Отец и сын читать краткое содержание. «Отцы и дети» И

20 мая 1859 г. Николай Петрович Кирсанов , сорокатрехлетний, но уже немолодой с виду помещик, волнуясь, ожидает на постоялом дворе своего сына Аркадия , который только что окончил университет.

Николай Петрович был сыном генерала, но предназначенная ему военная карьера не состоялась (он в молодости сломал ногу и на всю жизнь остался «хроменьким»). Николай Петрович рано женился на дочке незнатного чиновника и был счастлив в браке. К его глубокому горю, супруга в 1847 г. скончалась. Все свои силы и время он посвятил воспитанию сына, даже в Петербурге жил вместе с ним и старался сблизиться с товарищами сына, студентами. Последнее время он усиленно занялся преобразованием своего имения.

Наступает счастливый миг свидания. Однако Аркадий появляется не один: с ним высокий, некрасивый и самоуверенный молодой человек, начинающий доктор, согласившийся погостить у Кирсановых. Зовут его, как он сам себя аттестует, Евгений Васильевич Базаров.

Разговор отца с сыном на первых порах не клеится. Николая Петровича смущает Фенечка, девушка, которую он содержит при себе и от которой уже имеет ребенка. Аркадий снисходительным тоном (это слегка коробит отца) старается сгладить возникшую неловкость.

Дома их ждет Павел Петрович, старший брат отца. Павел Петрович и Базаров сразу же начинают ощущать взаимную антипатию. Зато дворовые мальчишки и слуги гостю охотно подчиняются, хотя он вовсе и не думает искать их расположения.

Уже на следующий день между Базаровым и Павлом Петровичем происходит словесная стычка, причем её инициатором является Кирсанов-старший. Базаров не хочет полемизировать, но все же высказывается по главным пунктам своих убеждений. Люди, по его представлениям, стремятся к той или иной цели, потому что испытывают различные «ощущения» и хотят добиться «пользы». Базаров уверен, что химия важнее искусства, а в науке важнее всего практический результат. Он даже гордится отсутствием у него «художественного смысла» и полагает, что изучать психологию отдельного индивидуума незачем: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других». Для Базарова не существует ни одного «постановления в современном нашем быту… которое бы не вызвало полного и беспощадного отрицания». О собственных способностях он высокого мнения, но своему поколению отводит роль не созидательную - «сперва надо место расчистить».

Павлу Петровичу «нигилизм», исповедуемый Базаровым и подражающим ему Аркадием, представляется дерзким и необоснованным учением, которое существует «в пустоте».

Аркадий старается как-то сгладить возникшее напряжение и рассказывает другу историю жизни Павла Петровича. Он был блестящим и многообещающим офицером, любимцем женщин, пока не встретил светскую львицу княгиню Р*. Страсть эта совершенно изменила существование Павла Петровича, и, когда роман их закончился, он был полностью опустошен. От прошлого он сохраняет лишь изысканность костюма и манер да предпочтение всего английского.

Взгляды и поведение Базарова настолько раздражают Павла Петровича, что он вновь атакует гостя, но тот довольно легко и даже снисходительно разбивает все «силлогизмы» противника, направленные на защиту традиций. Николай Петрович стремится смягчить спор, но и он не может во всем согласиться с радикальными высказываниями Базарова, хотя и убеждает себя, что они с братом уже отстали от жизни.

Молодые люди отправляются в губернский город, где встречаются с «учеником» Базарова, отпрыском откупщика, Ситниковым. Ситников ведет их в гости к «эмансипированной» даме, Кукшиной. Ситников и Кукшина принадлежат к тому разряду «прогрессистов», которые отвергают любые авторитеты, гоняясь за модой на «свободомыслие». Они ничего толком не знают и не умеют, однако в своем «нигилизме» оставляют далеко за собой и Аркадия, и Базарова. Последний Ситникова откровенно презирает, а у Кукшиной «занимается больше шампанским».

Аркадий знакомит друга с Одинцовой, молодой, красивой и богатой вдовой, которой Базаров сразу же заинтересовывается. Интерес этот отнюдь не платонический. Базаров цинично говорит Аркадию: «Пожива есть…»

Аркадию кажется, что он влюблен в Одинцову, но это чувство напускное, тогда как между Базаровым и Одинцовой возникает взаимное тяготение, и она приглашает молодых людей погостить у нее.

В доме Анны Сергеевны гости знакомятся с её младшей сестрой Катей, которая держится скованно. И Базаров чувствует себя не в своей тарелке, он на новом месте начал раздражаться и «глядел сердито». Аркадию тоже не по себе, и он ищет утешения в обществе Кати.

Чувство, внушенное Базарову Анной Сергеевной, ново для него; он, так презиравший всякие проявления «романтизма», вдруг обнаруживает «романтика в самом себе». Базаров объясняется с Одинцовой, и хотя та не тотчас же освободилась от его объятий, однако, подумав, она приходит к выводу, что «спокойствие […] лучше всего на свете».

Не желая стать рабом своей страсти, Базаров уезжает к отцу, уездному лекарю, живущему неподалеку, и Одинцова не удерживает гостя. В дороге Базаров подводит итог происшедшему и говорит: «…Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Это всё […] вздор».

Отец и мать Базарова не могут надышаться на своего ненаглядного «Енюшу», а он скучает в их обществе. Уже через пару дней он покидает родительский кров, возвращаясь в имение Кирсановых.

От жары и скуки Базаров обращает внимание на Фенечку и, застав её одну, крепко целует молодую женщину. Случайным свидетелем поцелуя становится Павел Петрович, которого до глубины души возмущает поступок «этого волосатого». Он особенно негодует ещё и потому, что ему кажется: в Фенечке есть что-то общее с княгиней Р*.

Согласно своим нравственным убеждениям, Павел Петрович вызывает Базарова на поединок. Чувствуя себя неловко и, понимая, что поступается принципами, Базаров соглашается стреляться с Кирсановым-старшим («С теоретической точки зрения дуэль - нелепость; ну, а с практической точки зрения - это дело другое»).

Базаров слегка ранит противника и сам подает ему первую помощь. Павел Петрович держится хорошо, даже подшучивает над собой, но при этом и ему и Базарову неловко. Николай Петрович, от которого скрыли истинную причину дуэли, также ведет себя самым благородным образом, находя оправдание для действий обоих противников.

Последствием дуэли становится и то, что Павел Петрович, ранее решительно возражавший против женитьбы брата на Фенечке, теперь сам уговаривает Николая Петровича совершить этот шаг.

И у Аркадия с Катей устанавливается гармоничное взаимопонимание. Девушка проницательно замечает, что Базаров для них - чужой, потому что «он хищный, а мы с вами ручные».

Окончательно потерявший надежду на взаимность Одинцовой Базаров переламывает себя и расстается с ней и Аркадием. На прощание он говорит бывшему товарищу: «Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич…» Аркадий огорчен, но довольно скоро утешается обществом Кати, объясняется ей в любви и уверяется, что тоже любим.

Базаров же возвращается в родительские пенаты и старается забыться в работе, но через несколько дней «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством». Пробует он заговаривать с мужиками, однако ничего, кроме глупости, в их головах не обнаруживает. Правда, и мужики видят в Базарове что-то «вроде шута горохового».

Практикуясь на трупе тифозного больного, Базаров ранит себе палец и получает заражение крови. Через несколько дней он уведомляет отца, что, по всем признакам, дни его сочтены.

