Полезные ископаемые — интересная информация. Познавательное занятие «Полезные ископаемые» в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 «Людмила» комбинированного вида

Организованная

образовательная деятельность.

Область «Познание»

(ознакомление с окружающим миром)

тема: «Полезные ископаемые»

(для детей подготовительной к школе группы)

Воспитатель:

Бевз Майя Антоновна

г. Королёв

2014 г.

Цели и задачи:

Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов, где используются свойства магнитов в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование:

Посылка, образцы полезных ископаемых, емкость с водой, 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны, магниты, лист картона формата А3 с нарисованной трассой гонок (две дорожки), установленный на четырех кубиках (можно прикрепить кнопками), заготовки для машинок (дно, крыша), металлические пластинки для каждой машинки (можно от мебельного замка), кусочек пенопласта, портновская игла, цветная бумага, презентация «Полезные ископаемые» (в приложении).

Интеграция образовательных областей:

Познание, коммуникация, здоровье, художественное творчество.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: - Дети, к нам сегодня приходил почтальон и принёс посылку.

Давайте посмотрим что там. Записка. (Внутри записка и небольшая коробочка .)

Записка:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Крот из сказки «Дюймовочка». На днях я подсчитывал свои несметные богатства и наткнулся на коробку, которая мне досталась от прадедушки. Там внутри какие-то камушки. Я уже хотел было выбросить их, но Дюймовочка мне посоветовала этого не делать, а сначала разобраться что это. Она посоветовала обратиться к вам за помощью, так как вы уже скоро идете в школу и наверняка многое знаете. Помогите, пожалуйста!

С уважением, Крот»

Воспитатель: - Что же находиться в коробке? (открывает её)

Дети: - Полезные ископаемые.

Воспитатель: - Почему они так называются?

Дети: - Их добывают из-под земли. Они приносят пользу людям.

Воспитатель: - Какие виды полезных ископаемых вы знаете?

Дети: - Твердые, жидкие и газообразные.

Воспитатель: - Какими способами их добывают?

Дети: - Открытым (карьер) и закрытым (шахта).

Воспитатель: - Давайте разберемся какие полезные ископаемые в этой коробке. Чтобы назвать их, нужно отгадать загадки.

1.Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

Дети: - Гранит.

Воспитатель: - Какую пользу приносит гранит?

Дети: - Он используется в строительстве.

Воспитатель:

2. Раз огромнейший насос

Ухватил меня за нос.

Посадил меня в трубу

По трубе теперь бегу.

Прибегу я на завод -

Там меня нагреют.

Вот такие вот продукты:

Не конфеты и не фрукты.

Керосин, бензин, мазут...

Из меня произведут.

Без меня не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимается ракета.

Отгадайте, что же это?

Дети: - Нефть.

Воспитатель: - Что изготавливают из нефти?

Дети: - Бензин, пластмассы, моющие средства, лекарства.

Воспитатель:

3.Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий.

Дети: - Уголь.

Воспитатель: - Какую пользу он приносит людям?

Дети: - Это топливо.

Воспитатель:

4. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А чтобы сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу.

Дети: - Глина.

Воспитатель: - Для чего она используется?

Дети: - Из нее делают кирпичи, посуду, косметику (голубая глина).

Воспитатель:

5. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением.

Дети: - Торф.

Воспитатель: - Какую пользу он приносит?

Дети: - Это топливо и удобрение.

Воспитатель:

6. Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он - удобрение.

Дети: - Известняк.

Воспитатель: - Где используется известняк?

Дети: - Используется в строительстве. Из него делают мел.

Воспитатель:

7. На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает от спички.

Дети: - Газ.

Воспитатель: - Чем полезен газ?

Дети: - Это топливо, которое обогревает жилище, помощник в приготовлении пищи.

Воспитатель:

8. Не зря она варилась в доменной печи. На славу получились ножницы, ключи...

Дети: - Это руда.

Воспитатель: - Что делают из железной руды?

Дети: - Ножницы, гвозди, рельсы, магнит.

Воспитатель: - Вы сказали магнит. А что вы о нем знаете?

Дети: - Он притягивает железные предметы.

Воспитатель: - Я предлагаю вам отправиться в волшебную страну магнитов, где вы узнаете о свойствах магнитов и способах их применения. Становитесь вкруг на ковер. Полетели.

Физкультминутка

Руки в стороны - в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет.

Полетели, полетели,

Вперёд руками завертели.

А потом наоборот -

Назад помчался самолёт.

