История смоленщины. Творческие проекты по истории смоленщины

Смоленская область – уникальный в географическом, историческом, культурном и экономическом отношениях край.

Уже много сотен лет назад здесь проходил торговый путь “из варяг в греки” - основная артерия славянских народов, которая, связывая север с югом, перекрещивалась здесь с дорогами, ведущими с запада на восток. В IX веке Смоленск был центром края, простиравшегося от Новгорода на севере до Киева на юге, от Полоцка – на западе и до Суздаля - на востоке.

На XII век приходится период расцвета Смоленского княжества. В это время начинается монументальное строительство, возводятся храмы, которые становятся гордостью русского зодчества. Смоленское княжество насчитывает 46 городов, 39 из них имеют укрепления…

Целый век Смоленская земля процветала. Но в 1230 году страшный мор опустошил ее. Вслед за этим последовало нашествие Батыя на Русь, агрессия Литвы… Монголы, дойдя до стен Смоленска, не смогли разорить его, но все же город платил им дань с 1274 по 1339 годы.

В 16 веке Смоленская земля становится частью сильного русского государства, однако, ее существование нельзя назвать спокойным. Объединившиеся с поляками литовцы не прекращают попыток вернуть утраченные ими территории, защита которых становится теперь уже общерусской задачей.

Именно в это время Смоленск стали называть “ключом” Москвы.

В XVIII веке Смоленск получает статус губернского города. Начинается активное строительство, увеличивается торговый оборот. Но – наступает 1812 год, и снова Смоленск становится на пути врага - на этот раз наполеоновских полчищ.

После Отечественной войны 1812 года Смоленск еще долго лежал в развалинах. Многие общественные и частные здания, ранее украшавшие город, так и не были восстановлены…

Во второй половине XIX века Смоленск становится крупным железнодорожным узлом. Это способствовало развитию торговли и промышленности.

Продолжал город энергично развиваться и после Октябрьской революции. В это время в Смоленске и области создавались предприятия крупной промышленности – льнокомбинат, машиностроительный завод, многие другие.

И снова мирное развитие было прервано войной. Летом 1941 года на смоленской земле разыгралось сражение, в результате которого на два месяца было задержано продвижение гитлеровцев к Москве…

Более двух лет Смоленщина находилась в оккупации. Война нанесла области огромный ущерб. После немецко-фашистской оккупации в Смоленске осталось лишь 7 % неповрежденной жилой площади, разрушенными оказались более 100 промышленных предприятий. В развалинах лежали Вязьма, Гжатск, Ельня, Дорогобуж, Велиж, Демидов, Духовщина, Рославль…

Сознавая огромное значение Смоленской области для страны, СНК СССР в 1945 году включил Смоленск и Вязьму в число 15 русских городов, подлежащих первоочередному восстановлению, для чего были созданы все условия…

В кратчайшие сроки область была восстановлена. Вскоре объем промышленного производства превысил довоенный уровень и продолжал расти с каждым днем.

В ознаменование заслуг жителей города, Смоленску было присвоено звание города-героя. Это высокое звание он носит с честью.

У верхних берегов Днепра на семи холмах Смоленской возвышенности расположился небольшой город, принёсший славу России. Смоленск находится почти в 400 км. от Москвы, имеет орден Отечественной войны I степени и награждён медалью «Золотая звезда».

История города насчитывает множество веков. Когда-то на его месте был перевалочный пункт, на котором смолили лодки гордые варяги. Ремесленники, выполнявшие работы, дали название будущей крепости.

Берега Днепра хранят память о шумном торговом центре на пересечении важнейших торговых путей. До монголо-татарского ига город активно развивался и хорошел. Под властью татар город выстоял, но постепенно стал терять своё центральное значение.

За века своего существования город не раз переходил от русского государства к княжеству Литовскому и обратно. Жители выдерживали осады и терпели поражения, благодаря предательству, протестовали против власти Московии и подчинялись силе государей, были частью Речи Посполитой, спорным уделом княжеств.
С XVII века город окончательно вошёл в русское государство, став его граничной западной крепостью. Смоленское сражение с войсками Наполеона привело к поражению и сожжению города. В дальнейшем его восстановление растянулось на годы.

Однако создание крупных железнодорожных узлов дало новый виток в развитии города. В начале двадцатого века Смоленск был уже видным культурным центром. После революции 17 года город относили то к белорусской, то к российской земле, закрепив его в итоге за Российской Федерацией.

Великая Отечественная война принесла очередные разрушения. Однако битва под Смоленском надолго задержала фашистов на пути к Москве. Город пережил оккупацию, был почти уничтожен, погибло множество людей. Однако после войны был восстановлен. За сопротивление фашистам Смоленск получил звание города-героя.


Сейчас Смоленск является красивым культурным, промышленным и административным центром России, крупным железнодорожным узлом, соединяющим Россию со многими зарубежными государствами. Он является родиной многих известных деятелей культуры и искусства, в том числе и М.И. Глинки, известнейшего в мире композитора, принесшего нашей стране частичку музыкальной славы.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ СМОЛЕНСКА

Познакомиться с основными достопримечательностями Смоленска можно, гуляя пешком. Древний город кривичей, раскинувшийся на зеленых холмах, с удовольствием расскажет вам свою историю.

Две самых главных смоленских достопримечательности, которые обязательно стоит посетить, - это Смоленский Успенский собор и крепостная стена — это настоящие самобытные символы Города-Героя.


Смоленский Успенский собор

Также рекомендую пройтись по «Аллее памяти героев». Очень красивое место. В августе 1812 года в центре города, у крепостной стены, состоялось открытие этой аллеи. Событие было связано со 100-летней годовщиной Бородинского сражения. 26 августа тут был поставлен бронзовый бюст полководца М.И. Кутузова.

В годы Великой Отечественной в Смоленске работал военным корреспондентом известнейший русский поэт Александр Трифонович Твардовский. В квартире, где поселился поэт рождались строки «Василия Теркина» и других поэм. Сейчас — здесь квартира-музей, а неподалеку от нее установлен памятник Теркину.

Кстати, строил Крепостную стену, точнее автором проекта был великий архитектор того времени — Конь Фёдор Савельевич, настоящая фамилия, возможно, Иванов — крупнейший русский зодчий рубежа XVI — XVII веков, носивший высокий персональный титул «государев мастер». Ему также воздвигли памятник.

Всех достопримечательностей в один день Вам не обойти — здесь их просто огромное количество. Приезжайте сами и познакомьтесь лично с историей города и его архитектурой. Всем рекомендую.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Беляев, И. Н. Золотые звезды Смоленщины. Новые имена. Герои Российской Федерации, Советского Союза, кавалеры трех орденов Славы / И. Н. Беляев. – Смоленск: Издательство «Смоленская городская типография» , 2006. - 232 с.

В книге И. Н. Беляева, историка, писателя-краеведа, почетного гражданина города-героя Смоленска, ветерана войны и труда, заслуженного работника культуры России, рассказывается о земляках, удостоенных звания Героя Российской Федерации, Советского Союза, кавалерах трех орденов Славы, чьи имена стали известными в последнее время. В книге читатель найдет материалы о военачальниках, которым посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации за боевые подвиги на смоленской земле в 1941-1942 гг.

