Зачем нам нужны болезни.

Скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах. (Пс. 114, 3).

Страдающий плотию перестает грешить. (1 Пет. 4, 1).

Болезнь невольно заставляет помнить о будущей жизни и не увлекаться прелестями мира, да и ум после болезни бывает чище и прозрачнее, она же заменяет и недостаток дел наших.

Мы не знаем судеб Божиих, Он все творит на пользу; мы привязаны к здешним благам, а Он хощет даровать нам будущее благо здешними краткими болезнями.

Любвеобильный Отец наш все творит на пользу нашу: иногда телесными болезнями врачует душевные недуги, а иногда посылает болезни для испытания нашего терпения и для вящей награды душевными дарованиями, здесь или в будущем веке, и многие есть причины, кои мы постигнуть не можем.

Ты сама не знаешь, чтого у Бога просишь, - чтобы избавил от болезни; ты проси того, что Его святой воле угодно и тебе полезно. Терпение болезни с благодарением выше других исправлений пред Богом: ими и грехи очищаются, и от страстей избавляются.

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).

Болезни и неприятные случаи посылаются нам к пользе нашей душевной, и, прежде всего, к смирению нашему, и к тому, чтобы вели жизнь свою осмотрительнее и рассудительнее.

Господь лучше нас знает, что для нас полезнее, а потому-то и посылает кому здоровье, а кому и нездоровье. За все же слава и благодарение Милосердному Господу, Который не по беззакониям нашим творит с нами и не по грехам нашим воздает нам; но если и наказывает нас, то с пощадением.

…Болезнь жены вашей, может быть, произошла по вашей же вине: или не почитали вы праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности, за что и наказываетесь болезнями жены…

Преподобный Амвросий Оптинский. (1812-1891).

Болезни телесныя посылаются человеку от Бога не всегда за грех в наказание, но иногда и по благоволению для освобождения или для предохранения нас от недугов душевных, которые не в пример опаснее телесных.

К сему если посмотреть на человека здороваго, и посмотреть на человека, долговременно страждущаго, и рассмотреть состояние души одного и другаго, то кого из них назвать блаженным или окаянным, - здороваго или страждущаго?

Преподобный Антоний Оптинский (1795-1865).

Что пользы тело здоровое иметь, но душу расслабленную и немощную?

Здравие тела отворяет человеку двери ко многим прихотям и грехам, но немощь тела затворяет. Во время болезни мы чувствуем, что жизнь человеческая подобна цветку, который тотчас засыхает, как скоро он распускается... Что наши дни исчезают как тень, что наше тело сохнет подобно траве полевой, что жизнь самого крепкого человека есть только дыхание; что с каждым дыханием она сокращается, и что биение его пульса подобно ударам маятника, приближает его к последнему часу, который почти всегда бьет в такую минуту, когда он думает, что до сего часа еще долго. О, болезнь, горькое, но здоровое лекарство! Как соль гнилость мяса и рыбы отвращает и не попускает зарождаться червям в них: так и всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления духовного, не попускает страстям, как червям душевным, зарождаться в нас.

Святитель Тихон Задонский. (1724-1783).

Похворай, батюшка, похворай с терпением и самоукорением. Болезнь многому доброму учительница: сверх того, она - послание Божие взамен и в пополнение наших недостаточных подвигов... Блаженны те, которых Бог приготовляет к вечности болезнями и другими скорбями...

Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867).

Сушит человека не только пост, воздержание, болезни, но и внутренние похоти плотские и страсти, например, зависть, гнев и т. п. Поэтому-то присмотритесь к себе: отчего ты так худ и слаб здоровьем, не вредит ли тебе внутренняя скверна?

Когда ты много спишь, ешь, гуляешь, то, хотя твое здоровье поправляется, твой организм крепнет, внешний человек цветет, но внутренний подавляется, понижается. Так, прежде всего ты начинаешь испытывать плотскую брань. Пусть в бодрственном состоянии ты отражаешь ее, но в сонном не избежишь нечистых воображений. Теперь выбирай: лучше ли тебе пользоваться здоровьем и быть нечистым, блудным, скверным, или же - быть слабым, немощным, но чистым, невинным по мыслям?

Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874-1937).

У Бога о болезненном и здоровом состоянии совсем другие мысли, чем у нас, и они отстоят от наших, как небо от земли. Бывает, что Бог болезнию укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы.

Господь отнимает силы, чтобы хоть этим остепенить человека. Он уж не знает, как по-другому исправить. И милости, и скорбные посещения - все переиспытано, и все не в прок. Час же смерти приблизится, что делать тогда окаянному человеку?.. В болезни хоть и самой легкой, смерть, может, и придет на память, чтоб дать душе самым делом испытать, что поминание последних дней жизни отвращает от греха.

Посылает Бог иное в наказание, как эпитимью, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтоб терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтоб очистить от какой страсти, и для многих других причин.

Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье. ... Если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления пред Богом, что не поберегли дар здоровья, Им вам данный. А потом все же сведите к тому, что болезнь от Господа есть, и случайно ничего не бывает. И вслед за этим опять благодарите Господа. Болезнь смиряет, умягчает душу и облегчает ея тяжесть обычную от многих забот.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).

Болезни всегда служили напоминанием для живущих на земле, что мы не вечны здесь, что нужно родиться в другой мир и дать отчет, что сделали в этом мире.

Тебя посетила великая милость Божия, не хотящая смерти грешника. Ты погибал духовно, после смерти тебя ожидала бездна адская. Слов ты не слышал, да и не мог. Нужно было сильное средство, чтобы оторвать тебя от пути погибельного. Это средство и вынужден был Господь послать тебе в виде твоей болезни. Поэтому не ропщи на Бога, не унывай, а благодари Его за милость к тебе и заботу о твоем спасении.

Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).

Когда человек чувствует болезнь, и страсть не беспокоит его, то такая болезнь от Бога и уничтожает брань, и тогда надобно оказывать телу некоторое снисхождение. Когда же при болезни беспокоит и страсть, то отнюдь не нужно снисходить телу, ибо эта болезнь происходит от бесов, а снисхождение умножает страсть.

Преподобный Иоанн Пророк (VI век).

Болезнь самое благоприятное время для возвращения в свое сердце, к Богу. С выздоровлением эта возможность опять отходит в бесконечную даль.

Священник Александр Ельчанинов (1881-1934).

Хочешь быть постоянно здоров и покоен? Выплакивай или выстрадывай свои грехи, ежедневно совершаемые, и поверь - будешь всегда здоров и покоен.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

За что посылаются болезни Господом?

Вопрос. - За нарушение каких заповедей Господь посылает определенные болезни, например, рак?

Ответ. - Болезни - результат разрушительного действия греха на человеческую природу, как духовную, так и телесную. Здоровье предполагает полноту жизненных сил. Злоупотребляя свободой воли и преступая Божественные заповеди, человек отдаляется от единственного источника жизни - Бога. Неизбежным следствием этого является состояние слабости и немощи.

Часто в постигающих нас болезнях ясно видна рука Божия. Любящий нас Господь желает всем блаженства в Царствии Небесном. Но многие люди не хотят идти путем спасения, пренебрегают заповедями, упорно коснеют в грехе. Знаки Божьего внимания упорно не видят, человеческую помощь отвергают. Для больной души таких людей самым действенным лекарством являются тяжелые болезни. Недуги, по учению святых отцов, посылаются Богом для здравия души (Исаак’Сирин). Одр болезни бывает часто местом богопознания и самопознания. Страдания тела бывают часто причиной духовных наслаждений, и одр болезни орошается слезами покаяния и слезами радости (Игнатий Брянчанинов). Людям, ведущим греховную жизнь и нерадеющим о своем спасении, Господь посылает болезни как жгучий, но целебный пластырь. Милосердный Господь не посылал бы нам никаких скорбей, но вся беда в том, что большинство из нас иначе и спасаться не умеет. Бывает, что Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать, если бы они были здоровы (Феофан Затворник).

