Главный иконостас храма христа спасителя. Главный алтарь храма христа спасителя Храм христа спасителя иконы названия

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Сегодня приглашаю вас совершить небольшую экскурсию по центру Москвы, вокруг Храма Христа Спасителя . Отсюда открываются великолепные виды на Москву — город, который находится в постоянном движении, постоянно меняется. Главная высотная доминанта Волхонки и окрестностей — это, безусловно, Храм Христа Спасителя. Почти отовсюду виден его огромный золотой купол, который сверкает на солнце.

Давайте начнем наш путь с Патриаршего сквера около Храма Христа Спасителя . Он находится в своеобразной котловине, отсюда можно попасть в цокольный уровень Храма Христа Спасителя, где расположены Зал Церковных Соборов, Трапезная, круглосуточные автомойка, автостоянка и автосервис фонда ХХС, Институт Политики и Деловых Коммуникаций.

Здесь же, напротив Храма, стоит памятник императору Александру II Освободителю . Скульптор Александр Рукавишников, архитекторы Игорь Воскресенский и Сергей Шаров. Был открыт 8 июня 2005 года. За спиной императора — два бронзовых льва.

Кто-то оставил на постаменте алую розу. В знак уважения императору? А может, влюбленный юноша, девушка которого не пришла на свидание?

Здание цвета морской волны за памятником — Картинная галерея Ильи Глазунова , открытая 31 августа 2004 года. Адрес галереи — улица Волхонка, 13. Работает ежедневно, кроме понедельника, с 11.00 до 19.00.

Со стороны сквера, как мне кажется, Храм выглядит наиболее монументальным.

От Храма Христа Спасителя на другую сторону Москва-реки перекинут пешеходный Патриарший мост , который соединяет Пречистенскую и Берсеневскую набережные. Он был открыт в 2005 году, архитектор М. Посохин, художник З. Церетели и инженеры А. Колчин и О. Чемеринский. Длина моста — 203 м, ширина — 10 м. Отсюда открываются великолепные панорамы центра Москвы. В свое время на перилах моста было полно замков, которые оставляли молодожены. Однако несколько лет назад их все сняли.

С Патриаршего моста во всей красе открывается . Перед ним — Большой Каменный мост . Первый мост на этом месте был сооружен в 1686-1692 годах на пути древнего брода и назывался Всехсвятский, по церкви Всех Святых на левом берегу Москва-реки. В 1859 году по проекту инженера Таненберга был построен новый мост, получивший название Большого Каменного. Он располагался чуть выше по течению реки — его продолжением была улица Ленивка. Нынешний однопролетный мост был возведен в 1938 году.

На другой стороне — уже упоминавшийся в предыдущих постах «Дом на набережной» . Словосочетание «Дом на набережной» пошло от названия одноименного романа Юрия Трифонова. В 1960 — начале 1990-х годов этот дом также называли «Трешка», поскольку от него открывается вид на Кремль, изображенный на советской трехрублевой купюре. Официальное название — «Дом правительства» . Он был построен в 1927-1931 годах по проекту архитектора Бориса Иофана, курировал стройку глава ОГПУ Генрих Ягода.

Всего здесь 24 подъезда, 505 квартир. Это был прообраз дома будущего: помимо квартир была предусмотрена вся необходимая инфраструктура — столовая, поликлиника, магазины, парикмахерская, детский сад, почта, телеграф, кинотеатр, спортзал, клуб, сберкасса, прачечная и др. Дом занимает площадь в 3 га. Из 2745 жильцов 242 были впоследствии расстреляны. Дом овеян множеством тайн и легенд. Рассказывают о пустотах в стенах, которые использовались для прослушки. Интересно, что в доме отсутствует 11-й подъезд — якобы по совету нумерологов, с которыми советовался Сталин. В действительности 11-й подъезд есть, но он технический. Возможно, именно здесь располагалась аппаратура для слежки за жильцами.

«Дом на набережной»

Рядом — Храм Николая на Берсеневке в Верхних Садовниках и палаты думного дьяка Аверкия Кириллова , которые составляют единый комплекс. На закладном камне палат выбита дата — 1657. Однако, как показали археологические исследования, уже в XV-XVI веках на этом месте существовал деревянный дом с подклетом. Палаты соединялись с церковью, которая была домовой. В ней похоронен Аверкий Кириллов, убитый стрельцами во время стрелецкого бунта в 1682 году.

Церковь была построена в 1656-1657 годах, главный престол освящен в честь Святой Троицы. Поэтому она также часто называется Троицкой. В 1854 году была построена новая колокольня, на месте прежней, снесенной еще в 20-е годы XIX века. Однако в 1932 году она была снесена. Храм чудом уцелел — его предполагалось снести.

В палатах А.Кириллова в 1870 году разместилось Императорское Московское археологическое общество, которое возглавлял граф Уваров. Сейчас здесь расположен Российский институт культурологии. Церковь в 1992 году передана верующим.

С Патриаршего моста во всей красе виден сквер у Храма Христа Спасителя, картинная галерея Ильи Глазунова. За ней, слева, виднеется Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Современное здание справа — новый корпус Российской государственной библиотеки (бывшая Библиотека имени Ленина).

Еще одна панорама Московского Кремля.

А по другую сторону — бывшая территория кондитерской фабрики «Красный Октябрь», памятник Петру Первому, Центральный дом художника на Крымском валу. Справа — Пречистенская набережная.

А еще с Патриаршего моста можно, приблизив зум, разглядеть застройку района Хамовники. Слева, под красной крышей — жилой дом Храма Христа Спасителя, построенный как доходный дом в 1900-м году. Сейчас это административно-офисное здание. Светлый дом чуть правее — Жилой дом остоженского рабочего ЖСК, построенный в 1926 году в стиле конструктивизма. Слева за ними — доходный дом купца Я.М.Филатова, известный как «Дом под рюмкой», 1907-1909 года постройки. «Рюмка» — колоколообразный шатер над угловой башенкой, на фотографии его можно разглядеть. По преданию, купец, будучи горьким пьяницей, едва не потерял все свое состояние. И он дал зарок, что бросит пить и на сэкономленные средства построит дом. А «рюмка» на крыше — это символическая последняя чарка.

Высотка справа — здание Министерства иностранных дел России, построено в 1948-1953 годах. Высота здания — 172 метра, в центральном здании 28 этажей. На заднем плане виднеются современные небоскребы Москва-сити.

И, конечно, находясь на Патриаршем мосту, нельзя не сфотографировать Храм Христа Спасителя — отсюда он открывается во всей своей красе.

Еще несколько панорам Москвы с Патриаршего моста:

Еще несколько заметных строений Москвы: усадьба Голицыных, зеленое здание правее — галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков (относится к Государственному музею изобразительных искусств имени Пушкина). Желтая башня чуть в глубине — корпус Министерства обороны РФ. Серые здания на заднем плане — офисные и жилые дома на Новом Арбате (бывший Калининский проспект), «вставной челюсти Москвы», как его иногда называют — при его прокладке в 1960-х годах буквально «резали по живому», уничтожив многие памятные уголки старой Москвы, в том числе — знаменитую «Собачью площадку».

А теперь снова посмотрим на другую сторону Пречистенской набережной. Красное здание на углу — доходный дом Перцовой . Правее виднеется церковь Илии Пророка Обыденного .

Еще на Пречистенской набережной обращает на себя внимание здание темно-красного кирпича — Цветковская галерея , построенное в 1899-1901 годах по проекту архитектора Л.Н.Кекушева и художника В.М.Васнецова. Владелец здания, И.Е.Цветков, разместил здесь свою коллекцию, а в 1909 году передал ее и здание в дар Москве. В 1926 году Цветковская галерея вошла в состав Третьяковской галереи. В 1942 году здание было передано французской военной миссии. В настоящее время владелец особняка — военный атташе Франции.

А теперь подойдем поближе к Храму Христа Спасителя Его стены украшены горельефами — это копии, оригиналы первого Храма, разрушенного в 1931 году, хранятся в Донском монастыре Москвы.

Когда находишься перед Храмом Христа Спасителя, то даже и не верится, что под тобой — цокольный этаж с различными службами. Желтое здание на другой стороне улицы Волхонки — усадьба Голицыных . До недавнего времени её на протяжении более 80 лет занимал Институт философии РАН. Сейчас здание передано Музею изобразительных искусств имени Пушкина и после реконструкции в нем разместится экспозиция произведений импрессионистов и постимпрессионистов второй половины XIX – начала XX века из коллекций С.И. Щукина и И.А. Морозова.

На Волхонке, в старинном особняке, также расположен Институт русского языка имени В.В.Виноградова РАН .

Здесь же можно увидеть въезд в цокольный уровень Храма, где расположены службы, принадлежащие Фонду Храма Христа Спасителя.

Перед входом на территорию Храма установлены экраны, где постоянно транслируются различные церковные службы и проповеди. Увы, когда находишься в отдалении, то эти звуки сливаются с уличным гулом и получается весьма неприятная какофония.

Улица Волхонка

А вот одно сооружение, кажется, осталось «за кадром» — незаметная внешне автозаправка, куда заезжают только машины со спецсигналами. Это — Кремлевская АЗС . Простому смертному заправиться здесь не удастся. Еще несколько лет назад здесь стояли раритетные заправочные колонки. Сейчас они заменены новыми аппаратами. Эта АЗС — часть так и не построенного Дворца Советов.

