Первые христиане и их учение информация. Первые записи христианского учения

§ 1 Предпосылки возникновения христианства

В I в. н.э. на территории Палестины зародилось новое религиозное учение, получившее название христианство. Христианство провозглашало единобожие (веру в единого бога), равенство перед богом, братство всех народов. Эта религия впоследствии превратилась в одну из самых распространенных на земле. Познакомимся подробнее с процессом ее зарождения и развития.

В рассматриваемый период Рим переживал эпоху религиозных брожений. Существовало множество культов, включая культ богов Рима и культы богов тех городов и стран, которые вошли в состав Римской империи. По убеждению римлянина человеческая жизнь во всех ее проявлениях находилась под властью и опекой различных богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой-либо высшей силы.

Смерть не воспринималась как простое продолжение земного существования. В потусторонний мир переносился идеал справедливой и гармонично устроенной жизни. Греховность земного противопоставлялась чистоте небесного. Поэтому в эту эпоху начинается формирование новой религии - религии спасения. Именно таковой и становится христианство.

§ 2 Иисус как основоположник христианского учения

В начале I в. н.э. в Палестине появился странствующий проповедник, имя которого было Иисус. Переходя от одного поселения к другому, он говорил, что близится конец света, в котором много зла и несправедливости.

Призывал людей к сознательному отречению от земных, материальных привязанностей. Иисус учил, что души всех людей - рабов и богачей, бедняков и императоров - рано или поздно предстанут перед Всевышним на Страшном Суде. Дела и мысли каждого будут оценены, и те, кто уверовал в Иисуса как в бога, кто терпеливо переносил страдания и муки, получат возможность войти в Царство Божие. А души людей злых и жестоких, поклоняющихся ложным богам, будут отправлены на вечные муки в ад.

В доказательство своих слов Иисус совершал чудеса: превращал воду в вино и воскрешал мертвых. Вскоре вокруг него сложился тесный круг из 12 учеников, называемых апостолами, которым Иисус поручил нести свое учение дальше. На 33 году жизни Иисус за свои проповеди был схвачен властями и приговорен к смерти на кресте. Он мужественно сносил страдания и также мужественно принял смерть. На третий день после погребения, как утверждали его ученики, Иисус воскрес и вознесся на небо, пообещав вернуться в день Страшного Суда.

§ 3 Распространение христианского учения

Некоторые из последователей Иисуса отвернулись от него, посчитав, что бог не может умереть, но большинство продолжали верить. Расселяясь по земле, они учили других, что верующих ждет спасение, а неверующих - адские муки.

Сказания о жизни Иисуса стали записывать. Такие произведения стали называть «евангелиями», что в переводе с греческого означает «благая весть». Несмотря на фантастичность рассказов и их противоречивость, угнетенные люди верили в спасение и также становились последователями Иисуса. Иисуса стали называть Христос, что в переводе означает «спаситель», его последователей - христианами, а религию - христианством.

Начали появляться проповедники, которые путешествовали по городам и распространяли христианское учение среди людей. Первыми христианами становились рабы и бедняки, калеки, вдовы и сироты, те, чья жизнь была наиболее суровой. Верующие христиане объединялись в общины, члены которых совместно молились, слушали чтение Евангелий, отмечали праздники.

Главными праздниками христиан были: зимой - Рождество, приуроченный ко дню рождения Иисуса, а весной - Воскресение Иисуса. Кроме Евангелий, описывающих жизнь Иисуса, христиане почитали также священные книги евреев - Ветхий Завет. Со временем четыре наиболее почитаемых евангелий (от Матфея, Марка, Луки, и Иоанна), а также книги, посвященные деяниям апостолов, стали называть Новым Заветом, который вместе с Ветхим Заветом образовал Библию.

§ 4 Гонения христиан

Вера в Христа запрещала христианам принимать участие в обязательном для всех жителей Империи императорском культе, что рассматривалось как открытое неповиновение властям. Поэтому власти Рима стали запрещать христианские общины, и те были вынуждены собираться тайно: в подземельях, катакомбах и заброшенных домах. Богатые люди долгое время с презрением относились к христианству, называя его «религией рабов».

Однако в III веке н.э. жизнь в империи стала очень опасной. Постоянно вспыхивали восстания и мятежи, вторгались варвары. У людей не было уверенности в завтрашнем дне. В этот сложный момент и богачам понадобилась надежда на лучшее. Кроме того, многие понимали, что христианство отвлекает рабов и бедняков от борьбы с хозяевами, так как проповедники учили, что главной добродетелью человека является смирение.

Чем больше христианство распространялось среди жителей империи, тем больше недовольства оно вызывало у властей. Христиан подвергали гонениям, заключали в тюрьмы, казнили, ссылали на принудительные работы. Любимым развлечением императоров стала травля христиан зверями. В одном только римском Колизее ежедневно в зубах хищников погибали сотни христиан. Ситуация изменилась, лишь когда в начале IV века император Константин, превратил христианство в официальную религию империи.

§ 5 Христианство, как официальная религия Римской империи

Приток новых верующих привел не только к численному увеличению уже существующих общин, но и появлению многих новых общин в больших и малых городах Римской империи. Руководителями общин становились священники, избираемые из самых богатых христиан. Несколькими общинами, расположенными в одной области, руководил епископ. Епископы поддерживали друг с другом тесную связь. Теперь отдаленные общины превратились в единую организацию, оказывающую огромное влияние на население империи.