Почему не всем грешникам посылаются тяжелые болезни? Потому что Господь знает сердца людей. Некоторые противятся истине даже после постигших их испытаний. К имеющимся грехам они могут прибавить новые, еще более тяжелые: уныние, отчаяние, озлобление, ропот. Господь не желает усугублять их участь.

О раковых болезеях некоторые духовно опьпные старцы нашего времени говорят как о недугах, которые ведут людей ко спасению, если они с верою и терпением будут к ним относиться. Об этом говорил старец Паисий Святогорец, сам болевший раком,

При постигшей нас болезни мы не должны пытаться объяснить ее каким - либс конкретным грехом. Во - первых, мы можем ошибиться. А самое главное - это не-полезно. Нужно покаянно испытать свою совесть. Проверить всю нашу жизнь, про. шлую и настоящую. Только исправление всей жизни поможет нам стяжать вра чующую благодать.

ЗДОРОВЫМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, ЗДОРОВЫМИ СТАНОВЯТСЯ

Встретила на одном сайте мысль, с которой полностью согласна:

Мудрые люди говорят, что жизнь (Бог, Вселенная, Высшее) заворачивает любой подарок в проблему. И чем больше подарок, тем больше проблема. Поэтому каждый раз, решая какую-то проблему, в итоге мы получаем подарок.

Собственно, на вишбуке в основном мы про это и говорим. Любая проблема несет в себе урок, возможность, которую мы либо используем, либо нет. Либо меняем действия и мысли, и жизнь наша меняется соответственно, либо нет.

Сегодня я хочу затронуть тему здоровья. Вообще, строго говоря, это не моя тема. Собственного опыта излечения заболеваний у меня нет, марафон по улучшению здоровья (как недавно предлагали) проводить не могу (только энергетический, хотя он тоже влияет на здоровье), но все же некоторыми мыслями, наблюдениями и историями поделюсь.

Зачем нужны вообще болезни? Ведь можно было бы прекрасно жить-поживать, не болея вообще ничем и никогда, не правда ли?

Любая болезнь дается не просто так. И чем серьезнее болезнь, тем громче звоночек, что жизнь идет не по тому пути. Наверняка, вы не раз встречали мнение, что даже онкология возникает не просто так, а является следствием глубоких обид, скрытой депрессии или подсознательного нежелания жить. Также все мы читали истории, как людям удавалось излечиться от этого страшного заболевания. Например, Ленс Амстронг писал о том, как преодолел рак 4й стадии в своей книге , недавно я публиковала статью , а также рассказ женщины, которая буквально . Также я встречала истории, как кардинальная смена жизненного пути помогает излечиться (недавно читала о случае, когда женщине с последней стадией онкологии пришлось отдать дочь в интернат, чтобы уехать куда-то далеко и полностью изменить вид деятельности на тот, что сделал ее счастливой, и благодаря этому она выжила). В реальной жизни среди своих знакомых я тоже знаю случаи успешного излечения. Но эта тема слишком серьезная, сложная, поэтому я пока рассмотрю случаи попроще.

Множество людей выбирает болезнь почти сознательно. То есть, зная способы и возможности излечения, ничего не делают для этого. Им нравится болеть, зачем-то это нужно.

Например, одна моя знакомая девушка при каждой встрече жаловалась на сильнейшие мигрени, боли в сердце, давление и прочие цветы букета болезней. И когда ей родственница сказала: “Слушай, у меня раньше тоже были жуткие мигрени, я могла лежать по несколько дней, не в силах встать, но начала практиковать одну простую гимнастику – всего 15 минут в день – и у меня практически совсем перестала болеть голова.” И что же моя знакомая? Бросилась с расcпросами, что за чудо-гимнастика? О нет, она вообще никак не отреагировала, даже из любопытства не спросила.

Странно, да? Странно, но очень распространенная позиция. Многим приятно быть жертвой, глотать горсти таблеток (это проще, чем делать гимнастику), страдать, к тому же, на болезни можно списать бездействие или неудачи в разных сферах своей жизни. То есть, болезни им очень нужны! Думаю, вы тоже знаете таких личностей.

Но есть и другие люди. Они пробуют все возможные пути, народные средства, в конце концов, силу мысли. Например, одна моя подруга излечила поликистоз с помощью настроев Сытина. Светлана Кулешова рассказывает, как вылечила .

Необязательно задействовать подсознание для излечения, особенно, если вы не очень-то верите в него. Можно просто попробовать изменить свою жизнь, поставив в приоритет здоровье.

Однажды я участвовала в велопоходе в горах. И обратила внимание на двух участников группы – папу, мужчину лет 40, но выглядевшего намного моложе, и сына лет 14. Оба – сильные, выносливые красавцы. Пока группа еле-еле взбиралась на гору, они уже успевали заехать наверх, осмотреть открывающиеся на склонах виды, и спуститься вниз, посмотреть, где же все застряли.

И тем удивительнее был рассказ отца. Сын родился болезненным ребенком, с сильнейшими аллергиями буквально на все, которые быстро переросли в астму. Жизнь малыша казалась печальной – уколы сильнейших гормональных препаратов каждый день и, в качестве еды, исключительно вареная крольчатина. Больше ребенок есть не мог вообще ничего. И тогда перед родителями встал выбор. Продолжить медикаментозное лечение, вернее, поддержание существования, или же кардинальные перемены, требовавшие немало силы духа. Мы, глядя на молодого парня, с треском поедавшего всю еду, что нам подавали, и просившего вечером сбегать в магазин за добавкой, а также штангу у входа в их номер, поневоле проникались уважением к отцу. Он выбрал альтернативный путь и, конечно, ему пришлось встать на него самому: лыжи зимой, бег летом, закаливание, обливания ледяной водой, физические нагрузки. К 14 годам (скорее всего, намного раньше), сын забыл про неизлечимые заболевания и аллергию. Его здоровью и выносливости могли позавидовать многие. После велопохода оба собирались еще отдохнуть в одном из крымских отелей, выбирая, прежде всего, по наличию спортзала.

Как-то мне пришло письмо:

“Я, вообще-то, хочу быть здоровой в психоэмоциональном плане. У меня в жизни было много стрессов (мне 43 года), хочу убрать из своей головы мусор в виде негатива (жить мешает). У меня диагноз - вегето-сосудистая дистония, депрессивно-тревожное состояние. Хочу бросить курить. Чем больше нервничаю, тем больше курю. Да и работа нервная, а как другую найти не имею представления. Ну вот как-то так. Была у психолога, говорит, что никогда не поздно в жизни что-то поменять. А как это сделать? Чем старше становлюсь, тем больше беспокоюсь - а что дальше? Тупик...”

Ну что делать-то?

Прежде всего, осознать, что значит быть здоровой. Автор письма испробовала десятки методик, перечитала сотни книг, пробовала тренинг по методу Хосе Сильва, Эриксоновский гипноз, медитации, рейки, но ей ничего не помогало. Думаю, в данном случае надо завязывать с книгами, и переходить к действиям. Потихоньку. Шаг за шагом, но систематично, регулярно. Не так, что месяц потерпеть и ждать решения по всем фронтам.

Взять, для начала, хотя бы год.

За год человек может полностью измениться, внешне и внутренне, оздоровиться и помолодеть, но для этого нужно работать над собой.

Слово Здоровье звучит довольно абстрактно само по себе... За ним должен стоять четкий образ себя, какой хочется стать: выглядеть моложе, иметь гибкое тело, быть бодрой, веселой и активной, найти дело своей жизни, завести новых друзей или улучшить отношения – нужно выбрать то, что именно вам действительно нужно, что-то сильно стимулирующее вас. В конце концов, здоровье - это прежде всего СИЛА.

