Маргиналы — кто это такие? Кто такой маргинал? Характерные признаки и особенности.

Читая бумажные или интернет-издания, можно нередко встретить слова, значение которых бывает непонятно. Эмбарго, мейнстрим, гендер, коллапс, гаджет, паттерн, ритейл, хэдлайнер, тренд, фейк... Что означают некоторые из них, можно догадаться по общему смыслу текста, но не всегда это удаётся легко. Задача упрощается, когда слово в настоящий момент времени используется СМИ настолько часто, что прочно запоминается, и читателю ничего другого не остаётся, кроме как узнать или догадаться о значении того или иного термина.

«Непонятные понятия»

Сложнее всего обстоит дело со словами, которые не используются ежедневно в речи большого числа журналистов. К таким относятся, например, «оферта» или «маргинал». Значение слова порой бывает трудно угадать по его звучанию. А если слово это иностранное, то задача становится практически невыполнимой. Приходится обращаться к толковым словарям, чтобы установить происхождение непривычного для уха термина.

Кто же такой маргинал? Значение слова особенно трудно установить по нескольким причинам. Во-первых, не все толковые словари дают полное количество значений. Во-вторых, сам смысл этого слова претерпел несколько кардинальных изменений, что сделало его довольно размытым и нечётким. Лишь проследив всю историю, можно разобраться в этом вопросе.

Прежде всего, маргинал – это не математическое понятие, не растение и не предмет гардероба. Это человек. А вот какой человек, что его отличает от всех остальных и за что он получил отдельный статус – все эти вопросы являются предметом подробного разговора.

Маргиналы начала XX века

Сам термин был сформулирован в 1928 году американским социологом Робертом Парком, с тех пор в своём значении претерпел значительные изменения. Первоначально Р. Парк, основоположник психологии городского образа жизни, считал, что маргинал – это тот, кто находится в неопределённом положении между сельским жителем и урбанизированным. Его привычная культура была разрушена, а в новую он не вписался. Такого человека можно назвать дикарём в каменных джунглях, настолько его поведение является неприемлемым в социальной среде города.

Термин был образован от латинского margo – «край». Таким образом, маргиналами называют людей, живущих на границе различных социальных стихий, но не вписывающихся в нормы ни одной из них.

Маргинальная личность по Роберту Парку

Значение слова с самого начала было достаточно негативным. Как лучше ответить на вопрос о том, кто такой маргинал? Сам профессор Р. Парк так определял основные черты характера подобной личности: беспокойство, агрессивность, честолюбие, обидчивость и эгоцентричность. Обычно так называли разного рода асоциальные элементы: беднейших мигрантов, бродяг, бездомных, пьяниц, наркоманов, преступников. В общем, представителей социального дна. Пограничное состояние, в котором находятся эти люди, налагает отпечаток на их психику.

В любом обществе существуют свои писаные и неписаные правила, устои, традиции. Маргинал это всё отвергает, не чувствуя своего долга по отношению к обществу, не разделяя принятых в нём норм. По мнению Р. Парка, такие личности испытывают сильную потребность в одиночестве и уединённом образе жизни.

Классификация

Согласно современной социологической классификации, выделяются несколько групп людей, которых по ряду объединяющих черт можно назвать маргиналами.

В числе таких групп:

  • этнические маргиналы (потомки от смешанных браков, мигранты);
  • биологические маргиналы (люди с ограниченными физическими или умственными возможностями, лишённые внимания и заботы социума);
  • возрастные маргиналы (поколение, связь которого с большей частью общества оказалась разорвана);
  • социальные маргиналы (люди, не вписывающиеся в ту или иную социальную структуру в силу своего образа жизни, мировоззрения, профессии и т. п.);
  • экономические маргиналы (безработные и беднейшие слои населения);
  • политические маргиналы (те, кто использует непринятые в данном обществе методы политической борьбы);
  • религиозные маргиналы (верующие, не придерживающиеся определённой конфессии);
  • криминальные маргиналы (преступники, по меркам данного общества).

В современном обществе

В силу такой широкой классификации и постепенного расширения смысла понятия «маргинал», примеры можно найти в самых разных областях жизни:

  • бродяга, у которого нет ни жилья, ни работы;
  • человек, уехавший искать смысл жизни в Индию или Тибет;
  • хиппи, отрицающий социальную иерархию;
  • кругосветный путешественник, живущий в дороге;
  • наркоман;
  • отшельник, асоциальный человек;
  • фрилансер и любой «свободный художник», не связанный корпоративными условностями;
  • грабитель банков, нарушающий законы и вынужденный скрываться;
  • мультимиллионер, чей образ жизни значительно отличается от подавляющего большинства представителей социума.

Одним словом, все, кто не вписываются в так называемое «правильное» социальное поведение, могут называться маргиналами. Со временем значение этого термина значительно изменилось.

От социального дна до особой группы

К концу XX в. термин утратил своё первоначальное, резко негативное значение. В печатных, телевизионных и интернет-СМИ стали появляться такие словосочетания, как «маргинальная литература», «маргинальная тема», «маргинальная культура», «маргинальное движение», «маргинальное мировоззрение». В этих, на первый взгляд, весьма странных смысловых сочетаниях проявляется изменённое значение слова.