Перед смертью Базаров просит Одинцову приехать и попрощаться с ним. Он напоминает ей о своей любви и признается, что все его гордые помыслы, как и любовь, пошли прахом. «А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Все равно: вилять хвостом не стану». С горечью говорит он, что не нужен России. «Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…»

Когда Базарова по настоянию родителей причащают, «что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвевшем лице».

Проходит шесть месяцев. В небольшой деревенской церкви венчаются две пары: Аркадий с Катей и Николай Петрович с Фенечкой. Все были довольны, но что-то в этом довольстве ощущалось и искусственное, «точно все согласились разыграть какую-то простодушную комедию».

Со временем Аркадий становится отцом и рьяным хозяином, и в результате его усилий имение начинает приносить значительный доход. Николай Петрович принимает на себя обязанности мирового посредника и усердно трудится на общественном поприще. Павел Петрович проживает в Дрездене и, хотя по-прежнему выглядит джентльменом, «жить ему тяжело».

Кукшина обитает в Гейдельберге и якшается со студентами, изучает архитектуру, в которой, по её словам, она открыла новые законы. Ситников женился на княжне, им помыкающей, и, как он уверяет, продолжает «дело» Базарова, подвизаясь в роли публициста в каком-то темном журнальчике.

На могилу Базарова часто приходят дряхлые старички и горько плачут и молятся за упокой души безвременно усопшего сына. Цветы на могильном холмике напоминают не об одном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...

Краткое содержание Отцы и дети

Видео краткого содержания

Глава 1

20 мая 1859 года на крыльце своего постоялого двора барин лет сорока с небольшим ждал приезда своего единственного сына. Это был Николай Петрович Кирсанов . У него имелось хорошее имение в двести душ в пятнадцати верстах от постоялого двора. Его отец был боевым генералом, а матушка – домашним «командиром». Так как семья все время жила по провинциям, их с братом детство прошло на юге России в окружении дешевых гувернёров и развязных адъютантов. Николай Петрович отнюдь не отличался храбростью. Когда пришло время идти на службу, он сломал ногу и месяц пролежал в постели. Поэтому было решено определить его в Петербургский университет, а старший брат Павел пошел офицером в гвардейский полк. После смерти родителей, Кирсанов-младший познакомился с миловидной дочерью бывшего хозяина квартиры и влюбился в неё. Они поженились и счастливо прожили до 47-го года, когда жена Николая Петровича неожиданно скончалась. У них остался один сын – Аркадий , воспитанием и образованием которого он и занялся. Пожив немного с сыном в городе, перебрался навсегда в деревню и стал вести хозяйство. Сейчас же он стал совсем седым, пухленьким и сгорбленным. Стоя на своем крыльце, ждал сына, который также как и он окончил университет. Вот, наконец, показался тарантас, запряженный тройкой лошадей.

Глава 2

Аркадий приехал не один. Он представил отцу своего приятеля, Евгения Васильевича Базарова , который любезно согласился погостить у них. Особой любезности в нём, правда, не замечалось. Он был одет в длинный балахон с кистями и не сразу ответил на радушное рукопожатие Николая Петровича. У Базарова был мужественный голос, длинное худое лицо с широким лбом и висячими бакенбардами. В его облике просматривались ум и самоуверенность. Сразу после знакомства, они все вместе отправились в имение Кирсановых.

Глава 3

По дороге Николай Петрович узнает, что Базаров учится на доктора. Аркадий ведёт себя непривычно сдержанно и старается не демонстрировать свою искреннюю радость по поводу возвращения в родные края к любимому отцу. В какой-то момент радость все же прорывается, и он звонко целует отца в щеку. Оказывается, он очень дорожит дружбой с Базаровым, и познакомились они совсем недавно. Отец замечает, что поведение сына стало немного странным и чувствует из-за этого неловкость. Он рассказывает Аркадию об увольнении прежнего приказчика, о смерти старой нянечки, а также признается, что содержит в доме девушку Фенечку , на что тот отвечает, что вовсе не против. По дороге Аркадий замечает, что родные места уж не такие живописные, а люди в имении выглядят измученными. Через четверть часа они прибыли в Марьино.

Глава 4

В имении их встретил дядя Аркадия, Павел Петрович Кирсанов, человек среднего роста в темном английском костюме с галстуком и лаковых полусапожках. На вид ему можно было дать лет сорок пять, при этом моложав и ухожен. Лицо практически без морщин, отражает следы былой красоты. Племянника он троекратно расцеловал, познакомился с Базаровым, улыбнулся ему, однако руки не подал. Ужинали в спокойствии. Говорил в основном Николай Петрович о всяком: о политике, о случаях из жизни и т.д. Аркадий вел себя неестественно и чувствовал себя немного неловко, даже пытался вести себя немного развязно, демонстрируя свою взрослость. После ужина, когда все разошлись, Базаров высказал Аркадию свое мнение о «стариках» Кирсановых. Павел Петрович показался ему чудаковатым, а его щегольство в деревне неуместным. Аркадий согласился, но при этом отметил, что дядя человек хороший. Николай Петрович показался Базарову славным добряком, однако с излишней романтичностью в его возрасте. Вообще, как оказалось, немолодые романтики ему были не по душе.

Глава 5

Имение Базарову не особо понравилось. Он рано проснулся, нашел пару дворовых мальчишек и пошел с ними ловить лягушек для опытов. Аркадий решил говорить с отцом о Фенечке и том, что не хотел бы стеснять его или заставлять менять привычный образ жизни. Познакомившись с Фенечкой, он узнает о существования сводного брата. Павел Петрович появляется к завтраку в изящном костюме. Он интересуется о вчерашнем приятеле Аркадия, на что тот отвечает, что не надо обращать особого внимания на него, ведь Базаров по сути «нигилист», то есть человек ни во что не верующий. Слово «нигилист» было образовано от латинского слова, означающего «ничего». Ему чужды какие-либо авторитеты, принципы и т.д. Павел Петрович возмущен, так как считает, что без принципов не прожить. Фенечка пришла накрывать стол для чая. Она выглядит на двадцать три года, вся такая беленькая, пухленькая, с темными волосами и глазами, красными губками и нежными ручками. Она немного стеснялась выходить, но в то же время чувствует, что имеет право быть здесь.

Глава 6

Вернувшись, Базаров решил попить со всеми чай. За столом Павел Петрович набрасывается на него и корит за отсутствие принципов и всяческих убеждений. Базарову же непонятно, почему он должен признавать какие-то авторитеты. Он высказывается в пользу науки и полностью отрицает пользу искусства. Павел Петрович обижается и говорит, что полученные знания делают нынешнюю молодежь не умной, а отсталой. Он покидает стол. Аркадий просит друга не быть таким резким с его дядей и рассказывает историю его жизни.

Глава 7

Как оказалось, Павел Петрович в молодости пользовался большим успехом у женщин и сам любил их общество. Однажды он встретил одну загадочную женщину, княгиню Р., и без памяти влюбился в неё. За ней он поехал даже за границу, оставив военную службу. Когда их отношения не сложились, он вернулся в Россию. Княгиня умерла через несколько лет, а он поселился в имении брата, где пытается найти покой. С тех пор Павел Петрович предпочитает оставаться закоренелым холостяком. Рассказывая о своем дяде, Аркадий упоминает, что он всегда готов прийти на помощь своим близким и, что такой человек заслуживает уважения. Эта история не затронула души Базарова. Он ещё хуже начинает высказываться о Павле Петровиче, говоря, что мужчина, потерявший все из любви к женщине, вовсе не мужчина. Аркадий пытается оправдать дядю другим воспитанием и временем, в котором тот жил, но Базаров говорит, что каждый воспитывает себя сам независимо от времени.