И хорошо, если цель будет усиленной, то есть, чуть больше, чем вам даже хочется.

И признайте после этого, что потихоньку вы вполне можете ее достичь. Подумайте как, составьте план и потихоньку воплощайте его. Не пытайтесь бороться со своими страхами и привычками, но обязательно контролируйте свои мысли, вернее, осознавайте эти свои мысли, и задавайте себе вопрос: почему я так думаю? для чего я так думаю? к чему это приведет, если я так буду думать?

Насколько возможно, заменяйте плохие мысли на хорошие. Мысли - это просто наша привычка, и чтобы их контролировать, надо научиться осознанности. Но это вы наверняка и сами знаете, другой вопрос, осознаете ли))?

Если вы поверите в свою цель, не просто здоровье, а что-то более осязаемое и значимое, то будете искать пути, как к этому прийти. Добавлять полезные привычки: пить больше воды, принимать витамины или натуральные добавки, повышать уровень личной энергии через энергетические практики (что, конечно, даст силы, здоровье, активность и хорошее настроение), то все ненужное в процессе само отвалится. Если вы будете осознанны, то будете давать себе выбор каждый раз - поступить так или иначе. Например, выбрать здоровье или быстрое удовольствие (вроде курения, алкоголя, вредной вкусной еды и пр.).

Если вы научитесь слушать себя и свое тело, то оно само все скажет и выберет.

Но кто из нас действительно умеет слушать тело...

Самый банальный, надежный способ оздоровления - это физическая нагрузка. Результат будет не сразу, но будет обязательно, причем по всем фронтам. Серьезные занятия помогут и с депрессией разобраться, и со страхами, и здоровье улучшат.

Не все придут в восторг от мысли заняться всерьез спортом, но я бы посоветовала заняться хотя бы йогой, но по-настоящему, с хорошим инструктором, раза 3 в неделю как минимум. И спина в норму придет, и здоровье улучшится, и голова прочистится - это опыт всех моих знакомых, кто практиковал йогу.

Но и без инструктора можно справиться. Моя близкая родственница однажды серьезно сорвала спину. Тогда она взяла комплекс от Норбекова для спины (и еще его суставную гимнастику) и занималась по нему каждый день. Собственно, до сих пор занимается, спину спасла, да и вообще, стала намного здоровее. Практика “Око возрождения" позволила ей избавиться от ряда неприятных заболеваний. Она работает, поэтому нельзя сказать, что у нее уйма времени на все это. Она для этого встает рано, в 5:30. Это просто вопрос приоритета:)

Что делать, если депрессия, если не можешь встать с кровати? Ну что делать. Потихоньку. По одному шажочку. Главное – регулярно. Главное – видеть и верить в цель. Если вообще никак, визуализировать. В жизни полно примеров, когда врачи выносили суровые приговоры: этот не будет ходить, этот скоро умрет и тд., но люди, вопреки, ломая буквально себя, преодолевали это, становились намного сильнее. Но не все могут, это да. Особенно когда болезнь не слишком серьезна, когда можно таблеточек наглотаться.

Медитации и визуализации тоже могут помочь в деле укрепления здоровья. Например, мне нравится медитация от Ошо, попробуйте регулярно практиковать ее:

И напоследок приведу один из отзывов, пришедший на сайт, от девушки, которая смогла использовать силу мысли именно для оздоровления:

05-05-2016

Благодарю авторов сайта Екатерину и Светлану, девочки вы создали волшебный проект, главное действительно все работает и сбывается! Моё самое заветное желание исполнилось! Это удивительно, может многие со мной поспорят, но нет ничего важнее в жизни, чем здоровья, ты можешь иметь миллионы, но с слабым здоровьем ты не будешь так счастлив, как человек, который не имеет этих денег, но полностью здоров. Жаль, что многие не осознают этого. Я очень долго болела, и придя на очередное обследование, у меня практически было шансов 5% из 100, что оно покажет хорошие результаты, но месяца полтора назад, я написала это желание в Книгу желаний, делала медитацию на этом сайте, ну только я лечила не эрозию, а другую болезнь. Я говорила себе по 500 раз в день, что я здорова, я наполняюсь энергией силы, здоровья и молодости. Вчера я прошла контрольное обследование и оно показало отсутствие патологий, опухолей, кист и т.д. А раньше ведь все это было, и врачи ставили не совсем хорошие прогнозы. А я здорова! Плюс прошла узи и обследование ещё у одного специалиста, мне всегда ставили болезнь вен, а узи и врач показали, что все тоже отлично. Я полностью здорова! Это ли не чудо?! Теперь я могу свернуть горы, получить все все о чем я мечтаю и жить полной жизнью! Здоровье, это наверное самое большое и дорогое богатство в жизни, спасибо девочки, что помогли мне стать самым счастливым и богатым человеком. Дай Бог вам, и всем посетителям этого сайта здоровья и счастья.

"Для того чтобы пойти в Сладкий Рай, надо вкусить в этой жизни много горького и получить на руки загранпаспорт пройденных испытаний"

Кресты испытаний

Геронда, я постоянно ношу на себе крестик, которым Вы меня благословили. Этот крестик помогает мне в трудностях.

Знаешь, кресты каждого из нас - это такие же крестики. Они похожи на маленькие крестики, которые мы носим на шее и которые охраняют нас в нашей жизни. А что ты думаешь, мы несём какие-то великие кресты? Только Крест Христов был очень тяжёлым, потому что Христос от любви к нам - людям - не захотел использовать для Себя Своей божественной силы. А после Распятия Он взял, берёт и будет брать на Себя тяжесть крестов каждого человека и Своей божественной помощью и Своим сладким утешением облегчает нас от боли испытаний.

Благий Бог даёт каждому крест в соответствии с имеющимися у него силами. Бог даёт человеку крест не для того, чтобы он мучился, но для того, чтобы с креста человек взошёл на Небо. Ведь в сущности крест - это лестница на Небо. Понимая, какое богатство мы откладываем в небесную сокровищницу, терпя боль испытаний, мы не станем роптать, но будем славословить Бога, беря на себя тот маленький крестик, который Он нам даровал. Поступая так, мы будем радоваться уже в этой жизни, а в жизни иной, получим и духовн ю "пенсию", и "единовременное пособие". Там, на Небе, нам гарантированы владения и наделы, которые приготовил нам Бог. Однако если мы просим, чтобы Бог избавил нас от испытания, то Он даёт эти владения и наделы другим, и мы их лишаемся. Если же мы будем терпеть, то Он даст нам ещё и духовные проценты.

Человек, который мучается здесь, блажен, потому что чем больше он страдает в жизни этой, тем большую получает пользу для жизни иной. Это происходит потому, что он расплачивается за свои грехи. Кресты испытаний выше, чем те таланты, дарования, которыми наделяет нас Бог. Блажен человек, который имеет не один, а пять крестов. Страдание или мученическая смерть влекут за собой и чистую мзду. Поэтому в каждом испытании будем говорить: "Благодарю Тебя, Боже мой, потому что это было мне необходимо для моего спасения".

Испытания помогают людям прийти в себя

Геронда, я получила известие о том, что страдания моих родных никак не кончаются. Будет ли когда-нибудь конец их скорбям?

Терпи, сестра, и не теряй упования на Бога. Глядя на все те испытания, которые постигли твоих родных, становится понятно, что Бог любит вас и попускает испытания для того, чтобы вся ваша семья духовно очистилась. Если посмотреть на испытания, постигшие твою семью мирским взглядом, то вы покажетесь несчастными. Однако посмотрев на них взглядом духовным, мы поймем, что вы счастливы, и в жизни иной вам будут завидовать те, которые считаются счастливыми в жизни этой. Терпя все эти испытания, твои родители все равно, что подвизаются. Но, что ни говори, в испытаниях, постигших твою семью и некоторые другие семьи, скрыта какая-то тайна. Ведь за твоих родных совершается столько молитв! Кто весть суды Божий? Да прострет Бог Свою руку и положит конец испытаниям.

