Урок ИЗО «Олимпийские игры в Древней Греции. Олимпийские игры в древней греции Легкий рисунок на тему древние олимпийские игры

Добрый день, добрый час! (Психологический настрой) (1 мин)
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

Слайд1.(Музыка)

Звучит греческая музыка. Чтение стихотворения учителем. (Знакомство с новым материалом) (8-10 мин)

Закатная скатерть лежит на священной горе.
Свиваются звуки и краски в античном узоре.
Опять засучил рукава седовласый Борей
И звёзд жемчуга достаёт из Эгейского моря.

Глядят острова кораблей в потемневший залив,
А бабочка-солнце - внутри облаков паутины.
Парят Метеоры над зеленью старых олив,
И кофе душистым друзей угощают Афины.

Заботы опять растворив в ароматах любви,
Ликует Эллада, сплетая забытые гимны,
И древние боги, покинув чертоги свои,
На краткое время становятся рядом незримо.

Скажите, о какой стране идёт речь в этом стихотворении?

Кто может сформулировать тему нашего урока?

- Правильно, Древняя Греция. (Древняя Эллада) (Щелчок 1 слайд)

Ребята, что вы знаете о Греции? (Страна первых Олимпийских игр. Всегда с нее начинается эстафета олимпийского огня и команда Греции всегда идет первой на открытии олимпиад.)

Учитель: Хорошо. Но более подробно об истории возникновения Олимпийских игр вы узнаете прочитав материал. (Слайд 2)

Раздаточный материал.

Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями.

Самая известная легенда гласит, как царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, - преступником.

Некоторые исследователи утверждают, что Олимпийские игры проводились в честь праздника урожая. Поэтому и победители награждались оливковой веткой и венком, которые впервые привез в Олимпию сын Зевса Геракл.

Обязательной частью античных Олимпийских игр были религиозные церемонии. По установившемуся обычаю, первый день Игр отводился для жертвоприношений: атлеты проводили этот день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей. Подобный обряд повторялся и в заключительный день Олимпийских игр, когда вручались награды победителям.

Олимпийские игры зародились в 776 г. до н.э.. Со временем они стали событием всегреческого масштаба. Раз в четыре года в Олимпии проводились Олимпийские игры. Сильнейшие греческие атлеты соревновались в беге, прыжках, борьбе, метании диска, позднее ввели соревнование на колесницах. Судьи награждали победителей венками из ветвей оливкового дерева.

А в 394г. н.э. Олимпийские игры были запрещены - как «пережиток язычества» - римским императором Феодосием I.

Учитель: - Когда и где зародились Олимпийские игры?

Почему они так называются?

В каких видах спорта соревновались древние греки?

- Подумайте, какую цель мы перед собой поставим?

Учитель: - Сегодня мы должны научиться изображать Олимпийские игры в Древней Элладе. Работать мы будем в группах. Задача каждой группы - создать коллективное панно «Олимпийские игры». (Слайд 3)

(Слайд 4)

И мы отправляемся с Вами в страну, искусство которой оказало особенно большое влияние на нашу современную жизнь. Эллада - так называли ее жители, а себя - эллинами, по имени легендарного царя- родоначальника Эллина. Позднее эту страну назвали Древней Грецией.

(Слайд 5) Хотя древние греки жили несколько тысяч лет назад, нам многое известно об их жизни. Археологи раскопали много древнегреческих городов, построек и разнообразной утвари. На керамических сосудах сохранилась роспись. Эти изображения дали ученым представления о том, как выглядели греки, что носили, какие у них были дома, мебель, корабли.

(Слайд 6) Благодатна природа этого края! Синяя морская вода, в светлых рощах росли дикие фруктовые деревья, а в долинах - ирисы, нарциссы, гиацинты. Древние эллины первыми задумались, каким должен быть прекрасный человек и воспели красоту его тела, воли и разума.

А ещё греки занимались строительством храмов. (Слайд 7)

1.- Ребята, как вы думаете, в честь кого строили греки храмы (в честь богов)? (Эвристическая беседа)

Греки считали, что рядом с ними их страну населяет мир богов - бессмертных, очень красивых и очень похожих на людей, способных также радоваться, любить, негодовать. Эллины верили, что самые могущественные из богов живут на горе Олимп, поэтому их называли олимпийцами. (Слайд 8) - Посмотрите на слайд. Это древнегреческий храм - четырёхугольное здание на высоком постаменте, окружённое со всех сторон колоннами. Внутри здания никогда не проводилось многолюдных богослужений. Там стояла статуя божества. Вот это дорический храм, а это ионический храм; самый прекрасный храм Древней Греции - Парфенон. Он был построен, когда победно закончилась суровая война с заморскими захватчиками. Парфенон по-гречески значит "Храм девы Афины".Жители Афин в честь богини устраивали большие торжества. Этот праздник назывался Панафинеи. Он длился несколько дней. Главным событием праздника было торжественное шествие. Оно начиналось на рассвете. Люди шли украшенные нарядными венками, юноши скакали на конях, девушки несли дары, среди которых огромное шитое покрывало для богини Афины.

2. Великие игры

А вот самым великим праздником Древней Греции считались Олимпийские игры.

Олимпиада

Когда-то в древности придумали в Элладе
Соревноваться в силе и красе.
Венок лавровый в качестве награды
И факел яркий в поднятой руке.