И, в завершении нашей прогулки пройдем еще раз вдоль Волхонки и снова взглянем на сквер около Храма Христа Спасителя.

На этом мой сегодняшний рассказ закончен. Казалось бы, совсем маленький уголок Москвы. Но как он насыщен историей, сколько всего можно здесь увидеть и узнать.

  • Адрес: Москва, ул. Волхонка, 15.
  • Проезд: станции метро Кропоткинская, Боровицкая, Библиотека им. Ленина.

© Сайт , 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Главной церковью Москвы и всей страны является Храм Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя это Кафедральный Собор Русской православной церкви расположенный в российской столице, городе Москве, в пешей доступности от Красной площади и Александровского сада, на Москве реке, по адресу: улица Волхонка, 15-17.

Настоятель Храма Христа Спасителя - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Храм Христа Спасителя в Москве был построен как объект благодарности богу за помощь и заступничество в трудный период истории России при наполеоновском нашествии во время Отечественной войны 1812 года. Храм выступает также символом и памятником русскому народу за его мужество и героизм, проявленные во время вооруженных действий.

Храм был воздвигнут по проекту архитектора К.А. Тона, 26 мая 1883 года. Строительство церкви продолжалось почти 44 года, первый камень был заложен 23 сентября 1839 года. После, в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года, здание храма было разрушено. Вновь отстроено лишь в 1994-1997 годах. Именно этот вновь возведенный в 90-х годах в псевдорусском стиле Храм, мы и видим в настоящее время.

В храме Христа Спасителя проходили и проводят все главные юбилеи и торжества. Этот Храм является одной из главных достопримечательностей города, составляет неотъемлемую часть не только религиозной жизни Москвы, он служит и частью культуры и общественно-политической жизни всей страны. Официальный сайт Храма Христа Спасителя в Москве: xxc.ru .

Добраться до Кафедрального Собора, Храма Христа Спасителя можно на метро. Ближайшая станция метро - Кропоткинская. Также можно доехать до станций метро Театральная, Охотный ряд, Александровский сад или Арбатская, а дальше прогуляться пешком до Собора, заодно увидеть другие главные достопримечательности страны, такие как , Мавзолей, Московский Кремль и Александровский сад.

Самый прекрасный вид на Храм Христа Спасителя открывается с Патриаршего моста. Именно с этой точки можно видеть Храм во всей красе, без каких-либо наклонов или углов.

Кстати, Патриарший мост в Москве тоже входит в десятку главных достопримечательностей города. Это пешеходный мост пересекающий Москву реку и соединяет Пречистенскую и Берсеневскую набережные, далее мост пролегает через Болотный остров, пересекает Водоотводный канал и заканчивается на Якиманской набережной. Патриарший мост был сооружен по проекту архитектора М. Посохина, художника З. Церетели, инженеров А. Колчина и О. Чемеринского, открыт в 2004 году.

Архитектура моста, как и сам Собор Христа Спасителя, напоминает традиционную московскую архитектуру девятнадцатого века. В темное время суток мост освещают светильники оригинальной формы, встроенные в полотна моста.

Патриарший мост является любимым местом прогулок гостей и жителей города. На нем влюбленные назначают свидания, а брачующиеся фотографируются и вешают «замки любви». Этих замков любви на перилах моста огромное множество, здесь и маленькие замочки и большие амбарные, и оригинальные именные выполненные на заказ. Раз мост такой посещаемый, то его не обошли своим вниманием и предприниматели города. По всему мосту то здесь, то там предлагают выпустить голубей, за плату, конечно же. Этих «голубиных магнатов» на мосту настолько много и они столь навязчивы, что это порядком раздражает.

С 2008 по 2011 годы на мосту записывались новогодние обращения Президента России Дмитрия Медведева.

С Патриаршего моста можно видеть здание шоколадной фабрики "Красный Октябрь" и памятник Петру I. Памятник Петру первому в Москве является одним из самых высоких памятников в России, его общая высота достигает 98-ми метров. Официальное название памятника - Памятник в ознаменование 300-летия российского флота. Воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном у разделения Москвы-реки и Водоотводного канала.

С другой стороны Патриаршего моста можно видеть Кремлевскую набережную, Кремлевскую стену и здания комплекса Кремля - Государственный Кремлевский Дворец, Благовещенский и Архангельский Соборы.

Вид на город с Патриаршего моста

Не будем уходить далеко от главной темы данной статьи и вернемся к Храму Христа Спасителя.

Храм Христа Спасителя в Москве, является самым большим собором Русской Православной Церкви, его вместительность до 10 000 человек. Внешняя часть собора оформлена рядом мраморных горельефов, а главным украшение служат золотые купола с венчающими их крестами.

Храм имеет 4 колокола: Большой Торжественный, его масса составляет 29,8 тонн, услышать его звон можно только 4 раза в год по самым великим православным праздникам, Праздничный, его голос можно слышать в дни двунадесятых праздников, Полиелейный весом в 9,2 тонны и 5-ти тонный Будничный.

Это монументальное сооружение, особенно его золотые купола, хорошо видно с многих мест города Москвы. Происходит это благодаря тому, что расположен Собор на возвышенности - холме.

С разных ракурсов открываются такие непохожие друг на друга виды Храма Христа Спасителя и его вспомогательных строений

Собор Христа Спасителя имеет несколько входов и выходов, главный со стороны улицы Волхонка. Именно с этой улицы можно попасть в храм.

Вход в Храм Христа Спасителя свободный, бесплатный. Проход через охрану и металлоискатели. Снимать и фотографировать в Храме запрещено, поэтому фотографии внутреннего убранства отсутствуют. Но рассказать, расскажем.

Внутри Храм Христа Спасителя имеет высокие стены со сводчатыми потолками, полностью расписанные цветными картинами и ликами святых. Богатое красочное убранство, преобладание красного и золотого цветов. В Храме несколько этажей и множество залов. Расположены торгово-сувенирные лавки. Музей Храма Христа Спасителя, вход бесплатный, экскурсии платные. Основу музея составляют материалы, повествующие об истории строительства, разрушения и воссоздания Собора. Музей это некий памятник в честь победы в Отечественной войне 1812 года. И галерея воинской славы, здесь на мраморных досках в хронологическим порядке перечислены все основные события сражений и представлены фрагменты сохранившихся мемориальных плит с именами героев.

Наше личное мнение о Храме Христа Спасителя. Большой? Да, большой, массивный и бросающийся в глаза! Красивый? Не думаем. Ощущения от Внутреннего убранства - чересчур, в глазах рябит, как будто попал в безвкусно обставленный музей. Что действительно было красиво в Храме так это высокие сводчатые расписанные потолки. Ими мы полюбовались от души.

Комплекс Храма Христа Спасителя в Москве

В комплекс храма Христа спасителя входят естественно сам Храм Христа Спасителя, Преображенская церковь Храма Христа Спасителя, Часовня Державной иконы Божией Матери, Фонд Храма Христа Спасителя и экскурсионное бюро Храма Христа Спасителя.

Преображенская церковь Храма Христа Спасителя в Москве

Преображенская церковь Храма Христа Спасителя сооружена в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Внутреннее убранство церкви соответствует времени основания монастыря, то есть шестнадцатому веку. Церковь имеет три алтаря: главный, в честь Преображения Господня и два малых придела, в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери.

Главными святынями Преображенской церкви являются икона Спас Нерукотворный художника Сорокина, чудом сохранившаяся после разрушения Храма, древняя икона Божией Матери Смоленская и икона Святителя Николая, находившаяся до этого в церкви города Бари.

Эта деревянная небольшая часовня расположена не в самом храме, а чуть поодаль, но близ Храма, ниже его уровня.

Место главной святыми Часовни Божией Матери занимает икона Богородицы «Державная», обретенная в двадцатом веке. Именно эта икона стала одной из главных святынь в современной России.

Рядом с Часовней Державной иконы Божией Матери можно видеть красивое здание, это дом Перцова . Доходный дом в Москве, расположенный на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной, построенный в 1905-1907 годах архитекторами Н.К. Жуковым и Б.Н. Шнаубертом по эскизам художника С.В. Малютина, автора русской матрешки. Вот и сам дом чем-то напоминает знаменитую русскую матрешку и теремки из русских народных сказок.

Дом Перцова выполнен в стиле модерн. В оформлении теремков-балконов использованы мотивы древнерусского декора, которые органично сочетаются с элементами западноевропейской средневековой архитектуры. На декоре фасада здания просматриваются формы причудливых мифологических существ, сказочных животных и растений. А также резные украшения на окнах и стенах дома. Эдакий домик-теремок из сказки, нашедший своё место и так гармонично вписавшийся в архитектуру современных зданий в самом центре российской столицы.

Фонд Храма Христа Спасителя и экскурсионное бюро Храма Христа Спасителя в Москве

Храмом Христа Спасителя управляет Фонд Храма Христа Спасителя. Именно этот фонд привлекает благотворителей, собирает и распоряжается пожертвованиями, сдает залы Храма в аренду, проводит выставки и устраивает экскурсии. Фонд действует на основании Договора доверительного управления объектами общекультурного и инженерно-технического назначения комплекса Храма Христа Спасителя № 01 от 24.05.2004 года, заключенного с Департаментом имущества города Москвы.

