Интуиция — наука или мистика? Как развить интуицию. С точки зрения самого субъекта восприятия, это субъективная и объективная формы

Господь мой, гравитация!
Господь мой, эволюция!

спасибо за истины смутные крохи, Апостол святой Ричард Докинз.
отверзлись зеницы столь многих, и всё твои книги и видеодоки

Факт наличия полпреда Бога на нашей планете – выдумки чистой воды
Идите за мной, я ваш поводырь, туда, где научные праведны только труды
В царствие доказанных теорий,
Кайтесь, невежды, ибо вам горе,
От мультимагнатов до уличной голи, вам горе

Бог – это вся бесконечность пространства и времени
мы же крошечны, но осознав это, мы даже в чём-то умней его
Ну как «его»: Бог – это вымысел, рамками личности измеримый
Есть Вселенная: бесперебойная всенепременная и внутри мы

Бесконечность её
столь многомерна и путана
Что наших отчаянных пятеро чувств хуй когда поймут её.

Вероятно, мельчайший кварк
Включает в себя палитру галактик

И в одной из них ты тоже смотришь на небо ночное в однотонном платье.

Прип.
Господь мой, гравитация!
Господь мой, эволюция!
Я смиренно встаю на колени, признав себя взрыва большого рабом
Я хочу путешествовать, вдохновляться, зарабатывать норм

Я хочу запомнить короткий миг, в который я на этой планете
И мне не нужны Коран или Библия, интуиция или наука ответят.

Всё что есть, всё – один живой организм немыслимый и всеобъемлющий
Ты поймёшь это, миру открыв однажды разъём души

Если разобраться, люди всего лишь машины для выживания генов
Мы здесь недолго и смысл есть лишь в самом обыкновенном

Смысл имеет любовь лишь.
И это тебе, с благодарностью трепетной за то, что ты во мне пристально тонешь.

я и ты – островки звёздной пыли, скитавшейся и усложнявшейся лет миллиардами
храни нас космос, когда нас не станет. Земли шар храни.
распавшись на атомы, распавшись на атомы
скромной Вселенной мы будем развеяны и перепрятаны.

но когда-нибудь, вдохновленная непредставимыми лет миллиардами
Вселенная вновь придумает место и время для атомов наших,
так чтоб вновь были рядом мы

Прип.
Господь мой, гравитация!
Господь мой, эволюция!
Я смиренно встаю на колени, признав себя взрыва большого рабом
Я хочу путешествовать, вдохновляться, делиться горящим во взгляде огнём
Я хочу запомнить короткий миг, в который я на этой планете
И мне не нужны Коран или Библия, интуиция или наука ответят.

*Richard Dawkins speaking* My Lord, gravity!
My Lord, the evolution!

thank you for the truth vague crumbs holy Apostle Richard Dawkins.
It opened to the apple of so many, and all your books and videodoki

The fact of the presence of the authorized representative of God on Earth - pure fiction
Follow me, I"m your guide, where only scientific righteous works
In the kingdom of proven theories
Repent, ye simple ones, because you grief,
From street to multimagnatov Goli, you grief

God - is the entire infinity of space and time
we are tiny, but realizing it, we even somewhat wiser it
Well, how "his" God - this is fiction, the scope of the individual measurable
Is the universe: uninterrupted and without fail within us

Infinity her
so multidimensional and putana
With our five senses dick desperate when they realize it.

Probably the smallest quark
It includes palette galaxies

And one of them, you also look at the sky at night, striped dress.

Solder.
My Lord, gravity!
My Lord, the evolution!
I humbly kneel, pleaded large slave explosion
I want to travel, to be inspired, to make the rules

I want to remember a brief moment, in which I am on this planet
And I do not need the Koran or the Bible, or the science of intuition answer.

