Периодизация древней истории руси. Древняя русь


в V в. разделились на 3 ветви

западные южные

восточные

предки русского,

белорусского и

украинского народов

Праславяне проживали на территории Центральной и Восточной Европы, простиравшейся от рек Эльбы и Одера на западе до верховьев Днестра и среднего течения Днепра на востоке. Славяне в древних письменных источниках (напр. греческих) упоминаются как венеды, склавины и анты.

Великое переселение народов привело в движение в том числе и славянские племена. В V в. –разделение славян на 3 ветви.

В IV-VI веках, по свидетельствам различных источников, земли к востоку от Карпат населяли потомки восточных венетов - анты.

Наши непосредственные предки- восточные славяне уходят на Восточно-Европейскую равнину и расселяются, как пишет Нестор в XII в. в «Повести временных лет» по Днепру. Истории известно около 15 восточнославянских племен, точнее, племенных союзов, которые существовали примерно в IX-XI веках, а к XI-XIII векам сформировали Древнерусскую народность.

Племена Севера: ильменские словене, кривичи, полочане

Племена Северо-Востока: радимичи, вятичи, северяне

Дулебская группа: волыняне, древляне, поляне, дреговичи

Племена Юго-Востока: бужане, донские словяне

Племена Юга: белые хорваты, уличи, тиверцы

Периодизация Древней истории Руси

IX – XI вв. – Киевская Русь

XII – XIII вв. – раздробленность Руси (Владимирская Русь)

XIV – XV вв. – Московская Русь

Гардарика – «страна городов», так названы земли восточных славян в греческих, арабских и скандинавских источниках

Местные княжения (Гостомысл в Новгороде, Кий в Киеве, Мал у древлян, Ходот и его сын у вятичей)- зародышевая форма государственности Древней Руси.

Восточные летописцы выделяли в славянских землях 3 центра зарождения государственности: Куябу (на юге, вокруг Киева), Славию (в Приильменье), Артанию (на востоке, вокруг древней Рязани)

Рюрик (862-879)

862 г. – призвание варягов (Рюрика со своим племенем русью) Призвание варягов на картине Васнецова

Рюрик основал династию русских князей, правил в Новгороде.

«Норманская теория» теория о создании государства у славян извне (варягами- скандинавами).

Первый антинорманист Михаил Ломоносов (происхождение варягов из западнославянских земель)

Антинорманисты (складывание государства - этап внутреннего развития общества).

Олег (Вещий) (879-912)

882 г. – образование Киевской Руси (объединение двух полит. центров Новгорода и Киева в единое древнерусское государство князем Олегом)

907 и 911 гг. – походы Олега на Византию (цель- подписание выгодных торговых договоров)

Борьба с хазарами

Полюдье – сбор дани князем с подвластных восточнославянских племен

Полюдье торговый путь «из варяг в греки» (Балтика-Волхов-Ловать-Западная Двина-Днепр) Константинополь

Варяги. Николай Рерих, 1899

Игорь (Старый) (912-945)

Неудачный поход князя Игоря на Византию в 941 г.

Греческий огонь - горючая смесь, выбрасываемая из медных трубок под давлением на корабль противника, не гасимая водой.

Повторный поход в 943, закончившийся мирным договором в 944.

В 945 г. был убит в ходе восстания древлян

Ольга (устроительница земли русской) (945-969)

1) Хитроумная (жестоко отомстила древлянам за мужа)

2) «Устроительница земли русской» -упорядочила сбор дани (полюдье налоги) (ввела уроки –точный размер дани,

погосты – пункты сбора дани)

3) Провела волостную реформу (разделила государство на волости), (ввела единые правила суда княжеских наместников)

4) Наладила дипломатические отношения с Византией

5) Первой приняла христианство (Елена)

Святослав (князь-воин) (962-972)

Всю жизнь провел в походах (расширил границы государства, обеспечил безопасность торг. путей для русских купцов)

1. Подчинил вятичей

2. Разбил булгар и хазар, открыв торг. путь по Волге в восточные страны

(«Иду на вы»)

3. Походы на болгар на Дунае (попытка перенести столицу в г. Переяславец)

Но часто оставлял государство без защиты, например, осада Киева печенегами (968), предпринятая во время нахождения киевского князя Святослава на Дунае.

(Согласно летописи, в то время как князь Святослав Игоревич вёл кампанию против Болгарского царства, печенеги вторглись на Русь и осадили её столицу - Киев. Осаждённые страдали от жажды и голода. Люди иной стороны Днепра во главе с воеводой Претичем собрались на левом берегу Днепра.

Доведённая до крайности, мать Святослава княгиня Ольга (которая находилась в городе со всеми сыновьями Святослава) решила передать Претичу, что сдаст город наутро, если Претич не снимет осаду, и начала искать способы связаться с ним. Наконец, молодой киевлянин, свободно говоривший по-печенежски, вызвался выбраться из города и добраться до Претича. Притворяясь печенегом, разыскивающим свою лошадь, он пробежал через их лагерь. Когда он бросился в Днепр и поплыл к другому берегу, печенеги поняли его обман и начали стрелять по нему из луков, но не попали.

Когда юноша добрался до Претича и сообщил ему об отчаянном положении киевлян, воевода решил внезапно переправиться через реку и вывезти семью Святослава, а если нет, погубит нас Святослав. Рано утром Претич и его дружина сели на свои корабли и высадились на правом берегу Днепра, трубя в трубы. Думая, что армия Святослава вернулась, печенеги сняли осаду. Ольга с внуками вышли из города к реке.

Лидер печенегов вернулся, чтобы провести переговоры с Претичем, и спросил его, он ли Святослав. Претич подтвердил, что он лишь воевода, и его отряд - это авангард приближающейся армии Святослава. В знак мирных намерений правитель печенегов пожал руку Претичу и поменял своего собственного коня, меч и стрелы на броню Претича.

Между тем печенеги продолжали осаду, так что нельзя было коня напоить на Лыбеди. Киевляне послали Святославу гонца с известием о том, что его семью едва не пленили печенеги, и опасность Киеву по-прежнему сохраняется. Святослав быстро вернулся домой в Киев и прогнал печенегов в поле. Годом позже Ольга умерла, и Святослав сделал своей резиденцией Переяславец на Дунае)

Но после трудного похода на Византию в 972 г. порадевшее войско Святослава с тяжелой военной добычей было встречено на Днепровских порогах поджидавшими полчищами печенегов. Русы были окружены и полностью уничтожены. Они погибли все до единого, включая князя Святослава. Из его черепа хан Куря велел сделать чашу для питья, оковав её золотом.

Владимир (Красное Солнышко, Святой) (980-1015)

Междоусобицы (Владимир – сын рабыни, побеждает Ярополка)

1. Любим народом (образ князя отображен в былинах):

А) создание системы крепостей на юге для обороны от печенегов;

Б) набирал в дружину людей из народа;

В) устраивал пиры для всех киевлян.

2. Укрепляет государство и княжескую власть:

А) проводит языческую реформу (Перун-главный бог)

Цель: попытка объединить племена в единый народ с помощью религии

Б) 988 г. – крещение Руси по византийскому образцу

В) приобретение важного военного и политического союзника в лице Византии

Г) развитие культуры:

1) славянская письменность (Кирилл и Мефодий);

2) книги, школы, церкви, иконопись;

Десятинная церковь-первая каменная церковь в Киеве (1/10 часть доходов князя на строительство);

3)учреждение русской митрополии

Крещение Владимира. Фреска В. М. Васнецова.

Князь Владимир вошёл в историю как Креститель Руси. Решение князя креститься не было спонтанным. Согласно «Летописи временных лет» за несколько лет до похода на Корсунь (Херсонес) Владимир задумался о выборе веры. Сердцем князь склонялся к православию. И утвердился в этом решении после того, как его послы съездили «на разведку» в Константинополь. Вернувшись, они рассказали: «Когда пришли мы к грекам, нас ввели туда, где они служат Богу своему, и мы не знали, на небе ли мы находимся или на земле: забыть этой красоты мы не можем, ибо всякий человек, вкусив сладкого, отвращается от горького, так и мы «не имамы зде быти», не хотим оставаться в прежней языческой вере». Тогда же вспомнили: «Если бы не хорош был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, мудрейшая всех человек».

Па́мятник «Тысячеле́тие Росси́и» - монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин,Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Памятник находится в новгородском детинце, напротив Софийского собора

Князь правил Русским государством 37 лет, из них 28 лет - будучи христианином. Стоит отметить, что князь Владимир принял из Византии православие не как вассал, а как равный. «Историки до сих пор строят разные версии, зачем князь пошёл на осаду Херсонеса», - говорит С. Беляев. Одна из версий гласит: решив принять православие, Владимир не хотел предстать перед греками в роли просителя. Показательно: не Владимир отправился в Константинополь, столицу Византии, для принятия крещения. Это к нему, в завоёванный Херсонес, приехали, да ещё и привезли принцессу Анну. При этом само решение Владимира стать православным было продиктовано потребностью души, о чём свидетельствуют произошедшие с князем разительные перемены.

Внимательно присматриваясь к Крестителю Руси, становится ясно, что он был и недюжинным государственным стратегом. И на первое место ставил национальные интересы Руси, которая под его руководством объединилась, расправила плечи и впоследствии стала великой империей.

