Монах Моисей Святогорец. Неизвестный Христос

Монах Моисей Святогорец подвизается на Святой Горе Афон около тридцати пяти лет. Он является иконописцем, поэтом, критиком и писателем. Издал 52 книги и написал более 1000 статей. Его труды переведены и изданы во многих странах мира. Занимал должность старшего секретаря в Священном Киноте Святой Горы. Около двадцати пяти лет является старцем каливы святителя Иоанна Златоуста скита святого великомученика Пантелеимона от монастыря Кутлумуш. сайт публикует статью старца в газете «Македония», посвящённую женам-мироносицам.

Какой-нибудь идеолог борьбы с Церковью вполне естественно может выражать свое мнение. А позволено ли это верующему? Говорят, что атеизм в моде, а веру называют болезненной привязанностью к прошлому.

Мы считаем, что те, кто безжалостно нападает на Церковь, не имеет права лить крокодиловы слезы по поводу взлета коррупции. Церковь всегда говорила о нравственности, искренности, честности и истинности. Цунами, что торжествует сейчас, увлекает за собой и нивелирует абсолютно все. Уже давно умолкли пророческие голоса, и нет труб, зовущих к восстанию. Молчит пустыня. Не слышна проповедь покаяния, как будто подобное является чем-то постыдным.

Мы уже неоднократно подчеркивали тот факт, что после глубокого размышления и самопознания необходимо некое духовное бодрствование. Требуется некое сознательное обновление, преобразование и подъем. Аскетика «Добротолюбия» постоянно говорит нам об отказе от всего лишнего и приобретении необходимого, жизненно важного и существенного. Есть некая обмирщенная жизнь, противопоставляющая себя Богу, какая-то маниакальная обмирщенность, какое-то чисто антидуховное и антиподвижническое отношение. Это образ мыслей, не предполагающий смирения, раскаяния и прощения.

Совершенно неправы те, кто поддается антипатии, лености, фатализму и пессимизму. Пришло время восстать от сна безмятежности. Нельзя вечно только и делать, что рассуждать. Нужно когда-нибудь и принимать лично серьезные и важные решения. Нам не хватает мужества, удали, храбрости и сил, для бесстрашного исповедания веры. Сегодня весьма распространены дух вызывающей беспокойство трусости, виноватого молчания, вопиющего отсутствия, недостойного отказа от участия в чем-либо, а также основанные на интригах союзы и дипломатические соглашения.


На этом туманном фоне нас будит ото сна весть о святых женах-мироносицах из сегодняшнего евангельского чтения. В тот час, когда испуганные ученики прятались, женщины вдруг стали смелыми и бесстрашными. Их огромная любовь сделала их мужчинами в душе, придав мужества, героизма и неустрашимости. А любовь и отвага наполнили их сердца радостью. Они не нашли мертвеца, которого шли помазать миром. Их учитель воскрес, как и предсказывал им ранее. Мироносицы обличают бездействие нынешних христиан, которые тоже подверглись влиянию духа материализма своего времени. Воскресший Христос не занимает в их сердце центрального места.

Сильная любовь этих простых и слабых женщин заставляет их бежать на гроб Живодавца. К своему изумлению они находят его пустым, а потому недоумевают, удивляются, ликуют и воодушевляются. Они купили дорогих благовоний, встали рано утром, изгнали из своих сердец беспокойный страх и пришли на гроб до восхода некоего изумительного солнца. Все для них светло, чисто, непорочно, священно, честно, прозрачно, чарующе, светоносно, благодатно и радостно. Они пришли, чтобы помазать благовониями, но вместо этого умастили благовониями их самих. Их жизнь наполнилась бесконечным светом, смыслом, жизнью, бесстрашием и сладостью.

В трудных обстоятельствах жизни в зловонном, мрачном, бесчувственном и враждебном мире женщины могут стать женами-мироносицами. Пусть их добрая чувствительность, большая нежность, необычайное терпение станет бальзамом утешения, нежностью оптимизма и приветствием жизни. Пусть ослабнет внутрисемейное напряжение, не обостряются отношения среди друзей, уменьшится количество трудовых споров, а жизнь пусть станет более человечной. Не перевелись жены-мироносицы и в нынешнем нашем неустойчивом мире. Это матери, которые постоянно бодрствуют, это благородные супруги, это терпеливые учительницы и неутомимые медсестры, это молодые и пожилые с их замечательной застенчивостью, чарующей надеждой и творящей чудеса любовью, которые вновь умащают мир ароматами, делают сладкой горечь жизни, вносят умиротворение, успокаивают, утешают и заботятся об очерствелых людях.

Цунами можно победить дерзновенной любовью, действиями, подобными поступку жен-мироносиц, слезами покаяния верующих. Пришло время покопаться внутри себя и найти неизвестные сокрытые силы для того, чтобы справиться с отвратительными состояниями, отравляющими нашу жизнь и превращающими в лед наши сердца. Именно этому нас учат и на это вдохновляют жены-мироносицы, ибо они более терпеливы, смиренны и выносливы.

Монах Моисей Святогорец предлагает нам рождественское размышление. Монах Моисей - виднейший богослов Эллады. Как здвезда он просиял на словесном небосводе Греции. А после его ухода из жизни на Афоне у многих остались лишь тяжелые воспоминания о нем, как о непростом человеке. Как тут не задуматься? Как не вспомнить слова Симеона Афонского: Пока ты молчишь - имеешь молитву; стоит тебе заговорить - имеешь только слова. .. Простите за столь грустное вступление.

Христос пришел в мир как Искупитель и Спаситель. Сегодня, две тысячи лет после Его прихода, Он остается практически неизвестным в мире, поддельным, реформированным, измененным, фальшивым благодаря некоторым или многим людям, которые находятся рядом с нами. Бог — не тиран, не начальник, не жестокий, не страшный, не является недоступным, непримиримым и неизвестным христианской религии, разным конфессиям и многочисленным сектам. Он не блаженно отдыхающий на седьмом небе, не далекий, не трудный, не безразличный, не чужой. Христос не бог гуманизма, рационализма, схоластики, западной философии.