Геронда, а разве нельзя, чтобы люди приходили в себя не посредством скорбей и испытаний, а как-то по-другому?

Всякий раз перед тем, как попустить испытание, Бог пытался привести человека в чувство по-доброму. Однако Его не поняли, и поэтому Он попустил испытание. Посмотрите: ведь если непослушный ребёнок не слушается отца, то вначале отец пытается исправить его по-доброму, разрешает ему делать то, что он хочет. Однако, если ребёнок не меняется, то отец переменяет доброту на строгость - для того чтобы исправить своё чадо. Так и Бог - иногда, если человек не понимает по-доброму, даёт ему испытания, чтобы тот пришёл в себя. Если бы люди не испытывали немного боли, болезней и подобного этому, то они превращались бы в зверей и совсем бы не приближались к Богу.

Эта жизнь ложна и коротка. И хорошо, что она коротка, потому что те горькие скорби, которые, подобно горьким лекарствам, исцеляют наши души, пройдут быстро. Посмотри, ведь и врачи, когда больные мучаются, дают им горькое лекарство, потому что больные исцеляются не от сладкого, а от горького. Я хочу сказать, что горькое влечет за собой и здравие тела, и спасение души.

Когда нам больно, нас посещает Христос

Человек, который не проходит через испытания, который не хочет, чтобы ему было больно, не хочет потерпеть скорбь, не хочет, чтобы его расстраивали или сделали замечание, но стремится жить припеваючи, находится вне реальности.

Посмотри, ведь и нашей Владычице Пресвятой Богородице было больно, и Святые нашей Церкви тоже испытывали боль. Поэтому мы тоже должны испытать боль. Ведь мы следуем по тому же пути, что и они, только с той разницей, что, испытывая в этой жизни небольшое страдание или скорбь, мы погашаем счета своих грехов и достигаем спасения. Но и Христос пришёл на землю с болью. Он снисшёл с Неба, воплотился, пострадал, претерпел Распятие. И сейчас христианин понимает, что его посещает Христос, именно из этого - из боли.

Когда человека посещает боль - тогда его посещает Христос. А вот когда человек не испытывает никакой скорби - это похоже на то, что Бог его оставил. Такой человек и не расплачивается за грехи, и не откладывает никаких духовных сбережений. Конечно, я говорю о том, кто сам не хочет пострадать ради любви ко Христу. "Я здоров, - говорит такой человек, - у меня прекрасный аппетит. Я кушаю вдоволь, живу припеваючи и тихо". И такой человек при этом не говорит "Слава Тебе, Боже!" Если бы он, по крайней мере, с благодарностью признавал все те благословения, которые подает ему Бог, это бы еще куда ни шло. "Я был этого недостоин, - следовало бы сказать такому человеку. - Но, поскольку я слаб, Бог относится ко мне снисходительно". В житии Святого Амвросия рассказывается о том, что как-то раз Святитель и его спутники были приняты на ночлег в дом богатого человека. Видя там несметные богатства, святитель Амвросий спросил, испытывал ли этот человек хоть раз в жизни скорбь. "Нет, никогда, - ответил богач. - Мои богатства постоянно увеличиваются, мои нивы приносят изобильный урожай, я не испытываю никакой боли и даже не знаю, что такое болезнь". Тогда Святой Амвросий заплакал и сказал своим спутникам: "Готовьте повозки и поскорее уедем отсюда, потому что этого человека никогда не посещал Бог!" И как только Святой и его спутники вышли на улицу, дом богача рухнул! Та беззаботная, лишённая скорбей жизнь, которую проводил этот человек, была на самом деле оставлением Божиим.

"Его же бо любит Господь, наказует..."

Геронда, отчего люди испытывают сегодня столько страданий?

От любви Божией. Ты, будучи монахиней, поднимаешься рано утром, исполняешь своё монашеское правило, молишься по чёткам, творишь поклоны и тому подобное. Для людей мирских те трудности, через которые они проходят, это их правило, их канон. С помощью этих трудностей и страданий люди очищаются. Эти страдания оказывают им большую пользу, чем мирская беззаботная жизнь, которая не помогает им ни приблизиться к Богу, ни отложить на небесный счёт духовные сбережения. Поэтому люди должны принимать скорби и искушения как подарки от Бога.

Благий Бог, желая, чтобы Его дети вернулись к Нему, как Добрый Отец воспитывает их с помощью испытаний. Он делает это от любви, от божественной доброты, а не от злобы и не от мирской законнической справедливости. То есть, желая спасти Свои создания, желая, чтобы они унаследовали Его Небесное Царство, Бог попускает им испытания. Он попускает их для того, чтобы человек предпринял борьбу, подвиг и сдал экзамены на терпение в боли, так, чтобы диавол не мог сказать: "За что же Ты даёшь ему воздаяние или как же Ты его спасаешь? Ведь он не трудился". Жизнь земная Бога не интересует, Его интересует жизнь будущая. Прежде всего Он заботится о нашей будущей жизни и только потом - о жизни земной.

Геронда, однако почему Бог одним людям посылает многие испытания, а другим не посылает совсем?

Что говорит Священное Писание? "Его же любит бо Господь, наказует... " Притч. 3, 12

К примеру, у какого-то отца восемь детей. Пять живут дома с отцом, а трое уходят из дома и об отце забывают. Если дети, живущие с отцом, в чём-то провинятся, он может надрать им уши, или дать подзатыльник, или же, если они благоразумны, приласкать их, дать шоколадку. А вот те, которые живут вдали от отца, не имеют ни ласки, ни подзатыльника. Так же поступает и Бог. Людей, которые живут с Ним, и тех, кто имеет доброе расположение, если они допускают погрешность, Он наказывает "подзатыльником", и они расплачиваются за свой грех. Или же, если Он даст им больше "подзатыльников", - скапливают себе небесную мзду. А тем, кто живёт от Него вдали, Он даёт долгие годы жизни, чтобы они покаялись. Поэтому мы видим, как мирские люди совершают серьёзные грехи и, несмотря на это, в изобилии имеют материальные блага, и живут долгие годы, не испытывая скорбей. Это происходит по Промыслу Божию - для того чтобы эти люди покаялись. Если они не покаются, то в жизни иной им будет нечем оправдаться.

Богу больно за те скорби, которые испытывают люди

Какие же мучения испытывают люди! Сколько у них проблем! Некоторые приходят сюда, чтобы за две минуты, на ходу рассказать мне о своей боли и получить немного утешения. Одна измученная мать говорила мне: "Геронда, бывают мгновения, когда у меня не остаётся сил терпеть. Тогда я прошу: "Христе мой, сделай небольшой перерыв, а потом пусть мучения придут снова". Как нуждаются люди в молитве! Но, кроме того, каждое испытание - это ещё и дар от Бога. Это еще один дополнительный "балл", для того чтобы поступить в иную жизнь. Эта надежда воздаяния в будущей жизни даёт мне радость, утешение и силы, и я могу выдержать боль от тех скорбей, которые терзают многих и многих.

Наш Бог - это не Ваал, но Бог любви. Он - Отец, который видит страдания Своих детей от различных терзающих их искушений и испытаний. И Он даст нам воздаяние, лишь бы мы терпели это малое мученичество пришедшего к нам испытания или, лучше сказать, пришедшего к нам благословения.

Геронда, некоторые спрашивают: "Но разве не жестоко то, что попустил Бог? Разве Богу не больно?"