Воспитатель: - Вот мы и в волшебной стране магнитов. Давайте посмотрим что может магнит.

Опыты:

  1. Игра-опыт «Рыбалка»

Оборудование: Емкость с водой, 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны, магнит.

Ход опыта:

В емкость с водой опустить рыбок. Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она «клюнет», медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо выловить всех рыбок.

Результат опыта:

Рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом, их можно легко достать, не замочив рук.

Воспитатель:

Дети: - Поле магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.

Воспитатель: - Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

  1. Игра-опыт «Бумажные гонки»

Оборудование: Лист картона формата А3 с нарисованной трассой гонок (две дорожки), установленный на четырех кубиках (можно прикрепить кнопками),

Заготовки для машинок (дно, крыша), металлические пластинки для каждой машинки (можно от мебельного замка), ножницы и скотч (можно клей и кисти), магниты.

Ход опыта:

Скотчем прикрепить к днищам автомобилей металлические пластинки и приклеить крыши. Установить автомобили на старте. Установить магниты под картоном на уровне старта, где стоят автомобили, и двигать магниты по контурам дороги.

Результат опыта:

Автомобили двигаются по трассе, повторяя движения магнита, который дети двигают под картоном. Поле магнита, проходя через картон, притягивает металлические пластинки, прикрепленные к автомобилям, вынуждая их следовать за магнитом.

Воспитатель: - Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Дети: - Сила магнита действует через картон и бумагу.

Воспитатель: - Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

  1. Игра-опыт «Магнитная регата»

Оборудование: Кусочек пенопласта в виде лодочки, портновская игла для мачты, цветная бумага для паруса (можно сразу прикрепить парус к мачте); магнит, миска или таз с водой.

Ход опыта:

Пустить лодочку плавать в таз с водой. Управлять лодочкой, двигая магнит над тазом (не касаясь их).

Результат опыта.

Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.

Воспитатель: - Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Дети: - Сила магнита действует даже на расстоянии.

Воспитатель: - Благодаря свойству магнитов воздействовать на предмет можно на расстоянии и через растворы. Их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень чистые) вещества. Чтобы не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом, в пробирку с веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который, вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом, вещество перемешивается.

4. Опыт «Почему иногда два магнита отталкиваются?»

Оборудование (на каждого ребенка или на пару): два маленьких мебельных магнита.

Ход опыта:

Поднести два магнита друг к другу. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.

Результат опыта:

В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.

Воспитатель: - Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.

Магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов (показывает детям некоторые магнитные украшения) . Магниты используются и в детских игрушках (показывает детям магнитный конструктор из шариков или другую игрушку).

Воспитатель: - Ребята, вам понравилось проводить опыты?

Дети: - Да.

Воспитатель: - А теперь нам пора вернуться домой. Давайте снова встанем в круг и отправимся в детский сад.

Физкультминутка

Руки в стороны - в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет.

Полетели, полетели,

Вперёд руками завертели.

А потом наоборот -

Назад помчался самолёт.

Воспитатель: - Вот мы и вернулись. Понравилось наше путешествие?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Ребята, мы много сегодня с вами узнали о полезных ископаемых и о магнитах. Что вам больше всего понравилось?

(Ответы детей)

Воспитатель: - Я предлагаю вам на память о сегодняшних новых знаниях о полезных ископаемых, разукрасить фигурки из глины, которые потом вы заберете домой.


Надежда Шестернева
Познавательное занятие «Полезные ископаемые» в подготовительной группе

Предварительная работа

1. Рассматривание иллюстраций, чтение «Сказки о полезных ископаемых » по Ф. Кривину;

2. Наблюдения на прогулке, опыты, творческие задания;

3. Дидактические игры «Определи какой знак» , «Определи на ощупь» , со схемами и другие;

4. Беседы на тему «Подземные сокровища Амурской области» .

Материал :

1. Карточки – символы полезных ископаемых ;

2. Карта Амурской области;

3. Образцы пород : глина и песок (стаканчики с образцами на каждого ребенка) ;

5. Стаканчики с водой;

6. Палочки или веточки.

Ход занятия:

Игра «Да – нет»

Воспитатель загадывает предметы, а дети отгадывают, классифицируя предметы по схеме : Природный мир или растительный, живая или не живая природа и т. д.

Одна из отгадок – полезные ископаемые . Воспитатель спрашивает, почему их так называют, затем предлагает каждому из детей взять по карточке и определить, какое полезное ископаемое обозначено на карточке.

