Воронцовский дворец в Алупке – роскошное творение архитектуры XIX столетия, сохранившееся до наших дней. Воронцовский дворец (Алупка) - украшение южного Крыма

Курортный полуостров славится не только своими природными богатствами, по всей береговой линии разместились красивейшие имения имперской элиты. На Южном берегу Крыма, утопает в зелени вечно зелёных деревьев не просто дворец, а самый настоящий средневековый замок.

Здание возведено из камня вулканической породы, цвет которого зелёно-серый, называется он «диабаз». Строительство можно назвать уникальным и беспрецедентным, ведь рабочие при помощи самых примитивных орудий труда высекли из прочнейшей породы настоящий шедевр архитектуры. Шедевр этот — Воронцовский дворец. Алупка для реализации замысла была выбрана графом Воронцовым не случайно. Она была во владении целых трёх поколений одной династии.

Дворец прославил Алупку. Городок настолько мал, что его просто не было бы заметно среди прочих посёлков городского типа, которые вместила в себя Большая Ялта. А грандиозное имение делает населенный пункт желанным и узнаваемым в туристическом плане.

Архитектору удалось выстроить композицию, которая органично вписалась в ландшафт гор и буйства субтропической зелени южного побережья. Своими шпилями, дворец, словно повторяет формы самой красивой горы Крыма – Ай-Петри. Окончание грандиозной стройки выпало на 1848 год.


Будучи в Алупке, обязательно посетите одноименный дворец. Все экспозиции музея пронизаны утонченным вкусом и роскошью тех времен. Замок стоит, словно непреступный бастион, крепкий, надежный, высокий с узенькими окошками «бойницами».

Можно выдвинуть смелое заявление, предположив, что ансамбль Воронцова возымел колоссальное влияние на романтическую архитектуру в последующем столетии. Соседняя Ялта стала быстро пополняться всевозможными дворцами, которые и по сей день удивляют путешественников.

Национализация и оккупация

После кровопролитной революции, уже в 1920 году все «пережитки империи» были национализированы. Теперь родовое имение стало достоянием народным. Так продолжалось не долго. Во время боевых действий, германские оккупанты нанесли практически непоправимый урон музейному комплексу, вывезя с полуострова бесценные предметы искусства. А в те времена таковыми предметами было всё, начиная от столовых приборов, заканчивая живописью и предметами мебели.

Какое счастье, что фашисты не успели сравнять с землёй дворец, а ведь таковой замысел имел место быть. По всей видимости, имение охраняет счастливая звезда Воронцовых, и по сей день музейный комплекс процветает. Большое количество научных сотрудников, хранителей и реставраторов ведут кропотливую работу, в настоящий момент, время, будто застыло в выставочных залах, экспонаты содержатся в идеальном состоянии.

А в музейных «фондах», сокрытых от любознательных глаз туристической толпы, стоит глобус Михаила Семёновича. Этот земной шар не простой, на нём Аляска — Российская!

Удивительные комнаты

Есть во дворце некая лазурная комната, она так и называется «Голубая гостиная». Комната просто небывалой красоты, кажется, что таких помещений просто не может быть на земле. На стенах небесного цвета вручную вылеплены белоснежные цветы. Примечательно, что ни один узор по всей достаточно объемной кубатуре комнаты не повторяются. Гармонично дополняет альянс белоснежный рояль и роскошный белый гарнитур с позолоченными вставками.

Видео: Дворец с высоты птичьего полета

У графа был кабинет в китайском стиле, очень занимательный объект на экскурсии. Так сразу и не поймёшь, выписывал ли хозяин мастеров из Китая или это наши умельцы потрудились в стиле страны восходящего солнца.

Да много всего еще интересного есть во дворце: «ситцевая комната», замечательные картины, камины и роскошь, много роскоши. А сколько фильмов снималось в здешних королевских покоях!

А в помещении большого обеденного зала потолки из дерева, здесь до сих пор стоит необыкновенный запах древесины, наверняка, так пахло и в те времена, когда именитые хозяева еще проживали в своём дворце.

Великолепные скульптуры

Скульптуры, выполненные итальянским мастером Д.Бонанни и его подмастерьями из каррарского мрамора, можно назвать едва ли не чудом света. Подход к дворцу с моря защищают цари зверей – огромные белоснежные львы. Особенно восхищает «спящий» лев, словами не передать, как он прекрасен, как в нём воплощены благородство, сила, мудрость и каким он кажется уязвимым, когда спит.

