Дифференциальная психология единомышленники. Дифференциальная психология: история, цели и методы


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Дифференциальная психология – это раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Такой подход существенно отличается от других: часто в современной психологии пытаются выделить общие психологические процессы, которые характерны у всех людей.

Например, при оценке эффективности новой терапии средняя эффективность терапии в одной группе лечения может сравниваться со средней эффективностью плацебо (или известной терапии) в контрольной группе. В этом контексте различия между людьми в их реакции на экспериментальные и контрольные манипуляции фактически рассматриваются как ошибки, а не как интересные явления для изучения.

Индивидуальные различия важны, когда мы хотим объяснить, как разные люди ведут себя. В любом исследовании существует значительная вариация между ними: скорость реакции, предпочтения, ценности и связанное со здоровьем поведение – вот лишь несколько примеров. Индивидуальные различия в таких факторах, как личность, интеллект, или физические факторы (такие как рост, пол, возраст и другие параметры) могут быть использованы для понимания этого источника дисперсии.

Основателем дифференциальной психологии считается Уильям Штерн, который ввел само понятие, а также, что интересно, термин «коэффициент интеллекта». Разумеется, эта отрасль не была его чистейшим изобретением, ведь ее следы можно обнаружить еще в античности. Например, в «Государстве» Платона подчеркивалась важность разделения труда в соответствии с наклонностями и способностями людей. Но более ранние исследования были несистематическими и не связанными друг с другом.

Область исследований

Исследование индивидуальных различий обычно включает в себя изучение:

  • личности;
  • интеллекта;
  • способностей;
  • коэффициент интеллекта;
  • интересов;
  • ценностей;
  • самоэффективности;
  • чувства собственного достоинства.

Задачи дифференциальной психологии

Задачи дифференциальной психологии направлены в основном на:

  • Разработку теоретической базы психодиагностики.
  • Определение закономерностей и принципов возникновения различий между людьми.
  • Изучение особенностей их проявления.
  • Анализ особенностей образования типов в различных топологиях. В качестве примера можно привести типологию темперамента.
  • Изучение особенностей вариабельности измеряемых признаков.
  • Анализ группового распределение признаков.

Задачи и проблемы, решение которых может быть найдено усилиями дифференциальной психологии, определяют прикладной уклон этой науки, который в наше время ощущается особенно сильно.

Результаты, полученные при помощи дифференциальной психологии, с успехом применяются в , психотерапии, образовании, судебной практике, отборе персонала и для профориентации.

Методы дифференциальной психологии

Методы, который применяются в дифференциальной психологии, можно условно разделить на несколько групп:

  • общенаучные;
  • психогенетические;
  • исторические;
  • психологические.

Рассмотрим их по отдельности.

Общенаучные методы

К общенаучным методам относятся наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – это описательный исследовательский метод, который заключается в целенаправленном восприятии и регистрации поведения человека.

Преимущества наблюдения:

  • Отражает контекст жизни субъекта.
  • Человек воспринимается как целостная личность.
  • Собираются факты естественного поведения человека.

Недостатки наблюдения:

  • Фиксация результатов в описательной форме.
  • Отсутствие возможности повторного наблюдения с точно такими же психологическими параметрами (к тому же человек будет себя вести как ему захочется, а не как того хотят исследователи).
  • Слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями (невозможность их каким-либо образом разъединить).

Эксперимент – проводимый в специальных условиях опыт получения научных знаний. Выполняется целенаправленное вмешательство в жизнедеятельность человека.

В отличии от наблюдения, эксперимент можно повторять многократно, а данные однозначны и однотипны. Главным недостатком является исчезновение естественности процесса и отсутствие целостной картины личности человека.

Если говорить о лабораторных экспериментах, то вышеозвученные недостатки остаются. Однако естественный эксперимент максимально приближен к условиям обычной деятельности человека. В этом случае он может даже и не знать, что над ним проводится опыт.

Существует также моделирование , которое пытается воссоздать фиктивную психологическую реальность. Наличие преимуществ или недостатков определяется мастерством исполнения.

Психогенетические методы

Если общенаучные методы используются в психологии в целом, то психогенетические – конкретно в дифференциальной психологии. Данная группа методов нацелена на выделение факторов среды и наследственности. Существует генеалогический и близнецовый методы.

