугольника применима теорема?

      IX. Рефлексия.

      Передайте мне свое настроение, ребята! С обратной стороны треугольника изобразите свою мимику.


      Рисунок 20

      Домашнее задание: п.30 (1 часть), вопрос 1 гл. IV стр. 89 учебника; № 223 (а, в), № 225.

      >>Геометрия: Сумма углов треугольника. Полные уроки

      ТЕМА УРОКА: Сумма углов треугольника.

      Цели урока:

      • Закрепление и проверка знаний учащихся по теме: «Сумма углов треугольника»;
      • Доказательство свойства углов треугольника;
      • Применение этого свойства при решении простейших задач;
      • Использование исторического материала для развития познавательной активности учащихся;
      • Привитие навыка аккуратности при построении чертежей.

      Задачи урока:

      • Проверить умение учащихся решать задачи.

      План урока:

      1. Треугольник;
      2. Теорема о сумме углов треугольника;
      3. Пример задач.

      Треугольник.

      Файл:O.gif Треугольник - простейший многоугольник, имеющий 3 вершины (угла) и 3 стороны; часть плоскости, ограниченная тремя точками, и тремя отрезками, попарно соединяющими эти точки.
      Трём точкам пространства, не лежащим на одной прямой, соответствует одна и только одна плоскость.
      Любой многоугольник можно разбить на треугольники - этот процесс называется триангуляция .
      Существует раздел математики, целиком посвящённый изучению закономерностей треугольников - Тригонометрия .

      Теорема о сумме углов треугольника.

      Файл:T.gif Теорема о сумме углов треугольника - классическая теорема евклидовой геометрии, утверждает что cумма углов треугольника равна 180°.

      Доказательство":

      Пусть дан Δ ABC. Проведем через вершину B прямую, параллельную (AC) и отметим на ней точку D так, чтобы точки A и D лежали по разные стороны от прямой BC. Тогда угол (DBC) и угол (ACB) равны как внутренние накрест лежащие при параллельных прямых BD и AC и секущей (BC). Тогда сумма углов треугольника при вершинах B и C равна углу (ABD). Но угол (ABD) и угол (BAC) при вершине A треугольника ABC являются внутренними односторонними при параллельных прямых BD и AC и секущей (AB), и их сумма равна 180°. Следовательно, сумма углов треугольника равна 180°. Теорема доказана.


      Следствия.

      Внешний угол треугольника равен сумме двух углов треугольника, не смежных с ним.

      Доказательство:

      Пусть дан Δ ABC. Точка D лежит на прямой AC так, что A лежит между C и D. Тогда BAD – внешний к углу треугольника при вершине A и A + BAD = 180°. Но A + B + C = 180°, и, следовательно, B + C = 180° – A. Отсюда BAD = B + C. Следствие доказано.


      Следствия.

      Внешний угол треугольника больше любого угла треугольника, не смежного с ним.

      Задача.

      Внешним углом треугольника называется угол, смежный с каким-нибудь углом этого треугольника. Докажите, что внешний угол треугольника равен сумме двух углов треугольника, не смежных с ним.
      (Рис.1)

      Решение:

      Пусть в Δ АВС ∠DАС – внешний (Рис.1). Тогда ∠DАС=180°-∠ВАС (по свойству смежных углов), по теореме о сумме углов треугольника ∠В+∠С =180°-∠ВАС. Из этих равенств получим ∠DАС=∠В+∠С

      Интересный факт:

      Сумма углов треугольника":

      В геометрии Лобачевского сумма углов треугольника всегда меньше 180. В геометрии Эвклида она всегда равна 180 . В геометрии Римана сумма углов треугольника всегда больше 180.

      Из истории математики:

      Евклид (III в до н.э) в труде «Начала» приводит такое определение: «Параллельные суть прямые, которые находятся в одной плоскости и, будучи продолжены в обе стороны неограниченно, ни с той, ни с другой стороны между собой не встречаются».
      Посидоний (I в до н.э) «Две прямые, лежащие в одной плоскости, равноотстоящие друг от друга»
      Древнегреческий учёный Папп (III в до н.э) ввёл символ параллельных прямых- знак =. Впоследствии английский экономист Рикардо (1720-1823) этот символ использовал как знак равенства.
      Только в XVIII веке стали использовать символ параллельности прямых - знак ||.
      Ни на миг не прерывается живая связь между поколениями, ежедневно мы усваиваем опыт, накопленный нашими предками. Древние греки на основе наблюдений и из практического опыта делали выводы, высказывали гипотезы, а затем, на встречах учёных – симпозиумах (буквально « пиршество») – эти гипотезы пытались обосновать и доказать. В то время и сложилось утверждение: « В споре рождается истина».

      Вопросы:

      1. Что такое треугольник?
      2. Что гласит теорема о сумме углов треугольника?
      3. Чему равен внешний угол треугольника?