Глава 8

Дела в хозяйстве шли не так хорошо, и Николай Петрович решил поговорить с управляющим. Оказалось, что нужны были деньги, а их не хватало. К разговору прислушивался Павел Петрович. Он был практичнее своего младшего брата в ведении хозяйства и часто помогал ему не только советом, но и деньгами. Однако на этот раз денег и у него не было. Поэтому он предпочел удалиться. Павел Петрович решил проведать Фенечку, чтобы она показала ему племянника Митю. Фенечка очень смутилась, но показала ему мальчика. Тот отметил, что ребенок похож на его брата. Тут появился Николай Петрович. Он одновременно удивился и обрадовался, увидев брата в комнате у Фенечки. Тот быстро удалился к себе. Фенечка была дочкой экономки, после смерти которой, Николай Петрович взял все заботы о девушке на себя. Доброта хозяина пленила девушку, и она постепенно к нему привыкла.

Глава 9

Прогуливаясь по саду с Аркадием, Базаров заметил в беседке девушек с ребенком. То были Фенечка с сыном и служанкой Дуняшей. Он сразу же познакомился с Фенечкой, отметил, что она хорошенькая. Затем проверил зубы Мити и сказал, что все в порядке. Когда приятели удалились, Аркадий рассказал ему кто эта девушка и добавил, что, по его мнению, отец должен жениться на ней. Базаров удивился, узнав, что Аркадий придает какое-то значение браку. Затем они заговорили о плохом состоянии хозяйства Николай Петровича. Базаров предположил, что либо управляющий плут, либо дурак. До них донеслись звуки виолончели. Это играл Николай Петрович. Базаров тотчас же высмеял отца Аркадия за этакую романтичность в сорок четыре года. Аркадию это не понравилось.

Глава 10

Прошло около двух недель. Жизнь текла в обычном русле. В Марьине уже немного попривыкли к Базарову, его небрежным манерам и коротким ответам. Однажды он даже помог Фенечке, когда у Мити случилась судорога. Он много работал, ставил физические и химические опыты. Все слуги, кроме старика Прокофьича, к нему хорошо относились, и даже Николай Петрович охотно наблюдал за его опытами, хоть и считал, что тот плохо влияет на Аркадия. Павел Петрович также презирал его, считал гордецом, нахалом и циником. В июне он стал по утрам собирать травы. Аркадий иногда к нему присоединялся. Однажды, они как обычно беседовали на ходу, когда их услышал Николай Петрович. Разговор шел о нём. Базаров отметил, что он уже отставной и его песенка спета. Это очень расстроило хозяина дома. В тот же день, он поделился этим с братом и сказал, что вместо того, чтобы подружиться с сыном, они, казалось бы, все больше отдаляются друг от друга. Павел Петрович уверен, что во всем виноват этот нигилист. Вечером он решил дать бой Базарову и устроил ожесточённый спор. Тот парировал все нападки и старался сохранять внешнее спокойствие, приговаривая, что сейчас выгоднее всё отрицать, вот они всё и отрицают. Николай Петрович уверен, что такие люди, как Базаров всё разрушают, а нужны и те, кто будут хоть что-то строить. На что Базаров отвечал, что для строительства чего-то нового, сначала нужно место расчистить. Старшему поколению нечего сказать, они очень расстроены. Павел Петрович оттого, что считает Базарова отъявленным гордецом и беспринципным невеждой, а Николай Петрович – оттого, что в глубине души понимает, что Базаров является представителем нового поколения, в котором есть своеобразная сила.

Глава 11

После этого спора Николай Петрович заметно погрустнел и стал переживать за перемены в отношениях с сыном. Он вспоминал юные годы, былые эмоции, свою жену и на глазах наворачивались слезы оттого, что все прошло. Он ощущал, что между ним и сыном пропасть. Его позвала Фенечка. Сказал, что придет, а сам отправился бродить по саду. Ему встретился Павел Петрович, который заметил, как брат грустен. С вечера Базаров предложил Аркадию отправиться в город в гости к одному знатному родственнику Кирсановых. После этого было решено навестить Базаровых. На следующий день они уехали.

Глава 12

Матвею Ильичу Колязину, пригласившему Кирсановых, было около сорока лет, но он уже метил в государственные чиновники. Он был о себе довольно высокого мнения и считал себя прогрессистом. Он принял Аркадия радушно с нарочитой игривостью. Очень удивился, что браться не приехали, при этом посоветовал посетить губернатора и получить у него приглашение на предстоящий бал. Аркадий нашел Базарова в ближайшем трактире и уговорил сходить к губернатору. Тот приветливо их принял, хотя присесть не предложил. Обоим были выданы приглашения. По пути обратно им встретился знакомый Базарова Ситников , считавший себя его учеником. У него были маленькие черты лица и словно вдавленные глазки. Смеялся как-то беспокойно коротким смехом. Он предложил им посетить одну незаурядную местную даму – Евдоксию Кукшину . По его словам она была женщиной свободной от предрассудков и передовой. Все вместе направились к ней.

Глава 13

У этой эмансипированной женщины Ситников совсем разговорился, однако, ни Базаров, ни Аркадий в разговоре не участвовали. Она сама полулежала на диване в шелковом не особо опрятном платье, с растрепанными белокурыми волосами. Она много говорила, задавала вопросы, не дожидаясь на них ответов. Когда подали завтрак, Базаров спросил, есть ли в городе интересные женщины. Она сказала, что есть, но все пустые. Упомянула Одинцову , которая недурна, но нет в ней свободы воззрений. За завтраком много пили, а хозяйка все болтала. Когда после очередной порции вина она раскрасневшаяся запела сиплым голосом, Аркадий не выдержал, сказал, что это напоминает бедлам и ушел. Базаров последовал его примеру.

Глава 14

Через несколько дней на губернаторском балу Аркадий познакомился с Одинцовой. Она была высокого роста в чёрном платье с гордой статью. Светлые глаза выражали ум и спокойствие, а губы улыбались едва заметной улыбкой. Даже Базарову показалось, что на других женщин в зале она не похожа. Ситников познакомил Аркадия с загадочной гостьей. Услышав его фамилию, она приветливо улыбнулась и сказала, что знает его отца. Пригласив Одинцову на мазурку, Аркадий рассказал о своем друге Базарове и о его воззрениях. Заинтересовавшись, она пригласила их с другом посетить её. Несмотря на то, что Базаров сам впечатлён этой женщиной, отзывается о ней как всегда цинично.

Глава 15

Отец Анны Сергеевны Одинцовой был известным ловеласом и игроком. Проигравшись, был вынужден поселиться в деревне, где и умер, оставив своим дочерям маленькое наследство. Анне тогда было двадцать лет, а её сестре Катерине – двенадцать. Не растерявшись, Анна пригласила тетку со стороны матери, женщину злую и сварливую, чтобы та занималась хозяйством. А она, тем временем, занималась воспитанием сестры. Так и жили, пока в неё не влюбился некто Одинцов – человек лет сорока шести, очень богатый, чудак по натуре, но не плохой. Он женился на Анне, а через шесть лет скончался, оставив ей всё свое состояние. Она поселилась в имении в Никольском, недалеко от города. В губернии её невзлюбили и поговаривали всякое. В гостях у Анны Сергеевны Базаров вел себя странно. Аркадий заметил, что вместо своих воззрений, он все больше говорил о медицине и ботанике, и что в её присутствии Базаров краснел. Одинцова тоже заинтересовалась беседой с ним и пригласила друзей в Никольское.