Фондом Храма разработаны и проводятся следующие экскурсии :

Храм Христа Спасителя, посещение Зала Церковных Соборов, подъем на смотровые площадки. Да, в Храме Христа Спасителя есть смотровые площадки, с которых открывается прекрасная панорама на окрестности Москвы. Вот только подняться на эти площадки можно лишь в комплексе с экскурсией.

Горельефы Храма Христа Спасителя с выходом на смотровые площадки.

Росписи галереи Нижнего Храма (притчи), подъем на смотровые площадки.

Храм Христа Спасителя с выходом на смотровые площадки, Хоры.

Стоимость групповых экскурсий от 400 рублей с человека. Группы от 10 человек.

Официальный сайт Фонда Храма Христа Спасителя: fxxc.ru .

Святыни и мощи Храма Христа Спасителя в Москве

Рака с мощами святителя Филарета Московского (Дроздова), частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Ковчег с частицами святых мощей, Риза Пресвятой Богородицы, Глава святителя Иоанна Златоуста, Мощи Благоверного великого князя Александра Невского, Мощи Святителя Ионы митрополита Московского, Мощи Равноапостольского великого князя Владимира, Мощи Преподобной Марии Египетской и Благоверного князя Михаила Тверского, Мощи Святителя Петра Митрополита Московского, Мощи Святителя Василия Великого, Мощи Иоанна Крестителя, Мощи Апостола Андрея Первозванного, Гвоздь Креста Господня, Мощи Преподобного Михаила Малеина, Мощи Святого великомученика Феодора Стратилата, Мощи Великомученицы Евфимии Всехвальной, Глава Святого Григория Богослова, Мощи Преподобной Евфросинии Московской.

В преддверии праздника Рождества Христова ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев рассказывает о святынях кафедрального собора, иконах с интересной историей, старинном Евангелии, которое выносят только 2 раза в год, а также отвечает на вопрос о елках и корпоративных праздниках, которые якобы проходят в Храме.

Отец Михаил, какую святыню Храма Христа Спасителя Вы бы назвали главной?

Думаю, что главной святыней является частица Ризы Господней. Не так давно мы сделали для нее особый аналой, и теперь она помещается у правого клироса отдельно от других святынь

Это делается для того, чтобы все, кто приходит в наш храм, могли по отдельности приложиться именно к этим великим святыням. Кроме этого, у нас есть гвоздь Креста Господня и прочие святыни .


- Думаю, если задать вопрос о главной святыне Храма Христа Спасителя москвичам, большинство назовут мощи святителя Филарета, а о частицах Риз и не вспомнят. Как Вы считаете, почему?

Боюсь, что, к сожалению, многие москвичи не назовут и мощи святителя Филарета. Часто бывает, что люди приходят в наш храм, видят раку с мощами святителя и спрашивают: «А кто это?». И приходится им рассказывать, кем был святитель Филарет, какое духовное влияние он оказал на историю нашей Церкви и какой интеллектуальный вклад внес в проектирование и создание Храма Христа Спасителя.

Наверное, о том, что у нас находятся частицы Риз, мало кто знает, потому что об этом нигде не было сказано публично. И потом, они ведь были переданы в наш храм не так давно, а раньше находились в Музеях Московского Кремля и поэтому не были широко доступны для поклонения. До революции, например, частицу Ризы Господней выносили для поклонения верующим один раз в год – в день ее положения в Москве. Это был большой московский праздник, и множество народа стекалось, чтобы помолиться перед этой великой святыней и приложиться к ней.

Потом Риза хранилась в запасниках Музеев Московского Кремля.

19 августа 2000 года, в день великого освящения Храма Христа Спасителя, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и с разрешение дирекции Музеев Кремля мы с крестным ходом обнесли частицу Ризы Господней вокруг храма, и весь этот день она пребывала в Храме Христа Спасителя. Конечно, потом мы вынуждены были отдать ее обратно в музей, и только в 2007 году по просьбе покойного Патриарха Алексия II было принято решение передать ее и некоторые другие святыни, которые также хранились в кремлевских музеях, Русской Православной Церкви.

Нам передали и Ризу Господню, и Ризу Пресвятой Богородицы, а кроме того - гвоздь Креста Господня, мощи святого равноапостольного великого князя Владимира, святого великомученика Феодора Стратилата, великомученицы Евфимии Всехвальной, преподобного Михаила Малеина, Иоанна Крестителя, Василия Великого и главу святителя Григория Богослова.

Святыни были переданы в исторических ковчегах, что, конечно, было некоторым спорным моментом, потому что для музеев эти ковчеги представляли ценность. Но нашлись люди, которые оплатили изготовление копий этих ковчегов, в которые мы и переложили частицы мощей. Таким образом, ковчеги были возвращены в музеи, а святыни, которые не представляли ценности для светской истории, остались в Церкви.

В первое время мы выносили частицу Ризы Господней только на субботу-воскресенье. Но в наш храм приезжает множество паломников из разных городов и стран, не все имеют возможность прийти именно в выходные дни, поэтому мы сочли возможным и необходимым, чтобы она пребывала в храме и была доступна верующим в любой день.

Какова история частиц Ризы Господней и Ризы Божией Матери, как они попали в Москву?

Что касается частицы Ризы Господней, не совсем понятно, что это за Риза. Один из вариантов предания гласит, что это хитон Спасителя, полученный по жребию одним из воинов, присутствовавших при Распятии. Согласно другой версии, Риза Спасителя - это не хитон, а другая верхняя одежда - плащ (гимантий), потому что хитон просто нельзя было бы позже разделить на части: он бы распустился, так как был вязаным. Так или иначе, Риза Господня была перенесена в Иверию (Грузию), где хранилась в древней столице - Мцхете, в Патриаршем соборе Светицховели.

В 1617 году Грузию захватил персидский шах Аббас II. Его солдаты разорили храм и передали Ризу шаху. В 1625 году шах, по настоянию русского посла, прислал Ризу в дар царю Михаилу Федоровичу. Патриарх Московский Филарет (Романов) собрал достоверные сведения о Ризе Господней, и только после этого она была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. В честь этого события был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней в Москве, 10 июля по старому стилю (23 июля - по новому). Впоследствии фрагмент Ризы Господней был разделен для того, чтобы отправить частицы святыни в крупные города империи. В 1918 году частица ризы Господней, которая хранилась в алтаре Успенского собора Московского Кремля, была перенесена в Крестовоздвиженский монастырь, а после его закрытия конфискована и помещена в фонды Музеев Московского Кремля.

В XIV веке Дионисий Суздальский привез на Русь из Константинополя. В числе прочих святынь она находилась в так называемом «ковчеге Дионисия», который был значимой реликвией московских великих князей. После октябрьского переворота 1917 года частица Ризы Богородицы попала в Музеи Московского Кремля. В наш храм ее передали в 2008 году.

Более точных сведений об истории этих реликвий у нас нет.

В Храме Христа Спасителя находится икона Божией Матери «Смоленская» с очень необычной историей

У нас в храме есть две Смоленских иконы.

Одна, XVI века, пребывает в нижнем храме.

Этот образ имеет трагическую судьбу: его распилили на 4 части и готовились переправить за границу, но что-то не сложилось, и каким-то образом он попал к моему знакомому художнику - реставратору. Он отреставрировал эту икону, соединил четыре части так, что следов распила практически незаметно, и решил, что Храм Христа Спасителя - достойное место для размещения этого большого старинного образа. Сейчас он находится слева от иконостаса, возле Тихвинского придела.

Вторая икона находится в верхнем храме у мощей святителя Филарета. Это знаменитая чудотворная икона Божией Матери «Смоленская – Устюженская» из города Устюжна Вологодской губернии.

Изначально икона пребывала в местном соборе, после революции в храме сделали музей, и икона стала музейным экспонатом. Потом она куда-то пропала, может быть, ее тайно вывезли или выкрали, и в какой-то момент появилась на одном из заграничных аукционов. Некий благотворитель выкупил эту древнюю икону, и в период своего первого президентства Владимир Владимирович Путин преподнес ее в дар Святейшему Патриарху Алексию II. По благословению Святейшего икона была передана в Храм Христа Спасителя в особом киоте, и было решено, что она будет пребывать здесь до тех пор, пока Устюженский собор не будет передан Церкви.

Надо сказать, к нам в храм приезжали люди из города Устюжна и просили, чтобы икона пока осталась в нашем храме, потому что боятся, что она снова может пропасть и уже вряд ли будет возможно снова ее найти.

Какие еще иконы с необычной историей есть в кафедральном соборе?

Икона святителя Николая из города Бари, которая находится в нижнем, Преображенском храме с правой стороны, у придела Алексия человека Божия. Этот образ сделан итальянским художником в 1994 году. Я не случайно употребляю именно это слово – «сделан» – потому что икона выполнена в достаточно редкой технике и не просто написана красками, но и содержит в себе аппликации из полудрагоценных камней.

