Существование и единосущность аллаха. Закон причинной связи

Абу Ханифе во время учёбы под руководством своего наставника Хаммада приснился удивительный сон: кабан усердно рыл и расшатывал ствол большого дерева. Вдруг прямо на кабана упала ветка. Взвизгнув от боли, животное отскочило. И тотчас вместо кабана оказался человек. Он пошёл под дерево, чтобы воздать мольбу Всевышнему.

Нуман (так звали Абу Ханифу) отправился к Хаммаду, чтобы тот растолковал ему сон. Он нашёл учителя в глубокой задумчивости. «Я получил послание правителя явиться к нему, – начал свой рассказ, опечаленный факих. – К правителю пришла группа людей, утверждающих, что Всевышний Аллах не существует. Они просят, чтобы к ним прислали одного из наших учёных, который бы доказал им существование Всевышнего Творца. Правитель назначил время и место. Мы должны доказать существование того, что невидимо для глаз и неосязаемо для рук. Боюсь, что это может вызвать смуту, и поэтому меня охватили волнение и тревога».

Хаммад сказал ему: «Да ниспошлёт Аллах на тебя Свою благодать, отправляйся и поговори с ними». Нуман отправился к безбожникам. Он сказал людям, что крупный учёный-богослов не пришёл ради незначительного вопроса, а отправил своего ученика. И дополнил, что с помощью Всемогущего Аллаха он даст им полноценные ответы.

«В каком году родился твой Господь?» – задали свой первый вопрос безбожники. Нуман ответил: «Мой Аллах не был рожден и у Него не было родителей. В Коране есть аят с таким смыслом: «Он не был рожден и не родил». «В таком случае, – продолжали безбожники, – с каких пор существует ваш Аллах?» Нуман снова ответил: «Наш Господь существовал всегда, Он был до создания времён. Для Него не существует ни начала, ни конца». «Безбожники снова спросили: «Куда смотрит ваш Аллах?» Нуман ответил: «Если мы зажжём свечу, то куда будет направлен свет её пламени?» Они ответили, что свет пламени свечи распространяется во все четыре стороны. «Что же тогда говорить о Господе, сотворившем и освещающем небеса и земли?».

Визит хариджитов

В 745 году хариджиты восстали против халифа, Ирак охватила война, в результате которой города Куфа, Васит и Мосул оказались во власти смутьянов. Они утверждали, что мусульманина, совершившего тяжкий грех, а значит, впавшего в неверие, дозволено убивать. Они не щадили никого, кто был не согласен с их мнением. В то время имам Абу Ханифа был известным в Ираке учёным-законоведом. В городах, захваченных хариджитами, имам вступал с ними в диспуты.

Однажды к имаму в мечеть пришла группа хариджитов. «О Абу Ханифа, – обратились они к имаму. – Мы зададим тебе два вопроса. Если ты ответишь на них правильно, мы оставим тебя в покое, в противном случае – тебя ждет смерть». «Спрашивайте», – ответил имам. Хариджиты продолжили: «На пороге находится два трупа: один принадлежит пьянице, другой – женщине, которая умерла при рождении ребёнка, зачатого от прелюбодеяния, так и не покаявшись. Они мусульмане или неверные?» Хариджиты были готовы тут же прикончить имама, если он ответит, что они – мусульмане.

Имам задал хариджитам встречный вопрос: «Были ли эти умершие иудеями?» Нет. «Были ли они христианами?» - снова спросил Абу Ханифа. Услышав отрицательный ответ, имам снова спросил: «Они огнепоклонники?» Нет. «Они были язычниками?» Снова нет. Тогда имам спросил хариджитов, кем же они в таком случае являлись, какой общине принадлежали? Хариджиты ответили, что они были мусульманами. Тогда имам продолжил: «Вы сами ответили на свой вопрос и признали, что они были из числа мусульман».

Хариджиты спросили у имама: «Эти покойные отправятся в рай или же в ад?» «Я скажу про них то, что пророк Ибрахим (мир ему) сказал про ещё худших людей, – и имам прочитал аят Корана. – А также я скажу про них то, что пророк Иса (мир ему) сказал про ещё худших из людей: «Если Ты подвергнешь их наказанию, о мой Аллах, то, поистине, они рабы Твои. Если Ты простишь им грехи, то, поистине, Ты над всякой вещью мощен и во всём исходящем от Тебя заключена мудрость». Смущённые хариджиты раскаялись и попросили прощения у имама Абу Ханифы

Магомед Гамзаев

Основу исламской религии составляет Вера в Единого Аллаха (اللهُ - Аллаh).

