Крымские татары кто они и откуда. Крымские татары: история, традиции и обычаи

Крымские татары - весьма интересный народ, возникший и сформировавшийся на территории полуострова Крым и южной Украины. Это народ с драматической и неоднозначной историей. В статье пойдет речь о численности, а также о культурных особенностях народа. Кто же они - крымские татары? Фото этого удивительного народа вы также сможете найти в данной статье.

Общая характеристика народа

Крым - необычная многокультурная земля. Здесь оставили свой ощутимый след многие народы: скифы, генуэзцы, греки, татары, украинцы, русские... В этой статье мы остановимся лишь на одном из них. Крымские татары - кто они? И как появились в Крыму?

Народ относят к тюркской группе алтайской языковой семьи, его представители общаются между собой на крымско-татарском языке. Крымские татары сегодня (другие названия: крымцы, крымчаки, мурзаки) проживают на территории Республики Крым, а также в Турции, Болгарии, Румынии и других странах.

По вере большая часть крымских татар относится к мусульманам-сунитам. У народа есть свой гимн, герб и флаг. Последний представляет собой полотнище голубого цвета, в левом верхнем углу которого изображен особый знак кочевых степных племен - тамга.

История крымских татар

Этнос является прямым предком тех народов, которые в разные времена были связаны с Крымом. Они представляют собой некий этнический микс, в формировании которого взяли участие древние племена тавров, скифы и сарматы, греки и римляне, черкесы, турки и печенеги. Процесс формирования этноса длился не одно столетие. Цементным раствором, скрепившим этот народ в единое целое, можно назвать общую обособленную территорию, ислам и один язык.

Завершение процесса формирования народа совпало с возникновением мощной державы - Крымского Ханства, которое просуществовало с 1441 по 1783 год. Большую часть этого времени государство было вассалом Османской Империи, с которой Крымское Ханство поддерживало союзнические связи.

В эпоху Крымского Ханства крымско-татарская культура пережила период своего расцвета. В это же время были созданы величественные памятники крымско-татарской архитектуры, например, ханский дворец в Бахчисарае или мечеть Кебир-Джами в историческом районе, Ак-Мечеть в Симферополе.

Стоит отметить, что история крымских татар весьма драматична. Самые трагические её страницы относятся к ХХ столетию.

Численность и распространение

Общую численность крымских татар назвать очень непросто. Приблизительная цифра составляет 2 миллиона человек. Дело в том, что крымские татары, которые в разные годы покинули полуостров, ассимилировались и перестали считать себя таковыми. Поэтому установить их точную численность в мире сложно.

По данным некоторых крымско-татарских организаций, за пределами своей исторической родины проживает около 5 миллионов крымских татар. Самая мощная их диаспора - в Турции (около 500 тысяч, однако цифра очень неточная) и в Узбекистане (150 тысяч). Также довольно много крымских татар осело в Румынии, Болгарии. В Крыму на данный момент проживает не менее 250 тысяч крымских татар.

Поражает численность крымско-татарского населения на территории Крыма в разные годы. Так, по данным переписи за 1939 год, их численность в Крыму составляла 219 тысяч человек. А ровно через 20 лет, в 1959 году, крымских татар на полуострове было не более 200 человек.

Основная часть крымских татар в Крыму проживает сегодня в сельской местности (около 67 %). Наибольшая их плотность наблюдается в Симферопольском, Бахчисарайском и Джанкойском районах.

Крымские татары, как правило, свободно владеют тремя языками: крымско-татарским, русским и украинским. Кроме этого, многие из них знают турецкий и азербайджанский языки, которые очень близки к крымско-татарскому. Свыше 92% крымских татар, проживающих на полуострове, считают своим родным языком крымско-татарский.

Особенности крымско-татарской культуры

Крымские татары создали уникальную и самобытную культуру. Литература этого народа начала активно развиваться во время Крымского Ханства. Еще один её расцвет приходится на XIX век. Среди выдающихся писателей крымско-татарского народа - Абдулла Дерменджи, Айдер Осман, Джафер Гафар, Эрвин Умеров, Лилия Буджурова и другие.

В основе традиционной музыки народа - давние фольклорные песни и легенды, а также традиции исламской музыкальной культуры. Лиричность и мягкость - вот основные черты крымско-татарской народной музыки.

Депортация крымских татар

18 мая 1944 года - черная дата для каждого крымского татарина. Именно в этот день началась депортация крымских татар - операция по принудительному выселению их с территории Крымской АССР. Руководило операцией НКВД по приказу И. Сталина. Официальным поводом для депортации стало сотрудничество отдельных представителей народа с нацистской Германией в годы Второй мировой войны.

Так, в официальном положении госкомитета по обороне СССР указывалось, что крымские татары дезертировали из Красной армии и вступали в гитлеровские отряды, воюющие против Советского Союза. Что интересно: тех представителей татарского народа, которые воевали в Красной армии, также депортировали, однако уже после окончания войны.

Операция по депортации длилась два дня, и в ней было задействовано около 30 тысяч военных. Людям, по воспоминаниям очевидцев, давали полчаса на сборы, после чего грузили в вагоны и отправляли в восточном направлении. Всего было вывезено свыше 180 тысяч человек, в основном на территорию Костромской области, Урала, Казахстана и Узбекистана.

Данная трагедия крымско-татарского народа хорошо показана в фильме "Хайтарма", который был снят в 2012 году. К слову, это первый и пока единственный полнометражный крымско-татарский фильм.

Возвращение народа на свою историческую родину

Крымским татарам было запрещено возвращаться на свою родину вплоть до 1989 года. Национальные движения за право вернуться в Крым начали зарождаться в 60-х годах ХХ века. Одним из лидеров этих движений стал Мустафа Джемилев.

Реабилитация крымских татар датируется 1989 годом, когда Верховный Совет СССР признал депортацию незаконной. После этого крымские татары начали активно возвращаться на свою родину. На сегодняшний день в Крыму насчитывается около 260 тысяч крымских татар (это составляет 13% всего населения полуострова). Однако, возвращаясь на полуостров, люди столкнулись с массой проблем. Самые острые среди них - это безработица и отсутствие земли.

В заключение...

Удивительный и интересный народ - крымские татары! Фото, представленные в статье, только подтверждают эти слова. Это народ с непростой историей и богатейшей культурой, которая, без сомнения, делает Крым еще более уникальным и интересным для туристов регионом.

Арсен Бекиров
Со стороны крымскотатарский народ кажется монолитным, но общаясь с татарами, часто можно услышать: «У Заремы свекор „тридцатка“, а свекровь керченская ногайка» или «мой папа бахчисарайский тат, а мама ускут». Это названия субэтнических групп - этаких «народов внутри народа».
Считается, что крымскотатарский народ состоит из трех субэтнических групп: степняков (ногаев), горцев (татов) и южнобережных (ялыбойлю). Депортация ослабила, но не стерла различия: симпатия к «своим» проявляется и на бытовом уровне, и в бизнесе, и в политике.
«У славян это явление называется кумовством. Оно в той или иной мере свойственно всем народам», - говорит политолог Алиме Апселямова.