Этот самый лев не случайно изображен на путеводителях, календарях, открытках, эмблемах, сайтах, гербах и так далее, он является визитной карточкой Крыма наряду с замком «Ласточкино гнездо».

На «Южных террасах» дворца есть и другие скульптуры, все они, словно магнитом притягивают туристов. Эти идеальные каменные изваяния манят, просто невозможно пройти мимо и не запечатлеть их на фото. Кто-то то и дело пытается оседлать одного изо львов, но строгие смотрители сразу пресекают эти порывы.

Зимний сад

Чудеса искусных мастеров прошлых столетий не перестают удивлять, одной из выставочных зал является зимний сад. Этот самый сад, как десерт, экскурсоводы оставляют на самый конец «лекции». Тут царит особый микроклимат, плещется вода из миниатюрного фонтана, летом можно спрятаться от обжигающего зноя.

Хотя резиденция была задумана как летняя, отдавая дань моде, граф распорядился организовать «зелёный уголок» на манеру тех, что разбивались в замках Англии. Тут много зелени, пальм, но на себя во всей этой изумрудной листве обращают внимание белоснежные, как будто античные статуи.

Самые бурные овации срывает скульптура «девочка». Выполнена статуя из каррарского мрамора скульптором Корбеллини. Вряд ли Вы встречали что-то подобное ранее. Работа настолько тонкая, что у девочки видны даже поры на коже! А когда смотришь ей в глаза, кажется, что она живая, никогда еще скульпторы того времени не высекали зрачки. А какие кружева у девчушки на платье! Это же мрамор, в голове не укладывается, как мастер еще и строчки на одежде показал и даже лёгкую помятость ткани!

Альгамбра – дань турецкому хану

Если с северной стороны дворец выглядит как замок, то южная сторона, та, что обращена лицом к Турции, выполнена в восточном стиле. Портал южного входа походит на мавританский дворец – Альгамбру. Граф Михаил Воронцов велел написать секретное послание мусульманам в виде повторяющейся шестикратно надписи «Нет победителя, кроме Аллаха».

Цены на экскурсии

Цена билета в алупкинском дворце вполне приемлема. Посещение парадных залов для взрослого обойдется в 300 рублей, студенту в 150, а ребёнку всего в 70 рублей.

Фотосъемка, как и видео, производится на платной основе, хотите сделать репортаж – добро пожаловать в кассу на оплату.

Шуваловский флигель

Дополнительно можно посетить очень самобытный флигель, тут проживала чета Шуваловых. Здесь осталось множество личных вещей и убранства именитых жильцов. Слегка даже удивляют сравнительно скромные по площади помещения.

Самой трогательной комнатой можно назвать личный кабинет Софьи Михайловны, дочери графа. По всевозможным мелочам становится понятно, что она была истинной светской дамой, которая следит за собой. Заглянуть в будуар графини очень занимательно. Софья очень любила Алупку, была к ней бесконечно привязана.

А в портретной комнате вывешена серия картин с изображенными на них членами династии Воронцовых. Лоск, шик мундиров, блеск орденов, достоинство во взгляде, вот, характерная черта, просматривающаяся во всех портретах.

Воронцовский парк

Если дворцовые экскурсы Вас совсем не прельщают, то всё же не стоит отказывать себе в удовольствии и побывать в местном парке. Здесь могучие деревья помнят прогулки графской семьи. Могучие платаны защищали от солнца своими раскидистыми ветвями и широченными листьями. И по сей день деревья прячут разгоряченных туристов от раскаленного южного солнца.

Если Вам захочется узнать об истории создания, трудностях и победах при разбивке парка, то можно пойти гулять с организованной группой. Экскурсионное сопровождение стоит всего 100 рублей, детям и учащимся ВУЗов – 70.

Если нет желания ходить по парку пешком, можно проехать по нему на электромобиле. Эта услуга стала предоставляться сравнительно недавно, но пользуется спросом. Другого автотранспорта на территории не встретить, поэтому парк можно причислить к разряду «эко-парков».

Кстати, территория зелёных насаждений, просто, немыслимая по своим размерам, за день парк не обойти.

Лучшие фотосессии здесь!

За оговоренную плату можно договориться о проведении самой романтичной выездной церемонии бракосочетания. Соединиться узами семьи в одном из красивейших мест в Крыму – мечта многих.

А какие здесь получаются шедевральные фотосессии! Точно лучшие в Алупке, да что в Алупке, во всем Крыму! Места, пропитанные духом исключительного вкуса и элегантности – вот что делает снимки особенными.