Всевышний Аллах в Коране говорит:

فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا اللهُ

«Знай же, что нет божества, кроме Аллаха...» (сура 47 "Мухаммад" 19 аят)

Во фразе لَا إِلَٰهَ إِلَّا اللهُ «ля иляха илля Аллах» (нет божества, кроме Аллаха), выражается основной принцип ислама «таухид» – вера в Единого Господа. Кроме того, «ля иляха илля Аллах» – это первая половина свидетельства, посредством которого человек становится мусульманином.

Счастье как в этом мире так и в предстоящей жизни достигается только через веру в Аллаха. Неверующая душа остается неуверенным, испуганным, потерянным и слабым, без стабильности.
Истинное счастье заключено в повиновении Аллаху, вечно Живому, и в отказе от грехов, потому что именно так достигается безграничный успех праведников. Аллах сказал: «Кто будет удален от Огня и введен в Рай, тот обретет успех» (Коран, 3" Аль Имран" аят 185).

Вера в Аллаха Всевышнего - это принцип, причина, по которой Аллах создал небо, землю, Рай, адский огонь, баланс, прямой путь и всего человечества. Всевышний Аллах говорит в Коране: «Я создал джиннов и всего человечества, чтобы они поклонялись мне» . (Сура 51 "аз-Зарийат" аят 56)

Передано от имама Аль-Бухари в его книге «Сахих Аль-Бухари», от Абу – Хурайры, да благословит их Аллаh, что Пророк Мухаммад, мир Ему, когда Его спросили: «Какое наилучшее дело?» , он ответил: «Вера в Аллаhа и Его Посланника» .

А так же пророк Мухаммад ﷺ сказал Абу Зарру, да будет ему Милость Всевышнего: «Ты явишься к народам из людей Писания, и пусть первое к чему ты будешь призывать, это к Вере в Единственность Всевышнего. И когда они примут это, то расскажи о том, что Аллаh Повелел выполнять ежедневно пятикратный намаз вовремя» . (Аль-Бухари)

Таухид - Наука о Единобожии

Самой ценной и обязательной для каждого человека наукой является наука о Единобожии (таухид), посредством которой осуществляется познание Всевышнего Аллаха через присущие Ему атрибуты (сыфаты).

Имам Абу Ханифа сказал в своей книге «Аль-Фикхуль-Акбар»:
«Знания по Вере (таухид-акыда) находятся в непревзойденном преимуществе перед знаниями правовых вопросов Шари’ата (фикх)» .

Мы должны быть глубоко убеждены в том, что Всевышний Аллах существует, и нет ничего достойного поклонения, кроме Него. Он один, и нет для Него сотоварищей. Ни в Его сущности (зат), ни в качествах (сыфатах), ни в деяниях нет ничего и никого подобного Ему. Он един, и для Него нет пары; Он вечен, и нет для Него ни начала, ни конца, Он существовал всегда и будет существовать вечно, Он всегда управлял и будет управлять всем созданным Им в идеальном порядке. Он живой и не умирает. Слышит и видит всё сущее. Он разговаривает, и Его увидят правоверные на том свете. По Его воле происходит всё хорошее и плохое, однако Он не доволен, когда рабы Его совершают зло. Он всезнающий и всемогущий.

Всевышний Аллах в Коране в суре 112 "аль-Ихлас" говорит: «Скажи [о Мухаммад]: Он - Аллах Единый [нет у Него сотоварища], Аллах Самодостаточный [не нуждается ни в ком и не в чем], Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему [Ему нет ни равного и ни подобного]»

По отношению к Аллаху нельзя пользоваться такими пространственными ориентирами, как верх, низ, правая и левая стороны, впереди, сзади и т. д. Бессмыслен вопрос «где Аллах?», ибо само слово «где» указывает на какое-то определённое место в пространстве, что противоречит Сущности Всевышнего. Утверждение, что Аллах находится на небесах или на Арше или что Он везде, делает Его похожим на Его творения. Кто бы и в каком бы образе ни пытался представить Аллаха, Он абсолютно не похож на этот образ. Он един в сущности, в качествах и в делах.

Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Размышляйте над милостями Аллаха и не размышляйте о (сущности) Аллаха» . Не разрешается пытаться познать Всевышнего Аллаха с помощью воображения, потому что Всевышний Аллаха не является Тем, Кого можно представить.

