Углеводородное топливо. Прорыв: жидкое углеводородное топливо из СО2 и воды одностадийным процессом

Многие полагают, что сырая нефть, выкачиваемая из земли, состоит из смеси различных видов топлив, что все они огнеопасны и, по сути, разницы между ними нет. Отчасти это правда, однако давайте разберемся, чем же с химической точки зрения бензин отличается от дизельного топлива, керосина и т. д.

Сырая нефть, выкачиваемая из-под земли, это вовсе не топливная смесь, но смесь алифатических углеводородов – веществ, состоящих только из атомов углерода и водорода. Последние соединены друг с другом в цепочки различной длины. Так образуются молекулы углеводородов. Этот факт определяет их физические и химические свойства. Например, цепочка с одним атомом углерода (CH 4), является самой легкой и известна как метан – прозрачный газ, легче воздуха. Как только цепи становятся длиннее, молекулы углеводорода становятся тяжелее, их свойства начинают заметно меняться.

Первые четыре углеводорода - CH 4 (метан), C 2 H 6 (этан), C 3 H 8 (пропан) и C 4 H 10 (бутан) – это всё газы. Они кипят (испаряются) при температуре -107, -67, -43 и -18 градусов С. Цепочки начиная от C 18 H 32 – это жидкости, имеющие температуру кипения начиная от комнатной. Так в чем же реальная разница между бензином, керосином и дизельным топливом?

Углеродные цепи в нефтепродуктах

Более длинные углеводородные цепи имеют более высокие температуры кипения. Благодаря этому свойству, углеводороды могут быть отделены друг от друга. Этот процесс называется каталитический крекинг или просто перегонка - это то, что происходит на нефтеперерабатывающем заводе. Здесь нефть нагревают, а затем испарившиеся углеводороды конденсируют, каждый в отдельную емкость.

Вещества, молекулы которых имеют цепи с C 5 , C 6 и C 7 – все очень легкие, легко испаряющиеся, прозрачные жидкости, называемые нафта . Она используется для изготовления различных растворителей.

Углеводороды с цепочками от C 7 H 16 до C 11 H 24 обычно смешиваются и используются для изготовления бензина . Все они испаряются при температурах ниже точки кипения воды (100 o С). Вот почему, если вы пролили бензин, он испаряется очень быстро, буквально на глазах.

Дизельное и печное топливо делают из еще более тяжелых углеводородов - C 16 до C 19 . Температура их кипения от 150 до 380 o С.

Углеродные молекулы с C 20 – это твердые вещества, начиная парафином и кончая битумом, который используется для изготовления асфальта и ремонта автомобильных дорог.


Все эти вещества получают из сырой нефти. Единственная разница заключается в длине углеродной цепи. Покупая дизельное топливо , вы получаете горючее, состоящее из смеси определенных углеводородов. Кроме того, в этой смеси присутствуют различные химические добавки, меняющие некоторые свойства. Например, температуру загустевания или температуру вспышки.

Таким образом, одна и та же смесь углеводородов может стать как летним, так и зимним дизтопливом. Всё зависит от добавок!

Как это работает?

В реальной жизни мало иметь топливо. Для того, чтобы произвести полезную работу: обогреть дом, переместить вас в автомобиле на какое-то расстояние, перевести груз, требуется сжечь топливо в двигателе внутреннего сгорания. Не важно, что это будет за двигатель – дизельный или бензиновый, дело в самом топливе. А именно, в его сжигании.

Сжигание – это процесс распада с выделением энергии. А что в топливе может распадаться? Химические связи. Получается, что чем больше связей и чем длиннее цепи – тем лучше. Так оно и есть! Именно этот факт объясняет более высокую эффективность дизельного топлива по сравнению с бензином.

Следует также помнить, что в момент сжигания углерод окисляется и образуется СО 2 – двуокись углерода. Это вредное вещество, которое вызывает на Земле тот самый парниковый эффект. В дизельном топливе, атомов углерода больше, еще больше их в пластике. Вот почему не стоит сжигать эти вещества без особой необходимости.