Просмотр мультфильма. (3 мин)

Практическая работа. (25-27 мин)

Мы с вами выполним панно на тему «Олимпийские игры». На нём мы изобразим спортивные состязания и храм, возле которого они проходят. Мы с вами разделились на группы. Перед вами лежат листочки, символизирующие листья оливы. Те ребята, которым попались зелёные листочки - архитекторы, жёлтые листочки - символ живописи. Ребята, у которых красные листочки- координаторы.

Группа архитекторы выполняет - храм, который будет располагаться в центре композиции . (Колонны для храма подготовлены.)

А группа - живописцы прорисовывает детали образа, раскрашивают цветными карандашами. (Для вас приготовлены шаблоны спортсменов.)

Если одна группа справляется с заданием, то вы можете помогать друг другу.

Ребята-координаторы, следят за ходом работы, помогают учащимся, приклеивают фигуры, рассказывают о крупных играх, которые проходили в Древней Греции, собирают мозаику, которую необходимо поместить в центр храма.

Физминутка (Слайд 9)

По сложившейся олимпийской традиции, спортсмены перед началом соревнований дают торжественную клятву, в которой обязуются соблюдать правила игры и честно бороться за первенство. Предлагаю не отходить от традиций олимпийцев. Возьмите сейчас друг друга за руки, и мы произнесём клятву спортсменов.

Тихо встаньте, улыбнитесь
И в спортсменов превратитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись,

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Пусть помогает в час опасный

Вам друга верного рука,

Пусть никогда для вас не гаснет

Свет олимпийского огня.

Учитель: - Приступим к работе. Нам понадобятся: ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши. Работать необходимо аккуратно, соблюдая технику безопасности.

Каждая группа готовит панно, а затем расскажет об этих играх. (Слайд 10)

Начинайте работать, за помощью можете обращаться к координаторам и ко мне.

Это: - Немейские игры

(ватман лежит на столе)

Пифийские игры

(ватман лежит на столе)

Олимпийские игры

(ватман лежит на столе)

Переверните ватман

Координаторы команд подойдите!

Координаторы команд берут части мозаики с изображением богов Древней Греции. Дети выбирают соответствующие шаблоны и приступают к работе над панно, учитель помогает, подсказывает. Работа над панно длится - 15-20 минут, включается греческая музыка.

Работа завершена. Команда …… прикрепите панно.

Прикрепляют к доске. Рассказывают о панно, об играх. (Слайды 11- 17)

Учитель: Итак, ребята перед вами три замечательных панно. Вы сумели показать спортивные состязания: Пифийские, Олимпийские, Немейские игры, которые были посвящены богам Древней Греции - Аполлону, Зевсу, Гераклу.

Учитель: Посмотрите на наши панно. Вспомните, какова цель нашего урока. Поднимите руки, кто считает, что цели достиг.

Перед вами листы самооценки. Приготовьте зелёные ручки- оцените себя. Приготовьте синюю ручку. Я прошу вас оценить работу группы - и поставить ребятам соответствующие отметки. Спасибо.

Учитель:

На высочайшей в Греции горе Олимп,

Что стала с этих пор священной,

Огонь от солнечных лучей возник,

Став символом игр необыкновенных.

И лучшие Эллады той сыны,

В спортивных подвигах найдя бессмертье,

Тот факел олимпийский пронесли

К нам через страны и тысячелетия!

Перед Вами Олимпийский факел. Но он ещё не горит. Давайте зажжём олимпийский огонь! Для этого вы должны ответить на вопросы. За правильные ответы мы будем прикреплять язычки пламени. Чем больше правильных ответов, тем ярче вспыхнет наш олимпийский огонь.

1.В какой стране зародились Олимпийские игры и кому были посвящены спортивные состязания? (Выдаётся язычок пламени)

2.Современные Олимпийские игры были возрождены в конце 19 века французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном. Раз в четыре года на нашей планете проводят Зимние и Летние Олимпийские игры, в которых участвуют почти все страны Мира. В каком году и в каком городе наша страна проводила Олимпийские игры? (город Сочи)

3. Какие это были игры: летние или зимние? (Зимние игры )

4. Какую символику Олимпийских игр вы знаете? (эмблема- пять колец, флаг, Олимпийский огонь, талисман)

5. Откуда привозят Олимпийский огонь на современные игры? (огонь привозят с Греции).

Учитель: (Слайд 18)

Вот и у нас зажёгся Олимпийский огонь. А огонь, как известно согревает нас своим теплом.

Давайте не скупиться на тепло:
Нам всем важны минуты пониманья
Пусть другу станет на душе светло

От нашего участья и вниманья
- Каждый победитель награждался венком славы.

А сегодня вы все победители!

Поэтому, ребята, за хорошую работу я рада торжественно вручить вам символ олимпийских игр - венок славы.

Вручаю медали победителям!

Вот и завершилось наше путешествие по Древней Греции. Спасибо всем участникам коллективной работы «Спортивные игры Древней Греции»! -Спасибо за внимание, уважаемые гости! (Слайд 19)

Античные состязания атлетов породили немало легенд. На самом деле великие олимпийцы ставили рекорды свыше человеческих возможностей или это людская молва сделала из них сверхлюдей? Современные исследователи сделали попытку сравнить достижения чемпионов нашего времени с легендарными результатами древних атлетов. Похоже, что если бы атлеты, жившие в эпоху Геракла, перенеслись бы к нам в мир на спорт арену, то он с легкостью уделали бы любого из своих потомков-чемпионов.

