Онуфрий, митрополит Киевский и всея Украины (Березовский Орест Владимирович). Блаженнейший Митрополит Онуфрий

Дата рождения: 5 ноября 1944 г.
Дата хиротонии: 9 декабря 1990 г.
Дата пострига: 18 марта 1971 г.
День ангела: 25 июня
Страна: Украина
Биография:
Постоянный член Священного Синода Украинской Православной Церкви

Родился 5 ноября 1944 г. в с. Корытном Вашковского р-на Черновицкой обл. Украины в семье священника.

В 1964 г. окончил Черновицкое техническое училище, работал в строительной организации, в 1966 г. поступил на общетехнический факультет Черновицкого ГУ. В 1969 г. оставил университет и поступил в Московскую духовную семинарию.

В 1970 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры.

18 марта 1971 г. пострижен в монашество, 20 июня - рукоположен во иеродиакона, 29 мая 1972 г. - во иеромонаха.

В 1980 г. возведен в сан игумена.

28 августа 1984 г. назначен настоятелем Преображенского храма Афонского подворья в с. Лукине Московской обл.

В 1988 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия.

9 декабря 1990 г. во Владимирском соборе Киева хиротонисан во епископа Черновицкого и Буковинского.

22 января 1992 г. отказался подписать обращение архиерейского совещания Украинской Православной Церкви к Святейшему Патриарху Алексию II о предоставлении автокефалии Церкви на Украине, 23 января митр. Филаретом (Денисенко, впоследствии анафематствован) переведен на Ивано-Франковскую кафедру.

28 июля 1994 г. возведен в сан архиепископа и назначен постоянным членом Священного Синода Украинской Православной Церкви.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 2-5 февраля 2013 г. избран заместителем председателя Общецерковного суда Русской Православной Церкви.

23 ноября 2013 г. Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром удостоен права ношения второй панагии.

Решением Синода УПЦ от 24 февраля 2014 г. избран Местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 19 марта 2014 г. (журнал № 1) включен в состав Синода на правах постоянного члена на время занятия должности Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры с определением по протокольному старшинству места, занимаемого Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины - первым среди архиереев Русской Православной Церкви.

На Соборе епископов УПЦ, состоявшемся 13 августа 2014 г. в Киево-Печерской лавре, избран Предстоятелем Украинской Православной Церкви. Интронизация состоялась 17 августа 2014 г. в Киево-Печерской лавре.

Решением Синода УПЦ от 16 сентября 2014 г. (журнал № 39) в связи с избранием Митрополитом Киевским и всея Украины освобожден от должности председателя Церковного суда Украинской Православной Церкви; назначен (журнал № 56) председателем новообразованного Митрополичьего совета по вопросам культуры.

Решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. (журнал № 92) освобожден от должности заместителя председателя Общецерковного суда Русской Православной Церкви.

Образование:
Московская духовная семинария.
1988 г. - Московская духовная академия (кандидат богословия)

Сегодня нас затягивают в формат политической партии. Это если бы не Христос нами руководил, а кто-то из политиков. Но если бы я хотел быть политиком, я бы священные одежды не надевал, а сразу пошел в политики. У меня в молодости были такие шансы – я их отверг. А надев духовные одежды – я должен заботиться о духовном и исполнять духовное. А те, кто надели на себя рясы и занимаются активно политикой, выстраивают всякие геополитические планы – люди не честные. Они не смогли быть настоящими политиками, а просто сделали из себя каких-то оборотней, чтобы через свой духовный образ притягивать к себе человеческое внимание. Это нечестно, и перед Богом этим людям будет очень трудно отвечать.

Мы самостоятельная Церковь и имеем все атрибуты, необходимые для нормального служения Богу и народу. У нас есть свой Синод, независимый ни от кого, у нас есть свой Архиерейский Собор, независимый ни от кого. Решения нашего Синода, Архиерейского Собора являются конечными и никто не может их обжаловать, наложить вето. У нас есть свой Церковный суд, который является конечной инстанцией. У нас все свое. Есть экономическая и административная независимость. Томос будет уже ограничением нашей свободы, которую мы сегодня имеем. Нам этого не нужно. Если кому-то нужно – пусть борются себе.

