Исторически наиболее поздней формой мировоззрения является. Мировоззрение

Окружающая жизнь формирует у людей повседневное мировоззрение. Но если человек оценивает действительность, опираясь на логику и разум, следует говорить о теоретическом .

В среде людей определенной нации или класса складывается общественное мировоззрение, а отдельной личности свойственно индивидуальное. Взгляды на окружающую действительность в сознании людей отражаются с двух сторон: эмоциональной (мироощущение) и интеллектуальной (). Эти стороны по-своему проявляются в существующих типах мировоззрения, которые до настоящего времени определенным образом сохраняются и находят отражение в науке, культуре, обыденных взглядах людей, традициях и обычаях.

Самый ранний тип мировоззрения

Очень давно люди отождествляли себя с окружающим миром, а для объяснения происходящих вокруг явлений в эпоху первобытности складывались мифы. Период мифологического мировоззрения продолжался на протяжении десятков тысячелетий, развиваясь и проявляясь в разных формах. Мифология как тип мировоззрения существовала в период формирования человеческого общества.

С помощью мифов в первобытном обществе пытались объяснить вопросы мироздания, происхождения человека, его жизни и смерти. Мифология выступала как универсальная форма сознания, в которой объединялись начальные знания, культура, взгляды и верования. Люди одушевляли происходившие природные явления, считали собственную деятельность способом проявления сил природы. В первобытную эпоху люди думали, что природа существующих вещей имеет общее генетическое начало, а человеческая общность произошла от одного предка.

Мировоззренческое сознание первобытного общества отражается в многочисленных мифах: космогонических (толкующих происхождение мира), антропогонических (указывающих на происхождение человека), смысложизненных (рассматривающих рождение и смерть, предназначение человека и его судьбу), эсхатологических (направленных на пророчество, будущее). Многие мифы объясняют появление жизненно важных культурных благ, таких как огонь, земледелие, ремесла. Они также отвечают на вопросы, как в среде людей установились социальные правила, появились определенные обряды и обычаи.

Мировоззрение, основанное на вере

Религиозное мировоззрение возникло на вере человека в , играющего в жизни главную роль. Согласно этой форме мировоззрения, существует небесный, потусторонний, мир и земной. В его основе лежат вера и убеждения, как правило, не требующие теоретических доказательств и чувственного опыта.

Мифологическое мировоззрение положило начало появлению религии и культуры. Религиозное миропонимание дает лишь оценку окружающей действительности и регулирует действия человека в ней. Восприятие мира основано исключительно на вере. Идея Бога занимает здесь главное место: он созидающее первоначало всего, что существует. В этом типе мировоззрения духовное преобладает над телесным. С точки зрения исторического развития общества религия сыграла важную роль при становлении новых отношений между людьми, способствовала формированию централизованных государств при рабовладельческом и феодальном строе.

Философия как тип мировоззрения

В процессе перехода к классовому обществу складывался целостный взгляд человека на окружающую действительность. Стремление установить первопричину всех явлений и вещей составляет главную сущность философии. В переводе с греческого слово «философия» обозначает «любовь к мудрости», а основоположником понятия считается древнегреческий мудрец Пифагор. Математические, физические, астрономические знания постепенно накапливались, распространялась письменность. Вместе с этим появлялось желание размышлять, сомневаться и доказывать. В философском типе мировоззрения человек живет и действует в природном и социальном мире.

Существующими способами осмысления и решения вопросов философское мировоззрение принципиально отличается от предыдущих. Размышления над всеобщими законами и проблемами между человеком и миром основаны в философии не на чувствах и образах, а на разуме.

Конкретные исторические условия жизни общества, опыт и знания людей разных эпох составляли сферу философских проблем. «Вечные» проблемы не имеют права претендовать на абсолютную истину в любой период существования философии. Это свидетельствует о том, что на конкретном уровне развития общества главные философские проблемы «вызревают» и решаются в соответствии с условиями существования человеческого общества, уровня его развития. В каждой эпохе появляются «мудрецы», готовые поставить важные философские вопросы и найти


Лекция:

Что такое мировоззрение и как оно формируется

На предыдущем уроке мы остановились на понятии личность. Становление личности связанно с формированием мировоззрения. А мировоззрение происходит в результате познавательной деятельности. Человеку свойственно задаваться вопросами: "Кто Я? Каков Я? Как устроен мир? В чем смысл жизни?" – вопросы самопознания и познания окружающего мира. Поиск и нахождение ответов на них формирует человеческое мировоззрение. Тема урока относится к одной из сложных философских тем, поскольку затрагивает внутренний духовный мир человека. Человек является не только биологическим и социальным существом, но ещё и духовным существом. Что же представляет собой духовный мир? Из чего он состоит? Духовный мир – это мир мыслей и чувств, знаний и убеждений, идей и принципов, интеллекта и творчества. Он также индивидуален и неповторим как человеческая внешность. Внутренний мир постоянно развивается и проявляется в поведении человека. Итак, мировоззрение является одним из явлений духовного мира человека. Сформулируем основное определение темы:

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Мировоззрение формируется всю жизнь, является результатом воспитания и собственного жизненного опыта человека. С возрастом мировоззрение становится всё более осознанным. Взрослый человек знает почему и для чего действует, чувствует личную ответственность за происходящее в своей жизни и не обвиняет в случившемся окружающих. Он самодостаточен и не зависим от мнения окружающих его людей. Обладает адекватной самооценкой – оценкой собственных достоинств и недостатков (Я–образ). Которая бывает завышенной, реалистичной (адекватной) и заниженной. На уровень самооценки влияет воображаемый или реальный идеал, на который человек хочет быть похож. Велико воздействие оценок окружающих людей на то, как человек оценивает самого себя. Также на уровень самооценки влияет отношение человека к собственным успехам и неудачам.

На формирование мировоззрения влияют:

    Во-первых , окружение человека. Человек, наблюдая за действиями и оценками окружающих, что-то принимает, а что-то отвергает, с чем-то соглашается, а с чем-то нет.

    Во-вторых , социальные условия и государственное устройство. Старшее поколение, сравнивая советскую молодежь с современной, подчеркивает, что тогда трудились во благо народа и даже в ущерб собственным интересам. Это соответствовало требованиям советского времени. Современная же социокультурная ситуация в нашей стране требует формирования конкурентоспособной личности, направленной на достижение собственного успеха.

Виды и формы мировоззрения

В контексте заданий контрольно-измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ в основном проверяется знание трёх форм мировоззрения: обыденного, религиозного и научного. Но форм мировоззрения больше. Кроме названных существуют мифологическое, философское, художественное и другие. Исторически первой формой мировоззрения является мифологическое. Первобытные люди понимали и объясняли устройство мира интуитивно. Никто не стремился проверить или доказать истинность мифов о богах, титанах, фантастических существах. Первобытная мифология нужна для изучения философии, истории, искусства и литературы. Данная форма мировоззрения существует и в настоящее время. К примеру, доктрины о существовании жизни на Марсе, герои комиксов (Человек – паук, Бэтмен). Рассмотрим особенности основных форм:

1) Обыденное мировоззрение. Данная форма формируется в повседневной жизни, поэтому основана на личном житейском опыте человека и опирается на здравый смысл. Человек работает и отдыхает, воспитывает детей, голосует на выборах, наблюдает за конкретными жизненными событиями, извлекает уроки. Он формулирует правила поведения, знает, что хорошо, а что плохо. Так накапливаются обыденные знания и представления и формируется мировоззрение. На уровне обыденного мировоззрения существует народная медицина, обряды и обычаи, фольклор.

