Foto: PantherMedia/Scanpix
Недавно британское издание The Times опубликовало рейтинг самых лучших систем обучения в мире. Этот рейтинг был основан на результатах, полученных при помощи Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) – теста, оценивающего грамотность школьников и их умение применять полученные знания.
Само тестирование происходит раз в три года, а участие в нем принимают подростки в возрасте 15 лет. Впервые тест был проведен в 2000 году, и первое место в нем заняла Финляндия. Как ни странно, через 12 лет наши скандинавские соседи показали точно такой же результат: первое место в тесте PISA. Места со второго по пятое заняли четыре азиатские страны: Южная Корея, Гонконг, Япония и Сингапур, обозначив тем самым высочайший уровень образования в целом регионе.
И лишь на шестом месте оказалась система образования Великобритании – пользующаяся неизменной популярностью на постсоветском пространстве. Седьмое место досталось Голландии, восьмое – Новой Зеландии, на девятой строчке в исследовании закрепились школьники из Швейцарии и на десятом – канадские подростки. Ни США, ни тем более Россия в первую десятку не попали.
В чем секрет успеха стран с самыми лучшими системами образования? Портал DELFI решил чуть более подробно рассмотреть системы образования первых семи стран из последнего списка PISA.
Foto: AP/Scanpix
В Финляндии дети в обязательном порядке поступают в школу в тот год, когда им исполняется семь лет. За год до этого дети получают право на предварительное начальное образование, которое может быть реализовано в детском саду или школе. Но оно не является обязательным.
Первые шесть лет своего обучения финские школьники не получают оценок и не корпят дома над тетрадями и учебниками в попытках решить домашнее задание. Тоже самое касается и экзаменов – это редкость в начальных классах финских школ.
Все дети, вне зависимости от своего уровня знаний, занимаются вместе. Отчасти это является причиной того, что разница между самым способным и самым бездарным учеником в Финляндии не является величиной катастрофической.
Максимальное количество учеников в классе – 16 человек. Это позволяет учителям уделять внимание каждому конкретному ученику, а детям больше времени проводить не в попытках расслышать, о чем говорит преподаватель, а занимаясь практическими заданиями.
Ученики основной школы в Финляндии проводят на переменах до 75 минут в день по сравнению с 29 минутами в США.
Учителя при этом проводят непосредственно перед аудиторией не больше четырех часов в день и два часа в неделю посвящают исключительно профессиональному росту.
Вообще в Финляндии к учителям относятся с большим уважением, но и требуют от них многого. Каждый учитель в стране должен иметь степень магистра. При этом для того, чтобы попасть на свою первую работу в школу, нужно быть как минимум с 10% лучших выпускников своего курса.
Популярность профессии в стране говорит сама за себя: в 2006 году на 660 мест учителей основной школы претендовали 6 600 человек. При этом средняя зарплата учителя в Финляндии составляет около 25 000 евро в год.
Foto: Reuters/Scanpix
В школу корейские дети идут с шести лет. До этого в стране есть возможность отдать ребенка в детский сад (с трех лет), в котором происходит начальное обучение, но это совершенно не обязательно.
Начальная школа длится в Южной Корее шесть лет (с 6 до 12 лет ребенка), после чего тот переходит в неполную среднюю школу, в которой учится до 15 лет. Чаще всего дети поступают в школу, которая находится рядом с их домом и не имеют возможность выбрать себе учебное заведение до тех пор, пока в 15 лет им не придется сделать выбор между дальнейшим профессиональным или академическим образованием в так называемой старшей средней школе.
Школьную программу в стране разрабатывает Министерство образования, науки и техники, каждые 10 лет она пересматривается. Каждая школа должна обучить своих учеников перечисленным в ней дисциплинам. Тем не менее, руководство учебного заведения имеет право добавить в список предметов что-то свое.
В начальной школе учениками занимается один учитель. Он преподает этику, корейский язык, математику, основы естественных и общественных наук, музыку и рисование. Кроме того в школах в обязательном порядке детям прививают навыки решения разнообразных проблем, традиции и культуру страны, а также укрепляют основные жизненные принципы, описывая реальные "случаи на производстве" .
Неполная средняя школа, в которую дети поступают в 12 лет, предъявляет к своим ученикам гораздо более серьезные требования: подростки проводят в школе по 14 часов в день по пять дней в неделю. При этом общее количество учебных часов в год достигает тысячи. Количество студентов при этом в одном отдельно взятом классе возрастает с примерно 26 до 35 человек.Никаких экзаменов для перехода в следующий класс в Южной Корее не предусмотрено. Ученики переходят дальше исключительно в силу возраста. Вступительные экзамены придется сдавать лишь перед поступлением в старшую среднюю школу в 15 лет. Вместо этого южнокорейских учеников регулярно оценивают по нескольким параметрам вроде успеваемости по предметам, внеклассной активности и посещаемости уроков, особым достижениям и нравственному развитию. Все эти данные, тем не менее, не будут использованы раньше, чем подросток примет решение, куда ему поступать.
Учитель – очень уважаемая в Южной Корее профессия, не в последнюю очередь из-за стабильности работы, отличных условий труда и достаточно высокой заплаты. В среднем учитель может рассчитывать на 41 000 евро в год, а множество предусмотренных "плюшек" могут повысить эту сумму до 62 000. Все учителя обязаны иметь степень бакалавра, а набор преподавательского состава осуществляется из 5% лучших выпускников университетов.