Книга рассчитана на тех, кто интересуется героическим прошлым смоленского края, профессионально занимается патриотическим воспитанием молодежи, формированием русского национального сознания.

Беляев, И. Н. Память огненных лет. Опыт энциклопедического путеводителя по военной истории Смоленщины / И. Н Беляев. – Смоленск: СГПУ, 2000. - 464 с.

Известный смоленский историк-краевед, участник Великой Отечественной войны, полковник в отставке, заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза журналистов России И. Н. Беляев предлагает читателям книгу о военном прошлом Смоленского края. Книга рассчитана на преподавателей вузов, колледжей, техникумов, школ, гимназий, студентов и учащихся, музейных работников, сотрудников городских и районных администраций, всех, кто интересуется героическим прошлым Смоленщины.

Вороновский, В. М. Отечественная война в пределах Смоленской губернии: репр. воспр. Текста изд. 1912 г. / В. М. Вороновский. – Смоленск: «Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова» , 2006. - 96 с. : ил.

В 1912 году, 31 августа по старому стилю, В. М. Вороновский от имени Смоленского земства вручил последнему российскому императору Николаю II книгу «Отечественная война в пределах Смоленской губернии», а царевичу Алексею - сокращенный вариант юбилейного издания под тем же названием. Брошюра изначально предназначалась для массового читателя и определялась автором как «народная книга».

Репринтное издание «народной книги» без изменений воспроизводит авторское повествование о событиях 1812 года с сохранением всех иллюстраций: репродукций картин и карты передвижения войск.

Глушкова, В. Г. Смоленская земля. Природа. История. Экономика. Культура Достопримечательности. Религиозные центры / В. Г. Глушкова. - М. : Вече, 2011. - 400 с. : ил. - (Исторический путеводитель).

В этой книге в живой и увлекательной форме рассказывается о природных, духовных и рукотворных богатствах Смоленской области, ее истории, культуре, людях и главных религиозных центрах. Читатель сможет познакомиться с основными достопримечательностями Смоленска, малых городов области и ряда селений. В книге приведена подробная информация о бывших дворянских усадьбах и их обитателях, архитектурно-художественных и культурных ценностях, памятниках природы и православных святынях и реликвиях.

Автор рассказывает о более чем 90 личностях, чья жизнь была так или иначе связана со Смоленщиной. Среди них и Владимир Красно Солнышко, Владимир Мономах, князь Г. А. Потемкин, великий русский композитор М. И. Глинка, адмирал П. С. Нахимов, фельдмаршал М. И. Кутузов, партизан и поэт Д.В. Давыдов, Маршалы Советского Союза Г. К. Жуков и М. Н. Тухачевский, поэт М. В. Исаковский, путешественники Н. М. Пржевальский и П. К. Козлов, и такие известнейшие уроженцы Смоленской земли, как первый космонавт ЮА. Гагарин и любимые всеми актеры Юрий Никулин и Анатолий Папанов.

Город Смоленск. Возвращение к жизни. 1813-1828 годы. Документы Государственного архива Смоленской области. – Смоленск: «Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова» , 2012. - 288 с. : ил.

В сборнике представлены документы, относящиеся к небольшому периоду смоленской истории после наполеоновского нашествия. В 1813 году жителям губернского центра предстояло заново обустроить жизнь в сожженном, лежавшем в руинах городе. Документы сохранили для нас удивительную историю возрождения города Смоленска в 1813-1828 годах. В книге читатель найдет сведения о том, как взаимодействовали городская власть и службы, чем занимались «городовые обыватели», как велись строительство и ремонт зданий и сооружений (некоторые сохранились и до сих пор украшают город).

Издание адресовано всем, кто интересуется историей.

Иванов, Ю. Г. Город-герой Смоленск. 500 вопросов и ответов о любимом городе / Ю. Г. Иванов. – Смоленск: Русич, 2011. - 384 с. : ил.

Книга популярно рассказывает о богатой истории одного из древнейших русских городов, его улицах, площадях, памятниках и достопримечательностях, о прославленных уроженцах и великих людях, связанных с городом. Построенное по форме вопроса и ответа, издание раскрывает важнейшие моменты его истории и жизни. Иллюстративный материал делает книгу более содержательной и информативной.

Кононов, В. А. Смоленские губернаторы. 1711-1917 / В. А. Кононов. – Смоленск: Маджента, 2004. – 400 с. - (Свидетельствуют документы).

В книге на фоне общероссийской эволюции института губернаторства рассказывается о лицах, занимавших должности смоленских генерал-губернаторов, гражданских и военных губернаторов со времени учреждения губернаторского поста в губернии до событий 1917 года. Особое внимание уделяется значению деятельности каждого из губернаторов для развития Смоленщины и вопросам взаимодействия местной и центральной властей. Издание предназначено для преподавателей, студентов и всех тех, кто интересуется историей родного края.

Лапикова, А. В. Прогулки по Смоленску / А. В. Лапикова. – Смоленск: Русич, 2006. - 192 с. : ил.

Где в Смоленске улица из одного дома? Какая улица в древности звалась Великой и почему? Ответы на эти и другие вопросы любознательный читатель найдет в этой книге, написанной живо и увлекательно. Читателю предлагается совершить путешествие по улицам древнего города, почувствовать его своеобразие, окунуться в атмосферу глубокой старины.

Митрофанов, А. Г. Городские прогулки. Смоленск / Алексей Митрофанов. - М. : Ключ-С, 2009. - 240 с.

Смоленск - город на Западе России. Но соседство с «просвещенной Европой» далеко не всегда шло на пользу Смоленску. В случае войны ему доставалось, как правило, в первую очередь.

Об этих и других страницах истории многострадального, но несгибаемого города Смоленска - в этой книге.

Модестов, Ф. Э. Смоленская крепость / Ф. Э. Модестов. – Смоленск: Издание Центра по охране и использованию памятников истории и культуры Смоленской области, 2003. – 144 с. : ил.

Книга посвящена истории строительства смоленской крепости, ее архитектурному фортификационному значению.

Издание предназначено историкам, краеведам, преподавателям школ и ВУЗов, студента.

Мощанский, И. Б. У стен Смоленска / И. Б. Мощанский. - М. : Вече, 2011. - 304 с. : ил. - (Забытые страницы Второй мировой).

Издавна город Смоленск играл в военной истории России особую роль, первым принимая па себя удар агрессоров, стремившихся поскорее захватить Москву. С 10 июля по 10 сентября 1941 года у стен города развернулось Смоленское сражение, в котором в течение двух месяцев Красной Армии на равных удавалось бороться с непобедимым доселе германским вермахтом. Задержав противника и сорвав движение группы армий «Центр» на столицу, наши войска все-таки оставили Смоленск, освободить который удалось только в 1943 году. С 7 августа по 2 октября войска Калининского и Западного фронтов провели стратегическую наступательную операцию «Суворов», освободили от оккупантов Смоленскую и часть Калининской областей, города Ельня, Духовщина, Рославль, Смоленск и вступили в пределы Белоруссии. Жители города во время тяжелых испытаний проявили себя настоящими патриотами своей Родины, поэтому ныне Смоленск с честью песет высокое звание города-героя.

