Сообщение о статуе зевса в олимпии. Храм зевса в олимпии - духовный центр эллады

История появления статуи Зевса в Олимпии связана со спортивными играми, которые по традиции проводились один раз в 4 года. В это время земля Древней Эллады превращалась в особую территорию, ведь задачей Олимпийских игр были не только состязания – одной из их целей было объединение разрозненных городов-государств.

Их жители и становились участниками соревнований, которые состязались только с сильнейшими соперниками. Поскольку Олимпийские игры были масштабным событием и собирали на состязания представителей из Египта , Сирии , Малой Азии и Сицилии, для их проведения требовалось уже более вместительное сооружение. На основании этой потребности властями Олимпии было принято решение о строительстве большого храма, который смог бы свободно вмещать всех присутствующих, ведь первое святилище Зевса, построенное в 150 км от города Афины , уже не годилось для такой цели.

На возведение нового храма потребовалось около 15 лет, а руководил строительными работами архитектор Лебон. Наконец в 456 году Храм, или Дом Зевса предстал на обозрение горожан. Храм был построен в духе знаменитых святилищ Олимпии, но он значительно превосходил их все вместе взятые как по размеру, так и по оформлению. Так, здание Зевса красовалось на платформе прямоугольной формы, а его крышу удерживали 13 колонн 2-метрового диаметра. В высоту они достигали до 10 м. Всего для украшения новейшей конструкции понадобилось 34 колонны.

Однако каким бы величественным ни был храм, полноценным без своего божества он просто не представлялся, и в Афины по приглашению правительства поспешил еще один прославленный мастер – скульптор Фидий. Задача перед ним стояла такая – создать статую Зевса в лучшем виде, и скульптор не подвел.


Описание статуи Зевса Олимпийского

Когда работа мастера была окончена, жители Олимпии ахнули – перед ними стояла огромная статуя Зевса (согласно разным данным, в высоту скульптура громовержца занимала от 12 до 17 м). На изготовление конструкции небывалой красоты ушло около 200 кг золота. Если перевести их в денежный эквивалент, то сегодня такое количество драгоценного металла можно оценить в 8 млн долларов, и даже более.

Почитаемое олимпийцами божество занимало трон, изготовленный из слоновой кости, золота, драгоценных камней и черного дерева. Голову громовержца венчали ветви оливкового дерева – символ миролюбия. Сама статуя была изготовлена из слоновой кости розового цвета, поэтому она казалась живой, реалистичной. В одной руке Зевс держал фигурку богини Ники, а другой опирался о скипетр, декорированный золотым орлом.

Установленная на возвышении, статуя божества по высоте соответствовала 4-этажному зданию. Удивительно, насколько точно Фидий смог рассчитать размеры скульптуры, ведь она чуть ли не упиралась в потолок, но все-таки не задевала его. Величественный Зевс восседал на троне обнаженным по пояс, но его тело прикрывала золотая накидка, украшенная рисунками цветов и животных. Ноги бога-громовержца стояли на скамье. Трон был установлен на пьедестал, размеры которого также были внушительны (9,5 х 6,5 м).


К украшению трона мастер подошел не менее ответственно – он заполнил его изображениями, содержащими мифологические сцены древней греческой земли. На ножках трона было по 4 богини Ники. На перекладинах, соединявших ножки, изображались сцены спортивных соревнований или войн. За качество расписных работ на троне отвечал мастер Паненом – брат Фидия. В сценках, переданных через его мастерство, были задействованы образы известных грекам божеств: Прометея, Аполлона, Ахилла, Посейдона, Геракла, Геры, Артемиды, Афины, Афродиты и самого бога-громовержца.

Восхищению прихожан Дома Зевса не было границ, ведь каркас статуи был покрыт пластинками слоновой кости, играющими роль кожи, а так называемое одеяние было изготовлено из чистого золота. Но стыки между материалами были скрыты настолько тщательно, что статуя Зевса в Олимпии имела вид монолитного объекта. При взгляде на божество людям казалось, что если оно вдруг поднимется с трона, то проломит крышу храма. Строители как знали, что желающих рассмотреть Зевса будет бесчисленное количество, поэтому вдоль каждой стены храма они соорудили специальные площадки для зрителей. Так каждый человек, пришедший в храм, получал возможность увидеть лицо божества как можно ближе.