Everything that is, everything - one living organism incredible and comprehensive
You will understand it, the world connector opening of the soul once

If you look, people are just machines for the survival of the genes
We are here for long, and it makes sense only in the ordinary

The meaning of love is only.
And this is for you, trembling with gratitude for what you have in me intently drowning.

you and me - islands of star dust, wander and complicates billion years
save us space when we are gone. Earth globe Save.
disintegrating into atoms, atoms are split into
modest universe we dispelled and perepryatat.

but ever inspired unimaginable billions of years
The universe will come up again for the time and place of our atoms,
So that we were again close

Solder.
My Lord, gravity!
My Lord, the evolution!
I humbly kneel, pleaded large slave explosion
I want to travel, to be inspired, to share a burning fire in his eyes
I want to remember a brief moment, in which I am on this planet
And I do not need the Koran or the Bible, or the science of intuition answer.

* Richard Dawkins speaking *

Интуиция как вид иррационального в науке

В научно-познавательной деятельности особое место занимает интуиция ученого, которая, как можно предположить, опирается на личное и коллектив­ное бессознательное, а также на различные формы неявного знания.

У Юнга, в частности, встречается рассуждение об интуиции в его соотноше­нии с ощущением, чувством и мышлением. Интуиция - это иррациональная функция. Она есть «предчувствие», « … не является результатом намеренного действия, это скорее непроизвольное событие, зависящее от различных внутренних и внешних обстоя-

тельств, но не акт суждения» (Юнг К.Г. Подход к бессознательному. С. 57). Однако раз­витой теории интуиции он не оставил, и необходимо обратиться к другим исследовани­ям, хотя и сегодня их недостаточно.

Как иррациональное начало, интуиция выполняет своего рода «пуско­вую» функцию в творческом движении разума, который выдвигает новые идеи или мгновенно «схватывает» истину не в результате следования законам логи­ческого вывода из существующего знания, но «чисто интуитивно», лишь затем «поверяя результаты логикой». В отличие от рационального рассудка, следую­щего установленным правилам и нормам, разум может, по Гегелю, «разрешать определения рассудка в ничто» и, ломая старую, создавать новую логику. Соот­ветственно, на этом пути, преодолевая догматизм и формализм рассудка, разум проходит этапы движения от существующего рационального, через иррацио­нально-интуитивное к новому рациональному. Как специфический познава­тельный процесс, интуиция синтезирует чувственно-наглядное и абстрактно-понятийное, в результате, по Канту, «воображение доставляет понятию образ».

Интуиция имеет противоречивую природу: внезапность озарения, не­ожиданность догадки предполагают предварительную сознательную работу и волевые усилия по накоплению информации, из которой «озарение», однако, не следует логическим путем, но без которой оно произойти не может. Внезапное «усмотрение истины» предполагает предварительный «инкубационный», по выражению А.Пуанкаре, период подсознательной деятельности, во время кото­рой происходит вызревание новой идеи. В этот период, свободный от строгой дисциплины мышления, рождается множество различных комбинаций идей, об­разов и понятий, отбор которых происходит неявно, на основе целевой установ­ки мышления исследователя и в результате какого-либо внешнего толчка, дале­кого от обстоятельств исследования. Путь, который приводит к догадке-озарению, остается неосознанным, скрытым от исследователя, в сферу сознания неожиданно приходит готовый результат, и проследить, как он был получен, невозможно. При попытке сделать это полученный «сплав» понятия и образа «разлагается» на отдельные представления и понятия, перестает быть цельным. Поиск методов изучения и описания «механизма» интуиции продолжается.

