В.л. исраэлян дипломатия в годы войны (1941–1945)

Дипломатия в годы Второй мировой войны

Нападение Германии на СССР. Речи Рузвельта и Черчилля. Складывается антигитлеров­ская коалиция, основой к-ой стал союз 3 великих держав: Великобритании, СССР и США. Заявления Черчилля и Рузвельта встре­тили поддержку большинства английско­го и американского народов, хотя нек-ые гос деятели США и Великобритании считали более желатель­ным взаимное истощение Германии и СССР. Их точку зрения высказал сенатор Трумэн (впоследствии - президент). В Англии сходные взгляды разделял ми­нистр авиационной пром-ти Мур-Брабазон, но руководители английского и американского правительств считали необходимым сотрудничать с СССР в борьбе против Германии. Поскольку СССР и Великобритания в отличие от США уже вое­вали против Германии, Советское прави­тельство предложило Англии заключить соглашение о совместных действиях. Англия согласилась. 12 июля 1941 под­писано англо-советское соглашение о совместных действиях в войне против Германии. СССР и Англия обязыва­лись «оказывать друг другу помощь и поддержку», +«не вести переговоров, не заключать перемирия или мирного договора, кроме как с обоюдно­го согласия». 31 июля 1941 в Архангельск прибыл 1ый английский военный корабль с техническими средства и боеп­рипасами для СССР. Затем в Архангельск и Мурманск - английские «кон­вои» - транспортные суда, охраняемые военными кораблями с оружием и боеприпасам. До конца 1941 в Союз пришли 7 английских конвоев.

Чтобы пресечь деятельность гитлеров­ских агентов в Иране, СССР и Англия по взаимному соглашению - и в соответствии с ирано-советским договором 1921-25 авг 1941 ввели в Иран свои вой­ска. Шах Ирана, ориентировавшийся на гитлеровскую Германию, отрекся от пре­стола и бежал. Новое иранское правитель­ство заключило договор о союзе с Великобританией и СССР. Оно обязалось обеспечить перевоз через Иран грузов, предназначенных для СССР, а СССР и Англия обяза­лись вывести свои войска из Ирана не по­зднее, чем через 6месяцев после оконча­ния военных действий против Германии и ее союзников. Принимая во внимание пожелания СССР, Англия 6 дек 1941 объявила войну союзникам Герма­нии, воевавшим против СССР, - Венгрии, Румынии и Финляндии. 
 Стремясь расширить коалицию анти­фа сил, СССР решил достичь соглашения не только с Великобританией, но и с эмигрантскими правительствами и группировками, выс­тупавшими против гитлеровской Герма­нии. В июле 1941 СССР подписал соглашения с на­ходившимися в Лондоне эмигрантскими правительствами Чехословакии и Польши. Советское правительство признало «утра­тившими силу» советско-германские до­говоры «о территориальных переменах в Польше", но вопрос о будущих польских границах остался открытым. Стороны обязались оказывать друг другу помощь в войне против Германии. Союз согласилось сформировать на территории СССР чехословацкие воинские ча­сти и польскую армию (в основном из польских военнопленных, находившихся в СССР). 27 сен 1941 Советское прави­тельство, по примеру Англии, признало генерала де Голля руководителем всех свободных французов. Оно обещало предоставить свободным французам «всестороннюю помощь и содействие в общей борьбе с Германией и ее союзника­ми»,+выразило реши­мость «обеспечить полное восстановле­ние независимости и величия Фр» после достижения совместной победы. В ответ генерал де Голль обязался «бороться на стороне СССР и его союзников до дости­жения победы над общим врагом и оказать СССР все­стороннюю помощь и содействие».

Московская конференция 3 дер­жав: СССР, Англии и США в сен-окт 1941. Правительства США и Англии обязались передать СССР значительное количество вооруже­ния, более 3500 самолетов и 4500 танков, а СССР обязался снабжать Англию и США страте­гическим сырьем. 30 окт Рузвельт распорядился пре­доставить СССР беспроцентный заем в 1 млрд. долларов, а 7 нояб 1941 рас­пространил на СССР закон о ленд-лизе. В СССР стали систе­матически поступать американское и английское оружие, снаряжение и продоволь­ствие. Они шли 3 путями: северным, через Северный Ледовитый, в Мурманск и Архангельск; южным - через Иран; и восточным - через Владивосток. Сначала эти поставки небольшие.

Атлантическая хартия - основной программный документ антигитлеров­ской коалиции, подписанная Рузвельтом и Черчил­лем 14 авг 1941 на корабле у берегов Канады. По хартии США и Великобритания «не стремятся к территориальным или др приобретениям» и «уважают пра­во всех народов избирать себе форму правления, при которой они хотят жить». Ддобиваться восстановления «суверенных прав и самоуправления тех народов, к-ые были лишены этого на­сильственным путем»; обеспечить рав­ный для всех стран доступ к торговле и к мировым сырьевым источникам; «возможность свободно плавать по морям и океанам»; организовать экономическое сотрудничество. Руз­вельт и Черчилль объявили, что считают необходимым разоружить агрессоров и создать надежную систему всеобщей бе­зопасности. Они призвали все гос-ва в будущем «отказаться от примене­ния силы». Хотя Атлантическая хартия принима­лась без консультации с СССР, ничего не говорила о конкретных задачах борьбы против фашизма, СССР в сент 1941 согласился с ее принципами. При этом, опасаясь, что положение о восстановлении суверенных прав и самоуправления тех народов, к-ые были их лишены насильственным пу­тем, может быть применено к терр. приобретениям СССР в 1939-1940, оговорил, что практическое применение принципов хартии «должно сообразоваться с обстоятельствами, нуждами и историческими особенностями той или др страны».