Сыфаты - атрибуты Аллаха

У Всевышнего Аллаха есть 99 имён - эпитетов – прекраснейшие имена («аль-Асма аль-хусна»). Все они являются Его атрибутами (сыфатами), и в этом необходимо быть убеждённым. Каждый совершеннолетний и умственно полноценный мусульманин обязан знать следующие обязательные атрибуты (сыфаты) Господа нашего и понимать их смысл.

Сыфаты Аллаха - это атрибуты, качества Аллаха, присущие только Ему Одному. Сифаты Аллаха вечны, они не имеют начала, не являются созданными и не имеют конца. Сифаты Аллаха не меняются, не зависят ни от чего и ни от кого, они бесподобны и присущи только Единому Господу.Каждый мусульманин должен знать хотя бы следующие Сифаты Аллаха и понимать их смысл, ибо отрицание их означает, что человек впадает в неверие (куфр). Да сохранит нас Господь от этого!

Классификация сыфатов Аллаха

I. Сыфат Нафсия (Атрибут сущности)

الوجُود аль-Вуджуд - Существование

Доказательством существования Аллаха является существование Его творений - Вселенной со всеми галактиками, звездами и планетами, растительного и животного мира. Окружающая нас природа существует по многочисленным строгим Законам Творца, составляющим целый спектр, от локальных до глобальных, каждый из которых гармонирует со всеми остальными, образуя единую систему.
В природе существует свыше двух миллионов видов животных, растений и грибов, не говоря уже о микроорганизмах. Каждый из этих видов, с одной стороны, гармонично вписывается в систему живой природы (биосферу), является логически необходимой ее частью, находящейся в тесном взаимодействии, взаимосвязи с другими ее частями, с другой же стороны, сам является высокоорганизованной, совершенной и гармоничной системой с логически необходимыми и достаточными составными частями, идеально приспособленными для выполнения своих функций.

Словом, все сущее подчинено единой логике, единому замыслу, и нетрудно видеть за этим Единого Создателя и Управителя. Только необходимо освободиться от предвзятых стереотипов, сковывающих разум, и от ложного самомнения, будто ты способен понять все, будто истинным является только то, что тебе кажется таковым.

II. Сыфаты Сальбия (Атрибуты противоположность которых недопустимо к Нему)

الِقدَمُ аль-Кыдам - Вечность без начала

Аллах существует вечно, Он был всегда. Его Существование не имеет начала. Все творения имеют определенное начало. Они не существовали изначально, были сотворены Всевышним. Аллах же был всегда.

البَقَاء аль-Бака - Вечность без конца

Все творения Всевышнего Аллаха, кроме тех, которые Он сохранит навечно, исчезнут, а Всевышний Аллах вечен. Он существует бесконечно.
Если учесть, что время также сотворено Всевышним Аллахом, то второй и третий Сифаты (Кидам и Бака") становятся очевидными.

الوَحْدَانِيةُ аль-Вахдания - Единственность

Господь един, Он неповторим. Он един в Своей Сущности, Своих Сифатах и в том, что Он свершает. Его Сущность не содержит ничего, кроме Самого Себя, не состоит из частей и не делится на части. Ни один Его Сифат не присущ никому и ничему другому, и Ему не присущ ни один сифат кого-либо или чего-либо другого. В том, что Он творит и совершает, никто не принимает никакого участия. Слово “один” здесь не несет смысловую нагрузку числа “один”, которое можно делить, умножать, складывать и т.д., а подчеркивает Его Единство, неповторимость. Он целостен, един и недосягаем для человеческого интеллекта.

المُخَالَفَةُ ِللْحَوَادِثِ аль-Мухалляфатуху лиль-хавадис - Отличие Аллаhа от всего созданного

Всевышний Аллах не похож ни на кого и ни на что, нет никого и ничего подобного Ему. Ни на что из представлений человека Господь не похож. Его нельзя представить, ибо Он не имеет образа. Человек не в состоянии представить Аллаха, ибо интеллект человека ограничен. Поэтому всякий, кто попробует представить Его, непременно окажется на ложном пути. Есть Творец, есть Его творения, но Творец ничем не похож на Свои творения, и творения ничем не похожи на Творца.

القِيَامُ بِنَفْسِهِ аль-Кыяму би-навсихи - Аллаh Существует Сам по Себе

Всевышний Аллах ни в чем не зависит ни от кого и ни от чего, Он не нуждается ни в ком и ни в чем, в том числе ни в пространстве (месте), ни во времени, Он абсолютно независим.
Существование Аллаха не обусловлено какими-либо факторами.

