Основные работы В.А. Сухомлинского

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Родился в семье деревенского плотника. После окончания школы крестьянской молодёжи поступил в Кременчугский медицинский техникум. В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.

3 слайд

Описание слайда:

Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.

4 слайд

Описание слайда:

Педагогическая деятельность Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений. Сухомлинский - автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни - «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР - 1974, посмертно). Его жизнь - воспитание детей, личности. В условиях жёстокого атеизма, тоталитарной системы и политической ксенофобии он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования, творческой деятельности сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование "мыслящих личностей", а не послушных исполнителей партийных команд. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание уделял формированию мировоззрения учащихся; важную роль в обучении отводил слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений и пр. ("Сердце отдаю детям", 1969). Разработал комплексную эстетическую программу "воспитания красотой". Система Сухомлинского противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за "абстрактный гуманизм". В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в "Этюдах о коммунистическом воспитании" (1967) и др. произведениях.

7 слайд

Описание слайда:

Сочинения - Воспитание коллективизма у школьников, М., 1956; - Формирование коммунистических убеждений молодого поколения, М., 1961; - Сердце отдаю детям, 5 изд. К., 1974; - Павлышская средняя школа, М. 1969; - Рождение гражданина, 3 изд., Владивосток, 1974; - О воспитании, 2 изд., М., 1975 - Разговор с молодым директором школы М., 1973; - Мудрая власть коллектива, М. 1975.

8 слайд

Описание слайда:

Профессию учителя В.А.Сухомлинский называет человековедением, подчеркивая этим, что педагог должен постоянно проникать в сложный духовный мир ученика, открывать в нем что-то новое, восхищаться этим новым, видеть человека в процессе его становления.

9 слайд

В. А. Сухомлинский - это выдающийся педагог-новатор. Он очень любил детей и старался сделать так, чтобы они могли получать не только качественные знания, но и полноценное всестороннее развитие. О его вкладе в педагогику стоит поговорить более детально.

Биография

В сентябре 1918 года в селе Васильевка (сегодня это Кировоградская область Украины) родился мальчик Вася. Он рос в семье сельского плотника и домохозяйки, которая подрабатывала портной. После революции родители пошли трудиться в колхоз. Отец активно занимался общественной деятельностью, был селькором в местной газете. Также он руководил обучением деревообрабатывающему делу. Кроме Василия, в семье было еще трое детей, которые во взрослой жизни стали учителями в сельских школах.

В 1933 году Сухомлинский поступил на рабфак в Кременчуге. По его окончании стал студентом педагогического института. Параллельно с этим с 17 лет работал учителем заочной школы. В 1938 году окончил Полтавский педагогический институт, куда перевелся из Кременчуга. После окончания обучения пришел на работу в Онуфриевскую среднюю школу на должность учителя украинского языка и литературы.

В 1941 году пошел добровольцем на войну. Но уже в январе следующего года во время защиты Москвы получил тяжелое ранение и чудом не умер. Врачам не удалось полностью удалить осколок в его груди. Это напоминание о войне он проносил в себе всю оставшуюся жизнь. После ранения неоднократно просился на фронт, но комиссия не пропускала его по состоянию здоровья. Поэтому он вернулся на родину, когда враги покинули ее.

1948 год стал переломным в его жизни. Он был назначен директором Павлишской средней школы. Именно в ней и развивались педагогические идеи Сухомлинского. Свой пост он не оставил до конца жизни.

Гуманизм

Одним из первых в советской педагогике о гуманизме заговорил именно В. А. Сухомлинский. На первое место он всегда ставил ребенка с его достоинствами и недостатками. Педагог полагал, что учитель не должен руководить детьми, машинально и в некоторой степени насильно заставлять их учиться. Главная роль педагога - создать все условия для того, чтобы у его подопечных была возможность всесторонне развивать лучшие свои качества.

Если грубо резюмировать основные положения теории Сухомлинского, получится, что не учитель руководит учебным процессом, а его ученики. Но на самом деле все не совсем так. В к педагогике не последнюю роль играет взаимодействие всех, кто причастен к учебному процессу. Поэтому Василий Александрович готовил родителей к будущему обучению их детей.

Коллектив как важное звено в педагогическом процессе

Он всегда проявлял уважение к каждому педагогу, поддерживая положительную атмосферу внутри коллектива. Основные положения педагогической этики В. А. Сухомлинского включают в себя грамотное взаимодействие всех учителей. Поэтому в коллективе не должно быть ссор и распрей. К приходу нового педагога в школу все готовились заранее. Это был настоящий праздник, чтобы показать, что "новичок" стал чем-то большим, чем просто еще одним учителем.

