Мировоззрение: определение, уровни и формы. Контрольная работа мровоззрение и античность

Мировоззрение Структура Объект мировоззрения - мир в целом. Предмет мировоззрения Уровни мироощущение мировосприятие миропонимание Исторические типы Мифология Религия – Философия-

Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, науки.

Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Специфические черты философии : 1. рациональность; 2. свободомыслие; 3. критичность; 4. открытость к диалогу; 5. разные направления, течения; 6. особый специфический язык (понятия и термины). Мифология -это фантастическое, иллюзорное отражение мира в мифах, сказаниях, легендах. Специфические черты мифологии : 1.очеловечивание, одушевление внешнего мира, т.к. древний человек не умел выделить себя из этого мира, он наделил этот мир собственными чертами и признаками; 2. основами мифологического мировоззрения являются мироощущение и мировосприятие - им присущи явно выраженный эмоциональный характер; 3. эмоционально-чувственная форма отражения (что вижу, то и отражаю); 4. Синкретизм – (нерасчлененность) все смешано: и чистые взгляды и научные знания, и обыденные знания. Религия – это фантастическое, иллюзорное отражение мира, основанное на вере в сверхестественные силы богов. Черты религиозного мировоззрения: 1. разделение мира на 2 реальности- мир сверхестественных божеств и мир земной, естественный; 2. уверенность человека в существовании сверестественного мира и связи с ним; 3. религиоз. мировоззрение формируется в тесном единстве с другими формами постижения мира (политика, право, искусство, мораль); 4. религиозный мир создается определенной группой людей(священнослужителями); 5. религиоз. мир является одним из элементов структуры религии. Взаимоотношения между Философией и частными науками носили противоречивый характер. Частные науки занимались исследованиями, а общетеоретическими вопросами этих наук занималась Философия. Современная наука представляет собой чрезвычайно разветвлённую систему знания. Все известные явления мира оказались в “частном” владении той или иной спец. науки. Философия чётко самоопределилась в системе научного знания. Ни одна частная наука не изучает закономерности, общие для явлений природы, развития общества и человеческого познания, эти закономерности и являются предметом Философии. Философия сводит воедино результаты исследований во всех областях знаний. Философия как теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологической и религиозной форм мировоззрения, которые основываются на вере и отражают действительность в фантастической форме. Философия в отличии от других форм знания имеет свой особый объект изучения мир в целом .

Предмет и основные разделы философии. Функции философии.

Предмет Философии исторически изменялся в тесной связи с развитием общества, всех сторон его духовной жизни, в том числе с развитием науки и самого философского знания. Философия зародилась на заре человечества цивилизации в Индии, Китае, Египте, но своей классической формы достигла в Др. Греции. Первые, философы античного мира стремились открыть единый источник природных явлений. Натурфилософия явилась первой исторической формой философского мышления. По мере накопления частных научных знаний, начался процесс выделения математики, астрономии, медицины и др. наук. Возникали различные философские теории и течения. Основные разделы философии : онтология - учение о бытии, гносеология - учение о познании мира, логика - наука о формах правильного мышления, философская антропология – философия изучения человека, диалектика – учение о развитии и всеобщих связях, соц.философия – наука об обществе, аксиология – учение о ценностях. Функции философии: 1. мировоззренческая; 2. гносеологическая (познавательная); 3. методологическая; 4. гуманистическая; 5. праксеологическая (преобразовательная); 6. прогностическая.

Особенности и этапы развития античной философии.

Возникла в 6 в. до н.э. в цивилизованном обществе, в Милете. Этапы развития античной философии – на смену мифологии пришла философия; на смену язычества пришли мировые религии (буддизм); появилась наука, как совокупность теоритических знаний о мире; появляется современный тип личности. Особенности античной философии : 1. древнегреческая философия генетически и проблемно была связана с мифологией (мифы использовались лишь как средство выражения мыслей); 2. древнегреческая ф. в отличии от восточной больше была связана с наукой, а не с религией; 3. ф. появилась благодаря появлению любознательных людей, которые смотрели на окружающий мир и удивлялись ему; 4. др.греч. философы пытались объяснить сущность мира, процесс возникновения из хаоса гармоничного космоса; 5. постоянное стремление ф. к истине, получению объективного исторического знания о мире; 6. др.греч. ф. представлена разнообразными направлениями, течениями, школами. По мере накопления частных научных знаний, спец. приёмов исследования начался процесс выделения математики, астрономии, медицины и др. наук.