Все творения Аллаха полностью зависят от Него, их существование обусловлено Его Волей. Кроме того, Аллах их сотворил взаимозависимыми, взаимосвязанными, существующими комплексно, системно. Если рассмотрим неживую природу, то мы увидим, что одни состояния вещей сменяются другими, одни тела превращаются в другие, один вид энергии переходит в другой, энергия передается от одних тел к другим, исчезают одни формы материи и появляются другие.

Если же рассмотрим живую природу, то взаимозависимость каждого элемента, а также их зависимость от окружающей неживой природы мы увидим еще более наглядно.

Таким образом, все зависимы от Всевышнего. Все Его творения нуждаются в своем Творце, их существование обусловлено Его Волей.

Творец же, в отличие от Своих творений, абсолютно независим.

III. Сыфаты Магни (Атрибуты по Смыслу)

الحَيَاة аль-Хаят - Жизнь

Господь Живой. Но Его Жизнь не похожа на жизнь творений. Его Жизнь не имеет начала и не имеет конца, Он не молодеет и не стареет. Он живет не телом и душой, как Его творения. У Него Жизнь особенная, не похожая на жизнь творений.
العِلْمُ аль-Ильм - Знание

Аллах Всезнающ, Он знает все, и нет ничего, что бы Он не знал. Знание Аллаха не имеет начала и не имеет конца, не меняется - не прибавляется (ибо Он знает все) и не убавляется.

السَّمِع аль-Сами" - Всеслышание

Аллах все слышит, нет ничего, что бы Он не слышал. Но Его Слух не такой, как у творений. Слух Аллаха не меняется - не усиливается (ибо и так Он все слышит) и не ослабевает, не имеет ни начала, ни конца.
Творения Аллаха, в том числе и люди, слышат не все звуки, они не слышат далекие или слишком тихие звуки. Одни звуки (более сильные) не дают им слышать другие (более слабые), одни творения слышат хорошо, другие хуже.

Аллах же чист от этих недостатков. Для Него не существует понятия “далеко” или “близко” (ибо эти понятия связаны с пространством, то есть с Его творением). Он одинаково, в совершенстве слышит все звуки.

Для того, чтобы слышать, Аллах не нуждается в каких-либо органах.

البَصَرُ аль-Басар - Всевидение

Аллах все видит, и нет ничего, что бы Он не видел. Его Зрение вечно и неизменно. Для того, чтобы видеть, Аллах не нуждается в каких-либо органах.
Творения Его, например, люди, не видят то, что далеко или то, что имеет малые размеры, или то, что находится в темноте. А среди видимых вещей творения видят только те, на что смотрят. Кроме того, зрение у одних творений лучше, у других - хуже. Аллах же чист от этих недостатков, для Него не существуют понятий “далеко” - “близко” или “ярко” - “темно”, Он все видит одинаково, в совершенстве

الإرَادَةُ аль-Ирада - Воля

Все происходит по Воле Аллаха, и ничего не происходит без Его Воли, против Его Воли, или случайно. Аллах создал как добро, так и зло, но нам повелел делать добро и удерживаться от зла. Он одобряет добро и не одобряет зла.

القُدْرَةُ аль-Кудра - Всемогущество

Всевышний Аллах Всемогущ, Он может все, нет ничего, что бы Он не мог. Аллах творит или свершает все без рук, без каких-либо других органов, без орудий труда (инструментов, оборудования, приспособлений и т.д.). Могущество творений, например, человека, обусловлено Волей Творца и ограничено. Человек может не все, а из того, что может, одно дело ему дается легко, а другое - с трудом. Человеку даны мозги, руки, ноги и т.д., с помощью которых он может что-то делать, он также пользуется орудиями труда. Всевышний Аллах чист от этих недостатков. Он одинаково легко может сотворить и маленькую пылинку (элементарную частицу) и Вселенную. Все, что Он хочет совершить, свершается в один миг.

الكَلامُ аль-Калям - Речь

Аллах обладает Речью. Священный Коран и ранее ниспосланные Книги (Таврат, Забур, Инжил) и свитки являются Речью Аллаха. Его Речь не похожа на речь людей, она не состоит из букв и звуков. Речь Аллаха вечна, не имеет начала, не является сотворенной.
Для Речи Аллах не нуждается в каких-либо органах.