В День народного единства, 4 ноября 2016 года, на Боровицкой площади состоялось торжественное открытие памятника Святому Равноапостольному князю Владимиру, который выполнен по проекту народного художника России Салавата Щербакова. Памятник создан по инициативе Российского военно-исторического общества и Правительства Москвы. церемония открытия памятника князю Владимиру. На церемонии присутствовали президент Владимир Путин, председатель правительства Дмитрий Медведев, патриарх Московский и всея Руси Кирилл, министр культуры Владимир Мединский и мэр Москвы Сергей Собянин.

Президент подчеркнул, что князь Владимир навсегда вошел в историю как собиратель и защитник русских земель, как дальновидный политик, заложивший основы сильного, единого, централизованного государства.

После выступления президента памятник святому равноапостольному князю освятил патриарх Кирилл.

Ярослав Мудрый (1019-1054)

У Владимира – 12 сыновей- междоусобицы (старший-Святополк убил своих братьев Бориса и Глеба, ставших первыми святыми на Руси, а Святополка окрестили Окаянным еще и за то, что приводил на Русь иноземцев, которые разоряли и убивали)

Ярослав, управлявший Новгородом, поддержанный новгородцами в борьбе с братом, захватывает престол (с 1019 г. до 1036 г. правит совместно со своим братом Мстиславом). Начинается спокойное мудрое правление – время расцвета Древнерусского государства.

1. Укрепил власть (высшая власть принадлежала великому киевскому князю, который издавал законы, был высшим судьей, возглавлял войско, определял внешнюю политику). Власть наследовалась старшим в роду (сыновья-наместники в волостях, перемещались в случае смерти старшего брата в более крупную волость).

2. Положил начало созданию единого свода законов «Русская правда» (1016 г.). (В «Правде Ярослава», напр., ограничена кровная месть и заменена штрафом-вирой)

3. Меры по укреплению самостоятельности русской церкви (с 1051 г. митрополитами стали назначать не греков, а русских, причем без ведома Константинополя. Первым русским митрополитом был Илларион).

4. Развивал культуру (строил церкви, соборы (Софийский собор в Киеве, Новгороде), монастыри (Киево-Печерский – монах Нестор в XII в. написал первую русскую летопись «Повесть временных лет»), где распространялось писание летописей (описание исторических событий по годам- летам), школы, библиотеки, что способствовало развитию грамотности)

5. Вел мудрую внешнюю политику:

· укрепил южные рубежи Руси (построил оборонительные линии из городов-крепостей на юго-восточных границах);

· разбил под стенами Киева печенегов в 1036 г., где и построил Софийский собор;

· расширил северо-западные границы гос-ва (в1030 г. построил город Юрьев на западном побережье Чудского озера, которое захватил у поляков и литовцев)

· Все земельные приобретения закреплял мирными договорами и династическими браками

Именно при Ярославе Мудром закончился процесс формирования государства у восточных славян, складывается древнерусская народность.

Социальная структура общества в Древнерусском государстве

В XI в. Киевская Русь – раннефеодальное государство (наряду с появлением высшего слоя и, наоборот, зависимого, все же основная часть населения – это свободные общинники, платившие налоги государству. А формирование феодального землевладения шло очень медленно).

Земля принадлежала государству, поэтому община (земля находилась в совместном владении, делилась между всеми семьями, входившими в общину) платила налог за пользование землей гос-ву.

Первыми феодалами, захватившими в свою собственность земли, были князья. Они жаловали земли церкви и дружинникам- боярам за службу (вотчина – наследственное земельное владение), которые тоже становились феодалами.

I. Высший слой:

II. Свободные землевладельцы, объединенные в общины

(самая многочисленная часть населения Древнерусского государства)

III. Зависимое население:

Смерд – член сельской общины, но зависимый непосредственно от князя крестьянин в Древнерусском государстве в период XI-XIV веков.

Рядович – заключивший договор («ряд») о работе на феодала на определенных условиях.

Закуп – разорившиеся общинники, попавшие в долговую зависимость за неуплату ссуды («купы»). Если возвращал долг, становился свободным.

Холоп –раб, работавший на земле феодала. (холопами становились военнопленные, не выполнившие обязательств закупы и рядовичи, дети холопов, от великой нужды человек продавал себя в холопы).

Культура Древней Руси

Культура – совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей.

Восточные славяне

1)Верования - язычество, от слова «язык» - племя, народ.

Боги - Перун, Даждьбог, Стрибог, Сварог, Ярило, Лада, Макошь и др.

Место поклонения идолам - капище, где совершали жертвоприношения.

Волхвы́ («кудесник, волшебник, гадатель») - древнерусские языческие жрецы, осуществлявшие богослужения, жертвоприношения и якобы умевшие заклинать стихии и прорицать будущее.

Васнецов «Встреча князя Олега с кудесником»

2) древние сказания, былины- поэтические сказания о прошлом, где прославлялись подвиги русских богатырей (Микула Селянинович, Илья Муромец, Ставр Годинович и др.). Главный мотив –защита русской земли от врага.

Виктор Васнецов «Богатыри»

3) искусство кузнецов, резчиков по дереву и кости.

Огромное влияние имела христианизация Руси.

1) Распространение письменности и грамотности на Руси (60-е гг IX в. - Кирилл и Мефодий - жили в Салониках (Греция), составители славянской азбуки - глаголицы, перевели на славянский язык Евангелие, проповедовали на славянском языке. Кириллица, созданная впоследствии их учениками, в видоизмененном виде является основой современной русской азбуки).

2) Распространение летописания (1113 г. –«Повесть временных лет»)

При храме св. Софии Ярослав создал первую библиотеку на Руси.

Ярослав создал в Киеве мощный центр книгописания и переводной литературы.

Возникают монастыри - Киево-Печерская лавра (основатели Антоний и Феодосий).

XI - н. XII вв. - формируются летописные центры в Киеве и Новгороде.

3) Зарождение русской литературы:

А) 1049 г. – «Слово о законе и благодати» Иллариона (торжественное обращение, послание и поучение, проповедь о нравственной оценке правителя);

Б) жития –литературное описание жизни людей, причисленных к лику святых (Нестор написал житие Бориса и Глеба)

Страстотерпцы Борис и Глеб. Икона, начало XIV века. Москва

В) 1056 - «Остромирово Евангелие» - старейшая из рукописных книг.

Книги писали в монастырях, которые были центрами культуры (писали на пергаменте - тонкой выделанной телячьей коже).

Простые люди, обмениваясь информацией, использовали бересту.

Развивалось искусство книжной миниатюры (рукописные иллюстрации)

4) Зодчество (в основе строительства храмов лежала византийская крестово-купольная система).

· Деревянное (терема, городские стены, избы)

Особенность: многоярусность, башенки, пристройки, резьба)

· Первая каменная церковь в Киеве называлась Десятинная (989 г.), так как князь на ее строительство дал десятую часть своих доходов. Церковь имела 25 куполов.

· 1037 г. - Строительство собора святой Софии в Киеве.

Макет-реконструкция первоначального облика собора

Современный вид Софийского собора

Многоглавие - характерная черта русского зодчества (1 купол в центре, 12).

Для облицовки храмов используют плинфу - широкий и плоский кирпич

В Софии находится каменная гробница Ярослава.

В алтаре находится изображение Богоматери. Тип изображения - Оранта - с воздетыми вверх руками. Киевляне называли ее «Нерушимая стена» и считали своей защитницей.

Есть фрески с изображением семьи Ярослава Мудрого.

Внутреннее убранство храмов: фрески, иконы, мозаика

Иконы писал печерский монах Алимпий.

При Ярославе Киев строится. Его называют «украшением Востока и соперником Константинополя». Золотые ворота - парадный въезд в город.

1113-1125 - правление Владимира Мономаха (внука Ярослава и византийского императора Константина Мономаха). В 60 лет взошел на Киевский престол.

1) Походы против половцев (1111 г.-сокрушительный удар по половцам

ушли в степи, относительное затишье

2) Боролся против усобиц (инициатор Любечского съезда (1097г.) – «каждый да держит вотчину свою». Хотя это только закрепило раздробленность на Руси (законодательно)

3) Боролся за единство Руси (подчинял русских князей, наказывал за усобицы), но после смерти Владимира и его сына Мстислава, который продолжил политику отца, междоусобицы возобновились

4) Образованный человек и одаренный писатель, оставил завет сыновьям жить в мире, верно служить Отчизне (1117г. - «Поучение детям» - ценный исторический источник и яркий литературный памятник).

5) Создал свод законов «Устав Владимира Всеволодовича», в котором облегчил положение должников, запретив их обращать в холопов.

6) Основал на р. Клязьме город, названный его именем.

7) Формируются новые литературные жанры - притчи, поучения, хождения.

8) При Владимире стали чеканить золотые и серебряные монеты, затем заменили на серебряные слитки - гривны.

9) Высокий уровень развития ремесла - литье, чеканка, керамика, вышивка, эмаль

Художественное ремесло

А) кузнечное ремесло (оружие, доспехи);

Б) ювелирное ремесло (зернь, скань, эмаль)

Скань - изображение из тонкой золотой проволоки;

Зернь - шарики напаивают на скань;

  • В древней египетской нумерации, зародившейся более 5000 лет назад, существовали особые знаки (иероглифы) для записи чисел.