Согласно распоряжению Фидия, у подножья статуи обустроили бассейн и сначала наполнили его водой, а затем – оливковым маслом (сверху). Свет, проникавший сквозь открытые двери сооружения и ниспадавший на бассейн, отражался в маслянистой темной глади воды, таинственно окутывая лицо и плечи скульптуры. Вся фигура громовержца блестела из-за регулярной обработки оливковым маслом. Это делалось во избежание образования трещин на слоновой кости – она чутко реагировала на влажность. Такое занятие выполнялось жрецами ежедневно. По словам Павсания, масло было чрезвычайно полезным для статуи Зевса Олимпийского, поскольку оно предохраняло ее от порчи, которую мог принести болотистый воздух Альтиса. Пол, находящийся перед статуей, был выстлан черным мрамором, и это отделенное пространство было окаймлено приподнятой полосой, изготовленной из паросского мрамора. Она и задерживала сливающееся масло.

Величие статуи поражало настолько, что человек, стоявший рядом, испытывал одновременно два противоположных чувства. С одной стороны, это был животный страх перед божеством, с другой – благоговейный трепет. Наиболее впечатлительные паломники падали божеству в ноги и подолгу не поднимали головы – они боялись ощутить на себе строгий взгляд своего бога.


А что же знаменитый Фидий? Испытывая гордость за свое творение, он частенько наблюдал за реакцией посетителей, но делал это тайно, прячась в глубине храма. Особенно приятно ему было видеть то, как статуе подносят дары. Специального места для этой цели предусмотрено не было, поэтому дары прямо навешивались на трон или даже на саму скульптуру. Весть о прекрасной статуе, ставшей одним из семи чудес Древнего мира и достопримечательностью Олимпии, передавалась из уст в уста и быстро облетела весь античный народ.

Судьба статуи Зевса

О том, имелись ли покушения на статую удивительной красоты, можно сказать следующее. Зная о существовании шедевральной скульптуры, император Калигула отдал своим подчиненным приказ привезти из Греции статую Зевса и изображения других богов, которые имели художественную ценность. В его планы входило отнять у божеств головы, а на их место приставить свою собственную. Завоеватель Греции по имени Павел Эмилий тоже собирался увезти статую Зевса с собой в Рим . Однако ни у Калигулы, ни у Павла ничего не вышло – гигантская скульптура осталась на своем месте. Если верить легенде, статуя просто расхохоталась при попытке ее хищения, и испуганные рабочие, присланные повелителями, в ужасе разбежались.


В разные времена скульптура божества подвергалась реставрациям. Например, скульптор Дамафон Мессенский реставрировал ее в эллинистическую эпоху, а при Юлии Цезаре ее приводили в порядок после повреждения молнией. История статуи Зевса имеет и несколько попыток хищения ее некоторых частей. Факты исчезновения двух золотых локонов Зевса и кражи фигуры атлета в свое время были описаны Лукианом и Павсанием.

В целом статуя Зевса в Олимпии радовала глаз прихожан храма почти 800 лет. Но когда у власти со временем оказался Феодосий I – римский император, принявший христианскую веру, спортивные состязания в Олимпии были запрещены как языческое мероприятие. Этим и объясняется закрытие храма Зевса в середине III века. Он перестал представлять культурную ценность, и мародеры свирепствовали, обдирая со статуи драгоценные камни, золото и слоновую кость. Лица, наделенные властью, приняли решение сохранить ценную статую, и в 363 году ее благополучно переместили в Константинополь. Но в V веке при пожаре в византийском дворце римского императора уникальное творение талантливого Фидия сгорело.

В 1829 году группой французских археологов были проведены раскопки в предполагаемом месте нахождения храма Зевса. Им удалось отыскать очертания самого храма и некоторые фрагменты скульптур и барельефов, изображающие подвиги Геракла. Сегодня найденные экспонаты, представляющие историческую ценность, можно увидеть в Парижском Лувре .


Спустя 46 лет Олимпию посетили немецкие археологи, которым повезло немного больше – они нашли уже гораздо больше фрагментов легендарных скульптур, чем их предшественники, фундамент храма и даже бассейн, который для почитаемого Зевса был наполнен водой и оливковым маслом.