Вопросы детям :

1. Скажите, как используются песок, глина, уголь, строительный камень?

2. Как можно назвать их одним словом? А как еще можно назвать? (сокровища земли, кладовая земли и т. п.) ;

3. Люди, каких профессий добывают полезные ископаемые ? (геологи, шахтеры) ;

4. Чем занимаются геологи? (исследуют недра, изучают камни, отправляются в экспедицию) ;

5. Чем занимаются шахтеры? (работают в шахтах, добывают уголь) .

Воспитатель :

А теперь посмотрите на эту картинку. На ней изображена карта Амурской области. Выберите карточки с полезными ископаемыми нашего края . (дети выбирают из множества карточек с обозначениями полезных ископаемых , только те, которые есть у нас в области.

Вот видите, хоть область у нас и небольшая, но сколько богатств она хранит! Это и уголь, и железо, золото, глина, песок, строительный камень и т. п.

А сейчас давайте представим, что мы с вами – исследователи и у нас есть своя научная лаборатория. Мы поближе познакомимся с такими полезными ископаемыми как глина и песок . Тихонько пройдите за столы будем проводить опыты.

С помощью лупы внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из очень мелких зернышек – песчинок, как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые (белые или желтые в зависимости от разновидности песка) похожи ли эти песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются?

А теперь рассмотрим таким же образом кусочек глины. Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим соседкам, а в глине слипшиеся, очень мелкие частички.

Аккуратно нальем воду в стаканчик с песком, потрогаем его. Каким он стал? (влажным, мокрым) . А куда исчезла вода? Она забралась в песок и «уютно» устроилась между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит, сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается, быстро или медленно? Медленно, медленнее, чем в песок, часть воды остается сверху на глине. Сажаем палочку во влажную глину. Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую.

Заключение

Мы с вами рассмотрели и провели опыты с песком и глиной, а как вы думаете, где используются эти полезные ископаемые ? (в строительстве) и где они находятся? (в карьере под землей) В мире полезных ископаемых есть много других удивительных вещей. О них мы поговорим с вами на следующих занятиях .

Алла Буева
Конспект НОД «Знакомство с полезными ископаемыми»

Познание. Старшая группа.

Подготовила воспитатель 1 категории МБДОУ детский сад№3д. Ясенцы.

Конспект НОД .

Тема : " Знакомство с полезными ископаемыми "

Цель : Продолжение знакомство с полезными ископаемыми России (углем, мелом, песком, глиной, солью) .Уточнение представления о свойствах песка и глины в сравнении (песок состоит из песчинок, угля и мела, соли их свойства и различия. Закрепление и обогащение знания о полезности для человека природных богатств. Развитие сенсорных ощущений, интереса, развитие словаря и активизация речи. Воспитание чувства гордости к своему отечеству.

Средства : тарелочка с песком, глиной, углем, мелом, соль, баночки с водой, молоточек, черный лист бумаги, глобус.

на столе в тарелочках разложены : уголь, песок, глина, мел, соль

Дети, мы сегодня поговорим с вами о природных богатствах Земли.

Все природные богатства, которые люди добывают из глубины Земли и с её поверхности - это полезные ископаемые .

Наша страна богата различными полезными ископаемые (показ воспитателем на глобусе месторождения) . Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Одни необходимы в строительстве.

Как вы думаете, какие полезные ископаемые используются в строительстве?

Глина, песок, известняк

Другие служат топливом. Какие?

Торф, каменный уголь, газ, нефть.

Сегодня мы поговорим с вами о песке и глине - самых распространенных природных ископаемых , которые образуются под воздействием разрушения гор.

Давайте сравним песок и глину :

Дети рассматривает, ощупывают, бросают

После экспериментирование дети делают выводы :

Глина - мягкая, из неё можно лепить, она плохо пропускает воду.

Песок -, сухой, сыпучий, из сырого можно лепить, но при высыхании постройка ломается, песок хорошо пропускает воду.

Дети, вы хотите узнать, из чего состоит песок? Возьмите черный лист бумаги и положите немного песка.

-дети делают выводы : песок состоит из мельчайших песчинок, поэтому он сыпучий

Затем обращаю внимание на каменный уголь

Предлагаю эксперименты : положить кусочек угля в воду, ударить молоточком, начертить на бумаге.

Какой он?

Он черный, блестит на солнце, твердый, тонет в воде, при ударе распадается, оставляет следы.