  • Я понимаю, что такая статья способна сломать вентилятор, поэтому постараюсь обходить острые углы. Пишу больше ради собственного удовольствия, большинство фактов будет из разряда преподаваемых в школе, но тем не менее с радостью приму критику и исправления, при наличии фактов. Итак:

    Древняя Русь.

    Предполагается, что Русь появилась как результат слияния ряда восточнославянских, финно-угорских и балтийских племен. Первые упоминания о нас встречаются в 830-е годы. Во-первых, в районе 813г. (очень спорная датировка) некие Росы успешно набежали на город Амастриду (современная Амасра, Турция) в византийской Палфагонии. Во-вторых, послы "кагана Росов" в составе византийского посольства пришли к последнему императору государства франков Людовику I Благочестивому (хороший, правда, вопрос, кто это на самом деле были такие). В-третьих, те же Росы набежали в 860г, уже на Константинополь, не поимев особенного успеха (есть предположение, что командовали парадом известные Аскольд и Дир).

    История серьезной русской государственности берет начало, по самой официальной версии, в 862г., когда на сцене появляется некто Рюрик.

    Рюрик.

    На самом деле, мы довольно плохо представляем себе, кто это был такой и был ли он вообще. Официальная версия основывается на "Повести Временных лет" Нестора, а тот, в свою очередь, использовал доступные ему источники. Есть теория (вполне похожая на правду), что Рюрика знали как Рёрика Ютландского, из династии Скьёлдунгов (потомок Скьёлда, короля Данов, упомянутого аж в "Беовульфе"). Повторюсь, что теория, не единственная.

    Откуда этот персонаж взялся на Руси (конкретно - в Новгороде), тоже интересный вопрос, мне лично ближе всего теория о том, что изначально он был наемным военным администратором, причем в Ладоге, а идею о наследственной передаче власти притащил с собой из Скандинавии, где это как раз входило в моду. И к власти он пришел вполне себе путем её захвата в ходе конфликта с другим таким же военным вождем.

    Однако, в ПВЛ написано, что варягов таки призвали три племени славян, не в силах самим разрешить спорные вопросы. Откуда там это взялось?

    Вариант первый - из того источника, который читал Нестор (ну и сами понимаете, хватило бы желающих из числа Рюриковичей заняться на досуге увлекательной редактурой. Еще это могла сделать княгиня Ольга, в разгар конфликта с древлянами, которые почему-то еще не поняли, что порвать князя пополам и предложить замену, как всегда на их памяти и делалось в подобных случаях - плохая идея).

    Вариант второй - написать это Нестора мог попросить Владимир Мономах, которого как раз-таки призвали киевляне, и которому очень не хотелось на пальцах доказывать правомерность своего княжения всем, кто был старше его в роду. В любом случае, где-то с Рюрика появляется достоверно известная идея славянского государства. "Где-то" потому, что реальные шаги в построении такого государства принял не Рюрик, а его преемник, Олег.

    Олег.

    Названый "вещим", Олег принял бразды правления Новгородской Русью в 879г. Вероятно (по ПВЛ), он был родичем Рюрика (возможно, шурин). Некоторые отождествляют Олега с Оддом Орваром (Стрелой), героем нескольких скандинавских саг.

    Всё та же ПВЛ утверждает, что Олег был опекуном настоящего наследника, сына Рюрика Игоря, чем-то типа регента. Вообще, по-хорошему, власть у Рюриковичей очень долгое время передавалась "старшему в роду", так что Олег мог быть полноценным правителем не только на практике, но и формально.

    Собственно, что сделал Олег за время княжения - он сделал Русь. В 882г. он собрал рать и по очереди подчинил себе Смоленск, Любеч и Киев. По истории взятия Киева мы, как правило, помним Аскольда и Дира (за Дира не скажу, но имя "Аскольд" мне кажется весьма скандинавским. Врать не буду). ПВЛ считает, что они были варягами, но не имели отношения к Рюрику (я считаю, потому что где-то услышал, что мало того, что имели - Рюрик их в свое время и отправил по Днепру с заданием "захватите все, что плохо стоит"). В летописях описано и то, как Олег победил соотечественников - он попрятал военную атрибутику с ладей, так, что те стали похожими на торговые, и как-то заманил туда обоих воевод (по официальной версии из Никоновской летописи - дал им знать, что он там. но сказался больным, а на кораблях показал им малолетнего Игоря и убил их. Но, возможно, они просто инспектировали входящих купцов, не подозревая, что на борту их ждет засада).

    Захватив власть в Киеве, Олег оценил удобство его расположения по отношению к восточным и южным (насколько я понимаю) землям по сравнению с Новгородом и Ладогой, и сказал, что его столица будет здесь. Следующие 25 лет он потратил на то, чтобы "привести к присяге" окружающие славянские племена, некоторые из них (северян и радимичей) отбив у хазар.

    В 907г. Олег предпринимает военный поход в Византию. Когда 200 (по ПВЛ) ладей с 40 воинами на борту каждая, появились в виду Константинополя, император Лев IV Философ приказал перекрыть гавань города натянутыми цепями - возможно, в расчете, что дикари удовлетворятся грабежем пригородов и уберутся восвояси. "Дикарь" Олег проявил смекалку и поставил корабли на колеса. Пехота под прикрытием парусных танков произвела в стенах города смятение, и Лев IV поспешно откупиться. По легенте, попутно была сделана попытка подсунуть князю на переговорах винца с цикутой, но Олег каким-то образом прочувствовал момент и прикинулся трезвенником (за что, собственно, его по возвращении и нарекли "Вещим"). Откупом послужила куча денег, дань и договор, по которому наши купцы освобождались от налогов и имели право до года жить в Константинополе за счет короны. В 911 году, правда, договор перезаключили уже без освобождения купцов от пошлин.

    Некоторые историки, не найдя описания похода в византийских источниках, считают его легендой, но признают существование договора 911 года (возможно, поход-то был, иначе с чего бы восточным римлянам так прогибаться, но без эпизода с "танками" и Константинополем).

    Олег сходит со сцены в связи со смертью в 912г. Почему и где именно - очень хороший вопрос, легенда рассказывает о черепе коня и ядовитой змее (что интересно, то же произошло с легендарным Оддом Орваром). Ковши круговые, запенясь, прошипели, Олег ушел, а Русь осталась.

    Вообще говоря, эта статья должна быть краткой, поэтому дальше постараюсь кратко изложить свои мысли.

    Игорь (годы правления 912-945) . Сын Рюрика, принял правления уже Киевом после Олега (Игорь же наместничал в Киеве во время войны с Византией 907 года). Завоевал древлян, попробовал воевать с Византией (впрочем, хватило памяти об Олеге, войны не получилось), заключил с ней в 943 или 944 году договор вроде того, что заключил Олег (но менее выгодный), и в 945 году неудачно съездил по второму разу брать дань все с тех же древлян (есть мнение, что Игорь прекрасно понимал, чем все это может закончиться, но не справился с собственной дружиной, что по тем временам не было особенно удивительно). Муж княгини Ольги, отец будущего князя Святослава.

    Ольга (годы правления 945-964) - вдова Игоря. Сожгла древлянский Искоростень, продемонстрировав тем самым сакрализацию фигуры князя (древляне предлагали ей выйти замуж за собственного князя Мала, и лет за 50 до того это всерьез могло бы сработать). Провела первую в истории Руси позитивную реформу налогообложения, установив конкретные сроки сбора дани (уроки) и создав укрепленные дворы для её приема и постоя сборщиков (погосты). Положила начало каменному строительству на Руси.

    Что интересно - с точки зрения наших летописей Ольга никогда официально не правила, с момента гибели Игоря правил его сын, Святослав.

    Византийцев такие тонкости не спуcтили, и в их источниках Ольга упомянута как архонтисса (правительница) Руси.

    Святослав (964 - 972) Игоревич . Вообще говоря, 964 год это скорее год начала его самостоятельного правления, поскольку формально он считался князем Киевским с 945. А на практике до 969 г. за него правила мать, княгиня Ольга, пока князь не вылезал из седла. Из ПВЛ "Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собой ни возов, ни котлов, не варил мясо, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и жарил на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли (посланников) со словами: ... Иду на Вы!" Фактически уничтожил Хазарский каганат (на радость Визании), обложил данью вятичей (на радость себе), покорил Первое Болгарское Царство на Дунае, построил на Дунае же Переяславец (куда хотел перенести столицу), пугал печенегов и на почве болгаров поссорился с Византией болгары воевали против нее на стороне Руси - превратности войнов превраты). Против Византии выставил весной 970 года свободное войско из своих, болгар, печенегов и венгров в 30000 человек, однако проиграл (возможно) битву при Аркадиополе, и, взяв отступное, ушел с территории Византии. В 971 году уже византийцы взяли в осаду Доростол, где Святослав организовал штаб-квартиру, и после трехмесячной осады и еще одного сражения убедили Святослава взять еще отступного и проваливать восвояси. Восвояси Святослав не дошел - сначала застряв зимой в устье Днепра, а потом нарвавшись на печенежского князя Курю, в битве с которым и погиб. Византия на выходе получила Болгарию в качестве провинции и минус одного опасного соперника, так что мне кажется, Куря неспроста торчал на порогах всю зиму. Однако доказательств тому нет.

