Чем занимается Государственная Дума? Депутаты Государственной Думы.

Государственная дума (Госдума РФ) - нижняя палата Федерального собрания Российской Федерации. Работу Думы возглавляет председатель Думы и его заместители.

Выборы в Государственную думу назначаются президентом Российской Федерации раз в пять лет. Порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливают федеральные законы «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ряд других федеральных законов.

Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причем одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации )

Срок полномочий 2-5 созывов Государственной думы - четыре года. Начиная с 6 созыва, депутатов избирают сроком на пять лет. Все 450 депутатов избираются по федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избрание происходит пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.

Депутату Государственной думы выдается комплект из двух нагрудных знаков депутата Государственной думы с винтовым и булавочным креплениями. Номера нагрудных знаков соответствуют номеру удостоверения депутата. Знаки депутата Государственной думы остаются у лица, исполнявшего полномочия депутата, для памятного хранения.

Полномочия Государственной думы РФ:

Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

Дача согласия президенту Российской Федерации на назначение председателя Правительства Российской Федерации;

Заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;

Решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

Назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;

Назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

Объявление амнистии;

Выдвижение обвинения против президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Под принятым федеральным законом по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции РФ понимаются: законы, принятые Государственной думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторно принятые Государственной думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; законы, одобренные Государственной думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется президентом РФ.

В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона. Если же разъяснение предпринято в форме постановления Государственной думы, то есть без соблюдения требований ст.ст. 105, 106, 107 Конституции РФ, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться в качестве акта Федерального собрания - законодательного органа РФ. Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция РФ не предоставляет Государственной думе соответствующего права.

Роспуск Госдумы может произойти по указу президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев (если в этом случае президент не принял решение об отставке Правительства). Однако Дума не может быть распущена в первый год своей работы. В случаях роспуска Госдумы президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.

При Госдуме РФ функционирует Аппарат Государственной думы - постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы.

Госдума образует комиссии в случаях и порядке, установленных законодательством. Комиссии образуются на срок, не превышающий срока полномочий Думы данного созыва.


В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название Государственная Дума. Дважды ее разгоняло правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва (первая, вторая, третья, четвертая Государственные Думы).

Чем занимается Каковы ее функции и обязанности? Ответы на эти вопросы будут даны в статье.

Государственная Дума РФ: общая характеристика

Государственная Дума представляет собой Нижнюю РФ, или Федерального Собрания РФ. Госдума, как и Совет Федерации, является законодательным Создание рассматриваемого органа состоялось в 1993 году. Согласно указу Б. Н. Ельцина "О конституционной реформе РФ", появился орган на 450 депутатов. Половина из этого числа избирается в ходе одного тура и напрямую. Голосование происходит в одномандатных округах. Другая половина должна формироваться при помощи политических партий РФ, преодолевших 5-процентную границу.

Российской Госдуме посвящена пятая глава Конституции РФ. Именно в ней кратко описывается структура органа, а также то, чем занимается Государственная Дума РФ. Что представляет собой эта глава из основного закона страны?

Глава 5 Конституции РФ

Пятая глава основного закона страны повествует о российском парламенте - Федеральном Собрании. В главе кратко прописаны все основные моменты, касающиеся двух палат парламента: Совета Федерации и Государственной Думы. Статья 103 наиболее полно раскрывает то, чем занимаются депутаты Государственной Думы, и какими полномочиями они обладают. Именно эту, а также некоторые другие статьи российской Конституции необходимо будет разобрать для того, чтобы иметь наиболее полное представление об обязанностях и профессиональных функциях нижней палаты Парламента - Госдумы.

Стоит, однако, начать с наиболее общих моментов. Так, статья 94 закрепляет статус Федерального Собрания; данный орган является представительным, относящимся к законодательной ветви власти. Часть 5 статьи 95 закрепляет тот факт, что Госдума состоит из 450 лиц, являющихся депутатами. Ст. 96 повествует о сроке избрания органа, который составляет сегодня ровно 5 лет. О том, чем занимается Государственная Дума, будет рассказано далее.

Государственная Дума и Правительство

Несмотря на то, что все в России равны по отношению друг к другу, стоит отметить некоторые моменты, указывающие на значительное влияние одной ветви власти на другую. В частности, необходимо обратить внимание на часть 1 статьи 114 Конституции РФ. Согласно этой статье, Правительство обязано своевременно представлять отчеты Государственной Думе. Подобная система всегда указывает на степень демократичности развития государства. В частности, в комментарии к статье 114 говорится о необходимости повышения роли представительных органов в общественной и политической жизни. К сожалению, только политологи могут решать вопросы о том, не нарушает ли подобная схема систему сдержек и противовесов. Приходится также гадать и о том, будет ли Федеральное Собрание в ближайшем времени давать оценки Правительству.