По сей день развалины храма Зевса остаются привлекательными для многочисленных туристов, однако былой таинственности и загадочности при нахождении в этом легендарном месте не ощущается. Всё, что дошло из древности до наших современников, - это несколько столбов, разрушенных наполовину.

Статуя Зевса в Олимпии - единственное из Семи чудес света, которое находилось на материковой части Европы и являлось вторым чудом света в древнем мире. Статуя была создана в 5-м веке до н. э. и отличалась огромными пропорциями. Храм, в котором размещался мраморный «Зевс», был самым большим храмом того времени. Огромная крыша (27 на 64 м) была поддерживаемая 34-мя колоннами из ракушечника, каждая из которых возвышалась на 10,6 метров.

На мраморном фронтоне святилища были изображены сцены из древнегреческих мифов, в которых фигурирует верховный олимпийский бог. Согласно преданиям, дошедшим до нас из античности, весь храм был построен из красивейшего мрамора.
К тому времени уже более 300-т лет проводились Олимпийские игры. Несмотря на их огромную популярность и покровительства их Зевсом, во всей Элладе не было главного святилища в честь бога-громовержца. Только в 470-м году греческий народ начал собирать деньги на постройку храма своему верховному божеству.
Знаменитую статую громовержца принялся создавать талантливый древнегреческий скульптор и архитектор Фидий. Несмотря на то, что сам храм строился более 10-ти лет, статуя Зевса в нем появилась не сразу. Как только стартовали работы по возведению святилища, по приказу Фидия неподалеку от строительной площадки была построена специальная мастерская, которая в точности соответствовала всем размерам и пропорциям будущего храма. Здесь, за огромным занавесом, талантливейший скульптор создавал свой величайший шедевр. Согласно словам очевидцев, скульптор был довольно требователен по отношению к материалу, который к нему привозили. Незадолго до окончания работы, ему под усиленным военным сопровождением привезли боле 200 килограмм золота и драгоценных камней.
Статуя Зевса Олимпийского была выполнена в хрисоэлефнтинной технике. Ее суть состояла в том, что на каркас, изготовленный из дерева, наклеивались пластины слоновой кости, которые передавали фактуру обнаженного тела. Волосы, оружие и одежда статуи изготавливались из золотых пластин и инкрустировались драгоценными камнями.
Когда Фидий окончил работу над своим произведение, ошеломленным поклонникам Зевса предстала величественная статуя. Бог-громовержец восседал на изящном троне. В левой руке он держал скипетр, а в правой - статую богини Ники (Победы). Ноги Зевса покоились на небольшой скамеечке, которую поддерживали два льва. На четырех ножках трона были изображены танцующие богини Ники. Высота статуи по разным данным составляла от 12 до 17-ти метров. К сведению, глаза божества были размером с кулак взрослого человека. Статуя была торжественно открыта в 435-м году до н. э. и простояла почти 900 лет. Она была уничтожена пожаром в 5-м веке н. э.

    Античный город Дион

    Повествуя о божественной любви Зевса к Фиэ, дочери порадителя греков Девкалиона, Геосид говорит, что девушка забеременела от бога и родила ему двух сыновей, Македона и Магнета, Они обитали близ Олимпа в Пиерии. Священной местностью Зевса в этих землях был Дион в предгорьях Олимпа. Древний Дион, о нём впервые говорится у древнегреческого историка Фукидида, при описании маршрута похода спартанского полководца Брасида,через Фессалию,в страну его союзника, царя Пердика 2. Это был первый город, который повстречал в пути Брасид, перейдя границу летом 424 г. до н. э.

    Необычное отношение Пифагора к женщинам

    Пифагора мы воспринимаем как великого математика, но мало кому известно, что он уделял часть своего времени на духовные дискуссии с женщинами. Его задачей, было привить им любовь к прекрасному. Помня о том, что – женщина, это хранительница домашнего очага. Может показаться, странным, что такой знаменитый человек уделял внимание вопросам семьи.

    Родос. Долина Бабочек.

