Почему в сас план вытягивается карта. Как скачать карты из SAS Planet

Однажды фирма Гармин, под давлением прогресса и общественности, разрешила заливать в свои навигаторы карты, созданные на основе растровых изображений. Для чего усовершенствовала уже имеющийся формат, придумала новый, а ещё один позаимствовала у "корпорации добра" под названием Google. Если первый у нас ещё не получил столь широкого распространения и активно применяется, в основном, в приборах морской серии (да и то за пределами страны), то два других предназначены специально для "туристов" и их девайсов (выбор которых не так уж и мал).

Названия/расширения этих карт/файлов/контейнеров: KMZ и JNX

В нашу задачу входит научиться самостоятельно создавать такие карты и заливать их в навигаторы.


Про "что_да_как" в этом деле происходит меня попросили написать так же понятно, "как инструкцию по обуванию для негра, который впервые увидел ботинок"(ц).
Поэтому от этого текста не стоит ожидать лаконичной краткости и пунктуальной выверенности. Будет много вводных, будет много другой "воды" и прочих отступлений. Хоть писатель из меня никудышный, считаю важным в этом процессе не только научится соответствовать форме, но и понять содержание, кустарную логику процесса -- легче будет смещаться в стороны и искать свои пути в решении вопросов, -- потому что уйма всяких мелочей и все их не охватишь.

Первая часть уроков-инструкций посвящена формату KMZ.

Устроен он достаточно просто: берутся файлы изображений в формате JPEG (как правило -- это скан бумажной карты или космоснимок), к ним присоединяются файлы топографической привязки KML (Keyhole Markup Language - язык разметки Keyhole, которую и поглотила в своё время Google), а потом всё это оборачивается в разную служебную информацию, понятную прошивке/системе прибора. Естественно не обошлось без серьёзных ограничений. Что же мы имеем в результате:

Максимальное количество файлов -- не более 100 штук (в Montanе можно 500)
. размер одного файла должен быть не более 1 мегапикселя (1024x1024, 512x2048, etc) -- выходящие за рамки сжимаются принудительно
. вес одного файла не более 3 мегабайт (где-то на форуме читал про проблемы, если вес всех файлов превышал 32 мегабайта, но проверять это надо в каждом конкретном случае)
. файлы только JPEG и обязательно не сжатые методом "рrogressive"
. читаются только из директории \Garmin\CustomMaps

Вообще-то этот формат уже можно считать "устаревшим". Но в то же время он прост и настолько быстр в изготовлении, что можно использовать его для каких-то сиюминутных целей -- для одноразовой поездки за грибами или на рыбалку к примеру. Или залить более детальные космоснимки, которые недавно появились, а переделывать основную карту времени нет. Поэтому лично я со счетов его списывать пока не хочу, да и вам не советую

KMZ-карты мы будем делать c помощью программы -- а) она наша, родная, что меня, если честно, сильно греет; б) она бесплатная; в) с ней не возникает проблем с установкой, освоением и работой -- проще не бывает; г) она мегаресурсная -- тут тебе и космоснимки на любой вкус, тут и "бумага" начиная с Генштаба, ГГС и заканчивая историческими картами; д) и самое главное -- всё делается силами одной программы, с начала и до конца.

Если она ещё не пригрелась на вашем компе, то срочно идите на страницу загрузки , которая через десяток секунд должна начаться автоматически. Устанавливается, как не банально, путём простого перемещения скаченной папки с программой в C:\Program Files. Никаких установщиков. Запускается по даблклик на SASPlanet.exe

Клеить карту мы будем на примере космоснимков, поскольку есть небольшие нюансы. То есть с "бумагой" всё так же по сути, но с масштабами проще -- они или есть или их нет...

А пока, прежде чем мы продолжим, давайте разберёмся, из чего же мы будем клеить наши карты.
В SAS.Планете есть шкала Зума / Zoom: z1; z2 . . . z22, так называемые уровни масштабирования. Передвигаясь по этой шкале, каждый раз мы загружаем новую обойму фотографий, которые порезаны на куски -- тайлы. Чтобы посмотреть на их количество и размер, нужно перейти в меню "Вид"/ "Отражать границы изображений":

Но ни Яндекс, ни Гугл, ни кто либо другой, не заказывают спутниково-космических снимков различной степени детализации для каждого своего уровня. Это было бы слишком дорого, да и не совсем разумно. Поэтому другие масштабы формируются из снимков а) или путём 2-х кратного сжатия, когда 4 стандартных тайла/фотографии по 256х256 пикселей (512х512) превращаются в один тайл 256х256 более верхнего уровня; б) или наоборот (но реже), увеличивая тайл в 2 раз (качество от этого, к сожалению, не улучшается)

Для того места, на примере которого я делаю этот мануал, Яндекс использует всего 3 слоя реальных фотографий:

На z8, а остальные уровни z7; z6 . . . z1 формируются из него
. на z10 лежит метровый снимок, z9 сформирован из него
. на z19 лежит субметровый снимок (пиксель < 1 м 2), из которого слои z18; z17 . . . z11 сформированы тем же путём сжатия

Если мы возьмём бумажные карты (Генштаб, ГГС и проч.), то для них реальный уровень всегда один (одна карта -- один масштаб), а остальные уровни формируются по такому же принципу.

В картах KMZ верхнее и нижнее ограничения на уровень отображения задаётся стандартом и зависит... Нет... Давайте сначала разберёмся с терминологией, а то для тех, кто в первый раз с навигатором -- запутаться, как два пальца... А у меня задание, если вы помните.

(!!!) Когда в мануале здесь и далее будет заходить речь о верхнем уровне отображения, о верхенем уровне перехода и вообще о верхнем уровне -- то имеется ввиду маленький Зум (z1 -- самый маленький) и мелкий масштаб (1: 500 000 = в 1 см. -- 5 км. мельче, чем 1: 50 000 = в 1 см. -- 500 м.). Если вам будет легче усвоить, то представите себя поднимающимся на воздушном шаре -- чем выше вы над уровнем земли, тем меньше масштаб "карты-земли". Верхний уровень -- выше над землёй, понижаем уровень -- опускаемся на землю. Грамотно как с точки зрения логики, так и юзабилити интерфейса устроен сервис Яндекс.Карт -- кнопочка "+" у них находится внизу:

В Гугл-сервисах и в САС.Планете ползунок надо тянуть вверх -- повышать масштаб. Но понижать уровень, ага:) Почему так -- не знаю, но привыкнуть до сих пор не могу -- и всегда, где возможно, переставляю шкалу масштаба в горизонтальное положение. Но надеюсь понятно: уровень в плюс -- масштаб/зум в минус:))

