Ибо из него источники жизни. "Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни" - pastor_vv

Хранить сердце

Господь в Писании дает нам наставления о необходимости хранить свое сердце:

Указывая на то, что сердце является источником жизни. Здесь речь идет не о плоти, хотя для нашего организма сердце является главным органом. Говоря о сердце конечно, Бог говорит о сущности человека, которую отражает душа человека. К тому же все переживания человека имеют физическое отражение в области груди, как раз там, где находиться сердце. Например, когда человек переживает, все ощущения тяжести или боли находятся в области сердца, в центральной части груди. И говоря о сердце Господь, конечно, говорит о душе человека и о жизни вечной.

Давайте разберемся с вопросом, что значит хранить сердце более всего. Говоря так, Бог говорит о сердце или душе человека как о самом ценном. Для того что бы человеку хранить свою душу более всего Бог дал конкретные законы человеку, что бы человек хранил себя от греха. И человек должен принять волю Божью и исполнять ее.

Но многие люди рассуждают так: «Моя жизнь, как хочу, так и поступаю. Я никому ничего не должен». И многие не хотят жить, как установил Бог, а хотят устанавливать для себя самого правила и законы, которые выгодны самому человеку, исполняя свои желания и вожделения плоти. Таким образом, человек, живущий по собственному разумению не способен сохранить свою душу, потому что он не понимает, что и как хранить, человек не знает Бога и не знает ценности своей души.

Поэтому мы понимаем, что эти слова Бога хранить сердце направлены исключительно к христианам по следующим причинам. Когда Христос пришел в нашу жизнь, Он что сделал? Он изменил нас, Иисус дал нам новое сердце с новыми чувствованиями, такие как мир и любовь, которых раньше не было. Отсюда следует, что наше сердце или наша душа уже нам не принадлежат, они принадлежат Богу. Тогда становиться понятным ценность наших душ в глазах Бога.

(1Кор.6:19,20)

19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?

20 Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

До того как обратиться ко Христу мы не имели особой ценности для Бога. В нас не было ничего хорошего и привлекательного, на что Бог мог бы обратить внимание и увидеть в нас что то ценное или достойного Его внимания. Но когда мы поверили в жертву Иисуса Христа, Христос увидел нашу искреннюю веру и покаяние, тогда Христос искупил нас своей кровью пролитой на кресте.

Для Бога нет ничего более ценного, в этом мире, чем Его сын Иисус Христос и Его пролитая кровь за твое и мое спасение. Поэтому Бог говорит: вы куплены [дорогою] ценою

И только по причине Христа мы стали ценные в глазах Бога. А что бы, эта ценность не пропала, что бы жертва Сына не была напрасна:

Во первых Бог дал нам Духа Святого, что бы Он прибывал в нас и сделал все необходимое для нашего спасения

Во вторых дал нам повеление хранить свое сердце, которое уже собственно не наше а новое сердце, данное нам Христом.

Большая ответственность, братья, не правда ли, быть хранителями собственности самого Бога, хранить наши тела и души которые суть Божии. В таком случае, знаете ли Вы как смотрит Бог на нас, когда теперь мы являемся хранителями Его собственности?

Как Господь смотрит на наши мысли, поступки и дела? Может ли быть, что-то остаться незамеченным для Бога, будь то лицемерие, обида, не прощение и т.п.

Бог смотрит на нас очень пристально и очень строго – это одна сторона вопроса. Но с другой стороны – Бог дает нам благодать и поддерживает нас. Таким образом мы, те кто поверили, постоянно ходим в присутствии Живого Бога.

Какое сердце хочет Христос, что бы было у нас?

Какими качествами и характером должно обладать наше сердце?

(Матф.5:3-10)

Здесь перечислены заповеди блаженства. Для мира блаженство значит что-то ненормальное, значит отклонение от общепринятых правил и стандартов поведения. Иисус, здесь, говоря о блаженстве, говорил об особом состоянии сердца или души человека. Слово блаженны можно перевести как счастливые, благословенные Богом христиане, имеющие особую награду как на земле, но особенно на небе.

Можно подумать, что здесь говориться о группах людей делающих определенные поступки: характеризующиеся на пример кротостью, другие характеризуются милостью, третьи стоящие за правду и т.д. На самом деле речь здесь идет о характеристике одного сердца или души , которые хочет Бог видеть в каждом из нас.