Перлин, Б. Н. Смоленск и его улицы: историко-географические очерки / Б. Н. Перлин. - Смоленск: Смядынь, 2012. - 272 с.

В книге обобщен большой фактический материал о развитии Смоленска с древнейших времен до наших дней, о формировании системы его улиц и городских топонимов. Прослеживается влияние геополитических, исторических и природных факторов на судьбу города, изменения в его экономике и демографии. Описывается как нынешний облик городских улиц, так и прежний вид многих из них на основании исторических документов и личных впечатлений автора. Книга адресована всем тем, кто с интересом относится к истории одного из древнейших городов России и перспективам его развития.

Пронин, Г. Н. Оборонительные укрепления Смоленска конца XV - XVII вв. у Молоховских ворот / Г. Н. Пронин, В. Е. Соболь. – Смоленск: Свиток, 2012. - 120 с.

В издании публикуются результаты спасательных археологических работ Смоленской экспедиции Института археологии Российской академии наук 2010-2011 гг. в районе Молоховских ворот крепостной стены г. Смоленска. В ходе проведенных археологических изысканий при строительстве подземного перехода на пл. Победы были открыты дерево-земляные фортификационные укрепления второй половины XVI - XVII вв. - остатки деревянного тына, земляного вала, укрепленного срубными конструкциями, настилы нескольких ярусов мостовых улицы, ведущей к древним Молоховским воротам. А также дополнительные оборонительные сооружения, возведенные польским гарнизоном Смоленска в период осады города войском Алексея Михайловича в 1654 г. Получена богатая коллекция индивидуальных находок и массового материала XVI-XVII вв.

Книга адресована специалистам и всем интересующимся историей России.

Сквабченков, Н. М. По Старой Смоленской дороге: путеводитель / Н. М. Сквабченков. – Смоленск: Свиток, 2015. - 176 с. : ил.

Путеводитель рассказывает о Старой Смоленской дороге, сыгравшей большую роль в истории России.

Автор книги - историк, член Союза краеведов России, известный смоленский экскурсовод Николай Михайлович Сквабченков. Он является автором целого ряда изданий, таких как «Смоленск купеческий», «Смоленская крепость», «Благодарная Россия героям 1812 года», «Соборный холм. Путеводитель», а также многих краеведческих публикаций в периодической печати.

Книга «По Старой Смоленской дороге» - результат долгих лет работы Н. М. Сквабченкова по этой теме. Автор рассказывает о возникновении и развитии некогда важнейшей в русских землях дороги, знакомит читателей с историей населённых пунктов и с памятниками, расположенными на ней.

Особый интерес представляют воспоминания разных людей, которые приводятся в путеводителе.

Смоленск, из пепла возродившийся. 71-й годовщине Великой Победы посвящается / главн. ред. С. С. Щемелев. – Смоленск: Форвита, 2016. - 160 с. : ил.

В книге читатель увидит новые страницы славной истории Смоленска, выразившейся в непомерном труде по восстановлению разрушенного города. Сотни предприятий, тысячи людей, упомянутых в этой книге, стали героями теперь уже на трудовом фронте. В книге также освящена тема «Бессмертного полка» - работники предприятий Смоленска рассказывают о своих воевавших родственниках.

Книга имеет своей целью - воспитание у молодых смолян, особенно не слышавших живых рассказов участников войны, духа непримиримости к фашизму как мировому злу.

Смоленск. 1150 лет. История и культура: альбом. – Смоленск: ООО «Кантилена» , 2013. – 216 с. : ил.

Яркий, красочный альбом был выпущен специально к юбилею города Смоленска. Содержит увлекательную информацию об истории города, культуре, архитектуре и о современной жизни Смолян.

Страницы истории Смоленщины. Книга для дополнительного чтения / Ю. Г. Иванов, Е. Н. Агинская, О. Ю. Иванова и др. – Смоленск: Русич, 2007. - 544 с. : ил.

Книга «Страницы истории Смоленщины» предназначена прежде всего для учащихся школ в качестве дополнительного чтения по истории родного края. Она будет полезна для работы над докладами и сообщениями, поможет в углубленном изучении ряда тем. Ее главы раскрывают отдельные исторические этапы развития Смоленской земли начиная с древнейших времен вплоть до XX в. Специальная глава посвящена выдающимся людям края.

Заключительная глава книги построена по территориальному принципу и содержит большой информативный материал по истории населенных пунктов всех 25 административных районов области. На Смоленщине в городах, селах и деревнях сохранилось огромное количество археологических памятников, культовых объектов, архитектурных ансамблей, отдельных жилых домов и общественных зданий, инженерных и промышленных сооружений, монументов и мемориалов. Немало в области и памятников природы.

Смоленская земля - арена важных исторических событий. Многие выдающиеся и талантливые личности, прославившие Россию, родились здесь, судьба и деятельность значительного числа известных лиц также связана со Смоленщиной. Не являясь уроженцами Смоленской земли, они, тем не менее, именно здесь служили на благо Отчизны, а некоторые из них и отдали за нее жизнь.


Смоленский институт экономики
НОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет управления и экономики»

Контрольная работа
Предмет: История и культура Смоленска и Смоленской области.
Вариант № 4

Выполнил: Елена Валерьевна Третьякова
1 курс, группа №16-29730/1-1
Проверил: к.и.н., доц. Демочкин Андрей Васильевич