Так вот, в картах KMZ верхнее и нижнее ограничения на уровень отображения задаётся стандартом и зависит от того, из которого склеена карта. Допустим мы взяли снимки уровня, которому соответствует масштаб километровки (z15). Когда мы зальём их в навигатор, то наша карта включится на масштабе 3 км. (верхний уровень), а выключится только на 20 метрах (нижний уровень). То бишь, при цифровом масштабировании реальное изображение будет уменьшаться только в 4 раза (что не плохо), а увеличиваться в 16 (жопа из пикселей).
Хотя мы помним, что при переходе на один уровень вниз (тем увеличиваем масштаб) количество тайлов при заданном размере увеличивается квадратично (километровка делится на четыре 500-метровки), уменьшая в 4 раза доступную площадь покрытия, но мне кажется, не стоит сильно гнаться за увеличением площади карты, а лучше выбирать уровни, соответствующие если уж не максимальному качеству снимка, то близким к нему. Просто потому, что экраны навигаторов не ретина-дисплеи смартфонов, несовершенство проще добить SD-картами, которые подешевели до каких-то неприличных цифр -- за 2 Gb просят всего 100 рублей...
Но как бы то ни было, картами уровня "z19" можно покрыть около 12 км. 2 площади, учетверяя её каждым щелчком уменьшения масштаба.

Как определить "правильную" картинку. Как ни странно, самый оперативный способ -- чисто визуальный. Правда нужна некоторая сноровка. Если подходить субъективно, то слой перед последним кажется самым резким, а следующий немного пиксельным, растянутым. Но обычно такой эффект создаёт "цифровой шум", присущий электрическим фотографиям -- а на самом деле он и есть наш "правильный".
Кроме того, при переходе на слой с отсутствующими тайлами можно увидеть "подсказки" (картинка справа), появляющиеся в разных местах карты. Это означает, что слой создан "программным" методом.

Второй способ -- более "научный". Картографические сервисы не отдают картинок ниже уровня, который у них есть и ползунок масштаба при этом замирает в своём крайнем значении (или не замирает, а просто не выводит картинку и честно пишет, что такой нет).

Чтобы отключить несуществующие уровни в SAS.Планете, нужно в меню "Вид" снять галочку напротив строчки "Брать карты из меньших масштабов" и отсутствующие тайлы выводиться не будут:

  1. Выбор сделан, возвращаемся в окно "Операции с выделенной областью".

  2. Оно сразу откроется на вкладке "Загрузить"

    Если вы уже определились с масштабом слоя, то нужно выполнить всего 3 пункта:

    5.1. Проверить тип карты.
    5.2. Удостовериться в правильности масштаба -- по умолчанию он будет указывать на зум, на котором делался полигон, и далеко не тот, что нужен.
    5.3. Снять галочку напротив пункта "Закрыть окно после старта" -- мы же доведём дело до конца? :) Как только всё проверим -- жмём "Начать".

    По окончании процесса закрываем окно загрузки и переходим на следующую вкладку...

  3. Но прежде не плохо бы убедиться, что он закончился с положительным результатом. Помочь в этом деле может "Карта заполнения слоя". В этом меню нужно указать три параметра:
  4. В подменю "Формировать для..." выбрать "Как на главной карте", или тут карту, которая нужна.
    . Выбрать масштаб (на картинке стоит z19).
    . Выбрать, что показывать -- существующие тайлы или отсутствующие. Если выбрать отсутствующие -- именно они изменят тон на более тёмный, если существующие (как на картинке) -- потемнеют они.

    Убедившись в равномерности заполнения слоя можно двигаться дальше...

    Но прежде, для прояснения тонкостей и во избежание возможных проблем, хочется процитировать маленький FAQ по загрузке, взятый на форуме программы:

    . При загрузке некоторых карт (обычно Google) сперва все идет нормально, а потом мне говорит что "Такого изображения нет на сервере", хотя при просмотрте в браузере этот регион прекрасно показывается. Что это?!

    ЭТО НЕ БАГ ПРОГРАММЫ SAS.Planet - это называется "бан на сервере", и им обычно грешит именно Google.
    После примерно 1000 загруженных тайлов сервер обычно банит по IP. в программе реализована некоторая защита от бана (путем задержки закачки тайлов), но 100% гарантии это не дает. Основной инструмент, которым пользователь может управлять баном - параметр Sleep в zmp-файле. Таким образом, если после 10 минут работы с программой больше ничего не загружается - поздравляем! Вас забанили, и единственный выход - ждать сутки (иногда меньше), больше ничего делать не надо. После этого времени всё встает на свои места, и можно опять начинать качать (до следующего бана). 100% гарантированного обхода бана в программе SAS.Planet пока что нет.

    . При загрузке карт мне говорит что "Такого изображения нет на сервере", хотя при просмотрте в браузере этот же регион прекрасно показывается. Что это?!

    ЭТО НЕ БАГ ПРОГРАММЫ SAS.Planet - это называется "на сервере сменили версию карт".
    Для решения этого вопроса Вам надо открыть файл ZMP соответствующей карты, найти в нем строку "DefURLBase=" (например, DefURLBase=http://mt.google.com/mt?v=w2p.99&hl=ru) и заменить в нем имеющиеся цифры версии (например, "w2p.99") на актуальную на настоящий момент версию на сервере. Сохранить изменения и рестартовать программу SAS.Planet.
    Автоматического отслеживания смены версий карт в программе SAS.Planet пока что нет.

    . При загрузке карт в браузере - я вижу новые районы и обновленные карты, а при закачке программой SAS.Planet - я этого не вижу, на той же карте!!! Как так может быть?

    ЭТО НЕ БАГ ПРОГРАММЫ SAS.Planet - это называется "на сервере используют более новую версию карт".
    Действия по изменению версии карт в программе SAS.Planet на актуальные - описаны пунктом выше.

    . Хочу всегда иметь самые свежие версии zmp!

    Если очень хочется - можно воспользоваться средствами Mercurial и командных файлов. Подробнее https://bitbucket.org/sas_team/sas.maps/wiki/Home

    . Мои карты очень медленно грузятся!!!

    Если у вас карты грузятся много медленнее чем в браузере на сайте - это может быть потому, что в файле xxxxx.zmp для соответствующей карты параметр Sleep (задержка перед загрузкой каждого последующего тайла) равен по умолчанию какому-нибудь положительному значению (например, Sleep=1000). Это сделано для попытки обойти бан данной карты. Можете уменьшить этот параметр, или вовсе поставить 0 (но тогда возрастет вероятность бана).