Теперь во многих случаях маргинал – это человек, чей образ жизни отличается от общепринятого. Причём это может быть как отличие со знаком «минус» (бездомный, пьяница), так и со знаком «плюс» (монах-отшельник, миллиардер).

Также нередким стало употребление этого слова в значениях: «принадлежащий к меньшинству», «малоизвестный», «маловлиятельный», «непонятный, неблизкий большей части общества».

Из-за преобразования смысла этого термина становится всё труднее дать однозначный ответ на вопрос о том, кто такой маргинал. Это слово постепенно лишается своей первоначальной, однозначно негативной окраски, приближаясь к нейтральному звучанию. Маргинал – тот, кто (по своей воле или нет) не вписывается в традиционный уклад своего социального окружения.

Маргинальные свойства предметов

Кроме значения, относящегося к человеческой личности или социальным группам, этот термин выражает определённые свойства материального мира. Например, в толковых словарях описываются следующие значения прилагательного «маргинальный»:

  • несущественный, второстепенный;
  • незначительный, неосновной;
  • написанный на полях (книги, рукописи и т. д.).

Иностранные слова с непонятными значениями окружают нас повсюду, но разобраться в них помогают современные словари. Так и с понятием «маргинал», значение которого разнообразно и нередко меняется в зависимости от ситуации употребления.

Маргинал это:

Маргинал

Маргина́л (от лат. margo - край) - вольно трактуемое/употребляемое понятие для обозначения человека, чьё положение в обществе, образ жизни, мировоззрение, происхождение и т. п. не соответствуют общепринятым нормам, а наоборот . В современном русском языке это слово часто также употребляется для обозначения «деклассированного элемента», изгоя.[источник не указан 55 дней ]

Происхождение термина

Предположительно, эта страница или раздел нарушает авторские права. Eё содержимое, вероятно, скопировано с http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Margin/_01.php практически без изменений.
Пожалуйста, проверьте дату предполагаемого источника в Архиве Интернета и сравните с датой внесения правок в статью.
Если вы считаете, что это не так, выскажите ваше мнение на странице обсуждения этой статьи. Если Вы автор, то оформите разрешение на использование текста
Дата обнаружения нарушения : 18 ноября 2012.
Выявившему нарушение : Пожалуйста, поместите сообщение
{url=http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Margin/_01.php} -- ~~~~
на страницу обсуждения участника, создавшего статью
Автору статьи: Авторские права, Получение разрешений, Что делать?

Сам термин «маргинальный» употреблялся уже давно для обозначения записей, пометок на полях; в другом смысле он означает «экономически близкий к пределу, почти убыточный».

Как социологический он существует с 1928 года. Американский социолог, один из основателей чикагской школы Роберт Эзра Парк (1864-1944) впервые употребил его в своём эссе «Человеческая миграция и маргинальный человек», посвящённом изучению процессов в среде иммигрантов. Правда, предысторией возникновения термина можно считать термин «промежуточный элемент» (interstital element), употреблённый другим исследователем этой школы в 1927 году при изучении иммигрантских групп в городской социальной организации.

Роберт Парк известен прежде всего исследованиями развития городской среды (в частности, иммигрантских сообществ в американских городах) и расовых отношений межкультурного взаимодействия. У Парка понятие маргинальности означало положение индивидов, находящихся на границе двух различных, конфликтующих между собой культур и служило для изучения последствий неадаптированности мигрантов, особенностей положения мулатов и других «культурных гибридов».

Таким образом, концепция «маргинальности» первоначально представлена как концепция маргинального человека. Р. Парк и Э. Стоунквист, описав внутренний мир маргинала, стали основоположниками традиции психологического номинализма в понимании маргинальности в американской социологии. Следует ещё раз подчеркнуть, что первоначально центральной проблемой маргинальности был культурный конфликт, и, следовательно, в данном случае была описана маргинальность, обозначаемая как культурная.

В дальнейшем концепция маргинальности была подхвачена «бесчисленным количеством социологов» и, принятая как должное многими, часто критикуемая за отсутствие научного ригоризма, стала «эластичной». В 1940-1960-е годы она особенно активно разрабатывалась в американской социологии. Проблема маргинальности больше не ограничивается культурными и расовыми гибридами, как у Стоунквиста. Сама теория Стоунквиста подверглась критике. Например, Д. Головенски считал понятие «маргинальный человек» «социологической фикцией». А. Грин утверждал, что маргинальный человек - это всеобъемлющий термин (omnibus term), который, включая всё, не исключает ничего, и поэтому должен употребляться осторожно и только после того, как его параметры определены.

Маргиналы (примеры)

  • Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то разумеется захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» Диогеном. Александр нашёл его в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я - великий царь Александр». «А я, - ответил Диоген, - собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок - тому виляю, кто не бросит - облаиваю, кто злой человек - кусаю». «А меня ты боишься?» - спросил Александр. «А что ты такое, - спросил Диоген, - зло или добро?» «Добро», - сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», - сказал Диоген и продолжил греться. Говорят, что Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном»

(Случаи из жизни Диогена)

  • Писатель Виктор Шендерович, высказывая свою политическую позицию об отказе от участия в недемократических выборах, так отреагировал на то, что его назвали «маргиналом»:
В слове «маргинал» нет ничего обидного. «Пометки на полях»: маргинал - это тот, кто в меньшинстве. Христос был маргиналом, как известно, Сахаров был маргиналом… Томас Манн был маргиналом. То есть, мы в хорошей компании. И давно замечено, что самая большая опасность для приличного человека - это оказаться в большинстве. Это значит: что-то не так. Осмотрись, оглядись, чего-то ты вдруг в большинстве? Да? Потому что «худших везде большинство», как говорил Эпиктет. Но это такие общие соображения. Поэтому - ну, маргинал и маргинал, слава богу. Не дай бог попасть в это большинство, ещё на «Селигер» позовут.