Смоленск
2012 год

    Перечислите характерные черты социально-эк ономического развития Смоленской земли в составе ВКЛ.
Смоленск отказывался признавать чужеземных властителей. Чтобы усмирить непокорный город, хан Узбек в 1339 году направил сюда большой монголо-татарский отряд. Вражеская рать подошла к Смоленску, сожгла его посады, но штурмовать крепость не посмела, ушла обратно в Золотую Орду.
С середины 13 века русским землям начали угрожать литовские князья. Будучи раздробленной, ослабленной татаро-монгольским игом и борьбой против немецко-шведской агрессии, Русь не могла оказать им серьезного сопротивления. Великое княжество Литовское одну за другой захватывало западные и южные русские области. Литовские феодалы совершали частые набеги и на Смоленское княжество, предпринимали многократные попытки захватить его столицу.
А Смоленск переживал одну беду за другой. В 1308 году он был охвачен голодом. Умирали тысячи людей. Мертвых не успевали хоронить. Улицы были завалены трупами. Страшный голод свирепствовал в городе и в 1313-1314 годах. он тоже унес в могилу множество смолян. Голодным выдался и 1322 год. В 1340 году Смоленск постигло новое бедствие – пожар уничтожил в городе все постройки. масса смолян погибла в 1352 году от чумы. "Черная смерть" опустошала город в 1364, 1377 и 1389 годах. А в 1387 году в Смоленске осталось несколько десятков человек, которые чудом спаслись от чумы. Но жизнь снова возрождалась. Однако беды не кончались. Много жителей погибло от голода в 1390 году. затем через десять лет снова последовали подряд два голодных года.
Нетрудно представить, каково было моральное состояние уцелевшего население и могли ли смоляне при таких невзгодах противостоять завоевателям.
Литовские князья, используя бедственное положение города, стали врываться в него. Но смоляне каждый раз находили в себе силы и выгоняли вон непрошенных гостей.
Чтобы укрепить свое владычество в русских землях, литовские феодалы в конце 14 века стали искать политического сотрудничества с польскими магнатами. Оно было закреплено в Кревской унии. После этого набеги литовцев на Смоленск участились.
В 1401 году литовское войско осаждало город на протяжении почти двух месяцев, но взять его не смогло. Захватчики пытались овладеть Смоленском в 1402 и 1403 годах, однако тоже безуспешно. Тогда литовские князья вооружили свое войско тяжелыми пушками и подвергли город варварскому артиллерийскому обстрелу. Смоляне выстояли и на этот раз. Горожане храбро отбивались от неприятеля в течение всей весны 1404 года. И только измена помогла литовцам 26 июня 1404 года ворваться в город.
С того времени Смоленск 110 лет находился под владычеством Литвы, но и пережив столь длительную оккупацию, не утратил черты русского города.
Вхождение в состав Великого княжества Литовского Смоленска и других русских городов, а также украинских и белорусских земель с более развитыми общественными отношениями и культурой способствовало дальнейшему развитию общественно-экономических отношений в самой Литве. Ее великие заимствовали у русских многие правовые нормы, формы государственного управления и т.п. Литовцы, не имевшие тогда еще своей письменности, сделали государственным русский язык. Таким образом, ход исторических событий углублял и укреплял экономические и культурные связи между литовским, русским, белорусским и украинским народами.
Совместными усилиями эти народы сдержали натиск армии немецких феодалов, не дали ей распространить завоевания на восток. Сокрушительный удар по рыцарям Тевтонского ордена был нанесен объединенными силами литовских, русских, украинских, белорусских и польских войск при участии чешских отрядов в знаменитой битве под Грюнвальдом на севере современной Польши в 1410 году. В этом сражении принимали участие и смоленские полки.
Феодалы, крестьяне и горожане составляли основное население страны. Феодалы не были одинаковыми. Выделялись: 1) богатые и знатные (князья и паны), которые владели землями, передававшимися по наследству и 2) средние и мелкие (бояре), обязанные нести военную службу. В 16 веке бояре стали называться на польский манер – шляхта. Феодалы постепенно приобретали все большие права. Великие князья за поддержку себе вынуждены были одаривать их не только новыми привилегиями, но и землями. Раздача земель сокращала государственные доходы и ослабляла власть великого князя. На протяжении 14 – 15 веков земля перешла в руки великого князя, феодалов и церкви. Крестьяне теперь только пользовались ею. От того чьей землей они пользовались, их разделяли на государственных, частновладельческих и монастырских. Крестьяне могли быть «похожими» (вольными), сохранившими личную свободу и право ухода от феодала и «непохожими», лишенными этого и передававшимися по наследству. Особой группой сельского населения была «невольная челядь». Они не вели свое хозяйство, жили при дворе феодала, прислуживали ему и были его полной собственностью.
Сельские поселения состояли из хозяйств отдельных семей – дымов. Крестьяне этого села составляли общину. Каждая семья обрабатывала свой надел и передавала его по наследству. Но лугами, лесами, выгонами для скота распоряжалась община. На Смоленщине села не были большими, они насчитывали 8-12 дымов (дворов), так как большие удобные незаболоченные участки земли встречались редко. Все селяне за пользование землей должны были выполнять различные повинности. Подати раскладывались на каждый дым, а ответственность за их выполнение несла вся община. Главными повинностями были дякло (бралась зерном) и мезлева (мясом, птицей, яйцами). Часть крестьян платила оборок деньгами (грошами).
Городские ремесленники и торговцы, или как их позднее стали называть, - мещане, выполняли особые обязанности и повинности. Главная – поддержание в порядке городского замка (укрепления) и защита города от неприятелей. Купцы уплачивали в казну мыто за ввоз и вывоз товара. Кроме того, горожане должны были исправлять городские дороги, давать подводы для послов и гонцов, платить судную, свадебную и вдовью пошлины, сторожить по очереди дома наместников и воевод, городскую казну. Кроме торговцев и ремесленников, в городах проживали также слуги крупных феодалов, присматривавшие за их городскими домами, и подданные епископов и других представителей духовенства. В отличии от остальных горожан на них не распространялись городские повинности. Смоленской землей управлял наместник, назначенный великим князем. При наместнике был совет (рада), состоявший из знатных людей. В него обязательно входили смоленский епископ, окольничие, казначей, городничий, маршалок. Смоленские мещане избирали своего старосту. Он ведал городскими делами, сбором пошлин, представлял горожан в органах верховной власти. Смоленская земля делилась на волости, которыми управляли тивуны. Такая система управления государством обеспечивала участие феодалов в управлении и охраняла их политические и экономические права и интересы.
15 век для Смоленщины был сравнительно мирным, если не считать первого и последнего десятилетия. Он был благоприятным и для развития хозяйства. Основу его составляло сельское производство. Как и раньше, были годы, когда эпидемии и сюрпризы природы сильно уменьшали численность людей. Особенно трудными были 1436 – 1438 годы. Доходило даже до людоедства.
Бедствия и войны опустошали села и деревни. Часть жителей уходили в соседние земли. Чтобы заселить особенно опустевшие восточные районы, великий князь разрешил селить в них москвичей и тверичей. Несмотря ни на что, растут новые поселения. Расчищаются от леса земли под пашню, увеличиваются площади посевов. Основой земледелия было двуполье. Больше всего сеяли рожь и овес. Пахали на волах и лошадях. Широко развивалось скотоводство. Смоленщина в то время была крупным поставщиком меда и воска. Охота давал пушнину. Города были центрами ремесла и торговли. Большую часть городских жителей составляли ремесленники.
Смоляне вели беспрерывную борьбу против угнетателей. Особенно мощным было восстание горожан весной 1440 года, вошедшее в историю под названием Великая замятня. Тогда все, кто мог держать оружие в руках, поднялись против литовских поработителей. Восставшие кузнецы, мясники, портные, ямщики, котельщики и другие черные люди уничтожили в Смоленске вражеский гарнизон, изгнали литовского наместника. Город был полностью освобожден от захватчиков.
Литовские феодалы послали на усмирение смолян крупный воинский отряд. Но жители Смоленска стойко оборонялись. Они отбили все вражеские приступы. Осаждавшие были вынуждены запросить подкрепление. Они обложили город со всех сторон, подвергли его жестокой блокаде и непрерывному артиллерийскому обстрелу. В городе начался голод, возникли пожары. Но восставшие продолжали бороться из последних сил. А силы были неравными. Литовские войска во много раз превосходили численно защитников Смоленска. И тем не менее войскам удалось осенью 1441 года ворваться в город..
Литовское правительство, пытаясь во что бы то ни стало удержать в своих руках ключ к Русскому государству, значительно укрепило Смоленск, обнесло его дубовой стеной с башнями, наводнило многочисленным войском. По тем временам такая крепость считалась неприступной, но русским войскам нужно было ею овладеть. Это требовали интересы Русского централизованного государства. И великий московский князь Василий III, энергично боровшийся за воссоединение русских земель, в ноябре 1512 года предпринимает свой первый поход на Смоленск. Однако осада, продолжавшаяся шесть недель, не принесла успеха. Второй поход на Смоленск был предпринят осенью 1513 года. Осада города продолжалась свыше четырех недель, но как и первая закончилась безрезультатно. Русские войска были вынуждены возвратиться в Москву.
Решающий третий поход на Смоленск начался летом 1514 года.. В нем участвовало 80 тысяч человек, в обстреле принимало участие 300 пушек. После нескольких залпов смоленский наместник Юрий Сологуб запросил перемирия на один день, но Василий III отказал ему в этом. И канонада продолжилась. Тогда под давлением смоленского «черного люда» наместник и воевода приняли решение о капитуляции. Смоленск открыл свои ворота 1 августа 1514 года. Так Смоленск был возвращен России.
    Дворянские усадьбы на Смоленщине и их владельцы.