2) Религиозное мировоззрение. Истоком данного мировоззрения является религия – вера в сверхъестественное, в Бога. На самых ранних этапах развития человечества религия была переплетена с мифологией, но со временем отделилось от неё. Если основной чертой мифологического мировоззрения был политеизм, то для религиозного мировоззрения – монотеизм (вера в единого Бога). Религия разделяет мир на естественный и сверхъестественный, которые сотворены и управляются всемогущим Богом. Религиозный человек стремится действовать и поступать так, как того требует религия. Он совершает культовые действия (молитва, жертвоприношение) и нацелен на духовно-нравственное совершенство.

3) Научное мировоззрение. Данная форма характерна людям, производящим знания (учёным, исследователям). В их миропонимании главное место занимает научная картина мира, законы и закономерности природы, общества и сознания. Отрицается всё непризнанное наукой (НЛО, инопланетяне). Научный человек оторван от реальной жизни, он постоянно стремится что-то познать, исследовать, логически обосновать и доказать. А если ему это не удаётся, отчаивается. Но через некоторое время опять берётся за факты, вопросы, проблемы, исследования. Потому что находится в вечном поиске истины.

Не бывает какой-либо формы мировоззрения в чистом виде. В человеке сочетаются все перечисленные формы, но одно из них занимает ведущее положение.

Структура мировоззрения

Существуют три структурных составляющих мировоззрения: мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В различающихся по форме мировоззрениях они отражаются по - разному.

Мироощущение – это ощущения человека в событиях собственной жизни, его чувства, мысли, настроения и действия.

Становление мировоззрения начинается с мироощущения. В результате чувственного осознания мира в человеческом сознании формируются образы. По своему мироощущению люди делятся на оптимистов и пессимистов. Первые мыслят позитивно и считают, что мир к ним благосклонен. Они проявляют уважение к другим и радуются их успехам. Оптимисты ставят перед собой цели, а при возникновении жизненных трудностей с энтузиазмом решают их. Вторые, напротив, мыслят негативно и убеждены, что мир к ним суров. Они таят в себе обиды и винят в своих бедах других. При возникновении трудностей огорчено сокрушаются «за что мне всё это…», переживают и бездействуют. За мироощущением следует мировосприятие.

Мировосприятие – это видение мира дружественным или враждебным.

Каждый человек, воспринимая происходящие в жизни события, рисует свою внутреннюю картину мира, окрашенную позитивно или негативно. Человек размышляет кто он в этом мире, победитель или неудачник. Окружающих людей делит на хороших и плохих, друзей и врагов. Высшей ступенью мировоззренческого осознания мира является миропонимание.

Миропонимание – это образы окружающей жизни, сформировавшиеся в сознании человека.

Эти образы зависят от информации, которая закладывается в человеческой памяти с самого раннего детства. Самое первое миропонимание начинается с образа мамы, которая гладит, целует, ласкает и дома. С возрастом оно всё более расширяется до двора, улицы, города, страны, планеты, Вселенной.

Выделяются два уровня мировоззрения: обыденно - практический (или повседневный) и рациональный (или теоретический). Первый уровень складывается в повседневной жизни, связан с эмоционально - психологической стороной мировоззрения и соответствует чувственному постижению мира. А второй уровень возникает в результате рационального осмысления мира, связан с познавательно - интеллектуальной стороной мировоззрения и наличием у человека понятийного аппарата. Источником обыденно - практического уровня являются чувства и эмоции, а источником рационального уровня разум и рассудок.

Задание: Привлекая знания, полученные на данном уроке, приведите одно предложение о путях формирования мировоззрения и одно предложение о роли мировоззрения в жизни человека. Ответы пишите в комментариях к уроку. Будьте активны)))

Исторически первой формой мировоззрения была мифология. Мифология (от греч. mythos – предание, сказание и logos – слово, понятие, учение) – тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Миф – это первая попытка древних людей объяснить мир, поставить наиболее принципиальные, ключевые вопросы в отношении человек – мир и найти ответы на них. В духовной жизни первобытных людей мифология выступала как универсальная, цельная форма их сознания, как целостное мировоззрение, содержавшее зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, различных видов искусств и философии. Миф, как наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, выражал мироощущение, мировосприятие и миропонимание людей той эпохи, в которую создавался, выражал её дух.

Безусловно, для первых форм объяснения мира не хватало ни опытного материала для обобщения, ни строгой логичности, в силу чего они были достаточно наивными. В мифе мир скорей не анализируется, а переживается. В нём понимание мира сродни мироощущению, опирается на чувственно-наглядные представления . При попытках осмысления мира древний человек закономерно превышал свои возможности только ещё формирующегося интеллекта, при этом обладая к тому же весьма скудным опытом, он вынужден был спекулировать в своём мышлении, домысливать о непонятном и неизведанном, выстраивая порой фантастические образы.

Характерной особенностью мифологического типа мировоззрения был антропоморфизм – перенесение на мир собственных, человеческих качеств. Мир в его многообразных проявлениях воспринимался подобным человеческому существу, оказывался очеловеченным. Природные вещи и явления, по аналогии с человеком, рассматривались такими же живыми, разумными, способными к общению и чувствам. Как следствие, человек не чувствовал своего разлада с природой, скорей он чувствовал себя неразрывным целым с ней. В его представлении о мире субъективное и объективное, духовное и вещественное, естественное и сверхъестественное органически сливались воедино, всё оказывалось пронизано некой живой, разумной, но мистической тканью, в которую был вплетён и сам человек. Такая особенность мифологического восприятия мира как нераздельного целого получила название синкретизм . В ней можно было бы усмотреть смутную догадку о взаимосвязанности всего мира, о его тесном единстве и родстве истоков существования.

Своеобразие мифа также проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, художественных, порой поэтических образах. С помощью художественно-образного описания предпринимались попытки ответа на вопрос о возникновении и устройстве окружающего мира, о происхождении наиболее важных для человека сил и явлений природы, о мировой гармонии, о происхождении людей, тайне рождения и смерти человека, о различных испытаниях, которые встают на его жизненном пути. Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей – добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, происхождении обычаев, обрядов и т.д.

Несмотря на ограниченность мифологического мышления, тем не менее, развитие мировоззрения древних людей уже тогда начало свой процесс движения от мифа к логосу, от вымысла и различных спекуляций мышления к постижению действительных его взаимосвязей и закономерностей. Это было обусловлено тем, что люди в своей жизнедеятельности и практике не могли не замечать некую логику в происходящих вокруг них процессах, не улавливать простейшие взаимосвязи. Вместе с этим росли их обобщающие и аналитические способности. Однако постепенно представление о наиболее важных силах мира и наиболее общих, простейших закономерностях привело к их абстракции в нечто самостоятельное, обладающее видимостью той силы, что «правит» конкретными процессами мира. Так, боги в мифологии, являлисьнаипростейшим выражением первоначальных абстракций движущих сил природы и общества. Первоначальные обобщения ещё не могли быть столь сильны, чтобы одновременно охватывать всеобщее содержание мира и в то же время удерживаться на почве реальных процессов. Поэтому всеобщее становилось той силой, что противостоит реальному миру, выносится за рамки его, вершит судьбу мира извне его пределов. Показательным здесь бы служило представление о греческом «Олимпе», как особом небесном царстве, где решалась судьба всего мира.