Боль Бога за людей, которые мучаются от болезней, от бесов, от варваров и тому подобного, имеет в себе и радость за то небесное воздаяние, которое Он им уготовил. То есть Бог имеет в виду воздаяние, которое восприимет на Небе человек, испытывающий искушение, Он знает, что ждёт такого человека в жизни иной, и это дает Богу "силы терпеть" эту боль. Ведь Бог попустил Ироду совершить столько преступлений! Ирод заклал четырнадцать тысяч младенцев и множество родителей, которые не давали воинам убивать своих детей! Ведь этих родителей тоже убили. Варвары-воины, желая угодить своим начальникам, разрубали младенцев на мелкие кусочки. И чем большие муки испытывали эти младенцы, тем большую боль испытывал Бог. Но настолько же больше Он радовался за ту величайшую славу, которую им предстояло восприять на Небе. Он радовался за этих маленьких Ангелов, которым предстояло составить ангельский мученический чин. Ангелы из мучеников!

Во время скорбей Бог утешает человека истинным утешением

Бог, находясь рядом с нами, видит скорби Своих детей и утешает нас, как Добрый Отец, А что ты думаешь, неужели Он хочет видеть, как Его ребёнок страдает? Бог учитывает все его страдания, весь его плач и потом воздаёт ему за это. Только Бог даёт в скорбях истинное утешение. Поэтому человек, который, не веруя в истинную жизнь, не веруя в Бога, не просит Его милости в терзающих душу испытаниях, пребывает в полном отчаянии. Жизнь такого человека не имеет смысла. Он всегда остаётся беспомощным, неутешенным и измученным в этой жизни, но кроме этого ещё и навеки осуждает свою душу.

Однако у духовных людей нет собственных скорбей, потому что все случающиеся с ними Испытания они преодолевают, находясь близ Христа. Такие люди собирают многую горечь чужих скорбей, но одновременно они собирают и многую любовь Божию. Когда я пою "Не ввери мя человеческому предстателъству, Всесвятая Владычице ", то иногда останавливаюсь на словах "...но приими моления раба Твоего... " Если у меня нет скорби, то как я смогу произнести слова: "...скорбь бо обдержит мя, терпети не могу?... " Как я смогу сказать ложь? В духовном отношении к испытаниям нет скорби, потому что если человек расположит себя правильно, духовно, то всё меняется. Если человек дотронется горечью своей боли до Сладкого Иисуса, то все его горечи и страдания превращаются в мёд.

Постигнув таинства духовной жизни и тот таинственный способ, которым трудится Бог, человек прекращает расстраиваться из-за того, что с ним случается. Он с радостью принимает горькие лекарства, которые Бог даёт ему для здравия души. Всё происходящее с ним такой человек считает результатом своей молитвы, потому что он постоянно просит у Бога, чтобы Тот убелил его душу. Однако, относясь к испытаниям по-мирски, люди мучаются. Но раз Бог следит за каждым из нас, то каждый из нас должен без остатка предавать себя Ему. В противном случае жизнь человека превращается в муку: он хочет, чтобы всё в его жизни шло, как хочется ему самому. Однако всё идет не так, как ему хочется, и поэтому его душа не находит покоя.

Сыт или голоден человек, хвалят его или к нему относятся несправедливо, он должен радоваться и ко всему относиться со смирением и терпением. Тогда Бог будет давать ему благословения - до тех пор пока его душа не дойдёт до такого состояния, что эти благословения не будут в неё вмещаться. Благословения Божии будут такой душе уже не по силам. И чем больше человек будет духовно преуспевать, тем в большей степени он будет видеть любовь Божию и таять от этой любви.

Искушения и скорби по попущению Божию

Иногда происходящие с нами испытания - это антибиотики, которые Бог даёт нам для исцеления болезни нашей души. Эти испытания подают нам большую духовную помощь. Человек слегка получает от Бога "по затылку", и его сердце умягчается. Конечно, Бог и не испытывая нас знает, в каком состоянии находится каждый, но, поскольку этого не знаем мы, Он попускает нам пройти через испытания - для того чтобы мы познали себя, обнаружили скрывающиеся в нас страсти и не имели в день Страшного Суда чрезмерных претензий. Ведь даже если бы Бог закрывал глаза на наши страсти и брал нас в Рай такими, какие мы есть, то и в Раю мы тоже поднимали бы волну смущений и неудовольствий. Поэтому Бог попускает диаволу создавать искушения здесь, чтобы эти искушения выбивали из нас пыль страстей так, чтобы посредством скорбей наша душа смирилась и очистилась. А после этого Бог исполняет нас Своей Благодатью.

Настоящая радость рождается от той горечи, которую человек с радостью вкушает за Христа - Вкусившего горечь, для того чтобы нас спасти. Христианин должен особенно радоваться тогда, когда на него находит испытание, а сам он при этом не давал для него повода.

Иногда мы говорим Богу: "Боже мой, не зная, что Ты сделаешь, я без остатка предаю Тебе всего себя для того, чтобы Ты сделал из меня человека". И Бог, слыша эти слова, хочет сделать меня не только человеком, но чем-то больше, чем человек. Поэтому Он позволяет диаволу прийти, чтобы меня искусить и помучать. Сейчас, болея раком, я вижу плутни диавола, и мне становится смешно. Вот ведь какой этот диавол! Знаете, каким мылом моет диавол человека, когда Бог позволяет ему его искусить, чтобы человек прошёл через испытания? Диавол моет человека пеной своей злобы. Вот какое у него хорошее мыло! Подобно тому, как верблюд в злобе плюётся пеной, так ведёт себя и диавол в подобных случаях. А потом он начинает тереть человека. Конечно, он делает это не для того, чтобы стереть с человека грязь и сделать его чище. Нет, он делает это от злобы. Однако Бог позволяет диаволу тереть человека до тех пор, пока не отстираются его грязные пятна и он не станет чистым. Ведь если бы Бог позволил диаволу тереть человека так, как трут одежду, когда её стирают, то диавол превратил бы человека в лохмотья.

Геронда, можем ли мы говорить, что разные искушения, которые случаются в нашей жизни, происходят с нами по воле Божией?

Нет, не будем смешивать волю Божию со всем тем, что приносит искуситель. Бог даёт диаволу свободу искушать человека до определённого момента. И человека Он тоже оставляет свободным сделать добро или зло. Однако Бог не будет виноват в том зле, что сделает человек. К примеру, Иуда был учеником Христовым. Но разве допустимо сказать, что воля Божия была, чтобы он стал предателем? Нет, это сам Иуда позволил диаволу войти в себя. Один человек попросил священника: "Прошу тебя, отче, отслужи заупокойную литию за Иуду". Всё равно, что говорил: "Ты, Христе, несправедлив. То, что Иуда Тебя предал, было Твоей волей. Поэтому сейчас помоги ему".

Редко случается, что Бог попускает некоторым благоговейным людям пройти через испытания ради того, чтобы кто-то, живущий скверной жизнью, пришел в чувство и покаялся. Некоторые люди, проходя через испытания, расплачиваются за грехи своей жизни, но при этом неоправданно ропщут. Бог даёт им возможность получить помощь, видя пример терпения тех, кто страдает и не ропщет, не будучи виноватым. Такие благоговейные люди получают двойную мзду. Предположим, что очень хороший, благоговейный глава семьи сидит у себя дома вместе со своей женой и детьми. Внезапно начинается землетрясение, дом рушится, всю его семью заваливает обломками, и после страшных мучений все умирают. Для чего Бог попустил это? Для того чтобы не роптали другие - те, кто виноват и подвергается наказанию.

Поэтому тот, кто размышляет о великих крестах, которые несли праведники, никогда не расстраивается из-за собственных маленьких испытаний. Такие люди видят: несмотря на то, что они совершили в своей жизни разные грехи, они страдают меньше, чем праведники и поэтому исповедуют подобно благоразумному разбойнику: "Эти люди ни в чём не согрешили и претерпели такие страдания. Каких же страданий достойны мы?" Однако, к несчастью, некоторые похожи на того разбойника, который был распят слева от Христа. Такие люди говорят о претерпевших страдания праведниках: "Посмотри-ка, всю жизнь не выпускали из рук креста, и какое с ними произошло несчастье!"