Одни - политики, другие - ученые
В руководстве крымскотатарского меджлиса ведущая роль у выходцев с Южнобережья. Глава меджлиса Мустафа Джемилев и его правая рука Рефат Чубаров считают родным селом Ай-Серез (Междуречье, около Судака). Из тех же мест и муфтий Крыма Эмирали Аблаев. Впрочем, Джемилев отрицает, что подбирал соратников по месту рождения.
«Я узнал, что у Рефата корни из Ай-Сереза только после того, как он стал моим первым замом», - говорит крымскотатарский лидер. Хотя его оппоненты утверждают, что Джемилев и Чубаров - дальние родственники.
Степняков‑ногаев выделяет тяга к образованию и наукам. Например, ректор Крымского инженерно-педагогического университета Февзи Якубов родился в Черноморском районе. Ногаями являются также многие руководители КИПУ - большая часть деканов и проректоров. Якубов утверждает, что фактор землячества для него не имеет значения, но при этом признает - отношения между субэтническими типами влияют на атмосферу в коллективе.
«Бывает, что человек некомпетентен, а потом ходит и рассказывает, что таты или отузы не дали ему работать», - рассказывает ректор.

Ногаи - выходцы из степи
Ногайский тип крымских татар сформировался в степных районах полуострова. В ногаях смешалась кровь половцев, кыпчаков и частично ногайцев - народа, который сейчас живет на Северном Кавказе. Во внешности большинства степняков есть элементы монголоидности: их отличает небольшой рост и узкие глаза. По языковым и фольклорным особенностям степные крымские татары делятся на три группы: выходцы из северо-западного Крыма (нынешние Сакский, Черноморский и Раздольненский районы), жители центральной степи и восточные ногаи - преимущественно выходцы из Ленинского района. Последние считают себя «настоящими» степняками, в отличие, например, от евпаторийских ногаев, среди которых немало светлокожих с каштановыми или темно-русыми волосами.
 Особенности: среди крымских татар распространено убеждение, что мужчины-ногаи отличаются рассудительностью и спокойным нравом. Женщины, наоборот, более темпераментны и частенько управляют своими мужьями.

Таты - дети гор
Таты до депортации жили в горных и предгорных районах Крыма. Крымские татары называют эту территорию «орта йолакъ» - средняя полоса. В них смешаны гены чуть ли не всех племен и народов, населявших Крым с древних времен: тавров, скифов, сарматов, аланов, готов, греков, черкесов, хазар и других. Внешне таты похожи на жителей Восточной Европы, в том числе, украинцев. Историки до сих пор спорят о происхождении слова «таты» - по одной из версий, так во времена крымского ханства называли перешедших в мусульманскую веру христиан.
 Особенности: бахчисарайские таты считаются интеллигентными, балаклавские - упрямыми и вспыльчивыми.

Ялыбойлю - южные парни
Так называют уроженцев Южного берега Крыма, но на самом деле настоящие ялыбойлю жили на участке от Фороса до Алушты. У обитателей судакского региона - ускутов - есть свои особенности.
Южнобережные татары - это потомки греков, готов, турок, черкесов и генуэзцев. Внешне ялыбойлю похожи на греков и итальянцев, но встречаются голубоглазые и светлокожие блондины.
 Особенности: считается, что южнобережных отличает предприимчивость и деловая хватка.

Этнографические типы есть у многих народов. Например, среди украинцев выделяют бойков, полищуков, литвинов, лемков

Семьи не препятствуют смешанным бракам. Правда, если случаются семейные ссоры, муж и жена могут упрекнуть друг друга в «ялыбойских понтах» или «ногайской стервозности»

«Различия - это вовсе не показатель разобщенности народа. Наоборот, наличие четко выраженных этнических групп указывает, что крымские татары являются развивающимся этносом», - считает культуролог Ветана Вейсова

Как они говорят
Диалекты ногаев и ялыбоев различаются примерно так же, как русский и украинский язык. В основу литературного крымскотатарского языка лег язык татов - он объединяет признаки «северного» и «южного» говора.

Этногенез крымских татар

В современном мире насчитывается около 800 наций. Все они имеет свою историю, гипотезы и теории происхождения. Есть своя история и у крымскотатарской нации, формировавшейся на протяжении тысячелетий на территории крымского полуострова. И видимо не случайно в средневековой Европе население причерноморских степей и Крыма прямых потомков тавров, кимме­рийцев, скифов, сарматов, аланов, эллинов, готов, гуннов, хазар, кыпчаков и многих других древних народов, именовали одним общим именем – татары.

Историография гипотез этногенеза крымскотатарского народа

О происхождении крымских татар ведутся бесконечные споры и дискуссии. В головах многих ученых мужей основательно засело твердое убеждение, о том, что крымские татары – потомки золотоордынцев осевших на полуострове в первой половине XIII века. Этот миф появился сразу же после аннексии Крыма Россией в 1783 году и уже с этого времени надежно вошел в официальную российскую историографию, а затем благополучно перекачивал и в советскую. Более того, этот же миф до сих пор продолжает тиражироваться в научной литературе. Это один из ярчайших примеров когда наука пересекается с политикой. Когда историю неугодного народа умышленно замалчивали, переписывали, да и собственно целенаправленно старались передать в негативном свете.

И все же нельзя сказать, что этногенезом не занимались ранее. Конечно же предпринимались первые шаги, но в царские, а после в советские времена, это было сделать достаточно сложно, в силу того, что всякие попытки сразу же пресекались. И тем не менее крымские ученые в 30-40 годах XX столетия сделали первые попытки к изучению этногенеза коренного народа Крыма. Но после депортации крымских татар в 1944 году этот процесс прерывается. Более того, начинается целенаправленное уничтожение материально-духовной культуры крымских татар, в Крыму массово переименовывается историческая топонимика. И собственно наступает период полного забвения народа, так как советская власть буквально наложила табу на изучение истории крымских татар, а его представителям в местах депортации долгое время вообще запрещалось обучение в высших гуманитарных учебных заведениях.

Естественно, что такая ситуация со временем способствовала появлению односторонних гипотез о происхождении крымскотатарского народа, а это закладывало фундамент изначально ложных далеких от истины предположений происхождения крымских татар. Другими словами фальсификаторы, минуя весь многовековой этногенетический процесс, протекавший в Крыму в домонгольский период, за исходную точку отсчета происхождения крымских татар брали события, связанные с ордынским периодом, который, по существу является лишь этапом многовекового, сложного исторического процесса. Надо полагать, что основанием для подобного утверждения послужило сходство этнонима «татары». А это самое большое заблуждение.

И не смотря на то, что сегодня реконструировать процесс формирования крымскотатарского этноса еще достаточно сложно, отметим, что за последние 20 лет изучения этого вопроса были сделаны существенные шаги и появились первые монографии, которые собственно и опираются на письменные, археологические, антропологические материалы.

Этнические предки крымских татар

Как бы, ни стремились опровергнуть автохтонность, т. е. коренную принадлежность крымских татар к Крыму, а факты все чаще расходятся с притянутыми утверждениями. Сегодня ряд современных исследователей находят корни крымскотатарской нации в археологических культурах бронзового и железного веков – Ямной, Катакомбной, Срубной и Кизил-Кобинской некогда развивавшихся в Северном Причерноморье и Крыму.

Тавры

Итак, представители Кизил-Кобинской культуры – тавры бесспорно являются аборигенами крымского полуострова. Вся история тавров связана только с Крымом, здесь она началась и здесь закончилась, не выходя за его пределы. Именно тавры и стали одним из главных компонентов складывавшегося коренного народа Крыма.

Тавры – а именно так именовали их ближние и дальние соседи, согласно археологическим исследованиям известны с X века до н. э., они заселяли горный и предгорный районы полуострова и бесспорно оставили свой след в культуре народов Крыма, в том числе материальной. Нередко, скифские, эллинские, а затем и крымскотатарские селения поднимались буквально на фундаменте таврских городищ и крепостей. К сожалению, практически ничего не известно о языке, на котором говорили тавры.