Со второй половины 18 века дворяне Смоленской губернии начинают строить усадьбы. Естественно, что в наибольшей степени все многообразие и богатство дворянского усадебного мира выражали крупные усадебные комплексы. В них традиционно входили главный дом с флигелями, хозяйственные и служебные постройки, парк с беседками, пруды, сады, цветники, оранжереи, усадебный храм. В качестве примера крупнейших усадеб Смоленщины можно назвать Хмелиту (Грибоедовы, Волковы), Дугино (графы Панины, кн. Мещерские), Холм (Уваровы), Высокое (графы Шереметьевы), Липецы (Хомяковы), Николо-Погорелое и Алексино (Барышниковы), Александрино (кн. Лобановы-Ростовские), Самуйлово и Пречистое (кн. Голицыны), Аполье (кн. Друцкие-Соколинские), Беззаботы (Пассеки, Гедеоновы), Васильевское (Повалишины), Герчики (Корбутовские), Григорьевское (Лыкошины), Засижье (Ваксели), Крюково (Лыкошины, Гейдены), Мачулы (Реады, Энгельгардты), Вонлярово (Вонлярлярские), Рай (Вонлярлярские, Ромейко-Гурко), Скугорево (Воейковы, Муравьевы), Аделоидино (кн. Васильчиковы), Уварово (Лесли), Щелканово (Колечицкие), Козулино (Лыкошины), Кощино (Храповицкие, кн. Оболенские), Овиновщина (кн. Урусовы), Крашнево и Яковлевичи (Пассеки), Климово (Энгельгардты), Городок (Нахимовы), Покровское (Энгельгардты), Преображенское (кн. Щербатовы), Васильевское (графы Орловы-Денисовы, графы Граббе). В настоящее время сохранились усадьбы в селе Хмелита, Новоспасское и Фленово. В полуразрушенном состоянии находится усадьба Шереметьевых в селе Высокое Новодугинского района. В селе Дугино находятся остатки усадьбы Панина. Усадебные комплексы наиболее полно сохранились в Смоленском районе. Усадьбу в деревне Герчики выкупили владельцы московской фирмы, где после проведения реконструкции и реставрации открыли отель.
Мария Клавдиевна Тенишева и ее усадьба в Талашкино.
Летом 1896 года Тенишева упросила свою подругу Святополк-Четвертинскую продать ей Талашкино. Мария испытывала такую нежность к этому месту, будто оно было одушевленным. Благодаря Тенишевой Талашкино стало известно всему культурному миру.
В стремлении создать в отдалении от больших городов своего рода эстетический комплекс Тенишева не была одинока. Но нигде не было подобного размаха, отлично организованной на протяжении двадцати лет творческой работы, таких успехов и резонанса не только в России, но и за рубежом.
В Талашкине появились новая школа с последним по тем временам оборудованием, общедоступная библиотека, целый ряд учебно- хозяйственных мастерских, где местные жители, в основном молодежь, занимались обработкой дерева, чеканкой по металлу, керамикой, окраской тканей, вышивкой. Началась практическая работа по возрождению народных ремесел. К этому процессу было привлечено немало местных жителей. Например, только русским национальным костюмом, ткачеством, вязанием и крашением ткани были заняты женщины из пятидесяти окрестных деревень. Их заработок достигал 10-12 рублей в месяц, что было тогда совсем неплохо. Места, где люди способные быстро набирались опыта, постепенно становились производством.
В Талашкине делали, по существу, все и из всякого материала. Посуда, мебель, изделия из металла, украшения, вышитые шторы и скатерти - все это поступало в открытый Тенишевой в Москве магазин «Родник».
От покупателей не было отбоя. Заказы приходили и из-за границы. Даже чопорный Лондон заинтересовался изделиями талашкинских умельцев.
Этот успех не был случайным. Ведь Тенишева пригласила в Талашкино жить, творить, работать и тех, кто составлял в то время художественную элиту России.
В мастерских деревенский мальчонка мог пользоваться советами М.А. Врубеля. Узоры для вышивальщиц придумывал В.А. Серов. М.В. Нестеров, А.Н. Бенуа, К.А. Коровин, Н.К. Рерих, В.Д. Поленов, скульптор П.П. Трубецкой, певец Ф.И. Шаляпин, музыканты, артисты - эта земля становилась для многих мастеров студией, мастерской, сценой.
Днем Талашкино словно вымирало, а под крышами мастерских шла непрерывная работа. Зато когда наступал вечер…
Тенишева организовала здесь оркестр народных инструментов, хор крестьянских детей, студию художественного слова. Получило Талашкино и театр со зрительным залом на двести мест. Декорации расшивали В. Васнецов, М. Врубель, местные смоленские художники, проходившие у них «практику». Репертуар был разнообразный: небольшие пьесы, классика. Ставили Гоголя, Островского, Чехова. С неизменным успехом шла «Сказка о семи богатырях», написанная самой Тенишевой. Она часто выступала на сцене своего театра как актриса.
Сама Мария Клавдиевна представляла собой уникальное создание природы, когда прекрасная внешность и внутренняя глубина находятся в гармонии и дополняют друг друга.
В Тенишеву влюблялись очертя голову. Художники, видя ее, тянулись к кисти. Только один Репин, говорят, написал с нее восемь портретов. Конечно, красота княгини просилась на полотно. Крупная, высокая, с густой копной темных волос и гордо посаженной головой, она была завидной моделью. Но среди изображений Марии удачных очень немного. Рисовали красавицу женщину, «Юнону-воительницу». Человек же с очень непростым характером, с бушевавшими в нем страстями, с талантами и редкостной энергией не помещался на холсте, ограниченном тяжелой рамой.
Быть может, только Валентину Серову удалось победить чисто внешнее впечатление от яркой, эффектной женщины и оставить вечности главное, что было в Тенишевой, - жившую в ней мечту об идеале, к которому она продиралась засучив рукава, не обращая внимания на насмешки и неудачи.
Деятельность княгини, которая забирала все время и огромные суммы, вкладываемые в Талашкино, не способствовали миру и спокойствию в семье. Сам Тенишев, которому выстроенное в Петербурге училище, получившее впоследствии его имя, стоило колоссальных трат, многие начинания жены считал излишними. Финансовая помощь, оказываемая княгиней художникам, ее поддержка культурных начинаний обходились дорого. Вместо заботливой хозяйки роскошных столичных особняков, занятой от нечего делать заботами благотворительности, он имел подле себя какой-то бурлящий поток, пробивавший себе дорогу по своему собственному руслу.
Княгиня увлекалась эмалью - той отраслью ювелирного дела, которое заглохло еще в XVIII веке. Она решила ее возродить. Целые дни проводила Мария Клавдиевна у себя в талашкинской мастерской, возле печей и гальванических ванн. Остались фотографии: она в темной одежде с закатанными рукавами, в фартуке, суровая, сосредоточенная.
Не удовлетворенная полученными образцами эмали, Мария поехала на выучку к ювелиру с мировой славой - мсье РенэЛалику. За короткий срок она в работе с эмалью достигла высоких результатов. Вернувшись в Талашкино, Тенишева получила более двухсот новых оттенков непрозрачных эмалей. Ее работы выставлялись в Лондоне, Праге, Брюсселе, Париже.
В 1903 году, после кончины мужа, княгиня Тенишева получила право распоряжаться семейным состоянием.
В 1905-м она подарила свою колоссальную коллекцию предметов искусства городу Смоленску. Власти не захотели предоставить ей помещение для ее показа. Более того, они вовсе не спешили принять дар княгини. Тогда Тенишева купила кусок земли в центре города, выстроила на свои средства музейное помещение и разместила там коллекцию.
Но, не успев открыться, музей оказался в опасности. В городе и деревнях начались поджоги, прокламации летали там и тут, кто-то уже видел выброшенные иконы и людей с красным флагом в руках.
Тайно ночью, упаковав коллекцию, Тенишева увезла ее в Париж. А вскоре в Лувре открылась выставка, о которой трубили все европейские газеты.
Редчайшая коллекция икон, собрание русского фарфора, резьба по слоновой и моржовой кости, коллекция царских одежд, расшитых серебром и золотом, кокошники, украшенные жемчужной россыпью, исторические реликвии от петровского до александровского времени, творения безвестных народных умельцев и лучшие образцы талашкинских мастерских.
За коллекцию балалаек, расписанных в Талашкине Головиным и Врубелем, Марии Клавдиевне предлагали астрономическую сумму. В газетах тех лет писали, что коллекция никогда не вернется домой: ее показ в разных странах мира может стать для владельцев настоящим золотым дном. Но в Смоленск вернулось все до единой вещи. Тенишева вновь обратилась к властям города, отказываясь от прав собственности и оговаривая только три условия: «Мне хотелось бы, чтобы музей навсегда остался в городе Смоленске и чтобы ни одна вещь не была взята в другой музей». И еще: она просила сохранить за ней право пополнять музей новыми экспонатами и «содержать его за свой счет».
30 мая 1911 года состоялась торжественная передача музея городу Смоленску.
Октябрьский переворот 1917 года застал Тенишеву уже во Франции. Из России приходили ужасающие вести. Княгиня купила под Парижем кусок земли и назвала Малое Талашкино.
После революции музей «Русская старина» постигла участь многих художественных собраний. Коллекции перегруппировывались, их «выживали» из собственного помещения, и, наконец, они оказались в чужих, совершенно не приспособленных для хранения. И, само собой, сделались недоступными для людей. Все, что было построено в Талашкине, постепенно ветшало, растаскивалось местными жителями и в конце концов сошло на нет. В церкви Святого Духа, построенной Тенишевой и расписанной Н.К. Рерихом, хранили картофель. Гробница В.Н. Тенишева была разорена, а его прах выброшен. Имя же княгини, не желая прослыть «неблагонадежными», старались не упоминать.
Надо было пройти многим десятилетиям, чтобы на Смоленщине поняли: она теряет свой шанс быть интересной соотечественникам и миру не только историей, но и сокровищами культуры. Не местное чиновничество, а рядовые музейные сотрудники берегли то, что осталось, спасали, как могли, казалось, уже никому не нужные картины и рукописные псалтыри, страдавшие от сырости. У кого-то оставались старые планы, чертежи, фотографии. Берегли, как принято в России, «на всякий случай». И он настал, этот случай, когда в Талашкине застучали топоры. Снова поднялось бывшее школьное здание, теперь отведенное под музей, в котором со старых фотографий спокойно и чуть печально смотрит на «племя младое, незнакомое» смоленская княгиня.
Мария КлавдиевнаТенишева умерла весной 1928 года в Малом Талашкино под Парижем. Похоронили ее на кладбище Сент-Женевьев де Буа.
После ее смерти прошло больше трех десятилетий. В отдел культуры Смоленского горисполкома пришли две старушки и сказали, что, будучи еще совсем молодыми женщинами, состояли в добром знакомстве с Марией Клавдиевной. А теперь им пора исполнить свой долг.
Из потрепанной старомодной сумочки одна за другой стали появляться редкостной красоты драгоценности: броши, кулоны, браслеты, кольца, изумрудные россыпи, блеск бриллиантов, густая синева сапфиров, вправленных в золотую оправу.
Посетительницы объяснили, что, уезжая, смоленская княгиня просила сберечь драгоценности до лучших времен, которые, как ей думалось, обязательно настанут. В случае чего просила передать их музею. К вещам прилагалась опись. Старушки просили проверить и принять.
Эта усадьба - редкий образец крупного имения эпохи барокко.