Foto: AP/Scanpix
Система образования в Гонконге сильно напоминает по своей структуре южнокорейский вариант. От трех до шести лет дети посещают садик, где к их услугам дошкольное образование, предоставляемое в отличие от Южной Кореи частными организациями. В шесть лет ребенок поступает в начальную школу, в 12 переходит в неполную среднюю, где учится до 15 лет. Напоследок его ждут два года в старшей средней школе.
В Гонконге ученики не привязаны так сильно к своему месту жительства и той школе, которая расположена рядом. До 50% учеников школы могут не проживать в ее ближайшем окружении. При этом, впрочем, стоит учесть, что порядка 60% от общего числе не живущих рядом со школой студентов зарезервировано под детей персонала школы и родных братьев и сестер тех детей, которые уже учатся в данном учебном заведении.
Никаких экзаменов в первые шесть лет обучения для детей не предусмотрено. До 2012 года система образования в Гонконге предусматривала два экзамена: один после окончания неполной средней школы и второй после завершения обучения в старшей средней школе. С будущего года экзамен останется только один – после окончания всего цикла обучения.
В гонконгских школах есть несколько программ обучения: утренние, после обеда или рассчитанные на весь день. Большинство учебных заведений придерживается последнего варианта.
Многие программы предусматривают не только обучение подростков в классах, но и их активное практическое применение вне пределов школы. Обучение ведется на китайском языке, английский используется в качестве второго учебного языка.
В Гонконге, как и в Корее, большое количество усилий направлено на модернизацию процесса обучения и максимальному сокращению бумажных источников информации в учебном процессе.
Не смотря на значительное количество учеников в классе – порой их число может достигать 40 человек – учитель в Гонконге проводит непосредственно перед аудиторией всего 10-12 часов в неделю.
Foto: AFP/Scanpix
Вариант японского школьного образования минимально отличается от некоего общего азиатского "стандарта": опциональные три года обучения в детском саду, затем шесть лет начальной школы, после чего три года неполной средней и еще три старшей средней школы.
Обязательными для японских школьников являются шесть лет начальной школы и три года неполной средней. После чего 15-летний подросток может хоть вообще не учиться, однако почти 95% японских школьников выбирают дальнейшее обучение в стершей средней школе.
Среди обычных для начальной школы предметов вроде родного языка и литературы, арифметики, общественных наук, музыки и физкультуры, встречаются также нравственное воспитание и самоконтроль.
В начальной и неполной средней школе японские учителя используют принцип "целостного обучения", что значит, что в каждый момент времени все ученики в классе работают над одной и той же задачей. Несмотря на это уроки редко принимают форму лекции, чаще всего это совместное обсуждение или работа над проектами и общими заданиями.
До недавнего времени японские школьники были вынуждены проводить в школе шесть дней в неделю, делать невозможное количество домашних заданий, а между этими двумя вещами еще и находить время для репетиторов (особенно в момент подготовки к экзаменам в университет). Новые реформы сократили школьное расписание в Японии до пяти дней в неделю, однако количество задаваемого на дом материала не изменилось. Прибавим сюда короткие летние каникулы и получим портрет типичного японского школьника, замученного внеклассным обучением чуть ли не больше всех остальных его ровесников из других стран мира.
Экзамены в японских школах проходят по окончании неполной средней школы и старшей средней школы и имеют большое влияние на то, куда попадет ученик на следующем этапе обучения. В течение же всего курса обучения в школе учителя оценивают студентов при помощи разнообразных тестов и домашних работ. Классные руководители при этом проводят большое количество времени со своими учениками не только в стенах школы, но и за ее пределами.
Профессии учителя в Японии является весьма уважаемой и достаточно сложной для того, чтобы ее получить. Только 14% стремящихся стать учителями, получают в итоге дипломы педагогов и лишь 30-40% получивших находят себе работу в качестве учителя.
Средняя зарплата учителя после 15 лет работы в школе составляет порядка 38 000 евро в год, а проводят они в классах почти в два раза меньше времени, нежели их коллеги в США (27% от их общего рабочего времени по сравнению с 53%).
Foto: AFP/Scanpix
В школу в Сингапуре дети идут с шести лет. Обучение в ней разделено на несколько этапов, обязательным из которых является лишь первый – шесть лет начальной школы. Дальше идет средняя школа с множеством разнообразных вариантов, финалом – предуниверситетский курс.
В основной школе (там учатся до 12 лет) детей учат родному языку, английскому языку (в обязательном порядке), математике и множеству мелких, но важных предметов вроде эстетического воспитания, физкультуры, музыке и т.д. по окончании начальной школы детей ждет экзамен, который так и называется Primary School Leaving Examination.
После этого можно больше никуда и не поступать, но подавляющее большинство детей предпочитает потратить еще как минимум четыре года на обучение. В средней школе существует разделение по курсам: специальный (4-6 лет), экспресс (4 года), нормальный академический (5 лет), нормальный технический (4 года) и предпрофессиональный (1-4 года).
В зависимости от курса ученики получают Генеральное свидетельство об образовании разных уровней (в порядке возрастания – N, O или А) и могут или остановиться на этом, либо продолжить обучение дальше и по получении свидетельства уровня "А", поступить в университет.
Учителем в Сингапуре становится далеко не каждый желающий им стать. Потенциальных преподавателей отбирают из 30% лучших выпускников университетов. Но даже и это не всегда помогает стать учителем, поскольку конкурс на место в школе очень велик.
Помимо зарплаты – средняя в районе 35 000 евро в год – учителя в Сингапуре имеют шанс получить значительное количество бонусов, порой достигающих 30% их зарплаты. Сумма бонуса вычисляется по результатам строгой ежегодной проверки деятельности учителя, его профессиональных качеств, видимого потенциала и активного в работе родного учебного заведения.