Киммерийцы

Но и у тавров были свои предки – носители Срубной культуры. Как показали недавние археологические материалы, керамический комплекс и погребальный обряд тавров генетически связаны с позднесрубными крымскими памятниками. Кроме этого есть предположение, что некоторые позднесрубные племена перешли к кочевому образу жизни и стали известны древним авторам под именем киммерийцев.

Таким образом, киммерийцы и тавры имеют общие родственные корни. Но при этом они никогда не смешивались между собой. Киммерийцы известны с X по VII век до н. э. И если тавры никогда не выходили за пределы полуострова, то киммерийцы занимали обширную степную территорию между Доном и Днестром, степную часть Крыма и Тамани.

Следы киммерийцев сохранились в топонимике Крыма: Киммерия, Боспор Киммерийский (ныне г. Керчь), Киммерик (древнее поселение на западных склонах горы Опук, южное побережье Керченского полуострова) и пр., однако, как не парадоксально, историкам до сих пор не известно, как киммерийцы называли сами себя, так же неясна проблема языка киммерийцев. Этот древний народ дает нам некоторые отрывочные представления о духовном мире, типе хозяйственной деятельности, искусстве, о развитии предскифской культуры в целом. Киммерийцы освоили железо, и следует отметить, это были хорошие воины. Известно, что на закате своей истории, они дважды вторгались в Малую Азию и некоторое время даже владычествовали над большой частью ее территории. Историческая роль киммерийцев, безусловно, выдающееся. Прежде всего они содействовали скачкообразному развитию экономики древнего населения. Ведь именно через них распространилось не только в Крыму, но во всем Северном Причерноморье, орудия труда, инструменты и оружие. Они не изобрели технологии ковки стали, а лишь заимствовали у передовых культур эпохи.

Некоторые исследователи утверждают, что в первой половине VII века до н. э. часть этого народа покинула территорию Северного Причерноморья, в силу начавшихся природных катаклизмов (засуха). Но на полуострове к этому времени потомки киммерийцев уже успели стать составной частью таврского и скифского народа, частью генофонда Крыма и ближайших областей.

Скифы

В VII в. до н. э. в Крыму появился наиболее известный в древней истории племенной союз – скифы. В отличие от тавров и киммерийцев, прародиной скифов был Алтай – колыбель тюркских народов. Об этом свидетельствуют уникальные находки скифских мумий в Алтайском крае (наиболее известная найденная в 1993 году мумия скифской принцессы Кадын). Исследователями уже доказано, что скифы были тюрками. Территория скифов охватывала довольно большой ареал от Алтая до Северного Причерноморья. Благодаря этому они приняли участие в формировании многих индоевропейских народов. В Крыму скифские племена расселились не равномерно. На востоке границей их обитания становиться керченское побережь­е, на западе скифы расселились вдоль прибрежной полосы от устья Бельбека до Калос-Лимена (Черноморское), а на юге заняли Главную гряду крымских гор. В степной части скифы селились не охотно, но это им не помешало потеснить киммерийцев к предгорью. А вот что касается тавров, которые жили в облюбованных скифами районах полуострова, то здесь дело обстояло иначе. И скифы и тавры мирно сосуществовали. Поначалу поселения были отдельными, но очень скоро начинается активный процесс межэтнического взаимодействия. Постепенно тавры входят в состав населения скифских городищ, и в исторической науке появляется этнический термин «тавроскифы», или «скифотавры». Более восьмидесяти городищ и небольших селищ располагались: на Тарханкутском полуострове, близ современной Евпатории, вдоль тор­говых путей и в восточ­ной части Крыма – юго-восточной и за приделами полуострова на материке. В IV веке до н. э. появляются крупные города. Всего их было четыре: но столицей был Неаполь-Скифский (район Петровской балки в Симферополе) площадью 20 га, на месте таврского городища Керменчик. Кроме этого почти в каждой долине возвышались примитивные укрепления, ко­торые уже к VIII веку н. э. преобразятся в каменные крепости и замки их возведут уже смешавшиеся потомки тавров и скифов. Яркие образцы, дошедшие до нас – Эски-Кермен, Мангуп, Кыз-Кермен, Тепе-Кермен, Бакла, и др. пережившие и эпоху средневековья. Во II веке до н. э. возникает Позднескифское государство. Скифский царь Скилур на рубеже III-II века до н. э. расстроил и укрепил столичный Неаполь-Скифский. Примечательно, что в этом городе на окраинах были кварталы, в которых некоторое время обособлено жили еще не смешавшиеся тавры.

Здесь стоит отметить, что тавры и киммерийцы на протяжении столетий смешивались со скифами, но были и отдельные группы, и надо полагать многочисленные группы, которые еще некоторое время оставались в стороне от процесса ассимиляции. Однако именно эти отдельные группы тавров и киммерийцев уже ко II веке до н. э. полностью переняли язык скифов, а это был древнетюркский язык, и культуру.

К слову историк Татищев опираясь на недошедшие до нас документальные источники, говоря о крымских татарах отмечает, что «татары – остатки древних скифов, и оных история к ясности татарской небесполезна». Другими словами признавал, что далекими предками коренного народа Крыма являлись скифы.

Эллины

Приблизительно в VIII веке до н. э. на крымском полуострове появляются маленькие поселения рыбаков и торговцев, принадлежавшие эллинам из Милета самого могущественного и богатого из городов в Малой Азии. А уже через сто лет, на месте небольших факторий возни­кают города с эллинским населением. На берегу об­ширной бухты в 600 г. до н. э. милетцы основывают город Феодосия, и затем в самом узком месте Керченского пролива разрастается красавец Пантикапей. На юге и юго-западе эллины облюбовали древние стоянки тавров. На одной из них в 422 году до н. э. выходцами из Гераклеи Понтийской (Малая Азия, на южном побережье Чёрного моря), закладывается город Херсонес. А вскоре, невзирая на соседство тавров, селятся в небольшой, уютной бухте Сюмболон Лимен (совр. Балаклава). И так от самой крупной фактории Керкинитиды, возникшей за сто лет до Херсонеса до Колоса Лимена близ Тарханкута. Постепенно они подчиняют своему влиянию всю береговую полосу.

Первые межэтнические контакты между колонистами и местным крымским населением были исключительно экономические и достаточно сдержанные. Эллины считали коренное население «варварами», им чужда была их культура и естественно они их опасались, так как туземцы превосходили их как по численности, так и в военной мощи. Собственно эллины так никогда и не продвинулись вглубь полуострова, они всегда жили в прибрежной полосе.

Более интенсивные интеграционные процессы между колонистами и местное население (а это как мы видели тавро-скифы и киммерийцы) проходили в восточной части Крыма.

Здесь около 480 до н. э. возникло Боспорское царство объединившее множество античных городов на Керченском и Таманском полуостровах. Со временем, в городах стали селиться местные жители, преимущественно знать, которая и впитала богатую эллинскую культуру. Нужно оговориться, что скифы и сами были достаточно культурным и образованным народом.

Как видно интеграция с эллинами не шла большими темпами, к примеру, как у скифов с киммерийцами и таврами, последних по численности становилось все меньше и меньше. Они постепенно растворялись в скифах и хлынувших в III веке до н. э. с материка на полуостров сарматах.

Сарматы

Антропологически сарматы – по утверждению ученых ираноязычные кочевники принадлежали к европеоидной ветви, хотя и со слабыми, неявно выраженными монголоидными чертами. По предположению античных авторов они делились на роксолан, языгов, алан, последние сыграли в Крыму наиболее значимую роль. Исторической родиной этого союза народов были степные районы Южного Урала и Западного Казахстана.