Противоречия в антигитлеровской коалиции. В коалиции существо­вали серьезные противоречия, вызван­ные различиями в социальной и полити­ч системе входивших в нее гос-тв; их целями и их политикой. +Разногласия по вопросу о 2м фронте в Европе, создание к-го СССР считал наиболее действенным способом достижения побе­ды над Германией. Уже 18 июля 1941 через неделю после соглаше­ния о совместных действиях с Англией, Сталин поставил этот вопрос в послании к Черчиллю. Ссылаясь на недостаток сил и средств, Черчилль отклонил это и все последующие предложения от­крыть в 1941 «2ой фронт на Балканах или во Фр». Др проблема - проблема пос­левоенных границ и вообще послевоенного устройства мира. Ни Англия, ни США не признавали новых границ СССР, установленных в 1939-1940, и опаса­лись возможной «большевизации Евро­пы», а СССР хотел юридичес­ки закрепить свои новые границы. Впер­вые эта проблема подробно обсуждалась во время визита английского министра иностранных дел Идена в Москву в декабре 1941. Иден намеревался допол­нить англо-советское соглашение о со­вместных действиях во время войны со­глашением о послевоенном сотрудниче­стве и привез с собой проект такого со­глашения, по к-му Англия и СССР обязывались сотрудни­чать во время войны и «в деле переустройства Европы после войны с вни­манием к интересам друг друга», в соот­ветствии с принципами Атлантической хартии, что обе стороны «не стремятся к территориальным или др приобретениям» и не будут вмешиваться во внутренние дела других народов. Союз предложил проекты 2 договоров: «о союзе и взаимной военной по­мощи между СССР и Англией в войне против Германии», другой - «об установлении взаимного согласия между СССР и Великобританией при решении послевоенных вопросов и об их совмес­тных действиях по обеспечению безопас­ности в Европе после окончания войны с Германией». Ко 2у договору Сталин, неожиданно для Идена, предложил добавить 2 секретных протокола, в к-ых намечен конк­ретный план устройства послевоенной Европы. Эти протоколы предусматривали восстановление довоенных границ СССР и границ европейских стран, оккупиро­ванных Германией, с тер­риториальными изменениями для нек-ых. Сверх довоенных границ, СССР претендовал на территории за счет Румынии, Финляндии и части Во­ст Пруссии с г.Кенигсберг. Советское правительство предлагало рас­ширить Чехословакию и Юго­славию за счет Венгрии и Италии, а Турцию, - чтоб вознаградить ее за нейтралитет, - за счет Италии и Болга­рии. Польше намечалось передать нек-ые районы Зап Украины или Зап Белоруссии с польским населением и расширить ее тер­риторию в западном направлении за счет Вост Пруссии. Германию предполагалось полностью разоружить и разделить на ряд гос-в, восстановив Австрию как самостоятельное гос-во. Агрессоры должны возместить жертвам убытки, причиненные их нападением. Для сохранения будущего мира в Ев­ропе предлагалось создать международ­ную организацию - Европейский Совет и предоставить в ее распоряжение «определенное количество войск». +Сталин предложил Идену создать английские военные, военно-воздушные и военно-морские базы во Фр, Бель­гии, Голландии, Норвегии и Дании. Английское правительство не захотело связывать себя конкретными обя­зательствами, +ранее оно заявило о непризнании терр. перемен после 1939, и обещало правительству США не вступать без консультации с ним в секретные соглашения о послевоенном устройстве. Иден не согласился гаран­тировать новые границы СССР, а Сталин отказался подписать проекты договоров с Великобританией. Эти разногласия держались в тайне, но они серьезно осложняли взаимоотношения.

Японии строит планы против Англ, США, Голландии. Нападение Японии на Перл-Харбор. 11дек Германия и Итал+Венрг, Румын, Болг, СЛовак, Хорват объявили войну США. Договор Японии, Германии и Итал о взаимомопомощи. 18 янв 41г Соглашение о разграничении зон военных операций.

Подписание 26ю антифа гос-вами декларации Объединенных наций в Вашингтоне.

Союз 3 великих держав. После вступления США в войну, правительства Англии и США согласовали военно-полити­ч планы. В дек 1941 принят общий англо-американский план ведения войны. Открытие 2го фронта в Европе, планом не предусматривалось. Вме­сто - намечалось организовать высадку англо-американских войск во франц владениях в Сев Африке, к-ые контролировались Виши и где не было немецких и итальянских войск. Такая операция не могла отвлечь значительные силы с решающего советс­ко-германского фронта, но она более проста, могла вывести Италию из войны и укрепляла позиции Англии и США в Средизем­номорье. Согласовав свои планы без участия СССР, правительства Англии и США про­должили переговоры с Со­юзом. Опять вопрос 2го фрон­та. Советское правительство настаи­вало, чтоб Англия и США создали про­тив Германии 2й фронт в Европе как можно скорее, в течение 1942. Открыть 2й фронт требовали широкие слои населения в Англии и США. Справедливость этого призна­вал и Рузвельт. Но военные руководители США и Англии, как и Черчилль, считали, что еще нет условий, чтоб высадить де­сант в Европе. Для обсуждения дальнейших планов антигитлеровской коалиции Рузвельт и Черчилль пригласили Молотова посетить Лондон и Вашингтон в мае-июне 1942. Английское правительство согласилось заключить договор о послевоенном сотрудничестве с СССР, но без конк­ретных упоминаний о будущих границах СССР. Молотов намеревался отло­жить подписание договора, но Сталин, учитывая, что Германия начала наступление на Восточ фронте, дал ему инструкцию принять проект, предло­женный Англией. 26 мая 1942 в Лондоне подписан англо-советский договор «о союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны». Договор подтверждал соглашение о совместных действиях против Германии от 12 июля 1941 и предусматривал совместные дей­ствия в послевоенный период, +оказание взаимной помощи, если одна из сторон снова окажется вовлеченной в войну с Германией или связанными с ней гос-ми. СССР и Англия согласились сотрудничать в органи­зации безопасности и экономич процветания Европы; не заключать никаких союзов и не принимать участия ни в каких коалициях, направленных против др стороны. Срок действия договора 20 лет. СССР и США 11 июня 1942 заключили соглашение «о принципах, применимых к взаимной по­мощи в ведении войны против агрессии». Стороны обязались содействовать оборо­не и взаимно предоставлять материалы, обслуживание и инф-ию. Советское правительство обеща­ло по окончании войны вернуть США те из поставленных в СССР обо­ронных материалов, к-ые окажутся не уничтоженными, утраченными или упот­ребленными и могут пригодиться для обо­роны США. При окончательном расчете после окончания войны ССША должны учесть все имуще­ство, инф-ию и др выгоды, к-ые они получили от СССР. В послевоенный период предусматривалась возможность согласованных действий СССР и США с целью развития взаимовыгодных экономических отношений в духе Атлантической хартии. Подписанием договора с Англией и соглашения с США завершилось юридическое оформление союза 3 великих держав: СССР, Великобритании и США. Рузвельт предложил СССР создать после войны «международную полицейскую силу из 3-4 держав: СССР, США, Великобритании и Китая», и Ста­лин ответил, что «Рузвельт прав».