Изначально икона была помещена в городе Бари в базилике, в которой пребывают мощи святителя Николая. Видя, с какой любовью русские паломники приезжают поклониться святителю, создавший ее художник принял решение передать образ в дар Русской Православной Церкви, и по благословению Патриарха Алексия II он был принесен в Храм Христа Спасителя, один из приделов которого посвящен святителю Николаю.

Интересен путь, который икона проделала из Бари до Москвы. По морю она была привезена в Одессу, из Одессы по суше ее пронесли и провезли до Москвы через несколько епархий Русской Православной Церкви, причем на протяжении всего пути перед ней совершали молебны, пели акафисты. Многие, зная об этом, приходят к нам в храм, преклоняют колена перед этим образом и, как рассказывают, через это изображение святитель Николай подает людям свою помощь.

В декабре 2012 года в наш храм была передана еще одна икона святителя Николая, которая связана с именем великой певицы Галины Павловны Вишневской, которую мы отпевали совсем недавно - 14 декабря.

В 1979 году муж Галины Павловны, Мстислав Леопольдович Ростропович, купил икону в одном из лондонских антикварных магазинов. Образ святителя Николая долгое время хранился в их семье и был очень почитаем. В последние годы жизни Галина Павловна приняла решение передать икону в Храм Христа Спасителя, зная, что один из его приделов посвящен святителю Николаю, и намеревалась осуществить это 19 декабря этого года. Для певицы 19 декабря было значимо не только как общецерковный праздник святителя Николая, но и как очень памятная личная дата: 19 декабря 1961 года Анна Андреевна Ахматова, услышав по радио, как Вишневская поет «Бразильскую бахиану №5» Эйтора Вилла-Лобоса, написала посвященное ей стихотворение:

Женский голос как ветер несется,
Черным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету ни коснется -
Все становится сразу иным.
Заливает алмазным сияньем,
Где-то что-то на миг серебрит
И загадочным одеяньем
Небывалых шелков шелестит.
И такая могучая сила
Зачарованный голос влечет,
Будто там впереди не могила,
А таинственный лестницы взлет.

Но Господь распорядился иначе: 11 декабря Галина Павловна скончалась. На 9-й день, который приходился как раз на 19 декабря, ее дочери Елена и Ольга, исполняя волю почившей матери, принесли икону в наш храм.

Образу святителя Николая необходима определенная реставрация. После того, как она будет сделана, мы найдем для иконы подобающее место, на котором она будет находиться постоянно.

Есть в нашем храме еще одна интересная икона – образ Спасителя из южного придела верхнего храма, изготовленный одним из православных людей Грузии. Образ этот не привлекает к себе внимания какими-то красками или художественными особенностями, но с ним связана особенная история. Человек, который изготовил его, вместе с супругой пешком пронес его из города Кутаиси в Москву в Храм Христа Спасителя. Единственное место, где супруги проехали на машине - Карачаево – Черкесия, потому что им запретили нести образ Христа по территории этой мусульманской республики.

Наверное, нельзя не упомянуть и знаменитый образ священномученика Александра Хотовицкого?

Да, такую икону больше нигде не найдешь. Протопресвитер Александр был последним ключарем первого Храма Христа Спасителя, и было желание каким-то образом запечатлеть память о нем в нашем храме.

Первоначально священномученик Александр был канонизирован в Американской Православной Церкви. Естественно, там был написан его образ, и я попросил сделать с этой иконы список, но только приблизить его к нашей традиции. Так в нашем храме появилась первая небольшая икона священномученика Александра, которая сейчас расположена в нижнем храме. Но хотелось, чтобы образ отца Александра присутствовал в самом Храме Христа Спасителя, и по моей просьбе художник Никита Нужный, который принимал участие в росписи нашего храма, написал икону священномученика Александра в полный рост, стоящего как бы у стены внутри Храма Христа Спасителя. На мой взгляд, получилось очень удачно.

Симметрично этой иконе в правой части храма располагается образ святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, созданный тем же художником. Как известно, после долгих десятилетий Синодального периода именно в нашем храме схиархимандрит Алексий вытянул жребий и произнес имя будущего Патриарха: «Тихон». И хотелось, чтобы память об этом моменте в нашем храме тоже была как-то запечатлена.

Одно из сокровищ храма – старинное Евангелие. Что это за книга и как она попала в храм?

Это напрестольное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны.

В наш храм оно было передано по завещанию покойного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима для особо торжественных праздничных богослужений. Когда я был иподиаконом у патриарха Пимена, в храме святителя Николая в Хамовниках было большое старинное Евангелие, которое выносили в престольный праздник, когда служил Патриарх. Вспомнив об этом, решили такую традицию поддержать и установить в Храме Христа Спасителя. По благословению приснопамятного Патриарха Алексия II наше старинное Евангелие выносится только дважды в год: на великую вечерню в день праздника Рождества Христова и на Пасхальную великую вечерню. Обычно его выносят два протодиакона, потому что одному человеку поднять 30-килограммовую книгу не под силу.

Святейший Патриарх читает Евангелие, стоя в Царских вратах, и это придает богослужению особенную торжественность. В остальные дни Евангелие хранится у нас в ризнице.

В алтаре храма находятся шесть подлинных отреставрированных полотен художника В.П. Верещагина. Есть ли возможность хотя бы иногда выносить их, чтобы можно было посмотреть?

Вынести их из алтаря невозможно, потому что это громадные полотна 6 на 3 метров.

А почему было решено оставить эти шедевры в алтаре, где их не видит никто, кроме священнослужителей? Ведь, к примеру, фрагменты «Тайной вечери» из разрушенного храма выставлены в Музее Храма Христа Спасителя.

От «Тайной вечери» ничего не осталось, кроме этих фрагментов, а полотна Верещагина сохранились полностью, и после реставрации их решили поместить на прежнее места. Некоторое время назад один художник делал с них репродукции, которые можно было приобрести у нас в лавке с иконами. Сейчас мы с ним не сотрудничаем, но эти полотна можно найти в альбомах, посвященных Храму Христа Спасителя.

Порой у нас бывают крайности: мощи воспринимаются или как магический предмет, благодаря которому совершаются чудеса, или же, напротив, видятся как нечто ничего не значащее, к чему относятся с равнодушием и невниманием. Как правильно относиться к мощам?

Сейчас практически в каждом храме Русской Православной Церкви есть частицы мощей тех или иных святых, появилась возможность привозить мощи или частицы мощей из одних городов и стран в другие. Порой это происходит несколько бесконтрольно, поэтому Святейший Патриарх создал специальную комиссию по перевозу мощей, так что сейчас перемещение святынь регулируется священноначалием и приводится в должный порядок.

К сожалению, приходится наблюдать, что у некоторых из наших верующих людей вошло в привычку приходить в храм, искать реликвии и стремиться приложиться к как можно большему их количеству: считается, что чем больше святынь поцелуешь, тем больше благодати получишь. В этом есть опасность, потому что в этой погоне за количеством человек может попросту потерять духовное настроение, расположение и благоговение, которое должно быть при виде святыни. Помню, с каким благоговением мы приезжали в Троице-Сергиеву лавру, чтобы приложиться к мощам преподобного Сергия Радонежского. Это было целое событие! И все внимание было сконцентрировано на этой встрече с преподобным и молитву у раки с его мощами и ни на что более не рассеивалось.

К святыне нужно подходить, не думая, что, если мы приложимся к ней, она непременно произведет на нас какое-то магическое воздействие и мы станем лучше, чище, здоровее, богаче. Чтобы стать чище и лучше, нужно произвести определенную работу внутри себя и прикосновение к святыне может только помочь нам в этом духовном делании и совершенствовании, вдохновить, придать сил и радости. Разумеется, у мощей происходят чудесные явления и исцеления, но это зависит от веры и состояния человека и от того, что желает для нас Господь. Надо помнить, что, надеясь получить помощь, мы обращаемся ни в коем случае не к частице мощей, а к святому, который незримо присутствует рядом с ними и через святыню может подать нам помощь, если на то будет воля Господа.

Отец Михаил, сейчас, в дни новогодних каникул, многие возмущены тем, что в Храме Христа Спасителя проводятся елки, корпоративы и концерты. Насчет корпоративных праздников возникают вопросы на протяжении всего года. Как возможно, чтобы такие вещи проводились в помещении храма?

Спасибо за этот вопрос, потому что он постоянно возникает. Как бы мы ни объясняли, что бы ни говорили, почему-то сознание людей не воспринимает наши слова. Журналисты – я не знаю, почему, то ли специально, то ли по незнанию, то ли потому что им все равно, что говорить публике, - постоянно говорят о том, что в храме проводятся эти мероприятия. Один из последних примеров – прошедшая по телевидению новостная передача про благотворительный концерт Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, который проходил в Зале Церковных соборов. Я сам видел, как корреспондент, стоя напротив Храма Христа Спасителя и показывая на него, говорил, что вот, сегодня вечером в главном кафедральном соборе страны поют мировые знаменитости. Это была ложь, потому что Каррерас и Доминго давали концерт исключительно в Зале Церковных соборов, ни о каком выступлении в храме речи не было и быть не могло.

Еще раз хочу сказать, что в самом храме, там, где совершается богослужение, никаких елок, концертов, корпоративов, автомобильных стоянок и автомобильных моек нет. В Храме Христа Спасителя совершается только богослужение. Мероприятия проводятся в Зале Церковных соборов и трапезных палатах.