Foto: Scanpix
Британская система образования, кажется, вообще не зависит от того, какое место страна занимает в тестах PISA – туда ехали, едут и ехать будут. Не в последнюю очередь из-за некоего налета элитарности британских учебных заведений. Особенно если речь идет о школе-интернате, возраст которой вспоминают не иначе как с благоговением.
Чаще всего подобные пансионы являются, во-первых, довольно элитными как с точки зрения собранного в них общества, так и с точки зрения финансов, необходимых для обучения там ребенка. А, во-вторых, выбранный пансион скорее всего будет исключительно для мальчиков или для девочек. В пользу раздельного воспитания приводится множество аргументов, точно также как и в пользу совместных школ, при этом ни один из них определяющим не является.
В целом образование в Великобритании начинается в пять лет, когда ребенок поступает в начальную школу. Обучение в ней длится до 12 лет, причем домашних заданий в это время в английской школе может и не быть.
Эта возможность появилась у учителей начальных классов в начале 2012 года, когда министр образования страны заявил, что теперь каждый учитель будет решать сам, задавать ли ему что-то на дом или обойтись другими средствами. Проверка усвояемости материала чаще всего проводится при помощи эссе или проекта, который необходимо выполнить. Впрочем, для учеников средней школы такие послабления вводить отказались.
Обучение в начальной школе заканчивается экзаменом – Common Entrance Examination. Успех при сдаче экзамена – билет в среднюю школу. Там подросток проводит еще несколько лет и в 16 лет сдает очередной выпускной экзамен – GCSE (сертификат о получении общего среднего образования). Наличие этого сертификата является обязательным условием для всех учащихся в Великобритании.
Школы в Великобритании также стараются придерживаться тех правил, которые сформировались когда-то давно и с тех пор являются неотъемлемой частью британского образования – обязательная школьная форма, активное участие в благотворительности, регулярные социальные работы.
До 8 лет занятия чаще всего ведутся одним учителем, после этого появляются учителя-предметники и большее внимание начинает уделяться тому, что является необходимым для успешной сдачи выпускных экзаменов в школе.
В закрытых школах-пансионах обучение может происходить на индивидуальной основе или в группах, где дети собраны по способностям. Появляются также дополнительные предметы, которых может не быть в обычной школе. В этом нет ничего удивительного, поскольку частные школы в Англии имеют право не придерживаться национальной программы обучения. Чаще всего, в школах-интернатах оставляют костяк этой программы, просто добавляя к ней большое количество курсов, среди которых можно выбрать нужные.
Foto: Publicitātes foto
Дети в Голландии могут начать посещать дошкольные учебные заведения с трех лет, но чаще всего это происходит в 4 года, а с пяти лет является обязательным. С пяти до 12 лет лети в Нидерландах посещают начальную школу, после окончания которой им придется сдавать экзамен.
Результаты экзамена в значительной степени определяют, куда дальше пойдет учиться ребенок. Перед ним открывается три возможности: подготовительное среднее образование (VMBO) – 4 года, общее среднее или предуниверсистетское образование (HAVO) – 5 лет, предуниверситетское образование (VWO) – 6 лет. Впрочем, в первые два года обучения их образовательные программы практически копируют друг друга, что значительно облегчает переход между ними тех учеников, которые по каким-то причинам решили сменить программу в целом. Начиная с 2007 года, окончание одной из этих программ является для учеников обязательным.
Образовательную программу устанавливает голландское министерство образования, культуры и науки, но любая школа имеет право добавить в ее то, что посчитает необходимым для обучения. В начальной школе подростки учат сразу три языка – голландский, фризский и английский, математику, общественные науки, занимаются рисованием и физкультурой.
По окончании начальной школы проводится экзамен, который представляет собой тест с несколькими вариантами ответов на вопросы и предназначен скорее для выявления способностей подростка к тем или иным науках, недели для обычной оценки его знаний. Кроме того, учителя и директор школы составляют подробный отчет о работе того или иного ученика, который будет использован при поступление подростка в среднюю школу.
В течение процесса обучения знания учеников оцениваются привычными для нас методами: оценками за домашнюю работу, работу в классе и устными экзаменами.
Помимо прочего в работу школ обычно активно вовлечены родители учеников. Более 90% родителей выполняли для школ какую-то одноразовую случайную работу; 53% помогали в преподаванием в классах; 56% были членами родительских комитетов в разное время и 60% обеспечивали и обеспечивают помощь за пределами классной комнаты – в библиотеке, школьной газете, подготовке учебных материалов и т.д. Все это позволяет им быть в курсе всех проблем и успехов собственных детей и направлять их при необходимости в нужную сторону.
При этом Голландия сейчас испытывает недостаток в хороших, профессиональных учителях. И это не смотря на вполне приличную зарплату порядка 60 тысяч долларов в год, которую правительство страны пытается держать на уровне, одновременно с этим модернизируя способ получения соответствующего образования.
Placement code for key after_article not found.
Placement code for key m_after_article not found.
Заметили ошибку?Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter!
Категорически запрещено использовать материалы, опубликованные на DELFI, на других интернет-порталах и в средствах массовой информации, а также распространять, переводить, копировать, репродуцировать или использовать материалы DELFI иным способом без письменного разрешения. Если разрешение получено, нужно указать DELFI в качестве источника опубликованного материала.