Список использованной литературы:

  1. Алферова М.В. История и легенды Древнего Рима.
  2. Амусин И.Д. Рукописи Мертвого моря. – М., 1960.
  3. Басле М.-Ф. Апостол Павел.- Ростов-на-Дону, 1999.
  4. Библия.
  5. Голубцова Н.И. У истоков христианской церкви. – М., 1967.
  6. Ковалев С.И. История Рима. – М., СПБ., 2006.
  7. Козаржевский А.Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. – М., 2012.
  8. Мэттьюз Р. Гладиаторы. – М., 2006.
  9. Мень А., прот. Книга надежды. – М., 2011.
  10. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. – М., 1990.
  11. Робер Ж.-Н. Рим. – М., 2006.
  12. Свенцицкая И.С. Изгои Вечного города. Первые христиане в Древнем Риме. – М., 2006.
  13. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. – М., 1989.
  14. Тацит, Публий Корнелий. Анналы. Малые произведения. История.
  15. Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. – М., 2002.
  16. Флавий Иосиф. Иудейские древности.
  17. Элиаде М. История веры и религиозных идей. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. – М., 2012.

Использованные изображения:

События всемирной истории делятся на два хронологических периода - до нашей эры и нашей эры. На эти периоды историю делит важнейшее событие - Рождество Христово, ставшее началом распространения новой мировой религии. События Римской истории в первые века нашей эры неразрывно связаны с историей христианства. Где и когда родился Иисус Христос? Что проповедовал Иисус Христос и апостолы? Как изменилась жизнь Рима под влиянием нового вероучения? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Предыстория

Христианство возникло среди евреев Палестины в I в. н.э. В этот период Иудея становится провинцией Рима, в которой правил царь Ирод Великий. По свидетельствам евангелистов, Иисус Христос родился в Галилее , которая противостояла проримской политике Ирода.

События

I в. - возникновение христианства, которое стало распространяться на территории Римской империи.

313 г. - гонения на христиан в Риме прекратились. Они получили право свободно собираться и молиться.

325 г. - Никейский собор, на котором был сформулирован Символ веры (краткий текст, выражающий основы вероучения).

Участники

Ирод Великий - правитель Иудеи, назначенный Римом.

Ирод Антипа - сын Ирода Великого, правитель Галилеи и Переи.

Апостолы - (от греч. «посланцы») ученики и последователи Христа, проповедующие христианское учение. 12 апостолов - 12 непосредственных учеников Христа, которых он послал разнести его учение по разным странам.

Заключение

Основы христианского учения изложены в Новом Завете, включающем в себя тексты четырех канонических евангелий. Тексты евангелий рассказывают о том, как Иисус Христос - Сын Божий - принес себя в жертву ради искупления первородного греха .

Благодаря проповедям апостолов христианство стало распространяться среди народов Римской империи. После падения Западной Римской империи христианство стало основой новой культуры, объединившей средневековую Европу (см. урок ).

Палестина (рис. 1) - родина еврейских племен. В 6 в. до н. э. Палестина была захвачена вавилонянами, и евреи были переселены в Вавилон. Персидский царь Кир разрешил евреям вернуться в Палестину. После завоеваний Александра Македонского евреи расселились по всей территории античного мира. От остального населения эллинского мира евреев отличало нежелание поклоняться языческим богам. Они поклонялись единому богу-творцу Яхве. Евреев преследовали за их веру, но находились люди, которые становились последователями единобожия.

Рис. 1. Палестина в I в. до н. э. ()

В I веке до нашей эры небольшое государство Иудея стало провинцией Рима. Правил в ней царь Ирод. После смерти Ирода провинция была разделена на две части: Галилея отошла под власть сына Ирода Антипы, а Иудеей стали править римские наместники - прокураторы. Внутренними делами Иудеи занимался синедрион - совет старейшин и священников. В этот период среди евреев распространяется учением фарисеев, которые неукоснительно соблюдали ветхозаветные заповеди, постоянно соблюдали посты и молились.

В это время по свидетельству четырех евангелистов - Матфея, Марка, Луки и Иоанна - в Галилее родился Иисус Христос. По преданию римские власти объявили перепись населения, Мария - мать Иисуса - и ее муж Иосиф отправились в город Вифлеем, но не найдя места ни в одной гостинице, были вынуждены заночевать в вертепе (пещере, куда на ночь пастухи загоняли скот). Здесь и родился Спаситель мира Иисус Христос. Чудесное событие произошло в момент Его рождения - на небе появилась яркая звезда, указавшая путь трем пастухам и трем волхвам, пришедшим поклониться младенцу. До 30 лет Иисус помогал Иосифу в плотницком ремесле, а после принятия крещения от Иоанна Крестителя (рис. 2) отправился проповедовать новое учение. Иисус учил делать добро, не отвечать злом на зло, не творить обиды. Всюду, где он проповедовал и творил чудеса, у него появлялись последователи, а двенадцать его ближайших учеников стали называть апостолами.

Рис. 2. Крещение Иисуса Христа ()

За неделю до празднования еврейского праздника Пасхи Христос с учениками пришел в Иерусалим. Народ приветствовал его как царя. Однако не все были рады принять новое учение. Фарисеи, заседавшие в синедрионе, подкупили одного из учеников Христа Иуду, который за тридцать серебряников предал своего учителя. По распоряжению Синедриона, утвержденного римским прокуратором Понтием Пилатом, Иисус Христос был распят на горе Голгофа. После того, как он в страшных мучениях умер на кресте, его тело отдали ученикам. На третий день после казни сопровождавшие Христа женщины пришли ко гробу и увидели, что тяжелый камень, закрывавший вход в пещеру, отвален, а на месте, где лежало тело Спасителя, сидит Ангел. Ангел возвестил ученикам Христа о его воскрешении. В течение сорока дней Иисус являлся своим ученикам, а на сороковой день вознесся на небо.