Натурфилософия античности.

На протяжении VI-V вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. Представители Милетской школы: Фалес - первым сформулировал вопрос: “что есть всё”, “что является первоосновой”. Всё произошло из некого влажного первовещества или воды. Земля - плоский диск, плавающий на поверхности воды. Вода и все произошедшие из неё вещи – не мертвые. Вселенная полна богов, всё одушевлено. Примеры - магнит и янтарь могут приводить в движение другие вещи – они имеют душу. Всё знание надо сводить к одной основе – чувственной видимости, Анаксимандр - первоисточник – это некое первовещесто апейрон из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля - цилиндр. Всё обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются. Чувственный мир является лишь проявлением реального мира, следовательно необходимо выйти за пределы непосредственного наблюдения. Анаксимен - первовещество – воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух – это дыхание, обнимающее весь мир. Земля – диск, поддерживаемый воздухом. Душа также состоит из воздуха. Воздух обладает свойством бесконечности. Задавшись вопросом, откуда всё возникает и во что превращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей. Полагали, что существует первовещество – живое в целом и в частях, наделенное душой и движением. Занимались и разносторонней практической деятельностью. Натурфилософия явилась первой исторической формой философского мышления. В V в. до н. э. Милет утратил самостоятельность (во власти Персов) и развитие философии здесь прекратилось. Эфесская школа: ГЕРАКЛИТ - первоначало всего мира – огонь. Космос един, всё сущее никем не сотворено и является живым огнем, загорается и потухает. Огонь превращается в воду – семя мироздания, вода превращается в землю и воздух; и назад. Душа является огненным дыханием – основанием жизни. Первый различал чувственное и рациональное познание. Истина постигается умом, который познаёт сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание начинается с чувств, но они должны обрабатываться разумом. Образование и понятие слиты воедино, т. к. едины чувства и рациональное познание. В мире существует единство как результат сочетания противоположностей. Борьба противоположностей закономерна, т. к. является источником создания мира. Противоположности соединяются, и устанавливается гармония. Гераклит развивает диалектические взгляды. “Всё течет, всё изменяется”, “нельзя войти в одну реку дважды”, всё рождается благодаря смерти чего-либо. Это стихийная диалектика, где космос рассматривается как единое целое и пребывает в постоянном движении и изменении. Школа атомистов: представители: Левкипп и Демокрит. По их мнению первоосновой мира является невидимые, неделимые. Но умопостижимые частицы – атомы. Атомистическая теория строения мира занимает господствующее положение в ф. и физике до конца 19 в.

Философские учения Канта.

Основоположни­ком классического немецкого идеализма, возродившим идеи диалектики, был И. Кант (1724 - 1804). Именно с Канта началась философия нового времени. Разработанная им концепция происхождения Солнечной системы из гигантской газовой, туманности до сих пор является одной из фундаментальных научных идей в астрономии. Своими естественнонаучными работами Кант сделал попытку приложить принципы современного естествознания не только к строе­нию Вселенной, но и к истории ее возникновения и развития. Он выдвинул идею распределения животных, по порядку их возможного происхождения, а также идею о естественном происхождении человеческих рас. Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установ­ление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу зна­ния. Кант различал воспринимаемые человеком явле­ния вещей и вещи как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нам доступны только явле­ния вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. Миру явлений соответствует не­зависимая от человеческого сознания сущность вещей - “вещи сами по себе”. Абсолютное познание их невозможно. Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. В прин­ципиальной ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный смысл: если бы человек был на­делен абсолютным знанием, то для него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга. Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятии. Пространство и время идеальны, а не реальны. В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось как необходимый момент познания. Стремясь примирить науку и религию, он говорил, что должен был ограничить область знания, чтобы дать место вере.

Философия марксизма.