    Художники слова в Древней Греции

    В этой статье я вкратце представлю греков,которые воспевали в своем творчестве жизнь и красоту. Прежде всего это поэты: Гомер и Гесиод - крупнейшие представители эпической поэзии, сюжетами которой являются главным образом великие войны, радости и горести целого народа; Сапфо, Архилох, Алкей, Алкман, Пиндар и Вакхилид - представители лирической поэзии, декламировавшие свои стихи в сопровождении лиры и музыки вообще;

    Туры Санторини

    Многие туристы называют остров Санторини жемчужиной Греции, и в данной фразе нету ни малейшего преувеличения. Каждый путешественник, который выбрал туры Санторини никогда не пожалел о предстоящей поездке. Благодаря доступным ценам и очень необычным природным пейзажам, поездка в Санторини действительно захватывает дух

Попала в список « » благодаря своим масштабным размерам. По описаниям современников высота бога-громовержца, выполненного из слоновой кости и золота, была не менее 15 метров. Бог восседал на золотом троне, при этом складывалось впечатление, что если бы он захотел встать, то снес бы крышу храма, в котором была установлена статуя.

История скульптуры тесно связана с Олимпийскими играми, которые проводились в Олимпии каждые четыре года, начиная с 776 года до нашей эры. Церемонии открытия и закрытия соревнований проходили в храме Зевса. Вскоре Олимпийские игры стали настолько популярны, что все участники уже не могли разместиться в небольшом храме. Было принято решение построить новый, вместительный храм Зевса . Создание храма было поручено известному античному архитектору Лебону. Более десяти лет длилось строительство храма, и наконец, в 456 году до нашей эры в Олимпии появился один из самых монументальных и прекрасных Домов Зевса.


По преданиям храм был великолепен. Он был построен в духе знаменитых греческих святилищ, но значительно превосходил их все вместе взятые как по размеру, так и по оформлению. Здание Храма было установлено на высокой прямоугольной платформе. Крышу поддерживали величественные колонны высотой более 10 метров и диаметром не менее 2 метров. На мраморных стенах храма красовались различные барельефы. Массивные бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в святилище.

Однако, храм казался пустым без статуи своего божества. Статуя Зевса должна была гармонично вписаться в пространство храма и быть достойна своего места. За работу взялся еще один прославленный мастер — скульптор Фидий . Он подошел к созданию статуи божества со всей ответственностью. Рядом с храмом была построена мастерская, размеры которой в точности соответствовали размерам святилища. В этой мастерской Фидий и создавал будущее .

Сначала смонтировали деревянный каркас статуи, к которому затем крепились листы из слоновой кости, созданные по особой технологии. Стыки между листами были настолько тщательно скрыты, что статуя казалась монолитом из слоновой кости. Тело бога прикрывала золотая накидка, украшенная рисунками цветов и животных. По окончанию работ статую транспортировали и установили в храме. Перед статуей создали небольшой бассейн, который заполнили водой и оливковым маслом. Свет, проникавший сквозь открытые двери святилища, отражался от тонкой пленки оливкового масла на поверхности воды и освещал лицо и плечи бога. Таким образом, создавалась иллюзия, что свет льется от бога к гостям храма, а в глазах бога как будто сверкали молнии. Вся фигура Зевса блестела из-за регулярной обработки оливковым маслом. Такая обработка выполнялась жрецами храма ежедневно во избежание образования трещин на слоновой кости, так как этот материал очень чувствителен к влажности.

Статуя Зевса была выполнена настолько реалистично, что многие паломники, вошедшие в храм, сразу же бросались громовержцу в ноги и долго не поднимали головы, боясь ощутить на себе строгий взгляд своего бога.

Несколько веков люди восхищались чудесной статуей. Она претерпевала акты вандализма и реставрации. Истории известны факты, когда римские императоры и полководцы хотели перевезти громовержца из храма, но статуя так и не покинула своего места. Когда у власти оказался Феодосий I Великий — римский император, принявший христианскую веру, Олимпийские игры были запрещены как языческое мероприятие, а Дом Зевса — закрыт. Храм пришел в запустение, и мародеры начали отдирать со статуи золото и драгоценные камни. Чтобы сохранить уникальную статую, было принято решение перевезти ее в Константинополь , где она по иронии судьбы и сгорела во время пожара в V веке нашей эры.


Видео

Колоссальная богатейшая статуя бога грома и молний, созданная греками еще в V веке до н. э.

В 470 году до н. э. греки организовали сбор пожертвований на строительство храма в честь Зевса. Бог грома и молний почитался в Древней Греции как владелец всего мира.