В науке под интуитивными часто понимают такие понятия, положения, которые не имеют четкого определения и доказательства, многозначны, допус­кают различные толкования, часто опираются не на логические основания, но

на выводы здравого смысла. Вера в «самоочевидность» исходных положений, часто выражаемая в словах «очевидно», «легко видеть, что», «отсюда следует», может прикрывать неосознаваемую ошибку, вводить в заблуждение. Самооче­видность как психологическая достоверность не может служить критерием ис­тины, так как часто опирается на привычные представления, за которыми мно­гие значимые отношения и свойства оказываются невидимыми. Любое исследо­вание и в естественных и в гуманитарных науках предполагает выявление таких скрытых ошибок и достижения «различного класса точности». Вместе с тем не­возможно выявить все интуитивные моменты и исключить их, полностью опре­делив и формализовав все знание. Интуиция заменяет еще не сформировавшее­ся знание, служит своего рода ориентиром, «предчувствующим» возможные пути исследования, хотя и не имеющим «доказательной силы». Так, чувствен­ная интуиция или способность наглядного пространственного воображения в геометрии в конечном счете, после открытия неевклидовых геометрий, оказа­лась ошибочной, хотя эвристически и дидактически плодотворной.

Известный западный философ М.Бунге, размышляя об интуиции, в частности, формулирует интуитивистский тезис математики следующим образом: «Так как мате­матика не выводится ни из логики, ни из опыта, она должна порождаться особой ин­туицией, преподносящей нам исходные понятия и выводы математики в непосредст­венно ясной и незыблемой форме. ≤ …≥ Поэтому в качестве исходных следует выби­рать понятия самые непосредственные, такие, как понятия натурального числа и суще­ствования» (Бунге М. Интуиция и наука. М.. 1967. С. 56). Однако, как отмечает фило­соф, эти два понятия вовсе не являются интуитивно ясными, бесконечная последова­тельность натуральных чисел с трудом усваивается большинством людей, а понятие существования создает множество трудностей в логике, математике и эпистемологии прежде всего свой неопределенностью. Излагая свое видение недостатков и даже оши­бок интуиционизма в математике, он вместе с тем отмечает его плодотворность, в част­ности, как стимулирование поиска «новых, прямых доказательств хорошо известных теорем математики, а также реконструкцию ранее установившихся понятий (например, понятия действительного числа)» (Там же. С. 86). Существенным также является его требование различать философский и математический аспекты интуиционизма. В це­лом же, обращаясь к интуиции, он убежден, что «одна логика никого не способна при­вести к новым идеям, как одна грамматика сама никого не способна вдохновить на соз­дание поэмы, а теория гармонии - на создание симфонии» (Там же. С. 109). Таким образом, иррациональные элементы познавательной деятельности, так богато и разнообразно представленные различными видами бессознательно­го, неявного, интуитивного, существенно дополняют и обогащают рациональ-

ную природу научного познания. Создавая трудности для построения точного знания, они одновременно включают в познание активное творческое начало и личностные возможности самого исследователя.

В целом современное понимание рациональности признает следующие главные принципы: критический анализ как познавательных, так и ценностных предпосылок, возможности выхода за их пределы (открытая рациональность); диалогизм, признание правомерности других позиций; единство рациональных и внерациональных форм в науке и культуре; доверие познающему субъекту, поступающему свободно и ответственно, критически переосмысливающему ре­зультаты своего познания и отношения к миру.



ЛИТЕРАТУРА

Основная

АвтономоваН.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988. Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967.

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001. Микешина Л.А. Неявное знание как феномен сознания и познания// Теория по­знания. Т. 2. Социально-культурная природа познания. М., 1991. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.

Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. М., 2002. Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. Раздел IV. М., 1996. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1991.

Швырев В.С. Судьбы рациональности в современной философии // Субъект, по­знание, деятельность. М., 2002. ЮнгК.Г. Архетип и символ. М., 1991.

Дополнительная

Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1963.

Гейтинг А. Интуиционизм. М., 1969.

Героименко В. А. Личностное знание и научное творчество. Минск. 1989. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. М., 1990;

Исторические типы рациональности. Т. I-II. М., 1995-1996. Смирнова Н.М. Теоретико-познавательная концепция М.Полани// Вопросы фи­лософии. 1986. № 2.

Фейенберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и в науке. М., 1992.

Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. М., 1992.