Бывают и случаи - правда очень-очень редко - когда Бог по любви попускает некоторым избранным подвижникам претерпеть великие испытания. Он делает это, чтобы их увенчать. Такие люди - подражатели Христа. Посмотрите: поскольку Святая Синклитикия духовно помогала многим людям своими увещаниями, диавол захотел помешать ей в этом деле и три с половиной года преподобная из-за болезни пребывала безгласной.

А в других случаях настоящий подражатель Христа просит у Бога милости простить грехи ближних и не подвергать их Своему праведному гневу. Такой человек просит, чтобы Бог вместо этих согрешивших людей наказал его, несмотря на то, что сам он не виноват. Такой человек находится с Богом в тесном родстве, и Бога очень трогает, умиляет великая благородная любовь Его чада. Бог не только оказывает такому человеку милость, о которой он просит, то есть не только прощает грехи других, но и попускает этому человеку мученическую кончину - согласно его усердному прошению. А одновременно Бог приуготовляет такому человеку самый лучший райский царский дворец с ещё большей славой, потому что многие люди своим наружным судом несправедливо судили об этом человеке и думали, что Бог наказывает его якобы за его собственные грехи.

Неблагодарность за любовь Божию

Геронда, испытания всегда идут людям на пользу?

Зависит от того, как человек относится к испытаниям. Те, кто не имеет доброго расположения, в находящих на них испытаниях начинают хулить Бога". Почему со мной это произошло? - ропщут такие люди - Погляди, ведь у такого-то всё так хорошо! Ну что это за Бог, Который попускает всё это?" Такие люди не говорят "согреших ", но мучаются. А вот люди благочестные благодарят Бога так: "Слава Богу! Это испытание привело меня к Нему. Бог попустил это для моего блага". Раньше такие люди могли совсем не ходить в церковь, но после испытаний они начинают ходить в храм, исповедоваться и причащаться. А, кроме того, часто людей очень жестких Бог в какой-то момент испытаниями приводит в состояние такого любочестия, что сами они поворачиваются на сто восемьдесят градусов и рассыпаются в прах от боли, которую испытывают за всё то, что они сделали.

Геронда, когда у нас всё идет хорошо, то мы должны говорить "Слава Тебе, Боже"?

Да уж если мы не говорим "Слава Тебе, Боже" в радостях, то, как мы скажем это в скорбях? Ты что, благодаришь Бога в скорбях и не хочешь отблагодарить Его в радостях? Но, конечно, если человек неблагодарен, то любовь Божия ему неведома. Неблагодарность - это великий грех. Для меня это грех смертный. Человек неблагодарный ничем не удовлетворяется, ничто ему не приносит радость. По всякому поводу он ропщет. Всё и все перед ним виноваты. У меня на родине, в Фарасах, в качестве сладости очень любили виноградное сусло. И вот как-то ночью одна девица начала плакать, потому что ей захотелось виноградного сусла. Что тут поделать? Пришлось её матери идти к соседям и просить. Съев немного сусла, девица снова принялась плакать, стучать ногами по полу и кричать: "Мама, я хочу и сметаны!" - "Доченька, где же я тебе найду сметаны в такой час?" - спросила мать. Нет, "хочу сметаны" и всё тут. Что делать? Поплелась бедняжка мать к соседке и попросила в долг и сметаны. Попробовав сметаны, дочка опять заревела. "Ну, а что ты сейчас плачешь?" - спрашивает мать. "Мама, я хочу, чтобы ты мне их смешала!" Ну что ж, берёт мама сусло и сметану и смешивает. Но дочка всё своё: реветь не перестаёт. "Мама, я не могу их есть вместе! Хочу, чтобы ты мне их разделила!" Ну, тут уж маме ничего не оставалось, как от души отдуть дочку по щекам! Так вот и отделилось сусло от сметаны.

Я хочу сказать, что подобно этой девице ведут себя некоторые люди, и тогда к ним приходит наказание Божие. Нам надо, по крайней мере - признав свою неблагодарность - день и ночь благодарить Бога за те благословения, которые Он нам подаёт. Поступая так, мы будем наступать на пятки трусливому диаволу, который, собрав всех своих тангалашек, улетучится, подобно чёрному дыму, потому что признав я свою неблагодарность и благодаря Бога за его благословения, мы будем бить диавола в больную точку.

Наши малые испытания и большие испытания наших ближних

В каждом из постигших нас искушений самое лучшее лекарство - это ещё более тяжёлое испытание, которое постигло наших ближних. Надо лишь сравнивать его с испытанием, постигшим нас самих, и видеть между ними большую разницу и ту великую любовь, которую оказал Бог, попустив малое испытание нам. Поступая так, мы станем Его благодарить, нам будет больно за нашего ближнего, который страдает больше, чем мы, и мы будем молиться сердечной молитвой о том, чтобы Бог подал ему помощь. К примеру, мне ампутировали ногу. "Слава Тебе, Боже, - скажу я, - что у меня есть, по крайней мере, одна нога. Ведь другому ампутировали обе. И даже если я превращусь в культяпку, если мне отрежут и руки, и ноги, то я всё равно скажу: "Слава Тебе, Боже, за то, что я ходил на ногах столько лет, ведь другие уже родились на свет не способными к движению калеками".

Услышав, что один глава семьи одиннадцать лет мучается от кровотечений, я сказал: "Куда мне до него! Мирской человек одиннадцать лет мучается кровотечениями, при этом он имеет детей, должен подниматься утром и идти на работу, тогда как я не промучился этими кровотечениями даже и семи лет!" Думая о другом, о том, кто испытывает такие страдания, я оправдать себя не могу. А вот начиная думать о том, что я страдаю, в то время как другие живут припеваючи, о том, что по ночам я каждые полчаса вынужден подниматься, потому что у меня проблемы с кишечником, и я не могу уснуть, тогда как другие спят безмятежным сном, я оправдываю себя, даже если ропщу. Ты, сестра, сколько времени мучаешься от герпеса?

Восемь месяцев, Геронда.

Видишь? Одному Бог даёт помучиться этой болезнью два месяца, другому - десять месяцев, третьему - пятнадцать. Я тебя понимаю. Тебе очень больно. Некоторые от этой болезни доходят до отчаяния. Но вот если мирской человек, помучавшись один-два месяца от герпеса и от сильной боли впав в отчаяние, узнаёт, что духовный человек мучается той же болезнью уже целый год и при этом терпит и не ропщет, то он сразу же получает утешение. "Погляди-ка, - говорит больной. - Я заболел два месяца назад и уже дошёл до отчаяния, а другой бедолага мучается целый год - и ничего! А я ведь ещё и грешу, тогда, как он живёт духовно". Таким образом этого человека ещё никто не вразумлял или наставлял, а он уже получает помощь!

Скорби, которые причиняют нам люди

Геронда, если человек по Богу терпит скорби и несправедливости от людей, то это терпение очищает его от страстей?

Она ещё спрашивает! Да оно его не просто очищает, оно его дистиллирует! Разве есть что-то выше такого терпения? Подобным образом человек может расплатиться со своими грехами. Посмотрите: пойманного преступника бьют, заключают в тюрьму, там он исполняет свой малый "канон". И если такой человек искренне покается, то он спасается от вечной темницы. Разве пустяшное дело, если через земное страдание человек оплачивает свой счёт в вечности?