А разве эти помещения не относятся к храму?

Зал Церковных соборов с храмом никак не соединен и не имеет к нему никакого отношения. Он был построен не на церковные, а на бюджетные деньги правительства Москвы. Им, равно как и трапезными палатами и вообще всем комплексом, распоряжается не Церковь, не те, кто служит в Храме Христа Спасителя, а Фонд Храма Христа Спасителя – организация, которая никаким образом не связана с Московской Патриархией. Наряду со множеством светских там проходят и церковные мероприятия, например, Архиерейские и Поместные соборы, Епархиальные собрания московского духовенства.

То есть с просьбой об аренде Зала Церковных соборов и трапезных палат обращаются не к Церкви, не к Патриарху и не к Вам?

Нет. Это все – к Фонду. И поскольку Фонд управляет этими помещениями, мы никак не можем влиять на мероприятия, которых проходят в этих залах, будь то концерт или корпоратив. С нами их никак не согласовывают.

Если Церковь не владеет этими помещениями и, условно говоря, приходит туда, условно говоря, «в гости», значит ли это, что для церковных мероприятий – например, патриарших трапез, Архиерейского собора и так далее - эти залы также приходится арендовать?

Если трапезы или мероприятия (например, Архиерейский собор или Епархиальное собрание) проходят в присутствии Святейшего Патриарха, Фонд не берет арендную плату. Но если мы хотим, скажем, провести детскую елку или молодежный вечер в трапезной палате или в Зале Церковных соборов, то должны заплатить за аренду.

А почему в этом году Епархиальное собрание московского духовенства проходило не в Зале Церковных соборов, как в прежние годы, а в самом Храме Христа Спасителя?

Обычно Епархиальное собрание проходило раньше, чем начинались елки, и Зал Церковных соборов был свободен, в нем не были установлены декорации, которые сложно поставить и демонтировать. В этом году собрание состоялось почти перед самым Новым годом, когда все елки были уже распланированы и декорации смонтированы, поэтому было решено собраться в самом храме. Многим это понравилось, потому что была более церковная обстановка. И Святейший Патриарх сказал, что в будущем году Епархиальное собрание также будет проходить в самом Храме Христа Спасителя.

Внезапно обратил внимание.

Вот роспись главного алтаря Храма Христа Спасителя.

Ничего странного не замечаете?
Помните, мы уже не один раз говорили о том, что у папистов существует эзотерический разрыв, т.е. внешнее общедоступное учение и внутреннее тайное, которое передается только для своих. И что суть этого тайного учения (из которого проистекают все католические безумства вроде примата и викариатства папы, индульгенции и сатисфакции со сверхдолжными заслугами, гипертрофированного почитания Рождества и блеклость Пасхи) почти наверняка состоит в том, что Христос "на самом деле" не воскрес.

А теперь посмотрим еще раз на эту фотографию. Она не захватывает всего алтаря, но список росписей легко можно найти .
Для памяти скопирую сюда

В Алтаре Храма размещены священные картины, напоминающие как о самом рождении Спасителя, так и о событиях последних дней Его земной жизни, а также - изображение лиц, непосредственную связь с совершаемым здесь священнодействием.

Ниже свода на площади восточной стены выполнено изображение «Рождество Христово» (высота 16 метров и ширина 13 метров) согласно церковной песни: «Дева днесь Пресущественного раждает». На первом плане картины вертеп, в вертепе - ясли, вмещающие спеленованного Богомладенца. Перед Ним сидит Богоматерь с девственно-материнской любовью и радостно-благоговейным взором, обращенным к Родившемуся. От Младенца исходит сияние, освещающее вертеп. С правой стороны от зрителей пастыри различных возрастов, озаренные светом, взирают на ангела с распростертыми крылами, который указывает рукой в сторону, где Христос возлежит в яслях. С левой стороны - три волхва, идущие к вертепу по указанию звезды, над ними сияющей. Вверху небо, наполненное множеством воинств небесных, хвалящих Бога и глаголющих: «Слава в вышних Богу и на земли мир в человецех благоволение». Они овеяны небесным светом, от которого распространяется и свет, озаряющий пастырей (автор воссоздания Н.А. Мухин).

Ниже этой картины, на Горнем месте, помещено изображение Тайной Вечери. Исполнил профессор Г.И. Семирадский. Автор воссоздания А.К. Быстров.

По левую сторону от нее:

«Моление о чаше» - на картине изображен тот момент, когда Спаситель в Гефсиманском саду, во время молитвы, произносит слова: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия, впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Слева от зрителя виден Ангел Господень, подающий Ему эту чашу.

«Сe Человек» (уничижение Господа во время суда над Ним) - основанием для написания картины послужило Евангельское сказание от Иоанна, Гл. XIX, ст. 4 и 5, когда Пилат выводит Спасителя в терновом венце и в багрянице и, свидетельствуя перед народом о невинности Иисуса, произносит: «Сe Человек» и с этими словами оставляет Его для зрелища народу.

«Несение Креста» - на картине представлены: Спаситель, изнемогший под тяжестью креста, который возложили на него иудеи, ведя на Голгофу, и Симон Киринеянин, взявший на себя крест для несения. Христос, обратившись к плачущим о Нем женщинам, говорит: «Дщери Иерусалимские! Не плачьте око Мне, но плачьте о себе и о чадах ваших!»

«Распятие» - на картине изображен тот момент, когда распятый на Голгофе Христос произносит: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают». Вверху креста надпись: «(I. H. Ц. I.)» (Иисус Назарянин, Царь Иудейский).

«Снятие со Креста» - после 9 часов вечера, когда Христос на кресте предал дух Свой, Иосиф Аримафейский и Никодим, с дозволения Пилата, снимают тело Богочеловека с благоговением и осторожностью. Мария Магдалина и Мария Иосифова присутствуют при этом с выражением глубокой печали.

«Положение во гроб» - в этой священной картине участвуют те же лица, что и в предыдущей. Умершего Христа, повитого четырехугольным широким платом, Иосиф и Никодим полагают во гроб в пещеру (по виду и размеру похожую на пещеру св. гроба в Иерусалиме). Мария Магдалина и Мария Иосифова вне пещеры. Действие погребения происходило ночью, поэтому внутри гроба заметно освещение.

В современном Храме размещены подлинные отреставрированные полотна В.П. Верещагина; реставрацию полотен выполнили специалисты Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ.

Ниже свода, на стене, обращенной к северной стороне, над аркой изображен Христос Спаситель, как Великий Архиерей Церкви, в архиерейском облачении, благословляющий обеими руками, окруженный ангелами в диаконском облачении, которых озаряет свет, исходящий от Христа.

По сторонам хорной арки - вселенские святители и учителя, составители чина Божественной Литургии, на каждой стороне по два изображения, одно под другим: Св. Иаков Брат Господень и Св. Василий Великий, Св. Иоанн Златоуст и Св. Григорий Двоеслов.

Ниже свода, на стене, обращенной к южной стороне, над аркой помещено изображение Божией Матери «Слово плоть бысть» с предстоящими с обеих сторон Ангелами во весь рост.

По сторонам арки - четыре изображения, по два с каждой стороны, одно под другим, вселенских святителей и учителей истинного исповедания веры, столпов Православия и борцов против ересей: Св. Афанасий Великий и Св. Кирилл Иерусалимский, Св. Григорий Богослов и Св. Лев Папа Римский.

В большой арке над иконостасом в медальонах изображены Святые творцы Божественных песнопений, воспеваемых Православной Церковию в дни Господних и Богородичных праздников: Св. Иерофей епископ Афинский и Св. Афиноген епископ, Св. Григорий епископ Неокесарийский и Св. Мефодий Патарский, Св. Прокл архиепископ Цареградский и Св. Ефрем Сирин, Св. Анатолий архиепископ Цареградский и Св. Роман диакон, Св. Амвросий архиепископ Медиоланский и Св. Софроний Патриарх Иерусалимский, Св. Косма Маиумский и Св. Иоанн Дамаскин, Св. Феодор Студит и Св. Иосиф Студит, Св. Иосиф Песнопевец и Св. Феофан Сладкопевец.

Внутри алтарной сени над престолом, в своде, представляющем небо, изображен Дух Святой в виде голубя. Ниже этого изображения, в поясе (фризе) надпись: «Аминь, аминь, глаголю вам, аще не снесте плоти Сына человеческого, не пиете крове Его, живота не имате в себе. Ядый Мою и плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем» (Иоанн. VI. 53, 54, 56).

На склоне четырех парусов - четыре Ангела, стоящие на коленях с распростертыми крылами. Лица их обращены к престолу, с выражением особого благоговения они держат в руках следующие священные символы: дискос, чашу, книгу и крест. В северо-восточном парусе изображен Ангел с дискосом, в юго-восточном - Ангел с чашей, в северо-западном - Ангел с книгой и в юго-западном - Ангел с крестом.

По обеим сторонам сени изображена «Тайная вечеря» (Евхаристия по древнему чину) в двух картинах.

На северной стороне сени: Престол, как он устраивается в церкви, на нем дискос, а на дискосе хлеб.