Каждый год Quacquarelli Symonds обследует около трех тысяч вузов в разных странах, выбирая из них те, где самое лучшее образование. В данный рейтинг могут попасть только те университеты, в которых предлагаются все три ступени высшего образования: бакалавр, и доктор (в российской образовательной системе – аспирант). К тому же в вузе должен быть охват хотя бы двух из следующих областей: социальные науки и менеджмент; гуманитарные науки и искусства; медицина и науки о жизни; инженерные и технические науки; естественные науки.В рейтинге Quacquarelli Symonds лучшие университеты оцениваются на основании следующих критериев: академическая репутация (опрос); соотношение численности преподавателей к количеству обучающихся; репутация выпускников вуза среди работодателей (опрос); доля иностранных студентов (отражает уровень популярности учебного заведения в мире); доля иностранных преподавателей (берутся в расчет лишь те преподаватели, которые трудятся на условиях полной занятости или на полставки, проработавшие в университете не меньше одного семестра); индекс цитирования (зависит от количества опубликованных научных исследований преподавательского состава по отношению к его общей численности).
Лучшее образование: топ
Лидирует в рейтинге QS Массачусетский технологический институт (США). Второе и третье места занимают британские учебные заведения – Кембриджский университет и Имперский колледж Лондона соответственно. На четвертой позиции Гарвардский университет (США), на пятой - Оксфордский университет и Университетский колледж Лондона. Помимо американских и британских вузов, в первой двадцатке есть два учебных заведения из Швейцарии (Швейцарская высшая техническая школа Цюриха и Федеральная политехническая школа Лозанны), а также Торонтский университет (Канада).Московский государственный университет им. Ломоносова сумел войти в топ-200. Полная версия рейтинга насчитывает 800 позиций, в числе которых 21 университет из России и два университета из Белоруссии (БГУ и БНТУ). Ни одно из высших учебных заведений, расположенных на территории СНГ, не вошло в первые сто вузов с лучшим образованием в мире. По мнению составителей рейтинга, чтобы улучшить свои позиции, этим университетам нужно больше сотрудничать с другими государствами и увеличивать индекс цитируемости научных публикаций.
Для многих зарубежных государств сектор высшего образования является важной отраслью стратегического развития и интернационального партнерства. Речь идет о странах, университеты которых имеют отличную международную репутацию и принимают большое количество иностранцев.
Исходя из качества образования в университетах разных стран, их позиций в академических рейтингах, а также интернациональности и инновационности систем образования, мы составили список государств с самым высоким уровнем университетского образования в мире.
Хотите получить лучшие знания и опыт в лучших академических условиях? Выберите для учебы одну из этих стран и получите образование своей мечты!
1.
Америка уверенно лидирует по количеству университетов, входящих в Топ-100 лучших вузов мира QS World University Rankings , в этом рейтинге насчитывается целых 30 учебных заведений США. Более того, американский возглавляет весь рейтинг.
Самыми популярными студенческими городами США являются Калифорния, Нью-Йорк и Техас, а самыми популярными предметами среди иностранных студентов, приезжающих учиться в страну, - инженерия, бизнес и менеджмент, математика и компьютерные технологии. В Америке студентов привлекает не только высокое качество образования, но и интересная студенческая жизнь, а также обширные возможности для трудоустройства. При этом американская система образования не только соответствует всем мировым стандартам, но зачастую и сама диктует их.
2.
Глобальная репутация британских университетов и обучение более 500,000 иностранных студентов позволили Великобритании стать второй страной по уровню высшего образования. В Топ-10 лучших университетов мира входят сразу четыре местных вуза, включая знаменитые и .
Два неоспоримых плюса британского образования – это веками сложившиеся академические традиции и интернациональность. Отлично зарекомендовавшую себя систему британского образования уже переняли многие страны, и именно в Великобритании находится целый ряд кампусов с самыми разнообразными и мультикультурными студенческими сообществами.
3.
Германия является самым популярным и востребованным неанглоязычным учебным направлением мира. Более того, в последние годы Германия оспаривает академическое первенство Великобритании в Европе. Многие студенты уже отдали предпочтение учебе в Берлине и других крупных городах страны.
Популярность Германии среди иностранных студентов объясняется довольно легко. Здесь находится немало передовых университетов, три из которых входят в мировой Топ-100. Обучение в государственных вузах Германии является абсолютно бесплатным, да и проживание обойдется сравнительно не дорого. Возможно вам даже не придется учить немецкий язык, ведь с целью привлечения иностранных студентов в стране с каждым годом предлагается все больше англоязычных программ.
4.
Далекая и экзотичная Австралия неизменно остается популярным направлением для студенческой и профессиональной иммиграции. Не удивительно, ведь страна известна очень высоким уровнем жизни и зарплат.
Переняв и адоптировав британскую систему образования, Австралия сегодня является самым привлекательным для студентов государством своего региона. Здесь учится множество иностранцев, в первую очередь – из соседних азиатских стран, и преподают лучшие профессора со всего мира. Семь австралийских университетов входят в мировой Топ-100 лучших вузов, при этом удерживает позицию в Топ-20 рейтинга. А еще, учебные заведения Австралии имеют отличную репутацию среди работодателей, потому их выпускники могут рассчитывать на успешное трудоустройство по специальности.
5.
Учеба в Канаде до сих пор пользуется меньшей популярностью среди российских студентов, чем учеба в соседней Америке, а зря! Это не только очень живописная страна с потрясающей природой, но и государство с развитой системой образования, четыре вуза которого входят в мировой Топ-100.
В канадских городах Торонто, Монреаль, Ванкувер и Квебек сосредоточены лучшие университеты страны, и проживает множество студентов со всего мира. Жизнь в Канаде обычно обходится дешевле, чем в Америке, и поступить в местные университеты тоже проще.