Ученые ищут способы удалять избыточный углекислый газ (СО2) из атмосферы, поэтому множество экспериментов направлено на использование этого газа в создании топлива. И водород, и метанол использовали в экспериментах, но процессы были многоступенчатыми и требовали применения разнообразных методик. Теперь исследователи Техасского Университета (Арлингтон, ЮТА) продемонстрировали прямое, простое и недорогое преобразование СО2 и воды в жидкое топливо с помощью высокого давления, интенсивного излучения и сконцентрированного подогрева.

По словам исследователей из Техаса, это прорыв – получение технологии стабильного топлива с применением углекислого газа из атмосферы и преимуществом в виде производства кислорода как побочного продукта, что окажет еще более положительное воздействие на окружающую среду.

«Мы первые, кто использовал и свет, и тепло, чтобы синтезировать жидкие углеводороды в одноступенчатом процессе из СО2 и воды, - сказал Брайан Деннис, профессор UTA и научный coруководитель проекта. - Сосредоточенный свет стимулирует фотохимическую реакцию, которая генерирует высокоэнергетические промежуточные звенья и тепло, чтобы стимулировать термохимические реакции углеродного цепного формирования, таким образом производя углеводороды в одноступенчатом процессе».

Для инициации процесса фото- и термохимической реакции используется фотокатализатор из диоксида титана, который очень эффективен в UV-спектре, но неэффективен в видимом. Для повышения эффективности исследователи собираются создать фотохимический катализатор, лучше соответствующий солнечному спектру. Согласно исследованиям, команда предполагает, что кобальт, рутений или даже железо можно рассмотреть как хороших кандидатов на новый катализатор.

«У нашего процесса также есть важное преимущество перед альтернативными технологиями для транспортных средств, поскольку многие продукты углеводорода у нашей реакции те же, что используются в автомобилях, грузовиках и самолетах, таким образом, не будет необходимости менять существующую систему распределения топлива», - сказал Фредерик Макдоннелл, временный декан факультета химии и биохимии UTA и научный coруководитель проекта.

В будущем исследователи предполагают, что параболические зеркала могли также использоваться, чтобы сконцентрировать солнечный свет на катализаторе в реакторе, таким образом обеспечивая и необходимое нагревание, и фотоинициацию реакции без других источников внешнего питания. Команда также полагает, что любой избыток тепла, создаваемый в процессе, может быть также использован в других аспекты солнечного топливного средства, например, отделении и очистке воды.

Углеводородное топливо

Углеводородное топливо

горючее вещество, состоящее из соединений углерода и водорода. К У. т. относятся жидкие нефтяные топлива (автотракторные, авиационные, котельные и др.) и углеводородные горючие газы (метан , этан, бутан, пропан , их природные смеси и др.). Топлива авиационные на 96-99% состоят из углеводородов, главным образом парафиновых, нафтеновых и ароматических. В парафиновых углеводородах 15-16% водорода, в нафтеновых Углеводородное топливо14%, в ароматических - 9-12,5%. Чем выше содержание в У. т. водорода, тем больше его массовая теплота сгорания. Так, например, парафиновые углеводороды обладают на 1700-2500 кДж/кг (400-600 ккал/кг) большей теплотой сгорания, чем ароматические. Из углеводородных горючих газов наибольшее содержание водорода у метана (25%). Его низшая массовая теплота сгорания 50 МДж/кг (11970 ккал/кг) (у реактивных топлив - 43-43,4 МДж/кг (10250-10350 ккал/кг).

Авиация: Энциклопедия. - М.: Большая Российская Энциклопедия . Главный редактор Г.П. Свищев . 1994 .