    Кстати. Святослав так никогда и не крестился, несмотря на неоднократные предложения и возможный разлад помолвки с византийской царевной - сам он объяснил это тем, что дружина конкретно не поняла бы такого маневра, чего допустить он никак не мог.

    Первый князь, раздавший княжения больше чем одному сыну. Возможно, это привело к первой на Руси усобице, когда после гибели отца сыновья передрались за Киевский престол.

    Ярополк (972-978) и Олег (князь древлян 970-977) Святославичи - двое из троих сыновей Святослава. Законные сыновья, в отличие от Владимира, сына Святослава и ключницы Малуши (правда, это еще хороший вопрос, насколько такая мелочь играла роль на Руси середини X века. Также есть мнение, что Малуша - дочь того самого древлянского князя Мала, который казнил Игоря).

    Ярополк имел дипломатические сношения со Священной Римской Империей Германской нации. В 977 году, в ходе усобицы, выступая против братьев, напал на владения Олега в земле древлян. Олег погиб при отступлении (если верить летописи - Ярополк сокрушался). По факту после гибели Олега и бегства Владимира куда-то "за море" стал единоличным правителем Руси. В 980г. Владимир вернулся с дружиной варягов, начал брать города, Ярополк ушел из Киева с лучше укрепленный Родень, Владимир осадил его, в городе начался голод и Ярополк был вынужден выйти на переговоры. На месте вместо или помимо Владимира оказались два варяга, которые сделали свое дело.

    Олег - князь древлян, первый преемник Мала. Возможно случайно начал усобицу, убив сына воеводы Ярополка, Свенельда, который браконьерствовал на его земле. Версия из летописи. Лично мне (вместе с Википедией) кажется, что братьям хватило бы мотивов и без горящих жаждой мести папаш-воевод. Также, возможно, положил начало одному из знатных родов Маравии - докозательства тому есть только у чехов и только XVI-XVIIвв., так что верить или нет - на совесть читателя.

    Краткая история Руси. Как создавалась Русь

    14 оценок, Средняя оценка: 4.4 из 5
    В. М. Васнецов. Варяги. 1909. Холст, масло. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва

    Образование древнерусского государства - ключевое событие в Отечественной истории, продолжающее и в наше время вызывать непрекращающиеся споры. Чаще всего выделяют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на «Повесть временных лет» XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами - братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году. Антинорманнская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считается Михаил Васильевич Ломоносов.

    Предпосылки образования древнерусского государства

    1. Развитие земледелия, торговли, ремесел, промыслов.
    2. Усложнение внутриплеменных отношений.
    3. Повышение роли князя и дружины в обществе (военные и судейские функции).
    4. Борьба между племенами приводила к образованию межплеменных союзов.
    5. Стремление захватить торговые пути на Западе и Юге.
    6. Взаимодействие с различными цивилизациями (в частности, с Византийской империей), различные заимствования у них.
    7. Наличие общих языческих культов.
    8. Наличие единого врага - в конкретном случае, Хазарского каганата, которому надо было противостоять.

    Этапы складывания

    1. VIII - сер. IX вв. - складывание межплеменных союзов и возвышение их центров, становление племенных княжений, появление системы полюдья (полюдье первоначально носило добровольный характер, являясь возмещением за военные и управленческие услуги).
    2. 2-ая половина IX - сер. X вв. - ускорение формирования государства, которое приходится на княжения Рюрика, Олега, Игоря.
    3. Завершающий этап (945 - 980 гг.) – установление уроков и погостов, полюдье было заменено повозом, ликвидация племенных княжений (полное) при Св. Владимире Святославиче.

    Специфические черты

    Характерные признаки Древнерусского государства

    1. Династическая (родовая) власть князя.
    2. Наличие примитивного государственного аппарата: дружины и наместников.
    3. Система сбора дани (система данничества - полюдье).
    4. Территориальный принцип расселения – вытеснение племенного типа расселения.
    5. Монотеизм (принятие Владимиром Святославичем христианства на Руси в 988 году).

    Особенности образования государства у восточных славян

    1. Удалённость от центров античной цивилизации (и, как результат, замедление процесса складывания государства).
    2. Суровость климатических условий.
    3. Изначально древнерусское государство по своему составу было полиэтническим.

    Историческое значение образования государства у восточных славян

    1. Создало благоприятные условия для дальнейшего развития ремёсел и торговли.
    2. Государство влияло на формирование социальной структуры общества.
    3. Дан мощный импульс для развития русской культуры.
    4. Началось складывание единой древнерусской народности - три ветви: русская, украинская, белорусская.
    5. Древнерусское государство было в состоянии отбивать нападение волн степных кочевников.
    6. Русь стала «мостом» экономического и торгового обмена между Западом и Востоком, то есть можно сказать, что Русь начала занимать межцивилизационное положение.

    История

    Двоякость

    Сразу стоит упомянуть, что информации о том временном периоде, о котором пойдет речь ниже, очень мало, так как первые летописи писались намного позже этих событий. Существуют и другие источники информации о древних племенах и поселениях (археология и т.д.), но такую информацию также сложно принять на веру. Более того, и сами летописи могли быть подправлены («Историю пишет победитель»).

    В частности, существуют две версии возникновения Древнерусского государства: норманская теория и анти-норманская . Рассматривать, в основном, мы будем теорию норманскую.

    Призвание варягов

    В. М. Васнецов. Варяги. 1909. Холст, масло. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва

    До появления самого Древнерусского государства на землях восточнославянских племен постоянно имели место конфликты, военные союзы, междоусобицы. В целом, обстановка была очень неблагоприятной и беспокойной.

    В частности, племена, жившие на побережье Балтийского (Варяжского на то время) моря, должны были уплачивать дань варягам. Но в 862 году они изгнали варягов и перестали платить им дань. Фактически, побережные племена стали независимыми, что их едва не уничтожило: когда на власть претендуют рода, начинаются жесточайшие междоусобицы («Мой род древнее и благороднее, чем твой!»). Именно это и привело к постоянным межплеменным войнам.

    Возможно именно тогда и было решено призвать князя со стороны, возможно не потому, что те народы никак не могли решить свои проблемы, а потому что «чужой», без друзей князь был просто обязан править так, чтобы довольны были все. По сути это очень грамотный политический, если можно так выразиться, ход.

    В связи с этим, староста Новгорода решил призвать князя извне, чтобы правил он всем по справедливости и соединил все враждебные племена в одно целое. Это событие получило название «Призвание варягов », произошло оно в 862 году.

    862 г. - Призвание варягов

    В результате править в Новгороде (первая столица Древнерусского государства) пришёл варяжский конунг Рюрик.

    Князь Рюрик (годы княжения 862-879)

    Х. В. Куккук . «Рёрик». 1912

    968 - 969 - война с Болгарским царством. Византия послала свое посольство к Святославу. Они просили сокрушить Болгарское царство, а также заплатили золотом за свою услугу. В это время умирает княгиня Ольга. Поэтому Святослав передает княжение Киевом своему сыну - Ярополку (Ярополк правил 8 лет), а сам отправляется в поход на Болгарское царство. В результате, Болгарское царство просит помощи у Византии, которая хотела чужими руками уничтожить это царство. Но Византия медлит оказывать помощь своим давним недругам. Тогда Болгарское царство в союзе со Святославом идут войной уже на Византию.

    970 - 971 - поход войска Святослава в союзе с Болгарским царством на Византию . В ходе генерального сражения войска Святослава и Болгарии были разгромлены. Хотя, по другой версии, союзные войска дошли до самого Царьграда и отступили только взяв большую дань. После Византия начала преследование уходящих армий союзных войск в результате которого сам Святослав был ранен и вынужден был подписать союзный договор. Почти все болгарские земли стали принадлежать Византии.

    Смерть и наследие

    Святослав погиб весною 972 при переходе устья Днепра. На него и его войско напали печенеги. У Святослава было трое сыновей - Ярополк, Олег, Владимир. В частности, при походе на Болгарское царство он распределил власть на Руси между ними. Ярополк правил в Киеве.

    Начало междоусобиц

    Б. Чориков. «Убийство Ярополка». Графюра из альбома «Живописный Карамзин»

    Достоверно неизвестно, были ли какие-то междоусобицы до этого момента, но после смерти Святослава между его сыновьями разгорелся конфликт за главный, киевский престол.

    Причина: отсутствие каких-либо законов передачи трона. Фактически, после смерти князя власть мог захватить абсолютно любой. В частности, у Святослава было трое сыновей. Без законов наследования трона все они, по сути, имели абсолютно одинаковые права на трон.

    Также эту точку (смерть Святослава) можно считать началом феодального раздробления Руси. Ярополк, правивший в Киеве, напал на земли Олега. Он захватил их и убил самого Олега. Узнав об этом, Владимир на время бежал, и Ярополк, на небольшой период времени стал править всей Русью. Но потом Владимир вернулся с варяжским войском. Среди поданных Ярополка оказался предатель, который вынудил князя скрыться в городе Родне. Ярополк не смог долго удерживать этот город и был вынужден вступить с Владимиром в переговоры. В этот-то и момент два варяга (Блуд и Владимир) и убили Ярополка.

    Владимир стал править всей Русью.

    Князь Владимир (правление: 978 - 1015)

    Беседа Владимира с греческим философом о христианстве. Радзивилловская летопись, л. 49 об.

    Владимир , убивший своего брата Ярополка, стал христианином, а также крестил и всю Русь. Владимир также предпринял ряд походов, но все же основной его деятельностью стало укрепление государства.