Производные понятия и примеры словоупотребления

  • Маргинальность (позднелат. marginali - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами и статусами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.
  • Маргинальная группа людей - группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.

Индивидуальная и групповая маргинальность

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом», разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Последствия маргинализации

Маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной, либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако, маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны) или к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Высокий уровень предприимчивости среди представителей этнических меньшинств объясняется именно их маргинальным положением. Для людей данных этнических групп обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу, хорошие оценки в школе, интеллектуальное превосходство, развитие собственных талантов и т. п.) затруднены, что способствует ориентации на развития собственного дела (в том числе криминального характера или сексуальной, например, печально известные так называемые "Голубые Маргиналы 20 века") находят для себя, таким образом эффективные каналы вертикальной мобильности.

Вы наверняка много раз слышали такое понятие как «маргинал», но далеко не все знают истинный смысл этого явления. Кто такой маргинал? Давайте развеем все существующие мифы.

Маргинал – это человек, который по каким-либо причинам выпал из привычной для него среды, но и не примкнул к новому слою общества. Эти личности находятся в подвешенном состоянии, в основном из-за культурного несоответствия и по многим другим причинам.

История маргиналов

В наше время «маргинал» - слово довольно модное, но достаточно неопределенное. Кто такой маргинал на самом деле, и как возникло это явление? Считается, что первыми маргиналами были рабы, которые впоследствии получили свободу. Рабы не были приспособлены жить как свободные люди и даже не хотели таких перемен. Другой пример, современный маргинал – это немолодые люди, которые отсидели много лет в тюрьме и вышли на волю. В совершенно незнакомых им условиях они просто не умеют существовать и в результате снова возвращаются в места не столь отдаленные.

Появление маргиналов вполне можно объяснить. Рано или поздно отношения между государством и обществом устаревают, и возникает необходимость определенных изменений. Например, феодальные отношения сменяются капиталистическими. При новых формах взаимоотношений обществу не остается ничего иного, как приспосабливаться к нововведениям. Однако общество очень неоднородно, в нем существуют определенные классы (буржуазия, рабочие, крестьяне и т. д.). Активные члены общества более успешно реализуют свои новые отношения, а вот пассивные, малообразованные слои просто не готовы к переменам, боятся их, не умеют к ним быстро приспосабливаться. Таким образом, получается, что подобная личность выпадет из системы общественно-государственных отношений. Человек, потерявший свою привычную среду обитания и не нашедший своего призвания в новой жизни, - вот кто такой маргинал.

Маргинальность как явление

Люди, которые не выполняют в обществе никаких функций, постепенно начинают объединяться. Маргиналами называют личностей совершенно различных классов. В основном – это остатки разных слоев общества, ушедших с исторической сцены и не нашедших себе занятие в новой жизни. Зачастую маргиналы – это довольно необразованные люди, которые неспособны выполнять какие-либо системные функции вследствие своей неосведомленности.

Общество маргиналов, как правило, является для любого государства большой проблемой, так как они не выполняют никаких полезных действий в новом формате взаимоотношений. Кроме того, такие личности опасны тем, что они сплачиваются и начинают предпринимать разнообразные протесты против нынешней системы. Маргиналы часто создают свои идеологии: фашизм, коммунизм, анархизм и т. д.

Кто такой маргинал на самом деле? Обычный бунтарь или жертва обстоятельств? В сущности, трудно сказать однозначно, ведь путь каждого человека, который стал маргиналом, имеет свои особенности. По-видимому, сначала человек просто оказывается в неблагоприятных условиях для ведения нормальной жизни, а уже позже такое положение вещей выливается в определенный конфликт с обществом и с самим собой.

Разъясните популярно значение слова МАРГИНАЛ, Маргинальный? Тут один мне сказал, что это самостоятельный.

Valkir_i9

Маргинальность (позднелат. marginali - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Маргинальная группа людей - группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.

Таисия

Маргина́л, маргина́льный челове́к, маргинальный элемент (от лат. margo - край) - человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д. В современном русском языке это слово часто также употребляется как синоним понятия деклассированный элемент - представитель социального «дна» .

Юрий николаев

Изначально - человек находящийся на стыке двух социальных классов, при этом не относящийся ник одному из них. Пример: крестьянин приехавший в город на заработки. Со времененм это слово приобрело оскорбительный характер и сейчас используется в отрыве от первоначального значения. Сейчас употребление слова "м. " в оскорбительной форме характерно для молодежной прокремлевской пропаганды.