Смотреть что такое "Углеводородное топливо" в других словарях:

    углеводородное топливо - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN hydrocarbon fuel …

    Ископаемое топливо это нефть, уголь, горючий сланец, природный газ и его гидраты, торф и другие горючие минералы и вещества, добываемые под землёй или открытым способом. Уголь и торф топливо, образующиеся по мере накопления и разложения животных… … Википедия

    углеводородное топливо Энциклопедия «Авиация»

    углеводородное топливо - углеводородное топливо — горючее вещество, состоящее из соединений углерода и водорода. К У. т. относятся жидкие нефтяные топлива (автотракторные, авиационные, котельные и др.) и углеводородные горючие газы (метан, этан, бутан, пропан, их… … Энциклопедия «Авиация»

    жидкое углеводородное топливо - — Тематики нефтегазовая промышленность EN liquid hydrocarbon fuel … Справочник технического переводчика

    Топливо

    Топливо - для транспорта Здесь, на автозаправочной станции, утоляют вечную жажду двигателей, которые дарят человеку возможность с комфортом перемещаться на дальние расстояния. Самое распространенное топливо для транспорта - бензин. Более того, на… … Нефтегазовая микроэнциклопедия

    Топливо - для транспорта Здесь, на автозаправочной станции, утоляют вечную жажду двигателей, которые дарят человеку возможность с комфортом перемещаться на дальние расстояния. Самое распространенное топливо для транспорта - бензин. Более того, на… … Нефтегазовая микроэнциклопедия

    Сравнение синтетического топлива и обычного дизельного топлива. Синтетическое топливо заметно чище из за отсутствия серы и примесей … Википедия

    Искусственное жидкое углеводородное топливо для двигателей внутреннего сгорания, получаемое на базе переработки твёрдых горючих ископаемых (бурых и каменных углей, нефтяных сланцев, битуминозных песков). Большое развитие производство С. т.… … Энциклопедия техники

Книги

  • Нефть XXI Мифы и реальность альтернативной энергетики , Арутюнов В.. Ни одна из областей науки, пожалуй, не связана с российской экономикой в такой мере, как поиск альтернативных источников энергии. Конечно, человечество не может вечно рассчитывать на…
  • Нефть XXI. Мифы и реальность альтернативной энергетики , Арутюнов В.С.. Ни одна из областей науки, пожалуй, не связана с российской экономикой в такой мере, как поиск альтернативных источников энергии. Конечно, человечество не может вечно рассчитывать на…

Углеводороды в топливе

В зависимости от происхождения нефти в товарных реак­тивных и дизельных топливах содержатся следующие основные углеводороды (в вес. %):

Во фракциях нефтей Азербайджана преобладают углеводороды циклановой структуры, в керосиновых фракциях нефтей При­волжских месторождений - алкановой структуры. Так, во фрак­ции 150-200°С ромашкинской нефти обнаружено следующее содержание углеводородов (в вес. %):

Найдено, что в керосиновой фракции 180-320°С бавлинской нефти карбона содержатся (в вес. %):

Остальное - органические неуглеводородные примеси (серни­стые соединения, смолы и др.). Количество неохарактеризованных углеводородов составляет 1,5%.

В соответствии с требованиями к низкотемпературной харак­теристике топлив содержание алканов нормального строения огра­ничивается. Максимально допустимое их содержание должно отвечать количеству, растворимому в топливе данного состава при минимальной предусмотренной для него температуре кри­сталлизации. В реактивных топливах, для которых температура кристаллизации предусматривается ниже -60°С, содержание алканов нормального строения не превышает 5-7%. В дизель­ных топливах, для которых температура кристаллизации в зави­симости от назначения должна быть выше минус 10 - минус 60°С, может содержаться 10-20% алканов нормального строе­ния. Названные пределы приблизительны, поскольку они зависят и от молекулярного веса таких алканов. Чем длиннее углеродная цепь, тем выше температура кристаллизации нормальных алканов. В цепи нормальных алканов, содержащихся в керосинах, 10- 18 углеродных атомов.