Обязательно приезжайте в Крым в Воронцовский дворец, он должен непременно оказаться в списке достопримечательностей, намеченных к осмотру.

Великолепное строение, созданное в эпоху романтизма, удивляет и поражает современного человека своеобразием архитектурных форм. Интересное стилевое решение, оригинальная планировка, величайшее мастерство, с которым выполнены стены и вся отделка внутренних покоев, восхищает уже несколько поколений ценителей прекрасного.

В Крыму - ценнейший памятник истории и архитектуры. При его создании так искусно использован местный ландшафт, что создается впечатление, что строение является продолжением самой природы.

М. С. Воронцов - российский государственный деятель

Михаил Семенович родился в 1782 году в России, но уже через год мальчика увезли в Англию, куда его отца направили послом. Следующая встреча молодого графа с Родиной состоялась через долгих восемнадцать лет. Воронцов полюбил «старую добрую» Англию - семья тесно общалась с английским обществом.

Приехав в Россию, граф старался воскресить воспоминания об Англии. Девятнадцатилетний юноша активно включился в общественную и политическую жизнь страны - участвовал в турецких и антинаполеоновских войнах. Отмечен государственными наградами за храбрость, отличился отвагой в сражениях под Бородино и Смоленском. В тридцать три года, получив чин генерал-лейтенанта, руководил Парижским русским оккупационным корпусом. В тысяча восемьсот двадцать третьем году получил должность генерал-губернатора Новороссийского края, а затем - Кавказа. В 1854 году был удостоен высокого звания генерал-фельдмаршала.

Служба в Новороссийском крае

Когда Крым был присоединен к России, царское правительство стало щедро раздавать земли знаменитым военным, чиновникам разных уровней, знатным вельможам. Но полное бездорожье, дороговизна содержания и перевоза сюда крепостных замедлили развитие региона. М. С. Воронцов являлся крупным землевладельцем. На юге Крыма ему принадлежали Массандра, Ай-Даниль, Алупка, Гурзуф. Свое главное имение в Алупке он решил превратить в летнюю резиденцию.

В 1824 году он начал масштабное строительство в своей усадьбе и одновременно прокладывать дорогу от Симферополя к Южному берегу. Как утверждают историки, на строительстве работали 10000 солдат. В 1828 году началось возведение большого дворца, которое закончилось через десять лет, а отделочные работы продолжались до 1846 года.

Для обустройства своих крымских владений Воронцов начинает поиск зарубежных архитекторов, садовников, строителей разных специальностей.

Архитектор Эдуард Блор

Воронцовский дворец в Алупке создан по проекту знаменитого в те времена архитектора Эдуарда Блора. В молодые годы он посвятил себя изучению и восстановлению памятников старины. Позднее был приглашен на должность придворного архитектора Георга Четвертого, а затем и королевы Виктории. Он является автором некоторых элементов фасада крупных усадеб в Европе и Австралии.

Воронцовский дворец в Алупке

С западной стороны находится Главный подъезд ко дворцу. Въезжающего встречает настоящий феодальный замок - монументальные круглые сторожевые башни, совершенно глухие стены. Такими видят посетители двор хозяйственных построек, узкий и длинный средневековый проезд, который ведет к центральному зданию. Зубчатые высокие стены, окна-бойницы вызывают ощущение неприступности. Такое впечатление смягчается благодаря ажурному чугунному мостику, по которому когда-то шли крепостные музыканты на хоры столовой.

Воронцовский дворец в Крыму становится светлым, наполненным воздухом, после того, как вы входите в парадный дворик. Перед глазами всех входящих открывается великолепный пейзаж на фоне вершины Ай-Петри.

Архитектура

Воронцовский дворец в Алупке выдержан в стиле Тюдоров. Это английский шестнадцатого века, время перехода от готики к эпохе роскоши - Возрождению. Горный рельеф, безграничный простор моря - чудесный ландшафт, который характеризует Крым. Воронцовский дворец, вернее, его северный фасад, который обращен к Ай-Петри, выдержан в стиле готики. Плоские кровли, башни, шпили напоминают средневековый замок.

Воронцовский дворец, фото которого вы видите в этой статье, имеет более праздничный и нарядный южный фасад. В его оформлении использовались элементы восточной архитектуры. Это глубокая ниша, которая обрамлена двойной аркой в форме подковы. Она украшена лепными рельефами. Для того чтобы еще более усилить восточную архитектуру портала, на его фризе нанесена надпись на арабском языке. Воронцовский дворец в Крыму имеет много элементов восточной архитектуры, правда, с английской обработкой.