Философию К. Маркса называют диалектическим и историческим материализмом. Диалектический материализм включал в себя и материалистическое понимание исторического развитие человеческого общества. К.Маркс показал, что только в своем единстве диалектика и материализм становятся философскими концепциями, охватывающими все сферы природы общества и человеческого сознания. Маркс считал, что философы различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, что бы изменить его. Это положение можно считать главным в марксизме. Изменить мир нужно с помощью теории, но не одной. Изменить могут не одиночки, а только народные массы, трудящиеся. Марксизм выходит в область соц.жизни, затрагивая судьбы миллионов людей и даже всего человечества. Маркс не был удовлетворен улучшениями соц.жизни. Он верил в силу ее революционного качественного преобразования. До Маркса философы строили планы социального усовершенствования мира. Первопричину и первооснову общественной жизни прежние реформаторы видели в перестройке, перевоспитании сознания человека. Философское мировоззрение Маркса характеризуется пониманием человеческой деятельности. Радикальная перестройка в истолковании ее природы осуществляется в ходе рассмотрения вопросов о субъекте и объекте общественного развития. Отношение человека как субъекта к природе как к объекту Маркс называет трудом и полагает его фундаментом всей культурообразующей деятельности. Природа для Маркса это не только условия жизни и дом, в котором живет человек, природа это и сам человек, его собственное тело. Маркс утверждает природность человека. Базисом для построения философии для М. становится анализ капиталистического производства. М. стремится предвидеть дальнейшую эволюцию. И видел он саморазрушение капитализма. Основные положения теории Маркса : 1. антагонизм между трудом и капиталом определяет весь исторический прогресс, деление на пять формаций исходя из соотношения между производительными силами и производственными отношениями. 2. механизм перехода от одной формации к другой - противоречие между производительными силами и производственными отношениями. 3. Теория прибавочной стоимости: есть время, необходимое для производства товара, оно оплачивается рабочему в виде заработной платы. А есть время, которое не оплачивается, тогда и создаётся прибыль. Таким образом, прибавочная стоимость – это время, когда создаётся прибыль. Чтобы увеличить прибыль необходимо либо увеличить рабочее время, либо использовать низкооплачиваемую рабочую силу. Избежать этого можно только благодаря техническому прогрессу. Концепция Маркса социологична. М. Рассматривает место человека в обществе и пытается познать, когда и при каких условиях человек реализует себя как целостность. Каждый человек является гражданином, он связан с государством и через эту связь реализует начало своей всеобщности. В целом же, человек большую часть своей жизни не участвует во всеобщности. Он замкнут в рамках своей профессиональной среды. Из этой ситуации Маркс видел два выхода: либо политехническое образование, либо гуманизация труда для преодоления отчуждения человека от его труда. В целом, теория Маркса подтверждает стремление философии к практичности.

Философия позитивизма.

Позитивизм - философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. I этап: 40-е гг. XIX в. – до первой М.В. Представители: Огюст Конт, Спенсер. II этап : эмпириокритицизм – Эр Мах и Рихард Авенариус. Неопозитивизм : 20-е – 60-е гг. – Карнап, Л. Витгенштейн, Карл Поппер – «Открытое общество и его враги». Основателем этого направления является Огюст Конт . Положительная, философия, согласно О. Конту, может стать единственной основой для социальной организации, благодаря которой прекратится кризис, так долго испытываемый цивилизованными нациями. Именно умственное безначалие является основанием политического и нравственного кризиса современных обществ. До тех пор, пока отдельные умы не примут единогласно известного числа идей, способных образовать общую социальную доктрину, народы, останутся в революционном состоянии, допускающем только временные учреждения. Назначение позитивизма - произвести «соединение умов в едином общении принципов» и через это доставить «твердую основу для социальной реорганизации и для нормального порядка вещей». По утверждению Конта, взгляд на общее умственное развитие человечества(позитивизм), свидетельствует о том, что существует основной исторический закон: каждое из наших главных понятий, каждая отрасль наших познаний проходит последовательно через три различных теоретических состояния: состояние теологическое, или состояние вымысла; состояние метафизическое, или абстрактное; состояние научное, или положительное. Для позитивизма не существует других наук, кроме естествознания, изучающего явления внешнего мира. Суть позитивизма : это реальность развития философской мысли. Позитивистские устремления пытаются усилить опору на достижения науки. Слабая сторона позитивизма : отрицает почти все предшествующее развитие философии и по существу настаивает на тождестве философии и науки, а это непродуктивно. Философия является самостоятельной областью знания, опирающейся на весь массив культуры, в том числе и на естествознание, и на общественные науки, и на искусство, и на житейский опыт человечества.