В узких керосино-газойлевых фракциях прямой перегонки нефтей содержание нормальных алканов изменяется от 9 до 32%. Например, во фракции 200-350°С ромашкинской нефти их содержится 16%; во фракции 200-400 °С туймазинской нефти- 14%; в газойле каталитического крекинга (230-405°С) - 14%.

Температура кристаллизации алкаиов изомерного строения значительно ниже, чем у их аналогов - нормальных алканов.

Многие углеводороды имеют огромное число изомеров. Так, додекан (C 12 H 26 ) имеет 355 .изомеров, кипящих в пределах 176- 216°С, а гексадекан (C 16 H 34 ) - 10 359 изомеров, кипящих в пре­делах 268-285,5°С. У цикланов возможное число изомеров несравненно больше (гомологи циклопентана, циклогексана, цистрансизомерия). Лишь этилциклогексан имеет 23 возможных изомера. У ароматических углеводородов число изомеров не ме­нее значительно. Таким образом, углеводородные топлива сле­дует представлять себе как сложную смесь углеводородов раз­личного строения.

В действительности состав углеводородов нефтепродуктов оказался намного проще, чем можно было бы ожидать при на­личии в смеси всех изомеров того или иного углеводорода. Одна­ко несмотря на это топливная смесь углеводородов все же край­не сложна. Для разделения и индивидуализации углеводородов топлив требуется затрата больших усилий. В результате дли­тельной и кропотливой работы Института нефти США из фрак­ций мидконтинентской нефти выделено всего лишь 72 углеводо­рода, в том числе 46 углеводородов, кипящих ниже 150 С С, 13 углеводородов, кипящих в пределах 150-200 °С, и 13 углеводо­родов, кипящих выше 200°С. Углеводородный состав керосино-газойлевых фракций изучен недостаточно.

Накопленные сведения позволяют считать, что алканы изо­мерного строения, содержащиеся в среднедистиллятных нефтя­ных топливах, характеризуются малоразветвленной структурой. Количество боковых цепей невелико, а длина их ограничивается 1-5 углеродными атомами. В боковых цепях изоалканов содер­жатся преимущественно метильные или этильные группы и зна­чительно реже встречаются пропильные группы.

Среди цикланов среднедистиллятных топлив обнаружены од­но, двух-, трех- и четырехзамещенные циклогексаны и циклопентаны. Боковые цепи состоят преимущественно из 1-3 угле­родных атомов. Из бициклических конденсированных цикланов найдены декалин и его гомологи. Так, в керосине сураханской легкой масляной нефти обнаружены тетраметилзамещенные цик­логексана, декалин, метил- и диметилдекалины. В керосинах туй- мазинской девонской нефти найдены тетраметилциклогексан, моноалкнлциклогексаны изомерного строения, м- и п-диалкил- циклогексаны, 1,3,3-триалкилциклогексаны, тетраалкилциклогексаны, декалин, диметилдекалины, триметилдекалины, пергидро- аценафтен. В керосинах ромашкинской девонской нефти установлено присутствие цикланов, близких по строению к цикланам керосина туймазинской нефти. В прямогонных керосино-газойлевых фракциях содержание цикланов во фракции 200-350 °С ромашкинской нефти составляет 19%, во фракции 200-400 °С туймазинской нефти 24%. Что же касается газойля каталитического крекинга, полученного при переработке тяжелого сырья (фракций 320-450 °С), то в нем содержание цикланов ниже 5-10%, хотя в отдельных фракциях оно достигает 15%.

При исследовании ароматических углеводородов керосино-газойлевых фракций установлена интересная зависимость: по сво­ей структуре эти ароматические углеводороды представляли как бы дегидрированные аналоги цикланов, обнаруживаемых в той же фракции. Ассортимент ароматических углеводородов ограни­чивался одно-, двух-, трех- и четырехзамещенными бензолами с числом углеродных атомов в боковой цепи 1-5 (преимуществен­но метил-, этил-, реже пропилгруппы).