Александр Сергеевич Грибоедов и его усадьба в Хмелите.
В 16 в. село принадлежало князьям Буйносовым-Ростовским. В конце 17 в. Хмелитой владел С.Ф. Грибоедов, чей конфликт с подчиненными ему стрельцами стал детонатором для "хованщины" - крупного стрелецкого бунта 1682 г. против правления царевны Софьи. С 1747 г. имением владел лейб-гвардии капитан-поручик Преображенского полка Федор Алексеевич Грибоедов, дед знаменитого драматурга. При Ф.А. Грибоедове в 1753 г. началось строительство главного дома, в 1759 г. возведена Казанская церковь. Четыре флигеля и хозяйственные постройки показаны уже на планах генерального межевания 1778 г. Два парка - регулярный и пейзажный - упомянуты в примечаниях к планам, составленных чуть позже. В 1789 г. за озером была возведена Алексеевская церковь (не сохранилась), более оригинальная и гармоничная, нежели Казанская. Ядром Алексеевской церкви была двусветная ротонда с граненой шлемовидной главой, венчавшей пологую коническую кровлю над низким аттиковым ярусом. Высокий антаблемент поддерживали полуколонны, разделявшие проемы на 12 осях. Нижние окна в барочных наличниках с фронтонами были высокими арочными, верхние - круглыми. Низкий квадратный переход соединял храм с коренастой трехъярусной колокольней под широким и высоким шпилем на четырехлотковой кровле. Барочный пластичный декор подчеркивал приземистые арки звона и большие круглые окна в среднем ярусе. Была при усадьбе и третья церковь - деревянная Успенская, построенная на небольшом кладбище, недалеко от Казанской, к юго-западу от нее и просуществовавшая до 1836 г. В 1790-1810-е гг. (до 1812 г.), в свои детские и юношеские годы, здесь каждое лето гостил А.С. Грибоедов (его мать, Анастасия Федоровна, была дочерью Федора Алексеевича).Хмелитские впечатления отразились в творчестве А.С. Грибоедова - более всего в комедии "Горе от ума". По преданию, дядя поэта А.Ф. Грибоедов послужил прообразом Фамусова, а его зять И.Ф. Паскевич-Эриванский - прототипом Скалозуба. Здесь же А.С. Грибоедов познакомился с будущим декабристом И.Д. Якушкиным.
В дни Отечественной войны 1812 г. в Хмелите вместе с оккупационными войсками останавливался ближайший сподвижник Наполеона, вице-король Неаполя и обеих Сицилии маршал Франции Мюрат. Во время отступления французских войск в Хмелите стоял конный партизанский отряд генерал-майора И.М. Бегичева.
Основная часть усадьбы 18 нач. 19 в. имела симметричную осевую планировку. С запада, от долины р. Вязьма, открывался вид на главное здание, на ступенчатые террасы перед ним и на церкви. Верхняя терраса, с четырьмя двухэтажными флигелями в ее углах, служила парадным двором. На середине ее длинной восточной стороны возвышался большой господский дом. По другую сторону дома находился квадратный регулярный парк с главной аллеей по оси дома и всего ансамбля. Аллея кончалась прямоугольным копаным прудом. К северу парк переходил в пейзажный, эта часть была намного больше по площади и имела свой пруд с островом посредине.
Около 1836 г. главный дом капитально переделывают, а у Казанской церкви расширяют трапезную. Барочную декорацию фасадов господского дома стесывают и заменяют на ампирную. Перед парадным фасадом появляется сильно вынесенный четырехколонный портик с треугольным фронтоном, над домом сооружается деревянный бельведер. Юго-восточный флигель, остававшийся до 20 в. одноэтажным, соединяет с главным домом галерея 1780-х гг.
Начиная со 2-й трети 19 в. Хмелита быстро меняет владельцев - сначала она переходит в руки представителей женской линии фамилии Грибоедовых, а в 1869 г. продается сычёвскому купцу Сипягину. К концу 19 в. "дом был в ужасном состоянии, никто не жил в нем уже много лет. Все было запущено. Северный флигель снесен, верхний этаж южного флигеля разрушен. В зале на полу сушилось зерно, из скважин паркета росла рожь". Но при этом в усадьбе тогда сохранялись "старинный парк, великолепные скотный и хлебный дворы и масса других построек. Кроме этого было 5 000 десятин полей и леса, два озера, пруд". Граф П. А. Гейден купил это имение в 1894 г., когда в огромном доме (с 8 детскими, 53 прочими комнатами и картинной галереей) была распродана вся мебель, и новым хозяевам пришлось закупать ее заново. Перед октябрьским переворотом усадьбой владела В.П. Гейден-Волкова, при которой в 1912 г. надстроили второй этаж над галереей и юго-восточным флигелем. Тогда при строительстве силосохранилища наткнулись на фундаменты дома, в котором раньше жили актеры и цыгане, составлявшие театральный хор. Среди усадебных сооружений, исчезнувших к 1910-м гг., была столярная мастерская, изготовлявшая мебель. Видимо, уже с 1880-х гг. в усадьбе появилась "сырная фабрика", принадлежавшая швейцарцу Шильдту, который поначалу обосновался с производством сыра в близлежащей усадьбе Лобановых-Ростовских "Торбеево" (на территории нынешнего Новодугинского р-на). Около 1910 г., после пожара в имении Гейденов "Глубокое" (Псковская губерния), оттуда в Хмелиту перевезли 130 картин, собранных князем Н.Н. Дондуковым-Корсаковым, когда он возглавлял Академию Художеств. Среди картин были работы Джорджоне, Гвидо Рени, Рафаэля Менгса, КамиляКоро и других известных мастеров.
В 1918 г. в главном здании разместили Народный дом - с театром, читальней, чайной. Его закрыли в 1919 г., а вещи, картины и библиотеку передали в музеи и собрания Смоленска, Вязьмы и Москвы. Во время немецко-фашистской оккупации главный дом был занят штабом гитлеровских войск и получил три пробоины от снарядов нашей артиллерии. В советское время разобрали два флигеля и до неузнаваемости изуродовали Казанскую церковь, уничтожив трапезную и колокольню. Два других храма снесли до основания. С 1970-х гг. идет восстановление архитектурных построек усадьбы. Большой вклад в него сделал работник московских реставрационных мастерских, а впоследствии директор музея в этой усадьбе В.Е. Кулаков. Исследование и подготовку проектных чертежей провел московский архитектор-реставратор М.М. Ермолаев. Восстановление исчезнувших усадебных построек продолжается. Среди них - конюшня с барочным обрамлением круглых окон по сторонам крупной входной арки. Наличники имеют ступенчатый верх и легкий прямоугольный выступ фартука под нижним горизонтальным обрезом. Часть стен конюшни была бревенчатой, с кирпичными каркасными столбами в мерном ритме. В настоящее время в усадьбе сохранились главный дом, галерея и юго-восточный флигель, воссозданный реставраторами юго-западный флигель, восточное и западное здания служб к юго-востоку от главного дома, Казанская церковь, остатки регулярного парка.