Стоит, однако, возвратиться к тому, чем занимается Государственная Дума, и каковы ее функции по отношении к Правительству. Так, пункт Б статьи 103 закрепляет за Госдумой возможность решать вопрос о доверии исполнительному органу власти. По-сути, это еще одно доказательство значительного влияния представительной ветви власти на исполнительную.

Государственная Дума и Центральный Банк РФ

Чем занимается Государственная Дума РФ в отношении высших финансовых органов? Пункт Г статьи 83 Конституции РФ закрепляет за Госдумой возможность назначать и снимать с должности руководителя ЦБ России. Срок полномочий представителя ЦБ определяется согласно ФЗ "О ЦБ РФ". Стоит также отметить, что как назначение, так и снятие с должности считается окончательным, если за это проголосовала большая часть депутатов Госдумы.

То же самое касается и Счетной Палаты. Государственная Дума способна назначать как председателя этого органа, так и состав его аудиторов. При этом вопрос о снятии или назначении решается в соответствии с имеющимся бюджетом, налоговым обложением и т. д.

Назначение амнистии

Стоит, наконец, обратиться к статье 103 Конституции РФ. Именно эта статья закрепляет все основные обязанности и функции, находящиеся в ведении нижней палаты законодательного органа. Что здесь можно выделить? Чем занимается Государственная Дума? (4 класс, а также некоторые ступени повыше в школьной программе зачастую предполагают разбор этих вопросов; взрослый человек тем более должен знать все самое главное об устройстве органов власти).

Нижняя палата органа законодательной власти способна назначать на должность лицо, уполномоченное по правам человека, а также увольнять его. Стоит также отметить, что депутаты способны выдвигать нужные кандидатуры.

Отдельная тема, которую стоило бы упомянуть - это способность Госдумы решать вопросы амнистии. Какую позицию в данном случае занимает Нижняя Палата, чем занимается Государственная Дума? Кратко и ясно дает характеристику пункт Ж статьи 103 Конституции. Согласно нему, решение о принятии амнистии происходит путем набора большинства депутатских голосов. Подписывает указ об амнистии председатель Госдумы. Официальная же публикация приказа должна произойти в течение трех дней.

Государственная Дума и президент

Взаимоотношения главы государства и Государственной Думы выстроены в России самым особым образом. Так, согласно статье 103 Конституции (пункт З), нижняя палата законодательного органа способна выдвигать против президента обвинения и претензии. Обвинение может быть выдвинуто только в том случае, если за это были набраны 2/3 депутатских голосов. Стоит также отметить, что обвинение должно иметь конкретные ссылки на преступления или правонарушения, которые совершил глава государства.

Государственная Дума высылает обвинение в Верховный Суд на рассмотрение. Если суд находит состав преступления, ставится вопрос об отрешении главы государства от должности.

Порядок принятия законов

Поскольку ветвь власти, о которой идет речь, именуется законодательной, сразу же становятся закрытыми вопросы о том, чем занимается Государственная Дума и Совет Федерации. Эти органы издают и редактируют законы, и это их основное предназначение. Каким образом проходит законотворческий процесс? Об этом будет рассказано далее.

Процедура принятия и оформления законопроектов осуществляется в трех чтениях. Первое чтение предполагает обсуждение основных положений проектов. Инициатор закона зачитывает доклад, слушатели имеют возможность высказать свои комментарии и прения. Если закон одобряется, начинается второй этап. Он предполагает внесение в закон поправок и небольших изменений. После этого проходит третий этап, на котором депутаты отдают свой голос за или против принятия закона. Проект по итогу может быть принят только в том случае, если за него проголосовало большинство.

Порядок рассмотрения федеральных законов

Чем занимается Государственная Дума? Исполняет законы, принимает законы, занимается их редакцией и оформлением. Все эти функции нижняя палата осуществляет на трех специальных чтениях. Дабы иметь более обширное представление о законотворческом процессе, необходимо также рассказать о процедуре рассмотрения проектов Советом Федерации.

За пять дней разработанные Госдумой законы должны быть рассмотрены высшей палатой парламента. Часть 4 статьи 105 российской Конституции закрепляет положение о том, что СовФед обязан устроить голосование за или против принятия законопроекта. Так, в случае одобрения половиной членов палаты закон вступает в силу. Есть и другая возможность сделать закон рабочим. Для этого СовФед должен игнорировать присланный проект в течение 14 дней (речь идет о несостоявшемся голосовании за или против законопроекта). В случае если проект отклонен, Госдума создает согласительную комиссию, на которой пытается преодолеть вето Высшей Палаты.