Нурбек джумакалиев

Вот я живу в азиатской стране, сами понимаете, тут очень чтут старые традиции и обычаи. Но я как человек, выросший в городе, окончивший русскую школу, выросший на американских фильмах (не всегда плохих), классической литературе, западной музыке, не всегда могу понять своих собратьев, некоторые обычаи считаю уже устаревшими, и потерявшими былую актуальность, а порой и просто изуродованными современными тенденциями. Естественно, с детства я испытываю жесткое неприятие моих высказываний со стороны родственников, на меня смотрят как на хулителя общественного спокойствия, как на вероотступника.
Итак, вопрос обществу: я маргинал?

Что и кто-маргиналы?

Настасья

Маргина́л, маргина́льный челове́к (от лат. Margo - край) - человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т. д.
Маргинальная группа людей - группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой она возникает, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.
Маргинальность (позднелат. marginalis - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, "пограничность" положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику.
Маргинальность - "пограничность", промежуточность положения индивида или социальной группы в социальной структуре общества. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям. Маргиналы, утрачивая прежние духовные ценности, испытывают трудности приобщения к чуждой им городской культуре, ненавидят мир, в который попали. Маргинальные слои пытаются навязать свою волю, вступают за поголовное равенство и даже за господство в обществе, что является одной из причин утверждения сталинщины как диктатуры маргинальных слоёв. Они - основная сила тоталитарного режима.
Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается "культурным гибридом" (Парк Р.) , разделяющим жизнь и традиции двух различных групп.
Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.
Маргинальный признак. Вообще в разное время в разных обстоятельствах каждый из нас слышал похожие слова: "маргинАлия", "маргинал", "маргинальный", а еще "маржинальный". Спроси об этом обычного человека - он плечами пожмет: да вроде понятно.. . "Маргинальный" - это.. . может быть, странный, неправильный?
Близко к правде, но не совсем правда. Начнем-ка мы с самого специального слова из этой семейки - с "маргиналии". От латинского "marginalis" (маргинАлис) - "находящийся на краю". Собственно, это корень всего семейства. "Находящийся на краю, сбоку". Упомянутая уже "маргиналия" - это пометка на полях книги или рукописи. А также - заголовок, вынесенный на поля книги или журнала. В общем, это полиграфический термин.
"Маргинальный" соответственно - это написанный на полях. Но это прямое значение слова. А кроме того, "маргинальный" - это побочный, не основной, не главный. Помните латинское "находящийся на краю"?
"Маргинал" - это термин как раз социологический. "Маргинал" - это тот, кто находится вне своей социальной группы, иначе - изгой.
Есть еще и словечко "маржинальный". Оно попросту ближе к французскому источнику, чем к своему латинскому корню. По-французски это произносится (маржиналь) ("marginal"). Собственно, "маржинальный" - это то же, что "маргинальный", и это экономический термин. "Близкий к пределу убыточности" - вот что это такое "маржинальный".

Брутальная зайко

Маргинальный человек - человек:
- находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур; и
- испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т.д.
лат.Margo - край

Флёра ринатовна

Маргина" лии | {лат marginalis находящийся на краю]
МАРГИНАЛЫ - обозначение личностей, социальных слоев или групп, находящихся на "окраинах", на "обочинах" или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социально-культурных норм и традиций. Типичный пример - перемещение сельских жителей в города, которое не сопровождается развертыванием социальной инфраструктуры

Маргинал – это человек, исключенный из различного рода институтов общества. Маргинальность причисляется к тем понятиям, какие при своей сложности одновременно у всех вокруг на слуху, но имеет трактовки очень неоднозначные, даже спекулятивного характера, часто с негативным окрасом. К такой категории людей часто относят и люмпенов – деклассированных элементов от общества. Что значит маргинал? Слово очень модное, ассоциирующееся с такими, как внесистемность, немейнстримность, нахождение за пределами взглядов господствующей группы.

Понятие маргинал раскрывается через свой латинский корень margo – край. Маргинал это человек, которого отнести к определенной социальной группе нельзя, он как бы зависает на грани отличных между собой групп, а посему ощущает их противонаправленное влияние.

Значение слова маргинал

Что значит маргинал? Маргинал это человек, который недостаточно участвует или полностью выключен из деятельности институтов общества: экономических, культурных, политических. Социальными науками полагается, что маргиналы – в некоем роде избыточный материал социума, нуждающийся в строгом контроле, мониторинге, требующий проработки. Это есть негативное явление социума, свидетельствующее о неполадках, болезнях внутри общества. Можно определить некую норму социального участия в жизнедеятельности общества и его групп, а недостаток участия есть отклонение от данной нормы.

Кто такой маргинал? Это человек, который, будучи помещенным за границу группы, воспринимается ее членами как чужак. Он одновременно объединяет в себе удаленность и близость с группой – он есть в ней физически, но, однако не включен в нее как ее член, не разделяет ее биографию, а является пришельцем, остановившимся словно гость в ней. Однако присутствие такого чужака дает группе шанс определить то, чем она сама не является, осознать свои границы. Также он разграничен с группой и может обладать объективностью в суждениях относительно нее, ведь он свободен и может ее покинуть.

Классическое понятие маргинал подразумевает не столько выключенность из группы, сколько нахождение на границе посреди двух групп. Как следствие маргинал несет в своей личности культурный , который не является сугубо психологическим, это не , не чувство обделенности и психологических неудобств в связи с невключенностью в группу. Это скорее практикуемая маргинальность. Этот конфликт осознается маргиналом в себе как причастность к нескольким несовместимым группам и невозможность себя полностью с одной из них.