В свете сегодняшней темы эти слова Христа можно сказать так: Для того чтобы дойти каждому из нас до своего спасения, Бог через Иисуса Христа даровал вам новое сердце, которое такое же как у самого Христа, и которое живет и поступает по следующим правилам или законам:

1. Сердце, которое имеет постоянную духовную нужду и желание пребывать с Христом

3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Этот мир не нуждается во Христе, возможно кто то вспоминает о Боге когда ему плохо или когда пришла болезнь или безысходная ситуация, в такие минуты некоторые люди вспоминают о Боге.

Здесь речь идет о сердце, которое желает и ищет постоянного присутствия Христа в своей жизни. Духовная нищета, или нужда в Боге есть необходимое состояние сердца, что бы хранить его от забот и суеты этого мира, которые поглощают наш разум, и сердце может отходить от этой нужды во Христе и таким образом отдаляться от Бога.

Поэтому для того что бы хранить свое новое возрожденное сердце, Господь хочет, что бы имели постоянную духовную нужду и желание пребывать с Христом. Для этого мы должны вникать в Писание, молиться, пребывать в размышлениях о Христе, иметь общение с братьями.

2. Сердце, которое находиться в сокрушенном состоянии , что бы давать место Богу, доверяя Ему во всем. Только сокрушенное сердце способно плакать перед Богом, изливая Ему свои нужды и заботы.

4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

И когда мы плачем у ног Христа, Он приходит и утешает нас своей любовью, которую изливает в наши сердца. Для того что бы хранить свое сердце, оно должно иметь сокрушенное состояние. Это есть искренние отношения со своим Отцом, которому доверяешь самое сокровенное, и от Которого нет никаких секретов и тайн.

(Пс.50:19) Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

Давид говорит, что самое ценное, что человек может предложить Богу – это свое сокрушенное сердце. Мимо которого Господь никогда не пройдет, а примет его и утешит.

3. Сердце, которое кроткое и смиренное .

Это, то сердце, которое не дает никакой славы себе, не ищет своего, а всецело полагается на милость Божью.

5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Буйные, непослушные и гордые не живут долго на земле, и не могут наследовать вечность, а кроткие долго проживут на земле и наследую землю обетованную, которая есть вечность.

Быть кротким – это исключительно есть воля человека. Это значит останавливать свое Я, свои амбиции, свои желания. Это зависит от самого человека.

Если ты сам не можешь себя обуздать и остановить, то тебя остановит Бог через болезнь, испытания, гонения, другими словами через тесные обстоятельства. Бог будет смирять тебя, если ты сам этого не захочешь сделать.

Поэтому лучше, что бы ты сам смирялся.

4. Сердце, которое не приемлет неправду , не лицеприятно, не льстиво. Сердце, которое не желает соглашаться с неправдою.

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Всякая неправда и лицемерие будут открыты, и Бог воздаст каждому по делам его. Поэтому, чтобы не быть осужденными с миром, который лживый и лицемерный, Христос открыл нам истину, т.е. истинный смысл жизни человека. Открыл истинную сущность человека, в которой нет ничего хорошего и доброго. Христос открыл, что источником всего благого и хорошего, как впрочем, источником и самой жизни является Бог – и это есть правда и истина. И конечно Бог хочет, чтобы мы хранили эту истину и правду, потому что эта правда поддерживает нашу веру и нашу надежду.

5. Сердце, которое способно прощать и миловать, даже когда против него направлено зло и его унижают.

7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Конечно, источником милости и прощения является любовь Христа, которую Он изливает в наши души. Сам человек без Иисуса не способен миловать и прощать, потому что человеком неверующим правит его эгоизм – любовь к себе самому. А эгоистическая любовь не способна миловать, это ей не свойственно. Бог сделал так, что бы мы имели такую способность прощать и миловать

(Рим.5:5) потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

Что зависит от нашей способности прощать и миловать? Очень многое:

(Матф.6:14-15) 14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

Если будучи прощенные самим Христом, который простил нам смертные грехи, мы не станем прощать других, то с нами Бог поступит как с неверным рабом, который был брошен на растерзание, потому что ему был прощен непомерный долг, но который сам не смог простить малый долг своего должника.

6. Наше сердце должно быть чистым ,

8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Хранить свое сердце чистым значит не иметь в своем разуме никаких нечистых мыслей, планов или компромиссов с грехом. Позволить себе что-то не чистое, значит осквернить сердце в котором живет Христос. Иисус не будет жить в нечистом сердце, поэтому только в чистом сердце, и не с каком ином, может присутствовать Христос.