Из моноциклических ароматических углеводородов в кероси­нах сураханской легкой масляной нефти найдены тетраметил- бензолы (три изомера); в керосинах туймазинской девонской нефти - тетраметилбензолы, алкилбензолы с алкильными груп­пами преимущественно изомерного строения в n -, реже в о - и м -положении, трехзамещенные типа 1,2,3- и 1,2,4-бензолы, а также тетраалкилзамещенные. В керосине ромашкинской девон­ской нефти обнаружены тетраметилбензолы, в том числе 1,2,4,5- тетраметилбензол (дурол), моноалкилбензолы (главным образом, с боковыми цепями изомерного строения), м- и n -диалкилбензо- лы и триалкилбензолы. В керосине туймазинской девонской неф­ти содержатся моно-, ди- (м- и п-) и тетраметилбензол, и триал­килбензолы. Такого же типа моноциклические ароматические углеводороды содержатся в керосине ромашкинской девонской нефти. Во фракции 200-300 °С миннибаевской (девонской) нефти по спектрам поглощения в ультрафиолетовой области установлено присутствие моноциклических ароматических угле­водородов, м - и n -диалкилбензолов, всех изомеров трехзамещен- ных (1,2,3-, 1,3,5- и 1,2,4-) бензолов. Среди тетраалкилбензолов, преобладали изомеры 1,2,3,4- и 1,2,3,5.

Многие исследования керосиновых фракций, полученных пря­мой перегонкой различных нефтей, подтверждают, что углево­дородный состав этих фракций близок к вышеописанному.

В прямогонных керосино-газойлевых фракциях с повышением температуры кипения общее содержание ароматических углево­дородов возрастает с 18-25 до 40-47%, а в газойле каталити­ческого крекинга снижается с 80-86 до 15-30%. С повышением температуры кипения фракций содержание моноциклических соединений снижается, а бициклических возрастает. Так, в от­гоне 270-300°С керосиновой фракции 200-300°С бавлинской нефти - одной из наиболее перспективных нефтей Татарской АССР - моноциклических ароматических углеводородов содер­жится 6%, а бициклических 72%, в то время как в керосиновой фракции моноциклических ароматических углеводородов содер­жится 32%, а бициклических 37%.

В керосино-газойлевой фракции прямой перегонки, получен­ной из ромашкинской и туймазинской нефтей, общее содержание ароматических углеводородов превышает 30%, а в газойле ка­талитического крекинга достигает 50-70%. Между тем содер­жание ароматических углеводородов в газойле каталитического крекинга может быть намного меньше. Например, в газойле ка­талитического крекинга тюленевской нефти (фракция 200- 350°С) ароматических углеводородов содержится 11%; очевид­но, содержание ароматических углеводородов зависит не только от сырья, но и от режима процесса его переработки.

В большинстве керосино-газойлевых фракций нефтей обнару­жен нафталин и его гомологи: метил-, диметил-, этил-, триметил-, тетраметилнафталины. Содержание бициклических ароматичес­ких углеводородов достигает 11-20% от общего содержания ароматических углеводородов (или 1-5% на углеводородную фракцию). Углеводороды ряда нафталина выделены из кероси­нов нефтей Азербайджана, Северного Кавказа, Дальнего Восто­ка. Они найдены во фракциях нефтей Грузии, Туркмении, круп­нейших месторождений Татарин и Башкирии. Исключение составляют керосины эмбенских и майкопских нефтей, в которых нафталин и его гомологи практически отсутствуют. В керо­сино-газойлевых фракциях наряду с бициклическими ароматиче­скими углеводородами найдены углеводороды смешанного строе­ния, например тетралин, а также трициклические углеводороды типа аценафтена или бензоиндана.