IV. Сыфат Фиглия (Атрибут Действия)

التَّكْوِينُ ат-Таквин - Творение

Всевышний Аллах творит и уничтожает, дает жизнь и умерщвляет, наделяет пропитанием в соответствии со Своей Волей. И, хотя сами эти действия являются сотворенными, они – проявления предвечного сыфата ат-Таквин. Великий исламский ученый имам Абу Джафар ат-Тахави (843-933) сказал: «Аллах приобрел имя «Творец» не после акта творения – Он всегда был Творцом. И Он приобрел имя «Создатель» не после акта создания – Он всегда был им» . Нужно помнить, что все качества Всевышнего принципиально отличаются от человеческих, хотя для обозначения иногда используется одно и то же слово. Знание Аллаха, например, совершенно не такое, как человеческое.

V. Сыфат Самгия (то что пришел в Коране)

Это сифаты «Йад» , «Сакъ» , «Айн» и другие, которые пришли в Коране и Сунне. Смысл которых знает только Аллаху Тагаля.

Абу Ханифе во время учёбы под руководством своего наставника Хаммада приснился удивительный сон: кабан усердно рыл и расшатывал ствол большого дерева. Вдруг прямо на кабана упала ветка. Взвизгнув от боли, животное отскочило. И тотчас вместо кабана оказался человек. Он пошёл под дерево, чтобы воздать мольбу Всевышнему.

Нуман (так звали Абу Ханифу) отправился к Хаммаду, чтобы тот растолковал ему сон. Он нашёл учителя в глубокой задумчивости. «Я получил послание правителя явиться к нему, - начал свой рассказ, опечаленный факих. - К правителю пришла группа людей, утверждающих, что Всевышний Аллах не существует. Они просят, чтобы к ним прислали одного из наших учёных, который бы доказал им существование Всевышнего Творца. Правитель назначил время и место. Мы должны доказать существование того, что невидимо для глаз и неосязаемо для рук. Боюсь, что это может вызвать смуту, и поэтому меня охватили волнение и тревога».

Хаммад сказал ему: «Да ниспошлёт Аллах на тебя Свою благодать, отправляйся и поговори с ними». Нуман отправился к безбожникам. Он сказал людям, что крупный учёный-богослов не пришёл ради незначительного вопроса, а отправил своего ученика. И дополнил, что с помощью Всемогущего Аллаха он даст им полноценные ответы.

«В каком году родился твой Господь?» - задали свой первый вопрос безбожники. Нуман ответил: «Мой Аллах не был рожден и у Него не было родителей. В Коране есть аят с таким смыслом: «Он не был рожден и не родил». «В таком случае, - продолжали безбожники, - с каких пор существует ваш Аллах?» Нуман снова ответил: «Наш Господь существовал всегда, Он был до создания времён. Для Него не существует ни начала, ни конца». «Безбожники снова спросили: «Куда смотрит ваш Аллах?» Нуман ответил: «Если мы зажжём свечу, то куда будет направлен свет её пламени?» Они ответили, что свет пламени свечи распространяется во все четыре стороны. «Что же тогда говорить о Господе, сотворившем и освещающем небеса и земли?».

Визит хариджитов

В 745 году хариджиты восстали против халифа, Ирак охватила война, в результате которой города Куфа, Васит и Мосул оказались во власти смутьянов. Они утверждали, что мусульманина, совершившего тяжкий грех, а значит, впавшего в неверие, дозволено убивать. Они не щадили никого, кто был не согласен с их мнением. В то время имам Абу Ханифа был известным в Ираке учёным-законоведом. В городах, захваченных хариджитами, имам вступал с ними в диспуты.

Однажды к имаму в мечеть пришла группа хариджитов. «О Абу Ханифа, - обратились они к имаму. - Мы зададим тебе два вопроса. Если ты ответишь на них правильно, мы оставим тебя в покое, в противном случае - тебя ждет смерть». «Спрашивайте», - ответил имам. Хариджиты продолжили: «На пороге находится два трупа: один принадлежит пьянице, другой - женщине, которая умерла при рождении ребёнка, зачатого от прелюбодеяния, так и не покаявшись. Они мусульмане или неверные?» Хариджиты были готовы тут же прикончить имама, если он ответит, что они - мусульмане.