Сознание как система.

Сознание – это системное явление. Оно представляет собой сложное сочетание знаний, целей, мотивов, ценностей, убеждений, эмоций и чувств человека. В структуре сознания выделяется две области: область бессознательного и область собственно сознания. Бессознательное – самая большая по объему часть психики чел., включающая неосознаваемые без применения спец. методов мотивы, механизмы и программы деятельности и поведения чел. Бессознательное стало предметом исследования представителей психоанализа – З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма. Эта область отвечает за условные и безусловные рефлексы, характер, чувства. Темперамент индивида. В ней содержатся основания интуиции, которая в полном объеме реализуется уже на уровне рационального мышления, свойственного личности. С этим сектором сознания тесно связано и развитие устойчивых социальных реакций – архетипов и менталитета. Иногда эту область или какую-то часть ее называют подсознанием. Собственно сознание – это область, которая отвечает за мышление чел., его интеллект и память. Собственно сознание благодаря рационально-логической основе выступает в роли регулятора бессознательной области. В зависимости от носителя сознания различают индивидуальное и общественное сознание. Формами общественного сознания являются мифология, религия, искусство, наука, мораль, право. Они складываются исторически и по содержанию отражают специфические особенности конкретной социальной системы. Функции сознания: информационно-познавательная: благодаря сознанию чел. вырабатывает знания о связях и закономерностях объективного мира; регулятивная: сознание регулирует и контролирует эмоциональную сферу, социальные отношения, ценностные основания деятельности; коммуникативная: сообщества людей сознательно вырабатывают и закрепляют нормы, правила и формы общения.

Мировоззрение: сущность, уровни, структура, исторические типы, истор. хар-р.

Мировоззрение - система обобщенных чувств, интуитивных представлений на окружающий мир и место человека в нем, на отношения человека к миру. Структура мировоззрения - компоненты: познавательный, ценностно-нормативный, морально-ролевой и практический. Содержание мировоззрения: разнообразные знания о мире; принципы; идеи; убеждения (уверенность в правоте своих взглядов); идеалы (цели к кот. Стремится человек); ценности (идеи, кот. имеют значение для человека: блага, добро, коллективизм, честь, смысл жизни, достоинство, любовь и др.); программы поведения. Объект мировоззрения - мир в целом. Предмет мировоззрения - взаимоотношение мира природы и мира человека. Мировоззрение невозможно без совокупности знаний о природе, обществе, человеке. Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания, образования. Мерой мировоззренческой зрелости личности являются поступки, дела. Уровни мироощущение , как эмоционально-психологическое сторона мировоззрения(мир нельзя рассматривать как совокупность знаний о мире); мировосприятие , как совокупность познавательного образования, возникло в процессе непосредственного отражения мира с помощью органов чувств; миропонимание – интеллектуально-рациональная сторона мировоззрения (возникла благодаря абстрактному разуму- мы способны вникать в смысл уже существующего знания). Исторические типы мировоззрения: мифология, религия и философия. Мифология -это фантастическое, иллюзорное отражение мира в мифах, сказаниях, легендах. Религия – это фантастическое, иллюзорное отражение мира, основанное на вере в сверхестественные силы богов. Философия- любовь к мудрости, учение о всеобщих принципах бытия и познания мира.

В различных формах мировоззрения по-разному представлен чувственный, житейский и интеллектуальный опыт людей. Эмоциональную сторону мировоззрения в виде настроений, чувств, переживаний выражает мироощущение. Опыт создания наглядных образов в диапазоне от зрительных или звуковых картин до условных схем, чертежей и диаграмм относят к мировосприятию. Наконец выражение содержания мировоззрения в виде абстрактных понятий, символических формул, интеллектуальных моделей составляет миропонимание.

Чувственная сторона духовного мира человека - непременный элемент мировоззрения. Ярким примером возвышенных мировоззренческих эмоций могут служить знаменитые слова великого немецкого философа XIX века Иммануила Канта: «Две вещи наполняют мою душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее я размышляю о них: это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Это пример оптимистического мироощущения. Но оно может быть и пессимистическим, как в Библии у Экклезиаста: «Все суета сует и всяческая суета!» Или же как в притче о перстне царя Соломона.