    . Мне постоянно сообщает "Отсутствует подключение к Интернет!", хотя подключение есть

    Проверьте Ваш файрвол (включая встроенный в Windows) на предмет блокирования соединений программы SAS.Planet, а также общие настройки Интернета в самой программе. Особенно это касается случаев с прокси-сервером.
    Программа SAS.Planet не использует каких-то специальных своих собственных режимов доступа к Интернету, и используются сугубо возможности Вашей операционной системы и окружения. Если у Вас работает интернет-браузер - то заработает и SAS.Planet. Если же что-то блокируется при работе SAS.Planet - проблема безусловно на Вашей стороне.

    . Почему я вижу детальные снимки нужного мне региона в программе Google.Земля, а при просмотре этого региона через SAS в карте Google - я их не вижу?

    ЭТО НЕ БАГ ПРОГРАММЫ SAS.Planet.
    Google.Земля - совершенно другой сервис, чем сервис Google.Карты (где SAS при своей работе использует именно сервис Google.Карты, но не Google.Земля). Общее у этих двух лишь одно - владелец (компания Google), все остальное - совершенно различное, включая логику работы, проекции карт и собственно серверы, откуда идет контент.
    Но есть и надежда: обычно обновления регионов в Google.Земля со временем перекочевывают и в Google.Карты, и тогда они могут стать доступны и в программе SAS.Planet. Обычно это занимает что-то в районе месяца-полутора. Иногда больше, иногда меньше. Иногда - никогда. Гарантии, возможности, точные сроки конкретных обновлений в обоих сервисах и степень их "взаимопроникновения" друг в друга известны только владельцу - Google, но никак не разработчикам программы SAS.Planet.


  5. Ну и финальная вкладка "Склеить":
  6. Начинаем заполнять поля:

    7.1. "Результатирующий формат" -- из выпадающего списка выбираем "KMZ for GARMIN".
    7.2. "Куда сохранять" -- выбираем папку и даём название файлу.
    7.3. Проверяем "Тип карты"
    7.4. Не забываем поправить "Масштаб"


    7.5. Поле "Наложить" и проекцию к нему оставляем пустыми.
    7.6. Так же не ставим никаких галочек напротив пунктов "Применять коррекцию изображений" и "Накладывать отображаемые метки" (если последние не нужны конечно). Если есть пункт "Сохранять PNG с прозрачностью" (v.121010) -- снимаем выделение -- здесь эти картинки точно не нужны.
    7.7. И в поле "Создавать файл привязки" тоже ничего не ставим -- привязка KML у нас внутри KMZ-файла.


    7.8. "Качество для JPEG и ECW" оставляем по умолчанию -- "95"
    7.9. Смотрим на строчку "Количество файлов", где видим такие значения "49х28(1372), размер: 12353х6785"
    Количество реально скаченных тайлов нас не интересуют, они не нашего размера. В задачу программы входит их сначала склеить, а потом порезать по KMZ-шаблону. Поэтому нам важны только последние значения.
    Мы помним, что размер нашего тайла не должен превышать 1024 пикселя по каждой из сторон. Именно на такие квадратики нам нужно разрезать карту размером 12353х6785 пикселей. Достигается это путём не сложных арифметических вычислений, где каждую цифру нужно поделить на 1024, а любой результат обязательно округлить до бо́льшего значения. Так получаем цифры 13 по горизонтали и 7 по вертикали (обычно я предпочитаю с калькулятором не возиться и для простоты делю на 1000)

    Всё, нажимаем "Поехали" и после окончания склейки...

    Идём проверять свои файлы:


В заданные параметры мы вроде уложились -- получился 91 файл, средний вес которого около четверти мегабайта. Прошу заметить, что SAS.Планета заботливо пронумеровала файлы по квадратикам-тайлам. Это пригодится на тот случай, если их количество перевалит через лимит и было бы легче их сортировать.

Ну что, осталось только залить их в прибор, путь до \Garmin\CustomMaps уже заказан:)

Многих пользователей навигаторов не устраивают детализация и наполнение штатных карт, поставляемых в комплекте с приборами или программами. Кому-то нужна подробная прорисовка рельефа, кому-то необходимы водные карты с глубинами, кому-то нужны спутниковые снимки с геопривязкой. Эти и другие хотелки можно воплотить в жизнь с помощью программы САС-Планета, изготовив в ней карты, удовлетворяющие собственным требованиям.
Ниже предлагается описание работы в программе на простейшем базовом уровне.

Дальнейшие действия состоят из пяти основных шагов:

– выбор карт
– выбор необходимой области
– скачивание выбранной карты в выбранной области
– экспорт скачанной карты в необходимый формат
– установка готовой карты в навигатор

1. Выбор картографического источника

Программа САС-Планета предоставляет достаточно большой выбор картографии. Например, пещерный город Мангуп-Кале можно увидеть вот так на яндекс-картах:

А можно вот так на картах от 4maps.eu:

Эти карты, содержащие подробную прорисовку альпинистских троп с градацией сложности, очень помогли мне в путешествии по . Но сейчас нам нужны не горные тропы, а подробная топографическая деталировка. И она в программе SAS-Planet тоже есть, на картах от opentopomap.org:

На подложку базовой карты можно наложить слой (один или несколько одновременно) с другой информацией. Выбор слоев для наложения осуществляется кнопкой справа от кнопки выбора основной карты. Возьмем для примера слой со всеми треками, когда-либо загруженными в проект OSM:

И получим вот такую картинку. На карту opentopomap наложены gps-треки:

Итак, с выбором карты мы определились, переходим к следующему шагу:

2. Выбор области, для которой мы будем делать карту

Область можно выбрать вручную:

А можно загрузить сохраненное ранее выделение:

Выделенный фрагмент для экспериментов можно скачать . Сохранить его на компьютере и указав на него программе:

После того, как мы выбрали желаемую область и нажали галку Ok, начинаем скачивание карты.

3. Скачивание выбранного типа карты для выбранной области

На вкладке “Операции с выделенной областью необходимо:
– поставить галки в поле “Запускать в паузе” и “Пытаться загружать тайлы, для которых есть tne”
– нажать на кнопку в левом нижнем углу
– убедиться, что во вкладке “Карта/Слой” выбран именно тот тип карты, который нам нужен
– проставить необходимые нам масштабы для скачивания в поле справа

Нажимаем кнопку “Начать” – процесс скачивания карты пошел:

Спустя некоторое время скачивание завершается, и мы видим следующее:

Можно переходить к следующему шагу:

4. Экспорт скачанной карты в формат для навигатора

Переходим во вкладку “Экспорт”и в поле “Экспорт выделенного участка в формат” выбираем необходимый формат.