Уступая СССР и давлению общественного мнения, пра­вительства Англии и США подписали англо-советское и советско-американское коммюнике, где говорилось, что между СССР, Англией и США «достигнута договорен­ность о со­здания 2го фронта в Европе в 1942». В обмен правительство США добилось от СССР согласия на сокращение примерно на 40% поставок по ленд-лизу, что­б использовать освободившиеся ресур­сы для организации 2го фронта, а ан­глийское правительство сопроводило ком­мюнике конфиденциальной оговоркой: «заранее невозможно сказать, будет ли положение таким, что станет воз­можно осуществить эту операцию, когда наступит указанный срок». Взятые на себя обязательства по 2му фронту Ан­глия и США не выполнили. Через неделю после публикации коммюнике Черчилль вновь встретился с Рузвельтом и убедил его отложить создание 2 фронта в Европе. Вернулись к прежнему пла­ну о Французской Сев Афри­ке. СССР вновь пришлось в одиночку сражать­ся с главными силами Германии и ее союзников.

Дипломатия в годы Второй мировой войны

Нападение Германии на СССР. Речи Рузвельта и Черчилля. Складывается антигитлеров­ская коалиция, основой к-ой стал союз 3 великих держав: Великобритании, СССР и США. Заявления Черчилля и Рузвельта встре­тили поддержку большинства английско­го и американского народов, хотя нек-ые гос деятели США и Великобритании считали более желатель­ным взаимное истощение Германии и СССР. Их точку зрения высказал сенатор Трумэн (впоследствии - президент). В Англии сходные взгляды разделял ми­нистр авиационной пром-ти Мур-Брабазон, но руководители английского и американского правительств считали необходимым сотрудничать с СССР в борьбе против Германии. Поскольку СССР и Великобритания в отличие от США уже вое­вали против Германии, Советское прави­тельство предложило Англии заключить соглашение о совместных действиях. Англия согласилась. 12 июля 1941 под­писано англо-советское соглашение о совместных действиях в войне против Германии. СССР и Англия обязыва­лись «оказывать друг другу помощь и поддержку», +«не вести переговоров, не заключать перемирия или мирного договора, кроме как с обоюдно­го согласия». 31 июля 1941 в Архангельск прибыл 1ый английский военный корабль с техническими средства и боеп­рипасами для СССР. Затем в Архангельск и Мурманск - английские «кон­вои» - транспортные суда, охраняемые военными кораблями с оружием и боеприпасам. До конца 1941 в Союз пришли 7 английских конвоев.

Чтобы пресечь деятельность гитлеров­ских агентов в Иране, СССР и Англия по взаимному соглашению - и в соответствии с ирано-советским договором 1921-25 авг 1941 ввели в Иран свои вой­ска. Шах Ирана, ориентировавшийся на гитлеровскую Германию, отрекся от пре­стола и бежал. Новое иранское правитель­ство заключило договор о союзе с Великобританией и СССР. Оно обязалось обеспечить перевоз через Иран грузов, предназначенных для СССР, а СССР и Англия обяза­лись вывести свои войска из Ирана не по­зднее, чем через 6месяцев после оконча­ния военных действий против Германии и ее союзников. Принимая во внимание пожелания СССР, Англия 6 дек 1941 объявила войну союзникам Герма­нии, воевавшим против СССР, - Венгрии, Румынии и Финляндии. 
 Стремясь расширить коалицию анти­фа сил, СССР решил достичь соглашения не только с Великобританией, но и с эмигрантскими правительствами и группировками, выс­тупавшими против гитлеровской Герма­нии. В июле 1941 СССР подписал соглашения с на­ходившимися в Лондоне эмигрантскими правительствами Чехословакии и Польши. Советское правительство признало «утра­тившими силу» советско-германские до­говоры «о территориальных переменах в Польше", но вопрос о будущих польских границах остался открытым. Стороны обязались оказывать друг другу помощь в войне против Германии. Союз согласилось сформировать на территории СССР чехословацкие воинские ча­сти и польскую армию (в основном из польских военнопленных, находившихся в СССР). 27 сен 1941 Советское прави­тельство, по примеру Англии, признало генерала де Голля руководителем всех свободных французов. Оно обещало предоставить свободным французам «всестороннюю помощь и содействие в общей борьбе с Германией и ее союзника­ми»,+выразило реши­мость «обеспечить полное восстановле­ние независимости и величия Фр» после достижения совместной победы. В ответ генерал де Голль обязался «бороться на стороне СССР и его союзников до дости­жения победы над общим врагом и оказать СССР все­стороннюю помощь и содействие».

Московская конференция 3 дер­жав: СССР, Англии и США в сен-окт 1941. Правительства США и Англии обязались передать СССР значительное количество вооруже­ния, более 3500 самолетов и 4500 танков, а СССР обязался снабжать Англию и США страте­гическим сырьем. 30 окт Рузвельт распорядился пре­доставить СССР беспроцентный заем в 1 млрд. долларов, а 7 нояб 1941 рас­пространил на СССР закон о ленд-лизе. В СССР стали систе­матически поступать американское и английское оружие, снаряжение и продоволь­ствие. Они шли 3 путями: северным, через Северный Ледовитый, в Мурманск и Архангельск; южным - через Иран; и восточным - через Владивосток. Сначала эти поставки небольшие.