6.
Недавно Париж был в очередной раз признан лучшим студенческим городом Европы. Не удивительно, ведь здесь находится сразу несколько именитых вузов, Высшая нормальная школа Парижа, ParisTech и Университет Пьера и Марии Кюри, а студентам доступна развитая академическая среда и интересная столичная жизнь.
Не отстают и другие города Франции, ежегодно привлекающие тысячи иностранных студентов. Среди несомненных плюсов местного образования – многовековые академические традиции и история, доступность англоязычных программ всех уровней и низкая стоимость обучения.
7.
Нидерланды - это еще одна европейская страна, в которой быстрыми темпами развивается международное высшее образование, и ежегодно увеличивается количество иностранных студентов. Сразу два голландских вуза входят в мировой Топ-100 – это и столичный .
Высокий уровень местного образования и отличные связи вузов с иностранными партнерами сделали страну одним из лучших мест в мире для изучения технологий, ИТ, дизайна и ряда других дисциплин. Кроме того, студенты ценят серьезную практическую составляющую голландского высшего образования. Именно это позволяет местным и иностранным выпускникам успешно трудоустраиваться после окончания университетов.
8.
Быстрым развитием и интернационализацией высшего образования может похвастаться и Китай, вкладывающий огромные средства в развитие отрасли на государственном уровне. В этом году сразу шесть китайских университетов вошли в Топ-100 лучших вузов мира, подтвердив значительный прогресс страны.
В Китае можно изучать все существующие дисциплины, а иностранным студентам, над привлечением которых страна усиленно работает, предлагается учеба на английском, современные условия проживания, многочисленные стипендии и гранты. Кроме того, важную роль играет сочетание высокого качества и доступности местного высшего образования.
9.
Южная Корея гордится четырьмя университетами, входящими в мировой Топ-100, и Сеулом, вошедшим в десятку лучших студенческих городов мира. Сегодня Корея является важным экономическим, торговым, академическим, технологическим и туристическим центром Азии. Как следствие, студенты здесь живут в интернациональной среде и получают уникальные возможности для трудоустройства в международных компаниях.
В университетах Южной Кореи, таких как и , работает множество иностранных преподавателей, и проводятся самые современные исследования, что значительно повышает научный потенциал страны.
10.
Будучи родиной многих мировых брендов и одной из самых развитых экономик мира, Япония отличается фундаментальной системой образования и одним из самых высоких уровней трудоустройства выпускников. Уникальная культура Японии внесла весомый вклад в развитие местной академической системы и подготовку высокоорганизованных, интеллигентных и профессиональных кадров в различных областях.
Япония также работает над привлечением иностранных студентов, к 2020 году планируется увеличение их количества в стране до 300,000 человек. Среди важных характеристик японского образования, привлекательных для иностранцев, - многочисленные опции стажировок и учебы на английском, а также обширные научные гранты и близкое знакомство с неповторимой японской культурой.
Москва, 31 августа - "Вести.Экономика". Получить хорошее образование хотят практически все. Родители стремятся найти лучшую школу для своих детей, кто-то выбирает хороших учителей. А кто-то поступает совсем радикально – меняет страну проживания, чтобы получить доступ к хорошему образованию.
Традиционно считается, что азиатские и скандинавские страны являются лучшими в плане образования.
Ниже мы расскажем о странах, образование в которых считается лучшим в мире, в том числе и потому, что на образование выделяются значительные средства из бюджета страны.
1. Южная Корея
Япония и Южная Корея являются главными конкурентами за первое место в рейтинге стран с лучшим образованием.
Однако пока Южная Корея обгоняет Японию, несмотря на то что Япония много инвестирует в образование.
Ученики в Южной Кореи ходят в школу семь дней в неделю.
На 2018 г. был предложен бюджет в размере 429 трлн вон (US$382.6 млрд) на образование, что на 7,1% больше чем 400,5 трлн вон, которые были направлены на образование в 2017 г.
Уровень грамотности в стране - 97,9%, из них 99,2% - мужчин, 96,6% - женщин.
ВВП на душу населения (паритет покупательной способности) - $35 938,37 в 2018 г.
2. Япония
Эта страна – центр развития технологий, и именно здесь молодые люди получают одно из лучших типов образования в мире, так как образование в стране дает не только глубокие знания, но и опыт их применения на практике. ВВП на душу населения (паритет покупательной способности) - $39 002,22 в 2017 г.
Как сообщил СМИ премьер-министр страны Синдзо Абэ, на образование в 2018 г. Япония выделяет почти 4 трлн иен ($35,6 млрд).
3. Сингапур
Эта страна славится сильным начальным образованием, в связи с этим и занимает третье место в рейтинге стран с лучшим образованием в мире.
Бюджет образования в 2017 г. в Сингапуре оценивается в 12,7 млрд сингапурских долларов.
ВВП на душу населения (паритет покупательной способности) - $85535,38 в 2017 г.
4. Гонконг
Система школьного образования в Гонконге очень напоминает британское образование.
Начальное, среднее и высшее образование имеет высокие рейтинги на международном уровне.
Преподавание ведется на китайском и английском языках.
Уровень грамотности в стране - 94,6%.
ВВП на душу населения (паритет покупательной способности) - $56054,92 в 2017 г.
Образовательный бюджет на 2017-2018 финансовый год составил 88 507 млн гонконгских долларов.
5. Финляндия
Финляндия – страна, образование которой традиционно считается одним из лучших, однако она проигрывает своим азиатским конкурентам.