Мы же сейчас сделаем карту для программы Osmand, выбрав формат “RMaps (SQLite3)”:

Убеждаемся, что во вкладке “Тип карты” указаны необходимые нам opentopomap.org, во вкладке “Наложить” указываем “Карта GPS-треков OSM”, в поле справа указываем те же масштабы, что и ранее при скачивании.
В поле “Куда сохранять” указываем место сохранения и имя будущей карты.
И нажимаем “Начать”:

После завершения процесса в указанном нами на компьютере месте будет лежать растровая карта в формате SQLite. Теперь наша задача переместить ее в программу Османд на планшете или телефоне.

5. Установка растровых карт в программу Osmand

Копируем самодельную растровую карту с компьютера в папку tiles Османда:

Вот она на месте:

Но еще не активна, Османд отображает базовые штатные векторные карты:

Для отображения нашей растровой карты ее нужно выбрать в настройках Османда “Источник карты”:

И вот результат:

Спасибо разработчикам программы SAS-Planet за широкий функционал, удобство работы и постоянное совершенствование проекта!

Работа с SAS.Планета

1. Введение.
2. Требования к технике.
3. Установка программы
4. Готовимся к поездке.
4.1. Скачиваем карты.
4.1.1.Как скачать карты.
4.2.Принципы визуализации карт в SAS планета.
4.2.1.Какие карты скачивать
4.3. Прокладываем маршрут.
4.3.1. Скачиваем трек.
4.3.2. Прокладываем трек сами.
4.3.3. Корректируем трек.
4.3.3.1. Изменяем путь.
4.3.3.2.Альтернативные пути.
4.3.4.Установка меток.
4.3.4.1. На основе Wikimapia.
4.3.4.2.Из сторонних ресурсов.
4.3.4.3. По координатам.
4.4. Экспорт комбинированного трека.
4.5. Согласовываем SAS планета и GPS.
5. Движемся по маршруту.
6. Заключение.

1. Введение.
Эта инструкция отнюдь не раскрывает огромные возможности программы SAS планета, а носит исключительно утилитарный характер - как применить программу в навигации по бездорожью. Некоторые рекомендации покажутся наивными подготовленным джиперам, но, «из песни слов не выкинешь».
Ниже описаны требования к технике; установка и переустановка программы; способы закачки карт для дальнейшей работы без интернета; принципы визуализации карт; подготовка маршрута, использование программы на маршруте.
В качестве приложений используются еще два файла. Это программа GPSPortChecker.exe, позволяющая определить настройки GPS на вашем компьютере и документ topo_legend.doc, описывающий условные знаки на картах (нужно для Генштаба). Приложения доступны по ссылкам:
cloud.mail.ru/public/5Qvg/WnJKnibkh
cloud.mail.ru/public/HRik/VNGKaVXLu

2. Требования к технике.
Полузащищенный ноутбук, обычный Windows планшет. Обращаю внимание, что в первом жесткий диск (наиболее чувствительная к тряске подсистема компьютера) защищен, а в планшете отсутствует, вместо него флэш-память, нечувствительная к вибрации. Следует отметить, что в планшете возможны нюансы при работе с сенсорным экраном, но треки можно готовить и на обычном компьютере, а потом переносить их на планшет. Впрочем, автор сам с планшетом и SAS планета не работал.
Рекомендации разработчиков для оптимальной работы:
ЦП: 2.8 ГГц
ОЗУ: 1.5 Гбайт
ОЗУ видеокарты: 128 Мб.
На мой взгляд, планшет вполне потянет, программа не берет много ресурсов. Необходим встроенный GPS, или возможность подключать USB устройства (тогда можно купить USB GPS приемник, например GPS GlobalSat BU-353 USB).
В случае если GPS на устройстве встроенный и есть sma разъем для подключения внешней GPS антенны (такое бывает на полузащищенных ноутбуках), можно купить внешнюю активную антенну (например, ANT GPS/GLONASS SG35C SMA-M 3M, Allis) и установить ее на крышу. По моему опыту это значительно увеличивает количество принимаемых спутников, следовательно, улучшает точность позиционирования.
Разумеется, следует обеспечить питание компьютера от прикуривателя, а также удобное и надежное крепление компьютера в машине.
Программа бесплатна. Хотя благодарные пользователи могут внести свой вклад: www.sasgis.org/forum/viewtopic.php?f=2&t=2385

3. Установка программы
Программу .

Сама программа - первая стрелка, наборы карт - две последующие. Для установки нужно:
1. из zip архива SASPlanet распаковать установочный комплект;
2. удалить из установочного комплекта содержимое папок Maps/sas.maps и Maps/sas.plus.maps;
3. содержимое скачанных архивов sas_team-sas.maps и sas_team-sas.plus.maps скопировать в папки Maps\sas.maps и Maps\sas.plus.maps.
Программа установлена. Для красоты можно сделать для нее ярлык на рабочем столе. Для этого надо создать ярлык на рабочем столе windows, указав путь к программе, как указано ниже:

Установка завершена. Если при запуске программы Вы получаете сообщения об ошибках, что-то сделали неправильно. Повторите установку, внимательно, проверив какие папки удалили и куда скопировали содержимое sas_team-sas.maps и sas_team-sas.plus.maps.

Замечание. Когда будете устанавливать новую версию программы (раз в несколько месяцев выходит новая стабильная версия), будьте очень аккуратны. Алгоритм следующий:
1. Копируем новую версию с заменой в старый каталог, исключая папки, начинающиеся с cache*** (в них расположены уже скачанные карты), также исключение составляют файлы с расширением ini в основном каталоге (в них настройки программы). Если вы настолько продвинуты, что добавили свои иконки в каталог MarksIcons, то сохраните и их.
2. Выполняем п.п. 2 и 3 из инструкции выше, разумеется, с новыми sas_team-sas.maps и sas_team-sas.plus.maps.
Более подробно процедура обновления описана .

4. Готовимся к поездке.
Как правило, команды меню, приводимые ниже, имеют иконки в верхней строке, удобнее пользоваться иконками, нежели ходить в меню.

Если навести курсор мыши на иконку, всплывает подсказка.

4.1. Скачиваем карты.

4.1.1.Как скачать карты.