Основное свойство угля - горючий (показ воспитателя - как уголь горит)

Затем показываю на глобусе некоторые месторождения угля

Уголь идет на отопление жилых домов, как топливо на заводах и фабриках. из каменного угля получают краски, лекарства (активированный уголь) и др. полезные вещества .

Затем предлагаю обратить внимание на мел. Мел изготавливают из ракушечника, который добывают вблизи моря, из него делают школьные мелки.

дети рассматривают мел : рисуют, бросают воду, ломают)

- Дети делают выводы : он бывает разного цвета, ломкий, раскалывается, размыкает, он оставляет следы - можно рисовать.

-Затем рассмотрим соль : для чего она нужна? где её можно найти (показ месторождений в России)

Какими свойствами обладает соль? как можно проверить?

После экспериментирования (пробуют на вкус, бросают в воду, из чего состоит? раскалывают молоточком)

- Соль : белая на цвет, соленая, хрупкая, состоит из кристаллов, нужна для приготовление пищи.

Уточнение знаний детей :

1. Какие полезные ископаемых вы знаете ?

2. Для чего нужны полезные ископаемые ?

В заключение занятия предлагаю рисовать, тема " Зимний пейзаж"(мелом на черном листе бумаги)

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знакомство с метро» Конспект НОД в подготовительной группе " Знакомство с Метро ". Цель: Познакомить детей с историей возникновения Метро Програмное содержание.

Конспект НОД «Знакомство с коровой» Занятие № 5 «Знакомство с коровой» Цель: ознакомление детей с домашними животными Задачи: - знакомить детей с коровой; - закрепить понятие.

Конспект НОД «Знакомство с Олимпийскими играми» КОНСПЕКТ НОД (открытое занятие). Образовательная область: «ПОЗНАНИЕ», Формирование целостной картины мира с элементами физкультуры Тема.

Конспект ООД «Знакомство со свиньёй» Занятие № 9 «Знакомство со свиньёй» Цель: ознакомление детей с домашними животными Задачи: - знакомить детей со свиньёй; - закрепить понятие.

Конспект занятия «Знакомство с числом 6» Тема: «Знакомство с числом 6» Образ. цель: 1) Познакомить с цифрой 6. 2) Учить считать в пределах шести. 3) Упражнять в порядковом счёте.

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с полезными ископаемыми «В поисках природных сокровищ» Тема: «В поисках природных сокровищ». Цель: Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством поисковой деятельности.

Конспект занятия «Знакомство с электричеством» Программное содержание. Продолжать знакомить детей с электричеством. Познакомить детей с историей электрической лампы и ее устройством.

Возраст: средняя группа (4-5 лет)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» , «Физическое развитие»

Задачи:

  1. Расширять представления детей о неживой природе (Социально-коммуникативное развитие)
  2. Продолжать знакомить с профессиями – шахтер (Познавательное развитие)
  3. Расширять представления детей о свойствах камней и их назначении (Познавательное развитие)
  4. Продолжать обсуждать информацию о предметах, выходящих за пределы привычного ближайшего окружения (Речевое развитие)
  5. Способствовать развитию любознательности (Речевое развитие)
  6. Дать понятие новых слов – недра Земли, полезные ископаемые, драгоценные камни. (Речевое развитие)
  7. Формировать навыки культуры слушания музыки (Художественно-эстетическое развитие)
  8. Совершенствовать двигательные умения (Физическое развитие)

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, музыкальная.

Методы и приемы: наглядные - иллюстрации, просмотр коллекции натуральных камней, просмотр фотографий драгоценных камней, словесные - беседа, рассказ, загадки, практические – прослушивание музыки.

Материалы и оборудование: иллюстрации, коллекция натуральных камней и фотографии драгоценных камней, диск со звуками моря.

Предварительная работа: чтение хакасской сказки «Почему замолчали горы» , дидактические игры «Отыщи такой же камень» , «Узнай на ощупь» , семейный просмотр мультфильмов «Гномы и горный король» , «Серебряное копытце» .

Логика образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, у нас в группе накопилась целая коллекция камней. Часть этой коллекции я привезла с моря, где отдыхала летом, многие из вас также были на море и на память об отдыхе привезли камни и принесли в детский сад. Кто из вас был на море? Что там видели? (ответы детей) . Хотите услышать шум моря? Сейчас я включу музыку, вы закроете глаза, будете внимательно слушать и представите картинку, которую вам она подскажет. (Дети слушают)

Что вы услышали, какие картинки пронеслись перед вашими глазами? (Ответы детей) .

Давайте еще раз послушаем музыку, слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место, как они стучат друг о друга?