Ненасыщенные углеводороды керосино-газойлевых фракций исследованы мало. Во фракциях прямой перегонки их количест­во невелико. Например, во фракции 200-350°С ромашкинской нефти ненасыщенных углеводородов 2-3%, во фракции 200- 400 °С туймазинской нефти - 5,3%. В газойле каталитического крекинга ненасыщенных углеводородов содержится в среднем 10-12%. С повышением температуры кипения фракций этого же газойля содержание ненасыщенных углеводородов увеличивается с 1,5 до 25%. С возрастанием требований к качеству топлив даже незначительная примесь ненасыщенных углеводородов будет ока­зывать отрицательное влияние на стабильность и другие харак­теристики топлива. После гидроочистки в прямогонных дистилля­тах остаются небольшие количества ненасыщенных углеводоро­дов. Так, дизельные фракции, выкипающие в пределах 200- 360 °С, поступают на гидроочистку с йодным числом 5-13. После гидроочистки йодное число равно 2. Если принять, что молеку­лярный вес такого топлива равен 200 и считать, что ненасыщен­ные соединения имеют лишь одну двойную связь, то их количество в этом случае достигает 1,5 вес. %, т. е. оно может оказать суще­ственное влияние на стабильность топлива, особенно в термически напряженных условиях эксплуатации, а также при длительном хранении. Весьма важно знать степень отрицательного влияния ненасыщенных углеводородов в зависимости от их строения. Име­ются основания считать, что алкены наиболее стабильны, циклены занимают промежуточное положение, а наименее стабильны, по-видимому, диеноароматические и олефиноароматические угле­водороды.

Газойлевая фракция (кипящая выше 180 °С), полученная на основе калифорнийских нефтей, содержала 30% ненасыщенных углеводородов в продукте термического крекинга, 14% в продук­тах каталитического крекинга и 2% в продуктах прямой перегон­ки.

Во фракции каталитического крекинга (171-221 °С) обнаруже­но около 3% инден-стиролов, причем содержание углеводородов такого строения возрастало с температурой кипения фракций. Присутствие диено- и олефииоароматических углеводородов уда­лось установить косвенным путем-при изучении строения про­дуктов их окисления, извлеченных из крекинг-керосина и реактивных топлив прямой перегонки. Соединения, состоя­щие из бензольного и нафтенового колец с боковыми цепями, содержащими одну и более дзойных связей, присутствуют в топливах прямой перегонки, а также и в крекинг-дистиллятах. Различие заключается лишь в их количестве. При весьма при­близительной оценке в топливах прямой перегонки их содер­жится менее 1%, в крекинг-керосине 3%. Такое количество (1-3%) вполне достаточно для того, чтобы отрицательно по­влиять на стабильность топлив. Пока нет веских оснований предполагать наличие в керосино-газойлевых фракциях прямой перегонки циклодиеновых или алканодиеновых углеводоро­дов, которые также относятся к наименее стабильным со­единениям.

Проблема изучения химической активности, состава, строе­ния ненасыщенных углеводородов топлив, даже в случае их ма­лой концентрации в смеси, весьма актуальна. К сожалению, ей пока не уделяется достаточного внимания.

Из олефииоароматических углеводородов наиболее изучены стирол и его гомологи. В табл. 5 приведена характеристика не­которых углеводородов ряда стирола.


Значительные количества олефино- и диеноароматических углеводородов обнаружены в продуктах пиролиза и высокотем­пературного термического крекинга керосина. Так, при крекинге фракции 150-210°С, содержавшей 10% цикланов, 20% арома­тических углеводородов (температура 680-700°С, избыточное давление 2,8-3,5 ат), во фракции 150-190°С, выход которой составлял 5-8% всей суммы продуктов крекинга, содержание олефииоароматических углеводородов достигало 30-40%. Сре­ди них обнаружены метил-, этил-, диметилстиролы, пропенил-бензолы, инден и метилинден. Углеводороды такого же строения обнаружены во фракции 150-200°С-продукте пиро­лиза керосина. Присутствие ненасыщенных замещенных аро­матических углеводородов было установлено также в керосино-газойлевых фракциях прямой перегонки. Среди ароматических углеводородов этих фракций в составе моноциклических найдено 6,4% ненасыщенных соединений; в составе бициклических 21,1% и в составе трициклических углеводородов 1,6%.