В его честь в Олимпии уже около 300 лет проводились игры, названные по имени города олимпийскими, но в стране не было храма, посвященного Зевсу.

Кроме того, люди верили, что бог наблюдает за олимпийскими состязаниями с вершины горы Олимп, и считали, что оттуда ему это делать неудобно - необходимо было устроить для Зевса “резиденцию” внизу, на земле.

На собранные средства в 466 году до н. э. началось строительство.

Храм возвели целиком из мрамора.

Здание окружали 34 монументальные колонны из ракушечника (известняк, состоящий из целых или раздробленных раковин моллюсков.).

Высота их была около 10 метров, а диаметр - 2 метра.

Размеры храма - 27 на 64 метра.

Снаружи стены украшали барельефы со сценами 12 подвигов Геракла.

Строительство здания продолжалось 10 лет. Затем в Олимпию для работы над статуей был приглашен знаменитый афинский скульптор Фидий.

Он распорядился соорудить ему недалеко от храма мастерскую, полностью соответствующую размерами самому святилищу. Это было выполнено, и Фидий принялся за работу.

Известно, что у него было два помощника, которые, однако, не участвовали в создании монумента, а лишь помогали мастеру с материалами и решением бытовых вопросов.

Фигура громовержца

Особое место в храме отводилось для самого божества.


Статуя Зевса Олимпийского и интерьер храма Зевса в Олимпии. Скульптор Фидий. V в. до н. э.

Статуя появилась здесь несколько позднее. Фигура громовержца была выполнена из слоновой кости, драгоценных камней и дерева. Накидка, закрывающая часть тела Зевса, венок на его голове, скипетр, который он держал в левой руке, и фигура богини победы Ники в его правой руке были покрыты золотом.

Зевс Олимпийский восседал на троне, а ноги его покоились на специальной скамеечке, которую поддерживали две фигуры львов.

На троне были изображены кентавры, сцены подвигов Геракла и Тесея, битвы греков с амазонками, а также фигуры танцующей Ники.

Общая высота монумента, включая метровое основание, равнялась, по разным источникам, от 12 до 17 метров.

Статую торжественно открыли в 435 году до н. э.

Люди были искренне поражены и восхищены увиденным: глаза бога сверкали и как будто рождали молнии. Вся фигура его светилась божественным светом, а поза была столь естественной, что, казалось, божество готово встать с трона навстречу идущим к нему людям.

Сам Фидий, по преданию, скрылся в глубине храма, чтобы незамеченным наблюдать оттуда за реакцией зрителей на его творение.

Эффект сверкания глаз Зевса

Чтобы создать эффект сверкания глаз Зевса и свечения его фигуры, гениальный архитектор расположил перед статуей бассейн. Вместе с водой в него наливалось оливковое масло, которое, создавая пленку на поверхности воды, отражало падающие из дверей лучи солнца и направляло их на изваяние Зевса, а волнение воды под слоем масла создавало блики, игру этих лучей.

Как исчез Зевс Олимпийский

Зевс Олимпийский семь веков восхищал приходящих в его храм. Во II веке произошло землетрясение, от которого статуя сильно пострадала.


Однако культ Зевса не ослабевал, а олимпийские игры в его честь продолжались до IV века, вплоть до того времени, когда языческие действа были запрещены императором Феодосием I.

Богатства статуи были разграблены. а сам монумент вывезли в Константинополь, где он, по основной современной версии, сгорел в пожаре.

В древнегреческом мире было воздвигнуто много храмов, посвященных Зевсу, важнейшему из греческих богов.

В одном из этих храмов, в древнегреческом полисе Олимпия, находилось одно из Семи чудес света Древнего мира – Статуя Зевса – величайшее из скульптурных достижений античной истории.

Интересно то, что это единственное чудо света, которое находилось в материковой части .

Олимпийские игры

История греческого города Олимпия тесно связана с мифами о боге-громовержце Зевсе. Согласно легендам, именно здесь он одержал победу над своим отцом титаном Кроносом и низверг его в Тартар.

Чтобы почтить эти события и величие верховного бога Олимпа, в VII веке до нашей эры, здесь были организованы состязания атлетов на силу и ловкость. Они проводились раз в четыре года и сначала не имели такого массового характера.

Затем Олимпийские игры стали широко известны по всему греческому миру и по другим странам, так религиозный ритуал стал носить и политический характер.