Статья 106 Конституции РФ

Какие законы должны подлежать обязательному рассмотрению высшей палатой законодательного органа? Статья 106 российской Конституции закрепляет следующие проекты:


Таким образом, относительно закрытым становится вопрос о том, чем занимается Государственная Дума. Одобряет или отклоняет законы, назначает или снимает с должности определенных лиц, занимается вопросами амнистии - все эти и многие другие функции исполняет Нижняя Палата парламента в России. Далее стоит рассмотреть вопросы о том, когда и при каких случаях Государственная Дума может быть распущена.

О роспуске Государственной Думы

Госдума может быть распущена в некоторых случаях, речь о которых идет в статьях Конституции 109, 111 и 117. Первое, что стоит отметить, это то, что только президент имеет право распускать Нижнюю Палату парламента. Однако согласно части 3 статьи 92, таким правом не может обладать лицо, замещающее президента, или временно исполняющее его обязанности.

Стоит также рассказать о том, почему процедура роспуска Госдумы необходима в Российской Федерации. По-сути, подобная схема является крайним способом преодоления разногласий между исполнительной и законодательной ветвями власти. Так, дабы не возникало конфликтов, которые могут значительно помешать развитию политической и общественной жизни страны, необходимо совершать некую "перезагрузку" отношений. Президент своевременно, в соответствии со всеми конституционными нормами, распускает либо Правительство, либо Государственную Думу, тем самым разрешая конфликтную ситуацию и открывая путь для дальнейшего развития путем нахождения компромиссов.

Критерии роспуска Госдумы

Как уже было упомянуто выше, критерии и условия роспуска нижней палаты парламента закреплены в статьях 111 и 117 российской Конституции. Так, часть 4 статьи 111 повествует о том, что Госдума РФ может быть распущена в случае, если она три раза подряд выразила недоверие кандидатам на пост Председателя Правительства РФ. Именно в этом случае глава государства способен распустить действующий состав Госдумы, самостоятельно назначить премьер-министра и объявить новые выборы в Нижнюю Палату парламента.

Второй случай закреплен в конституционной статье 117. Согласно пункту 3, Госдума распускается президентом в случае неоднократного выражения недоверия Правительству. Здесь установлен и четкий срок - три месяца. Ровно столько времени есть у Госдумы, чтобы задуматься о принятии действующего правительственного состава.

Когда Госдума не может быть распущена?

Существует несколько обстоятельств, которые отрицают возможность роспуска Государственной Думы. Все они приведены в статье 109 Конституции РФ. О чем именно идет речь? Госдума не может быть распущена, если:

  • не прошел хотя бы один год с начала ее работы;
  • если Госдума выдвинула обвинение против действующего главы государства (однако заканчивается это обстоятельство принятием соответствующего решения СовФедом);
  • в РФ введено чрезвычайное или военное положение;
  • осталось шесть или менее месяцев до окончания президентского срока.

Состав Госдумы

Чем занимается Государственная Дума? Ответ на этот вопрос был дан. Однако осталась нерешенной еще одна важная проблема: о составе и структуре Нижней Палаты парламента.

18 сентября 2016 года в России прошли выборы депутатов в Государственную Думу. 5 октября был сформирован окончательный состав седьмого созыва. Его председателем стал Вячеслав Викторович Володин - член фракции "Единая Россия" (ЕР) и государственный советник РФ первого класса. 343 места заняли депутаты ЕР, 42 - лица из КПРФ, 39 депутатов из ЛДПР и 23 из "Справедливой России".

Таким образом, в статье были даны ответы на вопросы о том, какова структура нижней палаты Парламента, каков ее состав, а также чем занимается Государственная Дума. 4 класс (ответы и вопросы с олимпиад, учебники по обществоведению) и школьные классы повыше предполагают наличие вопросов о политическом устройстве РФ. Если про это ничего не будут знать взрослые люди, уровень политической культуры в обществе начнет стремительно падать. Это повлечет за собой всевозможные проблемы. Для того чтобы иметь самое общее представление о государственном устройстве, достаточно будет прочтения одной лишь Конституции.

State duma) - выборное представительное учреждение в дореволюционной России, которому формально принадлежали законодательные функции (1906-1917). В РФ начала действовать с декабря 1993 г. В соответствии со ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относятся: а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; е) объявление амнистии; ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

нижняя палата российского парламента - Федерального Собрания Российской Федерации.