Рассмотрим на примере. Нам нужен маршрут Баговская - Баракаевская. Скажем, Генштаб 500 м (1999-2010), в масштабе 16 (в терминах SAS планета). Выбираем источник данных в пункте меню Источник|Интернет и кэш :

Выбираем Генштаб 500 м (1999-2010) в пункте меню Карты :

Выбираем Яндекс Народная Карта в пункте меню Слои :

Меняя масштаб (стрелка 1, или колесико мыши), двигая карту (клавишами-стрелками или зажатой левой клавишей мыши), добиваемся, чтобы Баракаевская (стрелка 2), Баговская (стрелка 4) были видны на карте. При этом смотрим на отметку, сколько осталось скачать листов (стрелка 3). Последнее необходимо, чтобы дождаться, когда названия населенных пунктов будут читаемы:

Следующий шаг - выделение области, в которой должны скачиваться карты:

В выделенную область должны попасть все интересующие нас участки:

Наконец, выбираем Тип карты - Генштаб 500м (1999-2010) отмечаем в появившемся окне необходимый масштаб (16), нажимаем кнопку Начать , и ждем завершения процесса:

Процесс завершен:

Теперь у нас на компьютере, вне зависимости от интернета, 399 листов (по умному - тайлов) Генштаб 500 м (1999-2010), покрывающие указанный выше прямоугольник.

Замечание 1. Можно скачивать карты и другими способами:
1. Двигая карту и ожидая, пока скачается нужный участок (ждем, пока позиция «осталось» по стрелке 3 на рисунке выше не станет равной нулю).
2. Используя команду Операции|Операции с выделенной областью|Полигональная область (так можно скачивать карты в произвольном многоугольнике).
3. Используя команду Операции|Операции с выделенной областью|Выделение по пути (скачивание карт в указанной окрестности трека).

Замечание 2. SAS планета хранит данные в экономном формате, так для Генштаб 500 м (1999-2010) средний размер листа составляет 26-40 килобайт. То есть, скачанный в примере выше прямоугольник Баракаевская-Баговская займет не более 15 мегабайт. Генштаб 1 км всего Краснодарского края в масштабе 14 (больший начинает расплываться) занимает 365 Мб. на диске.

4.2.Принципы визуализации карт в SAS планета.
Из меню Карты выбираем основную карту. В меню Слои выбираем, какие слои нужно рисовать поверх основной карты. В результате видим комбинированную картинку:

На примере, кусок маршрута Баговская - Баракаевская. На основной карте спутник Google желтым выделяется слой Народная карта Яндекс , разноцветные линии - треки слоя Карта GPS треков OSM , линии речек и названия полян - слой OpenMapSurfer гибрид .
Также выбираем масштаб карты (стрелка или колесико мыши). Для поездки оптимальным вариантом является масштаб 16. В большем масштабе, не расплываются только некоторые спутники, в меньшем теряются детали. Исключением являются некоторые карты Генштаба (километровка имеет оптимальный масштаб 14) и ситуации, когда нужно скачать карты на большой площади, выделив фигуру визуально (в примере со скачиванием прямоугольника Баговская - Баракаевская пришлось установить на экране масштаб 13, видно на скриншоте из примера). Не путайте с масштабом скачивания!..
Скачанные карты остаются на диске и ими можно пользоваться без интернета.

4.2.1.Какие карты скачивать.

Все карты в выбранном прямоугольнике качаем в масштабе 16.

Карта В меню Использование Примечание
1. Генштаб 500 м (1999-2010) Генштаб Основная карта Самая точная из карт Генштаба
2. Генштаб 250 м Генштаб Основная карта В некоторых случаях большая детализация, чем в предыдущей
3. Народная карта Яндекс Яндекс Слой Очень полезна на подъездах к бездорожью
4. Карта GPS треков OSM OSM Слой Много треков, впрочем, часть пешеходных или вело
5. OpenMapSurfer гибрид OSM Слой Реки, названия полян, отметки особых точек (например, баня на Кунской поляне
6. Wikimapia Wikimapia Слой Контуры скал, каньонов, водопадов, ущелий, перевалов, населенных пунктов. При наведении курсора открывается информация
7. спутник (Google) Google Основная карта -
8. спутник (Яндекс.карты) Яндекс Основная карта -
9. спутник Here.com Nokia Основная карта -
В виде исключения я скачал покрытие всего Краснодарского края Генштабом 1 км. в масштабе 14, чтобы в любой ситуации иметь хоть какую-то карту.
В таблице указано несколько спутников. Как правило, выбираем один, без облаков покрывающий нужный кусок. Иногда, какие-то части можно скачивать разными спутниками.
В принципе, достаточно скачать выделенную область Генштаб и какой-либо из спутников. Карты из таблицы, используемые в качестве слоев, качаются очень быстро, их можно скачивать фоново (просто передвигая карту) по мере анализа и прокладки основного трека.

Замечание. Не откладывайте на последний день скачивание карт. Иногда бывает, что пару дней соответствующий ресурс не работает.

Мне сделали справедливое замечание, что карты, называемые в SAS планета Генштаб, на самом деле являются картами ГГЦ (ФГУП «Госгисцентр»). Действительно, надо знать авторов столь полезных вещей.

4.3. Прокладываем маршрут.

Конечный итог нашей работы - трек маршрута. Желательно с возможными вариантами объезда и отметками особых точек (достопримечательности, места для привала, и.т.д.).
Базовый трек можно:
скачать в интернете;
взять у друзей, записавших трек своего маршрута;
проложить самому.
Дорабатывать трек, а возможно и разрабатывать с самого начала придется самостоятельно.

4.3.1. Скачиваем трек.

Сведения о достопримечательностях можно найти здесь:
budetinteresno.info/index.html
travel-russian.ru/
www.ykoctpa.ru/places/?prov=google&z=2&ll=58.66848257227603%2C82.30234949999999&maptype=roadmap&mh=260&on=place
Сразу рекомендую скачать Достопримечательности Краснодарского края в базе треков Скиф 4х4.

Итак, мы добыли трек Баговская - Баракаевская. В пункте меню Метки|Управление метками создадим категорию Баговская (иначе после нескольких поездок с метками будет мусор). Новую категорию вводим в окошке выше, нажав на иконку по стрелке.