Типы маргиналов

Каждого маргинала в более полной мере можно описать через особенности его маргинальности и причин, к ней приведших. Задавшись вопросом раскрыть типы маргинальности, мы можем говорить о делении на этнических, экономических, социальных и политических маргиналов. Что означают эти четыре подтипа?

Этнические маргиналы – те, кто сменили жизнь среди людей своей народности на жизнь в новых этносах. Обычно происходит это вследствие миграции населения, вынужденной или произвольной. Яркий пример вынужденного мигранта – это беженец, такой человек маргиналом становится поневоле, уезжает, спасая свою жизнь, и особенно сложным ее устроить на новом месте будет, если новый этнос значительно отличается от родного. Здесь могут влиять и языковой барьер, и отличная от остального населения внешность, и причастность к иной религии, и культурные различия.

Этническая маргинальность наиболее труднопреодолимая, она связана с теми факторами, которые человек подчас не в силах изменить – внешность, менталитет, обычаи. Именно этот тип маргиналов чаще всего не имеет личностных качеств, предопределяющих их маргинальность, а становится маргиналом поневоле. Чуть более мягким примером этнических маргиналов являются люди, переехавшие в новую страну, более обеспеченную и с большими возможностями, чем родина. Это мигранты из малообеспеченных стран. И для них преодоление маргинальности тоже практически невозможно, такие люди в течение всей жизни продолжают ощущать связи с родной народностью, но находятся вдали от нее.

Экономические маргиналы появляются вследствие изменений в финансовой сфере, это может быть потеря работы и невозможность найти новую, утрата привычных источников дохода, потеря собственности. Уровень экономической маргинальности значительно повышается в обществе в период экономических и политических кризисов как следствие уменьшения количества рабочих мест, а иногда и критического урезания целых сфер деятельности вплоть до полного их закрытия.

Примером может служить закрытие заводов, успешно работавших в советский период и расформирование их при приватизации и продаже. Тысячи специалистов оказались без возможности применить свои навыки и заработать этим, и лишь немногие смогли найти работу по профессии или переквалифицироваться. Инфляция, обесценивание накоплений – денежные причины появления экономических маргиналов. Также в ситуации острой нужды или мошенничества, разрастающегося в периоды кризисов, многие люди лишаются жилья и другой крупной собственности, и могут даже в крайнем случае перейти в категорию люмпенов, став людьми без определенного места жительства.

Понятие социальной маргинальности связано с незавершенностью перемещения между двумя социальными группами, обычно вертикального – движения в «социальном лифте». Однако, начав перемещение, с целью установления своего лучшего положения и занятия более выгодных позиций в своем обществе, человек может не достигнуть желаемого, «скатившись» до еще более низкого уровня. Либо остановиться на границе, будучи неспособным ни достичь желанного уровня, ни вернуться в прежнюю группу. Сюда можно отнести и все процессы маргинализации, связанные с неудачной сменой социального статуса – например смерть богатого супруга. Социальный маргинал теряет свой привычный образ жизни.

Политический маргинал – еще один распространенный тип, что связано с политическим кризисом, выросшим до предела неверием в те или иные силы в политике, снижением гражданского . Смена режимов, перемена государственности и общественных норм, проистекающих из законодательства и власти – все это рождает еще одну категорию маргиналов, психологически зависших, например, между СССР и уже отдельными странами постсоветского пространства. Чем чаще меняются режимы, чем меньше обещаний выполняется политиками – тем выше уровень политической маргинальности в обществе.

Примеры маргиналов

Интересно, что некоторые психологи, философы, социологи считают маргинальный тип личности наиболее цивилизованным, развитым типом, продвинутым, мобильным и подвижным, открытым к изменениям и всему новому.

Какие известные личности хорошо иллюстрируют маргинальность? Пожалуй, самый яркий пример – это Иисус Христос, Богочеловек в христианской традиции. Будучи уже даже рожденным в маргинальной среде – в хлеву, и дальше всей своей жизнью он не только не укрепляется в какой-то социальной группе, а напротив, разрушает многие нормы того общества: в юности учит в храме, в молодости разгоняет в нем менял, зарабатывает малооплачиваемым трудом, берет в ученики рыбаков, общается с блудницами, и даже умирает среди разбойников. И, однако, становится одной из влиятельнейших личностей не только лишь в христианской, но даже в светской среде, заложив в нее основы этики, высокие моральные стандарты.

Еще один интересный пример – великий русский писатель Лев Толстой. Он любил жизнь в деревне, отрицая многие привилегии дворянства, писал революционные книги для сознания не только тех времен, но и на сегодня, толковал христианские нормы, но был гоним церковными служителями, положив основу даже отдельному течению, толстовству. И не один только Толстой – все действительно великие писатели, поэты, драматурги, ставшие сегодня классикой, в свое время совершили уход из той или иной социальной группы, ощущали в себе эту культурную как минимум двойственность, которая и толкала их на написание любимых сегодня нами произведений.

В наши дни маргинальность получает новый виток в связи с распространением интернета, помогающего преодолевать любые границы. Все большее количество людей работают фрилансерами, сохраняя одиночество, нежелание интенсивных социальных контактов, отрицание общественно принятых норм жизни.