Согласно ст. 11 на федеральном уровне Государственная Дума вместе с Советом Федерации представляют законодательную власть Российской Федерации. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от их места проживания на территории России.

Депутат не связан жесткими правовыми обязательствами перед своими избирателями, и они не могут определять его позицию, поскольку в Конституции РФ отсутствуют такие институты как наказы избирателей депутатам и их отзыв избирателями. Вместе с тем депутаты ГД поддерживают связь с избирателями в регионе, рассматривают поступившие от них предложения и жалобы, способствуют решению содержащихся в них вопросов; информируют избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через СМИ.

Депутат ГД не может быть одновременно депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также членом Совета Федерации. Депутаты ГД работают на профессиональной постоянной основе, они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Госдума состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 4 года. 5 ноября 2008 г. в своем послании Федеральному собранию Президент РФ Д. Медведев предложил со следущих выборов увеличить срок полномочий депутатов Госдумы до 5 лет, а президента - до 6 лет. По его мнению, это даст дополнительный ресурс для стабильного функционирования институтов власти. В ноябре - декабре 2008 г. проекты поправок в Конституцию РФ утвердили Госдума и СФ и одобрили региональные парламенты. Федеральный закон о поправке к Конституции Российской Федерации № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» вступил в силу 31 декабря 2008 г.

До 2007 г. ГД формировалась на основе выборов как по мажоритарным одномандатным округам, так и по партийным спискам (50/50%). В 2007 г. депутаты ГД впервые избирались только по партийным спискам. Проходной барьер составлял 7% (до 2005 г. - 5%).

Первая Государственная Дума избиралась вместе с Советом Федерации в день референдума по Конституции 12 декабря 1993 г. сроком на 2 года. Работу Думы возглавляет Председатель (спикер) Думы и его заместители, при этом каждая фракция или депутатская группа может выдвинуть заместителя председателя ГД. Председателями Госдумы являлись И. Рыбкин (1994–1996), Г. Селезнев (1996–2003). С 2003 г. по настоящее время Председателем Госдумы является Б. Грызлов.

Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов Госдумы, образуемых в начале первой сессии. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов. Комитеты Государственной Думы разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты; организуют и проводят парламентские слушания; способствуют проведению в жизнь положений Конституции РФ и федеральных законов; решают вопросы организации своей деятельности и т. д.

К полномочиям Госдумы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Государственная Дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией РФ.

Депутат или группа депутатов ГД вправе обращаться с запросом к Правительству РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ, руководителям органов исполнительной власти разного уровня по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов. Последние обязаны дать ответ на подобный запрос в течение 15 дней. 31 декабря 2008 г. вступил в силу Федеральный закон о поправке к Конституции Российской Федерации № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации», согласно которому Правительство РФ обязано предоставлять Государственной Думе отчеты о результатах его деятельности, в т. ч. по вопросам, поставленным Госдумой.

Депутат пользуется правом безотлагательного приема руководителями и должностными лицами любой организации, расположенной на территории РФ, а также правом на получение и распространение любой информации, независимо от степени их секретности, касающейся вопросов, связанных с его депутатской деятельностью.

Материалы, представляемые СМИ депутатом по поручению палаты, подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней. В течение всего срока полномочий члены ГД обладают неприкосновенностью. Однако депутатская неприкосновенность не является основанием для отказа в возбуждении уголовного дела и производстве определенных следственных действий.

Госдума собирается на первое заседание на 30-й день после избрания, но Президент РФ может созвать заседание ГД ранее этого срока. Первое заседание ГД открывает старейший по возрасту депутат, а в дальнейшем до избрания Председателя или заместителя Председателя ГД председательствуют представители всех избирательных объединений. Заседания проводятся открыто, гласно, освещаются в СМИ; на них приглашаются представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, представители СМИ и независимые эксперты, необходимые для дачи заключений по вопросам, рассматриваемым ГД.

Депутаты могут также принять решение о проведении закрытого заседания. Конституцией РФ предусмотрен роспуск Госдумы Президентом РФ в случае трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства РФ. В этом случае Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает ГД и назначает новые выборы. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ, после чего президент вправе объявить об отставке правительства, либо не согласиться с решением депутатов.