Годовой образовательный бюджет составил 13 063 млн евро в 2016 г.
ВВП на душу населения (паритет покупательной способности) – $ 40585,72 в 2017 г.
6. Великобритания
Образование в Великобритании довольно непросто оценивать, так как большую роль играет местная администрация, под началом которой находятся вопросы образования в каждом отдельном регионе.
Власти Шотландии, Англии, Уэльса и Северной Ирландии индивидуально оценивают состояние образования, а кроме того, управляют образованием скорее исходя из региональных интересов, а не руководствуясь единым законодательством для всего королевства.
Однако эксперты оценивают образование в Великобритании как одно из лучших в Европе, а в мире страна занимает шестое место.
ВВП на душу населения (паритет покупательной способности) – $ 39753,24 в 2017 г.
Годовой образовательный бюджет составил 84,9 млрд фунтов стерлингов в 2017 г.
7. Канада
Преподавание идет на английском и французском языках. Уровень грамотности в стране очень высокий - 99% (как среди мужчин, так и среди женщин).
ВВП на душу населения (паритет покупательной способности) - $ 44017,59 в 2017 г.
8. Нидерланды
Нидерланды имеют одну из лучших систем образования в Европе, однако эксперты отмечают ряд недостатков, в частности недостаточный объем инвестиций и некачественное управление высшим образованием.
ВВП на душу населения (паритет покупательной способности) - $ 48472,54 в 2017 г.
9. Ирландия
Уровень грамотности в стране - 99% как для мужчин, так и для женщин.
Образование в стране бесплатное как для начального уровня, так и для средней школы.
Однако студенты из Европейского союза должны платить за образование в ирландских вузах.
Ирландское правительство выделяет на образование ежегодно 8,759 млрд евро.
10. Польша
Польское министерство образования занимается всеми вопросами образования.
В Польше одна из лучших систем образования в Европе, а в мире страна замыкает первую десятку.
В 2017 г. 16 млрд злотых было направлено только на развитие высшего образования в стране.
ВВП на душу населения (паритет покупательной способности) - $ 27216,44
11. Дания
Система образования Дании включает в себя начальное, среднее, высшее образование, а также профессиональную переподготовку и переквалификацию.
Дети до 16 лет получают обязательное образование. Дальнейшее не является обязательным, однако 82% выпускников школ стремятся его получить.
ВВП на душу населения (паритет покупательной способности) - $ 46682,51 в 2017 г.
12. Германия
Германия стремится выстроить одну из лучших систем образования в мире. Вопросы образования решаются на местном уровне.
Детские сады являются необязательными, а вот школьное образование обязательно для всех детей.
Кроме того, немецкие университеты считаются одними из лучших в мире и регулярно занимают высокие места в международных рейтингах.
ВВП на душу населения (паритет покупательной способности) - $45229,25 в 2017 г.
13. Россия
Эксперты отмечают, что у России множество возможностей улучшить свои показатели в рейтинге, так как образование в стране сталкивается с рядом проблем.
Тем не менее уровень грамотности очень высок – почти 100%, это один из самых высоких показателей в мире.
Бюджет на образование в 2018 г. составил 663 млрд руб.
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Воспитание появилось вместе с первыми людьми, но наука о нем сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия и многие другие.
Первопричина возникновения всех научных отраслей – потребности жизни. Наступило время, когда воспитание стало играть в жизни людей важную роль. Обнаружилось, что общество развивается быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась необходимость обобщать опыт воспитания, создавать специальные учебно-воспитательные учреждения для подготовки молодых людей к жизни.
То, что экономическое развитие государства напрямую зависит от уровня развития науки и образования в стране, общеизвестно. Это аксиома, не требующая доказательств. Потому что образование – самое эффективное средство, которым располагает общество, чтобы противостоять вызовам будущего. Именно образование будет формировать мир завтра. О том, что представляют собой образовательные системы мира, какие из них заслуживают особого внимания, и пойдет разговор ниже.
20 лучших систем образования в мире
Ирина Каминкова,«Хвиля»
В современном мире с его тесными глобальными связями не вызывает сомнений значение образования: эффективность учебных заведений вносит существенный вклад в процветание государств наряду с другими факторами социально-экономического развития.
Для оценки и сравнения качества систем образования специалистами разработан ряд метрик, среди которых наиболее известные: PISA, TIMSS и PIRLS. Группа Пирсон с 2012 года публикует свой индекс, рассчитанный по данным метрикам, а также по ряду других параметров, таких как уровень грамотности и количество выпускников по различным странам. Кроме общего индекса, рассчитываются две его составляющие: навыки мышления и успехи в обучении.
Отметим сразу, что данные по Украине в этом рейтинге отсутствуют. Основная причина в том, что за все годы независимости чиновники у власти не удосужились оформить и подать ни одной заявки на международное тестирование. Очевидно, что, несмотря на ярую патриотическую риторику, развитие национальной системы образования и её продвижение на глобальном уровне, мягко говоря, не входит в круг их интересов. Тут уж впору брать пример с России, которая, несмотря на похожие проблемы с усушкой, угаром и утечкой ресурсов, всё же вошла в двадцатку лучших и обогнала (!) США.
В целом, развитие национальных систем образования в мире демонстрирует следующие тенденции:
страны Восточной Азии по-прежнему опережают остальных. Южная Корея находится на вершине рейтинга, далее следуют Япония (2), Сингапур (3) и Гонконг (4). Идеологией образования в этих странах является примат усердия над врожденными способностями, четко сформулированные цели и задачи обучения, высокая культура отчетности и взаимодействия среди широкого круга заинтересованных лиц.