Атлантическая хартия - основной программный документ антигитлеров­ской коалиции, подписанная Рузвельтом и Черчил­лем 14 авг 1941 на корабле у берегов Канады. По хартии США и Великобритания «не стремятся к территориальным или др приобретениям» и «уважают пра­во всех народов избирать себе форму правления, при которой они хотят жить». Ддобиваться восстановления «суверенных прав и самоуправления тех народов, к-ые были лишены этого на­сильственным путем»; обеспечить рав­ный для всех стран доступ к торговле и к мировым сырьевым источникам; «возможность свободно плавать по морям и океанам»; организовать экономическое сотрудничество. Руз­вельт и Черчилль объявили, что считают необходимым разоружить агрессоров и создать надежную систему всеобщей бе­зопасности. Они призвали все гос-ва в будущем «отказаться от примене­ния силы». Хотя Атлантическая хартия принима­лась без консультации с СССР, ничего не говорила о конкретных задачах борьбы против фашизма, СССР в сент 1941 согласился с ее принципами. При этом, опасаясь, что положение о восстановлении суверенных прав и самоуправления тех народов, к-ые были их лишены насильственным пу­тем, может быть применено к терр. приобретениям СССР в 1939-1940, оговорил, что практическое применение принципов хартии «должно сообразоваться с обстоятельствами, нуждами и историческими особенностями той или др страны».

Противоречия в антигитлеровской коалиции. В коалиции существо­вали серьезные противоречия, вызван­ные различиями в социальной и полити­ч системе входивших в нее гос-тв; их целями и их политикой. +Разногласия по вопросу о 2м фронте в Европе, создание к-го СССР считал наиболее действенным способом достижения побе­ды над Германией. Уже 18 июля 1941 через неделю после соглаше­ния о совместных действиях с Англией, Сталин поставил этот вопрос в послании к Черчиллю. Ссылаясь на недостаток сил и средств, Черчилль отклонил это и все последующие предложения от­крыть в 1941 «2ой фронт на Балканах или во Фр». Др проблема - проблема пос­левоенных границ и вообще послевоенного устройства мира. Ни Англия, ни США не признавали новых границ СССР, установленных в 1939-1940, и опаса­лись возможной «большевизации Евро­пы», а СССР хотел юридичес­ки закрепить свои новые границы. Впер­вые эта проблема подробно обсуждалась во время визита английского министра иностранных дел Идена в Москву в декабре 1941. Иден намеревался допол­нить англо-советское соглашение о со­вместных действиях во время войны со­глашением о послевоенном сотрудниче­стве и привез с собой проект такого со­глашения, по к-му Англия и СССР обязывались сотрудни­чать во время войны и «в деле переустройства Европы после войны с вни­манием к интересам друг друга», в соот­ветствии с принципами Атлантической хартии, что обе стороны «не стремятся к территориальным или др приобретениям» и не будут вмешиваться во внутренние дела других народов. Союз предложил проекты 2 договоров: «о союзе и взаимной военной по­мощи между СССР и Англией в войне против Германии», другой - «об установлении взаимного согласия между СССР и Великобританией при решении послевоенных вопросов и об их совмес­тных действиях по обеспечению безопас­ности в Европе после окончания войны с Германией». Ко 2у договору Сталин, неожиданно для Идена, предложил добавить 2 секретных протокола, в к-ых намечен конк­ретный план устройства послевоенной Европы. Эти протоколы предусматривали восстановление довоенных границ СССР и границ европейских стран, оккупиро­ванных Германией, с тер­риториальными изменениями для нек-ых. Сверх довоенных границ, СССР претендовал на территории за счет Румынии, Финляндии и части Во­ст Пруссии с г.Кенигсберг. Советское правительство предлагало рас­ширить Чехословакию и Юго­славию за счет Венгрии и Италии, а Турцию, - чтоб вознаградить ее за нейтралитет, - за счет Италии и Болга­рии. Польше намечалось передать нек-ые районы Зап Украины или Зап Белоруссии с польским населением и расширить ее тер­риторию в западном направлении за счет Вост Пруссии. Германию предполагалось полностью разоружить и разделить на ряд гос-в, восстановив Австрию как самостоятельное гос-во. Агрессоры должны возместить жертвам убытки, причиненные их нападением. Для сохранения будущего мира в Ев­ропе предлагалось создать международ­ную организацию - Европейский Совет и предоставить в ее распоряжение «определенное количество войск». +Сталин предложил Идену создать английские военные, военно-воздушные и военно-морские базы во Фр, Бель­гии, Голландии, Норвегии и Дании. Английское правительство не захотело связывать себя конкретными обя­зательствами, +ранее оно заявило о непризнании терр. перемен после 1939, и обещало правительству США не вступать без консультации с ним в секретные соглашения о послевоенном устройстве. Иден не согласился гаран­тировать новые границы СССР, а Сталин отказался подписать проекты договоров с Великобританией. Эти разногласия держались в тайне, но они серьезно осложняли взаимоотношения.

Японии строит планы против Англ, США, Голландии. Нападение Японии на Перл-Харбор. 11дек Германия и Итал+Венрг, Румын, Болг, СЛовак, Хорват объявили войну США. Договор Японии, Германии и Итал о взаимомопомощи. 18 янв 41г Соглашение о разграничении зон военных операций.

Подписание 26ю антифа гос-вами декларации Объединенных наций в Вашингтоне.