    Основные даты и действия

    988 - знаменитое крещение Руси . Причина: Владимир заметил, что дружина, народ и многое другое завязаны на князя только узами страха. Это Владимиру очень не понравилось. Он также заметил, что местные жрецы пользуются большим уважением среди народа. Он хотел скрепить земли Руси чем-то большим, чем просто страх. И это, надо сказать, сработало. В результате крещения население, в общем, стало более образованным, произошло становление единого языка. Церковь начала искоренять совсем уже жестокие языческие обычаи.

    Надо сказать, что Владимир довольно долго выбирал религию для принятия. Когда же его выбор сфокусировался на выборе христианства, у него был второй выбор - принимать систему христианства по примеру Византии, или принимать католическое христианство. В последствии, он выбрал Византийскую систему из-за ее гибкости. К примеру католическое христианство предполагало проведение всех обрядов на латыни. Византийское христианство было более гибким, обряды и молитвы были переведены на местные языки.

    Кстати, примерно в это же время произошел раскол христианства. Это произошло из-за постепенного расхождения христианства в Священной Римской Империи и христианства в Византии. В итоге папа римский даже отлучил от церкви патриарха Константинополя и лишь в 2001 году были принесены извинения по поводу того события.

    В целом, переход к христианству на Руси прошел спокойно. Улучшились отношения между Византией и Русью и т.д. Хотя на Руси и сохранились старинные обряды и обычаи, новая церковь либо закрывала на них глаза, либо стала считать их христианскими (проявление гибкости новой религии). Владимир совершил множество разных походов в дальнейшем. Упоминать их не обязательно (смотрите вики-страницу о князе, если интересно). Более того, Владимир даже принимал законы, а также согласовывал их со своей дружиной.

    Смерть и наследие

    В последние годы жизни Владимир, вероятно, собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису. Во всяком случае, именно Борису он доверил свою дружину. Двое старших из остававшихся в живых сыновей - Святополк и Ярослав - почти одновременно восстали против отца в 1014 году. Поэтому, когда Владимир скончался от болезни в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015, окружающие скрыли его смерть. Дело в том, что Святополк находился в Киеве: он не должен был узнать об этом раньше горожан, иначе попытался бы узурпировать власть. Тело князя, обернутое ковром, тайно вывезли ночью на санях и привезли в Киевскую Десятинную церквь, где он и был похоронен; мраморные саркофаги Владимира и его жены стояли посредине храма. Десятинная церковь разрушена монголами в 1240 году.

    У Владимира было огромное количество детей. Ознакомиться со всеми вы также можете на вики-страничке про князя.

    Начало междоусобиц

    У Святослава было трое сыновей. И вы уже прекрасно знаете, что они устроили на Руси в борьбе за власть. Так вот, у Владимира было 10 сыновей и 13 дочерей. Опять же следует повториться, что никаких законов передачи трона в случае смерти князя естественно не было.

    В сложившейся ситуации Владимир, возможно, перед смертью хотел передать княжение своему любимому сыну Борису. Но другой его сын, Святополк , убил практически всех своих братьев, включая Бориса. Святополк стал великим князем Киевским, но не надолго (правил всего пару лет).

    Но у Святополка остался еще брат - Ярослав. Ярослав выступил со своим войском против Святополка. Оба войска не решались напасть друг на друга. Первым все-таки напал Ярослав, причем в тот момент, когда Святополк пировал с дружиной. Войска киевского князя были разбиты и сброшены в озеро, а Ярослав захватил Киев.

    Разбитый князь удалился в Польшу, где призвал на помощь тестя, князя Болеслава I Храброго. В 1018 при поддержке польских и печенежских войск Святополк и Болеслав двинулись в поход на Киев. Дружины встретились на Буге, где польская армия под командой Болеслава разбила новгородцев, Ярослав снова бежал в Новгород. Святополк снова занял Киев. Не желая содержать войска Болеслава, поставленные в русских городах на прокорм, он разорвал союз и изгнал поляков. Вместе с Болеславом ушли и многие киевские бояре. Меньше чем через год лишившийся военной силы Святополк вынужден был снова бежать из Киева от вернувшегося с варягами Ярослава. Киевский князь призвал на помощь других союзников, печенегов, надеясь с их помощью вернуть власть. В решающей битве на реке Альте (недалеко от того места, где погиб Борис) Святополк потерпел решающее поражение. Согласно Новгородской первой летописи, после битвы на Альте Святополк бежал к печенегам, и дальнейшая его судьба не указана. После этого Ярослав стал великим князем Киевским.

    Даты, которые нужно запомнить

    Даты правления

    1. 862 - 879 - Князь Рюрик.
    2. 879 - 912 - Князь Олег Вещий.
    3. 912 - 945 - Князь Игорь.
    4. 945 - 962 - Княгиня Ольга.
    5. 945 - 972 - Князь Святослав.
    6. 972 - 978 - Князь Ярополк.
    7. 978 - 1015 - Князь Владимир.

    Знаменательные события

    1. 862 - Призвание варягов
    2. 882 - Объединение Новгорода и Киева
    3. 988 - Крещение Руси

    Вопросы и задания к теме "Образование древнерусского государства"

    • Назовите основателя древнерусского государства.
    • Назовите основные черты образовавшегося древнерусского государства.
    • Кратко охарактеризуйте основные события княжений первых киевских князей.
    • Прочитайте поподробнее о крещении Руси князем Владимиром I.
    • Думин, С. В. Откуда есть пошла русская земля / С. В. Думин, А. А. Турилов // История Отечества. Люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-нач. XX вв. / сост. С. В. Мироненко. - М. : Политиздат, 1991. - 365 с. - С. 7-33.
    • Горский, А. А. Русь: От славянского Расселения до Московского царства / А. А. Горский. - М. : Языки славянской культуры, 2004. - 368 c. - ISBN 5-94457-191-8 .Вернадский, Г. В. Древняя Русь. Гл. 8. Образование Киевской Руси (839-878 гг.) [Электронный ресурс] // Gumilevica: гипотезы, теории, мировоззрение Л. Н. Гумилёва. - Электрон. текст. данные. - Режим доступа: http://gumilevica.kulichki.net/VGV/vgv181.htm#vgv181para01 , свободный.
    • Цукерман, К. Два этапа формирования Древнерусского государства [Электронный ресурс] // Археологія, Київ: Інститут археології HAH України. - 2003. - № 1. - Электрон. версия статьи. - Режим доступа: http://www.iananu.kiev.ua/archaeology/2003-1/zukerman.htm , свободный.
    • Шапов, Я. Н. Крещение Руси [Электронный ресурс] / Я. Н. Шапов // Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. Т. 13: Конда - Кун. - М. : Советская энциклопедия, 1973. - 608 с. - С. 418. - Электрон. версия статьи. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/99943/Крещение. , свободный.

    Видеоматериалы

    • Российская база знаний . История Древнерусского государства. 1: Пролог [Видеозапись] / Российская база знаний // YouTube. - Электрон. видео дан. - Режим доступа: https://www.youtube.com/embed/ajkmiWGpHAo , свободный.
    • Российская база знаний . История Древнерусского государства. 2: Образование Руси [Видеозапись] / Российская база знаний // YouTube. - Электрон. видео дан. - Режим доступа: https://www.youtube.com/embed/Sc9583D2eRY , свободный.

    История Руси до 862 года.

    История возникновения Руси до 862 года очень интересна. Главное с чего эта история
    начинается. Или с момента выделения славянских племен из общей массы всех индоевропейцев, а это длительный период, который начинается примерно с 4800 года днэ.