Ученики Христа, получившие особую благодать, стали распространять христианское вероучение по всему миру. В Риме прославился апостол Павел, который при жизни Христа не был его учеником. Павел был ревностным гонителем христиан, но однажды ему явился Христос и упрекнул в неверии. Павел, уверовав, отправился проповедовать христианство среди язычников.

Кроме устной проповеди стали распространяться письменные произведения христианских авторов. Основой христианского вероучения стал Новый Завет, в который вошли такие произведения как Евангелия - от Матфея, Марка, Луки и Иоанна (рис. 3); деяния и послания апостолов, Апокалипсис, написанный Иоанном Богословом и повествующий о втором пришествии Иисуса Христа и страшном суде.

Рис. 3. Евангелисты ()

В I веке н. э. христианство распространилось на территории Римской империи. Христиане за свои проповеди о Едином Боге подвергались жестоким преследованиям. При императоре Нероне их травили дикими животными, при императоре Диоклетиане были казнены тысячи последователей Христа. Но христианское вероучение продолжало распространяться, и в 313 году император Константин издал эдикт, разрешавший христианам свободно исповедовать свою религию.

Возникнув в античном мире, христианство определило дальнейшую историю многих народов и государств.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения /Под ред. Д.П. Каллистова, С.Л. Утченко. - М.: Учпедгиз, 1953.
  1. Zakonbozhiy.ru ().
  2. Azbyka.ru ().
  3. Wco.ru ().

Домашнее задание

  1. Где возникло христианское вероучение?
  2. Чему учил Иисус Христос?
  3. Почему первые христиане подвергались преследованию?
  4. Кто такие апостолы?

Урок по истории Древнего мира в 5 классе по теме: « Первые христиане и их учение»

Цели: - познакомить учащихся с первыми христианами,

Выяснить, что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса;

Выяснить чему учил Иисус Христос людей;

Оборудование : презентация, компьютер

Ход урока.

1. Организационное начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

устный ответ

3. Сообщение темы и целей урока.

(сл. 2) План урока:

1. Что рассказывали первые Христиане о жизни Иисуса.

2. Кем были первые христиане.

3. Вера в различные судьбы людей после смерти.

(сл. 3) Задание на урок:

Предположите, что могло привлечь людей в этой религии?

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

- (сл. 4) Основателем новой религии был странствующий проповедник по имени Иисус родом из Палестины. О нем сохранились рассказы его учеников, в которых переплелись правда и вымысел.


(сл. 5) Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса . Почти две тысячи лет назад в городах и селениях Палестины, Сирии и Малой Азии, находившихся под властью Рима, появились люди, которые называли себя учениками Сына Божия - Иисуса. (сл. 6) Они утверждали, что матерью Иисуса была Мария - бедная жительница палестинского городка Назарета. Отцом же его был еврейский Бог Яхве. (сл. 7 – 8) В момент рождения Иисуса на небе зажглась звезда. По этой звезде простые пастухи и мудрецы из далеких восточных стран пришли поклониться божественному младенцу. Когда Иисус вырос, он овладел ремеслом плотника, но не приобрел никакого имущества. (сл. 9) Он собрал вокруг себя учеников и ходил с ними по Палестине, творя чудеса: исцелял больных и увечных, воскрешал мертвых. Иисус говорил: близится конец мира, погрязшего во зле и несправедливости. Вскоре наступит день Божьего суда над всеми людьми. Это будет Страшный суд: солнце померкнет, луна не даст света, и звезды упадут с неба. Люди будут пребывать в страхе и ожидании бедствий. Все, кто не раскаялся в своих дурных поступках, все поклоняющиеся ложным богам, все злодеи и убийцы будут наказаны. Но для тех, кто уверовал в Иисуса, кто страдал и был унижен, наступит Царство Божие на земле - царство добра и справедливости.
(сл. 10) У Иисуса было двенадцать ближайших учеников. Были у него и враги. Жрецы храма Яхве в Иерусалиме возмущались тем, что какой-то нищий плотник объявил себя Сыном Божиим. А для римлян Иисус был просто смутьяном, в чьих речах они видели подрыв власти императора в Палестине.

- (сл. 11) Один из двенадцати учеников по имени Иуда согласился предать Иисуса за тридцать серебряных монет. Ночью Иуда привел стражу в окрестности Иерусалима, где находился Иисус со своими учениками.

- (сл. 12) Иуда подошел к Иисусу и будто из любви поцеловал его. По этому условному знаку стража опознала в ночной темноте Иисуса. Его схватили, подвергли истязаниям и всячески глумились над ним.

- (сл. 13 – 14) Римские власти осудили Иисуса на позорную казнь - распятие на кресте. Друзья Иисуса сняли мертвое тело с креста и похоронили его. Но на третий день гробница оказалась пуста. Иисус воскрес.

- (сл. 15) Спустя немного времени воскресший Иисус явился ученикам, обещая им вернуться снова для свершения Поучения Иисуса в Нагорной проповеди Божьего суда. Он послал своих учеников разнести его учение по разным странам и народам. Поэтому учеников Иисуса называют (сл. 16) апостолами (в переводе с греческого-«посланцами»).