Союз 3 великих держав. После вступления США в войну, правительства Англии и США согласовали военно-полити­ч планы. В дек 1941 принят общий англо-американский план ведения войны. Открытие 2го фронта в Европе, планом не предусматривалось. Вме­сто - намечалось организовать высадку англо-американских войск во франц владениях в Сев Африке, к-ые контролировались Виши и где не было немецких и итальянских войск. Такая операция не могла отвлечь значительные силы с решающего советс­ко-германского фронта, но она более проста, могла вывести Италию из войны и укрепляла позиции Англии и США в Средизем­номорье. Согласовав свои планы без участия СССР, правительства Англии и США про­должили переговоры с Со­юзом. Опять вопрос 2го фрон­та. Советское правительство настаи­вало, чтоб Англия и США создали про­тив Германии 2й фронт в Европе как можно скорее, в течение 1942. Открыть 2й фронт требовали широкие слои населения в Англии и США. Справедливость этого призна­вал и Рузвельт. Но военные руководители США и Англии, как и Черчилль, считали, что еще нет условий, чтоб высадить де­сант в Европе. Для обсуждения дальнейших планов антигитлеровской коалиции Рузвельт и Черчилль пригласили Молотова посетить Лондон и Вашингтон в мае-июне 1942. Английское правительство согласилось заключить договор о послевоенном сотрудничестве с СССР, но без конк­ретных упоминаний о будущих границах СССР. Молотов намеревался отло­жить подписание договора, но Сталин, учитывая, что Германия начала наступление на Восточ фронте, дал ему инструкцию принять проект, предло­женный Англией. 26 мая 1942 в Лондоне подписан англо-советский договор «о союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны». Договор подтверждал соглашение о совместных действиях против Германии от 12 июля 1941 и предусматривал совместные дей­ствия в послевоенный период, +оказание взаимной помощи, если одна из сторон снова окажется вовлеченной в войну с Германией или связанными с ней гос-ми. СССР и Англия согласились сотрудничать в органи­зации безопасности и экономич процветания Европы; не заключать никаких союзов и не принимать участия ни в каких коалициях, направленных против др стороны. Срок действия договора 20 лет. СССР и США 11 июня 1942 заключили соглашение «о принципах, применимых к взаимной по­мощи в ведении войны против агрессии». Стороны обязались содействовать оборо­не и взаимно предоставлять материалы, обслуживание и инф-ию. Советское правительство обеща­ло по окончании войны вернуть США те из поставленных в СССР обо­ронных материалов, к-ые окажутся не уничтоженными, утраченными или упот­ребленными и могут пригодиться для обо­роны США. При окончательном расчете после окончания войны ССША должны учесть все имуще­ство, инф-ию и др выгоды, к-ые они получили от СССР. В послевоенный период предусматривалась возможность согласованных действий СССР и США с целью развития взаимовыгодных экономических отношений в духе Атлантической хартии. Подписанием договора с Англией и соглашения с США завершилось юридическое оформление союза 3 великих держав: СССР, Великобритании и США. Рузвельт предложил СССР создать после войны «международную полицейскую силу из 3-4 держав: СССР, США, Великобритании и Китая», и Ста­лин ответил, что «Рузвельт прав».

Уступая СССР и давлению общественного мнения, пра­вительства Англии и США подписали англо-советское и советско-американское коммюнике, где говорилось, что между СССР, Англией и США «достигнута договорен­ность о со­здания 2го фронта в Европе в 1942». В обмен правительство США добилось от СССР согласия на сокращение примерно на 40% поставок по ленд-лизу, что­б использовать освободившиеся ресур­сы для организации 2го фронта, а ан­глийское правительство сопроводило ком­мюнике конфиденциальной оговоркой: «заранее невозможно сказать, будет ли положение таким, что станет воз­можно осуществить эту операцию, когда наступит указанный срок». Взятые на себя обязательства по 2му фронту Ан­глия и США не выполнили. Через неделю после публикации коммюнике Черчилль вновь встретился с Рузвельтом и убедил его отложить создание 2 фронта в Европе. Вернулись к прежнему пла­ну о Французской Сев Афри­ке. СССР вновь пришлось в одиночку сражать­ся с главными силами Германии и ее союзников.

Цели и задачи урока:

Познавательная:

  1. Проследить процесс, складывания антифашисткой коалиции.
  2. Выяснить, как осуществлялось сотрудничество, и какие задачи решали союзники на разных этапах войны.
  3. Оценить роль антифашисткой коалиции в победе.

Развивающая: способность развитию, у учащихся умений понимать проблемы, анализировать материал, рассуждать самостоятельно, находить в источнике подтверждения своим предположениям, аргументировать свою точку зрения – учить историческому мышлению на конкретных примерах.

Воспитательная: пробудить интерес к изучаемому периоду истории, формировать чувство гордости и патриотизма.

Оборудование: Левандовский “Россия в XX веке”. Чубарьян “Отечественная история XX начала XXI”. Алексашкина “Новейшая история”.

Историко-художественная хрестоматия по ВОВ, плакаты “Большая тройка”, “Сталинизм и фашизм в альянсе”, опорная схема.

Урок по технологии традиционного обучения комбинированный урок.

Ход урока

1. Вводное слово учится, постановка проблемы.

Грозное страшное слово война.
В мире страшней не найти.
Жжёт, убивает, душит она.
Все на своем пути.

Вторая мировая война – это самый крупный конфликт в истории человечества. В ней принимало участие 61 государство. Вторая мировая война – была войной дипломатий.

(Откройте тетради, запишите тему урока: “Дипломатия в годы второй мировой войны”).

(Консультант).

Вторая мировая война – это война коалиции, одна из которых – фашистская – сложилась до начала военных действий, а вторая – антифашистская – в ходе военных действий для совместной борьбы с агрессией. На уроке мы должны проследить процесс, складывания антифашистской коалиции, как разворачивались события на “дипломатическом фронте” какие задачи ставили союзники на разных этапах войны, оценить роль антифашистской коалиции в победе над фашизмом.

План урока:

  1. Образование коалиции фашистских государств.
  2. Особенности советской дипломатии 1939 – 1940.
  3. Создание антигитлеровской коалиции.
  4. Проблема второго фронта.
  5. Вехи сотрудничества и появление противоречий.
  6. Советские дипломаты.
  7. Дальневосточная компания советской армии.
  8. Итоги войны.
  9. Послевоенное урегулирование СССР и ООН.

2. Образование коалиции фашистских государств.