О победителях первых Олимпиад из официальных источников известно немного. Как указывали древнегреческие историки Полибий и Аристодам, имена их стали фиксировать только с 27-й Олимпиады. Первого известного нам олимпийцы звали Короибос (Кореб), он был поваром из Элиды. Другой прославленный атлет, чье имя дошло до наших дней, - «сильнейший из сильнейших» Милон из Кротона, который стал шестикратным чемпионом Олимпийских игр. В четырнадцать лет он был сильнейшим в борьбе среди парней до 20 лет. Потом на протяжении пяти олимпиад неизменно оставался лучшим среди взрослых.

Этот выдающийся силач античной Греции был еще многоразовым победителем на Пифийских, Истмийских, Немейских Игр и многих других местных соревнований. О его исключительной физической силе ходили легенды. Говорили, что силач из Кротона обвязывал веревкой лоб и, задерживая дыхание, рвал ее венами, вздувшимися от напора крови. Овации восторженных зрителей приветствовали его появление на стадионе, когда могучий атлет появлялся с живым быком на плечах, которого потом убивал одним ударом кулака.

Упоминания о нем есть в трудах многих авторов того времени. Немалую роль в победе на Олимпийских соревнованиях играла уникальная техника атлетов. Таким являлся необыкновенно выносливый и подвижный боксер Мелэнком из Карии, который победил на Олимпийских играх в 49 г. н.э. В течение всего поединка он держал руки вытянутыми вперед, уходя, таким образом, от ударов противника. Вследствие такого подхода соперник быстро выдыхался и признавал свое поражение. Meланком прославился тем, что не ранил тяжело ни одного соперника в таком жестоком виде спорта. А про чемпиона Олимпийских игр в 460 до н.э, Ладаса из Аргоса ходили слухи, что якобы он умел так легко бегать, что от него не оставалось и следов. А его земляк Эгей, победивший в «длинном» беге, прославился тем, что, едва его объявили олимпийцем, он бегом отправился в родной Аргос, чтобы поскорее сообщить землякам радостную новость. Победил он утром, а прибежал под вечер. То есть расстояние более 110 км Эгей преодолел почти за 9 часов.

Еще один выдающийся бегун Древней Греции - Полимнестор из Милета, победитель в беге в 596 г. до н.э. Он тренировался, когда пас коз, чтобы развить нужную скорость. Древнегреческий бегун Астиал из Кротона вошел в историю Олимпийских игр как один из лучших игроков по количеству побед. Слава о нем гремела по всей Греции. Однако позже он совершил роковую ошибку, стоившую ему всего. На первых двух Олимпийских играх Астиал выступал за Кротон, а на последующих - за Сиракузы. Обидевшиеся земляки жестоко отплатили за невежество: установленный ему монумент повалили, а из дома его сделали тюрьму.

Величайший атлет Греции Леонидас с Родоса получил на четырех Олимпийских играх подряд 12 венков победителя. Восхищения достойны и античные копьеметатели. Тяжелое олимпийское копье делали из ели или ясеня, с трехгранными металлическими наконечниками с обоих концов. Секрет состоял в том, что к середине древка крепилась ременная петля. В петлю атлет перед броском вкладывал пальцы, которыми придавал копью вращение, благодаря чему оно летело быстрее и дальше. Сохранилось упоминание о том, что на одной из олимпиад греческий силач Флегий метнул диск через реку Алфей. Специалисты измеряли ширину реки, получилось около 50 метров. В наше время такой бросок сделал бы его мастером спорта международного класса. А ведь снаряды для метания у древних греков весили практически в два раза больше, чем современные.

Археологи, например, нашли камень с надписью: «Бибон поднял меня над головой одной рукой». Камень весит 143,5 кг, это очень много даже для двух рук, а для одной - тем более. Исследователи проверяли экспериментально, пытаясь сравнить достижения атлетов древности и современности, и выяснили, что вряд ли среди современных гребцов сегодня удалось бы найти пригодных для службы на военных кораблях античной Греции. Метаболизм спортсменов измерили портативными анализаторами, а затем рассчитали расход энергии. Выяснилось, что если бы древнегреческие гребцы оказались в настоящем времени, то каждый из них мог бы претендовать на звание чемпиона мира.

А что оставит наша цивилизация грядущим поколениям? Способны наши современники удивить выдающимися результатами, уникальными спортивными достижениями или сверхлюди остались в прошлом человечества?

Владимир Дергачев

Статуя Зевса Олимпийского (реконструкция)

В Древней Греции выделялись несколько крупных религиозных центров — Дельфы, Афины, Делос, Коринф, Эпидавр и Олимпия.

Среди этих святилищ Олимпия на Пелопоннесе стала знаменитой своим храмом со статуей Зевса (одно из чудес света античного мира), и местом проведения Олимпийских игр. Почему именно в Древней Греции возникла эта традиция?