    (время возникновения верхневолжской археологической культуры, племена которой вероятнее всего стали ядром (основой) славянских племен. Или взять за отправную точку появления (согласно легенд) первых русских (или славянских) городов – Словенск и Руса
    (на месте которых сейчас находятся города Новгород и Старая Русса), а это было в 2395 году днэ.
    Во первых я начну с того, что существует множество теорий о происхождении славян и руссов (Тюняев, Демин, Жук, Чудинов и другие). По одной теории гиперборейцы (их иногда называют аркто-русами) являются предками всех европеоидных народов мира, и жили они уже 38 тысяч лет днэ. По другой теории древние русы являются предком для всех индоевропейских народов мира и они уже существовали к началу 6-го тысячелетия днэ. Но я возьму более умеренную теорию, по которой славяне (можно их назвать древними русами, т.к. от них уже позднее выделились все другие славянские народы) были уже самостоятельным народом в середине 3-го тыс.днэ. Они жили на территории будущей Киевской Руси уже в те далекие времена и имели свои города (Словенск и Руса) и своих князей. По легендам эти князья даже имели связи с египетскими фараонами (это по легендам), часто своими дружинами они помогали восточным монарха в борьбе между собой. Но в любом случае они после походов возвращались домой.
    Уже около двух тысяч лет назад греческим и римским ученым было известно, что на востоке Европы, между Карпатскими горами и Балтийским морем, живут многочисленные племена венедов. Это были предки современных славянских народов. По их имени Балтийское море называлось тогда Венедским заливом Северного океана. По мнению археологов, венеды были исконными обитателями Европы, потомками племен, живших здесь еще в каменном и бронзовом веках.
    Древнее название славян - венеды - сохранилось в языке германских народов вплоть до позднего средневековья, а в финском языке Россия до сих пор называется Венейей. Название "славяне" (а точнее еще – склавины) стало распространятся лишь полторы тысячи лет назад - в середине I тысячелетия н.э. Сначала так назывались только западные славяне. Их восточные собратья назывались антами. Затем славянами стали называть все племена, говорящие на славянских языках.
    К 700 году днэ древние славяне населяли обширную территорию Восточной и Центральной Европы, включая восточную Германию, Чехию, Словакию, Польшу, Баларусь, Украину, западные области России (Новгород, Псков, Смоленск). Южнее их жили скифы, вероятно существовали еще племена говорившие на скифо-славянском языке. Еще южнее славян жили фракийцы Балканского полуострова, а западнее славян жили древнегерманские племена и племена кельтов. Севернее славян жили финно-угорские уральские народы. В этом период летто-литовские племена имели много общего с древними славянами (наверняка в языке балтийских племен еще было много общего со славянами).
    Примерно в 300-400 годах нашей эры произошло разделение славян на две группы западную (склавины) и восточную (анты). Как раз в это время началось великое переселение народов, а точнее это можно было назвать вторжение большого разноплеменного объединения племен гуннов в Европу, в результате чего в Европе стали происходить крупные перемещения древних народов. Это особенно сильно затронуло германские племена. Славянские племена в этих перемещениях в основном не участвовали. Они только воспользовались ослаблением силы иллирийских и фракийских племен и стали методично занимать их земли. Склавины стали проникать на территорию, ранее населенную иллирийцами, а южные анты стали проникать на территорию современной Болгарии. Основная часть антов осталась на своей территории, которая в будущем стала Киевской Русью. Примерно к 650 году эти переселения завершились.
    Теперь южными соседями антов стали степные кочевники – булгары, венгры, хозары.
    Племенами по прежнему руководили князья, по прежнему у каждого племени антов
    был свой племенной центр (город), хотя точных данных об этих городах нет. Всего вероятнее какие то крупные поселения существовали в Новгороде, Ладоге, Смоленске,
    Полоцке, Киеве. В древних писаниях и легендах упоминается много имен славянских князей – Боревой (похоже это имя осталось как память от название борейской цивилизации), Гостомысл, Кий, Щек, Хорив). Считается, что князья Аскольд, Дир, Рюрик, Синеус, Трувор были варягами, что несомненно было возможно. Особенно в северной части Древней Руси были традиции нанимать для военного руководства иностранцев из числа варягов (я бы и сейчас на высшие посты с России стал нанимать иностранцев, особенно немцев, ведь Великая Екатерина была немкой и Россия в ее времена была самой великой державой). Но можно и сказать по другому. Славянские князья, стараясь быть похожими на своих западных коллег сами называли себя именами, похожими на варяжские. Есть высказывания, что у Рюрика было имя Юрик, у Олега было имя Олаф.
    В то же время длительное сосуществование (близко друг от друга) древнерусских и норманнских (скандинавских) племен влекло за собой и общность культуры (некоторые важные главы родов и вожди носили как русские так и скандинавские имена).
    Вот сведения о древних русах (ранах, ругах) из иностранных источников (средневековых):
    - Конец VIII века. В Житии Стефана Сурожского упомянут русский князь Бравлин. Имя князя, возможно, происходит от Браваллы, при которой в 786 году произошла большая битва между данами и фризами. Фризы потерпели поражение, и многие из них покинули свою страну, переселяясь на восток.
    - Конец VIII века. Географ Баварский называет русов рядом с хазарами, а также неких росов (ротсов) где-то в междуречье Эльбы и Салы: Атторосы, Вилиросы, Хозиросы, Забросы.
    - VIII-IX века. Папы римские Лев III (795-816), Бенедикт III (855-858) и другие держатели римского стола направляли специальные послания «клирикам рогов». Очевидно, общины ругов (они были арианами) продолжали держаться обособленно от остальных христиан.
    - 839 год. Вертинские анналы сообщают о прибытии к Людовику I Благочестивому с послами византийского императора Феофила представителей народа рос, правитель которого носил титул кагана (князя).
    - До 842 года. Житие Георгия Амастридского сообщает о нападении росов на Амастриду (Малая Азия).
    - Между 836-847 годами Ал-Хорезми в географическом сочинении упоминает Русскую гору, с которой берет начало река Др. ус (Днепр?). Известие имеется также в трактате второй половины X века (Худул ал-Алам), где уточняется, что гора находится к северу от «внутренних болгар».
    - 844 год. Ал-Якуби сообщает о нападении русов на Севилью в Испании.
    - 844 год. Ибн Хордадбех называет русов видом или родом славян (известны две редакции его труда).
    - 18 июня 860 года. Нападение росов на Константинополь.
    - 861 год. Константин-Кирилл Философ, будущий создатель славянской азбуки обнаружил в Крыму евангелие и псалтырь, написанные русскими письменами, и, встретившись с человеком, говорившим на этом языке, усвоил разговорный язык и расшифровал письменность.
    - IX век. По сообщению персидского историка Фахр ад-дина Мубаракшаха (XIII в.), у хазар было письмо, которое происходило от русского. Хазары заимствовали его от вблизи живущей «ветви румийцев» (византийцев), которых они называют руссами. В алфавите 21 буква, которые пишутся слева направо, без буквы алеф, как в арамейском или сирийско-несторианском письме. Это письмо было у хазарских иудеев. Руссами в данном случае, как полагают, названы аланы.
    - 863 год. В документе, подтверждающем прежнее пожалование, упомянута Русарамарха (марка Русаров) на территории современной Австрии.
    - Ок. 867 года. Патриарх Фотий в окружном послании сообщает о крещении росов (район жительства неизвестен).
    - Ок. 867 года. Византийский император Василий в письме к Людовику II, принявшему титул императора, применяет титул кагана, равный королевскому, по отношению к четырем народам: аварам, хазарам, болгарам и норманнам. Известие обычно связывают с упоминанием кагана у русов под 839 годом (см. указание 33), а также в ряде восточных и собственно русских источников.
    - Ок. 874 года. Ставленник Рима, константинопольский патриарх Игнатий направил епископа на Русь.
    - 879 год. Первое упоминание Росской епархии Константинопольского патриаршества, находившейся, видимо, в городе Росия в Восточном Крыму. Эта епархия существует до XII века.
    - 879 год. Крещение росов императором Василием (сообщение Иоанна Скилицы).
    - До 885 года. Хроника Далимила начала XIV века называет архиепископа Моравии Мефодия русином.
    - До 894 года. Чешская хроника Пулкавы конца XIV века включает в состав Моравии эпохи моравского князя Святополка (871-894) Полонию и Руссию.
    - Историк середины XV века, позднее папа Пий II, Эней Сильвий говорит о подчинении Риму Святополком Полонии, Хунгарии (позднейшей Венгрии, ранее области гунов) и руссанов - русов.
    - В «Хронике всего света» Мартина Вельского (XVI в.) и хронографе западнорусской редакции (XVI в.) сказано, что Святополк «держал русские земли». Святополк «с боярином русским» крестили чешского князя Борживоя.
    - Чешский хронист Хагеций (ум. 1552) напоминает, что Руссия прежде входила в состав Моравского королевства. Ряд восточных авторов пересказывает сюжет о русах, живущих на острове «в три дня пути» (примерно 100 км), правитель которых назывался хаканом.
    - Конец IX - начало X века. Ал-Балхи (ок. 850-930) говорит о трех группах руси: Куйабе, Славии, Арсании. Ближайшая К Булгару на Волге - Куйаба, самая отдаленная - Славия.
    - Ок. 904 года. Раффельштеттенский торговый устав (Австрия) говорит о славянах, приходящих «из Ругии». Исследователи обычно выбирают между Ругиландом на Дунае, Ругией в Прибалтике и Киевской Русью.
    - 912-913 годы. Поход русов на Каспий со стороны Черного моря, отмеченный арабским ученым Масуди (сер. X в.) и другими восточными авторами.
    - 921-922 годы. Ибн Фадлан описал русов, которых он видел в Булгаре.
    - Ок. 935 года. Устав турнира в Магдебурге называет в числе участников Велемира, князя (принцепса) Русского, а также выступающих под знаменем герцога Тюрингии Оттона Редеботто, герцога Руссии и Венцеслава, князя Ругии. Документ опубликован в числе других магдебургских актов Мельхиором Гольдастом (XVII в.).
    - 941 год. Нападение росов или русов на Византию. Греческие авторы Феофан, Продолжатель Георгия Амартола и Симеон Магистр (все середина X в.) поясняют при этом, что росы - это «дромиты» (т. е. переселенцы, мигрирующие, непоседы), происходящие «от рода франков». В славянском переводе Хроники Георгия Амартола последняя фраза переведена как «от рода варяжска». Лангобард Лиудпранд (ок. 958) написал историю, в которой назвал русов «северным народом», которых греки «по внешнему виду называют русами» (т. е. «красными»), а обитатели Северной Италии «по их местоположению норманнами». В Северной Италии «норманнами» называли живущих севернее Дуная, в Южной Италии самих лангобардов отождествляли с северными венетами.
    - До 944 года. В еврейско-хазарской переписке X века упоминается «царь русов Халегву», который сначала напал на хазар, а затем, по их наущению, при Романе Лакапине (920-944) пошел на греков, где потерпел поражение от греческого огня. Стыдясь вернуться в свою страну, Халегву пошел в Персию (в другом варианте - Фракию), где и погиб вместе с войском.
    - 943-944 годы. Ряд восточных источников, близких к событиям, говорит о походе русов на Бердаа (Азербайджан).
    - 946 год. Этим годом датирован документ, в котором Балтийское море названо «морем ругов». Аналогичное название повторено в документе 1150 года.
    - Между 948-952 годами. Константин Багрянородный упоминает Русь «ближнюю» и «дальнюю», а также дает параллельное обозначение названий днепровских порогов по-русски и по-славянски.
    - 954-960 годы. Раны-руги выступают в союзе с Оттоном I, помогая ему в покорении восставших славянских племен. В результате были покорены все племена, жившие у моря «против Руси». Аналогичным образом Адам Бременский и Гельмольд определяют местоположение острова ругов как лежащего «против земли вильцев».
    - 959 год. Посольство к Оттону I «королевы ругов Елены» (Ольги), незадолго до этого крещенной византийским императором Романом, с просьбой прислать епископа и священников. Епископом на Русь назначен Либуций - монах майнцского монастыря. Но Либуций умер в 961 году. Вместо него назначен Адальберт, который и совершил в 961-962 годах поездку к ругам. Предприятие, однако, закончилось полной неудачей: руги изгнали миссионеро!В. Сообщение об этих событиях описано так называемым Продолжателем Регинона, за которым исследователи видят самого Адальберта. В других хрониках вместо Ругии называется Руссия.
    - Середина X века. Масуди упоминает Русскую реку и Русское море. В представлении Масуди, Русское море - Понт соединяются с заливом Океана (Балтийским морем), а русы называются островитянами, много вращающимися на кораблях.
    - Вторая половина X века. Составленный в Южной Италии еврейский сборник Иосиппон (Иосиф бен Горион) помещает русов сразу па берегу Каспийского моря, и по «Великому морю» - «Океану» рядом с англами и саксами. Смешению, видимо, способствовало упоминание в прикаспийских областях, помимо русов, также и народа «саксин» в ряде источников.
    - 965 год. Ибн Якуб посетил с дипломатическим поручением Германскую (Священную Римскую) империю и встречался с Оттоном I. В донесении о поездке (включенном в сочинение автора XI в. ал-Бекри) он дает описание славянских земель и называет русов, которые граничат на востоке с владениями польского князя Мешко, а также с запада на кораблях совершают нападения на пруссов.
    - 967 год. Папа Иоанн XIII специальной буллой, разрешавшей учреждение пражского епископства, запретил привлечение священников из русского и болгарского народа и богослужения на славянском языке. Документ воспроизводится в Хронике Козьмы Пражского (ок. 1125), а также Анналистом Саксоном (ок.1140).
    - 968 год. Адальберт утвержден магдебургским архиепископом. В грамоте напоминается, что он прежде ездил к ругам.
    - 969 год. Магдебургские анналы называют жителей острова Рюген русцами.
    - 968-969 годы. Ибн Хаукаль и другие восточные авторы говорят о разгроме русами Волжской Болгарии и Хазарии, после чего войско русов ушло к Византии и в Андалузию (Испанию). В летописи эти события датированы 6472-6473 годами, которые по константинопольской эре должны обозначать 964-965 годы. Но в текстах X века часто употребляется другая космическая эра, на четыре года отличающаяся от константинопольской, а поэтому и летопись указывает на те же даты, что и восточные источники. Что касается походов в Испанию, речь могла идти о других русах.
    Как видно из всех этих сообщений древних русов западные историки часто путали с норманнами (варягами), потому, что в те времена культура северных русов и варягов была очень похожа (связи между ними были очень тесными), а с летто-литовскими племенани эта связь была еще сильнее, даже границу между русами и пруссами невозможно провести.
    Так что к 862 году Древняя Русь была в основном такой же как и после 862 года, только разница была в том, что в этот период не было сильного единого централизованного государства, а княжества были племенными.
    Само же государство под именем «Киевская Русь» появилось после завоевания (подчинения) Киевского племенного государства другому племенному государству – Новгородскому, и после перенесения столицы из Новгорода Великого в Киев.