Как он говорил, только грамотно созданная атмосфера вокруг него поможет стать ребенку полноценной личностью. Ведь он не только познает мир, но и себя в нем.

Основа - народный опыт

Всем, кто плохо знаком с педагогическими идеями Сухомлинского, они могут показаться поверхностными, ведь за основу он взял народную педагогику. На самом же деле она таит в себе многовековой опыт, который люди собирали на примере собственных ошибок и удачных моментов. Эти знания сокрыты в сказках, легендах и песнях.

Вот почему именно сказку педагог выбрал главным инструментом воспитания ребенка. Она воспринимается легче, но имеет колоссальный заряд знаний и моделей поведения. На своих уроках педагог использовал не только народное творчество, но и сам писал сказки и рассказы для того, чтобы объяснить ребятам некоторые важные аспекты жизни, дать им сложный материал в простой форме.

Сухомлинский также не отбрасывал опыт других учителей. Кроме того, он активно анализировал вместе с коллективом все достижения и провалы, чтобы вынести из них самые положительные моменты. Также Сухомлинский постоянно изучал разных времен и современных учебных заведений. Это позволило ему создать собственную систему, подкрепленную большим педагогическим опытом.

Он говорил: если не заставлять детей учиться, а быть им другом и вместе проводить время с пользой для обеих сторон, можно добиться небывалого успеха. При этом к каждому классному коллективу нужно искать свой подход. Нельзя учить всех детей по одному шаблону. Взаимодействуя с детьми, педагог не только добивается всестороннего их развития, но и сам с ними открывает что-то новое, меняется.

Не учить, а развивать

Вся педагогическая деятельность Сухомлинского была направлена на то, чтобы стимулировать развитие своих учеников. Он старался сделать так, чтобы дети сами захотели узнать что-то новое. И не обязательно, чтобы эти знания были связаны с предметом, который он преподавал.

Сухомлинский считал победой, если ученики видели что-то необычное в окружающем мире, приходили к таким выводам, которые он сразу мог и не заметить. Педагог никогда не навязывал своей точки зрения. Он говорил, что главное задание учителя - научить ребенка самостоятельно принимать решения и оценивать ситуацию. Он любил, когда дети задавали нестандартные вопросы. Это говорило о том, что ребята стараются понять как можно больше из того, что они видят, с чем сталкиваются в повседневной жизни.

В своей деятельности и теоретических трудах Сухомлинский пропагандировал право детей на выбор. Да, к нему грамотный учитель мог подтолкнуть свой класс. Но даже в таких условиях малыши должны твердо верить, что это они сделали такой осознанный выбор. В этом и заключается суть воспитания по Сухомлинскому - научить детей искать именно те знания, которые им пригодятся в будущем и которыми они будут пользоваться без затруднения.

Воспитание красотой

Это основа Сухомлинского. Если дети не научатся видеть красоту в повседневности, они не смогут стать полноценными личностями. Для этих целей педагог предлагает использовать все, что есть вокруг. Например, он часто ходил со своим классом на природу. Многие могут подумать, что в таких условиях трудно усвоить знания языка или литературы. Но педагог подходил творчески к этому вопросу. Он мог потратить время на то, чтобы изучать с ребятами, как красив луг ранней осенью или весной. Вместе они рассматривали каждую деталь, давали ей описание, подбирали эпитеты и метафоры.

Таким же способом учитель давал детям знания по языку, которые основывались на взаимодействии с природой. Если темой рока было изучение какой-то буквы, то они вместе рисовали ее в своих альбомах, искали очертания в окружающих предметах. Так дети видели, что в этом прекрасном мире все взаимосвязано.

Родительский университет

Мы уже упоминали ранее, что педагогические идеи Сухомлинского отдельное место отводят тесному взаимодействию всех людей, задействованных в педпроцессе. В их число входят и родители, с которыми дети проводят большую часть своей жизни.

Чтобы им было понятно, как и чему учить своих малышей, педагогическая деятельность Сухомлинского была направлена и на просвещение мам и пап. Для этого учитель создал при школе Родительский университет. Родители вступали в него за два года до того, как их дети пойдут в школу, и учились до тех пор, пока малыши ее не окончат.

Весь курс родительского университета был рассчитан на 250 часов лекций, на которых им давали знания об особенностях развития школьников, их интересах и предпочтениях в конкретном возрастном периоде. Этот вклад в педагогическую науку Сухомлинского трудно переоценить и сегодня. Ведь не всегда родители могут найти общий язык со своими детьми. А если школа будет давать им основы педагогики и возрастной психологии, семейных конфликтов станет меньше, а школьники смогут учиться и развиваться в благоприятной атмосфере.

