Нахождение числа по его дроби — Гипермаркет знаний. Нахождение части числа и числа по его части

«Нахождение числа по его дроби» — Учебник по математике 6 класс (Виленкин)

Краткое описание:


Вы уже умеете находить дробь от числа, а в этом разделе Вы выучите, как находить число по его дроби. Нужно быть очень внимательными, чтобы не запутаться, и все задачки решать быстро и правильно.
Давайте быстро вспомним, как мы находим дробь от числа: мы просто это число умножаем на дробь. Например, нужно найти 3/5 от числа 15. Решаем 3/5 * 15 = 3*15 / 5 =3*3=9. Зачем нам нужно знать, как это делать? Для того, чтобы уметь находить какую-то часть от чего-то целого. Например, зная какую часть книги Вы прочитали и сколько в ней всего страниц, Вы можете найти, сколько страниц осталось прочитать. Запомните, когда мы ищем дробь от числа, у нас есть что-то целое и его часть, и нам нужно это целое умножить на часть, таким образом, мы находим часть в количественном выражении и это число всегда будет меньше начального числа.
В задачах, когда мы ищем число по его дроби, это число всегда должно быть больше, ведь, по сути, мы ищем что-то целое, зная только его часть. Вот, например, Вы прочитали 100 страниц книги, но это только ее третья часть. А сколько всего страниц в книге? Как мы будем искать это число? Зная, что 100 страниц – это треть, нужно 100 * 3 и тогда мы узнаем, сколько страниц всего в книге – 100*3=300. А если попытаться решить через уравнение? Пусть х – общее число страниц в книге, как найти, сколько мы прочитали, нужно х умножить на 1/3 и это будет равно 100. Так – х * 1/3=100. Решаем уравнение дальше – х=100: 1/3, а мы уже выучили, чтобы поделить число на дробь, нужно его умножить на обратную дробь. Получается х=100: 1/3 = 100 * 3/1 = 300. Понятно? Значит, чтобы найти число, зная его дробную часть и ее значение, нам нужно значение (натуральное число) разделить на дробь, то есть умножить на перевернутую дробь и это число всегда будет больше, заданного нам в условии!
Если в задаче дана не дробь, а проценты, что нужно делать? Перевести проценты в десятичную дробь: 40%=0,40; 75%=0,75 и решать дальше по выученной схеме.

«Методика обучения решению задач на нахождение дроби

от числа и числа по его дроби»

Большинство применений математики связано с измерением величин. Однако на множестве целых чисел не всегда возможно выполнить деление: не всегда единица величины укладывается целое число раз в измеряемой величине. Чтобы в такой ситуации точно выразить результат измерения, необходимо расширить множество целых чисел, введя дробные числа. К этому выводу люди пришли еще в глубокой древности: необходимость измерения длин, площадей, масс и других величин привела к возникновению дробных чисел.

Знакомство учащихся с дробными числами происходит в начальных классах . Затем понятие дроби уточняется и расширяется в средней школе . И одной из самых сложных тем математики курса средней школы является решение задач на дроби. Дроби проходят в школе не один год, в изучении темы выделяется несколько этапов. Связано это с различными ограничениями в использовании чисел. Поэтому программа пятого класса тесно переплетается с программой шестого. Задачи, на которых формируются представление о дробях, достаточно сложны для восприятия учениками, поэтому при решении задач на дроби учителю математики приходится действовать нестандартно, опираясь не только на традиционные объяснения.

Методика обучения решению задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби.

В пятом классе учащиеся уже научились решать задачи на нахождение части от числа и на нахождение числа по его дроби. Для решения этих задач они применяли следующие правила:

1) Чтобы найти часть от числа, выраженную дробью, нужно это число разделить на знаменатель и умножить на числитель;

2) Чтобы найти число по его части, выраженной дробью, нужно эту часть разделить на знаменатель и умножить на числитель.

В шестом классе учащиеся узнают, что часть от числа находится умножением на дробь, а число по его части – делением на дробь. Поэтому учитель имеет возможность устранить пробелы в знаниях учащихся по этой теме на материале для закрепления новых способов решения задач на нахождение части от числа и числа по его части.