Направо Иисус Христос, обратившийся к Апостолу Петру и, простерши руку, преподает ему Пресвятое Тело Свое. Апостол Петр, преклонившийся, простирает руку для принятия Пресвятого Тела Христова. На заднем плане Апостолы: Иаков, Филипп, Фома, Иаков Алфеев и Симон. Вокруг образа надпись: «Даде Святым Своим учеником и Апостолом рек: Приимите, ядите сие есть Тело Мое».

На южной стороне сени: Христос Спаситель, преподающий чашу, и Апостолы: Андрей, Иоанн, Варфоломей, Матфей, Фаддий и Павел. Вокруг образа надпись: «Даде Святым Своим учеником и Апостолом рек: Пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя».

Над северными дверями иконостаса со стороны алтаря: Христос Спаситель, благословляющий и держащий раскрытую книгу с изречением «Аз есмь дверь». Со стороны церкви: Собор Архангела Гавриила.

На северной стене: изображение Алексия человека Божиего в память того, что на месте Храма существовала некогда Алексеевская обитель.

Внутри перехода, над южными дверями иконостаса со стороны алтаря: Великого Совета Ангел, а со стороны церкви - Собор Архангела Михаила.

На южной стене: изображение Апостола Архиппа, память которого отмечается 19 февраля - день восшествия на престол Императора Александра II.

На запрестольном образе главного алтаря с одной стороны Рождество Христово, а с другой Иверская икона Божией Матери.


Точно.
Во всем многообразии икон и образов НЕТ САМОГО ГЛАВНОГО.
Без чего, по словам апостола Павла, впустую вера наша.

Иконы Воскресения Христова. (и добавлю - Вознесения, потому что последнее есть прямое следствие Воскресения)

Сие вызывает не то что недоумение - ощущение какой-то черной бездны под видом и благообразным множеством других икон - святых (хотя это скорее картины, чем иконы), но... лишенных смысла без Воскресения Христа.

Дата публикации или обновления 04.11.2017

В XIX в. исполнил художник Е.С. Сорокин. Воссоздано коллективом художников под руководством СВ. Филатова.

На запрестольном образе главного алтаря с одной стороны Рождество Христово, а с другой Иверская икона Божией Матери.

Придел во имя Св. Николая Чудотворца

Из нижнего коридора Храма сделаны проходы в коридор, или хоры, посредством четырех лестниц, устроенных в пилонах.

Придел в южном крыле Храма посвящен имени Святителя и Чудотворца Николая , покровителя императора Николая I , при котором начато строительство Храма. Придел этот расположен на южной стороне Храма, потому что Св. Николай жил в государстве, расположенном на юге от России.

В этом приделе подробно представлена история Вселенской Церкви с III по IX век, то есть до просвещения России христианской верой, история смут, бывших в Церкви Христовой, ее гонение и торжество Православия, утвердившие догмат Православной Веры. Здесь же представлены поборники истины Вселенских Соборов, мученики, умершие за чистоту веры и преданность Спасителю, преподобные, запечатлевшие своей святою жизнью истинное исповедание веры, и апостолы, распространявшие учение Христа; здесь же имеются картины христианских добродетелей Святителя Николая и важнейшие события его жизни.

Алтарь придела во имя Святителя Николая

В мраморном киоте, на восточной стороне алтаря - Образ Покрова Пресвятой Богородицы. Исполнил профессор Т.А. фон Неф.

Левая створка, вверху - Благовещение - Архангел Гавриил; внизу - Евангелисты Марк и Матфей.

Местные образы: Спаситель и Божия Матерь с Предвечным Младенцем.

Св. Ефрем Патриарх Антиохийский и Св. Преподобный Савва Освященный;

Св. Евфимий Великий и Св. Целестин папа Римский.

В XIX в. исполнил академик М.Н. Васильев; автор воссоздания В.Г. Витошнов.

Вверху южной стены, сверху трех окон, помещена священная картина «Сретение Господне». Исполнил профессор П.М. Шамшин; автор воссоздания В.М. Ананьев.

Ниже этой композиции, по бокам окон, с одной стороны в рост: Св. Евстафий архиепископ Антиохийский; под ним поясное изображение Св. Ипатия епископа Гангрийского.

Картина «Посвящение Святителя Николая в сан Иерея». Событие происходило в городе Мирах, в Ликии. Епископ Патарский Николай, при рукоположении Святителя, исполнясь Духа Святого, пророчески назвал посвящаемого солнцем, восходящим над землей и приносящим сладостное утешение скорбящим. Лицо Святителя, чуждое посторонних помыслов, выражает высокое чувство веры и благоговения к принимаемому сану.

Под этой картиной - «Тайное вспомоществование Святителя Николая». Из жизни угодника известно, что он спас от бесчестия и позора семейство, жившее в городе Патаре, состоящее из отца и трех дочерей, оказав этому семейству три раза невидимую помощь. На полотне изображен момент, когда Святитель Николай ночью положил через открытое окно на подоконник кошелек с деньгами.

Обе эти картины исполнены академиком И.И. Марковым; автор воссоздания С.И. Репин.

Далее, по бокам картины «Тайное вспомоществование Святителя Николая», на пилястрах двух противоположных хорных стен, прилегающих к трапезе, помещены изображения Святых, предшествовавших Святителю Николаю. С одной стороны, внизу в рост: Св. Петр епископ Александрийский с раскрытым Евангелием от Иоанна; выше поясные Святой Стефан епископ Римский, Святой Сикст II епископ Римский, Святой Ипполит епископ Римский.

С другой стороны, внизу, в рост: Св. Арсений Великий; выше поясные: Святой Сисой Великий, Святой Пахомий Великий, Святой Иларион Великий. Исполнено художником Е. Н. Алтыновым; автор воссоздания С.Н. Репин.

На восточной стеле придела, между трапезой и малой хорной аркой, вверху: «Избавление от бури Святителем Николаем». Отправляясь к ликийскому берегу, один корабль был застигнут сильной бурей. Моряки видели неизбежную гибель и не надеялись на спасение. Но, вспомнив о Святителе, которого они знали только по слуху как заступника бедствующих, стали призывать его. Св. Николай явился на корабль и, взяв кормовое весло, начал править кораблем. По повелению Святого буря стихла, и корабль благополучно достиг пристани. На картине изображен момент, когда Святитель Николай, войдя на корабль, запрещает ветрам и морю совершать их губительное действие.

Под этой картиной - «Избавление от казни Святителем Николаем». В городе Мирах игемон (градоначальник) Евстафий осудил на смерть трех невинных граждан. Св. Николай, предуведомленный об этом, поспешил к месту казни, где один из осужденных, стоя на коленях с обнаженной шеей, преклонил свою голову. Палач уже занес над ним свой свой меч, как вдруг явился Св. Николай и остановил руку палача, который не осмелился оказать ему сопротивление. Даже градоначальник представлен безмолвным зрителем этого события и покорным исполнителем воли Св. Николая.

Обе эти картины исполнены художником И.М. Прянишниковым; автор воссоздания С.Н. Репин.

Далее, по бокам картины «Избавление от казни Святителем Николаем», на пилястрах двух противоположных хорных стен, прилегающих к трапезе, помещены изображения Святых, предшествовавших Святителю Николаю. С одной стороны, внизу в рост: Св. Великомученица Евфимия Всехвальная со свитком, на котором написано: «Господи Иисусе Христе, Свете истинный и радосте всем, не презри призывающих Тя»; выше поясные: Св. Великомученица Ирина, Св. Великомученица Варвара , Св. Великомученица Екатерина.

С другой стороны, внизу, в рост: Св. Зотик Сиропитатель Пресвитер; выше поясные: Св. Павлин милостивый епископ Ноланский, Св. Великомученик Никита, Св. Великомученик Феодор Стратилат.

На северной стене придела, противоположной окну и прилегающей к малой хорной арке, внизу - «Преставление Святителя Николая». Картина изображает Святителя в момент его кончины. Лик Св. Николая сияет божественной благодатью.

Предстоящие - епископ, духовенство и миряне в глубокой скорби. У изголовья диакон читает святое Евангелие перед иконою Богоматери, на столе подсвечник с тремя зажженными свечами, на табурете священные ризы, приготовленные для его облачения.

Над этой картиной - «Перенесение мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Барград». После разграбления города Мир турками одному священнику города Бар явился во сне Св. Николай и сказал: «Поди объяви клиру и народу, чтобы они взяли мои мощи из Мир и перенесли в Бар: ибо Богу неугодно, чтобы я оставался там в пустыне». Священник исполнил волю Святителя, и жители города Бар снарядили три корабля для привезения мощей Св. Николая. 9 мая 1087 года совершилось перенесение мощей Св. Николая. Картина представляет момент, когда священники и диаконы, в сопровождении епископа, с возженными светильниками и хоругвями, несут мощи Святителя.

Обе картины исполнены художником Н.К. Бодаревским; автор воссоздания С.Н. Репин.

На двух противоположных стенах, прилегающих к малой хорной арке, помещены священные картины, изображающие первые четыре Вселенские Собора. В изображениях Соборов не встречается еретиков; здесь представлены только Святые отцы Церкви, заседавшие на Соборах.