Такие представления направляли дальнейшее развитие мировоззрения древних людей в сторону религиозности. Религия (от лат. religio - религия, святость, благочестие, благоговение, совестливость, богослужение и др.) – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Религиозное мировоззрение чётко проводит различие между сверхъестественным и естественным мирами, между чудесным и земным. Центром сверхъестественного мира является бог (боги), который определяет все его структуры и творит реальный мир. Религиозная картина мира исходит из того, что видимый нами план бытия не единственен, а является лишь тенью, отражением его скрытых, глубинных сторон.

Такое мировоззрение некритично, там, где разум спотыкается о трудности в понимании, он уступает место вере. Сверхъестественное, скрытое и глубинное здесь является уделом религиозной веры, а не логических умозаключений и обоснований. Однако верить можно таким образом и в то, что нелепо, абсурдно, и при этом не иметь никаких рациональных доказательств в основание этой веры. Главным недостатком такого мировоззрения является то, что религиозная вера может быть слепа, основываться на домыслах и внушении, а значит, может мотивировать человека на совершенно бессмысленные, а порой и несущие вред усилия. В то же время в ней можно найти и положительные моменты. Вера в высшие духовные силы, следящие за мировым порядком и высшей справедливостью, побуждает человека к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, борьбе со своими недостатками и пороками. Она способна восполнить ощущение духовной пустоты жизни, помочь обрести ей смысл, дать духовную и психологическую опору для человека, очистить его сознание чистыми и светлыми мыслями, приводя его в состояние душевного равновесия, гармонии, доброты и любви. Тем самым, религиозная вера выступает источником энергии или душевного порыва для верующего. Религия, в своих лучших проявлениях, побуждает человека отрываться от забот повседневности, пробуждая в нём возвышенные чувства, направляя на благородные помыслы и поступки, склоняя к взаимопомощи и взаимной поддержке. Она закрепляет нормы и установки должного поведения в обществе, указывает нравственные ориентиры для этого поведения, чем способствует гармонизации отношений в обществе. Религиозное мировоззрение способствует единению людей на основе духовных ценностей, более того, оно способно мобилизовать общество на великие свершения и преобразования в целях усовершенствования бытия или перед угрозой опасности.

Однако для материального развития общества, для углубления познания действительного мира, такое мировоззрение нельзя назвать прогрессивным. Для того чтобы религия могла играть исключительно позитивную роль, она не должна становиться доминирующей формой мировоззрения, а должна выступать лишь его гармонично взаимодополняющей частью. Религиозная вера, которая может быть приемлема, должна быть основана только на вере в светлые и прогрессивные идеалы, подкреплённые результатами познания и общественной практики.

Важным достижением религиозного мировоззрения можно считать догадку о существующей двойственности мира , различии между миром кажущимся, видимым, являющимся, с одной стороны, и миром реальным, глубинным, сущностным, – с другой. Тем не менее, эта возникшая догадка ещё не была подкреплена достаточной базой опытных данных и строгостью логических обоснований, и поэтому, была наполнена весьма бедным содержанием, не несущим в себе серьёзной практической значимости.

С развивающимися тенденциями свободомыслия, критически-пытливого, творческого мышления, в обществе начинает формироваться философский тип мировоззрения . Он не исключает ни элементов мифологического, ни элементов религиозного сознания. Однако доминирующими чертами в нём становятся стремление к поиску и обоснованию истин, логическая аргументированность, развитие аналитических способностей, а также самокритичность. Именно эти черты позволяют человеку не довольствоваться лишь поверхностной логикой связи наблюдаемых процессов, а проникать в своём познании в глубинные, сущностные стороны мира, улавливая его действительные взаимосвязи различного уровня глубины и всеобщности. Тем не менее, имея высокий научный потенциал, философское мировоззрение не утратило недостатков своих предшественников. Домыслы, вымыслы, иллюзии и некритичная вера в удобное, приятное и выгодное для нашего мышления, склонность принимать желаемое за действительное, создавать комфорт собственному ходу мысли, в ущерб пониманию истинного и объективного, и по сей день являются частыми спутниками современного мировоззрения. В то же время современное мировоззрение во многом есть результат достижений современной системы воспитания и образования, оно впитывает в себя знания, логику мышления и мудрость, вырабатываемые и оттачиваемые веками, в том числе научным сообществом. Таким образом, неограниченный потенциал философского мировоззрения используется каждым из нас в меру нашей образованности, эрудированности, гибкости и глубине нашего мышления, приверженности рационализму и поискам объективной истины.


Философия и жизнь

Значение философии в нашей жизни невозможно переоценить. Однако в сознании большинства современных людей философия противопоставляется жизни как что-то абстрактное, слишком отвлечённое, оторванное от реальных жизненных проблем и забот. И не сложно понять из-за чего такое отношение сложилось. Действительно, большинство проблем, которые рассматриваются великими философами, на первый взгляд, не являются актуальными в нашей повседневной жизни. Тем не менее, именно их идеи и размышления способствовали прогрессивному развитию общества, которое сопровождалось созданием всё более комфортных условий жизни для всё большего числа слоёв общества. Именно идеи гуманизма эпохи Возрождения, французского Просвещения, рационализма и эмпиризма Нового времени и т.д. привели к формированию того типа современного цивилизованного общества без комфорта которого мы свою жизнь уже не мыслим. Более того, потенциал идей и размышлений великих философов не ограничен достижениями прошлого, этот бесценный опыт человеческой мысли будет ещё долго служить пищей для ума и вдохновением для многих будущих поколений гениальных личностей, способных изменить наш мир к лучшему.

Философия многолика, она не исчерпывается истинами, способствующими общественному прогрессу, а также затрагивает аспекты личностного существования, в том числе и те из них, что будут извечно актуальны. Однако проблемы личности таковы, каковы выстроены отношения внутри общества, а любые отношения – это продукт деятельности и мышления самих же людей. Поэтому степень решения проблем воспитания личности, её нравственного совершенствования и духовного роста, искоренения эгоизма и корыстных ориентаций будет извечно служить показателем гармонии внутри общества, а значит, в конечном счёте и качества жизни в нём. Чем более духовно развито и нравственно совершенно большинство людей в обществе, тем больше они облагораживают отношения в нём и тем проще становится самореализоваться каждому, раскрывать свои таланты и способности на благо всего общества, повышая его качество жизни. Эти темы глубоко раскрыты в трудах восточных мудрецов (Конфуций, Лао-цзы, Ошо Раджаниш), русских мыслителей (Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьёв и т.д.), в марксизме, в творчестве И. Канта, Джеймса Редфилда и других.