Следует обратить внимание на два поля. Первое - Категория , выберем Баговская. Второе, в разделе параметры путей выберем нужный цвет (если будут альтернативные маршруты, их следует различать цветом).
Выбираем Карта - спутник (тот, который скачали), слой - Народная карта Яндекс и ищем Баговскую, перемещая карту и меняя масштаб. Найдя Баговскую, мы увидим трек. Если трека не видно, то в окне Метки|Управление метками надо установить галочки как на категорию, так и на путь:

В результате получим нечто вроде:

Почему выбрана спутниковая карта со слоем Яндекс Народная? Дело в том, что спутник и Яндекс Народная хорошо масштабируются (в отличие от Генштаба) а для получения на одном экране всей области, которая нас интересует, заранее масштаб неизвестен.

4.3.2. Прокладываем трек сами.

Выбираем Карта - спутник (тот, который скачали), слои - Народная карта Яндекс и Карта GPS треков OSM, и ищем Баговскую, перемещая карту и меняя масштаб. Найдя Баговскую, меняем масштаб и двигаем карту, чтобы на экране были и Баговская и Баракаевская.
Далее, выбираем команду Метки|Добавить путь :
Щелкая мышкой, прокладываем (с оглядкой на треки OSM черновой вариант маршрута):

Нажимаем на кнопку Проложить маршрут (указана стрелкой), в результате получаем такое меню (проследите, чтобы кнопка с магнитиком была нажата, как на скриншоте внизу):

Наши маршруты OSM не считает автомобильными, поэтому выбираем одну из двух нижних строк. В результате получим:

Выбираем Категорию Баговская, вводим название пути Баговская-Кизинка-Баракаевская (план), также я бы советовал установить ширину 4, чтобы лучше различать основной трек. В разделе Метки|Управление метками добиваемся видимости построенного пути.
Не всегда OSM сможет построить путь, ничего страшного, все равно нам придется построенный путь редактировать, можем отталкиваться и от чернового варианта, который, впрочем, также необходимо сохранить и добиться видимости.

4.3.3. Корректируем трек.

4.3.3.1. Изменяем путь.

Проверяем и при необходимости изменяем построенный путь. Проложенный с помощью сервиса OSM путь выше, не нуждается в изменении. Поэтому возьмем за основу черновой путь в п. 4.3.2. Прокладываем трек сами.
Выбираем карту Генштаб 500м (1999-2010). Щелкаем правой клавишей мыши на любой точке пути. Получаем такую картинку:

Нам нужен пункт меню Изменить , получаем:

Точки ломаной (путь представляет собой ломаную линию) выделяются желтым цветом, путь можно изменять. Активизируем левую верхнюю точку, для этого щелкнем по ней левой клавишей мышки. Точка изменит свой цвет на красный. Захватив ее левой клавишей мышки, перетаскиваем на развилку лесной дороги, обозначенной на карте Генштаба:

Активизируем правую нижнюю точку, щелкнув по ней левой клавишей мышки, и щелкнем несколько раз по лесной дороге, обозначенной на Генштабе. Теперь трек пролегает по лесной дороге Генштаба:

Проверим себя, переключив карту на спутник:

Вроде все в порядке, нажимаем кнопку с иконкой дискета по стрелке 2, тем самым сохранив измененный путь.
Вот результат:

Замечание 1. По ходу корректировки мы можем менять карты, слои, масштаб.

Замечание 2. Если надо удалить активную (красную) точку, то пользуемся кнопкой по стрелке 1.

4.3.3.2.Альтернативные пути.

Иногда полезно проложить заранее альтернативный маршрут. Например, в случае наличия двух дорог, или при наличии недалеко достопримечательности, посещение которой зависит от скорости прохождения маршрута. Рассмотрим пример:

На маршруте, построенном сервисом OSM, просматриваются два варианта движения. Строим альтернативный маршрут. Выполняем команду Метки|Добавить путь , щелкая левой клавишей мышки на альтернативной дороге, получаем:

Сохраним новый путь, нажав кнопку с изображением дискеты:

4.3.4.Установка меток.

Метки при подготовке маршрута нужны для обозначения возможных сложных мест, достопримечательностей, и.т.д. Метки можно ставить на основе анализа карты.

4.3.4.1. На основе Wikimapia.

Например, установив карта спутник, а слой - Wikimapia , просмотрим подготовленный маршрут:

Стрелкой обозначена область, которую Wikimapia считает достойной внимания. Наведем мышку на эту область:

Если дольмены нас интересуют, щелкаем на области левой клавишей, получаем:

Вот теперь можно поставить метку по команде Метки|Поставить метку , щелкнув левой клавишей мыши в нужной точке:

4.3.4.2.Из сторонних ресурсов.

Также источником меток достопримечательностей могут быть ресурсы, описанные в п. 4.3.1. Скачиваем трек.

4.3.4.3. По координатам.

Наконец, координаты интересной точки можно найти в интернете и поставить ее на маршруте по географическим координатам. Здесь есть одна тонкость. Существуют различные типы географических координат. Например: градусы, минуты, секунды (координаты точки будут выглядеть примерно так - N44°23"20,59"; E40°20"10,24"); или градусы, минуты (координаты - N44°23,3431"; E40°20,2325"). Поэтому перед вводом точки по ее географическим координатам, по команде Параметры|Настройки выберите вкладку Внешний вид и в поле Формат представления координат, выберите нужный формат, а затем нажмите кнопку Применить :

Теперь для установки метки выполняем команду Метки|Поставить метку , щелкнув левой клавишей мыши в любой точке, и вручную корректируем поля Широта и Долгота, вводя найденные координаты.

4.4. Экспорт комбинированного трека.

В категории Баговская у нас два трека (основной и объезд) и метка дольменов. Можно экспортировать эти три элемента в один, для передачи на другое устройство, или другим людям. Делается это так: выделяем категорию Баговская, и щелкаем мышкой по изображению дискеты (стрелка):

Появится окно сохранения файла:

Вводим имя комбинированного трека и выбираем формат (наиболее распространенные *.kml и *.gpx). В сохраненном треке будут присутствовать и основой трек и объезд и метка дольменов.

4.5. Согласовываем SAS планета и GPS.