С радостью претерпевайте любую скорбь. Скорби, которые причиняют нам люди, более сладки, чем те сладкие "сиропы", которыми поят нас те, кто нас любит. Посмотри, ведь в заповедях блаженства Христос не говорит: "Блажени есте егда похвалят вы", но "Блажени есте, егда поносят вам... " и вдобавок "на вы лжуще ". Когда человек подвергается неправедному поношению, он откладывает духовные сбережения в небесную сокровищницу. А если поношения, которым он подвергся, заслужены, то он расплачивается со своими грехами. Поэтому мы не только безропотно должны терпеть того, кто нас искушает, но и чувствовать к нему благодарность, потому что этот человек даёт нам благоприятную возможность потрудиться в любви, в смирении, в терпении.

Конечно, клеветники работают в сотрудничестве с тангалашкой. Но обычно сильный ветер ломает и выкорчёвывает те хилые деревья, корни которых неглубоки. А вот тем деревьям, которые имеют глубокие корни, сильный ветер помогает пустить их корни ещё глубже.

Мы должны молиться за всех, кто нас злословит, и просить у Бога, чтобы он дал им покаяние, просвещение и здравие. Мы не должны оставлять в себе ни следа ненависти к этим людям. Будем удерживать в себе только опыт от происшедшего с нами искушения, выбрасывать всю горечь обид и неприязней и помнить слова преподобного Ефрема Сирина: "Если ты потерпишь клевету и после этого чистота твоей совести станет явной, то не высокомудрствуй, но в смиренномудрии работай Господу, избавившему тебя от человеческой клеветы, для того чтобы ты не пал жалкой жертвой".

Болезнь

Для чего она нужна и почему мы вообще болеем? Почему случается так, что заболеваем именно мы, а не кто-то другой?
У одного брата родилась дочь. Он очень обрадовался этому событию. Ходил, всем рассказывал о ней, был горд за неё. Словом, радости его не было конца. Но вдруг при очередном осмотре врача выяснилось, что она никогда не сможет ходить. У неё обнаружили детский церебральный паралич. Врачи сказали, что ничто уже не поможет девочке. Можете себе представить, как тот брат отреагировал? Он сказал врачам: "Я прошу Господа, чтобы Он Сам прославился через этого ребёнка и его болезнь!”
И что вы думаете? Господь так и поступил. Он прославился тем, что ребёнок выздоровел! Выздоровел тогда, когда врачи даже не надеялись на то. Для них это стало большим чудом.
Но вернёмся к теме. При долгом исследовании Священного Писания я пришёл к выводу, что существует, по крайней мере, шесть причин, почему заболевают люди, и верующие в том числе.

1. Прославление Бога

Когда у брата, о котором шло повествование выше, заболела дочь, то вся церковь стала молиться за неё.
Однажды, совершенно внезапно, к нему домой пришла неверующая соседка и сказала: "Я знаю, что у вас этой девочке будет лучше, так как у вас есть ваш Бог!”
Уже тогда Господь стал прославляться через это дитя.
Давайте откроем Библию и прочитаем историю о Лазаре, которую излагает евангелист Иоанн в 11-й главе. Мне бы хотелось заострить ваше внимание на 3 и 4-м стихах:
"Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий”.
Чтобы прославился Иисус! Так Он Сам о Себе сказал в Библии. Мы же иногда говорим, что такого не бывает, что Господь не посылает болезни, чтобы через них Ему прославиться.
Почти во всём Ветхом Завете (далее везде "ВЗ”) болезнь была представлена как наказание от Господа. В Новом Завете ("НЗ”) – чаще всего для прославления Бога. Пример с Лазарем в стихе 45: "Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него”.

2. Приготовление к смерти

Многие люди, живя вроде бы неплохой жизнью, никогда не задумываются о том, что им предстоит однажды умереть. Им даже это и в голову не приходит. Но Библия говорит: "Человекам положено однажды умереть, а потом суд” (Евр. 9:27).
У нас в Германии, когда умрет человек, об этом даже можно и не узнать, если этого не объявят. Тут всё отлажено так, чтобы человек как можно меньше задумывался о смерти. Если вас не пригласят на похороны, то вы никогда и не услышите, что кто-то умер. Покойника увозят обычно ночью из дома. Потом его приготавливают к похоронам и увозят на кладбище. Там пару часов перед литургией его можно посмотреть и сфотографироваться с ним на память. Потом его хоронят. Ни шума, ни суеты, ни музыки с завываниями, ни причитающих старушек.
Дьявол делает всё возможное, чтобы мы не задумывались о смерти. Все наши планы идут далеко вперёд, и в них нет места для нашей или чьей-нибудь ещё смерти.
Иногда Бог допускает болезни тем людям, чьи сердца принадлежат Ему, но они осуетились, не совсем полностью отдались Господу.
Ещё ВЗ повествует о том, что иногда люди, преданные Богу без остатка, внезапно заболевали и умирали. 4 Цар. 13:14: "Елисей заболел болезнью, от которой потом и умер” Этот человек оставил всё своё имущество, семью ради Бога и посвятил Ему без остатка всю свою жизнь! (3 Цар., 19 гл.) Это тот пророк, по слову которого исцелялись люди, воды делались здоровыми и полезными. Много чудес Бог сотворил через него. Но он заболел и в результате этого умер!
Эта болезнь перед смертью позволяет больше узнать Бога, Его силу, волю, могущество и любовь. Многие люди в результате болезни, которая напоминает им о том, что они не вечны, начинают серьёзно задумываться о Господе, о своей жизни и о том, где они будут проводить вечность.

3. Причина для молитвы

Знаете, какая есть на Украине поговорка? "Як тревога, так до Бога!” Не напоминает ли это вам "Службу спасения” или "Пожарную охрану” со "Скорой помощью”?
Как только нам стало плохо, так мы сразу вспоминаем, что есть Бог. Говорят, что на войне под обстрелом атеистов нет. И я охотно этому верю.
Однажды со мной случилась такая история. Совершенно внезапно я заболел. И болезнь моя оказалась очень странной. У меня пропал иммунитет, то есть организм потерял способность сопротивляться инфекции. Меня поместили в изолятор. Изолировали так, что никто не мог ко мне войти без специального костюма. Любая царапина, любой микроб могли привести к тому, что я просто бы умер.
Вы знаете, эта моя болезнь явилась причиной тому, что многие церкви стали усиленно молиться за меня и моё выздоровление. Совершенно неожиданно, так же, как и началась, моя болезнь вдруг закончилась. Я стал абсолютно здоровым. Врачи не могли поверить всему тому, что произошло.
Уже позже пресвитер церкви рассказал мне такую историю. В это время, когда я заболел, он находился в Боливии с миссионерским поручением. Однажды, когда он звонил домой, ему рассказали, как серьёзно я болен. Он очень расстроился. После разговора по телефону он уединился в комнате для молитвы. Когда он вышел из неё, то ему стало совершенно ясно: я не умру. Тогда, уже совсем спокойно, он отправился делать свои дела дальше. Если бы не эта болезнь, то многое бы не произошло в моей жизни, как и в жизнях многих других людей, которые переживали что-то подобное.
Библия описывает нам множество таких примеров. Один из них повествует об Анне, которая не могла рожать детей (1 Цар., 1гл.). Господь заключил её чрево. Если бы не эта болезнь, то не стояла бы она в Храме на коленях и не вымаливала бы ребёнка у Бога. Не было бы и Самуила, известного пророка и судьи Израиля.

