Правителем эпохи дворцовых переворотов была. Образовательный портал - все для студента юриста

Урок истории в 7-м классе "Дворцовые перевороты"

Цели:

образовательная: выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.

развивающая: продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами; продолжить развивать у учащихся умения давать оценку поступкам исторических деятелей.

воспитательная: формировать интерес к отечественной истории.

Основные понятия: Дворцовые перевороты, Верховный тайный совет, фаворит, кондиции, “бироновщина”.

Оборудование: Генеалогическое древо Романовых, портреты правителей эпохи дворцовых переворотов, размноженный текст “Кондиций”, подписанных Анной Иоанновной.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологическая установка на работу.

II. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Начало XVIII века связано с деятельностью Петра I. Мы подробно рассмотрели его реформы в области экономики, органов государственного управления, армии и флота. А сегодня поговорим о тех событиях, которые произошли в России после смерти Петра Великого. Тема нашего урока “Дворцовые перевороты”. По ходу урока мы познакомимся с краткой характеристикой правителей данной эпохи, выясним причины дворцовых переворотов, заполним таблицу “Дворцовые перевороты XVIII века”.

Сроки правления Правитель Помощники, опора правителя

(Чертим таблицу в тетради по ходу урока, знакомясь с новой темой, учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, проверка осуществляется в конце урока)

Беседа с классом.

Непосредственно с темой нашего урока связаны два события, произошедшие в последние годы правления Петра I. Давайте вспомним эти события.

- Что, вы знаете о “Деле царевича Алексея”? (Дело царевича Алексея” побудило Петра изменить порядок наследования престола. В 1722 году он подписал указ)

- Каково содержание указа 1722 года о порядке наследования престола?

Продолжение лекции. Разбор сложившейся ситуации.

Петр Великий скончался 28 января 1725 года. Умирал он тяжело, с мучительными болями. Подданные не посмели обеспокоить его вопросом о наследнике. Предание утверждает, что перед смертью Петр написал: “Отдайте все…”. Дальнейших слов нельзя было разобрать. Указ о праве императора назначать своего преемника не был использован. А династическая ситуация оказалась сложной…(обращаемся к генеалогическому древу Романовых) Правами на престол обладали внук умершего императора Петр (сын царевича Алексея), жена Екатерина и дочери Анна и Елизавета. Была еще родня по линии старшего брата Ивана, с которым Петр начинал царствовать в 1682 году.

Но основными претендентами оказались Екатерина Алексеевна, вдова Петра I (за ней стоял Меньшиков), и его внук, Петр Алексеевич (его на троне хотели видеть представители старинных боярских родов, которых возглавлял Д.М.Голицын), которому тогда было 9 лет. Меньшиков сумел лучше использовать сложившуюся ситуацию, и с помощью некоторых других приближенных Петра, после смерти императора, при поддержке гвардейских полков, возвел на престол Екатерину Алексеевну. Поскольку она не проявляла государственных способностей, фактически правителем страны стал Меньшиков.

Этим избранием открывается эпоха дворцовых переворотов в России.

Дворцовые перевороты - смена власти, совершавшаяся узким кругом придворных и гвардейскими полками (записываем определение в тетрадь).

За 37 лет с 1725 по 1762 год пять раз при помощи оружия произошла смена правителей на троне. Начало этой эпохи положила смерть Петра I и последовавшая за ней борьба за власть различных группировок. А завершится эта эпоха воцарением на долгие 34 года императрицы Екатерины II.

Продолжение рассказа учителя. Итак, первая правительница эпохи дворцовых переворотов - Екатерина I. Наследовать императрице должен был Петр Алексеевич. Почему Екатерина согласилась предпочесть сына царевича Алексея дочерям? На Екатерину повлиял Меньшиков. Видя, что здоровье Екатерины I ухудшается, и она проживет недолго, князь решил породниться с царской семьей, рассчитывая выдать свою 16-летнюю дочь Марию замуж за Петра II.

В 1727 году начинается правление Петра II.

Но удача на сей раз изменила ему. Меньшиков тяжело заболел. Более месяца он был не в состоянии заниматься делами. В это время влияние на Петра II приобрел князь Иван Алексеевич Долгорукий. Царь перестал подчиняться Меньшикову. 8 сентября 1727 г. князя арестовали, а затем, лишив чинов и наград, вместе с семьей сослали в глухой город Березов. (отмечаем, что этот город находится на территории нашей области)

Избавившись от опасного соперника, Долгорукие поспешили упрочить свое положение при дворе. Сестра Ивана Долгорукого, Екатерина, была объявлена невестой Петра II. Но в январе 1730 г., незадолго до свадьбы с княжной Долгорукой, Петр II заболел оспой и умер. С ним пресеклась по мужской линии династия Романовых.

Вопрос о престолонаследии должны были решить члены Верховного тайного совета. Внимание “верховников” было привлечено к дочерям царя Ивана Алексеевича - Екатерине и Анне. Выбор был сделан в пользу Анны - вдовы небогатого герцога Курляндского, которая жила в Митаве как провинциальная помещица, периодически выпрашивая деньги у русского правительства. Одновременно Д.М.Голицын заявил: “Надо бы себе полегчить”. Речь шла о том, чтобы, приглашая Анну Иоанновну на царствование, ограничить власть монарха в пользу Верховного тайного совета. Анне были предложены “кондиции”, приняв которые она могла стать императрицей. (записываем в тетрадь определение понятия “Кондиции”).

Давайте познакомимся с этими условиями (раздаются на каждую парту).

Текст кондиций, подписанных Анной Иоанновной

без усмотрения и согласия высокого совета никакого в делах государственных не подавать решения, следовательно:

не объявлять войны и не заключать мира;

никаких не налагать поборов и налогов;

никого за преступления в оскорблении величества не осуждать к смерти в одной Тайной канцелярии и ни у единого дворянина не конфисковать имения без ясного доказательства на учиненное им вышеозначенное преступление;

беспрекословно довольствоваться определяемым на содержание ее особы и придворного штата годовым доходом;

казенных вотчин никому не дарить;

не вступать в брак и не назначать наследника престола.

Итак, в России была предпринята попытка ограничить абсолютную власть российского монарха. Анна подписала кондиции и поехала в Москву. Тем временем о “кондициях” стало известно при дворе. Против них выступила церковь и такая влиятельная сила как гвардия, дворянство. Когда Анна Иоанновна приехала в Москву, она получила от дворянства и гвардии челобитную, в которой они просили ее “принять самодержавство таково, каково Ваши достохвальные предки имели”. Анна разорвала кондиции. Верховный тайный совет был упразднен. Началось десятилетнее правление Анны Иоанновны. Долгорукие были арестованы и отправлены в ссылку в Березов, где незадолго до этого умер сосланный ими Меньшиков.

В 1730 г. начинается правление Анны Иоанновны. О внешности и характере императрицы Анны Иоанновны сохранились разные отзывы, порой противоположные. Для одних она “престрашного была взору, отвратное лицо имела, так была велика, когда между кавалеров идет всех головою выше, и чрезвычайно толста”. А вот мнение испанского дипломата герцога де Лириа: “Императрица Анна толста, смугловата, и лицо у нее более мужское, нежели женское. Щедра до расточительности, любит пышность чрезмерно, отчего ее двор великолепием превосходит все прочие европейские”. Вместе с Анной из Курляндии прибыли многие прибалтийские немцы, занявшие важные посты в органах государственного управления. Самым влиятельным стал фаворит Анны - Э.И.Бирон. Современник писал о Бироне: “Характер Бирона был не из лучших: высокомерный, честолюбивый до крайности, грубый и даже нахальный, корыстный, во вражде непримиримый и каратель жестокий”

В.О.Ключевский дал характеристику периоду, получившему название “бироновщины”: “Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забрались на все доходные места в управлении”.