Он — Бог любви. Он верховный и первый Основатель любви к врагам, чужим, рабам, одиноким, заключенным, бедным, бездомным, нагим, голодным. Он первый Основатель любви к больным, престарелым, безработным, малоценным, разным, — всем людям. Он благовестил — не просто на словах — единство всем и миру, превосходящее ум каждого человека. Он воплощает великое жертвенное самоприношение. Он принимает человека безусловно, полностью, свободно, представляет его боголюбимым и хочет, чтобы он стал святым. Он дает ему смысл и священную цель — божественную жизнь (то есть обожение). Призывает всех через самопознание и братопознание к богопознанию и богопринятию. Он совсем не любит мнимое смирение, лицемерие, самодостаточность, благочестивую маску и лжесвятость. Он особенно любит чистое смирение, невинность, естественность, чистоту, аутентичность и достоверность. Он постоянно увещевает изобличать, критиковать, укорять себя. Он призывает к постоянному размышлению, к молитве, к покаянию, к умилению, к благоговению и постоянной памяти о смерти. Он хочет нашей приверженности и преданности, всей нашей любви, чтобы наше сердце было пустым от любви к чуждым вещам, и чтобы мы имели добрые, чистые, прямые и неподозрительные помыслы. Он не хочет быть случайными и периферийным богом нужды, а Богом нашего бытия, средоточием нашей жизни, — Тем, Кто везде находится и все исполняет, Сокровищем благ и Подателем жизни. Ему никогда не нравились склонность к самооправданию, властолюбию, славолюбию, плотолюбию, корыстолюбию, нечеловеколюбию, небратолюбию и нечадолюбию. А еще Ему никогда не нравились ни лукавые, ни утилитарные, ни индивидуалистические, ни эгоистические условности, с притуплением совести, что человек ничего не может сделать с существующим злом. Он произнес строгие слова о создающих и ищущих скандалов, о легко раздражающихся людях, о лицемерах, моралистах, почитающих Бога единственно в бесплодных внешних формах. Он Бог, Который нежно целует и искренно обнимает врагов, Который ест вместе с грешными мытарями и разговаривает с блудницами. Несмотря на то, что является Учителем, Он наклоняется и омывает ноги Своим ученикам, говорит не столько о вчерашнем дне, сколько о завтрашнем, не позволяет, чтобы доставали нож из ножен для отмщения и надеется на покаяние блудницы. Он никогда не делает разницы между людьми. Говорит одинаково о грабителях, о несправедливо обвиненных, о богатых, о сребролюбивых, о скупых, об алчных и о немилосердных людях. Также и о бедных, которые ропщут и имеют огромное желание богатства. Он хочет, чтобы люди были совершенно свободными. Решительно порицает людей, которые злоупотребляют властью. Уважает уникальность и сакральность неповторимости человеческой личности и не обращается к безличной массе. Предпочитает проживание отвлеченным идеям, опыт теоретическим знаниям, живой пример молчания всяким высокопарным и красивым словам.

Вифлеемские пастухи были простыми, небогатыми и нестяжательными людьми, ночью они стерегли свое стадо и первые узнали о Его Воплощении. Волхвы с Востока, которые действительно были опытными мудрецами и были изумлены знамениями неба и величием Бога, стали первыми истинными Его поклонниками. Простодушные, скромные и презренные иудейские женщины стали первыми свидетелями Его трехдневного Воскресения. Известная своей бурной жизнью самарянка становится первой потрясенной и тронутой слушательницей, не столько тайнами своей личной жизни, сколько тайнами Бога. Этой самарянкой была равноапостольная мученица Фотина.

Христос продолжает обличать книжников и фарисеев, Он осуждает их, разоблачает. Отказывает им в их желании, чтобы Иисус был таким, каким они хотят Его видеть: чтобы Он не исцелял в субботу, чтобы вообще не исцелял, чтобы был человеком, злоупотребляющим властью, чтобы был истребителем врагов, ценил фарисеев, а не укорял, чтобы Он был ответственным, а они безответственными людьми, которые ищут только знамения без усердной личной борьбы, без поиска и самопожертвования, без веры в то, что для достижения святости нужно потрудиться, и она не является данностью...

Христос искажен — особенно на Западе, но и не только там — в улыбчивом начальнике на кассе Фонда для бедных или в злом обществе. О Принесении Себя в жертву Господь говорит как о бескровной, таинственной, духовной и живой Жертве ради жизни мира, но не такого мира, который определяется финансовым, социальным и психологическим благополучием. Всемогущий стал немощным, согласно словам св. Ефрема Сирина. Тайну Богочеловека Иисуса можно ощутить только в богослужении и в пламенной молитве. Он стал таким, как мы, чтобы спасти нас, исцелить нас, подружить нас с Богом. Богатый стал бедным, чтобы обогатить нас Своей бедностью, как прекрасно пишет великий Павел к Коринфянам. Он стал человеком для того, чтобы мы стали богами, подчеркивает св. Афанасий Александрийский.

Несмотря на то, что вероисповедание человека теперь не фиксируется в документе, удостоверяющем личность, а теперь хотят исключить и вероучение из школьной программы. Остается только вера во Христа. Одна вера, но относительная и часто неопределенная, абстрактная, выбранная с корыстной целью в случае необходимости.

«Нам многого не нужно! Мы же не богословы», — такие слова можно услышать от людей, которые участвовали в сборе подписей о сохранении фиксации вероисповедания в греческих документах, удостоверяющих личность, и от людей, которые завтра будут собирать подписи о сохранении вероучения в школах. Многие специалисты, такие как учителя, врачи, считают христианство полезным, безопасным, помогающим удовлетворять материальные и духовные потребности человека. Другие, вспоминая свою строгую мать или бабушку, когда вырастут, отвергнут Христа как ненужного, отягчающего и скучного, или сохранят память о Нем ради своего «здоровья», или будут вспоминать во время праздников Рождества Христова и Пасхи. (Естественно, некоторым строгая мать или верующая хорошая бабушка могли, наоборот, помочь вернуться ко Христу). Теперь начнут снимать иконы с изображением Христа со стен в школах, судах и больницах как ненужные в свободном, веротерпимом, нерелигиозном, атеистическом обществе, — обществе без Христа. (Разумеется, наихудшим является удаление образа Христа из сердца, это начало нового большого иконоборчества).

Большое количество хороших христиан выбирают определенные, удобные для себя отрывки из Евангелия и исключительно по-своему их толкуют, в соответствии со своей личной потребностью, выгодой, со своим мнением и своей эпохой. Искатели пользы — лжеучители, это не только известные еретики, которые узурпировали Божью истину, запятнали образ Его Божественного Лица и опасно Его затуманили. Христос стал раздражителем в обществе потребления. Это становится очевидно, когда начинают говорить об аскезе, воздержании, благодаянии и смирении. За искажение образа Христа несут ответственность многое люди, но и мы несем за это ответственность. Христос говорит о любви, свободе и смирении. Мир постоянно поступает деспотично, алчно, надменно, корыстно и без внутреннего спокойствия. Христос принимает как христиан Своих настоящих учеников, Его детьми являются те, кто действительно может любить. Любовь является главной особенностью, эмблемой, знаком верующих, лучшим свидетельством их идентичности. Христос мешает людям, поэтому они находят предлоги ограничить Его, изолировать, использовать в исключительных случаях, не желают, чтобы Он был Главой их жизни. Безвкусная жизнь христиан является «наилучшей» проповедью перед безразличными людьми. Когда и христиане усиленно борются за лучшее место под солнцем, за почести, славу, богатство, власть и признание, они не подают пример духовного возрастания, единства и зрелости Христа.

Подмененный Христос, понятый в соответствии с нашими представлениями о Нем, а не Тот, Кто действительно является Прообразом нашей собственной природы, подменяет и жизнь. Мы думаем, что Христос таков, каким мы его себе вообразили, и в случае чего Он может разозлиться, разгневаться, отвернуться от нас и наказать нас. Поэтому мы по-разному пытаемся подкупить, умилостивить Его. Понимаете ли вы масштаб ошибки? Какая ужасная подмена, что наши отношения с Богом сводятся к дешевой сделке! А иногда такому пониманию способствуют ошибочные традиции и богословски неверные проповеди.

Евангелие, вольно или невольно искажено, неправильно интерпретировано и объяснено многими, — эти люди создали такой образ Христа, Который не отражает реального Богочеловека. Реальный Христос — непостижимый. Евреи ждали Его как правителя, мессию и разрушителя. Он показал себя иным, не соответствовавшим их представлениям о Нем, поэтому Его отправили на Голгофу.

«Как поклоняться бессильному, распятому, побежденному, умершему?» — некоторые задаются таким вопросом.

И до сего дня Христос является «соблазном и безумием». Он нас удивляет, ужасает, потрясает. Мы можем сказать, что Его молчание, отсутствие, бездействие, бессилие вселяет в нас ужас, но мы не видим, что Его молчание является говорящим, что Его кажущееся отсутствие является динамичным присутствием, Его бездействие является самым большим самопожертвованием, а Его бессилие является силой Победителя.

Еще во время Своей жизни на земле Христос был неправильно понят. Его называли едящим и пьющим, одержимым демоном, особенно книжники и фарисеи, и вообще правящий класс, власть. Простые люди были увлечены Учителем, Который первым воплощал в жизнь то, чему учил. Его учение сопровождалось чудесами, и Учитель впервые не говорил начальническим, авторитарным тоном, но спокойно беседовал со всеми. Вышеуказанные господа не позволяли себе так общаться с людьми. Они считали особенно предосудительным беседовать с мытарями и блудницами. Отзывчивость, доступность, терпеливость нового Учителя очень их раздражала и поспешным судом, который был организован с привлечением лжесвидетелей, был приведен к Кресту Господь. Христоненавистники, как они думали, избавились от своего раздражителя, Того, Кто подрывал их авторитет, ставил под сомнение их власть, осуждал высокомерие, наглость, уловки, угрожал их земному благоденствию. Они не могли стерпеть, чтобы кто-то осуждал их лицемерие и смело обличал их жажду власти. Они осудили, обвинили и умертвили своего Разоблачителя и продолжили спокойно жить своей беспокойной жизнью.

Христос категорично говорит, что нельзя изменить людей, если сначала не изменишь себя. «Очисться сам, а затем очищай»,- говорит св. Григорий Богослов. Как красиво говорит св. Серафим Саровский: «Найди мир в своем сердце и тысячи людей будут спасены!» Св. Исаак Сирин говорит: «Помирись с собой, и небо и земля помирятся!» Речь не идет о психологическом росте или философских идеях, направленных на самопознание и самоочищение, а о богоугодном образе и жизни в неразрывных отношениях с живым Христом, в Его освобождающей Истине и Его спасительной Любви.

Если кажется, что Христос незнакомый, далекий, скрытый, то не нужно этого бояться. Это не значит, что Его нет, что Он не чувствует, не знает, не видит и не слышит. Проживание Его отсутствия является отправной точкой для ощущения Его присутствия. Подумайте об отсутствующем Христе, Который везде присутствует и все наполняет.

Мы призваны, как реставраторы, очистить помраченный образ Христа и приоткрыть для себя Изначальную красоту, прелесть и сладость Его Божественного Лица. Богочеловеческое, отцовское, братское, дружеское лицо, которое вдохновляет к бесконечному уважению, но и к впечатляющей близости, к большому благоговению и одновременно к большому доверию к Нему. От епископского трона, иконостаса, купола и проскнитарии необходимо ввести Христа на престол нашего сердца, а также для искреннего разговора на любую тему, о признании нашего поражения. Все мы хотим присвоить, оправдываться, заблуждаться, погрязать в самолюбии, откладывать и не искать от Него вдохновения для сильного покаяния и исцеления своей бессмертной души. Это безусловное, необходимое дело, и не может быть спонтанным, оно должно идти от всего сердца и всей души. Тем не менее, Христос остается невостребованным, написанным на стене или на иконе, затемненным, и человек — с затемненным образом на своем лице. Только личный чистый и живой Христос, Который рождается и открывается, воскресший после распятия на Кресте в аутентичном церковном опыте, может воскресить, просветить, вдохновить, руководить и утешить современного человека. Христос, скрытый слоем поцелуев доминирующей идеологии на протяжении многих веков, не утешит и не спасет, а опасно будет мучить людей, как это произошло с большей частью бессердечного Запада, который думал, что Он умер (Ницше, Сартр).

Встреча и единение человека с истинным Богом представляет полное его оправдание и заполнение его существования. В противном случае «несинхронизация» человека с Христом ведет к Его искажению, обесцениванию и предрассудкам. Бесстрастный Христос пострадал ради спасения от страстей. Он умер за живых мертвецов. Боль Христа рождена не тем, что они непостоянно следовали за Ним и кричали: «Ура!», а тем, что не поинтересовались о Его присутствии, не захотели познать Его, выслушать Его, разговаривать с Ним, если даже они имеют противоположное мнение. Христос не хочет иметь немых, несвободных и невежественных учеников, а искренних друзей-собеседников. Спустя две тысячи лет, наверное, до усталости истинный Христос остается искаженным и неизвестным, и сегодня человек не ищет Его должным образом. Поиски Христа — перепутаны, искажены и смущены суевериями, магизмом, неправильными народными верованиями, пренебрежительным отношением, фанатичными идеями-фикс и эмоциональным легкомыслием. «Мы считаем, что главное препятствие для существенных отношений человека с Богом,-говорит св. Григорий Палама, — это внушаемые демонами страсти и отсутствие полного доверия, преданности, посвящения, что, естественно, приводит к ряду холодных кривотолков. В конце, печально констатируем, что мы живем, как будто Христос не пришел, если наша жизнь не преобразилась, как будто Его проповедь провалилась, как будто были напрасными борьба, жертвы, мучения, подвиги апостолов, мучеников, преподобных. Как будто, мы живем, в дохристианской, а не в постхристианской эпохе».

Богоносные отцы нашей Святой Православной Церкви систематически, последовательно и точно говорят о том, кто такой Христос, и об огромном значении и высшей ценности Его богочеловеческой личности, смысле Его учения, сами проживают Его слова, толкуют Его притчи, углубляясь в чудеса, анализируют Его путь. Сегодня мы непразднично празднуем цикл установленных Господних праздников без особой радости в душе. Наш интерес исчерпывается покупками, украшением, уборкой дома, хождением в гости и обмениванием подарками. И мы, как иудеи, ожидаем социального революционера Христа и обновителя, идеолога реформатора, который родился в бедной обстановке и умер за свои идеи. Этот модифицированный образ Христа продолжает доминировать. (Не говоря уже о вере в удачу, талисманы и другие суеверные вещи). Мы празднуем Рождество Христово, а отсутствует Тот, в честь Кого празднуем, — Христос. Абсолютный характер догмата о Воплощении Сына и Слова Божия является умонепостижимым и тайной, в соответствии с возвышенной и священной гимнологией, которая покрыта молчанием. Но эта истина нашей веры является основой для нашего спасения, что Бог стал человеком, чтобы человек стал богом, согласно словам св. Григория Богослова; это не какая-то хорошая идея, простая историческая память или беспринципный сентиментализм (с замороженным Христом в яслях с животными), который проживает в роскоши и на праздничных ужинах с танцами, пышных трапезах и в ночных клубах. Христос сегодня используется как средство для оправдания балагана и как полезная идеология...

Я вернусь к тому, о чем ранее говорил, — к поучению о Христовом молчании. Когда Христос спросил Своих учеников, как будто Всеведущий не знает: «Что говорят обо мне, за Кого считают Меня люди, верят ли они, что я Бог, в какого Бога они верят?» Известный сердечный ответ спонтанного Петра: «…что Он Христос, Сын Бога живого». «Затем Христос, — говорит св. Матфей, — увещал их, никому не говорить на данный момент, что Он есть Христос» . Это Он сказал и на Фаворе во время Его страшного Преображения: не говорите никому о видении, а расскажете об этом после Моего Воскресения. Также и перед Пилатом евангелисты Иоанн и Матфей говорят, что в данном случае Христос говорит Своим сладкозвучным молчанием. «Молчание — это тайна слова будущего века», — говорит св. Исаак Сирин. Молчание вместо многословия, тишина вместо проповеди, священное безмолвие вместо шумной активности. (Существует и активность без активного движения). Патетик — это плод, который созрел в аскетической пустынной земле, у течения слез и горячей молитвы, в климате и тихой атмосфере постоянного и несмущенного молчания. (Как я рад молчаливым старичкам на Афоне в стасидии, в келье, в огороде, на горе).

Должны ли мы сегодня молчать? Когда будем спровоцированы, сможем ли мы исповедовать нашу веру? Будем ли мы слабыми и трусливыми дезертирами, если не будем смело заявлять перед всеми о нашей православной вере? Необходима рассудительность и в молчании, и в слове. Молчание не должно быть испуганным, лицемерным, эгоистичным, ироничным, осмеивающим, безразличным. Слово не должно быть гордым, болтливым. Оно не должно быть заглушающим, неучтивым, нечеловеколюбивым, неумелым, неискусным, лишенным мира. Нет, мы станем адвокатами и защитниками Христа. Как и раньше, когда мы говорили: «Нет, не мы спасем Христа, и не мы исправим Его Церковь. Только Христос спасет нас, и только Его Церковь исцелит нас через освящающую благодать в Ее Таинствах». Сейчас 2002 год после Рождества Христова. Но с Христом ли мы? Мы христиане с истинным Христом или с идеализированным Христом нашей фантазии, самоугодничества и меры? Этот вопрос неотложный, очень личный, значительный и важный. Мы призваны к искреннему, ясному, честному, правильному и сердечному ответу. В противном случае время будет проходить приятно, монотонно, рутинно, одиноко, и мы будем христианами без Христа, словно говорим о человеке без сердца, о дереве без корней, о столе без ножек...

Когда мы не понимаем Христово молчание, то не понимаем, что и мы должны часто молчать и слушать, молиться и читать. И мы словно бы лишены мудрости, думаем, что у нас всегда есть свое мнение по любым научным вопросам, и мы хотим, чтобы Церковь была болтливой, а его представители были громогласными, угрожающими и что каждого следует ставить на свое место. Однако таким образом мы создаем, скорее всего, обремененную и «зараженную риторикой, красивыми и лишними словами Церковь», как хорошо сказано (Мариос Бегзос). В молчании Христа, в молчании Церкви, в молчании пустыни рождаются великие дела, подвиги и существенные слова, которые утешают и умиротворяют сердца, уставшие от празднословия и многословия современной эпохи людей.

Преп. Ефрем Сирин с обычной своей нежностью говорит: «Смилостивимся над собой, вразумим себя и поймем, что наше имя отождествляется с Христом; Он — Христос, и мы называемся христианами. Стоит скоропостижно найти этого живого, искреннего, личного Христа, а не исторического, религиозного, идеологического Христа, и приютить Его в нашем сердце. Не продолжать быть одиноким, не имея куда Свою голову преклонить в негостеприимной земле. Он стучит в дверь сердца вежливо и многократно, чтобы найти место для покоя. Бог славы ищет сердце сокрушенно е и смиреное, чтобы прийти к человеку на вечерю и полностью возродить его. Будучи пустым и одиноким со стороны от посещения небесного Жениха, человеческое сердце чувствует Его как далекого, недоступного, чужого и незнакомого. Он никогда не обрадует сердце человека, если человек не постигнет эту потрясающую встречу. Сердце создано для этого единения, и необходимо искать его беспокойно и настоятельно. Оно горит для встречи, как невеста от удивительной Песни песней. Оно мечтает о неизменившемся, несовременном, не модернизированном, несекуляризованном Христе, Который «вчера и сегодня и во веки Тот же». Христос в Св. Православной Церкви, Св. Тайнах, Св. Евхаристии, св. Апостолах, мучениках, преподобных, праведных, тех, кто живет в воздержании».

Махатма Ганди говорит: «Я люблю Христа, но христиан не люблю, потому что они не похожи на Христа». Эта великая истина должна заставить нас серьезно задуматься. Считаю, что проблема конкретизируется более всего у современных христиан, которым необходима повторная евангелизация, и которые, как мы уже говорили в начале, исказили Его Пречистое Лицо своим вмешательством, будь то консервативным, а точнее — внешне традиционалистским, или модернистским. Мы считаем, что наибольшей проблемой являются фальшивые христиане, и даже хуже того — фальшивые клирики, фальшивые проповеди, лишенные смысла, больные акты благотворительности, лишенные любви и совершенные только для показухи, каковы многие достижения Запада, совершаемые будто бы во имя Христа.

Великая истина, произнесенная Ф.М. Достоевским: «Если кто-то мне доказал бы, что Христос вне истины, и истина действительно окажется вне Христа, я все же предпочел бы остаться с Христом, нежели с истиной». Благо тому, кто оставляет истину ради Христа, потому что Он является Истиной, Источником Истины, которая должна нас потрясти, чтобы мы могли осознать нашу реальность, построить отношения с Христом, познать Истину Христа, — Христа без маски, которую Ему навязали мы, блуждающие, заблудшие и носящие маску христиан, на Кресте воскресшего Христа, единственного Сильного, чтобы искупить нас и спасти через покаяние.

Документ гражданина Греции — справка русского переводчика.

Ταυτότητα — с греч. идентичность, а также документ, удостоверяющий личность человека — справка болгарского переводчика.

В воскресение 1 июня после продолжительной болезни отошел ко Господу один из самых известных современных афонских монахов и писателей старец Моисей Святогорец.
Монах Моисей Святогорец родился в Афинах в 1952 году. Он был иконописцем, поэтом, критиком и писателем. Издал 52 книги и написал более 1000 статей. Его труды переведены и изданы во многих странах мира. Отец Моисей принял участие более чем в 80 научных конференциях. Был основателем и главным редактором святогорского журнала "Протат".
Занимал должность старшего секретаря в Священном Киноте Святой Горы. Около двадцати пяти лет являлся старцем каливы святителя Иоанна Златоуста скита святого великомученика Пантелеимона от монастыря Кутлумуш.


«Зачем нужен пост?»

Пост – древняя добродетель. Вместе с молитвой он готовит христианина распятию и воскресению. Пост это пища для души.

Пост учит нас воздержанию, которое необходимо любому человеку. Учит отказу от излишеств, роскоши и изобилия. Пожалуй, пост едва ли не единственное, что человек способен преподнести «в дар» Богу.

Конечно, Господь ни в чём не нуждается, и пост, прежде всего, необходим нам самим. Польза воздержания многообразна: постясь, мы пребываем в трезвении и сосредоточенности, а наша молитва становится более внимательной, сердечной и глубокой. Пост – это наш призыв к Богу, свидетельство того, что мы желаем, чтобы Он вошёл в нашу жизнь.

Пост неразрывно связан с покаянием. Это данный нам Богом шанс, который не следует упускать.

Поститься следует охотно, любочестно и радостно, а не формально, скрепя сердце, воспринимая воздержание как повинность. Пост мы должны принести Богу от всего сердца.

Адам и Ева потеряли Рай из-за своей невоздержанности. Пост открывает нам Райские врата вновь.

Пост не должен остаться лишь на уровне отказа от некоторых видов пищи, мы должны сделать следующий шаг – воздерживаться от своих греховных страстей и зла. Тогда период поста станет для нас существенным и поворотным моментом на нашем пути к Богу.

Пост дарит нам нравственную чистоту, рождает покаяние и презрение ко греху. Пост – это не самоцель, а средство в достижении цели – встречи с Богом. Согласно святителю Василию Великому, пост – это отчуждение от зла, обуздание языка, уход от гнева и отказ от злых привычек.

У того, кто серьёзно болен, нет необходимости в посте. Ведь воздержание от пищи необходимо для того, чтобы смирить тело. Когда тело болеет, оно и так смиряется и нет необходимости его истязать. В любом случае, это вопрос, который необходимо решать, посоветовавшись со своим духовником.

Некоторые люди живут для того, чтобы есть. Они «путешествуют» от стола к столу, ходят по банкетам и ресторанам. В конце концов заболевают от многоядения. Неумеренность в еде становится причиной лишнего веса и многих заболеваний.

Но постимся мы не ради телесного здоровья (хотя пост и помогает нам в этом), а ради здоровья духовного. Пост не имеет ничего общего с диетой, на которую люди «садятся» ради красоты и стройности фигуры. Пост – это брат добродетели воздержания. Не будем забывать слова Иоанна Златоуста, который призывал сэкономленные на еде в период поста деньги использовать для того, чтобы накормить голодных и нуждающихся.

Пусть пост сопровождается молитвой и любовью. Тогда он обретёт ценность, смысл и значение.

«Христианин не может быть угрюмым и несчастным»

Насущным вопросом наших дней является серьёзный экономический кризис, который переживает наша страна. Он вызывает большую неопределённость, беспокойство, гнев, замешательство, страх и тревогу. Времена поистине трудные. И в этих условиях христиане призваны засвидетельствовать своё исповедание. Крепости рушатся, как замки на песке.

Богатые попадают в ловушку, появляется множество проблем, нарушается равновесие, рождаются злые желания и угнетение. Растут безработица, неуверенность, преступность, беззаконие и нищета. Всё это ясно показывает духовную лень и бедность многих. О, если бы это мощное цунами вызвало пробуждение от летаргического сна, а трещины от землетрясения привели к бодрствованию, осознанию и ответственности за решения! Необходимо, чтобы вновь вернулись забытый оптимизм, тайная надежда, утерянная радость и желанный мир.

За человеческой болью, горьким испытанием, изнурительной тоской скрывается любящее око Бога. Пробуждение от жизни ради материальных благ, полной наслаждения, благополучия и эгоизма, приведёт человека к духовному наблюдению, правильному видению, тщательному исследованию, избавлению от мутной тревоги. У человека есть скрытый запас внутренних сил, позволяющий ему не согнуться, не оступиться, не опуститься, не поддаться отчаянию. Особенно христианин не мыслится разочарованным, беспокойным, отчаявшимся, несчастным, угрюмым и неблагодарным. Люди создают общество потребления, изобилия и пресыщенности. Это общество опускается до излишнего поклонения плоти. К сожалению, мы видим невероятную блокаду, изготовление ловушки, усыпление в болоте земных благ. Нет здесь ничего от сопротивления, противоборства, изменения и покаяния. Поэтому экономический кризис и причиняет такое беспокойство. Его не рассматривают как возможность для кардинального изменения.

Сейчас пришло время явить веру, пройти через испытания, показывающие истинность веры каждого. Да не будет веры лишь на словах! Искушениями, испытаниями, бурями выявляется подлинность нашего «верую». Боль выдаёт болезнь. Боль может стать врачом. Нам необходимо почувствовать боль, чтобы научиться сопереживать. Боль, воистину, может смягчить человека и стать благословением, а может его ожесточить и стать мучением, пыткой или проклятием. Как говорят, от жара солнечных лучей тает воск и твердеет грязь. Исключительное значение имеет свободная воля каждого человека.

Есть много причин, по которым человек должен неотступно и непрестанно бороться. Отчаяние неприемлемо. Терпение необходимо всегда. Мы не одни боремся в жизни. Хороший капитан корабля виден во время шторма, как верно говорит наш народ. Шторм, тучи и гроза пройдут. Мы необдуманно ушли в сторону – и теперь время более благоразумно обратиться к прямому пути, к умеренности, к скромной жизни. Кризис - это возможность. Важная возможность.

«Европа совершает самоубийство»

Греция уже давно в реанимации. Ежедневно убивают греческий язык. Вокруг царит дезинтегрирующая тьма и насильственный и мрачный национальный нигилизм.

Спешное желание легко обогатиться привело многих к трагическим ошибкам. За нетерпеливость и легкомыслие приходится дорого платить. Жажда богатства довела европейцев до крайностей. Современная Европа полностью дехристианизирована.

Ватикан пожинает плоды искажения церковного учения. Имеют место вопиющие случаи изнасилования детей. От «мертвого бога» западные люди бегут к восточным гуру в стремлении найти хоть какую-то духовную жизнь. Около двух тысяч ответвлений протестантизма сражаются за паству. Дехристианизация Европы приобрела большие масштабы и приведет к еще более катастрофическим последствиям.

Европа забыла Христа и открывает объятия исламизму. Похоже, она хочет совершить самоубийство. На месте храмов вырастают мечети.

Мы не против других религий, но хотим защитить православие. Или у нас хотят отнять уже и это последнее право? (…)

Мы надеемся на сопротивление неподкупных людей. Их немало. Пора перестать молчать. Наша страна нуждается в духовном возрождении».


Текст переведен с небольшими сокращениями

Сегодня вопрос о том, каково главное предназначение жизни человека, практически не находит отклика у людей. Человек не интересуется сущностью, истиной и нравственными ценностями. К сожалению, многие люди не знают, для чего они живут.

С недавнего времени мы становимся свидетелями краха жизненных ценностей. Речь идет о серьезном кризисе, не только экономическом, социальном или культурном, а прежде всего духовном. То, что было постигнуто на протяжении веков, теперь хулится, осмеивается, попирается. Налицо отсутствие какого-либо чувства умиления или хотя бы уважения ко всему святому. Повсюду происходит скоротечная и грубая десакрализация. В это тексте я не буду строить из себя учителя, катехизатора, укорителя и прокурора. Я лишь хочу смиренно выразить свою боль, любовь и свои мысли.

Человек забыл о главной цели своего существования. Он убежден, что будет вечно жить на земле. Он сильно привязался к материальному, деньгам, имуществу, вещам. Он считает своеволие – свободой, нечестие – прогрессом, обман – гениальностью, грех – освобождением, честность – глупостью. В жизни современных греков прокралось сомнение, колебание, подозрение, опровержение, отвержение. Их божествами стали деньги, гедонизм, надменность, славолюбие. Лицемерие стало чем-то хорошим.

В такой атмосфере Церковь воспринимается как нечто раздражающее. Поэтому одни церковные скандалы с ее заблудшими представителями преувеличиваются, другие придумываются, поддерживаются и сохранятся для того, чтобы люди могли вознегодовать даже тогда, когда просто увидят на дороге человека в рясе.

Церковь не является магазином розничной торговли. Церковь существовала до нас и, несомненно, будет существовать после нас. Душа ищет света, но не солнечного или искусственного света, а духовного. Совесть встревожена. Душа каждого человека ищет чистый источник, чтобы реально утолить свою жажду. В конечном итоге разные рецепты временных наслаждений приносят много страданий.

Сегодня многие чувствительные люди замыкаются в себе, и если они мало общаются, то впадают в меланхолию и задумчиво рассуждают о произошедших переменах. В дискуссии господствует ощущение безвыходности. Города стали задымленными и негостеприимными. Деревни считаются очень маленькими и угрюмыми. Окружающая среда – шумной, грязной и беспокойной. Люди стали индивидуалистами, капризными, нервными, торопящимися и легкомысленными. Повсюду политическая деградация и коррупция среди народных избранников. Одни духовники кричат и угрожают, другие молчат и прячутся. Творцы следуют модным тенденциям, а ученые стали высокомерными. Окончательная и болезненная констатация – всеобщее растление, вызывающее горечь, мучение и глубокую боль.

Современный человек сходит с ума от технологического прогресса. Как говорит один мудрый эссеист Костас Хаджиантониус:

«Современный человек сбросил скрывающие его себялюбие маски идей и убеждений, и показал свое настоящее лицо, которое не надо больше скрывать. И в результате сегодня некогда прекрасная трудолюбивая цивилизация умирает».

Капитализм и социализм произносят очень много неправды, они обещали, что все будут равноправными, счастливыми и богатыми. Но в этом мир очень сильно разочаровался. Люди действительно почувствовали себя обманутыми. Политические руководители оказались совсем не искренними.

Коррупция стала обычным явлением. Никто не ожидал такого крутого поворота. Главное место в доме заняло божество – телевизор. Он занял место древнего очага и иконостаса. Телевизор стоит как лампада. Для того чтобы сиять и затемнять, искажать, подделывать, гипнотизировать, прививать новые идеи, новую мораль, новую жизненную позицию. Навязывают тебе, что нужно стремиться быть молодым, красивым и богатым. Мы больше не говорим о нравственности, о ценностях, характере, достоинстве и так далее. Телеведущие стали прокурорами и палачами.

Телепередачи пропагандируют гомосексуализм, свободное сожительство между мужчиной и женщиной, аборты, даже так называемые легкие наркотики. Отчаявшийся человек думает, что стал полностью свободным благодаря анархии и своеволию. Он заглушает свою совесть, омрачает разум, успокаивается, бросается в материальные наслаждения, в это безумное пиршество тления.

С отдалением человека от Бога и от своего ближнего наступила безнравственность. Человек утратил глубокий смысл жизни. Из-за соперничества, недобросовестной конкуренции, высокомерного индивидуализма образовалась огромная внутренняя пустота и глубокие трещины в человеческой личности.

Наступает суд в этом мире. Сейчас подходящее время – сегодня наступил день для спасения.

Необходима искренность, серьезность, доблесть, взаимопомощь. Нет времени для оправдания и промедления. Обвинения, крики, укоры пагубны для нас. Свет должен быть направлен внутрь нас, чтобы все увидели себя, чтобы все увидели себя без приукрашивания и долгих прелюдий. Средства массовой информации постоянно обращают наше внимание на других. Им нравится легкая критика, а не строгая самокритика.

«Аморальные говорят о нравственности и не понюхавшие ладана – об очищении Церкви.»

Обычно мы сравниваем себя с наихудшими людьми. Аморальные говорят о нравственности и не понюхавшие ладана – об очищении Церкви. Ораторы-моралисты раздраженно кричат с экрана телевизора, говорят о безнравственности для того, чтобы выговориться и получать похвалы за свои красивые речи.

Безнравственность глубоко вкоренилась в души людей. Нам необходимо локализовать эту проблему. Давайте не будем искать на поверхности то, что находится внутри нас. Христос настаивает на внутренней трезвости, самокритике, самоанализе, самопознании, самоукорении и самообвинении. Прежде всего свобода означает делать со своим Я всё, что ты захочешь, а не то, что оно делает с тобой. Доблесть – это победа над своими страстями. Сегодня человек, позвольте мне это сказать, воображает себе, что он свободный. Он думает, что у него всё хорошо, в то время когда у него совсем всё плохо. Это ужасно, это несчастье. Этот многознающий, свободный и высокомерный человек часто обманывает себя и иронизирует надо всем. Он увлекается суевериями. Верит в удачу, в судьбу, предопределение, предсказания, гороскопы и звезды.

Материалисты давно отвергли всякую религиозность и, как мы уже ранее говорили, они обожествили плоть и деньги. Сегодня человек не хочет иметь дело с обязательствами или долгами. Он хочет иметь только права. Права, из-за которых он сильно страдает. Постоянная любовь ко всему материальному никогда не может сделать человека нравственным. Человек прибывает в душевном спокойствии тогда, когда он духовно любит. Если Христос не присутствует в человеческих отношениях, то эти отношения могут расстроиться. Если мы не доверимся Богу и ближнему, то мы будем страдать от одиночества. Несмотря на все усилия, наша жизнь не изменится. Она каждый день будет утопать в гневе. В духовной пустоте растет лицемерие. Находясь под влиянием западного образа жизни, современный человек неограниченно предается чрезмерному потреблению.

Автономизация демонического индивидуализма со стремлением только к счастью и привольной жизни создает диаметрально противоположный климат и углубляет кризис. Этому способствует и телевидение. Преуспевают, как мы уже говорили, только молодые, красивые, сильные, богатые люди. Ни слова об образовании, вере, идеалах, духовном мире и нравственности. В домах увеличилось количество телевизоров и уменьшилось количество разговоров. Мы должны разбудить совесть, вспомнить о своей детской невинности, восстанавливать веру, здоровое беспокойство о покаянии, преображении и самосовершенствовании. Мы должны вновь обрести божественный страх, понять глубокий смысл существования человека и святость уникальной человеческой личности. Необходимо найти непогрешимую религиозность, взаимоуважение, взаимопонимание, взаимопомощь. Совесть уже не должна терпеть зло. Она призвана восстать, противостоять злу, проповедовать слово истины.

«Инструмент для преобразования мира находится в руках каждого из нас»

Мы не должны ограничиваться только словами, которые приводят к отчаянию. Необходима оптимистическая борьба. Пусть каждый из нас в темноте зажжет свою свечу и постепенно рассеет тьму, которая его мучает. Инструмент для преобразования мира находится в руках каждого из нас. Из-за кризиса мы не должны довольствоваться монотонной, ропотной и голословной критикой. Давайте начнем с самокритики. Тогда вновь начнется восстановление. Пусть слезы смоют наши беззакония.

Слова Христовой Церкви не закончились и не исказились. Пусть прежде всего они будут услышаны теми, кто их проповедует. В мире безнравственности, обмана, подозрительности, лжи, ласкательства и бесчеловечности должны быть услышаны заповеди Христа, слова святых, мудрость старцев-отшельников. Пусть не мешает нам никакой страх, никакая лень, никакая боль и никакое промедление. С помощью святого любочестия, о котором говорил старец Паисий, мы призваны к смелому подвигу личного противостояния и внутреннего бунта, к постоянному устранению страстей и возделыванию добродетелей. Человек призван свободно выбирать только хорошее, прекрасное, священное, вечное, подвизаться упорно и смиренно, а не заранее сдаваться и убегать от боли.

Плутократия и материализм противоположны вечности, и они порабощают человека, если он им служит. Жизнь, лишенная свободы и моральных принципов, приносит огорчение, страх, досаду, боль. Цель никогда не освящает средства. Добро придёт только благим образом. Поэтому ради какого-то всеобщего блага нельзя устранять измерение личности. Достоевский мудро сказал: «Мы не можем достичь мира во всем мире, переступив через невинного ребенка!» Человек – это цель, а не средство (Э. Кант).

Еще одной причиной серьёзного кризиса нашего времени является постоянная погоня за удовольствиями. Абсурдное удовольствие, которое, по словам святого Максима Исповедника, приводит к страданиям. Удовольствие выражается не только в служении плоти, но и в вульгарности, греховности, в неудержимом стремлении к счастью и безответственности. Это страдание, которое происходит из-за неразумного наслаждения, может стать будильником или трамплином, чтобы отряхнуться от бесстыдной жизни. Боль должна привести к самоисцелению.

Уже сейчас человек должен твердо сказать себе: всё, хватит! Так больше не может продолжаться.

Отчаяние нашего эгоизма должно дать нам надежду, смелость и силу. Чувство одиночества, которое в конечном итоге возникает из-за непрерывной погони за удовольствиями, должно воодушевить нас избавиться от злой привычки

Похотливость уже стала открытой. Страсти поощряются и восхваляются. В телевизионных играх человек унижается, ему платят деньги, и он рад тому, что публично оголяет себя. Лицемеры выставляют себя не лицемерами. «С другой стороны, аморальные, – как говорит мудрый старец Эмилиан Симонопетретский, – много говорят о морали и очень строги в этом отношении!»

Действительно, морализм неморальных людей является тяжелым заболеванием. Писатель Ангел Терзакис говорил, что сегодня люди имеют выдающиеся достижения в основном в двух сферах: в технологическом прогрессе и в усовершенствовании лицемерия. Действительно, по-прежнему на нравственных принципах нелицемерных людей держится наш мир. Честная жизнь часто создает побежденных победителей. Может быть, она не предлагает первые места, но дает спокойную совесть, и, несомненно, это очень важно для человека.

В своих знаменитых словах о любви святой Максим Исповедник говорит, что в зависимости от того, как мы используем вещи, мы становимся порочными или добродетельными людьми.

Существует употребление и злоупотребление, неправильное употребление, излишество, перенасыщение и расточительство. Святой Иоанн Златоуст говорит, что грехом является не вино, а пьянство.

Отвержение всех допустимых границ не является настоящей свободой. Человек, будучи раздражен присутствием Бога в мире, отдаляет Его от себя. И таким образом, думает, что он будет невозбранно наслаждаться своей полной свободой. Сегодня человек заинтересован в том, чтобы заработать много денег, стать богатым и чтобы его никто не беспокоил. Поэтому он заглушает свою совесть. Мы достигли высочайших технологий и наинизшей гуманности.

В конце концов, многие «облегчения» сделали жизнь трудной, а постоянный комфорт приводят к огромному отягчению. Часто говорят о «качестве жизни», «повышении уровня жизни», «росте дохода на душу населения», но не об уменьшении духовных ценностей, об отречении от священных законов, об отречении от живоносных истин. Чувствительным, застенчивым, честным, благородным людям нет места в этом индивидуалистическом, жестоком, гордом, соперничающем и властном мире. Однако отсутствие существенной радости в жизни многих людей поднимет любопытный вопрос о том, куда мы идем. Наша жизнь – это место для экзаменов перед нашим вхождением в вечную жизнь. Мы никогда не должны об этом забывать. Мы не бессмертны на земле. Мы гости, с временной «пропиской» на земле. Мы живем в этом мире, чтобы познать Бога. Крах этого важного знакомства с Богом – это величайшая трагедия человека. Встреча человека с Богом восполнит его и даст ему полную радость.

Перевод с болгарского: магистр богословия Виталий Чеботар

Неделя Православия это торжество истины, победа над ересями и заблуждениями, расколами и спорами. Две тысячи лет стоит Православие, бодрствует, пребывает в любви, истине, справедливости, святости. Оно не престает, не сгибается, не преклоняется ни перед чем, не боится ничего, его невозможно победить или покорить, ему невозможно противостоять.

Православие есть вера в Евангелие, в повеления святых апостолов, в каноническое апостольское преемство. Ближним необходимо возвещать о правильном церковном предании не только на словах, но и с помощью ярких примеров. Православие это не сухое знание, но личный опыт. Личное ощущение веры это величественное богатство, неистощимое сокровище, источник радости и надежды.

Уникальность Православие в смутные времена, во времена волнений и кризиса состоит в том, что оно сияет светлой звездой, просвещая ум и сердце. Нелегко прогрессивным нигилистам разрушить до основания святое Православие. Тверды его основы, а верующий народ хорошо ощутил его великую силу.

Православие – это живая встреча человека с Богом. Это не экстремизм, не фанатизм, не черная зависть, не враждебность или упрямство. Это средний путь, непосредственность, мера, равновесие, свобода и благодать. Православие объединяет, дает покой, оживляет и освящает. Оно превыше естества и разума. Оно преображает, несет свет, придает смысл и раскрывает суть. Православие не подвержено тлену, оно одновременно древнее и новое, совершенное, священное, законченное, вселенское, но не экуменическое. Это не музейный экспонат, некая туманность, абстрактная привычка, статуя, поврежденный идол или гнилое болото. Это не чрезмерная гордость славой предков, не фольклоризм или замечательная религия в ряду прочих, но новый образ жизни.

Это не человеческое изобретение, плод остроумия или умения красиво говорить, не формальность или нечто внешнее. Это не витрина, не рамка, не самовосхваление или ностальгические рассуждения о прошлом. Православие носит крестовоскресный характер, его украшение – мученики, оно мужественно и смело. Его символ – крест. Его престол – скромность, смирение, простота. Оно не прибегает к принуждению, не шантажирует, не порабощает и не затыкает рот. Православными не рождаются, православными становятся, крестятся и обновляются. Это поприще подвига, покаяния и свободы, бесстрашия, надежности и надежды. Для Православия характерны радость, мир и возможность обрести в нем прибежище. Ах, если бы мы с такой легкостью могли всем этим жить! Но не будем сидеть, словно зрители на трибунах, а все выйдем на беговую дорожку. И начнем с сегодняшнего же дня, с Недели Торжества Православия.

Старец Моисей Святогорец (1952- 2014) подвизался на Святой Горе Афон около тридцати пяти лет. Родился в Афинах в 1952 году. Являлся иконописцем, поэтом, критиком и писателем. Издал 52 книги и написал более 1000 статей. Его труды переведены и изданы во многих странах мира. Принял участие более чем в 80 научных конференциях. Был основателем и главным редактором святогорского журнала «Протат». Занимал должность старшего секретаря в Священном Киноте Святой Горы. Около двадцати пяти лет являлся старцем каливы святителя Иоанна Златоуста скита святого великомученика Пантелеимона от монастыря Кутлумуш, в котором ранее некоторое время нес послушание управляющего. Преставился 1 июня 2014 г. после продолжительной болезни, на 62 году жизни. Отец Моисей был одним из самых известных современных афонских монахов и писателей.