Сарматы занимают степи Северного Причерноморья, вытесняя оттуда скифов. Во II–I вв. до н. э. часть их проникает в Крым и вступают в борьбу со скифами и Боспором.

Отличительной особенностью у сарматов был матриархат – женщины были и в составе конницы и занимали высокие жреческие посты. Истории известна сарматская царица Амага именно она во главе своей армии сражалась против скифов. Отважная женщина сумела захватить дворец царя скифов. Казнила самого царя, а его власть передала сыну убитого, приказав ему править справедливо.

Этот исторический эпизод становиться переход­ным периодом в истории Крыма – скифами еще правит царь, но он зависим от новой политической силы, от сарматов. Позднее сарматы заключают со скифами временные союзы для совместной борьбы с общим врагом Херсонесом.

Известно, что сарматов ис­пользовали в своих походах римляне, да и те же боспорцы. Однако крайняя переменчивость, нестабиль­ность международного положения в Северном При­черноморье содействовала частым метаморфозам в политике сарматов в целом, а также и отдельных их племен (аланов, сираков, савроматов) в частности. Поэтому в истории этого воинственного племени нередкими были и мирные периоды; так, уже с III в. до н. э. от­мечен приток сарматов-переселенцев на Боспор. А на рубеже тысячелетий они проникают в Центральную часть крымского полуострова. О миграции племени говорят археологические находки. К примеру, в районе Неа­поля Скифского были обнаружены как сарматский ин­вентарь, так и материальные признаки сарматского погре­бального обряда.

Мирное проникновение сарматов в горные и предгорные области полуострова продолжается на протяжении II – IV веков н. э. Они за­селяют как свободные земли, так селятся в старые поселения, смешиваясь с аборигенами, отчего вскоре их будут называть не иначе как «скифо-сарматы». Под натиском нового народа – готов они покидают давно обжитые, уютные и плодородные долины Альмы, Булганака, Качи и уходят в горы. Отныне скифо-сарматом предстояло навсегда осесть между Первой и Второй грядами Крымских гор. Так возникли новые города-кре­пости; самый известный на горном обрывистом плато в верховьях Чурук-Су, позже на­званный Джуфут-Кале; а также поселок Суук-Су.

Культура, идеология и язык сарматов были близки скифам, поэтому интеграционный процесс этих народов шел быстро. Они взаимно обогащали друг друга, сохраняя вместе с тем, черты своей индивидуальности.

Сарматов постигла судьба других, больших и ма­лых племен и народов, оказавшихся в плавильном котле Крыма. Они окончательно раство­рились в местном населении. В частности, керченские сарматы, растворились в боспорянах. А те в свою очередь влились в не прекращавшейся процесс формирования этногенеза коренного народа Крыма.

Римляне

В I веке н. э. на крымском полуострове появились римские легионеры. Преимущественно это были воины. Нельзя сказать, что их история тесно переплелась с местным населением. Но римляне находились в Крыму достаточно долго, до IV века н. э. После себя она оставили крепости – форпосты, прекрасные римские дороги и первых христиан (III век). Конечно же римляне оказывали влияние на крымчан в экономике и культуре. Наиболее заметным влияние римской культуры было там, где население было смешанным, то есть в городах (Херсонес).

Остается сказать, что с уходом римских войск не все легионеры и цивильные римляне захотели покинуть Крым. Кто-то был уж связан родственными узами с аборигенами. А постепенно и они растворились в массе основного населения полуострова, вливая в жилы местного населения еще одну струйку, уже римской крови.

Готы

В III веке на полуострове появились восточногерманские племена – готы. По данным археологии, готы заняли прежде всего Восточный Крым, расселились, главным образом на территории Боспора и вдоль Южного берега Крыма, вытеснив оттуда в горы население отдельных местностей, в том числе и жителей римских крепостей (Ай-Тодор и Альма-Кермен). Они почти вплотную подошли к Херсонесу, но город не взяли. Готы еще долгое время на полуострове оставались полувоенным субэтносом. Здесь сложилась готское государство, расположенное в самом сердце Крыма на плато Мангупа. В среде крымских готов активно распространяется христианство, и связано оно с именем известного готского епископа Ульфилы (311-383 г.) сыгравшего в нем основную роль.

Примечательно, что крымские готы достаточно долго жили в Крыму в своем княжестве Мангуп почти не смешиваясь с местным населением. В XIII-XIV веках в истории готов большую роль начинают играть генуэзцы. Последние с 1266 года основали свои фактории в городе Кафе. А в 1380 году готы договорились с ханом Великой Орды Мамаем о разделе влияния в Крыму. Готы получили весь южный берег Крыма вплоть до Фуны (близ совр. Алушты), включая Каламиту, Херсонес и Чембало. Правда ряд крепостей на этой территории принадлежал генуэзцам. Но этот всплеск былого величия Готии был последним. В 1475 году Готия, с центром Мангуп, пала под натиском турков. И все же следует отметить, что в городах Готии, все же проживало смешенное население. А вот основная масса готов-крестьян, в отличие от горожан, не подверглась к XV веку ни эллинизации, ни тюркизации она продолжала жить в глухих горных селениях, поддерживая минимальные связи с внешним миром, сохраняя свою древнюю культуру и свой язык еще несколько столетий.

Яркий пример, можно наблюдать и сегодня, потомки крымских готов – крымские татары ряда селений Крыма, резко отличались от жителей соседних деревень, антропологически, они высокого роста, имеют светлый цвет глаз и светлый цвет волос, ну и собственно другими признаками, характерными для скандинавов. Это относилось к таким деревням как Никита Ялтинского района, Кучюк-Таракташ, Коккоз, и это при том, что перечисленные села находились друг от друга на довольно большом расстоянии. То есть след готов виден и сегодня от Коккоза, и Озебаша, до Ускута.

Гунны (средневековье)

В V веке н. э. начинается эпоха Великого переселения народов. Прекращает существовать античная цивилизация и Европа вступила в ранее средневековье. С утверждением новых государств формируются смешанные по этническому составу феодальные отношения и на полуострове образуются новые политико-административные и торгово-ремесленные центры.

Следом за готами, в IV веке н. э. на полуостров обрушилась волна новых мигрантов. Это были тюрки – известные в истории как гунны. Они оттеснили готов в горные и предгорные районы полуострова.

Гунны прошли долгий путь в тысячи километров от Монголии и Алтая до Европы и осели в Крыму, открыв впоследствии дорогу хазарам, кыпчакам и ордынцам.

Гунны в представление не нуждаются, достаточно упоминать их легендарного вождя Аттилу. Сумев во главе огромной армии завоевать большую часть известного тогда мира, он заставил покорить своей воле гордую Византию и неприступную Западную Римскую империю. Объединил под своей властью многие народы, лидеры которых стали его верными союзниками и соратниками. При нем государство гуннов расширило свои границы от Каспийского (Гуннского) моря на востоке, включая Северное Причерноморье, до Альп и Балтийского моря на западе. И, конечно же, благодаря Аттиле гуннская кровь влилась в «плавильный котел» на протяжении тысячелетий формировавший крымскотатарский этнос.

На страницах мировой истории гунны или хунны, как их именовали китайские источники, появились за семь веков до рождения знаменитого полководца. Уже тогда об этом тюркском народе говорили, как о непобедимом. Сложился он в IV-м веке до нашей эры на территории современной Монголии. Позже в результате союза тюркских племен сложилось новое государство – Великий тюркский каганат, куда с приходом на полуостров гуннов и вошел Крым. Примечательно, что доминирующей идеологией этой державы был культ единого бога – Тенгри.

