Виды и формы научной коммуникации. Актуальная необходимость научной коммуникации Сущность и виды научной коммуникации

Научная коммуникация – это совокупность видов и форм профессионального общения в научном сообществе, а также передачи информации от одного участника к другому. Наличие коммуникации как формы информационного обмена между членами научного сообщества всегда признавалось существенной характеристикой научной деятельности, но объектом специального анализа она становится лишь в конце 50-х начале 60-х годов XX века. Благодаря деятельности американского науковеда Д. Прайса и его школы была развита особая область исследований науки, получившая название наукометрия . Основной задачей наукометрических исследований считалось рассмотрение структуры и особенностей информационных фондов науки, а также основных направлений профессиональной коммуникации в науке. При этом соответствующую интерпретацию получили практически все основные информационные процессы в науке, начиная с массива научных публикаций и важнейших информационных мероприятий (конференции, симпозиумы, конгрессы и т.д.) и кончая функционированием системы научно-технической информации.

Изучение коммуникаций в науке позволило обосновать несколько моделей их описания. Выделяют познавательные модели научной коммуникации, в которых акцентируется внимание на когнитивно-информационных аспектах научной деятельности и основной задачей научного сообщества считается максимально возможное приращение фонда имеющейся информации. Существуют также социально-организационные модели научной коммуникации, выделяющие в качестве приоритетных стратификационные моменты в реальном общении ученых. Различают следующие формы научной коммуникации:

1.Формальная и неформальная коммуникация . Первая предполагает документальную фиксацию научного знания в виде статьи, монографии или иной публикации. Вторая базируется на таких технологиях общения, которые не требуют письменного оформления и последующего воспроизведения в научной литературе, либо электронных средствах информации.

2.Устная и письменная коммуникация . В связи с этим разделением важно зафиксировать основные формы трансляции в культуре, в значительной мере определяющие исторически конкретные типы взаимодействия ученых, как в структуре научных сообществ, так и в более широких социальных контекстах. Начиная с XVI века, когда было изобретено книгопечатание в Европе, главной формой закрепления трансляции знаний в науке становится книга. В ней, как правило, не только излагались определенные научные результаты, но и содержалось их развернутое и систематическое обоснование. В таких фолиантах были представлены как конкретные научные сведения о различных явлениях и процессах, так и их философская и мировоззренческая интерпретация, а также принципы и формы включения научных знаний в существующую картину мира. Так работали все выдающиеся ученые того времени: Галилей, Ньютон, Декарт, Лейбниц и др. По мере развития науки и расширения ее предметного поля возникает следующая фаза научной коммуникации – систематическая переписка между учеными, которая осуществлялась преимущественно на латинском языке и посвящалась обсуждению путей и результатов научных исследований. Впоследствии переписку между учеными как форму трансляции знания заменяет статья в научном журнале. По мнению Д. Прайса, уже к XVIII в. научные журналы значительно потеснили книги. В современных условиях информационные технологии и глобальные коммуникационные сети существенно изменяют основные формы трансляции знаний и, соответственно, возможности для их хранения, обработки и передачи как внутри профессиональных сообществ, так и за их пределами.

Нет сомнений в том, что сделать открытие в науке — дело важное и нелегкое. Не менее важно сделать его достоянием общественности и внедрить в практику, сделать полезным. Какие пути и средства для этого существуют, какие препятствия обычно встречает новация, какие трудности встают перед ее разработчиками? Рано или поздно об этом задумывается любой ученый.

Наука как часть человеческой культуры

Существование обычного человека, человеческого сообщества немыслимо без внедрения в его жизнь научных открытий и изобретений. Мы пользуемся ними во всех сферах жизни. Наука дает нам возможность развиваться интеллектуально, физически, творчески. Ее открытия используются в здравоохранении, образовании, промышленности, сельском хозяйстве, буквально во всех сферах жизни общества. Из года в год растет качество и количество материальных благ.

Однако, несмотря на очевидную ценность научных открытий для нашей цивилизации, в средствах массовой информации можно встретить такое мнение: новейшие научные открытия в области вооружения — прямой путь к уничтожению человечества в случае мировой войны. Кроме того, интенсивное использование природных ресурсов истощает природные запасы, приводит к необратимому загрязнению окружающей среды. В случае перехода некоторой «красной черты» неизбежна глобальная катастрофа, следствием которой будет полное вымирание человечества.