Труд в педагогике

Педагогические идеи Сухомлинского большую роль в развитии ребенка отводили трудовой деятельности. Сам он говорил, что приобщение к такой деятельности нужно начинать с раннего возраста. Но трудится дети должны не столько для получения моральных благ, сколько для морального удовлетворения. При этом допускается легкая физическая усталость, но никак не истощение организма. В этом случае, наблюдая результаты своей деятельности, ребенок будет ощущать и чувство гордости от того, что он сделал общественно полезное дело.

Трудовая деятельность должна быть последовательной и постоянной. Нет никакого смысла от того, что дети иногда что-то делают, воспринимая эту работу, как обязанность, навязанную им старшими. Школьники должны ощущать ответственность от того, что им поручено сделать. Только так можно добиться физической, социальной и духовной гармонии.

Основные работы

За время своей деятельности он написал более 30 разных книг и 500 статей по теории педагогики. Его опыт изучали и до сих пор изучают во многих странах мира. Среди всего богатства знаний, которыми он делился с остальными, стоит выделить такие педагогические книги Сухомлинского:

  • "Сто советов учителю".
  • "Сердце отдаю детям".
  • "Как воспитать настоящего человека".
  • "Родительская педагогика".
  • "Письма к сыну".
  • "Рождение гражданина".

В них он обобщил все свои достижения и наработки педагогического коллектива, которым руководил. Эти труды стали основой гуманистического воспитания во многих современных новаторских учебных заведениях.

Не только педагог, но и писатель

Кроме того, что этот человек был великим педагогом, он еще и написал много сказок и рассказов для детей. Это результат его работы, которая была призвана для того, чтобы объяснить детям моральные и духовные ценности в человеческой жизни. По сути, он создавал литературные произведения не ради самого творчества. Эти сказки появлялись на уроках или для них, чтобы сделать учебный процесс интересным и понятным для своих учеников.

Многие считают эти педагогические труды Сухомлинского практической иллюстрацией его идей. А сказки этого учителя давно стали частью школьных программ во многих странах.

Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968).

Биография

Родился В.А.Сухомлинский в бедной семье.

До Октябрьской революции отец Василия Александровича - Александр Емельянович Сухомлинский - работал по найму как плотник и столяр в помещичьих экономиях и сдельно - в крестьянских хозяйствах. В советское время Александр Емельянович стал одним из передовых людей села - был общественником активистом, принимал участие в руководстве потребительской кооперацией и колхозом, выступал в газетах как селькор, заведовал колхозной избой-лабораторией, руководил трудовым обучением (по деревообрабатывающему делу) в семилетней школе. Мать В.А.Сухомлинского, Оксана Иудовна, была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе. Вместе с Александром Емельяновичем она воспитала, кроме Василия, ещё троих детей - Ивана, Сергея и Меланию. Все они стали сельскими учителями.

Василий Сухомлинский учился вначале в Васильевской семилетке (1926-1933 гг.), где проявил себя как один из самых способных учеников. Летом 1934 года. он поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы. Но в связи с болезнью вынужден был в 1935 году. прервать учёбу в вузе.

17-летним юношей начал Василий Александрович практическую педагогическую работу. На протяжении 1935-1938 гг. он преподаёт украинский язык и литературу в Васильевской и Зыбковской семилетних школах Онуфриевского района. В 1935 году вступил в комсомол.

Своё обучение В.А.Сухомлинский продолжил с 1936 года в Полтавском педагогическом институте (заочное отделение), где получил сначала квалификацию учителя украинского языка и литературы неполной средней школы, а затем - преподавателя этих же предметов средней школы 1938 год. С тёплым чувством вспоминал он двухгодичный период обучения в Полтаве. «Мне, - писал Василий Александрович, - выпало счастье два года учиться в Полтавском педагогическом институте... Говорю - выпало счастье, ибо нас, двадцатилетних юношей и девушек, окружала в институте атмосфера творческой мысли, любознательности, жажды знаний. Я с гордостью называю Полтавский педагогический институт своей альма-матер...»

12 июля 1974 года на торжественном собрании представителей советской общественности, посвященном 800-летию города Полтавы, член Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь ЦК Компартии Украины В.В.Щербицкий, называя имена выдающихся деятелей культуры, творчество которых было тесно связано с Полтавой, отметил, в частности, что в "в Полтавском пединституте учились А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский".

В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.

Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.

С 1944 года - заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украинской ССР. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы - организатор учебно-воспитательного процесса».

Педагогическая деятельность

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и других произведениях. Его идеи воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).

Сухомлинский - автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни - «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР - 1974, посмертно). Его жизнь - воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

Память

  • На корпусе № 1 Полтавского педагогического института (сейчас университет) по ул. Остроградского, 2 - Сухомлинскому установлена мемориальная доска.
  • В самом университете находится музей В. А. Сухомлинского.
  • В честь В. А. Сухомлинского назван Николаевский национальный университет.