Собственно именно с гуннов в Крыму и начался активный тюркский период. Как мы помним первыми тюрками в Крыму были скифы, но возможно именно гунны принесли на полуостров веру и культ бога Тенгри. И с этого времени на ровне с христианством в Крыму распространяется тенгрианство.

Периодизация тюрков в Крыму:

Гуннский период (IV – 30-е VI),

Тюрко-булгарский период (540 г. – 1/1 X в.). Характеризуется продолжавшейся интеграцией тюркских племен в аборигенную среду Крыма.

Хазарский период (2/2 VII – 2/2 X в.). Отмечен процессом слияния тюркских и нетюркских племен и формированием европеоидного средневекового этноса полуострова.

Ордынский период (2/2 VIII – 1/1 XVII) Происходит исламизация крымских тюрков и формирование южнобережной, горной и степной этногрупп крымских татар.

Крымское ханство (1/2 XV – конец XVIII в.) Это период развитой государственности крымских татар.

При чем тенгиранство, имело здесь значительно большее распространение у населения полуострова и за его пределами (Северное Причерноморье).

Судя по источникам, гунны не селились в городах, они свободно кочевали по степному Крыма и Северному Причерноморью. На некоторое время они даже овладели Боспорским царством, но после смерти Атиллы, империя гуннов стала распадаться. Что касается того, внесли ли свой вклад гунны в культуру местного населения Крыма: готскую, скифскую, таврскую, то исследователи склоняются к тому что если и внесли, то незначительно. А вот что касается вопроса антропологии, то здесь можно сказать что, да – гунны внесли свою лепту. Преимущественно это проявилось на территории гуннского расселения (степь и даже Южный берег в районе Алушты).

За гуннами последовали авары, но их пребывание не оставило глубокого следа. Они сами очень скоро растворились в местном населении.

Болгары

В VII веке в Крым под давлением хазар проникают болгары – одно из тюркских этносов. В Крыму болгары жили этническими общинами. В то же время нельзя сказать, что крымские болгары вели замкнутый образ жизни. Они расселились почти на всей территории полуострова как и все тюрки были общительны, и свободны от предрассудков. Они интенсивно смешивались как с аборигенами, так и с такими же как они недавними крымчанами.

Хазары

В VII веке на территории современного Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, северо-западного Казахстана, Приазовья, восточного Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра раскинулось государство – Хазарский каганат – одно из мощнейших тюркских государств в средние века. Антропологически хазары – тюркские племена в подавляющей массе относились к монголоидам. В конце VII века хазары продвинулись к Азовскому морю, а затем, подчинили своей власти почти все Северное Причерноморье и степную часть Крыма, а на рубеже VIII века продвинулись к ареалу расселения готов на юге полуострова, и оставили значительный след. Как и все тюрки изначально они поклонялись единому богу Тенгри. Но как известно Хазарский каганат, был уникальным государством, здесь не было единой государственной религии, в каганате мирно уживались представители трех мировых моно религий: иудаизм, христианство и ислам. После распада каганата, часть аристократии исповедовавших иудаизм осели в Крыму. Называли себя они караиты. Собственно по одной из существующих теорий именно с X века на полуострове начинает формироваться нация более известная как караимы.

Печенеги

В X веке в степном Крыму хазар потеснили печенеги. Господствовали они в Северном Причерноморье около 100 лет. Но и они были разбиты киевским князем Ярославом Мудрым в 1036 году. Часть печенегов ушла в Венгрию и Болгарию и там растворилась в среде местного населения, другая часть еще около 882 года осела на полуострове и приняла участие в этнических процессах, происходивших среди населения Крыма. Они оттеснили тюрко-булгар в предгорье и тем самым усилили процесс тюркизации горцев. В последствии печенеги окончательно ассимилировали в тюрко-алано-булгарско-кипчакской среде предгорья. На складывавшуюся крымскую культуру печенеги не могли оказывать значительного влияния. Они имели европеоидные черты с незначительной примесью монголоидных черт.

Кыпчаки

Во второй половине XI века в Крыму появились кыпчаки – одно из многочисленных тюркских племен, которых на Руси называли половцы, а на западе команы. Они заняли весь полуостров, кроме его горной части.

Согласно письменным источникам кыпчаки были по большей части светловолосыми и голубоглазыми людьми.

(Расселение кыпчаков в X – XI веке огромная территория обитания от Тянь-Шаня до Дуная носило общее название Дешт-и-Кыпчак).

Удивительная особенность кыпчаков, в том, что не они в последние ассимилировались, а ассимилировались в них. То есть, они являлись ядром, к которому, как к магниту, притягивались остатки племен печенегов, болгар, алан, и других, принимая их культуру. Некоторые авторы уверены, что кыпчаки являлись «основной массой тюркоязычного населения Крыма, как до монгольского периода, так и после него». Их столицей на полуострове становится город Сугдея (совр. Судак). К XIII веку, они окончательно слились с местным населением, перешли от тенгрианства в ислам.

Затем, в 1299 году, в заперекопские земли и в Крым ворвались войска ордыского темника Ногая. С этого времени полуостров входит в состав Джучиев улус Великой Орды, без особых потрясений, фактически не изменив сложившегося в начале XIII века структуры населения, без перемен в хозяйственном укладе, без разрушения городов. После этого и завоеватели, и побежденные зажили на крымской земле мирно, практически без конфликтов, постепенно привыкая к друг другу.

В образовавшееся таким образом пестрой демографической мозаике, где каждый мог продолжать заниматься своим делом и сохранять собственные традиции, кыпчакская материальная культура не затерялась (половецкие бабы – изображение усопших родственников). Они и сегодня еще есть в топонимике Крыма.

Язык кыпчаков исследователи относят к огузо-кыпчакской подгруппе. Тогда как современный крымскотатарский язык представляет собой западную ветвь огузо-кипчакской подгруппы тюркских языков. На основе разговорного языка кыпчаков Крыма в 1294/95 году появился и первый из сохранившихся письменный памятник кыпчакского или команского языка знаменитый словарь: «Кодекс Куманикус», созданный как пособие для приезжих купцов в их общении с местным населением Крыма. Сегодня оригинал этого словаря хранится в Венеции.

И в заключении о кыпчаках скажем, что именно с их приходом в Крыму и начался заключительный многовековой тюркский период Крыма. Именно кыпчаки и завершили тюркизацию и создали преимущественную монолитность населения Крыма.

Когда в XVI веке в крымские степи стала проникать значительная масса заперекопских ногайцев потомки кыпчаков стали первыми, с кем ногайцы столкнулись и с кем начали довольно интенсивно смешиваться. В результате их физический облик изменился, приобретя выраженные монголоидные черты.

Турки

Итак, с XIII века на полуострове уже присутствовали почти все этнические компоненты, все составляющие, другими словами прародители из которых только спустя несколько столетий сложится новая нация – крымские татары.

Примечательно, что еще до возникновения Османской державы на полуострове появляются переселенцы из Малой Азии, это были выходцы тюркского племени, сельджуки, которые оставили следы своего пребывания в Крыму, как части его населения говорившего на турецком языке. Этот этнический элемент сохранялся век за веком, частично смешиваясь с единоверным и довольно близким по языку крымскотатарским населением – процесс неизбежный для любых иммигрантов. Собственно контакты с сельджуками, а после и турками-османами с XIII и на протяжении последующих веков не прекращался в силу того, что будущие государства Крымское ханство и Османская империя всегда были союзниками.