Если ГД в течение трех месяцев повторно выразит недоверие правительству, президент объявляет об отставке правительства либо распускает Госдуму. Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания; с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

1) первый в истории России орган национального представительства, созванный самодержавной властью под давлением революции 1905-1907. Всего до 1917 было четыре созыва Г.Д. 1-я Государственная Дума действовала всего 72 дня (27 апреля - 8 июля 1906); 2-я - 102 дня (20 февраля - 3 июня 1907); 3-я - 5 лет (1 ноября 1907 -9 июня 1912); 4 - я - ок. 5 лет (15 ноября 1912 - 6 октября 1917). Дума созывалась указами императора, он определял сроки перерывов ее занятий, а также имел право ее роспуска. На основе этого права он распустил, точнее «разогнал» 1-ю и 2-ю Думы. Согласно закону от 20 февр. 1906 об учреждении Г.Д. она избиралась сроком на 5 лет. Ее ведению подлежали: вопросы, требующие издания законов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены; роспись доходов и расходов; отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи; разрешение займов; дела об отчуждении имуществ; дела о постройке железных дорог казной; дела об учреждении компаний на акциях, а также ряд других менее важных дел. Избирательное право, регулируемое законом от 11 дек. 1905, было не всеобщим, не прямым и неравным. Избиратели распределялись по четырем куриям: уездных землевладельцев, волостных крестьян, городских избирателей и рабочих. Курии на своих съездах избирали выборщиков, а последние выбирали непосредственно в Думу. Однако практически для рабочих выборы были трехстепенные, а для крестьян - даже четырехстепенные (поскольку те и другие выбирали сначала уполномоченных на избрание выборщиков, соответственно на предприятиях и сельских и волостных сходах). Из общего числа выборщиков в 1 Государственную Думу (7211 человек) помещики и крупная буржуазия получили 4229 выборщиков, т.е. 58%. Были лишены избирательного права многие категории населения: лица женского пола; лица моложе 25 лет; обучающиеся в учебных заведениях; воинские чины армии и флота, состоящие на действительной службе; «бродячие инородцы», иностранные подданные; подвергшиеся наказанию за преступные деяния, которые влекли за собой лишение или ограничение прав состояния либо исключение со службы; отрешенные по судебным приговорам от должности; состоящие под следствием или судом по обвинениям в преступных деяниях, влекущих за собой лишение или ограничение прав состояния или исключение со службы; подвергшиеся несостоятельности впредь до определения ее свойства; несостоятельные, кроме тех, несостоятельность которых признана несчастною; лишенные духовного звания или сана за пороки или же исключенные из среды обществ и дворянских собраний по сословным приговорам; осужденные за уклонение от воинской повинности. Избирательной кампанией ведало Министерство внутренних дел, в составе которого действовало созданное в сент. 1905 Особое делопроизводство по выборам в Государственную Думу и Государственный совет. Циркуляр Министерства внутренних дел предписывал, чтобы на собраниях рабочих не произносилось речей, не относящихся непосредственно к процедуре выборов. В период избирательной кампании во 2-ю Думу были опубликованы сенатские разъяснения к избирательному закону, которыми урезались права избирателей, уполномоченных и выборщиков. Избирательный закон от 3 июня 1907 (фактически означавший государственный переворот, т.к. согласно ст. 86 Основных государственных законов этот закон должна была рассматривать Дума) резко сократил избирательные права населения. Так, число выборщиков от крестьян уменьшилось на 56%, а число выборщиков от помещиков возросло почти на 33%. Урезались права избирателей второй городской курии (мелкая буржуазия); заметно сократилось представительство национальных окраин. Большим ограничениям подверглись избирательные права рабочих. В результате этих изменений число членов 3-й Думы уменьшилось с 524 до 442, т.к. фактически более половины взрослого населения страны было лишено избирательных прав. Император получил послушную ему ГД., в которой явно преобладали помещики, буржуа и партии правых (черносотенцев и националистов). Принципиальные положения об устройстве Думы, ее функциях и отчасти думской процедуре содержались в таких актах, как «Учреждение Государственной Думы» от 20 февраля 1906 и «Основные государственные законы» в редакции 23 апреля 1906. В развитие правил «Учреждения» Дума выработала «Наказ», т.е. регламент, определявший «подробности внутреннего ее распорядка» и «предметы ведомства». Дума избирала из своей среды председателя сроком на 1 год и двух его товарищей, а также секретаря (и его товарищей) сроком на 5 лет. Председатель Думы руководил прениями, наблюдая за тишиной и порядком. Члены Думы при вступлении в нее давали торжественное обещание (присягу). Отказ принять присягу влек за собой автоматическое исключение из состава Думы. Признавалось несовместимым звание члена Думы с занятием оплачиваемых государственных должностей. Должностное лицо в случае его избрания обязано было отказаться от должности. И обратно: получивший назначение по гражданской государственной службе с окладом содержания выбывал из состава Думы. Впрочем, это правило не распространялось на министров и главноуправляющих. Члены Думы в течение сессии получали суточные в размере 10 рублей. Возмещались и путевые издержки по расчету 5 коп. на версту от места жительства до С.