Глава 16

В Никольском Аркадий и Базаров познакомились с младшей сестрой Одинцовой – Катей. Ей восемнадцать лет и она миловидна. Анна Сергеевна старалась сделать так, чтобы Аркадий больше общался с Катей, и он это заметил. На самом же деле, он больше думал о самой Одинцовой. Она предпочла общение с Базаровым. Ей пришлись по нраву его резкие суждения об уме и глупости, об устройстве общества и т.д. Жизнь Одинцовой, по сути, была пуста. Как и любая женщина, которой не удалось полюбить, она сама не знает, что ей нужно от жизни. Своего мужа она с трудом выносила, после его смерти уехала за границу и завела там связь со шведом. В итоге все равно вернулась в Россию, а теперь заинтересовалась Базаровым.

Глава 17

Незаметно для себя, Аркадий с Базаровым провели в Никольском целых пятнадцать дней. Аркадий за это время сблизился с Катей, Базаров проводил много времени с Одинцовой. Несмотря на то, что ему не нравятся её «барские» замашки и изящные привычки, к своему удивлению, он начинает испытывать к ней сильные чувства. Она тоже всё время думает о нем и даже не хочет отпускать его к родителям. Но он, раскусив её истинные чувства, говорит, что ей лишь хочется полюбить, а на деле не удаётся. Именно в этом её несчастие.

Глава 18

Следующим утром Одинцова вызвала Базарова на разговор. Она спрашивала его, чего он хочет достичь и что у него на душе. Сначала он ускользал от ответов, а потом всё же признался, что глупо и безоглядно любит её. Сказав это, он уперся лбом в стекло окна. Одинцовой стало жаль его, но она предпочла пустую и скучную жизнь, какой жила до встречи с ним. Она не приняла его любви, так как личное спокойствие было для неё дороже.

Глава 19

После обеда Базаров нагнал Анну Сергеевну и извинился, сказал, что завтра уезжает навестить родителей. Аркадий собрался ехать с ним, но к себе домой. В Никольское неожиданно приезжает Ситников. Он, как всегда, много болтает впустую, что не нравится Аркадию. На это Базаров говорит, что такие как Ситников миру нужны, иначе кто будет выполнять всю грязную работу. Аркадий все же решает ехать с Базаровым в его деревню, а Ситников вызывается довезти их в своей коляске. Прощаясь, Одинцова говорит, что они ещё увидятся. По дороге Базаров рассказывает Аркадию, как зол на самого себя и, что непременно должен победить свою боль, а женщинам нельзя позволять завладеть и кончиком своего пальца. Вскоре они подъезжают к домику родителей Базарова.

Глава 20

У дома встречал их отец Базарова – Василий Иванович. Это был высокий худощавый человек с взъерошенными волосами и орлиным носом. Он был одет в старый военный сюртук и курил чубук. У него было небольшое имение всего в двадцать душ и, будучи местным лекарем, он лечил всех нуждающихся в округе. Из-за двери показалась мать Базарова – Арина Власьевна. Это была маленькая кругленькая старушка в белом чепце и пестрой кофточке. Она была настоящей русской дворяночкой, не особо образованной и сверх суеверной. Сына несказанно любила, но при этом побаивалась. Так, например, за столом во время обеда она очень хотела спросить, надолго ли он приехал, но так и не решилась. Базарова не было дома около трех лет. Поэтому родители суетились, не знали как себя вести и как угодить сыну. Ближе к ночи, Василий Иванович проводил Аркадия в предбанник, где ему постелили отличную постель. Затем он направился к сыну поговорить, но тот сказал, что очень устал с дороги и хотел бы поспать. На самом деле, он и глаз не сомкнул в эту ночь под крышей родного дома.

Глава 21

Утром Аркадий первым делом увидел отца Базарова, усердно работающего в огороде. Когда он вышел к нему, Василий Иванович спросил его, какого он мнения об их сыне. Аркадий сказал, что это один из лучших людей, каких он когда-либо встречал. Старик с гордостью улыбнулся. Появился Базаров и все вместе пошли пить чай. В полдень Аркадий с Базаровым беседовали о жизни. Базаров рассказывал о своём детстве, о родителях. Говорил, что им хорошо и правильно живется на свете. Они занимаются полезными делами, тогда как он всё думает о вечности и о своём месте в пространстве. От скуки даже сказал Аркадию, что тот пойдет по стопам своего дядюшки. Не выдержав тоски в деревне, вечером он сообщил, что хотел бы вернуться в имение Кирсановых, так как там лучше работается. Василий Иванович был убит этим известием и растерян.

Глава 22

По дороге в Марьино Аркадий с Базаровым решают заглянуть в Никольское к Одинцовой. Она их холодно принимает, ссылаясь на хандру, и просит зайти в другой раз. У Кирсановых все им рады, несмотря на некоторые затруднения в хозяйстве, с которыми Николай Петрович столкнулся. Здесь Базаров с головой уходит в работу и ставит научные опыты, Аркадий делает вид, что помогает отцу, а на самом деле все время думает о Никольском. Оказывается, что у Николая Петровича хранятся кое-какие письма матери Одинцовой, и Аркадий решает, что это хороший предлог наведаться к сестрам. Он чувствует, что привязался к Кате, хотя в мыслях все ещё присутствует Анна Сергеевна. Когда он приехал к ним, на этот раз, к его удивлению, Одинцова тепло и радушно встречала его.

Глава 23

Базаров дал понять Аркадию, что знает причину его отъезда в Никольское. Сам же он остался в Марьине работать. Споров с Павлом Петровичем почти не происходило. Даже, наоборот, тот иногда просил присутствовать при опытах, заглядывал в микроскоп. Правда, Николай Петрович чаще и с большим интересом следил за работой Базарова. Фенечка всё больше нравилась Базарову. Он с ней всегда охотно беседовал, а она доверяла ему как доктору. Однажды в беседке она была с охапкой роз. Попросив у неё понюхать розу, Базаров поцеловал её, отчего стало потом стыдно. Уходя, Фенечка его в сердцах упрекнула. Эту сцену видел Павел Петрович. Погуляв немного в лесу, он вернулся невероятно угрюмым.

Глава 24

После завтрака он постучался к Базарову и вызвал его на дуэль. На следующее утро во время дуэли Павел Петрович был ранен в ногу. Базаров осмотрел рану и перевязал её. Николаю Петровичу не сказали истинной причины дуэли, а сказали, что из-за расхождения политических взглядов. К ночи у Павла Петровича был жар и в бреду он говорил о Фенечке, сравнивал её любимой им когда-то княгиней Р. Николай Петрович лишь подивился тому, что у брата в сердце все ещё живут старые чувства. Придя в себя, Павел Петрович просил брата, наконец, жениться на Фенечке, и тот охотно согласился. Базаров же покинул имение Кирсановых.

Глава 25

Во время пребывания в Никольском, Аркадий все больше сближается с Катей. С ним происходят положительные перемены. Он раскрывается как настоящая личность и исчезает в нём всё напускное, привитое Базаровым. Катя тоже замечает эту перемену и искренне радуется за него, говоря, что они другие и чужды людям такого склада, как Базаров. Тем временем в Никольское заезжает Базаров, но, не желая видеться с Одинцовой, встречается только с Аркадием. Он рассказывает о дуэли, а также замечает перемены в характере друга. Он отмечает, что их дороги уже разошлись, ведь они совсем разные. Одинцова все же приглашает к себе Базарова, просит забыть о прошлых обидах и остаться в дружеских отношениях.