Человек устроен так, что ему нужно всё определять, создавать ярлыки, которые можно использовать в общении для упрощения или украшения своей речи. Термин «маргинал» создали американские социологи Роберт Эзра Парк (1864-1944) и Эверет Вернер Стоунквист (1901-1979), и его можно отнести не только к одному человеку, как определение архетипа личности, но и к обществу в целом.

Маргинал – это состояние человека, живущего в буфере между существующими социальными группами, расами, политическими взглядами, экономическим влиянием. Производная от латинского слова margo - край.

Такого человека можно отнести к нескольким группам одновременно, и на 100% ни к одной из них, вследствие непринятия и игнорирования его обществом. Он словно застрял в чистилище, из которого не может найти выход и чаще так и не находит, остаётся существовать в нём.

Сам по себе этот термин несёт негативные нотки, и его использование всегда окрашено в грустные тона. Потому, что люди привыкли всё определять, можно определить – значит нормально, значит, вписывается в рамки. К тому же, с политической точки зрения социальными группами людей управлять намного проще, когда знаешь их поведение, и можешь предугадать результат деятельности или планируемых действий. Маргинальные же личности для политиков являются угрозой, особенно когда они собираются в группы и принимают действия, результат которых может быть непредсказуемым и опасным.

Маргинальное поведение можно определить в разных сферах жизни, социологи разделяют его на следующие типы, которые мы разберем последовательно.

Социальные маргиналы

К ним относятся люди, с неопределённым статусом в обществе. В основном это молодые и пожилые люди. В первом случае, потому что еще не сформировался жизненный костяк, и они на перепутье в достижении социального статуса, который позволит им устояться как личности.

К примеру, освоение профессии после полученного образования, и карьера, семейное положение, и материальные предметы, такие как собственное жильё, машина, дача, гараж и т.д. В пожилом возрасте маргинальность возникает в связи с малой значимостью статуса в обществе.

Сюда же относятся люди, попавшие в межклассовое положение, в силу сложившихся обстоятельств. Молодой парень, получивший наследство после смерти отца и прокутив его, попал на дно жизни. Или жена олигарха, привыкшая жить в роскоши, после развода, оставшаяся ни с чем.

Биологические маргиналы

Люди, имеющие инвалидность или недееспособность, как физическую, так и умственную, которых не могут приравнять к основному статусу в обществе. Потому что они не смогут выполнять полноценную деятельность, к ним нужен особый подход, который не сразу ещё можно понять, поэтому чаще всего их отрицают и не принимают.

Их отрицают настолько, что общество порой даже не знает о существовании некоторых заболеваний и не хочет их узнавать.

Это так же отражается в отношении государственных деятелей, которые не следят за выполнением принятых норм построения инфраструктуры жизни для инвалидов. Редко в каком городе России встретишь пандусы на каждом тротуаре, или работающие механизмы для поднятия колясок в общественный транспорт. Они есть, но частями, как заплатки, тут и там, как сдали объект так и закончили, а как сможет продолжать свой путь инвалид в коляске, никому уже неинтересно.

К биологическому типу относятся и сексменьшинства – геи, бисексуалы, трансгендеры и лесбиянски. Много споров вызывают эти люди, и достаточно долгое время идёт процесс официального принятия их обществом. В некоторых странах их начали официально принимать, что проявляется в регистрации браков, и возможности усыновления детей.

И, тем не менее, отношение к таким людям в большинстве своём очень негативное, их обходят стороной, кто-то намеренно может причинить насилие, им сложно жить в обществе, их отрицают и могут не принимать на работу, или в свой круг общения. На них смотрят с отвращением. И сейчас, кажется, что их становится больше, но на самом деле, они просто начинают раскрываться, и объединяться в группы, устраивают, пикеты, парады, и другие акции в силу защиты своих прав на существование и принятие обществом. Такими действиями они доказывают свой статус и право на жизнь в равных условиях с другими людьми.

Этнические маргиналы

Миграция разных народов в страны других рас породило данный тип маргинального человека. При этом сильное внешнее отличие создает всё большее отрицание, но даже если внешне человек не отличается от живущей в стране расы, он так же находится в повышенной зоне риска - не принятия его обществом.

Ярким примером этнических маргиналов служит острая проблема в США «белой» расы с афроамериканцами. Отрицание их в обществе доходит до абсурда: если афроамериканец заезжает в район таунхауса, то «белые» соседи просто съезжают, лишь бы быть подальше от них. Или начинают вытеснять их, используя как психологический прессинг, так и физическое насилие.

В России маргиналы из восточных стран, приезжающих на заработки или с мечтами о лучшей жизни, подвергаются насмешкам и предвзятому отношению коренного населения городов. Их часто обманывают, и поступают недобросовестно.

Политические маргиналы

Смена власти и политического строя в стране порождает маргинальное поведение у человека, который отрицает новое направление власти и не способен принять его, остаётся в настрое старых политически устоев.

Самый яркий пример политического маргинального поведения это период перестройки в России, потому как до сих пор старые устои в обществе советской власти живут в сознании многих людей.

В Европе создание Евросоюза и объединение многих стран в него, так же отражают маргинальное поведение политического характера у народов, не принимающих его, и тем самым возникают мелкие революционные стачки, которые приходится подавлять властям.

Экономические маргиналы

В большинстве своем пересекается с политическим типом, потому как экономические маргиналы – это люди, потерявшие работу в связи с закрытием производств, в которых больше не нуждается государство, либо устаревшей профессией или заменившие их труд на машинный.