-Петербурга и обратно. Позднее (на основе Закона от 6 июля 1908) они стали получать из казны довольствие в размере 4200 руб. в год (из расчета 350 руб. в месяц). Сверх того, члены комиссии за участие в работе до открытия сессии получали дополнительно по 10 руб. в день. Уже в 1-й Думе оформились фракции, возглавляемые лидерами соответствующих партий. Количественный состав фракций не был постоянным. Всякая фракция имела право на представительство в комиссиях и получение всех думских материалов. Фракции при открытии Думы в ответ на правительственную декларацию выступали со своими декларациями. Время от времени проходили «совещания Думы», состоявшие из президиума и руководителей фракций. Статья 14 «Учреждения» признавала свободу депутатского слова, но этой статье противоречила ст. 22, провозглашавшая, что члены Думы «за преступные деяния, совершенные при исполнении ими и по поводу исполнения обязанностей, лежащих на них по сему званию, привлекаются к ответственности в порядке и на основаниях, установленных для привлечения к ответственности высших чинов государственного управления ». Правительство нарушало принцип депутатской неприкосновенности. В ходе третьеиюньского государственного переворота 1907 были арестованы члены социал-демократической фракции, большинство из которых в 1907-1908 было приговорено к каторге и ссылке. Постепенно выработался порядок обсуждения законопроектов. Председатель, вооруженный звонком, делал замечания оратору, если тот уклонялся в сторону от обсуждаемого вопроса. Он мог лишить слова выступающего в случае резких или оскорбительных выражений по адресу отдельных лиц и учреждений, а также в случае игнорирования его замечаний. Любой сидящий в зале депутат мог быть удален на несколько заседаний за выкрики и места, провоцирование скандала и т.п. По общему правилу, законопроект обсуждался довольно основательно, в трех чтениях. В ходе дискуссии членами Думы вносились те или иные поправки, предложения что-либо добавить или устранить. Предлагаемые поправки голосовались прежде тех пунктов или статей законопроекта, к которым они относились. Поправки либо принимались, либо отвергались. Если имела место открытая подача голосов, то она производилась либо поднятием рук, либо посредством сидения и вставания. Каждый член Думы подавал голос за себя. Подача голоса за отсутствующего не допускалась. Помимо голосования путем «разделения», применялось и голосование путем поименного опроса. В последнем случае один из товарищей секретаря вызывал по списку всех членов Думы поочередно. Каждый член, встав с места, отвечал на баллотируемый вопрос: «да» или «нет». Второй товарищ секретаря отмечал полученный ответ в списке. Теоретически считалось, что по поводу думских постановлений не могут иметь места ни знаки протеста, ни знаки одобрения (аплодисменты), но на практике это не соблюдалось. Согласно ст. 86 Свода основных государственных законов новый закон должен был получать одобрение Государственного совета и Г.Д. и утверждение императора. Дума могла инициировать отмену или изменение действующих и издание новых законов, но пересмотр Основных государственных законов относился к прерогативам императора. Если Дума высказывалась за «желательность» нового закона, то она «поручала» министрам или главноуправляющим разработать соответствующий законопроект. При отказе она сама приступала к разработке законопроекта в соответствующей комиссии. Подготовленный законопроект поступал на обсуждение общего собрания. Законодательные предположения, одобренные Думой, затем поступали в Государственный совет. Законопроект, принятый Государственным советом по его почину и одобренный им, поступал в Думу. Признавались отклоненными законопроекты, не принятые Государственным советом или Г.Д. Одобренные обеими палатами законопроекты поступали на утверждение императору (их представлял председатель Государственного совета, что тоже означало ущемление прав Думы). Император мог не утвердить законопроект. Законодательные права Думы были существенно урезаны ст. 87 Основных законов, которая в случае прекращения или перерыва деятельности Думы и Государственного Совета, если чрезвычайные обязательства вызывают необходимость, проводят обсуждение законопроекта в правительстве, а затем они утверждались императором в виде «высочайших указов», немедленно вступавших в силу. Такой указ подлежал затем утверждению палат в течение двух месяцев после возобновления их деятельности. Правительство широко пользовалось этим по существу чрезвычайным указным правом. Порой оно специально распускало Думу на несколько дней с тем, чтобы беспрепятственно принять угодный ему закон. Закон предоставлял Г.Д. бюджетные права. Она рассматривала: государственную роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, а также предположения о сверхсметных ассигнованиях; отчет Государственного надзора по исполнению государственной росписи; дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующих «высочайшего соизволения »; дела о разрешении государственных займов; сметы и раскладки земских повинностей в местностях, в которых не введены земские учреждения, а также дела о повышении земского или городского обложения против размера, определенного земскими собраниями и городскими думами. Однако бюджетные права Думы были существенно урезаны бюджетными правилами (указом) 8 марта 1906. Отказ утвердить бюджет все же не приостанавливал его исполнение. Недостаточно эффективна была и контрольная функция ГД. в отношении правительства. Она могла делать запросы к правительству или к отдельным министрам по поводу «незакономерных» действий