Олимпия расположена в северо-западной части Пелопоннеса в долине между реками Алфей и её притоком Кладеон. Эта плодородная долина и сегодня сохранила природную красоту. Здесь испытываешь чувство безмятежности и отрешенности от повседневных забот.

Существуют разные версии основания Олимпийских игр. Но бесспорно, что они не случайно появились именно в Древней Греции. Древние греки совершили величайшее открытие всех времен и народов — впервые открыли человеческую душу и дух. И после этого открытия любопытный ум греков начал искать соотношение между телом и душой: «В здоровом теле здоровый дух». Даже советская идеология акцентировала внимание на соотношение души и тела, «чтобы тело и душа были молоды — закаляйся как сталь»

Традиционной датой первой Олимпиады считается 776 год до нашей эры. На время проведения Игр прекращались войны, и устанавливалось перемирие между греческими полисами.

6 - 5 века до нашей эры стали временем наибольшего расцвета Олимпийских игр. В Олимпии в честь выдающихся побед греков в войне с персами был сооружен Храм Зевса Олимпийского со статуей Зевса (на снимке). Это работа знаменитого древнегреческого скульптура Фидия, автора скульптуры Афины-Девы, установленной в Парфеноне в Афинах («Деву» можно увидеть ).

Олимпийские игры, проводимые в честь бога Зевса, постепенно теряли религиозный характер и с угасанием «золотого века» трансформировались в чисто спортивные соревнования, иногда с подкупом судей и коррупцией.

Древний Олимпийский стадион по нынешним меркам имел скромные размеры (беговая дорожка 192 метра и ширина 10 метров).


http://www.dalianidis.ru/wp-content/uploads/2010/06/olympic_stadion11.jpg

Вход на стадион в Олимпии


Фотография из Интернета

Последний (уже не языческий, а христианский) император Римской империи Феодосий запретил проведение олимпийских игр в 394 году. Тысячелетняя традиция была прервана, а в 426 году по приказу Византийского императора храм Зевса Олимпийского был разрушен. Природная стихия (землетрясения 522 и 551 гг., катастрофический разлив реки) окончательно разрушили Олимпию. Руины были погребены под слоем речного ила и песка. Только в 70-е годы 19 века благодаря немецким археологам начались раскопки, и Олимпия была вновь открыта.

Олимпия была одним из самых прославленных святилищ Эллады, но не только религиозным, но и культурным и спортивным центром. Здесь олимпийский оракул давал грекам советы, в храме Зевса хранились важные государственные исторические документы. В Олимпии сооружались великолепные памятники искусства, воспевавшие легендарных героев и идеалы древних греков.

Олимпийские игры стали гимном золотой эпохи Древней Греции, когда сформировался идеал свободной личности, а красота тела атлета сочеталась с нравственностью, мужеством воина и доблести гражданина. Раз в четыре года лучшие атлеты (чистокровные эллины) стекались в Олимпию, чтобы помериться в силе и мужестве. На три месяца объявлялось священное перемирие для всех греческих полисов. Несмотря н торжество греческой демократии вход замужних женщин на Игры был запрещен. Вдруг им понравиться молодой атлет.

Олимпийские игры были величайшим национальным праздником для греков. Во время соревнований совершались торговые сделки, поэты и художники знакомили публику со своими произведениями. Слуги народа (депутаты) от разных греческих полисов соперничали друг с другом в обилии подношений для поддержания чести своего города. Победители соревнований награждались венком из дикой оливы и пальмовой ветвью. Греческие полисы своему олимпийскому чемпионы предоставляли льготы и привилегии, вручали денежную премию.

Олимпийские игры были возрождены в 1896 году благодаря французскому общественному деятелю Пьеру де Кубертену. Олимпийские игры (летние и зимние) проходили в США 8 раз, во Франции — 5 раз, в Великобритании, Германии, Японии, Италии и Канаде по 3 раза. Дважды проводились в Греции и Австралии летние игры и в Австрии, а Швейцарии и Норвегии - зимние игры. Для проведения Игр необходимы существенные финансовые ресурсы, поэтом не удивительно лидерство США, для зимних игр требовались и соответствующие климатические условия.
Российская империя впервые участвовала в Олимпийских играх в 1900 году, которые совместили с Всемирной выставкой в Париже. Советский Союз начал участвовать в летних Играх с 1952 года и в зимних с 1956 года. В 1980 году летние Олимпийские игры прошли впервые в СССР, они бойкотировались по политическим причинам Западом. В феврале 2014 года зимние Игры впервые пройдут в России, которые так же частично бойкотируются уже по половому признаку из-за нежелания Москвой признать однополые браки.

Из тридцати проведенных летних Олимпийский игр американская команда побеждала 16 раз, 6 раз лидерами становилась команда СССР. Учитывая, что Советский Союз принимал участие в Играх с 1952 года до распада, в этот период по числу побед лидировала советская сверхдержава.

Из 21 зимних Игр по семь раз лидировали Норвегия и Советский Союз (с 1956 года). В 2008 году впервые на летних играх в Пекине победу одержала китайская команда, а в 2012 году вновь лидировали США.
Команда демократической России еще ни разу не была абсолютным лидером, в 1996 и 2000 гг. занимала второе место на летних Играх, а в 2004 и 2008 гг. — третье место, на зимних Играх 1998 года — третье место. В 1992 году победила Объединённая команда СНГ.