Иметь чистое сердце – возможно исключительно если находиться в присутствии Бога Живого, который все знает, все видит и не терпит ничего не чистого. Давид знал Бога, и когда он совершил грех, его сердце осквернилось, оно стало нечистым, Бог обличил Давида. Давид понимал что с таким оскверненным сердцем он не может видеть Бога, не может находиться в присутствии Господа, и Давид просил Бога:

(Пс.50:12) Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

Давид просил о прощении, о том, чтобы его грехи были прощены. Только прощение Христа способно очистить сердце человека.

(Пс.118:9) Как юноше содержать в чистоте путь свой? - Хранением себя по слову Твоему.

7. Сердце, которое желает мира, и ведет все к миру .

9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Откуда на земле воины? От того в человеческих сердцах нет мира, от того что человек не способен смирятся и прощать.

А Христос способен смирятся и прощать, и это Он доказал когда жил на земле:

(1Пет.2:23) Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному.

(Лук.23:34) Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают.

Иисус Христос, сын Божий - это тот, кто единственны способен дать мир человеческому сердцу. И через жертву Христа мы имеем усыновление нас, с самим Богом. Желание Бога, что бы мы хранили в своем сердце мир, не смотря не все проблемы и испытания.

8. 10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Здесь речь идет о сердце, которое идет до конца, держится правды не зависимо от обстоятельств. Может быть, тебя не поймут на работе, или кто-то осудит тебя за то, что не делаешь то что не угодно Богу, но хотят люди что бы ты делал. И из-за этого от тебя отвернутся и даже изгонят. Ты не должен этого страшиться. У нас есть гораздо большее воздаяние, чем благосклонность людей. У нас есть Благословение Божие, у нас есть Царство Небесное.

(Матф.10:22) И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

Как поступал Христос? Вы знаете, потому что Бог дал нам сердце как у Христа. И мы можем поступать так, как поступал Христос, так как мы читали в заповедях блаженства.

(Матф.11:29) возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;

Говоря о сердце, которое даровал нам Господь, мы можем говорить о совершенном сердце . Потому что сердце Христа - оно совершенное. И те заповеди блаженства, которые не понимает и не принимает этот мир, для Бога являются совершенными качествами и ценятся Им весьма высоко, выше всего на свете . Потому что это есть сердце и чувствования сына Божьего - Иисуса Христа. И когда Бог смотрит на нас, единственное что Он хочет видеть в нас - это отражение в наших сердцах Христа.

Сердце, какое имеет Христос, Он показал, когда жил на земле, показал своей жизнью, своими поступками - что Его сердце обладает всем этим. Мы можем поступать также как и Христос, если мы храним в сердце те чувствования, которые вкладывает в нас Святой Дух. А это те самые совершенные чувства, которые перечислены в заповедях блаженства, которые мы с вами читали.

Таким образом, заповеди блаженства есть характеристика совершенного сердца, которое есть уже не наше человеческое сердце, а сердце самого Христа.

Нам становиться понятным, почему эти заповеди не были даны в ветхозаветное время. Тогда были дан моральный закон, ограждающий человека от греховных поступков, но этот закон не менял греховной сущности человека и человеку без благодати Божьей было очень тяжело исполнять этот закон.

Но когда пришел Христос, стало возможным Богу изменить саму сущность человека, его сердце. Это стало возможным, если человек поверит в жертву Христа на кресте, что Иисус умер и воскрес, что бы дать тебе новую жизнь, вложив в тебя новое сердце с новыми совершенными чувствованиями.

Как говори пророк Божий еще в ветхозаветное время:

(Иез.36:27) Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять.

Заповеди и уставы конечно легко соблюдать имея сердце совершенное.

Но этот мир и наше человеческое сердце являются угрозой для сердца совершенного, которое дает нам Христос. Потому что этот мир, проблемы, заботы, наш человеческий эгоизм, наша греховная сущность могут создавать помехи или вовсе заглушить те чувствования которые дает нам Христос. Поэтому забота Бога в том, чтобы сохранить в нас это совершенное сердце. Поэтому Господь говорит

(Прит.4:23) Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.

Какой источник жизни храниться в нашей сердце? Теперь понятно.

В нашем сердце живет Христос. И это есть самая большая в мире ценность.