У царя древней Иудеи Соломона был перстень с выгравированными на нем словами «Все проходит!» как символом бренности и тщеты человеческой жизни. Однако в судьбе Соломона все складывалось более чем успешно: власть, слава, богатство, преклонение народа, любовь прекрасной царицы Савской! И вот однажды, взглянув на свой перстень, Соломон усомнился в справедливости запечатленных на нем слов, раздраженно сорвал перстень с пальца и выбросил его в море. Спустя некоторое время ему на обед подали рыбу свежего улова. Разделывая ее на блюде, Соломон нашел в ней свой перстень и увидел, что на внутренней стороне кольца тоже есть какая-то надпись. Он приблизил перстень к глазам и прочел: «И это пройдет!» Все суета сует и томление духа, а жизнь есть лишь короткая или длинная дорога к смерти.

Образные представления об окружающем нас мире формирует искусство. Зрительные образы в виде рисунков и картин дает живопись. Причем эти образы могут быть прекрасными, как «Джоконда» Леонардо да Винчи или «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, а также уродливыми, как демоны в «Каприччос» Франсиско Гойи, или же фантасмагорическими видениями, как в сюрреалистических картинах Сальвадора Дали. Это может быть реалистический пейзаж, как «Утро в сосновом лесу» Шишкина или же абстрактный «Черный квадрат» Малевича. Слуховые образы создает музыка - от плясовой «Камаринского» до «Реквиема» Моцарта. Статические образы мы видим в скульптуре в застывших формах «Дискобола» Праксителя или «Мыслителя» Огюста Родена или же в движении танца, балета, пантомимы. Пространственные формы разрабатывает архитектура, создавая внешние формы зданий, наподобие готического Кельнского собора или минаретов Святой Софии в Стамбуле, внутреннего убранства зрительного зала Оперы Ля Скала или анфилад комнат в дворцах Лувра и Эрмитажа. Таковы формы мировосприятия.

Понимание реализуется в текстах. Причем это могут быть рассуждения писателя, как, допустим, мысли Льва Толстого о войне и мире; обсуждение политических и экономических вопросов, как, скажем, в трактатах Жана-Жака Руссо «Об источниках неравенства между людьми» или «Об общественном договоре»; изложение и обоснование научных теорий, как в статьях и монографиях ученых, наподобие книг «Происхождение видов путем естественного отбора» Чарлза Дарвина или «Кибернетика» Норберта Винера. Таковы же и труды философов от диалогов Платона и трактата Аристотеля «О душе» до современных

Новое значение приобретают в составе мировоззрения знания. Срастаясь со всей совокупностью взглядов, представлений, переживаний, они становятся в конечном счете больше, чем просто знаниями, превращаясь в познавательные убеждения, т.е. глубоко укорененные в нашем интеллекте, продуманные, обоснованные, лично выстраданные позиции в трактовке явлений и событий окружающей нас действительности. Силу убеждения приобретают также нравственные, правовые, политические, религиозные, эстетические ценности, нормы и идеалы. В сочетании с волей они становятся основой жизненного поведения и практического действия.

Существенная характеристика перехода знаний и представлений в убеждения - это все возрастающая степень доверия к их содержанию, к их глубокому смыслу. Диапазон человеческой уверенности и веры широк. Он простирается от жизненной, практической несомненности или очевидности, т.е. целиком рассудочной позиции, до религиозных верований, пусть необоснованных и непроверенных, но все же систематизированных и освященных высоким авторитетом Бога и церкви или же заветами предков, а также вплоть до легковерного принятия одиозных баек и нелепых вымыслов, что свойственно массовому сознанию примитивного уровня, когда люди, не желая тратить силы на формирование грамотного мировоззрения, оказываются в плену самых невежественных представлений и суеверий.

Ведущая роль убеждений в составе мировоззрения не исключает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже с недоверием. Сомнение вообще есть признак самостоятельной, осмысленной работы в области мировоззрения. Фанатичное, слепое принятие той или иной мировоззренческой доктрины, духовное срастание с ней без внутренней критичности называют догматизмом. Другая крайность - это неверие ни во что, сомнение в истинности знаний, правоте идеалов, достоинстве целей. Эту позицию называют скептицизмом и нигилизмом (от лат. nihil - ничто). В начале XX века среди поэтов- декандентов (декаданс - значит упадок) были некие «ничевоки», которые не писали ничего и это называли поэзией!