последних (или подведомственных им лиц). Для внесения запроса требовалось собрать минимум 30 подписей, что создавало затруднения для немногочисленных фракций. Правительство подолгу не отвечало на запросы: порой для дачи объяснений по запросу привлекались второстепенные чиновники; а главное - множество запросов оставались без реагирования правительства. После получения ответа правительства на запрос начиналось его обсуждение, после чего думские фракции или отдельные члены Думы предлагали формулы перехода к очередным делам. В этих формулах политическая и юридическая стороны тесно переплетались. Помимо «запросов», Дума могла обращаться к министрам и с «вопросами», обставляемыми меньшими формальностями и имевшими еще меньшие юридические последствия, чем «запросы». Либералы стремились к тому, чтобы правительство стало ответственным перед ГД. Что касается самого императора, камарильи, а в стенах Думы - правых и националистов, то все они, ратуя за неограниченное самодержавие, желали даже упразднить Г.Д., возвратившись к додумскому «чистому» самодержавию. Временный комитет ГД., созданный 27 февр., до 3 марта 1917 принимал участие в формировании Временного правительства во главе с князем Г.Е. Львовым. С принятием на себя власти Временным правительством думский комитет не устранился с политической арены: он продолжал действовать как фактический общественно- политический центр всех буржуазных и правее их стоящих партий и организаций. Комитет был постоянно в курсе дел Временного правительства, между ними существовала тесная связь. Различные вопросы внутренней и внешней политики обсуждались и на так называемых частных совещаниях членов Думы. С 28 февраля и позднее личный состав многих центральных правительственных учреждений (комитетов, комиссий, совещаний, министерств и т.п.) комплектовался в той или другой степени и з числа членов ГД., причем не только IV, но и предшествующих трех созывов. Начиная с марта, революционные рабочие и солдаты требовали роспуска IV Думы, как «гнезда контрреволюции ». Острая борьба по этому вопросу завязалась между большевиками, с одной стороны, и меньшевиками - с другой, на I Всероссийском съезде Советов. Большевики настаивали на издании Временным правительством формального юридического акта (закона, декрета) о роспуске Думы. По их мнению, ни Думе, ни Государственному совету не должно быть места в системе государственных учреждений России. 6 октября 1917 Временное правительство распустило Г.Д., что мотивировалось началом избирательной кампании в Учредительное собрание. Е.А. Скрипилев 2) В РФ с 1993 палата Федерального Собрания РФ, орган законодательной власти. Впервые была избрана в окт. 1993 на 2 года в соответствии с указами Президента РФ, приостановившими полномочия Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. Выборы состоялись также в 1995 и 1999. По Конституции РФ 1993 Г.Д. формируется на основе прямых выборов и представляет население страны в целом. Численность ГД. - 450 депутатов, половина из них избирается по партийным спискам, на основе пропорциональной избирательной системы, по единому федеральному избирательному округу, другая половина избирается по одномандатным округам на основе мажоритарной избирательной системы. Действующая Г.Д. избрана на 4 года в 1999 (срок, установленный Конституцией РФ). Основная функция Думы - законодательство, в процессе принятия законов она играет ведущую роль. Г.Д. дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства (министров назначает сам Президент), решает вопрос о доверии Правительству (см. Вотум доверия), а также выдвигает обвинение для отрешения Президента от должности в установленных Конституцией случаях. Г.Д. назначает на должность и освобождает от должности некоторых высших государственных служащих: председателя Центрального банка РФ (по представлению Президента РФ), председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека). Только она вправе объявлять амнистию, принимать государственный бюджет и заслушивать отчет о его исполнении. Законы, принятые Г.Д., направляются на рассмотрение во вторую палату - Совет Федерации, вето которого Дума может преодолеть квалифицированным большинством (см. подробнее в ст. Законодательный процесс). Законодательные полномочия Г.Д. и иные ее полномочия определяются Конституцией. Внутренняя организация Г.Д. и порядок ее работы определяется ее регламентом. В Думе создаются партийные и иные фракции депутатов, образуются парламентские специализированные (профильные) комитеты и комиссии. Каждый депутат обязан принимать участие в работе хотя бы одного комитета. Общее руководство Г.Д. осуществляют избираемый ею председатель Думы (спикер) и его заместители, а также Совет Думы, куда входят должностные лица Думы и руководители фракций и депутатских групп. Руководители комитетов входят в Совет Г.Д. только с правом совещательного голоса. ГД. - постоянно действующий орган: она проводит ежегодно две сессии - весеннюю, длительностью 6 месяцев (с 12 января по 20 июля), и осеннюю - 3 мес. (1 октября - 25 декабря). Заседания Г.Д. проводятся, как правило, открыто (см. также а. Депутат). Лит.: Собрание узаконений. 20 февраля 1906. № 38. Ст. 197; Юшков СВ. История государства и права СССР. Ч. 2. 2-е изд. М., 1947; Калинычев Ф.И. Государственная дума в России в документах и материалах. М., 1957; СидельниковСМ. Образование и деятельность Первой думы. М., 1962; Аврех А.Я. Столыпин и III Дума. М., 1968; его же. Царизм и IV Дума. 1912-1914 гг. М., 1981; его же. Распад третьеиюньской системы. М., 1985. В.Е. Чиркин