То, что мы имеем с Московским Патриархатом духовные, канонические, культурные связи – это нормально, так должно быть. Церковь – не политическая организация, которая сегодня одного любит, другого ненавидит – а завтра будет наоборот. Церковь любит всех! Мы любим и Москву, и русских, любим и американцев, африканцев, азиатов – всех мы любим! У нас нет врагов. У нас есть неприятели, которые противятся нам, но они не враги, мы за них молимся.

Константинопольский Патриархат прислал на Украину двух экзархов своих. Это антиканоническое деяние Константинопольской Церкви. Она не имеет права присылать в нашу независимую Церковь своих легатов. Она была когда-то мощной Церковью и отождествляла себя с Византийской империей, которая охватывала весь цивилизованный мир. Сегодня Византийской империи нет. Они живут только прошлым. И вместо того большого государства, каким была Византия, сегодня есть Турция, где даже веры православной нет – православных можно по пальцам пересчитать. Они свою родную Отчизну довели до такого состояния, что мощная православная держава превратилась в мусульманскую. И они хотят сегодня нами командовать и учить как нам жить! Они хотят и Украину довести до такого состояния, как свою родину? Так что не имеют ни морального, ни канонического права назначать сюда экзархов и вмешиваться в наши дела.

Вмешательство в дела другой Церкви – это антицерковное, антиканоническое действие, это грех. Грех приводит к разделению людей. Вот этот грех вмешательства в дела нашей Церкви может породить раскол мирового масштаба в Православной Церкви.

Церковь не может жить по стандартам мирской жизни. Мирская жизнь, особенно политическая, смешана с интригами, обманом, предательством – там набор всякого зла. Церковь не может жить такими мерилами, нормами. Церковь живет заповедями Христовыми.

У нас есть свои методы борьбы со злом – молитва, покаяние, терпение, смирение друг перед другом и перед Богом. Это сильное оружие, которое уничтожает зло.

Священник призван быть миротворцем, а не политиком, который разъединяет людей. И та идеология, которая сегодня пропагандируется, не является Божьей идеологией. Потому что идеология, особенно мораль, которую насаждают в обществе – не христианская, антихристианская. Легализуют однополые браки, аборты, самоубийства и тому подобное. Это все противно Христу, Бог не благословляет людям этого делать.

Церковь выполняет свою миссию – ведет человека к Богу, напоминает, что все мы творения Божьи, что Бог всех призывает любить друг друга, терпеть друг друга, помогать друг другу. И эта Церковь будет до конца мира, ибо Господь сказал: врата ада не одолеют Ее.

Я хотел бы обратиться ко всем нашим верным, ко всем православным людям нашей Церкви. Не бойтесь ничего! Будьте тверды в своей любви к Богу, храните чистоту святой православной веры, которая является дорогой к Богу. Любите друг друга, терпите друг друга, помогайте друг другу. Зло пройдет, а добро будет жить вечно.

Биография:

Родился 5 ноября 1944 г. в с. Корытном Вашковского р-на Черновицкой обл. Украины в семье священника.

В 1964 г. окончил Черновицкое техническое училище, работал в строительной организации, в 1966 г. поступил на общетехнический факультет Черновицкого ГУ. В 1969 г. оставил университет и поступил в Московскую духовную семинарию.

В 1970 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры.

18 марта 1971 г. пострижен в монашество, 20 июня - рукоположен во иеродиакона, 29 мая 1972 г. - во иеромонаха.

В 1980 г. возведен в сан игумена.

28 августа 1984 г. назначен настоятелем Преображенского храма Афонского подворья в с. Лукине Московской обл.

В 1988 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия.

9 декабря 1990 г. во Владимирском соборе Киева хиротонисан во епископа Черновицкого и Буковинского.

22 января 1992 г. отказался подписать обращение архиерейского совещания Украинской Православной Церкви к Святейшему Патриарху Алексию II о предоставлении автокефалии Церкви на Украине, 23 января митр. Филаретом (Денисенко, впоследствии анафематствован) переведен на Ивано-Франковскую кафедру.

28 июля 1994 г. возведен в сан архиепископа и назначен постоянным членом Священного Синода Украинской Православной Церкви.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 2-5 февраля 2013 г. избран заместителем председателя Общецерковного суда Русской Православной Церкви.

23 ноября 2013 г. Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром удостоен права ношения второй панагии.