Осенью 1940 г. Анна Иоанновна заболела. Единственной её родственницей была племянница (дочь сестры) Анна Леопольдовна, которая была приближена ко двору. У Анны Леопольдовны родился сын, которого сразу же объявили наследником престола. В октябре 1940 года Анна Иоанновна умерла, назначив Бирона регентом при малолетнем императоре Иване Антоновиче. Но Бирону не удалось удержать власть. Его ненавидели русские и немцы, презирала гвардия. Родители За императора опасались, что регент отнимет у них сына, а их вышлет в Германию. 9 ноября 1740 г. Бирон был арестован гвардейцами во главе с фельдмаршалом Минихом. Регентом при Иване Антоновиче стала Анна Леопольдовна. Её правление не было отмечено никакими важными решениями. Правительница ничем не интересовалась. В гвардии вновь стало формироваться настроение в пользу смены власти. Наиболее популярной кандидаткой на императорский престол была дочь Петра I и Екатерины I - Елизавета. В ночь на 25 ноября 1945 г. Елизавета явилась в казармы Преображенского полка и, призвала солдат послужить ей так же, как они служили её отцу. За женщиной вышли на трескучий мороз 300 гренадер.

Французский академик Альбер Вандаль, описывает эту ночь так: Толстый слой окрепшего снега прикрывал землю, заглушая всякий шум. Гренадеры торопливым шагом следовали за санями Елизаветы, молча и полные решимости: солдаты дали взаимную клятву не произнести ни единого слова во время пути и проткнуть штыком первого малодушного. А вот как пишут о Елизавете историки: -Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление, и, зная, что к ней особенно идет мужской костюм, она установила при дворе маскарады без масок, когда мужчины обязаны приезжать в полном женском уборе, в обширных юбках, а дамы в мужском придворном платье. Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин. …карта Европы лежала перед ней в её распоряжении, но она так редко на неё заглядывала, что до конца жизни была уверена в возможности проехать в Англию сухим путем, - и она же основала первый настоящий университет в России - Московский.

Елизаветы объявила своим наследником племянника Петра Федоровича - сына Анны Петровны, внука Петра I. (обращаемся к генеалогическому древу) 25 декабря 1761 года императором России стал Петр III. Довелось ему царствовать всего 186 дней. Отзывы о нем остались совершенно противоположные. - Давайте обратимся к материалу нашего учебника. На стр. 153 вы сможете познакомиться подробнее с личностью императора Петра III.

- Чем вам запомнится этот правитель России? 28 июня 1762 года Петр III был свергнут и арестован, а через неделю убит. На 34 года на престол вступила его жена Екатерина II.

Эпоха дворцовых переворотов закончилась.

Проверка таблицы “Дворцовые перевороты XVIII века”

- Каковы же были причины дворцовых переворотов?

отсутствие законного порядка наследования престола;

усиление роли гвардии.

III. Заключительная часть. Рефлексия.

Как я усвоил материал?

Получил прочные знания, усвоил весь материал - 9-10 баллов.

Усвоил новый материал частично - 7-8 баллов.

Мало что понял, необходимо еще поработать - 4-6 баллов.

1. Текст с ошибками.

После смерти Петра II встал вопрос о власти. Выбор верховников пал на герцогиню курляндскую Елизавету. Верховники решили усилить самодержавную власть и вместе с приглашением на престол направили её кондиции (условия). Кондиции были опубликованы во всех газетах. Елизавета не подписала их. Приехав в Москву, она узнала, что почти все дворяне поддерживают кондиции. После этого она их подписала.

2. Тест. Назвать о каком правителе идет речь?

1. “Царь - высокий мужчина с прекрасным лицом, хорошо сложен, с большой быстротой ума, в ответах скор и определенен, жаль только, что ему не достает полной светской утонченности. Он показал нам руки и дал нам ощупать, как они загрубели от работ” - так выглядел в глазах иностранцев:

Алексей Михайлович,

Петр I,

Петр II,

Петр III.

2. “Лишь подписав кондиции”, могла стать Российской императрицей:

Екатерина I,

Анна Иоанновна,

Анна Леопольдовна,

Елизавета Петровна.

3. Курляндский дворянин, отличавшийся высокомерностью, грубостью, игравший при дворе императрицы Анны Иоанновны главную роль. Его имя стало нарицательным, им иногда называют весь период 1730-1740 гг.

К.Фридрих,

А.И.Остерман,

Э.И.Бирон,

А.П.Волынский.

4. С призыва к солдатам в казармах Преображенского полка служить ей, как её отцу началось ее 20-летнее царствование:

Анны Леопольдовны,

Елизаветы Петровны,

Екатерины II,

Анны Иоанновны.

Домашнее задание: § 20-21, записи в тетради

IV. Самоанализ урока.

Учебный материал для 7 класса по истории Отечества состоит из пяти разделов или глав. Урок по теме “Дворцовые перевороты” открывает четвертую главу - “Россия в 1725-1762 гг.”. Это очень противоречивый, насыщенный событиями, именами и датами период русской истории. Данный урок неразрывно связан с тематикой предыдущей главы, рассматривающей Петровскую эпоху, непосредственно опирается на генеалогию рода Романовых, документы о порядке наследования престола. В ходе урока учащиеся должны разобраться в причинах дворцовых переворотов, усвоить последовательность сменяющихся на российском престоле императоров, что представляет для семиклассников определенную трудность. Хотелось бы обратить внимание учащихся на внешность, характер, индивидуальные особенности, поступки русских самодержцев этого периода. Именно в этой связи избраны средства наглядности, использованные на уроке.

Реальные учебные возможности данного класса весьма своеобразны. Добрая половина класса очень активны, любопытны, усваивают учебный материал легко, откладывая в памяти мельчайшие подробности сказанного учителем, охотно читают дополнительную литературу по предмету, готовят сообщения. Другая половина класса, наоборот, пассивна, с трудом включается в работу на уроке, не владеет материалом учебника даже на хорошую тройку. Поэтому, при планировании урока выбрала именно такие методы обучения: словесный (лекция с элементами диалога), наглядный (использование портретов, генеалогической схемы) и практический (заполнение таблицы, работа с документом). Все это вместе позволило мне в определенной степени поддерживать внимание учащихся и их интерес к излагаемому материалу, кроме того, отражение фактического материала в табличной форме и фиксирование основных понятий темы в тетради позволит нерадивым ученикам дома повторить материал в сжатой форме.

Выбранная структура урока рациональна для решения поставленных задач, т.к. позволяет эффективно использовать творческий потенциал сильных учащихся, формировать у них умение обобщать события и формулировать выводы, слабые учащиеся получают возможность давать оценку поступкам исторических личностей, учатся высказывать собственное мнение по поставленной проблеме. Нацеленные на рефлексию в конце урока, семиклассники ответственно относятся к усвоению материала, меньше отвлекаются, т.о достигается высокая работоспособность всех учащихся в течение всего урока. Сильные учащиеся заинтересованы фактическим материалом и возможностью диалога, слабые – наглядностью и опасением за результаты итогового тестирования.

Объект прочного усвоения выделен в тетради, этим достигается ориентация учащихся в объеме полученной информации, исключается перегрузка учащихся при выполнении домашнего задания.

Одной из непредвиденных ситуаций, которые могли бы случиться во время урока, могла стать нехватка времени, спровоцированная большим интересом учащихся к некоторым историческим лицам, или более продолжительным временем на работу с документом или пунктом учебника, которое требуется для более слабых учащихся. В таком случае, таблицу можно проверить на следующем уроке, можно перенести на следующий урок проверочный тест (рефлексию).

При наличии у учащихся рабочих тетрадей к УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной, урок можно было спланировать по-другому. Например, можно было скомплектовать разноуровневые микрогруппы учащихся и позволить им выполнять самостоятельно в группе задания соответствующего уровня, а затем озвучить результат. На втором уроке по теме обобщить изученное и провести рефлексию.

В ходе урока были небольшие отклонения от плана: больше запланированного времени пришлось уделить генеалогическому древу, учащиеся показали большой интерес к создавшейся ситуации в России первой четверти XVIII в., много рассуждали о личностях и их поступках, о несправедливом, по мнению детей, порядке наследования престола. Поэтому проверку таблицы перенесли на следующий урок.

V. Итоги рефлексии:

В классе 20 человек, присутствовали на уроке и писали работу 17 учащихся.

Получили прочные знания, усвоили весь материал – 9-10 баллов – 8 чел. (47 %)

Усвоили новый материал частично – 7-8 баллов – 5 уч-ся (29 %)

Мало что поняли, необходимо еще поработать - 4-6 баллов – 4 чел. (23%)

В целом ощущаю удовлетворение от урока, цели урока, в основном, достигнуты. Считаю необходимым для себя совершенствовать формы и методы ведения урока, дифференцировать задания и изучаемый материал, что пока мне плохо удается.

Период дворцовых переворотов

Главной причиной частоты и легкости переворотов было усиление гвардии, дворянской по своему составу, в государственных делах.

Екатерина I - 1725-1727

Внутренняя политика

Внешняя политика

- Создан Верховный тайный совет

- Помещики получили право сами продавать продукцию своих хозяйств

Петр II 1727-1730

Внутренняя политика

Внешняя политика

1727 замена управления городами, вместо магистратов ставился воевода

Анна Иоанновна 1730-1740

Внутренняя политика

Внешняя политика

1730 – создан Кабинет министров

1731 – создана Канцелярия Тайных розыскных дел

- срок обязательной службы дворян сокращался до 25 лет

- отмене указ о единонаследии

- открыт Шляхетский корпус для детей дворян, по окончании которого они становились офицерами

- запись дворянских детей в полки с младенческого возраста

1735 – повинности зажиточного казачества сводились к военной службе, рядовые казаки приравнивались к крестьянам

1736 – закрепление за мануфактурами наемных работников навсегда

1733-1735 – война за польское наследство

1735-1739 – русско-турецкая война (Белградский договор)

1741-1743 – русско-шведская война

1742 – шведская армия капитулировала под Гельсинсдорфом (Абосский мир)

1731 в состав России вошли земли казахского Младшего жуза

1740-1743 – Среднего жуза

Иван YI Антонович 1740-1741

Внутренняя политика

Внешняя политика

Елизавета Петровна 1741-1761

Внутренняя политика

Внешняя политика

В - проведена 2-ая перепись податного населения

1746 - подтверждение привилегии дворян на владение землями, населенными крепостными крестьянами

Дворянство освобождено от наказаний розгами и кнутом

1760- помещики могли без суда ссылать крестьян на поселение в Сибирь, продавать крестьян в рекруты, расширять свои наделы за счет крестьян

1754- отмена внутренних таможенных пошлин

1755 – Конференция при Высочайшем дворе

1744 - указ о расширении сети начальных школ

Открыты первые гимназии: 1755 – Москве,

1758 - Казани

1755 г. – основан Московский HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82" университет в 1757 г. - .

1744 г. Порцелиновой HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%84%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4" мануфактуры под Петербургом

1744 – основан Смольный монасттырь

1741 – 1743 Русско-шведская война (Абосский мир)

1756-1762 - Семилетняя война

1757 – русские войска во главе с Апраксиным вошли в восточную Пруссию

19 августа 1757 – сражение при

Гросс – Егерсдорфе

- Апраксина заменяют на Фермора

- август 1757 – Фермор бежит с поля боя в Восточной Пруссии

- Фермора заменяют на Салтыкова

1759 – сражение под Кунерсдорфом

1760 – русские войска вошли в Берлин (Салтыкова заменяют на Бутурлина)

1761 – взята крепость Кольсберг

Петр III 1761 – 1762

Внутренняя политика

Внешняя политика

« Манифест о вольности дворянства » по которому дворяне освобождались от обязательной службы государству

- прекратил Семилетнюю войну, вернул Фридриху II все завоеванные территории

Екатерина II 1762-1796

Внутренняя политика

Внешняя политика

Политика просвещенного абсолютизма:

- неограниченная власть монарха, который разрабатывает идеальную систему законов

- секуляризация церковного землевладения

- просвещение народа, распространение научных знаний в обществе

1765 - учреждение дворянского Вольного экономического общества

1765 – разрешено ссылать крестьян на каторгу (наказание за жалобу на помещика)

1767-1768 – работа Уложенной комиссии

1771 – запрещение публичной продажи крепостных крестьян за долги помещиков

1773-1775 – крестьянская война под предводительством Е.Пугачева

1775 – введение права на открытие предприятий без разрешения правительства

- упорядочение крестьянских повинностей

1775 – губернская реформа

1775 – ликвидирована Запорожская Сечь

1785 – Жалованная грамота дворянству

1785 – Жалованная грамота городам

1768-1774 - Русско-турецкая война

( Кючук - Кайнаджирский договор)

1783 – включение Крыма в состав России

1783 – подписан Георгиевский трактат о протекторате России над Восточной Грузией

1787-1791 – Русско-турецкая война

( Ясский мирный договор)

1772 – первый раздел Речи Посполитой

России отошли – восточная Беларусия и часть Литвы

1793 - второй раздел Речи Посполитой

России отошли – вся Беларусь с Минском и Правобережная Украина

1795 – третий раздел Речи Посполитой

России отошли – основная часть Литвы, Западная Беларусия, Западная Волынь, Курляндия

1788-1790 – русско-шведская война

1790 – первая антифранцузская коалиция

1795 – вторая антифранцузская коалиция

1798 – третья антифранцузская коалиция

Павел I Петрович 1796 - 1801

Внутренняя политика

Внешняя политика

- Введена строжайшая цензура, запрещен ввоз иностранных книг

1796 – указ « О престолонаследии »

1797 – указ « О трехдневной барщине »

- ослабление гонения на старообрядцев

« Разжалованная грамота дворянству »

- необходимость явиться в полки всем записанным с малолетства дворянским детям

- введение налогов для дворян на содержание администрации

- ограничение свободы дворянским собраниям

- возобновились наказания палками дворян – унтер-офицеров

- запрет на жестокое обращение офицеров с солдатами

- участие в антинаполеоновской коалиции

1798 – Ф.Ф.Ушаков захватил крепость на острове Корфу, взял Ионические острова,

Освободил Неаполь, вступил в Рим

1799 – А.В. Суворов соверщил Итальянский и Швейцарский походы (переход через Альпы через перевал Сен-Готард)

1800 – переход на сторону Наполеона

1801 – направление русских войск для захвата британской Индии

11 марта 1801 года последний дворцовый переворот убийство Павла I


Быт и обычаи населения России первой половины 19 века.

8 класс, история

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Цель урока: познакомить учащихся с условиями жизни основных сословий Российской империи.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие навыков сотрудничества при работе в группе.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать; развитие у учащихся самостоятельности;

Предметные: развитие умений работать с учебником; сопоставить особенности представителей различных сословий России в первой половине 19 века.

Предварительная подготовка: опережающее задание учащимся: прочитать параграф о быт разных сословий России; учителя: подготовка раздаточного материала.

Схема содержания урока.

Ребята, а в каком веке мы живем? А что окружает человека в 21 века, каковы условия его жизни?

А вам интересно узнать в каких условиях жили люди 2 века назад?

Тогда я предлагаю активно поработать сегодня на уроке. Потому что тема нашего урока звучит так: Быт и обычаи населения России первой половины 19 века.

Так какие же мы поставим цели для себя?

Создание проблемной ситуации.

Учебно-познавательная деятельность

Распределяют обязанности по группе: кто за какое задание отвечает, отбор материала.

Каждая группа представляет одно из сословий (дворянство, крестьянство), получает пакет с заданиями:

Опишите жилище, расскажите о его внутреннем убранстве

Расскажите об одежде сословий…

Составьте меню для сословия…

Как проводили свой досуг (свободное время) представители сословия…

Вводная информация и инструктаж.

Распределение ролей в группе.

Контроль и оценка результатов деятельности

Представление результатов работы групп.

Ответы учащихся.

У групп есть друг к другу вопросы?

(Раз всем все понятно, тогда я задам вам вопрос.) Ребята, а машина времени существует? А если бы она существовала, то куда бы вы отправились? А я вам могу сказать, что существует, это наша фантазия, воображение. Я вам предлагаю написать сочинение «Один день моей жизни в России 19 века». Но не забудьте, что вы будете представителями одного из сословий. Кроме того на уроке вы изучили быт людей, но не изучили обычай и этим тоже вы займетесь дома. Было бы совсем замечательно, если вы обратитесь к дополнительным источникам.

Каждая группа в течение 3-5 минут сообщает о результатах своей работы.

А теперь давайте подведем итог нашей работы, и для этого мы вернемся к тем целям, которые мы перед собой поставили.

Эпоха дворцовых переворотов начинается с 1725 года и заканчивается в 1762 году. Первая дата – это смерть Петра I (обратите внимание на написание, иногда ошибочно пишут «смерть Петра 1», но императоров всегда обозначали римскими цифрами). Из-за его «Указа о престолонаследии», который возник из-за большого и серьёзного конфликта императора с собственным сыном, круг возможных наследников значительно увеличился. И теперь становилось непонятно, кому отдать предпочтение – Екатерине I или же Петру II? Между дворянами разгорелась борьба, а победителем часто становился тот, кто успевал вовремя обеспечить себе возможность опираться на штыки в буквальном смысле слова. То есть на гвардию.

Заканчивается же этот период в 1762 году, когда к власти пришла императрица Екатерина II при активной поддержке графа Воронцова. При этом её законный муж Пётр III, через брак с которым она и получила право на трон, был, по слухам, убит. Впрочем, официальная версия настаивала на том, что у него были колики. Одним словом, Россия после Петра оказалась раздираемой борьбой за власть. Итак, эпохой дворцовых переворотов называют весьма конкретный период, когда власть устанавливалась силой. А правитель, по фатку, выбирался группой дворян. Обратите внимание на то, что убийство Павла I сюда не относится, хотя его тоже можно назвать переворотом. Но это событие уже не имеет отношения к эпохе: оно не было связано с действиями Петра I, у него совсем другие причины, императором стал Александр, который и должен был быть правителем изначально.

Для школьников дворцовых переворотов эпоха часто становится сложной темой. Поэтому если предстоит, например, тест, лучше всего для начала постараться выучить даты, чтобы понять, сколько именно занимало то или иное правление. Заодно это позволит увидеть картину в целом. Если представить всё трудно, вам обязательно поможет таблица.

Итак, правление Екатерины I длилось недолго, до 1727 года. Она скончалась от чахотки, по одним данным. Её привёл к власти Меньшинков. Власть была сильно ограничена Верховным Тайным Советом. Потом короновали Петра II, который опирался на Долгоруких, Совет продолжал действовать, поскольку правитель был ещё откровенно мал и слабо интересовался государственными делами. Но в 1730 году он умирает от оспы. И императрицей становится Анна Иоанновна, которая правила до 1740 году. Вначале её поддерживала часть дворян и гвардейцы, под конец правления – Тайная канцелярия.

Дальше в 1740-1741 года у власти находилась Анна Леопольдовна как регент внучатного племянника Петра Великого Иоанна Антоновича. Её лишили власти, поскольку поддержка здесь была минимальной, опиралась она, в основном, на немецкое дворянство, а от этого народ и дворяне русского происхождения ужасно устали за предыдущее десятилетие.

В 1741 году на престол взошла Елизавета I, дочь Петра I. Пользовалась обширной поддержкой гвардейских полков. Правила до 1761 года, когда трон перешёл к Петру III. Но у того отсутствовала опора, в итоге в 1762 году править стала Екатерина II, у которой престол был до 1796 года. Умерла естественной смертью.

Собственно, это – эпоха дворцовых переворотов кратко, она наглядно показывает, сколько проблем может вызвать один необдуманный Указ. С другой стороны, он давал женщинам возможность занять престол, а елизаветинский и екатерининский (имеется в виду Екатерина II) периоды оказывались для империи весьма благоприятными. И с этой точки зрения итоги дворцовых переворотов нельзя назвать сугубо отрицательными. Ведь если бы не Пётр I, у них не было бы возможности занять престол. А все наследники по мужской линии доверия не вызывали.

Эпоха дворцовых переворотов: причины

Основной причиной стал «Указ» Петра I, посвящённого престолонаследию, а также то, что он давал возможность монарху, по факту, передавать трон по своему усмотрению практически кому угодно. В целом, этого достаточно, но если 10 класс будет сдавать тест, то могут попросить перечислить несколько факторов. И здесь нужно уточнить, что речь шла о борьбе за власть между дворянами, о том, что переворот как таковой был их единственным способом как-то повлиять на происходящее в стране. Выбирая того или иного правителя, каждый клан определялся ещё и с политикой, направлением, в котором все будут двигаться. Таким образом, 10 класс должен понимать: важно то, что все видели в каждом из кандидатов.

Когда Меньшиков выдвигал кандидатуру Екатерины I, он не воспринимал её как монарха. Это была удобная ему на такой позиции женщина, довольно тихая, не особенно разбирающаяся в управлении государственными делами. Отличный вариант для того, чтобы по факту прибрать власть к своим рукам.

Аналогичная категория – Пётр II, только для Долгоруких долгое время. Молодой император был слишком юным, мало что понимал в происходящем в стране, практически ничем не интересовался. И долгое время не замечал, как к нему на самом деле относятся. Знать, которая делала ставку на послушных марионеток, это устраивало.

Схожая ситуация была с Анной Иоанновной, и она действительно не отличалась сильным духом. Правда, здесь дворяне не учли один немаловажный факт: императрица уже нашла, кого слушать. И этим человеком оказался не русский придворный, а граф Эрнст Бирон, получивший, по факту, всю полноту власти.

Анну Леопольдовну знать практически не выбирала, поэтому не удивительно, что она долго не задержалась. И то же самое с Петром III, который не пользовался популярностью ни у кого. Самая сильная поддержка оказалась сначала у Елизаветы I, а потом у Екатерины II, постепенно набравшей себе сторонников. И они обе умерли своей смертью. Кстати, презентация это всё может наглядно показать, продемонстрировать наличие взаимосвязи между количеством сторонников, взвешенностью политики и годами правления. Так можно отыскать при желании причинно-следственную связь.

Внешняя политика России в эпоху дворцовых переворотов

Если вам предстоит тест, нужна презентация или ожидается контрольная, этот вопрос не стоит обходить стороной. Как нетрудно догадаться, внешняя политика в эпоху дворцовых переворотов была довольно вялой, потому что все делили власть. К тому же смена политического курса стала восприниматься осторожно, так как правители слишком быстро сменялись, а взгляды нового императора или императрицы часто оказывались совсем другими, чем у предшественника. И было не совсем понятно, стоит ли их воспринимать или лучше просто немного подождать, до следующего правителя?

Более-менее серьёзно с петровских времён что-то поменялось разве что с появлением Елизаветы I. Россия начала влиять на расстановку сил в Европе, завладела частью Пруссии, успешно для себя поучаствовала в Семилетней войне. Фактически, Россия едва ли не взяла в плен прусского короля, но в ситуацию вмешался Пётр II, который просто обожал всё прусское. В итоге он приказал отдать обратно все завоёванные территории, что и стало причиной сильнейшего недовольства им как императором.

В целом период дворцовых переворотов так назван неслучайно. Он отличается нестабильностью, а одним из его итогов стал категорический запрет женщинам занимать престол Российской империи. Так что если вам предстоит тест, этот момент также стоит иметь в виду.

(28 января 1725 г.) началась долгая и жестокая борьба дворянских группировок за власть и возведение на престол своего ставленника. Наибольшим влиянием на тот момент обладал Меншиков. Именно он в 1725 г. возвел на престол Екатерину 1 (вдову Петра 1). Она, для укрепления власти и своего положения учредила Верховный тайный совет. В состав его вошли многие верные сподвижники Петра (Апраксин, Толстой, Глицин, и, конечно же, Меншиков). До 1730 г. все важные государственные дела решались именно тайным советом.

Императрица назвала своим наследником в завещании Петра 2, внука Петра Великого, которому на тот момент было 12 лет. Симпатии юного императора сумели завоевать Голицины. И, в итоге, Меншиков и вся его семья были сосланы. В Верховный тайный совет вошли представители еще двух знатнейших семейств – Голициных и Долгоруких. Власть тайного совета еще более усилилась. Фактически именно он правил страной.

Петр 2 умер рано – от оспы. И в 1730 г. на престол взошла Анна Иоанновна. Первоначально она согласилась с требованием Верховного тайного совета ограничить свою власть и подписала соответствующие бумаги. Но, после восшествия на престол «кондиции» были разорваны, а Верховный тайный совет – распущен. Его члены подверглись репрессиям. Правил страной в это время немец Бирон – фаворит императрицы. Последующее десятилетие было отмечено расхищением казны страны и засильем иностранцев. Анна Иоанновна объявила наследником престола трехмесячного внука своей сестры. Регентом при нем стал Бирон. Скоро регентство перешло к матери младенца Анне Леопольдовне. Но, надолго удержаться у власти ей не удалось. В ночь с 24 на 25 ноября 1741 г. Елизавета Петровна (1741 – 1761 гг.) при поддержке гвардейцев осуществила государственный переворот. Законный император был сослан в Сибирь, как и влиятельные иноземцы (Миних, Остерман). В возрасте 23-х лет Иоанн был убит при попытке освобождения. Страна на некоторое время вернулась к порядкам Петра 1. Таможенные сборы были отменены, а права дворянства увеличены. Помещики получили право продавать своих крестьян в рекруты.

В 1756 г. началась Семилетняя война. Россия, в союзе с Австрией, Швецией и Францией выступила против Пруссии. 100-тысячное войско России вступило в войну и смогло нанести сокрушительное поражение врагу. В 1758 г. был взят Кенигсберг, в главном сражении под Цорндорфом армия Фридриха 2 фактически была уничтожена. Но, Пруссию спасла смерть Елизаветы Петровны 25 декабря 1761 г.

Петр 3 (ее племянник) искренне восхищался Фридрихом и, вернув Пруссии все завоеванные земли, он заключил мир и военный союз с ним. Это, вкупе с пренебрежением православными традициями и обычаями, привело к недовольству его правлением всех слоев общества. Напротив, его супруга Екатерина Алексеевна (Софья Фредерика Августа) становилась все более популярна. Поддерживаемая гвардейцами Семеновского и Измайловского полков, она захватила власть и принудила супруга подписать отречение. Вскоре после этого Петр 3 был убит. Так завершилась эпоха дворцовых переворотов, кратко описанная в этой статье. Страна вступила в золотой век Екатерининского правления.

Личности периода дворцовых переворотов


Период дворцовых переворотов - яркая страница в истории России. Историю делают люди. В статье дана информация о наиболее известных личностях этого периода - государственных и военных деятелях, предводителях народных выступлений.

На ЕГЭ по истории есть задания № 18-19, в которых могут быть даны вопросы по портретам известных личностей. Необходим будет либо узнать, что это за люди, либо выделить того, кто был современником правителя, о котором идёт речь в задании № 18. Поэтому всмотритесь в лица этих людей той далёкой эпохи- эпохи дворцовых переворотов. Именно они были современниками Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины Второй. Именно благодаря многим их них Россия становилась могучей и сильной державой.

Личности

Деятельность.

Бирон Э.И.

(1690-1772)

Фаворит Анны Иоанновны. Значительно влиял на внешнюю и внутреннюю политику. После смерти императрицы был смещён. Отправлен в ссылку. Пётр III вернул его в Петербург, при Екатерине II был герцогом Курляндским.

(См. исторический портрет Бирона на сайте:: istoricheskiy - portret . ru )

Бутурлин А.Б.

(1694-1767)

Главнокомандующий русской армией в Семилетней войне в 1760-1761гг.

С 1762- московский генерал-губернатор.

Воронцов М.И.

(1714-1767)

Участник дворцового переворота 1741 г. Возглавлял внешнюю политику России при Елизавете Петровне, сенатор, канцлер.

Воронцов Р.И.

(1707- 1783)

Государственный деятель, сенатор, с 1760 г. –председатель Уложенной комиссии. Его дочь Екатерина была фавориткой Петра III , поэтому сам Воронцов в правление Петра III был самой влиятельной фигурой.

Голицын Д.М.

(1665-1737)

Один из инициаторов приглашения на престол Анны Иоанновны и ограничения её власти Верховным тайным советом. В 1737 – лишён всех чинов, заточён в Шлиссельбургскую крепость, там и умер.

Головкин Г.И.

(1660-1734)

В 1726-1730- член Верховного тайного совета, противник Меньшикова. Уничтожил завещание Екатерины I, по которому престол передавался дочерям Петра I, был инициатором приглашения на престол Анны Иоанновны, при ней до смерти был первым кабинет-министром.

Дашкова Е.Р.

(1744 – 1810)

Княгиня, активная участница переворота 1762 г. Приняла участие в создании Вольного российского собрания при Московском университете. С 1783- директор Петербургской Академии наук. С того же 1783- президент Российской академии.

В 1796 году Павел I отправил её в отставку, затем в ссылку. После его смерти занималась благотворительностью и научной деятельностью

Долгоруков В.М.

(1722-1822)

Военачальник, князь. Участвовал в войне со Швецией в 1741-1743, руководил взятием Крыма в 1771,за что получил титул Крымский . С 1780- главнокомандующий в Москве.

Костюшко Тадеуш

(1746-1817)

Руководитель польского восстания в 1794.

Миних Б.К.

(1683-1767)

На русской службе в с 1713. При Анне Иоанновне- президент Военной коллегии Командовал русской армией в войне с Турцией в 1735-1739 г.Позже политического влияния не имел.

Орлов А.Г.

(1737-1808)

Государственный и военный деятель. Активный участник переворота 1762 , один из влиятельных фигур при Екатерине II Главнокомандующий флотом в войне с Турцией, одержал победу в 1770 г. при Чесме. Получил титул князь Чесменский .

Вывел породу орловских рысаков. В период власти Павла I был за границей, вернулся в 1801.

Орлов Г.Г.

(1734 – 1783)

Военный и государственный деятель, фаворит Екатерины II один из руководителей переворота 1762 .Граф, командующий артиллерией, 1771 г. руководил подавлением чумного бунта в Москве. Инициатор создания и первый президент Вольного экономического общества с 1765 . С 1775- в отставке, выехал за границу.

Остерман А.И.

(1686-1747)

На русской службе с 1703 г. член Верховного тайного совета, воспитатель и наставник Петра II. С 1731- фактический руководитель внутренней и внешней политики России. После переворота 1741 года сослан в Берёзов.

Панин Н.И.

(1718-1783)

Государственный деятель, участник переворота 1762 г. Воспитатель Павла , возглавлял коллегию иностранных дел в 1763-1781.

Панин П.И.

(1721-1789)

Военачальник, участник Семилетней войны и войн с Турцией, в 1774 возглавлял войска, подавлявшие восстание Пугачёва .

Понятовский Станислав Август (1732-1798)

Последний польский король, правил в 1764-1795. В политике ориентировался на Россию.

Потёмкин Г.А.

(1739-1791)

Государственный и военный деятель, фаворит Екатерины II. Участник дворцового переворота 1762. С 1774- президент Военной коллегии. Участник турецкой войны 1768-1774.Подавлял восстание Пугачёва . В 1775- инициатор ликвидации Запорожской Сечи. В 1783- добился присоединения Крыма к России, получил титул Таврический. Руководил созданием Черноморского флота. Главнокомандующий армией в войне с Турцией в 1787-1791,под его командованием находились Суворов А.В., Кутузов М.И. Ушаков Ф.Ф.

Пугачёв Емельян

(? 1740- 1775)

Предводитель Крестьянской войны , родом из казаков. Под именем Петра III возглавил восстание яицких казаков в августе 1773, в сентябре 1774 выдан заговорщиками, в 1775- казнён в Москве на Болотной площади.

(См. исторический портрет Пугачёва на сайте:: istoricheskiy - portret . ru )

Разумовский А.Г.(1728-1803)

Последний гетман Украины. С 1746-1765-президент Петербургской академии наук. Поддерживал Ломоносова М.В., при Екатерине II – Член Государственного совета.

Румянцев-Задунайский П.А.

(1725 – 1796)

Выдающийся полководец. Участник всех войн России с 1741 г.Один из организаторов русской регулярной армии, создатель новых форм ведения боя. Выдающийся военный теоретик. Его работы: «Инструкции", 1761; "Обряд службы», 1770; "Мысли», 1777.Они служили учебными военными пособиями.

Салават Юлаев

(1752-1800)

Башкирский национальный герой, сподвижник Пугачёва. С 1774 взят в плен и отправлен на вечную каторгу.

Салтыков П.С.

(1698-1772)

Военный деятель, участвовал в войне с Польшей в 1734, со Швецией в 1741-1743.. в Семилетней войне командовал войсками в 1759-1760, одержал ряд побед. С 1764- генерал-губернатор Москвы. Уволен после чумного бунта в 1771.

Суворов А.В.

(1730-1800)

Великий русский полководец , граф Рымникский (с 1789), князь Италийский (с 1799) ,генералиссимус (с 1799).Участник Семилетней войны 1756-1763 и войн с Турцией при Екатерине II , одержал ряд побед. В 1799 блестяще провёл Швейцарский и Итальянский походы. Автор военно-теоретических работ: «Наука побеждать » и «Полковое учреждение». Не проиграл ни одного сражения, его стратегия носила наступательный характер.

(См. исторический портрет Суворова А. на сайте:: istoricheskiy - portret . ru )

Ушаков Ф.Ф.

(1744-1817)

Выдающийся русский флотоводец , адмирал с 1799.Участник обеих войн с Турцией при Екатерине 2.

Черкасский А.М.

(1680-1742)

Был на крупных государственных постах при Анне Иоанновне, поддерживал её. И после её смерти в 1740 назначен канцлером.

Шувалов П.И.

(1710-1762)

Фактический глава правительства при Елизавете Петровне . В 50-егоды определял внутреннюю политику России, в основе которой - идеи «просвещённого абсолютизма». Автор проектов многих реформ в экономике и финансах, участвовал в реорганизации армии.

Материал подготовила Мельникова Вера Александровна

Реформа церкви

Основание Петербурга. Кратко

1 мая 1703 года русские войска в ходе Северной войны взяли шведскую крепость Ниеншанц (при впадении в Неву реки Охты). Военный совет во главе с Петром I решил, что эта крепость для дальнейшего укрепления не подходит. Со всœех сторон остров омывался водой, что стало бы естественной преградой в случае его штурма. С острова можно было держать под прицелом вражеские корабли, откуда бы они ни вошли в Неву.

16 (27) мая 1703 года, в день Св. Троицы, на острове заложили крепость. Имя крепость получила только 29 июня, когда заложили церковь Святых Петра и Павла. Петр назвал новую крепость «Санкт – Питербурх», это же имя получил и возникающий вокруг Заячьего острова город. Апостол Петр, по христианскому преданию, был хранителœем ключей от рая, и это тоже казалось русскому царю символичным: город, носящий имя его небесного покровителя, должен был стать ключом от Балтийского моря. Только несколькими годами позже крепость стали называть Петропавловской - по названию ее главного собора.

Сразу же после закладки крепости на берегу Невы за три дня был срублен деревянный дом для Петра. Стены деревянного дома масляной краской расписали под кирпич.

Новый город начал расти рядом с крепостью на сосœеднем Березовом острове, данный остров даже стали называть Городским (теперь это Петроградская сторона). Уже в ноябре 1703 года здесь открылся первый храм города - в память о том, что крепость была заложена в день Святой Троицы, его тоже назвали Троицким. Именно здесь в 1721 году Петр I принял титул императора.

Площадь, на которой стоял собор получила название Троицкой. Она открывалась к Неве, и здесь устроили первую городскую пристань, к которой причаливали корабли. На площади были построены первый Гостиный двор, первый петербургский трактир «Аустерия четырех фрегатов». Подъемный мост соединял Городской остров с сосœедним Заячьим, где находилась крепость.

Петр I провел переписи населœения, которые дают представление о численном составе страны – он равнялся 19,5 млн человек, из которых 5,4 млн были мужчинами, платившими подать.

В 1721 ᴦ. церковь стала управляться Синодом (духовная коллегия). Ликвидация независимости церкви.

«Эпоха дворцовых переворотов» - cмена власти через дворцовые перевороты.

1722 - Указ Петра I «Устав о престолонаследии» о праве монарха назначать себе преемника из числа всœех своих родственников.

Последствия указа 1722 года:

1. Прерван естественный для России принцип престолонаследия по старшинству в царствующей фамилии.

2. Свержение верховной власти не выглядело теперь как покуше­ние на святость.

3. Увеличение числа претендентов на трон, усиление борьбы со­перничавших группировок за власть.

Спор в борьбе за власть в России разрешала гвардия - при­вилегированный воинский отряд, «верные слуги государя», происхо­дившие из числа служилого дворянства и иностранцев, при­ближенных к трону. Гвардейские полки пополнялись главным образом за счет детей дворян и были своеобразными офицерскими училищами. Гвардия использовалась и для личной охраны императора, и для организации контроля за деятельностью различных учреждений. От позиции гвардейских полков во многом зависело, кто будет занимать трон в Санкт-Петербурге.

После смерти императора Петра I в январе 1725 года не оказалось прямых наследников российского престола по мужской линии.

Две противоборствующие дворянские группировки:

Титулованное, но не родовитое (Меншиков, Толстой, Головкин, Апраксин, Ягужинский), которые были обязаны своим возвышением Петру I и «Табелю о рангах»

Родовитого потомственного (Голицын, Долгоруковы, Репнин), считавшего, что управлять – их исконное право.

1. Екатерина I (1725-1727) 28 января 1725 года на заседании Сената решался вопрос о преемнике Петра I. Главными кандидатами были Екатерина I Алексеевна (вторая жена Марта Скавронская) и сын погибшего в казематах Петропавловской крепости царевича Алексея – девятилетний Петр II. Родила дочерей Анну и Елизавету. Екатерину I поддержали гвардейцы, в результате чего она стала императрицей.

Будучи ставленницей гвардии и новой знати, Екатерина I играла роль марионетки в руках группировки А.Д. Меншикова получил дальнейшее развитие принцип выслуги.

8 февраля 1726 года указ о новом высшем государственном органе – Верховном тайном совете . В его состав вошли шесть человек: от неродовитой знати – Панин, Апраксин, Остерман, Головкин, Толстой и от родовитой аристократии – Голицын.

Принимал всœе государственные решения, в его ведении находятся армия и флот, коллегии. Попытка ограничить самодержавие и ввести аристократический образ правления.

6 мая 1727 года , умерла Екатерина I, успев назначить своим преемником царевича Петра II Алексеевича, которому было 12 лет.

2. Петр II (1727-1730) Он обручился с дочерью Меншикова, в связи с этим светлейший князь претендовал на регентство и всю полноту власти. Но власть переметнулась на сторону старой знати. Меншикова арестовали, лишили всœех чинов и званий, имущество конфисковали и вместе с семьей сослали в Березов, где он через два года умер.

Старая родовитая аристократия занималась переездом двора в Москву, в подчеркнутом пренебрежении флоту, петровским учреждениям и Санкт-Петербургу. Верховники, в лице Долгоруковых, хотели восстановить патриаршество, были ликвидированы многие торговые консульства во Франции и в Испании, иностранные купцы беспошлинно торговали в России, упала роль Санкт-Петербургского порта. 19 января 1730 года в возрасте 15 лет умер Петр II, и снова встал вопрос о замещении престола.

Екатерина I в случае смерти Петра II престол передавала Анне и Елизавете. У брата Петра I царя Ивана V Алексеевича (1682 – 1696 гᴦ.) были две дочери – Екатерина и Анна. Выбор пал на Анну Ивановну (1730 – 1740 гᴦ.) – герцогиню Курляндскую.

3. Анна Иоановна (1730-1740) Князья Долгоруковы и Голицыны, имевшие большинство в Верховном тайном совете, решили, что Анна Ивановна, не имевшая формальных прав на престол, будет зависеть от них.

Верховный тайный совет предъявил Анне кондиции – условия: запрет объявлять войну и заключать мир, расходовать государственные деньги, выбирать преемника на престол, привозить фаворита Бирона.

Во время торжественного приема в Кремлевском дворце по случаю коронации Анны разорвала кондиции и приняла титул самодержицы. Она отменила указ о единонаследии, сократила срок службы для дворян, упразднила Верховный тайный совет, а верховников отправила в Сибирь, в тюрьмы или казнила.

В период ее правления в России было засилие немцев. «Οʜᴎ посыпались точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забирались на всœе доходные места в управлении» (В.О. Ключевский). Анна привезла в Москву своего фаворита Бирона, полуграмотного конюха, которого пожаловала титулом герцога Курляндского. От него зависело назначение на государственные посты, расходование казенных средств, пожалования и привилегии. В стране процветало казнокрадство и доносы.

В 1740 году умерла, назначив своим преемником только что родившегося внука своей сестры Екатерины, Ивана Антоновича .

4. Иван Антонович (1740 – 1741), а регентшей стала Анна Леопольдовна (1740 – 1741). Анна Леопольдовна не имела внутри страны никакой социальной опоры, опасалась гвардии, усилила полицейский надзор и пыталась удержаться у власти с помощью новых репрессий.

5. Елизавета Петровна (1741-1761) 25 ноября 1741 ᴦ. произошел переворот, и во главе государства оказалась Елизавета Петровна , которую поддержали гвардия, Шуваловы, М. Воронцов, Швеция предложила военную помощь, Франция – денежную.

Убрала иностранцев со всœех постов. На их места пришли те, кто поддержал новую императрицу. Это Трубецкие, Разумовские, Шуваловы, Бестужевы-Рюмины. Была восстановлена роль Сената͵ отменен указ «О недорослях» , были снижены подушные подати.

Русское дворянство стало хозяином страны по праву происхождения и положения. В 1754 ᴦ. был учрежден Дворянский банк, в 1761 году создана «Новая родословная книга».

Елизавета Петровна не подписывала смертных приговоров, покровительствовала наукам и искусству. Внешняя политика Елизаветы также была успешной. Россия победила Пруссию в Семилетней войне (1756 – 1762 гᴦ.). Осенью 1760 года русские войска вступили в Берлин, в это время умерла Елизавета Петровна,

6. Петр III Федорович (1761-1762). Ее преемником стал сын герцога Голштинского Карл Петр Ульрих . Он был внуком императора Петра I по материнской.

Принял имя Петра III Федоровича (1761 – 1762). Он был ярым поклонником прусского короля Фридриха II, в связи с этим заключил мир с Пруссией и отдал ей всœе завоеванные Россией в Семилетней войне земли.