Государственная Дума РФ – общегосударственный представительный орган, функция которого заключается в осуществлении законодательной власти. По своей сути она призвана представлять и защищать интересы народа, являясь его представителем, согласно положениям действующей Конституции.

Государственная Дума РФ является структурной составляющей Федерального Собрания, ее деятельность основана на принципе политического многообразия и свободном обсуждении при решении вопросов. Конституцией закрепляется число народных избранников, представляющих мнение народа в Государственной Думе – 450 депутатов.

Из полного состава депутатскими объединениями и депутатами выдвигаются кандидаты на должность председателя и заместителей председателей, которыми после процедуры выборов ведутся заседания, и с помощью которых соблюдается внутренний распорядок. Согласно регламенту Государственной Думы РФ председатель осуществляет взаимодействия от имени Государственной Думы с Президентом РФ и структурными подразделениями государственной власти, субъектами РФ. Для решения регламентированных вопросов в Думе избирается Совет.

Функции Государственной Думы РФ

Основной функцией Государственной Думы является законотворческая деятельность, суть которой – рассмотрение проектов законов, поправок в законодательные акты. Принятые Думой федеральные законы направляются Президенту. В первом чтении рассматриваются законопроекты с целью изучения их концепции, актуальности и значимости. По результатам обсуждения законопроект может быть принят в первом чтении или же работа может быть продолжена. На второе чтение отработанный законопроект выносится ответственным комитетом, по результатам голосования проект либо принимают, либо отправляют на доработку, после вторичного отклонения законопроект снимается с рассмотрения. В третьем чтении законопроект принимается в качестве закона.

Структура Государственной Думы РФ

Структура Государственной Думы согласно конституционным нормам состоит из комитетов и комиссий, сформированных по принципу пропорционального представительства депутатов и депутатских объединений, каждый народный избранник кроме председателя должен выступать от комитета.

Срок действия полномочий избранников народа – 4 года. Таким сроком предусмотрено обеспечение выполнения долгосрочных законопроектов. За четырехлетний период депутаты призваны проявить свою активную деятельность и добиться определенных результатов, которые смогло бы оценить общество. Такой срок позволяет регулярно обновляться парламенту, то есть реализовывать демократический принцип организации власти. Выборы депутатов Государственной Думы проводятся тайным голосованием по смешанной системе. Определение нормы представительства одномандатного избирательного округа определяется делением общего числа проживающих на территории России на количество округов. Правом выдвижения обладает любой гражданин, имеющий право пассивного голоса. Кандидатов в депутаты выдвигают партии и общественные объединения.

Организацией выборов занимаются избирательные комиссии: центральная избирательная, окружные и избирательные.

Избранными кандидатами по одномандатным округам признаются зарегистрированные кандидаты, получившие наибольшее число голосов при голосовании. При равных количествах голосов учитывается время регистрации кандидата.

Согласно положениям Конституции РФ Государственная Дума может распускаться в случае троекратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства РФ, в случае, когда Президент проявляет несогласие с принятым решением о недоверии Правительству.