Генуэзцы

Говоря об этническом составе Крыма трудно обойти стороной итальянцев. А если быть более точными, венецианцев и генуэзцев. Первые венецианцы появились на полуострове уже в конце XI века. В XIII веке они установили торговые связи с Солдеей (Судаком). В след за Венецией в Крым стала слать своих торговых и политических агентов Генуя. Последняя впоследствии окончательно вытеснила Венецию из Крыма. Генуэзские фактории, процветали и при крымских татарах, и в первые годы независимой крымскотатарской державы – Крымское ханство. Они пали лишь в июне 1475 года когда на берег вышли османские янычары. Главный город генуэзских факторий в Крыму была Кафа, основное население которого были крымские татары. Конечно же благодаря этим факториям в молодой этнос крымских татар добавилась и итальянская кровь. Так как не все генуэзцы после разгрома османами их факторий покинули Крым. Некоторые из них перебрались и во внутренние области Крыма. Многие пустили здесь свои корни и со временем полностью растворились в крымских татарах.

Таким образом, довольно сложно, на протяжении веков складывался этногенез современных крымских татар, в котором приняли участие нетюркские и тюркские предки. Именно они определили особенности языка, антропологический тип и традиции культуры этноса.

В период Крымского ханства наблюдались и локальные интеграционные процессы. К примеру, известно, что в первые годы Крымского ханства, сюда переселялись целыми родами черкессы, которые к концу XIX веке растворилась в крымских татарах.

Современные крымские татары состоят из трех субэтнических групп: южнобережные (ялы бойю), горные, предгорный Крым (таты), степные (ногъаи).

Что касается этнонима крымские татары, а точнее татары, то он появился в Крыму только с приходом ордынцев, то есть, когда Крым вошел в состав Джучиевого улуса Великой (более известной как Золотой) Орды. А как выше было сказано к этому времени уже почти сформировалась новая нация. Именно с тех пор татарами стали называть жителей Крыма. Но это ни в коем случае не означает, что крымские татары являются потомками ордынцев. Собственно именно этот этноним унаследовало и молодое Крымское ханство. Особо хотелось бы подчеркнуть, что крымские татары не имеют одного корня, к примеру с казанскими татарами. Это два разных народа, как по своему этногенезу, так и по культуре, традициям и собственно менталитету.

На сегодняшней день процесс этногенеза крымских татар еще не завершен.


Похожая информация.


В Крыму, подчинявшемся Османской империи, состав населения был достаточно пестрым. Основную часть населения составляли крымские татары. Подданные хана принадлежали к разным народам и исповедовали различные религии. Они были разделены на национально-религиозные общины — миллеты, как это было принято в империи.

Всей полнотой прав пользовались только мусульмане, составлявшие крупнейшую общину полуострова. Лишь правоверные несли воинскую повинность, а за это пользовались налоговыми и другими льготами.

Кроме мусульманского, были еще три миллета: православный, или греческий, иудейский и армянский. Члены разных общин жили, как правило, в своих селениях и кварталах городов. Здесь находились их храмы и молельные дома.

Общины управлялись наиболее уважаемыми людьми, соединявшими духовную и судебную власть. Они защищали интересы своего народа, пользовались правом сбора средств для общинных нужд и другими привилегиями.

Численность крымских татар

История крымских татар довольна интересна. В районах Крыма, подчиненных непосредственно султану, росла численность турецкого населения. Особенно быстро увеличивалось оно в Кафе, которую называли Кучук-Стамбул, «маленький Стамбул». Однако основную часть мусульманской общины Крыма составляли татары. Теперь они жили не только в степях и предгорьях, но и в горных долинах, на Южном берегу.

Заимствовали навыки ведения оседлого хозяйства и формы общественной жизни у тех, кто обитал здесь на протяжении веков. А местное население, в свою очередь, перенимало у татар не только тюркский язык, но порой и мусульманскую веру. Ислам принимали и пленники из московских и украинских земель: так можно было избежать рабства, «обасурманиться», как говорили русские, или «стать потурнаком», по выражению украинцев.

Тысячи пленниц вливались в татарские семьи в качестве жен и прислуги. Их дети воспитывались в татарской среде как правоверные мусульмане. Подобное было распространено и среди простых татар, и среди знати, вплоть до ханского дворца.

Так на основе ислама и тюркского языка из различных национальных групп складывался новый народ - крымские татары. Он был неоднороден и распадался по месту обитания на несколько групп, отличавшихся внешним видом, особенностями языка, одеждой и занятиями, и другими чертами.

Расселение и занятия крымских татар

Крымские татары Южного берега Крыма находились под значительным турецким влиянием (вдоль Южного берега лежали земли санджака турецкого султана). Это отразилось на их обычаях и языке. Они были высокого роста, с европейскими чертами лица. Их жилища с плоской крышей, расположенные на горных склонах у морского берега, возводились из неотесанного камня.

Славились южнобережные крымские татары как садоводы. Занимались рыбной ловлей и животноводством. Подлинной страстью было разведение винограда. Число сортов его достигало, по подсчетам иностранных путешественников, нескольких десятков, причем многие были неведомы за пределами Крыма.

Другая группа татарского населения сложилась в Горном Крыму. Наряду с тюрками и греками в формирование ее весомый вклад внесли готы, благодаря чему среди горных татар часто встречались люди с рыжими и русыми волосами.

Местный язык сложился на основе кипчакского с примесью турецких и греческих элементов. Основными занятиями горцев были животноводство, табаководство, садоводство, огородничество. Выращивали, как и на Южном берегу, чеснок, лук, а со временем и помидоры, перец, баклажаны, зелень. Фрукты и овощи татары умели заготавливать впрок: варили варенье, сушили, солили их.

Горные крымские татары, как и южнобережные, также строили с плоскими крышами. Довольно распространенными были дома в два этажа. В этом случае первый этаж делался из камня, а второй с двухскатной кровлей, из дерева.

Второй этаж был больше первого, что давало экономию земли. Выступающая часть теремэ (второго этажа) поддерживалась деревянными гнутыми подпорками, которые нижними концами упирались в стену первого этажа.

Наконец, третья группа сложилась в степном Крыму, в основном из кипчаков, ногаев, татаро-монголов. Язык этой группы был кипчакский, включающий и отдельные монгольские слова. Степные крымские татары дольше всех сохраняли приверженность к кочевому образу жизни.

Для того чтобы привести их к оседлости, хан Сахиб-Гирей (1532–1551 г.г.) приказал рубить колеса и ломать повозки у тех, кто хотел выехать из Крыма на кочевье. Степные татары возводили жилье из необожженного кирпича и камня-ракушечника. Крыши домов делались двух- или односкатными. Как и многие сотни лет назад, разведение овец и лошадей оставалось одним из основных занятий. Со временем стали сеять пшеницу, ячмень, овес, просо. Высокая урожайность позволяла обеспечить зерном население Крыма.