Ненасыщенные замещенные ароматические углеводороды вслед­ствие своей малой стабильности оказывают отрицательное влия­ние на многие эксплуатационные свойства топлив.

горючее вещество, состоящее из соединений углерода и водорода. К У. т. относятся жидкие нефтяные топлива (автотракторные, авиационные, котельные и др.) и углеводородные горючие газы (метан, этан, бутан, пропан, их природные смеси и др.). Топлива авиационные на 96-99% состоят из углеводородов, главным образом парафиновых, нафтеновых и ароматических. В парафиновых углеводородах 15-16% водорода, в нафтеновых 14%, в ароматических - 9-12,5%. Чем выше содержание в У. т. водорода, тем больше его массовая теплота сгорания. Так, например, парафиновые углеводороды обладают на 1700-2500 кДж/кг (400-600 ккал/кг) большей теплотой сгорания, чем ароматические. Из углеводородных горючих газов наибольшее содержание водорода у метана (25%). Его низшая массовая теплота сгорания 50 МДж/кг (11970 ккал/кг) (у реактивных топлив - 43-43,4 МДж/кг (10250-10350 ккал/кг).


Смотреть значение Углеводородное Топливо в других словарях

Топливо — топлива, мн. нет, ср. Вещество, материал, к-рым топят (см. топить 1 в 1 знач.). Твердое топливо (дрова, уголь). Жидкое топливо (нефть). Премия за экономию топлива.
Толковый словарь Ушакова

Топливо Ср. — 1. Горючее вещество, используемое для получения тепла, тепловой энергии.
Толковый словарь Ефремовой

Топливо... — 1. Начальная часть сложных слов, вносящая значение сл.: топливо (топливодобывающий, топливопередача, топливоприёмник, топливохранилище и т.п.).
Толковый словарь Ефремовой

Выплата На Питание, Жилье, Топливо — -
стоимость бесплатно предоставленных работникам отдельных отраслей экономики питания и продуктов, жилья и коммунальных услуг и др.
Экономический словарь

Плата За Разработку И Добычу Торфа На Топливо — - один из видов платежей в государственный бюджет за природные ресурсы; уплачивают предприятия, организации, разрабатывающие торфяные залежи.
Экономический словарь

Топливо — горючее вещество, дающее тепло, являющееся источником получения энергии.
Экономический словарь

Топливо, Условное — - условно-натуральная
единица, применяемая для соизмерения топлива различных видов. Пересчет количества топлива данного вида в тонны условного топлива производится........
Экономический словарь

Топливо — -а; м. Горючее вещество, используемое для получения теплоты, тепловой энергии. Запасы топлива. Жидкое т. (нефть и продукты её переработки). Твёрдое т. (древесина, уголь,........
Толковый словарь Кузнецова

Топливо... — Первая часть сложных слов. Вносит зн. сл.: топливо. Топливозаправщик, топливоподача, топливопровод, топливоснабжение, топливохранилище.
Толковый словарь Кузнецова

Автомобильное Топливо — Под автомобильным топливом для целей налогообложения понимаются бензин, товарное дизельное топливо, сжатый и сжиженный газ, используемые в качестве автомобильного........
Юридический словарь

Топливо — - горючие вещества, основной составной частью которых является углерод; применяются с целью получения при их сжигании тепловой энергии. По происхождению Т. делится........
Юридический словарь

Ядерное Топливо — "" означает любой материал, способный производить энергию путем самоподдерживающегося цепного процесса ядерного деления. ("Венская конвенция о гражданской ответственности........
Юридический словарь

Ископаемое Топливо — , термин для обозначения УГЛЯ, НЕФТИ и ПРИРОДНОГО ГАЗА, образовавшихся миллионы лет назад из окаменевших остатков растений и животных. По своей природе ископаемое топливо........