Штаб-квартира Олимпийского комитета находится в Лозанне (

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Древнегреческие олимпийские игры

« Все –в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!» Каждые четыре года в Олимпии- древнем городе Греции, в области Элида на Пелопоннесе проходили олимпийские игры. Первые игры состоялись в 776 году до н.э.

Древние греки создали легенду, о появлении первых Олимпийских игр. По которой Игры основал Геракл. По просьбе царя Злиды Авгия Геракл согласился очистить в один день все его знаменитые конюшни за десятую часть табуна. Авгий согласился. Геракл в срок справился со своим Заданием, изменив русло двух рек, и направив их течение через конюшни. Вода быстро смыла грязь. Но Царь Авгий отказался выполнить своё обещание. Геракл принял решение отомстить царю Элиды за обман.

Через несколько лет Геракл вернулся с большим войском в Элиду, победив в битве Авгия. Собрав своё войско и всю богатую добычу,Геракл принёс жертвы богам и учредил Олимпийские игры, посвятив их Зевсу.

Подготовка к играм Почти за год до начала игр все участники приступали к тренировкам в своём родном городе. Затем атлеты сдавали экзамен судьям (элладоникам). Участвовать в играх могли все свободные греки. Запрещалось участие женщин, лиц негреческого происхождения, рабов. Нарушителей ждала смертная казнь.

На олимпийские игры приезжали жители не только из самой Греции, но и с побережья Малой Азии, из Сицилии. Игры посвящались богу Зевсу. Все прибывшие в Олимпию считались «гостями Зевса» и находились под его защитой. Никто не имел права вступить на территорию Олимпии с оружием В преддверии Олимпиады прекращались все расприи и войны Строго наказывался человек, обидевший путника, идущего на олимпийский праздник Греки страшились проклятья, которое насылалось богами на нарушителя олимпийского перемирия Самым суровым наказанием было отлучение от игр на срок в 1 или 2 Олимпиады

Правила проведения античных игр На первых играх атлеты состязались только в беге на 192,27 м. Эта дистанция называлась «стадий». От этого слова произошло и название «стадион» Играми руководили « элладоники », они были и тренерами, и судьями. Победителей называли « олимпиониками ». стадион в Олимпии

Пятиборье - это главное состязание: 1. Бег, 2. Прыжки в длину, 3. Метание копья, 4. Метание диска, 5. Борьба.

Интерес зрителей на Олимпийских играх вызывали и другие соревнования: - бокс, - соревнования на колесницах - скачки на лошадях

Олимпийский огонь Зажжение олимпийского огня- главный ритуал на церемонии открытия игр, зажжению предшествует факельная эстафета. Олимпийский огонь горит непрерывно в течение Игр и гасится на церемонии закрытия.

Первый день: жертвоприношение богам,клятва судей, знакомство участников с судьями и друг с другом. Последующие три дня: состязания атлетов. Пятый день: награждение победителей (олимпиоников) перед храмом Зевса. Пять незабываемых дней

В перерывах между состязаниями выступали поэты, артисты, ораторы и музыканты

Олимпийский девиз: « Citius , altius , fortius » (в переводе с латинского «Быстрее, выше, сильнее» выражает устремления олимпийского движения.

Награды победителям Главной наградой победителю Олимпийских игр служил венок из оливковых ветвей старого дерева, которое посадил Геракл. Кроме венка победитель получал пальмовую ветвь. Имя атлета высекалось на мраморных колоннах, вдоль реки Алфей в Олимпии.

Олимпионик, победивший в состязаниях трижды, получал право на свою статую в Олимпии. Его одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре.

Возвращение победителя к себе на Родину превращалось в подлинно триумфальное шествие.

Олимпийские игры и сегодня - символ силы, мира и справедливости

Олимпийская эмблема Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. ЦВЕТА ОЛИМПИЙСКИХ КОЛЕЦ Синий Европа Черный Африка Красный Америка Желтый Азия Зеленый Австралия

Награды современных Олимпийских игр К основным Олимпийским Наградам относятся олимпийские медали. На лицевой стороне медалей с 1928 года Изображается древнегреческая богиня Ника с лавровым венком в руке. На оборотной стороне – вид спорта, в котором участвовал спортсмен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по олимпийскому образованию. Викторина "Олимпийские игры" (6-8 класс)

Викторина проходит в 4 тура: «Разминка», «Исключи лишнее», «Верите ли вы, что …», «Герои спорта». Викторина сопровождается мультимедийной презентацией. В викторине могут принимать участие от 2 к...

Презентация демонстрирует участников Олимпиады, Московские рекорды, олимпийские клятвы, сильнейшую команду Олимпиады, героев игр....

Олимпийские игры в Сочи – событие, которого с нетерпением ждут в нашей стране даже те люди, которые не являются спортивными болельщиками. «Мы полны решимости организовать настоящий праздник в 2014 год...