Международная научная ученых разных стран по вопросам глобальной безопасности), надо надеяться, сможет найти пути и средства предотвращения этих угроз существованию человечества.

История возникновения научной коммуникации

Общение специалистов по вопросам их научной работы происходило всегда, даже в древние времена. Доказательство тому — существование античных философских школ, где древние мыслители еще в VII-VI веках до нашей эры обменивались мнениями о своих работах, спорили, искали истину.

Имеются неопровержимые доказательства того, что и в Древней Руси существовали школы для людей «всякого звания». Русские писцы и чтецы славились и за пределами страны. К преподаванию в этих школах и училищах допускались только духовные лица после проверки их знаний и поведения.

Конечно, в те времена понятия о научной коммуникации, о путях распространения научных знаний еще не было, хотя фактически она уже существовала. Только во 2-й половине XX века особенности процесса обмена научной информацией стали предметом отдельного изучения.

Значение коммуникации в науке

Общение профессионалов в научных сообществах — непременное условие развития научной теории и практики. Научная коммуникация — это творческое взаимодействие ученых, обмен информацией по общей проблеме:

  • позволяет выявить новые подходы к ее содержанию;
  • найти новые методики изучения;
  • правильно интерпретировать полученные теоретические данные и практические результаты;
  • увидеть новые перспективы исследования и применения научных результатов;
  • стимулирует творческое сотрудничество и соавторство научных работников;
  • позволяет быстро перестроить направление, содержание научных усилий в случае определения наиболее перспективных линий исследования;
  • привлечь новые научные кадры, выявить наиболее талантливых исследователей из числа молодых ученых.

Международная научная коммуникация объединяет ученых разных стран для решения общечеловеческих, глобальных, проблем: экологических, медицинских, межнациональных, политических и т. д.

Каналы научной коммуникации

Обмен осуществляется различными путями.

  1. Личные, непосредственные, связи — беседы, доклады и дискуссии, письма. Происходит очное обсуждение проблемы, совместный поиск новых научных аспектов.
  2. Тиражирование, распространение научных знаний в специальных журналах, книгах — опосредованный обмен научными данными.
  3. Связи смешанные: на конференциях, научных выставках, презентациях используются и личное общение, и обмен научными публикациями, материалами, демонстрация опытов, их обсуждение, оценка.
  4. Научно-технический прогресс дал возможность общаться ученым с помощью телефона, Интернета.

Их контакты по характеру бывают официальными, формальными, адресными, межличностными и, наоборот, неофициальными, неформальными, безадресными, безличностными. Современные научные коммуникации предоставляют ученым широкие возможности для профессионального общения.

Перспективы развития

Решение проблем научных коммуникаций расширяет границы их развития. Одна из проблем — неумение ученых своевременно и понятно рассказать о сути своих открытий и изысканий, о перспективах использования научных наработок. В результате полезные, необходимые труды годами пылятся в личных архивах.

Другая проблема: практически отсутствуют опытные научные коммуникаторы — специалисты по созданию и поддержке межнаучных контактов. Они могли бы профессионально наладить разнообразные внутренние и внешние связи мирового научного сообщества, разработать разнообразные и интересные формы и методы популяризации науки и ее отдельных представителей.

Научная коммуникация — это и взаимодействие ВУЗов с так называемыми целевыми аудиториями. Интерес вызывают публикации, адресованные представителям конкретных специальностей в промышленности, сельском хозяйстве. Организуются научные конференции, где происходит обмен опытом, знакомство с новыми разработками. Научное сообщество активизируется в продвижении своих достижений, используя разнообразные коммуникационные форматы.

Научные знания — в массы

В настоящее время пристальное внимание в научном мире уделяется совершенствованию контактов науки и социума.

Вопросы популяризации науки, формирования научного видения мира у населения, поиск точек соприкосновения научных коммуникаций с социальными коммуникациями — важные направления развития науки. Но и здесь существуют нерешенные задачи.