Хранить наше сердце, это значит что бы оно находилось в состоянии:

Духовной нужды и желание пребывать с Христом всегда;

Находиться в сокрушенном состоянии, чтобы давать место Богу, доверяя Ему во всем;

Быть кротким и смиренным, не искать своего, а все цело полагается на милость Божью;

Быть на стороне правды и истины, которую открыл нам Христос;

Сохранять способность прощать и миловать;

Хранить сердце чистым, не иметь в своем разуме никаких нечистых мыслей, планов или компромиссов с грехом;

Хранить в своем сердце мир, не смотря не все сложности и препятствия и даже неблагоприятные последствия;

Держится правды и спасения не зависимо от обстоятельств.

(Откр.3:11) Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего.

А сердце, которое совершенное, которое готово к встрече с Иисусом говорит:

Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!

Я готов к встрече с тобой, Иисус!

Сергей Иосифович Фудель ☨ Всю силу своего учения о сокровенной молитве Отцы направляют на то, чтобы воспитать в учениках своих, т.е. у всех христиан, ясное понимание духовного существа и смысла молитвы: смирения и любви. Смирение в молитве плачет, а любовь обретает свет божественный. «Слезы в молитве, – говорит св. Исаак Сирин, – суть знамение милости Божией, которой сподобилась душа покаянием своим, знамение того, что она была принята и начала входить в поле чистоты слезами» (От. 329). «Начало плача, – говорит св. Григорий Палама, – есть как бы некое искание обручения Божия, которое кажется недостижимым. Почему при сем произносятся некоторые как бы предобручальные слова теми, кои по сильному желанию сего плачут... Конец же плача – брачное в чистоте совершенное сочетание... Истинная жизнь души есть божественный свет, от плача по Богу приходящий... Почему некто из Отцов сказал: «плач делает и хранит» (Д5 – 304, 302, 303). «Молитва, со вниманием и трезвением совершаемая внутрь сердца, без всякой другой мысли и воображения какого-либо, словами: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий – невещественно и безгласно воспростирает ум к самому призываемому Господу Иисусу Христу; словами же помилуй мя – опять возвращает его и движет к себе самому, так как не может еще не молиться о себе. Но когда он достигнет опытом совершенной любви, тогда всецело воспростирается он к единому Господу Иисусу Христу, о втором (т.е. помиловании) прияв действенное извещение. Почему, как говорит некто, взывает только: Господи, Иисусе Христе! (бл. Каллист и Игнатий Д5 – 398, 399). «Непрестанно убо пребудь с именем Господа Иисуса, – да поглотит сердце Господа и Господь сердце, и будут два сии воедино» (св. Иоанн Златоуст, Д5 – 365). Крепка яко смерть любы... Миро излиянное имя Твое (Песн. 8:6, 1:2). «Достигший непрестанного пребывания в молитве, – говорит св. Исаак Сирин, – достиг высшего предела всех добродетелей и отселе делается жилищем Святого Духа. Если кто не приял действительно благодати Утешителя, тот не может со свободою и радостью совершать этого пребывания в молитве. Дух, как сказано, когда вселится в человека, не престает от молитвы: ибо Сам Дух непрестанно молится (Рим. 8:26). Тогда и в сонном, и в бодрствованном состоянии молитва не прекращается в душе человека; но употребляет ли он пищу и питие, спит ли, или что иное делает, даже при глубоком сне благоухание и испарение молитвы беструдно источается из его сердца. Тогда эта молитва не разлучается с ним, но ежечасно она в нем и с ним. Таковая молитва, если и умолкает извне человека, то опять она же совершает в нем служение свое тайно. Молчание чистых называет молитвою некто из мужей Христоносных; потому что помыслы их суть божественные движения; движение же чистого сердца и ума суть кроткие гласы, которыми сокровенно воспевается Сокровенный». (От. 324). .... авторская группа Сергея Михайлова https:/

Намеревающийся истинно последовать Богу должен отрешиться от уз житейского пристрастия; а это достигается совершенным удалением от прежних нравов и забвением их. Тогда, если не сделаем себя чуждыми и плотского родства, и мирских связей, переходя как бы в другой мир по своему поведению, по словам сказавшего: Наше же жительство - на небесах (Флм 3:20) , то невозможно нам достигнуть цели благоугождения Богу, потому что Господь определенно сказал: Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником (Лк 14:33) . А сделав это, надо больше всего хранить свое сердце (Притч 4:23) .