Генеалогический – это метод для исследования семей и родословных (придуман Ф. Гальтоном и описан в книге «Наследственный гений»). Основное положение: если признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Исследователь составляет генеалогическое древо. Предположительно, по мене уменьшения степени родства должно проявляться меньше сходства.

Близнецовый метод : среди близнецов выделяют дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно) и монозиготных (развившихся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами). В данном случае исследуются психологические особенности членов близнецовой пары, позволяющие определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических качеств человека.

Исторические методы

Исторические методы применяются для изучения биографии выдающихся личностей, которые внесли существенный вклад в развитие культуры и науки. Но иногда объектами становятся и вполне обычные люди.

Среди этих методов выделяют дневниковый, биографический и автобиографический.

Дневниковый посвящен изучению жизни конкретного человека и содержит описание его поведения и развития.

Биографический применяют, когда используют биографию выдающейся личности. Если психолог заинтересован в оценке психологических особенностей человека, он проводит психографию.

Автобиографический основан на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте человека. В современном виде с его информационными технологиями появилась возможности использовать видео- и аудиоматериалы.

Психологические методы

Частные случаи применения этих методов – самонаблюдение и самооценка, которые непосредственно открывают объект изучения.

Самонаблюдение заключается в наблюдении собственных психических процессов. Преимущество всего одно, зато ключевое: человек может лучше, чем других людей. А вот недостаток – это субъективизм, необъективность.

Самооценка отражает более стабильные психические особенности. Недостаток метода в том, что человек может стыдиться раскрывать свои качества или поверхностно судить о них. Однако эти минусы можно скрасить анонимностью (в этом случае может также применяться анкетирование).

Абсолютно идеального способа познания личности не существует, поэтому главная задача психологов – комбинировать их, учитывая достоинства и недостатки каждого.

Книги

Таково краткое описание дифференциальной психологии как науки. Поскольку тема достаточно сложная и объемная, одной прочитанной статьи будет явно недостаточно. Вот список книг, с помощью которых вы можете изучить ее более детально.

  • «Дифференциальная психология» Софья Нартова-Бочавер.
  • «Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении» Анна Анастази.
  • «Дифференциальная психология и психодиагностика» Константин Гуревич.
  • «Дифференциальная психология: учебное пособие» Валерий Машков.
  • «Дифференциальная психология» Александр Либин.
  • «Дифференциальная психология и ее методические основы» Уильям Штерн.
  • «Невротические стили» Дэвид Шапиро.

Желаем вам удачи!

Учебно-методическое и информационное обеспечение

1. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ - Часть 1 -Электронный ресурс URL: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/

2. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ - Часть 2 - Электронный ресурс URL: http://www.consultant.ru/popular/gkrf2/

3. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ - Электронный ресурс URL: http://www.consultant.ru/popular/tkrf/

4. Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12.01.1996 г. N 10-ФЗ - Электронный ресурс URL: http://base.garant.ru/10105872/

5. Антикризисное управление: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 620с. – (Высшее образование).

Дифференциальная психология - отрасль науки, изу­чающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий. Это наука о закономерностях психического варьирования.

Индивидуализация есть свойство всего живого. Даже допсихические формы жизни обладают значительным спектром различий, правда, различия эти касаются строения и функционирования организмов. А с появлением психики как отражения бытия и ориентировки в нем различия ста­ли затрагивать все формы активности живых существ.

Индивидуальные различия психики присущи не только людям, но и всему животному миру, причем нередко внут­ривидовые различия превосходят межвидовые. Так, напри­мер, самая умная крыса может в одной и той же ситуации научения действовать эффективнее, чем самая глупая обе­зьяна, стоящая выше крысы на эволюционной лестнице. Существуют проявления социального поведения у серых гусей, которые традиционно считались свойственными толь­ко людям, пока на них не обратил внимание замечатель­ный этолог К. Лоренц (триумфальный крик, свидетельству­ющий об избирательности в выборе партнера, случаи суп­ружеской верности на протяжении сорока и более лет, данные о дружбе и ревности среди животных) (1).

С другой стороны, такое свойство человеческого мышле­ния, как способность решать двухфазные задачи (наблюдающееся у приматов, как это было показано экспериментами В. Келера), нередко отсутствует в области интеллекта социального (например, родители, после развода «делящие» право на общение с ребенком, зачастую совершенно теряют способность просчитывать «двухходовку» и таким образом защищать общие интересы). Следовательно, индивидуаль­ные вариации действительно могут перекрывать вариации межгрупповые и межвидовые. То есть человек предстает в первую очередь как индивидуальность.