Воспитатель: На подносе лежат морские камни, возьмите их в руки, какие они на ощупь? (ровные, круглые, гладкие) .

Воспитатель: Да, такими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода отбивает их края. И они становятся гладкими-гладкими – без единого уголка. А теперь возьмите камушки с другого подноса, положите рядом с морскими. Потрогайте их, что можно сказать о них? Какие они? (шероховатые, неровные, с острыми углами) .

Воспитатель: Так чем же отличаются морские и речные камушки? (Ответы детей) Сравните их по прочности (дети испытывают камни на прочность и делают вывод об их твердости) .

Воспитатель: Вы знаете, откуда взялись камни? (предположения детей) . Наша планета, необъятная прекрасная Земля, хранит много тайн. Хотите познакомиться с тем, что хранится внутри Земли?

Под землей существует целый мир! Да еще какой! Посмотрите (воспитатель предлагает иллюстрации с изображением подземных пещер, сталактитов, сталагмитов) . А как вы думаете, откуда произошли пещеры, как они образовались? (Предположения детей)

Эти пещеры сделала вода, Даже не верится, что такая мягкая и ласковая вода может быть такой сильной и такой могучей. Она может вымывать и промывать среди скал в горах целые залы пещер.

Воспитатель: (обращает внимание на бусы из натурального камня, фото драгоценных камней) ). Посмотрите, какие красивые формы, переливы цвета, какие линии в рисунке. Это матушка Земля с помощницей водой создали такие чудеса. Колечки и бусы сделаны из драгоценных камней. Камни эти очень красивые. Они блестят и переливаются разными цветами. Такие камни встречаются в земле редко, дорого стоят, поэтому и называются драгоценными. Полюбуйтесь этим солнечным камнем (воспитатель демонстрирует янтарь, дети рассматривают) Что вы можете сказать о нем? Хотите потрогать этот драгоценный камень и узнать его историю?

Воспитатель: Янтарь – это окаменевшая смола. Миллионы лет назад некоторые породы хвойных деревьев залечивали свои раны смолой: обломилась ли ветка, отщепилась ли кора дерева, тут же начинала выделяться смола, которая закрывала ранку. Как вы думаете, что произойдёт, если какое-то насекомое усядется на липкую смолистую поверхность? (Прилипнет) , смола - липкая, вязкая. В смолистых лужицах оставляли свои следы всякие мелкие звери и птицы: кто пушинку, кто пёрышко, кто шерстинку. В янтаре можно увидеть и пузырьки воздуха или капли дождя. Чтобы смола превратилась в янтарь, проходило очень много времени. Хвойные деревья старели и падали. Их засыпало землёй, под навалившимся тяжёлым слоем земли, смола затвердела, как камень, и становилась янтарём. А как же янтарь попал в море?. Через лес протекала река, янтарь - камень лёгкий и воды реки вымывали из земли и несли его с собой. Река впадает в море. И янтарный клад оказывался в море. Шторм и волны выносили камень на берег. Как красивые украшения дарят их на день рождения.

Воспитатель: (показывает кусок каменного угля) Ребята, как вы думаете, этот камень может служить украшением? Пусть он некрасивый, пачкает руки, но его ценность и польза для человека очень большая. Это каменный уголь. Он хорошо горит, используется как топливо для получения тепла и электроэнергии. Хранится уголь под землей, поэтому называется полезным ископаемым. Как вы понимаете выражение «полезные ископаемые» ? (Ископаемые - потому что нужно искать и выкапывать из земли, а полезные, потому что они приносят большую пользу для людей) . Почему называют уголь каменным? (потому что он твердый) В кладовой Земли, кроме каменного угля, хранится еще много полезных ископаемых, все они относятся к неживой природе. О них будем говорить в следующий раз. Вам интересно узнать, как добывают каменный уголь? Тогда нам придется отправиться в горы.

Физкультминутка

Мы сейчас пойдем направо,
А потом пойдем налево
В центре круга соберемся
И на месте повернемся

Мы тихонечко присядем
И немножечко приляжем
Мы поднимемся тихонько
И попрыгаем легонько.

Пусть попляшут наши ножки
И похлопают ладошки.
Повернемся мы направо
А потом пойдем мы прямо
Шли мы шли и до гор дошли.

Воспитатель: Добывают каменный уголь в карьерах, если залегает неглубоко, или в шахтах, если запасы находятся глубоко. (рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций) . Людей, которые добывают уголь, называют шахтерами, горняками (почему?) . Работа шахтёров очень трудная и опасная. Шахтеров все уважают за их силу, мужество.