Решением Синода УПЦ от 24 февраля 2014 г. избран Местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 19 марта 2014 г. (журнал № 1) включен в состав Синода на правах постоянного члена на время занятия должности Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры с определением по протокольному старшинству места, занимаемого Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины - первым среди архиереев Русской Православной Церкви.

На Соборе епископов УПЦ, состоявшемся 13 августа 2014 г. в Киево-Печерской лавре, избран Предстоятелем Украинской Православной Церкви. Интронизация состоялась 17 августа 2014 г. в Киево-Печерской лавре.

Решением Синода УПЦ от 16 сентября 2014 г. (журнал № 39) в связи с избранием Митрополитом Киевским и всея Украины освобожден от должности председателя Церковного суда Украинской Православной Церкви; назначен (журнал № 56) председателем новообразованного Митрополичьего совета по вопросам культуры.

Решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. (журнал № 92) освобожден от должности заместителя председателя Общецерковного суда Русской Православной Церкви.

Предлагаем неофициальную биографию Его Блаженства, подготовленную для официального сайта УПЦ пресс-секретарем Предстоятеля архимандритом Пафнутием (Мусиенко).

Родился Блаженнейший Митрополит Онуфрий 5 ноября 1944 года в буковинском селе Вилавче в глубоко верующей семье Березовских. Дядя будущего Митрополита, священник Дионисий долгие годы служил в родном селе. Уже после смерти отца Дионисия его дом был перестроен в сельский клуб, который функционирует и поныне. Слава Богу, на этом антирелигиозная пропаганда новой советской власти в тогдашнем Вилавче закончилась. Правда, село переименовали в Корытное, потому что чиновникам не понравилось, что у старого названия румынские корни (согласно одной из версий, оно происходит от словосочетания «валя лунче», что по-румынски означает «длинный яр»).

Северную часть Буковины, где родился и провел детские и юношеские годы Его Блаженство, населяли преимущественно украинцы, однако люди традиционно владели и украинским, и румынским языками. Кроме того, два народа объединяла православная вера, что значительно укрепляло в крае церковное единство и делало невозможными любые межконфессиональные противостояния. В свое время, в неспокойные 90-е, прибыв в Черновцы в сане епископа Черновицкого и Буковинского, владыка Онуфрий укрепление церковного мира в своей епархии начал, как и любое другое дело, с себя. Именно тогда он в совершенстве выучил румынский язык.

Отец Ореста (такое имя получил владыка при крещении) протоиерей Владимир также продолжал семейную традицию, совершая богослужения в соседнем селе Бережонка. Мать Юлия вела домашнее хозяйство и воспитывала четверых детей, уча их молитве, благочестию и любви к Богу. Позже Его Блаженство часто будет вспоминать, как ему иногда хотелось погонять с другими ребятами в воскресенье мяч, но мама рано утром будила его и вела в церковь. Орест ничем не отличался от своих ровесников, всегда был веселым, изобретательным и общительным. Вот только любовь к уединению всегда была свойственна ему. У семьи Березовских был дом вдали от центральной дороги - на горе возле леса, который и стал для будущего святителя надежным другом и советчиком.

По окончании в 1961 году средней школы Орест Березовский начал обучение в Черновицком техническом училище, потом работал в строительных организациях Черновцов, а в 1966 году поступил на общетехнический факультет Черновицкого университета. Односельчане не удивлялись тому, как сложилась судьба парня, поскольку все знали его как пытливого человека и уважали за образованность.

Не очень удивлялись они и тогда, когда в 1969 году, после третьего курса университета Орест был зачислен на второй курс Московской духовной семинарии. Все понимали, что служить Богу - это семейное призвание Березовских. И все же однажды соседка, которая зашла проведать Березовских, видела, что хозяйка задумчива и несколько расстроена.

Все у вас здоровы, как там Орест?
- Слава Богу, все здоровы, но Орест уже не Орест, а Онуфрий, уже он не наш...

Это был единственный грустный момент в дальнейших семейных связях монаха Онуфрия с родителями, которые благословили его на высокое служение. Отец каждый раз за Литургией с особым трепетом молился Богу за весь «монашеский чин», а мать все свободное время сидела на крыльце и читала Псалтирь, прося Бога Его милости и поддержки для своего сына.