Ракетное Топливо — , вещество, подвергающееся химическим, ядерным или термоэлектрическим реакциям, приобретая в результате этого способность приводить в движение РАКЕТЫ. Жидкое ракетное........
Научно-технический энциклопедический словарь

Топливо — , вещество, которое при сжигании или другом видоизменении выделяет значительное количество тепла и служит источником энергии. Кроме ИСКОПАЕМОГО ТОПЛИВА (УГЛЯ, НЕФТИ........
Научно-технический энциклопедический словарь

Ядерное Топливо — , различные химические и физические формы УРАНА и ПЛУТОНА, используемые в ЯДЕРНЫХ РЕАКТОРАХ. Жидкие виды топлива применяются в гомогенных реакторах; в гетерогенных........
Научно-технический энциклопедический словарь

Газотурбинное Топливо — смесь жидких углеводородов, используемая вкачестве топлива для газотурбинных стационарных (ТЭЦ) и транспортных(локомотивы, автомобили, суда) установок. Получают перегонкой........

Дизельное Топливо — жидкое нефтяное топливо: в основномкеросино-газойлевые фракции прямой перегонки нефти (для быстроходныхдизелей) и более тяжелые фракции или остаточные нефтепродукты........
Большой энциклопедический словарь

Ракетное Топливо — вещество или совокупность веществ, используемых вракетных двигателях в качестве источника энергии и рабочего тела длясоздания движущей силы. Применяются преимущественно........
Большой энциклопедический словарь

Реактивное Топливо — основное топливо для авиационных воздушно-реактивныхдвигателей. Наиболее распространенное реактивное топливо - керосиновыефракции, получаемые прямой перегонкой........
Большой энциклопедический словарь

Синтетическое Жидкое Топливо — горючее, получаемое из бурых и каменныхуглей или сланцев деструктивной гидрогенизацией при 400-500 .С и давлении10-70 МПа, газификацией с последующим каталитическим превращениемсинтез-газа........
Большой энциклопедический словарь

Топливо — горючие вещества, применяемые для получения при их сжиганиитепловой энергии; основная составная часть - углерод. По происхождениютопливо делится на природное (нефть,........
Большой энциклопедический словарь

Условное Топливо — принятая при технико-экономических расчетах единица,служащая для сопоставления тепловой ценности различных видов органическоготоплива. Теплота сгорания 1 кг твердого........
Большой энциклопедический словарь

Ядерное Топливо — служит для получения энергии в ядерном реакторе. Обычнопредставляет собой смесь веществ (материалов), содержащих делящиеся ядра(напр., 239Рu, 233U). Иногда ядерное топливо........
Большой энциклопедический словарь

Условное Топливо — усло́вное то́пливо(угольный эквивалент), принятая при технико-экономических расчётах единица, служащая для сопоставления тепловой ценности различных видов топлива.........
Географическая энциклопедия

Условное топливо — (a. fuel equivalent, standard fuel, equivalent fuel; н. Steinkohlenaquivalent, ф. combustible conventionnel, combustible moyen; и. combustible estandartizado, combustible condicnal) - единица учёта тепловой ценности топлива, применяемая для сопоставления........
Горная энциклопедия

Условное Топливо — условно-натуральная единица, применяемая для соизмерения различных видов топлива. Пересчет количества топлива данного вида в условное производится с помощью коэффициента, ........
Социологический словарь

Моторное Топливо — автомобильные бензины, дизельные топлива, сжиженный углеводородный газ, сжиженный природный газ и другие альтернативные виды моторного топлива (проект федерального........
Экологический словарь

ТОПЛИВО — ТОПЛИВО, -а, ср. Горючее вещество, дающее тепло, являющееся источником получения энергии. Жидкое т. (нефть и продукты ее переработки). Твердое т. (древесина, уголь, сланцы,........
Толковый словарь Ожегова