Имам задал хариджитам встречный вопрос: «Были ли эти умершие иудеями?» Нет. «Были ли они христианами?» — снова спросил Абу Ханифа. Услышав отрицательный ответ, имам снова спросил: «Они огнепоклонники?» Нет. «Они были язычниками?» Снова нет. Тогда имам спросил хариджитов, кем же они в таком случае являлись, какой общине принадлежали? Хариджиты ответили, что они были мусульманами. Тогда имам продолжил: «Вы сами ответили на свой вопрос и признали, что они были из числа мусульман».

Хариджиты спросили у имама: «Эти покойные отправятся в рай или же в ад?» «Я скажу про них то, что пророк Ибрахим (мир ему) сказал про ещё худших людей, - и имам прочитал аят Корана. - А также я скажу про них то, что пророк Иса (мир ему) сказал про ещё худших из людей: «Если Ты подвергнешь их наказанию, о мой Аллах, то, поистине, они рабы Твои. Если Ты простишь им грехи, то, поистине, Ты над всякой вещью мощен и во всём исходящем от Тебя заключена мудрость». Смущённые хариджиты раскаялись и попросили прощения у имама Абу Ханифы.

Магомед Гамзаев

17:32 2014

Для верующего человека доказательства существования Бога не имеют принципиального значения, поскольку для него сам факт существования Вселенной и человека указывает на неизбежность существования Творца. Однако далеко не каждый, особенно в наше время, согласен принять на веру положения, пусть даже вполне логичные, если они не подкрепляются материальными аргументами. Научное мышление вытесняет мышление религиозное, и всё больше людей отказывается от формулы «не испытывай, но веруй». Открытие Н.Коперником (1473-1543) вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, разработка И.Ньютоном (1643-1727) системы физических законов, в основе которых лежали понятия массы и силы, скорости и ускорения, подорвали авторитет религии в Европе. Открытие теории эволюции Ч.Дарвина (1809-1882), теории относительности А.Эйнштейна (1879-1955), квантовой теории и, наконец, теории «Большого взрыва» было расценено как окончательное торжество материализма. Пропасть между наукой и религией стала сокращаться после того, как Европа глубже познакомилась с исламом и Кораном.

Писание Аллаха, не претерпевшее на протяжении свыше четырнадцати веков никаких изменений и содержащее удивительные естественнонаучные или обществоведческие знания, ничуть не противоречащие подтверждённым наукой фактам, разрушает материалистическую идеологию и доказывает истинность религии Аллаха. Сокрушая любые сомнения относительно своего небесного происхождения, Коран выступает в качестве доказательства, которое можно услышать и ощутить, над которым можно задуматься и поразмыслить. Более того, Коран призывает мусульман быть рациональными даже в вопросах веры: «Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду» (ан-Намл, 64). Аналогичное веление ниспослано в 24-ом аяте суры «ал-Анбийа».

Но является ли рациональной сама вера в Аллаха? Нужно ли доказывать существование Творца? Как следует из Священного Корана, среди неверующих народов, к которым приходили посланники Аллаха, были такие, которые признавали Его существование, и такие, которые не признавали этого. Одним из величайших неверующих, отрицавших существование Всевышнего Творца, был египетский владыка - Фараон, возразивший пророку Мусе: «А что такое Господь миров?» (аш-Шу‘ара, 23). Приходя к таким неверующим, посланники доказывали правдивость своей миссии не только чудесными знамениями, но и рациональными доводами. Они сокрушали сомнения неверующих неопровержимыми логическими аргументами, и поэтому в Коране сказано: «Посланники говорили им: “Неужели вы сомневаетесь в Аллахе - Творце небес и земли?”» (Ибрахим, 10).

Следует признать, что доказать отсутствие Аллаха невозможно. Материалисты пытаются сделать это, раскрыв природу происходящих во Вселенной явлений, однако открытие природных законов нисколько не противоречит идее о сотворении мира Аллахом. Напротив, это лишь доказывает безграничную мудрость и совершенную власть Творца. Фактически, чтобы доказать отсутствие Творца, материалистам следовало бы исследовать все уголки Вселенной и даже выйти за её пределы. Не случайно Фараон, чтобы опровергнуть пророка Мусу, приказал своему визирю построить для него высокую башню: «О Хаман! Разожги [огонь] над глиной и сооруди для меня башню, чтобы я смог подняться к Богу Мусы. Воистину, я полагаю, что он один из лжецов» (ал-Касас, 38). Между тем существование Аллаха подтверждается множеством аргументов, которым уделялось внимание уже на раннем этапе развития исламской религиозной мысли.