Например, ученые не испытывают необходимости рассказывать широким массам о своей работе, не заинтересованы, поскольку это никак не влияет на их научную карьеру. Журналисты не стремятся получать научные сведения об открытиях от самих их разработчиков. Они плохо владеют научной терминологией, не умеют популярно изложить научный материал. В результате население получает обрывочную, расплывчатую информацию не из первых рук, порой существенно искаженную.

То есть, проблемы развития средств научной коммуникации существуют и на внешнем, и на внутреннем уровнях.

Развитие межкультурных и научных связей

Существует необходимость совершенствования форм и содержания межкультурной научной коммуникации. Современные народы активно используют чужой национальный опыт во всех сферах жизни и так же активно предоставляют собственный для изучения и использования.

Межнациональное общение - это одно из средств познания мира, но достаточно сложное, так как связано с разницей в традициях, с личными представлениями (не всегда объективными) о людях другой национальности, с особенностями понимания и толкования языковых кодов.

Межкультурная научная коммуникация занимается проблемами общения научных кадров разных стран, популяризацией отечественной науки во всем мире. Молодые люди выезжают за границу для обучения в престижных вузах и затем, возвращаясь на родину, внедряют в жизнь новейшие достижения мировой науки, рассказывают о культуре других народов.

Научная коммуникация — это общение ученых разных стран на личном и общественном уровне, обмены кадрами между вузами, стажировки, научные конкурсы, совместные научные разработки, издание печатных материалов. Перед субъектами культурной и научной коммуникации встает задача овладения иностранными языками с учетом их смысловых конструкций. Это поможет избежать искажений смысла при переводе устного или письменного текста с одного языка на другой.

Итак, подведем итоги…

В настоящее время научная коммуникация — это способ налаживания взаимодействий внутри и вне научных сообществ. Она имеет свои цели и задачи, формы и методы функционирования. Ее важность признана на разных уровнях государственной власти, поэтому предпринимаются существенные меры для развития.

В 2016 году создано профессиональное сообщество - ассоциация коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН), целью которого заявлено развитие сферы научных коммуникаций в России. Именно с этого времени стали всерьез обсуждаться вопросы подготовки специалистов новых профессий - научных коммуникаторов, научных пресс-секретарей, музеологов, медиаменеджеров.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия История, философия, социология

ВИДЫ КОММУНИКАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

З.В. ГЛАДКОВА

Статья представлена доктором философских наук, профессором Гараниной О.Д.

Определяется значение коммуникации в современной науке, рассматриваются виды коммуникаций: формальные, полуформальные, неформальные.

Ключевые слова: коммуникативность, научная коммуникация, научное сообщество, научная деятельность.

Коммуникация, информация и научные знания сегодня рассматриваются как движущие силы прогресса, содействующие повышению уровня и качества жизни. Информационно-коммуникационные технологии, будь то традиционные или современные их формы, предоставляют людям во всем мире новые и надежные возможности развития. Вместе с тем, некоторые страны, и, прежде всего, наименее развитые, не имеют полноценного доступа к информации и к информационным обменам, что резко снижает их шансы на перспективы долгосрочного и устойчивого развития.

Проблема коммуникативности исследуется сегодня в различных направлениях и аспектах. Во-первых, как передача информации с помощью различных социальных институтов и структур, в первую очередь СМИ, которые собирают, перерабатывают и распространяют информацию. Следствия этого процесса самые разнообразные - от прямой передачи информации до воздействия на сознание и поведение участника коммуникации. Одно из социальных последствий этого процесса - возникновение «второй реальности», символической, виртуальной, замещающей саму действительность и выдающей себя за нее. Безусловно, такого рода коммуникативность оказывает значительное влияние на существование и развитие наук об обществе и культуре, по сути, отбирая их базовую функцию «фабрики смыслов», реализуемую через систему образования. Во-вторых, коммуникативность исследуется как профессиональное общение внутри наук, в том числе социально-гуманитарных, где главными коммуникационными структурами являются научные сообщества, кафедры, лаборатории, институты, публикации, экспертизы, конференции, симпозиумы, семинары, системы научно-технической информации, а также «невидимые колледжи» - неформальные объединения, личное общение конкретных ученых.