Особого внимания заслуживает «Львиная терраса» с красивой лестницей, которую строго охраняют шесть великолепных львов из белого цвета, выполненных итальянским скульптором Джованни Боннани. Они появились во дворце в тысяча восемьсот сорок восьмом году. Этим событием было ознаменовано окончание строительства дворца. Сегодня в сувенирной лавке возле дворца можно приобрести миниатюрные копии этих животных.

Воронцовский дворец в Крыму построен из крымской вулканической породы - диабаза, которая по составу очень близка к базальту. Его возводили потомственные камнерезы и каменотесы вручную, с помощью примитивного инструмента. Если вы приехали в Крым, в вашем экскурсионном графике обязательно должна быть Ялта. Воронцовский дворец - это настоящий памятник истории и архитектуры, который должен увидеть каждый.

Внутреннее оформление

Особо праздничным и светлым помещением Воронцовского дворца, бесспорно, является «Голубая гостиная». В прошлом в ней находился домашний театр. Великолепный белый лепной узор из побегов и цветов, полностью покрывающих голубые стены и потолок, придают помещению необыкновенный шарм и изысканность. Массивная дверь из дуба служила своеобразным занавесом. В 1863 году на ней выступал выдающийся русский артист М. С. Щепкин.

Самый просторный зал Воронцовского дворца - Парадная столовая. Она оформлена резным деревом, имеет сложное и тонкое обрамление дверей, массивные рамы панно. Огромный обеденный стол рассчитан на 32 человека. Стулья выполнены русскими мастерами из красного дерева по английским образцам. Изысканно смотрится и сервант с ванночкой для охлаждения вин из красного дерева. Он был изготовлен в Англии. Украшением Парадной гостиной является декоративный фонтан. Он умело выложен майоликовыми плитками и обрамлен диоритом. Над фонтаном находится небольшой балкончик, на котором играли крепостные музыканты. Уральские мастера выполнили для этой гостиной малахитовые канделябры.

Одесса: Воронцовский дворец

В истории этого южного гостеприимного города князь М. С. Воронцов занимает почетное место. Время его службы генерал-губернатором Новороссийского края называют «золотым веком» города.

Гармоничное сочетание богатства и изысканного вкуса представляет собой Воронцовский дворец. Одесса очень гордится этим замечательным памятником истории и архитектуры. В этом роскошном здании все продумано до мелочей. Во всем ощущается итальянский стиль - в орнаменте и отделке, в оформлении дворца уникальными картинами. Когда-то на месте, где был построен дворец, стояла турецкая крепость. Строительство было завершено в 1827 году, автор проекта - архитектор Ф. К. Боффо. Дворец построен в стиле ампир, который отличается массивностью, пафосом и некой театральностью. Во времена правления Воронцова это архитектурное направление покорило Одессу. В городе все чаще стали появляться здания с колоннадами, великолепно сочетавшиеся с местным ландшафтом.

Воронцовский дворец представляет собой главное здание, одной стороной «смотрящее» на бульвар, большой флигель, который пристроен к дворцу, просторный двор, отделяющий жилую часть дома от конюшен, и сами конюшни.

В марте 1917 года во дворце располагался одесский Совет рабочих депутатов и штаб Красной гвардии. В 1936 году в роскошном здании открылся Дворец пионеров. В послевоенные годы его назвали именем Яши Гордиенко, чье имя он носит до сих пор.

Дворец М.С. Воронцова в Алупке является одной из самых известных достопримечательностей Крымского полуострова. Он находится у подножия горного массива Ай-Петри. Окружающий его прекрасный парк, как и сам дворец, с 1956 г. является музеем.

Фото Воронцовского дворца:



Архитектура дворца

Стиль, в котором построено здание – это сочетание английского и неомавританского направлений, они не только отлично сочетаются между собой, но и прекрасно учитывают окружающий рельеф местности. Автор проекта – английский архитектор Эдвард Блор – сумел органично соединить элементы английского стиля от древнего периода до XVI в, что наблюдается в западной его части. Восточные элементы представлены на Южном входе, где арка, выполненная в виде подковы, и двухъярусный свод богато украшены резьбой. Есть даже арабский текст, он гласит: « и нет победителя, кроме Аллаха». Дымовые трубы в этой части напоминают башни минаретов.