На верхней части северной стены, рядом с картиной «Перенесение мощей Святителя Николая», изображен 1-й Вселенский Сoбор (был собран в 325 г. императором Константином против учения Ария, который отвергал в Иисусе Христе Божество). Вокруг трона императора Константина Великого восседают Патриархи: Александр Александрийский, Евстафий Антиохийский и Макарий Иерусалимский, Осия епископ Кордубский и Александр архиепископ Цареградский, Спиридон епископ Тримифийский , Пафнутий епископ Фиваидский, Иаков Исповедник, Павел Неокесарийский, Ипатий Гангрийский, Николай Мирликийский и другие. Св. Афанасий Великий, бывший тогда в сане архидиакона, опровергает ложное учение еретика Ария.

На нижней части этой стены - 2-й Вселенский Собop (император Феодосии Великий в 381 г. созвал Собор против учения Македония, отвергавшего Божество Святого Духа). Собор этот составляют Патриархи: Тимофей Александрийский, Мелетий Антиохийский, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов Константинопольский, Григорий епископ Нисский, Амфилохий Иконийский и другие. Св. Григорий Богослов читает постановление Собора о принятии всех догматов Никейского Собора и о единосущии Св. Духа с Отцом и Сыном.

На пилястрах двух противоположных стен, прилегающих к малой хорной арке, на северной стене, по бокам картин «Первый Вселенский Собор» и «Второй Вселенский Собор», с одной стороны внизу в рост: Св. Феодосии Великий, выше поясные: Св. Митрофан архиепископ Цареградский, Св. Макарий Александрийский, Св. Макарий Египетский.

С другой стороны картин внизу в рост: Св. Пимен Великий Египетский со свитком в руке, на котором написано: «Три главизны сия потребны суть человеку, еже боятися Бога, молитися часто и добро творити Ближнему»; выше поясные: Св. Ливерий папа Римский, Св. Иоанн Кущник, Св. Нил Египетский.

На верхней части противоположной стены - 3-й Вселенский Собор, Ефесский (был собран в 431 г. императором Феодосием II в Ефесе против Нестория, Патриарха Цареградского, утверждавшего, что Христос родился человеком, Божество же соединилось с Ним за святость Его жизни, и потому Пресвятую Деву следует именовать не Богородицей, а Христородицей). На Соборе присутствуют Святые Патриархи: Кирилл Александрийский, Ювеналий Иерусалимский, Акакий Милетинский, Преподобный Авксентий, Долмат игумен и другие. Патриарх Александрийский Кирилл осуждает Несторианскую ересь. На заднем плане картины видны удаляющиеся из собора еретики.

На нижней части второй (южной) стены - 4-й Вселенский Собор, Халкидонский (был собран в 451 г. Халкидоне по воле императора Маркиана, против ереси Евтихия, утверждавшего, что человечество во Иисусе Христе было совершенно поглощено Божеством, и потому следует признавать в Нем только одно Божественное естество. На Соборе, в присутствии императора Маркиана и его супруги Пульхерии, участвуют святые: Григорий Нисский, Преподобный Авксений, Патриархи Анатолий Константинопольский, Ювеналий Иерусалимский, Максим Антиохийский, епископы: Флавиан Цареградский, Пасхазин и Люценций и пресвитер Бонифаций, поверенные местоблюстители Льва Папы Римского и др. Св. Анатолий опровергает лжеучение Евтихия, и Собором утверждается догмат о соединении во Христе Божественного и человеческого, неизменно, нераздельно и неразлучно.

Обе картины исполнены художником В.И. Суриковым; автор воссоздания А.К. Быстров.

На пилястрах двух противоположных стен, прилегающих к малой хорной арке, на южной стене, по бокам картин «Третий Вселенский Собор» и «Четвертый Вселенский Собор», с одной стороны внизу в рост: Св. Исаак Сирийский: выше поясные: Св. Кирьяк отшельник, Св. Геннадий Патриарх Цареградский. Св. Исаакий, Далматский.

С другой стороны картин внизу в рост: Св. Священномученик протоиерей архиепископ Александрийский; выше поясные: Св. Иероним Стридонский, Св. Исидор Пелусиот, Св. Порфирий епископ Газский.

В XIX веке исполнено академиком М.Д. Быковским, автор воссоздания А.К Быстров.

На верхней части восточной стены - 5-й Вселенский Собор (был созван императором Юстинианом Великим в 554 г. в Константинополе. На этом Соборе утвержден догмат Воскресения мертвых и рассмотрены сочинения 3 учителей Сирийской Церкви). На Соборе заседали: Евтихий Патриарх Константинопольский, Аполлинарий Патриарх Александрийский, Домн Патриарх Антиохийский, епископ Сосузы, представитель Евстахия Иерусалимского и другие Святители.

На нижней части восточной стены - 6-й Вселенский Собор (был созван императором Константином Пагонатом в 680 г. в Константинополе против Ираклия, который признавал в Иисусе Христе одну волю).

Вблизи императора Константина Пагоната восседают: Св. Георгий Патриарх Константинопольский, папские местоблюстители Феодор и Георгий, Стефан светильник, Проклий Понтийский, Иоанн Афинский, Андрей Критский и другие. Собор постановил признавать во Христе две воли.

На пилястрах стен, прилегающих к хорной лестнице, по бокам картин «Пятый Вселенский Собор» и «Шестой Вселенский Собор», с одной стороны: на пилястре северной стены внизу в рост: Св. Симеон Дивногорец; выше поясные: Св. Венедикт Нурейский, Св. Мария Египетская, Св. Симеон Столпник.

С другой стороны внизу в рост: Св. Иоанникий Великий; выше поясные: Св. Никита Исповедник, Св. Андрей Критский, Св. Петр Афонский.

На верхней части западной стены - 7-й Вселенский Собор (был собран императрицею Ириною, супругою Льва Исаврянина, гонителя икон, в Никее. Этот Собор постановил употреблять в церквах и домах иконы и чествовать их поклонением). На Соборе присутствуют императрица Ирина и ее сын император Константин; и Святые: Тарасий Патриарх Константинопольский, Патриархи восточные, местоблюститель Папы Римского Петр и епископ Петр. Император Константин держит икону Спасителя, а императрица Ирина - икону Богоматери. Один из архиереев показывает хартию, на которой написано: «Аще кто не поклонится иконам и Честному Кресту, анафема да будет».

На нижней части западной стены - 8-й Константинопольский Собор (был собран в 842 г. императрицею Феодорою в Константинополе. На этом Соборе императрица утвердила во всей силе постановление 7-го Вселенского Собора и установила праздник Православия). На Соборе присутствуют императрица Феодора и отрок Михаил, держащие в руках иконы. Святые Мефодий Патриарх Цареградский, преподобный Арсений, Иоанн и Исайя.

Обе картины исполнены художником И.И. Творожниковым, автор воссоздания А.К. Быстров.

На пилястрах стен, прилегающих к хорной лестнице, по бокам картин «Седьмой Вселенский Собор» и «8-й Константинопольский Собор», с одной стороны внизу в рост: Св. Максим Исповедник, выше поясные: Св Иоанн Милостивый Патриарх Александрийский, Св. Феодор Сикеот, Св. Анастасий Синаит Патриарх Антиохийский.

С другой стороны картин внизу в рост: Св. Афанасий Афонский; выше поясные: Св. Феофилакт епископ Никомидийский, Св. Стефан Савваит, Св. Герман Патриарх Цареградский.

Придел во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского

Придел в северном крыле Храма посвящен имени Святого Благоверного князя Александра Невского , покровителя императоров: Александра I , давшего обет воздвигнуть Храм Спасителю, Александра II , строившего этот Храм в течение 25 лет, и императора Александра III , завершившего строительство и освятившего Храм.

В этом приделе изображены святители и преподобные, предшествовавшие Святому Александру и современные ему; святые русские князья родственники его, сподвижники святителей и преподобных в утверждении истинной Христовой веры в России; святые князья, преподобные и святители, жившие после Св. Александра в разных местах его княжения и в соседних княжествах, собиратели воедино земли Русской, способствовавшие укреплению веры Христовой и неустанные молитвенники у престола Всевышнего о славе и благоденствии Отечества; мученики, пострадавшие и отдавшие жизнь в битвах за свободу Отечества; некоторые события из жизни Св. князя Александра Невского ; важнейшие чудотворные иконы явлений Божией Матери, особенно чествуемые в России.

Алтарь придела во имя Св. Александра Невского

В мраморном киоте, на восточной стене Алтаря - образ Печерской Божией Матери. Картина представляет Богоматерь, сидящую на престоле и имеющую на коленях Предвечного Младенца с воздетыми руками.

Вверху над престолом два ангела. По бокам Богородицы коленопреклоненные Святые Антоний и Феодосии Печерские.

В алтарной арке придела над иконостасом помещено 12 изображений Святых, по 6 на каждой стороне арки, по 2 в ряд. На арке, прилегающей к северной стене, начиная снизу: Св. Ефрем Новгородский (Новоторжский) и Св. Ефрем епископ Переяславский; Св. Сергий Валаамский и Св. Герман Валаамский; Св. Нифонт епископ Новгородский и Св. Иоанн епископ Новгородский.

С противоположной стороны арки: Св. Андрей Римлянин и Св. Варлаам Хутынский ; Св. Константин митрополит Киевский и Св. Симеон епископ Суздальский; Св. Иаков епископ Ростовский и Св. Дионисий архиепископ Суздальский.