Глава 26

На следующее утро Катя выглядела немного озабоченной. Дело в том, что старшая сестра советует ей быть осторожнее с Аркадием и меньше оставаться с ним наедине. Аркадий уверяет Катю, что опасности никакой нет, что ради неё он готов на всё. До них неожиданно доносится разговор Одинцовой с Базаровым о том, что они не смогли быть вместе из-за схожести нравов. Анна Сергеевна утверждала, что ей больше подошел бы молодой Кирсанов, а к её сестре он питает лишь братские чувства. Услышав это, Аркадий повернулся к Катерине и сказал, что никого кроме неё не любит и хотел бы сделать ей предложение, на что Катерина ответила согласием. Затем Аркадий написал письмо Анне Сергеевне, в котором просил руки её младшей сестры. Одинцова была удивлена, но возражений не имела. После этого, она просит Базарова не уезжать и остаться с ней, но он отказывается, говоря, что он человек бедный, но милости не принимает. Он одобряет решение друга жениться на Кате, и после отправляется к себе домой.

Глава 27

Родители Базарова очень рады приезду сына. Он говорит им, что приехал всего на шесть недель и намерен всё время проводить в работе. Если сначала он запирался и просил ему не мешать, вскоре он начинает искать общества, работа наскучивает и единственным утешением становится медицинская практика. Он помогает отцу лечить местных жителей. Однажды к ним попадает тифозный мужик, который затем умирает. Во время процедуры вскрытия трупа Базаров случайно порезался и тоже заразился тифом. Он понимает, что скоро умрет. Болезнь развивается довольно быстро, и он просит родителей сообщить о его состоянии Одинцовой. Та, узнав о случившемся, приезжает к нему, чтобы проститься. При виде его она ощущает скорее брезгливость, и понимает, что любящий человек, в такой ситуации, чувствовал бы нечто другое. Прощаясь, она целует Базарова в лоб. На следующий день он умирает.

Глава 28

Через полгода Аркадий женился на Катерине, а Николай Петрович на Фенечке. Хозяйственные дела в Марьине начали постепенно налаживаться. Павел Петрович уехал по делам в Москву, а затем поселился в Дрездене. Одинцова повторно вышла замуж не по любви за человека с жёстким характером. У Кати и Аркадия вскоре родился сын, которого они назвали Колей. Ситников все также топчется в Петербурге, и по его словам, продолжает дело Базарова. За могилой Базарова ухаживают только его родители. Здесь они подолгу и горько плачут по своему сыну, который при жизни так часто рассуждал о вечном.

Иван Сергеевич Тургенев был дворянином, чьё состояние не вызывало сожаления. Он имел стабильный, постоянный доход и писательской деятельностью занимался для собственной реализации.

Долгое время автор ограничивался написанием рассказов и небольших повестей. Он словно копил силы и жизненный опыт для своих романов, которые принесли ему всемирную славу. Даже свой первый роман «Рудин», писатель поначалу определил как повесть. Позже у автора стало всё складываться с романами, и он один за другим, за десять лет написал шесть произведений.

История создания романа «Отцы и дети»

Свои романы Тургенев стал публиковать начиная с 1856 года, и все его произведения стали неотъемлемой и важной частью русской литературы.

Тургеневский роман «Отцы и дети» стал четверым романом в литературной деятельности писателя. Годы его создания 1860-1861 год, когда писатель стал чувствовать себя увереннее. По праву этот роман считается вершиной его творчества, где прекрасно видны все писательские манеры. И на сегодняшний день этот роман является самым известным произведением Ивана Тургенева, а популярность его растёт до сих пор, так как в сюжете подняты очень важные проблемы, которые актуальны и в наши дни.

Автор многое пытался донести до читателя. Он прекрасно изображал, как складываются отношения между людьми, относящимся к разным социальным слоям. Старался отражать современную действительность, и затрагивал те темы, которые интересуют людей до сих пор. Но тут же сам Иван Сергеевич не раз подчеркивал, что ему очень важно показать в книге свое писательское мастерство, а не просто завоевать известность и популярность на обсуждении насущных проблем.

Ярким примером этого является его роман «Отцы и дети», который уже в 1862 году вышел в свет. В это время политическая обстановка в стране была напряженной. Наконец-то было отменено крепостное право, Россия и Европа стали сближаться. Отсюда и разные философские течения, которые стали возникать в России.

Однако основное действие романа относится еще к тому времени, пока в России не произошли реформы. Примерно действия тургеневского романа можно отнести к 1859 году. Именно Иван Тургенев впервые вводит такое понятие, как «нигилизм», который становится новым направлением в общественной жизни страны и получает популярность.

Главный герой тургеневского романа – Евгений Базаров. Он как раз и является нигилистом. Молодые люди того времени приняли его как пример для подражания, выделяя в нем такие нравственные качества, как

бескомпромиссность, отсутствие какого – либо уважения или преклонения перед тем, что говорят пожилые или авторитетны люди.

Тургеневский герой ставит свои взгляды превыше всего. Всё, что может быть полезным или прекрасным, но не совпадает с его мировоззрением, всё, отступает на второй план. Это было необычно для литературы того времени, поэтому и явление, изображенное автором, нашло такой живой отклик среди читателей.

Сюжет тургеневского произведения «Отцы и дети»


Действие происходит в 1859 году. Два друга – нигилиста приезжают в имение Кирсановых, которое находится в Марьино. Аркадий познакомился со своим новым другом Евгением Базаровым в институте, где обучался на лекаря. Этого приезда с нетерпением ждал Николай Петрович, который сильно скучал по сыну. Но к сожалению, отношения Евгения со старшим Кирсановыми не ладятся, и Евгений решает покинуть их гостеприимный дом и переехал в небольшой город губернии.

С ним уезжает Аркадий. Вместе они прекрасно проводят время в обществе молодежи и красивых девушек. Но однажды на балу они знакомятся с Одинцовой, оба влюбляются в нее и едут в ее имение, приняв приглашение. Некоторое время они живут в Никольском, но объяснения Евгения не получает взаимности, поэтому он уезжает. На этот раз он отправляется к своим родителям, с ним едет и Аркадий. Но любовь старых Базаровых скоро начинает раздражать Евгения, поэтому они опять возвращаются в Марьино в семейство Кирсановых. Базаров, который пытается найти выход любви, которую он питает к Анне Сергеевне, целует Фенечку. Это видит Павел Петрович и вызывает его на дуэль. Всё это привело к скандалу, и друзья расстаются.

Но Аркадий, который уже давно гостит в Никольском и увлечен Катенькой, однажды встречает там и Базарова. После объяснения Аркадия и его признание в любви в Катеньке, Базаров возвращается к своим родителям. Он решает забыть Одинцову, поэтому начинает действовать решительно и помогает отцу лечить больных тифом. Однажды он заразился, когда вскрывал умершего крестьянина от тифа. Он старался изобрести препарат, который бы мог всех излечить. Долго болеет, а потом умирает. Перед самой смертью он просит приехать Одинцову и та исполняет его просьбу. Аркадий женится на сестре Одинцовой, а Николай Кирсанов наконец-то решается узаконить отношения с Фенечкой. Его старший брат навсегда покидает страну и поселяется за границей.

Герои тургеневского романа «Отцы и дети»


В романе Тургенева «Отцы и дети» большое количество героев. Среди них есть главные герои, которые влияют на весь сюжет романа. Есть эпизодические, которые внося колорит, и позволяют автору выразить свои мысли ещё ярче и доступнее.