Историческая справка

Воронцовский дворец возводили 20 лет, в 1828 — 48 г.г. для графа М.С. Воронцова, бывшего на тот момент губернатором Новороссийского края. Начинали строительство зодчие Ф. Боро и Т.Харрисон. Английский же архитектор Э. Блор сменил их после внезапной смерти Хариссона. Он не приехал ни разу, лишь хорошо изучил местность, на основании чего и создал свой шедевр. Руководил строительством У. Гунт, его ученик.

Интересно:
Строили дворец крепостные крестьяне Московской и Владимирской губерний. При выполнении сложнейшей рельефной отделки использовались только ручной труд и примитивные инструменты.

Первым был в 1830 – 34 г.г. возведён корпус столовый, завершено строительство в 1840 – 46 г.г. библиотечным корпусом. Одновременно в 1840 — 48 г.г. велись масштабные работы по устройству парка. К сооружению террас у южного фасада привлекли даже солдат сапёров.

Парк с 1824 по 1851 г. создавал немец К.А. Кебах, который был главным садовником всего ЮБК. Площадь парка 40 га. Здесь представлено более 200 видов растений.

Интересно:
На дно Лебединого озера, украшающего парк, было высыпано 20 мешков полудрагоценных камней для создания необыкновенной игры света в солнечную погоду.

Завершающей точкой в создании великолепного садово-паркового ансамбля стала установка на центральной лестнице у главного входа мраморных львов, созданных итальянскими мастерами.


Немного о заказчике и первом хозяине

Граф Михаил Семёнович Воронцов более всего известен нам с не очень лестной стороны. И это, благодаря едким эпиграммам А.С. Пушкина, который находился под его надзором во время южной ссылки. И правда, как можно относиться к тому, в чью жену ты влюблён без взаимности. Вот и наш великий стихотворец отыгрывался на муже Елизаветы Ксаверьевны со всем пылом. Каждый школьник знаком с пушкинской характеристикой генерала:

Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.

В действительности же М.С. Воронцов умный, достойный уважения человек и настоящий герой. Фигура его не случайно представлена на памятнике 1000-летию России. Родился он в знаменитой семье, крестной его матерью стала Екатерина II. Образование (блестящее!) юноша получал в Лондоне, там отец его служил посланником.

Начав военную службу в 21 год, он участвовал во многих сражениях. Вот только некоторые из них:

  • — 1804 г. – штурм крепости Гянджа на Кавказе;
  • — 1809 г. – штурм крепости Базарджик на Балканах;
  • — 1812 г. – Бородино (рана штыком в рукопашном бою);
  • — 1813 г. – баталия под Лейпцигом;
  • — 1814 г. – взятие Парижа.

М.С. Воронцов возглавлял оккупационные войска в Париже, а когда они покидали Францию, собрал информацию о долгах офицеров и солдат местному населению и компенсировал из личных средств все (почти 1 500 000 тех рублей), продав для этого одно из своих имений.

Он очень много сделал для экономического развития Бессарабии, Одессы, Крыма, Новороссийской области, всей Южной России.

Военную службу М.С. Воронцов продолжил на Кавказе в 1844 г. За успехи получил титул князя, затем, светлейшего, звание генерал-фельдмаршала, должность Кавказского наместника.

Личные качества М.С. Воронцова.

Он был библиофилом и являлся членом Российской Академии наук. Имел уникальную библиотеку, которую начали собирать ещё его отец и родная тётка Е.Р. Дашкова.

Его награды за военные и государственные заслуги составляют огромный список, среди них

  • Георгиевский крест трёх степеней (за личное мужество);
  • — 2 золотые шпаги (за храбрость),
  • — Ордена Святого Владимира;
  • — Александра Невского;
  • — Андрея Первозванного и ещё очень много русских и иностранных орденов и наград.

Его любили солдаты, для которых он отменил физические наказания, был с ними прост в обращении и доступен, любили и уважали офицеры. После его смерти родилась грустная поговорка у военных: «До Бога высоко, до царя далеко, а Воронцов умер»

Существует несколько памятников генералу, созданных на деньги, которые собрали благодарные ему люди. Умер он в 1856 г., похоронен был в Одессе. С воинскими почестями в 2005 г его прах и прах супруги перенесли в Спасо-Преображенский собор.
В общем, не прав был великий поэт.