Но и этим роль философии в нашей жизни не ограничивается. Философия – это не только мудрость великих мыслителей прошлого и исследования в области научной философии, философия это ещё и образ мышления, мировоззрение современного образованного человека. Любой человек, обладая качественным образованием и достаточным жизненным опытом, точно также способен к философскому мышлению. Все мы пользуемся плодами развития философской мысли. В нашей жизни мы, сами того не подозревая, пользуемся понятиями и суждениями, оборотами мысли, отражающими те знания, которые формировались и оттачивались путём многовекового философского осмысления действительности. Мы рождаемся и воспитываемся уже с заданным, готовым языковым полем (речевыми структурами) и нам кажется, что так было всегда и со всеми, что из века в век человеческая речь оставалась более или менее неизменной, настолько же приспособленной к общению и объяснению глубоких смыслов, что и сейчас. Но это не так. Чтобы достичь такого достаточно совершенного языка, при помощи которого мы теперь способны излагать самые утончённые оттенки смысла, человечество прошло через очень сложный, противоречивый процесс его формирования. Язык – это поле для нашего мышления, всё о чём мы мыслим, мы мыслим на основе речевых структур. Поэтому качество нашего мышления во многом определяется тем, насколько тонко мы владеем современными понятиями и суждениями, насколько умело выстраиваем между ними связи. Другими словами, насколько глубже мы впитали в себя мудрость веков.

Таким образом, у каждого современного образованного человека (осознаёт он это или нет) есть свояфилософия жизни, собственная жизненная философская позиция. Каждый стремится осмыслить, проанализировать важные ситуации в своей жизни, извлечь из них ценный опыт, обобщить его, исходя из чего сформировать определённые стратегии и принципы поведения. Другое дело, что для одних она служит неким маяком на их жизненном пути, помогает им выбирать правильный путь, принимать правильные решения, избегая возможные проблемы, а другим их философская позиция, их понимание жизни лишь, наоборот, эти проблемы притягивает. Всё дело в том, что чем более грубо, прямолинейно, упрощённо человек относится к жизни, тем больше у него формируется иллюзий и предубеждений, а значит, рано или поздно эти заблуждения начинают негативно сказываться на его жизни (через ошибочные решения). Действительность начинает «наказывать» за её неверное понимание, разрушать иллюзии, «опускать человека на землю». Однако более тонкое, глубокое, мудрое отношение к жизни, как правило, облегчает человеку жизнь, особенно во второй её половине, когда становятся всё более заметны результаты того пути, который он себе выбрал ранее, т.е. когда начинает пожинать плоды заложенного ранее.

Вот такое чуткое, мудрое отношение к жизни имеет более прямую связь с философией в её исконном смысле. Философия в узком, дословном смысле связана со стремлением к мудрым мыслям и поступкам. Именно такая форма философии наиболее близка к актуальным, повседневным проблемам личности. Быть мудрым, прежде всего, означает понимать законы природы, истории, жизни, улавливать глубинные взаимосвязи в них и согласовывать собственную жизнь с этими законами. С этим тесно связана другая важная характеристика мудрости – дальновидность. Дальновидное решение исходит из наиболее благоприятного результата не только здесь и сейчас, но и учитывает перспективы развития ситуации. Как говорил Конфуций: «человека, который не заглядывает далеко, непременно ждут близкие беды». Сегодняшний успех быстро становится вчерашним, а будущие нерешенные проблемы, сколько их не перекладывай на завтра, рано или поздно станут настоящими. Мудрый человек готов пожертвовать сегодняшним днём ради открывающихся длительных благоприятных перспектив. Мудрость также связана со способностью находить разрешение самых сложных жизненных ситуаций и проблем, находить компромиссы, избегать крайности, находить во всём меру, золотую середину. Все эти способности являются следствием глубокого понимания законов и взаимосвязей жизни.

Мудрость является важным показателем нашего ума. Многие люди, специализирующиеся лишь на развитии интеллектуальных навыков, упускают нечто очень важное и их не всегда можно охарактеризовать как умных. Можно всю жизнь увлекаться различными развивающими интеллект занятиями, будь то шахматы, различные головоломки, пазлы или разгадывание кроссвордов и т.п., но это не тот путь, который гарантировано сделает человека действительно умным. Ум – это нечто большее, чем просто интеллектуальные навыки. Умный человек – это тот, кто тонко понимает и предвидит ход реальных событий жизни, а интеллектуальные навыки ещё не гарантируют этого, хотя и являются важным условием для этого. Ум – это ещё и способность мыслить мудро, способность схватывать саму суть, избегая стереотипов, предвзятости и другого рода заблуждений, а также умение делать меткие выводы. Интеллектуальные навыки и мудрость – это те качества, что взаимодополняют друг друга. Человек, обделённый интеллектуальными способностями, врядли способен разобраться во всей тонкости взаимосвязей, определяющих события нашей жизни. Мудрым человека может сделать богатый жизненный опыт, но без интеллекта, способного благодаря глубокому анализу предвосхитить ход течения событий – это опыт проб и ошибок. Человека, который обрёл мудрость, наступая по множеству раз порой на одни и те же грабли, сложно назвать мудрецом. Мудр тот, кто черпает свою мудрость больше не из опыта ошибок, а из глубокого понимания ситуации. В то же время интеллект без мудрости слеп, это все равно, что мощное орудие труда в руках неумелого человека. Можно быть искусным игроком в шахматы, просчитывая многие ходы соперника наперёд, и в то же время быть слишком недальновидным в жизни, ибо жизнь гораздо более глубока, тонка и гибка, чем варианты действий на шахматной доске. Жизнь всегда сложней уже сформировавшейся логики, она всегда способна удивлять логическое мышление, которое должно совершенствоваться под её влиянием. Мы должны постоянно преодолевать самих себя, свою логику мышления, чтобы избегать стереотипов и предубеждений, чтобы становиться действительно умными, мудрыми людьми.

Можно сказать, что философия как мудрость – это искусство познания истины, умение правильно осмыслять и применять свой жизненный опыт. В этом смысле философ – это не профессия, а степень развития личности, позволяющая овладеть этим искусством. Например, к философам относят также некоторых писателей, таких как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.И. Солженицын, П. Коэльо, Дж. Рэдфилд. Многие учённые считали себя в первую очередь философами и только уж потом математиками, физиками и т.д. (Г. В. Лейбниц, Р. Декарт, Б. Паскаль, Ф. Бэкон, И. Кант). В данном смысле можно выделить также философов-врачей: Гиппократ, Авиценна, Парацельс.

Сравнение философии с искусством, мастерством связано с тем, что в познании истинного и мудрого нам мешают многие психологические моменты: предвзятость, шаблонность, схематизм и стереотипность мышления. Мудрость великих философов как раз в том, что они искусно отделяют субъективное от объективного, зерна от плевел, мух от котлет. Нужно учитывать, что тот мир, каким мы его видим, на самом деле не всегда таков, каким он нам кажется. Каждый человек видит и понимает этот мир по-разному, с разных углов зрения. Каждый получает по-своему уникальный поток знаний, информации, эмоций, опыта; находится в по-своему уникальной жизненной ситуации; как правило, общается с людьми лишь определённого круга (по общим интересам, по общему видению мира или отношению к нему); избирательно смотрит передачи, фильмы, подбирает книги, журналы и статьи в интернете. Поэтому информация, которая до него доходит и им осмысляется, оказывается в какой-то степени неполной и односторонней, иногда даже искаженной. А это способствует формированию многих заблуждений и иллюзий. Так, любой человек живёт как бы в собственной смысловой реальности, в чём-то отличной от тех реальностей, в которых живут другие люди. В этих реальностях, безусловно, много общего (в силу общей системы образования, культуры, СМИ, общих сторон жизни), но они никогда не совпадают до конца, что сказывается, например, в сложностях взаимопонимания между людьми. По сути, любой конфликт и представляет собой столкновение тех смысловых реальностей, которыми мы живём. Когда эти реальности во многом совпадают, то всегда есть почва для понимания, нахождения компромиссов, корректировки своего понимания жизни. Но когда люди слишком далеки по миропониманию и мировосприятию, то их смысловые реальности могут жёстко сталкиваться между собой, так и не находя точек соприкосновения. Каждый исходит из того как он видит и понимает жизнь, а поведение другого, его речи могут не вписываться в то осмысление действительности, которым каждый из них живёт, в их ожидания от другого. Так, суть конфликта – это почти всегда желание навязывать другому своё понимание реальности, что именно его смысловая реальность, его понимание жизни более правильные. Однако далеко не всегда дело именно в различии понимания правильного и разумного, иногда сталкиваются желания, интересы и эгоистичные побуждения людей. Конструктивный путь решения такого рода проблем связан со стремлением понять другую сторону, выйти за пределы собственной смысловой реальности, чтобы суметь встать на её место, взглянуть на противоречие со стороны и, тем самым, найти объективную почву для решения проблем.

Мы часто недооцениваем нашу склонность принимать желаемое и удобное за действительное. Дело в том, что нам свойственно осмыслять новую информацию, сопоставляя её с уже известным нам, опираясь на свой прошлый опыт, выстраивая те или иные ассоциации с его элементами. В то же время мы склонны эмоционально переживать события, которые вокруг нас происходят. Опыт, который откладывается в нашей памяти почти всегда в той или иной степени эмоционально окрашен, и к какой-то информации человек позитивно расположен, а к какой-то – негативно. В результате, по мере накопления жизненного опыта, у человека формируются эмоционально-значимые акценты в понимании мира и жизни . Т.е. некоторые моменты для него становятся более важны или актуальны чем другие, а некоторые его восприятием пренебрегаются. Так, в цельной речи, тексте человек больше акцентирует внимание лишь на отдельных фразах, оборотах речи и понимает всю речь несколько иначе, чем тот смысл, который в неё вкладывался. То, что не соответствует сложившемуся у него пониманию жизни или неактуально для него (не соответствует его системе акцентов мировосприятия), его сознание, как правило, игнорирует или осмысляет недостаточно качественно, порой пренебрежительно. Другими словами, у него формируются пристрастия, предубеждения и предпочтения, он оказывается в плену иллюзий. Поэтому впоследствии, суждения, мысли, которые человек выстраивает, осмысляя полученный опыт, зачастую неполноценно отражают действительность , существующие в ней взаимосвязи. В этом случае, принимая решения, исходя из таких рассуждений, он сам себе притягивает лишние проблемы , действительность его начинает как бы «наказывать» за её неверное понимание, «давать уроки жизни», корректировать его мировосприятие.

Эта особенность восприятия часто используется в политике. Например, чтобы дискредитировать какого-либо человека, его слова вырывают из контекста в результате смысл получается искажённым, вплоть до обратного. Эта психологическая особенность применяется также при тоталитарных режимах для манипуляции общественным сознанием. При помощи культуры, средств массовой информации, системы образования, расставляются выгодные режиму акценты в сознании людей, и тогда суждения, выстраиваемые их ассоциативным мышлением, связывающим эти акценты между собой, будут иметь заданный, изначально продуманный, выгодный для режима смысл.

Этот механизм сознания можно проиллюстрировать на образе сетки или рисунка на листе бумаги. Наша картина мира не является абсолютно полным и точным воспроизведением действительности. Мы познаём внешний мир по частям, всё более наполняя нашу картину мира деталями и нюансами. Последние можно сравнить с точками или узелками на чистом листе бумаги. Чем богаче наш опыт, тем больше этот листок испещрён такими точками, а чем более осмысленно мы живём, чем более стремимся понять как устроен мир, выявить взаимосвязи и закономерности жизни, тем больше эти точки переплетены между собой узорами. Так, в этом отношении наше восприятие подобно рыболовной сети: чем больше опыта и знаний, тем меньше ячейки в сетке (отражающие взаимосвязи мира), меньше пробелов, пустот и тем более тонкие и глубокие знания мы способны воспринимать. И наоборот, чем меньше осмысленного опыта, тем крупней ячейки в сети, а значит, тем больше потенциально полезной информации может сквозь неё просачиваться. Для того чтобы овладеть более тонким и глубоким знанием, необходимо сначала овладеть более простыми знаниями, лежащими в его основе. Чтобы изучать высшую математику, необходимо владеть базовыми навыками алгебры и геометрии. И если у нас нет базового знания в какой-то области, то и нет и той ячейки, той полочки в сознании, благодаря которой можно было бы упорядочить, с целью понимания, более сложные знания в этой области. В этом случае мы не способны извлечь из получаемой информации полезный опыт, знания. Наше сознание игнорирует её важность, в тенденции формируя предвзятое или даже негативное к ней отношение.

В то же время, если наше мировосприятие искажено (система акцентов, рисунок взаимосвязей неверны), то мы охотно готовы поверить в то, что не соответствует действительности (но соответствует системе акцентов, рисунку взаимосвязей в сознании), в нашу сеть попадает то, что потенциально способно принести нам вред под влиянием заблуждений. Так, от процесса восприятия мира и его осмысления зависит степень приближения нашего рисунка к пониманию сути реальных событий действительности. Важно не только обладать богатым жизненным опытом, но и правильно его осмыслять. Соединить точки, символизирующие данные нашего опыта, можно совсем по-разному, а от этого зависят те фигуры, которые получаются на рисунке. Т.е. два человека, получившие абсолютно одинаковый опыт, могут осмыслить его по-разному (соединить между собой единицы опыта), а значит, их картина мира будет различной. Так, большое значение имеет специфика упорядочивания, осмысления нашего опыта, способность уловить действительные взаимосвязи мира, жизни. В этом нам часто мешают также эмоциональные ассоциации, во многом под влиянием которых мы осмысляем получаемую информацию.

Если к источнику, от которого получена информация или к самой этой информации у нас негативное отношение, либо мы находимся под влиянием негативного настроения, то такая информация воспринимается нами настороженно или даже скептически, в негативном ключе, с недоверием. И наоборот, когда у нас позитивное настроение или положительный настрой к источнику, то восприятие также не совсем адекватно, в речи, тексте выхватываются фразы, ассоциируемые для себя в позитивном ключе.

Другой важный момент, влияющий на наше восприятие – это наши ожидания. Они влияют на формирование понимаемого смысла, исходя из них, мы делаем предварительные наброски смысла, которые сказываются на последующем ходе нашего мышления. Нужно всегда учитывать собственную предвзятость, быть способным к самокритичному, вдумчивому анализу.