Ибн Абу ал-‘Изз в комментариях к трактату имама ат-Тахави по вероучению (С. 84-85) сообщил, что некоторые последователи калама решили обсудить с Абу Ханифой вопрос признания Аллаха единственным Господом. Он сказал: «Прежде чем начать беседу по этому вопросу, скажите, что вы думаете о корабле в реке Тигр, который сам плывёт и нагружается продуктами, товарами и прочими вещами, потом сам возвращается, швартуется и разгружается, а потом уходит обратно? Он никем не управляется и всё это делает сам!» Люди сказали: «Такое невозможно!!» На это он сказал: «Если такое невозможно в отношении корабля, то как такое возможно в отношении этой Вселенной с её высшим и низшими мирами?!»

Классифицируя аргументы, указывающие на существование Творца, их можно разделить на онтологический, космологический, телеологический, практический, психологический и основанный на авторитете откровения.

Онтологический аргумент опирается на разум: никто из тех, кто понимает, что такое Аллах и какими качествами Он обладает, не может даже представить себе, что Его не существует. Аллах самодостаточен и совершенен, и Его существование есть фактическая необходимость. Человек может предположить, что Аллаха нет, но тот несуществующий объект не может обладать совершенными качествами Аллаха.

Мухаммад ибн ‘Абдаллах ас-Сухайм пишет: «Разум не может не признать того, что у этой Вселенной есть Великий Творец, потому что разум воспринимает Вселенную как творение, имеющее начало и не существующее само по себе, а у творения непременно должен быть создатель. Человек также знает, что, когда он попадает в трудное, критическое положение, когда он не способен отвратить беду человеческими усилиями, он всей душой обращается к небу и молит своего Господа об облегчении, если даже в остальные дни он отрицает Его и поклоняется идолам. Это непреложная истина, которую нельзя отвергнуть и с которой нужно согласиться. Более того, даже животные, когда с ними приключается несчастье, поднимают голову и устремляют взор к небу» [ас-Сухайм, Мухаммад ибн ‘Абдаллах. Ал-Ислам усулух ва мабадиух. С. 178].

Космологический аргумент опирается на факт существования мира: всё, что имеет начало, имеет причину своего существования, и если Вселенная имеет начало, то она должна иметь причину. Эта причина и есть Аллах, ибо Вселенная не могла возникнуть из небытия. В Коране сказано: «Неужели они были сотворены сами по себе? Или же они сами - творцы?» (сура 52 «Гора», аят 35). Когда же мы задаёмся вопросом, откуда возник Аллах, то приходим к пониманию Его извечности и самодостаточности.

Телеологический аргумент опирается на конкретные качества, присущие сотворённому миру: целесообразный замысел и порядок, существующий во Вселенной, доказывают существование у неё Творца. Всё сущее в природе подчиняется определённым законам и ведёт себя сообразно некоему замыслу, даже если оно лишено сознания. Тот, кто направляет всё сущее к определённой, заранее намеченной цели, и есть Аллах [Подробнее см.: Томпсон М. Философия религии].

Задумайтесь над взаимосвязью, существующей между процессами во Вселенной. Переваривание пищи зависит от работы желудка, а работа желудочно-кишечного тракта - от поступления крови. Кровообращение зависит от наличия кислорода в воздухе, что, в свою очередь, зависит от жизнедеятельности растений. Жизнь растений невозможна без тепла и света, излучаемого Солнцем, а существование Солнца зависит от других окружающих его звёзд. Всё вокруг нас находится в тесной взаимосвязи, что указывает на существование у Вселенной единого Творца.

Ибн ал-Каййим в книге «Мадаридж ас-саликин» (1/74) пишет: «Задумайся над высшим и низшим мирами со всеми их частями, и ты увидишь, что они свидетельствуют о существовании Творца, Создателя и Правителя. Для человеческого разума и естества отрицание Творца равносильно отрицанию существующего мира. Между этими отрицаниями нет никакой разницы. Более того, для людей с чистым, просветлённым и возвышенным разумом и здоровым естеством указание Творца на творения, совершающего действие на само действие и изготовителя на изделие очевиднее, чем обратное. Мудрые и проницательные люди познают деяния и творения Аллаха через Него, в то время как остальные люди познают Аллаха через Его творения и деяния. Несомненно, оба пути правильные, оба они истинные, и Коран охватывает их обоих».