Награды

  • Герой Социалистического Труда (1968).
  • Орден Красной Звезды.

Значительные произведения

  • Методика воспитания коллектива

Полное собрание сочинений и методического наследия приведено в книге:

  • В. А. СУХОМЛИНСКИЙ: Биобиблиография / Сост. А. И. Сухомлинская, О. В. Сухомлинская. - К.: Рад. шк., 1987.- 255 с.
Василь Олександрович Сухомлинський Портрет В. А. Сухомлинского в Павлышской школе Имя при рождении:

Василий Александрович Сухомлинский

Род деятельности: Дата рождения: Дата смерти: Награды и премии:

Мемориал Сухомлинскому в Павлышской школе

Вход в музей в Павлышской школе

Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский (28 сентября , с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии - 2 сентября , пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области , Украинская ССР) - советский педагог украинского происхождения.

Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (), кандидат педагогических наук (), заслуженный учитель школы Украинской ССР (), ().

Биография

Родился В.А.Сухомлинский в бедной семье.

До Октябрьской революции отец Василия Александровича - Александр Емельянович Сухомлинский - работал по найму как плотник и столяр в помещичьих экономиях и сдельно - в крестьянских хозяйствах. В советское время Александр Емельянович стал одним из передовых людей села - был общественником активистом, принимал участие в руководстве потребительской кооперацией и колхозом, выступал в газетах как селькор, заведовал колхозной избой-лабораторией, руководил трудовым обучением (по деревообрабатывающему делу) в семилетней школе. Мать В.А.Сухомлинского, Оксана Иудовна, была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе. Вместе с Александром Емельяновичем она воспитала, кроме Василия, ещё троих детей - Ивана, Сергея и Меланию. Все они стали сельскими учителями.

Василий Сухомлинский учился вначале в Васильевской семилетке (1926-1933 гг.), где проявил себя как один из самых способных учеников. Летом 1934 года . он поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы. Но в связи с болезнью вынужден был в 1935 году . прервать учёбу в вузе.

17-летним юношей начал Василий Александрович практическую педагогическую работу. На протяжении 1935-1938 гг. он преподаёт украинский язык и литературу в Васильевской и Зыбковской семилетних школах Онуфриевского района. В 1935 году вступил в комсомол.

Своё обучение В.А.Сухомлинский продолжил с 1936 года в Полтавском педагогическом институте (заочное отделение), где получил сначала квалификацию учителя украинского языка и литературы неполной средней школы, а затем - преподавателя этих же предметов средней школы 1938 год . С тёплым чувством вспоминал он двухгодичный период обучения в Полтаве. «Мне, - писал Василий Александрович, - выпало счастье два года учиться в Полтавском педагогическом институте... Говорю - выпало счастье, ибо нас, двадцатилетних юношей и девушек, окружала в институте атмосфера творческой мысли, любознательности, жажды знаний. Я с гордостью называю Полтавский педагогический институт своей альма-матер...»

Сухомлинский - автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни - «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР - , посмертно). Его жизнь - воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

Память

  • На корпусе № 1 Полтавского педагогического института (сейчас университет) по ул. Остроградского, 2 - Сухомлинскому установлена мемориальная доска.
  • В самом университете находится музей В. А. Сухомлинского.
  • В честь В. А. Сухомлинского назван Николаевский национальный университет .

Награды

Значительные произведения

  • Методика воспитания коллектива

Полное собрание сочинений и методического наследия приведено в книге:

  • В. А. СУХОМЛИНСКИЙ: Биобиблиография / Сост. А. И. Сухомлинская, О. В. Сухомлинская. - К.: Рад. шк., 1987.- 255 с.

См. также

Примечания

Ссылки

Сухомлинский, Василий Александрович на сайте «Герои страны »

  • (укр.)
  • Василь Олександрович Сухомлинський (укр.)
  • Симон Соловейчик «Всё более глубокое понимание ребёнка – это и есть воспитание его» . газета «Первое сентября» (№ 70/2000). Архивировано из первоисточника 12 марта 2012. Проверено 18 июля 2009.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 28 сентября
  • Родившиеся в 1918 году
  • Родившиеся в Херсонской губернии
  • Родившиеся в Онуфриевском районе
  • Умершие 2 сентября
  • Умершие в 1970 году
  • Умершие в Онуфриевском районе
  • Герои Социалистического Труда
  • Кавалеры ордена Ленина
  • Кавалеры ордена Красной Звезды
  • Педагоги СССР
  • Педагоги Украины
  • Участники Великой Отечественной войны
  • Похороненные в Онуфриевском районе

Wikimedia Foundation . 2010 .