К главным героям произведения «Отцы и дети» можно отнести следующих лиц:

★ Базаров.
★ Братья Кирсановы: Николай Петрович и Павел Петрович.
★ Аркадий Кирсанов.


Базаров – студент, нигилист. Он в будущем собирается стать врачом. Евгений Васильевич практически не имеет друзей. Но вот он знакомится с семейством Кирсановых. Так, он сначала знакомится с Аркадием, который легко поддается влиянию, поэтому он и старается ему навязать свои взгляды нигилиста. Он не понимает и совсем не желает принимать людей старшего поколения, не считается с мнением своих родителей. Базаров - разночинец, то есть человек оторвавшийся от своей ранее привычной среды. Но влюбляясь в Одинцову вдруг меняет свои взгляды, а вскоре выясняется, что в душе его живет настоящий романтик. После его смерти над телом его совершают религиозный обряд, как простому и обычному человеку.

Николай Петрович – один из главных героев тургеневского романа. Кирсанов – помещик и отец Аркадия. Он придерживается консервативных взглядов, поэтому и не принимает нигилизм Базарова. Его жена давно умерла, но есть другая любовь в его жизни – к Фенечке, крестьянке. В конце романа он, несмотря на все условности общества, женится на ней. Он романтичен, любит музыку и хорошо относится к поэзии. Старший брат его, Павел Петрович, по характеру сильно отличен. Павел Петрович некогда был офицером, но теперь находится в отставке. Он аристократичен, самоуверен, горд. Он любит рассуждать об искусстве и науке. Когда-то он был влюблен, но любовь закончилась трагедией. Отношение к другим героям у него разное: он любит своего племянника и брата. К Фенечке тоже относится хорошо, потому что она напоминает ту женщину, княгиню, в которую он некогда был влюблен. А вот Базарова он открыто ненавидит и за его взгляды, и за поведение, даже вызывает того на дуэль. В этой битве Павел Петрович получил легкое ранение.

Аркаша Кирсанов – это друг Базарова и сын меньшего брата Кирсановых. Он тоже в будущем станет врачом, а пока только является студентом. Нигилист Базаров оказывает на него огромное влияние и на какое-то время он придерживается его взглядов и идей, но, попав в родительский дом, отказывается от них.

Есть в тургеневском романе и другие действующие лица, которые невозможно отнести к эпизодическим, но и главную роль для раскрытия сюжета они не имеют:

⇒ Базаров, отец нигилиста Евгения. Василий Иванович когда-то был хирургом в армии, а в настоящее время находится в отставке. Он образован и умен, но небогат. Любит сына, но взглядов его не разделяет, придерживаясь все-таки консервативных идей.

⇒ Арина Власьевна – это набожная женщина мать Базарова. У нее есть небольшое имение, которым управляет муж и человек 10-15 крепостных. Суеверная и мнительная, она сильно переживает из-за сына.

⇒ Одинцова. Предпочитает Анна Сергеевна спокойную и размеренную жизнь. Когда она слушает признание в любви от Базарова, то отказывает ему, хотя он все-таки был ей симпатичен. Она богата, и это богатство унаследовала от своего мужа.

⇒ Катенька Локтева – тихая и практически незаметная девушка, находящаяся всегда в тени своей сестры Одинцовой. В нее влюблен Аркадий, который не сразу смог разобраться в своих чувствах, из-за увлечения Одинцовой Анной. Катенька выйдет замуж за Аркадия.



Эпизодических лиц в тургеневском романе много:

Виктор Ситников – приверженец нигилизма.
Кукшина - нигилистка, но придерживается Евдоксия этих идей лишь только для своего блага.
Фенечка. Она родила своему хозяину ребенка, а затем стала его женой. Из-за нее дерется старший из Кирсановых и Базаров.
Дуня, служанка Фенечки.
Петр, слуга в доме Кирсановых.
Княгиня Нелли Р, в которую некогда был влюблен старший Кирсанов.
Колязин – городской чиновник.
Локтев – отец двух молодых и прекрасных героинь тургеневского романа.
Авдотья Степановна – тетка молодых героинь, княжна, но злая и очень вредная старуха.
Тимофеевич, приказчик.

Критические отзывы и оценки


Тургеневское произведение было воспринято по-разному. Например, читатели не одобрили главного героя тургеневского романа, который переступал через многие ценности. Но молодежь, наоборот, всячески старались его поддержать, считая, что главный герой произведения – это яркое отражение того мира, в котором они живут.

Также разделились и мнения цензоров. Необычный и бурный спор разгорелся на страницах журналов «Современник» и известного «Русского слова». В это время в городе на Неве случились беспорядки, когда неизвестные агрессивно настроенные молодые люди устроили погром. В результате беспорядков погибли люди. Многие посчитали, что виноват в этом и Иван Тургенев, который написал роман «Отцы и дети», ведь только его новое явление, как нигилизм могло привести к такому результату. Некоторые даже считали, что тургеневский роман нельзя назвать художественным произведением.

Но были и те, кто защищал писателя и его роман, считая, что эти беспорядки состоялись бы и без тургеневского произведения.

В одном критики сошлись - роман написан очень достойно, с точки зрения художественного литературного языка. Именно поэтому роман, написанный Иваном Сергеевичем Тургеневым полтора века назад для своих современников, остаётся актуальным в наши дни.

20 мая 1859 года Николай Петрович Кирсанов на постоялом дворе встречает своего сына Аркадия, который должен приехать к нему в гости. Николай Петрович - сын боевого генерала 1812 года. Как и его старший брат, Павел, он сначала воспитывался дома, а затем должен был поступить на военную службу, но сломал ногу, два месяца пролежал в постели и на всю жизнь остался хромым. Он учился в Петербурге в университете, влюбился в дочь чиновника, хозяина его бывшей квартиры. Женившись на дочери хозяина, он затем уехал сначала на дачу, потом в город, далее в деревню. Супруги жили в любви и согласии в течение десяти лет. У них родился сын Аркадий. Потом жена Николая Петровича скончалась. Когда Аркадий вырос, отец отправил его в Петербург, а теперь ждал его приезда.

Аркадий приехал не один, а с товарищем - Евгением Васильевичем Базаровым, с которым он познакомился совсем недавно в Петербурге. За ужином появляется брат Николая Петровича - Павел Петрович Кирсанов, которому Базаров не понравился. Базаров же в разговоре с Аркадием называет его дядю чудаком из-за того, что он одевается в деревне как щеголь.

На следующее утро Евгений просыпается раньше остальных, а дворовые мальчишки ловят для него лягушек, которых он будет резать и изучать на них анатомию. Николай Петрович рассказывает сыну о Фенечке, после чего тот идет знакомиться с ней и со своим маленьким братом. На вопрос Павла Петровича о том, кем является Базаров, Аркадий отвечает - "нигилист", то есть человек, который не принимает ни один принцип на веру. На что Павел Петрович возражает, что "без принципов жить нельзя". Разговор, который состоялся за обедом, обнаружил разницу во взглядах героев на многие вопросы, после чего Аркадий замечает своему другу, что тот очень резко обращается с его дядей, который, по его мнению, достоин больше сожаления, чем насмешки.