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ

" Нет другой звезды благороднее солнца, звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что всех игр благородней, - Олимпийские иг­ры», - писал в V веке до н. э. Пиндар, один из великих поэтов Древней Эллады, посвящавший свои оды победителям этих замечательных со­стязаний. Традиции древних Олимпиад живут и в наши дни, а их история уходит в глубь сто­летий, в ту эпоху, когда на Балканском полу­острове, побережье Малой Азии и островах Эгейского моря появились первые рабовладель­ческие города-государства Древней Греции. Да­той рождения Олимпийских игр принято счи­тать 776 год до н. э., с которого стали записы­вать имена атлетов, одержавших победу на со­стязаниях. Игры продолжались двенадцать сто­летий - на протяжении всей истории антич­ного мира - и в последний раз состоялись в 393 году н. э.


Греческие мифы часто приписывают честь основания Олимпийских игр Гераклу, сыну бога-громовержца Зевса и фиванской царицы Алкмены. Один из его двенадцати подвигов - очистка необычайно грязных скотных дворов элидского царя Авгия - послужил своеобраз­ным прологом Олимпийского фестиваля. Царь обещал герою за его труды десятую часть сво­их стад - триста прекрасных белых быков. Ге­ракл за один день очистил «Авгиевы конюш­ни», прокопав канал, по которому воды реки Алфей хлынули на скотные дворы и унесли всю грязь. Однако, когда он потребовал награ­ды, царь отказался исполнить свое обещание. Спустя несколько лет могучий герой отомстил коварному царю: пришел с войском и в крова­вой битве убил Авгия. В память об этой победе Геракл принес щедрые жертвы Зевсу и решил, что раз в четыре года в долине Алфея будут проходить общегреческие атлетические состяза ния. Подобно высокой горе на севере Греции, где, по легендам, обитали бессмертные боги, один из холмов, окружавших долину, называл­ся Олимп Элидский (по городу Элида, располо­женному в 56 километрах от места победы Ге­ракла над Авгием). Поэтому игры получили на­звание Олимпийских.

На время Олимпийских игр во всем эллин­ском мире объявлялось «священное переми­рие», которое соблюдалось в течение трех ме­сяцев. Под страхом проклятия и немилости бо­гов никто не мог появляться на территории Олимпии с оружием. Город, виновный в нару­шении перемирия, облагали высоким штрафом, а его атлетов лишали права выступать на со­стязаниях. Руководили играми жители города Элида. Из их числа по жребию в год Олимпий­ских игр избирали десять судей - элланодиков, которым принадлежала верховная власть над всеми атлетами, их тренерами и много­численными зрителями, прибывшими в Олим­пию. К участию в играх допускали только сво­бодных греческих граждан. Те, кто совершил убийство или опозорил себя трусостью в бою, высказывал презрительное отношение к эллин­ским богам или за деньги объявлял себя граж­данином чужого города, а также чужеземцы и рабы выступать в Олимпии не могли. В силу какого-то странного суеверия, под страхом смертной казни в Олимпии запрещалось появ­ляться замужним женщинам.

В центральной части Олимпии находился свя­щенный округ - Альтис (что по-гречески озна­чает «роща»), утопавший в зелени оливковых рощ, стройных пиний и платанов. Здесь, окру­женные стеной из белого камня, располага­лись величественный храм Зевса Олимпийско­го, построенный архитектором Либоном в V ве­ке до н. э. храм богини Геры и небольшие зда­ния-сокровищницы с дарами крупнейших греческих городов, алтарь для жертвоприноше­ний и многочисленные мраморные и бронзо­вые статуи атлетов-победителей. В храме Зевса зрителей привлекала знаменитая скульптура бога-громовержца, исполненная величайшим афинским мастером Фидием из золота и слоно­вой кости и причисленная к семи чудесам света.

Если на заре Олимпийских игр их участни­ками были только атлеты из близлежащих го­родов Пелопоннеса, то уже во второй половине VIII века до н. э. в долине Алфея появились представители всех эллинских городов, а в VII веке до н. э. к ним присоединились и ат­леты из городов-колоний, основанных древне­греческими купцами и мореходами на берегах Средиземного и Черного морей. Постепенно ме­нялась не только география игр, но и их спор­тивная программа. На первых играх, с 776 по 728 год до н. э., она ограничивалась лишь од­ним видом атлетики - бегом на короткую ди­станцию, которую греки называли «стадий» (от него происходит слово «стадион», вошедшее во все языки мира). Позднее в программу состя заний вошли бег на среднюю и длинную ди­станции, борьба, кулачный бой, классическое пятиборье - пентатлон, панкратий - соревно­вание, напоминавшее рукопашную схватку, бег в тяжелых воинских доспехах, скачка на ло­шадях, гонка колесниц, а также состязания «безбородых» - мальчиков и юношей, которые выступали отдельно от взрослых.

К V веку до н. э. окончательно сложился ка­лендарь древних Олимпиад. Они происходили в високосный год, во второе или третье полно­луние после летнего солнцестояния (что соот­ветствует июлю или августу), и продолжались пять дней, из которых первый и последний бы ли посвящены торжественным церемониям, а три дня занимали выступления атлетов и кон­ные состязания.