Михаил Иванович Глинка в Новоспасском
Музей-усадьба М.И. Глинки в Новоспасском – единственный мемориальный музей великого композитора, основоположника русской классической музыки. Новоспасское – поистине сказочный уголок смоленской земли, расположенный на берегу реки Десна. Здесь Глинка провел 12 лет детства, неоднократно приезжал сюда будучи взрослым человеком.
Уникален и неповторим пейзажный парк усадьбы: многочисленные цветники, каскады прудов, беседки, мельница, оранжерея, островок Муз и Амуров лужок. Основу экспозиции составили переданные в свое время родственниками композитора подлинные предметы из родового дома в Новоспасском, мемориальные вещи.
Достопримечательностью усадьбы является действующая родовая церковь семьи Глинок. Ежегодно в конце мая – начале июня на Смоленщине проводится музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки, завершение которого традиционно проходит в Новоспасском.
Во владение Глинок - потомков старинного польского шляхетского рода, от которого в 1655 году отпочковалась ветвь смоленских дворян - усадьба Новоспасское, а точнее, пустошь Шатькова, как она первоначально называлась, перешла в 1750-году. Небольшой деревянный дом, в котором родился композитор, был выстроен в конце XVIII века дедом М.И. Глинки - отставным майором Н.А. Глинкой. Тогда же, в 1786 году, была сооружена каменная усадебная Спасо-Преображенская церковь, по имени которой селение получило название Новоспасское. На безымянном ручье, впадающем в Десну, был устроен каскад прудов, а по обеим сторонам разбит небольшом парк, впоследствии значительно увеличившийся. Для него отец М.И. Глинки - отставной капитан Иван Николаевич Глинка (1777-1834), к которому усадьба перешла в 1805 году - специально выписывал из Петербурга, Риги и даже из-за границы саженцы и луковицы редких растений и цветов.
Усадебная церковь построена дедом Глинки в стиле провинциального барокко. Возле церкви похоронены родители композитора. В 1812 году отряд французских солдат, заняв Новоспасское, попытался ограбить церковь, но крестьяне во главе со священником И. Стабровским - первым учителем М.И. Глинки - заперлись в храме и успешно отбились от неприятеля. Французы ограбили усадьбу, дом священника, но церковь осталась нетронутой.
Спасская церковь славилась своими колоколами. Самый большой из них весил 106 пудов. Его звук был слышен на десять верст окрест. В этот колокол по приказанию хозяина усадьбы звонили целый день, когда пришла весть о победе над Наполеоном и об изгнании врага из пределов России.
Колокола Новоспасской церкви чудом сохранились во время коммунистических погромов. В 1941 году священник и несколько мирян сняли колокола и затопили их в Десне. Кто-то из местных сообщил об этом фашистам. Они схватили священника и начали его пытать, обливая на морозе холодной водой и требуя, чтобы он указал место, где спрятаны колокола - цветной металл был нужен для победы третьего рейха. Священник умер под пытками - фашисты заживо заморозили его. После войны один из новоспасских колоколов был найден и ныне находится в смоленском музее.
Михаил Иванович рос в большой семье, у него было шесть сестер и два брата. Душой семьи была мать Евгения Андреевна. 49 лет она прожила в Новоспасском, заботливо воспитывая своих детей. Самым любимым и дорогим для матери был старший сын Михаил.
Юный Глинка воспитывался по методе того времени. Была у него гувернантка-француженка, обучавшая его читать и писать. Архитектор, нанятый в имение, учил рисовать. Глинка рано заинтересовался географией, начав путешествовать по книгам и картам, и они определили его дальнейший интерес к странствиям.
Большое влияние на будущего композитора оказала его няня Авдотья Ивановна. Она с особой охотой пела мальчику русские песни и рассказывала увлекательные сказки, сумев привить ему любовь к родному фольклору. Глинка всегда тепло вспоминал ее, и, несомненно, многое из услышанного в детстве от няни глубоко запало ему в душу.
Усадебный дом в Новоспасском был построен И.Н.
и т.д.................