страны Скандинавии, традиционно удерживающие сильные позиции, несколько растеряли своё преимущество. Финляндия, лидер Рейтинга-2012, переместилась на 5 место; а Швеция опустилась с 21-го на 24-е.
заметно улучшилась позиция Израиля (с 17 на 12 место), России (вверх на 7 мест до 13-го) и Польши (вверх на четыре места до 10-го).
развивающиеся страны занимают нижнюю половину рейтинга, Индонезия замыкает список из 40 представленных стран, ей предшествует Мексика (39) и Бразилия (38).
Дадим краткую характеристику 20 странам-лидерам
- Южная Корея.
Япония и Южная Корея жестко конкурируют за 1-е место в рейтинге. Корейцы победили Японию по 3-м позициям. Япония, несмотря на солидные инвестиции в начальное образование детей, уступила в уровне мышления и ряде других позиций рейтинга. А вы знаете, что в Южной Корее дети часто ходят в школу семь дней в неделю, без выходных? Госбюджет образования в прошлом году составил $ 11300 млн. Уровень грамотности всего населения 97,9%, в т.ч. мужчин - 99,2%, женщин - 96,6%. ВВП на душу населения в 2014 году составил $34795.
- Япония
Система образования базируется на высоких технологиях, что обеспечивает лидерство в уровне знаний и понимания проблем. ВВП - около 5.96 триллионов долларов США - прекрасная материальная база для дальнейшего развития.
- Сингапур
Лидер по уровню системы начального образования, имеет сильные позиции по другим показателям, что обеспечило 3-ю позицию в рейтинге. ВВП на душу населения - $64584, 3-е место в мире.
- Гонконг
В школах представлена в основном британская система образования. Госбюджет образования за последний год - $39420 на душу населения. Начальное, среднее и высшее образование имеют очень высокий уровень. Обучение ведется на английском и кантонском диалекте китайского языка. Уровень грамотности населения 94,6%, отмечается очень хорошая математическая подготовка.
- Финляндия
Лидер рейтинга-2012 утратил свои позиции, уступив азиатским конкурентам. Многие продолжают считать систему образования Финляндии лучшей в мире, хотя фактически она таковой уже не является. Существенным недостатком системы признано позднее начало учебы в возрасте 7 лет. Образование в стране бесплатное, годовой образовательный бюджет 11,1 млрд €. ВВП на душу населения - $36395
- Великобритания
Вопросы образования в Великобритании решаются не на уровне королевства, а на уровне правительств Англии, Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса. Согласно индексу Пирсона, Британия заняла 2-е место в Европе и 6-е место в мире. При этом шотландская система образования получила относительно более высокие оценки, чем в целом по стране. ВВП на душу населения - $38711, 21-е место в мире.
- Канада
Английский и французский языки являются языками обучения. Уровень грамотности не менее 99% (как среди мужчин, так и среди женщин). Показатель уровня образования также высокий. Процент выпускников колледжа самый высокий в мире. Канадцы поступают в колледж в 16 (в большинстве провинций) или 18 лет. Учебный календарь варьируется от 180 до 190 дней. Результаты могут стать еще лучше, если сделать приоритетом инвестиции в начальное образование. ВВП на душу населения - $44656. Канада инвестирует 5,4% своего ВВП в сектор образования.
- Нидерланды
Низкий уровень инвестиций, слабое планирование и управление в среднем образовании, опустили Нидерланды на 8 место в рейтинге. ВВП на душу населения - $42586.
- Ирландия
Уровень грамотности составляет 99% среди мужчин и женщин. Образование в стране является бесплатным для всех уровней - от начального до колледжа /университета. Только студенты из ЕС платят за обучение и облагаются налогами. Ирландское правительство инвестирует в образование 8.759 млн евро ежегодно.
- Польша
Министерство образования Польши руководит системой в стране. Согласно индексу Пирсона, Польша заняла 4-е место в Европе и 10-е в мире, благодаря хорошей организации начального и среднего (базового и полного) образования. ВВП на душу населения - $21118.
- Дания
Система образования Дании включает дошкольное, начальное, среднее и высшее образование, а также, образование для взрослых. В среднем образовании дополнительно выделяются гимназия, программа общей подготовки, программа поступления в коммерческие и технические вузы и профессионально-техническое образование. Аналогично, высшее образование также включает в себя ряд программ. Образование является обязательным для детей до 16 лет. «Folkeskole» или высшее образование не является обязательным, однако 82% студентов проходят обучение, что положительно характеризует перспективы страны. Образовательные индексы и индекс человеческого развития ООН в Дании являются одними из самых высоких в мире. ВВП на душу населения - $57998.
- Германия
Германия стремится к организации одной из лучших образовательных систем в мире. Образование полностью в ведении государства и, следовательно, не имеет никакого отношения к местному управлению. Детский сад не является обязательным, но среднее образование обязательно. В системе среднего образования действует пять типов школ. Немецкие университеты признаны одними из лучших в мире и способствуют распространению образования в Европе. ВВП на душу населения - $41248.
- Россия
Страна имеет дальнейшие резервы для улучшения позиций, если обратит внимание на развитие дошкольного и начального образования. Уровень грамотности практически 100%. Согласно опросу Всемирного банка, 54% занятого населения в России имеют высшее образование, что, несомненно, является высшим достижением для образования на уровне колледжа в мире. Расходы на образование превысили $20 млрд. в 2011 году. ВВП на душу населения - $14645.