а) Работа с датами. Вывешиваю таблицу: система международных договоров – агрессоров привела к созданию фашистской коалиции. Вспомните договора.

Дополнение учителем
25 октября 1936 – Договор между Германией и Италией о военном сотрудничестве.

27 сентября 1940 – Берлинский пакт о военном союзе основных участников Антикоминтерновского пакта.

На заключение договора повлияли события в Эфиопии и Испании. Германия признала захват Эфиопии Италией. Страны договорились о разграничении сфер влияния в Европе (ось Берлин – Рим).

Под флагом борьбы с Коминтерном был оформлен блок, ставящий целью завоевать мировое господство.

Создан треугольник Берлин – Рим – Токио.

1939 г. – Венгрия – Испания – Маньчжоу–Го.

Окончательно оформился военный блок.

В ноябре к пакту присоединилась Венгрия, Румыния. Участниками пакта стали Болгария, Испания, Финляндия, Сиам, Маньчжоу – Го, Марионеточные государства Словакия, Хорватия.

3. Особенности советской дипломатии 1939 – 1940гг.

а) Беседа с учащимися.

В 1940г. во время визита в Германию, нарком иностранных дел СССР Молотов высказал идею возможности присоединения к договору СССР, при соблюдении внешне политических интересов. Молотов определял внешнюю политику в эти годы, 3 мая 1939 он сменил Литвинова. Это отражало переориентацию советского руководства в вопросах внешней политике в сторону сближения с Германией?

Давайте вспомним.

Как же происходит это сближение?

Политика коллективной безопасности.

(Сотрудничество государств по поддержанию мира, подписание соглашений о взаимопомощи государств).

Какие договора были подписаны?

(Договора о взаимопомощи с Францией, Чехословакией, Монголией о ненападении с Китаем).

Как Мюнхенское соглашение отразилось на идее создания системы коллективной безопасности?

(Расчленение и оккупация Чехословакии привели к краху политики коллективной безопасности. СССР вновь должен был искать надежных союзников для оказания помощи в трудную минуту).

Англо – Франко – Советские переговоры.

Когда происходили, что вам известно о них?

Пакт Молотова – Риббентрона.

Охарактеризуйте пакт. Какие последствия имел данный пакт. Дайте оценку внешней политики СССР в 1939г.

Вывод: политика советской дипломатии не отличалась ясностью и последовательностью. Сталинская дипломатия заключалась в том, чтобы попытаться лавировать, играть на противоречиях Англии, Франции с одной стороны, Германией с другой. Проводя эту политику, сталинское руководство отдавало предпочтение тайной дипломатии. В 1939г. происходит ориентация СССР во внешне политическом курсе и складывается альянс сталинизма и фашизма.

4. Создание антифашистской коалиции.

а) Рассказ учителя.

Однако данная политика, беспринципные сделки, пакт Молотова – Риббентрона и его реализация привели мир к началу второй мировой войны. Захватив Польшу Германия, оказалась вблизи наших границ. 21 июня 21:30 (зачитать пособие стр. 127)

Расчет Гитлера на то, что Советский Союз, окажется в международной изоляции, не оправдался. Сразу же после войны правительства Англии и США выступили с заявлениями о поддержке СССР. Началось складывание антигитлеровской коалиции.

б) Работа в тетради (составление опорной схемы).

П. 57 Левандовский стр. 256.

Алексашкина стр. 131.

В начале урока дать карточки учащимся для выполнения заданий:

Проверить выполнение работ. Вывешиваю плакат “складывания коалиции ”.

Процесс создания коалиции был непростым. Важным моментом в создании коалиции явилось вступление США в войну. Утром 7 декабря 1941г. Япония обрушила удары с воздуха и военных кораблей на главную морскую базу США – Перл – Харбор на Гавайских островах. Здесь были сосредоточены основные американские силы в Тихом океане. Нападение было неожиданным, в результате США понесли тяжелые потери. 8 декабря 1941 США объявили войну Японии. Одновременно японцы начали наступление на британские колонии. В результате Англия вступила в войну с Японией. Союз СССР, для Англии и США стал неизбежен, процесс образования коалиции завершился в мае – июне 1942г.

5. Проблема второго фронта.

С первых же дней войны между союзниками наметились разногласия по вопросу открытия второго фронта. В чем же проблемность этого вопроса? Одна из причин разногласий заключается в разном понимании второго фронта. Для союзников это были военные действия против фашистской коалиции во французской Северо-Западной Африке в 1941-1943, а в 1943 высадкой на Сицилии в Южной Италии.

Сталин обратился с просьбой открыть второй фронт в сентябре 1941г., место высадке войск для советского руководства территория Северной Франции. Второй фронт был открыт в июне 1944г. 6 июня 1944г. высадка англо-американских войск в Нормандии.

Какие еще разногласия существовали между ними? (Найдите в учебнике Чубарьян стр.137)

Проблема послевоенного устройства.
- Послевоенный путь развития освобожденных стран Восточной Европы.

Важные решения по данным вопросам рассматривались на конференциях?

Рассмотреть конференции (работа с учебником).

Дата
Место По одному ученику освещают этот вопрос
Участники
Решения

Стр. 138 Чубарьян.
Стр. 257 Левандовский.
Стр. 134-138 Алексашкина Вывешиваю таблицы.

6. Дальневосточная компания советской армии.

В соответствии с договоренностью достигнутой в Ялте Советское правительство объявило войну Японии (зачитать заявление Советского правительства, стр.280 хрестоматия, видеофильм – “И на Тихом океане”)

Какие были проведены операции Советской армией по разгрому Японии?

Маньчжурская наступательная операция 9 авг. – 2 сен. 1945г
- Южно – Сахалинская наступательная 11 – 25 авг. 1945
- Курильская десантская 18 авг. – 2 сен. 1945г.

7. Итоги войны.

Сотрудничество способствовало разгрому фашистского блока, но ведущей силой антигитлеровской коалиции был СССР, принявший всю тяжесть войны.