Пространные аскетические правила.

Свт. Кесарий Арелатский

Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни

Потому послушаем слова пророка: (Притч 4:23) , и ещё: Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты (Пс 118:37) . Ведь подобно тому, как если кто схватит рукой горячие угли и быстро отбросит их, то не обожжётся, а если захочет удержать дольше, то без ожога не сможет и отбросить, так и тот, кто выбрал себе для пристального рассматривания очами некий образ и, чувствуя в сердце своем порок похоти, дал ему возможность угнездиться и в мыслях, не сможет отсечь его от себя без душевных ран. И поскольку, как мы знаем, мало число тех, кто желает стяжать целомудрие, о нём-то и поведём мы ныне увещание свое с прилежанием, как сказано: …ни блудники, ни малакии, ни мужеложники, ни прелюбодеи, ни пьяницы Царства не наследуют (1 Кор 6:9-10) .

Проповеди.

Свт. Афанасий Великий

Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни

А при таком образе жизни будем постоянно трезвиться и, как написано, больше всего хранимого хранить сердце (Притч 4:23) , ибо имеем у себя страшных и коварных врагов, лукавых демонов, и с ними у нас брань, как сказал апостол: …наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф 6:12) .

О жизни святого Антония.

Свт. Амвросий Медиоланский

Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни

Итак, будем хранить сердце наше, будем охранять наши уста, ибо предписано и то, и другое: в данном месте - чтобы мы охраняли уста, а в другом [- чтобы мы сохраняли сердце, когда] говорится тебе: Больше всего хранимого храни сердце твое (Притч 4:23) . Если хранил Давид, [то неужели же] не станешь хранить ты? Если нечистые уста имел Исаия, сказавший: Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами (Ис 6:5) , то если пророк Господень имел нечистые уста, тогда можем ли иметь их чистыми мы? <…> Владение твое есть твой ум, золото твое есть твое сердце, серебро твое есть твоя речь. Слова Господни - слова чистые, серебро, очищенное в горниле (Пс 11:7) . Доброе владение - ум благой, и драгоценно стяжание - человек чистый. Огради же это владение, окружи его размышлениями, укрепи тернием, попечениями, дабы не напали на него и не забрали в плен неразумные телесные страсти, чтобы не вторглись опасные влечения, дабы не расхитили виноград проходящие путем. Охраняй твоего внутреннего человека.

Об обязанностях священнослужителей.

Прп. Макарий Великий

Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни

Посему Писание всякому повелевает: Больше всего хранимого храни сердце твое (Притч 4:23) , чтобы человек, храня в нем слово как рай, насладился благодатью, не слушая вползающего внутрь змея и советующего то, что служит к удовольствию, от которого рождается братоубийственный гнев и рождающая его душа умирает. <…> Ибо мерою соответственно способностям каждого приходит к нему слово Божье: насколько кто владеет им, настолько и овладевается; насколько хранит, настолько и охраняется.

Духовные беседы.

Изречения отцов

Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни

Многие, искушаемые сладострастием, блудодействуют мыслью; сохраняя девство тела, растлевают девство души. Возлюбленные! Необходимо отречься от услаждения блудными помыслами и мечтаниями, от общения с ними и внимания к ним, по наставлению Писания: Больше всего хранимого храни сердце твое (Притч 4:23) .

Ориген

Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни

Зная же эти и подобные им места [Писаний], мы хотим повиноваться следующей заповеди, заключающей в себе таинственный смысл и гласящей: Больше всего хранимого храни сердце твое (Притч 4:23) , дабы никакой демон не вошел в водительственное начало наше или какой-либо вражий дух не направил наше воображение туда, куда это ему угодно. Мы, напротив, молимся, чтобы свет знания славы Божьей воссиял в сердцах наших; чтобы Дух Божий вселился в воображение наше и образовал в нем образы божественных предметов. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим 8:14) .

Против Цельса.

Исток и начало всякого греха, поэтому, есть злые помыслы, ибо без их власти ни убийство, ни прелюбодеяние не будут существовать. Поэтому каждый человек должен хранить в своем сердце бдительность, ибо, когда Господь придет в день суда, Он осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1 Кор 4:5) .

На Евангелие от Матфея.