Дворец генерал-губернатора

Это сегодня Южный Берег Крыма является роскошным и популярным курортным местом, а в первые годы XIX в. он только обретал известность. Русские помещики осваивали благодатные места, не стал исключением и М.С. Воронцов – один из богатейших людей своего времени. Его выбор пал на небольшое татарское селение Алупка.

Что привлекло Новороссийского генерал-губернатора? Безусловно, то же, что высоко ценят современные туристы:

  • — целебный климат;
  • — роскошные пейзажи;
  • — тёплое море;
  • — окрестные родники.

Архитекторы отдали дань любви М.С. Воронцова ко всему английскому, но при этом подчеркнули и недавнее турецкое влияние, сохранившееся в Крыму. Всё это учтено в гармоничном смешении английского и восточного стилей, не забыто и участие в формирование образа дворца горного массива Ай-Петри.

Интересно:
Для повышения сейсмо устойчивости в плиты фундамента залит свинец.

Продолжение истории

После смерти хозяина дворец перешел к его племянникам, Павлу Андреевичу Шувалову, затем Михаилу Андреевичу. Последней владелицей стала внучка М.С. Воронцова Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова.

В советский период имение национализировали. Сначала здесь находилась дача НКВД, а в 1921 г. во дворце начал работать музей.

Во время Великой отечественной войны экспонаты эвакуировать не успели, вывезено в Германию было раритетов на 4 980 000 рублей (в исчислении 1945 г.)

Интересно:
Музей дважды спасал от разрушения С.Г. Щеколдин, сотрудник музея, назначенный немцами его директором. Он предотвратил взрыв от заложенного НКВД динамита. Удалось ему спасти здание и от авиабомб. Он же предоставил список похищенного. НО! Был осуждён «за сотрудничество с оккупантами» на 10 лет. Реабилитирован лишь в 1991 г.

В феврале 1945 года во время Ялтинской конференции во дворце жила делегация англичан, возглавляемая У. Черчиллем. До 1955 г. здесь была государственная дача.

С 1956 г. это музей, а с 1990 г. музей-заповедник, включающий парк и дворец.

Интерьеры дворца

В здании 150 комнат, расположенных в 5 корпусах. Здесь также сочетаются элементы английского стиля и восточные мотивы.

Комнаты симметричны, их двери находятся напротив друг друга. В каждой комнате имеется камин, на стенах портреты известных людей и пейзажи. Скульптуры в оранжерее – изображения членов семьи первого владельца.

В 1914 г. во дворце появилось электричество.

В настоящее время для посетителей доступны 10 комнат на первом этаже. В них, практически, сохранился первоначальный интерьер. Это парадные помещения, где хозяева принимали гостей, и оранжерея. Среди предметов мебели есть оригинальные. Остальные подобраны с таким умением, что не нарушают общую картину.


Интересно:
Паркет дворца подлинный – ему почти 200 лет.

Видео обзор дворца:

Информация для туристов

Помимо основной экспозиции вниманию посетителей предлагаются следующие выставки:

  • — квартира дворецкого;
  • — кухня Воронцовых;
  • — дом Шувалова;
  • — парковая скульптура
  • и ряд других.
Важно:
Можно покупать билеты на каждую выставку отдельно, но выгоднее купить единый билет за 650 рублей. Дети до 16 лет посещают дворец бесплатно. Студенты, пенсионеры и граждане 16 -18 лет за 325 рублей.

По парку можно покататься на электромобиле. Стоимость такой экскурсии 800 рублей за всю группу (от 4 до 20 человек.) Экскурсионное обслуживание предусмотрено и в музее.

Основная экспозиция работает без выходных с 8:00 до 20:00. Остальные выставки выходные в понедельник и среду.

Подробная и самая актуальная информация на сайте дворца: http://worontsovpalace.org (официальный сайт)

Как добраться в Воронцовский дворец

Из Ялты сюда идут автобусы с центрального автовокзала. Ехать до остановки «Алупкинский дворец». Далее по парку пешком. На маршрутке можно доехать до местного автовокзала и, ориентируясь по указателям, пройти 850 м. пешком. Можно на катере по морю – это дополнительное удовольствие и впечатления. Затем от пляжа в гору. Адрес: Алупка, Дворцовое шоссе, 18.