Научные коммуникации являются средством популяризации результатов научной деятельности и активизации процессов обмена новыми знаниями. Р. Мертон в статье «Наука и демократическая социальная структура» (1942) предложил концепцию устойчивого и универсального этоса науки - совокупности поведенческих нормативов, общеобязательных для научного сообщества . Одним из основных нормативов научной деятельности по Мертону является коллективизм. Этот императив предписывает ученому незамедлительно передавать плоды своих трудов в общее пользование, то есть сообщать свои открытия ученым тотчас после проверки, свободно и без предпочтений. Научные открытия являются продуктом социального сотрудничества и принадлежат сообществу. Предъявление научному сообществу достигнутых научных результатов и реализация принципа коллективизма осуществляется в процессе научных коммуникаций.

Как известно, к средствам научных коммуникаций относят всевозможные формы обмена и распространения научной информации: различные способы издания научной литературы, живое общение, средства связи. Традиционные (или классические) средства научных коммуникаций обычно подразделяют на формальные, полуформальные и неформальные .

Формальные и полуформальные коммуникации - это документальные источники информации. К ним относятся, прежде всего, формальные документы, официально опубликованные в научных изданиях: журнальные статьи, сборники научных трудов, материалов конференций, монографии. Полуформальные документы - это рукописи, препринты, научные отчеты, текстовые сообщения и т. д.

Неформальные коммуникации связаны с общением и разнообразными формами обмена опытом. Можно выделить такие основные виды неформальных коммуникаций:

Личное общение узкого круга специалистов, занимающихся одной и той же задачей;

Специальные семинары, конференции, симпозиумы, охватывающие более широкий круг специалистов, зачастую представляющих несколько смежных наук;

Написание ведущими специалистами статей, учебников и научно-популярных книг, ориентированных на широкую аудиторию учащихся, студентов, специалистов, ученых.

Необходимо подчеркнуть важность использования всего спектра возможных средств для достижения основных целей научных коммуникаций: развития науки и образования, повышения квалификации специалистов, развития новых технологий.

Основным результатом научной деятельности, циркулирующим в научных коммуникациях, является новое научное знание. Оно фиксируется, прежде всего, в новых публикациях и диссертационных работах. На определенном витке «жизненного цикла» научное знание, представленное в первоисточниках, переходит из разряда результатов в разряд средств научных коммуникаций, создавая информационноресурсную и коммуникационную основу для дальнейшего развития науки.

В процессе развития общества и научного знания изменяются все компоненты научной деятельности: изучаемые объекты, средства и методы исследования, а также формы научного информационного обмена, методы разделения и кооперации научного труда и т. д. Уровень технико-технологического развития общества определяет как набор средств, так и формы представления результатов научной деятельности, обусловливая возникновение новых моделей научного информационного взаимодействия.

В современной науке требуются новые методологии проведения семинаров, конференций, круглых столов в реальном пространстве. В этой связи возникает также задача конструирования коммуникативных команд и проектных групп.

В настоящее время происходит объединение таких сфер деятельности, как бизнес и наука. В результате происходит заимствование из бизнес-менеджмента некоторых современных технологий управления, таких, как проектирование рабочих групп, построение сетевых организаций, управление проектами. Методы, разработанные в теории организации и теории организационного поведения, могут быть задействованы для моделирования наиболее успешных стратегий и подходов в организации, представляющей научный проект.

Если рассматривать научные дисциплины с точки зрения теории организации социальных систем, можно сделать вывод, что дисциплинарная наука внутри каждой дисциплины имеет сетевую структуру, характеризующуюся такими свойствами, как :

Децентрализованное управление;

Неформальные отношения;

Горизонтальные связи;

Самоорганизация.

Коммуникативные сети всегда существовали в рамках отдельных дисциплин, и именно они определяли то или иное дисциплинарное единство в системе науки. Современная ситуация в системе научного знания способствует развитию единого междисциплинарно-сетевого пространства, которому должны быть присущи все перечисленные свойства сетевой организации.