    «Кому жить на Руси хорошо? » (Н. Некрасов, произв. «Кому на Руси жить хорошо?»)

    «Русь, куда несешься ты ?» (Н.В.Гоголь, произв. «Мертвые души»)

    - «Кто виноват? » (А. И. Герцен, произв. «Кто виноват?»)

    - «Что делать? » (И. Г. Чернышевский, произв. «Что делать»)

    «Кем быть? » (В.В. Маяковский, произв. «Кем быть?»)

    Периодизация истории России

    Традиционно отсчет российской истории ведется с 862 г. , когда на Русь пришли варяги из Скандинавии и стали князьями русских земель. Российская цивилизация сравнительно молодая.

    Историю России можно разделить на 5 циклов:

    9-13 вв.

    Период расцвета был достигнут при Ярославе Мудром в 12 в., когда Киевская Русь вошла в число лидеров средневекового общества. Цикл завершился в результате феодального раздробления государства и татаро-монгольского нашествия.

    14 в. – начало 17 в.

    Центр страны был перенесен в Москву, сформировалось Московское государство . Цикл достиг вершины при Иване III и завершился национальной катастрофой в Смутное время.

    Начало 17 в. – начало 20 в.

    Третий цикл начался с воцарения династии Романовых и достиг вершин в царствование Петра I и Екатерины II. Российская империя вступила в число мировых держав. Однако потом возобладали консервативные тенденции, произошла задержка с переходом к индустриальному обществу (почти на столетие по сравнению с Европой). Завершение этого цикла - серия национальных катастроф: поражение в войне с Японией, в первой мировой войне, распад Российской империи и гражданская война.

    20 г. 20 в. – 1991

    Русские большевики с трудом и методами насилия вновь собрали большую часть распавшейся империи под власть единого центра. Возрождается вновь локальная цивилизация, но впервые не под флагом православия, а социализма. Советский Союз стал сверхдержавой. Этот цикл закончился экономическим и геополитическим ослаблением, внутренними национальными проблемами и потом распадом СССР.

    Многие думают, что в 20 в. был прерван естественный ход российской истории катастрофой. Десятки миллионов людей погибли от рук сограждан и при их согласии. Произошла резкая деградация нравов и культуры. Иногда сравнивают эту ситуацию с гибелью классической античной культуры.

    С 1991 г.

    Отказавшись от социалистической идеологии и преодолев экономический кризис 90 гг., Российская Федерация ищет путь в лучшее будущее.

    (По книге Кононенко, Б.И.: Культура. Цивилизация. Россия.)

    Особенности российской истории

    Несколько раз в тысячелетней истории России происходило коренное социально-политическое и экономическое преобразование(эпоха правления Петра I, социализм, реформы 90 гг. 20 в.).
    Несколько раз страна входила в тупик (Смутное время, социализм). Населению часто приходилось испытывать бедствия. Повторялись войны, голод.

    Однако на трагическом фоне истории России возникла высокая культура, наблюдались этапы взлетов духовности, были достигнуты мировые успехи в науке.

    Восток-Запад

    В российской истории сменяются восточная и западная фазы. Русские видят свою страну как во многом азиатскую, которую необходимо цивилизовать, идя по европейскому пути.
    Западные историки видят в России скорее тип восточного общества (властвует человек, а не закон; власть сосредоточена в руках одного человека; отсутствует понимание личности как абсолютной ценности).
    Однако российскую цивилизацию вообще можно считать гибридной: в нее включены элементы европеизма и азиатства.

    Восточные славяне и Киевская Русь

    Восточные славяне

    В 6-8 вв. в процессе заключительного этапа Великого переселения народов разные племена восточных слaвян (например, вятичи, древляне, кривичи и др.) расселились на обширном пространстве от Среднего Днепра на юге до Ладожского озера на севере, от Западного Буга на западе до Волги на востоке.
    Хотя условия для эффективного развития земледелия в этих областях были из-за сурового климата непригодны (плодородные южные степные области были заняты кочевыми племенами – половцами, печенегами, тюрками, хазарами и др.), восточные славяне в основном занимались земледелием, а также охотой, рыболовством и скотоводством. Торговали медом, воском, мехами.
    Во главе восточнославянских общностей стояли князя с дружинами. Их резиденциями были укрепленные поселения – грады.

    Религией восточных славян было язычество – они почитали природных богов (Перун – главный бог, бог грома и молнии, Радегаст – бог солнца).

    Русь и Киевская Русь

    По рекам Днепр и Волхов проходил северо-южный водный торговый путь „из варяг в греки“ . Эту трассу выбрали варяги, северное племя скандинавцев (викинги) для торговли с Византией. На ней возникли крупные городаНовгород и Киев .

    В 862 г. в Новгороде был варягами создан самый ранний союз восточнославянских земель – Русь, позже названный Киевская Русь.
    Варяги оставили следы в русском языке – например имя Владимир = Waldemar, Ольга = Helga. Слово «Русь», возможно, происходит от финского «Ruotsi», которым, по одной из гипотез, назывались племена восточных слaвян.

    Первый правитель Руси – это варяжский князь (Hrörekr, Roderick) пришедший в Новгород. Основатель первой династии русских правителей - Рюриковичей. При наследнике Рюрика, князе Олеге , к его землям был присоединен Киев, который стал столицей княжества.