Многие считают США страной с высоким рейтингом образования, однако, это далеко не так. Несмотря на хорошо развитую и одну из самых мощных экономик в мире, образовательная система США не входит даже в топ-10. Затраты национального бюджета на образование в $ 1,3 трлн обеспечивают уровень грамотности 99% (среди мужчин и женщин). Среди 81.5 млн учащихся 38% посещают начальную школу, 26% среднюю и 20,5 млн - высшую. 85% учащихся заканчивают среднюю школу, 30% получают диплом о высшем образовании. Все граждане имеют право на бесплатное начальное образование. ВВП на душу населения - $54980 (6-е место в мире).
- Австралия
Годовой бюджет на нужды образования составил 5,10% ВВП - более $ 490 млн - в 2009 году. Английский язык – основной язык обучения. Уровень населения с начальным образованием - почти 2 миллиона. Уровень грамотности 99%. Среднее образование имеют 75%, а высшее - 34% жителей страны. Штаты и громады практически полностью контролируют местные образовательные учреждения и систему оплаты. PISA оценила австралийскую систему образования с точки зрения чтения, науки и математики, как 6, 7 и 9 в мире. ВВП на душу населения - $44346.
- Новая Зеландия
Расходы Министерства образования Новой Зеландии в 2014-2015 учебном году составили $ 13183 млн. Английский и маори являются основными языками обучения. Плохие результаты тестов в начальной школе являются основным препятствием для улучшения рейтинга. PISA даёт 7-е место стране в области науки и чтения, и 13-е в математике. Индекс образования HDI самый высокий в мире, но он оценивает только количество лет, проведенных в школе, а не уровень успеваемости. ВВП на душу населения - $30493.
- Израиль
Бюджет системы образования составляет примерно 28 млн.шекелей. Обучение ведется на иврите и арабском языке. Уровень грамотности среди мужчин и женщин достигает 100%. Начальное, среднее и высшее образование образуют комплексную систему. В рейтинге Организации экономического сотрудничества и развития 2012 года Израиль представлен как вторая наиболее образованная нация в мире. 78% затрат берет на себя государство. 45% граждан имеют среднее или высшее образование. Низкий показатель по индексу Пирсона связан с низким уровнем инвестиций в сферу дошкольного и начального образования. ВВП на душу населения - $35658.
- Бельгия
Система образования в Бельгии является неоднородной и в основном финансируется и управляется на уровне земель: фламандских, немецкоязычных и французских. Федеральное правительство играет несущественную роль в финансирование местных учебных заведений. Начальное образование является обязательным. Во всех громадах следуют одинаковым этапам обучения: базовое, дошкольное, начальное, среднее, высшее, образование в университете и профессионально-техническое обучение. По индексу образования ООН страна занимает 18-е место. ВВП на душу населения - $38826.
- Чехия
Образование является бесплатным и обязательным до 15 лет. Обучение в основном состоит из пяти этапов, включая дошкольное, начальное, среднее образование, колледжи и университеты. ВВП на душу населения - $28086.
- Швейцария
Вопросы образования решаются исключительно на уровне кантонов. Начальное образование является обязательным. 10 из 12 вузов в конфедерации принадлежат и управляются кантонами, два находятся в федеральной юрисдикции: управляются и контролируются Государственным секретариатом по вопросам образования, науки и инноваций. Университет в Базеле имеет славную многовековую историю: он основан в 1460 году и прославился исследованиями в области медицины и химии. Швейцария занимает второе место после Австралии по числу иностранных студентов, обучающихся в высших учебных заведениях. В стране относительно высокое число Нобелевских лауреатов. Страна занимает 25 место в мире в области науки, 8 в математике. В рейтинге глобальной конкурентоспособности Швейцария занимает 1-е место. ВВП на душу населения - $47863 (8-е место в мире).
Судя по представленной информации, деньги – важный фактор для развития системы образования, но далеко не единственный. Во всех странах-лидерах образование – это неотъемлемая часть культуры и образа жизни:
не только родители и преподаватели, но и сами студенты заинтересованы в получении образования, т.к. оно высоко ценится в обществе и монетизируется в процессе карьерного роста;
преподавание почетно в качестве карьеры и имеет высокий социальный статус, хотя оплата может быть относительно невысокой.
Если у вас подрастают дети, и по прочтении данной статьи вы вдруг задумались о переезде в Азию, приглядитесь к стране, которая намного ближе - Финляндии. Кстати, по рейтингу знания разговорного английского Финляндия заняла 4-е место в 2012 году. Хотите, чтоб детишки знали английский? Вот вам отличное место для учебы.
Что ещё может понравиться в школе у финнов:
обучение начинается с 7 лет;
домашних заданий не задают;
никаких экзаменов, пока ребенку не исполнится 13;
в классах ученики с разным уровнем способностей;
максимум 16 учеников в классах с изучением математики и естественных наук;
много времени на переменках каждый день;
учителя имеют степень магистров;
подготовка учителей оплачивается государством.
Если школа уже позади, тогда колледжи и ВУЗы Польши предлагают хороший уровень образования по ценам, сопоставимым с украинскими, - и неизмеримо лучшую материальную базу. Или Чехия. Или Германия. Или Канада…
А что же Украина с её 100% грамотностью? Успеет ли она заявить о себе в мировых рейтингах? Сможет ли?
Шансы ещё есть. Но только для этого нужно научиться превращать золотые батоны обратно в обычное оборудование физ и химкабинетов, компьютерных классов и лабораторий. И ни в коем случае не допускать обратных реакций.
По материалам интернета подготовил Николай Зубашенко