Кем были первые христиане. Почитатели Иисуса называли его Христос (что можно перевести с греческого как «избранный Богом»), а себя христианами. Становились христианами бедняки и рабы, вдовы, сироты, калеки - все те, которым жилось особенно трудно, кто был беззащитен перед жестокостью и произволом римских властей. Иисус и его ученики были евреями, но постепенно среди христиан появлялось все больше и больше людей других национальностей: греков, сирийцев, египтян, римлян, галлов. Христиане провозгласили, что перед Богом все равны: эллины и евреи, рабы и свободные, мужчины и женщины. Каждый верующий может войти в Царство Божие, если он милосерден и творит добрые дела. (сл. 17) Римские власти враждебно относились к христианам, не желавшим поклоняться статуям императоров. Христиан изгоняли из городов, били палками, бросали в темницы, приговаривали к смертной казни.

- (сл. 18) Они вынуждены были тайно собираться в заброшенных каменоломнях, на кладбищах и в других укромных местах. Друг другу христиане оказывали помощь, ухаживали за больными и стариками, приносили пищу заточенным в тюрьмы, прятали тех, кого преследовали римляне. Христиане выбирали священников, которые руководили их молитвами. Читали вслух евангелия. Так называют записи рассказов о жизни и учении Иисуса Христа. (сл. 19) Слово «евангелие» по-гречески означает «благая весть».

3. Христианство о различии в судьбе богача и нищего после смерти . Христиане ждали второго пришествия Иисуса, но шли годы, а он не являлся и Царство Божие на земле не наступало. Тогда они прониклись верой в то, что будут вознаграждены за все страдания после смерти. Верующие вспоминали назидательную историю о Лазаре и богаче, некогда рассказанную Иисусом.

Жил богач. Одевался он в пурпурные одежды и проводил каждый день в пирах и веселье. Жил также нищий именем Лазарь, весь в лохмотьях, покрытый язвами. Лежал он у ворот дома богача, подбирая куски, брошенные ему с пиршественного стола. И бездомные собаки лизали язвы его. Умер нищий и попал на небо. Умер и богач. В загробной жизни подвергся он мучениям. А Лазарь был избавлен от них! Поднял богач глаза и увидел вдали Лазаря. Взмолился богач, стал просить, чтобы Лазарь омочил конец пальца своего в воде: «Да прохладит он язык мой, ибо я мучаюсь в огне!» Но ответ богачу был такой:

«Нет! Вспомни, что ты уже получил доброе в жизни, а Лазарь злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь». Христиане верили, что души людей, страдавших при жизни, попадут после смерти на небо, где будут блаженствовать.

Дополнительный материал:

Из письма управляющего провинцией Плиния Младшего императору Траяну:

Тех христиан, владыка, кто не желал отречься от Христа, я отправлял на казнь. Тех, кто отрицал, что они христиане, я отпустил, когда они совершили перед твоим изображением жертву и похулили Христа. Настоящих христиан, говорят, нельзя принудить к таким поступкам. Я прошу твоего совета. Дело о христианах, по-моему, заслуживает обсуждения. Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям.

Из ответного письма Траяна Плинию:

Ты поступил вполне правильно, произведя следствие о тех, на кого тебе донесли как на христиан. Выискивать их незачем: если на них поступит донос и они будут изобличены, их следует наказать. Но тех, кто отречется, что они христиане, и помолится нашим богам, следует помиловать. Безымянный донос о любом преступлении не должно принимать во внимание. Это было бы дурным примером и не соответствует духу нашего времени.

Стр. 258, 260 – в синей рамке

5. Подведение итога урока:

Вопросы на стр. 261

6. Домашнее задание:

Параграф 56, вопросы, термины.

События всемирной истории делятся на два хронологических периода - до нашей эры и нашей эры. На эти периоды историю делит важнейшее событие - Рождество Христово, ставшее началом распространения новой мировой религии. События Римской истории в первые века нашей эры неразрывно связаны с историей христианства. Где и когда родился Иисус Христос? Что проповедовал Иисус Христос и апостолы? Как изменилась жизнь Рима под влиянием нового вероучения? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Предыстория

Христианство возникло среди евреев Палестины в I в. н.э. В этот период Иудея становится провинцией Рима, в которой правил царь Ирод Великий. По свидетельствам евангелистов, Иисус Христос родился в Галилее , которая противостояла проримской политике Ирода.

События

I в. - возникновение христианства, которое стало распространяться на территории Римской империи.

313 г. - гонения на христиан в Риме прекратились. Они получили право свободно собираться и молиться.

325 г. - Никейский собор, на котором был сформулирован Символ веры (краткий текст, выражающий основы вероучения).

Участники

Ирод Великий - правитель Иудеи, назначенный Римом.

Ирод Антипа - сын Ирода Великого, правитель Галилеи и Переи.

Апостолы - (от греч. «посланцы») ученики и последователи Христа, проповедующие христианское учение. 12 апостолов - 12 непосредственных учеников Христа, которых он послал разнести его учение по разным странам.

Заключение

Основы христианского учения изложены в Новом Завете, включающем в себя тексты четырех канонических евангелий. Тексты евангелий рассказывают о том, как Иисус Христос - Сын Божий - принес себя в жертву ради искупления первородного греха .

Благодаря проповедям апостолов христианство стало распространяться среди народов Римской империи. После падения Западной Римской империи христианство стало основой новой культуры, объединившей средневековую Европу (см. урок ).

Палестина (рис. 1) - родина еврейских племен. В 6 в. до н. э. Палестина была захвачена вавилонянами, и евреи были переселены в Вавилон. Персидский царь Кир разрешил евреям вернуться в Палестину. После завоеваний Александра Македонского евреи расселились по всей территории античного мира. От остального населения эллинского мира евреев отличало нежелание поклоняться языческим богам. Они поклонялись единому богу-творцу Яхве. Евреев преследовали за их веру, но находились люди, которые становились последователями единобожия.