Беда Достопочтенный

Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни

Соломон наставляет нас изгонять все помыслы такого рода, когда он говорит: Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни (Притч 4:23) . Проявим же усердие, следуя этим наставлениям: если мы согрешаем в помыслах, согласившись совершить злодеяние, нам следует быстрее очиститься исповедью и достойными плодами покаяния (Лк 3:8) . Если мы чувствуем, что искушение согрешить подступает к нам, следует изгнать преступное искушение усердной молитвой, слезами и постоянным воспоминанием о вечных муках. Если же мы видим, что наших сил не хватает, чтобы изгнать его, мы должны искать помощи у братьев, чтобы то, что не осилили мы сами, удалось совершить с их поддержкой и советом.

Гомилии на Евангелие.

Больше всего хранимого храни сердце...

Один богатый человек приходит к мудрецу и обещает дать ему 100 монет, если тот покажет ему хотя бы одно место, где есть Бог. Мудрец обещает богатому дать 200 монет, если тот покажет хоть одно место, где нет Бога. Почему множество людей не способно видеть или хотя бы ощущать присутствие Бога на земле? Или какой еще орган человеческого тела (кроме глаз) может помочь в этом вопросе?

На Земле проживает приблизительно 7,15 млрд. человек. Много это или мало? По расчетам москвичей, в вагоне московского метро в часы пик на 1 кв. метр площади приходится 7,7 человека. Таким образом, все население планеты Земля, встав также плотно друг к другу, поместится в пределы МКАДа (Московская кольцевая автодорога), разумеется, при условии, что вся эта площадь будет свободна от строений и водоемов.

На снимке со спутника Московская область (площадью больше МКАДа) видна как небольшое пятно в Евразии. На память приходит: «Вот народы – как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он» (Ис. 40:15).

У всех жителей Земли общим является тот факт, что все мы родственники, а делает людей разными состояние их сердца. И Библия утверждает, что вера в Бога есть функция нашего сердца (Рим. 10:10).

Сердце в Библии упоминается около 900 раз, при этом оно является хранилищем добра и зла (Мф. 12:34 35), сердце является источником намерений – как добрых, так и злых (1 Кор. 4:5). Такой индикатор, как совесть, также есть в сердце (1 Ин. 3:20), сердцем мы молимся (Плач 2:18), оно уповает на Бога (Пс. 27:7), сердце способно веселиться (Пс. 103:15), радоваться (Пс. 12:6), скорбеть (Пс. 12:3), рваться от злобы (Деян. 7:54), оно негодует на Господа (Пр. 19:3), завидует (Иак. 3:14), надменно (Пр. 16:5), коварно (Пр. 6:14), и можно продолжать список способностей нашего сердца. Есть стихи в Библии, которые настораживают наше внимание: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Пр. 4:23), «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). И если в стихе из Нагорной проповеди мы видим условие нашей встречи с Богом, то стих из книги Притч 4:23 говорит еще о том, что наше сердце нуждается в охране, так как источники жизни именно в нем, что отчасти видно в рассмотренных уже стихах. У каждого человека есть свои ценности. Для молодых людей это может быть одно, для пожилых это, как правило, здоровье, баланс которого нужно поддерживать, отказывая себе в любимой пище. Библия говорит, что сердце нужно хранить более, чем здоровье. Ибо сердце человека, и только оно, дает направление жизни человека в сторону добра или зла, в зависимости от того, чем оно богато (Мф. 12:33 35), дерево познается по плоду.

«И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:6 7). Господь указывает Каину, что у «дверей» сердца лежит грех; не впускай его, господствуй над ним, ибо если грех войдет в сердце, то решение будет готово, что и случилось. А как нам, живущим, хранить свое сердце, чистоту его, чтобы не повторять тех страшных примеров, которые во множестве есть в Библии? «Хранением себя по слову Твоему» (Пс. 118:9). Первый псалом являет собой ту инструкцию, те элементарные вещи, которые должны быть в жизни христианина, независимо от его духовного стажа. «...но в законе Господа воля Его...» – особо не примечательные слова, но они говорят о том, как у христианина должны выстраиваться взаимоотношения с Богом, человек должен познавать волю Божью и применять ее в своей жизни, освящаться, вникая в Слово Божье. Можно слышать такие слова: «Бог смотрит на сердце, что вы ко мне прицепились, что не так одета или одет?» Но как опытный врач по одному ему понятным симптомам, смотря на лицо пациента, может спросить:

– А вы давно делали кардиограмму?

– Да что вы, доктор, меня сердце никогда не беспокоило.