Милосердный Господь, молитвами благочестивых родителей и за прилежные труды молодого подвижника, не оставлял его без Своей опеки. После того как 18 марта 1971 года Орест принял в Троице-Сергиевой Лавре иноческий постриг, 20 июня того же года монаха Онуфрия рукоположили в сан иеродиакона, 29 мая 1972 года - в сан иеромонаха, а в 1980-м он был возведен в сан игумена.

На какие бы виды послушания не благословляли отца Онуфрия, он старательно и смиренно исполнял каждое из них, находя время и на раннюю полунощницу, и на посещение братского клироса, и на молитву, которая укрепляла и вдохновляла его. Отца Онуфрия любили и братия, и прихожане.

28 августа 1984 года игумена Онуфрия было назначено настоятелем Спасо-Преображенского храма Афонского представительства в селе Лукине Московской области, а через год, 28 июня 1985 года, - благочинным Троице-Сергиевой Лавры. На Рождество 1986 года игумен Онуфрий был возведен в сан архимандрита. В 1988 году окончил Московскую духовную академию с ученой степенью кандидата богословия,и в том же году был назначен наместником Свято-Успенской Почаевской Лавры, где прослужил до ноября 1990 года.

И вот снова Украина, родной край. Владыке Онуфрию выпало вернуться в сложные времена становления родной страны, что часто сопровождалось, к сожалению, общественными недоразумениями и межконфессиональными противостояниями, особенно их много случалось на Западе Украины. Почаевская братия под мудрым руководством своего наместника мужественно выдерживала общественное давление и хранила православную веру.

Нелегко владыке Онуфрию было служить и на родной Буковине. Хотя среди буковинской паствы и не было таких проблем, как в соседней Галичине, но общая церковная ситуация в Украине не могла не повлиять на Буковинскую епархию.

В 1992 году черновицкий епископ Онуфрий выступил против неканонических действий тогдашнего митрополита Филарета (Денисенко), за что впал в немилость и был переведен на Ивано-Франковскую кафедру. Однако его паства не захотела расставаться со своим владыкой, которого за два года его служения успела полюбить. Были заблокированы все доступы к епархиальному управлению, тем самым закрыты любые возможности насильственного перевода архипастыря в Ивано-Франковск. Владыка Онуфрий долгое время оставался в вынужденном затворе, и, возможно, именно его тогдашняя молитва и склонила Божию милость на Буковину и на всю Украину, поскольку два следующие десятилетия Божий мир и относительное спокойствие воцарились во всей Украинской Православной Церкви.

Не очень радостно восприняла буковинская паства в прошлом феврале новость, что их владыку назначено Местоблюстителем Киевской Митрополичьей кафедры, поскольку понимала, что Владыка Онуфрий может не вернуться в Черновцы. Так и случилось. 13 августа 2014 года Решением Собора епископов УПЦ митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий был избран Предстоятелем Украинской Православной Церкви. Но тогда уже радовалась и Буковина, и вся Украина, и искренне надеялась, что Митрополит, имея такой большой опыт миротворчества, сможет укрепить внутренний церковный мир и помочь вернуть мир в государстве, поскольку военные действия на Востоке достигли своего пика.

С начала прошлого года, слава Богу, выстрелов стало меньше, хотя до окончательного мира еще далеко. Однако все верующие Украинской Православной Церкви ощутили и убедились, что залог возвращения мира и в своей душе, и во всей Украине зависит не от политиков, не от партий, а от того, насколько каждый из нас станет ближе ко Христу, насколько в каждом сердце будет гореть вера в Господнее заступничество и пылать молитва. Поскольку о любви к Украине говорят все. Все ли молятся? Предстоятель молится.

Перевод редакции журнала «ФОМА в Украине».

А также архиепископа Бероунского Иоакима и игумена афонского монастыря Дохиар архимандрита Григория .

«Блаженнейший Владыка — пример мужества, стойкости, глубины веры»

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич) , управляющий делами Украинской Православной Церкви Московского Патриархата:

— Каждое поколение христиан убеждается в том, что именно Сам Господь Иисус Христос управляет Своей Церковью. Посылая определённые испытания, Он всегда посылает и утешения. И, конечно, в период особых испытаний Господь посылает тех пастырей, которые нужны именно в этот сложный момент для земной Церкви.