Рис. 1. Палестина в I в. до н. э. ()

В I веке до нашей эры небольшое государство Иудея стало провинцией Рима. Правил в ней царь Ирод. После смерти Ирода провинция была разделена на две части: Галилея отошла под власть сына Ирода Антипы, а Иудеей стали править римские наместники - прокураторы. Внутренними делами Иудеи занимался синедрион - совет старейшин и священников. В этот период среди евреев распространяется учением фарисеев, которые неукоснительно соблюдали ветхозаветные заповеди, постоянно соблюдали посты и молились.

В это время по свидетельству четырех евангелистов - Матфея, Марка, Луки и Иоанна - в Галилее родился Иисус Христос. По преданию римские власти объявили перепись населения, Мария - мать Иисуса - и ее муж Иосиф отправились в город Вифлеем, но не найдя места ни в одной гостинице, были вынуждены заночевать в вертепе (пещере, куда на ночь пастухи загоняли скот). Здесь и родился Спаситель мира Иисус Христос. Чудесное событие произошло в момент Его рождения - на небе появилась яркая звезда, указавшая путь трем пастухам и трем волхвам, пришедшим поклониться младенцу. До 30 лет Иисус помогал Иосифу в плотницком ремесле, а после принятия крещения от Иоанна Крестителя (рис. 2) отправился проповедовать новое учение. Иисус учил делать добро, не отвечать злом на зло, не творить обиды. Всюду, где он проповедовал и творил чудеса, у него появлялись последователи, а двенадцать его ближайших учеников стали называть апостолами.

Рис. 2. Крещение Иисуса Христа ()

За неделю до празднования еврейского праздника Пасхи Христос с учениками пришел в Иерусалим. Народ приветствовал его как царя. Однако не все были рады принять новое учение. Фарисеи, заседавшие в синедрионе, подкупили одного из учеников Христа Иуду, который за тридцать серебряников предал своего учителя. По распоряжению Синедриона, утвержденного римским прокуратором Понтием Пилатом, Иисус Христос был распят на горе Голгофа. После того, как он в страшных мучениях умер на кресте, его тело отдали ученикам. На третий день после казни сопровождавшие Христа женщины пришли ко гробу и увидели, что тяжелый камень, закрывавший вход в пещеру, отвален, а на месте, где лежало тело Спасителя, сидит Ангел. Ангел возвестил ученикам Христа о его воскрешении. В течение сорока дней Иисус являлся своим ученикам, а на сороковой день вознесся на небо.

Ученики Христа, получившие особую благодать, стали распространять христианское вероучение по всему миру. В Риме прославился апостол Павел, который при жизни Христа не был его учеником. Павел был ревностным гонителем христиан, но однажды ему явился Христос и упрекнул в неверии. Павел, уверовав, отправился проповедовать христианство среди язычников.

Кроме устной проповеди стали распространяться письменные произведения христианских авторов. Основой христианского вероучения стал Новый Завет, в который вошли такие произведения как Евангелия - от Матфея, Марка, Луки и Иоанна (рис. 3); деяния и послания апостолов, Апокалипсис, написанный Иоанном Богословом и повествующий о втором пришествии Иисуса Христа и страшном суде.

Рис. 3. Евангелисты ()

В I веке н. э. христианство распространилось на территории Римской империи. Христиане за свои проповеди о Едином Боге подвергались жестоким преследованиям. При императоре Нероне их травили дикими животными, при императоре Диоклетиане были казнены тысячи последователей Христа. Но христианское вероучение продолжало распространяться, и в 313 году император Константин издал эдикт, разрешавший христианам свободно исповедовать свою религию.

Возникнув в античном мире, христианство определило дальнейшую историю многих народов и государств.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения /Под ред. Д.П. Каллистова, С.Л. Утченко. - М.: Учпедгиз, 1953.
  1. Zakonbozhiy.ru ().
  2. Azbyka.ru ().
  3. Wco.ru ().

Домашнее задание

  1. Где возникло христианское вероучение?
  2. Чему учил Иисус Христос?
  3. Почему первые христиане подвергались преследованию?
  4. Кто такие апостолы?

Первые записи христианского учения

Когда первые, еще очень малочисленные христианские группы появились в городах Римской империи (сначала в Палестине, а затем в соседних восточных провинциях), они меньше всего думали о записи своего учения. Да и учения в точном смысле слова еще не было. Бродячие христианские проповедники рассказывали о помазаннике божием Иисусе, распятом и воскресшем. Одни говорили, что слышали об Иисусе от очевидцев и его учеников, другие - что слышали от тех, кто слышал очевидцев. Так складывалась устная христианская традиция.

Примерно около полувека христианство распространялось прежде всего благодаря устным проповедям и рассказам. Само слово «евангелие» (благовестие) не имело первоначально в представлении христиан специфического значения писаного произведения. Существование устного «благовестия» отразилось и в первых христианских сочинениях, в частности в посланиях Павла. В Послании к галатам автор упрекает христиан Галатии в том, что они перешли к «иному благовествованию» (в греческом тексте - евангелию), «которое, впрочем, не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово (т. е. превратно излагающие «благовестие». - И. С.) ». Автор послания предает проклятию тех, кто «благовествует» иначе, чем он, и добавляет: «Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое» (1:6-7, 11). Сходное словоупотребление встречается во Втором послании к коринфянам (11:4): «…если бы кто, придя, начал проповедовать… иное благовестие (евангелие. - И. С.) …» В Послании к римлянам сказано: «В день, когда, по благовествованию моему, бог будет судить тайные дела человеков…» (2:16).

Ясно видно, что для автора посланий евангелие не писание, а проповедуемое странствующими пророками «благовестие» о Христе и его миссии. Из посланий следует также, что содержание таких благовестий-евангелий было различным у разных проповедников.