По степени глубины, продуманности, обоснованности, логической последовательности, интеллектуальной силы аргументов, яркой образности в мировоззрении различают также повседневно-практический и теоретический уровни.

Мировоззрение, выраженное в его обыденных, расхожих, массовых проявлениях, в повседневных формах, содержит в себе не только богатую «память веков», убедительный жизненный опыт, традиции, веру и сомнения, но и множество заблуждений и предрассудков.

Житейское толкование в его повседневных формах имеет стихийный характер, оно хаотично, не отличается сколько-нибудь глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. Вот почему

и на этом уровне не всегда выдерживается логика, эмоции могут в критических ситуациях затмить разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. Повседневное мышление сиюминутно и приземленно, оно пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, понимания важных ценностей и стремления к высоким идеалам.

Эти недостатки преодолеваются на теоретическом уровне мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои утверждения и выводы, согласовывая их с наукой и практикой, вписывая их в контекст исторической традиции и современности. На профессиональной основе этим занимается философия.

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества; совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических идеалов и убеждений людей.

Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.

Мировоззрение имеет определенную структуру:

Мироощущение - чувственное восприятие окружающего мира (например, оптимист и пессимист). Здесь фиксируются отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей;

Мировосприятие - опирается на мироощущение окружающего мира в идеальных образах (адекватное и неадекватное). Тут создается цельная картина, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Здесь преобладает больше чувственный опыт, чем рациональное мышление;

Миропонимание - это познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности происходящих процессов. Именно миропонимание и представляет собой философия. Это высший уровень мировоззрения, теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение.

Выделяют три основных типа мировоззрения:

Житейское (обыденное) мировоззрение - существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире. К нему относятся мироощущение, мировосприятие, миросозерцание;

Религиозное мировоззрение - связано с признанием сверхъестественного мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме;

Философское мировоззрение - миропонимание, оно выступает в понятийной, категориальной форме, опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности; в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира;

На основе рационального осмысления культуры философии вырабатывает новые мировоззренческие ориентации. Научное миропонимание, включает в себя теоретические взгляды на окружающий мир, основанные на данных наук.

По характеру формирования и способу функционирования можно выделить 2 уровня (пласта) мировоззрения: жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения.

Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. На формирование этого уровня мировоззрения существенное влияние оказывают национальные, религиозные традиции, уровни образования, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности и многое другое.

Жизненно-практическое мировоззрение включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познанный опыт каждого конкретного индивида. Жизненно-практическое мировоззрение находит свое обобщенное выражение в мифологии и религии. Вместе с тем, следует отметить, что этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. В нем нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки.

Эти недостатки преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения, который носит теоретический характер. К этому уровню решения мировоззренческих проблем, наряду с наукой, принадлежит и философия.

В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей.

Мировоззрение по содержанию может быть: научным и ненаучным, материалистическим и идеалистическим, консервативным и реформаторским, революционным и либеральным.

Мировоззрение может быть: мифологическим, религиозным, научным, философским и т.д. В познавательном отношении: догматическое и скептическое (скептики - сомневаются в правомерности существующей картины мира, их соотносят с разрушительной силой).

Мировоззрение может быть: коллективистское (альтруистическое) или эгоистическое (разумный эгоизм лучше неразумного коллективизма).

Мировоззрение может быть: оптимистическим и пессимистическим; системным (на одном учении, религии) и бессистемным; последовательным или непоследовательным; рациональным и интуитивным и т.д.

Мировоззрение - личностный фактор и имеет выход через практику(нам безразлично что он думает, но не безразлично, что он делает).

Связь мировоззрения и философии:

1) Общее - это поиск ответов на вопросы:

1. Что представляет собою природа, окружающий мир?

2. Каково место человека в этом мире?

3. Может ли человек познать мир и каким образом достигается познание?

4. Как человек должен вести себя по отношению к другим людям?

5. Что такое истина, добро, красота и т.д.?

2) Различия:

1. Мировоззрение появляется задолго до того как возникает философия.

2. Философия в отличие от мировоззрения не является достоянием широких народных масс.

3. Философия реализует мировоззренческую функцию на основе теоретического отношения к действительности.