В каждом человеке есть то, что является общим для всех людей, то, что роднит его с некоторыми из них, и то, что присуще только ему одному. В повседневной жизни мы ча­сто сталкиваемся с явлениями индивидуальных различий, осуществляя житейскую психодиагностику людей, с которыми взаимодействуем. Однако научное знание отличается от ненаучного: наличием неразрешенной проблемы, теорий, которые могут способствовать поиску решения, разработан­ным понятийным аппаратом и наличием объективных ме­тодов регистрации научных фактов, объективностью и сте­пенью обобщенности. Если сравнить научное познание с искусством, которое в той или иной мере открывается каж­дому человеку, то искусство основано на интуиции и пото­му субъективно и воздействует эмоционально. Наука отли­чается и от религии как пути познания человеческой души тем, что религия следует догме и основана на вере, а наука стремится к доказательству и постоянно обновляется, на­ходясь в процессе самоопровержения. Поэтому концепции, некогда признанные ложными, время от времени вновь воз­вращаются в науку (3, 4).


До недавних пор психология, подобно каждой молодой науке, стремилась к выявлению общих закономерностей пси­хического, к разработке проблем с общих позиций. И в по­исках общего, как правило, утрачивалось своеобразие ин­дивидуального. Однако каждый исследователь сталкивался с индивидуальными вариациями психического, которые сначала рассматривались как источник ошибок наблюде­ния, а затем из этого источника ошибок стала возникать проблема вариативности психических проявлений человека. И сама логика развития науки привела к выделению дифференциально-психологического аспекта (9).

Задачи дифференциальной психологии состоят в том, чтобы установить закономерности возникновения и прояв­ления индивидуальных различий в психике человека, раз­работать теоретические основы психодиагностических ис­следований и психокоррекционных программ. Сегодня этообласть знания, максимально развернутая на запросы практики и потому очень быстро развивающаяся. И, подобно тому как для физики не было унижения в том, что из ее недр в практику вошли микроскоп, телефон, рентгенотерапия, так и психология отнюдь не утеряет своего истинно научного характера, если примет участие в решении практических задач, считал В. Штерн. Когда рождается новое понятие (например, акцентуация характера, стиль поведения), этот процесс осуществляется в лоне дифференциаль­ной психологии, когда же создается тест для диагностики этого качества, то задача по эстафете передается специали­стам в области психодиагностики и дифференциальной психометрики (правда, наблюдались и обратные процессы, когда работающий в практике тест так и не обретал своего теоре­тического осмысления, что наблюдалось, в частности, при разработке факторных моделей интеллекта).

Дифференциальная психология имеет области пересечения с различными другими отраслями психологического знания. Так, она отличается от общей психологии тем, что последняя сосредоточивается на изучении общих закономерностей психики (включая психику животных). Сравнительная психология (когда-то этот термин использовали как синоним дифференциальной психологии, являющийся буквальным переводом слова) в настоящее время изучает особенности психики живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы. Она чаще использует знания зоопсихологии, занимается проблемами антропогенеза и становления человеческого сознания. Возрастная психология изучает особенности человека сквозь призмузакономерностей, присущих возрастной стадии его разви­тия. Социальная психология рассматривает особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой. Наконец, дифференциальная психофизиология анализирует индивидуальные особенности психики человека с точки зре­ния их обусловленности свойствами нервной системы (3, 8).

С самого начала становления дифференциальная психо­логия обращала на себя внимание неоднородностью своего предмета. Так, еще В. Штерн отмечал, что она изучает пси­хические и физические феномены (явления), действия (которые он определял как феномены, обладающие временнойпротяженностью) и склонности (феномены, имеющие хро­нический и потенциальный характер). То есть можно пы­таться изучать не только то, что скрыто и не поддается объективному наблюдению, но и то, что проявляется в по­ведении и намерениях, установках, иначе говоря, реализу­ющихся и нереализованных способностях. Феномены в традиционном понимании - объекты непосредственного опыта, а действия и склонности - объекты опосредствованного опыта.

В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуще­ствления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.).