21 августа 1944г. в Думбартон – Оксе (пригород Вашингтона) была созвана конференция представителей СССР, США, Великобритании и Китая. Советскую делегацию возглавлял посол СССР, в США Громыко.

Конференция подготовила предложения о создании международной организации по сохранению мира и безопасности. Был разработан проект Устава ООН.

На Ялтинской конференции главы трех правительств договорились о созыве в апреле 1945г. в Сан-Франциско конференции объединенных Нации. Конференция была открыта 25 апреля 1945г. – принимали участие представители 50 стран, которые считаются государствами -

Большую роль во внешнеполитическом курсе СССР играли советские дипломаты.

Стр. 138 назовите фамилии.

Более 60 лет прошло с тех пор, когда дипломаты своим трудом внесли вклад в победу. Но в нашей республике мы также можем найти такие страницы в истории дипломатии. В этом году российская общественность отмечает 450-летие вхождение Башкирии в состав Русского государства. Ярким примером дипломатии является поездка башкирских послов в 1556г. к Ивану Грозному, а затем подписание грамоты вхождение башкирских племен в состав Русского государства, что нашло отражение и на нашем гербе.

8. Заключительная часть.

Рассмотрели тему:

Дипломатия Второй мировой войны.

“5” “Большая тройка”. Атомная бомбардировка японских городов. Разгром Квантунской армии. Итоги, уроки и цена победы.

стр. 139 Алексашкина вопросы 3-7
стр. 143 Чубарьян 1-2
стр. 260 Левандовский 2,4

Выставление оценок.

    Внешняя политика и дипломатия СССР, Великобритании и США (сентябрь 1939 – декабрь 1941 гг.)

    Внешняя политика и дипломатия держав-агрессоров, сентябрь 1939 - 1945 гг.

    Создание и основные этапы развития антигитлеровской коалиции (июль 1941 – сентябрь 1945 гг.).

    Планы послевоенного устройства мира в дипломатии стран антигитлеровской коалиции (1944 – 1945 гг.)

    Складывание послевоенного миропорядка: основные решения Ялтинской, Сан-Францисской и Потсдамской конференций 1945 г.

    Политико-дипломатические итоги Второй мировой войны.

Сообщения

1) Проблема открытия второго фронта в Европе во взаимоотношениях антигитлеровской коалиции

2) Тегеранская конференция: основные решения.

3) Создание ООН: от Думбартон-Окса до Сан-Франциско.

4) Участие Китая во Второй мировой войне.

Литература 1) Системная история международных отношений. 1945–2003. Т.4. Документы 1-6.

2) ди Нольфо Э. История международных отношений. Главы 4-7 (частично; прежде всего, не нужно уделать подробное внимание военным операциям).

3) Системная история международных отношений. Т.1. Раздел IV(по ссылкеhttp://www.obraforum.ru/lib/book1/section4.htm )

3) Киссинджер Г. Дипломатия. Гл. 14-16 (факультативно).

5) ПРИКРЕПЛЕННЫЙ РИДЕР.

6) АТЛАСЫ УИНКЛЕРА И НАТКИЛА ПО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ (ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!)

1)Молотов прибыл в Лондон 20 мая 1942 г., совершив рискованный перелет через территорию, оккупированную Германией. Черчилль объяснил советскому наркому, что Великобритания не может принять советские предложения в полном объеме. Однако, добавил он, после войны СССР, Великобритания и США будут сотрудничать в послевоенном мироустройстве. Молотову пришлось удовлетвориться этим и подписать 26 мая советско-английский договор. В нем содержались обязательства по взаимопомощи, а также обязательство не заключать сепаратного мира. Вторая часть договора, которая должна была оставаться в силе 20 лет, закладывала основы для послевоенного сотрудничества как в предотвращении возможной агрессии, так и в послевоенном урегулировании. Обе стороны обязались не стремиться к территориальным приобретениям и не вмешиваться в дела других стран. Этот договор стал формальной основой для сотрудничества между Великобританией и СССР. Партнеры стали союзниками.

Следующей остановкой на пути Молотова был Вашингтон. Рузвельт, на которого произвели впечатление зловещие пророчества Молотова о том, что Советский Союз может отступить за Волгу, оставив экономически богатые районы Германии, если второй фронт не будет открыт, просил передать Сталину, что союзники планируют открыть второй фронт в 1942 г. Но Рузвельт не уточнил, где именно - в Северной Европе, как того хотела Москва, или в каком-то другом месте.

Кроме того, Рузвельт развернул перед Молотовым блестящие перспективы послевоенного сотрудничества. Нынешние агрессоры должны быть разоружены и остаться разоруженными. Подобный контроль должен распространяться и на других нарушителей спокойствия, может быть, даже на Францию. Этот контроль должны осуществлять США, СССР, Великобритания и, возможно, Китай.

Молотов заявил, что советское правительство полностью поддерживает эти предложения. Рузвельт перешел к колониальным владениям, принадлежащим слабым державам. Ради всеобщей безопасности они должны быть переданы под международную опеку. Молотов снова с энтузиазмом поддержал президента.

Уклонившись от опасной темы признания новых границ СССР, американский президент открыл перед советскими лидерами головокружительные перспективы. СССР превращался в одного из трех мировых полицейских. Эта идея глубоко запала в голову Сталину, и дальнейшее взаимодействие с союзниками он будет строить на этой основе, все более переориентируясь на США как на главного партнера.

Кеннан Джордж

Дипломатия Второй мировой войны глазами американского посла в СССР Джорджа Кеннана

Кеннан Джордж

Дипломатия Второй мировой войны

глазами американского посла в СССР Джорджа Кеннана

Пер. с англ. Л.А. Игоревского, Ю.Д. Чупрова

Аннотация издательства: Книга лауреата Пулитцеровской премии Джорджа Кеннана, видного американского дипломата, посла в СССР с 1954-го по 1963 г., аналитика, советолога, автора многочисленных трудов по американской дипломатии и внешней политике, повествует о сложном с точки зрения развития ситуации в Европе периоде мировой истории: канун Второй мировой войны, крупные военные конфликты, послевоенный передел Европы и противостояние двух политических систем. Автор представляет свое мнение о происходившем, дает яркие, хотя отчасти спорные портреты Иосифа Сталина и Теодора Рузвельта, других выдающихся политических деятелей, знакомит с личными прогнозами развития России после войны, делает любопытные зарисовки из жизни сталинского окружения и сотрудников иностранных дипломатических миссий.