Половцы - прародители нынешних татар - кочевой народ, пришли на Русь от байкальских степей из средней и центральной Азии. Впервые стали появляться у российских границ с 1055 года и вплоть до 1239 года никакой "своей" земли не имели, поскольку жили за счёт грабежей и разбоев, занимаясь скотоводством и конекрадством, как цыгане. И когда скот их сожрал всю траву в степях Румынии, Венгрии и Литвы, перебрались в степи Таврии. Благо травы там были знатные: могли и коня со всадником укрыть, не то что в Литве там или Польше, например. Пришли и, по причине неумения пахать и строить, стали заниматься набегами на караваны торговые, да разорять и грабить курени и хутора крестьянские, заниматься работорговлей: гонять в Персию девиц, красавиц славянских, для пополнения гаремов турецких и иранских шахов. А когда монголы пошли на Русь, присоединились к ним. И вместе с ними с радостью грабили и жгли землю русскую. Пока от запорожских и донских казаков отпор не стали получать.
Впервые этноним «татары» появился среди тюркских племён, кочевавших в VI-IX веках к юго-востоку от Байкала.
Даже слова Крым в те времена ещё не было. Была Таврия.
Крымом землю эту татары назвали уже в 1239 году, когда пришли с монгольским войском хана Бату и образовали Крымский улус Золотой Орды. И за 200 с лишним лет оккупации земель Таврии монголо-татарами, а затем и турками название это закрепилось и стало употребляемым большинством живущих там захватчиков.
И уже со второй половины XIII в. название Таврия из названия полуострова исчезает окончательно.
А все рассказы крымских татар про "Многовековую историю уже сложившихся национальной экономики, культуры, языка и государственности со стольными "исконно татарскими" городами Солхат и Бахчисарай" ни что иное, как выдуманная ими же самими полнейшая ЧУШЬ!
Потому что «древний» «татарский» город Солхат появился в Крыму в 40-е 80-е годы ХIII века, т.е. в интервале с 1240 по 1280г.г. т. е. с нашествием на Русь "Золотой орды". И построен был он не в голой степи, а на руинах разрушенных монголами и татарами христианского и иудаистского посёлков. Селение, стало административным центром крымского улуса Золотой Орды. Уже затем в Солхате поселилась большая группа малоазийских тюрков, пришедших с Иззаиддином Кейкавусом. Вот тогда-то они, а не татары даже, в том городе первую мечеть-то и построили. В 1443году татары провозгласили Хаджи-Гирея своим крымским ханом, да просчитались, потому что тот, заключив союз с турками в 1454году, подчинил татарское Крымское ханство Османской империи.
Ну, а «древне-татарский» город Бахчисарай и того круче. Основан он был в 1532 году и совсем даже не татарами, а уже в эпоху Османской (турецкой) империи на территории трёх поселений:
1. Древнего небольшого городка Чуфут-Кале - основанного иудеями и аланами (осетинами), который возник предположительно в V-VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. Кстати: с крымско-татарского Чуфут-Кале так и переводится: «еврейская крепость».
Был переименован татарами в Кырк-Ер, в переводе: «сорок укреплений»,- во времена всё той же Османской империи.
2. Салачик. Основан был в конце VI века н. э. византийскими христианами, как военное укрепление, на границе её владений и просуществовал почти до конца XIII века. Пока в 1239 г. местный народ- кипчаки и аланы - не были побеждены и изгнаны из города монгольской армией Джучи, сыном Чингиз-хана. В то же время и весь полуостров Таврия перешел под контроль новой администрации. Вместе с многочисленными монголами на полуостров прибыли и массы покоренных монголами тюрок, а так же и близких им по языку и культуре татарами. Как раз в этот период времени и начинается формирование на полуострове нового "коренного" местного крымского тюркоязычного этноса – крымских татар. Салачик был превращён татарами в столицу Крымского улуса "Золотой Орды", вплоть до переноса её в XV веке непосредственно в Бахчисарай.
3. Эски-юрт и тот не был основан татарами, а среднеазиатскими арабами-паломниками, почитающими прах Азиза Малик-Аштера и распространяющими ислам.
И вовсе не в том была беда, что татары с турками тот Крым заселили.А в том, что им было этого мало. Да, и России было бы вовсе не важно, какие там народы осели в Крыму. Если бы.... они там пахали бы себе свой Крым, да сеяли. Так нет. В Крыму-то им как раз и не сиделось. Только за вторую половину XVI века татарами было совершено 48 опустошительных набегов на южные области России, а в первой половине XVII века угнано в рабство на работы более 200 тыс. русских пленников. А покончила с этим татарским бандитизмом Екатерина II в 1771 году, разбив 100-тысячную турецко-татарскую армию.
Кстати, сохранилось её напутствие перед походом в Крым генералу Петру Панину от 2 апреля 1770 года, в котором российская императрица высказывалась относительно судьбы татарских народов: «Совсем нет Нашего намерения иметь сей полуостров и Татарские орды, к оному принадлежащая в Нашем подданстве, а желательно только, чтобы они отторгнулись от подданства Турецкого и остались навсегда в независимости. Препоручается вам, продолжая начатую с Татарами обсылку и негоциацию, склонять их не к Нашему подданству, но только независимости и отложению своему от Турецкой власти, обещая им торжественно наше ручательство, покров и оборону.»
Вот как. Решила отделить татар от турок. То есть, сделать их независимыми!
Хан Селим-Гирей III был русскими разбит и бежал в Стамбул.
А 1 августа 1772 года Екатерина II государственной грамотой признала «Хана Крымского независимым владетелем, а область Татарскую в равном достоинстве с протчими подобными свободными и под собственным правительством состоящими областями». В ноября того же года в Карасубазаре Сахиб Гирей с «уполномоченными от Татарского народа», князь Долгоруков и генерал-поручик Е. Щербинин подписали мирный и союзный трактат, ратифицированный 29 января 1773 года Екатериной II, по которому Крым Объявлялся независимым ханством под покровительством России, к которой переходили морские черноморские порты Керчь, Еникале и Кинбурн.
По Указу Екатерины II от 22 февраля (4 марта) 1784 года татарам были предоставлены все права и льготы российского дворянства. Гарантировалась неприкосновенность религии, муллы и другие представители мусульманского духовенства освобождались от уплаты налогов. Крымские татары были даже освобождены от воинской повинности…
Ну, и чем же за эту великую милость крымские татары отплатили России? А вот таким же их "великим" предательством. Удобный случай подвернулся и в 1853 году, когда они по-тихому и без боя сдали Крым и присягнули на верность потомку рода Гиреев Сеит-Ибраим-паши, Вильгельму Токарскому, который присвоив себе Крым объявил, что отныне полуостров стал свободным и независимым, но почему-то уже под покровительством Франции. Но только жившие до этого в Евпатории вместе с татарами мирные христиане свободными так и не стали, потому что были татарами безжалостно умерщвлены самым зверским образом, а храмы их варварски разрушены.
И опять, та же самая империалистическая Россия, "тюрьма народов", как её называли позднее большевики, разбив в очередной раз Османскую империю и выгнав турок из Крыма, с татарами обходится нежно и ласково, - всех, кто был согласен жить по законам России, оставляет в своих домах и на своих землях. Но только на этот раз уже никакой независимости им не обещает. И решает, если татары не могут (или сами не желают)быть независимыми быть, то пусть будут тогда хотя бы не в составе врагов России. И присоединяет Крым. Стало от этого татарам хуже? Судите сами.
И при царях русских и при большевиках татарам всегда жилось не плохо. По крайней мере, не хуже, чем русским. С самого момента образования Крымской Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР в 1921 году и до войны с фашистской Германией 1941 года крымских татар в СССР никто не ущемлял ни в каких правах. И даже официальными, и РАВНОЦЕННЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЯЗЫКАМИ в Крымской АССР во времена тоталитарного СССР были русский и татарский!