На что врач скажет:

– Я выпишу вам направление, а вы на следующий прием принесете и покажете кардиограмму, чтобы точно определить диагноз.

Так и духовные болезни сердца человека проявляются в одежде, поведении, о чем, собственно, Библия и говорит. Но даже если предположить, что такой христианин с подобными «недомоганиями» и пройдет земной путь более-менее успешно, то существует опасность не попасть в небо по другой причине – соблазн. Господь покажет такому какую-нибудь душу, идущую в ад, и спросит:

– Видишь того грешника или грешницу?

– О, да, Господи, я знаю эту душу, это действительно грешница.

На что Господь ответит, что причина его или ее падения – это ты.

– Господи, у нас с ней не было никаких точек соприкосновения!-

– Дело в том, – скажет Господь, – что та душа, глядя на тебя, сказала в сердце своем; «Почему ей это можно, а мне нельзя?» Но ты устояла, а она покатилась по наклонной к пропасти, и потому ты идешь вслед за ней.

Как вам такой сценарий? Да сохранит нас Господь от подобных болезней сердца! Воистину слова «...там будет плачь и скрежет зубов...» относятся к христианам. Ибо что такая душа будет кричать тогда: «Мне не хватило сантиметров одежды?» Или что-либо еще. Пока мы на пути и у нас есть все необходимое для очищения и освящения нашего, то не будем терять время, чтобы день тот не застал нас внезапно.

Во власти человека контролировать состояние своего сердца и удалять из него нечистоту (Пр. 20:5), (Иез. 18:31). Где же находится сердце, так часто упоминаемое в Библии? Может, оно находится в человеческом духе? Но «Светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца» (Пр. 20:27). Из этого стиха видим, что сердце и дух человека не одно и тоже. Может, сердце в душе человека? «Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмещается чужой» (Пр. 14:10). И этот стих говорит, что сердце и душа человека не одно и тоже. Также видим, что сердце «знает», значит все-таки это головной мозг.

Исследования академика Павлова лобных долей полушарий мозга не выявили в них никаких особенно важных приборов, которые бы устанавливали высшее совершенство нервной деятельности. А именно эти лобные доли полушарий мозга всегда считали важной частью головного мозга.

На сегодняшний день медикам известны в мозгу двигательные, сенсорные, дыхательные, тепловые и др. центры. Но нет в нем центра чувств. Неизвестны центры радости, печали, гнева, страха, религиозного чувства. Хотя от всех органов чувств и всех вообще органов тела направляются чувствительные волокна в мозг и оканчиваются в его сенсорных центрах, но они несут только ощущения, что не имеет ничего общего с чувствами. Каким образом возникшие в мозгу мысли передаются в сердце, неизвестно, но мысль, как акт чисто психологический, не нуждается в анатомических путях проведения. Сердце получает обработанные мысли не только из мозга, но и само обладает способностью получать их из мира духовного.

Сердце человека имеет сильную иннервацию (оплетенность нервными волокнами), которая позволяет предположить, что перекачивание крови это лишь одна из функций сердца.

Наше сердце «страдает», «тоскует», «переживает», «любит» и «ненавидит». «Все эти явления, – писал Павлов, – в своей основе имеют глубокий физиологический смысл... От правильной функции сердца зависит не только физическое, но, прежде всего, духовное благополучие человека. Физическое здоровье этого органа всегда связано именно с духовным состоянием».

Прошло несколько десятилетий после смерти российского ученого, и его теория была подтверждена работой американских физиологов Глена Дэвидсона и Лестера Вертена. Они дали объяснение функций нервных волокон, оплетающих сердце. Благодаря им сердце действительно является органом, воспринимающим все ощущения, воздействующие на человека в психологической сфере. Представление о важности сердца как органа, не только тонко ощущающего все нюансы психологического общения людей, но и определяющего правильность наших мыслей и поступков, очень емко выразил французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

Пророк Самуил по приказу Господа пришел в Вифлеем в дом Иессея. Один из его сыновей будет царем народа. Но кто? Это известно лишь Богу. У пророка в руках рог с елеем, рядом в ожидании стоит глава семейства, навстречу к Божьему человеку делает шаг старший сын Елиав. Высокий, широкоплечий, стройный и красивый. Старец, любуясь этим мужем, подумал: «Точно этот будет царем». Но Бог сказал пророку: «Не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я [смотрю не так], как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:7). Такая же история повторилась с Аминадавом, вторым сыном Иессея. Всех семерых сыновей приводил к пророку отец, но Господь не указал ни на одного из них. Почему? Потому, что есть Давид, сердце которого Ему принадлежит. Он будет избран, как говорил Господь.