На современном этапе становления информационного общества в условиях развития информационно-коммуникационных технологий появились новые средства научных коммуникаций, которые развиваются в электронной среде. Прежде всего, это средства глобальной компьютерной сети - Шег^. Новые формы представления информации в этой среде - это разнообразные цифровые форматы: от текстовых до мультимедийных. Цифровое представление информации открывает широчайшие возможности фиксации, обработки, передачи и хранения информации; обеспечивает многообразие визуализации данных, интеллектуализацию обработки, переносимость форматов и компактность хранения, предоставляет широкий набор инструментальных средств для дистанционного доступа, передачи информации, а также интерактивного общения.

Электронный текст, существующий в сети Интернет в форме гипертекста, - это не просто источник знаний, но и коммуникативный элемент одновременно. Любой источник информации, вписанный в по-ликонтекстуальную и интердисциплинарную структуру сети, непредсказуемым образом сразу попадает в ее интердисциплинарный контекст, актуализирует новые смыслы, порождает новые связи.

Ныне принято говорить, что время одиночных научных талантов безвозвратно ушло в прошлое, что идеи производят теперь исследовательские «комбинаты» и целые «фабрики» знаний. Это суждение верно лишь в том смысле, что ныне изменился характер отношений между индивидуальным и коллективным творчеством.

Острая потребность в непосредственном личном общении между учеными осознавалась ими с тех пор, как возникла сама наука. Представление ученым новых идей, критика и одобрение этих идей на су-

де своих коллег являются важным фактором, как в развитии научных идей, так и в моральном стимулировании ученого.

Специфика общения в науке обусловливается самой природой творческой деятельности, неудовлетворенностью существующим уровнем научного познания и коллективными действиями, направленными на его приращение. Научное познание и научное общение неразрывно связаны. Наука - это постоянное столкновение идей, внутренний спор и спор прямой, непосредственный. Без научного общения нет науки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баркова О.В. Формирование электронной библиотеки как направление развития научных коммуникаций [Электронный ресурс] // Б-ки нац. акад. наук: пробл. функционирования, тенденции развития. - Электрон. дан. (1 файл). - Киев, 2GG5. - Вып. 3. - Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/articles/2GG5/G5bovrnk.html. - Загол. с экрана.

2. Мирская Е.З. Р.К.Мертон и этос классической науки // Философия науки. -Вып. 11: Этос науки на рубеже веков. - М., 2GG5.

3. Москалев И.Е. Сети научных коммуникаций: междисциплинарный подход // Философия науки. -Вып. 11: Этос науки на рубеже веков. - М., 2GG5.

4. http://typo38.unesco.org/ru/unesco-home/unesco-themes/ci.html.

TYPES OF COMMUNICATIONS IN MODERN SCIENCE

The types of communications (formal, semiformal and nonformal) in modern science are presented.

Гладкова Зоя Владимировна, окончила МГТУ ГА (2008), аспирантка МГТУ ГА, автор 2 научных работ, область научных интересов - социальные коммуникации, философия науки.

Коммуникация в науке, совокупность видов профессионального общения в научном сообществе, один из главных механизмов развития науки, способа осуществления взаимодействия исследователей и экспертизы полученных результатов.

Уже в Средние века были предприняты усилия по процедурному оформлению процесса научной коммуникации. В десятках европейских университетов трактат или критические заметки, подготовленные одним из схоластов, переписывались и отправлялись всем заинтересованным в дискуссии коллегам. Тем самым были заложены основы системы оперативной связи, согласованных действий и самоорганизации научных сообществ.

Массированное изучение научных коммуникаций социологами, психологами, специалистами по информатике и др. в конце 50-х – начале 60-х гг. было связано с поиском возможности интенсифицировать исследовательскую деятельность, справиться с так называемым “информационным взрывом” удовлетворить отчетливую потребность в организационной перестройке американской науки в послевоенных условиях. При этом коммуникационную интерпретацию получили практически все информационные процессы, происходящие в современной науке, начиная с массива дисциплинарных публикаций и важнейших информационных собраний (конференции, симпозиумы, конгрессы…) и функционирования мощных систем научно-технической информации и кончая личными контактами ученых по поводу мелких эпизодов исследовательской деятельности.