При решении задач на дроби основные затруднения у учащихся вызывает определение типа задач. В объяснительном тексте учебников часто нет краткой записи условий данных задач, и это приводит учащихся к непониманию того, почему в одном случае они должны выполнять умножение числа на дробь, а в другом деление числа на данную дробь. Поэтому при решении задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби необходимо, чтобы ученики видели, что в условии задачи является целым, а что его частью.

1.Задачи на нахождение дроби от числа.

Задача 1.

На пришкольном участке должны посадить 20 деревьев. В первый день ученики посадили . Сколько деревьев они посадили в первый день?

20 деревьев - это 1 (целое).

Эта та часть деревьев (часть от целого),

которую посадили в первый день.

20: 4 = 5, а всех деревьев равна

5 · 3 = 15, то есть 15 деревьев посадили на участке в первый день.

Ответ:15 деревьев посадили на пришкольном участке в первый день.

Записываем решение задачи выражением: 20: 4· 3 = 15.

20 разделили на знаменатель дроби и полученный результат умножили на числитель.

Тот же результат получится, если 20 умножить на .

(20·3) : 4 = 20 · .

Вывод: для нахождения дроби от числа, нужно число умножить на данную дробь.

Задача 2.

За два дня заасфальтировали 20 км. В первый день заасфальтировали 0,75 этого расстояния. Сколько километров дороги заасфальтировали в первый день?

20 км-это 1 (целое).

0,75 - эта та часть дороги (часть от целого),

которую заасфальтировали в первый день

Так как 0,6 = то для решения задачи надо умножить 20 на .

Получим 20== =15. Значит, в первый день заасфальтировали 15 километров.

Тот же ответ получится, если 20 умножить на 0,75.

Имеем: 200,75=15.

Так как проценты можно записать в виде дроби, то задачи на нахождение процентов от числа решаются аналогично.

Задача 3.

За два дня заасфальтировали 20 км. В первый день заасфальтировали 75% этого расстояния. Сколько километров дороги заасфальтировали в первый день?

20 км-это 100%

Изобразим весь земельный участок в виде прямоугольника АВСD. Из рисунка видно, что участок, занятый яблонями занимает земельного участка. Тот же ответ можно получит, если умножить на :

Ответ: всего земельного участка занимают яблони.

Материал для закрепления новых способов решения задач на нахождение дроби от числа лучше всего распределить по разделам, в первом из которых выполняются задания на прямое выполнение нового правила, затем разбираются задачи на нахождение дроби от числа, после чего учащиеся переходят к решению комбинированных задач, этапом решения которых является решение простой задачи на дроби.

а) https://pandia.ru/text/80/420/images/image017_16.gif" width="19" height="49 src="> от 245; в) от 104; г) от https://pandia.ru/text/80/420/images/image017_16.gif" width="19" height="49 src=">; м) 65% от 2 .

1. В школьную столовую привезли 120 кг картофеля. В первый день израсходовали всего привезенного картофеля. Сколько килограммов картофеля израсходовали в первый день?

2. Длина прямоугольника 56 см. Ширина составляет длины. Найти ширину прямоугольника.

3. Пришкольный участок занимает площадь 600 м2. Ученики шестого класса в первый день вскопали 0,3 всего участка. Какую площадь вскопали ученики в первый день?

4. В драматическом кружке занимаются 25 человек. Девочки составляют 60 % всех участников кружка. Сколько девочек занимается в кружке?

5. Площадь огорода га. Картофелем засажено огорода. Сколько гектаров засажено картофелем?

1. В один пакет насыпали 2 кг пшена, а в другой – этого количества.

На сколько меньше пшена насыпали во второй пакет, чем в первый?

2. С одного участка собрали 2,7 т моркови, а с другого – этого количества. Сколько всего собрали овощей с двух участков?

3. Пекарня выпекает в день 450 кг хлеба. 40 % всего хлеба идет в торговую сеть, оставшегося – в столовые. Сколько кг хлеба каждый день идет в столовые?

4. В овощехранилище привезли 320 т овощей. 75 % привезенных овощей составлял картофель, а остатка – капуста. Сколько тонн капусты привезли в овощехранилище?