Мудрый человек – это как раз тот, кто умело избегает своей предвзятости, стремиться понять мир таким, какой он есть на самом деле, кто умело расставляет акценты в понимании, а значит, кто живёт смысловой реальностью, наиболее приближенной к действительным событиям жизни, мира, действительным его взаимосвязям. Благодаря чему он и обретает способность часто «выходить сухим из воды», избегать погружения в проблемы быта. Он почти всегда увидит ниточку взаимосвязей, уцепившись за которую, можно найти выход из любой самой сложной, запутанной и даже экстремальной ситуации, но чаще он не допустит самой такой ситуации, обойдёт её стороной.

Так, философия несёт в себе те знания, которые позволяют человеку не идти по жизни «вслепую», путём проб и ошибок, а быть дальновидным , избегать многих проблем. И в этом смысле она и является рациональным стержнем, фундаментом правильного мировоззрения . Философия – это всё то, что связывает нас с жизнью, т.е. даёт нам не иллюзорное, а истинное понимание происходящих событий, схватывает саму их суть, всю тонкость их причинно-следственных взаимосвязей. Философское знание, вбирая в себя понимание этих взаимосвязей, помогает нам ориентироваться в мире, правильно расставить акценты и приоритеты в жизни, принимать правильные решения, избегать лишних проблем, находить оптимальные пути для достижения своих целей.

Вопросы и задания

1. Поясните, что такое мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В чём их отличие?

2. Раскройте суть соотношения мировоззрения с философией.

3. Охарактеризуйте содержание мировоззрения. Какие, на ваш взгляд, моменты в нём являются наиболее ключевыми?

4. Какова роль идеалов для человека?

5. В чём заключается роль убеждений для человека?

6. Как вы считаете, какую роль в жизни общества играют ценности?

7. В чём особенность мифологического мировоззрения? Каковы его черты?

8. Охарактеризуйте религиозное мировоззрение. В чём его позитивные, а в чём негативные стороны?

9. В чём особенность философского мировоззрения?

10. Какова роль философии в жизни индивида и общества?

11. С чем связано различие в понимании мира разными людьми?

12. Почему наше сознание можно сравнить с сеткой?


Заключение

Современный мир полон проблем, бросающих вызов развитию человеческой цивилизации. Многие из этих проблем связаны с пренебрежительным отношением к знаниям и мудрости, накопленных в веках. Человек, воспитанный на ценностях современной эпохи, не имеет даже побуждения к мудрости, к поиску истины, следованию вечным ценностям. Во главу угла ставятся эгоизм, корыстные помыслы и материальные, порой низменные ценности. Это приводит к напряженной ситуации во многих сферах жизни, и если ситуацию не изменить, то в конечном счёте это начнёт серьёзно сказываться и на экономическом и на научно-техническом прогрессе. Долговой кризис развитых стран современного мира и их международная политика, тотальность коррупционной составляющей в России, – яркие тому подтверждения. Расшатывание духовных основ общества, размывание объективных значений в понятиях, перевёртывание ценностных ориентиров и дискредитация гуманистических идеалов непременно сказываются и на тех решениях, которые принимаются в материальной сфере общества.

В связи с этим, возвращение к истокам понимания философии как мудрости и качественное образование в этой сфере, оказывается жизненно необходимым шагом. Ведь философия в её исконном понимании развивает у человека дисциплину мышления, его разносторонность, умение понять и правильно оценить ситуацию, стремление быть как можно более дальновидным. Философия как мудрость побуждает человека к саморазвитию, ограждает его от опасных стереотипов жизни, помогает упорядочить мысли в соответствии с пониманием мудрого и полезного. Философское мышление помогает делать сложное более простым для понимания, и в то же время простое и привычное делает более сложным и загадочным, т.е. оживляет мир красками, делает его более удивительным и увлекательным, пробуждает в нас спящее мышление, расшатывает наши стереотипы, побуждает взглянуть на мир другими глазами, находя в нём новые смыслы и оттенки.

Философия, прививая культуру мышления, способность проникновения в суть вещей и событий, улавливая их взаимосвязи, тем самым, помогает правильно оценить возможности как отдельным индивидом, так и обществом в целом, а также помогает правильно ими воспользоваться. Она помогает увидеть те возможности, которые при обыденном взгляде на мир могли быть упущены, и при этом правильно оценить, насколько эти возможности реальны, осуществимы, как и то, насколько разумно идти по пути их реализации. Ценность философских навыков и знаний переоценить невозможно, ведь наше мышление определяет те решения, которые в конечном счёте и изменят внешний мир.

Литература по теме «Введение в философию»:

1. Алексеев, П.В., Панин А.В Философия: учебник. /П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2008. – 608 с.

2. Губин, В.Д. Философия: актуальные проблемы: учебное пособие для студентов вузов. /В.Д. Губин. – М., 2005. – 288 с.

3. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию? / М.К. Мамардашвили. – М., 1990. – 368 с.

4. Нагель, Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию./ Т. Нагель. – М: Идея – Пресс, 2001.

5. Никифоров, А. Л. Природа философии: Основы философии/ Никифоров. – М.: Идея – Пресс, 2001.

6. Орлов, В.В. Основы общей философии / В.В. Орлов. – Пермь, Изд. ПГУ. 2007. – 258 с.

7. Садовничий, В.С. Учение и мудрость в глобализирующемся мире// Вопросы философии, 2006. № 2. С.3 –15.

8. Спиркин, А.Г. Философия/ А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2008. – 735 с.

9. Фролов, И.Т. Введение в философию/ И.Т. Фролов. – М.: Республика, 2003. - 623 с.

Основные термины и понятия:

Абстракция (от лат. abstractio - отвлечение) – отвлечение существенных свойств, связей или сторон действительности от менее существенных в отношении цели познания.

Агностицизм (от др.-греч. agnostos – непознаваемый, непознанный) – течение в философии, отрицающее познаваемость объективного, не зависящего от нашего чувственного восприятия, мира.

Аксиология (от др.-греч. axia –ценность) – учение о ценностях.

Антропология (от др.греч. antropos – человек и logos – слово, речь) – совокупность научных дисциплин, изучающих человека, его происхождение, развитие, особенности взаимодействия с окружающим миром.

Антропоморфизм (от др.греч. antropos – человек и morfe – форма) – мысленное уподобление внешней действительности человеку, перенесение на мир или на отдельные его части человеческих качеств и свойств.

Всеобщее – понятие, обозначающее совокупность всех взаимосвязей в мире, образуемых в результате всех взаимодействий и определяющих законы и закономерности различного уровня глубины (обобщения). Принципиально отличается от понятия общего как обобщающего признака.

Гносеология (с греч. gnosis – знание, познание и logos – слово, речь) или другое название эпистемология (с греч. episteme – научное знание, наука», «достоверное знание» logos – слово, речь) – это учение о способах и возможностях познания мира. В рамках соответствующего раздела в философии изучаются механизмы, при помощи которых человек познаёт окружающий мир, обосновывается сама возможность его познания.

Детерминизм (от лат. determinare ­– определять, ограничивать) – учение, в котором утверждается о всеобщей обусловленности, взаимозависимости всех событий в мире, зависимости каждого из них от условий. Научный принцип детерминизма входит в структуру научного метода, нацеливая исследование на выявление причин и закономерностей в природе, обществе или мышлении. Противоположное учение, допускающее существование абсолютно случайных, не обусловленных событий, называется индетерминизм.