Иконостас придела во имя Св. Александра Невского

На Царских вратах: Благовещение Пресвятой Девы и четыре Евангелиста.

Местные образа: Спаситель, сидящий на престоле, Богоматерь с Предвечным Младенцем.

На северных дверях: Архангел Михаил: вверху надпись: «Благословен грядый во имя Господне».

На южных дверях: Архангел Гавриил; вверху надпись: «Господь сохранит вхождение Твое и исхождение».

Над Царскими вратами - «Тайная вечеря». В верхней полукруглой части иконостаса , над этим изображением, надпись: «Аз есмь хлеб животный, грядый ко Мне не имать взалкатися и веруяй в Мя не имать возжаждатися никогда же».

Над южными дверями икона с тремя Святыми: Св. Киприан митрополит Киевский, Св. Феогност митрополит Киевский, Св. Фотий митрополит Киевский.

Над северными дверями икона с тремя Святыми: Св. Никита Новгородский, Св. Исайя Ростовский, Св. Арсений Тверский.

В трапезе Александровского придела помещены праздничные образа: на северной стене, ближе к Алтарю - Св. Благоверный князь Александр Невский. В верхней полукруглой части мраморного киота этого образа написано: «Величаем тя, Св. Благоверный княже Александре, и чтем честную память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего».

На той же стене дальше от Алтаря образ Св. Равноапостольной Марии Магдалины. В верхней полукруглой части киота этого образа надпись: «Величаем тя, Св. Равноапостольная Марие Магдалино, и чтем Святую память твою, ты во молиши за нас Христа Бога нашего».

Придел

В арке трапезы, противоположной иконостасу , на стороне арки, прилегающей к северной стене, помещено 16 изображений в 4 ряда, по 2 в ряд, т. е. по 8 изображений на каждой стороне. С одной стороны: Св. Великий князь Игорь Киевский и Св. князь Константин Муромский; Св. Константин князь Ярославский-Смоленский и Св. Давид князь Ярославский-Смоленский; Св. Блаженный Прокопий Устюжский и Св. Николай Качанов Новгородский. На противоположной стороне арки: Св. Преподобный Димитрий Прилуцкий и Св. Дионисий Глушицкий; Св. Михаил Клопский и Св. Ефросин Псковский; Св. Евфимий архиепископ Новгородский и Св. Евфимий Суздальский ; Св. Савва Вишерский и Св. Александр Свирский со свитком, на котором написано: «Терпите, кратия, скорки и нужды, да изкавитеся муки вечныя».

На северной стороне под окнами в полукруглой арке - «Крещение Господне». В XIX в. исполнил профессор Семирадский, автор воссоздания В.И. Нестеренко.

Ниже этой картины, по бокам окон, с одной стороны в рост: Св. князь Глеб Андреевич Владимирский, с противоположной стороны: Св. князь Феодор Ярославич; под ним поясные: Св. князь Василий Всеволодович Ярославский, Св. князь Константин Ярославский.

На восточной стороне придела, где малые хорные арки, выше арки: «Владимирская икона Божьей матери » с предстоящими Святыми (в рост по два с каждой стороны иконы): Св. мученик Иерон и Св. Феодор Тирон; Св. Иувеналий Патриарх Иерусалимский и Св. Иоанн Устюженский.

Ниже, по бокам арки, 4 изображения, по два с каждой стороны, одно изображение под другим, в рост: Св. Великая княгиня Ольга и Св. Благоверный князь Борис; Св. князь Владимир и Св. Благоверный князь Глеб.

Св. Меркурий Смоленский, Св. Феодор боярин.

В арке, ближайшей к середине Храма, с одной стороны: Св. князь Николай Черниговский, Св. князь Гавриил Псковский, Св. князь Роман Рязанский , Св. княгиня Иулиания Ольшанская; на противоположной стене той же арки: Св. Евфросиния Полоцкая, Св. князь Иоанн (Игнатий) Вологодский, Св. Петр Муромский , Св. княгиня Феврония Муромская.

Исполнил академик М.Н. Васильев.

На стенах между пилястрами, прилегающих к трапезе этого придела, изображены священные картины из жизни Св. Александpa Невского. На восточной стене: «Св. Александр Невский в Орде». Картина построена на том историческом факте, когда Батый, узнав о Невской победе, писал Св. Александру: «Александре! Аще хощеши соблюсти землю твою, то прииди скоро ко мне и видной честь царства моего». Св. Александр Невский приехал в Орду Батый тотчас же, по приезду Св. Александра, потребовал его к себе.

Татарам хотелось выполнить при этом некоторые из обрядов, употреблявшихся при приеме иностранцев, - обрядов, оскорбительных для религиозного христианина. Св. Александр на требование пройти между двух огней и поклониться солнцу и идолам отрекся от исполнения его, несмотря на гнев слуг ханских, которые донесли Батыю об отказе Св. Александра. «Царю, тебе поклонюся, - сказал Св. Александр, - Бог бо почти тебя царством, твари же не поклонюся: яко вся создана суть человека ради. Богу же единому, Ему же служу и Его же чту, Тому поклонюся». Батый одобрил поступок Св. Александра и отпустил его с великими почестями и дарами.

Там же «Послы Папы пред Александром Невским». Картина представляет событие, когда Папа Иннокентий IV, желая обратить русских в католическую веру и рассчитывая, что затруднительные обстоятельства заставят русских князей искать помощи Папы, отправил в 1248 г. к Св. Александру двух хитрейших кардиналов Гальда и Гемонта (на картине изображены в красных мантиях) с письмом, исполненным лести. В этом письме Папа предлагает Благоверному князю Александру подчиниться римскому престолу и обещает признавать его знатнейшим между католическими князьями, ссылаясь и на то обстоятельство, что будто бы и отец Благоверного князя обещал уже свое повиновение Римской Церкви. Св. Александр ответил послам: «Мы знаем истинную историю веры и церкви от Адама до Христа и от Христа до 7-го Вселенского Собора: содержим то саме учение, которое преподано Апостолами и вашего учения принимать не желаем».

Обе картины исполнил профессор Г.И. Семирадский; автор воссоздания А.К. Быстрое.

На двух пилястрах стен, прилегающих к трапезе, изображены князья и княгини, родственники Св. Александра Невского. По бокам картины «Св. Благоверный князь Александр Невский в Орде» и «Послы Папы пред Александром Невским», с одной стороны, внизу, в рост: Св. Великая княгиня Александра (1-я супруга Св. Александра); выше поясные: Св. Великая княгиня Феодосия (мать Св. Александра), Св. Великий князь Мстислав Храбрый, Св. Великомученица княгиня Анна Новгородская.

С другой стороны картин, внизу в рост: Св. Довмонт Псковский (Тимофей); выше поясные: Св. Великий князь Олег Брянский , Св. Великомученица княгиня Анна Тверская, Св. Великомученица княгиня Иулиания Вяземская. Исполнил художник Л.П. Пигулевский; автор воссоздания А.К. Быстров.

На стенах между пилястрами, прилегающих к трапезе этого придела, на западной стене: «Преставление Св. Александра Невского в Городце». Св. Благоверный князь Александр Невский , возвращаясь из последнего (шестого) своего путешествия в Орду, по дороге заболел и остановился в Городецком Феодоровском монастыре. Почувствовав свою близкую кончину, он прощается с приближенными. Видя их глубокую скорбь и рыдания, умирающий говорит: «Удалитесь и не сокрушайте души моей жалостию». Приняв схиму 14 ноября 1263 г., в ту же ночь он скончался.

Там же «Погребение Св. Александра Невского во Владимире ». Во время погребения Св. Александра Бог воздал заслуженную славу своему верному рабу и явил эту славу в чудесном событии, когда митрополит Кирилл возливает елей на усопшего схимника, а эконом Севастиан приблизился к гробу, чтобы вложить в руку грамоту душевную, рука Св. князя, как бы живая, простерлась и приняла грамоту. Пораженный видением, митрополит сообщил об этом явлении предстоящему народу. Данное событие произошло в монастыре Рождества Богородицы, где 23 ноября 1263 г. и погребен усопший Благоверный князь, оплакиваемый всей Русской землей.

Обе картины исполнил профессор Г.И. Семирадский; автор воссоздания А.К. Быстров.

По бокам картин Преставление Св. Александра Невского и Погребение Св. Александра Невского, с одной стороны внизу в рост: Св. Великая княгиня Васса (2-я супруга Александра Невского); выше поясные: Св. князь Ярослав Новгородский, Св. княгиня Евпраксия Псковская, Св. князь Владимир Новгородский.

С другой стороны картин, внизу в рост: Св. княгиня Мария - Марфа; выше поясные: Св. княгиня Ксения, Св. князь Андрей Смоленский , Св. князь Андрей - Иоасаф Вологодский. Исполнил художник Л.П. Пигулевский; автор воссоздания А.К. Быстров.

На 2 противоположных стенах, прилегающих к хорной лестнице, изображены чудотворные и явленные иконы Богородицы.

Верхняя часть северной стены, в рост: Боголюбская-Владимирская икона Богородицы ; по бокам поясные иконы Богородицы: , Св. Никандр Псковский , Св. Иоасаф Святогорский, Св. Мартирий Зеленецкий, Св. Ассиап Мангубский.