Само слово «евангелие», которое кажется специфически христианским, могло прийти в христианство из языческого окружения: греческое слово «евангелие» употреблялось при прославлении римских императоров. В надписях I в. до н. э., обнаруженных в двух малоазийских городах, император Август назван спасителем (сотером); там сказано, что рождение бога (т. е. Августа) стало началом «благовестий» (евангелий), связанных с ним.

Христиане не признавали культов, официальных и неофициальных, которые существовали в Римской империи, противопоставляя им свою веру в иного бога. Они поклонялись не властителю, а плотнику, не восседающему на троне, а распятому на кресте, как раб и преступник… Противопоставляя себя миру язычников, отмежевываясь от него, христиане оперировали его представлениями, его терминологией, мыслили, по существу, в тех же понятиях, только «переворачивая» и переоценивая их. Например, спасителем мира в официальных надписях называли императора, для христиан им стал Иисус, а вместо евангелий о событиях из жизни Августа для христиан стал евангелием указанный их мессией путь к спасению. «Возвещали» евангелие странствующие пророки и апостолы, о которых говорится в Дидахе (Учении двенадцати апостолов) - руководстве по внутренней жизни христианских общин, написанном в начале II в. Как правило, такие пророки и апостолы проводили в каждой общине два дня, а затем шли дальше, взяв хлеба на дорогу. Они продолжали ходить и проповедовать и когда появились первые писания. Мы знаем, что некоторые христиане предпочитали устную традицию записанной. Евсевий в «Церковной истории» приводит слова писателя Папия, жившего в первой половине II в., который собирал именно устные предания: «…если мне случалось встречать кого-либо, общавшегося со старцами, то я заботливо расспрашивал об учении старцев, например, что говорил Андрей, что - Петр, что - Филипп, что - Фома или Иаков… Ибо я полагал, что книжные сведения не столько принесут мне пользы, сколько живой и более внедряющий голос».

Длительное господство устной традиции объясняется и особенностями самого христианского учения, и общественной психологией всей окружающей христиан среды. Для первых последователей христианства «священным писанием» были только книги иудейской Библии - Ветхого завета. Для грекоязычных проповедников священным текстом был перевод Библии на греческий язык, осуществленный в Египте в III в. до н. э. жившими там иудеями (так называемая Септуагинта - перевод семидесяти). Септуагинта была почитаема иудеями, жившими вне Палестины, многие из которых уже не знали древнееврейского языка. Использование Септуагинты делало понятными самому широкому кругу слушателей цитаты из священных иудейских книг, которые приводились христианскими проповедниками. В проповедях христиане неизменно ссылались на авторитет библейских книг, в особенности на авторитет пророчеств. Эти ссылки затем были включены и в евангелия: там часто, например, встречается выражение «да сбудется реченное через пророков» при описании тех или иных событий из жизни Иисуса. Авторы евангелий стремились таким образом доказать, что ветхозаветные пророчества о мессии относились именно к Иисусу. Существуют в Новом завете заимствования и из других книг Ветхого завета. Святость «закона и пророков», как обычно христиане обозначали иудейские религиозные книги, не позволяла им писать новые «священные» книги.

В науке существует точка зрения (правда, не общепринятая), что первыми христианскими записями были сборники цитат из Ветхого завета, прежде всего тех, где речь шла об ожидаемом мессии (так называемые свидетельства - тестимонии).

Но не только «священность» древних библейских писаний предопределяла преимущественно устный характер проповеди нового религиозного учения. В античном мире роль устного слова вообще была исключительно велика. Рукописные книги были дороги и малодоступны, да и уровень грамотности за пределами древних городских центров был не столь высок. Но главное все же было не в этом. Всюду, где в древности существовали самоуправляющиеся коллективы - общины или города-государства, устными выступлениями пользовались очень широко: речи произносились в народных собраниях и на заседаниях городских советов; от умело построенной речи, произнесенной в судебном заседании, часто зависел исход дела. Речи всегда были обращены к коллективу, прежде всего к коллективу граждан. Они не просто несли информацию, а были рассчитаны на возбуждение определенной реакции слушателей. Такое совместное слушание сплачивало людей, создавало ощущение их причастности к «общему делу». Писатель II в. Лукиан передает легенду о том, что «отец истории» Геродот приехал на Олимпийские игры и там стал читать свою историю. Сам Лукиан также отправился в Македонию, чтобы рассказать о своих произведениях. И в городах, потерявших свою независимость в составе Римской империи, продолжало существовать публичное красноречие: там были свои любимые ораторы и философы, свои «златоусты», хотя часто выступления их сводились к восхвалению императоров.

Первые христиане, среди которых было много людей, не входивших в гражданский коллектив городов, в которых они жили, - переселенцев, вольноотпущенников, рабов, не признавали официальных публичных торжеств, религиозных празднеств, но и эти люди, собираясь где-нибудь за городом или в опустевших ремесленных мастерских, ощущали свою общность, слушая пришедшего к ним проповедника. Эта общность, в свою очередь, усиливала эмоциональное воздействие устного слова. Такое воздействие вряд ли могло оказать уединенное чтение записей о жизни Иисуса или библейских пророчеств.