Т.е. философия - это теоретическое ядро мировоззрения. Последнее шире, т.к. включает и другие исторические типы мировоззрения: мифологическое и религиозное. Основные компоненты философского мировоззрения: научно-теоретическое знание; духовная практика; ценностная ориентация.

Приходит в этот мир? Каково предназначение человека? В чем смысл жизни? Все это так называемые вечные вопросы. Они никогда не могут быть разрешены окончательно. Мир и человек постоянно меняются. Следовательно, меняются и представления людей о мире, человеке. Все представления и знания человека о самом себе называются его .

Мировоззрение — сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом.

Различают самосознание индивида и самосознание человеческой общности, например конкретного народа. Формами проявления самосознания народа являются мифы, сказки, анекдоты, песни и т. д. Самый элементарный уровень самосознания — первичное представление о себе . Нередко оно определяется оценкой человека другими людьми. Следующий уровень самосознания представлен глубоким пониманием самого себя, своего места в обществе. Наиболее сложная из форм человеческого самосознания называется мировоззрением.

Мировоззрение — представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.

В мировоззрении человек осознает себя не через свое отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщенное, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нем, что принято называть сущностью, что остается наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.

В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Оно используется и в качестве общих воззрений на жизнь. Мировоззрение представляет собой интегральное образование, в котором принципиально важна связь её компонентов. В состав мировоззрения входят обобщенные знания, определенные системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его поступки; ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, т. е. взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека.

Структура мировоззрения

Мировоззрение представляет собой синтез различных черт человека; это познание и переживание человеком мира. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Например, одни люди имеют оптимистическое мироощущение, другие — пессимистическое. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

Мировоззрение, как и вся жизнь людей в обществе, имеет исторический характер. Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности — родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных. История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения. К ним относятся мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.

Исторически первой ступенью в развитии мировоззрения было мифологическое мировоззрение. Мифология закрепляла принятую в обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф изжил себя и перестал быть господствующим типом мировоззрения.

Коренные вопросы всякою мировоззрения (происхождение мира, человека, тайна рождении и смерти и др.) продолжали решаться, но уже в других мировоззренческих формах, например в формах религиозного мировоззрения, основанного на вере в существование сверхъестественных существ и сверхъестественного мира, и философского мировоззрения, существующего как теоретически сформулированная система самых общих взглядов на мир, человека и их взаимоотношения.

Каждый исторический тип мировоззрения имеет материальные, социальные и теоретико-познавательные предпосылки. Он представляет собой относительно целостное мировоззренческое отражение мира, обусловленное уровнем развития общества. Особенности различных исторических типов мировоззрения сохраняются в массовом сознании современных людей.

Компоненты мировоззрения человека

Наше отношение к миру и к себе включает разнообразные знания. Например, житейские знания помогают ориентироваться в обыденной жизни — общаться, учиться, строить карьеру, создавать семью. Научные знания позволяют осмысливать факты на более высоком уровне и строить теории.

Наше взаимодействие с миром окрашено эмоциями , связано с чувствами, трансформировано страстями. Например, человек способен не просто смотреть на природу, бесстрастно фиксируя ее полезные и бесполезные качества, а любоваться ею.

Нормы и ценности являются важным компонентом мировоззрения. Ради дружбы и любви, ради семьи и близких человек может действовать вопреки здравому смыслу, рискуя жизнью, преодолевать страх, выполняя то, что считает своим долгом. Убеждения и принципы вплетены в саму ткань человеческой жизни и часто их влияние на поступки бывает намного сильнее, чем влияние знаний и эмоций вместе взятых.

Поступки человека также входят в структуру мировоззрения, образуя его практический уровень. Человек выражает свое отношение к миру не только в мыслях, но и во всех своих решительных действиях.

Традиционно считается, что знания и чувства, ценности и поступки представляют собой компоненты мировоззрения — познавательный, эмоциональный, ценностный и деятельностный. Конечно, такое деление весьма условно: компоненты никогда не существуют в чистом виде. Мысли всегда эмоционально окрашены, поступки воплощают ценности человека и т.д. В реальности мировоззрение — всегда целостность, а разделение его на компоненты применимо только в исследовательских целях.

Типы мировоззрения

С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения :

  • мифологическое;
  • религиозное;
  • философское.

Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как систем но-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, вто время как в религии это невозможно.

Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.

Роль мировоззрения в жизни человека

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами — алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.

С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет» (от фр. mentalite — склад ума). Менталитет — это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. По сути это духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»).

Что такое мировоззрение? Каковы его структура, содержание и уровни?

философия мировоззрение познавательный жизненный

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

При изучении мировоззрения выделяют также ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание».

Мироощущение -- чувственное восприятие мира посредством эмоций, чувств и т.д

Мировосприятие -- это миропонимание, оно базируется на предпочтениях человека, его идеалах, убеждениях, позиции и т.д.

Миропонимание -- система идей о происхождении и структуре мира; о факторах, создающих и поддерживающих наблюдаемые в нем связи, отношения; о причинах и характере мировых изменений и месте человека в мире.

Уровни мировоззрения:

  • 1. Житейско - практический(формируется стихийно, на него влияют религиозные, национальные факторы)
  • 2. Теоретическое мировоззрение (все основано на доказательстве, на этом уровне находится философия и науки)

Философия и наука: родство и различие познавательных функций

Философское мировоззрение выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями, как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять также эвристические функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

На основе принципов рационального миропонимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формулирует общие предположения об их природе и возможных способах познания. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики (перенос опыта), она создает философские "эскизы" тех или иных природных или общественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимого, логически, теоретически возможного. Познавательная сила таких "эскизов" тем больше, чем более зрелым является философское понимание. В результате "выбраковки" вариантов, малоправдоподобных или вовсе противоречащих опыту рационального познания, возможны отбор (селекция), обоснование наиболее разумных допущений.

Функция "интеллектуальной разведки" служит и заполнению познавательных пробелов, возникающих постоянно в связи с неполнотой, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием "белых пятен" в познавательной картине мира. Конечно, в конкретно-научном плане эти пробелы предстоит заполнить специалистам-ученым, но первоначальное их осмысление осуществляется в той или иной общей системе миропонимания. Философия заполняет их силой логического мышления. Схему опыта должна сначала набросать мысль, пояснял Кант.

Уж так устроен человек, что его не удовлетворяют плохо связанные между собой фрагменты знаний; у него сильна потребность в целостном, неразорванном понимании мира как связного и единого. Отдельное, конкретное уясняется гораздо лучше, когда осознано его место в целостной картине. Для частных наук, занятых каждая своей областью исследования с присущими ей методами, это невыполнимая задача. Философия же вносит весомый вклад в ее решение, способствуя правильной постановке проблем.

Интеграция, универсальный синтез знаний сопряжены также с разрешением характерных трудностей, противоречий, возникающих на границах различных областей, уровней, разделов науки при их "стыковке", согласовании. Речь идет о всевозможных парадоксах, апориях (логических затруднениях), антиномиях (противоречиях в логически доказуемых положениях), познавательных дилеммах, кризисных ситуациях в науке, в осмыслении и преодолении которых философской мысли принадлежит весьма существенная роль. В конечном счете такие затруднения связаны с проблемами соотнесения мысли (языка) и реальности, то есть принадлежат к извечно философской проблематике.

Кроме задач, родственных науке, философия выполняет и особые, лишь ей присущие функции: уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Достаточно широко, глубинно и масштабно сама наука себя не уясняет, не обосновывает.

Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его "устройства", общих закономерностях и т.д. Однако сами они таких представлений не вырабатывают. В конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания). Но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются в сфере философии.

Наконец, наука не обосновывает сама себя и в ценностном отношении. Зададимся вопросом, можно ли отнести науку к положительным, полезным или же отрицательным, вредным для людей явлениям? Однозначный ответ дать трудно, ибо наука - что нож, который в руках хирурга-целителя творит добро, а в руках убийцы - страшное зло. Наука не самодостаточна: сама нуждаясь в ценностном обосновании, она не может служить универсальным духовным ориентиром человеческой истории. Задача уяснения ценностных оснований науки и общественно-исторической жизни людей вообще решается в широком контексте истории, культуры в целом и носит философский характер. Помимо науки важнейшее прямое действие на философию оказывают политические, юридические, моральные и другие представления. В свою очередь философия призвана осмысливать весь сложный комплекс общественно-исторического бытия людей или культуры.