Диалектика (от др. греч. dialektike – искусство спорить, вести рассуждение) - способ мышления, стремящийся осмыслить предмет в его целостности и развитии, в единстве его противоположных свойств и тенденций, в многообразных связях с другими предметами и процессами. Изначальный смысл этого понятия был связан с философским диалогом, умением вести дискуссию, выслушивать и учитывать мнения оппонентов, стремясь найти путь к истине.

Дуализм (от латин. dualis – двойственный) – философское учение,

Человек самое совершенное существо в мире. Он постоянно вопрошает, ставя самые разные вопросы: Что такое Вселенная? Что такое звезда? Что такое любовь? Этих вопросов множество. В процессе поиска ответов на них человек приобретает знания, опыт, начинает размышлять о мироустройстве, о месте человека в нем, о судьбах человечества, о жизни, о смерти. Все это приводит к формированию у него мировоззрения.

Мировоззрение – это система обобщенных взглядов, представлений, оценок, которые обеспечивают целостное видение мира и места в нем человека. Термин «мировоззрение» был введен немецким философом И.Кантом и буквально означал – атрибут человеческого сознания . Поэтому мировоззрение – это не просто обобщенное представление о мире, а форма самосознания человека.

Так как для человека весь мир оказывается разделенный на две части: на мое собственное «Я» и «не Я», т.е. мир, который включает природу, общество, культуру и отношение между людьми, то вопрос об отношениичеловека к миру и является основным вопросом мировоззрения.

Основной вопрос мировоззрения указывает, что само мировоззрение – это сложное духовное явление, которое состоит из таких элементов как:

- знания – это основа мировоззрения. К мировоззрению относятся не все знания, а жизненно важные для человека, которые раскрывают сущность отношений между человеком и миром;

- убеждения это твердая система взглядов, которая установилась в сознании человека. Убеждения могут меняться и причиной этого есть новые знания, которые уточняются и дополняются постоянно;

- ценности – это позитивное или негативное отношение к явлениям окружающего мира. Они воплощают в себе особое отношение людей ко всему окружающему в соответствии с их потребностями и интересами;

- идеалы – это воображаемый образец совершенства, к которому следует стремиться как к конечной цели. Особенность идеалов – опережать отображение действительности;

- вера - это форма и способ восприятия социальной информации, ценностей, идеалов общественной жизни, которые не задаются практическим опытом, а принимаются как очевидные факты. Однако вера находится во взаимосвязи с сомнением. Сомнение – это обязательный момент осмысленной позиции любого мыслящего человека. Присутствие сомнения в мировоззрении отдельного человека находит выражение в позициях: догматизма – безоговорочное принятие той или иной точки зрения, системы ориентаций или скептицизма – неверие ни во что, непринятие любой точки зрения;



- жизненные нормы – это образцы, стандарты деятельности, сложившиеся исторически, как определенные правила поведения.

Мировоззрение имеет свою структуру , в основе которой находятся свойственные человеку физиолого-психологические механизмы и средства познания мира, а именно: ум, чувства, воля и т.д. Отсюда в структуре мировоззрения выделяют:

- мироощущение – это эмоционально-психологический уровень мировоззрения. Это удивление, страх, восхищение, одиночество, горе, отчаяние;

- мировосприятие – это деятельный уровень мировоззрения, к которому относится опыт формирования познавательных представлений о мире;

- миропонимание – это познавательно-интеллектуальный уровень; это система общих понятий, суждений и умозаключений о мире в целом и месте человека в нем. Миропонимание может быть: 1) обыденным, т. е. житейским, когда основывается на чувственном опыте, традициях, вере; 2) теоретическим , которое опирается на знание законов, научные теории и принципы. Теоретическое мировоззрение – это высший этап развития мировоззрения. Очевидно, что овладение им является главной задачей всего процесса становления и совершенствования человека.

Следовательно, мировоззрение – это интегральная целостность знания и ценностей, ума и интуиции, интеллекта и действия, критического сомнения и сознательной убежденности. Отсюда, мировоззрение выполняет такие функции (т.е. работу): 1) познавательно-ориентировочную (которая обеспечивается мировоззренческими знаниями и оценками); 2) социально-практическую (которая базируется на мировоззренческих убеждениях и принципах деятельности).

Мировоззрение имеет исторический характер . Что это значит? Это значит, что мировоззрение человека, общества постоянно изменяется. Например, в разные эпохи складывались различные типы мировоззренческих систем :

1) космоцентризм в эпоху античности, где в центре изучения стояла природа и эллинские мудрецы 7-6 веков до н.э. стремились распознать единую сущность всего окружающего;

2) теоцентризм, характерный для средних веков 5-15 века, где все основные понятия средневекового мышления были соотнесены с Богом;

3) антропоцентризм, характерный для эпохи Возрождения 14-16 веков, где человек ощутил и осознал себя центром Вселенной. Такое понимание мировоззрения порождает необходимость выделить не только его исторические типы, но и исторические формы.

Историческими формами мировоззрения , которые формировались на протяжении всей истории человечества, есть мифологическое, религиозное и философское . Рассмотрим их.

Мифологическое мировоззрение – это универсальная форма мировоззрения, которая характерна для всего первобытного общества. Её уникальность в том, что первым мировоззрением всех этносов была мифология. Мифология в переводе с греческого языка обозначает: mifos cказание и logos учение . Мифология пыталась объяснить мир через перенесение на него свойств и качеств, которыми характеризовался сам человек, а также отношения между людьми.

Миф как первая форма мировоззрения объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, ранних форм искусства. Миф – это нерасчлененная форма знания, что называется синкретизмом . Для мифологического мировоззрения присущи следующие особенности :

1)слияние мыслей и действий;

2)личное «я» и мир были слиты воедино;

3)отсутствие различий между объектом и субъектом деятельности;

4)антропоморфизм – перенос на природу свойств человека;

5)образность (мир воспринимался в образах, а не в понятиях);

6)главным было обоснование связи индивида с родом.

Мифологическое мировоззрение запечатлено в сказках, легендах, что характерно для всех народов без исключения, ибо все они прошли уникальную первобытную стадию своего развития общества. С развитием и усложнением форм жизни мифология перестает удовлетворять человека и возникает потребность в новом мировоззрении. Этим мировоззрением была религия.

Религиозное мировоззрение – это совокупность представлений, верований, убеждений, которые основанные на сверхъестественном. Сверхъестественное – это то, что не подчиняется законам мироздания. Сущностью религиозного мировоззрения – есть удвоения мира : на мир реальный, в котором живет человек и сверхъестественный, который человек воспринимает на веру. Способом существования религиозного мировоззрения является вера. Внешней формой проявления веры служит культ .Выделяются некоторые особенности религиозного мировоззрения :

1)это форма иррационального освоения мира, т.е. то, что лежит за пределами разума (эмоции, воля, чувства);

2)оно направлено на внутренний мир человека, к его надеждам и тревогам, к поиску символа веры;

3)существует в обыденной жизненно-повседневной форме;

Возникает религиозное мировоззрение в эпоху разделения труда. Со временем оно становится мировоззрением прошлого, выражением бессилия человека перед природными и социальными стихийными силами, отрыва индивида от действительности. На смену ему приходит философское мировоззрение.