И хотя эта масштабная комплексная программа не получила такой известности, как “Манхэттенский проект” или “Геном человека”, в процессе ее реализации были получены серьезные результаты исследований, во многом определившие основные направления исследования науки и практики ее организации во второй половине ХХ века.

Во-первых, изучение коммуникаций в науке имело большое методологическое значение, так как в них удалось свести в единую картину данные, полученные в ходе эпистемологических, социологических, информационных и социально-психологических исследований.

Представления, а главное, массивы эмпирических данных о развитии знания в процессе взаимодействия исследователей оказались настолько интересными, что их интерпретация в понятиях различных дисциплин в значительной мере стимулировала формирование в 60-х - 70-х гг. таких направлений исследования, как изучение научных революций в постпозитивистских концепциях, новые подходы к социально-психологическим особенностям научного творчества, науковедение, информатика и др.

Во-вторых, была выявлены основные коммуникационные структуры, которые позволяют в считанные недели подключить к срочной экспертизе важного исследовательского результата практически всех участников мирового научного сообщества данной дисциплины. Эти, как правило, двухуровневые структуры включают сравнительно небольшую группу признанных лидеров, находящихся в постоянном деловом общении, и их сотрудников и аспирантов, получающих значительную часть информации через лидеров и обеспечивающих ее оперативное обсуждение.

Одним из примеров коммуникационного взрыва такого типа в последние годы могут служить сотни семинаров по высокотемпературной сверхпроводимости, прошедшие в течение нескольких недель во всем мире. Основная информация, подвергавшаяся обсуждению, была получена в ходе оперативной коммуникации. При этом информация не искажалась, а все авторские приоритеты участников обсуждений были четко зафиксированы научным сообществом.

В-третьих, была получена систематическая картина обработки знания сообществом на наименее изученном этапе - между получением результата и его публикацией. Процедуры и события экспертизы знания в предпубликационный период позволили существенно продвинуться в теоретическом и эмпирическом исследовании важнейших процессов творческого взаимодействия ученых.

Впечатляющим прикладным результатом реализации этого подхода явилось создание в Филадельфийском институте научной информации системы указателей научных ссылок (Science Citation Index, Social Science Citation Index и т.п.) - одной из самых эффективных информационных систем современной науки.

В-четвертых, выяснилась зависимость интенсивности коммуникаций от состояния работы над проблемой. На этой основе получила теоретическое обоснование и эмпирическое подтверждение введенная в научный оборот Д.Бернало и Д.Прайсом гипотеза о невидимых колледжах - самоорганизующихся коммуникативных объединениях исследователей, работающих над новой перспективной проблематикой.

На материале ряда эмпирических исследований (в анализе сочеталось изучение историко-научных свидетельств, информационных потоков, анкетных опросов и интервью) были выделены (Н.Маллинз, Б.Гриффит ) четыре фазы, через которые проходит научная специальность (термин, обозначающий содержательно и организационно оформленное объединение внутри некоторой крупной дисциплины) в своем становлении: нормальная фаза, коммуникационная сеть, сплоченная группа, специальность. Для каждой из этих фаз характерны специфические структуры взаимодействия, эволюционирующие от коммуникации через сотрудничество к соавторству и, наконец, к ученичеству.

В-пятых, представления о становлении и развитии новых направлений и специальностей в фундаментальной науке послужили основой для пересмотра базовых моделей динамики исследовательского фронта в целом. Эта динамика моделировалась теперь на основе оценки перспективности новых идей и подходов и быстрой перегруппировки исследовательских усилий. В зависимости от реальной плодотворности нового направления оно либо превращается в формализованную научную специальность (организуются кафедры, лаборатории, начинается стандартная подготовка студентов), либо по мере исчерпанности проблематики исследователи переходят в другие более перспективные направления.

Информация, полученная в исследовании научных коммуникаций, выступила научным обоснованием “организационной революции”, которая произошла в науке США, а затем и наиболее развитых стран Западной Европы в 60-х гг. Государство перешло от административных методов управления научными организациями к финансовой и инфраструктурной поддержке фундаментальной науки: финансированию исследований через систему федеральных агентств (Национальный научный фонд в США и др.); укреплению инфраструктуры науки; широкому привлечению корпоративных структур научного сообщества (профессиональные научные общества, Американская ассоциация содействия науке, Ассоциация ректоров университетов и т.п.) для определения направлений развития науки.