Благодарим Бога, что в этот непростой период церковной истории, истории нашего Отечества, Господь дал нам такого Предстоятеля — Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Своей простотой в вере, но очень дерзновенной, Владыка Онуфрий — ориентир всем нам: от епископата до простых верующих людей. Блаженнейший Владыка — пример мужества, стойкости, глубины веры. А именно эти качества определяют наши жизненные поступки.

Время, которое мы сегодня переживаем, показывает, насколько человек верует. Не по формальным признакам, а по своей внутренней наполненности: чем он дышит, о чём говорит, как поступает.

И Блаженнейший митрополит Онуфрий, говоря о том, как надо жить, собственным примером показывает на деле этот путь — путь стойкости и внутреннего борения. Ведь именно в этом сила Церкви, Церкви истинной, которую Господь создал Своей Кровью.

«С ним — торжество веры!»

Митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий) :

— Слава Богу, что наша Церковь в непростые времена имеет такого Предстоятеля. Это большое счастье и милость Божья! Дай Бог, чтобы через Блаженнейшего Онуфрия мы начали свое спасительное доброделание. И надо ему в этом помочь молитвой! Есть время для покаяния. Господь видит нашу немощь и дает возможность не погибнуть. Невзирая ни на что, Блаженнейший своим служением совершает торжество Православия. С ним — торжество веры! Это такая радость!

«Мы знакомы с тех пор, как я учился в Троице-Сергиевой лавре»

Митрополит Ловчанский Гавриил (Болгарская Православная Церковь):

— Владыку Онуфрия я знаю много лет. Когда я учился в Троице-Сергиевой лавре, . С тех пор мы и знакомы. Потом встречались в Черновцах у него в гостях. Там есть такой прекрасный монастырь! Владыка Лонгин, с которым я тоже дружу, и братия монастыря заботятся о 550 детях, у которых нет родителей, которые безнадежно больны, которых никто не хочет взять в семью. И вот меня пригласили на празднование 1000-летия памяти равноапостольного князя Владимира. Прекрасный праздник получился! Я сказал владыке Онуфрию, что, с одной стороны, было очень скромно, а с другой — очень торжественно! И роскошь здесь совершенно не нужна! Меня хотели и в Россию направить, но до этого я уже пообещал владыке Онуфрию приехать. И я рад, что приехал: мне все очень понравилось.

«Владыка Онуфрий — человек святой жизни»

(Православная Церковь Чешских земель и Словакии):

— Есть священнослужители, которые думают о Церкви и способны жертвовать собой для Церкви, для соборности. А есть такие, которые думают только о себе и жертвуют Церковью. Это и есть раскол.

И, конечно, в расколе нет никакой благодати — только одна политика и гордыня. Это очень чувствуется на Украине. И мы в Чехии очень рады, что Украинскую Церковь возглавил такой человек как владыка Онуфрий.

В наше непростое время очень важно, чтобы во главе Церкви стоял святой человек, подвижник. И мы все знаем, что владыка Онуфрий — человек святой жизни. И для Украины великая милость, что он возглавил Церковь. Это свидетельство того, что эта Церковь благодатная.

Также прошу, чтобы помолились за нас, за Чехию, чтобы устояла Церковь от соблазнов и искушений. Самое страшное — внутренний раскол. Хуже всего. Потому что если враги есть снаружи, не тяжело с ними бороться. А если Церковь разрушают враги изнутри — это очень сложно и тяжело.

Все они разрушают не только Церковь, но и народ. И это видно на Украине.

«Нам бы в Грецию такого Предстоятеля»

Архимандрит Григорий (Зумис) , игумен монастыря Дохиар на Святой Горе Афон:

— Очень люблю и почитаю Блаженнейшего Митрополита Онуфрия. Мы знакомы много лет. Нам бы в Грецию такого Предстоятеля.

Некоторые люди, как бы они ни пытались это скрыть, привлекают к себе как мед пчел. Владыка Онуфрий — как раз такой привлекательный. Человек мягкий, благой. Спокойный, но решительный.

Внешне может показаться, что Владыка — наивный добряк. Но на самом деле он очень жесткий. Грамотно делает всё, что нужно Церкви, всё правильно делает.

Я не верю, что он любит «витрину», показуху. К нам на Афон он всегда приезжает в одной и той же рясе. Никогда не соглашается брать жезл. Я даже как-то думал сделать ему посох из тростника, но у нас на Афоне его просто нет. А в моей деревне дедушки и бабушки всегда ходили с такими посохами.