Харитонович Д.Э. К проблеме восприятия гуманистической культуры в италь­янском обществе XVI в. // Культура Возрождения и общество. М., 1986.

Вопросы для самопроверки

В чем различие рассудочной и разумной рациональности?

Какие вам известны основные типы рациональности?

Как соотносится рациональное и иррациональное в обществе?

Соотношение рационального и иррационального в науке.

Неявное знание как вид иррационального в науке. Обладает ли неявным знанием каждый из нас?

Две концепции бессознательного - З.Фрйда, К.Г.Юнга. В чем их сходство и различие?

Архетипы, их природа и роль в процессе познания. Критическая оценка этой гипотезы.

Интуиция, ее место в научном мышлении.

Проблема сочетания рационального и иррационального в социально-гуманитарных науках.

В чем марксизм видит решение проблемы иррационального в обществе?

Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое интуиция? «Мой внутренний голос говорит…», а что есть – этот внутренний голос? Почему у одних он говорит без умолку, а другие заявляют, что интуиции у них просто нет? Что лежит в основе нашего внутреннего голоса? Можно ли развить интуицию? Об этом поговорим сегодня в нашей статье.

Природа интуиции

Дословно «интуиция» в переводе с латинского означает «пристально смотреть». Интуиция – это некое суждение, которое возникает у нас в голове, если нам не достает информации и логических объяснений для принятия определенных решений. Шестое чувство – это есть наша способность воспринимать информацию от бессознательного. Влияет на «качество» интуиции опыт, воображение.

Интуиция – это процесс, который возникает при определенных условиях, например: концентрация на проблеме и «отключение» разума от нее, а также уход от стереотипов и предубеждений, переключение на другие дела, забота о своем физическом состоянии.

Вопросы внутреннего голоса изучали даже философы. Платон считал, что интуиция – это интеллектуальное знание, которое приходит как некое озарение. А в XIX веке даже появилось специальное философское течение – интуитивизм. Основоположником его выступил Анри Бергсон. Он противопоставил интуицию и интеллект. Другую концепцию интуитивизма предложил русский философ Николай Лосский. Он, в отличие от Анри Бергсона, наоборот пытался объединить интуицию и интеллект как основные средства познания мира.

Интуиция в психологии – это выход за пределы привычной логики, стереотипов в поиске новых решений. Впервые отнес интуицию к бессознательному К.Г. Юнг. Несмотря на то что интуиция лежит в нашем бессознательном, это аналитический процесс, который нам не подвластен. Если рассматривать интуицию с архетипической точки зрения, то это целый набор из коллективного бессознательного и архетипических программ. Человек сравнивает события из внешнего мира с этим набором, и когда внешнее и внутреннее диссонируют, наступает роль интуиции.

Чаще всего интуитивно можно понять негативную или хорошую ситуацию: например, неосознанно появляется чувство страха, тревоги или наоборот происходит выброс гормона дофамина, и человек чувствует, что «все будет хорошо».

Интуицию часто можно спутать со своими желаниями или рассудком. Например, беременная женщина может выдавать за свою интуицию желание иметь именно мальчика.

Психолог, лауреат Нобелевской премии по экономике Даниэль Канеман в своей книге «Думай медленно… Решай быстро» пишет:

Психология точной интуиции не содержит никакой магии. Пожалуй, лучше всех ее кратко описал Герберт Саймон, который, исследуя процесс мышления гроссмейстеров, показал, что после тысяч часов занятий шахматисты иначе видят фигуры на доске.

С точки зрения нейробиологии интуиция тесно связана с эмоциональной памятью. Именно эмоциональная память находит в нашем опыте ответы на всевозможные вопросы.

Оказывается, наши интуитивные способности заложены в правом полушарии мозга. Именно сюда все органы чувств отправляют информацию. Правое полушарие способно оценивать картинку целиком и мгновенно. Оно сопоставляет внешнюю картинку с нашим архетипическим образом в бессознательном и отправляет определенный сигнал в виде эмоции, реакции организма или внезапно пришедшей мысли. Этот сигнал и воспринимается нами как внутренний голос.