Перед поездкой надо «подружить» SAS планета и GPS навигационного компьютера. Для этого выполняем команду Параметры|Настройки и выбираем вкладку GPS :

Как правило, GPS устройство (что внешнее, что внутреннее) использует эмуляцию COM порта. Для определения параметров подключения можно воспользоваться программой GPSPortChecker.exe. Запускаем программу, отмечаем GPS Type - Other и нажимаем кнопку Find GPS . Вот результат:

Картинка показывает, что во вкладке настроек GPS SAS планета, нужно установить Порт - COM4, а Скорость - 9600, после чего нажать кнопку Применить .
Включим GPS - GPS|Подключить приемник , должна появиться картинка:

Наше местоположение (мы стоим на месте, когда движемся, квадрат превращается в треугольник по направлению движения) показано красным квадратом (стрелка 1), панель GPS показана стрелкой 2. Разумеется, проверка GPS должна проводиться на открытой местности. Проверим себя, для этого выполним команду GPS|Настройки , в случае работающей GPS появится картинка со спутниками:

Наличие спутников справа означает, что GPS работает (малое количество активных спутников объясняется тем, что скриншот сделан на балконе у меня дома).

5. Движемся по маршруту.

Устанавливаем Источник|Кэш (см. п. 4.1.1. Как скачать карты). Включаем GPS - GPS|Подключить приемник . Не забываем отображать трек пройденного пути GPS|Отображать трек . Он может пригодиться для других джиперов, или в случае возвращения назад. Трек пропадет, если вы выключите компьютер, если компьютер «заснет», то после пробуждения все будет в порядке. Чтобы сохранить трек, следует использовать команду GPS|Сохранить трек в базе . Также полезно включить движение карты за текущей позицией GPS|Автоматически перемещать карту .
Несколько правил движения:
1. Если вы двигаетесь параллельно треку, но не по нему, некоторое время, не беспокойтесь, или ваш GPS привирает, или привязка карты не совсем точна, или скачанный трек имеет те же недостатки.
2. Штурману обязателен компас. Когда на пути возникает развилка, необозначенная на карте, компас поможет определить, куда двигаться.
3. Не ленитесь ставить метки по ходу движения, «засады», места для привалов, достопримечательности помогут тем, с кем вы поделитесь (разумеется, объединенными треками см. п. 4.4. Экспорт комбинированного трека).
4. На наш взгляд, лучшая карта для движения - Генштаб 500 м (1999-2010).
5. Не бойтесь уйти от трека. Здравый смысл рулит, есть объезды препятствий, которые ни на каких картах не обозначены.
6. Заключение.
Приведенный выше материал - трехлетний опыт работы с SAS планета. Скорее всего, какие-то важные вещи автор еще не освоил. Буду благодарен за советы.
В приложениях правила чтения обозначений на картах и программа, определяющая настройки GPS.

Статья скорректирована по мотивам замечаний разработчиков SAS планета. Также учтено замечание VTs.

Целью написания данной статьи является повышение общего качества результатов изыскательских работ в области проектирования волоконно-оптических линий связи. Для этого мы подробно рассмотрим следующие моменты:

  1. Что такое программа «Sas Планета» и где ее скачать;
  2. Установка программы с нужными дополнениями;
  3. Обработка результатов изысканий в «Sas Планета»;
  4. Выгрузка результатов для передачи изысканий проектировщикам.

Основой любого проекта должны являться качественные исходные данные. Для того, чтобы исключить недопонимание между сторонами в связке «изыскатель — проектировщик», нужно обеспечить читабельность и релевантность информации, передаваемой в проектный отдел.

В данной статье мы рассмотрим, как это сделать, используя программу «Sas Планета» (Sas Planet).

Вам наверняка будет интересно, как произвести аналогичные действия в программе «Google Планета Земля». Для этого мы опубликовали .

Внимание! Здесь мы рассмотрим далеко не все функции программы, а только ее самые необходимые возможности.

Что такое «Sas Планета» и для чего она нужна

Программа «Sas Планета» (Sas Planet) используется для работы с картами и метками GPS. Без подобной программы проектирование линейных сооружений становится очень затруднительным.

«Sas Планета» позволяет загружать и выгружать карты из различных источников, а также размещать, импортировать и экспортировать GPS метки в форматах *.gpx, *.kml и *.kmz. Таким образом, можно импортировать метки из GPS навигатора и привязать их к картам. Также, мы можем определить местоположение объекта по карте, нанести нужные треки и метки и выгрузить в формат, удобный для дальнейшей работы.

Эти возможности позволяют значительно сократить время проектирования и предварительного обследования.

Загрузка и установка программы «Sas Планета»

Для начала работы нам нужно скачать и установить программу.

Загрузка «Sas Планета»

Загружать программу нужно исключительно с официального сайта. Вы должны перейти на сайт SasGis.org:

Для установки по нашему опыту лучше всего подходит Последняя тестовая версия (ночная сборка) . Также нужно скачать дополнительный набор карт (он же «дополнительный репозиторий»).

Нужно скачать архивы, отмеченные на скриншоте

После скачивания у вас должны появиться следующие архивы:

  1. SAS.Planet.Nightly. 170402.9678.7z — архив с программой;
  2. sas_team-sas.plus.maps- 67c52c96bf76.zip — архив с дополнительными картами к Sas Планета.

Названия архивов могут незначительно отличаться, это зависит от версии программы и даты ее релиза.

Установка «Sas Планета»

Для установки нужно просто распаковать архив SAS.Planet.Nightly. 170402.9678.7z в удобную директорию на жестком диске. Я создал папку SasPlanet_2017 на диске D и распаковал программу туда.

Перечень файлов после установки Sas Планета

После этого нужно установить дополнительные карты. Для этого нужно распаковать архив sas_team-sas.plus.maps- 67c52c96bf76.zip в папку «Maps». То есть помимо папки «sas.maps» в папке «Maps» должна появиться папка «sas_team-sas.plus.maps- 67c52c96bf76». Все как на скриншоте ниже.

На этом установка программы может быть завершена. Для запуска программы нужно дважды кликнуть по файлу SASPlanet.exe. Для удобства можно вынести ярлык файла на рабочий стол.

Интерфейс программы и ее первичная настройка

Перед началом работы нужно произвести первичные настройки программы для повышения удобства работы с ней. Также нужно ознакомиться с элементами интерфейса, чтобы в дальнейшем уже не останавливаться на этом.

Настройка программы

Запускаем «Sas Планету» и проверяем следующие настройки.

Источник, из которого программа будет брать карты, должен быть установлен, как «Интернет и кэш»

Основные элементы интерфейса

Подробнее остановимся на кнопках и функциях, к которым нам придется обращаться чаще, чем к остальным.

Выбор карты

Для выбора карты нужно перейти в обозначенный пункт и указать основную карту.

Лучше всего из нашего опыта работают карты:

  1. Яндекс;
  2. Google;
  3. Bing;
  4. Генштаб.