Время наибольшей славы Олимпийских игр, охватывающее VI-V века до н. э., неразрывно связано с эпохой расцвета рабовладельческих городов-государств Древней Греции, периодом высочайших достижений эллинской науки, культуры и искусства. Сама жизнь, полная войн и опасностей, требовала от каждого сво­бодного гражданина готовности в любой момент выступить на защиту своего города с оружием в руках. Вес доспехов тяжеловоору­женных воинов-гоплитов превышал 30 кило­граммов. Бегать в них и сражаться могли лишь физически сильные, хорошо тренированные и закаленные воины. И эти качества достига­лись постоянными атлетическими упражнения­ми, которые сопровождали всю жизнь эллинов с детских лет до преклонного возраста. В Древ­них Афинах человека с нетренированным те­лом считали таким же необразованным, как не умеющего читать. В Спарте юноша, не прошед­ший обязательной для каждого гражданина военно-физической тренировки, отличавшейся необычайной суровостью, не мог пользоваться правами и привилегиями истинного спартанца. Философ Платон считал хромым человека, у которого тело и душа развиты неодинаково, а выдающийся политический деятель Афин Перикл , стоявший во главе города в период его «золотого века», с гордостью говорил:

«Все на­ше государство - это школа Эллады, и каждый гражданин у нас может быть способен к са­мым разнообразным видам деятельности, об­ладая изящным и ловким телом».


Так в сознании эллинов сложился идеал раз­носторонне развитой личности, в которой кра­сота тела гармонически сочетается с духовным богатством и нравственным величием. «Прек­расным и доблестным» называли философы Древней Греции человека, соединявшего в себе силу атлета, мужество воина и высокие этиче­ские качества гражданина. Средство достиже­ния этого идеала греки видели в гимнастиче­ском воспитании, а своеобразным экзаменом для эллинских юношей стали общегреческие состязания, и в первую очередь самые знамени­тые среди них - Олимпийские игры.

Победители Олимпиад считались «лучшими из людей», их провозглашали «равными бо­гам», избирали на высшие государственные должности, предоставляли почетные места в театрах и на стадионах, освобождали от нало­гов, порой до конца жизни их кормили за об­щественный счет. Самые прославленные скульп­торы Древней Эллады - Мирон, Поликлет, Фидий, Скопас, Пракситель, Лисипп - созда­вали мраморные и бронзовые статуи победите­лей, которые стояли как на площади их род­ного города, так и в Олимпии, у храма Зевса. Сцены упражнений и соревнований атлетов - любимый сюжет греческих художников, укра­шавших краснофигурными росписями велико­лепные вазы и чаши. Эти живые и выразитель ные изображения, исполненные двадцать пять веков тому назад, воссоздают картину древних Олимпийских игр.


Один из лучших мастеров краснофигурной вазописи, Евфроний, работавший в Афинах в
конце VI века до н. э., запечатлел на своем кра­тере (так греки называли сосуд, в котором во время пиршеств смешивали вино с водой) юно шей в гимнастической школе, где обычно про­водили свои тренировки и атлеты, желающие защищать честь родного города в Олимпии. Безупречно точным рисунком художник пере­дал красивые и стройные фигуры атлетов, один из которых стоит, опираясь на голову мальчи­ка-раба, другой, сняв одежды, капает себе на ладонь оливковое масло, чтобы натереть им кожу и тем самым спастись от солнечных ожо­гов, а также затруднить действия соперника во время борьбы. Третий юноша аккуратно скла­дывает плащ - гиматий.

Атлеты Древней Греции и во время упражне­ний, и на Олимпийских играх в присутствии десятков тысяч зрителей выступали без одеж­ды. Этот обычай появился еще на заре Олим­пиад, когда один из бегунов потерял набедрен­ную повязку, но первым пришел к финишу. С тех пор юноши без всякого смущения выхо­дили на поле стадиона обнаженными, а элли­ны восхищались их мужественной красотой, благородной осанкой, загаром, который у гре­ков считался показателем здоровья, и совер­шенной пластикой движений.

На чаше для вина - килике, сделанном во второй половине V века до н. э., мы видим ат­летов после завершения ежедневной трениров­ки. Юноши счищают со своего тела крупные комья песка и грязи бронзовым скребком - стригилом, после чего принимают холодный душ или обливают друг друга водой из ам­фор.

Рисунки на вазах последней трети VI - пер­вой половины V века до н. э. знакомят нас и с основными видами состязаний, которые вхо­дили в программу древних Олимпийских игр. В стремительном беге изображены на чернофи-гурных амфорах атлеты, о которых древнегре­ческий писатель Филострат говорил:

«Бегущий не смотрит на зрителей, он видит только награ­ду; он никуда не оборачивается, пусть смеются над ним, пусть хвалят его или даже бросают в него камни; пусть расхищают его дом; пусть явятся вдруг дети, жена. Он ничего не увидит и не заметит. Его привлекает одно - добежать и получить награду».

На краснофигурной вазе, вышедшей из гон­чарной мастерской Брига, судья в длинном плаще наблюдает за движениями прыгуна. На состязаниях в Олимпии участники класси­ческого пятиборья прыгали в длину, но без разбега и при этом использовали бронзовые гантели. Перед прыжком атлет несколько раз размахивал гантелями и, оттолкнувшись от не­высокого каменного порога, взлетал в воздух, а перед приземлением, прогибаясь, отбрасывал гантели назад, что, как полагали греки, увели­чивало дальность прыжка.