Ethan Sykes / Unsplash.com

Такая разная интуиция

Интуиция интуиции рознь. Она бывает разной. Самые главные аспекты проявления интуиции – это личностные особенности и характер мышления. По этим аспектам Николай Лосский выделил эмоциональную, физическую и мысленную интуиции. Если человек видит решение проблемы в виде образов, символов, значит, он обладает эмоциональной интуицией. Если вы склонны доверять своему телу, его сигналам, то у вас физическая интуиция. Мысленная интуиция проявляется, когда решения проблем к вам приходят в виде мыслей.

Интуиция позволяет делать определенные прогнозы. Даниэль Канеман видит разницу между краткосрочной и долгосрочной интуицией. По его словам, предчувствие приближения беды – это не то же самое, что прогноз политолога по ситуации на Ближнем Востоке: «Интуитивная компетентность может развиться, только если ситуации регулярно повторяются и есть возможность на протяжении долгого времени их изучать; требуется не менее 10 000 часов практики, чтобы стать специалистом».

Психолог Уильям Дагган считает, что есть стратегическая интуиция, а есть интуиция опыта. Вторая проявляется достаточно быстро в знакомых ситуациях. Например, профессиональные теннисисты могут предугадать, куда отскочит мячик от ракетки соперника. Стратегическая интуиция наоборот срабатывает медленно и в новых ситуациях. Она выражается в, так сказать, озарении.

Современные психологи выделяют также интеллектуальную и социальную интуицию. Первая проявляется при решении задач, требующих умственных усилий. Пожалуй, каждый в школе хоть раз проверял свою интуицию на контрольных работах. Готова поспорить, у отличников внутренний голос срабатывал гораздо лучше. Все дело опять же в накопленном опыте. Чем больше задач по физике и математике вы решаете, тем больше шансов, что в новом вопросе вы интуитивно будете знать ответ. Социальная интуиция связана с эмоциональным интеллектом – способностью воспринимать, понимать эмоции и управлять ими. Социальная интуиция может сыграть важную роль как в профессиональном плане (угадать настроение начальника), так и в вопросе самозащиты (внутренний голос может дать сигнал о том, что, например, этого человека стоит избегать, он злой).

DTurPhoto / Bigstockphoto.com

Загадки интуиции

Есть ли женская интуиция?

Говорить о превосходстве женской интуиции над мужской как минимум необоснованно. Просто мужчины чаще склонны прибегать к логике. Но это не говорит о том, что интуиция у женщин развита лучше. Чтобы проверить, существует ли могущественная женская интуиция, английский психолог Ричард Вайзман провел эксперимент с использованием 15 тысяч человек. Респондентам предлагалось проанализировать фотографии людей с искренними либо фальшивыми эмоциями. Сначала участникам предлагалось самостоятельно оценить свое шестое чувство. Женщины чаще были склонны относить себя к интуитам: 77% женщин и 58% мужчин сочли, что обладают хорошей интуицией. Однако эксперимент показал, что интуиция не зависит от пола. Искреннюю улыбку смогли определить 71% женщин и 72% мужчин.

Интуиция у детей

Считается, что человек с рождения обладает очень хорошей интуицией, однако с возрастом в процессе социализации и развития логического мышления этот важный навык утрачивается. То, что даже младенцы обладают интуицией, – это факт.