У первых христиан не было потребности в записях своего учения еще и потому, что обещания спасения, установления тысячелетнего царства божия на земле были обращены именно к ним, к «этому» поколению. Главным в общинах первых христиан было учить и проповедовать, а не писать. Еще во II в. сохранились разные бродячие проповедники, которых ярко описал противник христианства Цельс: «Многие безвестные личности в храмах и вне храмов, некоторые даже нищенствующие, бродящие по городам и лагерям, очень легко, когда представляется случай, начинают держать себя, как прорицатели. Каждому удобно и привычно заявлять: «Я - бог, или дух божий, или сын божий. Я явился. Мир погибает и вы, люди, гибнете за грехи. Я хочу вас спасти. И вы скоро увидите меня возвращающимся с силой небесной. Блажен, кто теперь меня почтит; на всех же прочих, на их города и земли я пошлю вечный огонь… А кто послушался меня, тем я дарую вечное спасение». К этим угрозам они вслед за тем прибавляют непонятные, полусумасшедшие, совершенно невнятные речи, смысла которых ни один здравомыслящий человек не откроет; они сбивчивы и пусты, но дураку или шарлатану они дают повод использовать сказанное, в каком направлении ему будет угодно».

Хотя Цельс и не называет здесь прямо христиан, но излагаемое им содержание проповеди указывает на ее христианское происхождение.

Многие современные ученые полагают, что в период устного распространения христианства сложились отдельные «блоки» традиции: речения, притчи, сказания о чудесах, эпизоды, иллюстрирующие библейские пророчества. Разные проповедники применительно к своему пониманию нового учения по-разному соединяли эти «блоки», кое-что выбрасывая, кое-что добавляя.

В условиях, когда пророчества играли для верующих столь большую роль, естественно появление в качестве одного из первых жанров христианской литературы так называемых откровений (апокалипсисов) - рассказов о видениях, якобы предвещавших конец света. Под влиянием ветхозаветных пророческих книг и экзальтированных устных проповедей появилось Откровение Иоанна, или Апокалипсис, включенное позже в новозаветный канон. Это - описание видений Страшного суда, адресованное семи христианским общинам в малоазийских городах. Оно начинается как наставление, в котором порицаются одни христиане, одобряются другие, но затем от этих наставлений автор переходит к рассказу о видениях, переполненному символами, аллегориями, устрашающими образами того, «чему надлежит быть». Откровение Иоанна было создано в конце 60-х годов I в.; в нем сохранились живые воспоминания о страшном пожаре, опустошившем Рим в 64 г.; ясны связи этого произведения с ветхозаветными пророчествами; в нем нет развитого учения о Христе. Ф. Энгельс датирует Апокалипсис 68-69 гг. Возможно, он был отредактирован переписчиками в 90-х годах, т. е. уже после падения Иерусалима (70 г.) и поражения I иудейского восстания против римлян (73 г.). Именно к этому времени относит создание Откровения Иоанна церковная традиция.

В Откровении Иоанна упоминаются последователи таких спорящих друг с другом проповедников внутри христианских общин: николаиты, сторонники Валаама, сторонники пророчицы Иезавели. Все эти группы осуждаются автором Апокалипсиса. И, напротив, он с похвалой отзывается об эфесских христианах за то, что они не послушались «тех, которые называют себя апостолами, а на самом деле не таковы». Христиане Смирны, пребывающие «в нищете и скорби», еще и «терпят злословие» от тех, которые «говорят о себе, что они иудеи, а на самом деле не таковы».

Такое же разнообразие проповедей и проповедников отражено и в посланиях Павла: в Первом послании к коринфянам автор его пишет, что коринфских христиан раздирают споры: «…у вас говорят: «я Павлов», «я Аполлосов», «я Кифин», «а я Христов» (1:12). Призывая к единомыслию, автор посланий в свою очередь спорил с «иным благовестием», со «старшими», или высшими, апостолами; обвинял Петра в лицемерии (Гал. 2:11 - 13). Те же христиане, которые сохраняли иудейскую обрядность, главным апостолом почитали Петра, а Павла называли лжеапостолом, как об этом пишет Ириней.

Мы не всегда можем точно определить, в чем именно заключались расхождения между отдельными проповедниками, но само существование расхождений не вызывает сомнений. Да иначе и быть не могло. Проповедуя в разной этнической среде людям с разными религиозными традициями, бродячие пророки и фразеологически и по существу передавали легенды, притчи, поучения, связанные с именем галилейского проповедника Иисуса, применительно к особенностям восприятия своих слушателей. Для христиан из иудеев главную роль играли библейские пророчества, перефразированные установления и поучения иудейской секты ессеев, жившей в районе Мертвого моря, с которой были связаны первые палестинские христиане. Но проповедовать римским беднякам только словами иудейских «священных» книг было невозможно. И вот очередной проповедник, собравший горстку слушателей в душных подземельях Рима, начинал рассказ о бедствиях Иисуса знакомыми им словами: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнезда, а сын человеческий не имеет, где приклонить голову…» (Мф. 8:20). Похожие слова когда-то звучали в речах защитника римских крестьян Тиберия Гракха; во всяком случае, эти слова вложил в его уста писатель Плутарх, живший на рубеже I и II вв.: «И дикие звери в Италии имеют логова и норы, куда они могут прятаться, а люди, которые сражаются и умирают за Италию, не владеют в ней ничем, кроме воздуха и света…» (Плутарх. Тиберий Гракх, 9) И галилейский пророк становился ближе и понятнее потомкам тех римских крестьян, которые когда-то выступали за Гракха…

Различия в отдельных догматах, обрядах, этических нормах у разных групп христиан были еще более существенными, чем различия в образном строе проповедей или отдельных словоупотреблениях. Мы рассмотрим эти различия в последующих главах, когда будем рассказывать о конкретном содержании апокрифических писаний.