Примером экономического маргинала так же могут выступать люди, у которых пенсионный возраст наступает раньше установленного как основной в стране. В России ранний уход на пенсию положен для таких категорий работников: военнослужащие, медицинские работники, горнорабочие и некоторые другие у них наступает период, который называют маргинальным, потому что жизненная сила и способности еще на высоте, а возможности обретения новых профессий и знаний не всем бывают по силам.

Характерные признаки маргиналов

Современные социологи, психологи и философы находят проявление маргиналов в обществе как положительное, потому что такие люди гибкие, и способные на перестроение и усвоение новых знаний и норм поведения.

Когда человек по разным причинам, больше не видит ценности в существующем положении его дел, он переходит в состояние маргинала, и поиска новых идей и течений, при этом чувствуя и предполагая своё отрицание обществом, и близких людей.

Старые жизненные устои для него теряют смысл, а новые не принимаются, он подвержен состоянию депрессии и склонен к саморазрушению личности. Выход возможен в случае перехода в другую социальную группу и проявление именно в ней своих замыслов. Придя в комфортное состояние, он открывает у себя много новых возможностей, знаний и те грани жизни, которые другие не замечают из-за устоявшихся рамок обществом.

Кто такие маргиналы? Достаточно часто мы сталкиваемся с этим понятием и, как правило, оно имеет негативную окраску, граничащую едва ли не с оскорблением. Так кто такие маргиналы? Этимология термина происходит от латинского «marginalis», что буквально переводится как «с краю». Современная социология подразумевает под этим понятием человека (иногда группу лиц), который полноценно не вхож ни в одно общество, а находится в пограничном состоянии между разными социо-культурными слоями.

В современном значении этот термин родился в 1920-х годах в среде социологов, которые отмечали проблемы социализации мигрантов, попавших в новое для себя общество. Очутившись в чуждой социо-культурной среде, многие из них не могли адаптироваться к ее условиям - усвоить язык, поведенческие нормы и так далее. Эти люди буквально оказывались выброшенными из социальных процессов и находились на краю общества. Ярчайшим примером маргиналов современного мира являются потомки мигрантов в сегодняшней Франции. Наследники выходцев из стран Магриба (Туниса, Алжира и Марокко), они родились вне родины предков и уже не смогли социализироваться должным образом. Они плохо говорят на арабском, никогда не были в мусульманских странах. При этом не принимает основную часть из них и само французское общество. Живущие, как правило, в окраинных районах Лиона, Марселя или Парижа, такие люди также оказались на обочине общественных процессов, не говоря уже о болезненных социальных проблемах. Для потомков мигрантов во втором и третьем поколениях существует даже специальный термин, их называют беры (beurs - производное от arabics). Но маргиналы - это не только мигранты и их наследники. Человек может оказаться вне социума и по другим причинам - культурным, социальным или каким-то еще.

Кто такие маргиналы в обществе потребления?

Главной характеристикой так называемого общества потребления, о котором много говорят сегодня, является тот факт, что основная ценность человека в глазах производства - не его способности к работе и созданию каких-либо благ или услуг (как было раньше), а покупательная возможность, которая позволяет производителю реализовывать свой товар. Высокий уровень технологичности создает условия, в которых больше нет необходимости в большом количестве рабочих рук, однако произведенный в огромных объёмах товар необходимо куда-то постоянно сбывать. Отсюда и мода, меняющаяся с каждым сезоном буквально на все, и намеренно низкое качество товаров, и внушение чувства неполноценности обладателям сколько-нибудь несоответствующих девайсов. Таким образом, маргиналы в современном обществе - это те люди, которые не могут или не хотят постоянно покупать. Именно это снижает их социальный престиж и превращает в чудаков. Одновременно это не означает, что человек на самом деле не обладает покупательной способностью, он может иметь сколько угодно много благ, однако важно, что он их не реализует при возможности.

Кто такие маргиналы в других обществах?

Вместе с тем человеческая история знает множество примеров социальных ценностей. Но всегда маргинализация определялась отсутствием возможности или желания быть каким-либо образом полезным в этом обществе.

Читая бумажные или интернет-издания, можно нередко встретить слова, значение которых бывает непонятно. Эмбарго, мейнстрим, гендер, коллапс, гаджет, паттерн, ритейл, хэдлайнер, тренд, фейк... Что означают некоторые из них, можно догадаться по общему смыслу текста, но не всегда это удаётся легко. Задача упрощается, когда слово в настоящий момент времени используется СМИ настолько часто, что прочно запоминается, и читателю ничего другого не остаётся, кроме как узнать или догадаться о значении того или иного термина.

«Непонятные понятия»

Сложнее всего обстоит дело со словами, которые не используются ежедневно в речи большого числа журналистов. К таким относятся, например, «оферта» или «маргинал». Значение слова порой бывает трудно угадать по его звучанию. А если слово это иностранное, то задача становится практически невыполнимой. Приходится обращаться к толковым словарям, чтобы установить происхождение непривычного для уха термина.

Кто же такой маргинал? Значение слова особенно трудно установить по нескольким причинам. Во-первых, не все толковые словари дают полное количество значений. Во-вторых, сам смысл этого слова претерпел несколько кардинальных изменений, что сделало его довольно размытым и нечётким. Лишь проследив всю историю, можно разобраться в этом вопросе.