Часть первая

Глава 1. О себе

Глава 2. Подготовка к работе в России

Глава 3. Москва и Вашингтон в 1930-х годах

Глава 4. Прага, 1938-1939 годы

Глава 5. Работа в Германии в военное время

Глава 6. Португалия и Азорские острова

Глава 7. Европейская консультативная комиссия

Глава 8. Москва и Польша

Глава 9. Москва и победа в Европе

Глава 10. От дня победы в Европе до Потсдама

Глава 11. Длинная телеграмма

Часть вторая

Глава 12. Национальный военный колледж

Глава 14. План Маршалла

Глава 15. Статья "X" и "доктрина сдерживания

Глава 16. Япония и Макартур

Глава 17. Североатлантический альянс

Глава 18. Германия

Глава 19. Будущее Европы

Глава 20. Последние месяцы в Вашингтоне

Приложения

Примечания

Часть первая

Конечно, разные люди в различной степени помнят свои детство и юность. Боюсь, что у меня сохранилось об этих временах не так уж много воспоминаний. К тому же в наш стремительный век человека фактически отделяет от его собственного детства большее расстояние, чем в более спокойные времена, когда не было ни таких технологических переворотов, ни демографических взрывов, ни других столь бурных перемен. Углубляясь в эти воспоминания, я вижу перед своим мысленным взором худощавого, тихого, погруженного в себя студента, затем, более смутно, - не очень опрятного кадета военной школы. И уж совсем немногое я могу вспомнить о школьнике, который путешествовал из дома в школу и обратно по улицам Милуоки на новом трамвае, поражавшем тогда его воображение, весьма неохотно, с большим неудовольствием посещал по субботам школу танцев и так глубоко погружался в собственные грезы, что мог иногда часами не замечать того, что происходило вокруг. Своего более раннего детства я совершенно не помню. Можно, конечно, утверждать, что этот ребенок был очень чувствительным и с опаской относился к окружающему миру (так как рано лишился матери); однако это по большей части известно по рассказам других или в результате моего собственного анализа в более зрелые годы, а не по моим собственным воспоминаниям.

Другая трудность, с которой я сталкиваюсь, когда пытаюсь рассказать о своей жизни с самого начала, состоит в том, что в моем юном сознании, в большей мере, чем это бывает у других, отсутствовала четкая граница между миром фантазий и переживаний и миром реальности. В детстве мой внутренний мир был моим и только моим, и мне и в голову не приходило разделить мои переживания с другими людьми (со временем это свойство постепенно уступило место большему реализму). Моя внутренняя жизнь в то время была полна волнующих загадок, смутных страхов и того, что принято называть откровениями. Например, необычного вида темное и мрачное кирпичное здание с аркой над входом, неподалеку от нашего дома, казалось мне исполненным жуткой значительности, а в деревьях ближайшего к нам парка Джуно, по моему тогдашнему убеждению, жили эльфы (моя кузина Кэтрин рассказывала об этом моей сестре Фрэнсис, и я, конечно, поверил в этот рассказ).

С другой стороны, сами мои воспоминания отличаются неопределенностью и расплывчатостью. Может быть, в том таинственном и жутком кирпичном доме в конце нашей улицы действительно происходили какие-то страшные вещи, и смутные догадки об этом родились в чуткой детской душе. И как я могу быть уверенным, что в деревьях парка никогда не жили эльфы или иные чудесные существа? В жизни случались иногда вещи и более удивительные. Сейчас, конечно, в парке Джуно едва ли можно найти подобные чудеса, и все сказочные существа, должно быть, давно сбежали, напуганные обилием машин в Милуоки (из-за этих машин исчезло уже многое, составлявшее прежде прелесть этих мест). Но кто может сказать точно, что там было, а чего не было в 1910 году? Вещи таковы, какими мы их видим. Я тогда по-своему смотрел на этот парк, и мой взгляд предполагал существование эльфов. Что здесь было правдой, а что фантазией, и до какой степени, этого никто никогда не узнает. Возможно, подобные загадки можно прояснить с помощью психоанализа по Фрейду. Имело бы смысл это делать, будь я большим художником, крупным преступником или просто человеком исключительным в хорошем или дурном смысле. Но я не принадлежу к таким людям.

Здесь следует упомянуть о двух семейных обстоятельствах. Почти все предки моего отца (которые в начале XVIII столетия переселились в эту страну из Ирландии) были фермерами. Один из них стал пресвитерианским священником, другой - полковником революционной армии и депутатом первого законодательного собрания в штате Вермонт, но все они при этом продолжали заниматься и фермерством. Позднее мои предки переселились в штат Нью-Йорк, потом - в Висконсин. Их жены происходили также из фермерских семей.

Все это были люди грубоватые и не всегда привлекательные. Образование и светскость несколько больше интересовали женщин, нежели мужчин. Мой отец первым из них получил высшее образование. Прежде всего им было свойственно тогда жесткое своеволие и нежелание общаться с другими людьми (не считая церковных общин). Они всегда стремились освободиться от любого общества, которое могло бы ограничить их индивидуальную свободу.

Представители нашего рода не были ни богатыми, ни бедными, все они привыкли работать. Не имея капиталов, они никогда не сожалели об этом, не завидовали богатым и не обращались с упреками к властям. Главным для них была их страсть к самостоятельности. От правительства они требовали только, чтобы оно оставило их в покое. Когда бывало трудно (а так было не раз), они жаловались Богу, а не в Вашингтон. Человек, произошедший из такой семьи в XX столетии, должен быть лишен как чувства превосходства, так и чувства неполноценности, свободен от социального недовольства и готов воспринимать всех людей как равных, независимо от расы или национальности.