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершили путешествие по недрам нашей Земли, узнали про полезные ископаемые. Кто первый отгадает загадку: «С виду неприглядный камень, он в земле лежит пластом, чтоб наверх его поднять, надо в шахте побывать. Под землёю огоньки - это в шахте горняки. Молотками отбивают этот очень нужный камень. (Уголь)

А что такое полезные ископаемые? (Ответы детей) . О каких полезных ископаемых вы сегодня узнали? (Ответы детей) . А как называются камни, из которых делают украшения? (Ответы детей) .

Придумайте, каким значком вы изобразите каменный уголь, янтарь (воспитатель предлагает детям нарисовать значки)

Задачи: расширять знания детей о природе, познакомить с подземными полезными ископаемыми, дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту (воды, энергии, газа), уметь перечислять их названия и определять к какой группе относятся.

Материал и оборудование: иллюстрации с изображением добычи нефти и газа, макет земли в разрезе, игрушка крот, подземные ископаемые.

Ребята, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие. Мы будем путешествовать по поверхности Земли и опустимся в самые ее глубины к самому центру.

Отгадайте загадку:

Все изгрыз и луг и сад

Землеройный аппарат

В темноте в часы прогулки

Рыл под полем переулки (крот).

Ребята, а где живет крот? (Под землей.)

Наша планета существует миллиарды лет. Природа за время существования Земли создала огромное разнообразие сокровищ в своих недрах. Эти сокровища бывают твердые, жидкие, газообразные.

Места, где в глубинах залегают полезные ископаемые называют – месторождением. Одни сокровища лежат на поверхности Земли, другие скрыты на глубине нескольких километров. Такие сокровища называют «Полезные ископаемые».

К твердым относятся: каменный уголь, гранит, железная руда.

Гранит – твердое вещество, прочный, зернистый. Его используют в строительстве. Верхняя часть земной коры получило название – гранитного слоя.

Каменный уголь – черного цвета, твердый. А кто мне скажет, а где используют уголь? (ответы детей). Уголь, помимо топлива используют в химической промышленности, из него получают краски, пластмассы.

(Показ картинок добычи каменного угля.)

К жидким – одним из представителей является нефть. Из нефти получают бензин, керосин. Это отличное топливо для машин и самолетов. Для добычи нефти строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. Она сама на Землю не выходит, ее выкачивают специальным насосом. (Показываю картинки добычи нефти.)

Ребята, послушайте загадку: На кухне у мамы помощник отличный

Он синим цветом расцветает от спички (Газ).

К газообразным относится – природный газ. Это очень легкое вещество, и очень хорошее топливо. Бесцветное, легкий, без запаха. Чтобы добыть газ также бурят скважины и по специальным трубам газ идет в разные регионы нашей страны. Его используют в быту, в промышленности.

А сейчас мы с вами немного отдохнем.

Физминутка:

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки

Стоп, немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

А сейчас мы с вами поговорим о строительных полезных ископаемых.

Гранит – При разрушении гранита образуется цветное ископаемое песок – глина. Песок – рыхлая порода (желтого, красноватого цвета). Песок состоит из мельчайших частичек. Из песка варят огромные стекла, делают хрустальные изделия.

Глина – располагается по берегам рек, в оврагах и низинах. Из глины делают кирпич, различную посуду, фарфоровые вазы.

Еще есть такое полезное ископаемое как – известь – это белое вещество, похожее на мел. Его используют в качестве удобрения.

Ребята, а сейчас давайте немного поиграем. Я буду вам загадывать загадки, а вы будете находить отгадку у меня на столе.

(На столе стоят в формах гранит, песок, глина, уголь, известь; картинки с добычей газа и нефти).

Очень прочен и упруг

Строителям надежный друг

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны (Гранит.)

Если встретишь на дороге

То увязнут сильно ноги

А сделать миску или вазу

Она понадобится сразу (Глина.)

Белый камешек растаял

На доске следы оставил (Мел.)

Покрывают им дороги

Улицы в селениях

А еще он есть в цементе

Сам он удобрение (Известняк.)

Он очень нужен детворе

Он на дорогах, во дворе

Он и на стройке и на пляже

И он в стекле расплавлен даже (Песок.)

По трубе течет, пироги печет (Газ.)

Он несет в дома тепло

От него кругом светло

Помогает плавить стали

Делать краски и эмали

Он и черный и блестящий

Помощник настоящий (Уголь.)

Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть).