Сублимация что означает. Политическая наука: Словарь-справочник

Лиофилизация, возгонка, молекулярная или сублимированная сушка - это один из способов сохранения скоропортящихся продуктов. Срок хранения таких продуктов практически не ограничен. Единственное условие - защита от влаги. Доступ света должен быть щадящим, то есть, чтобы сохранить цвет, их следует беречь от воздействия прямых солнечных лучей.

Что такое сублимация

Что значит сублимированный? Это биологический материал, из которого извлечена вода. Технологический процесс осуществляется следующим образом. Буквально, по терминологии физиков, лиофилизация - это переход вещества из одного агрегатного состояния в другое, без промежуточной стадии. Противоположное сублимации явление, десублимацию, можно наблюдать в природе в виде инея и изморози. В качестве примера сублимации в естественных условиях можно назвать испарение (возгонку) элементарного йода, жидкая спиртовая настойка которого есть в каждой домашней аптечке. Йод в природе существует только в двух состояниях - твёрдом и газообразном, а в жидкой фазе при нормальных условиях не встречается.

Необходимость в новых методах сохранения биологических материалов

Первоначально нужда в долговременном сохранении продуктов возникла у военных и у медиков. Речь шла о сохранении донорской крови в виде сухой плазмы. Создание и сохранение вакцин, сывороток и крови не допускает добавления консервантов.

Развитие космической отрасли для жизнеобеспечения космических кораблей потребовало новых открытий в способах регенерации воды из влагосодержащих объектов.

Сублимация ягод и других растительных плодов земли

Лиофилизировать или сублимировать, что это значит в отношении ягод, фруктов и овощей? То же самое, что и в отношении всего вышеперечисленного. Это превращение твёрдого вещества в газообразное, минуя фазу жидкости. Процесс дорогостоящий, ибо требует больших энергозатрат. Фрукты, овощи и ягоды более чем на половину состоят из воды. При возгонке в вакуумной камере она полностью удаляется, но сначала плоды быстро, в режиме шока, замораживаются до температуры от -100 до -190 градусов Цельсия. При резкой заморозке внутриклеточная жидкость превращается в мельчайшие кристаллы и не разрывает мембраны клеток. При обычной заморозке жидкость расширяется и нарушает целостность пространства, в котором заключена. Сублимированный - это продукт, освобождённый от воды, но сохранивший свои полезные вещества и свойства. Более того, при такой сушке он полностью сохраняет свою форму, цвет и запах.

Характерные особенности продуктов молекулярной сушки

Сублимированные ягоды - что это такое и чем высушенные путём лиофилизации отличаются от высушенных традиционным способом? Тем, что они внешне выглядят так же, как и свежие. Из-за полной сохранности цвета и формы их можно принять за синтетические, однако, если их опустить в чашку с водой, они в течение 10-15 минут вберут в себя влагу и станут сочными, как только что сорванные с куста. При этом в продукт не добавлялся никакой краситель, консервант или ароматизатор. Вес сублимата, соответственно, в несколько раз меньше, чем у не обезвоженного продукта.

К недостаткам такого способа переработки можно отнести очень большие энергозатраты. Во-первых, это создание высокого вакуума, во-вторых, необходимость очень тщательной первоначальной обработки.

Сублимированный кофе

В начале прошлого века была изобретена технология производства растворимого, а затем и лиофилизированного кофе.

Произведённый путём возгонки, или сублимированный кофе, что это значит? Это означает кофе, сделанный из кофейного экстракта, который сначала был заморожен, а потом обезвожен в вакууме. Растворимый кофе получают из экстракта путём выпаривания без и замораживания и без применения вакуума. Сублимированный кофе, или, как его принято называть, «фриз-драйд», значительно дороже растворимого. Впоследствии именно из сублимированного стали делать гранулированный. Любители кофе всё же отдают предпочтение натуральному в зёрнах. Дело в том, что при возгонке или при изготовлении растворимого кофе он в значительной степени утрачивает аромат, за который его так ценят. Первоначально такая технология переработки кофейных зёрен была заказана для нужд американской армии, ведь в окопах неудобно молоть зёрна и заваривать напиток в турке. Необходимость в продукте, не требующем сложного приготовления и повышающем тонус, была велика.

Итак, сублимированный кофе, что это значит? Это значит, что напиток из переработанных возгонкой зёрен по-прежнему придаёт бодрость, однако не радует аутентичным кофейным ароматом и стоит довольно дорого, хотя на производство сублимированного и растворимого кофе идут самые дешёвые и непопулярные сорта. Лучший кофе продают в зёрнах.

Использование сублимата в кулинарии

Можно сделать однозначный вывод, что сублимированный - это такой продукт, который выручает во многих ситуациях и очень облегчает решение многих проблем. Из сублимированных фруктов и ягод можно готовить массу разнообразных блюд. Их можно использовать целыми, а можно размалывать в блендере и применять порошок. Им окрашивают и ароматизируют кремы и бисквиты.

Целые ягоды добавляют в начинку для пирогов, в каши, из них делают полезные напитки. Например, чай с сублимированными ягодами малины при простуде гораздо более полезен, чем варенье или сушёные листья этого растения. В наших, российских природных условиях собранные в сезон ягоды сохранить не так-то просто. Сушить на солнце, как это делают в Средней Азии, мы не можем - температура не та, а при варке компотов или джемов, а также заморозке в обычном холодильнике, утрачивается большая часть полезных веществ.

Сублимированные ягоды, фрукты и овощи очень хорошо использовать для детского питания. Их можно размалывать и вводить в рацион небольшими порциями.

Сублимация - решение многих проблем

Сублимированные продукты подходят для формирования диетического стола при самых разных заболеваниях. Ведь ту же брюкву или тыкву зимой в магазинах не найти. А такие ягоды, как шелковица, жимолость, и многие другие жителям северных районов, никогда не удастся попробовать, ведь они из-за своей нежной структуры практически не транспортабельны. Вся надежда на лиофилизацию. Продукт сублимированный - это настоящая находка для человечества, подарок науки для всех людей.

Сублимация – это один из видов психологической защиты, который был открыт Зигмундом Фрейдом. Это преобразование низших видов энергии в высшие. Например, сексуальную энергию можно преобразовать в творческую деятельность, использовать для достижения жизненных целей.

  1. Высвобождение психики от преобладающих инстинктов.
  2. Трансформация эмоций и переживаний, которые сопровождают человеческую деятельность.
  3. Преобразование низких видов энергии в формы, приемлемые для общества.

Сублимация в философии

Несмотря на то, что термин «сублимация» был открыт врачом-психиатром, он широко используется в философии. О сублимации в своих работах писал Юнг Штиллинг и немецкий философ Шопенгауэр. Интерес философов к психиатрическому термину связан с тем, что он затрагивает культурные аспекты. Это преобразование инстинктов в социально приемлемые формы энергии.

Сублимация в психологии

В психологической науке сублимация — это понятие, которое рассматривается как защитный механизм, помогающий человеку сохранять «человеческий облик». Благодаря сублимации человек, лишенный возможности удовлетворения базовых потребностей, не становится агрессивным и дезадаптивным. Он использует сексуальную энергию для достижения жизненных задач, создания творческих проектов и т.д. Психологи доказали, что любой неприемлемый мотив можно преобразовать в конструктивную деятельность.

Сублимация в других науках

В физике сублимация — это понятие, которое рассматривается как переход из твердого состояния в газообразное. Именно из физики этот термин «перешел» в другие науки, поскольку означает переход из одного состояния в другое. Слово сублимация есть даже в кулинарии. Например, если высушить какого-либо приготовленный продукт, то мы получим его сублимированный вариант. В искусстве сублимация означает перенос изображения на иную поверхность при помощи специальных технологий. В эзотерике сублимацией называется перенос энергии, высвобожденной из чакр, в творческое начало.

Примеры сублимации

Как проявляется сублимация? Приведем несколько примеров:

  • Работа хирургом – преобразование склонности к садизму.
  • Работа в полиции – преобразование склонности к насилию.
  • Работа патологоанатомом – преобразование скрытого интереса к трупам и смерти.
  • Творческие достижения – сублимация неудовлетворенной сексуальной энергии.

Сублимация по Фрейду

Зигмунд Фрейд стал первым, кто начал использовать этот термин. Он рассматривал его в рамках своей теории – психоанализа. В понимании Фрейда сублимация – это превращение инстинктов в социально важные формы деятельности. Агрессивная энергия может получить выход в спорте или строгих способах воспитания, а эротизм – в дружеских отношениях и творческой деятельности. Главная цель сублимации – это снизить сексуальную потребность, «переключиться» на другие виды деятельности.

Сублимация в искусстве

Зигмунд Фрейд и все последователи психоанализа считают, что все выдающиеся произведения искусства были созданы благодаря сублимирующей энергии, которая высвободилась в результате безответной любви и неудовлетворенности в сексе.

В качестве примера Фрейд приводит Леонардо да Винчи. Этот выдающийся человек сделал огромное количество открытий. За что бы он не брался – у него получалось достигать отличных результатов. Это благодаря тому, что он полностью отказался от половой жизни.

Свою колоссальную работоспособность Фрейд также объяснял тем, что в 40 лет прекратил заниматься сексом. Сделал это он осознанно, поэтому такой переход он назвал осознанной сублимацией. Фрейд был атеистом, но при этом разделял религиозные взгляды относительно половой жизни. Он считал ее допустимой только в случае, если человек хочет иметь детей. К 40 годам Фрейд уже был отцом 6 детей, поэтому не видел смысла в сексе.

Теория сублимации

Т. Адорно установил взаимосвязь между сублимацией и телевизионным манипулированием. При просмотре телепередач человек ищет удовлетворения не в художественных порывах, а удовлетворении вытесненных потребностей. Например, человек, который вытесняет любые акты насилия в повседневной жизни, удовлетворяет бессознательные потребности в просмотре криминальных телепередач и детективных сериалов. Ученые доказали, что демонстрация актов насилия на экранах значительно снижает количество преступлений в реальной жизни.

Как сублимируют женщины

Трансформация сексуальной энергии у каждого человека проходит по-разному, потому что все мы имеем разные профессии и предпочтения. Есть некоторые особенности сублимирования и у женщин. К сожалению, у представительниц прекрасного пола есть не так много вариантов преобразования сексуальной энергии.

Если женщина не получает достаточное количество секса, она может увлечься творчеством, заняться спортом, домашней уборкой, «удариться» в воспитание детей. И если первые 3 вариант приносят пользу не только женщине, но и окружающим, то последний способ сублимации может обернуться плачевными последствиями. Изучая и применяя новые методы воспитания, женщина рискует «залюбить» ребенка, в результате чего он либо быстро съедет, либо вырастит инфантильным человеком, не способным принимать самостоятельные решения.

Как сублимируют мужчины

У мужчин вариантов сублимации больше, чем у женщин. Вот некоторые из них:

  1. Строят карьеру. Они с «головой окунаются» в работу, поэтому физические резервы они используют для профессиональных достижений.
  2. Находят себя в творчестве. У мужчин в такие периоды получается создавать настоящие шедевры.
  3. Активно занимаются спортом. Физические нагрузки постоянно увеличиваются, становятся ежедневными.
  4. Находят любимое дело или полностью «отдаются» какому-либо увлечению. Это может быть рыбалка, охота, футбол, игра на музыкальных инструментах и т.д.

Правила сублимации

Большинство людей сублимируют неосознанно, поэтому и жизнь их может менять как в лучшую, так и в худшую сторону. Если вам не хватает секса, преобразуйте неиспользованную энергию грамотно. Так вы достигнете хороших результатов и сможете качественно улучшить свою жизнь. Для этого достаточно следовать правилам сублимирования:

  1. Займитесь развитием воображения: читайте книги фантастического жанра, хотите на выставки художников, займитесь любым видом творчества. Благодаря этому вы сможете сделать большое количество открытий, воплотите в жизнь самые смелые мечты.
  2. Каждый день воспринимайте как божественный подарок. Старайтесь как можно чаще общаться с новыми людьми. Это подарит вам новые впечатления.
  3. Доверяйте интуиции. Она поможет вам сделать невероятные открытия, подарит новые идеи, которые улучшат качество вашей жизни.
  4. Используйте «эффект черной дыры». Его часто используют ученые, изобретатели, художники, писатели и другие люди творческих профессий. Чтобы полностью сконцентрировать внимание на поставленной задаче, закройтесь на несколько часов в темной комнате. Когда вы абстрагируетесь от внешнего воздействия, вас могут посетить гениальные идеи.
  5. Чувство влюбленности схоже с любым эмоциональным подъемом. Поэтому старайтесь любую ситуацию проживать «по максимуму». Занимайтесь делами, которые приносят вам радость и удовольствие, общайтесь с позитивными людьми.

Как как сублимировать сексуальную энергию?

Сублимация — это трансформация, которая может быть полезна в разных аспектах жизни. Лучший способ сублимации потребности в сексе – занятие творчеством. Секс – это один из самых доступных и мощных видов энергии. Если в этой области что-то меняется, то меняется и человеческая жизнь в целом. Мир воспринимается иначе, улучшается самочувствие, налаживаются отношения с окружающими. Чтобы не терять всего этого, специалисты и советуют заняться творчеством. Когда художники и писатели говорят о своих музах, они подразумевают сексуальный объект, который и помог им трансформировать половые потребности в творческую энергию. Многие творческие люди, осознав силу сублимации, специально лишают себя секса, чтобы достичь лучших результатов в профессии.

Как преобразовать агрессию?

Нарушение инстинкта агрессии приводит к самоуничтожению, благодаря которому человек поддерживает свою жизнь. Агрессию нельзя «копить» в себя, нужно обязательно найти способы «разрядки». Вот некоторые из них:

  1. Сублимация агрессии методами психоанализа.
  2. Перенос эмоциональных переживаний на неживые предметы.
  3. Занятие спортом. Лучший вариант – виды спорта, где есть аспект соревнования.
  4. Занятие творческими видами деятельности.

Слово «сублимация» употребляется во многих науках. Сублимация — это преобразование, трансформация. В широком смысле оно означает переход из одного состояния в другое. Однако чаще всего этот термин используется в психологии, где он рассматривается как вариант психологической защиты. Сублимация помогает человеку трансформировать агрессию и сексуальные порывы в социально приемлемые формы энергии. Благодаря этому человек может жить гармоничной жизнью и достигать высоких результатов.

позднелат. sublimatio – возвышение, от лат. sublimo – высоко поднимаю, возвышаю) – в теориях ценностей означает возведение ценности от низшего к высшему уровню (напр., у Макса Шелера); в учении Фрейда – особый вид замещения или отклонения инстинктов от присущей им направленности, при к-ром первоначальной (обычно сексуальный) объект влечения замещается другим, более социально приемлемым. В психологию термин "С." ввел Фрейд в 1900. В психоанализе понятие С. используется для объяснения психологич. механизмов творчества и обозначает преобразование в этом процессе низших (большей частью подсознательных) влечений. Толкуя творчество как один из способов разрядки внутр. напряжений и конфликтов, Фрейд попытался объяснить его с позиций биологич. детерминизма; с этой т. зр. невроз у него выступал как результат провала С., а С. – как "удавшийся невроз". Очевидная узость такого объяснения породила дилемму: покончить с биологич. детерминизмом и признать свободу выбора и решения в творчестве или объявить его результаты лишь более утонченной и замаскированной формой выражения тех же осн. влечений (иск-во как "возвышающий обман"). Избрав второй из этих путей, авторы многочисленных фрейдистских сочинений по проблемам творчества утверждают наличие прямой связи между результатами творчества и небольшим числом вариантов осн. влечений и их патологич. отклонений. Напр., согласно работам Т. Рейка, творчество Гете, его "олимпизм" есть результат компенсации параноидного психоза, к к-рому Гете, как утверждают, был близок в юности; в основе творчества Достоевского – чувство вины, порожденное в детстве его враждебными импульсами по отношению к отцу (И. Нейфельд, Достоевский. Психоаналитич. очерк, пер. с нем., Л.–М., 1925). Большая роль в формировании художества придается компенсации им травм детского возраста (З. Фрейд, Леонардо да Винчи. Воспоминание детства, М., 1912). С этих позиций творчество выступает как вид самодеят. психотерапии. Психоаналитики провели много исследований для выявления условий С. и сопутствующих ей процессов. Общую схему сублиматорной деятельности предложил Э. Берглер, выделивший пять уровней С. с вводом и переключением ряда психич. механизмов. В рамках т.н. эгопсихологии, помимо процесса перенесения или замены объекта влечения, подчеркивается роль в С. преобразования самой энергии – превращение ее в форму, пригодную для выполнения специфич. функций Эго. Фрейд и особенно его последователи нередко связывают учение о С. с учением Платона об эросе. Но если в платонизме низшие формы бытия выводятся из высших, то у Фрейда, наоборот, высшие формы сводятся к низшим, к единственным для него реальным биологич. процессам. По словам М. Шелера, в учении о С. фрейдизм выявляет себя как инвертированный платонизм или как "игра на понижение"; учитывая тот реальный факт, что в творчестве принимают участие психич. и психосоматич. процессы разных уровней, фрейдистское учение о С. пытается свести это множество уровней к одному – влечениям и их материалу; при этом сам творч. акт как создание нового качества ускользает от прямого исследования. Лит.: Фрейд З., Бред и сны в Градиве, в кн.: Иенсен В., Градива, Одесса, 1912; его же, Я и Оно, пер. с нем., Л., 1924; Kris ?., Psychoanalytic explorations in art, N. Y., 1952; Bergler E. O., On a five-layer structure in sublimation, "Psychoanalytic Quarterly", 1945, v. 44, No 1. Д. Ляликов. Москва.

Отличное определение

Неполное определение ↓

В психологии сублимацией называется зрелый тип защитного механизма, когда социально неприемлемые импульсы сознательно превращаются в социально приемлемые действия или поведение. Например, человек, испытывающий крайний гнев, может заняться кикбоксингом в качестве средства, помогающего "выпустить пар". считал, что сублимация является признаком зрелости, которая позволяет людям функционировать в социально приемлемый способ.

Фрейд использовал это слово в концепции духовного перенаправления либидо. Таким образом, это понятие имеет корни в психоаналитической теории. Согласно Фрейду, концепция сублимации оказывала существенное влияние на развитие личности, а также культуры, во все времена.

Происхождение

Первым мыслителем, использовавшим это слово в психологическом смысле, был немецкий философ Фридрих Ницше. Фрейд считал это механизм защиты наиболее продуктивным по сравнению с другими, которые он определил (репрессии, смещение, отрицание, реактивное формирование, интеллектуализация и проекция). Сублимация представляет собой процесс превращения либидо в "общественно полезные" достижения, прежде всего, искусство. Психоаналитики часто называют только сублимацию по-настоящему успешным механизмом защиты.

Межличностный психоанализ

Гарри Стек Салливан, пионер в области межличностного психоанализа, определил сублимацию, как невольную замену прямого удовлетворения, которое противоречило бы идеалам человека или мнению социальных цензоров и других важных людей, окружающих его, социального одобренным частичным удовлетворением. Замена может быть не совсем тем, что мы хотим, но это единственный способ, с помощью которого мы можем получить хотя бы часть нашего удовлетворения, и чувствовать себя в безопасности при этом. Салливан документально подтвердил, что все сублиматорные вещи более сложны, чем прямое удовлетворение потребностей, к которым они применяются. Они не влекут за собой нарушение сознания.

Сексуальные сублимации, также известные как сексуальные трансмутации, - это попытка, особенно в некоторых религиозных традициях, преобразовать сексуальные влечения или "сексуальную энергию" в творческую энергию. В этом контексте сублимация является переносом сексуальной энергии, или либидо, в физический акт или иные эмоции, чтобы избежать конфронтации с сексуальным влечением, которое само по себе противоречит вере человека или его религиозным убеждениям. Она основана на идее, что "сексуальная энергия" может быть использован для создания духовной природы, которая в свою очередь, может создать более чувственные работы, вместо одной "сырой" сексуальности. Классическим примером в западных религиях является священнический целибат.

Различные школы описывают общие сексуальные побуждения в качестве носителей духовной сущности, и существуют разнообразные имена жизненной энергии - жизненные ветры (праны), духовная энергия, Оджас, Шакти, туммо, или кундалини. Считается также, что сексуальная сублимация может способствовать пробуждению мистического в человеке.

О сублимации много и вроде бы подробно написано в различных книгах по психоанализу, но все это кажется тем более запутанным, чем более подробно излагается.

Вот что говорит Словарь по психоанализу:

"Сублимацией называется такое влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты.
…На протяжении всего своего творчества Фрейд называл сублимацией - в экономическом и динамическом смысле - некоторые виды деятельности, побуждаемые желанием, явно не направленным к сексуальной цели: это, например, художественное творчество, интеллектуальное исследование и вообще ценные с точки зрения общества виды деятельности. Побудительную причину такого рода поведения Фрейд видел в преобразовании сексуальных влечений:
…Сублимация - часто используемое в психоаналитической литературе понятие; оно настолько отвечает глубинным задачам фрейдовского учения, что трудно даже понять, как можно без него обойтись. Однако мы не располагаем связной теорией сублимации, что остается существенным пробелом в психоаналитической мысли".

…Вообще Фрейда обвиняют в пансексуализме не только оттого, что он ВСЕ выводил из сексуального влечения (в конце концов, это один из наиболее ярких примеров работы человеческого бессознательного), но во многом еще и потому, что он как раз продвигал эту теорию сублимации: мол, любое творчество - есть реализация невостребованной сексуальной энергии (либидо). И возможно, подобный "энергетически-сексуальный" подход оттолкнул очень многих от РАЗУМНЫХ основ фрейдовского психоанализа…
Поэтому рискну поговорить относительно сублимации несколько "в ином ключе": не с точки зрения сексуальности (по крайней мере сразу), а для начала - с точки зрения биологии.
И как ни странно, разговор о сублимации мы начнем с разговора об амебе.

  • Присмотримся внимательнее к движенью амебы (которое иначе называется таксис). В частности, к такой разновидности, как хемотаксис - направленное движение амебы, вызванное наличием в некоей точке окружающей среды того или иного химического раздражителя.
    Если создать подобную неравномерность концентрации - скажем, капнуть "на краешек" наблюдаемой емкости немного кислоты - амеба от этого места будет "убегать" (так называемый отрицательный хемотаксис). Если вместо кислоты капнуть некоей белковой субстанции (являющейся для амебы пищей) - мы получим приближение к этому месту (или положительный хемотаксис).Так вот, позволю себе предположить, что даже на уровне амебы между раздражителем внешней среды и действием (реакцией) есть некое "промежуточное звено", заставляющее живой организм на самом "примитивном уровне" избегать "неприятного" воздействия и "прибегать" к приятному. И по крайней мере есть некий "центр", который определяет это "приятное и неприятное" и заставляет добиваться первого и отдаляться от второго.
    Таким образом весьма вероятно, что все живое (и человек в том числе) наделено некими "центрами удовольствия и неудовольствия", которые как раз и определяют поведение особи - избегать неудовольствий и двигаться к удовольствиям (а точнее говоря - избегать ОЩУЩЕНИЙ неудовольствия и двигаться к ОЩУЩЕНИЯМ удовольствия).

Понятно, что когда биологическая организация становится сложнее, чем у амебы:), тогда эти "центры" превращаются в более сложную систему, появляются более разветвленные связи, но основа все равно остается примерно такая же.
Причем ПРИЯТНЫМ оказывается не только жизненно необходимое действие (например, тот же прием пищи), но еще и процессы, его обеспечивающие (например, добывание пищи).

  • Вот один пример: как известно, волку, для того, чтобы раздобыть еду, надо побегать (говорят не зря, что волка ноги кормят). Так что если волку охота кушать, прежде ему надо активно подвИгаться. Но самое интересное - многие биологи отмечали, что в подобных случаях животное бегает не потому, что у него живот подвело и "голод не тетка": ему приятен сам процесс активного движения при добыче еды! По крайней мере - особь, для того, чтобы выжить, просто должна получать удовольствие от самого по себе процесса спонтанного бега по лесу, в том числе на голодный желудок…
    А неприятные действия - это любые действия, ведущие к ухудшению "личной безопасности", увеличивающие риск гибели особи (или вида) и страдания в той или иной форме. Подобные действия сами по себе вызывают "внутреннее неудовольствие" и "стимулируют" отдаляться от таких действий, избегать их. Причем это все на бессознательном, инстинктивном, "животно-биологическом" уровне, когда еще не задействованы печально известные "общественное бессознательное и социальная среда". В том числе и поэтому животные, как известно, не употребляют алкоголь и не курят:)

И можно сказать, что именно "на животном уровне" должны быть приятны все процессы (причем сами процессы как таковые, а не только их результаты), итоги которых ведут к выживанию и сохранению вида.
Так, само по себе приятно спаривание, именно как "средство воспроизводства". И эта "приятность" просто необходима для выживания вида, - по той причине, что при размножении результат отделен от "процесса" на какое-то временнОе расстояние (у человека это девять месяцев), и биологически сложно было бы обустраивать схему реагирования "делай вот это только потому, что ПОТОМ от этого появится то, что тебе приятно". Но возникает иная схема: "Делай это, потому что тебе это приятно само по себе". Точно так же как волку приятно в принципе побегать за едой, хотя отдельно приятно когда-то в конце беготни получить саму еду…
Да и кормить детенышей, как правило, приятно (не только грудью) - тоже пример, как приятен САМ ПРОЦЕСС, а не ожидание того, что из этого детеныша лет через 20 вырастет нечто - вот оно будет, мол, потом приятно!

И надо сказать, что подобная связка "процесс спаривания - удовольствие" формировалась в течение… не ошибиться бы… последних двух-трех МИЛЛИАРДОВ лет. То есть до человека разумного, скажем так, сексуальность "дошла" как стимул удовольствия. Но в то же время, причем на основе того же механизма, пошло движение в обратном направлении, своего рода эксплуатация "безусловно приятного ощущения", связанного с процессом человеческого спаривания, в нерепродуктивных целях. Особенно этому способствовало то, что человек, в отличие от животных, оказался готов к осуществлению процесса спаривания с пубертата и до глубокой старости, и причем все время. В итоге оплодотворение как результат, ради чего, собственно, три миллиарда лет назад был сделан приятным сам процесс совокупления, несколько потеряло актуальность (у людей овуляция в итоге не имеет внешних проявлений, как у животных), и половой акт стал как бы самостоятельным процессом "удовольствия ради удовольствия" и даже в какой-то степени неосознанным символом удовольствия!.. И в частности, уже вполне могла расцениваться как отдельное удовольствие совокупность ритмичных движений - фрикций. То есть в итоге - ритмичных движений как таковых.

  • Вот еще пример. Первобытный человек, для того, чтобы выточить каменный топор, должен произвести достаточно много ритмичных движений - ударов по камню. То, что в результате этих движений получится удобное орудие - это само по себе может оказаться приятно (буквально так - приятная неожиданность:)). Но опять же: не очень-то надежно "заставлять совершать неприятный процесс ради приятного результата": гораздо "надежнее биологически" сделать на уровне ассоциативных связей приятным САМ ПРОЦЕСС. А именно - ритмичные движения, воспринимаемые на глубинном уровне как часть априори приятного процесса совокупления. И если в результате этих приятных движений у первобытного человека не получится ничего - то и ладно, он эти движения, приятные ему сами по себе, повторит как-нибудь еще раз. А когда однажды у него в итоге получится полезный каменный топор - действие со временем закрепится как обучающее и развивающее не только интеллект, но и техническую оснащенность гомо сапиенса.

Точно так же монотонные ритмичные взмахи каменной мотыги были приятными не "ради будущего урожая" (о котором наши предки могли и вообще не знать, ибо так далеко пока не заглядывали), а опять же сами по себе. А "неожиданное появление урожая" постепенно закрепляло, что махать надо именно вот тут и именно тогда-то…
И так далее, и тому подобное. Тут и удовольствие от ритмично раскачивающихся качелей (в том числе и кроватки, и колыбели), и народные танцы (которые в большинстве своем достаточно ритмичны), и даже некоторые трудовые процессы: взмахи, наклоны… А известный греческий "сиртаки" - тот откровенно символизирует процесс отжимания винограда на вино ногами.
И вообще можно отметить, что человеку на "глубинном уровне" приятно все ритмическое: орнаменты, музыка, даже "красивые формулы". Можно вообще сказать, что "любовь к ритмическому" привела человечество к созданию ЭВМ! :)

Таким образом, ради сохранения и развития вида вовсю шла определенная эксплуатация центра удовольствий, в частности, давно закрепленной связки "удовольствие - спаривание". Понятно, что по мере развития интеллекта эксплуатация центра удовольствий становилась все более разнообразной. Но в любом случае этим центром "поощрялись", скажем так, "сексуально-подобные действия". От ритмичных движений и некоторой степени мышечной нагрузки ("радость движения") до труда и творчества - именно как СОЦИАЛЬНО ПОЛЕЗНЫХ видов деятельности. То есть центр удовольствий начинает поощрять человека за действия, напрямую не связанные с размножением, не приводящие к непосредственной репродукции - но приводящие к развитию вида, к укреплению его устойчивости во всех отношениях! А в итоге подобной "эволюции центра удовольствий" человек начал получать удовольствие и от "несексуальной" деятельности - трудовой и\или творческой. Причем не столько от результата, сколько от процесса!

Да, известно, что "творческие люди" часто не застревают на результатах творчества - что называется, "пишут в стол". Ясно, что тут многое зависит еще и от личностных акцентуаций и мотиваций (оно и понятно - тут работает не один центр удовольствий, ведь опять же, человек не амеба); но все равно зачастую именно ПРОЦЕСС творчества становится приятным, причем в данном процессе у той или иной личности "центр удовольствий" бывает порой задействован настолько сильно, что собственная сексуальная активность такой личности как раз и уменьшается (тут и говорят, что, мол - сублимируется).
Однако хочу отметить - активность УМЕНЬШАЕТСЯ, но не исчезает! Грубо говоря, если у такой личности была внутренняя потребность в получении удовольствия от процесса интимной близости раз в день, то в период всплесков творчества она может упасть… ну, к примеру, до раза в два дня, или раза в неделю (тут все индивидуально, конечно).

Отдельный разговор - если у данной личности по тем или иным внутренним причинам вообще не ощущается НИКАКОГО удовольствия в сексе, и тогда этот человек просто вынужден "добирать" с помощью того же творчества или иных "социально одобряемых" (то есть поощряемых его современным, высокоорганизованным центром удовольствий) процессов: домашнего хозяйства, зарабатывания денег, и т.п. И наоборот: если центр удовольствий человека подает сигнал "все хорошо и ничего больше не надо" (тот случай, о котором Пушкин ехидно говорил "всегда доволен сам собой, своим обедом и женой"), тогда и стимула к творчеству или тому же бизнесу может не быть. Да и либидо, кстати, тоже может быть не сильно выражено…

Однако мы забыли про "центр неудовольствий"; а он тоже есть, никуда от него не денешься. И опять же - "много хорошо тоже нехорошо", или говоря научными словами, и в этой области должен быть гомеостаз, или равновесие. Потому что если у человека "все ощущается как хорошо", он может либо деградировать интеллектуально (когда у него самого нет стимула поддерживать это свое "хорошо" , по крайней мере, думать о том, как это обеспечить), либо начать "искать на свою голову всяких приключений". В частности, по принципу "часто мы счастья не замечали, было как небо обычно оно".

Но тогда получается - для того, чтобы "не отупеть и не вляпаться в историю", нужно где-то брать неудовольствия?
Как правило, специально их брать нигде не надо. Агрессивных факторов ВНЕШНЕЙ среды вполне достаточно для современной личности. Причем чем разностороннее контакт с этой окружающей средой - тем таких факторов больше. Соответственно, получается, что деградировать интеллектуально имеет все шансы тот человек, который по тем или иным причинам живет "под стеклянным колпаком", которого ограждают от ЛЮБЫХ контактов с внешней средой и знай рассказывают и показывают, "как у него в его ограниченной жизни все на самом деле хорошо". Точно так же человек, которого закармливают одними только пирожными, рискует получить диабет.
Но тем людям, которые вынуждены лицом к лицу встречать "агрессивные факторы внешней среды" - от стихийных бедствий до всей проблематики мегаполисов с их стрессами, скученностью и тому подобными вещами - нужно таким образом что-то непременно "класть на чашу удовольствий" для достижения гомеостаза. И если брать для этой цели сексуальность как "безусловно приятный процесс" - можно было бы "уравновесить впечатления", кабы не возникшие трудности из-за "усложнения схем работы центра удовольствий современной личности"…

Прежде всего, для приятного процесса спаривания человеку нужен партнер, а в современном мире с его многослойными социальными взаимодействиями поиски партнера и процесс общения с ним могут вызвать вовсе не приятные ощущения, а наоборот, сложности. И станут дополнительными гирьками на чаше неудовольствий - плюс к тому, что там уже лежит. Даже купить партнера за деньги - многим само по себе неприятно и неприемлемо.
Не забудем еще и то, что сама по себе человеческая сексуальность стала процессом очень сложным психологически, и начала выполнять много других "несексуальных" функций (в общем призванных принести все то же удовольствие). Но отдельная проблема может возникнуть, когда у двух партнеров не совпадут "назначения процесса"… И получится тоже скорее неудовольствие.
При подобных ситуациях человек, у которого в данных сферах оказывается много "потенциальных неудовольствий", как раз и заменяет "парную сексуальную функцию" на одиночную - ту же трудовую или творческую, которая принесет ему в общем "такое же удовольствие, продуцируемое тем же самым центром", но потенциальных дополнительных хлопот доставит куда меньше.

И поскольку у современного человека все больше "горя от ума", то получается, что для гомеостаза требуется все больше "факторов удовольствия". И наряду с сексом (как процессом в общем-то продуктивным) человек начинает привлекать и другие, уже непродуктивные "факторы потенциального удовольствия или точнее ОЩУЩЕНИЯ удовольствия" - тот же алкоголь , никотин , наркотики . Да, как уже говорилось выше, "на животном уровне" употребление подобных веществ - опасно для здоровья и потому неприятно, но человек устроен сложнее, и ему становится ПРИЯТНО то "анестезирующее интеллект" воздействие (пусть временное), которое оказывает тот же алкоголь, или те социальные выгоды или ощущение "срабатывания сосательного рефлекса", которые (пусть тоже временно) дает курение. Здесь на биологическом уровне может возникнуть деструктивный процесс снижения чувствительности к опасным последствиям, и потому будет проявляться не столь выраженное биологическое неудовольствие..

Но если опять возвращаться к сублимации как к "альтернативному источнику получения удовольствия помимо секса как такового", то по сути в ней нет ничего страшного, ибо на самом деле, как говорится, "не сексом единым". И глупо было бы говорить об успешном творце или бизнесмене, что, мол, "это он потому так продуктивно работает, что у него в постели ничего не получается". Это достаточно "простое" и потому соблазнительное объяснение. Другое дело, когда "иные виды деятельности, приносящие удовольствие" ПОЛНОСТЬЮ замещают секс и при этом человек от этого СТРАДАЕТ. Вот тогда можно говорить о ПРОБЛЕМЕ. Но не ранее. Потому что многих людей, как говорится, "хватает" и на секс, и на творчество (бизнес, домашнее хозяйство и т.п.). Просто это разные источники "одного и того же удовольствия", которого человеку может требоваться много, и ему живется тем интереснее, чем из более разнообразных источников он эти удовольствия черпает. Потому что удовольствие "одного происхождения", даже самое приятное, может очень скоро надоесть и перестать выполнять свою функцию в деле обеспечения гомеостаза!

…В принципе, тема сублимации очень большая. Некоторые психоаналитики говорят о разновидностях сублимации (то бишь получении альтернативного удовольствия) "по мужскому и по женскому типу" - то есть от результата и от процесса. Вроде как мужчине в сексе нравится "сам процесс", а женщина "непременно настроена на результат, то есть на ребенка". Вот уж, извините, глупости: "сам процесс" вполне может любить и женщина (и при этом предохраняться , - то бишь не расценивать секс лишь как способ получить ребенка), а удовольствие от рождения малыша может получить и мужчина (более того - некоторые мужчины и на секс как таковой идут нередко только ради зачатия).
А иные психоаналитики склонны, наоборот, полагать, что для мужчин чаще стимулом к творчеству становится как раз результат - якобы потому, что "женщина рожает ребенка, а у мужчины на этом месте комплекс, и он ради устранения ощущения такого дефекта "рожает" разные идеи, проекты, бизнес-планы и т.п." Но опять же - сколько угодно мужчин, которые "складывают идеи в стол", и достаточно женщин (особенно там, где нет давления двойной морали), которые хотят не просто работать, а именно делать карьеру!

И еще к слову о процессе и результате: когда человек вынужден делать какую-то нелюбимую, противную работу исключительно ради необходимых ему больших денег - это не сублимация:) Или, если не брать крайности, а сказать мягче - можно вспомнить слова одного известного сатирика, у которого спросили, откуда он, столь "плодовитый" в своем творчестве, берет это "постоянное вдохновение"? На что он ответил: "Откуда, откуда… Денег нет - вот и вдохновение" :)
Так что вот такая плодовитая работа - это уже не "сублимация в чистом виде", хотя такие "перегрузки ради денег" тоже могут негативно сказываться на либидо - но это уже больше от рабочего переутомления.

…Но вообще должен вам сказать, что отрыв сексуального удовольствия от процесса размножения действительно еще не закончен (почему у психоаналитиков и возникают подобные ассоциации с родами и детьми). Ведь процесс связывания удовольствия с самим процессом совокупления, а не только с оплодотворением и репродукцией как результатом, длился опять-таки 3 миллиарда лет, а обратный процесс - отрыв собственно сексуального удовольствия от факта размножения - длится всего-то примерно 300 тысяч лет (если уж быть совсем точными - он начался где-то от 500 до 300 тысяч лет назад, и похоже, максимум его развития - как раз сейчас, в эпоху НТР). Так что нам сейчас доводится наблюдать развитие этого процесса собственными глазами. Кстати, пути этого разобщения могут быть достаточно вариабельные (один из деструктивных примеров - получение "сублимированного удовольствия" от убийства, например).
Таким образом, "эволюция сублимации" идет полным ходом и вовсе не закончена. Возможно, и потому психоаналитикам пока сложно сформулировать в отношении нее "связные теории"; собственно, и данная статья не претендует на теорию, скорее уж на гипотезу!

© Нарицын Николай Николаевич,
врач-психотерапевт, психоаналитик