Дифференциальная психология

- (от лат. differentia - различие) - отрасль психологии , изучающая психологические различия как между индивидами , так и между группами людей, причины и последствия этих различий. Предпосылкой возникновения Д. п. явилось внедрение в психологию эксперимента , а также генетических (см. ) и математических методов. Д. п. складывалась под непосредственным воздействием практики - педагогической, медицинской и инженерной. Начало ее разработке положил Ф. Гальтон , создавший ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий, в том числе для их статистического анализа (см. ). Термин «Д. п.» ввел немецкий психолог В. Штерн в работе «О психологии индивидуальных различий» (1900). Первыми крупными представителями нового направления были А. Бине , А. Ф. Лазурский , Дж. Кеттел и др. Основным методом Д. п. стали (см. ) - сперва индивидуальные, а затем групповые, - используемые для определения умственных различий, а с изобретением тестов проективных - для измерения интересов , установок , эмоциональных реакций. Путем обработки тестов методами факторного анализа выявляются факторы, сигнализирующие об общих свойствах (параметрах, измерениях) интеллекта или личности . На этом основании определяются количественные вариации в психологических свойствах отдельных индивидов. В зарубежной психологии наибольшую известность приобрели:

1) теория двух факторов Ч. Спирмена , согласно которой в каждом виде деятельности представлен как общий для любой из них фактор, так и специфический, необходимый только для данного вида деятельности (например, для решения математических задач, литературного творчества и т. п.);

2) мультифакторные теории (Л. Тёрстоун , Дж.

Гилфорд и др.), отрицающие общий фактор и полагающие, что имеется широкий спектр первичных умственных способностей (скорость восприятия , ассоциативная и др.). Как бы ни совершенствовались тесты и их статистическая обработка, они сами по себе не способны объяснить причины психологических различий. Вопрос об этих причинах на протяжении всей истории Д. п. служит предметом острых дискуссий. В зарубежной Д. п. долгое время господствовало убеждение в биологической предопределенности способностей и характера человека. Решающее значение приписывалось при этом наследственности и созреванию организма, а зависимость индивидуально-психологических особенностей от образа жизни личности, социально-экономических и культурных условий ее развития игнорировалась. В настоящее время для Д. п. характерно интенсивное развитие новых подходов и методов, как экспериментальных, так и математических. Наряду с различиями между индивидами в умственном отношении широко исследуются различия в творческих и организаторских способностях, в общей структуре личности, в мотивационной сфере. Важное место отводится выявлению корреляций между психологическими свойствами, с одной стороны, физиологическими и биохимическими - с другой. Факты и выводы, полученные Д. п., имеют важное значение для решения многих практических задач ( и персонала, диагностика и прогностика развития отдельных свойств, склонностей, способностей индивидов и др.).


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Дифференциальная психология Этимология.

Происходит от лат. differentia - разность, греч. psyche - душа + logos - учение.

Автор.

Термин введен В.Штерном в 1900 г.

Категория.

Раздел психологии.

Специфика.

Занимается изучением индивидуально-психологических различий. В качестве объекта изучения могут выступать как конкретные индивиды, так и разные социальные, классовые, этнические, возрастные группы. Чаще всего в центре исследования стоят личностные и интеллектуальные особенности индивида.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(англ. differential psychology ) - раздел психологии, изучающий между людьми. Термин Д. п. введен нем. психологом В . Штерном (1900). Д. п. изучает как психологические различия конкретных индивидов, так и типологические различия психологических проявлений у представителей разных социальных, классовых, этнических, возрастных и др. групп. Сравнительному исследованию чаще всего подвергаются личностные и интеллектуальные особенности индивида, изучаемые в эксперименте, определяемые с помощью наблюдения , тестов или анализа результатов самонаблюдения . Одна из важных задач современной Д. п., ранее часто ограничивавшейся описанием характера и диапазона индивидуально-психологических проявлений, заключается в выделении наиболее существенных параметров организации психической деятельности (измерений, факторов), от которых зависит индивидуально-типологическая характеристика субъекта. Для понимания причин и условий возникновения индивидуально-психологических различий важно изучение их нейрофизиологических факторов в виде основных свойств н . с .; это изучение ведется ныне в рамках дифференциальной психофизиологии , возникшей благодаря работам Б . М . Теплова и его сотрудников (см. Небылицын В . Д .) на базе концепции типов и свойств н. с. И . П . Павлова .

Современная Д. п. широко применяет развитый математико-статистический аппарат, в т. ч. методы корреляционного, регрессионного, дискриминантного и факторного анализов . Данные Д. п. имеют важное прикладное значение для практики обучения, воспитания, психиатрических и психотерапевтических воздействий, определения профессиональной пригодности , профотбора и профориентации .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "дифференциальная психология" в других словарях:

    Дифференциальная психология - раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология … Википедия

    ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая индивидуальные и типологич. различия между людьми. Предпосылкой возникновения Д. п. на рубеже 19 20 вв. явилось введение в психологию эксперимента, а также генетич. и математич. методов. Пионером разработки Д … Философская энциклопедия

    ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - см. ПСИХОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми. Основана Ф. Гальтоном (2 я пол. 19 в.), термин введен В. Штерном (1900), крупные представители: А. Бине, А. Ф. Лазурский, Дж. Кеттел (J. Cattell). В дифференциальной психологии… … Большой Энциклопедический словарь

    Дифференциальная Психология - раздел психологии, занимающийся изучением индивидуально психологических различий. Сам термин дифференциальной психологии был введен в 1900 г. В. Штерном. В качестве объекта изучения могут выступать как конкретные индивиды, так и разные… … Психологический словарь

    ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - (англ. differencial psychology). Раздел психологии, изучающий индивидуально психологические различия между людьми. Термин Д. п. введен немецким психологом В. Штерном (1900). Д. п. изучает как психологические различия конкретных людей, так и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    дифференциальная психология - отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми. Основана Ф. Гальтоном (вторая половина XIX в.), термин введён В. Штерном (1900). Крупные представители: А. Бине, А. Ф. Лазурский, Дж. Кеттел (J. Cattell). В дифференциальной… … Энциклопедический словарь

    Дифференциальная психология - психология, сосредоточенная на изучении индивидуальных различий реагирования и поведения. * * * (от лат. differentia – различие) – отрасль психологии, изучающая психические различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Дифференциальная психология - отрасль психологии (См. Психология), изучающая индивидуальные различия между людьми. Предпосылкой возникновения Д. п. на рубеже 19 и 20 вв. явилось введение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов.… … Большая советская энциклопедия

Дифференциальная психология — это часть науки, которая занимается выявлением и изучением психологических различий как одного человека, так и определенной группы людей. Как правило, в ходе исследований особое внимание уделяется психологическим проявлением людей, относящихся к разным возрастным, этническим и

И хотя дифференциальная психология как самостоятельная наука выделилась совсем недавно, она очень важна. Впервые подобный термин был использован в 1900 году, когда Штерн разработал концепцию, определяющую и объясняющую различия между индивидами и их группами.

Данная ветвь науки ставит перед собой две основные задачи. Во-первых, в ходе исследований ученые стараются выявить индивидуальные различия. Во-вторых, перед психологами стоит задание объяснить причину их возникновения и происхождение.

Дифференциальная психология и работы Френсиса Гальтона . Рассмотрев работы этого ученого, можно понять некоторые особенности дифференциальной психологии. Во время его экспериментов большая часть психологов отдавала предпочтение изучению общих черт человечества. В это же время Гальтон интересовался индивидуальными особенностями каждого человека и возможностью их наследственности. Именно в этот период зародилось мнение, что умственные и физические способности, талант и какие-то нестандартные передаются генетически от родственников.

Именно поэтому он тщательно изучал своих пациентов, как с психологической, так и с физиологической точки зрения. Например, он оценивал уровень мышечного тонуса, определял верхний порог слуховой чувствительности и т.д. Затем был разработан специальный тест — испытуемому предлагалось создать в воображении некоторый образ, а затем детализировано описать все особенности. Гальтон же изучал какие-то индивидуальные качества образа, а также сравнивал результаты эксперимента близких родственников, например, определял уровень сходства образов у братьев и сестер.

Именно он впервые разослал емкие анкеты всем ученым Англии, чтобы определить уровень их интеллекта и выявить особенности мышления.

Дифференциальная психология и ее методы . Как и в любой другой науке, ученые используют самые разнообразные Их можно разделить на разные группы.

Психология дифференциальная - раздел психологии, предметом изучения которого является исследование различий, проявляющихся у представителей разных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Предпосылкой к формированию дифференциальной психологии стало внедрение в психологию экспериментальной практики, генетических и математических методов. Начало разработки концепции дифференциальной психологии было положено Фрэнсисом Гальтоном, который создал ряд приемов и приборов для изучения и статистического анализа индивидуальных различий. Термин «дифференциальная психология» появился в 1900 году благодаря работе немецкого психолога Уильяма Штерна «О психологии индивидуальных различий». Основной метод дифференциальной психологии - тестирование, которое сначала проводилось как индивидуальное, а затем перешло и к групповой форме, что позволило устанавливать умственные различия. Изобретение проективных тестов решило задачу измерения интересов, установок и эмоциональных реакций. Зарубежная дифференциальная психология на протяжении долгого времени приписывала решающую роль в формировании способностей и характера человека биологическому фактору - при этом социально-экономические и культурные условия полностью игнорировались. На современном этапе дифференциальная психология обладает рядом инструментов, которые позволяют исследовать как умственные отношения между индивидами, так и различия творческих и организаторских способностей, в общей структуре личности, мотивационной сфере. Благодаря данным, полученным в процессе изучения дифференциальной психологии, становится возможным решать многие практические задачи в смежных областях - например, при отборе и обучении персонала. дифференциальный психология тестирование

Дифференциальная психология - отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий. Это наука о закономерностях психического варьирования.

Индивидуализация есть свойство всего живого.

Индивидуальные различия психики присущи не только людям, но и всему животному миру, причем нередко внутривидовые различия превосходят межвидовые. Так, например, самая умная крыса может в одной и той же ситуации научения действовать эффективнее, чем самая глупая обезьяна, стоящая выше крысы на эволюционной лестнице.

Человек предстает в первую очередь как индивидуальность.

В каждом человеке есть то, что является общим для всех людей, то, что роднит его с некоторыми из них, и то, что присуще только ему одному.

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с явлениями индивидуальных различий, осуществляя житейскую психодиагностику людей, с которыми взаимодействуем.

До недавних пор психология, подобно каждой молодой науке, стремилась к выявлению общих закономерностей психического, к разработке проблем с общих позиций. И в поисках общего, как правило, утрачивалось своеобразие индивидуального. Однако каждый исследователь сталкивался с индивидуальными вариациями психического, которые сначала рассматривались как источник ошибок наблюдения, а затем из этого источника ошибок стала возникать проблема вариативности психических проявлений человека. И сама логика развития науки привела к выделению дифференциально-психологического аспекта.

Задачи дифференциальной психологии состоят в том, чтобы

  • · установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека,
  • · разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ.

Сегодня это область знания, максимально развернутая на запросы практики и потому очень быстро развивающаяся.

Дифференциальная психология имеет области пересечения с различными другими отраслями психологического знания. Отличия:

отличается от общей психологии тем, что последняя сосредоточивается на изучении общих закономерностей психики (включая психику животных).

Сравнительная психология (когда-то этот термин использовали как синоним дифференциальной психологии, являющийся буквальным переводом слова) в настоящее время изучает особенности психики живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы. Она чаще использует знания зоопсихологии, занимается проблемами антропогенеза и становления человеческого сознания.

Возрастная психология изучает особенности человека сквозь призму закономерностей, присущих возрастной стадии его развития.

Социальная психология рассматривает особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой.

Наконец, дифференциальная психофизиология анализирует индивидуальные особенности психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы.

В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.).

Наиболее общим содержанием предмета дифференциальной психологии являются различия между людьми и группами людей. Однако это слишком общее определение. Поэтому психологи посчитали целесообразным раскрыть содержание предмета дифференциальной психологии в конкретных задачах, решаемых исследователями индивидуальных различий. Можно назвать четыре таких задачи:

  • 1. Выделение наиболее существенных, информативных психологических характеристик человека, изучение их структуры.
  • 2. Изучение пределов, в которых психологические признаки изменяются (межиндивидуальная вариативность).
  • 3. Изучение различий между группами людей.
  • 4. Выявление факторов, лежащих в основе индивидуально-психологических различий.

Становление дифференциальной психологии неразрывно связано с разработкой измерительных процедур. Из всего арсенала психодиагностических методов наибольшую ценность для научного описания личности представляют психологические тесты, включающие в себя опросники, проективные методы и объективные методы. Именно психологические тесты и составляют основной измерительный инструментарии дифференциальной психологии. Выбор метода конкретного дифференциально-психологического исследования целиком определяется задачами, на решение которых оно направлено. Одной из отличительных особенностей тестов является количественная оценка измеряемого признака, что дает возможность использовать статистические методы при анализе полученных данных.