Наше сердце, наше внутреннее естество, должно быть наполнено Духом Святым через веру в Господа Иисуса Христа. Природа не терпит пустоты, поэтому если человек не будет наполнен Богом и Его мыслями, он обязательно заполнится духом зла и его безбожными мыслями и желаниями. Человек верующий, христианин, тот, в котором уже прибывает Святой Дух, должен молить Господа об очищении и освящении своего сердца. И хотя Дух Святой не оставит и не покинет нас до самого конца, все же мы можем огорчить или оскорбить Святого Духа и тем самым потерять близкое общение с Богом и навлечь на себя многие беды. Если мы чувствуем, что сердце наше остыло и удалилось от Господа, если нас все сильнее манят различные искушения, то самое время упасть пред Господом на колени и умолять Его словами псалмопевца Давида: «Сердце чистое сотвори во мне. Боже, и дух правый обнови внутри меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» (Пс. 50:12,14).

Множество богатых людей охраняют свою жизнь от людей, которые хотят лишить их жизни и присвоить их деньги. Оберегать свою жизнь - это важно.

Доктора, обследующие больных с подозрением на опасные заболевания, одевают медицинские перчатки, чтобы обезопасить себя от них. Это тоже важно.

На производстве до рабочих людей доводят правила по технике безопасности. И это важно.

Ежедневно мы повторяем одни и те же меры предосторожности по отношению к себе и другим людям. В нашей стране есть объединения, различные охранные структуры и многое другое.

Но Бог говорит, что больше всего хранимого (или охраняемого) храни сердце твоё, потому что из него источники жизни. Если Бог не оградит города, напрасен труд стерегущего.

Источник - это начало чего - то, или бьющий ключ из - под земли.

  • Множество больших рек берут начало из маленьких бьющих ключей из - под земли.
  • Небольшой огонь зажигает много вещества (всего одна спичка может привести к большому горю) Иак.3:5
  • Одна мысль или идея может привести к огромным последствиям:
  1. Гитлер - фашизм;
  2. Ленин - светлое будущее без Бога ("..нам Партия свет, нам света не надо");
  3. Дарвин - теория эволюции;
  4. создание атомной бомбы;
  5. Адам и Ева - Едемский сад (одно решение - и глобальная катастрофа).

Вот почему Господь говорит, важнее всего хранить сердце своё, потому что состояние сердца определяет те или иные действия. Мф. 15:19, Мф. 12:34

Рассмотрим некоторые библейские примеры состояния сердца:

  1. Юноша, имевший большое имение (Мф. 19:16);
  2. Анания и Сапфира (Деян. 5:1- 4);
  3. Саул (1 Цар. 15:22-24);
  4. Народ Израильский (Пс. 94:8-10), заблуждающийся сердцем.

Как же всё - таки предостеречь себя от подобных поступков?

Пс. 118:11. "В сердце моём сокрыл я Слово Твоё, чтобы не грешить пред Тобою". Давид не хотел грешить, потому что грех лишал его общения с Богом, и он принял единственно правильное решение поступать в той или иной ситуации как говорит Слово Божье.

Посмотрим, что же делает сокрытое Слово Божье в наших сердцах.

Евр.4:12 Слово Божье живо и действенно.
Ис.55:10-11 Слово Божье не возвращается тщетным.
Быт.2:15, 3:8 Едемский сад как прообраз сердца.

Бог сказал Адаму с Евой возделывать сад и хранить его. Богу нравился порядок, который поддерживали в саду. Туда Бог приходил к ним на общение.

Ин.1:1 Бог есть Слово. И приходящий бог оценивал обстановку и постоянно давал о Себе знать.
Откр.3:20 "Се стою у двери и стучу".
Пр.4:20 "Сын мой, храни внутри сердца слова Мои"
Пр. 7:1-3 "Сын мой! храни слова мои"
Вт. 6:4-9 "Слушай, Израиль: да будут слова сии, в сердце твоем"
Ик.1:22 "Будьте же исполнители слова"
Ик.14:21 "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня"
И.Н.1:8 "Да не отходит сия книга закона от уст твоих;"