В Олимпию стали приезжать многие греки, чтобы поприсутствовать на Олимпийских играх.

И чтобы подчеркнуть их значительность, возникла необходимость построить большой храм для поклонения Зевсу, и еще более грандиозное изображение — изображение бога-громовержца, объекта культа.

Сначала был сооружён храм – место, где стояло третье из семи чудес света. Сооружение было возведено архитектором Лебоном из соседней Элиды в 466-456 годах до нашей эры.

Святилище было целиком изготовлено из мрамора, выполнено в дорическом стиле, преобладающем архитектурном стиле того времени.

В этой же манере был выполнен знаменитый . Вот только святилище в Олимпии было гораздо крупнее по размерам и величественнее, чем храмы, построенные в то же время.

Высота равнялась двадцати метрам, ширина – двадцати восьми метрам, а длина составляла шестьдесят четыре метра.

Мраморная крыша держалась на тринадцати десятиметровых колоннах. И все же этот грандиозный храм был лишь защитой для главного объекта поклонения – статуи Зевса.

Скульптура Фидия

Статуя Зевса Олимпийского – это работа известнейшего в то время скульптора Фидия, который был родом из Афин.

У себя на родине он уже создал великолепную статую богини Афины в Парфеноне. Но оказался в центре политического скандала и был обвинен в хищении материалов во время работы над изваянием богини.

Фидий даже был отправлен в тюрьму.

После того, как его выкупили из тюрьмы почитатели его творчества, творец был вынужден покинуть Афины и отправился в Олимпию. Он приступил к созданию скульптуры Зевса в 435 году до нашей эры.

Ему помогали способный ученик Колот и художник Панен, который был братом скульптора.

Фидий разработал уникальную скульптурную технику для создания столь величественного изваяния. Ведь высота фигуры Зевса составляла около пятнадцати метров.

Необходимо было что-то придумать, чтобы статуя не разрушалась под собственным весом. Похожую технику он использовал и при создании скульптуры Афины Парфенос.

Сначала Фидий установил деревянный каркас, затем покрыл его тонкими пластинами из слоновой кости, изображавшими кожу Зевса, волосы и наряд бога были изготовлены из листов золота.

Эти части были идеально подогнаны друг к другу.

Трон Зевса был столь же впечатляющим, построенным из кедра, инкрустированным слоновой костью и драгоценными металлами, расписанным художником Паненом картинами из мифов о богах и героях.

На каждой ножке было изображение Ники, богини победы, перекладины содержали сцены битв с амазонками и состязаний атлетов.

Голова и плечи бога распространяли свет, а глаза блестели так, как будто сверкали молнии. Этот эффект был достигнут Фидием весьма занятным способом.

У подножья изваяния был вырублен резервуар, заполненный водой, а сверху было разлито темное масло. Лучи солнца, попадавшие в храм из дверей, отражались от маслянистой поверхности и озаряли верхнюю часть бога-громовержца.

Статую Зевса Фидий созидал в особой мастерской, которая располагалось неподалеку от храма. Его обнаружили в ходе раскопок немецкие археологи.

Здесь были найдены орудия труда скульпторов, остатки литейного цеха, а также яма с бракованными деталями. Эта находка пролила свет на то, каким образом было создано одно и семи чудес света.

Дальнейшая история статуи

Статуе Зевса в Олимпии поклонялись более восьмисот лет. За ней тщательно ухаживали, чтобы материалы не портились, обрабатывали маслом слоновые пластины, а также проводили реставрацию.

За годы своего существования скульптура пережила много катаклизмов: в нее неоднократно ударяла молния, было много землетрясений, золотые пластины и драгоценности бывали украдены.

После покорения Греции Римской империей император Калигула пытался захватить статую и увезти в свой дворец. Но, по легенде, когда солдаты пришли в храм, Зевс рассмеялся им в лицо со своего трона и обратил в бегство.

В 391 году нашей эры, когда Греция полностью перешла в христианскую веру, римский император Феодосий I запретил Олимпийские игры и всяческое поклонение языческим богам, все храмы были упразднены.

Статуя Зевса тогда была разграблена, а то, что от нее осталось, увезено в Константинополь, где она полностью была уничтожена при пожаре в императорском дворце в 462 году нашей эры.