Художники часто показывают на вазах ме­тание диска и бросок копья, которые входили в пятиборье, одно из популярнейших состязаний древних Олимпийских игр. Всемирной извест­ностью пользуется статуя Мирона, изобража­ющая атлета с диском в момент перехода от размаха к броску, когда все тело юноши напряжено, и кажется, что через мгновение он распрямится, а брошенный сильной рукой брон­зовый диск полетит на далекое расстояние. Талантливый афинский скульптор середины V века до н. э. сумел с удивительной точностью передать движение атлета и раскрыть в нем способность человека к активному, волевому, героическому действию.
Замечательная бронзовая статуя обнаженно­го борца, найденная вместе с парной ей фигу­рой при раскопках Геркуланума, представляет атлета в характерной позе, перед началом схватки. Поединок происходил в Олимпии на площадке, посыпанной толстым слоем песка. В отличие от современной борьбы древние ат­леты боролись не на ковре, а стоя, и для побе­ды нужно было бросить противника на песок трижды. Неизвестный скульптор изобразил бор­ца с атлетически тренированной фигурой, силь­ными руками и цепкими пальцами, словно под­стерегающим малейший просчет соперника. Сама поза борца передает напряженное ожида­ние и стремительную энергию юного атлета.

В изображениях кулачных бойцов художни­ки подчеркивали массу тела, состоящего, ка­жется, из одних мускулов. В древнем кулач­ном бою не, было деления по весовым катеториям, на раунды или победы по очкам. Схватка шла до тех пор, пока один из соперников не повергал другого на землю. В рисунке на краснофигурном килике V века до н. э. хорошо за­метны те кожаные ремни, которыми древние атлеты оплетали руки от локтя до кисти и пе­ревивали пальцы вместо современной боксер­ской перчатки. На вазе представлены юноши с высоко поднятыми руками, которые обмени­ваются ударами. У них характерная для древ­них кулачных бойцов поза: левая рука устрем­лена к противнику на уровне его лица, а пра­вая, согнутая в локте, готова нанести ему удар. Бойцы не стараются защищать грудь, так как в древности удары по корпусу считались непрофессиональными и, возможно, были вооб­ще запрещены. Любопытной особенностью боя было право бойца, сбившего с ног соперника, наносить удары лежащему, если тот не при­знал своего поражения.

К числу самых интересных и наиболее зре лищных состязаний древних Олимпийских игр принадлежал панкратий, сцену которого изо­бразил на краснофигурном килике афинский вазописец начала V века до н. э. Участники это­го вида атлетики, не знающего параллелей в современном спорте, выходили обнаженными на площадку, посыпанную песком, и стреми­лись любым приемом сбить соперника с ног. Атлеты высокого роста, с длинными руками предпочитали приемы кулачного боя, коренас­тые использовали ловкие захваты и мгновен­ные броски. Победу в панкратий, который, по меткому выражению поэта Пиндара, требовал «силы льва и хитрости лисицы», одерживали, бросив противника наземь, как правило, с по­мощью болевого приема. Художник, запечат­левший схватку панкратиастов, подметил, как один из них сворачивает сопернику челюсть, что разрешалось правилами, тогда как другой применяет запрещенный прием - давит на глаз противника. Это видит судья и, взмахнув раздвоенной палкой, останавливает схватку.

Проверкой выносливости и мужества буду­щих воинов служил бег в тяжелых доспехах на два стадия, что составляло около 400 метров. Одного из участников этого состязания изобра­зил на дне краснофигурного килика афинский художник начала V века до н. э.

Рисунки на вазах переносят нас и на иппод­ром древней Олимпии, где происходят конные состязания. Наездники, сидящие на породис­тых скакунах, без седла и стремян, проскакав половину дистанции, ловко прыгали с лошади и старались, не отставая от нее, добежать до финиша. Бывало, что резвый скакун сбрасывал всадника у поворотного столба, как видно на рисунке Сизифа. Позу наездника в этом состя­зании прекрасно передал греческий скульптор III века до н. э. в бронзовой статуе мальчика, найденной на дне моря, у маленького островка Антикифера. Он был представлен скачущим на лошади (фигура ее не сохранилась).

Гонка колесниц, один из эпизодов которой запечатлен на чернофигурной амфоре VI века до н. э., была самым опасным состязанием древних Олимпиад. Ее участники должны были пройти двенадцать кругов по ипподрому, что составляло дистанцию около 13 километров. Наибольшую сложность представляли поворо­ты, где многое зависело от искусства возни­чего. Если колесница поворачивала слишком близко от столба, она могла врезаться в него. Нередко у поворотного столба сталкивались не­сколько колесниц, и возничие гибли. Победу в гонке присуждали не возничему, а хозяину упряжки, как правило, богатому и знатному рабовладельцу.

Торжественную церемонию награждения олимпионика - чемпиона древних Олимпий­ских игр мы видим на краснофигурной вазе VI века до н. э., где судья завязывает на голове атлета пурпурную повязку и вручает ему ветвь пальмы - «пальму первенства», знак победы на состязаниях. В последний, пятый, день ат­лет получал из рук главного элланодика олив­ковый венок, сплетенный из ветвей священного дерева, которое, по преданию, посадил Геракл и которое росло перед храмом Зевса Олимпий­ского.

Знакомясь со статуями олимпийских победи­телей и вазами, запечатлевшими их подвиги, мы еще лучше осознаем прекрасные и вдохно­венные слова Пиндара:

«Нет более славной по­беды, чем победа на Олимпийских играх».

Б. РИВКИН