Практический аргумент опирается на религиозный опыт: определённые вещи и явления вызывают переживания, которые указывают на существование и всемогущество Аллаха. Современники пророков были свидетелями чудес, на которые способен только Творец. Обычные люди ежедневно являются свидетелями того, как Аллах внимает их мольбам, удовлетворяя порой самые невероятные желания. Конечно, религиозный опыт может быть оценён неправильно. Однако следует признать, что познание Аллаха через опыт, по меньшей мере, возможно.

Психологический аргумент основан на том, что здоровое естество каждого человека признаёт существование Аллаха, пока он не попадает под влияние материалистических философий и учений. Но какими бы сильными ни были предрассудки и заблуждения, здоровое естество периодически высвобождается из их оков. Шейх ‘Умар Сулайман ал-Ашкар пишет: «Очень часто покрывало, окутывающее естество человека, приподнимается и исчезает, когда его постигают болезненные несчастья, когда он попадает в трудное положение, из которого ему не выйти с помощью людей, когда он не находит путей к спасению. Сколько безбожников познали своего Господа и вернулись к Нему, оказавшись в безвыходном положении! Сколько язычников искренне взывали к Аллаху, когда их постигали несчастья!» [ал-Ашкар, ‘Умар Сулайман. Ал-‘Акида фи-Ллах. С. 71].

Но самое убедительное доказательство существования Аллаха - Священный Коран. Его неподражаемость свидетельствует о том, что это не творение человека, а несотворённое Слово Аллаха. Ниспосланные в нём предписания учитывают интересы личности и общества, преисполнены милости и сострадания к людям. Ниспосланные в нём сведения правдивы, а глубина заложенного в них смысла изумляет разум. Размышляя над его аятами, человек постигает истины бытия и убеждается в совершенстве и могуществе своего Создателя.

Абу Ханифе во время учёбы под руководством своего наставника Хаммада приснился удивительный сон: кабан усердно рыл и расшатывал ствол большого дерева. Вдруг прямо на кабана упала ветка. Взвизгнув от боли, животное отскочило. И тотчас вместо кабана оказался человек. Он пошёл под дерево, чтобы воздать мольбу Всевышнему.

Нуман (так звали Абу Ханифу) отправился к Хаммаду, чтобы тот растолковал ему сон. Он нашёл учителя в глубокой задумчивости. «Я получил послание правителя явиться к нему, – начал свой рассказ опечаленный факих. – К правителю пришла группа людей, утверждающих, что Всевышний Аллах не существует. Они просят, чтобы к ним прислали одного из наших учёных, который бы доказал им существование Всевышнего Творца. Правитель назначил время и место. Мы должны доказать существование того, что невидимо для глаз и неосязаемо для рук. Боюсь, что это может вызвать смуту, и поэтому меня охватили волнение и тревога».

Хаммад сказал ему: «Да ниспошлёт Аллах на тебя Свою благодать, отправляйся и поговори с ними». Нуман отправился к безбожникам. Он сказал людям, что крупный учёный-богослов не пришёл ради незначительного вопроса, а отправил своего ученика. И дополнил, что с помощью Всемогущего Аллаха он даст им полноценные ответы.

«В каком году родился твой Господь?» – задали свой первый вопрос безбожники. Нуман ответил: «Мой Аллах не был рожден и у Него не было родителей. В Коране есть аят с таким смыслом: «Он не был рожден и не родил ». «В таком случае, – продолжали безбожники, – с каких пор существует ваш Аллах?» Нуман снова ответил: «Наш Господь существовал всегда, Он был до создания времён. Для Него не существует ни начала, ни конца ». «Чтобы мы поняли твои ответы, приведи убедительные доводы», – не унимались спорщики. Тогда Нуман спросил: «Какая арифметическая цифра есть перед цифрой четыре?» Они ответили: «Три». «А перед цифрой три?» – снова спросил будущий имам Абу Ханифа. Они ответили, что перед цифрой три есть два, а перед двойкой – единица. «А какая цифра есть перед единицей?» – задал свой последний вопрос Нуман. Безбожники ответили, что перед единицей нет никакой арифметической цифры. «Если перед единицей не существует ничего, то что же может быть до единого Аллаха, сотворившего весь этот мир и все творения? Поистине, наш Аллах предвечный, истинно существующий ». Безбожники снова спросили: «Куда смотрит ваш Аллах?» Нуман ответил: «Если мы зажжём свечу, то куда будет направлен свет её пламени?» Они ответили, что свет пламени свечи распространяется во все четыре стороны. «Что же тогда говорить о Господе, сотворившем и освещающем небеса и земли? » Неопровержимые ответы Нумана привели группу атеистов в изумление.