Прежде всего, маргинал - это не математическое понятие, не растение и не предмет гардероба. Это человек. А вот какой человек, что его отличает от всех остальных и за что он получил отдельный статус - все эти вопросы являются предметом подробного разговора.

Маргиналы начала XX века

Сам термин был сформулирован в 1928 году американским социологом Робертом Парком, с тех пор в своём значении претерпел значительные изменения. Первоначально Р. Парк, основоположник психологии городского образа жизни, считал, что маргинал - это тот, кто находится в неопределённом положении между сельским жителем и урбанизированным. Его привычная культура была разрушена, а в новую он не вписался. Такого человека можно назвать дикарём в каменных джунглях, настолько его поведение является неприемлемым в социальной среде города.

Термин был образован от латинского margo - «край». Таким образом, маргиналами называют людей, живущих на границе различных социальных стихий, но не вписывающихся в нормы ни одной из них.

Маргинальная личность по Роберту Парку

Значение слова с самого начала было достаточно негативным. Как лучше ответить на вопрос о том, Сам профессор Р. Парк так определял основные черты характера подобной личности: беспокойство, агрессивность, честолюбие, обидчивость и эгоцентричность. Обычно так называли разного рода асоциальные элементы: беднейших мигрантов, бродяг, бездомных, пьяниц, наркоманов, преступников. В общем, представителей социального дна. Пограничное состояние, в котором находятся эти люди, налагает отпечаток на их психику.

В любом обществе существуют свои писаные и неписаные правила, устои, традиции. Маргинал это всё отвергает, не чувствуя своего долга по отношению к обществу, не разделяя принятых в нём норм. По мнению Р. Парка, такие личности испытывают сильную потребность в одиночестве и уединённом образе жизни.

Классификация

Согласно современной социологической классификации, выделяются несколько групп людей, которых по ряду объединяющих черт можно назвать маргиналами.

В числе таких групп:

  • этнические маргиналы (потомки от смешанных браков, мигранты);
  • биологические маргиналы (люди с ограниченными физическими или умственными возможностями, лишённые внимания и заботы социума);
  • возрастные маргиналы (поколение, связь которого с большей частью общества оказалась разорвана);
  • социальные маргиналы (люди, не вписывающиеся в ту или иную социальную структуру в силу своего образа жизни, мировоззрения, профессии и т. п.);
  • экономические маргиналы (безработные и беднейшие слои населения);
  • политические маргиналы (те, кто использует непринятые в данном обществе методы политической борьбы);
  • религиозные маргиналы (верующие, не придерживающиеся определённой конфессии);
  • криминальные маргиналы (преступники, по меркам данного общества).

В современном обществе

В силу такой широкой классификации и постепенного расширения смысла понятия «маргинал», примеры можно найти в самых разных областях жизни:

  • бродяга, у которого нет ни жилья, ни работы;
  • человек, уехавший искать смысл жизни в Индию или Тибет;
  • хиппи, отрицающий социальную иерархию;
  • кругосветный путешественник, живущий в дороге;
  • наркоман;
  • отшельник, асоциальный человек;
  • фрилансер и любой «свободный художник», не связанный корпоративными условностями;
  • грабитель банков, нарушающий законы и вынужденный скрываться;
  • мультимиллионер, чей образ жизни значительно отличается от подавляющего большинства представителей социума.

Одним словом, все, кто не вписываются в так называемое «правильное» социальное поведение, могут называться маргиналами. Со временем значение этого термина значительно изменилось.

От социального дна до особой группы

К концу XX в. термин утратил своё первоначальное, резко негативное значение. В печатных, телевизионных и интернет-СМИ стали появляться такие словосочетания, как «маргинальная литература», «маргинальная тема», «маргинальная культура», «маргинальное движение», «маргинальное мировоззрение». В этих, на первый взгляд, весьма странных смысловых сочетаниях проявляется изменённое значение слова.

Теперь во многих случаях маргинал - это человек, чей образ жизни отличается от общепринятого. Причём это может быть как отличие со знаком «минус» (бездомный, пьяница), так и со знаком «плюс» (монах-отшельник, миллиардер).

Также нередким стало употребление этого слова в значениях: «принадлежащий к меньшинству», «малоизвестный», «маловлиятельный», «непонятный, неблизкий большей части общества».

Из-за преобразования смысла этого термина становится всё труднее дать однозначный ответ на вопрос о том, кто такой маргинал. Это слово постепенно лишается своей первоначальной, однозначно негативной окраски, приближаясь к нейтральному звучанию. Маргинал - тот, кто (по своей воле или нет) не вписывается в традиционный уклад своего социального окружения.

Маргинальные свойства предметов

Кроме значения, относящегося к человеческой личности или социальным группам, этот термин выражает определённые свойства материального мира. Например, в толковых словарях описываются следующие значения прилагательного «маргинальный»:

  • несущественный, второстепенный;
  • незначительный, неосновной;
  • написанный на полях (книги, рукописи и т. д.).

Иностранные слова с непонятными значениями окружают нас повсюду, но разобраться в них помогают современные словари. Так и с понятием «маргинал», значение которого разнообразно и нередко меняется в зависимости от ситуации употребления.