28 июня 1762 года - последний в XVIII веке дворцовый переворот. Заговор возглавили: супруга Петра III Екатерина Алексеевна, ее фаворит Григорий Орлов с братьями, фельдмаршал гетман К.Г. Разумовский, воспитатель великого князя Павла, выдающийся русский дипломат Н.И. Панин и около сорока гвардейских офицеров. Основной силой заговорщиков стали десять тысяч солдат Измайловского и Семеновского гвардейских полков. Екатерина Алексеевна была провозглашена в Казанском соборе Петербурга самодержавной императрицей. В Зимнем дворце был зачитан Манифест о восшествии на престол Екатерины II. Ей присягнул Сенат и Синод. На следующий день Петр III подписал отречение от престола, а еще несколько дней спустя, 6 июля, охрана убила его: «Свершилась беда, мы были пьяны и он тоже, он заспорил за столом с князем Федором, не успели мы разнять их, а его уже не стало, сами не помним, что делали...» – сообщает об обстоятельствах гибели Петра III в покаянном письме «Матушке Государыне» Алексей Орлов. Официально было объявлено, что император скончался от «геморроидального припадка и прежестокой колики».

Немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская, будущая Екатерина II Великая, стала продолжательницей дел Петра I.

4. Крестьянская война 1773 – 1775 гᴦ. под предводительством Е.И. Пугачева

«Пугачевщина» - результат всœеобщего недовольства низов общества своим бедственным положением

Движение возглавил Емельян Иванович Пугачев – донской казак, бежавший на реку Яик из казанской тюрьмы. С 17 лет принимал участие в войнах с Пруссией и Турцией, получил младший офицерский чин за храбрость в боях, был арестован и посажен в тюрьму за выступление в роли челобитчика от крестьян и простых казаков. Бежав на земли яицкого казачества, Пугачев объявил себя «законным императором Петром III» и возглавил антиправительственное выступление яицких казаков.

Июль 1774 года «Манифест», «Жалованная грамота крестьянству». «Всех находившихся прежде в крепостничестве и подданстве помещиков» Пугачев жалует «вольностью и свободою, землями и сенокосными угодьями, рыбными ловлями и соляными озерами...без покупки и без оброку».

«Манифест» освобождал населœение страны от рекрутской повинности, от налогов и повелœевал ловить и казнить дворян и «мздоимцев-судей».

1. Первый этап сентябрь 1773 года в землях яицкого казачества. Отряд Е.И. Пугачева, осадил Оренбург, крупнейшую крепость на юго-востоке России. Здесь армия Пугачева выросла до 30 – 50 тысяч человек при 100 пушках. Правительство подтянуло к Оренбургу войсковые части во главе с генералом А.И. Бибиковым, которые в марте 1774 года нанесли войскам Пугачева серьезное поражение.

Отдельные отряды соратников «императора Петра III» – Салавата Юлаева, Чики Зарубина, Белобородова, Хлопуши захватили Кунгур, Красноуфимск, Самару, осадили Уфу, Екатеринбург, Челябинск, не на шутку напугав Екатерину II.

2. Второй этап - апрель-июль 1774 года. Восставшие отступили на Урал, где их ряды пополнились крепостными крестьянами и горнозаводскими рабочими. С Урала Пугачев с 20-ти тыс. войском двинулся по Каме на Казань. В начале июля 1774 года армия восставших овладела Казанью. При этом вскоре к городу подошли правительственные войска под командованием полковника Михельсона и в жестоком сражении восставшие потерпели сокрушительное поражение. Оставшись с отрядом всœего в 500 человек, Пугачев переправился на правый берег Волги и начал отступление вниз по реке с надеждой прорваться на Дон, где он мог бы рассчитывать на поддержку донского казачества.

3. Третий этап. Антикрепостнический характер: крестьяне и народы Поволжья встретили Пугачева как своего освободителя. Отступая по Волге на юг, пугачевцы захватили Саранск, Пензу, Саратов. Под Царицыном восставшие были разбиты. С небольшим отрядом Емельян Пугачев попытался вернуться на Яик, но на пути туда был арестован домовитыми казаками и выдан властям.

10 января 1775 года он был казнен с четырьмя своими ближайшими соратниками на Болотной площади в Москве.

Причины поражения:

Стихийный характер,

Локальность движения и его социальная неоднородность (в нем участвовали разные категории угнетенного населœения, каждая из которых преследовала свои цели),

Плохое вооружение восставших

Отсутствие единой программы борьбы.

На уральских заводах, к примеру, была значительно повышена оплата труда. Следствием Крестьянской войны стали и новые реформы: Екатерина II провела целую серию реформ по дальнейшей централизации и унификации органов управления, а также законодательному закреплению сословных прав населœения.

4.Екатерина II (1762 – 1796) и «Просвещенный абсолютизм»

В 15 лет ее «выписали из Германии с единственной целью – добыть для русского престола законного наследника, при физической и духовной неблагонадежности штатного», а после рождения сына – великого князя Павла «с ней стали поступать, как с человеком, исполнившим заказанное дело и ни на что более не нужным».

Женщина умная, энергичная и честолюбивая. «18 лет скуки и уединœения» сделали для нее «убежищем от тоски» книгу. Круг чтения: Монтескье, Дидро, Вольтер, Руссо. Вскоре Екатерина становится, самым образованным человеком при дворе Елизаветы Петровны. Умный государственный деятель, хитрый политик, умело подбирала людей, которые были ей необходимы для решения конкретных задач.

«Вряд ли правы те, кто упрекает Екатерину II в любвеобилии во вред государству. Те из ее фаворитов, что обладали государственным умом, талантами, как, к примеру, Г.А. Потемкин, действительно участвовали в управлении страной. Других же, лишенных таких дарований, она держала на своей половинœе вместе с комнатными собачками».

Коронуется в Успенском соборе Московского Кремля 22 сентября 1762 года. В 1767 году - титул «Великая Премудрая Мать Отечества» , что символизировало подтверждение ее прав на престол всœенародным Земским собором.

Великий князь Павел был удален от двора. На протяжении всœего последующего царствования императрица предпочитала держать сына на почтительном расстоянии от трона.

XVIII век – время господства просветительской идеологии. Деятельность просвещенных монархов «мудрецов на троне», которые, издавая справедливые законы, помогают делу просвещения общества и установлению справедливости. Государство – главный инструмент общественного блага.

«Просвещенный абсолютизм» - политика Екатерины II, провозгласившей основой своего правления заботу о благоденствии подданных в соответствии с законами, исходящими от монарха. Идеи этой политики были привиты европейской философией Просвещения.

«Уложенная комиссия» (1767-1768). Комиссия должна была состоять из депутатов, избранных по сословному принципу, получивших наказы от своих избирателœей. Количество депутатов комиссии от 564 до 572.

Перед созывом комиссии - «Наказ», «Наказ императрицы Екатерины II, данный Комиссии о сочинœении проекта нового Уложения». В «Наказе» Екатерина II: «Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединœенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством столь великого государства». Свобода в понимании императрицы «есть право делать то, что законы дозволяют». Свобода граждан принято понимать как право каждого сословия обладать дарованными ему правами: дворянам «законы дозволяют» одно, крепостным – совсœем другое.