5. Глубина горного озера к началу лета была 60м. За июнь его уровень понизился на 15%, а в июле оно обмелело на 12% от уровня июня. Какова стала глубина озера к началу августа?

6. До обеда путник прошел 0,75 намеченного пути, а после обеда он прошел пути, пройденного до обеда. Прошел ли путник за день весь намеченный путь?

7. На ремонт тракторов в зимнее время было затрачено 39 дней, а на ремонт комбайнов - на 7 дней меньше. Время ремонта прицепного инвентаря составило того времени, которое ушло на ремонт комбайнов. На сколько дней больше длился ремонт тракторов, чем ремонт прицепного инвентаря?

8. В первую неделю бригадой было выполнено 30% месячной нормы, во вторую – 0,8 того, что было выполнено в первую неделю, а в третью неделю - того, что выполнили во вторую неделю. Сколько процентов месячной нормы осталось выполнить бригаде в четвертую неделю?

2.Нахождение числа по его дроби.

Задачи на нахождение числа по его дроби являются обратными по отношению к задачам на нахождение дроби данного числа. Если в задачах по нахождению дроби от числа давалось число и требовалось найти некоторую дробь от этого числа, то в этих задачах даётся дробь от числа и требуется найти само это число.

Обратимся к решению задач такого типа.

Задача 1.

В первый день путешественник прошел 15 км, что составило 5/8 всего пути. Какое расстояние должен был пройти путешественник?

Запишем краткое условие:

Все расстояние - это 1 (целое).

– это 15км

15км - это 5 долей. Сколько километров в одной доле?

Так как все расстояние содержит 8 таких долей, то найдем его:

3 · 8 = 24 (км).

Ответ: путешественник должен пройти 24 км.

Запишем решение задачи выражением: 15: 5 · 8 = 24(км) или 15: 5 · 8 = · 8 = = 15= 15:.

Вывод: чтобы найти число по данному значению его дроби, надо это значение разделить на дробь.

Задача 2.

На капитана баскетбольной команды приходится 0,25 всех полученных очков в игре. Сколько всего очков получено этой командой в игре, если капитан принес команде 24 очка?

Все количество очков, полученное командой – это 1 (целое).

45% - это 9 тетрадей в клетку

Так как 45% =0,45, а 9: 0,45= 20, то всего купли 20 тетрадей.

Материал для закрепления для закрепления новых способов решения задач на нахождение числа по его дроби так же целесообразно распределить по разделам. В первом разделе выполняются задания на закрепление нового правила, во втором - разбираются задачи на нахождение числа по его дроби, а в третьем учащиеся разбирают решение более сложных задач, частью которых являются задачи на нахождение числа по его дроби.

6) После замены двигателя средняя скорость самолета увеличилась на 18 %? Что составляет 68,4 км/ч. Какова была средняя скорость самолета с прежним двигателем?

1) Длина прямоугольника составляет https://pandia.ru/text/80/420/images/image005_25.gif" width="37" height="73"> всей вишни , во вторую 0,4 , а в третью – остальные 20 кг. Сколько всего килограммов вишни было собрано?

5) Трое рабочих изготовили некоторое число деталей. Первый рабочий изготовил 0,3 всех деталей, второй – 0,6 остатка, а третий остальные 84 детали. Сколько всего деталей изготовили рабочие?

6) На опытном участке капуста занимала участка, картофель оставшейся площади, а остальные 42 га были засеяны кукурузой. Найдите площадь всего опытного участка.

7) Автомобиль прошел в первый час всего пути, во второй час - оставшегося пути, а в третий час – остальной путь. Известно, что в третий час он прошел на 40 км меньше, чем во второй час. Сколько километров прошел автомобиль за эти три часа?

Задачи на дроби являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с дробными и целыми величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач. Решение задач на дроби развивает смекалку и сообразительность, умение ставить вопросы, отвечать на них, и готовит школьников к дальнейшему обучению.

учитель математики

МБОУ лицей №1 п. Нахабино

Литература:

3. Дидактические материалы по математике: 5 класс: практикум/ , . – М.: Академкнига / Учебник, 2012.