В доказательство своих слов он рассказывает историю жизни Павла Петровича, который воспитывался сначала дома, затем в пажеском корпусе, был очень красивым и уверенным в себе, пользовался успехом у женщин. На двадцать восьмом году жизни он был капитаном, и впереди его ждала блестящая карьера. Но вдруг он познакомился с княгиней Р., и сразу же все изменилось: он влюбился в нее. Она же была для него загадкой, поэтому он подарил ей кольцо с вырезанным на нем сфинксом, подразумевая тем самым, что сфинксом является она. Но вскоре он надоел княгине, она прогнала его, а Павел Петрович вышел в отставку, бросил карьеру и всюду преследовал возлюбленную, так как к прежней жизни он не мог возвратиться, хотя прекрасно понимал, что все отношения между ними уже закончены. Через десять лет в одном из клубов он узнает о смерти княгини Р., а спустя некоторое время получает ее предсмертное письмо, в котором было подаренное им когда-то кольцо. Затем Павел Петрович стал жить с Николаем Петровичем в деревне, у которого к тому времени уже умерла жена, оставив ему Аркадия.

Но на Базарова эта история не произвела ровным счетом никакого впечатления, потому что он отрицает и такое чувство, как любовь.

Далее рассказывается об истории знакомства Николая Петровича с Фенечкой, которую он встретил впервые три года назад, когда ночевал на одном постоялом дворе в уездном городе. Он остался очень доволен чисто убранной комнатой и познакомился с хозяйкой, у которой была дочь Фенечка. Вскоре он выписал хозяйку к себе в экономки. Вскоре мать умерла, и дочь осталась вести хозяйство. "Девушка была так молода, так одинока; Николай Петрович был сам такой добрый и скромный... Остальное и досказывать нечего".

Гуляя по саду, Базаров знакомится с Фенечкой, помогает ее ребенку, у которого режутся зубки. Аркадий считает, что отец должен жениться на ней. Из разговора друзей становится известно, что Евгений отрицает и красоту природы, и искусство, в частности, музыку. Например, услышав игру Николая Петровича на виолончели, он смеется, потому что считает это занятие недостойным почтенного отца семейства.

Через несколько дней Павел Петрович всей душой возненавидел Базарова, а за вечерним чаем между ними разгорелся спор, возникший из-за того, что Евгений Петрович пренебрежительно отозвался об аристократах. Николай Петрович чувствует, что, несмотря на все старания, он отстает от времени, и с сыном его разделяет целая пропасть. Он старается понять Аркадия, его точку зрения, но недоумевает, для чего надо отрицать поэзию, искусство и любовь к природе. Но в то же время он припоминает, как поссорился со своей матерью, когда был еще молодым, упрекал её в том, что они принадлежат к разным поколениям.

Через несколько дней Базаров решает съездить навестить своих родителей. Но сначала они отправляются в город к родственнику Кирсанова - Матвею Ильичу Калязину, который приглашает их на бал к губернатору. Возвращаясь домой, они встречают Ситникова, который, по его собственному мнению, считает себя "учеником" Базарова. Он приглашает их в гости к Евдокии Кукшиной, которая считает себя эмансипированной женщиной.

На балу у губернатора они знакомятся с Анной Сергеевной Одинцовой. Она была дочерью Сергея Николаевича Локтева, который проигрался, в результате чего был вынужден поселиться в деревне. Через некоторое время он умер. Затем Анна Сергеевна вышла замуж за Одинцова, который оставил ей все свое состояние. Базаров в ее присутствии чувствует себя неуверенно и, к своему удивлению обнаруживает, что немного даже боится этой женщины. Она приглашает их в свое имение Никольское, куда приятели и отправляются через несколько дней. Там они знакомятся с ее младшей сестрой Катей. Базаров с Одинцовой проводят много времени вместе. Но в один из дней появляется дворовый человек от родителей Евгения, сообщая, что они ждут сына в гости. Перед отъездом Базаров признается Анне Сергеевне в любви. Ей приятно это слышать, но в то же время она считает, что спокойствие превыше всего.

На следующий день Евгений с Аркадием уезжают. Происходит знакомство с родителями Базарова. Те очень радуются приезду сына. Отец, штаб-лекарь в отставке, спрашивает Аркадия, как он находит Евгения. Тот отвечает, что Базаров - самый замечательный человек, какой только встречался в его жизни. Он уверен, что его друг прославит свою фамилию, добившись в жизни успеха. Они с Базаровым много беседуют о жизни, об отношении к народу, и постепенно все отчетливей видна разница между ними.

В доме родителей Евгений скучает и вскоре собирается уехать, чем очень огорчает их. По дороге они заезжают к Одинцовой, встречая там довольно прохладный прием, поэтому через несколько часов покидают ее имение. У Николая Петровича хозяйственные дела не ладятся. Сын считает, что должен помогать отцу. Базаров в это время занимается опытами над лягушками. Аркадий один отправляется в имение Анны Сергеевны, встречает в саду Катю. Ему очень рады.

В то же время в Марьино Николай Петрович весьма часто общается с Базаровым, интересуется его опытами и спрашивает его советов по интересующим его вопросам. Евгений беседует с Фенечкой и целует ее. В это время появляется Павел Петрович, который все видел. Он вызывает Базарова на дуэль, которая состоялась на следующее утро. В результате Евгений ранил Кирсанова в ногу. Николаю Петровичу они объясняют, что поспорили из-за политики. Базаров как врач оказывает помощь Павлу Петровичу, а затем, после приезда доктора из города, уезжает.

Аркадий проводит все свое время с Катей, которая замечает, что влияние Базарова на него постепенно ослабевает. Она считает этот факт положительной переменой, так как Евгений, по ее мнению, является для них чужим. Симпатия Аркадия к Кате все больше растет, и он делает ей предложение.

А Базаров вновь едет к родителям, которые уже не надеялись на его скорое возвращение. Евгений помогает отцу лечить крестьян. Однажды во время вскрытия тела мужика, умершего от тифа, он поранил палец и заразился. Прижигание "адским камнем" не приносит никакой пользы, и ему становится все хуже. Просит послать нарочного к Одинцовой с известием о том, что он при смерти. Анна Сергеевна привозит с собой доктора, который также подтверждает, что нет никакой надежды на выздоровление. Базаров умирает.

Через шесть месяцев в Марьино состоялись сразу две свадьбы - Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой. Павел Петрович уезжает сначала в Москву, а затем за границу. Позже Анна Сергеевна выходит замуж, "по убеждению", за одного из будущих русских деятелей. Николай Петрович впоследствии становится мировым посредником, а Аркадий - рачительным хозяином, и их поместье, наконец, начинает приносить доход. У них с Катей рождается сын. Павел Петрович теперь живет в Дрездене, где его все считают совершенным джентльменом. Кукшина переезжает в Гейдельберг и изучает там уже не естественные науки, а архитектуру. Ситников живет в Петербурге, уверяя всех, что продолжает дело Базарова.

На могиле Базарова растут две елочки. Сюда часто приходят его родители и, став на колени возле могилы сына, долго плачут и молятся.

В романе "Отцы и дети" действующие лица весьма разнообразны и по-своему интересны. В этой статье представлена краткая характеристика каждого из них. До сих пор не теряет актуальности роман "Отцы и дети". Действующие лица этого произведения, а также проблемы, затрагиваемые автором, интересны в любой исторический период.

Базаров Евгений Васильевич

Главным героем романа является Базаров Евгений Васильевич. Читателю сначала известно о нем не много. Мы знаем, что это студент-медик, который приехал на каникулы в деревню. Рассказ о времени, проведенном им вне стен учебного заведения, и составляет сюжет произведения. Сначала студент гостит в семье Аркадия Кирсанова, своего друга, после чего отправляется вместе с ним в губернский город. Здесь Евгений Базаров заводит знакомство с Одинцовой Анной Сергеевной, некоторое время живет у нее в усадьбе, однако после неудачного объяснения вынужден уехать. Далее герой оказывается в родительском доме. Он живет здесь недолго, так как тоска заставляет его повторить только что описанный маршрут. Выясняется, что нигде не может быть счастлив Евгений из романа "Отцы и дети". Действующие лица произведения чужды ему. Герой не может найти себе места в российской действительности. Он возвращается домой. Где и погибает герой романа "Отцы и дети".