Философское мировоззрение – это высшая форма мировоззрения. Оно начинается там и тогда, где и когда человек пытается познать мир и выяснить свое место в этом мире. Термин «философия» в 6 в. до н.э. ввел знаменитый математик и мыслитель Пифагор : «Жизнь подобна игрищам: Иные приходят состязаться, иные – торговать, а самые счастливые - смотреть». Этот термин имеет греческое происхождение и буквально означает «любовь к мудрости» или «служанка мудрости», «рабыня софии» , а в древней Руси ее называли просто «любомудрие» . Термин философия в европейской культуре было закреплено Платоном, который считал, что философы – это люди, которые открывают тайны природы, человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни. Таким образом, философия является особым видом знания, а именно «софийным» знанием, которое понимается как мудрость. Особенностью философского мировоззрения есть то, что:

1)ему присуща не чувственно-образная, как в мифологии и религии, а абстрактно-понятийная форма освоения мира;

2)это теоретическая форма мировоззрения;

3)религия и мифология совпадают с соответствующим мировоззрением, а философия составляет ядро научного мировосприятия;

4)философия в осмыслении мира опирается на научные знания;

5)философия стремится поставить и решить абсолютные проблемы человеческого бытия;

6)философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, моральное, эстетическое отношение человека к миру.

Как видим, философское мировоззрение – это теоретически сформулированное мировоззрение и основные мировоззренческие проблемы оно пытается решить посредством мышления.

Таким образом, формирование и развитие мировоззрения – исторически преемственный процесс. Все исторические формы мировоззрения диалектически тождественны: религиозное мировоззрение вырастает из мифологического и формируется вместе с ним, поскольку его основой выступает мифология; философское мировоззрение исторически возникает на основе мифологического и религиозного и вместе с ними, так как отвечает на те же вопросы, которые поставлены мифами и религией. Не случайно, поэтому то обстоятельство, что для духовной жизни различных периодов человеческой истории в определенной степени характерны все типы мировоззрения при обладании одного из них. В то же время направленность совершенствования мировоззрения однозначна: от мифологического через религиозное к философскому. В культуре дикости (первобытное общество) нет еще ни религиозного, ни философского, а в культуре варварства – философского.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ. СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

Мировоззрение – это система взглядов на мир, определяющих место и роль человека в этом мире . Специфика мировоззрения связана не просто с тем, что это – взгляд на мир (взгляд на мир дает и наука). Мировоззрение – не просто знания о мире и человеке, но и оценка человеком своего места, положения в мире, своей роли, предназначения. Мировоззрения нет, если нет этого ценностного отношения человека к миру. Что значит для меня мир? И что я значу в этом мире? Будет ли мир для человека чем-то уютным, безопасным, гармоничным, рационально устроенным, познаваемым или чем-то неуютным, опасным, дисгармоничным, хаотичным и непознаваемым? Соответственно и человек может оценивать себя по-разному: ничтожная букашка, игрушка в руках слепых сил, Робинзон, затерянный в ледяных, холодных и безбрежных просторах вселенной, покоритель и преобразователь природы, венец творения и т.п.

Таким образом, мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения.

Мировоззрение – это интегральное образование общественного и индивидуального сознания. В структуре мировоззрения можно выделить 4 основных компонента:

1) познавательный : основывается на обобщенных знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т.д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, стили мышления той или иной эпохи или народа;

2) ценностно-нормативный компонент: ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы и т.д.Одно из главных назначений мировоззрения в том, чтобы человек мог руководствоваться определёнными общественными регуляторами. Ценность – это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни

3) эмоционально-волевой компонент : для реализации знаний и ценностей в практическом поведении необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в убеждения, а также выработка определённойпсихологической установки на готовность действовать;



4) практический компонент: реальная готовность человека к определённому типу поведения в конкретных обстоятельствах.

По характеру формирования и способу функционирования выделяют:

– жизненно-практический уровень (он складывается стихийно и основывается на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте).

– теоретический (философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщённых знаний о действительности, а также норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей). Философия не сводится к мировоззрению, но составляет его теоретическое ядро.

Итак, важнейшими компонентами мировоззрения являются знания, ценности, убеждения.

Исторические формы мировоззрения.

Мифология – исторически первая форма мировоззрения. Возникает на самой ранней ступени общественного развития, основывается на языческом понимании универсума. Миф – это специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. Миф объясняет и осваивает мир в форме чувственно-эмоциональных, художественных образов . Он отвечает на вопрос об устройстве мира и космоса, о происхождении человека и ремесла, соединяет в себе знания и художественные образы, мысли и эмоции, реальность и фантазию, сближает мир природы и мир культуры, перенося человеческие черты на окружающий мир.



Особенности мифологического мировоззрения:

1) синкретизм – неразделенность, слитность образно-фантастического и реалистического в восприятии и объяснении происхождения мира и человека, происходящих в мире явлений и процессов. В мифе знания смешиваются с образно-чувственными представлениями, верованиями; в нем не различаются слова и вещи и др. В мифе нет границ между Я и не-Я,человек способен превратиться в зверя, птицу, быстрое течение реки и др.

2) антропоморфизм – отождествление природного и человеческого, наделение предметов природы и общественных явлений человеческими обликом и свойствами. Миф персонифицировал природные явления: космос представлялся великаном, небесные тела – богами или героями, боровшимися против демонических чудовищ, олицетворяющих хаос и угрожающих человеку.

Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический: объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил.

Назначение мифа: установлениегармонии между человеком и миром, обществом и природой, обществом и человеком; формирование чувства сопричастности человека миру; обеспечение духовной связи поколений, непрерывности культуры; сохранение традиций; закрепление определённой системы ценностей, норм поведения в конкретных ситуациях.

Религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов или духов. Мировоззренческие конструкции, включаясь в обрядовую систему, приобретают характер вероучения.

Третьей исторически сложившейся формой мировоззрения является философия. Она унаследовала от мифологии и религии всю совокупность мировоззренческих вопросов – о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире, смысле и цели его жизни и т.д. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения – с позиции разума, рациональной рефлексии и оценки. Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, она есть рационально-критическая форма мировоззрения .

Характерным признаком философского освоения действительности является универсализм. Философия на протяжении всей истории культуры претендовала на выработку универсального знания и универсальных принципов духовно-нравственной жизни. Другая важная особенность философского способа освоения действительности – субстанционализм (от латинского слова «субстанция» – сущность, лежащая в основе, – предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему). Субстанционализмпроявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира через единое устойчивое начало.

Следует подчеркнуть, что субстанционализм и универсализм – это не два разных, а единый характерный признак философии, ибо предельные обобщения в философии всегда простираются до выявления субстанции всех вещей. С того момента, как начались эти обобщения, мы можем говорить о появлении философии.

Одной из важнейших черт философского размышления является сомнение. Именно с сомнения началась философия. Философы всё ставят под сомнение для того, чтобы проверить, насколько правомерны, надежны и прочны человеческие установления, отбросить отжившие и поставить на более прочный фундамент те установления и знания, которые выдержали проверку.