Город в России, административный центр Смоленской области. Город-герой (1985). Расположен в верховьях , между Духовщинской и Краснинско-Смоленской возвышенностями.

Город в Средние века

Первое датированное упоминание о Смоленске встречается в Устюжском летописном своде и относится к 863 году. Летописец отмечал, что «град велик и мног людьми». Вероятно, первоначально Смоленск был центром обитавшего здесь племени кривичей и располагался на 10 км западнее нынешнего города, в районе современного села Гнёздова. Название города чаще всего связывается со словом «смола», которую гнали и продавали местные жители для ремонта проходивших по Днепру судов. В некоторых источниках встречается раннее название поселения - Смоленец. Возникший на торговом пути , в верховьях Днепра, Смоленск имел большое значение для всей , был крупным военным, торговым и ремесленным центром. Смоленские князья неоднократно становились Великими Киевскими князьями.

Христианство пришло в Смоленск в 1013 году, но первый каменный храм в городе появился лишь спустя столетие, в 1101 году. Тогда распорядился заложить на Соборной горе Смоленский Успенский собор. XII - начало XIII века стали эпохой расцвета Смоленского княжества: в Смоленске велось массовое каменное строительство, были возведены церкви Петра и Павла, Иоанна Богослова, Михаила Архангела. В ту пору Смоленск насчитывал около 30-35 тысяч жителей и по количеству памятников архитектуры уступал только Киеву и . В первой половине XII века под Смоленском, в бухте реки Смядыни, был основан Борисоглебский монастырь. Строительство шло на том месте, где в 1015 году люди Святополка Окаянного убили муромского князя Глеба, ставшего одним из первых русских святых.

Первый период расцвета Смоленского княжества тесно связан с именами внука Владимира Мономаха, князя Ростислава Мстиславовича, и его сыновей Давыда и Романа. О Давыде летопись свидетельствует, что он «любил книги читать и память острую имел», а о Романе - что он был «вельми учён всяких наук».

В 1230-1232 годах почти всё население Смоленска было поражено моровым поветрием, а в 1238 году к городу подступили войска , но смолянам удалось отразить нападение. В XIII веке Смоленское княжество испытывало постоянную внешнюю угрозу, прежде всего, со стороны Великого княжества Литовского на западе и Великого княжества Московского на востоке. Завоевательные походы воинственных соседей разорили Смоленск и нанесли значительный ущерб его развитию. К негативным для города последствиям приводили и пожары: в 1194, 1308, 1340 и 1415 годах Смоленск выгорал практически полностью.

Между Литвой и Москвой

В 1404 году войска литовского князя Витовта после двухмесячной осады овладели Смоленском, и с тех пор город на протяжении 110 лет входил в состав Великого княжества Литовского. В 1410 году смоленские полки в составе литовско-польской армии принимали участие в против сил Тевтонского ордена. В 1440 году смоляне, недовольные ущемлением прав православных, восстали против литовского наместника и избрали нового воеводу - князя Андрея Дорогобужского, и правителя - князя Юрия Мстиславского. Однако уже в следующем году литовцы вернули Смоленск под свой контроль.

В 1514 году московский великий князь отбил Смоленск у Литвы: такие попытки Москва предпринимала и ранее, но лишь теперь добилась успеха. Понимая, что противник будет предпринимать попытки вернуть Смоленск, в 1595 году царь издал указ о строительстве в Смоленске каменной крепости. Руководить процессом было поручено «государеву мастеру» из Москвы Фёдору Коню. На закладке крепости присутствовал сам Борис Годунов. Мастера и материалы прибывали в Смоленск со всей страны, и в результате всего за семь лет в городе была построена крепость протяжённостью около 6 км с 38 башнями. Современники прозвали её «Каменным ожерельем всея Руси». До наших дней сохранилось около 3 км стены и 17 башен крепости.

4 августа войска Наполеона подступили к Смоленску. На следующий день город был взят: взорвав в нескольких местах крепостную стену, французы вступили в Смоленск. Во время боёв в городе произошёл сильный пожар: в огне погибли более 1,5 тысяч обывательских домов и около 300 лавок. В Смоленске французами был казнён подполковник П.И. Энгельгардт, курировавший организацию партизанских отрядов в Смоленской губернии.

После окончания Отечественной войны 1812 года Смоленск оказался в руинах. Из 15 тысяч жителей города уцелели 600 человек. В 1816 году государство выделило из казны средства на помощь горожанам, а в 1817 году был утверждён новый план восстановления Смоленска, разработанный архитектором Гесте. Архитектор отказался от лучевой схемы застройки города, предпочтя ей исторически сложившуюся сеть улиц с небольшим выпрямлением внутри крепости. В 1830-х, в пору, когда смоленским губернатором был Н.И. Хмельницкий, в губернском центре проходила интенсивная застройка: Смоленск «принял приличный вид и украсился мостовыми, каменными зданиями и мостами». В конце XIX - начале XX века в городе проходила очередная волна активного каменного строительства и развития инфраструктуры. В середине XIX века Смоленск стал важным железнодорожным узлом, связывающим Москву, Ригу, Брест и Орёл. В 1901 году в Смоленске появилась первая электростанция, а вслед за ней и трамвай. В 1912 году в городе с помпой отпраздновали 100-летие войны с Наполеоном: в Смоленске появился целый ряд памятников той войне, в том числе знаменитая Аллея героев с бюстами полководцев.

Смоленск в годы советской власти