Действующие лица, описание которых мы составляем, любопытны с точки зрения преломления эпохи в их характерах. В Евгении, пожалуй, наиболее интересен его "нигилизм". Для него это целая философия. Этот герой - выразитель настроений и идей революционной молодежи. Базаров отрицает все, не признает никаких авторитетов. Ему чужды такие стороны жизни, как любовь, красота природы, музыка, поэзия, семейные связи, философское мышление, альтруистические чувства. Герой не признает обязанность, право, долг.

Евгений легко побеждает в спорах с Кирсановым Павлом Петровичем, умеренным либералом. На стороне этого героя не только молодость и новизна позиции. Автор видит, что "нигилизм" связан с народным недовольством и общественным неустройством. В нем выражается дух времени. Герой переживает тоску одиночества, трагическую любовь. Обнаруживается, что он зависим от законов обычной человеческой жизни, причастен к человеческим страданиям, заботам и интересам, как и другие действующие лица.

"Отцы и дети" Тургенева - роман, в котором сталкиваются различные мировоззрения. С этой точки зрения интересен и отец Евгения. Предлагаем вам познакомиться с ним поближе.

Базаров Василий Иванович

Этот герой - представитель патриархального мира, который уходит в прошлое. Тургенев, напоминая нам о нем, заставляет читателей почувствовать драматизм движения истории. Василий Иванович - штаб-лекарь в отставке. По происхождению он разночинец. Свою жизнь этот герой строит в духе просветительских идеалов. Василий Базаров живет бескорыстно и независимо. Он трудится, интересуется общественным и научным прогрессом. Однако между ним и следующим поколением лежит непреодолимая пропасть, что вносит глубокую драму в его жизнь. Отцовская любовь не находит отклика, превращается в источник страданий.

Арина Власьевна Базарова

Арина Власьевна Базарова - мать Евгения. Автор отмечает, что это "настоящая русская дворяночка" ушедшего времени. Ее жизнь и сознание подчинены заданным традицией нормам. Такой человеческий тип обладает своим обаянием, однако эпоха, которой он принадлежит, уже миновала. Автор показывает, что такие люди не доживут спокойно свой век. В душевную жизнь героини входит страдание, страх и тревога из-за отношений с сыном.

Аркадий Николаевич Кирсанов

Аркадий Николаевич - это приятель Евгения, его ученик в романе "Отцы и дети". Главные действующие лица произведения во многом контрастны. Так, в отличие от Базарова, влияние эпохи в позиции Аркадия совмещается с влиянием обычных свойств юного возраста. Достаточно поверхностно его увлечение новым учением. Кирсанова привлекают в "нигилизме" его возможности, ценные для человека, только что вступающего в жизнь, - независимость от авторитетов и традиций, ощущение свободы, право на дерзость и самоуверенность. Однако у Аркадия есть и качества, далекие от "нигилистических" принципов: он бесхитростно прост, добродушен, привязан к традиционному быту.

Николай Петрович Кирсанов

Николай Петрович в романе Тургенева является отцом Аркадия. Это уже немолодой человек, который пережил множество несчастий, но они его У героя есть романтические наклонности и вкусы. Он трудится, старается преобразовать свое хозяйство в духе времени, ищет любви и духовной опоры. Автор с очевидной симпатией обрисовывает характер этого героя. Он слабый, но чуткий, добрый, благородный и деликатный человек. В отношении к молодежи Николай Петрович доброжелателен и лоялен.

Павел Петрович Кирсанов

Павел Петрович - это дядя Аркадия, англоман, аристократ, умеренный либерал. В романе он является антагонистом Евгения. Автор наделил этого героя эффектной биографией: светские успехи и блестящая карьера были прерваны трагической любовью. С Павлом Петровичем после этого произошла подмена. Он отказывается от надежд на личное счастье, а также не хочет осуществлять гражданский и нравственный долг. Павел Петрович перебирается в деревню, где живут и другие действующие лица в произведении "Отцы и дети". Он намеревается помочь своему брату в преобразованиях хозяйства. Герой выступает за либеральные правительственные реформы. Вступая в спор с Базаровым, он защищает программу, которая основана на по-своему благородных и высоких представлениях. "Западнические" идеи прав личности, чести, самоуважения, достоинства сочетаются в ней со "славянофильской" идеей о роли и земледельческой общины. Тургенев считает, что представления Павла Петровича далеки от реальности. Это несчастный и одинокий человек с несостоявшейся судьбой и несбывшимися стремлениями.

Не менее интересны и другие действующие лица, одним из которых является Одинцова Анна Сергеевна. О ней, безусловно, стоит подробно рассказать.

Анна Сергеевна Одинцова

Это аристократка, красавица, в которую влюблен Базаров. В ней заметны черты, присущие новому поколению дворян, - свобода суждений, отсутствие сословной спеси, демократизм. Базарову, однако, все в ней чуждо, даже черты, которые свойственны и ему самому. Одинцова независима, горда, умна, но совершенно иначе, чем главный герой. Однако эта целомудренная, гордая, холодная аристократка нужна Евгению такой, какая есть. Ее спокойствие притягивает и волнует его. Базаров понимает, что за ним стоит неспособность к увлечениям, эгоизм, равнодушие. Однако в этом он находит своеобразное совершенство и поддается его обаянию. Эта любовь становится для Евгения трагичной. Одинцова же легко справляется со своими чувствами. Она выходит замуж "по убеждению", а не по любви.

Катя

Катя - это младшая сестра Одинцовой Анны Сергеевны. Сначала она кажется просто застенчивой и милой барышней. Однако постепенно в ней проявляется душевная сила и самостоятельность. Девушка освобождается от власти своей сестры. Она помогает Аркадию свергнуть власть над ним Базарова. Катя в романе Тургенева воплощает красоту и правду обыкновенности.

Кукшина Евдоксия (Авдотья) Никитишна

Действующие лица в романе "Отцы и дети" включают в себя двух псевдонигилистов, образы которых пародийны. Это Евдоксия Кукшина и Ситников. Кукшина - эмансипированная женщина, которая отличается крайним радикализмом. В частности, она интересуется естественными науками и "женским вопросом", презирает за "отсталость" даже Эта женщина вульгарна, развязна, откровенно глупа. Однако в ней иногда проглядывает и что-то человеческое. "Нигилизм", возможно, скрывает чувство ущемленности, исток которого - женская неполноценность этой героини (она брошена мужем, не привлекает внимания мужчин, некрасива).

Ситников ("Отцы и дети")

Сколько действующих лиц вы уже насчитали? Мы рассказали о девяти героях. Следует представить еще одного. Ситников - это псевдонигилист, который считает себя "учеником" Базарова. Он стремится демонстрировать свойственную Евгению резкость суждений и свободу поступков. Однако это сходство оказывается пародийным. "Нигилизм" понят Ситниковым как способ преодоления комплексов. Этот герой стыдится, к примеру, отца-откупщика, разбогатевшего за счет спаивания народа. Вместе с тем, Ситникова тяготит и его собственная незначительность.

Таковы основные действующие лица. "Отцы и дети" - роман, в котором создана целая галерея ярких и интересных образов. Безусловно, его стоит прочесть в оригинале.