Поддержать сознание правоты у малочисленных последователей христианства, изолировавших себя от окружающего греко-римского общества, его мировоззрения и этики, противопоставлявших себя стихии языческого мира, могла только слепая вера. Но такую веру могли внушить и внушали лишь проповедники-фанатики, которые каждое слово свое считали истинным, а все иные слова - ложными. Такова была парадоксальность развития первоначального христианства. Каждый проповедник стремился объединить, сплотить христиан, и в этой борьбе за сплочение каждый называл другого, хоть в чем-то расходящегося с ним проповедника лжепророком. И все эти пророки в борьбе за распространение «единственно правильной» веры вели между собой беспощадную борьбу. Наиболее деятельные проповедники стремились насадить свое понимание христианства как можно шире в разных христианских общинах. Таким проповедникам приходилось не только произносить устные речи, но и писать послания, напоминая, переубеждая, хваля или, наоборот, угрожая карой, в те города, куда они не могли прийти сами и куда посылали с письмами своих сторонников. Письма эти были предназначены для чтения вслух перед собравшимися верующими. К такого рода письмам относится и большинство посланий Павла, который, согласно христианской легенде, был сначала ревностным гонителем христианства, а потом стал еще более ревностным его приверженцем. Поскольку эти письма - не богословские трактаты, не обобщение всего вероучения, а защита определенных взглядов на христианство перед конкретными (уже принявшими христианство) группами людей, то ни жизнеописания Иисуса, ни системы его учения в посланиях Павла нет.

С течением времени расхождения между различными вариантами устной традиции становились все значительнее. Шли споры относительно необходимости соблюдения обрядов и норм иудейской религии. Менялись представления о путях спасения. «Страшный суд» отодвигался в неопределенное будущее. Как мы увидим дальше, проблема царства божия (его сущность, «местонахождение», возможность его достижения) станет одной из важнейших теологических проблем, которую будут обсуждать христиане во II в. Непрерывные споры христиан между собой были заметны и их противникам. Так, философ II в. Цельс писал о них: «Вначале их было немного и у них было единомыслие, а размножившись, они распадаются тотчас же и раскалываются: каждый хочет иметь свою собственную фракцию…»

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История Древнего мира: от истоков цивилизации до падения Рима автора Бауэр Сьюзен Уайс

Из книги Афоризмы и мысли об истории автора Ключевский Василий Осипович

Дневниковые записи 1891-1901 гг. 1891 г.Чит[ал] 19 окт[ября] 1891.Хочет догматизировать и канониз[ировать] свои социалист[ические] или даже просто служебные похоти.Этот зуд общественности - реакция сибаритскому индивидуализму праздного барства как желанье жить на земский счет и

Из книги Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях автора Забелин Иван Егорович

1. КРЕСТОПРИВОДНЫЕ ЗАПИСИ По сей записи целуют крест государыни царицы и великие княгини Евдокеи Лукьяновны истобничей и дети боярские и иные царицына чина дворовые люди. Яз имрк целую сей святый и животворящий крест Господень государю своему царю и великому князю

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Основы христианского учения В христианстве, вобравшем в себя немалое наследие предшествовавших религий и учений, отчетливо ощущаются и доктрины иудаизма, и митраизм с его системой обрядов и культов, и идея умирающего воскресающего божества из древневосточных религий.

Из книги История Древнего мира [От истоков Цивилизации до падения Рима] автора Бауэр Сьюзен Уайс

Глава седьмая Первые записи событий Между 3800 и 2400 годами до н. э. шумеры и египтяне начинают пользоваться печатями и знакамиПисьменная история началась около 3000 года до н. э. В начале этого тысячелетия существовали всего две вещи, достаточно важные, чтобы пронестись

Из книги История Франции. Том I Происхождение франков автора Стефан Лебек

3. Первые очертания христианского общества От экономики к политике: власть элит в галлии VI века Несомненно, что лишь большие церковные хозяйства и самые богатые земельные собственники собирали в своих руках излишки возрожденного производства, обирая крестьян,

Из книги Индокитай: Пепел четырех войн (1939-1979 гг.) автора Ильинский Михаил Михайлович

Записи из дневника. Морские ворота Если, обозначая по суше северные и южные точки Вьетнама, обычно говорят: Каобанг и Камау, то при определении морского побережья республики упоминают другие названия: Монгкай и Хатиен. Между этими населенными пунктами на расстоянии более

Из книги История Русской Церкви. Том 2. История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от константинопольского патриарха (988-1240) автора Макарий Митрополит

Глава III. Первые училища в России и памятники духовного просвещения и учения Равноапостольный князь, как только крестились киевляне, повелевая приводить на крещение людей по всем градам и селам и всюду устроять церкви, вместе с тем повелел «поимати у нарочитое чади дети и

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Борьба Церкви с ересями II и III в. Положительное раскрытие христианского учения. Теперь посмотрим, как раскрывалось церковное сознание и реагировало на только что представленные заблуждения среди отдельных христиан или целых обществ.Первыми христианскими памятниками

Из книги Воспоминания о службе автора Шапошников Борис Михайлович

ПЕРВЫЕ ГОДЫ УЧЕНИЯ Почему же именно Красноуфимское промышленное училище отец выбрал для моего образования? От Петропавловского винокуренного завода до Красноуфимска было свыше 200 километров, железной дороги не существовало, о ней в то время даже и не мечтали. Ближе было

Из книги Ленинград действует. Книга 3 автора Лукницкий Павел

Глава пятая Июньские записи Возвращение с передовых - В войсках противника - В госпитале - Крепкие люди - Опять в ДКА - Мой час - Обстановка в городе(Ленинград. 1 июня - 2 июля 1943 г.)Возвращение с передовыхНочь на 1 июня. ДКАС командного пункта полка Никитич, я и капитан