В настоящее время аналогичные организационные усилия предпринимаются для формирования научного сообщества объединенной Европы.

Научная коммуникация - процессы и механизмы продвижения научных идей внутри научного сообщества и за его пределами, то есть в обществе, иными словами, это распространение научных знаний об окружающей действительности посредством различных каналов, средств, форм и институтов коммуникации.

Выделяют два этапа научной коммуникации: внутренний и внешний. На первоначальном, или внутреннем, этапе научной коммуникации субъектами коммуникации выступают ученые в рамках научного сообщества. Второй этап, внешний, характеризуется взаимодействием научного сообщества с широкой аудиторией, это трансляция научного знания в массовое сознание, то есть популяризация науки.

Целевые аудитории научной коммуникации

Научная коммуникация направлена на следующие основные целевые аудитории:

Ученые («лицом к лицу»)

Средства массовой информации, новые медиа, которые являются одновременно и аудиторией, и каналом коммуникации

Органы государственной власти (определяют приоритеты финансирования)

Представители бизнес структур (те, кто будет использовать открытия и изобретения науки)

Новые молодые «мозги» (молодые ученые, аспиранты, студенты, школьники)

Общественность (самая широкая аудитория)

Коммуникация внутри научного сообщества

Профессиональные научные общества обладают необходимыми информационными и организационными ресурсами, которые позволяют им привлечь специалистов к работе над наиболее значимой проблемой и продвигать научные идеи и разработки внутри научных кругов. На данном этапе внутренней научной коммуникации происходит обмен информацией между членами научного сообщества, а также оформление научной идеи в соответствие с научным методом и научными критериями в научную литературу. На данном этапе при научной коммуникации используется научный стиль языка, особое внимание уделяется эмпирической части работы. Форматом научной коммуникации внутри научного сообщества являются: а) непосредственные связи - личные беседы, очные научные дискуссии, устные доклады, семинары; б) связи, опосредствованные техническими средствами тиражирования информации, - публикации научных журналов, реферативных журналов, монографий; в) научные конференции, конгрессы, научно-технические выставки.

Популяризация науки

После стадии одобрения научной идеи в научном сообществе, научная коммуникация выходит на новый этап - этап популяризации. В рамках научной коммуникации научное сообщество выступает транслятором науки в широкие массы. Обладая необходимыми специальными знаниями, научное сообщество осуществляет их хранение и трансляцию в массы с помощью масс-медиа, которые являются посредником коммуникации между учеными и обществом в целом. Средством популяризации являются научно-популярные журналы, научно-популярные блоги, научные электронные библиотеки, образовательные передачи, выставки, научная музеология, фестивали науки. Для успешной внешней научной коммуникации важно адаптировать язык донесения информации, более того, акцент делается не на эмпирической части исследований, а на результатах деятельности, практической полезности и прогнозах.

Фальсификация в научной среде

Этика научных публикаций

Несоблюдение требований цитирования и ссылок на источники информации, использованные в работе, называется плагиатом. Сегодня в мире и в России созданы специальные компьютерные программы для проверки наличия плагиата в публикации, например Антиплагиат. В России при РАН создана Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований.

В связи с тем, что качество и значимость научной работы оценивается по количественному показателю индекса цитирования научных статей, имеют место случаи фальсификации наукометрических показателей (индекс Хирша, импакт-фактор). Так например, в России в 2016 году группа ученых из Института экспериментальной и теоретической биофизики (ИТЭБ РАН), увеличивала наукометрические показатели с помощью вставки ссылок в чужие статьи. Подобные нарушения не регулируются законом, лишь этическими кодексами и нормами научной этики.

В ноябре 2009 года скандал под названием Климатгейт стал причиной провала климатической конференции ООН по изменению климата в Копенгагене. Раскрылось, что профессор Майкл Манн оказывал давление на редакции журналов и препятствовал публикации своих оппонентов, что противоречит научной этике.