    В 988 при князе Владимире было принято православное христианство, заимствованное из Византии. Скульптуру языческого бога Перуна в Киеве бросили в реку Днепр.
    После крещения на Русь проникает славянская письменность, созданная в 9 в. Кириллом и Мефодием.

    Киевская Русь развивала интенсивные торговые и культурные связи с Византией. Византийская цивилизация оставила много следов в русском обществе.

    Вершины достигает Киевская Русь в половина 11 в. при Ярославе Мудром . В это время она входила в состав передовых европейских государств, укреплялись ее богатые дипломатические и торговые связи с Европой. Сыновья Ярослава женились на европейских принцессах, дочери выходили замуж за европейских королей.
    При Ярославе был принят первый свод законов Древней Руси – Русская Правда .
    В 1125 г., с концом властвования Владимира Мономаха , Киевская Русь распалась на отдельные княжества.

    Первый письменный памятник, свидетельствующий о ранней истории России, – летопись Повесть временных лет , созданный монахами в Киево-Печерской лавре.

    На начальном этапе развития Руси сыграло важную роль географическое положение на перекрестке евроазиатских торговых и миграционных путей. История того времени – это почти беспрерывная борьба между оседлыми (в основном славянскими) и кочевыми (по преимуществу азиатскими) народами. Киевская Русь перекрывала ордам кочевников путь на запад. Возникает миф о России как о „щите Европы".

    Период феодальной раздробленности

    После распада Киевской Руси сформировалась система отдельных, фактически самостоятельных княжеств. Они складывались вокруг больших городов Киевской Руси. Самые значительные: Новгородское, Владимиро-Суздальское, Смоленское, Черниговское , позже Тверское .

    Новгородская земля

    Новгород был наиболее развитым, крупнейшим торговым центром. Имел свои деньги, законы, войско, систему управления („боярская республика“). Здесь возникли ценнейшие архитектурные памятники.
    Родом из Новгорода был знаменитый князь Александр Невский , который дважды защитил землю от врагов – от шведов (сражение на реке Неве, 1240) и тевтонских рыцарей (Ледовое побоище на Чудском озере, 1242).


    Монголо-татарское иго

    В начале 13 в. большое войско новых кочевников под предводительством Чингисхана приблизилось к юго-восточным границам Руси.
    В 1237 г. в низовьях реки Волги была союзом монгольских племен основана Золотая Орда . Отсюда монголы вторглись на русские земли, взяли Рязань, Владимир, Москву, разорили Киев. Из Руси монгольские войска начали поход в Центральную Европу.
    240 лет русские земли практически являлись протекторатом монгольской империи и платили ей ежегодную дань.
    В 1380 г. московский князь Дмитрий Донской победил татар в битве на Куликовом поле и положил начало освобождения.

    Последствия нашествия

    Было разрушено много городов, были забыты ремесла, прекращено строительство. Нашествие вызвало глубокий упадок культуры, длительное отставание России от Западной Европы.

    Незваный гость хуже татарина. (pусская народная пословица)

    Московское государство

    Московские князья использовали выгодное положение Москвы в центре русских княжеств и с помощью Золотой Орды устраняли своих соперников (князей городов Владимира, Рязани и Твери). Москва стала претендовать на роль центра в процессе „собирания русских земель“.
    В середине 15 в. Орда распалась на Крымское, Астраханское, Казанское и Сибирское ханства.

    Иван III

    В 1462 г. на престол вступил Иван III, „великий князь московский и всея Руси“. С эпохой его правления связана централизация страны и спокойствие на ее восточных границах. Иван III присоединил удельные княжества: подавил сепаратизм в Новгороде, покорил Ярославль, Тверь, Псков, Рязань. Во времена правления наследников Ивана III границы Московского государства далее продолжали расширяться.

    Идеологическая платформа Московского государства

    • древнее происхождение власти правителей из династии Рюриковичей
    • власть государя от самого Бога, правитель - борец за истинную веру
    • Москва – «третий Рим» (Москва – духовный центр мирового христианства)

    После преодоления последствий монголо-татарского нашествия последовал огромный подъем культуры . Выросли каменные кремлевские соборы, возникли ценейшие памятники живописи (иконы и фрески Андрея Рублева) и литературы (летописи, агиографии).


    При Иване III возникают первые органы центрального управления („приказы“ и учреждения, решающие вопросы государственных дел – например, Посольский приказ, предшественник министерства иностранных дел).
    Был написан Судебник , новый свод законов.
    Формируется купеческое сословие (например, известная старинная семья Строгановы), развиваются ремесла, строительство. Однако в экономической области жизнь людей (население насчитывало около 6,5 млн) в Московском государстве развивалась неравномерно – подъемы сменялись застоями, часты были неурожаи и эпидемии чумы.

    Иван IV Грозный

    В 1533 г. вступил на московский престол трехлетний Иван IV (позже получивший прозвище Грозный). Все его детство и юность, когда он не мог фактически править, шла при дворе борьба боярских группировок.
    В 1547 г. 16-летнего Ивана, как первого русского великого князя, официально венчали на царство.


    Личность Ивана Грозного

    Иван IV вырос в атмосфере заговоров и убийств, без матери, что очень сильно повлияло на его психику. После того, как умерла его любимая жена, он утратил последние признаки человечности. Царь в порыве гнева даже убил своего сына.

    Реформы государственного управления

    Молодой царь со своими помощниками-боярами провел ряд реформ.
    Создал первый российский парламент – Земский собор . Сложилась система приказов центральных органов, управляющих разными областями государства.
    Население платило денежные и натуральные налоги.

    Развитие торговли

    В России Ивана Грозного развивались промышленность и торговые отношения с другими странами, в основном, с Персией и Англией. Английские и голландские купцы и предприниматели часто прибывали в то время в Россию.

    Внешняя политика и войны

    Возникает полурегулярная армия, и царь военными средствами борется с врагами России. Ему удается покорить Казанское и Астраханское ханства (их земли превращаются в почти безлюдные пространства); позже было побеждено и Сибирское ханство. К России были присоединены земли по всему течению Волги, произошла колонизация захваченных территорий. Россия впервые превратилась в многонациональное государство (на вновь присоединенных территориях жили неславянские и неправославные народы).

    В конце 50 гг. 16 в. начались Ливонские войны (Ливония - сегодняшняя Латвия и Эстония), закончившиеся фактически поражением России.

    Репрессии

    Постепенно укреплялась единоличность власти монарха, углублялась его подозрительность; политика репрессий затронула все слои населения.
    Царь разделил государство надвое: на так наз. «опричнину» , к которой были причислены те, кому он доверял (территория «опричнины» занимала треть страны). Здесь бояре, ставшие исполнителями политики царского террора, хозяйничали по-своему, не стесняя себя никакими законами. Об «опричнине» было запрещено говорить в присутствии иностранцев. Остальная территории России называлась «земщиной» .
    В ходе террора погибли многие тысячи людей. Самым страшным злом стали разгром и обезлюдение Новгорода.

    Последствия правления Ивана IV

    Московская Русь во главе с первым царем значительно расширилась, превратилась в многонациональное государство и стала называться Россией. Была создана жестко централизованная монархия.

    Смутное время

    (смутный = странный, неясный; смута – волнение, мятеж)
    Смутное время или смута - название этапа в истории Росии, когда в сложных и неясных условиях менялись династии.
    После смерти Ивана IV Грозного в 1584 году наследником престола стал его слабоумный сын Федор I , который перепоручил ведение государственных дел своему шурину, опричнику Борису Годунову . Второй сын Ивана Грозного, Дмитрий , неожиданно скончался в возрасте восьми лет; в его убийстве неофициально обвиняли Годунова. После смерти царя Федора Земский собор избрал Годунова царем. Династия Рюриковичей пресеклась.

    Царствование Бориса Годунова

    Царствование Бориса Годунова преследовали неудачи – страшный неурожай и голод, эпидемии, нашествия, восстания, в чем народу виделись признаки Божьего гнева.
    В конце 16 в. были приняты меры по установлению в России крепостничества.

    Самозванцы

    В обстановке всеобщего недовольства и хаоса появляются самозванцы, которые выступают под видом наследников Ивана IV.
    В Польше (в то время Речи Посполитой) один молодой человек объявил себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием. Борис Годунов был в результате заговора убит, и после взятия Москвы поляками в 1605 г. в России на престол был возведен самозванец. В историю России он вошел под именем Лжедмитрий I . Русские узнали, что это не настоящий русский царь, как передают разные предание, например, по тому, что он не спал после обеда, как было принято в России, и не ходил в баню. От нового царя заговорщики вскоре избавились.

    Потом царский престол переходил из рук в руки, некоторое время он снова находился в распоряжении поляков.
    Только в 1613 г., при помощи народного патриотического движения (во главе с новгородцами Минином и Пожарским) российский трон был освобожден от власти иноземцев. Земский собор избрал на царствование Михаила Романова . Начинается правление царской династии Романовых.

    Правление Михаила Романова

    С первыми десятилетиями власти Романовых связано ужесточение крепостничества. Кульминацией сопротивления крестьян было восстание донского казака Степана Разина (1667–1671).
    Казаки - бывшие крепостные, которые убежали от своих владельцев, вольные люди, живущие на окраинах территории России.