Выбор слоев, накладываемых на основную карту

Для того, чтобы поверх основной карты отображались дополнительные данные (границы росреестра, города, дороги и т.д.), нужно выбрать необходимый слой из имеющегося списка. Список отображается при нажатии на указанную кнопку.

Дополнительные слои поверх основной карты

Этим способом можно поверх спутниковых снимков наложить карты улиц или границы по Росреестру.

Для работы с метками можно пользоваться кнопками, указанными на рисунке ниже.

С их помощью Вы имеете возможность поставить GPS-метку, нанести трассу или полигон на трассу.

Для того, чтобы поставить метку на карту, нажмите на кнопку «Добавить новую метку», а после этого кликните по месту установки метки на карте. Появится окно характеристик метки следующего содержания:

В окне настроек нужно задать имя метки, категорию (папку, в которой будут сгруппированы метки). Также можно откорректировать широту, долготу и описание метки.

Внимание! Для того, чтобы настройки метки (обозначение, категорию, цвет) автоматически сохранились и подставлялись в каждую следующую метку, нажмите на кнопку «~» в левом нижнем углу окна настроек и подтвердите использование настроек по умолчанию.

Импорт GPS координат в программу «Sas Планета»

Импорт GPS координат в программу произвести очень просто. Нужно «перетащить» файл формата *.gpx, *.kml или *.kmz на окно программы. После этого появится окно импорта файла.

После этого нужно указать, в какую категорию требуется импортировать метки, и нажать кнопку «Начать».

Экспорт GPS координат из программы «Sas Планета»

Экспорт GPS координат производится с помощью окна «Управление метками». Доступ к окну открывается после нажатия соответствующей кнопки на панели инструментов.

Окно «Управление метками» содержит информацию метках и категориях, в которых они расположены. В левой колонке расположен список категорий меток, а в правой — сами GPS-метки выбранной категории.

Для того, чтобы выгрузить нужную категорию меток, нужно кликнуть правой кнопкой мыши на нужной группе и выбрать команду «Экспортировать группу».

Экспортировать можно и отдельно взятую метку, для этого нужно кликнуть правой кнопкой мыши на нужной точке и выбрать команду «Экспортировать метку».

Программа имеет возможность экспортировать метки в форматах *.kml и *.kmz.

Обработка результатов изысканий

После того, как вы ознакомились с основными функциями и особенностями программы, мы можем приступить к рассмотрению использования «Sas Планета» в оформлении результатов изысканий. Для примера возьмем небольшую трассу ВОЛС, в рамках проектирования которой предусмотрен подвес волоконно-оптического кабеля по опорам воздушных линий электропередачи.

Отчет по изысканиям, проводимым с целью проектирования линейного объекта, как минимум должен содержать документы, полученные от заинтересованных лиц в результате обследования трассы, информацию об основных точках трассы и фотографические материалы. Рассмотрим несколько вариантов проведения изыскательских работ.

Вариант 1. Съемка трассы производилась с помощью GPS навигатора

В этом случае изыскатель проходит всю трассу ВОЛС (пешком или на транспорте) и точно позиционирует все опоры ВЛ с помощью GPS навигатора типа «Garmin eTrex 30X» или схожей модели. Помимо этого изыскатель фотографирует каждую опору.

В результате на выходе получается следующий состав данных:

  1. фотографии опор (как можно более подробные);
  2. GPS метки всех опор в формате *.gpx или схожих;
  3. документы, полученные у собственников ВЛ (схемы подстанций, акты реконструкции линии и так далее).

После этого изыскатель нумерует фотографии опор, чтобы в дальнейшем не возникло путаницы при проектировании, и передает GPS-метки, фотографии и документы в проектный отдел.

Вариант 2. Производилась только фотосъемка трассы

Если у изыскателя по какой-либо причине не было GPS навигатора на момент проведения работ, то вероятнее всего проводилась только фотосъемка опор на трассе ВОЛС. В этом случае может помочь использование фотоаппарата со встроенной возможностью геопозиционирования снимков. Это в большинстве случаев является приоритетной характеристикой фотоаппарата, выбираемого для проведения изысканий.

Но случается так, что такого фотоаппарата тоже нет в наличии. Тогда необходимо, чтобы изыскатель наметил трассу, самостоятельно поставив GPS-метки на карте в программе «Sas Планета». Делать это должен изыскатель, побывавший на трассе. Особенно это касается ВЛ напряжением 0,4-10 кВ, так как опоры очень малы и зачастую расположены рядом с опорами других ВЛ, что практически исключается возможность того, что сторонний человек разберется с проектной трассой.

Подробнее рассмотрим порядок работы изыскателя с указанной программой.

1. Запуск программы и поиск населенного пункта

Для начала изыскатель запускает программу «Sas Планета» и вводит населенный пункт, рядом с которым расположена трасса, в поисковое окно программы. Это ускорит ориентирование на карте и позволит быстрее перейти к месту проектирования.

Для поиска введите название и нажмите Enter

2. Определение места расположения начальной опоры

Основываясь на знаниях географии и разобравшись с местностью, изыскатель может определить начало трассы и ее конец. Это все проводится с помощью перемещения карты мышью при зажатой левой кнопке, а также с использованием масштабирования (колесико мыши).

3. Выбор наиболее информативной основной карты

Для того, чтобы определить спутниковый снимок, который больше всего подходит в вашей работе, воспользуйтесь функцией выбора основной карты, которая рассмотрена выше в этой статье. Вот пример отображения одного и того же участка на разных спутниковых снимках.

На разных спутниках может быть различная видимость

4. Нанесение GPS-меток трассы

  1. Определяет расположение опоры на спутниковом снимке;
  2. Нажимает кнопку «Добавить новую метку»;
  3. Указывает расположение опоры;
  4. Заполняет поля в окне с характеристиками новой метки, указывает нужную категорию метки и при необходимости ее имя;
  5. Нажимает на кнопку «~» в левом нижнем углу окна настроек и подтверждает действие, чтобы не заполнять наименование категории и цвета метки снова (они будут заполняться по умолчанию);
  6. Нажимает кнопку «Ок».

Такой алгоритм работы применяется к каждой опоре. Работа упрощается тем, что после нажатия «~» больше не понадобится вводить название категории.

5. Экспорт группы GPS-меток

После того, как все метки проставлены, изыскатель может выгрузить группу меток способом, который приведен в разделе «Экспорт GPS координат из программы» этой статьи.

6. Выдача результатов

Изыскатель переименовывает фотографии опор, чтобы точно указать, где какая опора сфотографирована. После этого передает файл GPS-меток, фотографии и документацию в проектный отдел для дальнейшей обработки.