Да и Сталин, совсем не потому что татар не любил, решил их депортировать в 1944 году. А исключительно - после того, как было раскрыто и доказано их очередное предательство России и массовое сотрудничество с фашистами.
Читаем из докладной записки зам. наркома госбезопасности СССР Б.З. Кобулова и зам. наркома внутренних дел СССР И.А.Серова на имя Л.П. Берии, датированной 22 апреля 1944 г. по Крыму: «... Все призванные в Красную Армию составляли 90 тыс. человек, в том числе, 20 тыс. крымских татар... 20 тыс. крымских татар дезертировали в 1941 году из 51-й армии при отступлении из Крыма...» Дезертирство крымских татар из Красной Армии было практически поголовным. И это подтверждается данными по отдельным населенным пунктам.
А вот уже факты из справки Главного командования германских сухопутных войск от 20 марта 1942 года: «Настроение у татар хорошее. К немецкому начальству относятся с послушанием и гордятся, если им оказывают признание на службе или вне. Самая большая гордость для них - иметь право носить немецкую униформу. Много раз высказывали желание иметь русско-немецкий словарь. Можно заметить, какую они испытывают радость, если оказываются в состоянии ответить немцу по-немецки… Помимо службы в добровольческих отрядах и карательных органах противника, в татарских деревнях, расположенных в горно-лесной части Крыма, были созданы отряды самообороны, в которых состояли татары, жители этих деревень. Они получили оружие и принимали активное участие в карательных экспедициях против партизан».
И, если вдуматься, то не так уж и жестоко Сталин в 1944-м году с крымскими татарами и обошёлся: сослать-то он их сослал, но ведь даже вовсе и не в Гулаг, а всего-то на поселение за Урал, в казахские степи. Туда, откуда, практически их предки на Русь и явились. А ведь мог бы всех и расстрелять по законам военного времени. Тем более, что, в отличии от татар, с русскими, украинцами, белорусами и т.д. он так не миндальничал.
Подумать только: Индейцы в Америке были завоеваны американцами и те их даже загнали, как скот, в резервации, и даже они в войне с фашистами 1941-1945 г.г. целыми стрелковыми батальонами воевали в рядах американской и канадской армий, и никто из них не дезертировал. Майкл Делисл из индейского племени могавков в канадских провинциях Онтарио и Квебек принял участие в высадке американских войск в Нормандии, получил «Бронзовую звезду» от правительства США, в Канаде спустя много лет - орден Почетного легиона. Как писала газета «The Canadian Press», он первым вошел в концентрационный лагерь Дахау. Ну, почему, скажите, даже угнетённые индейцы, в отличие от крымских татар, не стали при этом воевать на стороне фашистов и предавать своей Родины?
Совсем не в пример равным среди равных обиженным на русских и Сталина татарам.
Однако, сегодня Крымским татарам не позавидуешь.
Украина правопреемство от России относительно территории Крыма и проживающих на ней народов не принимала. И именно поэтому на принадлежащем независимой от России и крымских татар Украине Крымском полуострове татарский язык не является вторым государственным. Кроме того, поскольку татар Украина в 1944 году не депортировала, то поэтому и возвращать на земли отцов и дедов депортированных татар обязанной себя не считает.
И вообще: признать кого-то несправедливо пострадавшим и возвращать обратно в Крым на ЗАКОННЫХ основаниях, с выплатой компенсаций и возвращением конфискованных земель и недвижимости может лишь тот, кто их когда-то и депортировал, т. е., правильно - Россия. А это означает только одно, - что прежде всего сами крымские татары должны быть заинтересованными в том, чтобы Крым стал снова Российским. Ведь иначе их беженцами или незаконно репрессированными никто другой признать не сможет, даже если и захочет. Ведь никаких документов, свидетельствующих о том кого именно, и с какого места и куда выселяли у Украины нет.
А что делают татары в Крыму сегодня? Занимаются самозахватами земель, воюют с местными казаками, христианами и врут, что когда-то Сталин и СССР развязали против них настоящий геноцид. Но вот вопрос - за что, и с кем они воюют? За независимость Крыма? От кого? От украинцев? От русских казаков? Греков? Армян? Евреев?....
Нет. Никогда они не понимали, кто им друг, а кто враг, потому что дальше своих шкурных интересов ничего не хотели ни знать, ни видеть.
Поэтому, вместо создания в союзе с русскими Крымской автономии, или чтобы их Россия, как Абхазию и Южную Осетию признала, они с православными русскими там воюют.
И Турция татарам, при всём их желании, не поможет. Никогда Россия Туркам Крыма не уступала, и сейчас не отдаст,- не дождутся. Как впрочем и американцам, если, вдруг те на него позарятся под предлогом, например, помощи обездоленным татарам. Россия - не Ирак и не Ливия... Так что не всё так просто сегодня в жизни у крымских татар. А, впрочем, сами же во всём и виноваты. Да и вообще: за все те войны против России в союзах с половцами, Золотой ордой, потом - Османской империей, и за предательство своей Родины в годы Великой отечественной - их, по исторической справедливости, нужно было бы на все века и вовсе лишить права проживания на крымских землях.
А кого бы следовало вернуть в Крым, так это его по-настоящему коренное население, истреблённое монгольскими, татарскими и турецкими захватчиками, а именно: греков, болгар, осетин и аланов. Да заодно и название историческое полуострову вернуть. И назвать его прежним именем - Таврией.
P.S
Два года назад, когда писалась эта статья, никто не мог себе даже и предположить тех событий, которые сегодня в феврале 2014 года разворачиваются на Украине. Боевики радикальной группировки "Правый сектор" не просто возглавили протестное движение против действующей в стране власти и сил правопорядка "Беркут", но и взялись за оружие. Пролита кровь представителей власти, мирных граждан и боевиков. Далеко не все на Украине поддерживают такой радикализм. Да и в Крыму против действий "Правого сектора" поднялось практически всё многонациональное население полуострова. Депутаты Крымской автономии твёрдо заявили, что в случае насильственного и неконституционного свержения действующей власти, они обратятся к России с просьбой возвращения Крымской автономии в состав России. И в этот переломный для Украины момент, не смотря на то, что Крымский меджлис на днях принял резолюцию - поддержать вооружённую попытку антиконституционного переворота радикалов и заявил, что приложит все усилия, чтобы Крым не стал Российским. Всё равно у крымских татар есть реальный шанс, оставив в прошлом свои старые обиды на русских, объединиться с ними в борьбе за свободный от расизма Крым. Ведь даже во времена тоталитарного СССР русский вместе с татарским были официальными и РАВНОЦЕННЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЯЗЫКАМИ в Крымской АССР. Не в пример сегодняшней "демократичной" и "свободной" Украине, в которой, придя незаконно к власти, новая профашистская Верховная рада первым же своим Указом отменила Закон о региональных языках. Только в союзе с русскими крымские татары сегодня смогут противостоять бандеровцам, УПА, "Правому сектору" и пришедшим к власти украинским неофашистам, чтобы иметь возможность отстоять вместе с ними и право жить на земле своих предков, и право говорить в Крыму на своём родном языке.
Как трудно быть современником великих событий. Это удивительно, но Крым снова стал Российским!
Без единого выстрела. Так решил народ полуострова, проведя референдум.
Пусть не обижаются на меня другие нации, если я скажу не без гордости за Россию и Русских, что они этого по праву достойны.
Думаю, что 18 марта 2014 года войдёт в историю и Крыма, и России, как день исправления политической ошибки Н.С. Хрущёва, которую он совершил 19 февраля 1954 года, передав своим личным решением Крымскую область из РСФСР в состав УССР. Просто русские отказались строить в Крыму унитарное националистическое украинское государство и всем полуостровом вместе с живущими там татарами и украинцами вернулись обратно домой в Россию. Историческая справедливость восторжествовала. Теперь в Крыму будет 3 государственных языка: Русский, Крымско-татарский и Украинский. Вот такая, однако, у нас случилась с Крымом история.