«Есть вещи, которые, как мы думаем, известны нам, но мы не знаем, каким образом мы узнаем их», – пишет американский психолог Дэвид Майерс в книге «Интуиция». Действительно, как можно объяснить, что, не зная основных правил русского языка, вы с детства могли правильно употреблять слова, согласовывать их, строить предложения. С самого рождения мы можем отличить рисунок человеческого лица от других изображений. Кроме того, ребенок интуитивно воспринимает и законы физики. Оптические иллюзии и фокусы вызывают удивление и недоверие у малышей. Оказывается, младенцы на интуитивном уровне даже могут считать. Психолог Карен Уинн проводила эксперимент: она показывала детям, которым было всего пять месяцев, несколько предметов, а затем убирала их за ширму. За ней она прятала или добавляла вещи. Когда ширма открывалась и дети видели меньшее количество предметов, чем им было показано ранее, малыши впадали в замешательство и смотрели на предметы дольше обычного.

Можно ли развить интуицию

Интуиция есть у всех. Однако у кого-то внутренний голос работает чаще, у кого-то реже. Главное достоинство шестого чувства – оно позволяет нам соединять наше прошлое и настоящее, с тем чтобы облегчить нашу жизнь в будущем.

Зачем развивать интуитивные способности? Интуиция помогает нам в принятии решений, в которых логика бессильна. Также внутренний голос помогает избавиться от шаблонных и стереотипных мыслей. «Интуитивное схватывание» иногда может лежать в основе научных открытий, в творческом вдохновении.

Развить интуицию можно. Для начала нужно хорошенько порыться у себя в памяти в поиске необходимых воспоминаний, связанных с определенными задачами и их решением. Но просто зафиксировать факт этих воспоминаний недостаточно: нужно определить собственные эмоциональные и физические ощущения, сопутствующие этой информации. Затем нужно практиковаться в «отключении» мозга и искать состояние озарения. Чем больше это состояние будет совпадать с тем, которое вы определили у себя в качестве первоначального интуитивного опыта, тем больше вероятность того, что вы на верном интуитивном пути. В качестве упражнений можно пытаться угадывать цвета, масти карт, имена звонивших. Со временем количество неверных ответов будет уменьшаться.

Интуиция не проявляется, если сидеть и ждать, что скажет внутренний голос. Как отмечают исследователи, озарению часто предшествует «период инкубации», когда человек отвлечен от задачи и занимается другими делами. Часто именно в этот момент и проявляется интуиция. Поэтому смена деятельности умственной активности на физическую очень полезна.

Бессознательное на то и существует, чтобы проявлять себя внезапно. Разговоры, обрывки фраз, вывески, случайные встречи – через любые знаки интуиция может подсказывать вам ответ на волнующий вопрос.

Чтобы развить физическую интуицию, также существует ряд специальных практик, например, необходимо расположиться в максимально комфортном месте и задавать себе очевидные вопросы, с тем чтобы проследить реакцию своего тела на ответы. Сначала это должны быть вопросы с положительным ответом, через некоторое количество раз – с отрицательным. При этом нужно фиксировать любые реакции организма на ответ. Затем вы сможете выявить определенную закономерность между ответами на вопросы и «ответами» тела: тепло в груди, покалывание, дергание века и другие.

Развитие интуиции должно рука об руку идти с повышением уровня эрудиции, расширением кругозора, а также четкой способностью к формулированию вопросов.

Интуиция, как мы узнали, это вполне себе научный термин, который никак не связан с мистикой и паранормальными явлениями. Интуицию нужно воспринимать как хорошего помощника в принятии решений. Однако слушать внутренний голос не всегда полезно. Например, если вы хотите стать игроком на бирже ценных бумаг, не имея должного опыта, интуицию нужно сначала приучить к новым заданиям. Почитайте экономическую литературу, изучите финансовую отчетность компаний, а уже потом возлагайте надежды на свое шестое чувство.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Интуиция и Наука

Конечным продуктом научных исследований являются научные открытия. Научные открытия разнообразны по своему содержанию и характеру. В широком смысле слова открытием является всякий новый научный результат.

Научное достижение обычно связано с образованием принципиально новых представлений и идей не являющихся простым логическим следствием из известных научных положений. Каким же образом ученый приходит к принципиально новым представлениям и идеям, если они не выводимы из имеющегося налицо научного знания, "а иногда даже настолько не "вписываются" в него, что должны казаться, по крылатому выражению Н. Бора, "сумасшедшими"?