Воронцовский дворец на карте Крыма

GPS Координаты: N 44.419861, E 34.055972 Широта/Долгота

Воронцовский дворец - драгоценное украшение Тавриды. Многие наведываются в небольшой южнобережный городок Алупку только для того, чтобы прогуляться по загадочному парку, окружающему знаменитый замок. Его стены хранят множество неразгаданных тайн. Дворец проектировал придворный архитектор английской королевы Виктории, здесь под покровом таинственности встречались члены масонской ложи, тут останавливался легендарный Уинстон Черчилль, отдыхали великие мира сего, снимались известные фильмы…

Всего каких-то 20 лет…

Начиная рассказ о Воронцовском дворце, нельзя не упомянуть о человеке, благодаря которому возник этот архитектурный шедевр. Потомок старого русского дворянского рода Михаил Семенович Воронцов славился умом, образованностью и утонченным вкусом. По традициям своего времени он еще с рождения был записан в полк, а в четыре года «произведен» в прапорщики! С 19 лет Воронцов уже по-настоящему воюет - с турками, шведами и французами. В знаменитой битве под Бородино молодой граф получает ранение. В 1815-1818 годах Воронцов командует русским оккупационным корпусом во Франции. Также принимает участие в кавказских походах, за что в 1845 году возведен в княжеское достоинство.

Не менее плодотворна деятельность князя Воронцова и в мирное время. Значительный след о себе он оставил в Новороссии, которой управлял будучи в чине губернатора с 1823-го по 1844-й год. В те времена край, доверенный ему, включал в себя значительную часть Северного Причерноморья, в том числе и Крым. Воронцов оказался отличным хозяйственником. В период его правления экономически выросли Одесса, Херсон, Николаев, Севастополь. Губернатор распоряжается провести дороги, в том числе великолепное южнобережное шоссе в Крыму. В это время учреждается пароходство по Черному морю, закладываются основы виноградарства и тонкорунного овцеводства.

«Он владел большим богатством - своим и своей жены, графини Браницкой, - и огромным получаемым содержанием в качестве наместника и тратил большую часть своих средств на устройство дворца и сада на южном берегу Крыма», - писал о графе Лев Толстой в «Хаджи Мурате».

Для возведения своей мечты Воронцов не жалеет ни средств, ни времени, ни человеческих ресурсов. Строительство дворца продолжалось 20 лет - работы велись с 1828 по 1848 годы! Для создания проекта приглашается Эдвард Блор, являющийся придворным архитектором английской королевы Виктории. Ему принадлежат проекты многих знаменитых зданий - замка Вальтера Скотта в Шотландии и Букингемского дворца в Лондоне. До сих пор неизвестно, приезжал ли Блор в Алупку, но ему удивительным образом удалось идеально сочетать архитектуру с окружающим горным пейзажем. Возможно, прожектера озарило вдохновение, но не исключено, что он все же приезжал в Крым, чтобы ознакомиться с местным рельефом.

К моменту воплощения проекта Блора фундаменты и первая кладка портальной ниши центрального корпуса уже были готовы. Изначально дворец строился по проекту архитекторов Франческо Боффо и Томаса Харрисона.

Возводить дворец приезжают потомственные каменотесы и камнерезы, имевшие опыт строительства и рельефной отделки белокаменных соборов. Таким образом, шикарную резиденцию строили оброчные крепостные из Владимирской и Московской губерний. Прекрасное архитектурное произведение возводилось вручную при помощи примитивных инструментов.

Первым вырос столовый корпус, затем был выстроен Центральный. В 1842 году к столовой была пристроена бильярдная. А в 1838-1844 годах оформлялся Парадный двор, строились гостевой корпус, восточные флигели, все башни дворца, пятиугольник хозяйственных корпусов. Последним был построен библиотечный корпус.

В архитектуре дворца присутствуют элементы различных эпохи стилей, однако архитектурная эклектика смотрится весьма гармонично. Зодчие смело сочетали английский стиль с неомавританским. Яркий тому пример: готические дымовые трубы, напоминающие минареты мечети. Южный вход демонстрирует восточную пышность. Он очень похож на испанский дворец Альгамбра, некогда принадлежащий арабским властителям. На его фасаде шестикратно повторяется надпись на арабском языке, сообщающая: «Нет победителя, кроме Аллаха».

Западная часть фасада выполнена в неоготическим стиле. Со стороны гор корпуса дворца напоминают суровые очертания замков английских аристократов. Башни дворца весьма разнообразны. Здание украшают всевозможные шпили и купола, резные карнизы и ажурные балюстрады, лестницы и каминные трубы… Неудивительно, что именно здесь в XX веке создавались экранизации Стивенсона и Шекспира, снимались знаменитые «Небесные ласточки», «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и много других картин.