4. Дидактические материалы по математике: 6класс: практикум/ , . – М.: Академкнига/ Учебник, 2012.

5. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса. / , . – М.: ИЛЕКСА, 2011.

Правило нахождения числа по его дроби :

Чтобы найти число по данному значению его дроби, нужно это значение разделить на дробь.

Рассмотрим, как найти число по его дроби, на конкретных примерах.

Примеры .

1) Найти число, 3/4 которого равны 12.

Чтобы найти число по его дроби, это число делим на эту дробь. Чтобы, надо данное число умножить на число, обратное к дроби (то есть на перевернутую дробь). Чтобы , надо числитель умножить на это число, а знаменатель оставить без изменения. 12 и 3 на 3. Так как в знаменателе получили единицу, ответ — целое число.

2) Найти число, если 9/10 его равняются 3/5.

Чтобы найти число по данному значению его дроби, это значение делим на эту дробь. Чтобы разделить дробь на дробь, первую дробь умножаем на обратную ко второй (перевернутую). Чтобы умножить дробь на дробь, числитель умножаем на числитель, знаменатель — на знаменатель. Сокращаем 10 и 5 на 5, 3 и 9 — на 3. В результате получили правильную несократимую дробь, значит это — окончательный результат.

3) Найти число, 9/7 которого равны

Чтобы найти число по значению его дроби, это значение делим на эту дробь. Смешанное число и умножаем его на число, обратное ко второму (перевернутую дробь). Сокращаем 99 и 9 на 9, 7 и 14 — на 7. Поскольку получили неправильную дробь, необходимо выделить из нее целую часть.

Как найти число по его доле? 5 – это 1/3 часть какого числа? 5. 5. 5.

Картинка 17 из презентации «Нахождение числа по доле» к урокам математики на тему «Доли»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока математики, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Нахождение числа по доле.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 160 КБ.

Скачать презентацию

Доли

«Урок Доли» - Запомните: Например: ….. Читают: “одна вторая”, “одна двадцать первая”, “одна сто пятая”. Людям часто приходится делить целое на доли. ……А если разделить на пять частей, то “пятерть“, на шесть – “шестерть“ ? Материалы к уроку: Для записи любой доли используют горизонтальную черточку. Урок математики в 5 классе.

«Доли и дроби» - Таких смешных слов в русском языке нет. Все ль внимательно глядят? Обыкновенные дроби. Цели и задачи: Как называются другие доли? Что показывают числитель и знаменатель дроби? Разгадайте ребус и узнаете с чем мы сейчас познакомимся. «Дроби». Числитель дроби Черта дроби (дробная черта) Знаменатель дроби.

«Нахождение числа по доле» - Задачи на нахождение числа. Математика – царица всех наук. Часть умножить на данную долю. Немецкий математик. Найти сумму чисел. Число разделить на данную долю. Подсказка. Как найти число по его доле. Решение задач на нахождение доли числа. Сравни задачи. Памятник Гауссу в Брауншвейге. Дата рождения.

«Доли» - Так как отрезок разделили на 7 долей, то одна доля «одна седьмая отрезка». Решение. Знаменатель дроби показывает на сколько долей делят, а числитель дроби показывает – сколько таких долей взято. Доли. Как разрезать головку сыра на 8 равных долей, сделав только три разреза? Найдите координаты точек. Подумай!

«Задачи на части» - Сколько орехов было у мальчика и девочки в отдельности? Где есть желание, найдется путь» Д. Пойа. Если возможно, решите задачу несколькими способами. Учитель: Белова Светлана Владимировна. Сплав содержит олова в 3 раза больше, чем свинца. Для компота взяли 6 частей яблок, 5 частей груш и 3 части слив.

«Задачи на доли» - 5 класс. Запишите цифрами доли: На соревнованиях команда школы, составленная из учеников 5-11-х классов, должна преодолеть дистанцию в 1 км. 1мм – 1/1000м 1 см – 1/100 м 1 дм – 1/10 м Сколько сантиметров составляет: 1/2 м 1/4 м 1/5 м Образец: 1/10 м =10 см 1/20 м 1/25м? Сколько метров нужно преодолеть каждому ученику?

Всего в теме 13 презентаций