4. Знамение перед видимым и невидимым мирами

Я знал одного брата, который очень сильно страдал от сахарного диабета. Однажды он сказал такие слова: "Я мог переносить эту болезнь, не думая о ней, и славить Бога!”
Также я знаю и одну сестру, которая очень сильно больна и никогда не жалуется, не стонет от болей, а всегда и за всё благодарит Бога. Разве это не знак миру? Весь окружающий её мир видит то, что она переносит всё это лишь с помощью её (нашего) Бога.
Знаю также одного брата, который умер два года назад в возрасте 23 лет. У него постепенно атрофировались мышцы. Никогда не видел его жалующимся на болезнь или боли или усталость от них. До последней минуты он переживал за тех, кто не в мире с Богом, молился и плакал за них. Это тоже пример того, что болезнь является знаком для видимого мира.
Кто из нас не знаком с Иовом? Это тот человек, который потерял всё ради Бога. Это тот, о котором написано: "Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. И родились у него семь сыновей и три дочери. Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока. Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними. Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни” (Иов 1:1-5).
Знаменитый, очень богобоязненный человек, справедливый, удаляющийся от зла. Наверно, не каждый из нас может о себе так сказать. А о нём так говорит Бог!
И что же произошло с этим человеком? Далее читаем, как происходит разговор в невидимом мире об Иове. Сатана в один миг забирает у него всё то, что он имел до этого. Он лишился всего, можете себе представить – всего! А вдобавок ещё и получил проказу. Помните, что он ответил своей жене, которая просила его, чтобы он проклял Бога и умер?
"И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри. Но он сказал ей: ты говоришь, как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими” (ст. 9-10).
Бог не посылал ему эту болезнь, но допустил сатане, чтобы тот мог это совершить. Если мы прочитаем до конца книгу Иова, то подумаем, что он, наверно, так и не понял, почему заболел.
Это была духовная война. И болезнь Иова явилась в ней знамением невидимому миру о Божией любви!
Другой пример находим в Евангелии от Марка, 2 гл. Здесь повествуется о том, как принесли к Иисусу расслабленного (парализованного) и спустили его через крышу в дом, где был Иисус. Стих второй говорит, что Иисус, видя веру их, простил грехи расслабленному. Но фарисеи, находящиеся там, стали обвинять Его в богохульстве. Тогда Иисус в знак того, что Он является Сыном Бога, говорит: "Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали” (ст. 10-12).
Здесь нам с вами видно совершенно отчётливо, что в этом случае болезнь является знамением видимому миру.

5. Чтобы исправить человека (Благословение)

И всё равно, как бы ни было, человек устроен так, что спрашивает Бога: "Почему я заболел? Как же теперь вылечиться?”
Знаете, та болезнь, которой я переболел, дала мне очень много полезного. Поверьте, в изоляторе, где я находился один, у меня было время подумать о жизни и моих отношениях с Богом. Дело в том, что с детства я отличался очень хорошей памятью. Мне стоит только пару раз прочесть материал, а иногда и одного раза достаточно, чтобы я запомнил наизусть. Притом я был ещё очень высокомерен, хотя и был с Христом уже какое-то время. Во время болезни я понял, что веду совсем неправильный образ христианской жизни. Раскаялся в своих поступках и делах, пересмотрел все свои принципы. Для меня эта болезнь явилась Божьим благословением.
НЗ пишет очень много об апостоле Павле и о том, сколько он сделал для проповеди и защиты Евангелия. Но Павел страдал болезнью, причём неизлечимой (2 Кор. 12:7-10): "Чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен”.
Бог давал ему столько сил для труда, сколько ему было надо. Но если он порой забывал о том, кто он и кто Бог в его жизни, то вскоре вспоминал об этом благодаря "жалу во плоти”. Болезнь действует к воспитанию верующего. Если Бог говорит нам, а мы не слушаем, то Он может положить нас в постель на пару недель, а то и месяцев. Или, как в случае с Павлом, во всю оставшуюся жизнь не излечит нас от какого-нибудь порока.

6. В наказание от Бога

В ВЗ Господь чаще всего посылал болезни в наказание. По его слову умирали целые народы. Вот пример с Давидом, записанный во 2-й книге Царств, 24 гл. Царь Давид хотел пересчитать народ, причём упорно не хотел никого слушать на эту тему. И что же произошло? Когда военачальник принёс список царю, тот ужаснулся и признал, что согрешил перед Богом.
Тогда Господь через прозорливца предлагает Давиду выбрать одно из трёх наказаний за этот грех непослушания. Прочитаем стих 13:"И пришел Гад к Давиду, и возвестил ему, и сказал ему: избирай себе, быть ли голоду в стране твоей семь лет, или чтобы ты три месяца бегал от неприятелей твоих, и они преследовали тебя, или чтобы в продолжение трех дней была моровая язва в стране твоей? теперь рассуди и реши, что мне отвечать Пославшему меня”.
Вы заметили, в числе предложенного была болезнь? И что говорит Давид, что он избирает? Стих 14: "Тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне. И избрал себе Давид моровую язву во время жатвы пшеницы”.
Давид избрал болезнь. Эта болезнь была в наказание, и через нее, безусловно, Давид вынес что-то очень важное для себя.
Другой пример с Саррой, Бытие, 20 гл. Помните, Авраам солгал Авимилеху, царю Герарскому? Вернее – сказал не ложь, а полуправду, что для Бога – одно и то же. Авраам сказал, что Сарра – его сестра, когда она была его сестрой и женой. Что произошло тогда с царём и его домом? Бог заключил чрева всех женщин, и они не могли рожать детей. Впоследствии Авраам помолился, и написано, что женщины были исцелены от их недуга. Отсюда видно, что и Сарра, страдающая бесплодием, была больна. И болезнь Сарры явилась благословением даже и для нас. Как Авраам и Сарра получили Исаака по обетованию, так и мы по обетованию стали детьми Бога, детьми Авраама.
Возьмём нашу с вами жизнь. Есть одна болезнь, заболев которой человек уже не сможет задать вопрос "почему я заболел этой болезнью?” Каждый, кто получает её (99,9%), знают, почему они заболели. Эта болезнь называется СПИД!
Если вы болеете, то задайте Господу вопрос, почему. Спросите Его, для чего нужна ваша болезнь? Спросите Его, что Он хочет от нас через эту болезнь?
Есть и другие причины для болезней, но перечисленные выше наиболее явно представлены в Библии. Например, почему болел Тимофей, один из самых преданных служителей Христа и соратник апостолов? Почему Павел, который мог исцелять, не исцелил его, а советует пить вино, чтобы боли смягчались?
"Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов” (1 Тим. 5:23).
Почему, когда Господь боролся с Иаковом, повредил ему ногу? Да ещё так, что тот до конца жизни страдал от этой болезни? (Бытие, 32 гл.).
Но самое интересное то, что и Иисус перенёс в Своей жизни болезни. Мне доводилось слышать от некоторых людей, что Иисус не мог болеть. И вы знаете, в доказательство они приводят стих из Мф 8:17, где цитируются слова пророка Исаии: "Он взял на Себя наши немощи и понес болезни”. Но это только вторая часть того, что сказал Исаия о Христе в своём послании!
" Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом” (Исаия 53:3-4). Немецкий перевод Лютера гласит: "...полный болей и болезней...” (Er war der ...voller Schmerzen und Krankheit).
Никогда не смог бы понять Иисус того, что мы переносим от болей, если бы сам не перенёс того же! Если бы мы захотели помочь муравьям восстановить разрушенный муравейник, то они напали бы на нас и не приняли от людей помощи. Чтобы им помочь, нам надо стать такими же, как они, то есть муравьями.

Тексты из Библии к размышлению:
"Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И Ты не отдашь его на волю врагов его. Господь укрепит его на одре болезни его. Ты изменишь все ложе его в болезни его” (Пс.40:2-4).
"Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим. Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего? Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое” (Пс.89:10-12).
"Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое; приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во все дни мои. Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь. Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою. Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш. Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне. Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя. Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения. Буду ходить пред лицем Господним на земле живых” (Пс.114:1-8).
"За что так упорна болезнь моя, и рана моя так неисцельна, что отвергает врачевание? Неужели Ты будешь для меня как бы обманчивым источником, неверною водою? На сие так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним” (Иер.15:18-19).
"Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей, потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни. Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали” (Фил.2:25-27).
"И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло” (Откр. 21:3-4).