Сооружение террасы парка перед южным фасадом дворца было поручено военным. С 1840 по 1848-й годы с помощью солдат саперного батальона были осуществлены масштабные земляные работы.

Летом 1848 года был сделан последний эффектный штрих. На центральной лестнице, ведущей к главному входу, были установлены скульптурные фигуры львов. Очаровательные звери были рождены в мастерской итальянского скульптора Джовани Боннани.

Рай на Земле

Каким бы ни был прекрасным дворец, без окружающего его роскошного парка, он не был бы так притягателен и популярен. Заложенный около 200 лет назад уникальный сад насчитывает более 200 видов деревьев и кустарников из различных стран мира.

Создатель дворцово-паркового великолепия был настоящим волшебником. Немец по происхождению, Карл Кебах мастерски использовал каждый метр пространства. Возводя на территории парка фонтаны, он объединил их в каскады, создавая озера и пруды. Сказочный антураж гармонично дополняют растительные композиции. Каждый экзотический кустик талантливый садовник любовно высаживал в специально привезенный чернозем.

Любопытно строение садового ансамбля. Он состоит из Верхнего и Нижнего пейзажных парков. Верхний - «алупкинский хаос» представляет собой массивы природного диабаза, гранитные глыбы, хаотично разбросанные, как будто стихией. Есть тут и пещеры с гротами, и кратер потухшего вулкана. Суровые пейзажи из камня смягчены видами уютных аллей Нижнего парка. Словно струящиеся по склонам террасы окаймлены итальянскими пиниями.

Парк очаровывает приятными на слух романтичными названиями: Чайный павильон, Лебединое озеро, фонтан Мария. Последний, украшенный у основания белыми розами, является копией Бахчисарайского фонтана. Удивителен водопад Фрейшютц. Его струи при падении рассекаются, словно прозрачная фата невесты. Прогуливаясь в Верхнем парке по Солнечной, Платановой, Каштановой полянам, ловишь себя на мысли, что находишься в настоящем раю, и эта сказка реальна!

Михаил Воронцов, между прочим, как и многие известные и влиятельные фигуры своего времени принадлежал к масонской ложе. Поэтому в его резиденции и в парке можно обнаружить тайные знаки и символы могучего братства.

Новая история

Три поколения семьи Воронцовых наслаждались жизнью в построенном их дедом великолепном дворце. Перед Октябрьской революцией 150 комнат замка представляли собой роскошные апартаменты, украшенные античными скульптурами, антикварной мебелью и картинами. Полотна, украшающие стены, принадлежали кисти великих живописцев. До сегодняшнего дня чудом сохранились картины Левицкого, Боровиковского, Айвазовского, а также итальянских, английских и французских художников. Дополняли интерьеры дворца бронзовые канделябры, изделия из фарфора, хрусталя, малахита, антикварные вазы. Парадные комнаты были заставлены мебелью из красного дерева, ореха и дуба, изготовленной лучшими русскими мастерами.

Пришли иные времена, и Воронцовский дворец вместе с его сокровищами был национализирован. В середине 1921-го года он стал функционировать как музей. Во время Великой Отечественной войны экспонаты Алупкинского музея эвакуировать не удалось. Дважды дворец подвергался угрозе разрушения, и оба раза его спасал старший научный сотрудник музея С. Г. Щеколдин. Немцы вывезли весомую часть художественных ценностей, из них 537 произведений живописи и графики, и лишь небольшую часть картин удалось разыскать после войны и вернуть во дворец. Трагические эпизоды истории Воронцовского дворца описаны в книге «О чем молчат львы», созданной на основе воспоминаний Щеколдина

С 4 по 11 февраля 1945 года Воронцовский дворец стал резиденцией английской делегации во главе с Уинстоном Черчиллем. В это время проходила эпохальная Ялтинская конференция.

С 1945-й по 1955-й годы апартаменты в Алупке использовались в качестве государственной дачи. В 1956-м году по решению правительства во дворце вновь стал функционировать музей. И, наконец, с 1990-го года Алупкинский дворцово-парковый комплекс стал музеем-заповедником. Новый статус очень важен, он позволяет учреждению защищать парковую зону от непрофильного использования, в частности, от коттеджной застройки. Это явление сегодня - головная боль Крыма. Будем надеяться, что райский уголок под названием Воронцовский дворец останется заповедной зоной на долгие времена и будет радовать «всяк входящего в него» красотой и благородством.