Когда ученые пытаются рассказать о процессе своего творчества, они редко обходятся без ссылок на "догадку", "озарение", "прозрение", "переживание". Интуиция - вот что, по всей вероятности, играет самую существенную, решающую роль в создании новых научных представлений и выдвижении новых идей. "Вот что пишет А. Эйнштейн об этом: "Подлинной ценностью является в сущности только интуиция". Что только не называют интуицией! Это и высший, даже - сверхъестественный дар, единственно способный пролить свет истины на сокровенные тайны бытия, недоступные ни чувствам, блуждающим по поверхности вещей, ни рассудку, скованному дисциплинарным уставом логики. Это и удивительная сила, легко и просто переносящая нас через пропасть, развернувшуюся между условием задачи и ее решением. Это и счастливая способность мгновенно найти идею, которая лишь задним числом, в поту и муках будет обоснована рассуждением и опытом. Но вместе с тем это и ненадежный, несистематизированный путь, могущий завести в тупик, бесплодная надежда лентяев не желающих доводить свой мозг до изнеможения наряженными умственными усилиями; наивное дитя познания, чей бессвязный лепет лишен ясного смысла и только после бесчисленных поправок может рассматриваться в качестве информационного сообщения"

Чтобы лучше понять, что же такое интуиция и ее место в научном познании необходимо немного сказать о предыстории этого понятия. "Развитие естествознания и математики в ХVII в. выдвинуло перед наукой целый ряд гносеологических проблем: о переходе от единичных факторов к общим и необходимым положениям науки, о достоверности данных естественных наук и математики, о природе математических понятий и аксиом, о попытке подвести логическое и гносеологическое объяснение математическому познанию и т.д. Бурное развитие математики и естествознания требовало новых методов в теории познания, которые позволили бы определить источник необходимости и всеобщности выведенных наукой законов. Интерес к методам научного исследования повышался не только в естествознании но и в философской науке, в которой появляются рационалистические теории интеллектуальной интуиции.

Основным пунктом рационалистической концепции было разграничение знания на опосредствованное и непосредственное, т. е. интуитивное, являющееся необходимым моментом в процессе научного исследования. Родоначальник рационализма Декарт говорил о существовании истин особого рода, познаваемых "прямым интеллектуальным усмотрением" без помощи доказательства.

"Для Канта интуиция есть источник знания. И "чистая" интуиция ("чистая интуиция пространства и времени") является неисчерпаемым источником знания: из нее берет начало абсолютная уверенность. Данная концепция имеет свою историю. Кант взял ее у Плотина, Фомы Аквинского, Декарта и др."

М.В. Ломоносов выступал против рационализма. Познание, с точки зрения Ломоносова, осуществляется следующим образом: "Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения есть лучший способ к изысканию правды. Ломоносов вплотную подошел к проблеме соотношения непосредственного и опосредствованного знания как результатов чувственного и теоретического познания и оказал огромное влияние на разработку проблемы интуиции в русской философии.

Первоначально интуиция означает, конечно, восприятие: "Это есть то, что мы видим или воспринимаем, если смотрим на некоторый объект или его пристально рассматриваем. Однако начиная, по крайней мере, уже с Плотина, разрабатывается противоположность между интуицией, с одной стороны, и дискурсивным мышлением - с другой. В соответствии с этим интуиция есть божественный способ познания чего-нибудь лишь одним взглядом, в один миг, вне времени, а дискурсивное мышление есть человеческий способ познания, состоящий в том, что мы в ходе некоторого рассуждения, которое требует времени, шаг за шагом развертываем нашу аргументацию".

Как вытекает из выше сказанного, на протяжении всей истории развития представлений об интуиции идет противопоставление восприятий, т. е. чувственных образов понятиям, т. е. логически обоснованным утверждениям.

Так может быть место интуиции или ее "специфическое содержание следует искать в области двух познавательных процессов: при переходе от чувственных образов к понятиям и при переходе от понятий к чувственным образам. Эти два процесса являются качественно-особыми способами формирования чувственных образов и понятий.

Отличие их от всех прочих заключается в том, что они связаны с переходом из сферы чувственно-наглядного в сферу абстрактно-понятийного и наоборот. В ходе их развертывания могут быть найдены понятия, не выводимые логически из других понятий, и образы, не порождаемые другими образами по законам чувственной ассоциации.

Процессам перехода от чувственных образов к понятиям и, наоборот, действительно присущи те качества, которые чаще всего считаются обязательными признаками интуиции непосредственность получаемого о знания и не вполне осознаваемый характер механизма его возникновения.

Несколько по-иному описывает мыслительную деятельность и показывает положение в ней интуиции Ганс Селье в своей книге "От мечты к открытию" : "Логика составляет основу экспериментальных исследований точно также, как грамматика составляет основу языка. Однако мы должны научиться пользоваться математикой и статистикой интуитивно, т. е. неосознанно, так как у нас нет времени для того, чтобы на каждом шагу осознано применять законы логики. Логика и математика способны даже блокировать свободный поток того полуинтуитивного мышления, который является основой основ научных исследований в области медицины.

Та полуинтуитивная логика, которой пользуется каждый ученый-экспериментатор в своей повседневной работе, - это специфическая смесь жесткой формальной логики и психологии. Она формальна в том смысле, что что абстрагирует формы мышления от их содержания, с тем чтобы установить абстрактные критерии непротиворечивости. А так как эти абстракции могут быть представлены символами, то логика может быть также названа символической (математика). Но в то же время эта логика честно и откровенно признает, что ее понятийные элементы, ее абстракции в отличии от математики или теоретической физики являются в силу необходимости вариабельными и относительными. Следовательно, строгие законы мышления к ней применить нельзя. Таким образом в размышлениях о природе мышления нам следует также отвести существенную роль интуиции. Вот почему в нашей системе мышления психология должна быть интегрирована с логикой.

Исходя из рассмотренных выше механизмов мышления, можно сказать так, что интуиция - это качественный скачок, который происходит в результате того, что некоторый, предшествующий ему, количественный объем логического мышления переходит на качественно-новый уровень интуитивного озарения. Просто не из ничего новые идеи не приходят, рождению новой идеи предшествует долгая работа ума. Здесь также необходимо сказать о том, что "фундаментальное открытие не может совершится без процесса взаимодействия чувственного и логического познания, осуществляемое действием интуиции. Но это не дает никакого основания, считать основным и тем более единственным способом получения нового научного знания. Интуиция - это специфическая форма познания, определенным образом влияющая на использование ученым конкретных научных методов исследования. Фундаментальные теоретические открытия есть результат взаимодействия интуиции с методами и принципами конкретной науки (в физике, например, с анологией и гипотезой) и экспериментальной проверки полученных данных".

Так как реальное ускорение научно - технического прогресса связано с качественным приращением в первую очередь фундаментальных, т. е. принципиально новых (и поэтому заранее не программируемых и не выводимых только формальным путем), результатов. А здесь неизбежно возникает вопрос о роли интуиции в научном познании. "Если есть интуиция, то и есть закономерности на которые она опирается".

Вообще говоря об интуитивных способностях, интересна мысль о развитой женской интуиции. В одном из научных журналов пишется: "В 1985 году обнаружили, что corpus callosum - перешеек, соединяющий два полушария мозга у человеческого зародыша-девочки шире, чем у мальчика. Слова помещаются в одном полушарии мозга, а чувства в другом. Значит, женщины способны связывать их гораздо быстрее, чем мужчины" . Автор данной статьи считает, что занятия искусством и в особенности поэзией увеличивают этот "перешеек".

Много тайн дает нам познание и одна из них это интуиция.